Северный Судан: фото, климат, столица. Южный и Северный Судан. Южный Судан: столица, государственное устройство, население Растительность и животный мир

Основные моменты

Климат страны переходный от экваториального муссонного на юге к тропическому пустынному на севере. В течение всего года держатся высокие температуры: летом свыше 20-30 °C, зимой - не ниже 15-19 °C. Осадков на севере совсем мало - менее 200 мм в год с очень длительным сухим периодом. Юг более увлажнен (500-1400 мм осадков в год), причем сухой сезон не превышает двух месяцев (основные дожди выпадают с мая по октябрь).

Соответственно разнообразна растительность: почти весь юг Судана покрыт высокотравной саванной (высота трав достигает 3 м) с рощами разнообразных деревьев, в том числе с ценной древесиной, а по долинам рек встречаются влажные галерейные леса. Отроги Эфиопского нагорья и Центральноафриканского плато покрыты тропическими горными лесами, на одном гектаре которых встречаются сотни видов деревьев. В Среднем Судане, с его более сухим климатом, распространена типичная злаковая саванна с разбросанными по ней акациями, тамариндами и гигантскими баобабами (длина окружности некоторых стволов достигает 45 м). К северу типичная саванна сменяется опустыненной саванной с редким покровом из низкорослых злаков и колючими акациями. На севере страны раскинулась Ливийская пустыня, покрытая почти лишенными растительности песчаными барханами. Низкорослые леса встречаются на севере лишь на горных склонах у побережья Красного моря. Животный мир Судана - это преимущественно обитатели саванн: сохранились стада слонов, антилопы орикс, газели, жирафы, львы, леопарды, по рекам - бегемоты, крокодилы. Богата жизнь прибрежных вод Красного моря.

Население Судана (свыше 40 млн человек) формировалось на миграционных путях между арабским миром и Центральной Африкой, что определило сложность этнического состава: свыше половины населения - арабы, в долине Нила живут нубийцы, на юге страны - негроидные народы нуэр, шиллук и др. нилотской языковой группы, у западных границ - азанде, мади и другие народы, говорящие на языках суданской группы. Доминирующая религия, фактически имеющая статус государственной - ислам. В стране действуют законы шариата, что - в сочетании с условиями полувоенной диктатуры и почти постоянными боевыми действиями на юге - не благоприятствует развитию туризма. Негроидное население частью сохраняет приверженность традиционной культуре и верованиям (культ предков и т. д.), поддерживаются традиционные промыслы: деревянная скульптура, маски, плетение из травы, орнаментированная посуда. На севере делают изящные изделия из тисненой кожи. Столица Судана - Хартум, занимает площадь около 120 кв. км и состоит фактически из трех городов: Хартума, Северного Хартума и Омдурмана. В столице преобладают невысокие дома, много парков, есть национальный музей, а также музей естественной истории при университете. Другие крупные города - Порт-Судан, Вад-Медани, Эль-Обейд.

Культура

Народные жилища в разных районах Судана отличаются по архитектурной форме и используемых строительных материалах. В долине Нила строят прямоугольные в плане дома из кирпича-сырца под плоской кровлей, окна – небольшие, дверь изготавливается из дерева. На побережье Красного моря дома – многоэтажные, строятся из кораллового известняка, окна украшены орнаментом и оригинальными решетками под названием «мушарабия». Жилища африканских народов южных провинций – круглые по форме, стены возводятся из сплетенных прутьев или глины, крыши имеют коническую или сфероконическую форму и настилаются из травы, вход украшен процарапанным орнаментом геометрического характера. Народ азанде украшает колоколовидные крыши своих хижин раковинами каури. Жилища кочевых народов представляют собой хижины из циновок или шатры, покрытые кожами. В современных городах дома строят из кирпича и железобетонных конструкций (заметно влияние арабской культурной традиции, особенно египетской).

Начало развиваться в эпоху раннего неолита. К этому периоду относится лепная керамика т.н. Хартумской культуры, покрытая вдавленным узором из волнистых линий или украшенная пунктирными геометрическими фигурами. Терракотовые фигурки людей и диких животных времени позднего неолита, найденные на территории современного Судана, считаются самыми ранними в долине Нила. В период существования Мероитского царства (9–8 вв. до н.э. – 8–9 вв. н.э.) начала развиваться скульптура.

Основы национальной художественной школы закладывались в условиях отсутствия развитых традиций, так как изобразительное искусство исламских стран ограничено только существованием каллиграфии и орнамента. Известные современные художники – Ахмад Мохаммед Шибрайн, Ибрахим ас-Салах, Джордж Эдвард (псевдоним Омера Хейри), М.О.Бешир и Х.Аббас. Появились первые женщины-художники (Амина Авад Борхан и др.). Художественные выставки проходят в том числе в музее графики (г.Хартум).

