Монголы — воинственные кочевники. Устройство монгольской юрты Монгольская юрта

Мудрые и практичные степняки изобрели удобный и уютный передвижной дом - юрту. Эта верная спутница кочевника и сегодня не только интересный образец материальной культуры, но и удобное жилище. Расскажем, из чего состоит юрта внутри и какие есть их виды.

Казахская юрта внутри

Степь широка и необъятна. Порой кажется, что у нее нет ни конца, ни края. Усталый путник найдет единственное надежное пристанище в степи - юрту, где ему позволят не только отдохнуть, но и обеспечат безопасность, накормят и развлекут песнями.

Из чего состоит юрта внутри? Убранство юрты отображало специфическое представление народа о мироздании. Все предметы интерьера юрты имели символическое и магическое значение. Обустройство такого жилища свидетельствовало о достатке семьи, ее месте в племени.

По большей части современные казахи - обладатели таких кочевнических сооружений - стремятся сохранить аутентичность внутреннего убранства.

Рассмотрим, как выглядит юрта внутри, чтобы составить представление о традициях и обычаях казахов:

  1. Стены юрты укрывали ковры.
  2. Там, где сходится кереге (специальная решетчатая конструкция из секций) и шанырак (навершие), прокладывали полоску ткани, на которой выбиты казахские геометрические орнаменты. Она называется баскур. Те, кто попадает в середину юрты, сразу обращают внимание на эту пеструю и яркую полоску ткани.
  3. На пол клали особые ватные одеяла и паласы (текемет и көрпеше). Для удобства гостей предлагали подушки: жесткие (жержастық) для посетителей незнатного происхождения и подушки, набитые перьями (құсжастық, көпшік), - для почетных гостей.
  4. По краям стояли сундуки, на которых выкладывались горы подушек и одеял.
  5. Справа от входа размещали сундук или разборной шкаф, который выполнял роль буфета. На нем хранили столовые и чайные принадлежности: самовар, табақ - блюдо для мяса, тазы, сосуд с тонким носиком для воды - кумган, чару. Над ним вешали торсуки, где были живительные напитки степняков - кумыс и айран.
  6. Слева от входа на стенах размещали одежду, походные сумки, конную сбрую, охотничье оружие. Здесь же были разные предметы личного характера: украшения, женская одежда, полотенца. Кроме того, слева от входа было отведено место для ловчих птиц.
  7. В центре юрты оборудовали очаг. Здесь на треноге вешали казан, под которым разводили огонь и таким образом готовили пищу. Дым при этом выходил прямо в отверстие шанырак.
  8. Вдоль стен в юртах, как описывали исследователи ХІХ века, стояли деревянные лежаки - кровати. Изредка встречались даже железные. Справа от очага размещали кровать хозяев, а слева - незамужних дочерей, сестер.
  9. С шанырака свисали ленты, кисти - шашак бау. Они олицетворяли звезды и созвездия, отгоняли злых духов и привлекали добрых.

Казахская юрта: виды

Белая юрта в зеленом разнотравье степи - особый символ Казахстана. Туристы в поисках особого единения с природой, стремясь узнать больше о культуре казахов, с удовольствием останавливаются на ночлег в таких экзотических домах кочевников.

Вместе с тем юрта в степи - это еще и современное жилище чабанов и геологов. Казахская юрта - особый тип передвижного жилища. Благодаря конструкции она легко собирается и разбирается, ее просто перевозить по степи на верблюдах или конях. В любой момент юрту можно собрать, чтобы укрыться от палящего солнца или согреться в холодный осенний или зимний день.

Такая конструкция, ее модификации и внутреннее убранство - знаки высокого уровня материальной культуры казахов, их представления о мире и человеке.

Юрты - давнее изобретение кочевников. Их прообразы - крытые повозки, шатры на колесах, которые передвигались по степи, сопровождая переходы кочевников, которые искали новые пастбища, или торговые караваны.

В процессе многолетней эксплуатации таких передвижных домов сформировались определенные виды юрт, которые классифицируются по основному принципу - по предназначению.

