Чуфут кале история. Чуфут-Кале — монументальный пещерный город Крыма. История крепости после лишения статуса столицы

Одно из самых крупных пещерных поселений – Чуфут-Кале - находится всего в трех километрах от Бахчисарайского дворца. Предположительно этот средневековый город возник в V-VI веках как византийское укрепление. Близость к Бахчисараю делает его одним из самых посещаемых туристами местом на полуострове.

История Чуфут-Кале

Город расположен на небольшом плато Бурунчак и окружен глубокими ущельями. Природный ландшафт и крепостные стены обеспечивали безопасность поселению, добраться сюда было весьма непросто. Единственный путь – это горная тропа, которая связывала жителей с остальным миром.

Первыми обитателями пещер были аланы, могущественное сарматское племя и союзники Византии, которые осели в горном Крыму. Упоминания о поселении в этих местах встречаются в письменных источниках с XIII века. Крепость на неприступной горе была известна под турецким названием Кырк-Ор. В 1299 году полчища татарского эмира Ногая совершили набег на полуостров, вместе с другими городами разорению подвергся и Кырк-Ор. Татары задержались в городе на длительный период, разместив здесь военный отряд.

Новый этап в жизни города начался в XIV веке, когда с восточной стороны укреплений поселились караимы, которые возвели второй ряд крепостных стен. При них Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром. А с середины XV до начала XVI века Кырк-Ор становится первой резиденцией крымских ханов и называется Кырк-Йер.

После переноса столицы Крымского ханства в Бахчисарай, в крепости остались одни караимы, при них поселение разрослось, и его восточная часть стала называться Йаны-Кале, что значит «новая крепость», а древняя часть Эски-Кале, что значит «старая крепость». По одной из версий, весь город тогда стал именоваться Джуфт-Кале, что значит «Парная крепость», это название и трансформировалось в нынешнее Чуфут-Кале. Также есть версия, что Джуфт-Кале означало – иудейская крепость, поскольку караимы были иудейского вероисповедания.

К концу XIX века, после того, как караимы покинули эти места, Чуфут-Кале опустел.

До революции в крепости действовали храмы, отмечались праздники караимской общины, проходили молебны. Содержались в порядке дома, на родовом кладбище хоронили усопших. До 20-х годов XX века в городе жили смотритель, сторожа и несколько семей.

Крепость сегодня

Пещерный город Чуфут-Кале – один из самых интересных памятников на полуострове. Начиная с XX века многие писатели и художники посещали крепость, среди них был Иван Крамской. Художник видел в пустынной местности Чуфут-Кале пейзажи, напоминавшие ему Палестину. А Владимир Набоков, побывав в этих местах написал: «Я видел мертвый город: ямы былых темниц, глухие храмы, безмолвный холм Чуфуткалэ... Небес я видел блеск блаженный, кремнистый путь, и скит смиренный,и кельи древние в скале».

До наших дней у Южных ворот города сохранились четырехъярусные боевые пещеры, соединенные внутренними ходами. Также обнаружены пещеры-подвалы, водопровод, остатки городских кварталов, оборонительных стен и храмов. Сохранились постройки разных периодов, среди них: мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша; остатки ханского дворца, мечети и монетного двора; богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы, жилая усадьба XIX века, принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.

Кроме памятника истории, Чуфут-Кале интересен и как уникальный природный объект, где архитектура слилась с нерукотворными пещерными лабиринтами. С плато, на которое ведет извилистая дорога, открывается потрясающий вид на природу Крымского полуострова.

Крым это уникальное места для отдыха в любое время года. Море, горы и многочисленные исторические памятники делают полуостров неповторимым. Посещая Крым, особое внимание следует уделить именно последним, так как благодаря историческим объектам можно узнать историю нескольких цивилизаций. Одним из таких крымских мест является крепость Чуфут-Кале.

Исторический комплекс Чуфут-Кале, располагается на горном плато всего в 2 км от Бахчисарая, высота пещерного города Чуфут-Кале над уровнем моря метров.

Существует несколько вариантов названия древнего поселения:

  • Чуфут Кале — «еврейская крепость», именно так звучит название крепости по крымско-татарски.
  • Кырк-Ер, так город назывался в период ханского господства,
  • Села Юхудим — «скала иудиев», подобное название можно встретить в литературе караимов до 50-х гг. 19 века.

Местность, где находится Чуфут-Кале прекрасно подходила для обитания — живописная долина, запас пресной воды, скала с плато, которая стала замечательным укрытием от непрошенных гостей.

История пещерного города и монастыря

Достоверных сведений о том, когда был построен Чуфут-Кале, нет, раскопки показывают, что здесь древние люди селились еще в эпоху неолита, а позже здесь находилось племя тавров.

Согласно одной из исторических теорий около 6 века Византия построила на горной вершине крепость для своих союзников — аланов, поселение получило название Фуллы. Уже позже в 10 столетии здесь находилось гото-аланское княжество, союзник Византийской империи, причем готские племена жили на Мангупе, а аланские на Чуфут-Кале.

Об этом государстве исторических сведений практически не сохранилось, только в 3 веке появляются упоминанию о том, что эти территории подвергались набегам татар, а в 1299 году город был разграблен ордой Ногая.

Захваченные территории татары назвали Кырк-Ор, где было организовано вассальное княжество, на территории которого проживали караимы. Спустя некоторое время город на непродолжительное становится столицей Крымского ханства, и здесь находилась резиденция Хана Наджи Герая, немного позже столицу переносят в Бахчисарай и начинается отток татаров из города. В период татарского господства в городской крепости содержали высокопоставленных пленников, так же здесь был устроен монетный двор.

