Гугун запретный город. Запретный город (Императорский дворец). Особенности строения запретного города в Пекине

На протяжении веков на территории Запретного города в Пекине проживал только император и его семья. Вся королевская свита располагалась за его стенами, до определенного времени вход обычным людям был сюда запрещен.

История строительства Императорского дворца

Здание было Императорского дворца построено в 1406-1420 годах, здесь на протяжении 5 столетий проживало 24 императора династий Мин и Цин. В строительстве принимали участие 1 млн. строителей и более 100 тысяч других специалистов, среди которых были художники, мастера резьбы по дереву и камню, и многие другие. Это великолепное сооружение и уникальная достопримечательность Китая включена в перечень мирового наследия человечества.

Полное название исторического здания – Цзыцзинчэн, что в переводе означало Пурпурный запретный город, позже появилось другое название – Гугун, Дворец прежних правителей, оно почти вытеснило первое. Очень часто этот город называют просто Императорским дворцом либо Зимним императорским дворцом, ведь император чаще бывал здесь в зимнее время, а летом посещал одну из своих загородных резиденций.

Последний китайский император Пу И, который отрекся от престола в 1912 году, уехал из Запретного города лишь в 1925 году. Здание дворца часто подвергалось разрушениям из-за постоянных пожаров, после чего многие участки приходилось строить заново. Основная их часть датируется 17-19 веками.

Что посмотреть на территории Запретного города

Императорский дворец находится в центре города недалеко от площади Тяньаньмэнь , он выполнен в форме прямоугольника, по углам стен здания находятся сторожевые башни. Причем Запретный город – это целый комплекс сооружений, их здесь насчитывается 9999, помещением считается и обычная площадка, которая окружена колоннами. Они занимают территорию в 72 гектара.

Главный вход в город – это южные ворота Умэнь, или Полуденные ворота, еще их называют Срединными. За ними находится большая площадь Цзиньшуйхэ с каналом («река Золотой воды»). Через канал возвышают 5 мостов из мрамора, они ведут к воротам Тайхэмэнь, ограждающие комплекс зданий. Здесь проходили официальные мероприятия.

Северную часть достопримечательности Пекина украшает Императорский сад, его размеры небольшие, но красота неописуема. Здесь можно прогуляться среди бассейнов и причудливых камней, посетить небольшие павильоны и отдохнуть в уютной беседке. А недалеко расположены одни из самых лучших гостиниц Пекина .

Информация для посетителей

Адрес: 4 Jingshan Qianjie, Dongcheng, Пекин.

Гугун, он же Пурпурный или Запретный город, расположен в самом центре Пекина и, бесспорно, принадлежит к величайшим памятникам мировой культуры. Он был выстроен в начале XV в. императором Чжу Ди. третьим правителем из династии Мин. Этот государь перенёс столицу из Нанкина в Бейдзин (Пекин) и озаботился созданием новой резиденции. В течение 15 лет, с 1405 по 1420 г., - по гем временам достаточно быстро - был возведён дворцовый комплекс, включавший множество сооружений - от величественных храмов до миниатюрных беседок и мостиков властителя Поднебесной отвечал представлениям окружавших престол чиновников-конфуцианцев о величии Сына Неба.

Он был задуман как неприступная резиденция, отделённая от остального мира мощной крепостной стеной и широким рвом. Ещё свежа была память о войнах и смутах, сопутствовавших падению прежней династии Юань во второй половине XIV в. Чтобы подчеркнуть божественный характер власти императоров Китая, при строительстве дворца использовались материалы двух цветов - жёлтого и тёмно-красного, считавшихся в Поднебесной священными. Этих цветов достигали, особым образом обжигая черепицу и кирпич. Отсюда пошло наименование Пурпурный город - Цзыцзинчэн. Второе название - Гугун - означает «дворец прежних правителей», оно появилось позднее и со временем стало основным.

План небесного города

В строительстве Гугуна и его отделке было занято до 100 тыс. ремесленников и около миллиона разнорабочих. Дворцовый комплекс делился на две части - собственно Запретный город и так называемый Императорский город. Последний включал в себя правительственные учреждения, усадьбы высшей знати и дворцовые службы. Здесь же располагались парки, храмы и второстепенные дворцы.
Этот грандиозный ансамбль являет собой квинтэссенцию китайской традиционной архитектуры, мало изменившейся за два тысячелетия. Его территория представляет в плане правильный квадрат, обнесённый кирпичной стеной высотой 10 м и окружённый каналом шириной 60 м. За стенами симметрично расположены дворцы, ворота, внутренние дворы, ручьи и сады. Общая площадь «города» составляет 72 га, из которых постройки занимают 15 га.

Императорский город с его тысячами чиновников, придворных, рабов, рабынь и евнухов был по сути маленьким государством в государстве с собственной иерархией, финансами, законами, судом, тюрьмой. Южная стена этого города сохранилась по сей день, а его сооружения в настоящее время служат резиденциями руководителей Китая.

