Как живётся русским в Татарстане. В минобраз рт постучали из генпрокуратуры Русский язык татарстан вк

Общественность требует от властей Татарстана организовать проведение в республике Родительского собрания с целью рассмотрения вопроса об укреплении федеральных ценностей в системе образования.

В связи с раскаляющейся языковой ситуацией в Татарии на стол должностных лиц легли официальные письма с просьбой организовать проведение Родительского собрания Республики Татарстан на тему «Родители Республики Татарстан – за укрепление федеральных ценностей в системе образования регионов России» :

Президенту Республики Татарстан Р.Н. Минниханову ;

Министру образования и науки Республики Татарстан Э.Н. Фаттахову ;

а также ректору КФУ Ильшату Гафурову , как назвали этот ход инициаторы мероприятия – «вариант игрек» и поясняют – на тот случай, если глава региона и министр не пойдут навстречу и, как это следует из их поведения все последние недели – сделают вид, что ничего не происходит.

Провести мероприятие предлагается в первой половине октября.

Письма отправлены за подписями председателя Общества русской культуры Республики Татарстан Михаила Щеглова и председателя созданного в апреле 2017 г. Комитета по защите прав русскоязычных родителей и учащихся в Республике Татарстан (далее – Комитет) Эдварда Носова .

Как известно, русскоязычная общественность и широкие массы русскоязычных родителей Республике Татарстан, всколыхнулись после публикации поручений , данных Владимиром Путиным Генеральной прокуратуре и главам регионов, касательно обеспечения принципа добровольности изучения национальных языков и одновременно – достаточных объёмов преподавания русского языка.

Ни глава региона, ни министр за прошедшие с тех пор более чем две недели, никак своих позиций по данному поводу не выразили. Но в ответ на тысячи письменных заявлений от русскоязычных родителей о переходе на добровольный татарский (или даже об отказе от него) с увеличением часов русского региональное МОиН через администрации школ лишь пытается затолкнуть проблему вглубь.

Инициаторы письма рассчитывают на то, что благоразумие президента и министра образование возобладают. А если нет, то вариант «игрек» - так они назвали проведение мероприятия в КФУ - вполне может сыграть, поскольку Ильшат Гафуров, как руководитель главной цитадели образования в регионе, и как поборник федеральных ценностей в образовании – вполне мог бы пойти навстречу. И даже не только выделить под мероприятие подобающее помещение на своей территории, но, возможно, и возглавить его?

А тем временем сообщество Комитета, созданное в социальной сети ВКонтакте, стремительно набирает сторонников перехода на добровольное обучение школьников татарскому языку и увеличение объёмов преподавания русского. За неделю число участников сообщества удвоилось и составляет уже 4315 человек.

Интересен результат опроса, размещённого в группе в конце пятницы 15 сентября – сразу после размещения информации о рассылке упомянутых писем. За прошедшие двое с половиной суток в нём уже приняли участие более 450 человек. Его результаты таковы.

На вариант 1 «Постараются провести полноценное родительское собрание в регионе и выяснить объективные потребности родителей» утвердительно откликнулись всего 2,6% проголосовавших!

А на варианты 2 «Сымитируют проведение родительского собрания региона, нагонят нужных людей, и т.д.» - 45,6%, и на 3 «Сделают вид, что проблемы нет» – 49,8%.

Инициаторы проведения собрания сообщают, что это родительское собрание состоится при любых обстоятельствах осенью нынешнего года. И что на крайний случай у них имеется «вариант зет», суть которого они пока держат в тайне.

Ниже публикуем текст обращения:

Уважаемый Рустам Нургалиевич!

Несмотря на то, что ещё 20 июля 2017 г. на Совете по межнациональным отношениям, прошедшем в г. Йошкар-Ола президент Российской Федерации Владимир Путин предельно однозначно высказался о недопустимости сокращения русского языка и необходимости изучения неродных языков исключительно на добровольной основе, обращая на это особое внимание глав регионов, а 28 августа опубликованы подписанные им соответствующие поручения, из Республики Татарстан официальной реакции на это – нет до сих пор.

Одновременно, как сейчас известно, родители республики тысячами пишут заявления об отказе от изучения их детьми предметов «татарский язык» и «татарская литература» и о выборе ими учебного плана по 1 варианту – для школ с русским языком обучения.

Считаем недопустимым оказание давления на родителей и даже на детей со стороны педагогов и руководителей образования, что сейчас имеет место в связи с этими массовыми обращениями. Считаем, что сфера образования – не поле войны школы и чиновников от образования против родителей, а тем более против наших детей.

Просим Вас заявить официальную позицию руководства региона по поручениям Президента России Владимира Путина, поскольку сотни тысяч людей, чьи дети сейчас посещают школы, находятся в полном неведении – как эти поручения будут реализованы на практике.

Обращаемся к Вам за помощью родителям и детям и просим организовать проведение «Родительского собрания Республики Татарстан на тему «Родители Республики Татарстан – за укрепление федеральных ценностей в системе образования регионов России». Например, в первой половине октября 2017 г.

Уверены, что проведение данного собрания помогло бы наладить конструктивное взаимодействие органов власти с родительскими сообществами и выработать пути наилучшего разрешения ситуации, которая всё более накаляется и уже угрожает серьёзными конфликтами.

В случае положительного решения по нашему предложению просим предусмотреть выступления в постановочной (пленарной) части мероприятия двух представителей общественности – одного с выступлением по языковой ситуации в системе образования республики глазами русскоязычных родителей и второго – с анализом законодательного поля в этой части.

Убедительно просим принять наше предложение, со своей стороны наши организации готовы оказать всемерное содействие в подготовке и проведении мероприятия.

