Экспорт южной кореи. Экономика Республики Корея (Экономика Южной Кореи). Машиностроение Южной Кореи

Главными статьями экспорта для Кореи на протяжении последних лет являются легковые автомобили, сталь, полупроводники, электроника и грузовые морские суда. Все эти изделия в основном производятся на внешний рынок. За границу, в частности, уходит примерно половина всех произведенных в Корее автомобилей (в 2001 г. - 1,5 млн. из 2,95 млн.) и практически все крупные корабли, построенные на корейских верфях. В 2001 г. на первом месте находились полупроводники (9,5% всего экспорта). За ними следовали автомобили (8,8%), компьютеры (7,4%), средства сотовой связи (6,6%), и корабли (6,4% корейского экспорта).


Каким образом отсталая и бедная Корея смогла совершить экономический рывок, не имеющий равных во всей мировой истории? Если попытаться кратко описать избранную корейским правительством стратегию, то основой ее была ориентация на экспорт. Фактически за последние 35-40 лет Корея превратилась в своеобразную "страну-фабрику", которая ввозит из-за границы сырье и полуфабрикаты, превращает их в готовые изделия и отправляет эти изделия за границу. Другого выбора у лишенной запасов природных ископаемых Кореи, по сути, и не было. Однако ясно, что следствием такого стратегического решения стала крайняя зависимость Кореи от экспорта. Ситуация на мировых рынках, колебания курсов валют, изменения в таможенном законодательстве самым непосредственным образом затрагивают любого корейца, а экспортно-импортные сводки внимательно читаются всеми, кто так или иначе связан с корейской экономикой.

Стремительный рост корейской внешней торговли начался в середине 1960-х годов, то есть тогда, когда страна перешла к экспортной стратегии экономического развития. На протяжении четверти века (1964-2000 гг.) Южная Корея занимала первое место в мире по темпам роста своего экспорта, который в среднем увеличивался на 22,4% ежегодно (в особо удачные годы экспорт удваивался). В 2001 г. сравнительно небольшая Корея как по объему своей внешней торговли в целом, так и по объему экспорта находилась на 13-м месте в мире. Ее экспорт составил 150,6 млрд. дол, а вся внешняя торговля (экспорт и импорт вместе) - 291,5 млрд. дол. Для сравнения: по объему своей внешней торговли Россия в прошлом году занимала в мире 17-е место, ее экспорт составил 103,1 млрд. дол., а внешняя торговля в целом - 162,1 млрд. дол., то есть почти в два раза меньше южнокорейской. Это означает, что огромная Россия по масштабам своей внешней торговли находилась на одном уровне с Малайзией и Швецией, но существенно отставала не только от Тайваня, но даже от: города-государства Сингапура.

Крупнейшим внешнеторговым партнером Южной Кореи вот уже много лет являются США, объем торговли с которыми в 2001 г. составил 53,4 млрд. дол. (18,3% всего корейского внешнеторгового товарооборота). На втором месте находится Япония (43,1 млрд. дол. или 14,8% товарооборота), за ней следуют Китай (10,8%), Гонконг (3,7%) и Тайвань (3,5%). На шестом месте - Саудовская Аравия, торговля с которой весьма несбалансированна: корейский экспорт из этой страны составил 8 млрд. дол., а импорт - всего лишь 1,3 млрд. дол. Причина такого дисбаланса понятна: для Кореи Саудовская Аравия является одним из важнейших поставщиков нефти. 7-10 места в десятке главных корейских торговых партнеров занимают ФРГ, Индонезия, Австралия и Сингапур.

Торговый оборот с Россией в 2001 г. составил только 2,9 млрд. дол., так что среди южнокорейских торговых партнеров наша страна занимает скромное 29-е место. При этом российско-корейская торговля также несбалансированна: в 2001 г. корейский импорт из России составил 1929 млн. дол, а экспорт в Россию - 938 млн. дол. (здесь используются данные корейской статистики, так как Госкомстат РФ в своих публикациях называет заметно меньшие цифры). Дисбаланс вызван тем, что в торговле с Кореей, как и в торговле РФ в целом, преобладает сырьевое направление. Главные статьи корейского экспорта в Россию - продукты нефтехимии (20% всего экспорта), продукты питания, текстиль, автомобили и электроника. Россия продает в Корею минеральное сырье (примерно 30% всего импорта из России), металлоизделия (в основном - металлом для корейских металлургических комбинатов) и морепродукты. Впрочем, к этим цифрам следует подходить осторожно, так как они отражают только "официальную" торговлю - да и ту не в полной мере. В российско-корейской торговле, как известно, немалую роль играют "челноки", особенно заметные на Дальнем Востоке. Деятельность этих мелких и средних предпринимателей, равно как и полулегальный ввоз подержанных корейских автомобилей, официальной статистикой отражается только отчасти. Относится это, кстати, и к корейской торговле с Китаем, реальный объем которой также больше официально заявленного.

Главными статьями экспорта для Кореи на протяжении последних лет являются легковые автомобили, сталь, полупроводники, электроника и грузовые морские суда. Все эти изделия в основном производятся на внешний рынок. За границу, в частности, уходит примерно половина всех произведенных в Корее автомобилей (в 2001 г. - 1,5 млн. из 2,95 млн.) и практически все крупные корабли, построенные на корейских верфях. В 2001 г. на первом месте находились полупроводники (9,5% всего экспорта). За ними следовали автомобили (8,8%), компьютеры (7,4%), средства сотовой связи (6,6%), и корабли (6,4% корейского экспорта).