В Запретном городе жил только сам император с семьёй. Он крайне редко покидал резиденцию. В эту часть комплекса допускались лишь самые приближённые к Сыну Неба сановники. Для простых смертных, даже очень знатных, вход сюда был закрыт. Запретный город счита л ся центром Поднебесной, а значит, и всего мира. В нём находились Гугун — собственно императорские дворцы, Таймяо — Храм Предков, Шэцзитань — Храм Плодородия, священная гора Цзиньшань и священный Западный Парк.

Из всех ворот Запретного города самые знаменитые Ворота Небесного Спокойствия - Тяньаньмынь, ведущие на одноимённую площадь. Стоявшие здесь прежде деревянные ворота сгорели от удара молнии в 1456 г., после чего священнослужители приняли решение задобрить разгневанных духов новыми - с подходящим названием. Перед воротами Тяньаньмынь возвышаются две сакральные колонны - гуабяо - из белого мрамора, украшенные искусной резьбой. К востоку тянется великолепный парк из кедров и кипарисов, многим из которых уже шесть веков. В нём расположен Храм Предков, воздвигнутый при маньчжурских императорах на месте уничтоженного л. Интерьер. аналогичного храма династии Мин.
К западу от ворот Тяньаньмынь находится Храм Плодородия, где совершались моления об урожае и отправлялся культ духов - покровителей! злаков. Неподалёку возвышается священная гора Цзиньшань высотой 60 м. Он имеет пять вершин с беседками на каждой и засажен кипарисами и соснами. На склоне горы растёт старый вяз, обнесённый оградой. По легенде, на нём три с половиной века назад повесился последний император династии Мин, когда маньчжуры захватили город.

От ворот Тяньаньмыш. проходит особая Императорская дорога, возвышающаяся над землёй благодаря специальной насыпи и вымощенная плитами полированного камня. Только император имел право проходить по пей в дни торжеств и ритуальных жертвоприношений. Дорога заканчивается у Полуденных Ворот -У Мынь, увенчанных двухъярусной крышей. Это величественное и вместе с гем изящное сооружение служило символом Солнца и императорской власти. Над воротами была воздвигнута Башня Пяти Фениксов (Уфэнлоу), или Башня Барабанов. Последнее название возникло оттого, что во время торжественных выходов императора на ней били в исполинский барабан.

Вопреки обыденному представлению, главные ворота комплекса — это не Тяньаньмынь, а именно У Мынь. За ними начинается соб ственно З а претный город. Миновав их, чело век попа дал во внутренний двор, пересечён ный кана лом Нэйцзиньшуй — Золотой Рекой. Нэйцзиньшуй облицованы мрамором и обнес ены резной каменной балюстрадой. Через канал перекинуты пять мраморных мос тиков, с имволизирующих пять добродетелей, их к внутренним воротам, именуемым Воротами Высшей Гармонии.

За ними - ещё один большой внутренний двор, способный вместить 20 тыс. человек. На противоположной его стороне, на высокой мраморной террасе, стоит самое значительное здание Запретного города - Тайхэдянь, или Зал Высшей Гармонии. Его высота - 35 м, длина - 63 м, а площадь - четверть гектара. В этой огромной тронной палате император появлялся лишь в особо торжественных случаях, к которым относились и важнейшие праздники (День Урожая, День Дракона и т. и.). Там оглашались указы, полководцам вручались полномочия на ведение войны, лично монархом утверждались высшие учёные звания. Внутри палата украшена великолепно сохранившейся росписью. Перед входом в неё расположены бронзовые скульптуры XVI в.: стражники-львы и черепахи - символ долголетия.
Рядом с главным дворцом расположены ещё два здания: Тайхэдянь - Зал Срединной Гармонии, где совершались важнейшие религиозные обряды с участием императора, и Баохэдянь - Зал Сохранения Гармонии, где китайские чиновники держали экзамен на высшие учёные звания и должности.

Позади главных зданий Гугуна разместились три менее значимых, так называемых Задних дворца. Первый - Дворец Небесной Чистоты (Цяньцингун), где принимали послов и губернаторов. Именно там на Алтаре Света и Истинного Величия хранилось прижизненное завещание императора, в котором он назначал наследника на случай своей кончины. Второй - Дворец Общения Неба и Земли (Цзяотайдань), где праздновались дни рождения Сына Неба и хранились особо важные доку менты и царские печати. И наконец, Дворец Земного Спокойствия (Куиньниньгун), где совершались брачные церемонии членов императорской фамилии. Эти павильоны символизировали абсолютную власть китайских императоров над всеми частями света. Они размещены на террасированных постаментах, к ним ведут длинные лестницы из белого мрамора. Севернее находились жилые покои императоров, их семей и придворных.
Кровли павильонов Запретного города выложены золотистой черепицей; столбы, двери, оконные рамы выкрашены алым лаком; балки перекрытий, плафоны, стены сплошь покрыты тонкой резьбой, росписью и позолотой, парадные павильоны обнесены беломраморными резными парапетами.