Есть такие основные типы юрт:

  1. Жилище. Они строятся по типу кипчакских юрт, которые в отличие от монгольских шатров имели более высокий купол. Он был более устойчивым к снежным заносам, порывам сильного ветра, ураганам и бурям.
  2. Праздничная или парадная (аң үй, аң орда, боз үй, отау үй) - большая юрта, состоящая более чем из 10 решетчатых секций. Она отличалась тем, что в ее оборудовании использовали белоснежный войлок, детали конструкции украшали резьбой и ткаными войлочными ширинками с узорами.
  3. Походная была самой маленькой - на 3–4 секции. Она имела конусообразный вид, который создавали связанные сверху жерди. Внизу их также обязывали веревкой и вкапывали в землю.

Кроме того, есть специальные передвижные сооружения, которые выполняют вспомогательные функции:

  • в юртах-складах хранятся необходимые вещи и припасы;
  • в походных кухнях готовят пищу.

В казахском фольклоре есть такая загадка:

Один ковер ворсистый
К ним в придачу войлок.
Оп! - воскликнул я
И вознесся в небеса,
Покрутил, походил,
Твердь земную утвердил!

В ней представлены космогонические представления о мире, который отождествляется с юртой. Поэтому все ее составляющие имели магическое значение.

Юрта внутри - это воплощение творческого потенциала, тяги к прекрасному, мистических представлений казахов о мире. Все в ней функционально и предназначено для переходов. Это уютное и комфортное жилище, в котором всегда рады гостям.

Монголы стали известны миру как опытные завоеватели и превосходные воины. Кочевой образ жизни для этого народа остается актуальным даже в наши дни. Однако их история, быт, культура настолько богаты, что в рамках одной статьи раскрыть их полноту невозможно. Мы рассмотрим основные моменты становления монгольского народа, важные моменты истории, особенности жизни и традиции.

История

Предки монголов появились еще в незапамятные времена. Археологи относят их появление к раннему палеолиту. Однако становление современного монгольского народа начинается с середины 12 века. Именно тогда в Азии все чаще начинает звучать имя великого завоевателя Чингисхана. Изначально Чингисхан был известен под именем Тэмуджин, а Великим Правителем его нарекли ближе к середине 13 века.
Завоевать обширные территории монголам помогли реформы, проведенные Тэмуджином. Он был не просто прекрасным воином, но и военачальником, издавшим свод законов, регламентировавший призыв в армию. Ему принадлежит и реорганизация войск. Реформы привели к созданию мощной армии, сумевшей покорить Китай, свергнув династию Цзинь. Следом монголы начали покорять Русь.
Монгольские завоевания коснулись не только Руси и Китая. Войска дошли до Европы, вторглись в Иран. Женщин монгольские воины не щадили, мужчины же могли выбирать между гибелью или присягой на верность правителю. В результате свое влияние монгольская армия распространила на территории Персии, современных Кореи и Вьетнама, а также Индии и Палестины. Однако уже к концу 14 столетия разрозненность и борьба ханов привели к упадку монгольской империи. Разрозненность усугублялась, даже несмотря на старания потомков Чингисхана объединить страну.
К 18 веку умирает последний потомок Чингисхана и начинается борьба за правление страной. Китайская династия Цин, воспользовавшаяся моментом, вводит войска для полного уничтожения великого государства.
В истории современной Монголии произошло несколько революций, связанных с появлением СССР. Преимущественно они носили мирный характер.

Жизнь

Современные монголы в основном живут в юртах. Жители столицы обосновались в многоквартирных домах. Многие до сих пор используют в качестве основного транспорта лошадей. В целом страна остается неразвитой, существует незаконная добыча полезных ископаемых, недавно наблюдавшийся рост ВВП резко снизился.
Значительных перспектив к развитию Монголия не имеет. Это связано с большой территорией и низкой плотностью населения. Из 3,5 миллионов в столице проживает примерно половина населения, при этом отсутствие как таковых технологий не позволяет стране занять значимое положение в мировом сообществе.