Деревянная и глиняная скульптура развита у некоторых африканских народов, населяющих южные и центральные провинции (бари, бонго и др.). Зооморфные фигурки, украшенные вдавленным или процарапанным орнаментом, лаконичны и не отличаются разнообразием. У народа шиллук распространены ритуальные маски, изготовленные из высушенной тыквы. Возрождение станкового искусства (утраченного в процессе исламизации Судана) началось во второй пол. 20 в. Первый профессиональный скульптор страны – Амир Ноур (получил образование в Великобритании, работает в стиле авангарда). Другие скульпторы – М.Куа, А.Хамид.

Широко распространены ремесла и художественные промыслы. В северных провинциях арабские мастера выполняют филигранные работы по меди и серебру, изготовляют предметы из гладкой и тисненой кожи (седла, верблюжью и конскую сбрую, бурдюки и ведра). В южных – распространено изготовление изделий из дерева, глины, металла (бронзы, железа и меди), кости и рога: круглодонные сосуды с гравированным и наколотым штриховым рисунком, ложки из рогов животных, украшенные гравировкой, табуреты, вырезанные из цельного куска дерева (у народа бонго), сосуды яйцевидной формы из черной глины, украшенные процарапанным орнаментом (у динка), глиняные трубки, деревянные блюда на ножках, ножи с разветвленными лезвиями (у азанде). Отличаются разнообразием плетеные изделия из травы и окрашенной соломы – циновки (используются в качестве молитвенных ковриков в домах и мечетях), блюда и крышки для них, а также разнообразные корзины.

Национальная литература основана на традициях устного народного творчества (фольклор нубийцев, устная поэзия бедуинов, сказки народов Южного Судана), большое влияние на ее становление оказала также литература Египта. Первые памятниками фольклора – поэтические сказания – датированы 10 в. н. э. Начиная с 8 в. н.э., и до второй пол. 19 в. литература Судана (в основном поэзия) развивалась как часть арабской литературы. Наиболее значительные произведения этого периода – т.н. Сеннарские хроники (повествования о султанате Сеннар, существовавшем в 16–19 вв. на территории современного южного Судана; автором одного из наиболее известного вариантов хроник был Ахмед Катиб аш-Шун) и биографический словарь мусульманских святых, поэтов и улемов под названием Табакат (Ступени), написанный Мухаммедом вад Дайфаллахом аль-Джаали. Поэта махдистского движения Яхья ас-Салави считают основателем политической поэзии Судана.

Литература Судана развивается в основном на арабском языке (с 1970-х некоторые авторы пишут свои произведения также на английском языке). Литература народов, населяющих южные районы Судана начала развиваться после обретения страной независимости. В поэзии чернокожих авторов Мухаммеда Мифтаха аль-Фейтури и Мухи ад-Дин Фариса отражены проблемы взаимоотношений Юга и Севера.

Первая повесть в литературе Судана – Смерть мира – написана в 1946 году Мухаммедом Ахмедом Махджубом и Абд аль-Халимом Мухаммедом. Автор первого романа (Сезон паломничества на север, 1969 г., переведен на русский язык в 1975 г.) – ат-Тайиб Салих. Известные суданские писатели – Абдалла Хамид аль-Амин, Абу Бакр Халид, ат-Тайиб Заррук, Ибрагим Харделло, Иса Хильва, Муавий Мухаммед Нур (был также поэтом, критиком и переводчиком), Мухаммед Ашри, Набиль Гали, Салах Хасан Ахмед, Салах Ахмед Ибрагим, Фазелбари Ахмед, Юсеф аль-Атта и др. Поэты – Мустафа Санада, Мухаммед Абд аль-Хайя, Мухаммед Ахмед Махджуб, Тадж ас-Сир аль-Хасан, Тауфик Ахмед, Хамза аль-Малик Тунбуль, Юсуф Башир ат-Тиджани (его поэма Революция (1924) считается лучшим лирическим произведением довоенного периода) и др.

В 1956 году создана Ассоциация суданских писателей и Лига суданских литераторов, а в 1979 году – Союз писателей Судана.

Музыка Судана имеет давние традиции, сформировалась в процессе взаимодействия нубийской, арабской и африканских музыкальных культур. С конца 19 в. на суданскую музыкальную культуру большое влияние оказывал Египет.

Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы тесно связаны с повседневной жизнью народов Судана. Отличается разнообразием музыкальный инструментарий: аккордеон, бухса (шумовой инструмент из высушенной тыквы, наполненной мелкими камешками или семечками), зумбара (флейта), гарин и пенах (духовые), нуггара (литавры), разнообразные барабаны (дингир, долюка, табл, тар и др.) и струнные – дарбука, уд, ум-кики, скрипка, тамбур (распространены его разновидности: у нубийцев – «кисир», у народов западных провинций – «бене-бене», восточных – «бангия», южных – «том»). Материалом для изготовления музыкальных инструментов служат глина, дерево, металл, тростник, тыквы и рога животных. Песенные жанры более развиты у народов южного Судана. В западных провинциях большинство песен неразрывно связано с танцами – джаррари, мардум, хасис (все они отражают уклад жизни кочевников-скотоводов), камбала (танец, сопровождающий ритуал инициации). Отличаются своеобразием мужской (арда) и женский («голубь») танцы народов центральных провинций, а также танец шаманки под названием «мошемба», распространенный на востоке страны.

