Баренц регион. Баренцев Евро-Арктический регион как инструмент «мягкой силы Страны баренцева региона

Начало сотрудничеству в Баренцевом Eвро-Арктическом регионе было положено в Киркенесе (Норвегия) в 1993 году. B регион входят 14 губерний или соответствующих административных образований в Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Баренц - ваши ворота в евро-арктическое сотрудничество.

Баренц сотрудничество поддерживает контакты между людьми и экономическое развитие и создаёт условия для межрегионального обмена во многих жизненных сферах, таких как культура, коренные народы, образование, молодёжь, торговля, информация, окружающая среда, здравоохранение и транспорт. Баренцево сотрудничество расценивается как неотъемлемая часть построения стабильной, демократической и процветающей Европы.

B духе Северного измерения Баренцево сотрудничество, с его культурным разнообразием, является воротами к новым возможностям для учёных, предпринимателей и первооткрывателей. B 21 веке Северный морской путь и короткие дороги в Азию как и прежде остаются задачей и мечтой для Европы и Баренцева сотрудничества.

Около 6 миллионов человек проживают в Баренцевом регионе, площадь которого втрое больше территории Франции. Этот Евро-Арктический регион отличается суровым климатом и большими расстояниями. Но никакой другой регион Европы и немногие места в мире могут сравняться с ним по природным богатствам - лесам, рыбе, минералам, нефти и газу. Кроме природных ресурсов Баренцев регион располагает квалифицированной рабочей силой и является стыковочным пунктом между Европейским Союзом и Россией.

Большая часть Баренцева региона относится к зоне умеренного климата и хвойных лесов. Скандинавская горная цепь, северная часть Кольского полуострова, Ненецкий округ и Новая Земля являются частью арктической тундры. Расположение к северу от Полярного круга дарит экзотические периоды белых ночей летом и долгой полярной ночи зимой.

Площадь суши Баренцева региона составляет 1.755.800 кв. км. Плотность населения в среднем всего 3,5 человека на 1 кв. км, от 0,3 в Ненецком округе до 8 в Оулу. Крупнейший город Баренцева региона -Архангельск с населением 350 000 человек.

Баренцев Евро-Арктический регион включает следующие регионы, которые являются членами Баренцева регионального Совета:

Норвегия: Губернии Финнмарк, Трумс и Нурланд
Россия: Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ, Республики Коми и Карелия
Финляндия: Губернии Лапланд, Оулу и Каину
Швеция: Губернии Норботтен и Вестерботтен
История Баренцева Евро-Арктического Сотрудничества

Баренцево Евро-Арктическое сотрудничество и межправительственное сотрудничество было оформлено 11 января 1993 года при подписании Киркенесской декларации министрами иностранных дел Норвегии, России, Финляндии, Швеции и представителями дании, Исландии и Еврорейского Союза.

Совет был учреждён как форум по развитию межрегиональных контактов северных территорий Норвегии, России, Финляндии и Швеции. Тогда же главы регионов участников вместе с представителями коренных народов подписали протокол о сотрудничестве и создании Баренцева Евро-Арктического Совета с целью развития Баренцева региона.

Цели и задачи

Сегодня по мере развития процессов децентрализации и регионализации, предпринимаются шаги по укреплению существующих и созданию новых региональных структур. Предполагается, что этот процесс послужит приближению политических и административных к гражданам и улучшит демократические функции общества.

За 10 лет Баренцева сотрудничества достигнуто много. Это уникальное содружество подтверждает ценность взаимодействия на разных уровнях - между правительствами, регионами и людьми. Баренцево сотрудничество также служит рамками для укрепления и развития Северного измерения в политике Европейского Союза и взаимодействия с Канадой, Японией, США и другими арктическими регионами на севере Европы.

Задача Баренцева сотрудничества - способствовать стабильности, экологическому прогрессу и поддержанию мира в Северной Европе через улучшение условий жизни и обеспечение устойчивого социально-экономического развития. Эти цели могут быть достигнуты только путём настойчивых усилий в различных областях - от всеобщей безопасности, экологии и экономики до заботы о высших человеческих ценностях.

Нарастающая с 2014 года (после государственного переворота на Украине) конфронтация между Россией и странами Запада заставляет нас внимательнее присмотреться к тем международным проектам, которые были инициированы нашими европейскими партнерами еще в 1990-е годы для «налаживания диалога с российскими регионами» . Потому что, как показали события последних двадцати пяти лет, часть этих проектов была направлена на дальнейшее разрушение нашего государства с использованием диффузных методов ведения войны.

Рассмотрим, к примеру, созданный в 1993 году по инициативе Норвегии Баренцев Евро-Арктический регион (БЕАР), в который вошли северные губернии скандинавских стран (Финляндии, Швеции и Норвегии), а также несколько регионов Российской Федерации, включая Мурманскую и Архангельскую области, республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ.

Данное сотрудничество носит двухуровневый характер, включая взаимодействие на уровне министерств (Совет Баренцева-Евроарктического региона - СБЕАР) и контакты между главами регионов (Региональный Совет). Работу всех структур, включая группу представителей малых коренных народов, координирует «Баренц-Секретариат».

Деятельность в рамках БЕАР имеет ярко выраженный гуманитарный характер - наибольшее количество проектов осуществляется в сфере культуры, образования, молодежной политики, экологии. Причем работа основана на выстраивании «горизонтальных контактов и связей через границы между организациями и жителями регионов» .

