Самые интересные мумии (17 фото). Самые необычные мумии (12 фото) Где находится мумия

Джордж Герберт, 5-й граф Карнарвон, читает на веранде в доме Говарда Картера. Около 1923 года Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

5 апреля 1923 года в каирском «Континенталь-Савое» умер Джордж Карнарвон — британский аристократ и любитель-египтолог, финансировавший раскопки археолога Говарда Картера в Долине царей. Говорили о несчастливом стечении обстоятельств: укус комара и последовавший за ним неаккуратный жест бритвой, а дальше заражение крови, пневмония и смерть, вызвавшая настоящую панику каирского бомонда. Еще бы: едва все мировые газеты успели отрапортовать об уникальном открытии в Долине царей — сохранившейся почти в первозданном виде гробнице фараона Тутанхамона, — как один из главных героев события погибает в самом расцвете сил, в возрасте 56 лет. В отличие от многих других гробниц, разграбленных уже в XIX веке, в усыпальнице Тутанхамона побывали только древнеегипетские воры, оставившие после себя немало ценного. Корреспонденты фамильярно называли фараона XVIII династии Мальчиком-фараоном или просто Тутом. История открытия сама по себе была удивительной: семь лет Говард Картер, финансируемый Карнарвоном, перекапывал Долину царей в поисках неразграбленной гробницы — и только в ноябре 1922 года, когда Карнарвон уже собирался прекратить финансирование, обнаружил таковую.

После этого началась чертовщина: египтолог и корреспондент Daily Mail Артур Вейгалл, освещавший историю с самого начала, написал о том, что птичку Картера вскоре после открытия гробницы съела кобра — символ власти фараона. Еще рассказывали, что собака Карнарвона умерла в это же время в его родовом поместье Хайклер (сегодня более известном по сериалу «Аббатство Даунтон»). Узнав о кончине Карнарвона, читатели быстро соотнесли одно с другим — и проклятие гробницы стало реальностью. Вейгалл, всячески отрицавший его существование, умер в 1934 году в 54 года и был охотно занесен в число жертв гробницы.

Погребальная маска Тутанхамона. Фотография 1925 года

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочий египтянин в погребальной камере гробницы Тутанхамона. 1924 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Объекты, найденные в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер и Артур Каллендер заворачивают статую перед транспортировкой. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Бюст богини Мехурт и сундуки в сокровищнице гробницы Тутанхамона. 1926 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер изучает внутренний гроб, сделанный из чистого золота. 1925 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Церемониальная кровать в форме Небесной Коровы и другие предметы в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер изучает крышку второго (среднего) гроба в погребальной камере гробницы. 1925 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Артур Мейс и Альфред Лукас изучают одну из колесниц, найденных в гробнице. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Алебастровые вазы в гробнице. 1922 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Ковчег со статуей бога Анубиса на пороге сокровищницы. 1926 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Говард Картер, Артур Каллендер и рабочие в погребальной камере. 1923 год © Harry Burton / Griffith Institute, University of Oxford, colourised by Dynamichrome

Медиаистерия вокруг Тутанхамона объяснялась еще и тем, что у репортеров в тот год было не так много громких тем для обсуждения. Лето выдалось настолько скупым на новости, что история о фермере, вырастившем крыжовник размером с яблоню, попала на первые полосы ведущих изданий. Кроме того, Карнарвон продал эксклюзивные права на освещение открытия гробницы газете The Times, что вызвало бурю протестов со стороны других репортеров и только усугубило гонку за сенсациями. Одна из американских пароходных компаний даже ввела дополнительные рейсы в Египет, чтобы все желающие туристы могли побыстрее попасть в Луксор. В результате Картер был настолько замучен прессой и зеваками, осаждавшими раскопки, что однажды даже в сердцах выпалил: «Лучше бы я вообще не находил эту гробницу!»

Несмотря на то что ни на входе в гробницу, ни в погребальной комнате так и не нашли никаких посланий с проклятиями, легенда продолжала курсировать и только набирала обороты, когда умирал кто-нибудь хоть как-то связанный с гробницей. Количество предполагаемых «жертв проклятия» варьируется от 22 до 36 человек; при этом, согласно данным, опубликованным в The British Medical Journal, средний возраст умерших составлял 70 лет. «Тутмания», как тогда говорили, охватила и киноиндустрию — в 1932 году вышел фильм «Мумия» с главным актером фильмов ужасов Борисом Карлоффом.

Согласно популярным представлениям, именно открытие гробницы Тутанхамона положило начало легендам о проклятиях, которые позже капитализировали писатели-фантасты и Голливуд. Однако при таком объяснении удивляет готовность, с которой образованные европейцы на протяжении всей первой половины XX века распространяли невероятные истории о мумиях и фараонах. В действительности это было обусловлено тем, что к 1923 году страшные сказки о мстительных мумиях и древних египетских проклятиях были частью популярного ориенталистского фольклора уже больше века.


Кадр из сериала «Пуаро Агаты Кристи». 1993 год В рассказе Агаты Кристи «Тайна египетской гробницы», обыгрывающем историю Тутанхамона, единственный человек, не воспринимающий всерьез проклятие, — опытный и циничный сыщик Эркюль Пуаро. ITV

21 июля 1798 года французские боевые отряды встретились с армией мамлюков в тени великих пирамид Гизы — свидетельства величия Древнего царства. Прологом к Битве у пирамид считается ставший крылатым монолог Наполеона Бонапарта:

«Солдаты! Вы прибыли в эти края, чтобы вырвать их из варварства, принести цивилизацию на Восток и уберечь эту прекрасную часть мира от английского ига. Мы будем воевать. Знайте, что сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид».

