Свято-Владимирский собор — украшение древнего Херсонеса. Владимирский собор в херсонесе таврическом 4 владимирский собор в херсонесе


История храма

По церковным преданиям и историческим свидетельствам, крещение Великого князя Владимира Святославича состоялось в 988 году в городе Херсонесе, или Корсуне (так его называли древние русичи, а теперь — Национальный заповедник «Херсонес Таврический» в г. Севастополе). В «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец упоминает про городскую соборную церковь: «посреди града, где собираются корсунцы на торг», которая, как предполагают ученые, могла быть наиболее вероятным местом судьбоносного для всей Руси события.

Впервые идея увековечивания места Крещения равноапостольного князя Владимира была высказана в 1825 году и принадлежала главнокомандующему Черноморским флотом и портов вице-адмиралу А. Грейгу. Именно по его инициативе в Херсонесе в 1827 году были проведены археологические раскопки под руководством К. Крузе, которые обнаружили руины древних христианских храмов, и среди них — остатки крестоподобной в плане церкви в центре главной площади города. В начале 30-х годов XIX века историки Ф. Дюбуа де Монпере и Н. Мурзакевич предположили, что великий князь принял Святое Крещение именно в этой базилике. Таким образом все колебания по поводу определения места сооружения в Херсонесе храма во имя святого Владимира — крестителя Руси, развеялись, и он должен был предстать над руинами древней святыни. Уже в 1850 году ходатайством святителя Инокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, тут была основана Свято-Владимирская обитель, а через три года освящена скромная церковь святой Ольги, которая была разрушена во время войны. 23 августа 1861 года состоялась торжественная закладка собора в честь равноапостольного князя, совершённая в присутствии Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны.


Строительство

Автором проекта Владимирского собора в Херсонесе был академик архитектуры Давид Гримм, по замыслу которого храм должен был быть возведен в византийском стиле. Его строительство длилось 15 лет и в 1874-76 годах с активным участием инженера-архитектора М. Ю. Арнольда было завершено. Это был один из самых больших соборов страны (высота — 36 м, общая площадь — 1726 кв.м., диаметр купола 10,5 м) который может вместить до тысячи верующих.

Работы по убранству храма начались только накануне празднования 900-летия Крещения Руси. Расписать и украсить грандиозный собор до знаменательной даты не удалось, поэтому 13 июня 1888 года ко дню памяти равноап. князя Владимира был освящен только Нижний храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в котором был установлен деревянный резной иконостас. В том же году начались работы по обустройству интерьера Верхнего храма, руководство которым было поручено архитектору Н. Чагину. Росписи и иконы для центрального иконостаса Херсонесского собора исполнил академик живописи А. Корзухин. Кроме того в интерьере храма были использованы исполненные в 50-е годы XIX века живописные произведения академика Т. Неффа и художника П. Рисса, иконы мастеров И. Майкова и Е. Сорокина. Мраморные работы (иконостас Верхнего храма, мозаичный пол собора, мраморная балюстрада вдоль солеи и т. д.) были исполнены итальянскими мастерами Й. Сеппи и братьями Баскарини. Торжественное освящение главного престола Князь- Владимирского собора совершил 17 октября 1891 года архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан (Муратовский), хотя окончательное оформление храма было завершено только в 1894 году.

Правый придел собора был освящён 12 июля 1892 г. во имя святого благоверного Князя Александра Невского.




Левый престол собора был освящён во имя святого Апостола Андрея Первозванного.

В нижнем храме собора также находился правый боковой придел святого Мартиниана. В этом приделе и были погребены тела архиепископа Мартиниана, скончавшегося в 1898 г., и настоятеля монастыря преосвященного Иннокентия (Солотчина), скончавшегося в 1909 г.

Еще в 1859 году из Малой домовой церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Херсонес было передано в мраморном ковчеге в виде Евангелия частичку мощей св. равноап. князя Владимира. Эту святыню после сооружения Владимирского собора поместили в Нижнем храме рядом с историческими руинами древней базилики. В алтаре Верхнего храма находился список с чудотворной Корсунской иконы Божьей Матери, по преданиям, перенесенной князем Владимиром из Херсонеса. Всего в собор было передано мощи 115 святых.

Воссоздание

Во время Второй мировой войны Владимирский собор был разрушен. Работы по его восстановлению начались в конце 1990-х годов, хотя активное развитие они получили только в 2000 году. Проект воссоздания храма разрабатывался киевским институтом «Укрпоектреставрация» под руководством архитектора Евгения Осадчего, эскизы религиозной живописи внутреннего убранства собора выполнены художниками Санкт-Петербургской Академии художеств, А. И. Петровой, А. С. Пигарёвым в 2001 году. С 2002 года во Владимирском соборе была воссоздана роспись художниками из Киева, Санкт-Петербурга и Крыма, которые восстановили утраченную живопись академиков А. И. Корзухина, Т. А. Неффа, монументальные композиции: в куполе «Святой Дух» (авторы — Л. Стебловская, Е. Ревенко), « Крещение Господне» (исполнитель А. Дмитренко по по эскизу К. Поповского, фотоматериалам РГИА, ф.812), «Преображение Господне» (исполнители Л. и Н. Дмитренко по по эскизу А. С. Пигарёва, фотоматериалам РГИА, ф.812), и центральная композиция в алтаре храма «Тайная Вечеря» (в соавторстве А. Пигарёв, А. Петрова, К. Поповский). Иконы для мраморного иконостаса Верхнего храма были написаны художниками А. и Н. Дмитренко по по эскизам А. Пигарёва и А. Петровой, фотоматериалам РГИА, ф.812.

В пределах города Севастополя на территории Херсонесского археологического заповедника возвышается величественный храм Святого Владимира, воздвигнутый на месте, где произошло крещение Руси и откуда христианская вера начала своё распространение в качестве государственной религии.

Согласно «Летописи временных лет» и церковным записям именно на главной площади Херсонеса стояла церковь и находилась купель, в которой в 988 году и принял христианство князь Владимир.

По мнению историков правящий в то время на Руси Владимир, желая укрепить позиции государства, заключил договор с византийскими правителями. Согласно этой договорённости взамен на военную помощь братья Константин и Василий, находившиеся на византийском престоле, соглашались породниться с Владимиром, отдав ему в жёны свою сестру Анну.

Условием заключения брачного союза кроме предоставления русского войска было и принятие Владимиром христианства. Русский князь, отправив своё войско в Византию, считал, что выполнил основное требование договора и настаивал на отправке к нему Анны и только потом он был намерен принять новую веру. Возникла непростая ситуация: Анна не желала становиться женой язычника, а у князя Владимира росло недовольство невыполнением заключённого договора.

Решив надавить на правителей Византии и решить вопрос силой, Владимир осадил Херсонес – тогдашнее византийское владение. После нескольких месяцев осады город сдался и Византия, не желая продолжения военного противостояния, прислала Анну к занявшему город князю.

По преданию Владимир практически потерял зрение во время осады. Будущая супруга Анна убедила его, что, приняв новую веру, он излечится. Так и произошло. Владимир прозрел и под влиянием этого чуда он глубоко уверовал, что принятая вера истинна. Таким образом, из язычника молодой князь переродился в пламенного апостола христианской религии.

Следом за князем приняла христианство и его воинская дружина. По возвращении же на Русь князь начал активное распространение новой религии по своему государству. Он повсеместно заменял славянских идолов христианскими храмами. Сам князь стал следовать заповедям, отказался от многожёнства. Под сенью новой религии он объединил славянские племена. В течение своей жизни Владимир способствовал просвещению своего народа, обучению его грамоте и слову Божиему. За дела его князя Владимира прозвали «Красное солнышко» и церковь причислила его к лику святых.

Князь Владимир Святославович "Красное Солнышко".

Земля, на которой находилась отправная точка распространения христианства на Руси, долгое время была оторвана от владений русских правителей. Неоднократно предпринимались попытки завоевать Крым, а с ним и вернуть Херсонес – священное для славян место. Окончательно Россия утвердилась в Крыму в конце 18 века при правлении Екатерины Ⅱ.