После потери города статуса столицы и ухода из него местного населения, причем покидали его не только татары, но и христиане, в городе остались практически только караимы, передвижение которых было ограничено татарскими законами. С этого времени город начинает именоваться Чуфут-Кале — «Жидовская скала», названию был специально предан пренебрежительный оттенок.

ИНТЕРЕСНО! Название было дано не случайно, так как татары считали караимов, исповедавших одну из ветвей иудаизма евреями.

После подписания Кючук-Кайнарджинского договора в 1774 году и прихода сюда русских начинается еще один отток городских жителей, было отменено ограничение на проживание здесь крымчаков и караимов и они постепенно начали уезжать, а в 19 веке здесь осталась проживать только семья смотрителя.

На территории каменного Чуфут-Кале располагается действующий Свято-Успенский монастырь.

Монастырь здесь возник из-за гонений Византийской империи на монахов, которые вынуждены были убегать и селиться в Крыму. Постепенно в горных районах начинают возникать монастырские обители — Качи-Кальон, Шулдан, Челтер, однако татарские набеги 13 века их уничтожили. Практически единственной сохранившейся обителью стал Успенский мужской монастырь, который спустя 200 лет становится центром Крымского православия, здесь же располагалась резиденция митрополита.

ИНТЕРЕСНО! Существует еще одна версия возникновения монастыря — в древние времена в Майрам-дере жил змей, который уничтожал и людей и животных. Население стало просить Богородицу о защите, и она помогла — им змей пропал, а 28 августа прямо на скале возникла икона, а перед ней горящая свеча. Когда люди перенесли икону в дом к князю, на утро икона пропала и вновь возникла возле скалы. Люди решили не переносить больше чудотворный образ, а прорубить к нему лестницу, вокруг которой и возник монастырь названый в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Монастырь Чуфут-Кале пользовался уважениум не только у христиан, но даже первый хан из династии Гереев Хаджи I просил помощи у лика Богородицы перед военными походами, а впоследствии после победы слал богатые дары — воск.

Покровители у монастыря были и среди русских монархов — деньги жертвовали цари Федор I и Борис Годунов, Екатерина II и Александр I.

Стоимость посещения комплекса

Цена посещения древнего города составляет:

  • Для взрослых -200 руб.,
  • Пенсионеры -150 руб.,
  • Дети 16−18 лет и студенты -100 руб.

В стоимость билета не водит экскурсионное сопровождение, за него необходима дополнительная плата:

  • Взрослым — 100 руб.,
  • Детям и студентам 100 руб.,
  • Пенсионерам — 100 руб.,
  • Если обслуживается экскурсионная группа, билет — 1500 руб.

Официальный сайт пещерного города Чуфут-Кале (объединенный с Бахчисарайским дворцом) — handvorec.ru

Как добраться на машине, такси, общественном транспорте

Если добираться до пещерного города Чуфут-Кале на общественном транспорте, то для этого необходимо выехав с автовокзала в Бахчисарае на автобусе № 2 до остановки «Староселье», однако это не единственный транспорт которые предоставляет возможность сюда попасть, так же курирует много маршруток, однако следует уточнить доезжают ли они до этой остановки. От «Староселья» до комплекса следует пройтись пешком около часа, помочь в этом могут многочисленные указатели. Первым покажется монастырский комплекс, после получасового подъёма в гору предстанет и Чуфут-Кале.

Чуфут-Кале на карте (как добраться на машине):

Для того чтобы добраться сюда на автомобиле понадобиться около 15 минут. Для этого необходимо проехать в Бахчисарае по улицам Жданова, Ленина, Скалистой, однако доехав до Успенского монастыря автомобиль, придётся оставить, дальше не возможно передвижение только пешком.

Возможно также путешествие на такси или с помощью джипперов, которые провезут по наиболее живописным долинам прямо к Успенскому монастырю.

Экскурсии в Чуфут-Кале

Экскурсии по Чуфут-Кале оставляют неизгладимые впечатления у всех «гостей». Практически весь город высечен в скале, некоторые здания достигают трех этажей. В город раньше было два входа, а сам он был защищен рукотворной стеной и скалами. Внутри располагались казармы, мечеть, жилые помещения, ханский дворец и монетный двор, и продуктовый рынок.

Во время экскурсии туристы имеют возможность бродить по древним пещерам — «Христианскому пещерному комплексу», хотя доказательств того что христиане использовали их для культовых целей нет.
За пещерным комплексом располагается «улица Кенасская», где хорошо сохранились дома для молитв караимов, далее за ними следует ряд руин, которые оканчиваются мавзолеем Джанике-хатун — самым красивым сооружением всего пещерного комплекса.

За татарской усыпальницей расхоложено самое древнее сооружение комплекса — оборонительная стена, с оборонительными рвами, здесь же расположены ворота Орта-Капу, соединяющие древнюю часть города с городом караимов. Так же в этой части крепостного города имеется двухъярусная пещера, которую иногда называют тюрьмой и восточная стена с остатками башни и фундамент императорского дворца.

Кроме древнего города обязательно следует посетить и Успенский мужской монастырь. Он расположен в ущелье прямо в отвесной скале, куда проложены каменные тропинки и лестницы. В начале 20 века монастырский комплекс включал в себя пять храмов, гостевой комплекс, сад, фонтаны, часовню, однако в 20−30 гг. 20 века комплекс практически полностью был уничтожен.

Святую обитель удалось восстановить уже в послевоенное время, отреставрирована Успенская церковь, лестница в скале, построена колокольня, которую венчают золотые купола, отреставрированы религиозные росписи на скалах. В наши дни удалось полностью восстановить три храма, и кельи для монахов, дом настоятеля, оборудован источник.

Туристы, посетившие Чуфут-Кале и Успенский монастырь получат неизгладимые впечатления об удивительной истории крымского полуострова.