Традиции


Обычаи в Монголии чтут строго. Значимость истории перекрывает влияние коммунизма - монголы живут старыми традициями, допуская лишь буддизм, как замену шаманизму.
Однако культ огня, присущий шаманам, до сих пор играет важную роль. В каждой юрте поддерживается очаг, за которым нужно следить. Строго запрещается касаться огня острыми предметами, тушить пламя водой, кидать в него грязные вещи или мусор. Все это может оскорбить богиню Ут. Огонь используется для многих ритуалов, например, очищения. Он предполагает проход мимо 2 горящих костров. Подобные обряды используют не только в Монголии, но и в Сибири. Считается, что пламя избавляет от дурных намерений.
Гостеприимство у монгольского народа имеет тысячелетние корни. В юрте гостя принимают, угощая чаем. Его подает хозяйка в маленькой пиале, обязательно двумя руками. Принимать чай нужно тоже двумя руками. Во время трапезы действует правило «правой руки», которое обязывает брать и передавать каждое блюдо правой рукой. Вот еще ряд фактов об обычаях и традициях монголов:

  1. Запрещается ругаться при родителя, показывать злость, бросать косые взгляды.
  2. Сын обязан беречь имя отца.
  3. Перед пожилыми людьми нельзя переходить дорогу - это равносильно оскорблению.
  4. Ладони хранят священную тайну, связанную с судьбой. Поэтому их нельзя показывать незнакомцам.
  5. Растения и цветы необходимо беречь, без нужды не срывать.
  6. Источник с водой оскверняет мытье грязных вещей.
  7. Брать огонь из рук постороннего опасно, как и приносить его в чужую юрту.
  8. Запрещено ступать на золу. В ней может жить дух умершего.
  9. Острые предметы и ножи дарить не принято.
  10. Ставят юрту только там, где не было до этого других юрт.
  11. Главные подарки обычно вручают после ухода. Остальные преподносят в ходе встречи.
  12. Затмение воспринимается с особым трепетом. Лунное или солнечное - неважно. Монголу запрещается в это время спать, есть и пить. Даже отдых лежа запрещен.
  13. Нельзя проливать вино или кумыс, иначе это навлечет беду на дом или скот.
  14. Женщинам запрещено расчесывать волосы в присутствии мужчин.

Жилище


Монголы - кочевой народ. Юрты для них стали идеальным жильем. Ведь его можно идеально развернуть или сложить. Для этого потребуется всего один час. Традиционным материалом изготовления юрты служит войлок. Основными элементами юрты являются каркас и покрытие. Вход закрывали стеганым войлоком, сейчас чаще используют двустворчатую дверь. Окна делали редко, позволяя свету проникать через центр кровли.

Юрты имеют различное назначение. Предназначенные для жилья располагают простым убранством, чтобы их можно было быстро собрать. Гостевые юрты очень нарядны. Двери юрты всегда обращены к югу, чтобы можно было легко определить время суток. Солнечный луч проникал через центр кровли и далее скользил по периметру, таким образом создавая подобие солнечных часов. Существует ряд обычаев, которые необходимо соблюдать при посещении юрты. К нежелательным действиям относятся:

  • Посещение юрты без спроса;
  • Близкий подъезд к юрте на автомобиле;
  • Разговор через порог;
  • Посещение юрты с оружием;
  • Бесшумный вход - так могли делать только грабители;
  • Заходить в юрту во время родов;
  • Забирать из юрты молоко или огонь;
  • Громко свистеть - значит, вызывать злых духов.

Еда


Кухня монгольского народа характеризуется блюдами, свойственными для кочевников. Доминируют мясные, молочные и мучные блюда.
Самым популярным блюдом являются позы. Это сытные пельмени, в состав которых входит начинка из баранины. К ним подаются различные специи, которыми можно разнообразить вкус каждого пельменя.
Цуйван - блюдо, аналог которого можно встретить в тайской, китайской, корейской и японских кухнях. Представляет собой жареную лапшу с бараниной.
Специфическим и довольно жирным десертом являются сливки урум. Они готовятся из топленого молока. Вообще, молочные продукты Монголии отличаются повышенной жирностью. Кобылье молоко кумыс и масло из бычьего молока - яркие тому примеры.