Импортирует Корея в основном сырье и (что не очень афишируется) технологии. В Корее полностью отсутствуют свои энергоносители, так что вся нефть и весь газ в стране импортные. Корея, несмотря на свои небольшие размеры, является пятым в мире импортером нефти! В 2001 г. нефть составила 15% всего корейского импорта в стоимостном выражении. За нефтью идет газ - примерно 3% всего импорта. Импортируется также заметная часть угля, в том числе и весь коксующийся уголь, без которого не может работать корейская металлургия. Именно коксующийся уголь является третьей по значению статьей импорта. Наконец, ввозится в Корею и примерно половина необходимой стране железной руды, а также древесина и иные виды сырья.

С точки зрения внешней торговли, 2001 год был не самым удачным для Кореи - в отличие от очень успешного 2000 г. В прошлом году существенно снизились цены на некоторые продукты корейского экспорта - в первую очередь, на сталь и полупроводники. Немалую роль тут сыграли события 11 сентября, которые негативно повлияли на экономику США - главного торгового партнера Кореи, а также трудности, которые во второй половине года переживали крупнейшие развитые экономики. Поэтому корейский экспорт в 2001 увеличился по сравнению с 2000 г. всего лишь на 0,7% - самый скромный результат с 1989 г. Немало проблем Корее создали и высокие цены на нефть, которые держатся уже довольно долго (к немалому удовольствию России). В то же время внешнеторговый баланс, несмотря на все трудности, остался положительным, то есть экспорт превышал импорт: в 2001 г. Корея продала товаров на 8.4 млрд.дол. больше, чем купила.

Однако эти проблемы - тактические и временные: цены, в конце концов, колеблются всегда, и за нынешним спадом неизбежно придет подъем. Увы, тактическими проблемами дело не исчерпывается: все большую стратегическую угрозу корейским внешнеторговым компаниям представляет Китай. Связано это со структурой корейского экспорта, в котором традиционно большую роль играли трудоемкие отрасли средней сложности - кораблестроение, автомобильная промышленность, металлургия. В этих областях главным преимуществом Кореи раньше было наличие недорогой и очень дисциплинированной рабочей силы, а также высокий уровень образования. В последнее время ситуация радикально изменилась. Корейские рабочие теперь согласны трудится только за такие зарплаты, которые не слишком отличаются от испанских или греческих, в то время как в Китае рабочим платят по-прежнему немного. В начале 2002 г. средняя зарплата рабочих на конвейере составляла в Корее 7,75 долларов в час, а в Китае она была в восемь раз ниже - всего лишь 0,92 доллара в час. Этот разрыв позволяет китайским фирмам постепенно вытеснять корейских конкурентов из трудоемких отраслей. Уже сейчас китайское давление ощущ""ается в судостроении и металлургии, не за горами появление и неплохих китайских автомобилей.

Корейские фирмы пока видят два выхода из этой потенциально опасной ситуации. Первый выход - это наращивание высокотехнологических производств, в первую очередь - в области электроники, информатики и телекоммуникаций. В этих областях китайские производители пока не составляют серьезной конкуренции, но зато корейским компаниям приходится решать другую сложную задачу: входить на сложившийся рынок, уже давно занятый западными и японскими фирмами. Второй выход - это постепенный перенос технологически простых, но трудоемких производств за пределы Кореи, в страны с дешевой рабочей силой. Не случайно, что все больше корейских компаний создают свои заводы в Малайзии, Вьетнаме и, конечно же, в самом Китае.

В любом случае ясно, что отказаться от ориентации на экспорт Корея в обозримом будущем не сможет. Экспорт - главное условие процветания страны, основа всей ее экономики.

Экономика Южной Кореи по состоянию на 2009 год является 14-й в мире по валовому внутреннему продукту (по паритету покупательной способности) и 15-й в мире по номинальному ВВП. Валовый национальный продукт на душу населения вырос со 100 долларов США в 1963 году до более чем 28 000 долларов США в 2009 году.

Ключевые направления южнокорейской экономики за шестидесятилетнюю историю существования государства сильно изменились. В 1940-х годах страна экономика страны опиралась преимущественно на сельское хозяйство и лёгкую промышленность. В течение следующих нескольких десятилетий акцент сместился в сторону лёгкой промышленности и производства товаров народного потребления, а в 70-х и 80-х годах XX века - в сторону тяжёлой промышленности. В течение 30 лет после того, как президент страны Пак Чонхи в 1962 году объявил начало первой пятилетки, экономика страны росла очень высокими темпами, а её структура сильно изменилась.

Бурный экономический рост 80-х годов замедлился к концу десятилетия. К тому времени этот рост составлял 6,5 % в год, а с повышением заработной платы населения выросла и инфляция.

Как и в других высокоразвитых странах, к началу 90-х годов сфера услуг стала доминирующей в экономике страны, а в начале XXI века она составляет две трети всего ВВП.

Бюджет страны разрабатывается министерством планирования и бюджета и утверждается парламентом страны. В 2006 году внешний долг предполагалось удерживать на уровне около 30% ВВП, однако уже в 2007 году началось его снижение в процентном отношении. Налоговая нагрузка предполагалась на уровне 20%. В недавнее время этот показатель увеличился ввиду сокращения доходов. В течение периода 2005-2009 этот показатель удерживался на том же уровне. Акцент в расходной части бюджета в 2005-2009 годах был сделан на сектора экономики, которые более остро нуждаю

тся в поддержке правительства. Было вложено больше денег в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и образование. Увеличены также расходы на оборону.