И вот, спустя двадцать лет, этот принцип работы, по выражению самих членов БЕАР, дал свои «плоды».

В начале декабря 2014 года в Мурманске состоялась международная конференция «Культура Баренцева Евро-Арктического региона: новые горизонты стратегии развития», в которой приняли участие представители из тринадцати субъектов БЕАР. В конце конференции организаторы мероприятия заявили о том, что «содержательное взаимодействие в сфере культуры, которое ведется между странами Баренц региона, привело к тому, что у жителей северных стран, наконец, появилось осознание общей, северной идентичности» .

То есть? Что имеют в виду мурманские чиновники? Они утверждают, что у (преимущественно русского) населения северных российских регионов за прошедшие двадцать лет образовалась новая «северная идентичность», она же - идентичность Баренцева Евро-Арктического региона? И это население уже не связывает себя ни с определенной национальной группой, ни с русской историей и культурой, ни со своей страной?

Скорее всего, пока речь идет о «смене идентичности» у некоторых представителей региональной элиты и части молодежи, увлеченных отработкой грантов по программам БЕАР. И необходимо подчеркнуть, что для решения этой задачи в 1990-е годы привлекались различные западные разработки и опытные специалисты.

К примеру, так называемая «идеология северной идентичности» была разработана скандинавами еще в 20-е годы прошлого века для построения «совместных надгосударственных форм интеграции» . При этом историки обращают внимание на то, что эта «идеология имела глубокие корни в скандинавском обществе и, послужив основой северного сотрудничества, оставалась производной от национальной идеи и была эффективна и полезна только в случае ее непротиворечивости этой идее» . И поэтому в XX столетии между скандинавскими странами укреплялись региональные связи в области культуры, образования, социальной политики.

Какие исследования начались в рамках институтов БЕАР в 90-е годы? Исследования по конструированию новой «национальной идентичности»!

Так, в 1994 году была опубликована статья Ивера Ноймана (на тот момент сотрудник Норвежского Института международных отношений - Norwegian Institute of International Affairs), посвященная изучению феномена идентичности. (Позднее автор разовьет свои исследования в книге «Использование Другого».)

В своей работе Нойман развивает идеи британского политолога, автора книги «Воображаемые сообщества» Бенедикта Андерсона (Benedict Anderson) о строительстве нации. (Напомним, что Андерсон рассматривает нацию как «социально сконструированное сообщество» .)

Так вот, Нойман утверждает, что для образования нации зачастую использовались весьма сомнительные интерпретации исторических событий, вокруг которых, тем не менее, удавалось создать общественный консенсус и удерживать его на определенной территории. При этом «актор», «конструирующий» нацию, решает, какие культурные сходства или различия между людьми актуализировать.

Конкретно о необходимости создания «северной идентичности» на территории БЕАР писал в своих работах доктор Геир Хоннеланд из Института Нансена. Причем этот специалист по ядерной безопасности Норвегии в 1998 году прямо говорит о новом «поколении Баренц» - группе молодых россиян, которые, судя по всему, уже не идентифицируют себя таковыми» .

Обратим внимание на то, что до начала 2000-х годов Норвегия проводит интенсивные исторические и культурологические исследования, связанные, прежде всего, с вопросом формирования региональной идентичности. При этом, все эти годы норвежская политическая и научная элита не ограничивается только теоретическими изысканиями. С подачи скандинавских исследователей в ведущем вузе Архангельска - нынешнем Северном Арктическом федеральном университете (САФУ) была запущена программа по созданию и распространению «поморского мифа».

Напомним, что, согласно данному мифу, история Русского Севера на самом деле является историей Поморья (которое якобы исторически и культурно теснее связано с Норвегией).

Создатели исторического новодела утверждают, что вся Архангельская губерния носила название «Поморье», а люди, ее населявшие, были этническими «поморами». На самом деле Поморьем в царской России назывался Кемский уезд, а поморами именовались лишь те жители Архангельской губернии XIX-го века, которые проживали на территории так называемого Поморского края и которым дозволялось участвовать в поморской торговле на льготных условиях.

Таким образом, название «помор» объединяло людей по профессионально-территориальному признаку, но ни в коей мере не являлось этнонимом. Тем не менее, в 1990-е годы была предпринята попытка конструирования «поморского» этноса в Архангельской области и Норвегии (где появились свои «поморы»).

Данная псевдонаучная деятельность, развернувшаяся в САФУ, щедро финансировалась норвежским Баренц-Секретариатом в сотрудничестве с такими известными структурами, как фонд «Евразия» и фонд Сороса. То есть населению Архангельской области в качестве «северной идентичности» пытались предложить «поморскую», основанную на откровенной фальсификации истории и культуры Русского Севера.

Причем эта авантюра получила поддержку со стороны части местной элиты, пытавшейся таким образом получить дополнительные финансовые возможности и создать новый «бренд» для региона. В Архангельске устраивались «поморские» праздники и факельные шествия. Выпускались «поморские сказки» и учебники о поморах. Происходили встречи российских и норвежских поморостроителей. В некоторых школах получила развитие так называемая «региональная этнопедагогика», нацеленная на «воспитание поморской идентичности у детей школьного возраста» .

Несмотря на то, что в последнее время по архангельским поморостроителям были нанесены заметные информационные удары (публикации, телевизионные передачи, заявления публичных фигур), конструкторы «северной идентичности» по-прежнему развивают свою деятельность в ведущих вузах Русского Севера.

