Пон-дю-Гар: самый высокий древнеримский акведук в мире. Пон-дю-Гар: самый высокий древнеримский акведук в мире Билеты в Пон дю Гар

Пон-дю-Гар (Pont du Gard) - древнеримский акведук перекинутый через реку Гардон неподалеку от французского города Ним. Размеры акведука просто потрясают и делают его самым большим акведуком римской империи. Длина моста 275 метров, высота 47 метров. В этик краях мы оказались совершенно случайно. Сайт французских железных дорог (SNCF) почему-то решил что именно в Ниме (Nimes) нам будет удобнее всего произвести пересадку с поезда Париж — Монпелье на поезд Лион — Барселона.

Про акведук мы узнали когда стали интересоваться, чем же можно заняться во время двухчасовой пересадки в Ниме. В итоге мы увеличили время пересадки до 6 часов, арендовали машину и поехали к акведуку. Про акведук мы знали только одно — географические координаты.

Мы планировали подъехать к мосту по небольшой грунтовой дороге и последние 400 метров пройти по лесной тропе. Но не тут то было. На месте выяснилось, что на левом берегу реки Гардон построен целый туристический комплекс с огромной парковкой, лекторием, выставочными павильонами и т.п. Посещение акведука обошлось нам в 18 евро. Самым удачным нам показался «паромный» тариф — машина + 4 человека. Как попасть к акведуку без машины для нас осталось загадкой.

Строительство акведука велось в середина I в. н. э. Строился он без применения скрепляющего раствора (извести) и представлял собой составную часть 50-километрового водопровода, который вёл в Ним из Юзеса. Акведук трёхъярусный: в нижнем ярусе шесть арок, в среднем - одиннадцать, в верхнем - тридцать пять. По мере приближения к берегу ширина арок уменьшается.

Жёлоб для воды. Акведук Пон-дю-Гар.

На правом берегу вода с виадука сразу попадала в тоннель. Чем-то напомнило .

Пон-дю-Гар - настоящая жемчужина Прованса. Этот 2,000-летний древний римский акведук (водопровод) пересекает реку Гардон в южной Франции, недалеко от Авиньона или Нима.

То, что вы видите на фотографии ниже, является только частью акведука - Пон, или "мост" по-французски. Весь акведук первоначально был длиной в 50 км и вёл из Юзеса в Ним. В древние времена акведук использовали для водоснабжения города Нима. Ежедневно Пон-дю-Гар поставлял в Ним ок. 200 миллионов литров воды (вы можете представить, сколько это? я не могу!). Этого было достаточно, чтобы снабдить водой все дома целого города, а также все бани и фонтаны. Длина самого моста - 274 метров, высота - 49 метров.

Постройка акведука была закончена в середине 1-го столетия н.э. Для строительства потребовалось 5 лет (некоторые источники указывают 15), и от 800 до 1,000 рабочих.

Трёхярусный мост насчитывает 6 больших арок на первом ярусе, 11 на втором, и 35 небольших арок на верхнем. Его создательи использовали простую технику укладки арок одну на другую.

Строился акведук без применения извести или скоб, использовались только каменные блоки. Некоторые из них весят до 6 тонн.

Ширина ярусов варьируется от 9 метров в основании моста до 3 метров наверху.

В Средневековье Пон-дю-Гар служил платным мостом, вследствие чего очень износился и частично разрушился.

В 1702 Пон-дю-Гар был впервые восстановлен, его отсутствующие камни замененны и трещины реставрированы.

В 1855-58 гг. Пон-дю-Гар перенёс ещё одну большую реставрацию, когда Наполеон III, преклонявшийся перед всем римским, решил восстановить акведук.

С 1985 г. Пон-дю-Гар включен в список Памятников Всемирного Hаследия ЮНЕСКО.

Рядом с акведуком находится ресторан, который является частью отеля Le Vieux Moulin. Отель когда-то был мельницей, в которой мололи муку.

Отель очень популярен среди туристов, поэтому нужно бронировать задолго наперёд. Это небольшой отель, в котором всего 10 комнат. Попросите дать вам комнату с видом на акведук. Цена номера ор 80 до 120 евро за ночь, в зависимости от сезона.

Имейте в виду, что в отеле нет телевизора (а также интернета). Владельцы отеля считают, что вид Пон-дю-Гара достаточно великолепен и вполне заменяет телевизор.

