Чувашское республиканское отделение кпрф. Город чебоксары Национальный состав чувашии на год

Увеличить
Увеличить
Увеличить

Численность постоянного населения Чувашской Республики на 1 января 2014 года составила 1239984 человека, в том числе городского населения - 746215 человек (60,2%), сельского - 493769 человек (39,8%). За 2013 год численность населения республики уменьшилась на 3447 человек (на 0,3%)

Одной из особенностей структуры населения Чувашской Республики является многонациональность . За многие годы в Чувашии не было ни одного межэтнического конфликта. В настоящее время 95% населения придерживаются православной религии, 3% – ислама, 1% – протестантизма, 1% – других религий.

Плотность населения Чувашии 67.6 человек на 1 кв.км. Это один из самых высоких показателей в России. Численность экономически активного населения в 2013 году составил около 671,6 тыс. чел., из них занятые в экономике 633,3 тыс. чел., безработных 38,3 тыс. человек. Численность без- работных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости на конец года 4,8 тыс. чел. Демографическая ситуация характеризуется увеличением удельного веса работающих в возрастных группах от 25 до 29 лет и от 50 до 54 лет. Средний возраст занятых в экономике остается стабильным и составляет 39,5 года. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работникам организаций по Чувашской Республике в январе - мае 2014 года составила 19 716,2 рубля и по сравнению с январем - маем 2013 года увеличилась на 10,0%. В мае 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года средняя заработная плата увеличилась на 10,0% и составила 20 980,4 рубля. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в январе - мае 2014 года составила 102,8% к январю - маю 2013 года, а в мае 2014 года – 102,0% к маю 2013 года.
Среднесписочная численность работающих в организациях республики в январе - мае 2014 года составила 352,5 тыс.человек (99,0% к январю - маю 2013 года).
1997 1998 18,3 ↘ 18,2 ↘ 17,3 ↗ 18,6 ↘ 15,7 ↘ 10,2 ↘ 10,0 ↘ 9,4 ↗ 9,8 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 ↘ 8,9 ↗ 9,1 ↘ 8,9 ↗ 9,7 ↗ 10,1 ↗ 10,5 ↘ 10,1 ↗ 10,3 ↗ 11,6 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 ↗ 11,7 ↗ 12,6 ↗ 12,9 ↗ 12,9 ↗ 14,0 ↗ 14,0 ↘ 13,9
Смертность (число умерших на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
8,9 ↗ 9,9 ↗ 10,7 ↘ 10,6 ↘ 10,1 ↗ 13,0 ↘ 12,4 ↘ 12,3 ↘ 11,7
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↗ 13,3 ↗ 13,8 ↗ 14,1 ↗ 14,8 ↗ 15,3 ↘ 14,9 ↗ 15,2 ↘ 14,7 ↘ 14,5
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↘ 14,4 ↘ 13,7 ↗ 14,5 ↘ 13,5 ↘ 13,3 ↘ 13,2 ↗ 13,3
Естественный прирост населения (на 1000 человек населения, знак (-) означает естественную убыль населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
9,4 ↘ 8,3 ↘ 6,6 ↗ 8,0 ↘ 5,6 ↘ -2,8 ↗ -2,4 ↘ -2,9 ↗ -1,9
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘ -4,4 ↘ -4,7 ↘ -5,2 ↗ -5,1 ↘ -5,2 ↗ -4,4 ↘ -5,1 ↗ -4,4 ↗ -2,9
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↗ -2,7 ↗ -1,1 ↘ -1,6 ↗ -0,6 ↗ 0,7 ↗ 0,8 ↘ 0,6
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет)
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
70,3 ↘ 70,0 ↘ 69,3 ↘ 66,9 ↘ 66,2 ↗ 66,2 ↗ 67,2 ↗ 67,6 ↗ 68,7
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘ 66,9 ↘ 66,4 ↘ 66,0 ↘ 65,8 ↗ 65,9 ↗ 66,3 ↗ 66,4 ↗ 67,0 ↗ 67,4
2008 2009 2010 2011 2012 2013
↗ 67,8 ↗ 69,0 ↘ 68,5 ↗ 69,7 ↗ 70,3 ↗ 70,8

Возрастно-половой состав

Национальный состав

1939
чел.
% 1959
чел.
% 1989
чел.
% 2002
чел.
%
от
всего
%
от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
2010
чел.
%
от
всего
%
от
указав-
ших
нацио-
наль-
ность
всего 1076810 100,00 % 1097859 100,00 % 1338023 100,00 % 1313754 100,00 % 1251619 100,00 %
Чуваши 777202 72,18 % 770351 70,17 % 906922 67,78 % 889268 67,69 % 67,87 % 814750 65,10 % 67,70 %
Русские 241386 22,42 % 263692 24,02 % 357120 26,69 % 348515 26,53 % 26,60 % 323274 25,83 % 26,86 %
Татары 29007 2,69 % 31357 2,86 % 35689 2,67 % 36379 2,77 % 2,78 % 34214 2,73 % 2,84 %
Мордва 22512 2,09 % 23863 2,17 % 18686 1,40 % 15993 1,22 % 1,22 % 13014 1,04 % 1,08 %
Украинцы 3629 0,34 % 3837 0,35 % 7302 0,55 % 6422 0,49 % 0,49 % 4707 0,38 % 0,39 %
Марийцы 397 0,04 % 755 0,07 % 3799 0,28 % 3542 0,27 % 0,27 % 3648 0,29 % 0,30 %
Белорусы 648 0,06 % 1113 0,10 % 2198 0,16 % 1881 0,14 % 0,14 % 1417 0,11 % 0,12 %
Армяне 108 0,01 % 142 318 0,02 % 1261 0,10 % 0,10 % 1290 0,10 % 0,11 %
Азербайджанцы 41 0,00 % 181 422 0,03 % 857 0,07 % 0,07 % 891 0,07 % 0,07 %
Таджики 9 0,00 % 135 0,01 % 383 0,03 % 0,03 % 644 0,05 % 0,05 %
Цыгане 42 0,00 % 58 0,01 % 452 0,03 % 701 0,05 % 0,05 % 602 0,05 % 0,05 %
Узбеки 47 0,00 % 129 210 0,02 % 356 0,03 % 0,03 % 565 0,05 % 0,05 %
Молдаване 15 0,00 % 68 0,01 % 250 0,02 % 359 0,03 % 0,03 % 461 0,04 % 0,04 %
Немцы 322 0,03 % 291 0,03 % 376 0,03 % 520 0,04 % 0,04 % 404 0,03 % 0,03 %
Удмурты 66 0,01 % 76 0,01 % 558 0,04 % 453 0,03 % 0,03 % 332 0,03 % 0,03 %
Евреи 545 0,05 % 1003 0,09 % 690 0,05 % 393 0,03 % 0,03 % 317 0,03 % 0,03 %
Башкиры 53 0,00 % 280 0,02 % 318 0,02 % 0,02 % 295 0,02 % 0,02 %
Грузины 100 0,01 % 108 0,01 % 151 0,01 % 405 0,03 % 0,03 % 240 0,02 % 0,02 %
Казахи 84 0,01 % 67 0,01 % 194 0,01 % 240 0,02 % 0,02 % 190 0,02 % 0,02 %
Греки 16 0,00 % 199 0,01 % 200 0,02 % 0,02 % 166 0,01 % 0,01 %
другие 513 0,05 % 752 0,07 % 2061 0,15 % 1854 0,14 % 0,14 % 2129 0,17 % 0,18 %
указали национальность 1076742 99,99 % 1097843 100,00 % 1338012 100,00 % 1310300 99,74 % 100,00 % 1203550 96,16 % 100,00 %
не указали национальность 68 0,01 % 16 0,00 % 11 0,00 % 3454 0,26 % 48069 3,84 %