Одежда


Мужчины и женщины традиционно носили халат дэли. В качестве пояса используется кушак, имеющий длину 7 метров. Такой пояс необходим для утепления поясницы. Он защищал кочевника от холодного воздуха.
Дэли до сих пор носят в качестве повседневного и праздничного наряда. В общей сложности насчитывается свыше 400 видов этой одежды. Во время правления Чингисхана существовал строгий регламент дэли. Так, мужские и женские халаты не отличались друг от друга. Повседневный вариант шился из хлопка, а праздничный - из шелка. В качестве утеплителя на зиму использовали мех. Интересно, что в верхнюю часть клали вещи. При этом даже в случае быстрой скачки они не могли выпасть, так как пояс надежно фиксировал халат. Все в дэли продумано до мелочей. Длина позволяет закрывать ноги, а высокий воротник - горло. Поэтому даже в сильные морозы при быстрой езде человек на замерзал. Пояс не только согревал поясницу, но и уберегал от воспаления легких. Благодаря такому халату можно быто даже ночевать без юрты. На нижнюю часть ложились, а верхней укрывались.
Раньше большое значение придавали цветам. Так, красный цвет символизировал удачу. Сейчас ярким предпочитают нейтральные цвета. Женщины выбирают бежевый, темно-синий или коричневый. Мужчины носят черный, темно-коричневый. Повседневный вариант халата шили из сатина, бархата или парчи. Праздничный - из атласа. Есть особый летний фасон, который шьется без рукавов. Преимущественно используют шелковую ткань.
Головные уборы имеют разнообразную форму. В основном для них использовался мех, например, из овечьей шерсти или лисицы. Еще один примечательный предмет гардероба - хадак, который мог быть расшит узорами, в том числе в виде людей. Хадак считается одним из лучших подарков для монгола. В зависимости от цветов платок мог символизировать разные пожелания. Например, синий означает спокойствие. Его преподносили в дар богам. Зеленый символизировал урожай, а красный - пламя, ассоциирующееся с домашним очагом. Желтый защищает от злых духов, помогает в работе и учебе. Большую популярность желтый хадак имеет у буддистов. Белый символизирует материнское молоко и связывается с мудростью Будды. Наконец, реже всего используют черный хадак, который призван отогнать порчу.
Напоследок отметим обувь. Монголы используют в качестве обуви гутулы. Их отличают загнутые носки и толстая подошва. Утеплителем служит войлок. Такие сапоги очень удобны при верховой езде, хотя сейчас они уже не пользуются былой популярностью.

Итак, мы многое узнали о монголах. От прочих народов они отличаются самобытностью и большой значимостью старых обычаев в жизни общества. Сумев покорить обширные территории, начиная от Китая и заканчивая Европой, монголы были сражены междоусобицами и окрепшей китайской армией. Сейчас страна переживает очень сложные времена, а ее экономика только начала зарождаться. Однако прирост населения и активное строительство в столице напрямую указывают на то, что развитие у Монголии все-таки есть.


Кочевые народы Ближнего Востока и Средней Азии еще с древних времен селились в юртах. Переносные жилища, которые можно было собрать и разобрать, как нельзя лучше подходили их образу жизни. Для жителей степи юрты становились не просто домом, они приобретали сакральный смысл. А убранство переносных домов является наглядным примером народно-прикладного искусства кочевников.




Само слово «юрта» в переводе с турецкого означает «народ». В кыргызской этимологии «ата-журт» буквально можно перевести как «отцовский дом». У других кочевых азиатских народов это слово означает примерно то же самое.





Многие задаются вопросом, почему форма юрты всегда круглая. Ученые пытаются найти ответ в верованиях кочевых людей. Круг имеет сакральное значение, а возведение юрты олицетворяет собой модель сотворения мира у древних народов: ковер на полу – это трава на земле, купол символизирует собой небо, шанырак (деревянный обод c выпуклой решёткой внутри, расположенный в центре купола) – солнце, а раздвижные стенки (кереге) – это стороны света.

Но если обратиться к практической точке зрения, то выбор круглой формы юрты обусловлен местом, где она установлена. В степи всегда дуют ветра, а жилище подобной обтекаемой формы может выстоять при любом урагане.