В то время как отель действительно очарователeн, еда в ресторане несколько простовата. Моя оценка: 3 из 5, главным образом из-за качества и небрежной презентации. Но, конечно, мы не ожидали изысканной кухни в "сельской местности" Провансальса, поэтому вполне довольствовались тем, что было. Мы попробовали филе телятины с фуа-гра, морковным пюре и салатом, и...

Морепродукты и мясо с рисом и салатом (заметьте слева на фото, где салат - не самая привлекательная часть блюда, не так ли?). Цена обеих блюд - по 19 евро.

Но невероятно красивый вид акведука и безмятежная атмосфера вокруг террасы ресторана возместили наши "потери" и вернули нас в хорошее расположение духа.

Рядом с террасой ресторана можно увидеть огромное колесо, примерно 1.2 метра в диаметре, или даже чуть больше. Я думаю, это колесо от древней телеги, которую римляне использовали в строительстве акведука.

Пон-дю-Гар открыт круглый год. Вы можете доехать туда на машине (есть большая парковка) или на автобусе из Нима, Авиньона, или других городов.
Официальный сайт Пон-дю-Гара с полезной информацией:
http://www.pontdugard.fr/page.php?langu e=GB&m=12_1
Веб-сайт отеля Le Vieux Moulin:
http://www.vieuxmoulinpontdugard.co m/en/hotel.html

От виадука – к акведуку:) Именно этим принципом мы руководствовались, когда решили посмотреть на древнеримский Пон-дю-Гар, расположенный не так уж и далеко от .

Неугомонные древние римляне переплюнули тут самих себя, забабахав акведук высотой с современный 16-этажный дом. Перекинутый через реку Гардон, этот гигантский мост был частью 50-километрового водопровода, снабжающего питьевой водой древнейший на нынешней французской территории римский город Ним (Nimes).


Добраться до Pont du Gard довольно легко, на всем пути знаки хорошо расставлены. Существует такой момент: парковки есть на обеих берегах реки, но на левом просто толпы, даже столпотворение из туристических автобусов. На правом же берегу была тишь да гладь, бесплатная стоянка, да приятная тенистая аллея, ведущая к акведуку.



У учёных нет однозначного ответа о времени сооружения этого акведука. Одни считают, что он был построен в 19 году до н.э., другие – что в середине 1-го века н.э. Пон-дю-Гар возведён из каменных блоков, некоторые из которых весят почти 6 тонн, и уложены друг на друга без скрепляющего раствора.


На правом берегу, немного не доходя до самого строения, есть старая каменная лестница, поднявшись по которой до обзорной площадки, можно посмотреть на мост сверху.


Река Гардон (она же Гар или Гард) с высоты выглядит весьма живописно. Протяженностью 133 километра, она заканчивается, впадая в Рону.


Акведук трёхъярусный: в нижнем ярусе шесть арок, в среднем – одиннадцать, в верхнем – тридцать пять. По мере приближения к берегу ширина арок уменьшается.


В древние времена Pont du Gard подсоединялся к водозабору, от которого в пяти направлениях расходились трубы. Транспортировка воды только за счёт силы тяжести была очень эффективна: через акведук проходило 20 000 кубических метров воды в день.

К 9-му веку акведуком перестали пользоваться по назначению, превратив его в обычный мост (проработал каких-то жалких 900 лет:). Для пропуска габаритных транспортных средств часть опор была выдолблена, что создало угрозу обвала всего сооружения. В 1747 г. неподалёку построили современный мост, движение по Пон-дю-Гару постепенно сошло на нет, а сам древний памятник отреставрировали по приказу Наполеона III.


Если вы внимательно посмотрите на свои валютные запасы, то на обратной стороне 5-евровой купюры заметите именно его, акведук Пон-дю-Гар:)

Пон дю Гар (Pont du Gard) — это самый высокий из всех римских акведуков, дошедших до наших дней, и один из и во Франции. Название мосту дано в честь реки, которую он пересекает — Gard . Теперь, правда, она переименована в реку Гардон. Мост расположен в окрестностях города в регионе , в департаменте Гар.

Этот мост был частью 50-метрового водопровода, построенного для транспортировки воды из источников Uzes в город . Полагают, что строительство моста началось в середине 1-го века н.э. при правлении Клавдия или Нерона. Над постройкой Pont du Gard работало около тысячи человек в течении 5 лет. Это самый высокий мост, построенный в период античности.