Финансовая и банковская система Республики Корея

Финансовые учреждения в Южной Корее можно разделить на три основных категории: центральный банк, отдельные банковские организации и небанковские организации, такие как страховые компании, венчурные фонды и т. д. Основы современной финансовой системы в Южной Корее были заложены в начале 1950-х годов, когда был принят ряд нормативных документов, регулирующих деятельность банковской системы.

Большая часть небанковских финансовых учреждений возникла в течение 1970-х годов с целью диверсификации финансовых ресурсов и стимуляции денежного обращения в стране, а также для привлечения инвестиций. Начиная с 1980-х годов несколько коммерческих банков и небанковских финансовых организаций вовлечены в программу ускорения либерализации и интернационализации экономики. Общее количество филиалов коммерческих банков в июне 2004 года составляло 4448.

Единоличное владение ценными бумагами банков было ограничено в 1982 году. Предел составлял 8 % в 1982 и был ужесточён до 4 % в 1994 году. Однако в 2002 году этот он был снова поднят до 10 %.

Активы банков (на июнь 2004 года) распределялись следующим образом:

  • Общенациональные банки: 661 881,6 трлн вон (80,3 %).
  • Специализированные банки: 61 886,2 трлн вон (7,5 %).
  • Отделения иностранных банков: 100 196,1 трлн вон (12,2 %).

Специализированные банки начали создаваться в 60-х годах XX века. Главным образом они образовывались для поддержки ключевых секторов экономики (согласно пятилетним экономическим планам). Сейчас специализированные банки работают в основном с сельским хозяйством (National Agricultural Cooperative Federation), рыболовством (National Federation of Fisheries Cooperatives), внешней торговлей (Export-Import Bank of Korea), промышленностью (Industrial Bank of Korea) и пр.

Статистические показатели Южной Кореи
(по состоянию на 2012 год)

Центральный банк Южной Кореи был основан 12 июня 1950 года. Главной его функцией является выпуск национальной валюты, определение монетаристской и кредитной политики, контроль за курсом иностранной валюты, исследование и сбор статистики о финансовой системе страны, регулирование деятельности частных банков. Банк Кореи осуществляет кредитование правительства и является проводником деятельности правительства в отношении банков страны. Все южнокорейские банки поддерживают свою кредитоспособность через Центробанк Кореи.

Инвестиции в Республике Корея

В Южной Корее объём внешней торговли в 2005 году составил 70 % от ВВП, а доходы компаний, которые инвестировались из-за рубежа, составили почти 14 % от объёма продаж всей промышленности. Южнокорейское правительство направляет усилия на привлечение иностранных инвестиций в страну. Самый свежий пример - открытие крупнейшего в мире LCD-комплекса в Пхаджу, всего в нескольких километрах от Демилитаризованной зоны. Крупнейшие инвесторы в южнокорейскую экономику - США, Япония и Великобритания.

Для того чтобы сделать экономику страны более привлекательной для иностранных инвестиций, правительство приняло ряд мер, среди которых следует отметить принятие нового нормативного документа - «Акта об операциях в иностранной валюте» (англ. Foreign Exchange Transaction Act). Эти меры были разбиты на два этапа с расчётом на два года. Главные цели - либерализация капитала и модернизация рынка обмена валюты. В мае 1998 года был упразднён потолок на иностранные инвестиции в южнокорейские акции без фиксированного дивиденда. С 25 мая того же года иностранцы могут покупать доли в любой южнокорейской компании без разрешения совета директоров (за исключением компаний военно-промышленного комплекса и общественных объединений). Иностранцы могут приобретать до 50 % стоимости общественных объединений.

В апреле 2002 года правительство представило планы развития рынка иностранной валюты с целью создать в Южной Корее более инвестиционно привлекательный климат. Была упразднена процедура сертификации Центральный банком страны и упрощён документооборот при совершении финансовых сделок. Движение капитала стало более свободным.

Промышленность Республики Корея

Промышленность составляет более чем 25% ВВП, в ней занято около 1/4 части работоспособного населения. Большинство предприятий - небольшие, семейные подряды, небольшое число фирм представлено на национальной фондовой бирже. Около 20 крупных компаний производят до 1/3 всей промышленной продукции. Они заключают субподрядные договоры о производстве комплектующих товаров и услуг с малыми и средними предприятиями. Промышленное производство Республики Корея сместилось от текстильных товаров к электронным, электротехническим товарам, машинам, судам, производству нефтепродуктов и стали. Горнодобывающая отрасль промышленности занята разработками графитовых месторождений, добычей каолина, вольфрама и низкокачественного угля, который используется в энергетике. Крупнейшими отраслями промышленности являются производство электроники, кораблестроение, автомобильная промышленность, строительство и текстильная промышленность.

Производство добывающих отраслей в 1990-е гг. и в первые годы 21 в. стагнирует или даже сокращается. Запасы каменного угля исчисляются в 1,5 млрд. т, однако добыча его, составившая 24,5 млн. т в 1985 г., затем постоянно снижалась до 5 млн. т (2000 год). В свою очередь производство железной руды после своего максимума в 665 тыс. т в 1985 г. также снизилось до 180 тыс. т. Эта же тенденция характеризует добычу графита и других минеральных ресурсов. Процесс сокращения добычи отечественного сырья связан с растущей конкуренцией импорта более дешёвого и качественного топлива и сырья, главным образом из Австралии, Канады, США, Индонезии.

