Самые интересные факты и тайны горы кайлас. Гора Кайлас — сердце мира. Тибет. Китай Гора кайлас вид из космоса

Гора Кайлас – загадочная и непостижимая тайна Тибета, место, привлекающее тысячи религиозных паломников и туристов. Высочайшая в своем районе, окруженная священными озерами Манасаровар и Ракшас (живой и мертвой воды), непокоренная ни одним альпинистом вершина стоит того, чтобы увидеть ее своими глазами хотя бы раз в жизни.

Где находится гора Кайлас?

Точные координаты – 31.066667, 81.3125, Кайлас расположена на юге Тибетского нагорья и разделяет бассейны четырех главных рек Азии, вода с ее ледников стекает в озеро Ланга-Цо. Фото высокого разрешения со спутника или самолета напоминают восьми лепестковый цветок правильной формы, на карте она не отличается от соседних гряд, но значительно превосходит их по высоте.

Ответ на вопрос: какова высота горы оспаривается, называемый ученными диапазон – от 6638 до 6890 м. На южном склоне горы расположены две глубокие перпендикулярные трещины, их тени образуют на закате очертания свастики.

Гора Кайлас упоминается во всех древних мифах и религиозных текстах Азии, она признана священной среди четырех религий:

  • Индуисты считают, что на ее пике расположена излюбленная обитель Шивы, в Вишну-Пурана она указана как город богов и космический центр Вселенной.
  • В буддизме это место проживания Будды, сердце мира и место силы.
  • Джайны поклоняются горе, как месту, где обрел истинное прозрение и прервал сансару Махавира – их первый пророк и величайший святой.
  • Бонцы называют гору местом сосредоточения жизненной силы, центром древней страны и душой их традиций. В отличие от верующих первых трех религий, совершающих кору (очищающее паломничество) посолонь, последователи Бон идут навстречу солнцу.


Паранаучные концепции о Кайласе

Загадка Кайласа волнует не только ученых, но и любителей мистики и трансцендентных знаний, историков, занимающихся поиском следов древних цивилизаций. Выдвигаемые идеи весьма смелые и яркие, к примеру:

  • Гору и ее окрестности называют системой древних, разрушенных от времени пирамид. Сторонники этой версии отмечают четкую ступенчатость (всего 9 выступов) и правильное расположение граней горы, практически точно совпадающих со сторонами света, как у комплексов в Египте и Мексике.
  • Теория Э. Мулдашева о каменных зеркалах Кайласа, воротах в иной мир и скрытых внутри горы артефактах древнейшего человечества. По его словам, это построенный искусственно, полый внутри объект с первоначальной высотой 6666 м, вогнутые стороны которого искривляют время и скрывают проход в параллельную реальность.
  • Легенды о саркофаге, скрывающим генофонд Христа, Будды, Конфуция, Заратустры, Кришны и других учителей древности.


Истории восхождений на Кайлас

Вопрос «кто покорил Кайлас» задавать бессмысленно, из-за религиозных соображений коренные жители не предпринимали попыток завоевать вершину, все официально зарегистрированные экспедиции с этой направленностью принадлежат иностранным альпинистам. Как и остальные покрытые льдом горы пирамидальной формы, Кайлас трудновосходим, но основная проблема заключается в протесте верующих.

С трудом получившие разрешение властей в 2000 и 2002 г испанские группы не прошли дальше разбитого у подножия лагеря, в 2004 г российские энтузиасты попробовали совершить подъем без высотного оборудования, но вернулись из-за неблагоприятной погоды. В настоящее время такие восхождения запрещены на официальном уровне, включая ОНН.

Поход вокруг Кайласа

Услугу по доставке в исходную точку коры – Дарчен и сопровождения гида предлагают многие фирмы. Паломничество занимает до 3 дней, переход по самому трудному участку (перевалу Долма) – до 5 часов. За это время паломник проходит 53 км, после прохождения 13 кругов допускается проход на внутреннее кольцо коры.

Желающим посетить это место следует помнить не только о хорошей физподготовке, но о необходимости пермита – своего рода групповой визы на посещения Тибета, оформление занимает 2-3 недели. Проводимая Китаем политика привела к тому, что самостоятельно добраться до горы Кайлас практически невозможно, индивидуальные визы не выдаются. Но есть и плюс: чем больше людей в группе, тем дешевле обойдется тур и дорога.

«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал», - пел Владимир Высоцкий. В таком случае тибетская гора Кайлас - лучшая из гор, поскольку на ее вершину до сих пор не поднимался ни один из смертных. Она не подпускает к себе никого из храбрецов, дерзнувших на попытку восхождения.

Человеку сюда нельзя!

Эта гора в форме четырехгранной пирамиды со снежной шапкой и гранями, сориентированными почти точно по сторонам света, является священной для адептов сразу четырех религий. Индуисты, буддисты, джайны и приверженцы бон считают ее сердцем мира и осью Земли.

Тибетцы убеждены, что Кайлас подобно полярной горе Меру из индоарийских мифов объединяет три космические зоны: небо, землю и подземный мир и, стало быть, имеет всемирное значение. В священном индуистском тексте «Кайлаш-самхита» говорится о том, что на вершине горы «обитает бог грозный и милостивый - Шива, вместивший в себя все силы мироздания, порождающий жизнь земных тварей и истребляющий их». Буддисты считают Кайлас обителью Будды. И потому священные тексты гласят: «Никто из смертных не смеет взойти на гору, где обитают боги, тот, кто увидит лики богов, должен умереть».

Впрочем, двое, согласно легендам, все же побывали на вершине: Тонпа Шенраб, основатель религии бон, именно здесь спустившийся с небес на землю, и великий тибетский учитель, йог и поэт Миларепа, поднявшийся на макушку Кайласа, ухватившись за первый утренний луч солнца.

Неудавшиеся восхождения

Однако это - личности легендарные. А для простых смертных гора остается непокоренной, несмотря на ее не самую большую высоту по сравнению с гималайскими восьмитысячниками - «всего» около 6700 метров (в разных источниках данные расходятся). Рассказывают, что перед смельчаками, вздумавшими совершить восхождение, как будто встает непреодолимая воздушная стена: Кайлас словно отталкивает их, а то и вообще сбрасывает к подножию.

Ходят байки о четырех альпинистах (то ли американцах, то ли англичанах), притворившихся паломниками, совершающими кору - священный обход вокруг горы. В какой-то момент они сошли с ритуальной тропы и направились вверх. Через некоторое время к лагерю паломников у подножия горы спустилась четверка грязных, оборванных и совершенно невменяемых людей с безумными глазами. Их отправили в психиатрическую клинику, где альпинисты невероятно быстро постарели и меньше чем через год скончались глубокими старцами, так и не придя в себя.

Известно также, что в 1985 году знаменитый альпинист Райнхольд Месснер получил у китайских властей разрешение на восхождение на Кайлас, но потом вынужден был отказаться от этой затеи по не вполне понятным причинам. Одни говорят, что резко ухудшившиеся погодные условия помешали, другие - что парню, покорившему все 14 восьмитысячников мира, перед самым штурмом Кайласа было какое-то видение...

