Почему в самолете томатный сок особенно вкусный. Почему самый вкусный томатный сок можно попробовать только в самолете. Звук и вкусовые рецепторы

Портал sntat.ru пообщался с пилотом лайнера, выполняющего чартерные полеты на курорты, и узнали, почему самолетная еда кажется вкуснее и для чего капитан сообщает, что за бортом -60 градусов.

Собеседник sntat.ru пожелал остаться неизвестным, зато ответил на самые «заковыристые» и наивные вопросы, которые возникают у пассажиров.

Почему томатный сок и самолетная еда такая вкусная?

– Я, честно говоря, другого мнения. Самолетная еда вообще не вкусная, хотя может она просто нам надоела. На счет томатного сока согласен. Не знаю почему, но действительно пассажиры только его и пьют. Это самый популярный напиток на борту, хотя в жизни, насколько я знаю, его мало покупают.

Экипаж ест то же самое, что и пассажиры?

– Еда для экипажа немного отличается – у нас ассортимент больше, особенно холодных закусок. Так как в правилах прописано, что кабинный экипаж не может есть одно и то же блюдо. Чтобы не дай бог, если что-то некачественное попадется, с нами обоими что-нибудь не случилось. Поэтому, если один ест рис с курицей, то другой мясо с гречкой. Кто что будет есть, решает командир экипажа.

Почему упаковки с печеньками или соком в самолете надуваются?

– Это разность давления. На высоте оно ниже, поэтому самолет накачивают воздухом, как шарик, чтобы создать для пассажиров благоприятные условия, приближенные к земным. Кстати, за счет давления сам фюзеляж самолета прибавляет в полете до 1 метра в объеме. На здорового человека разность давления не влияет, если он не часто летает. А так, да, вредно, не зря же летчикам и бортпроводникам пенсию раньше дают.

Предупреждения вроде «уважаемые пассажиры, наш самолет готовится к снижению, просим вас пристегнуть ремни…» пилот говорит живьем или это запись, как в трамваях «будьте осторожны, двери закрываются»?

– Все что идет из кабины самолета – произносит пилот, это не запись. В записи может быть речь бортпроводника при демонстрации аварийно-спасательного оборудования.

Зачем пилот сообщает пассажирам, что самолет летит на высоте 10 тысяч метров, скорость 850 километров в час, а температура за бортом -50 градусов? Вы так нас «троллите»?

– Почему? Это для общего развития. Это же правда, не шутка! Вообще все от командира зависит. Один весь полет молчит, а другой включил автопилот, взял микрофон и болтает, где пролетаем, какая высота, скорость…

Если всю работу выполняет автопилот, то чем живые пилоты занимаются?

– У экипажа есть работа – за трассой следить, за параметрами механизмов. Такого что сели и в домино играем – нет. Один может отдохнуть, но второй обязательно работает. Каждые 5-15 минут с диспетчерами связываемся, иногда каждые 2 минуты.

О чем пилоты разговаривают с диспетчерами?

– С диспетчерами только о работе. А так бывает, если слышишь борт, который с этим же диспетчером работает и пилот твой знакомый, то можно поприветствовать. Но обычно диспетчеры не разрешают болтать на посторонние темы. А так пилот имеет связь, как с диспетчером, так и с соседними бортами. Иногда диспетчер просит «свяжитесь с таким-то экипажем, они меня не слышат».

А на каком языке пилот общается с диспетчером?

– Если территория России, то на русском. Летим, например, рейсом «Казань-Анталия», Ростов пролетаем, и диспетчер говорит: «переходите на такую-то частоту» и передает нас диспетчеру Турции, с ним уже на английском. В Армении иногда идут на встречу – на русском разговаривают.

Какое самое безопасное место в самолете?

– Самое безопасное место в самолете в любой его части. Мы же не можем предугадать, мол, сегодня я выйду на улицу и подверну правую ногу, а не левую. Бытует мнение, что в хвосте безопаснее, якобы, если хвост отломится при ударе, то больше шансов выжить… Кто это придумал, я не знаю, это бред какой-то.

Почему сейчас в самолетах не разложены в каждый кармашек пакеты и не раздают леденцы. Людей перестало тошнить?

– Пакеты должны быть загружены на борт. Есть определенный минимум на 100 пассажиров, у каждой авиакомпании он свой. То же самое с леденцами. То, что в современных самолетах с более совершенной регуляцией давления не тошнит – сомневаюсь. Думаю, что это больше зависит от вестибулярного аппарата человека, кого-то укачивает, кого-то нет.

Почему при взлете и посадке просят открыть иллюминаторы?