Здания Запретного города в изобилии украшены изображениями черепах, оленей, журавлей, бабочек, цветов, олицетворяющих долголетие, благоденствие, мудрость, счастье и красоту. Но больше всего китайцы любили дракона -символ власти Сына Неба. Замысловато загнутые карнизы многоярусных крыш были призваны отпугивать злых духов. Кровли и ворота дворца покрывали цветной глазурованной черепицей с барельефами и иероглифическими надписями. Постройки соединялись между собой проходами, закрытыми двориками и церемониальными воротами.

К западу от ворот У Мынь возвышается Уиндянь — Павильон Воинской Доблести. В эпоху Мин здесь устраивались аудиенции для высших военных чинов империи. В помещении к югу от павильона находилась галерея портретов императоров и императриц древности. Портреты уцелели в бурях войн и революций и оказались в числе экспонатов, вывезенных в 1949 г. на Тайвань. Ныне они выставлены в Тайбейском музее, получившем полуофициальное название Новый Гугун.

Весь дворцовый ансамбль первоначально насчитывал 9999,5 комнат и залов. Это странное на первый взгляд число имеет религиозное объяснение. По преданиям, в Небесном Дворце ровно 10 тыс. комнат, и Сын Неба не считал возможным создавать дворец, превосходящий божественные покои. Поэтому одну крошечную комнатку-чулан посчитали за половину.
Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город символически «повёрнут спиной» к северу, который в китайской мифологии считался местом пребывания злых демонов и враждебных сил.

ФЕНИКС — ГЛАШАТАЙ ВОЛИ ИМПЕРАТОРА

Возле ворот Тяньаньмынь в торжественной обстановке оглашались императорские указы.

Перед воротами была оборудована специальная Площадка оглашения указов. В начале церемонии все высшие гражданские и военные чины двора выстраивались лицом к северу возле мостика через канал и опускались на колени. Затем министр церемоний выносил текст указа на лаковом подносе и ставил его на паланкин, который несли евнухи. Паланкин проносили вдоль строя коленопреклонённых чиновников к вратам Тяньаньмынь и специальным подъёмником поднимали на надвратную башню, откуда глашатай торжественно зачитывал указ. Затем свиток указа вкладывался в клюв позолоченной деревянной статуи птицы Феникс (Фэнлу), которую опускали на площадь на шёлковых верёвках. Её ставили на тот же паланкин и доставляли в Палату Церемоний, где текст указа размножали и рассылали по всей стране. Эта замысловатая церемония носила название «Провозглашение императорской воли посредством Феникса».

Храм неба и земли

В комплекс музеев Запретного города входят также расположенные за пределами его стен Храм Неба и Храм Земли. Храм Неба — Хуанцюнъюй — занимает площадь 28 га и окружён двумя рядами стен. Его самая важная часть — Храм Молений об Урожае, воздвигнутый в 1420 г. Это круглое здание с трёхъярусной крышей, облицованной черепицей священного жёлтого цвета и увенчанной позолоченным куполом. Высота его 38 м, диаметр — 30 м. Оно воздвигнуто без применения стропил и поперечных балок и даже без несущих внутренних стен.

Одно из храмовых сооружений — Алтарь Неба представляет собой трёхступенчатую террасу из белого мрамора. Три яруса символизируют три элемента мироздания: Небо, Землю и Человечество. Перед ним расположен так называемый Камень Троекратного Эха. Если встать на первую ступеньку алтаря и хлопнуть в ладоши, то эхо будет однократным, со второй ступеньки — двукратным, а с третьей - трёхкратным. Второе сооружение — восьмиугольный Зал Небесного Свода достигает высоты 20 м и обнесено искусно построенной Стеной Эха. Стена Эха замечательна тем, что произнесённые перед ней даже шёпотом слова отчётливо слышны с противоположной стороны стены. Третье здание — Циняньдянь, или Зал Жатвенных Молитв, имеет высоту 27 м. Оно построено в основном из дерева и чудом уцелело во всех войнах и смутах последних полутора веков. Ныне тёмно-синяя глазурованная черепица крыши, искусная резьба по дереву и изумительно украшенный интерьер делают его одной из наиболее заметных достопримечательностей.

Архитектура сооружений Запретного города отличается разнообразием и неповторимостью форм и декора. На карнизах крыш беседок и мемориальных арок(пайлоу) помещали лепные изо б ражения стражей — львов и драконов, а у входов во дворцы и храмы ставили каменных львов.

БЕЗДОННАЯ КЛАДОВАЯ СОКРОВИЩ

К середине XIX в. в результате двух «опиумных войн» и Тайпинс- кого восстания, унёсших порядка 20 млн жизней, Китай очень ослаб и попал в зависимость от европейских держав, а вскоре и от Японии. В I860 г. Пекин был захвачен англо-французскими войсками. Уже после разграбления города и бегства императора победители сожгли Летний дворец - одну из жемчужин Запретного города, мотивируя это необходимостью окончательно поставить на колени побеждённых. Этот великолепный павильон так и не был восстановлен. Ныне его руины можно увидеть в парке Пекинского университета.