Председатель Общества русской культуры Республики Татарстан М.Ю.Щеглов

Председатель Комитета по защите русскоязычных родителей и учащихся в Республике Татарстан Э.Ю.Носов

19:36 24.10.2017

«Многообразие линейки пособий» закладывает «мину» под Россию, или Как субъект РФ выдает себя за «страну в стране». ФОТО

Школьники республики Татарстан зачастую не могут однозначно ответить на вопрос, в какой стране они проживают: запутали учебники. Отдельные пособия по татарскому языку безапелляционно заявляют о "суверенном самостоятельном государстве Татарстан" и ставят регион чуть ли не в один ряд со странами – Францией, Великобританией и… Россией. Некоторые из них, хоть распространяются в школах, но исключены из федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, другие – туда даже не входили.

"Сообщите о том, что Татарстан – суверенное государство", "Татарстан имеет свою государственную символику", "Татарстан – самостоятельное государство, каждое государство имеет свои символы", – такие задания предлагают выполнить школьникам на уроках татарского языка. Родители русскоязычных детей замечают и другие, не столь очевидные тревожные "звоночки".

"Кстати, кто-нибудь обратил внимание на главную страницу электронных дневников? Внимательно посмотрите, на какую стопку книг облокотился мальчик в очках. В основании – толстущая книга – татар теле, выше – тонюсенькие биология, химия, физика, почему-то почти все на английском языке. Учебника русского языка вообще нет", – пишет Ольга в группе "Комитет русскоязычных родителей Татарии" в социальной сети "Вконтакте".

Ее поддерживают другие обеспокоенные родители. На обложке одного из учебников изображены страны и их столицы. В одном ряду стоят Франция, Великобритания, Турция Россия и Татарстан, ниже – их достопримечательности: Эйфелева башня, Биг-Бен, Колизей, мечеть Кул Шариф, башня Сююмбике.

"Для московского Кремля там места не нашлось", – заметили родители.

Та же история с подарочными изданиями, которые дети получают при поступлении в школу. В книгах в качестве Родины упоминают только республику Татарстан, а в качестве президента – Рустама Минниханова. Русскоязычные родители признаются, что без зазрения совести избавляются от такой литературы.

Местные активисты считают политику властей по навязыванию татарской принадлежности русскоязычным детям сепаратизмом.

"Это следует расценить как сепаратизм. Я вообще считаю правильным привлечь к уголовной ответственности тех, кто допустил эти учебники, потому что это самый подлый удар – по детям. Это на грани фола: в районных школах президент РФ, флаг РФ и гимн РФ и рядом симметрично "висят" президент республики Татарстан, флаг республики Татарстан и гимн республики Татарстан. И дальше – еще "круче": глава муниципального района, флаг муниципального района, гимн муниципального района. Все это на горизонтальном уровне расположено, то есть подразумевается как равнозначное! Эту "местечковость" надо прекращать", – поделился своим мнением с Накануне.RU член родительского комитета русскоязычных родителей, председатель Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов , добавив, что такие фразы в учебниках – это "мина" под безопасность нашей страны.

Повод для беспокойства действительно есть. Еще в 2008 г. году более 80% опрошенных школьников республики назвали родной страной Татарстан . Исследование проводила руководитель центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования Ольга Артеменко.

"В республике Татарстан и в других республиках, например, и в Якутии, и в Чувашии, в течение 25 лет шло формирование этнического сознания, формирование у носителей этих языков сознания республиканской гражданственности. Несмотря на то, что было постановление Конституционного суда о едином российском гражданстве. Как мы видим, в ряде случаев, одно дело – написать, а другое – целенаправленно формировать сознание, создавая среду не только в системе образования, но в целом информационную среду, направленную на подсознательное формирование доминантного чувства принадлежности к определенному этносу, проживающему на своей малой Родине. Но Родину делить нельзя. Для ребенка не может быть малой или большой Родины. Она одна" , – рассказала Ольга Артеменко .

"Подрывные" учебники, как правило, уже не входят в перечень рекомендованных Минобром к использованию в школах. Одни – были исключены из него совсем недавно, другие и вовсе не входили.

Так, например, учебник татарского языка для начальной школы в соавторстве: И.Л. Литвинов, Э.Р. Садыйкова, Л.И. Гарипова покинул реестр в 2015 г. Кое-где он до сих пор применяется, о чем свидетельствует образовательные программы, размещенные на сайтах школ.

Из образовательной программы гимназии Казани

А учебника Хайдаровой и Малафеевой "Татар теле 2" в перечне и не было.

"Я знаю об этих учебниках. Конечно, недопустимо использование таких учебников в школьном образовательном процессе. Мы предсказывали, что ситуация, когда в обязательном порядке всем навязывают изучение татарского языка, будет приводить только к межнациональному напряжению. И то, что межнациональное напряжение в республике Татарстан нарастает, хорошо видно тем, кто хочет это видеть" , – отметила Ольга Артеменко .

Эксперт уверена, что использование подобных учебников в школах – это серьезное нарушение федерального законодательства со стороны властей республики.

"Мы с 2008 г. добивались, чтобы в школах использовались как базовые учебники только те, которые включены в федеральный перечень. Еще в ноябре 2008 г., выступая на госсовете в республике Татарстан, я говорила о необходимости включения учебников по родным языкам из числа языков народов России в федеральный перечень учебников. Эта позиция была закреплена в 2012 г. в федеральном законе об образовании в Российской Федерации, – рассказала руководитель центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования, – Но, как мы видим, республика Татарстан позволяет себе нарушать федеральное законодательство и по использованию учебников, и по обязательному изучению государственного языка республики, и по количеству часов, выделяемых на его изучение, и еще можно перечислять нарушения" .

Прокуратура уже всерьез взялась за ситуацию в Татарстане . Тысячи обращений родителей в надзорные ведомства по поводу принудительного изучения татарского в школах, зачастую в ущерб русскому, наконец, дали результат. Прокуратура Вахитовского района Казани вынесла представление одной из школ, где учебные планы составляли с нарушением закона. За этим последовала полная проверка школ Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

"В настоящее время работает Рособрнадзор в Республике Татарстан, идет проверка. И думаю, что как только она завершит свою работу, все изменения будут обязательно вам сообщены. Они работают до 27 октября со вчерашнего дня" , – сообщила "Интерфаксу" заместитель министра образования и науки Татарстана Лариса Сулима на прошлой неделе.