Важное место в экономике страны играют металлургия, химическая промышленность, судостроение. Производство в Республике Корея морских судов увеличилось в 1980-2000 гг. в 7 раз (общая грузоподъёмность 12 млн. т), производство стали - в 1,7 раза (41 млн. т). Динамично развиваются такие отрасли промышленности, как электроника, автомобилестроение, биотехнология. Выпуск автомобилей в 1980-2000 гг. вырос в 23 раза (2,8 млн. шт.). В долгосрочной перспективе (к 2010 году) южнокорейское правительство планирует увеличить объём производства до 4,25 млн автомобилей в год и объём экспорта до 2,1 млн автомобилей в год.

В настоящее время Южная Корея занимает одно из первых мест в мире по производству потребительской электроники. Сейчас в стране, как и во всём мире, наблюдается тенденция к переходу на цифровые технологии, что повышает спрос на такие продукты как цифровые телевизоры, DVD, MP3-плееры и т. д. Крупнейшие компании в отрасли - LG, Samsung и Daewoo Electronics. Они производят практически весь спектр потребительской электроники, большая часть которой идёт на экспорт. Объём производства потребительской электроники составил 17,6 млрд долларов в 2002 году, экспорт составил 11 млрд долларов.

Полупроводниковая промышленность производит интегральные микросхемы и полупроводниковые приборы, такие как диоды и транзисторы. В Южной Корее данная отрасль является одной из важнейших в экономической структуре. Её бурное развитие началось в середине 1980-х годов. В результате, начиная с 1992 года, полупроводники являются крупнейшей статьёй южнокорейского экспорта, составляя в нём 10 % (по состоянию на 2002 год).

Сельское хозяйство и рыболовство Республики Корея

Рисовые поля в Кёнджу.Климат Южной Кореи относится к муссонному типу с тёплым и влажным летом и относительно холодной и сухой зимой. До XX века основной продукцией сельского хозяйства страны был рис, однако сейчас номенклатура продукции существенно расширилась и включает многие виды фруктов, овощей, животноводческой продукции и продукции лесного хозяйства.

Доля сельского хозяйства и лесной промышленности в 2001 году составляла 4 % валового национального дохода (англ. Gross National Income) страны, крестьянское население - 4 миллионов человек (8,3 % всего населения). Хотя доля сельского хозяйства в экономике страны невелика, доля смежных отраслей, таких как производство минеральных удобрений, пищевая промышленность и т. п., составляет 14 % валового национального дохода. Вступление страны во Всемирную торговую организацию в 1995 году ускорило трансформацию и либерализацию сельскохозяйственного рынка, что привело к падению цен на продукцию. Правительству пришлось проводить политику протекционизма по отношению к национальным производителям.

Главный сельскохозяйственный продукт Южной Кореи - рис: около 80 % южнокорейских ферм культивируют этот злак. Рис потребляется в основном внутри страны, так как неспособен конкурировать на внешнем рынке из-за своей высокой цены. В 2001 году рис выращивался на 1,08 млн гектарах земли. Урожай составил 5,16 тонн на гектар. Производство других злаковых (прежде всего ячменя и пшеницы) составило в 2001 году 271 тыс. тонн. Сои и картофеля в том же году было произведено 140 тыс. тонн. В 2001 году на экспорт пошло 11,46 тыс. тонн персиков (в основном в США, Канаду, Тайвань и Индонезию), 3,73 тыс. тонн яблок (в основном на Тайвань, Сингапур и в Японию) и 4,66 тыс. тонн мандаринов.

Животноводство - второй после риса сектор сельского хозяйства по величине дохода. В 2001 году поголовье крупного рогатого скота составляло 1 954 тыс. голов, поголовье свиней достигло 8,7 млн голов, количество цыплят составляло 102 млн. Потребление животноводческой продукции в конце XX - начале XXI века постоянно росло. Потребление говядины в 2001 году достигло 384,06 тыс. тонн, свинины - 807,42 тыс. тонн, птицы - 350,3 тыс. тонн.

Лесная промышленность начала развиваться в стране с 1960-х годов. Леса покрывают 6,4 млн гектаров территории страны. Общий объём рынка в стране составлял в 2001 году 428 млн кубометров, в том же году было импортировано бревна объёмом 7,1 млн кубометров на сумму, объём импорта всех видов продукции лесной промышленности в денежном эквиваленте составил 1,7 млрд долларов. Некоторые продукты, однако, идут на экспорт - это, прежде всего, грибы и плоды каштана. В 2001 году объём экспорта составил 210 млн долларов.

Рыболовство является важной частью южнокорейской экономики. В этом секторе работает около 140 тыс. человек. В стране насчитывается около 96 тысяч рыбопромысловых судов. Объём добычи в денежном эквиваленте составил 3,6 млрд долларов в 2000 году. В прибрежных водах активнее всего идёт добыча сайды, сардин, скумбрии, анчоусов, камбалы, каракатиц и кальмаров. Морскую продукцию также выращивают в питомниках - это прежде всего моллюски. В подобных питомниках в 2000 году было выращено продукции на сумму 560 млн долларов. Экспорт в 2000 году составил 1,5 млрд долларов рыбы и рыбной продукции, а импорт - 1,4 млрд долларов. Главные потребители южнокорейской рыбной промышленности - Россия, Китай, Япония и США - на долю этих стран приходится 70 % всего южнокорейского экспорта.

Импортируются в страну в основном креветки, кальмары и сардины. 1 июля 1997 года Южная Корея приняла закон о снятии ограничений на импорт рыбной продукции. Таким образом был открыт рынок для 390 видов рыбной продукции, перечисленной в специальном списке, составленном правительством страны. В то же время было смягчено экспортное регулирование, и приняты меры к увеличению экспорта свежей и мороженой камбалы, угря и некоторых других видов рыбы.