Видео-прогулка по Чуфкт-Кале:

Бахчисарайский район - прекрасное место для пеших познавательных прогулок. Мы с друзьями просто обожаем его цветущие сады и зеленые долины, окаймленные невысокими живописными горами. Я лично влюбилась в него с первого взгляда и навсегда. Район славится своими древними пещерными городами, вырубленными прямо в скалах на высоких столовых горах, где жили и скрывались гонимые народы, обороняясь от множества нападений. Кто только не пытался захватить Крым и установить там свое господство, какие только народы не боролись за его земли. И по сей день, надо сказать, борьба за этот лакомый кусочек земли продолжается. Самый хорошо сохранившейся пещерный город Крыма - это Чуфут-Кале. В нем сохранились не только пещерные помещения, но и наземные постройки, уже более позднего периода.

Для меня существование пещерных городов было тайной, я и не подозревала, что такие могут быть. Но, как выяснилось, жизненные обстоятельства бывают разные, и некоторым категориям граждан приходится рубить дома в скале. Посещение Чуфут-Кале было для меня откровением, после которого я долго не могла подобрать челюсть с земли. Древний город, где каждый камень дышит пылью веков. Город, спрятанный в недрах скал и хранящий еще кучу тайн, с крутыми извилистыми дорожками и удивительными панорамными видами на леса и горы Крыма. Очень впечатляет и вызывает вихрь эмоций и мыслей. В нем как нигде лучше бродить и размышлять о вечном, о связи поколений и народов. И не может не радовать тот факт, что теперь этот уникальный музей находится на территории России. Поэтому все ноги в руки, и топтать мощеные улицы древнего города!

История

Единого мнения о периоде возникновения города нет, но самая распространенная в различных источниках хронология такова: изначально город возник в VI в. как византийская пещерная крепость. Первые, кто поселился в городе, были алланы - воинственные иранские племена. В источниках того времени город упоминается под названием Кырк-Ор, что переводится как «сорок укреплений». В 1299 году татарская орда, периодически нападавшая на Крым, ограбила и этот город. Его мощные укрепления и оборонные стены впечатлили татар, и они сами расположили там свои гарнизоны. С XIV века в городе стали селиться караимы - беглый народ спорного происхождения. Кто-то говорит, что произошли они от хазар, кто-то - что от евреев, кто-то придерживается мнения, что караимы - это не этническая, а религиозная группа, а караизм в свою очередь - секта выделившееся от иудаизма. Мутная история, в общем. Караимов гнали ото всюду, также было и множество ограничений на их проживание в городах Крымского ханства. Поэтому они бежали в пещерные города, в которых им разрешили селиться. С тех пор город назвался Чуфут-Кале, в переводе - еврейский город. Караимы были ремесленниками, в городе на тот момент находилось множество мастерских, обслуживающих татар, в том числе и их монетный двор.

Караимы населяли город до конца XIX века. После присоединения Крыма к Российской империи ограниения на проживания караимов были отменены и потихонечку эти ребята спустились с гор и стали селиться во всех городах и поселках Крыма. На сегодняшний день существует и активно функционирует караимская община в Крыму. Потомки этого народа сохраняют и передают свой язык (во многом похожий на иврит) и свои традиции.

В настоящее время Чуфут-Кале - очень популярный туристический объект - натурный музей-крепость. В погожий день в сезон на крутых пещерных ступеньках и горных тропинках зачастую не разойтись - толпы туристов ломятся прикоснуться к древности с такой спорной и многонациональной историей.

Пещерный город-крепость находится на плато столовой горы с высшей точкой в 581 м. Под горой находятся прекраснейшие плодородные долины, с нее открываются удивительные виды на соседние горы. Скалистые склоны горы достаточно круты, лишь с одной стороны есть пешеходная тропа.

Что посмотреть

Вход на территорию города-музея платный, цена полного билета - 200 рублей, льготного - 100.

Основные объекты города отмечены на этом плане:

Бродить по руинам, пещерам и извилистым улочкам можно сколько угодно. Занятие это очень интересное и необычное. Жаль, только что в наземные постройки города не пускают и посмотреть на них можно лишь снаружи.

Зайти в город можно либо через Южные ворота, куда ведет основная горная туристическая тропка по склону, либо через Верхние ворота, куда можно доехать на УАЗике или джипе, если лень или иные обстоятельства не позволяют подняться пешком. Услуги извозчиков будут вам предлагаться на каждом шагу, начиная от остановки и до начала пешеходной тропы.

Все объекты города довольно необычные и интересные, но я расскажу про самые примечательные. По моему скромному мнению, естественно.

Пещерные помещения

Пещеры различного назначение вырубались в твердых известняках горы с самого VI века. Жилые помещения, тюрьмы, конюшни, погреба, смотровые комнаты для часовых и стрелков, склепы... Не зря город зовется пещерным. Наземные постройки появились уже значительно позже, изначально это был скрытый в глубинах скал тайный город-крепость.


В теплое время года в одном из пещерных помещений можно встретить музыканта, играющего средневековые и современные мелодии на причудливом струнно-щипковом инструменте. Очень атмосферно! И играет он, надо признать, мастерски.

Колодец Тик-Кую

Осадные колодцы есть во всех пещерных городах Крыма. Они служили укрытием для жителей города во время его осад и являлись источником воды на случай перекрытия доступа к источникам. С тюркского языка название переводится как вертикальный колодец. Грандиозные вертикальные и горизонтальные шахты, сакральные надписи, стертые ступени темных подземелий. Всякому будет любопытно. Вход в колодец платный, он не включен в стоимость билета на посещение города, на момент моего его посещения полный билет стоил 300 рублей, льготный - 150.

Вход в колодец находится на пешеходной тропе до ворот города, на склоне горы.

