Бельгия: Собор Антверпенской Богоматери. Бельгия, Антверпен «Собор Антверпенской Богоматери Антверпен собор богоматери

  • Адрес: Groenplaats 21, 2000 Antwerpen, Бельгия
  • Телефон: +32 3 213 99 51
  • Высота: 123 м
  • Открытие: 1521 г.
  • Архитекторы: Питер Аппельманс, Жан Аппельманс
  • Архитектурный стиль: Готическая архитектура
  • Стоимость посещения: 6 евро

Собор Антверпенской Богоматери (Cathedral of Our Lady) – это не просто самая большая готическая церковь в , это храм, символизирующий собой процветание. Интересно, что в этом городе с особым трепетом почитают Деву Марию. К тому же она здесь считается его покровительницей и заступницей.

Что посмотреть в Соборе Антверпенской Богоматери?

Этот храм - культурная жемчужина города, музей, наполненный ценными шедеврами. Это настоящий памятник Средневековья. Его башню высотой почти 124 м видно из любой точки . Собор – самое высокое здание города. Каждый, кто видел его даже краем глаза, моментально соглашается, что это истинное олицетворение архитектуры невероятной красоты. Он расположен на небольшой площади, напротив библиотеки.

Стоит отметить, что первый камень собора Антверпенской Богоматери был заложен в далеком 14 столетии, в 1352 году. А в 1559 году церковь превратилась в могущественный собор. Общий дизайн достопримечательности приписывают архитектору Жану Апельману (Jean Appelmans) также известному как Жан Амель де Булонь (Jean Amel de Boulogne). Хоры и неф были пристроены в период с 1352 по 1411 года. Отдельно хочется упомянуть высоченную башню, строительство которой завершилось в 1518 году. Из двух запланированных башенок, создана была лишь южная. Кстати, восьмиугольную часть башни спроектировал Герман де Вагемакер (Herman de Waghemakere). Внутри нее находится карильон, специальный музыкальный инструмент с 47 колоколами.

Что касается интерьера, то широкий центральный неф обрамлен тремя проходами. Это создает огромное внутренне пространство с 48 колоннами в каждом проходе. В 1566 году и в начале 1581 интерьер здания был частично разрушен кальвинистами. А в 18 столетии французы и вовсе угрожали полностью снести культурное наследие Антверпена. К счастью, им это не удалось сделать, но в период французской оккупации большая часть интерьера все-таки была продана.

Несмотря на этот грабеж, крупные художественные шедевры были сохранены. Так, наиболее значимыми среди них являются три творения великого Рубенса:

  • «Снятие с креста» (1612);
  • «Воздвижение Креста Господня» (1610);
  • триптих «Воскресение Христа» (1612).
Как добраться?

Одна из важнейших находится в 15 минутах ходьбы от главного железнодорожного вокзала города. Мало того, добраться до собора можно, приехав на остановку Groenplaats на трамвае №3 или 5.

Pieter Appelmans ). Содержит ряд значительных работ известнейшего художника в стиле барокко Питера Пауля Рубенса , а также картины таких художников, как Отто ван Веен (англ. Otto van Veen ), Якоб де Бакер (англ. Jacob de Backer ) и Мартин де Вос .

Здание сильно пострадало во время пожаров и 1533 годов , иконоборчества в Западной Европе (Иконоборческое восстание в Нидерландах 1566 года), а также от обстрелов в годы Великой Французской революции . В настоящее время необходима его реставрация. Соборная колокольня-беффруа в числе многих подобных памятников входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО .

В настоящее время Собор Антверпенской Богоматери - главный кафедральный собор Антверпена, один из крупнейших храмов Римско-католической церкви . Собор издавна является символом города, памятником средневековой и готической культуры. Кроме того, это самый высокий Собор Бельгии , имеющий самую высокую церковную башню Бенилюкса (123 метра). Его силуэт виден издалека с любой точки города и давно уже стал неотъемлемой частью городского пейзажа . Церковь Пресвятой Богородицы (тоже, что и Собор Антверпенской Богоматери) носит статус кафедрального Собора с по гг. и с 1961 года по настоящее время.

Колокольня башни Собора является одной из 56 колоколен во Франции и Бельгии, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО ID 943-002. Внутри Собора находятся два бесценных творения фламандской живописи XVII века , также входящих во Всемирное наследие: «Воздвижение Креста » и «Снятие с креста » кисти Рубенса .