Преемники императрицы на Российском престоле всячески способствовали созданию на месте крещения князя Владимира памятника, призванного увековечить это священное для христиан событие.

Начало в этом деле положил император Александр Ⅰ Благословенный. С самого начала своего царствования он повелел оградить от разрушения все древности, находящиеся на полуострове, в том числе и Херсонес. В 1822 году заботу о сохранении древних развалин поручили Таврическому губернатору.

Незадолго перед своей кончиной в 1825 году Государь Александр Ⅰ посещает Севастополь и осматривает развалины Корсуня (славянское название Херсонеса). Император одобрил предложенную генерал-губернатором Грейгом идею по сооружению памятника на месте крещения Владимира и дал задание Академии Художеств разработать проект. Предполагалось построить церковь и при ней богадельню.

В 1827 году в Херсонесе по инициативе Грейга произвели археологические изыскания. Были раскопаны несколько храмов, в том числе и на главной площади крестообразная церковь, которая, по мнению учёных, и являлась местом крещения князя Владимира.

Проект предполагаемого к сооружению в этом месте памятника подали на рассмотрение в 1829 году новому императору Николаю Ⅰ. Однако тот повелел для начала установить обелиск, для чего одобрил один из чертежей академика Беретти. Начали сбор пожертвований по Таврической губернии. К 1832 году было собрано 528 рублей. К сожалению, идея установки обелиска не была реализована. Вероятно, было решено построить что-либо более грандиозное.

Во время своего пребывания в Севастополе император Николай Павлович изволил перенести место построения храма-памятника из древнего Херсонеса в Севастополь.

В апреле 1845 году учредили комитет для постройки храма Святого Владимира, а в феврале 1848 года вновь начали сбор пожертвований, продлившийся до 1859 года. Средства на храм собирали по всей стране.

Параллельно сбору средств велись подготовительные работы: заготовляли строительный материал, расчищали место под фундамент, писали иконы. Был одобрен и новый проект храма, выполненный академиком Тоном. В Херсонесе тем временем в 1850 году основали Свято-Владимирскую обитель (монастырь).

Свою роль в истории создании храма-памятника сыграла и Крымская кампания 1854-1855 годов. После тяжёлой обороны город лежал в руинах и взошедший на престол Александр Ⅱ решил, что храма имени Святого Владимира будет два. Один над могилами погибших в обороне Севастополя адмиралов. Второй на священном для христиан месте в Херсонесе.

На открытой ранее главной площади Херсонеса стараниями графа А.С. Уварова была расчищена базилика соборного храма Рождества Божией матери и купель там же. О них, по всей видимости, и упоминалось в летописях в связи с крещением тут князя Владимира. Эти древние строения и стали основанием для нового храма-памятника Святому Владимиру.

В 1859 году утвердили новый проект храма, представленный архитектором Гриммом. 1860 год прошёл в проведении подготовительных работ на месте строительства. За возведением здания храма поставили следить городского архитектора Вяткина.

Материал для строительства частично брали из заготовленного до войны и хранимого в Николаеве, а частично добывали на месте (камень и гранит с разрушенных доков и казарм, в местных каменоломнях).

23 августа 1861 года в фундамент будущего храма заложил первый камень сам император Александр Ⅱ, прибывший по этому поводу в Херсонесский монастырь. Во время строительства приходилось считаться с финансовыми затруднениями. Собранных пожертвований и ассигнаций из казны было недостаточно. Сооружение храма приостанавливалось почти на три года и в 1865 году возобновилось по новой смете. В расчёте на имеющиеся средства предполагалось построить нижний этаж и покрыть его крышей, законсервировав дальнейшее строительство до появления требуемой для продолжения возведения и отделки здания храма суммы.

Нижняя церковь была окончена к ноябрю 1867 году. Постройка второго этажа (верхнего храма) началась в 1870 году на вновь ассигнованные из казны средства и уже новым архитектором Тарасовым. С 1873 года снова сменили главных строителей вследствие неудовлетворительного качества работ. Достраивал храм новый подрядчик под руководством архитектора Арнольда.

Осенью 1876 года возведение здания завершили, предстояли отделочные работы. На внутреннюю отделку в течение 3-х лет с 1888 года по 1891 год ежегодно выделялось из казны по 100 тысяч рублей. Руководил этими работами академик Чагин.

В 1888 году к 900 – летию Крещения Руси освятили нижнюю церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Верхний храм освятили в октябре 1891 года.

Возведённый храм Святого Владимира стал одним из наиболее грандиозных храмов в России. Построен он был в византийском стиле и выполнен в виде трёхнефной базилики, с сохранением обнажённых археологами остатков стоявшей на этом месте церкви. Иконы и иконостасы верхней и нижней церквей выполнены в мастерских известнейших отечественных мастеров того времени. Мраморные работы доверили итальянским резчикам.

В нижней церкви поместили мощи князя Владимира, переданные сюда из домовой церкви Зимнего Дворца. Помимо этого в храме хранились частички мощей ещё 115 святых.

К сожалению, вскоре этот величественный памятник был разорён и на долгое время забыт, а позже и разрушен. После Октябрьской революции из храма были изъяты все ценные вещи, книги, безвозвратно пропали святыни. В 1925 году полностью прекратились богослужения, и здание перешло к дирекции Херсонесского музея в качестве памятника архитектуры и истории. Как культовое сооружение храм перестал существовать на долгие годы.

При второй обороне города в Великую Отечественную войну в здание храма угодила авиабомба, а перед освобождением города в 1944 году немецкие сапёры заминировали остатки здания. В результате храм был значительно разрушен, утрачены многие структурные и декоративные элементы.

«Зелёный призрак» - такое прозвище в гитлеровских войсках получил грозный бронепоезд «Железняков», действовавший в Севастопольском оборонительном районе в период второй...

  • Боевой путь автора книги старшины Николая Александрова прошёл через бои под Одессой в морской пехоте и оборону Севастополя в составе...
  • На возвышении скалистого берега у самого моря на территории археологического заповедника Херсонес Таврический находится один из символов города Севастополь –...
  • Спрашивает о том, где находится Владимирский собор, то чаще всего он подразумевает собор в Херсонесе и часто не догадывается даже, что с таким названием в городе два объекта, и оба - памятники архитектуры с большой и нелёгкой историей. Второй для отличия называют усыпальницей адмиралов. Они внешне даже немного похожи для неискушенного взгляда. Но оба храма - краеугольной важности православные святыни Севастополя.

    Идея появления Владимирского собора в Херсонесе

    Всем известна, хотя бы в общих чертах, история крещения князя Владимира в Корсуни (Херсонесе) в 988 году. От этой исторической точки стартует хронологический отсчет для православия на Руси. Одними историками этот факт ныне опровергается, другими ставится под сомнение искренность киевского князя при принятии новой веры. Ему, говорят они, просто нужен был союз с императором Византийской империи Василием, поэтому последний выставил условие крещения князя и его народа. Так это, или нет, но официальная версия церкви считает Владимира тем человеком, который открыл ворота православию на Киевскую Русь, хотя на него сильно давили католические и иудейские миссионеры. С точки зрения официальной церкви князь Владимир - святой.

    Когда стал вопрос об открытии храма (а инициатором послужил главнокомандующий Черноморским флотом А.С. Грейг), дело стало за малым - определить место, где мог стоять древний храм, принявший крещение князя Владимира. Естественно, это должно было произойти на территории старого Херсонеса . Раскопки, которые проводились в 1827 году, открыли миру остатки старого храма в районе центральной площади Херсонеса.

    Вид на Владимирский собор и
    укрепительные стены Херсонеса
    Вид на Владимирский собор
    с городища Херсонес

    Историки предположили, что именно здесь должен был креститься Владимир, так как очевидно, что раскопанная церковь занимала центральное положение в городе, а значит и главенствующее. Конечно же, это предположение. И довольно смелое, так как оно в итоге воплотилось в жизнь в виде нового Владимирского собора.