Караимские кенассы

Молитвенный дом или храм у караимов назывался кенасса. В городе рядом стоят две кенассы XIV и XVIII веков, довольно хорошо сохранившиеся. Внутрь не зайти, но и экстерьер их весьма занятен - древняя бутовая архитектура, интересные борильефы и оттиски на стенах.


Мавзолей Джанике-ханым

Мавзолей дочери Тохтамыш-хана, одного из Крымскох ханов XV века. Характерный образец сельджукской (родственной к османской) архитектуры. Внутрь нельзя, но можно туда заглянуть через решетку.


Наземные постройки

Хорошо сохранившиеся наземные постройки XVII-XVIII веков также представляют интерес для туриста своей необычностью и непривычностью для глаза современника. Жилые дома, оборонительные стены, ворота, руины храмов, дворцов и мечетей. Также интересна главная мощеная камнем улица, с продавленной колесницами глубокими колеями. Там же находится хорошо сохранившийся дом историка и архиолога, караима А. С. Фирковича, жившего в XVIII веке и внесшего огромный вклад в исследования и раскопки города.

В город части приезжают киношники для съемок исторических картин о самых различных эпохах и народах. И о пещерных людях, и о средневековых европейских купцах.


Караимское кладбище

За верхними воротами города, в 500 метрах от них по плато, в лесу, находится древнее кладбище караимов. Причудливых форм надгробия, исписанные эпитафиями на иврите и покрытые мхом в тенистом лес с черными деревьями стоят посещения. Мрачноватое, но атмосферное местечко. Излюбленное крымскими и приезжими эзотериками и прочими мистиками.

Как добраться

Чуфут-Кале находится в старом городе Бахчисарая, на его окраине, на конечной остановке автобусов «Староселье».

До Бахчисарая ежедневно ездят рейсовые автобусы из Ялты, Севастополя, Симферополя, Евпатории. Также, из Севастополя и Симферополя до города можно добраться на электричке. Точное расписание электричек есть на , никогда меня не подводило.

С ж/д вокзала до Староселья ходит автобус №2.

С автовокзала и из центра города туда ездит множество маршруток; конечная, как правило, написана на табличке. Но лучше уточнять у водителя, идет ли она в Староселье.


Выйдя на пятачке, вы уже не заблудитесь. Куча указателей будут стоять на дороге к городу, тьма экскурсоводов предлагать свои услуги. Идти к городу нужно будет по единственной дороге вверх. Сначала мимо пещерного Успенского монастыря, а затем по хорошо натоптанной тропе, которая начинается метрах в 50 от монастыря.

Экскурсии

Любое экскурсионное бюро предлагает организованные экскурсии в Чуфут-Кале. Все ларьки с экскурсиями, в изобилии представленные на набережных и главных туристических улицах, готовы отвезти-привезти вас, накормить, и снабдить квалифицированным экскурсионным сопровождением. Также частные экскурсоводы предлагают свои услуги прямо перед входом в пещерный город. Это, как правило, местные ребята, и доверять им вполне можно. Зачастую, они знают такие пикантные детали и интересные исторические местечки, которые неизвестны гидам широкого спектра деятельности.

Цена полной автобусной экскурсии - около 1500 рублей, частники предлагают свои услуги за 300-500 рублей.

Сувениры

Что касается сувениров, то их можно купить на конечной остановке «Староселье» - там небольшая площадь и рыночек, где торгуют абсолютно всем - самодельными кожаными кошельками и украшениями, турками и кофемолками, медом и магнитиками, свистульками и платками, чаем и оберегами, и многим другим. Также в лесочке на подходах к Южным Воротам города, стоят самодельные ларечки, где местные мастера также торгуют всем, что душе угодно.

Напоследок

Пещерные города-крепости встречаются нам с вами не на каждом углу. Это, почитай, не Макдональдс. Тем более такие таинственные, с богатой историей и кучей нераскрытых загадок. Будучи в Крыму грешно не посетить самый знаменитый из них. Тем более, что Крым маленький и где бы вы не отдыхали, дорога до Бахчисарая не отнимет много времени. Сооружения это уникальные и сохранилось их во всем мире не так много. Так что надо обязательно сходить поглазеть. А если эта тема затянет, то можно еще сгонять в Эски-Кермен, Мангуп-Кале, Тепе-Кермен и Качи-Кальон - тоже пещерные города Бахчисарайского района, все разные, каждый со своей изюминкой.

Если вы будете отдыхать в районе Бахчисарая, обязательно посетите пещерный город Чуфут Кале: вы не только сделаете потрясающие фото, но и расширите свой кругозор. Вы узнаете, какие народы проживали на территории полуострова задолго до вашего рождения, проникнетесь культурой древних племен, окунетесь в эпоху больших сражений, осады крепостей и поисков кладов. Это место – важный исторический памятник и одна из самых популярных туристических локаций.

История пещерного города Чуфут-Кале в Крыму

Правильнее будет назвать его комплексом. Кроме главного исторического объекта, туристы увидят старинную крепость. Искусственные пещеры появились в период раннего Средневековья. Сначала они носили имя Кырк-Ер. В 1299 году были захвачены Ногаем – темником Золотой Орды. Вокруг крепости постепенно выросло маленькое феодальное княжество. В VI-V веках оно расширяется к востоку от оборонительной средневековой стены. Новые поселения оказались без защиты. Чтобы исправить положение, жители города возвели еще одну стену – внешнюю.

Известный арабский историк и географ Абу-Аль-Фида говорил о городе VII, как о прибежище аланов – ираноязычного кочевого народа скифо-сарматского происхождения. Крымские правители давали иудеям разрешение на проживание в крепости. В это время появляется современное название. С караимского оно переводится как «Иудейская крепость» В городе вместе жили разные народы: караимы, греки, армяне, крымские татары. Земли вокруг не подходили для земледелия, поэтому главным занятием населения была торговля. Местные ремесленники обменивали свои изделия на необходимые товары. К середине IХ века город опустел.