"События развиваются очень интересно и стремительно. Сейчас стопками идут прокурорские представления в адрес директоров школ, которые оказались один на один с проблемой. Они не знают, что отвечать на массовые запросы родителей об отмене татарского языка в качестве обязательного предмета. Региональный министр образования сидит в своей норке и делает вид, что ничего не происходит" , – отметил Михаил Щеглов .

Ажиотаж возник после заявления Владимира Путина о недопустимости снижения объемов изучения русского языка в школах . Но проблемы "сепаратизма в учебниках" пока не касается.

По словам Щеглова, всё дело в том, что региональная элита живет по своим прежним законам, по своим порядкам, пользуется своими схемами, созданными ещё в начале 90-х Минтимером Шаймиевым и его командой.

Республиканский минобр словно игнорирует общественный резонанс. Единственное сообщение – "разъяснение по вопросу обучения татарскому языку в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан" от 7 сентября, где сказано о законности обязательного изучения татарского, – ушло вниз по ленте, освободив место позитивным новостям об осенних каникулах, победителях соревнований и конкурсов.

К моменту публикации министерство образования Татарстана не смогло объяснить, почему школьники учатся по "запрещенным" учебникам татарского.

Президент Татарстана Рустам Минниханов тоже отмалчивается. После своего выступления на госсовете в конце сентября новых заявлений на эту тему он не делал.

Почти параноидальное стремление местных властей прививать татарскую культуру всем жителям республики, вне зависимости от их национальности, проявляется не только в системе образования .

"Вот, местный парламент – государственный совет республики Татарстан. Над зданием на шпиле многие годы реял единственный флаг – флаг республики. Над входными дверями внизу – два флага – России и Татарии, а наверху, огромный, видный отовсюду – один – татарский. Прокурор написал замечание по этому поводу, на что получил вполне юмористический ответ в духе: "В законе написано "НА государственных учреждениях", а выражения "НАД государственным учреждением" в законе нет! А у нас НА государственном учреждении действительно есть два флага – и России, и Татарии". Сейчас, правда, шпиль пустой, единственный флаг Татарии сняли, видимо, чтобы не дразнить" , – рассказал активист Михаил Щеглов .

Опрос среди членов "Комитета русскоязычных родителей Татарии"

Впрочем, Конституция РФ отводит республикам право определять свой статус . В 1992 г. субъект этим правом воспользовался и постановил, что "Республика Татарстан – демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения…". Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан".

По словам активиста, главный закон республики устарел и отстал от жизни.

"Надо это все менять в корне, начиная с законодательства. Вот, смотрите, в Конституции РФ говорится, что, кроме госязыка России, допускаются государственные языки регионов, если местные парламенты приняли их таковыми. Но Конституция была написана в 1993 г., через месяц после расстрела Белого дома. Естественно, многие вещи с тех пор изменились, надо приводить их в соответствие с жизнью, с реалиями. Никаких государств-регионов в России сейчас нет, и надо убирать все их признаки из законодательств всех уровней" , – говорит Михаил Щеглов .

В январе 2016 г. Владимир Путин говорил, что основатель советского государства Владимир Ленин "заложил атомную бомбу" под СССР, имея в виду принципы государственного устройства. Странно при этом, что федеральная власть не обращает внимание на куда более реальные "мины", которые никуда не делись с ельцинских времен.

Копия чужих материалов

Прокуроры пошли по школам Татарии проверять добровольность изучения татарского, а госсоветник РТ Минтимер Шаймиев в комментариях на эту тему заявил, что «есть попытки политизировать вопросы родного языка », и призвал Москву , а именно Путина, поднявшего языковой вопрос, к осторожности, напомнив, что Татария - государство. А в это время самый важный финансовый документ 2018 года начал своё «шествие» по комитетам Госсовета РТ со споров и недовольства депутатов урезанием некоторых статей бюджета.

Лже-минирование общественных объектов Казани «завершилось» 200 уголовными делами, Казанский пороховой завод оброс слухами. Филиал Суриковского университета закрывают, а в ОКБ им. Симонова, разрабатывающее по госконтракту беспилотник, пришли следователи.

Чиновникам «разморозка», здравоохранению - сокращение

На прошедшей неделе глава Татарии Рустам Минниханов внёс на рассмотрение Госсовета РТ проект бюджета региона на 2018 год и плановый период 2019-2020 года. По некоторым статьям расходов предполагается существенное урезание, например, в 2017 году по строке «здравоохранение» запланировано 23,77 млрд рублей, а на 2018 год - 22,49 млрд рублей. В 2020 году расходы снизят до 19,82 млрд рублей. Это в 1,7 раза меньше, чем потрачено на здравоохранение в 2016 году (34,76 млрд рублей).

Читайте также: Оптимизация здравоохранения: расходы бюджета Татарии сократят

Первым проект бюджета разбирал комитет Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам, а до 10 октября подобные обсуждения должны пройти во всех комитетах. Недовольство депутатов из «культурно-образовательного» блока вызвала очередная приостановка нормы о «подъёмных» молодым специалистам сферы культуры, которые выразили желание работать на селе.

«Мы этот вопрос поднимаем каждый год, и каждый год действие этой части закона приостанавливается. А потом сами же удивляемся: на селе строим прекрасные дома культуры, а работать некому - дефицит специалистов. Где здесь логика?» - возмутился председатель комитета Разиль Валеев .

На это заместитель министра финансов региона Алла Анфимова отметила, что приостановление связано с «напряжённым исполнением бюджета, наличием его дефицита » и тем, что «бюджет несёт достаточно серьёзные обязательства по повышению заработной платы, в том числе сотрудников в сфере культуры ».