    История Владимирского собора в Херсонесе

    Архитектором Владимирского собора был назначен Давид Иванович Гримм, которому возведение этого храма принесло профессорское звание. Этот архитектор прославил своё имя постройками не только на территории Российской империи, но и за границей (например, красивая церковь Александра Невского в Копенгагене). Несмотря на то, что Гримм был поклонником русского стиля в архитектуре, Владимирский собор он решил строить в византийском, что было вполне оправдано - в Херсонесе времён Владимира все постройки испытывали сильнейшее влияние византийской зодческой школы.

    Первый камень в основание будущего собора был заложен в 1861 году. На церемонии присутствовал император Александр II с семьёй. Император пожертвовал деньги на колокола, а ктитором церкви стал Великий князь Владимир Александрович. Именно он заложил камень в фундамент главного престола в 1867 году. Строительство началось под руководством Гримма, а заканчивалось под началом Максима Юрьевича Арнольда в 1876 году. В Крыму таких больших храмов ещё не было. Он легко мог вместить более тысячи человек одновременно. В ходе постройки использовали местный известняк из Гаспры, в отделке применялся дорогой каррарский белый мрамор. Покрытый цинковой черепицей купол увенчали крестом.

    Интерьер Владимирского собора начали создавать с серьёзной задержкой, так как грандиозный размах строительства быстро поглотил все средства, и это привело к тому, что к девятисотлетнему юбилею крещения Руси расписать храм не успели. Верхний храм не был завершен, поэтому торжества и богослужения провели в Нижнем храме Рождества Пресвятой Богородицы. Средства всё же были найдены с помощью обер-прокурора Синода Победоносцева.

    В итоге внутренний вид храм поражал богатством замысла и исполнения. Верхний главный храм был доверен Николаю Михайловичу Чагину, который известен крымчанам как архитектор известной Форосской церкви Воскресения Христова . Росписью иконостаса занялся знаменитый русский живописец Алексей Иванович Корзухин. Итальянские мастера выполнили разноцветный мозаичный пол и мраморную балюстраду. Все основные работы были завершены в 1891 году, и Владимирский собор был освящен архиепископом Мартинианом, который будет похоронен в одном из боковых приделов семью годами позже. Косметические доработки продолжались ещё в течение трёх лет. Боковые приделы храма со своими престолами были названы в честь Александра Невского и апостола Андрея Первозванного.

    Владимирский собор был богат на реликвии. Из Санкт-Петербурга была передана частица мощей князя Владимира, пожертвованная домовой церковью Зимнего дворца. В храме находилась почитаемая копия Корсунской иконы Божьей Матери, оригинал (по красивому преданию писаный с самой Богородицы) которой увёз с собой из Херсонеса в Киев князь Владимир. Потрясающей красоты иконостас был выполнен из мрамора, из мрамора же был изготовлен постамент для возложения почитаемых мощей Равноапостольного князя Владимира.

    После окончания Гражданской войны в 1922 году из Владимирского собора были изъяты все реликвии. Прихожанам оставили только часть херсонесской обители. Но и это было ненадолго. Администрация Херсонесского музея выселила всех обитателей монастыря. Владимирский собор был закрыт окончательно. Всё не разграбленное имущество храма досталось музею. Многочисленные раки с мощами святых (а их до революции было 115) вскрывались в рамках правительственной кампании тех лет по разоблачению нетленных святынь. Последняя служба во Владимирском соборе была проведена в 1926 году.

    Владимирский собор медленно разрушался без должного присмотра, хотя и числился как архитектурный и исторический памятник в составе музея Херсонеса. А в Великую Отечественную войну здание храма разделило судьбу множества построек Севастополя, прошедшего все круги ада. В храм угодила бомба, обрушившая купол. При отступлении немецкие оккупанты заминировали Владимирский собор. Взрыв превратил его в руины, которые и простояли мрачным напоминанием бездушию властей до развала Советского Союза. А ведь в 1988 году праздновалось тысячелетие крещения Руси.

    В 1992 году переданный прихожанам Владимирский собор начал свою новую жизнь. В 1997 году было принято решение о его восстановлении, в 2001 возведены стены, на которых упокоился купол, к 2006 году была закончена внутренняя отделка храма, подняты колокола.

    Вид на Владимирский собор
    со стороны руин Херсонеса

    Кстати, один из колоколов можно ныне увидеть среди развалин Херсонеса. Раньше он находился на колокольне Владимирского собора, куда попал из французского «плена», ведь ещё во времена Крымской войны был увезен во Францию (на колокольню Нотр-Дам де Пари), предварительно снятый с одного из местных монастырей.

    На берегу его поставили в 1925 году и в дополнение лишили языка.

    Владимирский собор в Херсонесе. Как добраться

    Для того чтобы посетить Владимирский собор, для начала нужно приехать в историко-археологический музей-заповедник Херсонес на одноимённом полуострове. Туда ходит общественный транспорт, нужная остановка - улица Дмитрия Ульянова. По ней нужно будет спуститься в сторону Севастопольской бухты. Далее улица Дмитрия Ульянова вольется в улицу Ерошенко, которая в свою очередь - в улицу Древнюю. Гуляя по музею под открытым небом, вы не сможете не заметить Владимирский собор, ведь он стоит на открытом пространстве, представляющем собой местность, на которой археологические раскопки явили белому свету далёкое прошлое бывшей греческой колонии. Колокол стоит северо-западнее на берегу залива.

    Владимирский собор (Усыпальница адмиралов)

    Владимирский собор на Суворовской улице родился из той же идеи главнокомандующего Черноморским флотом Грейга о необходимости постройки посвященного Владимиру и его крещению собора. Однако адмирал М.П. Лазарев указал на отсутствие православных храмов в центре Севастополя, и предложил возвести его не в Херсонесе, а в центральной части города.

    Николай I поддержал эту идею и лично указал на Центральный городской холм как место основания будущего Владимирского собора. К тому времени был уже готов проект нового собора в исполнении знаменитого архитектора Константина Андреевича Тона, который прославил своё имя в первую очередь проектом Храма Христа Спасителя в Москве. Расчистка территории началась в 1845 году, скальный грунт приходилось взрывать пороховыми зарядами. Работа продвигалась крайне медленно. Вскоре должны были начаться работы и в херсонесском Владимирском соборе.

    В 1851 году умирает прославленный и уважаемый адмирал Лазарев и принимается решение похоронить его в склепе, над которым возвысится в грядущем Владимирский собор. Адмирал был похоронен под оглушительный шум палящей корабельной артиллерии. 15 июля 1854 году состоялась церемония торжественного освящения строительства нового севастопольского храма. На ней присутствовал вице-адмирал Черноморского флота Владимир Алексеевич Корнилов, который и представить не мог, что его тело уже совсем скоро будет покоиться в склепе строящегося Владимирского собора.

    Но дыхание Крымской войны уже коснулось Севастополя. И уже в октябре гибнет Корнилов, в марте следующего года - ещё один герой войны - Владимир Иванович Истомин. Как и Корнилов, контр-адмирал русского флота также опустился в склеп не построенного ещё храма. Следующей невосполнимой утратой русского командования стал адмирал Павел Степанович Нахимов, сражённый пулей на Малаховом кургане. И его тело упокоилось в склепе рядом с боевыми товарищами. Во время оккупации солдаты союзнических войск осквернили саркофаг с покоящимися там телами русских флотоводцев.

    Мраморные плиты с именами русских адмиралов
    на стенах Владимирского собора в Севастополе

    После окончания Крымской войны, когда раны на теле Севастополя стали затягиваться, власти города снова вернулись к строительству Владимирского собора. Новым архитектором стал Алексей Александрович Авдеев. Он изменил первоначальный проект Тона. Вместо пяти куполов, которые его предшественник видел во главе храма, он предложил однокупольный храм в византийском стиле. Купол должен был покоиться на восьмигранном барабане, который со всех сторон подпирали бы двускатные треугольные фронтоны фасадов.