Известные суданские певцы прошлого – Ибрагим аль-Кашиф, Карома, Сарор, Халил Фарах. Композиторы – И. аль-Кашиф, А.Марджан, А.Шурахбиль и др. Значительную роль в сохранении музыкальной традиции народов Судана играет национальное радиовещание. Современные певцы – Абд аль-Карим аль-Кабли, Ахмед аль-Джабри, Зейдан Ибрагим, Мухаммед Абд аль-Амин, Мухаммед Варди, Мухаммед Миргани, Салах Мустафа, Хамад Раих, Хасан Атыя. Особой популярностью пользуется певец Салах бен Вадие (работает в Институте музыки и драмы, созданном в г. Хартум в 1969 г.).

Элементы театра присутствуют в традиционных обрядах и ритуалах населяющих Судан народов. Одной из форм народного театра является творчество гриотов – касты бродячих актеров-сказителей, музыкантов и певцов (распространены также в странах Западной Африки). Зарождение современного театра датируется второй половиной 20 века.

История

В древности значительную часть территории современного Судана (носившего название Куш, а позднее - Нубия) населяли семито-хамитские и кушитские племена, родственные древним египтянам. Нубийцы торговали с древним Египтом и подвергались грабительским набегам с его стороны. Потомки нубийцев до сих пор населяют долину Нила в Судане и соседнем Египте (южнее Асуана). С юга сюда также проникали негроидные племена (нилоты) - в настоящее время проживают в бассейне верхнего и среднего Нила в Судане, а также в пограничных с Суданом районах Уганды, Кении, Танзании, Конго, Эфиопии, Египта.

К VII веку н. э. Судан представлял собой небольшие разрозненные христианские королевства (Алоа, Мукурра, Нобатия) и владения. В 640-х годах с севера, из Египта, начало проникать арабское влияние. Территория между Нилом и Красным морем была богата золотом и изумрудами, и сюда стали проникать арабские золотоискатели. Арабы принесли с собой ислам. Арабское влияние распространилось в основном на север и запад Судана.

В 1819-1838 гг. Египет захватил области Донгола, Бербер, Кассала, Сеннар и Кордофан. В соответствии с фирманом Высокой Порты в 1841 году управление этими административными единицами, названные "Египетский Судан", было передано вице-королю Египта, таким образом Судан вошёл в состав Османской империи, но фактически стал владением Египта. Продвижению далее на юг помешали тропические болота. На протяжении большей части XIX века Египет претендовал на контроль над всей территорией современного Судана, но на самом деле юг страны оставался местом, которое населяли разрозненные племена, подвергавшиеся частым набегам работорговцев.

Во второй половине XIX века в Судане усилилось влияние Великобритании. Генерал-губернатором Судана стал англичанин. Жестокая эксплуатация и национальное угнетение привели к возникновению мощного народного движения протеста с религиозной направленностью. Религиозный лидер Мухаммед ибн Абдалла, провозгласивший себя в 1881 г. «Махди» (мессией) и попытался объединить племена западного и центрального Судана против англичан и османцев. Восстание завершилось взятием Хартума в 1885 г. и изгнанием из страны европейских, турецких и египетских чиновников. Предводитель восстания вскоре умер, но созданное им государство, возглавляемое Абдаллахом ибн аль-Саидом, продержалось ещё полтора десятка лет, и лишь в 1898 г. восстание было подавлено англо-египетскими войсками. 19 января 1899 г. Великобритания и Египет подписали соглашение об установлении совместного управления в Судане (англо-египетский кондоминиум) – к югу от 22 параллели. Но в этом договоре не были четко очерчены контуры взаимоотношений между двумя правительствами. Во-вторых, он не предоставлял правого основания для продолжения британского присутствия в Судане – англичане управляли там от имени хедива. Верховное военное и гражданское управление в Судане было передано генерал-губернатору – офицеру, которого назначал и отправлял в отставку хедив с согласия лондонского правительства. В каждую суданскую провинцию был назначен губернатор (мудир), два инспектора и несколько окружных комиссаров. Почти на все эти посты были назначены британские офицеры, прикомандированные к египетской армии, но затем (с 1901 г.) в страну стали прибывать гражданские чиновники. Чиновниками среднего звена стали египтяне, а нижнего – представители местного суданского населения. Поначалу британская администрация управляла довольно свободно, но в 1910 г. при генерал-губернаторе был создан Исполнительный совет, согласие которого требовалось во всех законодательных и бюджетных вопросах. В него входили генерал-инспектор, гражданский, судебный и финансовый секретари и еще 2-4 британских чиновника, назначенных генерал-губернатором.

Британская администрация для укрепления своей власти, в частности, поощряла этнический и политический сепаратизм населения суданского юга, придерживающегося традиционных верований и исповедующих христианство. Таким образом закладывались предпосылки для будущих этнических и религиозных конфликтов.