Сфера услуг Республики Корея

В сферу услуг входят прежде всего страховые компании, предприятия общественного питания, подающие блюда корейской кухни, гостиницы, прачечные, сауны, медицинские и спортивные учреждения, предприятия, работающие в сфере развлечений, розничной торговли и т.п.

В середине 1980-х годов больше всего работников в этом секторе экономики было занято в розничной продаже. Подавляющее большинство магазинов было небольшими лавками с ограниченным ассортиментом, чаще всего принадлежавшими одной семье. В 1986 году в стране было около 26 тысяч оптовых и 542 тысяч розничных пунктов продаж, а также 233 тысячи гостиниц и пунктов общественного питания, в которых работало в совокупности 1,7 млн человек.

Сейчас сфера услуг стала доминирующей в экономике страны, составляя две трети всего валового внутреннего продукта. В 2006 году был принят закон о консолидации рынка капитала (англ. Capital Market Consolidation Act) для либерализации сектора услуг и превращения страны в крупный финансовый узел Восточной Азии.

Телекоммуникации Республики Корея

В настоящее время Южная Корея имеет одну из наиболее развитых систем телекоммуникаций в мире. В 2000 году, в рамках 15-летней программы электронного развития «КиберКорея-21», была построена расширенная сеть широкополосного доступа в Интернет, охватившая практически всю страну. Среди стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития по уровню проникновения широкополосного Интернета Южная Корея лидирует: по данным Министерства торговли, промышленности и энергетики страны, он составляет 24,08 на 100 человек.

Транспорт Республики Корея

Транспорт в Южной Корее представляет собой систему транспортных коммуникаций страны, таких как железные и автомобильные дороги, воздушные и морские магистрали.

Общая длина железных дорог - 6 240 километров (из них 525 километров электрифицировано). Шесть крупнейших городов Южной Кореи - Сеул, Пусан, Тэгу, Инчхон, Кванджу и Тэджон имеют метрополитен. Сеульский метрополитен - старейший в стране, первая линия от Сеульского вокзала до Чхоннянни была открыта в 1974 году. Общая протяжённость автомобильных дорог - 97 252 км, из них 74 641 км асфальтированные. Главные порты страны: Чинхэ, Инчхон, Кунсан, Масан, Мокпхо, Пхохан, Пусан, Тонхэ, Ульсан, Йосу, Сокчхо. Главные авиаперевозчики Южной Кореи - Korean Air и Asiana Airlines. Оба предоставляют услуги по авиаперевозкам как внутри страны, так и за границу. Сеул обслуживается двумя аэропортами: инчхонским и аэропортом в Кимпхо. Международные рейсы принимаются в основном аэропортом Инчхона, тогда как Кимпхо принимает в основном местные рейсы. Другие крупные аэропорты расположены в Пусане и Чеджу. Всего в стране 108 аэропортов.

Железные дороги. Железные дороги - один из главных способов перемещения людей в Южной Корее. Национальные железные дороги Кореи (Хангук Чхольдо или Кукчхоль (KNR) - единственный железнодорожный пассажирский перевозчик в стране. Общая протяжённость: 6240 км. Со стандартной шириной колеи: 6240 км. с шириной 1,435 м. (из них 525 км. электрифицировано) (1998, оценка).

Главные железнодорожные линииГлавная железнодорожная линия страны - Линия Кёнбу, соединяющая столицу со вторым по величине городом страны, Пусаном.

В Южной Корее действует четыре вида железнодорожного пассажирского транспорта: KTX, скоростная железнодорожная экспресс-магистраль, покрывает расстояние от Сеула до Пусана за время, меньшее, чем самолёт, самая дорогая из четырёх. Сэмаыль (кор. «Новая деревня») делает несколько остановок. Мугунхва (кор. «Роза Шарона») - наиболее популярный вид железнодорожного транспорта, останавливается почти на всех остановках, довольно дешева. Тхониль (кор. «Общая») - самый медленный и дешёвый вид из четырёх.

Специальные маршрутыKNR еженедельно проводит экскурсионные туры на паровозе по линии Кёве между Сеулом и Ыйджонбу. Между Сеулом и городами Пусан, Мокпхо и Йосу курсируют поезда со спальными вагонами. Кроме того, существовали частные узкоколейные железные дороги, такие как Линия Сыин, проходившая между Сувоном и Инчхоном, однако в 90-е годы XX века от них отказались.