После окончания гражданской войны новая власть предприняла усилия по восстановлению экспозиций дворца. Но уже в начале 60-х гг. XX в. работы прекратились в связи с печально знаменитой Культурной революцией, когда многое из национального наследия Китая оказалось под запретом коммунистической власти. Доступ посетителей в Гугун был закрыт, почти все музейные работники разогнаны. К счастью, Запретный город не подвергся очередному разрушению, хотя традиционное китайское искусство и объявлялось «упадочно-националистическим» и «порождением чужеземных династий, угнетавших народ». Со второй половины 70-х гг. музеи Гугуна возобновили полномасштабную научную и культурную деятельность.

В 1900 г., после разгрома Боксёрского восстания, город вновь заняли войска европейских держав. Интервенты уничтожили дворцовую библиотек), где хранились редчайшие старинные рукописи и книги. Из Пекина были вывезены целые эшелоны с золотом, жемчугом, слоновой костью и фарфором. В ходе Синьхайской революции 1911-1913 гг. единоличным хозяином Гугуна стал генерал Юань Шикай, бесконтрольно распоряжавшийся всеми богатствами императорской резиденции. В 1924 г. семья императора Пу И окончательно была изгнана из Запретного города. Во время гражданской войны императорскими сокровищами правительство Гоминьдана расплачивалось с иностранными союзниками.

В 1937 г. Пекин взяли японские войска. Часть коллекций китайцы успели эвакуировать, но львиная доля пропала в хаосе отступления или была захвачена оккупантами. В 1949 г. по приказу Чан Кайши уцелевшие экспонаты вывезли на Тайвань.
В настоящее время для посетителей открыта приблизительно половина территории комплекса. В музее хранится около миллиона экспонатов - более 10 % всех музейных фондов КНР, из них в экспозиции представлено всего 18 тыс. При этом экспозиция непрерывно обновляется. Происходит своего рода круговорот раритетов. Туристы, уже бывавшие в Пекине и посещавшие Запретный город, в следующий свой приезд могут увидеть совершенно новые коллекции.

У генерала А. И. Власова, бывшего в конце 30-х гг. XX в. советским вое н ным советником в Китае, при возвращении в СССР на границе изъяли два чемодана личных подарков Чан Кайши из коллекций Запретного города: старинный фарфор, нефрит, изделия из золота и драгоценных камней.

Сейчас вся музейная экспозиция состоит из двух больших частей. Первая - дворцы и жилые покои императорской семьи, в которых воссоздана прежняя обстановка. Наиболее значимым является Выставочный зал исторических и художественных ценностей, где представлены самые важные экспонаты, в том числе предметы из знаменитых гробниц императора III в. до н. э. Цинь Шихуанди и императора У-Ди, жившего во II в. до и. э. Кроме того, в комплекс входят Выставочный павильон драгоценностей, павильоны живописи, искусства династий Мин и Цинь, керамики, изделий из бронзы, часов.
В целом экспозиция Гугуна даёт возможность ознакомиться с культурными и художественными реликвиями различных периодов истории Китая - от полумифической династии Чжоу до последней Цинь. Он считается крупнейшим дворцом-музеем мира, превосходя и Московский Кремль, и Версаль.

Западные и восточные дворцы
Через юго-западные ворота лежит путь из сада в Западные дворцы, где расселялись вторые по старшинству императрицы, вдовствующие императрицы-матери и наложницы высокого ранга. Каждый из них — это особая усадьба, отделённая стенами от остального мира. Шесть дворцов расположены попарно: Сосредоточенной Красоты, Всеобщего Счастья, Почитания Земли, Вечной Весны, Долголетия и Высшего Начала.

Во Дворце Чистого Колокольного Звона экспони р уются «четыре сокровища кабинета учёного»: уникальной работы бумага, тушечницы и кисти для письма, выполненные лучшими мастерами разных эпох, цветные гравюры по дереву, старопечатные книги X-XII вв.

В восточной части жилых покоев расположены шесть Восточных дворцов: Чистого Колокольного Звона, Благого Солнца, Повиновения Небу, Вечной Гармонии, Почитания Доброты и Вечного Счастья. Внешне они очень похожи на западные дворцы, но в меньшей степени сохранили внутреннее убранство, поскольку здесь размещена экспозиция произведений искусства из императорских коллекций.
В 1644 г., когда династия Мин пала в результате очередного народного восстания, страну захватили маньчжуры, Запретный город был разграблен. Но маньчжурские владыки, основавшие династию Цинь, вскоре восстановили его в прежнем блеске. Были возведены новые храмы и дворцы, разбиты сады и парки. К XVIII столетию Гугун достиг наивысшего великолепия. Здесь сосредоточивались не только шедевры китайского искусства, но и сокровища, вывезенные из соседних стран. По словам летописцев, во дворцах Гугуна «хранились несказанные богатства из земель варваров», Французские миссионеры сообщали: «Удивительно, как много у этого государя интересных и великолепных вещей всякого рода со всех уголков мира». Посол Англии лорд Макартни, посетивший Китай в конце XVIII в., вспоминал о большом количестве вещей европейского происхождения у императора: «Музыкальные шкатулки, глобусы, часы такого изысканного мастерства и в таком изобилии, что наши подарки выглядели в сравнении с ними более чем скромными. И нам сказали, что все эти прекрасные вещи лишь малая часть имеющегося».