    Владимирский собор, таким образом, стал усыпальницей четырех героев Крымской войны. Их могилы объединили в общую гробницу, представляющую собой большой черный крест, на каждом луче которого начертаны фамилии погибших за родину героев. Крест был увенчан золотым крестом. Позже здесь хоронили и других участников войны и командующих Черноморским флотом России.

    Нижний храм во имя святителя Николая был освящен в 1881 году, Верхний во имя святого князя Владимира - в 1888 году. На его киоте стояла икона, написанная Айвазовским. Как и в одноимённом храме на Херсонесе, в этой церкви мозаичный пол изготовили мастера из Италии. В строительстве активно использовали мрамор разных цветов. Иконы и роспись стен выполнил академик и живописец Карнеев. Владимирский собор мало в чем уступал своему херсонесскому собрату в пышности и богатстве отделки.

    Интересно, что Владимирский собор на Центральном городском холме не функционировал в привычном для нашего понимания режиме постоянного доступа прихожан. Богослужения велись только по воскресеньям, церковным праздникам и дням рождения членов императорской фамилии, а также в связи с памятными датами Крымской войны и Черноморского флота России. Дважды во время Первой мировой войны во Владимирском соборе молился Николай II, здесь же проходила торжественная литургия в честь вступления барона Петра Врангеля в должность Верховного командующего вооруженными силами Юга России.

    После революции храм был закрыт, склеп осквернен вскрытием, останки адмиралов выброшены. Уже в девяностых годах были перезахоронены найденные в склепе останки. Обычная незавидная судьба святых мест Крыма при новом режиме была разделена и Владимирским собором. Здесь размещались мастерские и склады.

    В Великую отечественную войну храм сильно пострадал от обстрелов. Восстанавливаться Владимирский собор начал раньше других бывших храмов Крымского полуострова по причине того, что стал филиалом Музея обороны и освобождения Севастополя. Уже в восьмидесятых годах прошлого столетия здесь велись масштабные реставрационные работы. Владимирский собор снова становился привлекательным и чистым храмом, каким и был до революции. Восстановлена усыпальница, обновлены росписи, снова в мраморном иконостасе красуются иконы. И хотя после распада Советского союза в здании церкви стали снова проводиться богослужения, музей всё так же располагается в стенах Владимирского собора.

    Владимирский собор (Усыпальница адмиралов). Как добраться

    Найти Владимирский собор не составит труда. Он находится в центре Севастополя в окружении массы исторических и архитектурных достопримечательностей. Если вы приехали на железнодорожный вокзал, можно посоветовать оттуда маршруткой доехать до площади Суворова (там же памятник этому полководцу), откуда пройти метров двести в северном направлении по улице Ленина для того, чтобы, взглянув налево, увидеть Собор Святых Апостолов Петра и Павла . Продолжайте свой путь по улице Ленина до пересечения с улицей Марата, поворачивайте налево и через пару сотен метров вы увидите Владимирский собор на Центральном холме.

    Вернувшись на улицу Ленина, пройдите в северном направлении ещё с полкилометра, пока не увидите храм Архистратига Михаила, который ныне является частью Музея истории Черноморского флота России. Заканчивается улица Ленина памятником адмиралу Нахимову, за которым раскинулся Приморский бульвар, невероятно насыщенный достопримечательностями: Памятник затопленным кораблям, Графская пристань, адмиралтейский якорь и другими памятниками и мемориалами.

    По маршруту 5-й км - пр. генерала Острякова, центральный рынок, ул. Дм. Ульянова, ул. Ерошенко и до ворот музея-заповедника ходит автобус № 22.

    Либо по этому же маршруту до ост. ул. Дм. Ульянова на автобусах № 2, 105.

    По маршруту бухта Камышовая, бухта Омега, проспект Октябрьской революции, ул. адм. Юмашева, Студгородок, ЦуМ до ост. ул. Репина (или ЦУМ) также можно добраться на автобусах.

    Два Владимирских собора в Севастополе несколько похожи друг на друга, и не только названием, но каждый несёт свою историю, оба они возродились из руин, оба вынырнули из забвения. Без них сложно представить облик современного города-героя.

    olegman37

    Владимирские соборы Севастополя

    Владимирский собор был возведен в 1891 году по проекту архитектора Давида Грима на месте предполагаемого крещения князя Киевской Руси Владимира, которое находилось на территории Херсонесского Святовладимирского монастыря, основанного в 1850 году. Проект собора был утвержден 2 июля 1859 года. Торжественная закладка нижнего храма императором Александром II и императрицей Марией Александровной состоялась 23 августа 1861 года. Строительство собора продолжалось в течение тридцати лет и было закончено только к 1891 году. Внутренняя отделка была произведена академиком Чагиным и Тихообразовым. Иконы нижнего храма были написаны известными художниками И.А. Майковым, В.И. Неффом, А. И. Корзухиным и П.Т. Риссом.

    15 июля 1888 года, в юбилейный день 900-летия Крещения Руси, был освящен нижний храм в честь Рождества Богородицы, середину которого занимали остатки древней церкви, в которой крестился князь Владимир. Главный престол верхнего храма освящен 14 августа 1867 года во имя святого равноапостольного князя Владимира. Южный престол освящен 12 июля 1892 года во имя святого благоверного князя Александра Невского, северный престол освящен во имя святого апостола Андрея Первозванного. Размеры собора 32.7 х 41.6 м; высота сооружения - 34.6 м.

    2 октября 1924 года собор был закрыт. Во время Великой Отечественной войны сильно разрушен попавшей в него бомбой. После войны храм фактически превратили в карьер по добыче камня.

    Богослужения возобновились в 1992 году. В 1997 году правительством Украины было принято решение о восстановлении собора. Первый этап был завершен 28 июля 2001 года торжественной церемонией установки освященного креста на купол в присутствии президентов Украины и России.

    Ещё информация: www.sevportal.com/our_town/khersoneses/; Очерк об истории строительства Владимирского собора из книги И.А. Антоновой "Боги Тавриды. История религий народов Крыма", Севастополь, 1997. С. 138-158). www.chersonesos.org/



    ХЕРСОНЕССКИЙ МОНАСТЫРЬ

    В обители построили храмы: Владимирский собор; каменная церковь во имя Семи священномучеников Херсонесских (12 апреля 1861 г. освящена); в 1860 году по проекту архитектора К. Вяткина начали строить двухэтажный братско-настоятельский корпус. В северной части здания устроили домовую церковь, которую освятили 14 июля 1863 года во имя Покрова Божией Матери (сегодня это малый экспозиционный зал средневековой истории Херсонеса). В 1899 году в братском корпусе делали ремонт, и церковь перенесли в центральную часть, освятив в 1900 году во имя Корсунской иконы Божией Матери (теперь это большой экспозиционный зал).

    Многие туристы, приехавшие в Севастополь, отправляются на Гераклейский полуостров побродить среди развалин древнего города Херсонеса. От центрального входа аллея, по обеим сторонам которой растут темные печальные туи, ведет к двум зданиям. Здесь находятся античный и средневековый отделы музея. А раньше это были монастырская трапезная и братско-настоятельский корпус Херсонесского монастыря.

    История монастыря началась с посещения этих мест архиепископом Иннокентием. Конечно же, на руинах легендарного Херсонеса, на месте крещения киевского князя Владимира было решено основать монастырь. Создавалась киновия под руководством настоятеля Бахчисарайского Успенского скита архимандрита Поликарпа, но весь основной труд лег на плечи игумена Василия (Юдина). Именно он собирал пожертвования и занимался строительством первой церкви.

    Небольшой каменный храм был освящен в честь княгини Ольги 23 февраля 1853 года. Рядом с церковью во вновь созданном Херсонесском монастыре построили два небольших дома для монахов. Но мирная жизнь киновии прервалась началом Крымской войны. На территории монастыря французы разместили свою батарею и пороховые склады. В результате яростных обстрелов церковь и все остальные здания были полностью разрушены. Архиепископ Иннокентий искренне сожалел по этому поводу: "Двух скитов наших - Херсонесского и Инкерманского - как не бывало..., Херсонесский, построенный едва не одними слезами, пошел на топливо у французов". После окончания войны игумен Василий отправился собирать пожертвования на восстановление обители на Дон, в 1856 году он, переправляясь через реку, утонул. Новым настоятелем монастыря был назначен иеромонах Таврического Архиерейского Дома Евгений.