Чуваши

Татары

Общая карта

Легенда карты (при наведении на метку отображается реальная численность населения):

Напишите отзыв о статье "Население Чувашии"

Примечания

  1. . Проверено 27 марта 2016. .
  2. . Проверено 7 февраля 2015. .
  3. istmat.info/node/20228 Статистический справочник СССР за 1928 г.
  4. . Проверено 10 октября 2013. .
  5. . Проверено 14 октября 2013. .
  6. demoscope.ru/weekly/ssp/rus79_reg1.php Всесоюзная перепись населения 1979 г.
  7. . Проверено 28 июня 2016. .
  8. . .
  9. www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=31557 Численность постоянного населения на 1 января (человек) 1990-2013 года
  10. . .
  11. . Проверено 23 марта 2015. .
  12. . Проверено 31 мая 2014. .
  13. . Проверено 16 ноября 2013. .
  14. . Проверено 13 апреля 2014. .
  15. . Проверено 6 августа 2015. .
  16. :
  17. :
  18. Татарский энциклопедический словарь. - Казань, 1999.

Отрывок, характеризующий Население Чувашии

«О господи, народ то что зверь, где же живому быть!» – слышалось в толпе. – И малый то молодой… должно, из купцов, то то народ!.. сказывают, не тот… как же не тот… О господи… Другого избили, говорят, чуть жив… Эх, народ… Кто греха не боится… – говорили теперь те же люди, с болезненно жалостным выражением глядя на мертвое тело с посиневшим, измазанным кровью и пылью лицом и с разрубленной длинной тонкой шеей.
Полицейский старательный чиновник, найдя неприличным присутствие трупа на дворе его сиятельства, приказал драгунам вытащить тело на улицу. Два драгуна взялись за изуродованные ноги и поволокли тело. Окровавленная, измазанная в пыли, мертвая бритая голова на длинной шее, подворачиваясь, волочилась по земле. Народ жался прочь от трупа.
В то время как Верещагин упал и толпа с диким ревом стеснилась и заколыхалась над ним, Растопчин вдруг побледнел, и вместо того чтобы идти к заднему крыльцу, у которого ждали его лошади, он, сам не зная куда и зачем, опустив голову, быстрыми шагами пошел по коридору, ведущему в комнаты нижнего этажа. Лицо графа было бледно, и он не мог остановить трясущуюся, как в лихорадке, нижнюю челюсть.
– Ваше сиятельство, сюда… куда изволите?.. сюда пожалуйте, – проговорил сзади его дрожащий, испуганный голос. Граф Растопчин не в силах был ничего отвечать и, послушно повернувшись, пошел туда, куда ему указывали. У заднего крыльца стояла коляска. Далекий гул ревущей толпы слышался и здесь. Граф Растопчин торопливо сел в коляску и велел ехать в свой загородный дом в Сокольниках. Выехав на Мясницкую и не слыша больше криков толпы, граф стал раскаиваться. Он с неудовольствием вспомнил теперь волнение и испуг, которые он выказал перед своими подчиненными. «La populace est terrible, elle est hideuse, – думал он по французски. – Ils sont сошше les loups qu"on ne peut apaiser qu"avec de la chair. [Народная толпа страшна, она отвратительна. Они как волки: их ничем не удовлетворишь, кроме мяса.] „Граф! один бог над нами!“ – вдруг вспомнились ему слова Верещагина, и неприятное чувство холода пробежало по спине графа Растопчина. Но чувство это было мгновенно, и граф Растопчин презрительно улыбнулся сам над собою. „J"avais d"autres devoirs, – подумал он. – Il fallait apaiser le peuple. Bien d"autres victimes ont peri et perissent pour le bien publique“, [У меня были другие обязанности. Следовало удовлетворить народ. Много других жертв погибло и гибнет для общественного блага.] – и он стал думать о тех общих обязанностях, которые он имел в отношении своего семейства, своей (порученной ему) столице и о самом себе, – не как о Федоре Васильевиче Растопчине (он полагал, что Федор Васильевич Растопчин жертвует собою для bien publique [общественного блага]), но о себе как о главнокомандующем, о представителе власти и уполномоченном царя. „Ежели бы я был только Федор Васильевич, ma ligne de conduite aurait ete tout autrement tracee, [путь мой был бы совсем иначе начертан,] но я должен был сохранить и жизнь и достоинство главнокомандующего“.
Слегка покачиваясь на мягких рессорах экипажа и не слыша более страшных звуков толпы, Растопчин физически успокоился, и, как это всегда бывает, одновременно с физическим успокоением ум подделал для него и причины нравственного успокоения. Мысль, успокоившая Растопчина, была не новая. С тех пор как существует мир и люди убивают друг друга, никогда ни один человек не совершил преступления над себе подобным, не успокоивая себя этой самой мыслью. Мысль эта есть le bien publique [общественное благо], предполагаемое благо других людей.
Для человека, не одержимого страстью, благо это никогда не известно; но человек, совершающий преступление, всегда верно знает, в чем состоит это благо. И Растопчин теперь знал это.
Он не только в рассуждениях своих не упрекал себя в сделанном им поступке, но находил причины самодовольства в том, что он так удачно умел воспользоваться этим a propos [удобным случаем] – наказать преступника и вместе с тем успокоить толпу.