– Это международные правила. Самый опасный момент – это взлет и посадка. В это время все должны быть максимально сосредоточенными. Пассажир тоже должен оценивать обстановку за бортом, чтобы, если увидит что-то необычное, сообщить бортпроводнику. Пилот и бортпроводники же могут не видеть все.

– Может случиться все что угодно – порыв ветра или воздушная яма, в «болтанке» может сильно подбросить. Если это случится, то пристегнутому пассажиру повезет больше. У пилотов поясной ремень всегда пристегнут, на время полета мы отстегиваем только плечевые ремни.

Почему все стюардессы такие красивые?

– Может быть из-за формы. Бортпроводник это же лицо компании, он должен быть красивым. Вообще у каждой авиакомпании свои требования к сотрудникам. Многие зарубежные компании, считают, что красота не главное, они вообще не берут на работу бортпроводников моложе 35 лет. Бортпроводник – это тяжелая работа, случись что, все на плечи этих девчонок ложится. Даже дверь закрыть, которая 150 килограммов весит и то тяжело.

Когда пилоты – пассажиры, они боятся летать?

– Нет. Зачем боятся? Самолет придумали, чтобы он летал, а не падал. Конечно, когда ты в пассажирском кресле другие ощущения. Начинаешь оценивать: «почему пилот сделал так, а не иначе…». Но сложно какой-то анализ проводить, будучи пассажиром я не могу определить, например, скорость с которой взлетает самолет.

Что экипаж везет с собой в чемоданах?

– Личные вещи. Если командировка на один день, например, утром вылетаешь в Хургаду и вечером возвращаешься, тогда, конечно, смысла нет чемоданы брать. А если на неделю: сегодня из Казани в Анталью, там заселился в гостиницу, на следующий день летишь в Белгород, оттуда снова в Анталью, отдохнул, снова собрал чемодан и в Самару, из Самары в Шарм-Эль-Шейх и так далее, то, конечно, запас личных вещей нужен. Каждый день залезаешь в интернет, смотришь свое расписание, на сколько дней улетаешь.

Почему пассажиры не видят капитана корабля? Вам запрещают смотреть в глаза пассажирам?

– Экипаж заходит в самолет заранее, проверяет все ли готово к полету. Кабина пилота может быть открыта, только когда нет пассажиров. Как только заходит первый пассажир, дверь блокируется и уже никто не может попасть внутрь. Выйти из кабины пилот имеет право только в туалет, но в это время бортпроводник должен зайти в кабину. В кабине всегда должно быть два человека.

Часто экипаж принимает роды в самолете?

– У меня таких случает не было. Если кому-то становится плохо, бортпроводники докладывают пилоту, мы по громкой связи спрашиваем «есть ли среди пассажиров медик?». Если медик говорит, что дело серьезное, то принимаем решение садиться в ближайшем аэропорту.

А если на борту дебошир?

– Сейчас пьяных пассажиров стало меньше, но на чартерных рейсах часто «олинклюзив» начинается уже в самолете. Если проводник замечает пассажира навеселе до вылета, то проблем нет, докладывает командиру, командир советуется: «ну, как думаешь, стоит брать его или нет?», если проводник считает, что пассажир не опасен, то взлетаем, если нет – высаживаем в две секунды.

При посадке пассажиры аплодируют пилотам или просто от счастья, что долетели живыми?

– Я думаю, что для большинства перелет – это стресс и пассажиры так проявляют радость, что долетели. Аплодисментов пилоты не слышат, к тому же при взлете и посадке мы другими делами заняты. Иногда по прилету бортпроводники докладывают, что сегодня «так хлопали, так хлопали».

Какой самолет самый лучший?

– Самый лучший – это тот, в котором сам лечу. Все современные самолеты, наши или импортные на одном уровне.

Многие пассажиры часто задаются вопросом, почему им так нравится пить томатный сок во время полета. На помощь обычным обывателям пришли учёные из Американской психологической ассоциации, которым удалось раскрыть тайну этого маленького феномена.

При выборе напитка на борту авиалайнера очень многие пассажиры предпочтут выпить стаканчик томатного сока. Интересным здесь является и тот факт, что часто подобный выбор делают люди, которые не пьют этот напиток годами. Но в самолете томатный сок пользуется особым расположением у пассажиров, потому что он действительно вкуснее, чем дома. Кто-то уверен, что дело в самом соке, который изготавливается для авиакомпаний особым образом, с применением каких-то хитростей. Но вот ученым из Американской психологической ассоциации удалось выяснить, что дело вовсе не в секретных рецептах, а среде, в которую мы попадаем во время полета. Постоянный шум и сухость воздуха изменяет ощущения вкусовых и обонятельных рецепторов. В результате чего, человек неосознанно начинает отдавать предпочтение вкусу умами. Умами (вкус глутаминовой кислоты) - один из 5-ти вкусов, которые способен ощутить человек, помимо соленого, кислого, сладкого и горького. Но и это еще не все, дело в том, что на борту самолета давление всегда понижено, это приводит к притуплению соленого вкуса на 30%, а томатный сок производители обычно щедро солят.