Среди тех расходных обязательств, которые также будут приостановлены на 2018 год, - софинансирование расходов из бюджета республики на господдержку молодых семей при улучшении жилищных условий по закону РТ «О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий». Предполагалось два источника - бюджет региона и местные бюджеты, свою часть обязательств республика решила приостановить.

Читайте также: Экономия на молодых семьях: в Татарии на год приостановят поддержку

Между тем, как сообщалось ранее, в 2018 году ожидается увеличение расходов на содержание власти (с 1,54 млрд рублей в 2018 году до 1,635 млрд рублей в 2020 году), а также очередная индексация для госслужащих. Этому не помешали напряжённое исполнение бюджета и дефицит, хотя 1 октября 2017 года в 1,049 раза были повышены месячные оклады государственным служащим Татарии и проведена индексация денежного вознаграждения лицам, которые замещают госдолжности. При этом по итогам 2016 года среднемесячная начисленная заработная плата у государственных и муниципальных служащих уже была выше среднереспубликанской (30,4 тыс. рублей): в террорганах федеральных ведомств - 37 529 рублей, в органах исполнительной власти региона - 43 053 рубля, в органах местного самоуправления - 31 472 рубля.

Читайте также: В этот раз без «большой чистки» аппарата? О зарплатах чиновников Татарии

Некоторые представители бюджетных организаций, упомянутые в майских посланиях президента РФ , подобным же похвастаться не могли и в 2017 году. По итогам за январь-июнь 2017 года, для ряда категорий зарплата существенно не дотягивала до средней по отрасли (31,48 тыс. рублей). Так, младший медперсонал получал порядка 17,26 тыс. рублей, то есть на 45,2% меньше средней по республике. Средний медперсонал зарабатывал 23,75 тыс. рублей - 75% от средней по региону. Соцработникам в среднем начисляли в этот период 20,53 тыс. рублей - недобор на 35%. А работники учреждений культуры получали на 26,5% меньше средней по региону - 23,15 тыс. рублей. Зарплата преподавателей и мастеров производственного обучения составляла порядка 30 тыс. рублей.

Читайте также: Зарплатный провал: майские указы в Татарии не выполнены

Напомним, на 2018 год проект консолидированного бюджета республики выглядит следующим образом: прогнозируемый общий объем доходов - 236,5 млрд рублей, расходов - 239,12 млрд рублей и дефицит - 2,62 млрд рублей. Ранее власти региона «анонсировали» дефицит в размере 6,1 млрд рублей, ссылаясь в том числе и на увеличение расходных обязательств по майским указам.

Читайте также: Бюджетная дисциплина и никаких необоснованных трат: Минниханов главам

Языковой вопрос: Шаймиев усмотрел попытки политизации

Прокуратуры районов и городов Татарии пошли проверять школы республики на предмет добровольности изучения татарского языка и учёта мнения родителей при составлении учебного плана. Уже есть первые предписания об устранении нарушений, а накал вокруг языкового вопроса не утихает. В этот раз заявление по языковому вопросу сделал бывший глава Татарии, ныне Госсоветник РТ Минтимер Шаймиев.

«Есть попытки политизировать вопросы родного языка, изучения государственного языка Российской Федерации , государственных языков нашей республики. Уже после революции в первых Конституциях СССР было написано, что автономные республики - это государства. Так было и так есть в Конституции Российской Федерации, не говоря уже о Конституции республики. Потому что республики в составе развивающейся Российской Федерации укрепляют страну, наравне со всеми вносят свой достойный вклад, и надо очень осторожно подходить к решению этих вопросов. Да, русский язык могуч, велик, прекрасен, мы его чтим. Он помог и помогает нам стать такими, какие мы есть сейчас. Есть государственные языки республик, Россия - это многонациональная федерация. У нас хватит разума сесть и рассмотреть все накопившиеся проблемы, ведь в 90-е мы прошли по острию. Нет вопросов, которые нельзя решить», - цитирует «Татар-информ» его слова, прозвучавшие при поздравлении педагогов с днём учителя.

Между тем, как уже сообщалось ранее ИА REGNUM , прокурорская проверка по добровольности изучения языков проходит по поручению президента РФ Владимира Путина . Оно было выдано по итогам заседания Совета по межнациональным отношениям, состоявшегося 20 июля. Цель поручений, которые должны быть выполнены не позднее конца ноября, - проверка соблюдения прав граждан на добровольное изучение родного языка из числа языков народов России. В поручении прямо указывается, что изучение языков народов России и государственных языков республик в составе страны должно быть на добровольной основе по выбору родителей школьников.

В тех регионах, где объёмы изучения русского языка по основным общеобразовательным программам не дотягивают до уровня, рекомендованного Минобрнауки России, они должны быть увеличены. Ранее минобрнауки Татарии в своём заявлении от 7 сентября 2017 года, сделанном на официальном сайте ведомства, уточнило, что эта часть поручения будет реализована с 1 января 2018 года. Не обошлось в этом разъяснении со стороны министерства и без некоторой провокации скандала. В сообщении было заявлено, что «татарский язык как обязательный предмет подлежит изучению во всех общеобразовательных учреждениях РТ» и «распространяемые в социальных сетях призывы (и образцы заявлений) по отказу от изучения татарского языка противоречат действующему законодательству и вводят в заблуждение родителей учащихся».

Читайте также: Татарское министерство противоречит Владимиру Путину: языковой вопрос

Подобный демарш со стороны министерства региона вызвал недоумение у родителей, но желание отстаивать права своих детей у них не пропало. По информации общественной организации «Комитет русскоязычных родителей Татарии», в республике уже порядка трёх тысяч родителей подали заявления об отказе от изучения татарского языка, и эта цифра еженедельно растёт.