Экскурсия к Чуфут Кале: описание маршрута, фото и видео

От Успенского монастыря дорога уходит в гору. Когда одолеете подъем, окажетесь перед наружными стенами. Это не ворота. Когда-то во внешних оборонительных пещерах прятались лучники. Справа вы увидите сооружение, напоминающее открытую теплицу.

Колодец «Тик Кую»

Это – древнее гидротехническое сооружение. Его глубина – 45 м. Археологи искали это место 10 лет. Удача пришла в 1998 году. На полную расчистку ушло 3 года: за это время было убрано 2500 т земли и камня. Земляная масса законсервировала исторический памятник в том виде, каким он был изначально. К 2001 он был открыт для посещения.

Во время раскопок был найден клад VIII-VIV вв. Исследователи выкопали горшок, набитый золотыми и серебряными монетами. Это самая дорогая находка за всю историю Европы. Стоимость некоторых элементов достигала десятков тысяч долларов. Особенно порадовал любителей древности золотой египетский динар. На территории постсоветского пространства он был найден впервые. При этом тот, кто нашел клад, не получил от государства 25%. Археологи не могут претендовать на них: считается, что они выполняют свою работу. Клад изучен только частично: часть монет находится в музее Симферополя.

Вход в осадный колодец перекрыт тяжелой железной дверью, попасть внутрь без сопровождения экскурсовода не получится.

На территории Крыма 12 пещерных городов. Все они имели подобные колодцы. Они обеспечивали людей водой во время осады. Гиды говорят, что когда-то пещерные города были практически идеальными военными укреплениями. Они надолго задерживали любого захватчика, но и у них было слабое место. Самые хитрые налетчики перекрывали доступ влаги в подземелья, и жители сдавались из-за мучившей их жажды.

«Тиу Кую» – подвальное помещение башни. Примерное время её строительства – VI-VII вв. Это византийская кладка. Возраст колодца отсчитывается от начала нашей эры. Углубления, располагающиеся на стене полукругом, говорят о том, что когда-то здесь находился массивный щит или ворота.

Все желающие могут спуститься на дно по винтовой сто двадцатиметровой лестнице. Она называется Алтын-Мердвен. Слово переводится как «золотая». Возможно, древние народы назвали её так, потому что в тяжелые времена каждая капля воды ценится выше золота. Византийские знаки, выбитые на стенах, сообщают нам, что колодцем пользовались очень долго.

Спустившись, вы увидите сам резервуар. Он заполнен дождевой водой. Он был немного модернизирован: чтобы поток не размывал ступени, провели трубу. На своде сохранился отпечаток рыбы. Его возраст – около 75 млн лет. Водоочистительный зал располагается ниже.

Южные малые тайные ворота

Если же вы хотите найти вход в Чуфут Кале, посмотрите на стену, которая располагается напротив внешних оборонительных пещер. Специально для туристов на ней повесили подсказку – желтую табличку-указатель. Вход невозможно увидеть издалека. Вы поймете, что он там есть, только когда подойдете вплотную. Это еще один способ средневековой защиты. В то время выбить ворота можно было только тараном. Чтобы сделать это, был нужен хороший разбег.

Проход внутрь платный: каждому человеку выдается персональная карточка. Он показывает её экскурсоводу, но не отдает. Чтобы попасть на территорию города, надо преодолеть солидный участок дороги. Вы придете к узкому каменному коридору. Крутой подъем и поворот.

Во времена, когда Чуфут Кале нуждался в защите, это место помогало сдерживать натиск врага. Протаранить ворота на узком участке было практически невозможно. Четыре ярда пещер: в каждой из них своего часа ждали лучники. Как только захватчики подходили вплотную к стенам, сверху на них обрушивались заранее заготовленные бревна, булыжники, бычьи пузыри, наполненные песком, лилась кипящая жидкость. Поднималась паника: у выживших не было путей отступления, сзади напирали другие войны. Тех, кому удалось выбраться, отстреливали лучники.

Южная оборонительная стена

Она разделяет комплекс пещер на две части. Скальные вырубки говорят, что когда-то она была выше на 20 см и проходила по кромке обрыва. Ученые предполагают, что 32 подземных помещения служили убежищем для монахов. Монастырь возник в ХII веке и просуществовал до образования Крымского ханства. Затем его отдали под хозяйственные помещения.

На нижнем ярусе вы заметите углубления и ниши. Это следы от подпорок столов. Здесь располагалась трапезная. Позднее туда загоняли скот.

Люди жили в двухэтажных каменных домах, не в пещерах. Они сами собирали и разбирали их. Старые камни служили стройматериалом для новых построек, поэтому жилые помещения не сохранились. Зато осталось место, которое не разбиралось никогда.

Кенасский дворик

Это древняя святыня – молельный дом караимов. На территории сохранились два храма XIV и XVIII века. Когда-то сюда не имела права заходить ни одна женщина. Они носили воду и оставляли её перед входом. Мужчины совершали омовение, снимали обувь и заходили в храм босыми. Около входа было самое почетное место. Здесь молились старики, вдовцы, уважаемые люди. За преградой к богу обращались все остальные жители, но исключительно мужского пола. Для женщин была отведена отдельная территория – женский дворик.

На востоке есть дорога. По ней до сих пор движется транспорт. Когда-то по этому пути в крепость въехала Екатерина Великая во время своего знаменитого путешествия по Крыму. После неё пещерный город посещали все правители.