Особую коллекцию составляли привезённые иноземными послами дары, в официальных описях именовавшиеся «данью варварских царей законному владыке мира». Китайские источники проводили чёткое различие между «дарами» — предметами, посылаемыми от имени императора, и «данью», под которой понимались любые приношения чужеземцев.
К сожалению, от прежнего великолепия до сегодня дошло немного. Современные экспозиции музеев Запретного города в основном созданы уже в новейшее время.

В самом центре Пекина располагается большой императорский дворцовый комплекс, прозванный китайцами «Гугун» (故宫 gùgōng , «Бывший дворец»). Двадцать четыре императора времён династий Мин и Цин жили в нём, сменяя друг друга на троне правителей Поднебесной, установленном здесь же.

Комплекс был возведен за 14 лет при императоре Чжу Ди (династия Мин, 1368-1644 гг.). Древние китайские астрономы считали, что пурпурная (Полярная) звезда расположена в центре небес, и, следовательно, император Неба живёт в дворце пурпурного цвета. Соответственно, обитель императора земного была выполнена в тех же тонах и названа Пурпурным Городом. В город этот запрещено было входить без специального разрешения самого императора. Таким образом, в именование комплекса добавилось еще и «Запретный» (紫禁城 zǐjìnchéng , Пурпурный запретный город), но вскоре цвет отошел на второй план, осталось лишь название, известное и поныне - «Запретный Город ».

Сегодня это знаменитый дворец-музей к северу от площади Тяньаньмэнь. Строгий прямоугольник Запретного города является крупнейшим в мире дворцовым комплексом и занимает 74 гектара. 8886 комнат располагаются в 980-ти дворцовых зданиях, окруженных 52-метровым (в ширину) рвом с водой и 10-метровой (в высоту) стеной. С каждой стороны стена имеет ворота. Между восточным и западным воротам расстояние составляет 750 метров. Уникальные резные башни возвышаются над каждым из четырёх углов наружной стены. С них хорошо видны дворцы и городские пейзажи Пекина.

Запретный Город разделен на две части . Южная часть, или Внешний Дворец, была местом, где император осуществлял свою верховную власть над народом. Северная часть, или Внутренний Дворец - место, где он жил со своей семьёй.

Наиболее важный зал как во Внешнем Дворце, так и во всем комплексе - Зал Высшей Гармонии (太和殿 tài hé diàn ). Он построен в 1420 году, занимает площадь 2400 квадратных метров, а высотой 36,57 метров - самый высокий дворец в комплексе. Во времена правления императора ни одно здание в Пекине не могло быть выше Зала Высшей Гармонии. В этом дворце находится трон дракона - императорский трон, окруженный слонами, символизирующими мир.

До 1924 года, когда последний император Китая Пу И был изгнан из Внутреннего Дворца, четырнадцать императоров династии Мин и десять императоров династии Цин уже успели пожить в Запретном городе. Будучи на протяжении пяти веков домом властителей Поднебесной, дворец сохранил немало редких сокровищ и легенд.

Строительство дворцового комплекса , на котором в тяжелейших условиях трудилось, по разным данным более миллиона рабочих, включая сто тысяч ремесленников, началось в 1407 году во времена династии Мин, а завершилось спустя четырнадцать лет. Огромное количество древесины и других материалов было доставлено из дальних провинций. Камень для постройки добывали в округе Фаншань (район на юго-западе нынешнего Пекина). Для облегчения доставки вдоль пути через каждые 500 метров вырыли колодцы, откуда черпали воду, чтобы в зимний период заливать дорогу и катить огромные глыбы по льду. К примеру, в передней части дворца Высшей Гармонии есть каменная плита под названием «Императорский путь» или Юньлун. Ее площадь - более 50 квадратных метров, вес - 239 тонн. Для доставки потребовалось 20 тысяч рабочих и 28 дней.

Древесина, в том числе весьма ценные сорта, добывалась в южных провинциях Чжэцзян, Цзянси, Хунань и Хубэй и сплавлялась к Пекину водными путями.

В следующем году после окончания строительства дворцового комплекса столица Китайской империи, как и планировалось, была перенесена из Нанкина в Пекин.

Древние китайцы проявили свои весьма неординарные навыки в строительстве и проектировке дворца. Взять хотя бы грандиозную красную городскую стену. У основания она имеет 8,6 метра в ширину, постепенно сужаясь к верхушке, где достигает уже 6,66 метра. Угловатые формы стены полностью пресекают попытки на нее взобраться. Кирпич, из которого она построена, сделан из белой извести и клейкого риса, а цемент - из клейкого риса и яичных белков. Эти невероятные стройматериалы делают стену чрезвычайно прочной.