Напомним, что в 2003 году в образовательной политике России был взят курс на интернационализацию высшей школы, присоединение к Болонскому процессу. Для стран - участниц проекта БЕАР данный курс выразился в создании «Баренцева трансграничного университета». Причем, образовательная система на севере России оказалась вынуждена конкурировать с более «мощным конгломератом трех скандинавских стран, обладающим значимым экономическим и интеллектуальным потенциалом» .

И результат не замедлил сказаться - в 2011 году в одной только Финляндии обучалось 1500 российских студентов, в то время как в России обучалось всего 50 финнов. То есть речь идет о пресловутой «утечке мозгов».

Но не только об этом.

Один из важнейших рисков интернационализации образования является опасность утраты национальной и культурной идентичностей. Например, через образовательную программу «Бакалавр северных исследований» (BNS) скандинавские страны настойчиво внедряют в сознание российской молодежи парадигму «северной региональной идентичности» (ее «специфику» и уникальность).

Подчеркнем, что данная программа, направленная, главным образом, на студентов Мурманска, реализуется при участии «Баренц-Секретариата». В этой связи логично предположить, что норвежской стороной готовится будущий кадровый резерв (заряженный «северной идентичностью»), из которого в дальнейшем планируется формировать местную элиту. Чьи интересы будет защищать такая элита? Вопрос - риторический.

Для подготовки такого кадрового резерва издается и соответствующая литература.

В 2015 году специалисты из северных университетов России, Финляндии, Норвегии и Швеции закончили многолетнюю работу по написанию истории и энциклопедии Баренцева Евро-Арктического региона. Данный проект, реализуемый на деньги скандинавских грантодателей, ориентирован, прежде всего, на российских студентов. Лейтмотивом проекта является обоснование превосходства скандинавской мироустроительной модели над российской. При этом советский период выставляется как противоестественный 70-летний разрыв в существовании «исторически единого региона». Очевидно, что эти книги предназначены для формирования нового поколения российских историков.

Согласно признанию самих авторов, придерживающихся постмодернистских взглядов на историю, данный проект - это политический заказ, который призван легитимировать Баренцев Евро-Арктический регион с исторической точки зрения и представить БЕАР как «историю воображаемого сообщества». При этом нужно понимать, что для многих современных регионоведов любое сообщество является воображаемым.

Обратим внимание на то, что создатели БЕАР, имея достаточно развитое «стратегическое воображение», сочетают его наличие с предельным прагматизмом и в силу этого напрямую связывают конструируемую нерусскую идентичность наших северян с судьбой Русского Севера. С ними-то всё понятно, а наша власть... Она о чем думает?

После присоединения Крыма к России весной 2014 года Норвегия заняла однозначно антироссийскую позицию и присоединилась к санкциям Запада. Тем не менее, сотрудничество на уровне БЕАР не только не пошло на убыль, но, напротив, получило дополнительные средства для развития.

К примеру, программы «Северное измерение» и «Коларктик» получат от ЕС в течение ближайших пяти лет 100 млн евро. А норвежский Баренц-Секретариат получил грант от МИД Норвегии в размере порядка 140 млн крон (16 млн евро) «для поддержки широкого сотрудничества простых людей между Севером Норвегии и Северо-Западом России» . Сумма рассчитана с 2015 по 2017 год и на 18 млн крон превышает финансирование предыдущего трехлетнего периода.

Нет сомнений, что Норвегия, являющаяся к тому же и членом НАТО, в первую очередь преследует свои цели, обозначенные еще в 2006 году: «занять ведущие позиции в сфере управления ресурсами Севера и его окружающей средой» . И для реализации этой цели норвежцы по полной программе будут использовать против России такой инструмент «мягкой силы», как БЕАР. А также небольшую «пятую колонну» в северных российских регионах.

Противопоставить этому идентификационному антироссийскому начинанию можно только свой крупный идентификационный проект, реализуемый совместными усилиями российских патриотов, находящихся во власти, и российского гражданского общества, не желающего превращаться в сообщество, сконструированное норвежскими или иными другими специалистами.

Лекция 7: Интеграция ССЕ: Баренцев Евро-Арктический регион, Северный Совет

В Баренцев Евро-Арктический регион (Баренцев регион) входят губернии и их соответствия Европы, расположенные севернее или пересекаемые Полярным кругом. Таким образом, регион охватывает губернии Нурдланд, Тромс и Финнмарк в Норвегии, губернию Норрботтен в Швеции, губернию Лапландия в Финляндии и Архангельскую и Мурманскую области, Ненецкий автономный округ, являющийся самостоятельным субъектом Федерации, а также республику Карелию в России. С географической точки зрения Баренцев регион составляет естественное звено связи между северными районами Европы и России. Баренцев регион является регионом, где страны Европейского сообщества (ЕС) граничат с Россией.

Торговля и контакты между жителями северных районов,которые сегодня образуют Баренцев регион, существовали в течение тысячелетий. Российская революция 1917 года резко ограничила эти контакты. После начала осуществления реформ и в дальнейшем распада Советского Союза, контакты постепенно стали наращиваться. В конце 1980-ых годов сотрудничество получило формальную поддержку путём подписания двусторонних договоров о сотрудничестве как на региональном, так и на локальном уровнях.