А вот испанская экспедиция, в 2000 году приобретшая за довольно значительную сумму разрешение (пермит) на покорение этой горы у китайских властей, столкнулась с совершенно реальным препятствием. Испанцы уже установили базовый лагерь у подножия, но тут путь им преградила многотысячная толпа паломников, решившая любой ценой не дать свершиться такому святотатству. Свой протест выразили далай-лама, ООН и ряд других крупных международных организаций. Под таким натиском испанцы вынуждены были отступить.

Но русские и здесь, как всегда, впереди планеты всей. В сентябре 2004 года члену-корреспонденту Российской академии естественных наук профессору Юрию Захарову удалось как-то усыпить бдительность тибетской общественности. Вместе с сыном Павлом ему удалось (без разрешения властей) подняться на Кайлас с юго-восточной стороны до отметки 6200 метров. Но вершина все же не покорилась. Вот как объяснял это сам Захаров:

На восхождении ночью меня разбудил Павел, сообщив, что в небе потрясающие необычной красотой световые явления природного электричества. Вылезать из палатки совершенно не хотелось, да и не было сил, но любопытство свое взяло - действительно, каждые 3-5 секунд в небе вспыхивали шарообразные, яркие вспышки, похожие на изображаемые тибетцами в иконографии тигле - светящиеся радужные сферы. Размером с футбольный мяч.

Здесь уместно вспомнить еще более интересное явление, которое уже труднее объяснить с научной точки зрения, - днем стоило только закрыть и открыть глаза, глядя в небо, и были отчетливо видны как бы светящиеся полосы, составляющие огромную сетку, покрывающую все вокруг и состоящую из сотен-свастик. Вот такая мистика, сам бы не увидел, ни за что бы не поверил. В общем, это единственные необычные явления, происшедшие с нами у Кайласа, если не считать резкого изменения погоды в момент восхождения.

Чем выше поднималась экспедиция, тем хуже становилась погода: снежная буря, порывы резкого холодного ветра, сбивающие с ног. В конце концов пришлось отступить.

Загадки горы

Световые вспышки над вершиной горы наблюдаются с древнейших времен. Индуисты порой видят там многорукое существо, отождествляемое ими с Шивой.

На космических снимках видно, что Кайлас находится в центре каменной спирали. Гора является своеобразным накопителем планетарной и космической энергии, самым крупным на Земле. Этому же способствует и пирамидальная форма горы. Кстати, российский ученый и эзотерик, профессор Эрнст Мулдашев считает, что эта пирамида - искусственного происхождения, равно как и другие пирамидальные горы в регионе, и построила их в незапамятные времена некая сверхцивилизация.

Версия любопытна, но едва ли верна. Пирамидальную форму имеют многие горы и на Тибетском нагорье, и в Гималаях, в том числе и высочайшая вершина на Земле - Джомолунгма (Эверест). И образовались они естественным путем, что легко докажет любой специалист, имеющий познания в геологии.

Ледяной купол вершины Кайласа похож на громадный кристалл, сияющий в центре бутона восьмилепесткового цветка, образованного причудливо изогнутыми гладкими скалами сине-фиолетового цвета. Эрнст Мулдашев и другие исследователи утверждают, что это - зеркала времени, подобные тем, что создавал российский ученый Николай Козырев, только, конечно, гораздо больших размеров. К примеру, зеркало «Дом счастливого камня» - 800 метров высотой.

Система этих зеркал меняет течение времени: оно чаще всего ускоряется, но порой и замедляет свой ход. Замечено, что у паломников, совершающих кору - обход вокруг горы - длиной 53 километра, за сутки успевают отрасти борода и ногти -настолько убыстряются все жизненные процессы.

Немало споров вызывает вертикальная расселина, проходящая по центру южной стороны горы. При определенном освещении, в часы заката, причудливая игра теней образует здесь подобие свастики - древнего солярного знака. Эзотерики считают это сакральным символом, доказывающим искусственное происхождение горы. Но, скорее всего, эта свастика - просто одна из причуд природы.

По мнению некоторых исследователей, пирамида Кайласа - пустотелая. Внутри ее целая система помещений, в одном из которых хранится легендарный черный камень Чинтамани. Этот посланец из звездной системы Ориона хранит вибрации дальних миров, работающие на благо людей, способствующие их духовному развитию. А Мулдашев вообще считает, что внутри Кайласа в состоянии самадхи находятся далекие предки, хранящие генофонд человечества со времен атлантов.

Другие же утверждают, что великие посвященные всех времен и народов -Иисус Христос, Будда, Кришна и другие -пребывают в самадхи внутри саркофага Нанду, расположенного совсем рядом с горой и соединенного с ней туннелем. Они очнутся во время самых тяжких бедствий и придут на помощь людям.

Еще одна загадка Кайласа - два озера: одно с «живой», другое с «мертвой» водой. Они находятся возле горы и разделены только узким перешейком. В озере Манасаровар вода кристально чистая и вкусная, обладает лечебным эффектом, придает бодрость и проясняет сознание. Воды этого озера всегда остаются спокойными, даже при сильном ветре. А Ланга-Цо еще называют озером демона. Вода в нем соленая, непригодная для питья, и здесь всегда штормит, даже в безветренную погоду.

Много чудес и загадок таит в себе священная гора. Обо всем не расскажешь в небольшой статье. Лучше все увидеть своими глазами, прийти к Кайласу и обязательно совершить кору. Ведь даже одноразовый обход вокруг горы избавит от всех жизненных грехов. Паломники, сделавшие 108 обходов, могут достигнуть нирваны уже в этой жизни. Конечно, для этого потребуется 2-3 года как минимум. Но дело того стоит, не правда ли?!

Виктор МЕДНИКОВ

– к.т.н., МС СССР, Санкт-Петербург

Кайлас – Высота: 6.666 (6.714) м. Расположение: Китай, Западный Тибет, севернее озера Манасаровар Кайлас (Кайласа, Кайлаш) - гора в одноименном горном хребте в системе гор Гандисышань (Трансгималаи), на юге Тибетского нагорья в Тибетском автономном районе Китайской Народной Республики. Высота Кайласа до сих пор остаётся спорным вопросом, так например монахи утверждают что Кайлас высотой 6 666 м, учёные расходятся во мнениях от 6668 до 6714 м, что обусловлено способом измерения высот гор в принципе. Невозможность покорения Кайласа затрудняет возможность точного замера. К тому же, Гималайские горы считаются молодыми и высота их увеличивается в среднем (с учётом выветривания породы) на 0,5-0,6 см в год. Это не самая высокая гора в своем районе, однако ее выделяет среди других пирамидальная форма со снежной шапкой и гранями, ориентированными практически точно по сторонам света. На южной стороне расположена вертикальная трещина, которая примерно по центру пересечена горизонтальной. Это напоминает свастику.Кайлас иногда так и называют «Горой Свастики». Является одним из главных водоразделов Южной Азии. В районе Кайласа текут четыре главных реки Тибета, Индии и Непала: Инд, Сатледж, Брахмапутра и Карнали. На фото видно, как с горы берёт начало один из истоков реки Ганг (русло временного водотока, заложившегося по вертикальной трещине в центральной части тела горы; внизу, у подошвы горы, русло смыкается с конусом выноса водотока).