«Верещагин был судим и приговорен к смертной казни, – думал Растопчин (хотя Верещагин сенатом был только приговорен к каторжной работе). – Он был предатель и изменник; я не мог оставить его безнаказанным, и потом je faisais d"une pierre deux coups [одним камнем делал два удара]; я для успокоения отдавал жертву народу и казнил злодея».
Приехав в свой загородный дом и занявшись домашними распоряжениями, граф совершенно успокоился.
Через полчаса граф ехал на быстрых лошадях через Сокольничье поле, уже не вспоминая о том, что было, и думая и соображая только о том, что будет. Он ехал теперь к Яузскому мосту, где, ему сказали, был Кутузов. Граф Растопчин готовил в своем воображении те гневные в колкие упреки, которые он выскажет Кутузову за его обман. Он даст почувствовать этой старой придворной лисице, что ответственность за все несчастия, имеющие произойти от оставления столицы, от погибели России (как думал Растопчин), ляжет на одну его выжившую из ума старую голову. Обдумывая вперед то, что он скажет ему, Растопчин гневно поворачивался в коляске и сердито оглядывался по сторонам.
Сокольничье поле было пустынно. Только в конце его, у богадельни и желтого дома, виднелась кучки людей в белых одеждах и несколько одиноких, таких же людей, которые шли по полю, что то крича и размахивая руками.
Один вз них бежал наперерез коляске графа Растопчина. И сам граф Растопчин, и его кучер, и драгуны, все смотрели с смутным чувством ужаса и любопытства на этих выпущенных сумасшедших и в особенности на того, который подбегал к вим.
Шатаясь на своих длинных худых ногах, в развевающемся халате, сумасшедший этот стремительно бежал, не спуская глаз с Растопчина, крича ему что то хриплым голосом и делая знаки, чтобы он остановился. Обросшее неровными клочками бороды, сумрачное и торжественное лицо сумасшедшего было худо и желто. Черные агатовые зрачки его бегали низко и тревожно по шафранно желтым белкам.
– Стой! Остановись! Я говорю! – вскрикивал он пронзительно и опять что то, задыхаясь, кричал с внушительными интонациями в жестами.
Он поравнялся с коляской и бежал с ней рядом.
– Трижды убили меня, трижды воскресал из мертвых. Они побили каменьями, распяли меня… Я воскресну… воскресну… воскресну. Растерзали мое тело. Царствие божие разрушится… Трижды разрушу и трижды воздвигну его, – кричал он, все возвышая и возвышая голос. Граф Растопчин вдруг побледнел так, как он побледнел тогда, когда толпа бросилась на Верещагина. Он отвернулся.
– Пош… пошел скорее! – крикнул он на кучера дрожащим голосом.
Коляска помчалась во все ноги лошадей; но долго еще позади себя граф Растопчин слышал отдаляющийся безумный, отчаянный крик, а перед глазами видел одно удивленно испуганное, окровавленное лицо изменника в меховом тулупчике.
Как ни свежо было это воспоминание, Растопчин чувствовал теперь, что оно глубоко, до крови, врезалось в его сердце. Он ясно чувствовал теперь, что кровавый след этого воспоминания никогда не заживет, но что, напротив, чем дальше, тем злее, мучительнее будет жить до конца жизни это страшное воспоминание в его сердце. Он слышал, ему казалось теперь, звуки своих слов:
«Руби его, вы головой ответите мне!» – «Зачем я сказал эти слова! Как то нечаянно сказал… Я мог не сказать их (думал он): тогда ничего бы не было». Он видел испуганное и потом вдруг ожесточившееся лицо ударившего драгуна и взгляд молчаливого, робкого упрека, который бросил на него этот мальчик в лисьем тулупе… «Но я не для себя сделал это. Я должен был поступить так. La plebe, le traitre… le bien publique», [Чернь, злодей… общественное благо.] – думал он.
У Яузского моста все еще теснилось войско. Было жарко. Кутузов, нахмуренный, унылый, сидел на лавке около моста и плетью играл по песку, когда с шумом подскакала к нему коляска. Человек в генеральском мундире, в шляпе с плюмажем, с бегающими не то гневными, не то испуганными глазами подошел к Кутузову и стал по французски говорить ему что то. Это был граф Растопчин. Он говорил Кутузову, что явился сюда, потому что Москвы и столицы нет больше и есть одна армия.
– Было бы другое, ежели бы ваша светлость не сказали мне, что вы не сдадите Москвы, не давши еще сражения: всего этого не было бы! – сказал он.
Кутузов глядел на Растопчина и, как будто не понимая значения обращенных к нему слов, старательно усиливался прочесть что то особенное, написанное в эту минуту на лице говорившего с ним человека. Растопчин, смутившись, замолчал. Кутузов слегка покачал головой и, не спуская испытующего взгляда с лица Растопчина, тихо проговорил:
– Да, я не отдам Москвы, не дав сражения.
Думал ли Кутузов совершенно о другом, говоря эти слова, или нарочно, зная их бессмысленность, сказал их, но граф Растопчин ничего не ответил и поспешно отошел от Кутузова. И странное дело! Главнокомандующий Москвы, гордый граф Растопчин, взяв в руки нагайку, подошел к мосту и стал с криком разгонять столпившиеся повозки.