В начале Второй мировой войны итальянская армия, действующая с территории Абиссинии, заняла часть территории Судана, но уже в 1941 г. итальянцы были вынуждены уйти, а Судан стал важной базой британских ВС в Африке. Воинские части, набранные из местного населения, участвовали в боевых действиях в Эритрее, Египте, Ливии, Тунисе.

Участие в войне имело положительные последствия для Судана - рост национальной промышленности, активизация политической жизни, появление политических партий, усиление стремлений к независимости.

Египет после революции 1952 г. признал право суданского народа на самоопределение. В 1955 г. суданский парламент провозгласил независимость страны, и в том же году английские и египетские войска были выведены из Судана.

Центральное правительство в Хартуме, ключевые позиции в котором заняли мусульмане, отказалось выполнить обещания о создании федеративного государства, что привело к мятежу офицеров-южан и гражданской войне, продолжавшейся с 1955 по 1972 гг.

Страна за это время пережила несколько военных и государственных переворотов, однако режимы, сменявшие друг друга, были неспособны справиться с проблемами сепаратизма, этнической разобщённости и экономической отсталости. После очередного переворота, совершенного 30 июня 1989 года к власти пришел полковник Омар Хассан аль-Башир, удерживающий ее и поныне. В качестве политической опоры он избрал малопопулярную в то время партию Национальный исламский фронт, провозглашавшую курс на построение истинно исламского общества, возглавлял который известный своими фундаменталистскими взглядами Хасан Абдалла Тураби. С начала 90-х в стране интенсивно проводился курс на исламизацию жизни, каковой процесс приостановился только в начале XXI века, когда Тураби и Башир разошлись во мнениях и первый перешел в оппозицию. Башир является президентом и главой государства, премьер-министром и главнокомандующим Вооруженными силами страны. В 2009 году предполагается провести выборы, однако считается маловероятным, что это начинание воплотится в жизнь.

Во внешней политике Судан придерживался националистического, проарабского и происламского курса. В 1956 г. Судан поддержал Египет во время Суэцкого кризиса. В ходе арабо-израильской войны 1967 г. Судан объявил войну Израилю и направил воинские части в помощь Египту. После прихода к власти в стране Башира Судан исповедует прагматичную политику, но склоняется к сотрудничеству с радикальным исламом и консервативными арабскими режимами.

В 1991 г. по приглашению духовного лидера исламских фундаменталистов Судана, Тураби в страну прибыл саудовский миллионер Осама бен Ладен - руководитель международной террористической организации «Аль-Каида». Осама бен Ладен руководил осуществлением некоторых из своих первых террористических актов с территории страны. В 1996 г. он был вынужден покинуть Судан и перевести свою организацию в Афганистан.

Подписание в 1972 г. Аддис-Абебского соглашения привело к прекращению гражданской войны между враждующими Севером и Югом и предоставлением Югу определённой автономии в вопросах внутреннего управления. Затишье продолжалось примерно десять лет, после чего вооружённый конфликт возобновила Народная армия освобождения Судана. Поводом для этого послужила политика исламизации страны, в рамках которой в 1983 г. тогдашний президент Джафар Нимейри разделил южную провинцию Экватория на три отдельные провинции, а в уголовное законодательство страны были введены некоторые виды наказаний, предусмотренных нормами шариата (такие, как забивание камнями, публичная порка и отсечение рук).

По американским оценкам, за два десятилетия, прошедшие с момента возобновления вооружённого конфликта на юге Судана, правительственные войска уничтожили около двух миллионов мирных жителей. В результате периодических засух, голода, нехватки топлива, расширяющегося вооружённого противостояния на юге страны, нарушения прав человека, более 4 миллионов южан были вынуждены покинуть свои дома и бежать в города или в соседние страны - Эфиопию, Кению, Уганду, Египет. Беженцы лишены возможности заниматься сельским хозяйством или иным образом зарабатывать себе на жизнь, страдают от недоедания и неправильного питания, лишены доступа к образованию и здравоохранению. Многолетняя гражданская война привела к появлению так называемого «потерянного поколения».

Мирные переговоры между повстанцами Юга и правительством в 2003-2004 гг. дали ощутимые результаты, но вооружённые столкновения в ряде южных районов продолжаются. Стороны договорились, что по достижении окончательной мирной договорённости Южный Судан будет пользоваться автономией 6 лет, после чего вопрос о независимости этой территории будет вынесен на референдум. В течение этого периода доходы от добычи нефти будут поровну делиться между правительством и повстанцами. Наблюдатели, однако, ставят под сомнение способность и желание правительства выполнить свои обязательства.

Тем временем в начале 2003 г. вспыхнуло восстание теперь уже на западе страны, в регионе Дарфур. В регионе существуют как минимум две повстанческие группировки, различающиеся в своём подходе к целям борьбы - просто достижение независимости или свержение центрального хартумского правительства. Как правительственные войска, так и повстанцы обвиняют друг друга в зверствах. Большая часть обвинений касается действий проправительственных арабских вооруженных отрядов «Джанджавид». По существующим оценкам, от их рук погибло от 10 до 30 тыс. человек из числа местного чернокожего населения. Этнические чистки привели к тому, что около миллиона человек покинули зону конфликта и укрылись в соседнем Чаде.