Томатный сок как раз и обладает выраженным вкусом умами. Поэтому его заказывают намного чаще, чем яблочный или апельсиновый. Кроме того, томатный сок отлично утоляет чувство голода, обладая более плотной текстурой, чем его фруктовые собратья. Эти данные подтверждает и статистика многих авиакомпаний, доказывающая, что количество выпиваемого томатного сока в воздухе намного выше, чем его продажи в магазинах.

Недавно американская авиакомпания United Airlines объявила, что ее стюардессы не будут больше развозить для пассажиров томатный сок. Путешественники пришли в негодование. И что вы думаете? Оказывается, ученые считают, что они были правы, а их возмущение вполне обоснованно. Самолет - это то самое место, где такой сок пить просто необходимо. И сейчас мы узнаем, почему.

Бунт пассажиров

Реакция пользователей социальной сети Twitter против авиакомпании в начале этого месяца стала чрезвычайно острой. Пользователи резко критиковали United Airlines. Это не имело ничего общего с тем, что сотрудники компании не могут справиться с агрессивными пассажирами или с отсутствием достаточного места для ног или же, на худой конец, с неисправными экранами возле сидений. Все дело в том, что о том, что в ее будущих планах - изъятие томатного сока из меню разносимых во время полета напитков. Это решение вызвало практически настоящий бунт. Некоторые пассажиры угрожали сдать свои билеты, другие придумывали юмористические мемы, но только некоторые стали задумываться о том, почему они так одержимы желанием пить эту солоноватую жидкость красного цвета именно во время путешествия на самолете. Но как бы там ни было, уровень критики компании просто зашкаливал!

Авиакомпания сдалась!

Если вы принадлежите к той многотысячной толпе пассажиров, которые не мыслят пребывания на борту самолета без одноразового стаканчика, наполненного томатным соком комнатной температуры, то вы прекрасно поймете, какое возмущение одолело путешественников. Это цифровое восстание вызвало быструю реакцию компании. Ее руководство извинилось в социальных сетях. Ее представители заявили, что они услышали желания пассажиров и пообещало оставить томатный сок в меню, поскольку очень ценят своих клиентов.

Лучше, чем пиво?

"Твиттер"-шторм, происшедший из-за томатного сока не был выходкой скучающих интернет-троллей. Люди действительно нуждались в этом напитке. Это доказали последние научные исследования. Томатный сок любят немногие. На нашей грешной земле его редко заказывают. Но все резко изменяется, когда люди попадают на высоту в 11 тысяч метров. Тогда томатный сок становится самым желанным выбором из-за эффекта высоты, который воздействует на наше чувство вкуса.

Самым фундаментальным исследованием в этом плане можно назвать отчет «Общества Фраунгофера» - немецкого научно-исследовательского института, сотрудники которого занимались этим вопросом по заказу компании «Люфтганза». Дело в том, что эта немецкая авиакомпания увидела, что за год она 53 000 галлонов (чуть больше 200 тысяч литров) томатного сока. При этом пива закупалось 59 000 галлонов (224 тысячи литров) пива. Мысль о том, что томатный сок может соперничать с пивом, поначалу кажется смехотворной. Поэтому легко понять, почему руководители «Люфтганзы» были сбиты с толку.

Полет влияет на наш вкус

Эксперименты «Общества Фраунгофера» включали воссоздание условий, которые окружают пассажиров в салоне самолета. Среди прочего это был уровень влажности 10-15%, который является стандартным для самолетов. Такой уровень влажности высушивает слизистую оболочку носа и рта, уменьшая ощущение вкуса. Добавьте к этому низкое давление, которое снижает уровень кислорода в крови, что тоже воздействует как на наше обоняние, так и на вкусовые рецепторы. Теперь привлекательность такого ароматизированного и солоноватого напитка, как томатный сок, начинает приобретать некоторый смысл.