История восхождений. Вершина горы остается непокоренной. В 1985 году знаменитый альпинист Райнхольд Месснер получил от китайских властей разрешение на восхождение, но отказался в последний момент. В 2000-м году испанская экспедиция за достаточно значительную сумму приобрела пермит (разрешение) на покорение Кайласа у китайских властей. Команда установила базовый лагерь у подножия, но ступить на гору им так и не удалось. Тысячи паломников преградили путь экспедиции. Далай-лама, ООН, ряд крупных международных организаций, миллионы верующих во всем мире выразили свой протест покорению Кайласа, и испанцам пришлось отступить.

Религиозное значение. Некоторые древние религии Непала и Китая считают её священной, наделенной божественными силами, и поклоняются ей. К ней совершаются паломничества с целью совершения коры (ритуального обхода). Индуисты считают, что на вершине Кайласа находится обитель многорукого Шивы и вход в таинственную страну Шамбала. Согласно традиции Вишну Пуран, пик является отображением или образом горы Сумеру, космической горы в центре вселенной. В Индии, право совершить паломничество на Кайлас разыгрывают в национальную лотерею. Буддисты считают гору местом обитания Будды в инкарнации Самвара. Тысячи паломников и туристов со всего мира собираются здесь ежегодно во время тибетского религиозного праздника Сага Дава, посвященного Будде Шакьямуни.

Википедия

Кайлас

Его зовут Юрий Захаров. Он не является профессиональным альпинистом, но он врач, профессор, доктор наук, заслуженный деятель науки и генерал-майор медицинской службы одновременно, а ещё попутно: писатель, каратист, журналист, кинорежиссёр, оператор и монтажер своих фильмов. Он искал и пять лет назад (в 2004 г.) нашел загадочную страну Шамбалу. Он стал первым белым человеком, побывавшим на священном Кайласе - главной вершине этой страны. Это тот самый Кайлас, о свидании с которым мечтал великий альпинист , создавший музей «Человек и гора» и построивший у его входа макет этой священной горы, как символ своей мечты о единении человека с природой наших предков.

Но, всё по порядку. Легенды часто не имеют ясного и однозначного своего начала. Кто первый принёс в Европу сведения о Шамбале – неизвестно. Но она притягивала к себе умы самых разных людей. Считалось, что это – эзотерическое понятие, важнейший энергетический центр мира, особое райское место, доброжелательная страна, которая поможет установить мир на Земле и даже спасёт жизнь на планете после очередных катаклизмов типа всемирного потопа, или ещё чего похуже.

Была и другая версия, делающая акцент на апокалипсической стороне этой легенды. Считалось, что здесь, по пророчеству, должен появиться мессия и это должно совпасть с разрушением мира, или, что сверхъестественные силы Шамбалы приведут к обновлению мира с помощью «Космического огня» через разрушение всего старого, непригодного и насаждение «Нового порядка». К этому примешивалась легенда об Агарти – подземной стране, которой правил Царь Мира, опираясь на связь с Шамбалой.

В этих слухах смешивались концепции различных религий и разновидности оккультизма. Некоторые легенды связывали Шамбалу с Христианством. При этом говорилось о существовании на севере Индии в Кашмире могил, в которых по преданиям похоронены Иисус Христос и его мать Пресвятая Богородица, и что именно Христос в будущем откроет страну Шамбалу во время второго пришествия. Да и сейчас Русское географическое общество в порядке развития научного туризма организует экспедиции, например в монастырь Химис, где хранятся свитки Тибетского Евангелия о жизни Христа в период, не вошедший в Библию.

Большинство легенд всё же связывают Шамбалу с Буддизмом Тибета, который возник на почве более старого религиозного течения Бон. Интересно, что Бон использовал в качестве магического орудия величайшей силы знак свастики. Слово «свастика» использовалось даже в качестве титула основателя этой религии. Бон, адаптированный к Буддизму, существует и в настоящее время. Более половины тибетцев причисляет себя к традиции Бон.

На санскрите Шамбала называлась Олмо Лунгринг и, как объясняет директор института по изучению религии Бон Дж. М. Рейнольдс, «…символически Олмо Лунгринг представляет собой географический, физический и духовный центр нашего мира. В центре страны находится священная гора из девяти ступеней, которая связывает небо и землю, являя собой мировую ось, соединяя три плана существования: небесные миры, земные и преисподние. Гора была тем местом, где небесные боги Ясного Света спустились на землю». Она имеет несколько разных названий: пик Шамбу или Шампо, Тисэ (место пребывания всевышнего господа Шивы Разрушителя), Юнгдрунг Ту Тзе (Девятиэтажная гора свастики). Да и самое распространённое имя Кайлас некоторые произносят как Кайлаш…

Одним из первых создателей легенд о Шамбале в Европе явилась наша соотечественница, автор одной из самых популярных оккультных доктрин последних двух веков, Елена Петровна Блаватская. Она родилась в 1831 г. на Украине в авторитетной и общительной семье артиллерийского офицера, а министр финансов России, Сергей Юльевич Витте, приходился ей двоюродным братом.

В 17 лет эта взбалмошная и некрасивая девушка вышла замуж за пожилого вице-губернатора Эривани, где тогда служил её отец, а через несколько месяцев ушла от мужа и начала свои странствия. Она путешествовала с 1848 г. по Египту, Греции, Малой Азии, Южной Америке, Индии, много раз пыталась попасть в Тибет, и, наконец, с четвертого раза ей это удалось. Возможно даже, что при этом она кое-что узнала про альпинизм. После Тибета она продолжала путешествовать до 1872 г. по Индии и Центральной Азии. В 1851 г. ей впервые привиделась встреча с Учителем. Потом эти Видения повторялись много раз и куда-то влекли её, чего-то требовали.

Мистически настроенная с детства, она занялась распространением Буддизма, перемешанного с Индуизмом, – в своей интерпретации, которая превратилась впоследствии в оригинальное учение – Теософию. Она считала, что индийские и тибетские Махатмы – это люди из Шамбалы, обладающие сверхъестественными силой и знаниями. Они телепатически передали ей то, что она написала в своей знаменитой книге «Тайная доктрина».

Блаватская считала, что Шамбала находится в пустыне Гоби, видимо потому, что монголы, буряты, калмыки и другие буддисты верили, что Монголия – это и есть «Северная страна Шамбала» и Блаватская, конечно, знала об этом. Некоторые последователи Блаватской, например, Елена Рерих, утверждали, что Шамбала была источником книги «Тайная доктрина», а сама Блаватская – посланником Белого братства Шамбалы. Тем не менее, совершенно понятно, что Шамбалу она, если и нашла, то только духовно. Географически Шамбала осталась загадкой.