В соцсетях завязываются ожесточённые «баталии», в которых сторонники обязательного изучения татарского языка в школах по непонятной причине сводят исполнение поручений чуть ли не к полному запрету на его изучение. Союз писателей Татарии пошёл ещё дальше и в своем открытом обращении к заявил, что «публикация поручений, проверки прокуратуры взбудоражили общественность, угрожают социально-политической стабильности в обществе ».

Читайте также: Национализм против России: писатели Татарии осудили поручения Путина

Оппоненты, выступающие за добровольность, разъясняют своим собеседникам, что вовсе не против языка, а лишь за то, чтобы ему обучали по желанию, а не принудительно, как было до этого.

«Хочу, чтобы мой ребёнок получил право изучать свой родной язык русский и русскую литературу в тех часах и обьёмах, которые получают дети из других регионов России. Мы не хотим изучать насильно в обязательном порядке татарский язык, только в добровольном и по желанию», - говорит Елена Л. из Набережных Челнов .

Пока по школам идёт прокурорская проверка, в детсадах по-прежнему вопрос остаётся открытым. Родители опасаются, что потеряв школы, власти региона введут усиленное изучение татарского в этой сфере образования. Хотя уже на сегодня обучать татарскому дошколят начинают с двух лет.

Читайте также: Татарский язык подкорректируют по Путину

Но и в случае с детсадами некоторые родители русскоязычных детей заняли свою твёрдую позицию, не дожидаясь поручений.

«Средняя дочка ходит в садик. Я написала заведующей отказ от татарского на имя преподавателя этого ненужного занятия. Теперь она сидит в сторонке и рисует во время занятия», - говорит Ирина К .

Несмотря на визиты прокуратур и предписания администрациям школ, родители русскоязычных учеников решили не дожидаться вердикта надзорных органов, и 6 октября 2017 года создали петицию с просьбой к президенту РФ Владимиру Путину о защите прав их детей. Автором выступает общественная организация «Комитет русскоязычных родителей Татарии». За три дня свои подписи под обращением поставили уже почти 900 человек.

«Мы, граждане России, проживающие в национальных республиках Российской Федерации , на протяжении более 25 лет ежедневно сталкиваемся с вопиющей несправедливостью - обязательным изучением нашими русскоязычными детьми языка национальных республик в качестве родного языка и государственного языка. С этой целью часы изучения русского языка и литературы беспощадно урезаются. При этом не принимаются в расчет никакие доводы родителей об отсутствии согласия на изучение региональных языков, о сверхнагрузках, о катастрофически ухудшающемся здоровье детей и несоответствии изучаемого материала образовательным потребностям. До настоящего времени на всех уровнях власти, в СМИ и даже в школах используют приемы морального и административного принуждения в изучении национальных языков, а также угрозы об исключении из образовательных учреждений тех, кто хочет изучать национальные языки добровольно. Идет травля и подталкивание к вынужденному переселению таких родителей и их детей», - говорится в петиции .

Суриковский филиал закрывают

Общественность и СМИ Казани так увлеклись языковым вопросом и спорами вокруг него, что закрытие такого учебного заведения, как филиал Суриковского института, прошло практически незамеченным. Открытый в 2008 году в здании Казанской художественной школы филиал должен был стать плацдармом для подготовки художников со всего Поволжского федерального округа. В первый набор попали выпускники школ не только Татарии, но и Чувашии, Самарской, Саратовской областей .

«Мы предполагали, что нас закроют, но не были готовы к тому, что это произойдет так резко! Педагогический состав в шоке», - цитирует слова директора филиала Махмута Вагапова издание «Вечерняя Казань» .

По предварительной информации, 19 студентов последнего набора закончат обучение в головном вузе. Причиной же закрытия филиала послужил недостаток финансирования.

По сведениям портала «Реальное время», в момент создания филиала вопрос ведомственной принадлежности не был четко определён. Всё это время учебное заведение финансировали из республиканского бюджета.

«Здесь мин нет»: телефонный терроризм в Казани

Волна анонимных звонков о минировании общественных и образовательных учреждений докатилась до Казани 3 октября. В списке значились здания парламента региона, офисы различных региональных ведомств и министерств, а также школы и университеты. Всё время, что длились проверки, эвакуированные дети находились на улице без верхней одежды, что вызвало возмущение родителей.

К вечеру того же дня эвакуация докатилась до аэропорта и гостиницы, где в этот момент разместились хоккеисты клуба «Югра». Взрывные устройства на объектах найдены не были.

По информации портала Inkazan, по фактам лже-минирования в столице Татарии возбудили порядка 200 уголовных дел - каждый звонок был выделен в отдельное производство.

Официально данная информация не подтверждалась, но уже 5 октября директор ФСБ Александр Бортников сообщил журналистам, что организаторами серии ложных звонков в стране являются четыре российских гражданина, находящиеся за рубежом. Между тем после установления подозреваемых волна телефонного терроризма в стране не утихла и продолжает «идти» по городам.

Зачем следователи пришли в ОКБ им. Симонова?

В этот раз к опытно-конструкторскому бюро имени М.П. Симонова в Казани интерес проявили не блогеры, а правоохранительные органы. По сообщениям казанских СМИ, УБЭП МВД по РТ провело «следственные действия» на предприятии, которое выполняет разработку беспилотных летательных аппаратов.

Издание «Бизнес-онлайн» со ссылкой на собственные источники сообщает, что следовател приходили по двум уголовным делам , возбуждённым по признакам ст. 159 УК РФ («Мошенничество») и ст. 204 УК РФ («Коммерческий подкуп»). О том, предъявлены ли кому-то обвинения, пока неизвестно, и какая роль в этих делах отводится ОКБ, существующему с 1959 года, также не сообщается.

Известно, что предприятие, носившее прежде наименование опытно-конструкторского бюро «Сокол», в октябре 2011 года выиграло конкурс Минобороны РФ на научно-исследовательскую работу по созданию беспилотного летательного аппарата весом до 5 т. Контракт потянул на 1 млрд рублей, а сам самолёт получил название «Альтаир». Его испытания начались в Казани весной 2017 года.