Это грандиозная постройка длиной 275 метров и высотой 47 метров, построенная из камней без использования извести. Мост состоит из трух ярусов: 6 арок в нижнем ярусе, 11 арок в среднем и 35 арок в верхнем ярусе. Чем ближе к берегу, тем уже становятся арки. Это последний из трехъярусных мостов Древнего Рима, сохранившихся до наших дней.

Акведуки строили под углом, так что вода текла в нужное место под действием гравитации. Благодаря буквально наименьшему наклону в среднем всего 25 см на километр, Пон дю Гар обеспечивал Ниму от 30 000 до 40 000 м3 проточной воды в день, снабжая многочисленные термы, фонтаны, водопроводы в богатых домах.

Акведуком перестали пользоваться спустя почти 500 лет после постройки, вскоре после падения Римского империи, хотя еще многие века служил просто мостом через реку Гар. В середине 18-го века рядом был построен современный мост, а движение через постепенно закрыто. Первая реставрация моста проводилась еще по приказу Наполеона III.

В 1985 году внесли в список .

Посещение Pont du Gard

Для доступа открыт только нижний уровень. Верхние закрыты по соображениям безопасности.

Билеты в Пон дю Гар:

Можно посетить не только мост, но и весь Парк Пон-дю-Гар :

Билет включает все достопримечательности комплекса Пон дю Гар: (Pont du Gard, Museum, Ciné, Ludo, the Mémoires de Garrigue path) :

  • Взрослые: 9.50€/чел
  • Льготный тариф* : 7€/чел
  • Бесплатно до 18 лет
  • Экскурсия с гидом: +6€/чел

Вечерний тариф в июле и августе:

  • Взрослые: 5€
  • Льготный тариф*: 3€
  • Бесплатно до 18 лет

Парколвка включена в стоимость билета и предоставляется исключительно для посетителей (то есть купивших билет).
Цены действительны до 31 декабря 2019.

Билет в парк Пон-дю-Гар включает:

  • ознакомление с Пон-дю-Гар и с элементами акведука,
  • посещение музеографических комплексов: музея, кинотеатра, игротеки, экспозиции, маршрута на открытом воздухе «Память Гариги»,
  • бесплатные культурно-развлекательные мероприятия,
  • доступ к 7 километрам размеченных и ухоженных троп для пеших прогулок,
  • места для пикников,
  • охраняемые парковки…

Вечером, после закрытия площадок, действует единый тариф 10 € с автомобиля (до 5 человек) . Можно приехать полюбоваться подсветкой монумента!

Время работы: ежедневно в течении всего года.

В зимний сезон открыты левый берег и его культурные объекты.

Магазины и культурные площадки открываются в 9 утра, а закрываются:

  • в 19.00 в июне и сентябре
  • в 20.00 в июле и августе
  • в 17.00 с ноября по февраль
  • в 18.00 с марта по май и в октябре

На парковке есть сувенирные магазины, туалеты, кафе, ресторан и даже кинотеатр.

Проезд к Pont du Gard

Расположен между Ремулен (RN 100) и Вер-Пон-дю-Гар (D 81) , в окрестностях нескольких крупных городов Прованса :

  • — 26 км, 30 минут на машине
  • — 26 км, 34 минуты
  • — 38 км, 30 минут на машине
  • — 40 км, 42 минуты
  • — 51 км, 50 минут
  • — 72 км, 1:20.
  • — 83 км, 1 час в пути
  • — 135 км, 1:21.
  • — 136 км, 1:22
  • — 152 км, 1,5 часа.
  • — 152 км, 1,5 часа

На машине

Автомагистраль А9 , съезд 23 на Ремулен (gare de Remoulins — Pont-du-Gard) , направление на Uzes, затем следовать по указателям до правого или левого берега.

Возле моста есть охраняемые , открытые с 7 часов утра до 1 часа ночи*, оплата за которые включена во входной билет стоимостью 18 € с автомобиля .

* Так как парковки закрыты для посетителей между часом ночи и семью часами утра, за каждую оставленную на этот период времени машину взимается фиксированная цена 43 €.