В четвертом часу пополудни войска Мюрата вступали в Москву. Впереди ехал отряд виртембергских гусар, позади верхом, с большой свитой, ехал сам неаполитанский король.
Около середины Арбата, близ Николы Явленного, Мюрат остановился, ожидая известия от передового отряда о том, в каком положении находилась городская крепость «le Kremlin».
Вокруг Мюрата собралась небольшая кучка людей из остававшихся в Москве жителей. Все с робким недоумением смотрели на странного, изукрашенного перьями и золотом длинноволосого начальника.
– Что ж, это сам, что ли, царь ихний? Ничево! – слышались тихие голоса.
Переводчик подъехал к кучке народа.
– Шапку то сними… шапку то, – заговорили в толпе, обращаясь друг к другу. Переводчик обратился к одному старому дворнику и спросил, далеко ли до Кремля? Дворник, прислушиваясь с недоумением к чуждому ему польскому акценту и не признавая звуков говора переводчика за русскую речь, не понимал, что ему говорили, и прятался за других.
Мюрат подвинулся к переводчику в велел спросить, где русские войска. Один из русских людей понял, чего у него спрашивали, и несколько голосов вдруг стали отвечать переводчику. Французский офицер из передового отряда подъехал к Мюрату и доложил, что ворота в крепость заделаны и что, вероятно, там засада.
– Хорошо, – сказал Мюрат и, обратившись к одному из господ своей свиты, приказал выдвинуть четыре легких орудия и обстрелять ворота.
Артиллерия на рысях выехала из за колонны, шедшей за Мюратом, и поехала по Арбату. Спустившись до конца Вздвиженки, артиллерия остановилась и выстроилась на площади. Несколько французских офицеров распоряжались пушками, расстанавливая их, и смотрели в Кремль в зрительную трубу.
В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.
Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади.
Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье, он целился во французов. Feu! – повторил артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались один ружейный и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота.
За щитами больше ничего не шевелилось, и пехотные французские солдаты с офицерами пошли к воротам. В воротах лежало три раненых и четыре убитых человека. Два человека в кафтанах убегали низом, вдоль стен, к Знаменке.
– Enlevez moi ca, [Уберите это,] – сказал офицер, указывая на бревна и трупы; и французы, добив раненых, перебросили трупы вниз за ограду. Кто были эти люди, никто не знал. «Enlevez moi ca», – сказано только про них, и их выбросили и прибрали потом, чтобы они не воняли. Один Тьер посвятил их памяти несколько красноречивых строк: «Ces miserables avaient envahi la citadelle sacree, s"etaient empares des fusils de l"arsenal, et tiraient (ces miserables) sur les Francais. On en sabra quelques"uns et on purgea le Kremlin de leur presence. [Эти несчастные наполнили священную крепость, овладели ружьями арсенала и стреляли во французов. Некоторых из них порубили саблями, и очистили Кремль от их присутствия.]
Мюрату было доложено, что путь расчищен. Французы вошли в ворота и стали размещаться лагерем на Сенатской площади. Солдаты выкидывали стулья из окон сената на площадь и раскладывали огни.
Другие отряды проходили через Кремль и размещались по Маросейке, Лубянке, Покровке. Третьи размещались по Вздвиженке, Знаменке, Никольской, Тверской. Везде, не находя хозяев, французы размещались не как в городе на квартирах, а как в лагере, который расположен в городе.
Хотя и оборванные, голодные, измученные и уменьшенные до 1/3 части своей прежней численности, французские солдаты вступили в Москву еще в стройном порядке. Это было измученное, истощенное, но еще боевое и грозное войско. Но это было войско только до той минуты, пока солдаты этого войска не разошлись по квартирам. Как только люди полков стали расходиться по пустым и богатым домам, так навсегда уничтожалось войско и образовались не жители и не солдаты, а что то среднее, называемое мародерами. Когда, через пять недель, те же самые люди вышли из Москвы, они уже не составляли более войска. Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы не состояла, как прежде, в том, чтобы завоевать, а только в том, чтобы удержать приобретенное. Подобно той обезьяне, которая, запустив руку в узкое горло кувшина и захватив горсть орехов, не разжимает кулака, чтобы не потерять схваченного, и этим губит себя, французы, при выходе из Москвы, очевидно, должны были погибнуть вследствие того, что они тащили с собой награбленное, но бросить это награбленное им было так же невозможно, как невозможно обезьяне разжать горсть с орехами. Через десять минут после вступления каждого французского полка в какой нибудь квартал Москвы, не оставалось ни одного солдата и офицера. В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам; в погребах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией; на дворах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и конюшен; в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смешили и ласкали женщин и детей. И этих людей везде, и по лавкам и по домам, было много; но войска уже не было.

Население Чувашии

Население Чувашии

Численность

На начало 2000 года численность населения Чувашской республики составила 1358,6 тыс.человек, около 40% составляют жители сельской местности. Плотность населения Чувашии (74,2 человека на 1 кв.км) является одной из самых высоких в России (в 8,7 раза выше среднероссийского), что определяет ее 4 место в Российской Федерации.

Города республиканского значения

") Численность населения приведена с учетом подчиненных администрации городов населенных пунктов.

Естественное движение населения.

(в расчете на 1000 населения)

Национальный состав.

.
В большинстве республик Российской Федерации этническая структура меняется в пользу населения титульных национальностей. Однако причины этого явления разные. В Чувашии он обусловлен, главным образом, более благополучными, нежели у русского населения, демографическими показателями.

Характеристики семьи

БРАКИ И РАЗВОДЫ

Образование

Основные показатели образования. на конец года)

603 584 550 521 499 57,6 51,6 48,4 45,2 42,8 711 696 695 695 697 222,5 224,8 226,8 225,6 220,9 32 32 32 32 32 17,3 17,2 16,7 16,8 16,9 127 126 123 124 125 28 28 27 27 28 20,3 21,0 21,0 21,2 22,2 149 155 155 156 163 5 5 6 9 12 20,7 24,0 27,1 31,5 36,9 152 177 199 231 272
1995 1996 1997 1998 1999

Число постоянных дошкольных учреждений, ед.

В них детей, тыс.человек

Число дневных общеобразовательных школ,ед.

В них учащихся, тыс.человек

Число государственных учебных заведений начального профессионального образования, ед.

В них учащихся: тыс.человек

на 10000 населения

Число государственных средних специальных учебных заведений, ед,

В них студентов: тыс.человек

на 10000 населения

Число высших учебных заведений,ед.

В них студентов: тыс.человек

на 10000 населения

Уровень жизни

Типология регионов России по уровню жизни населения в 1995 году.