Сами же дворцы, в основном, построены из дерева, и древние китайские инженеры, опасаясь пожаров, разработали для них особую систему отопления , при которой тепло поступало под пол помещения по подземным трубам, ведущим из бронзовых угольных печей, находящихся за пределами здания. Таким образом, у дворцов Запретного города нет ни одной печной трубы, и полы всегда тёплые.

С тех пор, как желтый цвет стал символом императорской семьи , он приобрел доминирующее положение и в дворцовой архитектуре. Крыши построены с желтыми изразцами; украшения во дворце окрашены в желтый цвет; даже кирпичи на земле сделаны желтыми по специальной технологии. Тем не менее, есть одно исключение. Вэньюаньгэ, Императорская библиотека, имеет черную крышу. Причина в том, что древние китайцы считали черный цвет символом водной стихии, а значит и оберегом от возможных пожаров. Но всё-таки 90% крыш Запретного города выложены желтой или «золотой» плиткой. Данная плитка весьма тяжела, при её простукивании раздаётся чёткий звон, а для придания ей особого блеска во время полировки используется тунговое масло.

Ещё один символ: статуи золотых львов у императорского дворца имеют на головах по тринадцать кудрей-шишек. Это самое большое число, зарезервированное только для императорских придомовых львов. Другие высокопоставленные политики и чиновники ранжировались по количеству кудрей: если чиновник не заслужил их более семи, то львов у его дома даже не ставили.

Запретный город является главной достопримечательностью Пекина и, без сомнения, весьма заслуженно. Включенный в список ЮНЕСКО как объект Всемирного культурного наследия в 1987 году, дворцовый комплекс уже стяжал лавры одной из самых популярных туристических достопримечательностей мира.

В дополнение, всем, кому интересна история Китая и, в частности, жизнь Запретного города настоятельно рекомендуем посмотреть замечательный историко-художественный фильм Бернардо Бертолуччи «Последний император» (1987), действие которого происходит в реальном Запретном городе, в том числе в тронном зале и прочих примечательных местах. Сюжет так же крайне интересен, даже для некитаистов.

Трейлер фильма:

Императорский дворец Гугун - это, в сущности, не дворец, а очень много деревянных теремов-веранд с красными загнутыми крышами и золотистой черепицей, собранных в одном месте. Это классика китайского домостроения, внесенная в 1987 г. в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Комплекс является одной из основных достопримечательностей КНР и его крупнейшим музеем.

Около миллиона экспонатов находится внутри, но для осмотра открыта лишь четверть его помещений и половина территории. Но и того хватает, чтобы отнять полдня при довольно беглом осмотре. Более 7 млн человек ежегодно посещают Гугун, и определение - Запретный город - только привлекает визитеров. Ибо с древности известно, что запретный плод всегда сладок.

Гугун в три раза больше Кремля - его площадь составляет 72 га (почти километр в длину и 750 м в ширину), он выровнен строго по оси с юга на север и насчитывает 9999 помещений. С этим все очень просто: девять - священное для китайца число, а повторенное четырежды оно вообще сакрально. Естественно, Запретный город огорожен от посторонних: он обнесен с четырех сторон 10-метровой стеной и рвом шириной 50 м.

По преданию, 9 тысяч 999 с половиной помещений там еще и потому, что небесный царь обладал 10 тысячами помещений, а император, называвший себя сыном небесного царя, равняться с ним не мог. Поэтому у него было на полкомнаты меньше.

Гугун обязан своим возникновением конкретно императору Чэнцзу - третьему из династии Мин. Твердо решив обосноваться в Пекине, он и озаботился о жилище. Прежние дворцы ненавистных Юаней были преданы огню совершенно безжалостно, от них ничего не осталось, и понадобился новый. Гугун строился 15 лет, с 1406-го по 1421 гг. Однако потом выяснилось, что дерево - материя недолговечная. Многочисленные пожары привели к тому, что при Цинах практически весь дворец был перестроен заново (постепенно, по мере возгорания теремов). Возводились в основном, конечно, копии сгоревших зданий, но факт тот, что основные постройки нынешнего Гугуна датируются XVIII-XIX вв. Да и легенды о павильонах Гугуна рассказываются тоже почти все о Цинах. Всего же в Гугуне успели поквартироваться 24 императора двух династий: Мин и Цин.

Лучшее время для самостоятельного посещения Гугуна - восемь утра, сразу после завтрака и наблюдения за церемонией поднятия флага на Тяньаньмэнь. Плата за посещение - 45 юаней. Немало, но того стоит. Касса находится у ворот Умэнь, к ним от Тяньаньмэнь нужно пройти по длинной аллее. Ворота Умэнь напоминают крепость - сразу видно, что ты приближаешься к чему-то основательному, тем более, что сбоку на аллеях стоят старинные пушки. Если знаешь английский, при посещении Гугуна проблем нет - все вывески, кроме иероглифов, снабжены достаточно грамотным английским текстом. За время экскурсии можно не только осмотреть павильоны, но и почувствовать себя минут на пять повелителем Поднебесной, примерив императорские одежды. Можно одеться стражником. Данный прикол стоит что-то около 20-30 юаней.