Несмотря на то что египетская кампания закончилась для Бонапарта поражением при Абукире, торжеством британского флота и лично адмирала Нельсона, авантюра Наполеона имела успех — но не военный, а научный. На берега Нила вместе с ним отправились не только солдаты, но и целая армия ученых — 167 человек: лучшие французские математики, химики, физики, геологи, историки, художники, биологи и инженеры. На месте они основали главную научную институцию тех времен по изучению Египта — Institut d’Égypte. Под его эгидой была выпущена серия публикаций «Description de l’Égypte», из которой многие европейцы впервые узнали о великой истории древней цивилизации. Вкус к египетским древностям проснулся и у англичан, которые после победы в Абукире получили немало французских трофеев, в том числе знаменитый Розеттский камень Каменная плита, найденная капитаном французских войск в 1799-м году в Египте, близ города Розетта. На плите выбиты три идентичных по смыслу текста: один записан древнеегипетскими иероглифами, другой — на древнегреческом, и третий — демотическим письмом, скорописью Древнего Египта. Сопоставив их, лингвисты смогли впервые расшифровать иероглифы. . Обелиски, изящные статуи богов и фараонов, погребальные и ритуальные предметы покидали Египет на французских и британских кораблях. Не регулируемые никакими властями раскопки, граничащие с вандализмом, создали обширный рынок торговли древностями — не успев появиться на рынке, лучшие экспонаты сразу же оказывались в частных коллекциях богатых аристократов Лондона и Парижа.

В 1821 году в театре неподалеку от Пиккадилли была воссоздана гробница фараона Сети I, более известная как гробница Бельцони — в честь археолога и путешественника Джованни Бельцони, ответственного за находку в 1817 году. За время показа аттракцион посетили тысячи лондонцев. Английский поэт Гораций Смит, состязавшийся с поэтом Шелли в написании сонетов, посвященных Нилу, сочинил «Обращение к мумии » — оно было публично зачитано на выставке.

Разворачивание мумий, привезенных из Египта, в 1820-е годы стало популярным светским развлечением. Приглашения на подобные события выглядели так: «Lord Londesborough at Home: A Mummy from Thebes to be unrolled at half-past Two» («Лорд Лондсборо приглашает: мумию из Фив будут разворачивать в половине третьего»).


Приглашение на разворачивание мумии. 1850 год UCL Institute of Archaeology

За техническую часть представления отвечали настоящие хирурги. Главным специалистом в области mummy unwrapping считался Томас Петтигрю по кличке Мумия. За всю свою яркую карьеру Петтигрю публично развернул более 30 мумий.

В 1824 году архитектор Английского банка сэр Джон Соун в обход Британского музея выкупил за 2000 фунтов изящный алебастровый саркофаг Сети I (мумия была найдена только в 1881 году).


Саркофаг Сети I в Доме-музее сэра Джона Соуна Sir John Soane’s Museum, London

По случаю покупки Соун закатил масштабное суаре: на протяжении трех вечеров в комнате, обставленной для пущего эффекта масляными лампами, представители лондонского истеблишмента поднимали бокалы за Сети I. Дошло до того, что целые аллеи на кладбищах оформлялись в стиле луксорской Долины царей. На парижском кладбище Пер-Лашез, открытом по указу Наполеона в 1804 году, и сегодня можно увидеть несколько выдающихся экземпляров египтомании, в частности могилы участников наполеоновской экспедиции — математиков Жозефа Фурье и Гаспара Монжа. Неподалеку от них возвышается обелиск Жана Франсуа Шампольона — молодого французского гения, расшифровавшего в 1822 году Розеттский камень и положившего начало египтологии.

Могила Гаспара Монжа на кладбище Пер-Лашез. Гравюра из книги «Manuel et itinéraire du curieux dans le cimetière du Père la Chaise». 1828 год Wikimedia Commons

В Англии погребальная мода на Древний Египет лучше всего видна на Хайгейтском кладбище, открытом в 1839 году. Египетская авеню Хайгета насчитывает 16 склепов — по восемь с каждой стороны. Вход на авеню украшает массивная арка в обрамлении крупных колонн в духе Карнакского храма и двух египетских обелисков. В 1820-30-е годы обелиски начали появляться на могилах людей, не имевших к Египту никакого отношения, — и быстро стали неотъемлемой частью викторианского кладбищенского пейзажа.


Египетская аллея на Хайгейтском кладбище. Гравюра XIX века Friends of Highgate Cemetery

В появлении египетской символики на европейских кладбищах нет ничего удивительного — практически все знания о Древнем Египте, которыми располагали ученые и обыватели, были связаны с темой смерти: из устройства усыпальниц и пирамид они узнавали о загробном мире египтян, храмы рассказывали о богах и мифологии. О жизни и быте обычных людей было известно очень мало. Получалось, что Древний Египет был цивилизацией великих фараонов и их жрецов. Отсюда и мистификация, ощущение тайны и сакральности, окружающей Древний Египет и все, что с ним связано.

Несмотря на то что горожане толпами и без всякой опаски ходили смотреть на мумифицированные тела древних египтян, уже в 1820-е стали появляться первые страхи и опасения. Они нашли отражение в литературных произведе-ниях, которые историки позже назовут египетской готикой. Первым автором в этом жанре была Джейн Уэбб-Лудон. Под впечатлением от лондонской египтомании и романа Мэри Шелли «Франкенштейн» она написала в 1827 году готический хоррор «Мумия! ».