Большое внимание уделял этой стране великий русский художник, ученый и даже разведчик, основатель династии исследователей в составе своей жены Елены и сына Юрия. Сто лет назад, в 1909 году, он отправился в горную экспедицию по кольцевому маршруту: Индия, Тибет, Алтай, Монголия, Китай, Тибет, Индия. Главной, правда, не афишируемой целью экспедиции был поиск Шамбалы. Рерих считал, что она находится на Алтае.


Рерих Николай Константинович

Он, как и Блаватская, связывал Шамбалу с Махатмами и их всемогуществом, воспринимал её поэтически, даже написал книгу «Шамбала: в поисках новой эры», в которой говорил о родстве Шамбалы и Туле – страны, населённой Гипербореями, скрытой где-то у Северного полюса и описанной за 300 лет до новой эры древнегреческим историком Пифием. В других своих трудах он утверждал о связи Шамбалы через туннели под Гималаями с подземной страной Агарти, где хранится генофонд человечества. В то же время известно, что средневековый мистик Парацельс считал, что «…народ, который Геродот называл Гипербореями, имеет нынешнее название Московия и его ждёт Золотой век». В общем, легенды, похоже, затронули и Россию.

В 1926 Н. Рерих, прервав очередную экспедицию в центральной Азии, встретился и передал министру иностранных дел Чичерину письмо от Махатм Советскому правительству и горсть земли, чтобы положить её на могилу «…брата нашего, махатмы Ленина». В письме выражалась поддержка Советским руководителям, «…ищущим общего блага». Ещё одно общественное мероприятие было проведено в 1929 в Нью-Йорке, где Николай и Елена обнародовали «Пакт Рериха» – международный договор о защите мировых культурных ценностей во время военных действий.

Позже их сын Ю. Рерих перевел ряд древних текстов путешественников в Шамбалу, из которых ясно, что это – очень важная страна, но не ясно, где она находится. Тем не менее, Н. Рерих привез в Россию карту Шамбалы, которая надолго задержалась в хранилищах спецслужб. Сами Рерихи утверждали, что они посетили Шамбалу, но так ли это – большой вопрос. Есть мнение, что Рерихи знали, где находится Шамбала, но их туда не пустили, может быть потому, что, несмотря на связи с многочисленными разведками мира, Н. Рерих не работал на Скотланд ярд – главную в то время разведку, боровшуюся с Китаем за контроль над Тибетом. Загадка осталась не разгаданной, а после того, как в 1933 Е.И. Рерих опубликовала в Риге книгу «Напутствие вождю» с портретом идеального правителя и с явными политическими намёками на главу СССР, шансов на помощь государства для осуществления своих планов у них, видимо, не осталось.

Может таинственность способствовала тому, что Шамбала часто использовалась как орудие в политике и в войне. Ещё Агван Дорджиев в конце XIX и начале XX веков, будучи одновременно русским подданным и учителем Далай Ламы XIII , убедил его обратиться к русскому правительству за военной помощью на фоне борьбы Британии и Китая за контроль над Тибетом. При этом он представил Россию как Шамбалу, а Николая II как реинкарнацию её властителя. Царь, правда, денег на войну не дал, но построил в Санкт-Петербурге храм в честь Будды Калачакры и способствовал зарождению интереса к Шамбале у Н. Рериха, одного из членов попечительского совета храма. Другой тибетский лама Пётр Бадмаев, служивший придворным советником, ещё раньше предлагал Александру III и Николаю II объединить Русскую империю с Китаем, Монголией и Тибетом. Хорошо ещё, что цари не послушались его советов. А то, глядишь, вместо Русской империи в наших лесах уже давно процветала бы империя Китайская.

Россия по мере сил пыталась бороться за влияние на Восточную Азию, включая Монголию, Манчжурию, но проиграла Русско-Японскую войну, отдала Японии Порт-Артур, при этом Китай восстановил контроль над Манчжурией. Потом была Первая мировая война и Октябрьская революция. В это время на стороне большевиков за Монголию сражался со своим эскадроном калмыков-буддистов Сухе-Батор, который обещал им в порядке агитации, что в случае победы они переродятся в армию Шамбалы. В 1921 г. он взял штурмом Улан-Батор, но Шамбала оставалась неуловимой.

В начале 20-х годов война закончилась, все руководители противоборствующих сторон умерли, включая Ленина, Сухе-Батора и их противника Богдехана. Однако, начатая Сухе-Батором политика эксплуатации легенды о Шамбале продолжалась. Например, японцы, пытаясь укрепить своё влияние в Манчжурии и северном Китае, распространяли легенды о том, что Япония – это и есть Шамбала.

Сталин, зная о неудачных поисках Шамбалы Рерихами и чувствуя бесперспективность мифических надежд, пошел по пути прагматических шагов для обеспечения безопасности восточных окраин России. Он считал, что высшие ламы Бурятии и Монголии сотрудничают с Японией и стал проводить политику репрессий против буддистов. А потом решил, что лучшее средство для безопасности России состоит в том, чтобы навести порядок и спокойствие в регионе. И он сделал это с помощью Г.К. Жукова в сражении на Халхин-Голе в 1939 и при освобождении Манчжурии в 1945.

Соперники Сталина, в первую очередь немцы, включая их фюрера Адольфа Гитлера, не были столь прагматичны. Гитлер, ещё с юности увлекавшийся мистикой, взял на вооружение теорию ариософии о превосходстве арийской расы. Эта теория, зародившаяся в обществе Туле, названном так по имени мифической страны (другое название – Гиперборея), прекрасно подходила для оправдания захватов новых территорий во владения великой расы. В арийскую расу по его утверждениям входили кроме немцев, тибетцы и некоторые другие народности, в том числе народ советской Горно-Бадахшанской АО. Интересно, что у истоков ариософии стоял, в том числе, и знаменитый Джордано Бруно, который был не только великим астрономом, пошедшим на костёр за идеи о бесконечности Вселенной, но и философом, развивавшим идеи «О героическом энтузиазме»

Гитлер был активным членом общества Туле, и именно в этом обществе сформировалось предложение использовать свастику в качестве символа арийцев. В буддийских культурах знак свастики широко использовался и всегда для обозначения только положительных явлений и ассоциаций, как символ счастья и света. (Свастика у древних буддистов существовала в 2-х вариантах: правая и левая. Первая была символом добра, а вторая зла – прим. Редакции). Она широко применялась и в других культурах. Например, в России Николай II выпустил со свастикой денежную купюру достоинством 250 руб., Временное правительство добавило ещё купюру в 1000 руб., а большевики – 5 тысяч. Эти деньги ходили до образования СССР. Свастика часто встречается на глиняных кувшинах Ирака. Существует мнение, что Сталин ещё в 1920 году подарил Гитлеру ювелирное украшение – золотую свастику (коловрат), как партийный символ.


Свастика на Деньгах России


Свастика 1000 руб. 1918 года


Свастика на 5000 руб.