11 января 1993 года было формализировано общее международное сотрудничество путём образования Баренцева региона и путём подписания Министрами иностранных дел Финляндии, Норвегии, Швеции и России, а также представителями Дании, Исландии и Европейского Сообщества договора о сотрудничестве - "Киркенесской декларации". На подписании присутствовали также наблюдатели из США, Канады, Франции, Японии, Польши, Великобритании и Германии. Одновременно с Кипркенесской декларацией был подписан региональный договор о сотрудничестве между входящими в регион губерниями/их соответствиями и одним представителем коренных народов. Региональный договор отражает рабочую цель, структурную организацию и рабочие формы региональной деятельности.

Баренц программа

Баренц программа является общей программой Регионального совета для конкретизации работы по достижению общих целей, сформулированных для осуществления региональной деятельности и поддержки процессов изменений, происходящих в российской части региона. Программа является также важным инструментом для достижения общих политических целей, нашедших своё выражение в Киркенесской декларации. Поле деятельности Баренц программы - широко. Программа выделила особое место также коренным народам. То, что программа направлена на российскую часть региона, явлвляется, отчасти, следствием того, что на скандинавской части территории работают другие программы (программа деятельности Северного калотта и программа Северного калотта Интеррег 2) и отчасти объясняется тем, что те средства, которые возможны к использованию для осуществления проектов Баренц программы, направляются через специальные фонды каждой из стран, предназначенные для вложений в Центральной и Восточной Европе. В своей основе программа является многосторонней, но с практической точки зрения, часть проектов,могут осуществляться на двусторонней основе. В процессе определения проектных идей производится координация с другими программами региона.



Баренц программа составлена в форме рамочной программы, в которой указываются приоритируемые сферы деятельности и мероприятия. Эти приоритеты базируются на анализе предложений, поступивших от региональных рабочих групп, представителей промышленности и других факторов регионального значения. Программа включает в себя пять сфер деятельности с вытекающими отсюда мероприятиями

· Развитие компетенции

· Развитие промышленной жизни

· Развитие жизненной среды

· Развитие общества и логистики

· Особые целевые группы

Цели

В договоре о сотрудничестве, подписанном в январе 1993, Региональный совет представил общие цели сотрудничества долгосрочного характера укреплять мирное и стабильное развитие в регионе, укреплять и развивать культурную связь между народами региона, поддерживать образование новых и расширение существующих двусторонних и многосторонних контактов в регионе, заложить основу действенному экономическому и социальному развитию в регионе, с центром тяжести на активном и целенаправленном использовании природы и ресурсов, содействовать развитию, принимающему во внимание интересы коренных народов, и активно содействовать вовлечению их в деятельность Этапные цели на программный период по каждому направлению представлены в разделе Программа мероприятий.

Стратегия

Региональный совет выносит решения по определению стратегических направлений для достижения поставленных в Баренц программе целей. По Баренц программе 1997-99 гг. актуальным является следующееГлавная стратегическая линия- оказание влияния и координация с другими программами региона, направленных на позитивное развитие общества, особенно в российской части Баренцева региона.

Концентрация деятельности. Деятельность должна основываться на потребностях, структура проектов должна быть согласована с получателем. Получатель активно участвует в осуществлении проекта. Мероприятия, осуществляемые в сфере экономики, должны способствовать наработке контактов, а также созданию стабильных и удовлетворительных предпосылок/условий развития экономической жизни. Активный анализ инвестиций с оценкой эффекта. Мероприятия должны быть хорошо скоординированы между странами Подробнее Координация с другими программами, организациями и действующими лицами В числе прочего координация включает в себя то, что проектам общественного развития, слабо представленным в других программах, придаётся больший вес в Баренц программе с тем, чтобы таким образом обеспечить более целостное развитие.

Для максимального использования доступных ресурсов следует испльзовать все формы сотрудничества. Установление контактов между всеми главными действующими лицами является весьма ценным с тем, чтобы уже на этапе планирования иметь возможность координации деятельности. Можно достичь лучшего результата путём вовлечения в желаемую деятельность различных действующих лиц. В этом случае незаменимой является вклад рабочих групп с их разветвлённой сетью контактов.

Концентрация деятельности Путём скоординированных и активнях мероприятий в ограниченном объёме проблем-ных секторов возможность достижения значительных результатов, которые могут послужить положительным примером, возрастает. Такие мероприятия могут пос-лужить положительным примером, в частности, в деятельности по поддержке же-лаемых процессов изменений.

Это не означает, что небольшого объёма проекты, к осуществлению которых наблю-дается большой интерес, будут отклоняться. Следует активнее привлекать и поддерживать деятельность различных действующих лиц, например из сферы двусторонних контактов для того, чтобы дополнить крупные проекты, находящиеся в стадии осуществления. Таким образом следует стремиться к тому, чтобы небольшие проекты являлись составляющими более объёмных инвестиций.