Кроме того, что Лудон была одной из первых писательниц-фантастов (действие книги происходит в XXII веке в мире, наполненном невероятными технологиями, одна из которых подозрительно напоминает интернет), она еще и придумала образ мстительной мумии. Правда, в книге Лудон месть мумии по имени Хеопс принимает форму скорее личного реванша, нежели страшного проклятия, которое может постигнуть каждого.

Имперская паранойя только подпитывала суеверный ужас перед древнеегипетскими тайнами. Одновременно происходил любопытный процесс адаптации экзотического жанра к классической викторианской готике: ожившие мумии разгуливали по мрачным старинным особнякам со скрипящими половицами. Впрочем, само появление мумии в контексте английского особняка выглядело вполне правдоподобно: англичане, побывавшие в Египте, часто привозили подобные артефакты к себе домой — в домашние музеи. В 1860-е годы появляется еще один гибридный жанр — рассказы о привидениях в египетском антураже, вроде «Египетской истории о привидениях» («An Egyptian Ghost Story») о призраках в коптском монастыре. В коротком рассказе «История поместья Бэлброу », опубликованном в 1898 году, английское привидение-вампир завладевает телом мумии, привезенной хозяином дома из Египта, и начинает терроризировать домочадцев.

К концу XIX века политическая и экономическая ситуация в Египте заметно ухудшилась. Непомерные траты хедива Исмаила, а также неоправданное доверие, которое хедив оказывал своим европейским «советникам», постепенно привели страну на грань банкротства. Сначала британский премьер-министр Дизраэли в 1875 году совершает на деньги лондонских Ротшильдов «покупку века» — 47 % акций Суэцкого канала, — а через год англичане с французами устанавливают финансовый контроль над Египтом и создают Кассу египетского долга. В 1882 году Великобритания, подавив мощное восстание египетского офицерства, оккупирует страну фараонов.

Иллюстрация к роману «Фарос-египтянин» из журнала The Windsor Magazine. 1898 год Project Gutenberg

Одновременно археологи совершают потрясающие находки в Фиванском некрополе. Египет становится еще ближе к обывателю, читающему ежедневные газеты и посещающему публичные лекции и салоны. Именно в этот период египетская готика переживает настоящий расцвет. В 1898-1899 годах выходит роман «Фарос-египтянин » Гая Бутби, близкого друга Редьярда Киплинга. По сюжету Фарос — это мстящий осквернившим его землю англичанам Птахмес, верховный жрец фараона XIX династии Мернептаха, сына Рамзеса II. Антиколониальный мотив (вернее, страх перед ним) чувствуется на протяжении всего рассказа. В частности, в эпизоде про мумию, которую отец главного героя вывез в свое время из Египта, встречаются такие слова: «О, мой друг из XIX века, твой отец украл меня из моей родной земли и из могилы, которая была предписана мне богами. Но остерегайся, так как наказание преследует тебя и уже скоро настигнет».

Коварный (и, вероятно, бессмертный) жрец, одетый как обычный лондонец, заманивает добродушного англичанина в Египет, где заражает того чумой. Ничего не подозревающий европеец плывет обратно в Англию — в итоге миллионы погибают от эпидемии. Но до этого Фарос устраивает своей жертве экскурсию по английскому парламенту и закрытым клубам, демонстрируя ему коррумпированность элиты. Удивительный сюжет соединил в себе все потаенные страхи жителя империи, в том числе и боязнь подхватить на Востоке страшную болезнь — не случайно в Порт-Саиде был установлен карантин для выезжающих в Британию судов. По удивительному стечению обстоятельств мумия настоящего Мернептаха была найдена археологами в 1898 году, когда автор романа Бутби был на отдыхе в Египте.

Первое издание книги Ричарда Марша «Скарабей». 1897 год

Из сочинений египетской готики создается ощущение, что мести восставших мумий и фараонов больше всего боялись элиты: в книге Ричарда Марша «Скарабей » древнеегипетское создание, не имеющее определенной формы, нападает именно на члена британского парламента. Собственно, ответственность политических элит за установление оккупации, а позже и протектората, была бесспорна — отсюда и страх возмездия, которое настигнет их первыми.

Книга была опубликована в один год с романом «Дракула» Брэма Стокера и значительно опередила его по продажам. Возможно, именно успех конкурента вдохновил Брэма Стокера на его другой роман «Проклятие мумии, или Камень семи звезд », рассказывающий историю о том, как молодой адвокат пытается оживить мумию египетской царицы Теры (в 1971 году по нему сняли фильм «Blood from the Mummy’s Tomb»).

Рассказы о смертоносных мумиях египетских цариц и жриц из литературного жанра постепенно переходили в разряд народных суеверий — и, наоборот, суеверия подпитывали литературу. Так, на протяжении нескольких лет в Британском музее разворачивалась настоящая драма с саркофагом под непримечательным серийным номером ЕА 22542.