Чуфут Кале на карте Крыма: где находится, как добраться на машине до Бахчисарая

Культурный памятник относится к Бахчисарайскому государственному историко-культурному заповеднику. В центре города сядьте на автобус №2 и попросите остановить на «Староселье». Отсюда надо идти пешком. Мы рекомендуем взять с собой карту местности или навигатор, но, если такой возможности нет, вы справитесь без них. Указателей вокруг много, они постоянно будут встречаться на пути. Ориентируясь по ним, вы легко доберетесь до места.

На машине этот отрезок пути от Бахчисарая до искусственных пещер вы преодолеете за 10 минут. Если поедете из Севастополя, потратите примерно час. Достопримечательность находится в 55 км от города.
Мы можем долго рассказывать о достоинствах Чуфут Кале, но фотографии и видео сделают это лучше. Нашу фотоподборку вы уже оценили, и теперь пришло время посмотреть ролик:

Я рассказала вам о дворце крымских ханов в Бахчисарае и о той истории любви, которая там произошла и которая настолько потрясла «нашего всё» Пушкина, что он написал о ней свою поэму — «Бахчисарайский фонтан».

Но славный город Бахчисарай может удивить вас ещё одним интересным местом. Это пещерный город Чуфут-Кале. До него от ханского дворца можно (и нужно) дойти пешком. Вот как мы это сделали.

Пещерный город Чуфут-Кале.

Выйдя из Ханского дворца, мы пешком отправляемся к следующим достопримечательностям Бахчисарая. Вблизи города также расположены Свято-Успенский мужской монастырь и средневековая крепость Чуфут-Кале .

По пути пытаюсь успевать делать фото, чтобы хоть немного проникнуться атмосферой места. В этом минус организованных экскурсий — ты не можешь «зависнуть» в каком-то понравившемся тебе месте, рассмотреть всё повнимательнее.

Так, я буквально на пару минут забегаю в сувенирную лавку, но не успеваю рассмотреть даже половину товаров. Только пару кадров сделать:


И всё равно умудрилась отстать от гида. Муж вытаскивает меня на улицу из сувенирной лавки, и мы догоняем группу бегом. В общем-то, можно было особо не торопиться. Если уж вы оказались в ханском дворце, то дальше вряд ли заблудитесь. В том направлении — к Чуфут-Кале — идет много народа. Дело в том, что на пути к Чуфут-Кале есть еще одно важное место, это Свято-Успенский пещерный монастыр ь.


Монастырь мы оставляем на обратный путь. Потому что на небе сгущаются тучи, и начал моросить мелкий дождик. Поэтому мы стремимся как можно скорее попасть на Чуфут-Кале, пока погода совсем не испортилась.

Миновав монастырские владения, мы продолжаем идти под моросящим дождём в гору. Асфальтированная дорожка заканчивается, и дальше дорога превращается в каменистую тропу.


А потому мой вам дружеский совет, граждане и особенно гражданки — одевайте не просто удобную, а хорошо сидящую на ноге обувь . Никаких сланцев — отобьёте себе пальцы о камни! Никаких каблуков или платформ, иначе вывихи лодыжек вам гарантированы. Только кроссовки и иже с ними.

По обеим сторонам тропы ютятся вездесущие палатки с сувенирами. Но лучше смотрите себе под ноги…Идти по такой тропе, по моим ощущениям не больше километра.

После этого мы попадаем на открытое плато:


И здесь уже просматриваются очертания пещерного города. Поэтому любопытство заставляет нас шагать бодрее. А дождь между тем всё усиливается. И некоторые дамы из нашей группы, не вынеся тягот каменистой тропы, поворачивают назад — обувь у них явно не подходила для такой прогулки…

А мы уже приближаемся к Южным воротам, за которыми таится целый мир подземных и наземных сооружений… Когда-то вражеские воины, попадая на узкий пятачок перед воротами, оказывались как на ладони для защитников крепости и попадали под их прицельный огонь… Но это когда то давно, а сейчас за воротами стоит касса и можно войти в Чуфут-Кале совершенно спокойно, купив билет за 200 руб.


История города.

Не буду утомлять вас подробным пересказом многовековой истории Чуфут-кале, друзья. Но всё-таки несколько слов том, как возник этот город и какие события происходили в нём, сказать стоит. Потому что без этого непонятно будет, что за место и почему в него стремятся попасть многие туристы.

Одни считают, что город возник в V-VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. По мнению других, укрепленное поселение возникло здесь в X–XI вв. В любом случае, несмотря на свой древний возраст, этот пещерный город — самый хорошо сохранившийся из всех подобных городов в Крыму.

Самые ранние письменные источники, которые сообщают о нём, датируются только XIII–XVII веками. В это время укрепление носит тюркское имя и называется Кырк-Йер («земля рода кырков» , тюрк.), или Кырк-Ор («сорок укреплений» , тюрк.), или, не исключено, Кырк-Ер («сорок расселин» , тюрк.). Караимы, считающие Чуфут-Кале своим родовым гнездом, находят наиболее правильным название Джуфт-Кале («двойная крепость» , тюрк.; варианты: Чуфт-Кале, Чифт-Кале ). Однако на картах и в книгах в большинстве случаев зафиксирован искаженный по написанию и смыслу, фактически ошибочный вариант топонима - Чуфут-Кале («иудейская крепость» , тюрк.)

На раннем этапе существования города основное его население составляли аланы - самое могущественное из позднесарматских племен иранского происхождения. Они стали проникать в Крым со II в. н. э. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. В 1299 г. татарская орда эмира Ногая совершила очередной набег на Крымский полуостров. Среди прочих ограбленных городов значился и Кырк-Ор. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон. На рубеже XIV–XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремеслеников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города.