Приоритеты

В Киркенесской декларации указаны следующие области деятельности

· Экология

· Экономическое сотрудничество

· Наука и технологическое сотрудничество

· Региональная инфраструктура

· Коренные народы

· Контакты между людьми и сотрудничество в области культуры

Баренц совет выступил с дополнительным перечнем приоритетов. В рамках программы Интеррег Баренц приоритет отдаётся тем областям деятельности, которые в первую очередь создают рабочие места, таким как экономическое сотрудничество человеческие ресурсы и компетенция внутренние функции региона и жизненная среда

· Мероприятия в секторе экономики

· Мероприятия в сфере энергетики

Приоритет должен быть отдан мероприятиям экологического направления, которые быстро могли бы улучшить жизненные условия людей Планирование и осуществление проектов любых направлений должны базироваться на трёх критериях принимать во внимание экологический фактор - путём бережного обращения с природными ресурсами способствовать сохранению благоприятной окружающей среды и одновременно создавать рабочие места перспектива равноправия по полам - развитие общества, базирующееся на равных правах мужчин и женщин, на их различных предпосылках, потребностях и опыте молодёжная перспектива - развитие общества, принимающего во внимание специфику интересов молодёжи

  • Это понятие стало широко известно после 1993 года, когда страны-члены Баренц-региона пришли к пониманию необходимости сотрудничества в области культуры, промышленности, здравоохранения, сельского хозяйства, охраны природы и укрепления общин коренных народов.
  • В Евро-Арктический регион входят территории , расположенные севернее Полярного круга или пересекаемые им. В его составе: Норвегия (провинции Нурланд, Тромс, Финнмарк), Швеция (Норрботен, Вестерботтен), Финляндия (союзы развития коммун Лапландии, Кайнуу и Северной Остроботнии) и регионы России: Мурманская область , Архангельская область , Ненецкий автономный округ (Россия) , Республика Карелия (Россия) и Республика Коми (Россия) .
  • Баренц-регион имеет протяженную береговую линию вдоль Норвежского, Баренцева , Белого морей и Ботнического залива Балтийского моря. Рельеф региона весьма разнообразен. На западе и северо-западе - в Норвегии, Швеции и на Кольском полуострове расположены горные территории. На востоке и юго-востоке более равнинный рельеф. В России и Финляндии широко распространены леса и болота, в Ненецком округе - равнинные арктические и субарктические тундры, где преобладает вечная мерзлота.
  • Климат региона намного мягче, чем должен быть в северных широтах, благодаря теплому Северо-Атлантическому течению. К востоку он становится все суровее. В Баренц-регионе сравнительно небольшое количество видов флоры и фауны, что является обычным для Арктики. Но численность отдельных видов здесь может быть очень высокой.
  • В Баренц-регионе проживает около 4,4 миллиона человек, он является самой густонаселенной областью Арктики. Здесь проживают коренные народности - саамы , жизнь которых до настоящего времени тесно связана с природой.
  • На региональном уровне высшим органом организации является Региональный совет, который состоит из политических или административных руководителей каждой из областей (республик, фюльке, ленов). Дополнительно туда входит представитель коренных народов каждого региона. Председатель выбирается на 3 года, председательство осуществляется каждой страной по очереди.
  • Текущей работой руководит Региональный комитет, состоящий из назначенных советников от всех административных единиц региона.
  • Приоритетными направлениями развития региона являются:

1) экология,

2) экономика и промышленность,

3) транспорт и связь,

4) культура,

5) образование и наука,

6) вопросы коренного населения,

7) сельское хозяйство, оленеводство,

8) вопросы женского движения,

9) здравоохранение.

  • По этим направлениям создаются рабочие группы. Они созданы для поиска актуальных конкретных проектов для включения их в Программу действия Баренц-региона. Рабочие группы не являются постоянными органами, они могут распускаться по мере решения проблем или создаваться при необходимости.
  • Разрабатывается более 100 различных проектов: в области высшего образования, науки, коммуникаций (связь и транспорт), проблем коренных народов, экологического состояния природы (прежде всего атомная безопасность), экономики региона.
  • Из приоритетных проектов можно выделить следующие:

1) реконструкция комбината "Печенганикель". Уже подписано соглашение о совместном с Норвегией финансировании работ, направленных на ресурсосберегающие технологии и охрану окружающей среды на комбинате;

2) Северный морской порт в заливе Лиинахамари. Именно сюда планируется вести строительство газопровода от Штокмановского месторождения. Порт будет прежде всего нефтеналивным терминалом, обслуживающим трубопроводы от нефтяных и газовых месторождений Баренцева моря ;

3) создание Мурманского транспортного коридора. Речь идёт о железной дороге Мурманск - Никель - Киркенес, по которой планируется перевозить железную руду из Оленегорского месторождения на металлургические заводы Норвегии. Кроме этой дороги, планируется построить ветвь между финским городом Салла и российским поселком Алакуртти. Большое внимание уделяется развитию воздушного сообщения по маршруту Лулео (Швеция) - Рованиеми, город (Финляндия) - Мурманск - Архангельск. Планируется провести модернизацию аэропортов в Петрозаводске , Архангельске , Мурманске;

4) реализуется крупный проект по переработке жидких радиоактивных отходов атомного флота;

5) активно осуществляются научные и общеобразовательные программы, например, в Мурманском педагогическом университете создан Баренц-факультет, осуществляется обмен студентами;

6) Российские и финские фирмы начали совместные работы по реконструкции в Мурманске телевизионного центра;

7) с участием Норвегии проводятся технические мероприятия по повышению безопасности Кольской атомной станции;

8) создаётся единая компьютерная система оформления внешних грузов в рамках Баренц-региона, в которой участвуют норвежские компании и АО "

Темой данной работы является Баренцев Евро-Арктический регион, который сокращенно называют Баренц-регион или БЕАР. Баренцев регион является объединением районов и стран, весьма различных по уровню экономического и социального развития, но обладающих определенной общностью, позволяющей рассматривать его как отдельный экономическо-географический район мира.