Поскольку у нас еще было время до начала концерта в Оранже, мы решили воспользоваться паузой и осмотреть еще одну достопримечательность в нашем must visit списке - ("Pont Du Gard" - "Мост через реку Гар" в переводе в французского), благо от Оранжа до него чуть менее сорока километров, причем большая часть - по скоростной дороге (всего около получаса).

Пон-дю-Гар один из самых больших простоявших до наших дней римских акведуков, а точнее самый высокий и наиболее сохранившийся после акведука в Сеговии (Испания). Построенный римлянами в I веке Нашей эры (то есть ему сейчас без малого две тысячи лет), он был частью огромной по меркам того времени водопроводной системы, снабжавшей водой крупные города Ним и Юзес на юге Франции. Вода естественным ходом ("под гору") поступала в фонтаны, бани и частные дома в Ниме из источников, находящихся рядом с Юзесом, при этом общая длина водопроводной линии была около пятидесяти километров, причем она не прямая, а вьется вокруг холмов, подходя к Ниму с удобной с технологической точки зрения стороны. Интересно то, что перепад высот между источником в Юзесе и накопительным бассейном в Ниме составляет всего 17 метров (это на протяжении 50 километров!), чего было достаточно, чтобы обеспечить свежей водой Ним с населением в 50 000 человек, причем оценочный объем поставляемой свободным потоком воды составлял около 200 миллионов(!) литров в день (примерно 200 000 кубометров). Сам акведук через реку Гар имеет уклон 1:18 000, т.е. перепад между его верхней и нижней точками составляет всего 2,5 сантиметра при полной длине акведука на этом участке 456 метров . Можете еще раз взглянуть на фотографию огромного акведука через реку. Поражает, как можно было получить расчетный уклон всего в 2,5 сантиметра при строительстве трехуровневого сооружения из огромных глыб и камней с такой длиной и высотой 49 метров над уровнем реки? Безусловно это еще одно чудо инженерной мысли людей, которые пользовались примитивнейшими инструментами для вычислений и контроля строительства, но при этом уже обладали знанием математики на столь высоком уровне, что могли рассчитать эти значения точно еще до начала строительства, и самое главное, могли выдержать заданные параметры при строительстве, не промахнувшись в третьей слева колонне второго уровня и не обнаружив "завал" уже к концу строительства. Кто пытался построить что-нибудь ровное от земли вверх, понимает, о чем я. Причем ведь не только решена инженерная задача - переправить воду свободным потоком с нужной скоростью и пропускной способностью канала через реку и ущелье, но и построенное в итоге сооружение красиво и эстетично с точки зрения архитектуры (строгая симметрия римских сооружений меня всегда впечатляет). Приятно осознавать, что люди уже две тысячи лет назад понимали, что просто построить - это полдела, надо построить красиво, даже если это техническое сооружение глубоко в лесу. К сожалению в наши дни эстетичное зачастую не функционально и годиться лишь для выставки, а функциональное получается неэстетичным. Место строительства - еще один из интересных и впечатляющих моментов. Ведь этот акведук, являющийся лишь элементом водопроводной системы, был построен огромными усилиями и за огромные деньги вдали от Рима (а по тем временам это было очень и очень далеко), чтобы обеспечить развитие провинций современной южной Франции и растущих колониальных городов. Причем по меркам того времени водопроводная система была весьма необязательным атрибутом градостроения (тем более для колоний), похоже только римская цивилизация понимала значимость притока чистой воды и отвода канализационных стоков для роста городов и предотвращения эпидемий среди населения. Однако строительство шло по всей империи (вспомним про строительство мощенных дорог аж до центра Англии на севере и до Евфрата на востоке), государственное мышление во времена расцвета Римской империи не может не впечатлять и сегодня.


Canon EOS 500D + Canon EF-S 10-22 mm f/3.5-4.5 USM + Schneider B+W CPL
1/50 f/5.0 ISO100 16 mm

Глядя на эту фотографию, стоит обратить внимание на размеры фигурок людей в центральной арке.


Видимая над водой часть акведука имеет высоту 49 метров и длину 142 метра в первом уровне, 242 метра на втором уровне и 275 метров на верхнем, третьем уровне. Ширина его также незначительно меняется с высотой: от 6 метров на первом уровне до 4 и 3 метров на втором и третьем уровнях соотвественно. Высота арок 22 метра, 20 метров и 7 метров. В самом акведуке вода шла по каналу размерами 1,8х1,2 метра, проложенному на третьем уровне. Во времена расцвета Римской империи канал регулярно чистили от известковых отложений, которыми богата вода из источников в Юзесе, не давая ему сужаться и засоряться. Когда Римская империя пала под натиском северных племен в конце 4 века Нашей эры, за системой перестали следить и она пришла в упадок.