    Начались работы по восстановлению Херсонесского монастыря. В короткие сроки были построены кельи для монахов и деревянный храм, который 30 апреля 1857 года настоятель Балаклавского монастыря архимандрит Геронтий освятил в честь Семи херсонских епископов-мучеников. Однако строительные работы, которыми руководил купец первой гильдии Петр Телятников, были выполнены некачественно. От сильных ветров и бурь храм начал разрушаться. Поэтому спустя всего лишь три года после постройки его пришлось разобрать до основания и возвести новый каменный. Храм был освящен 2 апреля 1861 года епископом Таврическим Алексием. В нем находилась священная реликвия: часть мощей князя Владимира, хранившаяся а небольшом ковчеге с надписью: "Десницею Всевышнего укреплен, идольскую прелесть отринул еси, славне, и святым Крещением просветятся, светом познания Христова Землю Русскую озарил еси". Святые мощи были переданы императором Александром II из малой церкви Зимнего дворца.

    В связи с приближением юбилея 900-летия крещения Руси была разработана программа празднования этого события, в котором Херсонесскому монастырю отводилась важная роль. По повелению императора с 1857 года из севастопольского адмиралтейского собора в монастырь ежегодно 15 июля совершался крестный ход. А 10 февраля 1858 года было получено высочайшее разрешение на строительство соборного храма в честь святого равноапостольного князя Владимира. Идея о создании на Херсонесе храма в память крещения здесь князя Владимира принадлежала еще архиепископу Иннокентию. В 1825 году главнокомандующий Черноморским флотом А. С. Грейг подал императору Александру I докладную записку о сооружении небольшого храма в византийском стиле и богадельни. Чтобы определить, где же крестился князь Владимир, в Херсонесе в 1827 году мичман Н. Крузе начал проводить первые археологические раскопки. Деньги на строительство церкви собирали по подписке. Но в 1836 году император Николай I, уступив просьбе адмирала М. П. Лазарева, принял решение о строительстве Владимирского собора в Севастополе. В 1852 году вопрос о строительстве собора на главной площади Херсонеса возник вновь, даже был разработан проект, но помешала война. Автором нового проекта стал архитектор Давид Иванович Гримм (1823-1898). 2 июля 1859 года проект храма утвердили, а 18 августа создали строительный комитет.

    Место для возведения собора предложил граф А. С. Уваров, он производил раскопки и обнаружил на месте бывшей главной площади города древнюю базилику, которая, по его мнению, была тем самым храмом Рождества Божией Матери, в котором в 988 году крестился Владимир. 1861 год стал особенным в истории Херсонесского, монастыря. 18 марта Херсонесская Владимирская киновия была переведена в ранг первоклассных монастырей, утвердили штат монастыря: архимандрит, наместник, восемь иеромонахов, четыре иеродиакона, три монаха и пять послушников. А 23 августа состоялась торжественная закладка нового собора, После молебна император Александр II и императрица Мария Александровна уложили золотые десятирублевые монеты на первые каменные блоки будущего храма. Царь пожертвовал деньги на колокол весом 11 пудов, который был отлит из меди. А Великий князь Владимир Александрович стал ктитором (покровителем) соборного храма. 14 августа 1867 года он собственноручно заложил основание главного престола святого Владимира, водрузил мраморный крест для святых мощей и положил камень в стене горнего места.

    Стены собора возводили вокруг остатков древнего храма, которые прикрыли мрамором. На месте купели установили плиту из темно-серого мрамора с белым крестом. Впереди купели стоял аналой для возложения святых мощей с надписью: "Часть мощей святого Благоверного Великого князя Владимира, перенесенная в Херсонский монастырь в июле месяце, по повелению в Бозе почившаго Императора Александра II". Купель и аналой ограждала ажурная решетка из белого мрамора. Во Владимирском соборе был похоронен архиепископ Таврический и Симферопольский Мартиниан. Слева от входа в нижний храм над его могилой устроили на средства настоятеля монастыря Иннокентия (Солодчина) небольшой придел, освященный в честь преподобного Мартиниана. В западной части этого придела погребен и сам Иннокентий, умерший в 1919 году. Верхний храм имел три престола: главный был освящен во имя святого равноапостольного князя Владимира 17 октября 1891 года, южный престол освятили в честь святого благоверного князя Александра Невского, северный честь святого апостола Андрея Первозванного.

    Возведение храма завершили в 1877 году. Величественный двухэтажный собор в византийском стиле был хорошо виден отовсюду, так как стоял на открытом месте. Нижнюю часть храма облицевали плитами светло-серого гаспринского известняка. Среднюю - украсили четырехконечные кресты и колонны из каррарского мрамора, на которые опирались оконные арки. Купол, увенчанный большим золоченым крестом, покрыли цинковой черепицей. С двух сторон храма устроили гранитные лестницы, ведущие на второй этаж. Но на внутреннюю отделку денег не хватило. Настоятель монастыря архимандрит Иннокентий отправился в Санкт-Петербург с ходатайством о выделении недостающих средств для завершения строительства. Его просьбу поддержал обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, и для окончания отделочных работ было выделено 300 тысяч рублей, по 100 тысяч рублей ежегодно в течение трех лет.

    Расписывали собор святого Владимира известные художники А, И. Корзухин, П. Ф. Тихобразов, В. И, Нефф, М. Ю. Арнольд, И. А. Майков, И. Т. Молокин под руководством академика Н. М. Чагина. На южной и северной стенах нижнего храма изобразили крещение князя Владимира и крещение в Днепре киевлян. Пол выложили мозаикой из белых, красных, желтых, черных кубиков, таких же, какие использовали в мозаичных узорах древнего Херсонеса. Верхний храм украсили работы А, И. Корзухина "Тайная вечеря", "Крещение Господне", "Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий" и еще 72 иконы. Чтобы быстрее закончить отделку храма, художники применяли новаторские способы: большинство живописных работ выполнили в Петербурге на линолеуме, а затем доставили в Крым, и уже в соборе монтировали на камышовую основу, которая предохраняла их от главного врага - влаги. Так была выполнена "Тайная вечеря", занявшая 9 метров в длину и 5 метров в высоту. Талантливый художник-самоучка крестьянин И. Т. Молокин расписал алтарь в южном притворе Александра Невского. Внутреннее убранство собора было богато. Стены облицованы темным и светлым каррарским мрамором, арочные окна первого яруса опирались на мраморные колонны, образуя таким образом галерею. Полы украшала мозаика, в окна вставили цветные стекла.

    Собор святого Владимира имел пять престолов, которые освящали в несколько этапов: сначала нижний храм во имя Рождества Богородицы, это произошло 13 июля 1888 года, в годовщину 900-летия крещения Руси. 17 октября 1891 года, в день спасения царской семьи в Борках, освятили главный престол собора. Это торжественное событие состоялось в присутствии обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева. 12 июля 1892 года освятили южный придел в честь князя Александра Невского. В том же году в соборе установили иконостас. Иконостас главного храма сделали из мрамора, на правой его стороне был позолоченный резной деревянный киот. На нем в два яруса разместились восемь образов, их венчал купол с крестом. Перед киотом стоял мраморный постамент для возложения святых мощей князя Владимира с надписью: "О Преблаженне и Всехвальне Княже Владимире, мир и здравие и твердую державу моли подати Императору нашему и велию милости". На левой стороне иконостаса такой же киот, воздвигнутый в честь чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Перед киотом стоял аналой для возложения складня с образом Спаса Нерукотворного, который был с императором в тот печальный день.