Регион Дарфур населяют представители различных народностей, которые в принципе можно объединить в две группы - чернокожие африканцы и арабские племена, населяющие регион примерно с XIII века. И те, и другие исповедуют ислам, однако отношения между двумя этническими группами на протяжении многих веков отличались напряжённостью и приводили к регулярным вооружённым столкновениям. Вплоть до XX века Дарфур представлял собой центр работорговли, причём чернокожие и арабские работорговцы соперничали друг с другом при осуществлении набегов на соседний регион Бахр-эль-Газаль для захвата рабов и последующей перепродажи в прибрежные районы Африки. Этнические группы конфликтовали между собой и в отношении ограниченных земельных и водных ресурсов.

Поводом к современному конфликту стало соглашение между Хартумом и повстанцами Юга о разделе доходов от добычи нефти. Чернокожее население Дарфура считает, что в соглашении не были учтены их экономические интересы.

23 августа 2004 г. в Нигерии начались многосторонние переговоры по урегулированию дарфурского кризиса.

Население

По переписи 2016 г., население Судана насчитывало 39 578 828 человек. С этого времени всеобщие переписи в стране не проводились в связи с гражданской войной.

Постоянные передвижения народов, торговля рабами, изменение форм существования, распад древних царств и династий, вызванный вторжением арабов и европейцев - привело к появлению населения с сильно разнящимися лингвистическими признаками и разнообразными религиозными и культурными традициями.

Вместе с тем произвольно проведённые границы между соседними странами разделяют такие народы, как нубийцы на севере страны, азанде на юго-западе и лотуко на юге.

Отмечается быстрый рост численности метрополии Хартум (Хартум - Омдурман - Северный Хартум) - уже 6-7 млн. человек, включая около 2 млн. перемещённых лиц из районов конфликта на юге страны и сельскохозяйственных районов, поражённых засухой.

Для Судана характерно наличие двух различных культурных традиций - арабской и чёрной африканской. Внутри каждой из них существуют сотни этнических, племенных и языковых отличий, что крайне затрудняет эффективное сотрудничество между ними.

Северные провинции занимают большую часть Судана. Здесь же находится большинство городских центров страны. Большинство суданцев, проживающих здесь, - арабоязычные мусульмане (сунниты) различного этнического происхождения, при этом большинство из них также пользуется родным языком.

На юге и западе преобладают народы негроидной расы. Большинство южан сохраняет местные традиционные верования или исповедует христианство. Для юга характерна аграрная экономика, основанная на натуральном хозяйстве. Гражданская война, продолжающаяся здесь практически весь период после приобретения страной независимости, имела катастрофические последствия с экономической и демографической точки зрения.

Большая часть населения сосредоточена в долинах Нила и его притоков. Особенно велика плотность населения в основном хлопководческом районе страны - северной части междуречья Белого и Голубого Нила. Северные и северо-западные пустынные районы почти не заселены.

Города в основном размещены по берегам Нила и его притоков. Крупнейшие города - Хартум, Омдурман, Северный Хартум, Порт-Судан.

Экономика

Судан - слаборазвитая аграрная страна. Один из основных поставщиков на мировой рынок высококачественного хлопка. На Судан приходится более половины мирового производства гуммиарабика. Основные статьи экспорта также включают арахис, кунжут, шкуры и кожи. Выращивают также сорго, арахис, пшеницу, сахарный тростник. Основные отрасли промышленности - переработка сельскохозяйственного сырья, производство строительных материалов, потребительских товаров.

В последние годы быстро расширяется добыча нефти, экспорт которой стал важнейшим источником валютных поступлений. В 2006 году добыто 132,7 млн. баррелей.

Основные промышленные центры - Хартум, Северный Хартум, Омдурман, Порт-Судан, Атбара.

Прирост ВВП в 2006 году составил 9,3%.

, Порт-Судан , Кассала , Кости . Имеет сухопутные границы с Центральноафриканской Республикой, Чадом , Египтом , Эритреей, Эфиопией , Ливией и Южным Суданом.

Этнические группы: суданские арабы 70%, динка, нубийцы и другие. Официальная религия - ислам, традиционные верования, христианство. Официальные языки арабский и английский, также население различных частей страны говорит на языках племён. Население Судана отличается большим разнообразием. К югу от Сахары существуют сотни этнических племён и языковых групп, которые делают проблематичным сотрудничество на политической арене.

Основной жизненной артерией Судана является река Нил , которая протекает 3000 километров из Уганды на юге в Египет на севере. Большая часть страны лежит в его бассейне. Голубой Нил и Белый Нил , вытекающие из Эфиопского нагорья и озёр Центральной Африки, сливаясь, образуют собственно Нил . На северо-востоке страны есть протяжённая береговая линия Красного моря. Животный мир очень многообразен, в пустынях представлен разными видами пресмыкающихся, а в лесах и редколесьях обитают жирафы, крокодилы, зебры, леопарды, львы, слоны и обезьяны. Из птиц в Судане можно встретить аистов (в том числе марабу), дроф, птиц-секретарей, фламинго, страусов.