В Баренцев Евро-Арктический регион (Баренцев регион) входят губернии их соответствия Европы, расположенные севернее или пересекаемые Полярным кругом. С географической точки зрения Баренцев регион составляет естественное звено связи между северными районами Европы и России. Баренцев регион является регионом, где страны Европейского сообщества (ЕС) граничат с Россией.

К нему относятся примыкающие к Баренцеву морю части Норвегии, Швеции, Финляндии и России, выделенные с целью развития международного сотрудничества.

Баренц-регион имеет протяженную береговую линию вдоль Норвежского, Баренцева, Белого морей и Ботнического залива Балтийского моря. Рельеф региона весьма разнообразен. На западе и северо-западе - в Норвегии, Швеции и на Кольском полуострове расположены горные территории. На востоке и юго-востоке более равнинный рельеф. В России и Финляндии широко распространены леса и болота, в Ненецком округе - равнинные арктические и субарктические тундры, где преобладает вечная мерзлота.

В Баренц-регионе проживает около 4,4 миллиона человек, он является самой густонаселенной областью Арктики. Здесь проживают коренные народности - саамы, жизнь которых до настоящего времени тесно связана с природой.

На региональном уровне высшим органом организации является Региональный совет, который состоит из политических или административных руководителей каждой из областей (республик, фюльке, ленов). Дополнительно туда входит представитель коренных народов каждого региона. Председатель выбирается на 3 года, председательство осуществляется каждой страной по очереди. Текущей работой руководит Региональный комитет, состоящий из назначенных советников от всех административных единиц региона.

Цель данной работы изучение Баренц-региона, как уникального примера внешнеэкономического взаимодействия.

Процессы глобализации в самом широком смысле характеризуются резким усилением и усложнением взаимных связей и взаимных зависимостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни, приобретающих планетарные масштабы. Быстро прогрессирующая глобализация затрагивает самые разные аспекты нашей жизни - экономику, политику, культуру, идеологию, безопасность, окружающую среду. Мы являемся свидетелями интенсивных процессов интеграции стран, формирования глобальных экономических союзов, выстраивания наднациональных институтов управления социальными процессами, но наряду с этим наблюдаются и обратные процессы: увеличение разнообразия, степени фрагментарности мира, рост национального самосознания и усиление культурной дифференциации народов, возрождение традиционных ценностей, расширение локальных националистических устремлений, порой приводящих и к конфликтам.

Регион - это тот самый уровень организации мирового социального сообщества, который придает определенную «глобальность» локальным процессам, и наоборот, адаптирует общепланетарные тенденции к местной культурно-исторической специфике. Именно на этой ступени общественной самоорганизации устанавливается баланс между интеграцией и дезинтеграцией, между центром и периферией. Регионализация - это путь к равновесию общепланетарной системы.

Регионализация представляется как процесс последовательных демократических изменений в обществе, государстве, на местах, направленных на повышение роли регионов.

Регион - область, район, относящийся к какому-либо району, отдельной области, части страны, отличающейся от других совокупностью естественных и исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с этническим составом населения. Это региональное пространство, территориально ограниченное, построенное по территориальным признакам. Оно может быть не только внутренним, как административно-территориальное территориальное образование, но и в границах нескольких соседних единиц, в том числе и международным, межгосударственным. Это может быть группа близлежащих стран, близких по этническому составу и культуре, однотипных по социально-политическому устройству, представляющая собой отдельный экономическо-географический район мира, например, Баренцев регион.

Основой для выделения пространства как региона является не только территория, административно-государственное устройство, экономика или политика, но и региональная общность, население, его социальный, демографический состав, менталитет, культура, ценности, потребности, интересы, уровень и качество жизни.

Сближению территорий и формированию единой региональной общности способствует:

1. Административно-территориальное деление внутри страны;

2. Единое природно-климатическое пространство, территориальная, географическая близость (Север Европы, Север России, Белое море и т.д.);

3. Политические факторы - при образовании межгосударственных, межэтнических региональных пространств, межрегиональном взаимодействии (Совет Белого моря, Северо-Западная ассоциация и т.д.);

4. Социально-экономическое сотрудничество: торговля, обмен товарами и услугами, поиск и разработка сырьевых ресурсов, развитие образования, здравоохранения, сферы услуг, транспорта, связи, дорог, портов;

5. Социокультурные связи, общие ценности, религия, традиции, искусство, межэтнические контакты;

6. Экология, забота о сохранении окружающей природной и социокультурной среды обитания людей.

7. Социокультурное пространство является важнейшей характеристикой регионального социума. Это пространство социальной деятельности людей, распространения культуры, оно многослойно, но имеет свою целостность, свои рамки, в первую очередь культурно-цивилизационные.

Задачами Баренц-региона в сфере развития региональной политики являются следующие:

1. Сохранение целостности региона, снятие конфликтов и противоречий как на уровне властей, так и на уровне общественного мнения.

2. Равенство и сотрудничество регионов, недопущение региональных преференций, снятие конфликтов между регионами.

3. Единообразие правового поля, открытость административных границ.

4. Эффективная помощь государств в территориальной самоорганизации общества.

5. Формирование безопасных условий жизнедеятельности населения в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.

В этих целях участники договорились учредить Баренцев Евро-Арктический Совет, с тем чтобы придать импульс существующему сотрудничеству и рассматривать новые инициативы и предложения. Положение о Совете прилагается.