Первый крымский хан Хаджи-Гирей , по достоинству оценив крепость, в XV в. превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она и позднее укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность. После разгрома Золотой Орды Крымское ханство заметно усилилось, и значение Кырк-Ора как крепости упало, крымский хан Менгли-Гирей переселился в новую столицу - Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.

После ухода татар караимы жили здесь еще более 200 лет. Приняв иудейскую религию, караимы были последователями древнееврейской ветхозаветной Библии. Со временем слово «караим» стало этнонимом - названием народности.

После завоевания Крыма и включения его в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Царское правительство разрешило караимам жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Евпаторию и другие города. Так что к середине XIX в. город опустел окончательно.

Однако на Чуфут-Кале до сих пор сохранились архитектурные памятники, отражающие различные этапы истории этого города.

И под усиливающимся дождём мы отправились их осматривать. Первым делом нашему осмотру подверглись пещеры (всё -таки это же пещерный город!). Почувствовать себя пещерными людьми желали все. Выглядело это как-то так:



Однокомнатная пещера-«малосемейка», видимо:


Увлекательно лазать по пещерам, доложу я вам. Но стоит вылезти из первых пещер и отправиться дальше, вверх по мощёной булыжниками улице — там тоже есть что посмотреть…

На самом деле тут сохранились и вполне цивилизованные постройки.

Одни из таких построек — это кенассы. Кенасса это караимский молельный дом, т.е. церковь по нашему. Вот так она выглядит.


Заходим во дворик:


Далее на нашем пути нам встречаются руины мечети . Крым за свою историю множество раз уходил из под влияния одних народов и попадал под влияние других. Поэтому на одном и том же клочке земли можно увидеть следы разных цивилизаций и культур. От мечети остались кусочки стен и места где были колонны.


В это время дождь полил как из ведра, и лучшее, что смогла для нашей группы придумать тетёнька-гид, это укрыться под сводами мавзолея-усыпальницы. Чтобы переждать дождь и узнать историю великой женщины, которая и была похоронена в этой усыпальнице .

История Джаныке-ханым, крымской Жанны Д’Арк


Мавзолей Джаныке-ханым (а на фото именно он) — это монументальное восьмигранное сооружение с высоким порталом. В глубине мавзолея, на ступенчатом возвышении — гробница с арабской вязью: «Это гробница знаменитой государыни Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-Хана, скончавшейся месяца рамазана 841 Хизры» (1437-38 г.). По принятой легенде Джаныке-ханым была начальницей тысячного гарнизона пещерного города и погибла, защищая город во время осады. На месте смерти дочери Тохтамыш-Хан воздвиг мавзолей.

Есть и реальная история этой женщины . В ней меньше патетики и лирики, но из неё больше понятно, чем эта женщина заслужила уважение к себе. И эта история такова.

Владелец Кырк-Ора, хан Киркельский Хаджибек, будучи вассалом Золотой орды, выдал свою дочку Тогайбек за золотоордынского хана Тохтамыша. Она стала его третьей женой, и от этого брака родилась Джаныке (Наныкеджан). Около 1397 г. Тохтамыш-Хан выдал юную дочь за эмира Белой Орды, основателя Ногайской Орды, Едыгея . Ему прочили большое будущее. Но Едыгей, надежда и опора Тохтамыша, предал любящего тестя, перейдя на сторону бывшего покровителя тестя, Тимура. В припадке ярости Тохтамыш убил не менее любимую Тогайбек, мать Джаныке.

Повзрослевшая Джаныке совершила в 1416 г. с пышной свитой паломничество в Мекку и стала известной персоной в мусульманском мире (да, ничего не меняется, друзья, под Луною: «засветись» вовремя в культовом месте — и ты звезда, как говорится). В 1420 г. сын Тохтамыша и любимый брат Джаныке, Кады-Берды-Хан повёл войска через Итиль (Волгу) на Едыгея. Бой состоялся на р. Яик. Оба полководца не вернулись с поля боя.

Джаныке-ханым остаётся старшей в роду Тохтамыша, тем самым, возымев самостоятельность и политический вес, как сейчас сказали бы. Но она не стала бороться за власть в Орде, а, будучи правительницей Кырк-Ора, применила своё политическое влияние на то, чтобы Крымский улус Золотой Орды стал независимым государством. Не претендуя на власть, она дальновидно поддержала Хаджи- Гирея, ставшего основателем Крымского Ханства, родоначальником династии Гиреев, который и перенёс резиденцию из Солхата в Кырк-Ор. Здесь в столице новосозданного Крымского Ханства и скончалась Джаныке-Ханум в возрасте пятидесяти с лишним лет в 1437 г. Она была погребена с почестями великой государыни.

Вот эту историю мы и услышали в тишине сводов её мавзолея. Но наша туристическая группа никак не потревожила покой этой дамы: произведенными в 1940 году расчистками и вскрытием склепа установлено, что усыпальница не раз была разорена, поэтому захоронения в ней не обнаружено.

Вот тебе и роль личности в истории. И роль мусульманской жены в истории целого города. Так что, есть женщины в любых селениях…

А дождь меж тем стих. И мы отправились дальше исследовать Чуфут-Кале. Благо дорога, которая вела дальше, позволяла это сделать — над проезжей частью, по которой нёсся мутный поток, возвышался нормальный такой тротуар! Берите пример, мэры современных городов!


Вскоре перед нами нарисовалась арка. Это арка располагается в средней оборонительной стене.


Стена делит город на старый и новый. Ну понятно. что все это условно.

Справа опять видно какое то, хорошо сохранившееся строение. Это усадьба Фирковича. Товарищ Авраам Фиркович был известным караимским историком и археологом.


Фиркович жил тут до середины 19 века, ну а после него тут жил смотритель Чуфут-Кале.

Можно заглянуть за стену и там открывается вот такой замечательный вид.