Недавнее поручение Путина проверить, какие в регионах созданы возможности для изучения родного языка и не принуждают ли к изучению неродного, породило много споров. Причем если офлайн-дискуссий почти нет (а имеющиеся проходят мирно), то в интернете полемика, к сожалению, едва не перерастает в предмет 282-й статьи УК РФ. Люди объединяются в группы по интересам, пишут петиции, делятся мыслями, как отказаться от татарского языка или, наоборот, - не допустить массовых отказов. Причем огромное количество подписчиков группы в соцсетях набрали в рекордные сроки - любой SMM-щик позавидует. Наиболее активно языковую проблему отстаивают три паблика. «Реальное время» пообщалось с создателями этих сообществ.

«Русский язык в школах национальных республик»

«Русский язык в школах национальных республик» - старейшая группа в соцсети, первая запись датирована 27 июня 2012 года. Как раз в это время мама из Нижнекамска Виктория Можарова через суд пыталась отстоять право для своих сыновей не учить татарский язык. Надо сказать, что мальчики и так не посещали уроки татарского языка и литературы на протяжении нескольких лет, до тех пор, пока директор школы не оставила их на второй год из-за академической задолженности по этим предметам. Это, собственно, и стало поводом для судебного процесса.

Создатель сообщества, сторонница «языковой свободы» Екатерина Беляева, в случае со своим ребенком до подобных ультиматумов, правда, не доходила, действовала в досудебном правовом поле. В Казань она приехала из Иркутска.

Группа не очень многочисленная - на данный момент в ней состоит 1454 человека, последний всплеск вступления был 5-7 сентября, когда в разделе «документы» появились образцы заявлений на отказ от изучения татарского языка.

Активность в группе небольшая, это связано с тем, что мы сами не поддерживаем дискуссии в группе, все общение у нас по существу - как подать, куда… В основном народ скачивает образцы заявления. Прочтений страниц, скачиваний, обращений к файлам у нас больше, чем подписчиков, - говорит Беляева.

Создатель сообщества, сторонница «языковой свободы» Екатерина Беляева. Фото vk.com

В группе несколько образцов заявлений, содержание их зависит от стандарта, по которому учится школа, и от того, настроены ли люди на полный отказ или частичный. И при анализе самых популярных заявлений выясняется интересная закономерность. Оказывается, самые востребованные заявления - коллективные на частичный отказ от изучения татарского языка (более 700 скачиваний). А индивидуальные на полный отказ скачивают редко.

Сейчас стало поступать много жалоб на то, что директора школ отказывают в принятии заявлений, говорят: «Не приносите, мы не знаем, что с ними делать». Это в основном города Казань и Набережные Челны. Я не буду называть школы, потому что мы уже столкнулись с тем, что это ничем хорошим не заканчивается ни для руководства школ, ни для тех, кто подает заявления. Мы просим, чтобы в школах дали либо разрешение, либо официальный отказ, чтобы у нас было что предъявить проверяющим из Генпрокуратуры, - говорит Беляева.

«Комитет русскоязычных родителей Татарии»

Эта группа намного моложе, но так же, как и «беляевская», выросла из «Общества русской культуры Татарстана», которой руководит Михаил Щеглов. Екатерина Беляева изначально тоже состояла в «щегловском» движении, но потом откололась и начала вести индивидуальную деятельность. «Комитет русскоязычных родителей Татарии» появился в соцсетях в июне 2017 года, еще до заседания Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле, где Владимир Путин высказался по теме добровольности изучения родных языков. Создатель - Инесса Гудочкина, она же автор петиции «О защите русского языка в Республике Татарстан!», размещенной на сайте КПРФ в 2013-м году, и других интернет-петиций, посвященных этому вопросу.

Первая моя петиция набрала более 20 тысяч голосов. Потом популярность начала падать, и я решила создать группу во «ВКонтакте», чтобы ее активизировать. Группа тоже стала популярной в короткие сроки. Сейчас там состоят 5065 человек, причем за последний месяц у нас появилось больше 2 тысяч новых пользователей, - говорит Гудочкина.

«Комитет русскоязычных родителей Татарии» вырос из «Общества русской культуры Татарстана». Фото Олега Тихонова

В группе также размещены заявления на полный или частичный отказ от изучения татарского языка и на выбор учебного плана. По данным Гудочкиной, на 19 сентября в 98 школ подано 1784 заявления. Инесса говорит, что она как мама тоже отдала такое заявление в школу, но ее ребенок, тем не менее, уроки татарского посещает.

На уроки ходит и уроки делает, мы законопослушные. Я сама отдала заявление директору, она приняла. Недовольно, конечно, но приняла, мы с ней культурно поговорили.

Инесса Гудочкина - домохозяйка, свободное время она посвящает модерированию группы. Среди ее соратниц другие мамочки. Они разработали план действий по подготовке к проверке Генпрокуратуры и Рособрнадзора, которую Путин поручил провести во всех регионах России. Говорят, что в Татарстане она пройдет в октябре, правда, по информации замминистра образования Татарстана Ильдара Мухаметова, официального уведомления от проверяющих пока не было.

Сейчас женщины поделили между собой районы Казани и других городов Татарстана, ходят по школам и собирают учебные планы, чтобы продемонстрировать ревизорам - соответствуют те федеральным стандартам или нет.

«Татар ата-аналары - Татароязычные родители»

Это единственная группа в соцсети «ВКонтакте», поддерживающая существующий порядок в образовательной системе Татарстана, при котором русский и татарский языки изучаются в равных объемах. Появилась она 8 сентября в ответ на активную деятельность двух первых сообществ. Ее создатель - Чулпан Хамидова, сотрудник Института истории имени Марджани.

Конкретно наша группа возникла как реакция на рассылку сообщений с призывом отказаться от изучения татарского языка. Я, как татарка, очень болею за свою культуру и я за то, чтобы сохранить татарский язык в базовой учебной программе, - говорит Чулпан.