Известно также, что за 7 тысяч лет до нашей эры из восточно-европейских лесов скифы и другие арийцы под руководством великого посвященного Рамы совершили знаменитый Исход через Персию в Индию в качестве протеста против человеческих жертвоприношений и для того, чтобы избежать гражданской войны.

В целом, если бы не агрессивная политика и человеконенавистническая идеология нацистов, у нас могли бы существовать не только отрицательные взгляды на арийцев. Но что было, то было. Гитлер, придя к власти, разрешил основать институт Аненерби по изучению наследия предков. Институт изучал историю происхождения арийской расы и пытался раскрыть секрет силы Вриля, которой обладали лидеры расы. Гитлер создал теорию о нахождении «северной расы» арийцев в Центральной Азии и в Тибете. Считалось, что Тибетцы будут играть важную роль после победы арийской расы.

Вследствие всех этих обстоятельств немцы организовывали ежегодные экспедиции в Тибет с 1926 по 1939 г. Цель всех экспедиций – установить контакт с арийскими предками, живущими в Шамбале и её подземном аналоге – Агарти, и не только живущими, но и охраняющими тайные оккультные силы, в том числе силу Вриль. Гитлер считал, что ключ к завоеванию Восточной Европы и России лежит у арийских хранителей тайн Вриля в Центральной Азии.

В одной из последних немецких экспедиций в Тибет участвовал известный австрийский альпинист Генрих Харрер, напарник Фрица Каспарека в знаменитом первопрохождении Северной стены Эйгера. За это первопрохождение они в 1938 получили золотые олимпийские медали вместе с немцами Людвигом Вёргом и Андерлом Хекмайером из рук Адольфа Гитлера.


Харрер

Надо сказать, что в том восхождении был случай, производящий сильное впечатление, по крайней мере, на меня. На ледовой стене у Хекмайера, шедшего первым, вырвался ледовый крюк, и он заскользил вниз на страховавшего Вёрга. Вёрг, не задумываясь, подставил руки и задержал падение, но дорогой ценой. Руки были пробиты кошками. От боли Вёрг потерял равновесие и полетел вниз. Но на этот раз Хекмайер успел схватить верёвку и задержать падение. Когда я вспоминаю этот эпизод, у меня возникают ассоциации с книгой Д. Бруно «О героическом энтузиазме».

Харрер, единственный из этой команды был членом нацистской партии, чего после окончания второй мировой войны и поражения нацистов он стеснялся и даже пытался скрыть. Не будем судить его строго. Что тут поделаешь, время было не простое, и вообще, такова жизнь. Из факта поражения Гитлера в войне следует, что никакой Шамбалы немцы не нашли, как и все их предшественники.

Но вернёмся к Юрию Захарову. Судьба распорядилась так, что он достиг своей цели в поисках Шамбалы через медицину. Случай дал в его распоряжение тетрадку с рецептами опытного целителя-травника. Он сумел по-хозяйски распорядиться полученной информацией, а также существенно дополнить её. Получив обычное медицинское образование в России, он поступил в Москве на отделение Индологии Восточного университета, однако быстро сообразил, где надо получать настоящие знания о Востоке, и через год уехал совмещать учебу на Востоке с работой в России. Ему удалось получить медицинское образование в Шри-Ланке и в Индии, изучить традиционную китайскую медицину в Китае, пройти годичный курс тренировок в монастыре Шаолинь, а потом курс в Пекинском институте Ушу.

В общем, он познал многие секреты восточной медицины, древние традиции омоложения и продления жизни, освоил даже, так называемые, практики бессмертия. Он организовал два института: Институт традиционной медицины и Институт новых медицинских технологий. Он исследовал места с повышенной энергетикой (места силы), в которых у человека повышается работоспособность, причем исследовал такие их параметры, которые можно измерить физическими приборами. Потом он участвовал в создании особых приборов – генераторов, которые повышают работоспособность людей, правда, на ограниченное время, после чего надо отсыпаться, отдыхать. Места силы он нанес на карту, строил по ним специальные диаграммы, из которых получалось, что в центре всех диаграмм находится Кайлас. В России и около неё такие места – Кремль, включая Мавзолей, Сергиев Посад, Киево-Печерская лавра.

Для исследований, для генетических анализов он скупал в Индии ископаемых животных и даже людей, совершал другие не однозначные поступки. По этому поводу наш патриарх Кирилл, тогда ещё митрополит смоленский, сказал: «…есть такой профессор Захаров, там Шамбала, Кайлас, – так вот это всё от лукавого».

Были, конечно, и явные практические достижения. Например, за патент на способ лечения инсулинозависимого диабета ему предрекали нобелевскую премию… посмертно, намекая на интересы производителей инсулина. Ему даже пришлось временно уехать за рубеж, а в Москву приезжать еженедельно к своим пациентам. Он создал новый вид адаптивной гимнастики для своих пациентов с онкологическими заболеваниями и для детей – диабетиков под названием цигун. Под его воздействием наблюдались необъяснимые наукой самопроизвольные излечения. Всё это он соединил с традиционной системой оздоровления – гимнастикой ушу, с сознательным управлением дыханием, с концентрацией внимания, работой с внутренней энергией и т.д. Он работал в школах для сирот, компенсируя бесплатные уроки для детей дорогими уроками для взрослых. Его программа возрастной коррекции гомеостаза организма «эквилибризм» включает популяризацию здорового образа жизни для омоложения пациентов (ревитализации) вместо пластических операций.

С таким багажом он быстро собрал вокруг себя большую клиентуру желающих стать молодыми и здоровыми, которая включала практически весь московский бомонд и некоторых членов правительства. Он стал издавать много книг по фитотерапии, а также общественно политический журнал «Знать», в редколлегии которого большинство составляют высокопоставленные сотрудники российских спецслужб. Он завёл свои сайты в Интернете: www. etnofit. ru , www . nirvana - tour . ru , www . znat . ru , www . young - life . ru , www. onkology. ru .

К своей экспедиции Юрий Захаров готовился три года, а можно сказать, что и всю жизнь. Он изучил всё, что было известно о Шамбале. В отличие от Сталина, Гитлера, японцев и других политиков он многое сделал лично. Он лично изучил историю Востока и трактаты восточных ученых. Лично обнаружил, что различные источники дают несовпадающую информацию о географии и истории Шамбалы, что всё в них излагается в разнобой. И только сравнение, сопоставление нескольких источников на хинди, санскрите, английском, не считая русского языка и карт Генштаба, позволило наметить маршрут экспедиции.

Он был в курсе экспедиций и планов современников, которые со своей стороны тоже следили за его планами, писали свои книги и отчеты. Это уфимский офтальмолог Эрнест Мулдашев, с которым у него наметились серьёзные разногласия, Алла Кальянова, участница его экспедиции, томский путешественник Е.А. Ковалевский и другие.

Мулдашев, например, считал, что Кайлас – искусственное сооружение, полое внутри и созданное предыдущими цивилизациями: атлантами и лемурийцами, которые сами ушли внутрь и сидят там годами в состоянии «сомати», ничего не потребляя из внешнего мира, но и не умирая в то же время. А когда на земле случатся катаклизмы, они выйдут из своего убежища и спасут мир. Ещё он считал, что «зеркало времени» и «лазерный луч» охраняют ворота в Шамбалу, чтобы туда никто не входил.