Большая часть камней (всего около 50 тыс. тонн материала) при строительстве не скреплялась раствором или скобами, а просто были подогнаны при укладке один к одному так, чтобы составлять плотную, устойчивую конструкцию. Такой тип строительства весьма характерен для того времени, однако вопрос о том, как можно подогнать друг к другу огромные тяжелые каменные блоки до сих пор остается открытым, в современном мире опробованы разные технологии, но не одна из них не признана соответствующей технологиям того времени, поскольку все попытки повторения имеют некоторые современные допущения при реализации. Уровень, отвес и набор мерительных жердей разной длины - вот весь инструмент архитектора того времени, а деревянные стрелы, блоки, лебедки, простейшие вороты - доступные грузоподъемные приспособления рабочего, но тем более потрясает результат в привязке к эпохе - первое столетие Нашей эры.

Акведук Пон-дю-Гар не был первым опытом в строительстве таких сооружений у римлян, но тем не менее относится к ранней стадии развития этой технологии строительства, более поздние акведуки (включая другой известный акведук в Сеговии) уже были построены с большим применением цементных растворов и с меньшим количеством поддерживающих арок, что позволял сэкономить на их стоимости за счет уменьшения сложности работ. В ходе строительства акведуку была придана дополнительная внешняя красота за счет резьбы на отдельных блоках и декоративных элементов, а канал для воды был выложен плиткой, герметизирован смолой и зашлифован так, что обеспечить с одной стороны легкий беспрепятственный проход воды, а с другой - предотвратить разрушение самого канала.

Имя архитектора, построившего это инженерное чудо, утонуло в веках, даже вопрос о года строительства долгое время оставался открытым. Сначала строительство акведука относили примерно с 19 году до Нашей эры, но более поздние исследования и раскопки на месте строительства показали, что строительство скорее всего велось между 40 и 60 годами Нашей эры, при императоре Клавдии. Предположительно понадобилось 15 лет и около 800-1000 рабочих, чтобы построить такое сооружение.

После падения Римской империи из-за недостаточного обслуживания акведук начал приходить в упадок, стройная римская система общественного устройства и финансирования сменилась хаосом темного средневековья. Основной канал для воды постепенно забился известковыми отложениями, тиной и зарос растениями, но тем не менее построенная римлянами система исправно снабжала Ним водой еще на протяжении пятисот лет(!), практически до конца девятого века. Всё это время этот район Франции переходил из рук в руки, и заниматься акведуком было просто некому, а местные ждилети начали постепенно разрушать конструкцию и растаскивать обработанные камни для нужд собственного строительства. К 12-13 веку политическая ситуация стабилизировалась и акведук, служивший тогда мостом, был передан в ведение города Юзес. Городские власти были уполномочены королём взимать плану на проезд и проход по мосту, а в обмен на это должны были содержать мост в хорошем состоянии, что и делалось до начала 17 века. Большой урон конструкции акведука был нанесен в 1620 году, когда во время войны с гугенотами одной из сторон пришлось переправлять через него пушки. Для этого были сужены поддерживающие арки второго уровня акведука на треть от оригинальной толщины, что привело к серьёзному перераспределению нагрузки на несущие элементы. Тем не менее мост продолжал стоять, а в 1702 году были проведены восстановительные работы с целью компенсировать нанесенный ранее ущерб. В 1743-47 гг. для движения повозок был пристроен новый мост на уровне первого яруса арок, который стал основным. Позднее, в середине 19 века, крупные реставрационные работы были проведены при Наполеоне III, который был большим поклонником римской архитектуры. Были полностью восстановлены поврежденные и значительно изношенные каменные элементы моста, в нужных местах скреплены раствором, а с обоих сторон пристроены ступени, чтобы пешеходы могли удобно пересекать реку по второму уровню акведука. С тех пор мост находится под постоянным контролем государства, постепенно превратившись из чисто инфраструктурного объекта в исторический и культурный памятник. В 1985 году он был внесен в перечень Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и теперь входит в пятерку самых посещаемых туристических мест Франции.