Любопытно, но установка юрты – это женское занятие. Мужчины лишь принимали участие в поднимании тяжелого обода. У опытных хозяек возведение жилища занимало около месяца, и простоять оно могло не один десяток лет.





Если снаружи юрты разных народов очень похожи между собой, то по внутреннему интерьеру и убранству можно было сразу определись, к какому народу принадлежало жилище.

Внутренний декор юрт состоял из бархатного или шелкового покрова (у богатых семей), стены и пол покрывали коврами из войлока. Помимо практического назначения (утепления дома), ковры с замысловатыми орнаментами превращали юрту в эдакую пеструю ковровую галерею.



Внутреннее устройство казахской юрты
1. Шанырак
2. Жерди купола
3. Тканые ленты для скрепления остова
4. Решетчатый остов юрты
5. Сундук
6. Покрытие стен юрты из войлока
7. тканый ковер
8. Войлочный ковер
9. Войлочный ковер
10. Домашний очаг
11. Деревянная кровать
12. Настенный ковер
13. Дверь
14. Войлочное полотно, закрывающее шанырак
15. Ленты, удерживающие войлочное покрытие
16. Войлочное покрытие купола



У кыргызов рядом с основным жилищем устанавливалась юрта поменьше. Там хранились запасы еды. Если зажиточные мужчины имели две или три жены, то у каждой из них была отдельная юрта. Для гостей устанавливали временные жилища.





Начиная с XIX века, кочевые народы стали переходить к оседлому образу жизни. На сегодняшний день юрты можно увидеть в Казахстане, Кыргызстане, на Алтае. Ими пользуются скотоводы. В Монголии юрты используют в качестве дач на летний период, т. к. внутри них микроклимат гораздо комфортнее, нежели в кирпичных домах. Помимо этого, в юртах стали размещать отели и рестораны. Туристы с удовольствием селятся в юртах, чтобы почувствовать колорит кочевой жизни.



Народы Средней Азии не забывают о своих традициях и истоках. Именно с этой целью в Кыргызстане устраиваются Эти соревнования отличаются самобытностью и неповторимостью.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Монголия – как много в этом слове. Воображение сразу же рисует картину: простирается бескрайняя степь, слышится топот копыт, а вдалеке виднеется уютный круглый домик, из которого вверх бежит струйка дыма. Эта статья расскажет про устройство монгольской юрты – как она выглядит, из чего изготавливается, как расставляется мебель и утварь.

Также вы узнаете, где находится мужская часть, а где – женская, когда наступает час тигра, как определить время в юрте без часов и как оказаться желанным гостем, почувствовав на себе радушие монголов.

Что такое монгольская юрта и как она выглядит

Великие путешественники истории – выходцы из Европы, такие как Марко Поло, Вильгельм де Рубрук, в своих поездках через Монголию встречались с целыми кочующими городами и бесконечно ими поражались.

Рубрук вспоминал:

«Дом, в котором они спят, они ставят на колеса, стенами его служат плетеные прутья, сходящиеся кверху в виде маленького колеса, из которого поднимается ввысь шейка, наподобие печной трубы

В это трудно поверить, но даже сейчас, в эпоху интернета, трансатлантических корпораций и квартир в высоченных многоэтажках, большинство населения Монголии живет в юртах. Жители Улан-Батора – современного мегаполиса – и те испытывают непоколебимую любовь к юртам, и поэтому даже в городах есть целые кварталы, где люди живут в этих компактных домиках.

Сельские жители же который век живут по неизменным традициям. Они, гонимые погодой и состоянием пастбищ, с весны до осени кочуют с места на место. Иногда приходится перебираться по несколько раз в месяц.

Но это не составляет для них труда, ведь два человека могут с легкостью разобрать и так же легко и быстро собрать юрту или, как они сами ее называют, гэр. Эта конструкция может поместиться на двух верблюдах, а мебель и весь остальной скарб – на повозке, запряженной быком.