Покупательная способность, скорректированная на уровень бедности - более 80% от 60 до 80% менее 60% Тип 1. г.Москва, г.С.Петербург, Вологодская, Тульская, Ростовская, Пермская, Тюменская области Тип 2. Мурманская, Калужская, Смоленская, Ярославская, Нижегородская, Липецкая, Свердловская, Кемеровская области, Краснодарский край, республика Коми, Татарстан Тип.4 Костромская, Орловская, Белгородская, Тамбовская, Воронежская, Самарская, Ульяновская, Челябинская, Камчатская области, Красноярский край - более 70% от 50 до 70% менее 50% Тип 3. Ленинградская, Тверская, Пензенская Иркутская области, Саха (Якутия) Тип 5. Архангельская, Новгородская, Брянская, Московская, Амурская, Калининградская области, Карелия, Чувашия, Башкортостан Тип 7. Владимирская, Рязанская, Курская, Астраханская, Омская, Томская, Магаданская, Сахалинская области, Ставропольский, Алтайский, Приморский, Хабаровский края, Удмуртия, Хакассия - более 60% от 40 до 60% менее 40% тип. 6. Кировская, Саратовская Волгоградская, Адыгея, республика Алтай, Бурятия Тип. 8. Псковская область, Мордовия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Тува Тип 9. Ивановская, Курганская, Оренбургская, Новосибирская, Читинская области, Марий Эл, Калмыкия, Северная Осетия
Реальные доходы населения к 1990 г.
высокая (более 150%)
средняя (от 110 до 150%)
низкая (менее 110%)

Типология регионов России по значению коэффициента "зажиточности" в 1995 г.

Степень расслоения Коэффициент "зажиточности" Регионы
(в порядке убывания коэффициента) высокая более 2,0 г.Москва, Тюменская обл., Амурская обл., Кемеровская обл., Красноярский край, Магаданская обл., г.С.Петербург, Камчатская обл., республика Коми, Пермская обл., Белгородская обл., Самарская обл., Тульская обл. выше средней 1,7 - 2,0 Орловская обл., Вологодская обл., Башкортостан, Калужская обл., Костромская обл., Иркутская обл., Новгородская обл., Тамбовская обл., Ульяновская обл., Смоленская обл., Мурманская обл., Нижегородская обл., Челябинская обл., Воронежская обл., Свердловская обл., Ярославская обл. средняя 1,3 - 1,7 Ростовская обл., Республика Алтай, Краснодарский край, Курская обл., Калининградская обл., Саха (Якутия), Брянская обл., Ивановская обл., Липецкая обл., Омская обл., Томская обл., Татарстан, Ставропольский край, Алтайский край, Карелия, Удмуртия, Хабаровский край, Архангельская обл., Тверская обл., Хакассия, Бурятия, Приморский край, Сахалинская обл., Кировская обл., Чувашия, Ленинградская обл. Ниже средней 1,0 - 1, 3 Рязанская обл., Волгоградская обл., Московская обл., Астраханская обл., Саратовская обл., Владимирская обл., Псковская обл., Пензенская обл., Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Новосибирская обл. Низкая менее 1,0 Мордовия, Курганская обл., Карачаево-Черкессия, Адыгея, Марий Эл, Калмыкия, Оренбургская обл., Дагестан, Читинская обл., Тува

Экономическая активность населения (в процентах к итогу)

Соотношение городского и сельского населения (на 1 января; тыс.человек)

Мобильность населения

Миграционные потоки

в стране на сегодня официально зарегистрировано около 1,2 млн человек со статусом "беженец". При этом следует отметить, что далеко не все беженцы зарегистрированы, а потому эта цифра, по оценкам некоторых экспертов, больше в 3-4 раза. Только в прошлом году в миграционную службу обратилось 140 тыс. человек, из них 118 тыс. получили статус вынужденных переселенцев и беженцев. В Чувашии на сегодняшний день зарегистрировано 2800 вынужденных переселенцев.

Как заявил вице-премьер правительства Чувашии Петр Ивантаев, для республики проблема миграции не столь актуальна. Тем не менее в республике действует специальная межведомственная комиссия, которую он и возглавляет. К тому же миграционная служба тесно взаимодействует с органами исполнительной власти республики.

"Этнический магнетизм" двух республик с общим положительным сальдо миграции - Татарстана и Чувашии - притягивал к себе представителей титульной национальности гораздо сильнее, чем русских.

Национальный состав мигрантов в республиках РФ за 1997-1998 гг.

2398 1605 456 1487 684 385 1147 555 116 905 590 118 11162 2349 2230 10411 1929 2336 –4816 –4175 79 –4851 –4192 –37 –4540 –3815 950 (*) 488 –4296 5813 482 –173 522 517 –132 428 –564 –599 216 –1291 –1221 117 –1269 –1189 135 –1561 –1018 149 –399 –570 –20 –573 –783 10 241 220 43 –195 –214 –11 –11008 –7973 –110 –0612 –7820 –64 1089 682 353 1197 681 248 –295 –266 –258 –765 –440 –277 –17207 –13373 –152 –19666 –14991 –224 –1342 –1930 1178 1523 –1607 3225 16361 3390 10315 14286 2732 9411 –859 –798 13 –619 –648 57 3502 1850 829 3029 1812 672 1799 1625 168 1241 1171 150 – – – – – –
Республики 1997 1998
всего в том числе всего в том числе
русские татары русские татары
01. Адыгея
02. Алтай
03. Башкортостан
04. Бурятия
05. Дагестан
06. Ингушетия
07. Кабардино-Балкария
08. Калмыкия
09. Карачаево-Черкессия
10. Карелия
11. Коми
12. Марий Эл
13. Мордовия
14. Саха (Якутия)
15. Северная Осетия
16. Татарстан
17. Тува
18. Удмуртия
19. Хакасия
20. Чечня
21. Чувашия 2456 678 1443 3517 939 2176

В 3 республиках с тюркоязычным титульным населением, в том числе в Башкортостане, Татарстане и Чувашии, численность прибывших в республику лиц титульных национальностей превосходила численность прибывших сюда русских.