Высокоскоростная железная дорога, известная как Korea Train Express (KTX), осуществляет поездки между Сеулом и Пусаном через Чхонан, Асан, Тэджон и Тэгу. Железная дорога использует французскую технологию TGV. Работу начала в 2004 году, а на проектную мощность выйдет в 2010 году. Поезда могут достигать скорости в 300 км/ч по специальному железнодорожному полотну. Проект KTX основан на французской технологии TGV, но с некоторыми различиями относительно компонентов пути. Это, главным образом, шпалы (моноблок) и скрепления (Pandrol e-Clip). К этому привели результаты соответствующих исследований и тестов, проведенных в Корее. После 2 – 3 лет эксплуатации, было завоевано доверие, вследствие отсутствия отрицательных результатов. Можно сделать вывод, что путь оправдал все ожидания. Что касается укладки пути и его содержании, то французские технологии и методики лучше всего удовлетворяют корейским условиям. Скорость укладки и геометрические параметры пути сопоставимы или даже выше, чем во многих европейских странах. Были выполнены определенные измерения, для определения упругости пути, как функцию от воздействия подвижного состава и температуры окружающей среды, по сравнению с другими странами. Результаты были положительными и снова оправдали все ожидания. Другая цель проекта состояла в том, чтобы принять последнее технологическое достижения и внедрить их в Железнодорожную Промышленность Кореи. Примером такого внедрения новой технологии может служить замена рельсового скрепления e-Clip, успешно эксплуатируемого на Испытательной Трассе, на скрепление Pandrol FASTCLIP. Скрепления заменили на Испытательной Трассе и на части следующей секции, где были установлены скрепления e-Clip. Замена скреплений будет проводиться на всем балластном пути. Замена рельсовых скреплений мотивирована простотой и менее дорогим обслуживанием пути, которые достигнуты системой FASTCLIP, по сравнению со скреплением e-Clip. Подобно пути с системой e-Clip, система FASTCLIP была проверена в лабораторных условиях прежде, чем ее начали устанавливать в путь. Все компоненты скрепления Pandrol FASTCLIP производятся в Корее.

Линии в Северную КореюДо разделения Кореи Линия Кёни и Линия Кёнвон шли в северную часть страны, которую сейчас занимает КНДР. Линия Кёни соединяла Сеул с Кэсоном, Пхеньяном и Синыйджу, а Линия Кёнвон обслуживала Вонсан на восточном побережье. Другая линия - Линия Кымгансан - соединяла Чхорвон и Кымгансан на севере. Линия Кёный является одной из двух линий железных дорог, которые в настоящее время реконструированы, другой такой является Линия Тонхэ Пукпу.

Метрополитен и трамваи. Шесть крупнейших городов Южной Кореи - Сеул, Пусан, Тэгу, Инчхон, Кванджу и Тэджон имеют метрополитен. Сеульский метрополитен - старейший в стране, первая линия от Сеульского вокзала до Чхоннянни была открыта в 1974 году.

До ноября 1968 года больше всего пассажиров в Сеуле перевозили трамваи. Первые линии метро заменили их. К примеру, первая линия сеульского метро проходила по старому трамвайному маршруту вдоль Чонно между Сеульским вокзалом, Намдэмуном и Чоннянни, а вторая линия проходила вдоль Ыльджиро от Сити Холла до Тондэмуна. Трамваи работали в Сеуле с начала XX века до 1970-х годов. Трамвайная сеть покрывала весь центр города (Чунну и Чонногу), а также окрестные районы, включая Чхоннянни на востоке, Мапхогу на западе и Норянджин на юге. Сеть была заменена метрополитеном.

Автобусы. Практически через все города и посёлки Южной Кореи проходят маршруты междугородных автобусов. Они называются косок («скорые») или сиве («пригородные»). Автобусы косок покрывают большие расстояния и делают мало остановок. Сиве обычно покрывают меньшие расстояния и делают больше остановок.

Городские автобусы. Внутри городов работает два типа автобусов: чвасок («сидячий») и ильбан («обычный»). Оба типа часто обслуживают один и тот же маршрут, останавливаются на тех же остановках и ходят через одинаковые интервалы, единственным отличием является то, что чвасок более дорогие, с более удобными сиденьями, в них отсутствуют стоячие места, в отличие от автобусов ильбан.

Международный аэропорт Инчхон обслуживается сетью комфортабельных скоростных автобусов, маршруты которых охватывают всю страну. Свои автобусы имеют крупные церкви, школы, фирмы.

Автотранспорт. Общая протяжённость автомобильных дорог: 97 252 км, асфальтированные: 74 641 км (включая 2 778 км автострад), неасфальтированные: 22 611 км (2003, оценка).

Шоссе в Южной Корее подразделяются на фривеи (автострады/мотоциклетные дороги) и национальные автострады. Все фривеи являются платными скоростными дорогами, и все они, кроме трассы 130, являются собственностью Korea Highway Corporation (оф. сайт). Сетью фривеев покрыта вся территория страны (карта фривеев Южной Кореи).

Водный транспорт. Общая протяжённость путей - 1,608 км. Южная Корея держит один из самых крупных в мире паромных флотов, которые обслуживают прибрежные острова Кореи, а также осуществляют международные рейсы. Страны, связанные с Южной Кореей паромными переправами - Япония, Китай и Россия. Главные порты страны: Чинхэ, Инчхон, Кунсан, Масан, Мокпхо, Пхохан, Пусан, Тонхэ, Ульсан, Йосу, Сокчхо.

Торговый флот. Всего: 650 судов (более 1000 брутто-регистровых тонн): всего 7 992 664 брутто-регистровых тонн с дедвейтом 12 730 954. Судна по типу: насыпные - 151, грузовые - 202, химические танкеры - 87, контейнерные - 79, танкеры со сжиженным газом - 20, пассажирские - 5, грузопассажирские - 20, нефтеналивные танкеры - 53, холодильные - 18, судна погрузки/разгрузки - 7, специализированные танкеры - 3, для перевозки наземного транспорта - 3 (2005, оценка).

Воздушный транспорт. АвиалинииГлавные авиаперевозчики Южной Кореи - Korean Air и Asiana Airlines. Оба предоставляют услуги по авиаперевозкам как внутри страны, так и за границу.

Сеул обслуживается двумя аэропортами: инчхонским и Кимпхо. Международные рейсы принимаются в основном аэропортом Инчхона, тогда как Кимпхо принимает в основном местные рейсы. Другие крупные аэропорты расположены в Пусане и Чеджудо. Всего количество аэропортов в Южной Корее - 108 (2005, оценка).