Первый камень в основание этой готической церкви заложен в XIV веке и только два века спустя работы завершены. Там, где сейчас стоит кафедральный собор , с до XII века находилась небольшая часовня Божьей Матери , которая приобрела статус приходской церкви в 1124 году . В течение двенадцатого столетия она заменена большой романской церковью (длиной 80 метров и шириной 42 метра) . Только после раскопок, проведённых в 80-х годах прошлого века [ ] , выяснилось, как выглядела церковь-предшественница, однако от прежнего интерьера не осталось почти ничего.

Последние реставрационные работы собора проводились с по 1993 годы . За это время проделана большая работа по сохранению уникальной архитектуры и интерьера здания, в конечном итоге удалось сохранить его неповторимый облик.

Сегодня обслуживание обоих органов ведется двумя перспективными молодыми органистами из Синт-Никласа Петером Ван де Вельде и Этьенном де Мункой.

Крестообразный храм (известный ещё как базиликальный) - тип храма, чей план имеет пересечение-крест в виде поперечного нефа (трансепта) между основным нефом (фр. nef, от лат. navis - корабль ) и хором . Момент соединения корабля (продольный неф) с трансептом называется латинский крест , зачастую увенчанный нервюрным (нервюр от фр. nervure - жилка, ребро, складка ) или звездчатым сводом при пересечение башни и купола.

Основная часть здания построена с 1352 до 1521 годы. В строительстве использован в основном кирпич и белый камень. Крыша и перекрытия делались из прочной древесины, преимущественно из дуба. Первый хор завершен в 1415 году , после этого, одновременно с кораблем и трансептом , заложены основания обеих башен. Полностью главный неф завершен в 1487 году , хотя работы над трансептом все ещё продолжались до 1495 года , после этого на протяжении многих лет южная башня и пересечение оставались незавершёнными. В строительстве собора также принимал участие голландский архитектор Ромбут II Кельдерманс.

Большая часть архитектурных элементов собора выполнены на основе стиля зрелой, пламенеющей «брабантской готики» и представляет собой новый тип в рамках этого стиля. Таким образом, нет круговых колонн с применением коринфской капители , а использованы профилированные пучковые столбы без перерыва между ребрами крещатого свода . Кроме того, опущено отделение дуги между нефами и исключительно широкие проходы и трифориум. Вместо этого есть масверк , находящийся над арками разделения. Собор славится своим впечатляющим фасадом с западной стороны, во многом благодаря элегантной и импозантной Северной башне, которую видно из любой части города.

Антверпенский собор увенчан тремя башнями. Наибольшее впечатление производит грандиозная Северная башня собора, которая, в буквальном смысле слова, упирается в облака. Башню завершает восьмиугольная надстройка с легким, невесомым крестом наверху. Где-то посредине башни сверкает золотой циферблат башенных часов. Северная Башня, имея высоту 123 метра, является самой высокой колокольней в странах Бенилюкса . Она построена на средства города Антверпена и является шедевром поздней готики. Её строительство завершено в 1518 году . В конце XIX века проводились первые восстановительные работы. Колокольня башни насчитывает сорок колоколов и карильон . К колокольне в северную башню ведет однопролетная лестница, насчитывающая 515 шагов, но есть и лестницы, которые доступны только для смотрителей. Башня открыта для посещения ежегодно по средам с апреля до сентября. Экскурсии в башню проводятся под пристальным наблюдением официальных смотрителей башни. Каждый фрагмент её интерьера неприкасаем и должен быть защищен.

Южная башня запланирована той же высоты и симметричной относительно Северной башни. Её строительство финансировалось за счет прихода, но из-за отсутствия денег, оно так и не окончено. Южная башня так и остаётся незавершённой, по сей день она вполовину меньше Северной и её увенчивает невысокий шпиль. Так или иначе, ни одна из двух башен не достигла высоты, указанной в планах.

Над средокрестием возвышается причудливый купол фонарной башни. Башня возвышается над трансептом Собора и её окружает три этажа окон. Назначение этой башни в освещении тёмных просторов огромного здания, в частности центрального нефа и хора .