Обложка журнала Pearson’s Magazine с историей «несчастливой мумии». 1909 год Wikimedia Commons

История, обросшая слухами и выдумками, берет свое начало в 1889 году, когда Британский музей получил от частного коллекционера саркофаг. При его осмотре стало понятно, что он принадлежал состоятельной женщине. Египтолог Уоллис Бадж, работавший тогда в департаменте египетских и ассирийских древностей, обозначил ее в музейном каталоге как жрицу Амона-Ра, предположительно XXI или XXII династии. Несмотря на то что саркофаг был пустым, все упорно говорили о мумии и распространяли странные истории: мол, купивший ее в Египте британец прострелил себе руку, после чего подарил мумию своей знакомой — от той в скором времени ушел жених, потом у нее заболела и умерла мать, а вскоре и сама она слегла. После чего «несчастливая мумия», как ее прозвали, попала в Британский музей. В музее козни мумии не прекратились — рассказывали, что со снимавшими ее фотографами случались разные неприятные инциденты. Написавший о ней журналист Бертрам Флетчер Робинсон умер через три года после публикации — ему было 36 лет. Близкий друг Робинсона Артур Конан Дойл сразу же заявил, что тот стал жертвой проклятия мумии. Разошлись даже слухи о том, что музей решил избавиться от мумии и послал ее в дар Метрополитену на лайнере «Титаник» в 1912 году — хотя саркофаг все эти годы не покидал здание на Грейт-Расселл-стрит, и на него и сегодня можно посмотреть в зале № 62 (так как «несчастливая мумия» до сих пор пользуется популярностью у публики, иногда саркофаг увозят на временные выставки). Кстати, создатель Шерлока Холмса внес свой посильный вклад не только в становление легенды о «несчастливой мумии», но и в жанр египетской готики: в 1890 году он выпустил короткий рассказ «Кольцо Тота », в котором египтолог, заснувший за работой в Лувре, обнаруживает себя взаперти с мумиями и почти бессмертным жрецом Осириса Сосрой. Еще в одном рассказе Дойла «Лот номер 249 », вышедшем двумя годами позже, мумия нападает на студентов Оксфорда: оказывается, что она действует по указке одного из учащихся.

Таким образом, к 1920-м годам среди прочих популярных представлений европейцев о Египте прочно укоренились легенды о смертоносных мумиях и проклятиях пирамид. Поэтому когда в 1923 году репортеры начали сообщать о том, что участники экспедиции Картера и причастные к раскопкам гробницы Тутанхамона один за другим умирают, быстро нашлось объяснение, которое понравилось бы читателям Daily Mail. Публика, знакомая с рассказами Конан Дойла и Брэма Стокера, если и не верила в проклятие, то охотно его обсуждала — оживали не мумии, а знакомые с детства сюжеты.

Историки пытались посчитать, сколько рассказов и романов о мумиях и проклятиях вышло за весь колониальный период до начала Первой мировой войны — получилось что-то около сотни. Однако египетская готика не ограничивалась литературой — она создала целый набор довольно сомнительных представлений о Древнем Египте, которые до сих пор продолжают транслироваться в поп-культуре.

Источники

  • Beynon M. London’s Curse: Murder, Black Magic and Tutankhamun in the 1920s West End.
  • Brier B. Egyptomania: Our Three Thousand Year Obsession with the Land of the Pharaohs.
  • Bulfin A. The Fiction of Gothic Egypt and British Imperial Paranoia: The Curse of the Suez Canal.

    English Literature in Transition, 1880–1920. Vol. 54. № 4. 2011.

  • Day J. The Mummy’s Curse: Mummymania in the English-speaking World.
  • Hankey J. A Passion for Egypt: Arthur Weigall, Tutankhamun and the «Curse of the Pharaohs».

    L., N. Y., 2007.

  • Luckhurst R. The Mummy’s Curse: The True History of a Dark Fantasy.
  • Riggs C. Unwrapping Ancient Egypt.

27 июля 1941 года тело Ленина было вывезено из столицы. Операция держалась в строжайшем секрете. Потом тело снова вернули в Мавзолей. Любопытно, что это далеко не единственные приключения Ильича после смерти. Мумификация стала особым ритуалом погребения много тысяч лет назад, но так или иначе сохранилась и до наших дней. При этом мумий всегда окружало и окружает множество тайн, будоражащих умы как ученых, так и обывателей. При этом некоторые из давно умерших продолжают "путешествовать" по миру, происхождение и загадку смерти других до сих пор не разгадали ученые, на третьих лежат проклятья, а четвертые вообще не подверглись разложению без постороннего вмешательства. Представляем вам самых знаменитых мумий мира и их загадочные истории.

52 фото via

Владимир Ленин. Сейчас тело Ленина находится на том же месте, куда на него все так же приходят посмотреть толпы туристов. Но забальзамированный прах, а отличие от египетских мумий требует постоянного ухода, для чего еще в конце 1939 года в составе Минздрава СССР была создана научно-исследовательская лаборатория при Мавзолее.

Лаборатория следит за температурой и влажностью атмосферы саркофага и тела, меняет состав пропитывающих растворов, проверяет цвет кожи мумии, а также объемы лица и рук, а ее сотрудники помогают Ильичу "принимать ванну".


Работу необычных специалистов показали в уникальном фильме телекомпании НТВ "Мавзолей".


Тутанхамон. Пожалуй, фараон - самая известная мумия. Хотя, по мнению историков, при жизни Тутанхамон ничем не выделялся среди других правителей, именно с его гробницей связана история о страшном проклятье.


В 1922 году англичане Говард Картер и лорд Карнарвон нашли гробницу Тутанхамона, нетронутую грабителями. Археологи вскрыли двойной гроб, обнаружив внутри золотой саркофаг. Внутри хорошо сохранились даже цветы, так что их открытие было по-настоящему уникальным.