Целью работы Совета будет содействие устойчивому развитию региона, имея в виду принципы и рекомендации, содержащиеся в Декларации Конференции в Рио и Повестке дня XXI века Конференции ООН по окружающей среде и развитию. В этой связи Совет будет служить форумом для обсуждения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, туризма, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурного обмена, а также проектов, специально направленных на улучшение положения коренного населения Севера.

Участники подчеркнули, что Совет не будет дублировать или подменять уже ведущуюся на двусторонней или многосторонней основе работу, но по мере возможности будет пытаться придать импульс и связанность региональному сотрудничеству и поощрять новые совместные усилия, двусторонние и многосторонние, с тем чтобы решать возникающие проблемы и использовать возможности региона.

11 января 1993 г. в Киркенесе, Норвегия, состоялась Конференция по сотрудничеству Баренцевом Евро-Арктическом регионе. Министры иностранных дел или представители Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и Комиссии Европейских сообществ приняли участие в Конференции, на которой также присутствовали наблюдатели из Соединенных Штатов Америки, Канады, Франции, Германии, Японии, Польши и Великобритании.

Участники выразили свое убеждение в том, что расширение будет существенно способствовать стабильности и развитию в регионе и Европе в целом, где в настоящее время партнерство приходит на смену конфронтации и разобщенности прошлого. Участники уверены, что такое сотрудничество будет способствовать международному миру и безопасности.

Участники рассматривают инициативу сотрудничества в Баренцевом регионе как часть процесса развертывания европейского сотрудничества и интеграции, новое измерение которому придало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Они рассматривают учреждение Совета государств Балтийского моря в Копенгагене в марте 1992 года как дальнейший вклад в укрепление регионального сотрудничества в Европе.

Они также заявили о своей уверенности в том, что установление более тесного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе явится важным вкладом в создание новой европейской архитектуры путем обеспечения более тесных связей между Севером Европы и остальной частью континента.

Участники выразили поддержку продолжающемуся процессу реформ в России, который, в частности, направлен на укрепление демократии, рыночной экономики и местных институтов и который поэтому важен для более тесного регионального сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.

Участники выразили желание поддержать вековую приверженность народов Баренцева Евро-Арктического региона дружбе и сотрудничеству и подчеркнули фундаментальное значение исторических перемен в результате окончания эры идеологической и военной конфронтации в Европе. Они приветствовали первые шаги, предпринятые на местном и региональном уровнях с целью развития сотрудничества, и особенно создание межрегиональной рабочей группы из представителей губерний и областей Финляндии, Норвегии, России и Швеции. Они выразили свою благодарность за ценный вклад в работу "Комитета Северного Калотта" в течение двух последних десятилетий северным губерниям Финляндии, Норвегии и Швеции. Они приняли к сведению положения отчета Конференции экспертов по проблемам Баренцева Евро-Арктического региона в Киркенесе 25-27 сентября 1992 г. Они также приняли к сведению итоги международной Конференции экспертов по вопросам Северного морского пути, состоявшейся в Тромсе, Норвегия, в октябре 1992 года.

Итак, Баренцев Евро-Арктический регион - это территории, примыкающие к Баренцеву морю, выделенные 11 января 1993 года с целью развития международного сотрудничества.

Включает в себя губернии Норвегии: Нордланд, Тромс, Финнмарк, лены Швеции: Вестерботтен и Норрботтен, провинции Финляндии: Лапландию, Северную Остроботнию и Каинуу, и регионы России: Мурманскую и Архангельскую области, Республики Коми и Карелию, Ненецкий автономный округ.

Четыре государства-участника по очереди руководят сотрудничеством. Территория региона составляет 1,9 млн км2, население - 6 млн чел.

Сотрудничество в рамках Баренцева Евро-Арктического региона осуществляется на двух уровнях: центральном и региональном.

Для руководства сотрудничеством на центральном уровне создан Баренцев Совет, в который входят министры иностранных дел четырех стран. На региональном уровне работает Региональный Совет, в состав которого входят административные руководители сотрудничающих территорий (губернаторы).

Баренцев Евро-Арктический регион - образование сложное, обусловленное и тем, что различия между скандинавскими странами и российской частью региона наблюдаются в следующем:

1. Язык и культура.

2. Правовые, политические и экономические традиции.

3. Уровень жизни и покупательная способность.

4. Жители скандинавской части БР выросли в условиях открытого демократического правового государства, отмеченных свободой личности и рыночными отношениями, советское общество отличали закрытость, командная экономика и жестокий аппарат власти.

5. Сейчас общественность северных стран едина в том, что касается основ своей политико-экономической системы, на российской же территории пока полная неопределенность, что отражается как в поведении отдельных людей, так и организаций.

6. Российская часть региона представляет собой составную часть великой державы, самой большой по территории страны в мире, в то время как скандинавские страны - мелкие государства.

7. Русское население региона в три раза превышает население норвежской, шведской и финской частей вместе взятых (приблизительное соотношение - 3,5 и 1 млн чел. соответственно).

8. На российской территории находится огромное количество военных частей и боевой техники, включая ядерное оружие и атомные реакторы.

Баренцев Евро-Арктический регион сложился для удовлетворения потребностей сверхдержавы Советского Союза в военной мощи и государственной безопасности, сейчас же он располагается в мирном уголке великой державы России и не отвечает потребностям этого государства, но уже одним своим существованием и наличием своих особых интересов этот военный комплекс, безусловно, воздействует на российскую политику в данном регионе.