Томатный сок облегчает полет

Исполнительный директор «Люфтганзы» в области питания пассажиров Эрнст Деренталь после обнародования результатов исследования заявил в интервью телеканалу NBC: «Мы узнали об очень интересной вещи. Когда мы находимся на земле и пьем томатный сок, то он кажется нам… ну не то, чтобы заплесневелым, но, мягко выражаясь, не совсем свежим. Поэтому не очень многие люди его любят. Но когда вы поднимаетесь на высоту 10 тысяч метров, то ваш организм сразу же чувствует все позитивные качества томатного сока. Его кислотность достаточно высока - а именно это нужно нам во время путешествия на самолете - у него появляется какой-то минеральный вкус, и он очень освежает».

Звук и вкусовые рецепторы

Но есть и еще один фактор, который влияет на то, что в полете мы в большинстве случаев выбираем томатный сок. Это звук. В исследовании, проведенном Корнелльским университетом в 2015 году, указывается, что когда мы летим по небу в металлическом аппарате со скоростью 575 миль (920 километров) в час, то мы слышим 85 децибел. В связи с этим Робин Дандо, доцент кафедры пищевой науки в этом университете, заявил, что исследование подтвердило, что наше ощущения вкуса искажаются, когда наш организм подвергается чрезвычайно высоким уровням шума. Эти ощущения приобретают некоторые особенности. Так рецепторы ощущения сладкого ослабевают. А вот ощущения «умами» - японское слово, лучше всего подходящее для того, чтобы выразить неуловимый баланс между сладким и соленым вкусами, наоборот, усиливается. Так вот, томатный сок очень силен в «умами».

Сила внушения

Конечно, эти исследования вызвали не только серьезные дискуссии, но и множество шуток. Некоторые пассажиры заявили, что самый главный фактор, вызвавший «революцию томатного сока» в авиации, - это сила внушения. Люди часто подсознательно «обезьянничают» и заказывают то, что просят подать соседи по ряду. Разве вы не встречались с подобными явлениями и на земле? Ну вот, самый простой пример. Вы приходите в ресторан с друзьями, чтобы отобедать. Вы все еще не можете решить, что же вам заказать, и находитесь в раздумьях. И тут ваш друг говорит официанту, что хочет на обед морского окуня. Внезапно вы принимаете решение, и говорите официанту: «И мне, пожалуйста, то же самое». Поэтому, вполне возможно, что когда вы садитесь в самолет, стюардессы начинают разносить напитки, а какой-нибудь парень рядом с вами откроет банку с томатным соком и начнет его жадно пить, то и вам тут же захочется того же самого. Вы не удерживаете и заказываете томатный сок и для себя. Но некоторые пассажиры предлагают разнообразить меню лайфхаком. Попросите еще водки, чтобы превратить эту заезженную порцию томатного сока в культовый коктейль «Кровавая Мэри». И тогда путешествие точно будет удачным.

Еда в самолете, как правило, кажется нам странной. Привычные рис или ветчина кажутся слишком сухими или просто невкусными. Зато настоящие метаморфозы происходят с томатным соком. Его мало, кто любит, зато на борту самолета всегда все его пьют. Все дело в наших органах чувств, которые ведут себя в воздухе иначе.

Ученые из Университета Корнелла решили разобраться, почему еда в самолете кажется такой странной и что заставляет пассажиров во время полета заказывать томатный сок.

Оказывается, все дело в окружающих нас звуках, а также в снижении давления и сухом воздухе, сообщает Day.Az со ссылкой на БГ .

Все дело в шуме

Наши органы чувств взаимосвязаны. А когда мы на борту самолета поднимаемся в небо, где меняется давление, влажность и сухость, на наши органы чувств воздействует сразу несколько факторов. В своем исследовании Робин Дэндо и Кимберли Ян из Университета Корнелла уделили особое внимание одному из них - звуку.

Громкость шумов на борту самолета может достигать 85 децибелов - практически такому же уровню шума мы подвергаемся в машине на дорогах большого города.

В исследовании приняли участие 48 волонтеров разного возраста, которые слушали в наушниках с высокой чувствительностью звуки самолета с громкостью от 80 до 85 децибелов. Затем у них проверили восприятие вкуса.

Каждый участник должен был попробовать смесь, в которой преобладал тот или иной вкус: соленый, горький, кислый, сладкий или вкус умами (японское обозначение сладко-острого вкуса, который трудно описать и который встречается в еде, содержащей глутамат, например помидорах или выдержанном сыре).

В результате ученые обнаружили, что громкий звук влияет на некоторые вкусовые рецепторы. В частности, у людей менялось восприятие сладкого, и сильнее ощущался вкус умами. На рецепторы, отвечающие за соленый, горький и кислый вкусы, звук никак не повлиял.