Источники информации

Чувашия–99. Статистический сборник. Издатели: Государственный комитет Российской Федерации по статистике, Государственный комитет Чувашской Республики по статистике. Профессионалы за сотрудничество. Издательство "Янус-К" Анализ тенденций развития регионов России. Подготовлен Научно-благотворительным фондом "Экспертный институт". Национальная электронная библиотека

Народ чуваши - довольно многочисленный, только в России проживает более 1,4 млн человек. Большинство занимают территорию республики Чувашия, столицей которой является город Чебоксары. Есть представители народности и в других областях России, а также за границей. По сотне тысяч человек проживают на территории Башкирии, Татарстана и в Ульяновской области, чуть меньше - в Сибирских краях. Внешность чувашей вызывает множество споров у ученых и генетиков о происхождении этого народа.

История

Считается, что предками чувашей были булгары - племена тюрков, которые проживали с IV в. на территории современного Урала и в Причерноморье. Внешность чувашей говорит об их родстве с этническими группами Алтая, Средней Азии и Китая. В XIV веке Волжская Булгария прекратила свое существование, народ переселился на Волгу, в леса вблизи рек Сура, Кама, Свияга. Поначалу было явным разделение на несколько этнических подгрупп, со временем оно сгладилось. Название «чуваши» в русскоязычных текстах встречается с начала XVI века, именно тогда места, где проживал этот народ, вошли в состав России. Происхождение его также связывают с существовавшей Булгарией. Возможно, оно пришло еще от кочевых племен сувар, которые позже слились с булгарами. Мнения ученых разделились в объяснении того, что обозначало слово: имя человека, географическое наименование или что-либо другое.

Этнические группы

Народ чуваши расселялся вдоль берегов Волги. Этнические группы, проживающие в верховьях, назывались вирьял или тури. Сейчас потомки этих людей проживают в западной части Чувашии. Те, что селились по центру (анат енчи) располагаются в середине края, а селившиеся в низовьях (анатари) занимали юг территории. Со временем различия между субэтническими группами стали не столь заметны, теперь это народ одной республики, люди часто переселяются, общаются друг с другом. В прежнее время у низовых и верховых чувашей образ жизни сильно различался: по-разному строили жилища, одевались, организовывали быт. По некоторым археологическим находкам можно определить, какой этногруппе принадлежала вещь.

На сегодняшний день районов в Чувашской республике насчитывается 21, городов - 9. Кроме столичного, в числе крупнейших называют Алатырь, Новочебоксарск, Канаш.

Внешние особенности

Удивительно, но только у 10 процентов от всех представителей народа доминирует во внешности монголоидная компонента. Специалисты-генетики утверждают, что раса смешанная. Принадлежит преимущественно к европеоидному типу, что можно сказать по характерным чертам внешности чувашей. Среди представителей можно встретить людей с русыми волосами и глазами светлых оттенков. Есть и личности с более выраженными монголоидными признаками. Генетики подсчитали, что у большинства чувашей группа гаплотипов аналогична той, что характерна для жителей стран на севере Европы.

Среди других особенностей внешности чувашей стоит отметить невысокий или средний рост, жесткость волос, более темный цвет глаз, чем у европейцев. Естественным образом вьющиеся локоны - явление редкое. У представителей народа часто встречается эпикантус, особая складка у уголков глаз, характерная для монголоидных лиц. Нос по форме обычно короткий.

Чувашский язык

Язык остался от булгар, но значительно отличается от других тюркских языков. Его используют до сих пор на территории республики и в близлежащих областях.

В чувашском языке встречается несколько диалектов. Проживающие в верховьях Суры тури, по мнению исследователей, «окают». Этнический подвид анатари больший упор делал на букву «у». Однако четкие отличительные признаки на данный момент отсутствуют. Современный язык в Чувашии, скорее, близок к используемому этносом тури. В нем есть падежи, но отсутствует категория одушевленности, так же как и род существительных.

До X века алфавит использовался рунический. После реформ был заменен арабскими символами. А с XVIII века - кириллицей. Сегодня язык продолжает «жить» в интернете, появился даже отдельный раздел Википедии, переведенный на язык чувашей.

Традиционные занятия

Народ занимался земледелием, выращивал рожь, ячмень и полбу (разновидность пшеницы). Иногда на полях высеивали горох. С давних времен чуваши разводили пчел и употребляли в пищу мед. Чувашские женщины занимались ткачеством и плетением. Особенно популярны были узоры с сочетанием красного и белого цветов на ткани.

Но и другие яркие оттенки также были распространены. Мужчины занимались резьбой, из дерева вырезали посуду, мебель, украшали жилища наличниками и карнизами. Развито было рогожное производство. А с начала прошлого века в Чувашии всерьез занялись строительством судов, были созданы несколько специализированных предприятий. Внешность коренных чувашей несколько отличается от облика современных представителей народности. Многие живут в смешанных семьях, создают браки с русскими, татарами, некоторые и вовсе переселяются за границу или в Сибирь.

Костюмы

Внешность чувашей ассоциируется с их традиционными типами одежды. Женщины носили вышитые узорами туники. Низовые чувашки с начала XX века облачались в пестрые рубахи со сборками из разных тканей. Спереди был вышитый передник. Из украшений девушки анатари носили тевет - обшитую монетами полоску ткани. На голове носили специальные шапочки, по форме похожие на шлем.

Мужские штаны назывались йем. В холодное время года чуваши носили портянки. Из обуви традиционными считались сапоги из кожи. Существовали специальные наряды, одеваемые на праздники.

Женщины украшали одежду бисером, носили перстни. Из обуви также часто использовались лыковые лапти.

Самобытная культура

От чувашской культуры осталось множество песен и сказок, элементов фольклора. У народа было принято на праздниках играть на инструментах: пузыре, гуслях, барабанах. Впоследствии появились скрипка и гармонь, стали сочинять новые застольные песни. Издавна существовали разные предания, которые отчасти были связаны с верованиями народа. Перед присоединением территорий Чувашии к России население было языческим. Верили в разные божества, одухотворяли природные явления и объекты. В определенное время совершали жертвоприношения, в знак благодарности или ради хорошего урожая. Главным среди прочих божеств считали бога Неба - Тура (иначе - Тора). Чуваши глубоко чтили память о предках. Строго соблюдали обряды поминовения. На могилах, обычно, устанавливали столбы из деревьев определенной породы. Для умерших женщин ставили липы, а для мужчин - дубы. Впоследствии большая часть населения приняла православную веру. Многие обычаи изменились, некоторые со временем были утрачены или забыты.