Своей прочностью и одновременной легкостью гэр обязан материалам, из которых изготавливается: дереву для каркаса, войлоку и коже. Деревянный каркас состоит из нескольких решетчатых стен — хан. От количества этих стен зависят размеры юрты.

Их может быть 6 или 8 – тогда это гэр среднего размера. А если стен 12, то это большой гэр, который, скорее всего, принадлежит зажиточному хозяину.

Наверху, в центре, устанавливается дымовое отверстие – тооно. Через него выходит наружу дым и проходит солнечный свет, ведь окон нет. Тооно соединяется со стенами специальными жердочками – уни. В итоге получается крыша в виде конуса.


Весь каркас сверху накрывают полотнами из войлока: летом – в один слой, зимой – в два – после чего обматывают веревками из кожи или конского волоса. Это делается для устойчивости конструкции, которая постоянно подвергается набегам порывистых степных ветров.

Юрта: взгляд изнутри

Монгольские гэры поддаются одной простой закономерности: их вход всегда находится на юге. Это делается не из-за каких-то древних суеверий, а из соображений практичности.

Дело в том, что вплоть до начала XX монголы не использовали наручные часы или будильники. Для них дом – это универсальные солнечные часы. Благодаря стенам особенного строения всегда можно было безошибочно определить время.

Самое почетное место внутри юрты – это север, прямо напротив входа. Здесь стоит алтарь с самым драгоценным: скульптуры богов из позолоты, серебра или меди, их изображения, лампады и другая религиозная атрибутика. Здесь же принимают самых важных гостей.


Западная сторона, которая находится слева от двери, традиционно считается мужской. Здесь располагается кровать хозяина дома и его жены, а также предметы, необходимые для истинно мужских занятий: снаряжение для охоты, седла, упряжки для скота, бурдюки для кумыса.

Справа от двери, на востоке, – женская сторона. Тут стоит кровать старшей незамужней женщины в семье (это может быть сестра или дочь главы семейства), около входа – мебель с кухонной утварью, посудой, ведрами, едой и другими вещами, которые использует женщина в домашнем хозяйстве.

Самое уютное и теплое во всех смыслах слова место в – в центре. Здесь находится очаг, печь, вокруг которого собираются все члены семьи. Он для всех имеет сакральный смысл, а три больших камня, которые составляют его первоочередную основу кочуют вместе с хозяевами и устанавливаются первыми при каждом перемещении.


Кроме этого, в юрте гармонично расставляют остальные кровати, шкафы, буфет, умывальник, сундуки, столы. На пол стелются ковры из войлока, специальные коврики или низкие стулья для сидения, а все внутреннее убранство пестрит необычными деталями, которые присущи именно монгольскому жилищу.

Изделия из шерсти и яркой ткани, вышивка, оригинальные орнаменты, плетеные вещицы – все это часто хозяйка делала своими руками, чем привносила неповторимый уют и самобытность в дом.

Обеспеченные люди могут иметь не один гэр. Рядом с домом хозяина могут находиться юрты, например, для гостей или новобрачных. Их жилища отличались безупречным белым войлочным покрытием, пышным внутренним убранством, богатыми коврами, более изящной посудой.

Интересно, что монголы с особенной трепетной любовью относятся к животным, настоящим и мифическим. Они даже определенные часы и соответствующие им стороны света, а значит – юрты, называют в честь животных.

Настал час зайца – восточная сторона (6 утра), а, значит, пора выгонять скот на пастбище. Его сменил дракон (8 утра), и время вскипятить молоко и начинать уборку. И так целый день, пока не придет время курицы (18 часов) – момент дойки, после которого можно было отдохнуть до следующего часа тигра (4 утра).


В гости к монголам: как правильно себя вести

Монголы – удивительно приветливый и гостеприимный народ. Они, услышав даже неожиданных гостей, готовы бросить все дела и сломя голову кинуться им навстречу. Но если вы споткнетесь о порог, все радушие хозяев мигом пропадет – издревле считалось, что это удел человека с плохими намерениями.