Антверпенский собор многократно ремонтировался и заново обставлялся, впитывая в себя черты новых эпох. Из оригинального интерьера почти ничего не сохранилось. Во время иконоборческих восстаний времен Реформации пострадала большая часть интерьера. Витражи, статуи, памятники, десятки алтарей, усыпальниц, могил и святынь осквернены и разрушены десятками кальвинистов , навсегда утрачены многие картины и реликвии, от оригинального убранства осталось только изображение Мадонны из мрамора XIV века и несколько старинных фресок, свидетельствующие о поздней готической структуре здания. Позднее Собор восстановлен в стиле барокко и, спустя век, снова достиг былой красоты, только уже в неоготическом стиле . Интерьер церкви множество раз воссоздавался заново и это именно то, что делает её такой особенной: в церковном убранстве переплетены элементы самых разных стилей: готика , барокко , рококо , Братства Святого Причастия . Передняя левая часть собора имеет ряд красивых темных панелей с девятью исповедальнями . Над ними изображены Двенадцать апостолов , сопровождающих двенадцать женских фигур. В купольной части часовни находится картина Божьей Благодати, в честь которой будет названа церковь в Антверпене. Некоторые фрески были восстановлены из первоначальных (до иконоборчества 1566 года), другие полностью заменены. Собор имеет также несколько витражей с религиозными изображениями.

В настоящее время за определённую плату, можно посетить внутренние помещения Собора и все произведения искусства в его интерьере. В центре Антверпена есть также сувенирные магазины, где можно купить путеводители и книги о соборе на нескольких языках (в том числе на русском).

В интерьер Собора входят, как считается, лучшие работы известнейшего фламандского художника Питера Пауля Рубенса: монументальные полотна «Воздвижение Креста Господня», «Успение Пресвятой Девы Марии » и «Воскрешение Христа» - они написаны специально для Антверпенского собора. Особенным драматизмом и экспрессией выделяется полотно «Снятие с креста», составляющее основу одноименного триптиха , написанное Рубенсом в 1612 году после его возвращения из Италии . В задней части главного алтаря находится картина «Смерть Мари», местного мастера Абрахама Матиссена.

Триптих. Дерево, масло; Размеры: 4,60 м х 3,40 м для центральной панели и 4,60 м х 1,50 м для боковых панелей. Композиция написана для главного алтаря древней церкви Св. Вольбурга. Передана собору в 1816 году .

Триптих. Основу составляет монументальное полотно с одноименным названием. Средняя панель закончена в 1612 году, боковые панели добавлены позже. Размеры: средняя панель 4,21 м х 3,11 м, две боковые панели 4,21 м х 1,53 м. Это одна из наиболее известных картин мастера и один из величайших шедевров живописи барокко. Написана по заказу ордена мушкетеров, покровителем которого является Святой Кристофер (его же и изобразил художник на левом краю композиции).

Две эти работы изъяты из Собора и увезены во Францию Наполеоном , но возвращены в храм в XIX веке .

Триптих, меньших габаритов, чем другие. Размеры: центральная панель 1,38×1,98 м и две боковые панели 1,38×0,40 м. По заказу семьи Моретус Плантин (знатных особ Антверпена в то время) в композицию внесена эпитафия Яну и Мартину - двум членам данной семьи. Названные персоны также изображены автором на боковой панели триптиха.

Холст, масло. Размеры: 4,90 х 3, 25 м. Полотно использовано в качестве замены старой алтарной стены, удаленной в 1581 году .

«Смерть Мари» или «Успение Богородицы» (Мария является покровительницей собора). Живопись в задней части церкви за алтарем. Монументальное полотно (5 м х 3,25 м) из серии, посвященной Деве Марии («Успение Пресвятой Девы Марии» Рубенса [над алтарем] и «Успение Богоматери» в куполе [Корнелиус Схют]).

Пять мраморные рельефов выкуплены из аукционного дома Кристис в Лондоне , в то же время в самой провинции Антверпен выкуплены ещё 2 фрагмента. Шестая и последняя часть рельефа возвращена Собору уже в 1996 году .

Собор является одной из важнейшей достопримечательностей города, а также любимым аттракционом для туристов. Ежегодно его посещают около 320 000 человек, но это является крайней необходимостью, поскольку затраты на содержание собора составляют 1,5 млн евро в год, при условии частичной окупаемости за счёт денег, уплаченных туристами за посещение.

Главный кафедральный собор Антверпена, один из крупнейших храмов Римско-католической церкви, памятник средневековой готической культуры. Собор виден из любой точки города и считается символом Антверпена. Это самый высокий собор в Бельгии. Кроме того, он имеет самую высокую церковную башню Бенилюкса (123 метра).