Ну, а настоящим сюрпризом этого дня стала для нас музыкальная пауза в одном из каменных подземелий:


Туда мы спустились всей группой, влекомые звуками нежной музыки… Казалось, будто это хитрый дух подземелья заманивает нас в свои владения. Но всё оказалось гораздо интереснее: в подземной комнате нас встретил симпатичный парень с необычной гитарой, из которой он и извлекал столь мелодичные звуки…


Акустика в помещении идеальная, как ни странно. Потому что вообще-то это подвал одного из зажиточных домов, хоть и с тремя окнами. Стоим как заворожённые, слушаем музыку, каждый думает о своём. Энергетика места проникает в мысли. Никакой суеты. Ничего лишнего в голове. Лишь думы о вечности…

Тем более, вид из окон этого самого подвала очень уж впечатляющий… Да и сам подвал немаленький такой, двухъярусный.


Сдаётся мне, не овощи с грядок здесь хранили…Прямо вот вижу явно: стоят вдоль стеночек сосуды с крымским вином, и ближе к вечеру, тихо улизнув от всех домочадцев, сидит тут хозяин дома с парой верных друзей и обсуждает последние городские новости…

Нагулявшись по подземельям, мы вылезли наверх.


По направлению к мавзолею шагала очередная туристическая группа (видимо, так же пережидали где-то дождь…) Ну, а мы попив горячего чаю с крымскими травами из термоса, выдвигаемся в обратный путь, к Южным воротам.

А там нам навстречу попалась ещё и такая вот необычная группа «туристов»:


А вот эта парочка отстала от всех:


Видимо задержались, делая «селфи» на фоне пещер)))

В общем, Чуфут-Кале нас впечатлил. Место, конечно, очень энергетически заряженное. Если б не привязка ко времени отъезда экскурсионного автобуса, мы бы побродили здесь подольше.

Теперь же путь наш лежал в Свято-Успенский пещерный монастырь.

Свято-Успенский пещерный монастырь.

Итак, монастырь православный. Опять же несколько версий по поводу времени его основания существует. По одной версии, был основан на границе 8 и 9 века и практически был центром христианства в Крыму. В то время, Крым находился под татарским влиянием, христианам приходилось очень нелегко, их всячески притесняли, облагали огромными непосильными налогами. И они укрылись от этого притеснения в горных расщелинах. Затем на некоторое время монастырь прекратил свою деятельность, но в 14 веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. И с 15 века

Другие считают, сто монастырь появился где-то в 15 веке. Но как бы то ни было, Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма, начиная с 15 и вплоть до 18 века. Он вполне успешно пережил русско-турецкие войны. В Крымской войне в 1854-1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

Но от советской власти он не спасся. Как гласят первоисточники, «в 1921 году монастырь был закрыт, имущество разграблено, монахи расстреляны». Уж кто бы сомневался… Во время Отечественной войны на территории Успенского монастыря разместили военный госпиталь, а после войны открыли самую настоящую психлечебницу. И только в 1993 году монастырь снова возродился.

Для того, чтобы увидеть сам монастырь, придётся немного потрудится — наверх идёт крутая лестница. Но зато вид оттуда открывается весьма достойный:


Фотографий внутри мы не делали, там это запрещено. Но я опишу. Внутри храм очень маленький. Народа много. Один поток идёт наверх, внутрь храма, другие вниз — на выход. Основное помещение храма невелико. Меня поразил потолок этого небольшого помещения: он каменный, и видно, что его усердно тесали, так как он весь испещрён каким-то специальным долотом. Прямо по центру, конечно, иконостас, а за ним алтарь. А если посмотреть направо, там есть небольшая комнатка, где находиться икона Матери Божией Бахчисарайской, называемая Панагией.

Туда люди заходили по очереди, молча стояли у иконы и молча выходили. И прямо здесь же, на выходе из комнатки, сидела шустрая бабуля и к каждому (!) человеку обращалась с просьбой о пожертвовании. Честно, меня это коробило. Сидела бы она молча, или где-то уже на спуске, и глядишь — было бы и не так …слово не могу подобрать нужное…Нарочито, что-ли… А так, человек выходит, погруженный в свои мысли, а тут ему поперёк дороги — дайте-подайте на храм! Меня как-то покоробила такая прямолинейность… Или я слишком чувствительная?


Вообще, меня больше впечатлил наружный вид монастыря. Нависающие каменные карнизы, иконы, нарисованные прямо на скалах… Это была последняя точка съёмки. Делаем пару фоток (а на большее у нас времени уже не остаётся). И отправляемся обратно на место парковки нашего автобуса.

Тут же расположена стоянка для многочисленных автомобилей, есть кафе и даже гостиница.


А у нас предусмотрительно заказан обед в одном из этих кафе. Который к нашему возвращению уже готов. Желаем себе приятного аппетита (а уж с этим у нас после 3-х часовой прогулки под дождиком проблем нет!) и принимаемся за еду


Отправляемся в обратный путь сытые и довольные. Автобус плавно едет, гид рассказывает…Я проваливаюсь в сон.

В общем, подведём итог этой экскурсии. Чуфут-Кале однозначно стоит увидеть. Подъем в гору не такой уж страшный (мне после он и вовсе показался лёгкой прогулкой), только вот с совсем маленькими детьми, наверно, не стоит туда лезть. Хотя дети тоже разные бывают…

О монастыре впечатление сложилось как-то по остаточному принципу. Ну, если учесть, что мы с утра ещё и посмотрели, то это понятно — эмоциональный перегруз имеет место быть.

А в целом, Крым продолжал удивлять, покорять нас своими красотами и…Стоп. Об этом — в следующих постах. На этой ноте закончу свой рассказ.

До встреч на блоге!