Однако радость быстро прошла, когда на команду исследователей обрушилась череда несчастных случаев. Карнарвон внезапно умер от воспаления легких, следом один за другим скончались помощники Картера.

Кричащие мумии из музея Гуанахуато. Мексиканский музей мумий, пожалуй, одно из самых леденящих кровь мест на земле: здесь представлены 111 мумий, которые представляют собой естественным образом сохранившиеся мумифицированные тела людей, в большинстве своем умерших во второй половине XIX века и первой половине XX века

В период с 1865 по 1958 год существовал закон, по которому родственники платили налог за то, чтобы тела их родных лежали в могилах на кладбище. Если же сумма не оплачивалась, мертвые тела просто вынимались из каменных гробниц - так и появился музей.


Кричащие мумии необычны тем, что их искаженные лица свидетельствует о том, что человека похоронили заживо.

Человек из Граубалле. В 50-х годах прошлого века археологи обнаружили несколько мумий в торфяных болотах. Среди довольно хорошо сохранившихся тел ученых особенно удивило мумифицированное тело молодого человека.


На нем можно было легко разглядеть даже черты лица, обрамленных копной рыжих волос.


По результатам проведенного радиоуглеродного анализа, стало известно, что молодой человек жил в самых первых годах нашей эры, а убили его, принеся в жертву богам.


Мумия мальчика из Гренландии. Неподалеку от северного поселения Килакитсок на западном берегу острова, в 1972 году ученые нашил семью мумифицированных предков эскимосов, тела которых сохранились благодаря низким температурам.


Девять человек скончались на территории Гренландии во времена средневековья. Особый интерес ученых и любопытство, приправленное страхом, обычных любителей подобных находок вызвала одна из мумий.

Тело принадлежало годовалому ребенку, который, как заключили антропологи, страдал синдромом Дауна. Мумия, похожая на жуткую куклу, производит неизгладимое впечатление на посетителей Национального музея Гренландии в Нууке.


Розалия Ломбардо. Стеклянный гроб с нетленным телом двухлетней девочки находится в небольшом храме в Палермо.


Розалия скончалась от инфлюэнцы в 1918 году. После смерти, с согласия родителей, врач сделал ей укол, содержание которого до сих пор неизвестно. Благодаря этому тело не разложилось.


Местные жители даже называют поразительно сохранившуюся мумию "спящая красавица", настолько "живой" она кажется.

Вокруг церкви, где покоится Розалия, по заверениям прихожан и туристов, стали твориться необъяснимые вещи еще сорок лет назад.


Один из туристов даже утверждал, что видел, как глаза "спящей красавицы" на мгновение открылись, после чего закрылись обратно. После этого церковные служители отказались в одиночку находиться возле нетленного тела.


Принцесса Укока . Хотя само тело этой мумии сохранилось не лучшим образом, любопытство ученых и энтузиастов вызывают сложно очерченные татуировки, прекрасно сохранившиеся, несмотря на то, что принцесса умерла более 2500 лет назад.


По данным исследователей, Укоке на момент смерти было 25 лет. На ее тату можно легко различить очертание мифического оленя с рогами козерога и клювом грифона.


Археологи считают, что принцесса Укока была членом Пазырыкского племени с гор Сибири, представители которого были убеждены в том, что именно татуировки помогают людям находить друг друга в загробной жизни.


Ледяной человек Эци . Находка стала старейшей европейской мумией, возраст которой насчитывал около 5200 лет. Тело, получившее имя Эци, было обнаружено 19 сентября 1991 года парой немецких туристов во время прогулки по Тирольским Альпам.


Как и Тутанхамону, Ледяному человеку приписывают гибель шестерых человек. Первым из них стал немецкий турист Гельмут Симон, который решил потратить полученные за находку 100 тысяч долларов на повторное путешествие к месту находки, где его настигла смерть в виде снежной бури.


Тутанхамон Торки . Сейчас мало кто желает, чтобы из его тела после смерти сделали мумию, однако бывают исключения.


Аллан Биллис добровольно принял решение о том, чтобы его тело мумифицировали, а также заранее одобрил трансляцию самого процесса по телевидению.


61-летний таксист, умерший в 2011 году от рака легких, получил от журналистов прозвище “Тутанхамоном Торки”.


Доктор Стефан Бакли мумифицировал труп Биллиса с помощью той же самой методики, которую применяли для бальзамирования Тутанхамона. Таким образом Аллан стал первым телом более чем за 1000 лет, которое обработали таким способом.


Таримские мумии . В пустынных местах Таримской впадины в Китае в начале XX века были найдены человеческие останки, примечательные тем, что принадлежали они европейцам.


Предположительно, эти люди ушли из жизни в XVII веке до н.э. Удивительно, что почти все они имели длинные русые или рыжие волосы, которые заплетали в косы, а одеты они были плащи из войлока и гетры с клетчатым рисунком.

Одной из известных таримских мумий стала так называемая Лоуланьская красавица - молодая женщина ростом около 180 см с русыми волосами. По данным ученых женщина жила 3800 лет назад.


Мумию женщины можно увидеть в музее города Урумчи. Рядом с ней обнаружили захоронение 50-летнего мужчины с волосами, заплетенными в две косы и трехмесячного ребенка с бутылочкой из рога коровы и соской из вымени овцы.


Синь Чжуй . В 1971 году в китайском Чанша нашли мумию богатой китайской женщины династии Хань, которая скончалась в 168 году до н.э. в возрасте 50 лет.