Климат Судана тропический, на северных равнинах и пустынях средняя температура колеблется от 32 градусов Цельсия зимой до 42 летом, жаркие месяцы здесь май и июнь. В центральных и южных районах средняя температура 27-29 градусов Цельсия.Климатические опасности - песчаные бури в северных пустынях и наводнения в средней полосе в долине Нила . Сезон дождей иногда продолжается до 10 месяцев в году.

С начала христианской эры на территории Судана было множество независимых царств и княжеств вплоть до 1820 года, когда Египет завоевал и объединил северную часть страны.Однако Египет не имел эффективного контроля над южным регионом страны за пределами своих гарнизонов. В 1881 году духовный лидер Судана Мухаммад ибн Абдалла объявил себя "Махди", то есть «ожидаемым» и начал крестовый поход религиозного объединения племён в западной и центральной части Судана. Его последователи взяли название «Ансар", которое продолжают использовать и по сей день. Воспользовавншись недовольством османо-египетской эксплуатации и плохого управления государством, Махди организовал националистическое восстание, которое привело к падению режима в 1885 году. Махди вскоре умер, и в 1898 году вторжением анго-египетских сил главенство Египта в Судане было восстановлено. И хотя номинально в это время контроль над территорией осуществляется совместно Египтом и Великобританией , политику формирует британский кабинет.

В 1956 году Судан получает независимость и с этого момента затянувшийся конфликт между племенами и религиозными конфессиями выливается в граждунскую войну на 17 лет. Второй раз в Судане началась гражданская война в январе 1983 года, когда южные солдаты подняли мятеж.В сентябре 1983 года президент Немейри объявил, что традиционные исламские наказания, взятые из шариата, будут включены в Уголовный кодекс страны.Ампутция рук за кражу и пебличная порка за употребления алкоголя стали обычным делом. В апреле 1985 года Нимейри был свергнут. Гражданская война с втягиванием в конфликт соседних стран тянулась до 2002 года, когда правительство приняло Мачакосский протокол с признанием права Южного Судана на самоопределение. 9 июля 2011 года республика Южный Судан официально объявила о своём выходе из Судана и независимости. Но по прежнему Судан - беднейшая страна Африки, разрываемая внутренними проблемами, не зря её называют "кровоточащей раной на теле Африки".

В настоящее время основным природным ресурсом Судана является нефть. Сельскохозяйственный сектор остаётся наиболее важным для экономики, в нём задействовано 80% рабочей силы - в животноводстве (в основном козы), выделке шкур и кожи, идущих на экспорт, рыболовстве.

республика Судан. Государство в северо-восточной части Африки. Столица – г.Хартум (3 млн. чел. – 2002). Территория – 2,506 млн. кв. км. Административно-территориальное деление – 26 провинций. Население – 39,15 млн. чел. (2004). Официальный язык – арабский. Религия – ислам, христианство и традиционные африканские верования. Денежная единица – суданский динар. Национальный праздник – 1 января – День независимости (1956), как государственный праздник с 1989 также отмечается 30 июня – День революции национального спасения. Судан – член ООН с 1956, Организации африканского единства (ОАЕ) с 1963, а с 2002 ее преемника – Африканского союза (АС), Движения неприсоединения, Лиги арабских государств (ЛАГ) с 1956, Организации Исламская конференция (ОИК), а также Общего рынка Восточной и Южной Африки (КОМЕСА) с 1994.

Континентальное государство, одно из крупнейших по размерам территории в Африке и в мире. Граничит на западе с ЦАР (Центрально-Африканская Республика) и Чадом, на северо-западе – с Ливией, на севере – с Египтом, на востоке – с Эритреей и Эфиопией, на юге – с Кенией, Угандой и ДРК (Демократическая Республика Конго), северо-восточная часть страны омывается водами Красного моря. Длина береговой линии – 853 км.

Новейшая история Африки . М., «Наука», 1968
Смирнов С.Р. История Судана . М., «Наука», 1968
Куценков П.А. Этнос и его искусство: Западный Судан. Процессы стилеобразования . М., «Наука», 1990
Ahmed Medani Mohamed M. Development of Agriculture in Sudan . Khartoum: IAAS, 1994
Sidahmed, A.S. Politics and Islam in Contemporary Sudan . Richmond, Curzon Press, 1996
Historia Afryki do początku XIX wieku. Wrocław, 1996
Nyaba, P.A. The Politics of Liberation in South Sudan : An Insider"s Viev . Kampala, Fountain Publishers, 1997
Судан. Справочник . М., Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000
Поляков К.И. Исламский фундаментализм в Судане . М., 2000
Encyclopedia of African Peoples. L., 2000
The World of Learning 2003, 53 rd Edition . L.-N.Y.: Europa Publications, 2002
Africa South of the Sahara . 2004. L.-N.Y.: Europa Publications, 2003
Фахрутдинова Н.З. Исламский фактор в общественно-политической жизни Судана . М., 2004

Найти "СУДАН " на

Судан на карте Африки
(все картинки кликабельны)

Тяжелое колониальное прошлое оказало пагубное влияние на судьбу этой африканской страны. Во времена правления Египта и Британии внутренние границы были проведены без учета этнических и конфессиональных разногласий живущих здесь людей. Результатом непрекращающихся конфликтов стал раскол страны.