    В соборе хранился список чудотворной иконы Корсунской Божией Матери. Это одна из икон, написанных апостолом Лукой в I веке, она хранилась в городе Эфесе. Список с иконы привезла византийская принцесса Анна в Корсунь, а затем 9 октября 988 года ее перенесли в Киев. Со святителем Иоакимом Корсунянином икона попала в Новгород, там она хранилась в Софийском соборе. В 1571 году русский царь Иван Грозный покорил новгородцев и перевез в Москву Корсунскую и Иерусалимскую иконы Божией Матери, поместив их в Успенском соборе. В XII веке полоцкая княгиня Предислава, в монашестве Ефросиния, основала Спасский женский монастырь. Там возвели две церкви: во имя Всемилостивого Спаса и во имя Пресвятой Богородицы. Ефросиния отправила посла к греческому царю Манушу и патриарху Луке Хрисовергу с просьбой доставить ей икону Божией Матери из города Эфеса. Образ перевозили через Херсонес, где икона находилось несколько дней по просьбе жителей. В 1239 году князь Ярослав благословил этой иконой брак своего сына Александра Невского с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой. Она привезла образ с собой и поставила в Торопецком Богородицком соборе. Во Владимирском соборе находились также 115 частиц мощей святых.

    Вместе с собором рос и Херсонесский монастырь. В обители строили и другие храмы, 12 апреля 1861 года была освящена каменная церковь во имя Семи священномучеников Херсонесских. В 1860 году по проекту архитектора К. Вяткина начали строить двухэтажный братско-настоятельский корпус. В северной части здания устроили домовую церковь, которую освятили 14 июля 1863 года во имя Покрова Божией Матери, сегодня это малый экспозиционный зал средневековой истории Херсонеса. В 1899 году в братском корпусе делали ремонт, и церковь перенесли в центральную часть, освятив в 1900 году во имя Корсунской иконы Божией Матери (теперь это большой экспозиционный зал). На верхнем этаже разместили покои настоятеля и комнаты для почетных гостей. Территорию монастыря украсил большой сад с различными деревьями и цветниками, выращенный трудолюбивыми монахами. К собору проложили широкую дорогу, по сторонам которой посадили деревья и поставили древние колонны, найденные при раскопках. Монастырь окружили высокой стеной. При въезде построили часовню, а на площади перед монастырем - двухэтажное здание гостиницы для паломников. Это здание сохранилось до наших дней перед входом в заповедник. В 1899 году Херсонесский монастырь был объявлен общежитийным, количество иноков, проживающих в нем, не ограничивалось. Конечно же, потребовалось больше средств для содержания возросшего числа монахов и послушников.

    Монастырь, находясь на государственном обеспечении, получал 4085 рублей в год, а также на церковные потребности и ремонт отопления из казны выделялось 750 рублей. Обитель получала доходы от продажи свечей, аренды земли и двух домов в Севастополе. Но этих денег было недостаточно, поэтому братии приходилось много работать в швейной, сапожной, кузнечной и столярной мастерских, разводить скот для собственных нужд и на продажу. В начале XIX века благосостояние монастыря возросло, кроме монахов и послушников в нем трудились наемные рабочие. В 1914-1916 годах в обители построили новую трапезную со столовой для рабочих (ныне это экспозиционный зал античной истории Херсонеса), кухню, хлебопекарню и двенадцать келий. В начале 1897 года в монастыре поселился архиепископ Симферопольский и Таврический Мартиниан. Он управлял епархией с 1885 по 1897 год. Много важных исторических событий произошло за годы его правления. 6 мая 1886 года архиепископ Мартиниан освящал в Высочайшем присутствии возрожденный Черноморский флот. При его непосредственном участии прошли два знаменательных события: празднование 12-15 июля 1888 года 900-летия крещения Руси и тысячелетие Балаклавского Георгиевского монастыря. 17 октября 1891 года архиепископ Мартиниан освятил Херсонесский собор во имя святого равноапостольного князя Владимира. А в 1894 он был среди духовенства, прибывшего в Ялту проститься с императором Александром III, умершим в Ливадии. Последние месяцы своей жизни архиепископ Мартиниан провел в Херсонесском монастыре и здесь же умер. Он погребен 6 июля 1898 года в южном приделе нижнего храма Владимирского собора.

    Первая мировая война самым печальным образом повлияла на экономическое состояние монастыря. В 1921 году часть зданий монастыря передали воинской части, а в настоятельском корпусе устроили дом для инвалидов. Все мастерские передали службе социального обеспечения, а прекрасная молочная ферма погибла без должного ухода. Но в храмах по-прежнему собирались прихожане и велись богослужения. В 1922 году из монастырских храмов изъяли церковную утварь и вещи, изготовленные из золота и серебра, драгоценные камни. Прихожане собора святого Владимира и монахи заключили с Севастопольским горраиисполкомом договор о передаче в их пользование Херсонесского монастыря. В том же 1922 году организуется музей на Херсонесском городище. Дирекция музея потребовала выселить с его территории воинскую часть, инвалидов и монахов, прекратить богослужения в церквах, мотивируя это тем, что "посетители означенных церквей, гуляя по усадьбе, производят разрушения памятников, портят древонасаждения, ломают заборы, проходя к морю, и т. п. Закрывать же в определенные часы ворота, при существовании там приходских церквей, не представляется возможным".

    В 1924 году церкви монастыря были закрыты. В 1925 году вопрос о закрытии монастырских храмов был решен окончательно, а церковное имущество перешло музею. В его фонды поступило 517 книг, 9 карт, альбом Севастопольской обороны, 11 древних икон, 2 живописных картины, облачения священников. В бедственном положении оказались восемь монахов, проживших в монастыре более двадцати лет. Это были люди преклонных лет, у них не было родственников, с которыми они могли бы жить. Монастырь стал для них родным домом, после закрытия храмов монахи остались без средств к существованию, их выселили в гостиничный дом, где за комнату следовало платить 3 рубля. Даже мебель им не позволили взять с собой - теперь она стала собственностью музея, Но как жить без стола, стула и кровати, где взять денег, чтобы оплатить жилье, людям, посвятившим свою жизнь Господу Богу? Монахи обратились к властям с просьбой оставить их в родном монастыре. Их просьба была удовлетворена: восемь монахов доживали век в своих кельях на территории монастыря, которого уже не существовало - единственным хозяином здесь стал Херсонесскии музей. Последняя служба в монастыре была отслужена во Владимирском соборе в 1926 году в престольный праздник. Отныне собор святого Владимира стал историческим и архитектурным памятником.

    Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. А весной 1944 года по приказу немецкого оберста Кольба собор заминировали, от взрыва провалились перекрытия, поддерживающие ярусы, по стенам пошли трещины. Погибли, оставшись совершенно незащищенными, остатки внутреннего убранства. Собор долгое время стоял разрушенным, даже к 1000-летнему юбилею крещения Руси не нашлось денег на его восстановление. Руины собора возвышались над развалинами древнего города и сами казались такими же древними - трудно было поверить, что еще в начале века это был величественный и очень красивый храм.

    В 1992 году Владимирский собор вновь передали Церкви, прихожане привели в порядок приделы и северный притвор Нижнего храма и начали проводить богослужения. А в 1997 году Кабинет министров Украины принял решение о восстановлении храма. Реставрационные работы должны быть проведены в два этапа. Первый закончился 28 июля 2001 года, проведены все внешние строительные работы; возведены разрушенные стены, купол покрыт медной кровлей, установлен крест, в окнах снова красуются витражи. До 2006 года должны быть закончены восстановительные работы внутри храма, роспись стен и куполов. 5 мая 2002 года в соборе прошла первая Пасхальная служба, на которой присутствовал президент Украины Л. Д. Кучма. В тот же день вновь зазвучал колокол на берегу моря.