Тело было вложено в четыре саркофага по принципу “матрешки”, а само тело находилось в 80 литрах желтоватой жидкости, которая сразу же испарилась.


Благодаря загадочному наполнителю суставы тела сохранили подвижность, а мышцы были эластичными. Около усопшей было обнаружено множество различных предметов, в том числе рецепты ее любимых блюд.


Мумии экспедиции Франклина . В 1845 году экспедиция под руководством Джона Франклина из более чем 100 человек, отправилась на поиски легендарного пути в Азию, но два корабля попросту пропали без вести.


В 1850 году на острове Бичи были обнаружили могилы троих членов пропавшего экипажа, после чего поиски прекратили.


Лишь в 1984 году на остров отправилась группа антропологов. Как это ни странно, все три тела отлично сохранились без какого-либо внешнего вмешательства.


Исследователи нашли следы пневмонии и туберкулёза, а также очень большое количество свинца, которое и могло погубить моряков.


Донселла. Удивительно сохранившееся тело 15-летней представительницы племени инков нашли на вершине аргентинского вулкана Ллуллайллако, находящегося на высоте 6700 м над уровнем моря.


Вместе с двумя другими детьми девушку, скорее всего, принесли в жертву, оставив на вершине. Ученые выяснили, что при жизни Донселла страдала от болезни, похожей на туберкулез.

В те времена такие недуги вполне могли привести к смерти, но причиной смерти девушки стало переохлаждение.


Удивительно, насколько хорошо сохранилось тело без каких-либо специальных обработок.


Эва Перон. Жену президента Аргентины Хуана Перона жители страны просто боготворили, но 26 июля 1952 года в возрасте 33 лет Эвита скончалась от рака.

Не удивительно, что врачам было поручено забальзамировать тело покойной, чтобы желающие могли лицезреть любимицу и после ее смерти.


В 1955 году тело Эвиты было похищено противниками её мужа и пропало на целых 15 лет.


Когда Перон успел жениться повторно, тело Эвиты вернули ему. Правда, на лице мумии были обнаружены следы, нанесенные тупым предметом, а на руке отсутствовал палец.


Перон с новой женой, как ни странно, решили хранить мумию Эвы дома. Известно даже, что вторая супруга президента каждый день причесывала Эве волосы и усаживала труп за обеденный стол. Поговаривали даже, что женщина ложилась в гроб рядом с покойницей, "надеясь впитать часть магической энергии Эвиты". Сегодня тело первой жены погребено в семейном склепе.


Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов . Бурятский монах умер в 1927 году, а 11 сентября 2002 года состоялась эксгумация его тела.


Тело было зарыто в кедровом ящике, засыпанное солью. Очевидцы утверждают, что у Итигэлова была мягкая кожа без каких-либо признаков гниения, сохранились нос, уши, глаза.


Когда столичные ученые получили для исследования частички его тела, то были вынуждены констатировать, что тело буддийского ламы до сих пор живо... Это явление наука пока объяснить не может.


В популярной культуре обряд мумификации ассоциируется исключительно с древним Египтом. Это объясняется тем фактом, что именно египетские мумии стали известны еще нашим далеким предкам. Но современные историки выяснили и более древнюю культуру, практиковавшую мумификацию. Это южноамериканская культура андских индейцев Чинчорро: здесь находили мумий, датированных еще 9 тысячелетием до нашей эры. Но все же внимание современных историков приковано именно к египетским мумиям - кто знает, какие тайны могут скрывать эти хорошо сохранившиеся мертвецы.

В Египте же мумифицирование зародилось только в 4500 году до нашей эры. Столь точную дату позволили выяснить раскопки английской экспедиции, проведенные в 1997 году. Египтологи относят самые ранние захоронения мумий к так называемой баддарийской археологической культуре: в то время конечности и головы мертвецов египтяне оборачивали льном и рогожей, пропитанных специальным составом.

Античные свидетельства

Процесс классической мумификации древности воссоздать историкам не удается до сих пор. Дело в том, что единственные сохранившиеся сегодня свидетельства об этапах мумификации принадлежат античным авторам, в том числе и таким великим философам как Геродот, Плутарх и Диодор. Во времена этих путешественников классический процесс мумификации Нового царства уже деградировал.

Сосуды хранения

Все извлеченные из трупа органы тщательно сохранялись. Их промывали специальным составом, а затем помещали в сосуды с бальзамом, канопы. На одну мумию приходилось 4 канопа - их крышки украшали головы богов: Хапи (бабуин), Думаутеф (шакал), Квебехсенуф (сокол), Имсет (человек).

Мед и скорлупа

Существовали и другие, более изысканные способы забальзамировать усопшего. К примеру, тело Александра Македонского мумифицировали в необычном «белом меду», который никогда не таял. В раннединастическом периоде же бальзамировщики напротив прибегали к более простому способу: тела покрывались штукатуркой, поверх которой шла роспись маслом. Таким образом оставалась скорлупа, с прахом внутри.

Мумии инков

В конце 1550 года испанский чиновник случайно наткнулся на мумии инков, спрятанных в потайной пещере неподалеку от Перу. Дальнейшее исследование выявило и другие пещеры: у индейцев оказался целый склад мумий - 1365 персон, бывших когда-то основателями главнейших родов культуры.