Первое, куда попадаешь в Гугуне - огромный каменный пустырь, который пересекается каналом, сделанным в форме стрелкового лука. Его видно, только когда переходишь через мостик, на котором стоят каменные факелы - символы маскулинности, намекающие сами понимаете на что. По бокам пустыря стоят павильоны с наглухо закрытыми окнами, а по периметру выставлены огромные медные чаны для воды с прикольными ручками - кольца их вделаны в драконьи пасти. Стоят они здесь давно на случай пожара. Вокруг ни одного деревца (там могли скрываться плохие парни, помышляющие убить императора). И первое ощущение от дворца - пустота и безжизненность. И эта пустота выполняла функцию некоего запугивания, подавления любого, кто оказывался здесь. А оказывались здесь в силу запретности дворца только евнухи, наложницы и прочие из императорской свиты. Впрочем императоры могли себе позволить такой неуют. Дело в том, что в Гугуне они жили только зимой, он и назывался Зимним дворцом. Для лета у них было припасены гораздо более живописные места.

Дальше вход в павильоны внешнего двора. Их всего три, и самый первый, главный и крупный - Тайхэдянь (Зал Высшей гармонии). Его охраняют жуткого вида каменные львы в количестве двух штук. Один из них - лев со скипетром под лапой, другой - львица, и под лапой у нее львенок. Перед залом небольшой подъемник, в середине которого - узкая дорожка с выгравированными на камне драконами. Над ней под паланкином несли стул императора, сами же слуги спускались по простым каменным ступенькам. И никто, кроме императора, не имел права там ходить. В самом павильоне стоит Драконовый трон императора. Тронный зал тоже был запретен для женщин, и даже всесильная Цыси не посмела нарушить этот запрет.

Два других павильона: Зал Средней гармонии (Чжунхэдянь) и Зал Сохранения гармонии (Баохэ-дянь) - рангом поменьше. Первый - как бы императорская подсобка. Здесь император оглашал указы своим отпрыскам, готовился к обрядам, переодевался. Что же касается Баохэдяня, то там устраивались новогодние банкеты с удельными князьями. И тоже стоят троны, примерно такие же, что и в Тайхэдяне. Ныне зал превращен в музей древнекитайского искусства (в основном бронзовые и керамические изделия от XI в. до н. э. до XIII в.). Признанной достопримечательностью является керамический конь, сделанный в натуральную величину и извлеченный из усыпальницы Цинь Шихуан-ди. Далее идем все тем же курсом на север, к внутренним покоям императора. Здесь тоже все симметрично: в центре три терема, по бокам выставлено по шесть павильонов. Наложниц и жен было огромное множество, так что такое количество теремов совсем нелишнее.

Первый внутренний павильон Цяньцингун - по сути, рабочий офис императора, где, перефразируя на современный лад, владыка Поднебесной «работал с документами». Сейчас здесь организована выставка придворных вещей - конские сбруи, одежда, ритуальные вещи, все в основном цинского времени.

Второй павильон Цзяотайдянь служил тронной комнатой императрицы и поэтому откровенно мал, по сравнению с остальными (женщина, знай место!).

И, наконец, третий павильон Куньнин-гун (Дворец Земного спокойствия) - святая святых, императорская спальня. В обязательном порядке именно здесь император проводил первую брачную ночь и первую ночь нового года. Причем обязан он был спать в эту ночь с женой, а не с какой-нибудь наложницей. Последним распечатал здесь девичью невинность Пу И, уже не будучи императором, в 1922 г. Обстановка спальни сохранилась неизменной со времен Канси (конец XVII в.): ложе окружено черепахами и журавлями.

Заслуживают безусловного посещения боковые павильоны внутреннего двора. Шесть Западных дворцов похожи друг на друга, но выделяются два. Первый - самый ближний, под названием Зал Взращивания ума (Янсиньдянь), - еще один рабочий кабинет с маньчжурской мебелью XVIII в.

В самом дальнем павильоне, Чусюгун, жила императрица Цыси. Это самый поздний образец имперского строительства (конец XIX в., на обустройство было потрачена уйма бюджетных денег).

Шесть Восточных Дворцов сейчас являются хранилищами сокровищ и предметов искусств XV-XIX вв. Отдельного внимания заслуживает выставка часов (импортные образцы XVIII в., за их осмотр нужно дополнительно заплатить 5 юаней). В следующих павильонах расположился музей драгоценностей (все 25 императорских печатей, мечи, отделанные драгоценностями, и т. д.).

В самом дальнем углу Гугуна находится так называемый Колодец Чжэн Фэй, в котором была убита возлюбленная племянника Цысы.