Праздники

Как и у других народов России, в Чувашии существовали собственные праздники. Среди них Акатуй, отмечаемый в конце весны - начале лета. Он посвящен земледелию, началу подготовительных работ к посеву. Продолжительность празднования - неделя, в это время совершаются особые обряды. Родные ходят в гости друг к другу, угощаются сыром и многообразием других блюд, из напитков предварительно варят пиво. Все вместе поют песню о посеве - своеобразный гимн, затем долго молятся богу Тура, просят его о хорошем урожае, здоровье членов семьи и прибыли. На праздник распространены гадания. Дети бросали в поле яйцо и следили, разбилось оно или осталось целым.

Другой праздник у чувашей был связан с почитанием солнца. Отдельно существовали дни поминовения умерших. Также распространены были земледельческие обряды, когда люди вызывали дождь или, наоборот, желали, чтобы он прекратился. Большие пиры с играми и увеселениями проводились на свадьбу.

Жилища

Селились чуваши вблизи рек в небольших поселениях, именуемых ялами. Планировка расселения зависела от конкретного места жительства. На южной стороне дома выстраивались вдоль линии. А в центре и на севере использовался гнездовой тип планировки. Каждая семья селилась на определенном участке деревни. Родственники жили рядом, в соседних домах. Уже в XIX веке стали появляться деревянные постройки по типу русских сельских домов. Чуваши украшали их узорами, резьбой, иногда - росписью. Как летняя кухня, использовалось специальное строение (лась), выполненное из сруба, без крыши и окон. Внутри находился открытый очаг, на котором занимались приготовлением пищи. Вблизи домов часто строились бани, назывались они мунчами.

Иные особенности быта

До того момента, как главенствующей религией в Чувашии стало христианство, на территории существовало многоженство. Исчез также обычай левирата: вдову больше не обязывали вступать в брак с родственниками погибшего мужа. Количество членов семьи существенно сократилось: теперь в нее включались только супруги и их дети. Жены занимались всеми хозяйственными делами, подсчетом и сортировкой продуктов. На их плечи также возлагалась обязанность ткачества.

По существовавшему обычаю сыновей женили рано. Дочерей же, наоборот, старались выдать замуж попозже, потому нередко в браке жены были старше мужей. Наследником дома и имущества назначался младший в семье сын. Но у девушек также имелось право на получение наследства.

В поселениях могли быть смешанного вида общины: например, русско-чувашские или татарско-чувашские. По внешности чуваши не отличались разительно от представителей других народностей, потому сосуществовали все довольно мирно.

Пища

В связи с тем, что животноводство в крае было развито в малой степени, в пищу в основном употребляли растения. Основными блюдами чувашей были каши, (полбяная или чечевичная), картофель (в более поздние века), супы из овощей и зелени. Традиционный испеченный хлеб называли хура сакар, его выпекали на основе ржаной муки. Это считалось женской обязанностью. Распространены были также сладости: ватрушки с творогом, сладкие лепешки, ягодные пироги.

Еще одно традиционное блюдо - хулла. Так назывался пирог в форме круга, в качестве начинки использовали рыбу или мясо. Чуваши занимались приготовлением разных видов колбас на зиму: с кровью, с начинкой из круп. Шартан - так назывался сорт колбасы, сделанный из овечьего желудка. В основном мясо употребляли только по праздникам. Что касается напитков, чуваши варили особенное пиво. Из полученного меда делали брагу. А позднее стали употреблять квас или чай, которые были позаимствованы от русских. Чуваши с низовья чаще пили кумыс.

Для жертвоприношений использовали птицу, которую разводили дома, а также конину. На некоторые особые праздники закалывали петуха: например, когда на свет появлялся новый член семьи. Из куриных яиц уже тогда делали яичницу, омлеты. Эти блюда употребляются в пищу по сей день, и не только чувашами.

Известные представители народа

Среди обладающих характерной внешностью чувашей встречались и известные личности.

Вблизи Чебоксар родился Василий Чапаев, в будущем известный полководец. Его детство прошло в небогатой крестьянской семье в деревне Будайка. Другой известный чуваш - поэт и писатель Михаил Сеспель. Писал книги на родном языке, одновременно был общественным деятелем республики. На русский язык его имя переведено как «Михаил», но по-чувашски звучало Мишши. В память о поэте были созданы несколько памятников и музеев.

Уроженцем республики также является В.Л. Смирнов, уникальная личность, спортсмен, ставший абсолютным чемпионом мира по вертолетному спорту. Обучение проходил в Новосибирске и неоднократно подтверждал свое звание. Есть среди чувашей и именитые художники: А.А. Кокель получил академическое образование, написал множество потрясающих работ углем. Большую часть жизни провел в Харькове, где преподавал и занимался развитием художественного образования. В Чувашии также родился популярный артист, актер и телеведущий

Чувашия - республика в составе РФ, расположенная в 700 километрах от Москвы. Население Чувашии - свыше 1,2 миллиона человек. В статье речь пойдет о том, кто населяет республику, а также о демографических проблемах и городах края.

общие сведения

Чувашия - одна из Она расположена в центре европейской части страны. На севере республики протекает река Волга. Расстояние от «столицы» края до столицы России составляет 630 км.

Республика занимает небольшую (по российским меркам) площадь: около 18 000 квадратных километров. Население Чувашии составляет 1,23 миллиона человек. Республика достаточно хорошо связана с другими регионами России автомобильными, железнодорожными, а также водными транспортными путями.

Большая часть Чувашии расположена в междуречье Суры и Свияги, в пределах лесной и лесостепной природных зон. Рельеф территории равнинный, климат - умеренно-континентальный. Из полезных ископаемых в регионе имеются месторождения и фосфоритов.

Чувашия - земля с богатой культурой и традициями. Ее часто называют «краем ста тысяч песен». Исследователи акцентируют внимание на своеобразии местной музыкальной культуры, которая выражается не только в особой манере пения, но и в наборе инструментов.

Динамика и численность населения республики

Чувашия - один из самых населенных субъектов Российской Федерации. По состоянию на 2016 год здесь проживает 1 миллион 237 тысяч человек. При этом средняя плотность населения Чувашии - одна из самых высоких в России (почти 68 чел./кв. км.).