Чулпан Хамидова: «Наша группа возникла как реакция на рассылку сообщений с призывом отказаться от изучения татарского языка. Я как татарка очень болею за свою культуру и я за то, чтобы сохранить татарский язык в базовой учебной программе». Фото vk.com

В то же время она согласна, что проблемы в преподавании есть («на пустом месте конфликт не возникает»), но считает, что исключение татарского из программы - это слишком радикальная мера, которая приведет к межэтническому конфликту.

Здесь нужен компромисс. Возможно, нужно сократить татарский язык, оставить обязательными 3 часа в неделю, как изучение государственного языка. И 3 часа родного языка - татары изучают татарский, а русские - русский, - предлагает Хамидова.

Активистка признается, что дети у нее еще дошкольного возраста, и на собственном опыте о проблемах преподавания языков в школе она не знает. Но занимается репетиторством по русскому, татарскому и английскому, так что какое-то представление о недостатках и достоинствах практикующейся в Татарстане образовательной системы имеет.

Группа «Татар ата-аналары» также стала популярной в короткие сроки, набрав менее чем за неделю 4121 подписчика.

Активность за счет татар с активной жизненной позицией, у которых тесно налажены связи. Мы друг друга хорошо знаем благодаря тому же Форуму татарской молодежи, проектам «Мин татарча сойляшем», лагерю «Салят». Активному продвижению группы способствовала творческая интеллигенция, - говорит Чулпан Хамидова.

Флешмоб с «Алифбой»

Среди администраторов группы - Табрис Яруллин, председатель Всемирного форума татарской молодежи. Впрочем, он говорит, что в группу его позвали, скорее, для формального усиления состава и к деятельности модераторов он отношения не имеет.

Образцов заявлений руководителям школ с требованием сохранить обязательное изучение татарского языка в группе нет, активисты пишут петиции. Одна из последних - о создании возможности сдавать ЕГЭ на родных языках. «Это касается не только татарского, но и других языков народов России», - отмечает Хамидова.

Активисты призывают разместить в качестве аватарок фото учебника «Алифба». Фото vk.com

Мы с большим количеством людей обсуждаем проблемы, начиная с преподавания языка и заканчивая его актуализацией, и эти проблемы очевидны. Мы учим в школе татарский язык, заканчиваем школу и дальше татарский уже не нужен - то есть появляются проблемы с мотивацией в использовании его в жизни. Мы, как носители татарской культуры, озабочены тем, чтобы татарская культура сохранилась и нам надо над этим работать, - говорит Чулпан Хамидова.

К предстоящей проверке прокуратуры и Рособрнадзора «татароязычные родители» не готовятся, сбором заявлений и прочих документов не занимаются. Из действий, которые стали популярны в Сети, – флешмоб в поддержку татарского языка: активисты призывают разместить в качестве аватарок фото учебника «Алифба», школьнику на обложке которого заклеен изолентой рот. Или список пунктов, почему учить татарский язык нужно и полезно, даже если он неродной. Также родители собирают подписи к письму Путину, в котором просят сохранить изучение татарского языка как государственного, поддержали это обращение 900 человек.

Дарья Турцева

20 сентября стало известно, что 1536 родителей из 92 татарстанских школ написали отказ от обязательного преподавания татарского языка для их детей.

Согласно сообщению, отказ написали родители из Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска и Зеленодольска.

Накануне с просьбой заявить официальную позицию властей Татарстана по поручениям президента России Владимира Путина относительно изучения татарского языка обратились к президенту республики Рустаму Минниханову Общество русской культуры Татарстана и комитет по защите прав русскоязычных родителей и учащихся.

В своем обращении к главе республики руководители двух общественных объединений Михаил Щеглов и Эдуард Носов попросили Минниханова организовать родительское собрание Республики Татарстан на тему «Родители Республики Татарстан — за укрепление федеральных ценностей в системе образования регионов России».


Тема изучения национальных языков в республиках стала вновь актуальна после того, как 20 июля Владимир Путинзаявил о недопустимости принудительного изучения в субъектах федерации России языков, не являющихся родными.

15 сентября в Казани прошли дебаты на тему «Татарский язык в системе образования России, быть или.?», которые превратились в жаркую дискуссию. Примирить сторонников и противников обязательного изучения татарского языка наравне с русским в ходе дебатов так и не удалось.

Недавно Татарстан лишился своего «особого статуса» в Российской Федерации, поскольку особый договор республики с федеральным центром не был продлён. Будет ли в итоге отменён и антиконституционный, по сути, закон Татарстана об обязательном изучении татарского языка в республике?

— На самом деле это проблема не одного Татарстана, — считает директор «Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Алексей Кочетков . — Она касается всей России.

Если мы исходим из того, что у нас социальное государство, как это записано в Конституции страны, то такое государство должно заботиться не только о достойном уровне жизни, но и заботиться о повышение уровня развития граждан. И знание государственного языка тут играет важную роль.

Посмотрите, что произошло на русскоязычной части Украины. Когда начали повсеместно вытеснять русский язык из всех уровней образования, украинский язык так и не поднялся на более высокий уровень.

В итоге теперь значительная часть молодых украинцев не только украинского, но и русского языка толком не знает. А если и знает украинский, то сфера его применения остаётся крайне ограниченной. Это заметно даже тогда, когда читаешь русскоязычную украинскую прессу. Видно, как резко снизился уровень грамотности у пишущих на русском языке украинских журналистов.

И схожие процессы происходили и происходят в тех национальных республиках на территории России, где в ущерб русскому языку навязывается обязательное изучение языков так называемых титульных этносов.

Русский язык является основой всей русской национальной культуры, а так же языком межнационального общения не только в России, но и на постсоветском пространстве. Внутри же русской культуры успешно развиваются не только великороссы, но и представители всех остальных этносов России.