Некогда самая большая из всех стран Африки разделилась на две части: Судан и Южный Судан. Как часто преподносят эту ситуацию политики: Черная Африка решила отделиться от арабского мира.

Географическое положение

Республика Судан располагается в Северной Африке и имеет выход к Красному морю. По его побережью проходит северо-восточная граница страны. С востока к ее территории примыкают Эфиопия и Эритрея . На севере государство граничит с Египтом , на юге — с Южным Суданом . С запада соседями являются три страны — Центрально-Африканская республика , Чад и Ливия .

Там, где объединяются Белый и Голубой Нил, начинает свой путь великая африканская река Нил. Его долина с юга на север пересекает всю территорию государства. Там, где три Нила сливаются вместе, находится столица страны Хартум.

Значительная часть территории Судана — возвышенное плато с высотами от 300 до 1000 м. Северные области страны заняты Ливийской и Нубийской пустынями.

Тропический пустынный климат, в зоне которого располагается Судан , определяет погоду в регионе. Здесь всегда жарко и очень сухо. В течение всего года среднемесячные температуры колеблются в пределах +20-30 °C. Только в пустынях ощущается сезонная разница в температурных показателях. Зимой столбик термометра может опускаться до +4 °C, а в летние месяцы подниматься до +45 °C. За год выпадает не более 200 мл осадков в летний период.

Большой экологической проблемой является эрозия почв и наступление пустыни (опустынивание).

Флора и фауна

В соответствии с климатическими особенностями формируется и растительный покров. А точней — его отсутствие в северных районах. В пустынях встречаются лишь злаки и сухие травы. В редких оазисах можно увидеть чахлые деревья, редколесья — только в долине Нила.

Южнее появляются ландшафты саванн. По заросшим злаковыми травами просторам раскиданы отдельные акации, тамаринды, гигантские баобабы. Горные склоны вдоль побережья Красного моря покрыты лесами.

Животный мир пустынь крайне скуден: несколько видов пресмыкающихся и насекомые. Зато саванны заселены представителями фауны довольно плотно. Здесь бродят стада слонов, проносятся быстроногие антилопы и газели. На них охотятся львы и леопарды. Свысока наблюдают картину жизни грациозные жирафы.

В реке Нил хорошо себя чувствуют крокодилы, по его берегам расселились бегемоты. Прибрежные воды Красного моря полны морских обитателей.

Государственное устройство

Карта Судана

Как и большинство стран Африки, Судан является республикой. Глава государства и правительства — Президент. Высший исполнительный орган — Правительство, законодательный — Национальная ассамблея. Территория страны поделена на 17 штатов. В Судане существует более 30 действующих политических партий.

Государственным признан арабский язык. Абсолютное большинство населения исповедует Ислам (сунниты). Есть собственная валюта — суданский фунт.

Население

В Судане более 40,5 млн жителей. Несмотря на неблагоприятные экономические и политические условия темпы прироста населения высоки. Но средняя продолжительность жизни небольшая (примерно 62 года), отмечается высокая детская смертность.

Быстрыми темпами растет население городов. Более 50% жителей предпочитают селиться по долине реки Нил.

Судан можно назвать полиэтнической страной. Помимо самых многочисленных арабов здесь проживает более 570 различных народов.

Экономика

Республика входит в число беднейших стран мира. Государство остро нуждается в электроэнергии. Огромный внешний долг осложняет экономическую ситуацию, но суданцы активно стремятся улучшить положение. Развивается промышленность и сельское хозяйство, строятся дороги и предприятия.

Ведущими отраслями хозяйства являются:

  • пищевая промышленность;
  • легкая промышленность;
  • добывающая и обрабатывающая промышленность;
  • фармацевтика;
  • производство стройматериалов;
  • сельское хозяйство.

Толчком к развитию экономики послужило начало разработки нефтяных месторождений. Добыча, переработка и экспорт нефти приносят стране весомый доход. С настоящее время рассматривается вопрос о вступлении Судана в ВТО.

Территория Судана была заселена с незапамятных времен, предположительно за 7 тысяч лет до нашей эры здесь уже жили люди. В IV веке до н. э. в регионе образовалось царство Куш, и начались войны с Египтом за территории. Завоевавшие Куш египетские фараоны провозгласили в нем христианство. Но в VII веке территория государства была захвачена арабами-мусульманами. Местное население они превратили в рабов и стали жестко насаждать ислам. Уже с этих времен начались в Судане серьезные межэтнические и религиозные противоречия.