Наверное, все вы смотрели фильмы ужасов про ожившие мумии, нападающие на людей. Эти зловещие мертвецы всегда будоражили человеческое воображение. Однако в реальности мумии не несут в себе ничего ужасного, представляя собой невероятную археологическую ценность. В этом выпуске вы найдете 13 реальных мумий, которые сохранились до нашего времени и являются одними из самых значимых археологических находок современности.

Мумией называется специально обработанное химическим веществом тело мертвого существа, у которого замедляется процесс разложения тканей. Мумии хранятся сотни и даже тысячи лет, становясь «окном» в древний мир. С одной стороны, мумии выглядят жутковато, у некоторых мурашки по коже пробегают от одного взгляда на эти сморщенные тела, но с другой стороны - они представляют невероятную историческую ценность, храня в себе интереснейшую информацию о жизни древнего мира, обычаях, здоровье и рационе наших предков.

1. Кричащая мумия из музея Гуанахуато

Музей мумий Гуанахуато в Мексике является одним из самых странных и ужасных в мире, здесь собрано 111 мумий, которые представляют собой естественным образом сохранившиеся мумифицированные тела людей, в большинстве своем умерших во второй половине XIX века и первой половине XX века и похороненных на местном кладбище «Пантеон Святой Паулы».

Экспонаты музея были эксгумированы в период с 1865 по 1958 год, когда действовал закон, обязывающий родственников платить налог за то, чтобы тела их родных находились на кладбище. Если налог не выплачивался вовремя, то родственники теряли право на место захоронения и мертвые тела вынимались из каменных гробниц. Как оказалось, некоторые из них были естественным образом мумифицированы, и их хранили в специальном здании при кладбище. Искаженные выражения лиц на некоторых мумиях свидетельствуют о том, что они были захоронены заживо.

В конце XIX - начале XX века эти мумии стали привлекать туристов, и работники кладбища начали брать плату за посещение помещения, где они хранились. Официально датой образования Музея мумий в Гуанахуато считается 1969 год, когда мумии были выставлены в застекленных стеллажах. Сейчас музей ежегодно посещают сотни тысяч туристов.

2. Мумия мальчика из Гренландии (местечко Килакитсок)

Вблизи гренландского поселения Килакитсок, располагающегося на западном берегу самого большого острова в мире, в 1972 году была обнаружена целая семья, мумифицированная посредством низких температур. Девять прекрасно сохранившихся тел предков эскимосов, погибших на территории Гренландии в то время, когда в Европе царствовало средневековье, вызвали живой интерес ученых, но одно из них прославилось на весь мир и вне научных рамок.

Принадлежащее годовалому ребенку (как установили антропологи, страдавшему от синдрома Дауна), оно, больше похожее на какую-нибудь куклу, производит неизгладимое впечатление на посетителей Национального музея Гренландии в Нууке.

3. Двухлетняя Розалия Ломбардо

Катакомбы капуцинов в итальянском Палермо - это жуткое место, некрополь, привлекающий туристов со всего света множеством мумифицированных тел разной степени сохранности. Но символ этого места - это детское личико Розалии Ломбардо, двухлетней девочки, умершей от пневмонии в 1920 году. Ее отец, будучи неспособным справиться с горем, обратился к известному медику Альфредо Салафии с просьбой сохранить тело дочери.

Теперь оно заставляет шевелиться волосы на голове у всех без исключения посетителей подземелий Палермо - потрясающим образом сохранившееся, умиротворенное и настолько живое, что кажется, будто Розалия лишь ненадолго задремала, оно производит неизгладимое впечатление.

4. Хуанита из перуанских Анд

То ли еще девочка, то ли уже девушка (называется возраст смерти от 11 до 15 лет), названная Хуанитой, получила всемирную известность, попав в рейтинг лучших научных открытий по версии журнала Time благодаря своей сохранности и жуткой истории, которую после нахождения мумии в древнем поселении инков в перуанских Андах в 1995 году рассказали ученые. Принесенная в жертву богам в XV веке, она дошла до наших дней в почти идеальном состоянии благодаря льдам андских вершин.

Являясь частью экспозиции Музея Андских Святилищ в городе Арекипа, мумия часто отправляется в турне, выставляясь, например, в штаб-квартире Национального географического общества в Вашингтоне или на многих площадках Страны восходящего солнца, вообще отличающейся странной любовью к мумифицированным телам.

5. Рыцарь Христиан Фридрих фон Кальбутц, Германия

Этот немецкий рыцарь жил в период с 1651 по 1702 год. После смерти его тело превратилось в мумию естественным образом и сейчас выставлено на всеобщее обозрение.

Согласно легенде, рыцарь Кальбутц был большим любителем воспользоваться «правом первой ночи». У любвеобильного Христиана было 11 собственных детей и около трех десятков бастардов. В июле 1690 года он заявил свое «право первой ночи» относительно юной невесты пастуха из местечка Баквитц, однако девушка отказала ему, после чего рыцарь убил ее новоиспеченного мужа. Заключенный под стражу, он поклялся перед судьями, что не виноват, в противном случае «после смерти его тело не рассыплется в прах».

Поскольку Кальбутц был аристократом, его честного слова оказалось достаточно для того, чтобы его оправдали и отпустили. Рыцарь умер в 1702 году в возрасте 52 лет и был похоронен в семейной усыпальнице фон Кальбутцев. В 1783 году последний представитель этой династии скончался, а в 1794-м в местной церкви затеяли реставрацию, во время которой усыпальницу вскрыли, чтобы перезахоронить всех мертвецов семейства фон Кальбутц на обычном кладбище. Оказалось, что все они, кроме Христиана Фридриха, истлели. Последний же превратился в мумию, что доказало тот факт, что любвеобильный рыцарь все же был клятвопреступником.