Собор Антверпенской Богоматери был заложен в 1352 году, и хотя первый этап был закончен в 1521 году, строительство собора по сей день считается незавершенным.

Кафедральный собор имеет не только архитектурную ценность. Сейчас в нем хранятся работы таких известных художников, как Питер Рубенс, Отто ван Веен, Якоб де Бакер и Мартин де Вос. В соборе установлено два органа, одному из которых уже 130 лет. Этот орган имеет длину 10 метров и занимает пространство в три этажа. В его состав входят 90 регистров.

Кафедральный собор Богоматери

Кафедральный собор Богоматери, расположенный в бельгийском городе Антверпен, стал главной церковью Антверпенской епископии в 1559 году.

Собор был заложен на месте церкви XII века, построенной в романском стиле, в 1352 году неким мастером Жаном Амелем, который завещал свое дело сыну Петеру. Собор строился медленно, и строительство его было завершено лишь в 1521 году.

Импозантную башню кафедрального собора Богоматери - башню Бенилюкса, видно издалека. Ее верхушка составляет 123 метра. Всего храм украшен тремя башнями. Северная является колокольней с 40 действующими колоколами. Южная и фонарная видны только снаружи.

Во время иконоборчества в XVI веке были уничтожены многие детали интерьера собора: стеклянные окна, картины, реликвии, усыпальницы и десятки алтарей. От оригинального убранства осталось только несколько фресок и изображение Мадонны из мрамора XIV века. Некоторые настенные росписи датируются пятнадцатым веком. Величественная чтимая статуя «Антверпенской Богоматери», стоящая в капелле Девы Марии, относится к шестнадцатому веку. Также в соборе висят 4 произведения знаменитого на весь мир художника Питера Пауля Рубенса

Значительную роль Кафедральный собор Богоматери сыграл в истории мировой музыки, поскольку в этих стенах были сотворены и сыграны произведения многих известных композиторов. В храме установлено два органа, возраст «старшего» составляет более сотни лет, а площадь - три этажа. Второй орган был установлен в 1993 году.

Кафедральный собор Богоматери является не только действующей церковью, но и многогранным музеем, ежегодно привлекающий сотни тысяч туристов со всего мира.


Видео с оргAном я на тьюбик не выгрузил, поэтому показываю только фотографию.

Это главный и самый величественный собор Антверпена. Кроме того, он самый большой и высокий.

ВИКИ:
Максимальная высота: (конструктивная) 123 метра (такая же, как и у Солсберийского собора - древнейшего и крупнейшего собора Великобритании)

Про модное в последние месяцы Солсбери упоминаю не я, а ВИКИ, я никому соль на раны сыпать не собирался.

Вот некоторые сведения из ВИКИ о строительстве Собора:

В 1352 году началось строительство нового собора, которому суждено стать самой большой готической церковью Бельгии, а также крупнейшим готическим костёлом в Нидерландах. Первым строителем храма был мастер Жан Амель из Булони. Зодчий отдал этому сооружению сорок лет жизни, но умер, так и не увидев собор возведённым хотя бы на четверть и завещал своё дело сыну Петеру. Строители один за другим сменяли друг друга - Жан Так, мастер Эврар, Герман ван Вагемакер, его сын Доминик. Собор строился медленно, неторопливо, впитывая в себя черты новых эпох.

В начале сооружение по плану должны были увенчать 2 башни равной высоты, но задуманное не осуществилось. В 1521 году новая церковь Богоматери была готова. Возведение южной башни достигло только третьего яруса. Строительство храма было закончено после почти 170 лет работ, однако собор строился гораздо дольше, чем указано. Строительные работы над зданием велись на протяжении двухсот пятидесяти лет - с 1352 по 1616 годы и по сей день его считают недостроенным.

А вот отзывы уважаемых людей оттуда же:

В начале XVI столетия строительство Собора Антверпенской Богоматери закончено и его величественный силуэт с причудливой башней в стиле пламенеющей готики воцарился над городом. Дивный звон сорока колоколов Антверпенского собора и его высота ошеломляли современников. В своё время Карл V, император Священной Римской империи, поражался великолепием шпиля собора, считая даже, что он должен быть заключен в стеклянной оправе. Наполеон сравнивал шпиль собора с брабантским кружевом.