Туризм Республики Корея

Дворец Чхандоккун ночью.В Южной Корее существуют хорошие возможности для развития туризма. Красивая природа, историческое наследие, горы и море делают её привлекательной для туристов. По праву самый популярный вид туризма в стране - горный туризм. Около 70 % территории страны покрыты горами, в которых находится множество горнолыжных курортов.

Общее число иностранных туристов, посетивших страну, возросло с 173 тысяч человек в 1970 году до 4 600 тысяч человек в 1999 году. Развитие туризма является естественным результатом экономического роста страны, однако важным фактором явилась также правильная политика целевых капиталовложений в развитие туристических объектов. Правительство приняло ряд законов о развитии туризма, в результате чего в течение десяти лет в конце XX века среднегодовой рост числа туристов составлял 5,57%.

Туристическая индустрия в конце XX века смещалась от американского континента в сторону азиатского региона. В 1970 году 32 % туристов составляли американцы, а второе место по числу посетивших Республику Корея принадлежало японцам. Однако к 1999 году число граждан Японии составило уже 46,9 % от общего числа туристов, а количество туристов из стран Северной и Южной Америки, в основном из США, сократилось до 10 %. С тех пор, как были установлены дипломатические отношения между Южной Кореей и Китаем, количество китайских туристов постоянно увеличивается. В 1999 году по числу туристов Китай занимал третье место. Растёт количество гостей, приезжающих в Республику Корея и из других стран Юго-Восточной Азии, включая Гонконг.

6-7 ноября 2006 года в Сеуле состоялась первая международная конференция по инвестициям в туризм, где обсуждались положение туризма и перспективы его развития в Восточной Азии. По данным Мировой туристической организации, в ближайшем будущем рост туристического рынка Восточной Азии превзойдёт рост рынка в любом другом регионе.

Трудовые ресурсы Республики Корея

В 2004 году на предприятиях Южной Кореи работало свыше 15 млн наёмных работников, кроме того, насчитывалось 7,8 млн самозанятого населения, из них 60 % - в сфере услуг, 30 % - в промышленности. Безработица в стране невысока - при росте экономически активного населения с 8,230 млн человек в 1963 году до 23,370 млн человек в 2004 году, уровень безработицы долгие годы не превышал 2%.

Современная система социально-трудовых отношений была окончательно сформирована в 2004 году. С 27 декабря 2004 года вступил в силу Закон о пенсионном обеспечении (англ. Employee Retirement Benefit Security Act), который ввёл накопительную схему пенсионного страхования работников. В том же году законодательно была введена пятидневная 40-часовая рабочая неделя вместо существовавшей до этого шестидневной 44-часовой рабочей недели.

Структура рабочей силы за последние десятилетия XX века существенно изменилась - коэффициент суммарной рождаемости в стране крайне низок, велика проблема старения общества. Ввиду этого Южная Корея уже в 90-е годы столкнулась с нехваткой рабочих рук. Ожидается, что в XXI веке из-за старения населения и относительного уменьшения численности работающих положение ещё больше усугубится.

До Олимпиады 1988 года иностранцев в стране было немного, невелика была и занятость иностранной рабочей силы. В последующие годы привлечение и использование иностранной рабочей силы в южнокорейской экономике стало расширяться. Она стала привлекаться на различные предприятия, в первую очередь для выполнения грязных, тяжёлых и опасных видов работ. В результате в 1993 году иностранные рабочие составляли уже около 25 % всех занятых на мелких и средних предприятиях. В период 90-х годов в связи с возникшим дефицитом рабочей силы отдельных отраслей промышленности Южная Корея стала во все большей мере превращаться в страну, импортирующую трудовые ресурсы. В качестве особенности миграции Южной Кореи экономисты также выделяют иммиграцию квалифицированной рабочей силы, так как на неё в стране предъявляется повышенный спрос.

Внешне-экономические связи Южной Кореи

Страны ЗападаТорговые отношения со странами Запада включают в себя экономическое партнёрство прежде всего с США и Европейским Союзом.

США являются главным экономическим партнёром Южной Кореи. Кроме того, Южная Корея занимает седьмое место в списке торговых партнёров США, опережая многие развитые страны Европы, такие как Италия и Франция, и шестое место в списке - стран-импортёров из США. Кроме того, Южная Корея является привлекательной страной для инвестиций со стороны американских компаний - с 1996 по 2003 год США инвестировали в южнокорейскую экономику 20 млрд долларов. В 2003 году США были крупнейшим торговым партнёром Южной Кореи и седьмым по величине экспортным рынком.

Укреплявшиеся экономические связи между двумя странами, однако, сопровождались многочисленными разногласиями в торговой политике. Интенсивность этих споров значительно уменьшилась начиная с конца 80-х - начала 90-х годов XX века, в том числе и вследствие того, что Южная Корея провела ряд рыночных реформ в качестве компенсации за получение 58-миллиардного кредита от Международного валютного фонда после кризиса 1997 года. В начале XXI века обе страны стараются более мягко решать конфликтные ситуации. В этом немалую роль сыграли двусторонние торговые соглашения, сделанные в начале 2001 года.