Захаров с сарказмом отзывался об этих утверждениях. Он также скептически относился к результатам исследования Востока женщинами: Блаватской, Е. Рерих, считая их «высосанными из пальца». Наибольшего уважения, по его мнению, заслуживает Девид Нель, которой удалось произвести такое впечатление на элиту Востока, что ей даже предлагали в качестве учителей для дальнейшего совершенствования Далай-ламу и Таши-ламу. Она, правда, отказалась от такой чести, усыновила молодого ламу (монаха) и поселилась с ним в Швейцарии в своём доме, который назывался Тибетским монастырём.

Юрий считал, что Шамбала – это определённая территория в Западном Тибете в районе горы Кайлас, куда никого из иностранцев не пускали никогда. Даже вездесущие японцы не смогли туда прорваться ни в прошлые века, ни теперь.

Захарову повезло. Как раз в это время Китай открыл для посещения ранее закрытые районы Западного Тибета вблизи горы Кайлас и собрался налаживать стратегическое партнёрство с Россией.

У Ю. Захарова по всему выходило, что Шамбала – это существовавшее до VII века и исчезнувшее сейчас древнее царство Шанг-Шунг со столицей Кунглунг Нулгхар, располагавшейся в соответствии с древними тантрическими источниками в долине реки Сатледж. Кунглунг был знаменит как «Серебряный дворец долины Гаруды».


Дворец

Именно из долины Гаруды (приток Сатледжа) по мнению большинства востоковедов тантрические учения распространились по всему Тибету.

Проблема была только в том, что старого Кунглунга не было даже на самых подробных «Генштабовских» картах. И поиск его стал первой важной задачей экспедиции.

Второй и, по-видимому, главной целью экспедиции было восхождение на Кайлас (6174 м., по другим источникам 6400 м). Он возвышается над высокогорным плато Западного Тибета в одиночестве. Из этого района, как из библейского рая вытекают четыре реки (все священные): Инд, Сатледж, Брахмапутра и Карнели, которая является одним из истоков Ганга. Эти реки текут от горы по перпендикулярным направлениям подобно свастике .

Главная проблема здесь была в том, что восхождение на священную гору с точки зрения буддистов является надругательством над всем святым. Более того, даже приблизиться к ней не просто. Вокруг горы существует два ритуальных маршрута, прохождение которых называется корами. Внешняя кора проходит на расстоянии нескольких десятков километров от горы. Ко всем группам паломников, которым дается разрешение совершить внешнюю кору, прикрепляется «офицер связи» из китайских спецслужб. По времени внешняя кора занимает от трех дней до недели с многочисленными ритуальными действиями (простирание ниц в четырех местах, из которых видна гора, молитвы и т.д.).

На внутреннюю кору не допускается практически никто по религиозным соображениям. По буддистским законам на внутреннюю кору может быть допущен лишь паломник, прошедший внешнюю кору не менее 13 раз. Для фотографий на память паломников по специальным разрешениям подводят к началу тропы внутренней коры, где расположены два монастыря для контроля ситуации.

За год до Захарова французы каким-то образом получили от властей разрешение взойти на Кайлас. Но тогда взбунтовалась вся буддийская общественность, Далай-лама лично обратился к руководителю экспедиции с убедительной просьбой не делать этого, и французы отступили.

Ю. Захаров для того, чтобы попасть на внутреннюю кору, прибег к «маленькой хитрости» . По роду своей деятельности он имел очень высокую квалификацию по эзотерической практике – дзогчен (высшее совершенство) и убедил принимающую сторону в том, что вполне уместно выполнить такую практику у подножия самой горы Кайлас или даже на её склонах. Маловероятно, чтобы спецслужбы принимающей стороны не разгадали такую «маленькую хитрость». Скорее всего, они просто закрыли на это глаза, может быть по предварительной договорённости между спецслужбами. В результате Ю. Захарову удалось отправить «офицера связи» с частью группы на внешнюю кору, а самому совершить попытку восхождения на Кайлас.

Уже при подготовке экспедиции весь 2004 год проблемы возникали одна за другой, как будто некая сила делала всё возможное, чтобы поездка не состоялась. По разным причинам из двенадцати первоначальных участников отсеялись восемь, в том числе, по словам Захарова, все альпинисты. Из восьми спонсоров к началу экспедиции не осталось ни одного. Но в то же время какие-то силы оказывали неожиданную помощь. Ему первому дали разрешение на посещение всех, даже закрытых ранее территорий, причем уже в сентябре, непосредственно в Лхасе перед началом экспедиции. Не исключено, что этими «какими-то силами» были опять спецслужбы.

Накануне выхода экспедиции из последней гостиницы в полевые условия вечером какой-то неизвестный китаец подошел к Ю. Захарову и таинственно предупредил, что не советует им выезжать. Тем не менее, после ночного раздумья, утром они поехали из Непала в Тибет. Как утверждает участница экспедиции Алла Кальянова, уже на границе стало ясно, что с ними едут два представителя спецслужб, одного из которых звали Сергей. На следующий день, после того как они перешли границу в Китай, её закрыли из-за военных действий в окрестностях, но граница сзади их уже не интересовала. Впереди был Западный Тибет.

На первом перевале, с которого открылся вид на Кайлас, Ю. Захаров почувствовал границу внутренней Шамбалы типа «тепловой завесы». Кальянова свидетельствует, что действительно на расстоянии одного шага через эту границу ощущалась разница. Спецназовцы вынули из багажа спектрометр, сканер (для просмотра широкого диапазона радиоволн), компьютер и маленькую электростанцию. Они через спутниковый телефон связались с «Центром», чтобы «переориентировать» спутники и посмотреть, как это все выглядит из космоса. Через час они увидали на экране компьютера что-то вроде воронки, винта или цветка, который Захаров назвал восьмилепестковым лотосом, известным из эзотерической литературы.

При подходе к долине реки Сатледж среди пустыни со следами песчаных бурь они наткнулись на асфальтовую дорогу с высаженными по краям тополями, напоминавшую остатки от войсковой части, из-за которой этот район и был, видимо, закрыт для иностранцев. Для ориентировки на местности, на перекрестках дорог ещё раз использовали спутниковую аппаратуру, чтобы понять, по какой дороге двигаться. Ю. Захаров со своей группой прошел по реке Сатледж, нашел мост через реку, украшенный флажками лунг-та и вошел в долину Гаруды. Дальше всё было просто. В долине перед участниками открылся холм диаметром 100 метров и высотой 50, на холме – серо-красные скалы со следами развалин древних строений, а вдали скалы с множеством пещер приобретали серебристый цвет из-за вкрапления большого количества слюды. Вот откуда произошло название «Серебряный дворец». До них здесь побывал итальянский профессор Тучи, но не сделал фотографий. В устье долины Гаруды в башне монастыря были обнаружены изображения Будды и свастики. А перед входом в главный зал монастыря висела лубяная старая карта-схема Шамбалы, точно такая же, какую привезли в своё время Рерихи, и которая висела у Захарова дома в Москве. Так была найдена столица Шамбалы. Через два года томский турист Е. Ковалевский неделю ездил по разным дорогам, прежде чем нашел нужное направление и попал в долину Гаруды, потому что местные жители и, тем более приезжие шофёры ничего про это не знали, или не хотели говорить.