Знаменитый немецкий художник Альбрехт Дюрер, побывавший в Антверпене как раз в ту пору, когда строительство собора подходило к концу, написал в своем дневнике:

« ...церковь Богоматери в Антверпене чрезвычайно велика, настолько, что там одновременно проводится много служб, и они не сбивают друг друга. И там постоянно происходят роскошные празднования, и приглашают лучших музыкантов, каких только можно достать. В церкви много священных изображений и каменной резьбы, и особенно красива её башня. »

Известная английская писательница Уида, посещавшая Бельгию в середине XIX века, написала роман «Фландрийский пес», ставший позднее культовым произведением. В нём также описан и сам собор. Благодаря роману возрос приток туристов в Антверпен и во многом интерес к Собору.

М. Ю. Герман писал:

« Вряд ли Антверпенский собор выдержал бы сравнение с мужественным изяществом собора Реймсского, с царственным совершенством Нотр-Дам де Пари. Но есть в нем нечто своё, некое угрюмое достоинство, словно здание гордится своей угловатой, лишенной банальности красотою, своей неповторимостью, даже своей затерянностью в чаще домов, что мешает ему открыться людям во весь свой могучий рост.

Как видите, Герман все-таки подпустил шпильку, он вначале назвал два других, с которыми якобы Антверпенская Богоматерь сравнения не выдерживает.
Насчет первого, не знаю, не видел. Но Парижскую Матерь видал, даже жил неделю в квартале от неё. И имею обратное мнение, супротив Антверпенской, Парижская - что плотник супротив столяра.

Ну и как вишенка на торте, сразу четыре вишенки, четыре работы Рубенса.

Из всех соборов, которые я видел в Европе этот показался мне самым интересным, не считая главного католичиеского собора, Собора Святого Петра в Ватикане.
Тот конечно вне конкуренции.

Наконец мои видео этого чуда:

Это видео, в основном с Рубенсом.

А это - без Рубенса.

Адрес: Groenplaats 21, 2000 Antwerpen

Как добраться:

  • железнодорожный вокзал Antwerpen-Centraal находиться в 1,5 км от собора;
  • трамвайная и автобусная остановки Antwerpen Groenplaats расположены в 250 м от собора.

Время работы:

  • понедельник-пятница - с 10:00 до 17:00;
  • суббота - с 10:00 до 15:00;
  • воскресенье и праздники - с 13:00 до 16:00.

Цены:

  • входной билет - 6 EUR;
  • для групп (от 20 человек), студентов и пенсионеров - 4 EUR с человека;
  • для детей до 12 лет - бесплатно.

Дополнительную информацию можно найти на официальном сайте .

Кафедральный собор Богоматери расположен в 300 метрах от Большой площади Антверпена и его величественную башню, высота которой составляет 123 метра можно увидеть практически из любой точки города. Строительство церкви началось в середине 14 века, но закончилось лишь в 20-х годах 16 века. За это время над ее созданием работало 10 архитекторов, в том числе и знаменитый Ромбаут Кельдерманс, который являлся автором многих сооружений на всей территории Бельгии.

Нелегкие времена

На месте собора, с 9 по 12 века стояла скромная базилика Божьей Матери, которая в 1124 году получила статус приходской церкви. Однако с годами приход становился все больше, и места в церкви уже не хватало. Когда приступили к созданию новой церкви, по первоначальному плану ее башни должны были иметь равную высоту. Спустя 170 лет, после окончания строительных работ южная башня оказалась на 2/3 ниже.

В 1533 году церковь была повреждена сильным пожаром и городские власти бросили все средства и силы на ее восстановление. Спустя 26 лет она была признана главной церковью епископства Антверпенского, а позже и кафедральным собором. К сожалению, пожар был не единственным бедствием, которое выпало на долю храма. Во времена движения иконоборцев собор дважды разорялся вандалами.

От часовни до собора

Собор выстроен в стиле поздней брабантской готики, в плане представляя семинефную базилику с трансептом. В 2005 году он был внесен в списки ЮНЕСКО и взят под охрану государством. Из-за восстаний иконоборцев, из оригинального интерьера собора не осталось ничего, кроме мраморного изваяния Богоматери, датированного 14 веком и готических фресок.

Несмотря на это, собор, который одновременно является действующим и музеем, хранит в своих стенах знаменитые полотна Рубенса: «Воскресение Христа», «Воздвижение креста Господня», «Успение пресвятой девы Марии» и другие. Архитектура интерьера сочетает в себе сразу несколько стилей - барокко, неоготика, готика и рококо.

Наверняка, многим будет интересно посетить еще одну из достопримечательностей, которая является единственной в своем роде -