Тем не менее, демографическая ситуация в республике вот уже двадцать лет остается весьма сложной. Начиная с 1994-го, население Чувашии постепенно вымирает. За этот период времени регион потерял почти 100 тысяч своих жителей! Правда, к 2016 году темпы вымирания населения приостановились, в первую очередь за счет увеличения рождаемости.

Другая серьезная региона - это «старение» населения. Дело в том, что из республики активно выезжает молодежь. Соответственно, в возрастной структуре населения увеличивается доля людей пенсионного возраста.

Уровень урбанизации в крае сравнительно невысокий - 61,3%. Однако в последнее время городское население Республики Чувашии увеличивается с каждым годом.

Возрастной, половой состав населения и миграции

Как уже упоминалось выше, в Чувашии с каждым годом увеличивается доля пенсионеров. Соответственно, доля лиц несовершеннолетнего возраста уменьшается. Если в 1989 году она составляла почти 27%, то в 2002 - всего 19,9%.

Если говорить о половой структуре населения, то в Чувашии преобладают женщины (53,7%). Однако в последние годы наблюдается тенденция к выравниванию общего соотношения мужчин и женщин.

Население Чувашии сокращается не только вследствие естественных демографических процессов, но и за счет активной эмиграции. За последние пять лет в регионе наблюдается отрицательная миграционная динамика. В среднем, каждый год Чувашию покидает на 2-5 тысяч человек больше, нежели въезжает в республику. Главными центрами притяжения для мигрантов из этого региона является Москва, Ульяновская область, Татарстан и Подмосковье.

Этнический состав населения. Кто такие чуваши?

В национальном составе республики доминируют чуваши (67,7%). Далее идут русские (26,7%), татары (2,8%) и мордва (около 1%). Также на территории Чувашии довольно многочисленны диаспоры украинцев, белорусов и армян.

Чуваши - коренное население республики. Это тюркский этнос, происхождение которого ученые связывают с волжскими булгарами. Общая численность чувашей в мире оценивается в полтора миллиона человек. Половина из них проживает в пределах Республики Чувашии. Остальные представители этого этноса распорошены по территории России, они также живут в Казахстане, Узбекистане, Украине и некоторых других странах.

Чуваши говорят на своем языке - чувашском, который имеет три диалекта. В 65% школ региона обучение детей происходит именно на этом языке. Большая часть чувашей - православные христиане. Однако есть среди них и приверженцы традиционных языческих верований.

Согласно древним чувашским мифам, Земля имеет форму квадрата. Небесная твердь опирается на четыре столпа (медный, каменный, золотой и серебряный). Каждый из четырех углов Земли надежно охраняет богатырь-защитник.

Современное территориальное устройство республики. Население Чувашии по районам

Республика Чувашия сегодня разделена на 21 административный район. Здесь насчитывается девять городов, восемь ПГТ и 1720 деревень. Столицей республики является город Чебоксары. Согласно последней в нем проживает каждый третий житель Чувашии.

Районы республики различны по своим размерам. Самый большой по площади - Алатырский, а самый маленький - Красноармейский. Ниже в таблице представлены все районы Чувашии, с указанием численности населения по каждому из них:

Название района

Количество жителей (в тыс. чел.)

Алатырский

Аликовский

Батыревский

Вурнарский

Ибресинский

Канашский

Красноармейский

Красночетайский

Козловский

Комсомольский

Марпосадский

Моргаушский

Порецкий

Урмарский

Цивильский

Чебоксарский

Шумерлинский

Шемуршинский

Ядринский

Янтиковский

Яльчикский

Города Чувашии

Перечень городов Чувашии включает в себя девять населенных пунктов. Два из них относятся к числу крупных городов. А вот в самом маленьком проживает всего 8,5 тысяч человек.

Самым старым городом в пределах республики считаются Чебоксары (первое упоминание в письменных документах за 1469 год). В XVI веке возникли еще три города - Алатырь, Ядрин и Цивильск.

Ниже перечислены все города Чувашии по численности населения (от самого крупного - к самому маленькому):

  • Чебоксары.
  • Новочебоксарск.
  • Канаш.
  • Алатырь.
  • Шумерля.
  • Цивильск.
  • Козловка.
  • Мариинский Посад.
  • Ядрин.

Город Чебоксары - столица республики

Чебоксары - самый крупный город в Чувашии. Помимо столичного статуса, это также важный культурный, научный и транспортный центр края. В 2001 году город получил почетный титул «самого благоустроенного» в России.

Чебоксары расположены на реке Волге. Транспортными воротами города является аэропорт, железнодорожный вокзал и речной порт.

Город возник в середине XV века. К началу XVIII века он превращается в крупный центр торговли на Поволжье. Здесь активно торгуют хлебом, пушниной, рыбой, медом и солью. В настоящее время в Чебоксарах работает более десятка крупных предприятий. Здесь выпускают промышленные тракторы, электронные приборы и оптическое оборудование, текстиль, кондитерские изделия. Два местных завода выпускают широкий спектр алкогольной продукции.

Чебоксары известны и в качестве рекреационного центра региона. Так, на левом берегу Волги находится санаторий «Чувашия», который оказывает оздоровительные услуги, а также услуги по лечению и диагностике различных заболеваний.

Чебоксары - важный образовательный и культурный центр Чувашии. Здесь функционируют пять вузов, а также ряд филиалов иногородних В городе работает восемь музеев, пять театров и более 30 публичных библиотек. Ежегодно в Чебоксарах проводится несколько крупных фестивалей.

Среди архитектурных памятников города стоит отметить несколько красивейших старинных храмовых построек и комплексов. В частности, Введенский собор 1651 года, Свято-Троицкий монастырь, основанный в XVII веке, Успенский храм (1763 год). В городе в разное время было установлено более тридцати памятников, скульптурных композиций и монументов. Самые красивые и известные из них - это монумент Матери (который считается главным туристическим символом Чебоксар), великолепный конный памятник Чапаеву, бюст поэта Низами Гянджеви и другие.

В заключение

1 236 628 - такова точная численность населения Чувашии (на 2016 год). Главным этносом в пределах республики являются чуваши - коренные жители края. Здесь их насчитывается около 68%. Город Чебоксары - крупнейший город Чувашии и ее столица.

Сегодня для этой республики характерен целый ряд острых демографических проблем: вымирание и старение населения, а также отток молодежи в другие, более перспективные регионы страны.