После проведения съёмок в столице Шамбалы они пошли к Кайласу, и в соответствии с задуманным планом, отправили «офицера связи» вместе с частью группы на внешнюю кору, а сами впятером отправились на внутреннюю кору, туда, где вообще мало кто бывал, а из европейцев они точно были первыми: Ю. Захаров с сыном Павлом, два спецназовца и А. Кальянова, настоявшая на том, чтобы её тоже взяли в запретную зону.


На подходе 1

Дальше рассказы Захарова и Кальяновой расходятся. Захаров говорит, что из альпинистского снаряжения у них ничего не было, кроме ледорубов, а маршрут вообще был неизвестен . Единственно, что они знали, это то, что надо обойти стоящую рядом с Кайласем гору Нанду, которая ассоциируется с ездовым быком господа Шивы. Они рассчитывали, что пройдут внутреннюю кору с восхождением на гору максимум с двумя ночевками, хотя и не имели опыта высотных восхождений. Кальянова же считает, что путь на вершину для Юрия и Павла был провешен альпинистскими верёвками.

Уже в первый день пути к вечеру они почувствовали приступы горной болезни: головная боль, апатия, слабость. Тем не менее, остановились на ночлег около Южного гребня, по которому просматривался приемлемый путь на вершину. Ещё днём они столкнулись с необычными фактами то ли природы, то ли психики. Стоило закрыть глаза, а потом открыть, как в небе они видели светящиеся взаимно перпендикулярные полосы наподобие свастики. Возможно, это связано с внешним видом горы, белый снежный склон которой испещрён черными перпендикулярными полосами, давшими, скорее всего, ей название «Гора свастики».


На подходе 2


На подходе 3

На ночлег установили две палатки: одну для людей, другую для аппаратуры с мини-электростанцией. Юрий через спутниковый телефон связывался с участниками, шедшими по внешней коре и с Центром. Затем поставил задачу: установить аппаратуру и сканировать и фиксировать всё, что происходит в эфире в максимально возможном диапазоне частот. Установили дежурство по три часа. Вдобавок взяли несколько десятков проб воды из окрестных озер и ручьёв для анализа.

Спали плохо. Ночью сын Павел разбудил Юрия, чтобы показать загадочные атмосферные явления – вспышки в небе через каждые 3-5 секунд. Что-то вроде электрических шаров или северного сияния. Ещё вечером к ним с противоположной стороны пути подошла группа тибетцев (йогинов), остановившаяся метрах в ста от них, возможно для помощи и страховки. Ночью над ними в виде кольца вращались такие же электрические шары. Надо сказать, что такие же явления описал Рерих в своих работах.

Дальше опять есть разница в описании событий. Юрий пишет, что к утру в день восхождения резко испортилась погода, задул сильный ветер, пошел снег, упала видимость. Всё же решили идти на вершину, понимая, что второй попытки у них не будет. Их попросту больше никогда не подпустят близко к горе.

Наверх пошли двое: Ю Захаров с сыном Павлом.


Захаров на Кайласе

Сергея оставили наблюдающим в лагере, хотя никакой связи у них не было. Подъём на Ю гребень занял три часа. Дальше по склону самого Кайласа они попытались подняться на вершину. Казалось, что всё идёт нормально, в разрывах тумана они уже видели конец пути, но в условиях плохой видимости упёрлись в стену высотой 20-40 м, которую без альпинистского снаряжения пройти было невозможно. Высотомер показал высоту 6200 м. Пришлось повернуть вниз, сфотографировавшись с флагом на достигнутой высоте и оставив честь покорения Кайласа будущим восходителям.

Кальянова пишет, что проснулась поздно. Сергей, дежуривший у компьютера показал на экране две точки: Юрий и Павел, сказал, что они уже были на вершине, долго фотографировались, даже кто-то из Центра по спутниковому телефону сказал: «Профессор, хватит красоваться».


На вершине

Сейчас спускаются. Ещё сказал, что на вопрос, где установить знамя для фотографии в открытой печати, он посоветовал им спуститься пониже, чтоб не возникло никаких толков. И добавил, что если они благополучно спустятся, то возникнет сложный прецедент, состоящий в том, что на Кайласе могут находиться только Боги или равные им. Таким образом у Кальяновой о плохой погоде речи нет. И связь тоже была (через спутниковый телефон).

К полудню восходители спустились к палатке синие, обмороженные, с трудом отдышались из баллонов с кислородом. Решили завершить внутреннюю кору. Наибольшие трудности возникли при преодолении перемычки между Кайласем и Нандой высотой 5900 м. В это время вместо снега, по словам Ю. Захарова, пошел град. Только когда на следующий день они пришли к началу пути, завершив внутреннюю кору, снова выглянуло солнце, и погода наладилась. На южном склоне горы рассмотрели два креста, один из которых очень похож на свастику.

Так завершилась эта экспедиция, в ходе которой первый европеец побывал, как минимум, на склонах горы Кайлас. Наступил Ю. Захаров на «маковку» священной горы или не наступил? Не будем это обсуждать. Все горы Гималаев священны. На Канченджангу разрешают восхождение только при условии не наступать на «маковку» диаметром 10 метров. Нарушил ли кто-нибудь это «табу»? Будем считать, что никто не нарушил, так же как и Ю. Захаров не наступил на «маковку» Кайласа и не осквернил святая святых.


Захаров после спуска

Можно, конечно, сомневаться в абсолютной эффективности практик бессмертия Ю. Захарова, исходя из того, что на планете Земля зафиксирована стопроцентная смертность населения, но уж открытия Шамбалы и первой видеосъемки её бывшей столицы от него не отнимешь.

Николай Рерих в своей книге «Надземное», т.1 написал: «Вы замечали, как народы отодвигают понятие Шамбалы к северу. Наконец, среди самоедов и камчадалов существует предание о чудесной стране за полуночью. Причины такого отодвигания различны. Кто-то хотел скрыть место нашей Обители. Кто-то отодвинул от себя ответственность в прикасании к чему-то трудному. Кто-то заподозрил соседа в особом благополучии. Но, в сущности, получается, что все народы знают о Заповедной Стране и считают себя недостойными иметь её в своих пределах».

Хорошо сказано, но сто лет назад. Сейчас, по-видимому, что-то изменилось в мировоззрении. Простой смертный человек вступил на священную гору и живёт, возможно, под нависшим над ним карающим, за нарушение табу, мечом судьбы. По сути – экстремальная ситуация. Наступивший XXI век – век экстремалов. Они встречаются всюду. Сумасшедшими темпами развивается экстремальный альпинизм – соло, другие экстремальные виды спорта. Куда податься простому человеку?