    У этого колокола своя, очень интересная история. Он был отлит в 1776 году из трофейных пушек, захваченных у неприятеля во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов, и установлен в монастыре. Во время Крымской войны французы вывезли колокол в Париж, спустя годы он был обнаружен на звоннице собора Парижской Богоматери (Нотр-дам де Пари). Много лет раздавался над французской столицей его голос, пока в 1913 году французы, в знак дружбы с Россией, не вернули колокол на родину, в Херсонес, где его подняли на звонницу Владимирского собора. Херсонесский колокол не только призывал на службу монахов, он служил звуковым маяком: в тумане его голос предупреждал корабли, находящиеся в море, о близком скалистом береге. Когда в 1925 году монастырь закрыли и сняли все колокола, один установили на берегу для звона в ненастную погоду. Им оказался тот самый, вернувшийся из Франции. Его узнали по изображениям на боках: с одной стороны святой Николай, с другой - неизвестный святой, стоящий на луне, и тексту, который уже тогда сохранился не полностью: "сей колокол... вылит... святого Николая Чудотворца в Таганроге из турецкой артиллерии весом... пуд (вес колокола 315 пуд) 1776 года месяца августа... числа". Колокол пережил Гражданскую войну и Вторую героическую оборону Севастополя, следы от пуль и осколков на его медных боках свидетельствуют о тех грозных годах. И все же херсонесский колокол уцелел и по-прежнему возвышался на крутом берегу. Но в 60-е годы XX века его лишили языка, и колокол замолчал.

    Информация с сайта http://www.palmarius.com.ua/palom/obj_palom/sevas_hers_mon.htm



    Архитектор собора - Д. И. Гримм. Как признанный знаток Византийских древностей, он принял заказ на проектирование храма в память крещения Св. Владимира для Херсонеса Таврического, с непременным условием: чтобы при расположении плана сохранить руины древнего храма. Все размеры и формы нового храма определялись этим требованием; в основе плана - равноконечный крест, охватывающий очертания стен древней постройки. Храм - величественный образец восточно-византийской архитектуры IX-XII веков, - это трёхнефная базилика с шлемовидным куполом. Знание архитектуры Закавказья придаёт достоверность формам и декору храма. Красота гладкой каменной облицовки выделена немногочисленными изысканными деталями: рельефными контурами крестов в простенках окон барабана и на шпицах; колоннами розового мрамора, декорирующими трехчастные окна и аркады галерей; орнаментальными рядами поребриков под карнизами.

    Проект храма Св. Владимира, показанный на Академической выставке в 1860 году, произвёл на современников глубокое впечатление. Изображения храма украсили стены архитектурного класса Академии художеств, которая присвоила Д. И. Гримму звание профессора архитектуры.

    К сожалению, во время Великой Отечественной войны храм в Херсонесе был сильно разрушен, сохранилось лишь 2/3 строения. Работы по его воссозданию начались в 1990-х годах прошлого века, хотя основное развитие они получили уже в 2000 году при участии художников Санкт-Петербургской Академии художеств.

    В 3 апреля 2004 года состоялось освящение главного алтаря воссозданного Херсонесского Свято-Владимирского храма, а уже через неделю в нем состоялось Пасхальное богослужение.

    https://www.nrfmir.ru/en/content/arhitektory-peterburga-david-grimm



    Находится на территории Историко-археологического заповедника Херсонес Таврический. Построен по проекту акад. архитектуры Г. Д. Гримма над руинами древнего греческого храма, который ошибочно считали местом крещения киевского князя Владимира Святославича в 988 г. Являлся собором Владимирского монастыря, основанного в середине XIX в. Проект был утвержден в 1859 г., закладка состоялась в 1861 г., торжественное открытие в 1868 г. Однако строительные и отделочные работы продолжались и закончены в 1877 г. инженером М. Г. Арнольдом, убранство интерьера завершено в 1883 г.

    Собор выполнен в формах русско-византийского стиля. Совместно с другими монастырскими постройками создает единый архитектурный ансамбль. Стены собора сооружены из инкерманского камня с применением для отделки белого, розового и зеленого мрамора. Сооружение крестовокупольное с тремя гранеными апсидами с восточной стороны и граненым притвором - с западной. Разделен на два яруса: в нижнем - церковь Богородицы и руины древнего греческого храма, законсервированного в 1894 г.; в верхнем - церкви Владимира и Александра Невского. В верхний ярус ведут широкие четырехмаршевые лестницы, расположенные в северо-западной и юго-западной частях здания. Нижний ярус перекрыт системой коробовых и полуциркульных сводов на подпружных арках, центральная часть верхнего яруса - куполом с барабаном (не сохранился), восточная и западная части - конхами, остальные - полуциркульными сводами.

    Во время Великой Отечественной войны в 1942 г. была разрушена средняя часть собора с куполом, почти полностью погибла монументальная роспись.

    Памятник относится к крупнейшим сооружениям, возведенным во второй половине XIX в.

    Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; http://www.alyoshin.ru/Files/publika/pamyatniki_ua2/pamyatniki_ua2_556.html

    Древний город Херсонес Таврический - это историко-археологический заповедник государственного значения. Он расположен на территории Севастополя и является тем местом, откуда православие получило распространение на всю Русь. Принятие христианства князем Владимиром состоялось в соборе, руины которого найдены археологами на раскопках в Херсонесе (Корсуне).

    Раскопки

    Археологические изыскания в Ахтиарской бухте начались еще во времена князя Потемкина, который впервые привел в нее русскую эскадру. По его указу сразу стали возводить Севастопольскую крепость, которую он назвал Ахтиаром. Руины на полуострове вызывали живой интерес как у историков и романтиков, так и у практичных строителей. Одни осматривали древние руины, вторые разбирали каменные стены для новых построек.

    В 1799 году Павел Сумароков написал: «… повезли из него мрамор, каменья, столбы, карнизы. Севастополь всем одолжен до последнего камушка древнему Херсонесу… В Херсонесе Ахтиар ископал все свои украшения». Путешественники, государственные деятели, писатели сокрушались о разрушении древнего города, что стало едва ли не первым примером давления общественного мнения на государственные структуры. В 1805 году император Александр I издал указ, в котором распорядился оградить древности Тавриды от расхищения. Это не остановило полностью все хищения, но значительно уменьшило их масштаб.

    Собирать и систематизировать древности Херсонеса начали в 1803 году. По инициативе маркиза де Траверсе был открыт небольшой музей под эгидой государства, куда стекались артефакты со всего мира, в том числе и из Причерноморья. Позднее, в 1839 году, было создано Одесское общество истории и древностей, члены которого активно разыскивали следы православных храмов на всей территории Причерноморья.

    Деятельность участников общества в археологических изысканиях древней Тавриды привлекла внимание служителей церкви, и в 1850 году царь Николай I дал согласие на восстановление старинных храмов. В результате чего на территории городища был открыт монастырь. Сверяясь с рукописями, монахи вели неспешные раскопки, а открытия делали увлеченные люди. Одним из них был граф Уваров, его трудами была обретена самая крупная древняя базилика с прекрасно сохранившейся мозаикой. Дальнейшим работам помешали начавшиеся одна за другой русско-турецкая и крымская войны.

    Закладка собора

    В период первой обороны города Севастополя (1854-1855 годы) монастырскую обитель заняли французские войска, обустроив здесь свои боевые позиции. К моменту освобождения все постройки были разрушены в результате обстрелов. Осмотр остальной части Херсонеса после всех военных действий показал, что разрушения не столь велики, как предполагалось.

    Восстановление монастыря состоялось только после крымской войны, настоятелем обители был архимандрит Евгений. Его заботами были выстроены две церкви, трапезная, гостиница, настоятельский корпус, хозяйственные постройки. Архимандриту удалось заинтересовать царственную семью в дальнейшем развитии монастыря.

    В 1861 году император Александр II передал в обитель частицу мощей святого князя Владимира, сделал крупное пожертвование на отливку колокола и прибыл на закладку первого камня в здание будущего Владимирского собора (Херсонес Таврический). Строительство было начато на месте старой базилики, обнаруженной графом Уваровым, где, по предположениям, и произошло крещение святителя Руси.