И это не пережитки прошлого, некоторые правила стоит помнить даже сейчас, когда собираешься войти в монгольскую юрту:

  • Оружие нужно оставлять за порогом, а нож доставать из ножен.
  • Прикоснуться к притолоке двери правой рукой – показатель благих намерений.
  • Не принято входить не просто без спроса хозяев, а даже тихо, неслышно – обязательно стоит известить их о своем приходе.
  • Порог – важная часть. Через него нельзя здороваться, разговаривать, на него нельзя наступать, там нельзя сидеть. Сначала нужно просунуть голову, а потом переступить через порог.
  • Не следует заносить пустую посуду, предметы для работы на земле и вообще какую-то поклажу.
  • Нельзя выносить или давать кому-то огонь из очага или молоко – считается, что так может уйти счастье.
  • Так же, как и в русском суеверии, запрещается свистеть в доме – это действует как призыв демонов и прочих нечистых сил.
  • Не стоит делать фото без разрешения хозяев.

Даже если какие-то правила поведения гостей могут показаться бессмысленными, смешными или нелепыми, стоит чтить традиции другой нации, уважать ее культуру – ведь именно в этом заключается взаимопонимание и дружба народов.

Заключение

Для монголов юрта – это их маленький мир. Тут они рождаются и умирают, тут есть мужское и женское начало, тут тигр начинает, а курица заканчивает их день, тут они принимают гостей и делят горести и радости с родными возле семейного очага.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Поддержите блог — присоединяйтесь к нам в социальных сетях, и будем искать истину вместе.

Юрта (гэр) – традиционное монгольское жилище. До народной революции в Монголии (1921-1924) в юртах жила основная часть населения. И сейчас юрты широко распространены, особенно среди сельских жителей. Ведь монголы всегда были скотоводами-кочевниками и остаются ими до сих пор. Многие из них живут в юртах, не относясь к какому-либо населенному пункту и не имея прописки. Однако юрты также распространены и в городах и даже в столице Улан-Баторе.


Устройство монгольской юрты

Войлочная юрта идеально подходит для кочевой жизни. Ее можно свернуть примерно за час и перевести с помощью простого транспорта на новое место. Разворачивается юрта также быстро.

Состоит юрта из деревянного остова и войлочного покрытия (иногда в два слоя), поверх которого может быть намотана ткань для защиты войлока от дождя и снега. Юрта может иметь подпорки внутри, а вся ее конструкция стягивается вокруг поясами, которые закрепляются по бокам двери.


Раньше вход делали из стеганного войлока, сейчас в основном используют двери. В зимнее холодное время к входу могут пристроить теплый деревянный тамбур. Окон в юрте нет, свет в жилище попадает через круглое отверстие в центре кровли (тоно) и через открытую дверь в летний период.

Традиционно вход в юрту обращен на юг. С помощью солнечного луча, проникающего в дверь, монголы определяли время. Сейчас за этой традицией следят мало, главное, чтобы вход был удобно расположен для семьи.


В юрте нет ничего лишнего, всё имеет строгое предназначение. Площадь юрты используют очень экономично и рационально.

В центре юрты находится печь. Благодаря круглой форме, тепло распространяется по жилищу равномерно.

Восточная часть юрты считается женской, а западная – мужской. В женской части храниться посуда и сундуки с тканью, одеждой и украшениями, а в мужской инструменты, седла и охотничий инвентарь.


Обычаи и правила поведения в монгольской юрте

  1. Нельзя заходить в юрту без приглашения хозяев
  2. Не входите в юрту тихо. Необходимо подать голос, чтобы оповестить хозяев
  3. Не принято здороваться через порог
  4. Порог юрты - это символ благосостояния семьи. На него нельзя наступать и садиться
  5. Не свистите в юрте, это сигнал, вызывающий злых духов
  6. Нельзя отдавать огонь очага в другую юрту
  7. Не входите в юрту с пустой посудой или лопатой. По монгольским приметам пустая посуда - к несчастью, а лопата – к покойнику
  8. При застолье гостям нельзя меняться местами

Самая большая монгольская юрта в мире

Самая большая юрта, построенная по монгольским технологиям, находится в туристическом комплексе «Ставка Чингисхана». Владеют этим комплексом прямые потомки великого завоевателя.