Возможно, экстремальная философия – это и есть путь к прозрению. Поэтому будем смотреть вперед с оптимизмом!

В 200 -х километрах от границы с Непалом находится священная гора Кайлас. Она не принадлежит основной гряде Гималайского нагорья, по версии геологов, эта возвышенность поднялась со дна океана. Со временем ее грани были отточены ветром и водой, благодаря чему Кайлас приобрела прямоугольную форму.

Уже многие тысячелетия это место считается священным у всех народов, живущих в ближайших странах. В Индии каждый индуист мечтает увидеть Кайлас хоть один раз в жизни. Именно эта вершина считается прибежищем который, согласно преданиям последователей индуизма, разрушает иллюзии и сжигает дурную карму.

Священная гора - это популярное место у многих йогов и искателей истины, которые не один год проводят там в молитвах и медитациях. И сегодня здесь иногда встречаются люди, желающие получить энергию любви и благодати.

Паломничество буддистов

В соответствии с верой буддистов, если обойти гору с правильной мотивацией и мыслями, то очистится карма, накопленная за несколько прошлых жизней. Поэтому священная является любимым местом многочисленных паломников. Индуисты и буддисты обходят ее по направлению часовой стрелки, а последователи религии бон движутся в обратном направлении. Истинные паломники, жаждущие получить гарантированное освобождение от грехов прошлых жизней, должны обойти Кайлас 108 раз (протяженность одного круга - 53 километра). Стоит отметить, что обходить священное место для удовлетворения собственных амбиций не рекомендуется, просветления не наступит, а гора отомстит неверующим.

Трудности восхождения

Считается, что все, кто совершал попытку покорить священные горы Тибета, гибли на пути к вершине или возвращались, но уже сумасшедшими. Объясняют это древние трактаты. Во всех них сказано, что священная гора покорится только богам, остальных она сбрасывает.

Миллионы верующих во всем мире протестуют против восхождения на Кайлас, поддерживает их и ООН. Когда китайские власти разрешили экспедиции из Испании восхождение на священную гору, ее участники не смогли подняться выше своего базового лагеря - тысячи паломников стали на их пути.

Особенности Кайласа

Священная гора представляет собой четырёхгранную пирамиду правильной формы. Боковые грани этой фигуры повернуты к четырем сторонам света, а закругленная верхушка напоминает по форме яйцо. Кайлас состоит из тринадцати горизонтально расположенных ступенчатых слоев, отдаленно напоминающих пирамиды. Вершину Кайлас покрывает шапка вечного льда. Южную сторону-стену горы сверху вниз прорезает прямая расщелина, которая проходит точно по ее середине.

Слоистые террасы на стенах трещины образуют огромную каменную лестницу, которая ведет от основания горы к ее вершине. В лучах заходящего солнца эта природная конструкция создает своеобразный рисунок, сходный со свастикой.

Согласно восточной космологии, священная гора - это центр мировой системы, который пересекает ось мироздания. древних космогоний, не ограниченное лишними знаниями, четко выстраивает колоссальную картину Вселенной. Теории известных астрофизиков выглядят бледно на фоне древневосточного представления о мироздании.

На Земле существует огромное количество потрясающе красивых и вместе с тем загадочных мест, привлекающих к себе внимание путешественников и исследователей. Одним из таких является гора Кайлас (или, как ее еще называют некоторые источники - Кайлаш), которая находится в южной части Тибетского нагорья системы Трансгималаев (Гангдисе) и территориально принадлежит Китаю. Кайлас с тибетского языка переводится, как «Драгоценный камень снегов». Кайлас - самая высокая часть этой горной системы, ее высота составляет 6638 метров над уровнем моря, хотя данные могут расходиться - вопрос в нескольких десятках метров.

Со склонов горы Кайлас берут начало четыре самых больших реки Индийского субконтинента: притоки Ганга - Брахмапутра и Карнали, Инд и его приток Сатледж.

Из-за высоты и отсутствия цивилизации, возникают трудности в исследовании горы - до сих пор о Кайласе известно очень мало, но эта гора таит в себе немало загадок, неподтвержденных теорий, которые ждут своего часа. Множество попыток покорить самую вершину горы - потерпели фиаско. До сих пор никому не удалось этого сделать. Экспедициям не давали разрешение власти Китая, ООН и Далай-лама, паломники устраивали демонстрации и преграждали путь.

Ее внешний вид - уже сам по себе загадка. Грани горы Кайлас расположены соответственно четырем сторонам света и некоторые ученые считают, что это древняя пирамида, к которой примыкают горы поменьше и образует целую систему. Геологи же считают, что форму пирамиды с течением тысячелетий ей придали ветер и вода, а сама гора появилась под толщей океана, в результате передвижений и столкновений земной коры, вытолкнувшись на поверхность.

А трещины с южной стороны горы выглядят как свастика, которая в буддизме означает высшую божественную силу и совершенство. Возможно, такие трещины могли образоваться в результате землетрясения, но Тибет - такое место, где случаются невероятные чудеса. Выглядит, будто кто-то специально сделал это по собственным тайным соображениям. По некоторым предположениям - одна из древних цивилизаций.

Гора Кайлас упоминается во многих древних мифах, легендах и религиозных текстах Азии, она признана священной среди четырех религий:

  • Индуисты считают, что на ее пике расположена излюбленная обитель Шивы, в Вишну-Пурана она указана как город богов и космический центр Вселенной.
  • В буддизме это место проживания Будды, сердце мира и место силы.
  • Джайны поклоняются горе, как месту, где обрел истинное прозрение и прервал сансару Махавира - их первый пророк и величайший святой.
  • Бонцы называют гору местом сосредоточения жизненной силы, центром древней страны и душой их традиций. В отличие от верующих первых трех религий, совершающих кору (очищающее паломничество) посолонь, последователи Бон идут навстречу солнцу.

Гора Кайлас обросла множеством мифов и легенд. Это одно из самых известных мест паломничества, ведь у индуистов Кайлас - священная гора , где пребывает бог Шива, а буддисты считают ее дворцом Будды. Многие свято уверенны, что гора якобы полая внутри и там нашли пристанище просветленные. Чтобы совершить полный обход вокруг нее - нужно пройти расстояние в 53 километра по долине у основания. Специальное название такому паломничеству - «кора» и пошло оно от тибетских монахов. Совершивший хоть раз в жизни кору - освобождается от кармы, всех грехов, которые совершил за жизнь и может быть спокоен за свою следующую инкарнацию - с будущим воплощением ему точно повезет. Вокруг горы есть три монастыря, куда обязательно приходят паломники во время обхода. Весь обход (обязательно по часовой стрелке) продолжается около трех дней, во время которого верующие паломники останавливаются на ночлег прямо под открытым небом. В долине так же совершаются погребальные обряды и быть захороненным в этом месте - считается благом, так как душа очищается и муки ада ей не грозят. А тот, кто совершит кору 108 раз - достигнет высшего просветления, как Будда.