И если мы будем навязывать как государственный в одном из регионов России какой-то иной язык, результаты могут быть печальными. Да, к примеру, татарские националисты порадуются. Но при этом не только русская, но и татарская молодёжь окажется в проигрышных условиях, если захочет поступить в вуз в Москве или Нижнем Новгороде, где требуется хорошее знание русского языка.

Я оканчивал школу в Москве. Со мной учились татары, коренные москвичи. Они изучали русский язык в школе, как все, но никто не мешал им между собой и в семьях говорить по-татарски, изучать родной язык и культуру.

У меня есть ощущение, что люди, которые говорят о необходимости обязательного изучения татарского языка мало на самом деле заботятся именно о татарском языке и культуре. Их больше заботит создание иной идентичности, отличной от общероссийской.

Мало того, продолжение практики обязательного (фактически, насильственного) изучения татарского языка приведёт к усилению напряжённости уже на межнациональном уровне. Получается, что за счёт государственного бюджета происходит финансирование межнациональной напряжённости в стране.

В итоге это может привести к тому, что у нас так называемые элиты титульных этносов заявят о том, что их республики созрели до независимого существования. А всем русским, несогласным с этим, будет предложено уезжать, как это уже было в девяностые годы в Прибалтике. (Собственно, несколько лет назад в Казани татарские националисты уже стояли с плакатами «Чемодан-вокзал-Рязань» — «СП»).

«СП»: — С другой стороны, мы постоянно подчёркиваем, что особенность России, Русского мира в том, что мы со времён Российской империи сохраняем многообразие культур всех народов, живущих в нашей стране. Однако сохранение культуры невозможно без сохранения национального языка. Может быть, есть почва для опасений со стороны той же татарской интеллигенции, что татарский язык мало кто захочет учить, если отменить его обязательное изучение?

— Мы знаем пример русской эмиграции после революции 1917 года. Только во Франции, по разным данным проживало от полумиллиона до 800 тысяч человек. Это примерно численность какого-нибудь небольшого народа на территории России.

Я знаю немалое число семей эмигрантов в третьем и четвёртом поколении, кто по-прежнему говорит по-русски, знает русскую культуру. Притом, что ведь никогда не ставился вопрос о том, что в местах компактного проживания русских французское государство должно создавать и финансировать школы, где изучался бы русский язык.

Поэтому знание родного языка вне зависимости от того, где ты живёшь — это в первую очередь — вопрос выбора. Да, государство может на местном уровне поддерживать культуру малых народов. Если кто-то считает, что этого недостаточно и необходимо глубже, скажем, изучать эвенкийский язык, тут есть проверенный способ — создание неправительственных организаций, частных школ и т. д.

Те, кто считают, что язык своего народа необходимо поддерживать, так или иначе участвуют в финансировании всех этих начинаний. А вот задача государства состоит в том, чтобы человек, живущий в том же Татарстане, независимо от того татарин он или русский, мог получить качественное образование, изучить государственный язык России и поступить при желании в вуз в любой точке Российской Федерации.

А у нас получается, что нередко родителям учеников из того же Татарстана приходится нанимать репетиторов, чтобы их дети не писали с ошибками на русском языке.

«СП»: — Известно, что на татарском языке в советское время татары говорили всё меньше. Отказ от обязательного изучения этого языка в школе может привести к его фактическому исчезновению? Может быть, имеет смысл сделать татарский язык обязательным для тех, кто татарин по паспорту, например?

— В советское время на той же Украине изучали украинский язык в школах, украинские авторы, лояльные советской власти, нередко получали возможность издавать свои творения огромными тиражами. Однако их мало кто читал.

И до сих пор русскоязычная литература на Украине пользуется куда большим спросом, чем украиноязычная, несмотря на все мыслимые и немыслимые запреты. В России же традиционно иная ситуация. Если бы не советская власть, которую традиционно ругают те же татарские националисты, сегодня мало кто бы вообще говорил на татарском языке.

Татарским националистам хочется сказать — пусть ваши писатели пишут такие произведения, ради которых их захотят читать на татарском языке не только татары, но и другие народы. И всё будет отлично у вашего языка без принудительного изучения его теми, для кого он не является родным.

Принудительно заставлять изучать татарский язык этническим татарам, по-моему, тоже неправильно. Это напоминает политику еврейских общин, которые сами себя в 17 веке замкнули в гетто. И через некоторое время еврейская молодёжь уже не могла выйти из этого гетто. Получается, что мы загоняем людей в культурное гетто.

А если татарская или смешанная семья не хочет этого? Мы опять делим людей искусственно. Россиянин татарского происхождения должен обладать теми же правами, что и россиянин русского происхождения. Стены внутри государства надо разрушать, а не воздвигать. Зачем же создавать стену между русскими великороссами и русскими татарами.

Чаще всего за теми, кто говорит о мультикультурализме, о дополнительных преференциях тем или иным малым народам, думают о своих корыстных интересах.

«СП»: — Удастся ли, на ваш взгляд, федеральному центру добиться того, чтобы в Татарстане осталось обязательное обучение только на русском языке?

— У России нет иного выхода: если мы хотим сохранить единство страны, это необходимо делать. В условиях фактически второй холодной войны мы находимся в очень тяжёлом положении. Многие этого просто не сознают. Если сейчас федеральный центр даст слабину, все этнические и даже региональные национализмы полезут изо всех щелей.

И мы вовсе не сохраним межнациональный мир, если будем потакать националистам в российских республиках, а окончательно его добьём. Единственная возможность уничтожить Россию — разорвать её изнутри. Поскольку снаружи это боятся делать, пытаются действовать через создание альтернативных идентичностей.

Наша задача укреплять единую русскую цивилизацию, к которой принадлежат все народы России, внося в неё свои этнические особенности.

Алексей Полубота

Ольга Артеменко: «Выдавливание русского языка ведет к исходу русских из республик РФ»

В предлагаемом интервью рассматриваются, помимо прочего, некоторые юридические аспекты законов об изучении неродных языков.