Эксперимент, таким образом, показывает, что тот или иной вкус является следствием сложного взаимодействия наших органов чувств и что на него вполне может влиять атмосфера, в которой мы пробуем блюдо.

Почему в самолете мы пьем томатный сок

Чтобы проверить, как меняется наш вкус в условиях полета, в 2010 году ученые из Института строительной физики им. Фраунгофера создали авиасимулятор с помощью старого аэробуса, в котором ученые могли снижать давление. Атмосфера внутри аэробуса практически не отличалась от того, что мы испытываем на борту самолета, разве что за окном не проплывали облака.

В результате ученые обнаружили, что снижение давления также влияет на вкусовые рецепторы пассажиров: им становится сложнее определять ароматные вещества, во многом определяющие вкусовые ощущения. Кроме того, при низком давлении мы слабее ощущаем соленый и сладкий вкусы, а восприятие вкуса умами ощущается практически так же, как и в любом другом месте.

Таким образом, вкус помидоров кажется нам более привычным, чем вкус других продуктов. Возможно, поэтому в самолете люди больше любят томатный сок, хотя в обычной жизни могут его пить достаточно редко.

Возможно также, из-за снижения влажности во время полета, у нас меняется восприятие запаха томатного сока.

Как авиакомпании пытаются исправить вкус еды

Авиакомпании пытаются исправить расстройство вкуса, связанное с особенностями атмосферы, с помощью соусов. Считается, что первым этот подход предложил французский повар Рэймонд Оливер. В 1973 году, разработав меню самолетов авиакомпании Union de Transports Aériens, он предложил поливать основные блюда соусом, чтобы мясо не стало сухим из-за разогрева и сухой атмосферы на борту самолета.

В мае этого года в твиттере американской United Airlines разгорелась настоящая драма, причина которой не агрессивные пассажиры, не нехватка пространства для ног и не сломанные экраны в спинке впереди стоящего сидения. Чем же так насолила United Airlines своим клиентам? Да просто заявила, что убирает из бортового меню томатный сок!

Такое поведение авиакомпании вызвало настоящую бурю негодования: от едких мемов до угроз бойкотировать перелеты United (вскоре авиакомпания заявила, что возвращает томатный сок на свои рейсы). И если вы из той значительной части пассажиров, которые не могут представить авиаперелет без томатного сока в одноразовом стаканчике, - этот материал для вас.

Томатный сок лучше пива?

Интернет-ажиотаж, вызванный таким неосмотрительным решением United, - не просто глумление скучающих троллей. Всему есть научное объяснение. Томатный сок, который пользуется, прямо скажем, не очень большой популярностью на уровне моря (ок, мы не считаем любителей «Кровавой Мэри»), на высоте в десять тысяч метров становится таким желанным из-за влияния высоты на наши вкусовые рецепторы. В 2010 году Lufthansa обнаружила, что ее пассажиры выпивают 200 тысяч литров томатного сока в год против 230 тысяч литров пива. Сама идея того, что томатный сок может составить конкуренцию пиву, была настолько шокирующей, что Lufthansa заказала научное исследование на эту тему.

Перелет влияет на вкусовые ощущения, серьезно?

Для чистоты эксперимента пришлось воссоздать условия полета, в том числе 10–15%-ную влажность, стандартную для салона самолета на десятитысячной высоте. Из-за такой низкой влажности вкус человека притупляется, а низкое давление на высоте снижает уровень кислорода в крови и меняет ощущения рецепторов запаха и вкуса. Этим отчасти объясняется популярность такого насыщенного напитка, как томатный сок. На большой высоте в человеческом представлении его вкус раскрывается, становится более кислотным, минеральным и очень освежающим.

Есть и второй фактор - звук. При полете на реактивном самолете наш слух подвержен шуму в 85 децибел. Высокий уровень шума также влияет на вкусовые ощущения: рецепторы, отвечающие за восприятие сладкого, работают хуже, но при этом усиливается чувство умами. Умами - японский термин, которым обозначают «пятый вкус», неуловимый баланс сладкого и соленого. Томатный сок отличается выраженным вкусом умами.

Все так делают

Последний, но немаловажный фактор - сила внушения. Представьте: вы идете ужинать компанией, официант приносит толстенное меню, вы долго выбираете, что бы взять, но вот перед вами заказывают сибас, и вдруг вас осеняет: «Черт возьми, а почему бы тоже не заказать сибас?» Так и во время полета: пассажир с соседнего кресла заказывает томатный сок, стюардесса медленно наливает его прямо перед вами, и вы понимаете, что выбор сделан.