    Строительство

    В Херсонесе Таврическом возводился по проекту архитектора Д. И. Гримма. Он выбрал строгий для храма как символ преемственности двух культур и одной религии. Строительство продвигалось довольно медленно. Деньги на собор собирали по подписке по всей России на протяжении тридцати лет. Начало работ стартовало в 1861 году, а длились они до 1892 года.

    Стены собора возводились вокруг руин Все пространство пола покрыли ценным темно-серым каррарским мрамором, скрыв под ним древнее основание. В месте, где была обнаружена купель, в которой, по преданию, происходило крещение русского государя, отделали вставками из белого камня, расположив его в виде православного креста. Перед купелью был установлен аналой, предназначавшийся для возложения мощей святого Благоверного князя Владимира. Купель и аналой были ограждены резной решеткой из белого мрамора.

    К моменту завершения работ Владимирский собор (Херсонес Таврический) был одним из самых больших храмов России, а по значимости для духовной жизни превосходил многие святыни.

    Нижний храм

    После окончания строительства прошло немало лет, прежде чем началась работа по внутреннему убранству Владимирского собора (Херсонес Таврический). История завершающего этапа созидания храма началась лишь накануне 900-летия празднования Крещения Руси. К началу торжеств роспись стен не была закончена, по этой причине в 1888 году был освящен только нижний храм, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы, где все работы были закончены и установлен резной деревянный иконостас работы известного резчика В. Корецкого.

    Венцом работы камнерезов стал памятник князю Владимиру, выполненный из мрамора и установленный в нижнем храме. Мастера не жалели сил и остатками облицевали руины древнего храма, расположенного в нижней церкви.

    Работы в соборе

    Центральный храм поручили заботам архитектора Н. Чагина. Живописные работы были выполнены коллективом художников, среди которых А. Корзухин, Прокофьев, Макин и др. Интерьер украсили работы художников 19 века - Ф.Н. Рисса, Т.А. Неффа, Левитана и др. Иконы собора были написаны Е.Сорокиным, Н. Майковым и др.

    Отделку камнем выполнили итальянские мастера братья Баскарини и Й. Скеппи. Они выложили мозаичный пол в соборе, собрали иконостас и обустроили мраморную балюстраду вдоль солеи и сделали много других работ по камню. Для убранства не жалели сил и средств, мрамор использовали каррарский, укладывая его по особой технологии мозаичной укладки из разноцветных частей. По словам очевидцев, красота была необыкновенная.

    Освящение верхнего храма состоялось в 1891 году, но окончательное завершение всей внутренней отделки завершилось лишь через три года - в 1894-м. Правый предел собора освятили в честь Александра Невского в 1892 году, левый - в честь святого Андрея Первозванного. Большое количество паломников устремлялось в новый Владимирский собор в Херсонесе Таврическом. Мощи прибыли еще в момент закладки краеугольного камня в основание алтаря, в дальнейшем в храм были переданы частицы 115 святых.

    К моменту окончания всех работ Владимирский собор представлял собой внушительное сооружение. Он взметнулся на высоту 36 метров, его внешний объем составил 20,5 куб. метра, площадь занимала около 1,7 квадратных метров, диаметр главного купола составил 1,5 метра, высота креста - почти 3 метра. В собор для совместной молитвы могло поместиться до 1 тысячи прихожан.

    После революции

    Борьба с религией после 1917 года погубила множество древних храмов и обителей. Судьба Владимирского собора в Херсонесе тоже не была простой. В 1923 году монастырь прекратил деятельность, а помещения передали в руки городской администрации. Власти решили устроить в соборе филиал Херсонесского музея. Адаптировав храм под новые задачи, в нем разместили часть экспозиции, посвященной церковной архитектуре от древности до Средних веков, в нижней части создали хранилище для музейных фондов.

    Начавшаяся Великая Отечественная война поместила Херсонес и Севастополь в центр боевых действий. Уже 22 июня немецкие войска провели бомбардировку стратегических объектов. Музейную экспозицию спешно вывезли на Кавказ. В 1942 году в ходе уличных боев, проходивших при поддержке вражеской артиллерии, был сильно поврежден купол Владимирского собора. Часть экспозиции музейные работники не успели эвакуировать, началась оккупация. Остатки экспозиции немцы планировали вывезти и даже упаковали в ящики для транспортировки, но планы не были реализованы.

    При отступлении захватчики совершили акт вандализма - заминировали и взорвали собор. Купол обвалился, разрушив полностью все перекрытия, сильно пострадали бесценные фрески, разошлись строительные швы. Степень разрушений была очень высокая, и долго решался вопрос о восстановлении культурного объекта. Судьба его была решена лишь в 1961 году: комиссия пришла к выводу, что храм не подлежит реставрации, и его необходимо окончательно разобрать. В защиту выступил профессор МАИ К. Н. Афанасьев - он предложил законсервировать объект и создать в нем музей. Прения и вялотекущие работы продолжались до 80-х годов.

    Смутное время

    К началу перестройки дискуссии усилились, но надвигалась важная дата - Тысячелетие Крещения Руси, и было решено приступить к активному восстановлению святыни. Проект выполнил украинский институт «Укрпроектреставрация», руководителем группы был Е. И. Осадчий. Согласно идее и плану, собор подлежал полному восстановлению с возможностью проведения в нем церковных служб.

    К дате праздника ничего не изменилось, но проект был утвержден. Строительные и реставрационные работы поручили одной из первых коммерческих строительных структур - кооперативу «Херсонес», но план не удался - начался распад СССР. Храм достался Украине, и постановлением Кабмина, приуроченным к 2000-летию Рождества Христова, кроме прочего, было решено выделить средства на восстановление Владимирского собора в Херсонесе.

    Воздвижение

    Службы в храме были возобновлены в 1992 году, первое пожертвование от частных лиц пришло от семьи второго президента Украины Л. Кучмы в 1988 году, он же взял под личный надзор проведение всех работ. Активная фаза началась во второй половине 2000 года. При восстановительных работах были применены современные технологии, которые во многом помогли ликвидировать главную проблему храма - неустойчивый свод крыши. В этот раз арки были вылиты из железобетона. Крышу крыли медной черепицей, повторяя византийские традиции оформления.

    После реставрации произошло торжественное воздвижение креста над куполом главного храма. Церемонию и освящение креста проводил митрополит Киевский и Всея Украины Блаженнейший Владимир. В торжествах принимали участие первые лица двух государств - Л. Д. Кучма и В. В. Путин. Чин освящения восстановленного собора святого Владимира был совершен в 2004 году.

    Колокол

    Впервые после 77- летнего перерыва Пасхальная служба в соборе была совершена в мае 2005 года. Событие было отмечено голосом большого берегового колокола. У него тоже есть своя история. Его отлили из трофейного тяжелого оружия времен русско-турецкой войны в 1776 году и установили в монастыре.

    В период Крымской войны захватившие обитель французы, кроме всего награбленного, увезли колокол в Париж. Через много лет его нашли на звоннице собора Парижской Богоматери. В 1913 году, в знак добрых отношений между народами, колокол вернули в Россию, где установили на звонницу Владимирского собора в Херсонесе Таврическом.

    Пока действовал монастырь, он служил не только прихожанам церкви, но и был звуковым маяком для суден в море. Услышав его звон, моряки понимали, что находятся рядом с опасным побережьем, полным острых камней. В 1925 году, при закрытии монастыря, все колокола были сняты, и один из них установили на специальных опорах у берега, где он по прежнему звучал в ненастную погоду. Позднее оказалось, что это тот самый колокол, вылитый в 18 веке.

    На его теле сохранились следы от двух войн, в 60-х годах был снят язык, и колокол лишился своего мощного спасительного голоса. Услышать его звучание можно был только с помощью камешков, что и делала местная ребятня. На бортике колокола и сейчас можно различить старинную надпись, сделанную древнерусской вязью.

    Табличка на одном из поддерживающих пилонов кратко рассказывает его историю от создания до возвращения из Парижа. В Пасхальный праздник возродилась не только обитель, собор, но и колокол, возвестивший о начале новой жизни.