С обеих сторон границы между Востоком и Западом есть много людей, которые воспринимают ширящееся сотрудничество как угрозу для общественного порядка и основных общественных ценностей своих стран. Русские опасаются, в частности, что обладающие высокой покупательной способностью иностранцы постепенно станут диктовать свои условия и превратят Россию в пассивного поставщика сырья. В скандинавской части региона боятся, что русские привнесут в регион все негативные стороны современного русского общества: жестокость, безответственность, коррупцию и т.д.

Но несмотря на то, что Баренцев регион является объединением районов и стран весьма различных по уровню экономического и социального развития: энерго- и фондовооруженности работников, доле физического и умственного труда, ручного, механизированного и автоматизированного труда, по доле квалифицированного труда, уровню развития инфраструктуры, социальным показателям, данная территория обладает определенными, только ей присущими чертами.

При этом главный признак уникальности Севера - его многофакторная экстремальность, составляющими которой являются:

Экстремальность природных условий, в их числе экстремальность тепло- и влагообеспеченности, проявляющаяся в наличии криогенных грунтов, обширных массивов болот и переувлажненных лесных земель на равнинах, в сезонном характере выпадения осадков, высоких и полноводных паводках, резких перепадах температур воздуха, антициклонарном атмосферном режиме, в недостаточной теплообеспеченности вегетационного периода, высокой сейсмичности в горных местностях, следствием чего является дискомфортность проживания (природно-климатический фактор, влияние на организм человека комплекса метеорологических воздействий - температура воздуха, влажность, атмосферное давление, солнечная (ультрафиолетовая) радиация, скорость ветра).

Неблагоприятные условия для жизнедеятельности человека. К ним относят: температурные, световые, географические экстремумы. Особенности физиологических норм здоровья, бытовые привычки, хозяйственный уклад, этническая психология, самосознание, система традиций помогают коренному населению противостоять их влиянию.

Более высокая стоимость жизни, что связано с продолжительностью отопительного сезона, суммарной теплоизоляцией одежды, суммой активных температур за вегетационный период, удорожанием затрат на освоение территории.

Экстенсивный, нацеленный на добычу сырьевых ресурсов тип природопользования, который преобладает над традиционным хозяйством жизнеобеспечения коренного населения с кочевым животноводством, оседлым морским промыслом и охотой. Диспропорции этих типов природопользования оказывают деструктивное антропогенное воздействие на природную среду.

Более острое проявление социально-экономического кризиса. Объемы производства на Севере снижались в 1,5-2 раза стремительнее, чем в среднем по России. Речь идет о снижении добычи нефти, угля, железной руды, золота, апатитового концентрата, уменьшении объемов заготовки и переработки леса, трудностях в аграрном секторе экономики и т.д.

Опасная тенденция автономного включения природопользования Севера в систему мирового хозяйства, что ведет к изъятию природных богатств, трудовых и интеллектуальных ресурсов и к зависимости регионов Севера от стран с развитой экономикой. Отсюда возникает потенциальная угроза государственному устройству России, ее экономике, жизнеобеспечению населения и экологическому состоянию среды.

Итак, Деятельность Совета Баренцева/Евро-Арктического региона (СБЕР) и Регионального Совета БЕАР ориентирована на становление широкого международного сотрудничества в Баренцевом регионе, содействие комплексному развитию регионов Северо-Запада, решению их социально-экономических и экологических проблем.

Среди направлений сотрудничества: экономика и туризм, защита окружающей среды, транспорт и коммуникации, энергосбережение, сельское хозяйство и оленеводство, коренные народы, информационные системы, Северный морской путь, здравоохранение, наука, культура и образование, молодежное сотрудничество, сотрудничество в рамках Программ ЕС Тасис и Интеррег.

Активизируется сотрудничество стран-членов Баренцева региона и ЕС в рамках стратегии "Северного измерения", ставшей, после ее одобрения в декабре 1998 года на саммите Европейского Союза в Вене, составной частью политики ЕС. Одной из целей стратегии "Северного измерения" является финансирование ЕС тех проектов в России, которые представляют значимость для всего Европейского Союза. Объективно осуществление стратегии "Северное измерение" будет отвечать интересам субъектов РФ при условии ориентации конкретных проектов на комплексное развитие Северо-Запада России. В частности, в 2000 году руководство Тасис включило Баренцев регион в число приоритетных наравне с Калининградской областью. Органам Баренцева региона на центральном и региональном уровнях предстоит определиться в действиях, необходимых для того, чтобы Баренцев регион получил четко обозначенную роль в "Северном измерении" ЕС, а сама стратегия наполнилась реальным содержанием.

  1. Булатов В. Н. Баренцев Евро-Арктический регион: история и современность: учеб. пособие для студентов вузов / В. Н. Булатов, А. А. Шалев. - Архангельск: ПГУ, 2008. - 173 с.
  2. Возможности сотрудничества в Баренц-регионе // Вестник Национальной академии туризма. - 2008. - № 1. - С. 3-3.
  3. Ковалева А.М. Экономическая география: Учебное пособие / А.М. Ковалева. - М.: Инфра, 2004. - 325 с.
  4. Лукашин С.И. Баренц регион: перспективы развития / С.И. Лукашин. -- М.: Аспект, 2004. - 349 с.
  5. Харитонов А.М.Экономическая география: учебник / А.М. Харитонов. - М.: Аспект, 2005. - 489 с.

7. Экономическая география: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: АСА, 2003. - 456 с.

Рубцова Н.А. Баренц-регион в условиях глобализации и регионализации // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 5. - С. 60-64.