Европейцы появились в регионе только в XII веке. Миссия Великобритании была захватнической, они поддержали агрессивную политику Египта. Местное население вело борьбу за право быть свободной страной. В 1956 году она увенчалась успехом, Судан был провозглашен независимым государством. Но начались внутренние распри. Преимущественно христианский юг не желал жить по законам Ислама.

Гражданская война не затухла и по сей день. Даже после отделения Южного Судана в самостоятельное государство, военные конфликты продолжаются.

Достопримечательности

С прошлых веков сохранилось множество древних построек. Они являются главными достопримечательностями страны. Поражают оригинальной архитектурой здание парламента и Дворец республики в Хартуме. Ценнейшие экспонаты, возраст которых насчитывает несколько тысяч лет, хранятся в Суданском Национальном музее.

Католические соборы, мечети городов заслуживают внимания. Любителей археологии влекут раскопки руин древних городов. Прекрасные пейзажи и потрясающе вкусные фрукты тоже вполне можно отнести к достопримечательностям этой африканской страны.

Судан фото

Судан – государство, площадь которого 1 млн. 862 тыс. кв. км. Расположено оно в северо-восточной части африканского континента. Столицей страны является Хартум. Судан соседствует на юго-востоке с Эфиопией и Эритреей , на юге – с Южным Суданом , на севере - с Египтом . На юго-западе проходит граница с Центральноафриканской Республикой , на северо-западе - с Ливией . Западным соседом страны является Чад . Северо-восточные земли Судана омывает Красное море. Большую часть территорий занимает плато высотой до 1000 метров.

Население Судана

В стране проживает около 31 млн. человек. Большинство (70%) составляют арабы, кушитов (беджа) - 6%, нубийцев - 5%.

Природа Судана

Северные земли государства занимают пустыни: Ливийская и Нубийская, для которых характерны некоторые злаки и травы, попадаются сухие деревья. В центре и на юге страны, ближе к рекам бассейна Нила, произрастают редколесье и кустарниковые саванны. На востоке и западе расположены горные цепи. На территории Судана распространены черное дерево, папирус, каучуконосы, баобаб, масличные пальмы. Обитают около водоемов и в редколесье леопарды, жирафы, львы, обезьяны, змеи, некоторые относятся к ядовитым видам.

Климатические условия

Южные территории Судана находится под властью субэкваториального климата. На севере господствует пустынный жаркий климат. Для пустынных районов характерны резкие перепады температур: до +4°C зимой и до +42°C в середине лета.

Язык

Официально в Судане два государственных языка - арабский и английский, население использует распространенные диалекты, которых в стране около 100.

Кухня

Самым востребованным продуктом в Судане является рис. Без него не обходятся ни повседневные, ни торжественные обеды. В качестве мясного угощения готовят баранину, козлятину, говядину, мясо курицы или ягненка. К столу непременно подают овощи и фрукты в больших количествах. Особенно популярны «кебаб» и «калави» - ароматные и сытные яства. В Судане пьют очень много крепкого сладкого кофе и чая.

Религия

Большинство населения Судана являются последователями исламской религии, в частности, суннитского направления - 95%, христиан в стране - чуть более 1%, приверженцев африканских культов - около 3%.

Праздники

1 января в Судане отмечают День Независимости. Самыми главными праздниками для суданцев являются Рамадан и День Рождения Пророка, даты их проведения отслеживают по лунному календарю. Выходным днем в государстве является пятница, кроме некоторых районов, где больше христиан (там выходной - воскресенье).

Валюта Судана

Денежная единица в стране - суданский фунт (код SDG).

Время

По времени Судан отстает от Москвы на час.

Основные курорты Судана

Популярнейшим курортам Судана является Порт-Судан, расположенный на побережье Красного моря. Роскошные отели предоставляют весь комплекс услуг и развлечений. В морских водах можно заняться дайвингом, покататься на водных лыжах и катамаране, порыбачить, отправиться в парк водных аттракционов. Отличный отдых возможен на курортах, расположенных около Нила и рек его бассейна, например, в Хартуме, Вад-Медани, Абтаре, где обеспечены нормальные условия проживания и предусмотрены интереснейшие экскурсионные маршруты.

Достопримечательности Судана

В столице наибольший интерес туристов вызывает Этнографический музей с уникальной экспозицией, посвященной укладу и быту традиционной суданской деревни. В Национальном музее выставлены ценные археологические артефакты, в том числе и статуэтки, фрески и образцы письменности. В Национальном Департаменте Отчетов хранятся древнейшие рукописи и документы. Стоит посетить музей Естественной истории, Дворец Республики, здание Парламента.

Старинную архитектуру сохранил пригород столицы Омдурман, только осмотр его роскошных мечетей способен увлечь на весь день. Увидеть жемчужину Африки, Нил, с высоты птичьего полета можно в развлекательном Аль Могран Мемори парке. Комплекс расположен в месте, где сливаются Голубой и Белый Нил. Любителей природных чудес не оставит равнодушным каньон Сабалока у одноименной реки, где даже в самые жаркие месяцы не испаряется вода.