Представленная на фото мумия принадлежит фараону Рамзесу II (Рамзесу Великому), который умер в 1213 году до н. э. и является одним из самых известных египетских фараонов. Полагают, что он был правителем Египта во времена похода Моисея. Одной из отличительных особенностей этой мумии является наличие рыжих волос, символизирующих связь с богом Сетом - покровителем царской власти.

В 1974 году египтологи обнаружили, что мумия фараона Рамзеса II быстро портится. Было принято решение немедленно везти ее самолетом во Францию для экспертизы и реставрации, для чего мумии оформили современный египетский паспорт, а в графе «род занятий» написали «король (скончавшийся)». В парижском аэропорту мумию встречали со всеми воинскими почестями, полагающимися при визите главы государства.

Мумия девушки в возрасте 18-19 лет, захороненной в Дании в 1300 году до н. э. Покойная была высокой, стройной девушкой с длинными светлыми волосами, уложенными в замысловатую прическу, чем-то напоминающую бабетту 1960-х годов. По ее дорогой одежде и ювелирным украшениям можно предположить, что она принадлежала к семье местной элиты.

Девушка была захоронена в гробу из дуба, выстланного травами, поэтому ее тело и одежда на удивление хорошо сохранились. Сохранность была бы еще лучше, если бы за несколько лет до того, как была обнаружена эта мумия, не был поврежден слой почвы над могилой.

Симилаунский человек, возраст которого на момент открытия составлял около 5300 лет, что сделало его старейшей европейской мумией, получил от ученых прозвище Эци. Обнаруженный 19 сентября 1991 года парой немецких туристов во время прогулки по Тирольским Альпам, наткнувшихся на прекрасно сохранившиеся благодаря естественной ледяной мумификации останки жителя эпохи халколита, он произвел настоящий фурор в научном мире - еще нигде в Европе не находили идеально дошедших до сегодняшних дней тел наших далеких предков.

Теперь эту татуированную мумию можно увидеть в археологическом музее итальянского Больцано. Как и многие другие мумии, Эци якобы окутан ореолом проклятия: в течение нескольких лет при разных обстоятельствах погибло несколько человек, так или иначе связанных с изучением Ледяного человека.

Девочка из Иде (нидерл. Meisje van Yde) - такое название получило хорошо сохранившееся тело девочки-подростка, обнаруженное в торфяном болоте в окрестностях деревни Иде в Нидерландах. Эту мумию нашли 12 мая 1897 года. Тело было завернуто в шерстяную накидку.

Вокруг шеи девушки была затянута плетеная из шерсти петля, свидетельствующая о том, что ее казнили за какое-то преступление либо принесли в жертву. В области ключицы сохранился след от ранения. Кожные покровы не были тронуты разложением, что характерно для болотных тел.

Результаты радиоуглеродного анализа, проведенного в 1992 году, показали, что она умерла в возрасте около 16 лет между 54 годом до н. э. и 128 годом н. э. Голова трупа наполовину обрита незадолго до смерти. Сохранившиеся волосы длинные, имеют рыжеватый оттенок. Но следует отметить, что волосы всех трупов, попавших в болотную среду, приобретают рыжеватый цвет в результате денатурализации красящего пигмента под воздействием кислот, находящихся в болотистой почве.

Компьютерная томография определила, что при жизни у нее было искривление позвоночника. Дальнейшие исследования позволили сделать вывод, что причиной этого, скорее всего, стало поражение позвонков костным туберкулезом.

Человек из Рендсвюрена (Rendswühren), который также принадлежит к так называемым болотным людям, был найден неподалеку от немецкого города Киль в 1871 году. На момент смерти возраст мужчины был между 40 и 50 годами, и исследования тела показали, что он умер от удара в голову.

Великолепно сохранившаяся мумия Сети I и остатки первоначального деревянного гроба были обнаружены в тайнике Дейр эль-Бахри в 1881 году. Сети I правил Египтом в период с 1290 по 1279 гг. до н. э. Мумия этого фараона была захоронена в специально подготовленной гробнице.

Сети является второстепенным персонажем фантастических фильмов «Мумия» и «Мумия возвращается», где он изображен фараоном, павшим жертвой заговора своего верховного жреца Имхотепа.

Мумия этой женщины, получившей прозвище Алтайская принцесса, была найдена археологами в 1993 году на плоскогорье Укок и является одним из самых значимых открытий археологии конца XX века. Исследователи полагают, что захоронение было сделано в V-III веках до нашей эры и относится к периоду пазырыкской культуры Алтая.

В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли хорошо сохраниться очень древние вещи. В камере обнаружили шесть коней под седлами и со сбруей, а также деревянную колоду из лиственницы, заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребенной персоны.

Мумия лежала на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у нее обнаружились многочисленные татуировки. Надеты на мумии были шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребенной. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к элите пазырыкского общества.

Это знаменитая мумия девочки в возрасте 14-15 лет, которую инки принесли в жертву более 500 лет тому назад. Она была обнаружена в 1999 году на склоне вулкана Невадо-Сабанкая. Рядом с этой мумией были обнаружены еще несколько детских тел, также подвергнувшихся мумификации. Исследователи предполагают, что эти дети были выбраны среди других благодаря своей красоте, после чего прошли много сотен километров через всю страну, были специально подготовлены и принесены в жертву богам на вершине вулкана.