Ну и, собственно говоря, все. Заканчивается Гугун императорским садиком Юйхуаюань (его еще называют Тайный сад Цяньлуна). В него попадаешь, выходя из императорской спальни Куньнин-гун. Это классика садово-паркового жанра Китая, с причудливыми горками камней, искусственной скалой с беседкой наверху, двориками, тропинками, галереями, бронзовыми урнами странного вида - творение все того же императора Цяньлуна. Популярное место для фото - «деревья влюбленных». Это два дерева со странно переплетенными стволами, которым черт знает сколько лет.

Почти 500 лет Запретный город был сердцем Китая. В нем жили императоры династии Мин (1368-1644) и династии Цин (1644-1912). Он расположен к северу от площади Тяньаньмэнь, от которой отделен одноименными воротами, и к востоку от озера Чжуннаньхай, где расположены резиденции современных китайских руководителей, известные также как «Озерный квартал». На каждом из четырех углов стены стоят сторожевые башни, которые видны далеко за пределами Пекина. Попасть в Запретный город можно с помощью прохода в одном из четырех ворот, которые находятся с каждой стороны стены.

Когда император Юнлэ (1360-1424) начал строительство Запретного города в 1406 году, он хотел создать «государство в государстве», «внутреннюю империю», которая бы никак не зависела от Пекина. Это была впечатляющая мощная крепость, ставшая центром власти императора. Здесь он был в полной безопасности от внешних и внутренних врагов, отсюда он мог править своей страной. Никто не имел права входить в город, а войдя, не мог выйти наружу. Город разделялся на две части - Внутренний дворец, предназначенный для императора и его семьи, и Внешний дворец, служивший для церемониальных целей, в котором жили многочисленные слуги и другие жители, не принадлежавшие к императорской фамилии. Это гарантировало самодостаточность города, который даже имел свои рынки и школы.


Внутренний дворец был предназначен исключительно для императора, членов его семьи и высших чиновников страны. Чтобы занять столь высокую должность, чиновник должен был потратить много лет на обучение и сдать тяжелейшие экзамены. Хотя жители Внутреннего дворца могли вести полноценную жизнь - работали магазины, рынки, дети ходили в школы - члены императорской семьи вели исключительно изолированную жизнь. Только император и высшие должностные лица имели постоянную связь с внешним миром. Каждый член семьи императора находился под постоянным наблюдением евнухов и слуг. Естественно, ни о какой личной жизни в таких условиях не могло быть и речи. Император и его родственники имели многочисленные обязательства перед государством и народом, отчего их жизнь была наполнена многочисленными церемониями и была регламентирована древними обычаями и традициями. Этот уклад существовал в течение многих столетий, пока в 1912 году в Китае не была ликвидирована монархия.


После Синьхайской революции 1912 года Запретный город утратил свою функцию политического центра страны. Последний китайский император Пу И, которому было всего 6 лет, потерял власть и должен был остаться в стенах города. В 1924 году новое правительство Китая выслало Пу И из столицы и превратило Запретный город в музей. Сегодня самое распространенное в Китае название города - «Гугун» - бывший дворец.


После падения монархии для Запретного города настали смутные времена. Во время гражданской и Второй Мировой войн было украдено или уничтожено множество артефактов и произведений искусства. Многие предметы были перевезены на Тайвань, где были выставлены в созданном специального для этого Музее Императорского Дворца в Тайбэе. Также пострадали стены и постройки Запретного города, которые становились мишенями для повстанцев и японской армии. Однако наибольший ущерб городу был нанесен в годы культурной революции, и лишь усилия премьера КНР Чжоу Энлая, организовавшего оборону Запретного города от Красной гвардии, спасли этот уникальный комплекс от полного разграбления. Лишь после смерти Мао Цзедуна в 1976 году для этого исторического памятника настали спокойные времена и началось его полноценное функционирование в качестве музея для китайского народа и гостей Пекина.


На Западе Запретный город получил широкую известность после выхода фильма Бернардо Бертолуччи «Последний император», основанном на биографии Пу И. Бертолуччи стал первым западным режиссером, которому было разрешено проводить съемки на территории комплекса. Фильм отлично показал внутреннее устройство и быт Запретного города, а также стал символом значительного потепления отношений между Китаем и западным миром.


Примечательно, что несмотря на то, что Запретный город открыт для посетителей, туристов не допускают во внутренние помещения зданий. Их размеры, как, например, размеры Зала Высшей Гармонии, слишком малы, чтоб вместить в себя желающих. Поэтому китайские власти решили оставить двери и окна зданий открытыми, так что любой желающий может заглянуть внутрь и насладиться красотой убранства и мебели.


Запретный город, безусловно, заслуживает того, чтоб называться одним из самых прекрасных мест Китая. Здесь все дышит стариной, богатой историей, которую вы сможете ощутить сразу, как только вы ступите на его территорию. Архитектура ошеломляет и впечатляет, а роспись дворцов и залов красочна и подробна. Это место обязательно для посещения всеми, кто интересуется китайской историей и ценит подлинную древнюю красоту.