Примерно в то же время была подписана серия торговых соглашений между Южной Кореей и странами Евросоюза, что подстегнуло рост товарооборота между двумя регионами. Объём торговли составил 46 млрд евро, удвоившись за десять лет. Однако до сих пор нерешёнными остаются некоторые вопросы взаимной торговли. В начале XXI века наибольший прогресс был сделан в ускорении процессов взаимовыгодного обмена в сфере науки и наукоёмких технологий (как известно, Южная Корея тратит 3 % своего валового внутреннего продукта на научные исследования). В 2005 году состоялись двусторонние переговоры об обмене в научной и технической сфере. Южная Корея также участвует в некоторых глобальных проектах, инициированных Евросоюзом, в частности в проектах Galileo и ITER.

Страны Востока, прежде всего Восточной Азии - главные торговые партнёры Южной Кореи. В общем товарообороте с этими странами выделяются три страны - Китай, Япония и Саудовская Аравия, являющаяся основным поставщиком нефти в Южную Корею.

Торговля в восточноазиатском регионе сильно выросла за первые годы XXI века. Ведущие страны региона (Южная Корея, Япония и Китай) стали более открыты, чем в конце XX века. Если в 1991 году товарооборот между этими тремя странами составлял 56 млрд долларов, то в 2004 году он превысил 324 млрд. Рост товарооборота Южной Кореи с Китаем и Японией в период с 2000 по 2004 годы превышал рост товарооборота со всеми другими странами в два раза. В настоящее время концентрация торговли в регионе выше, чем в Евросоюзе, хотя между странами региона нет таких благоприятной для взаимных сношений, как в Европе, законодательной базы.

Торгово-экономические связи между СССР и Южной Кореей стали осуществляться с конца 1988 года (до этого торговля велась через фирмы-посредники из третьих стран). Сейчас удельный вес России в общем товарообороте Южной Кореи не превышает 1,5%. Основные товары, импортируемые из России - это полезные ископаемые, такие как природный газ, сырая нефть и каменный уголь, а также продукция металлургической промышленности. В Россию экспортируется в основном бытовая электроника и продукция текстильной и машиностроительной промышленности.

Внешне-экономические связи Южной Кореи с КНДР

С 1988 года объём двусторонней торговли между двумя корейскими государствами увеличился в несколько раз (в 1989 году он составлял $18,8 млн, а в 2002 - уже $647 млн). В 2006 году эта цифра несколько снизилась ввиду ухудшения отношений между странами. В 2002 году Южная Корея импортировала продукции на сумму $271,57 млн из Северной Кореи, в основном продукцию сельского хозяйства и металлургии, а экспортировала товаров на сумму $371,55 млн, в основном это была гуманитарная помощь, включая минеральные удобрения и одежду. Южная Корея сейчас является третьим по объёму товарооборота торговым партнёром Северной Кореи после Китая и Японии. Южнокорейская компания Hyundai Group запустила несколько инвестиционных проектов, касающихся Северной Кореи, среди которых развитие туризма на Кымгансане (Алмазные горы). Только в 2001 году в рамках этого проекта Северную Корею посетило 84 347 человек. Из Северной Кореи в Южную въехало около тысячи северокорейских граждан, в основном для участия в спортивных соревнованиях. Ещё одна южнокорейская компания, активно вкладывающая деньги в северокорейскую экономику - Hyundai Asan, у которой есть планы возведения на площади в 3,2 км? промышленного комплекса в Кэсоне, недалеко от Демилитаризованной зоны. 2002 году ознаменовался также серьёзным прогрессом в строительстве железной дороги Сеул-Синыйджу (в начале 2004 года этот проект был заморожен).

Источник - http://ru.wikipedia.org/

Современная промышленность Южной Кореи развита достаточно хорошо несмотря на то, что некоторые ее отрасли сравнительно молоды. Несмотря на множество негативных ситуаций в мировой экономике в течении последних лет, от которых экономика Кореи также пострадала очень заметно, в настоящее время ситуацию удалось стабилизировать.

Сегодня экономика страны строится на производстве товаров народного потребления, которые экспортируются на мировые рыки. Существенную поддержку оказывает и сектор тяжелой промышленности. Сегодня можно выделить три основополагающих отрасли, составляющих основу экономики Южной Кореи.

  • Автомобилестроение.
  • Электроника.
  • Судостроение.

Автомобилестроение

Современное автомобилестроение в Корее можно назвать динамично развивающейся отраслью. От всего объема добавленной стоимости на долю автопрома приходится 9,4 %. В доле экспорта РК продукция автоконцернов составляет 8,3 %, а на предприятиях, производящих автомобили занято практически 7,4 % трудоспособного населения страны.

Несмотря на то, что автомобилестроение в Корее активно развивается всего с 60-х годов прошлого века, сегодня корейские компании занимают пятое место на мировом автомобильном рынке. Среди ведущих корейских автоконцернов нужно выделить следующие:

  1. Hyundai Motor.
  2. Kia Motors.
  3. GM Daewoo Auto & Technology.
  4. SsangYong Motor Company.
  5. Renault Samsung Motors.

В настоящее время модельный ряд каждого производителя постоянно расширяется, а само автомобилестроение остается для страны важной составляющей экономической стабильности.

Электронная промышленность

Тенденции к переходу на цифровые технологии, наблюдающиеся во всем мире, лишь укрепили позиции электронной промышленности Южной Кореи. Здесь производится не только весь спектр бытовой потребительской электроники, но и оборудование телекоммуникации, отлично развита полупроводниковая промышленность.

Если говорить о рынке бытовой электроники, где ведущими компаниями являются LG, Samsung и Daewoo Electronics, то средний объем ежегодного производства составляет более 17 млрд долларов – основная часть техники экспортируется.

Телекоммуникация

Вполне естественно, что электроника Кореи не ставит во главу угла лишь утюги и пылесосы. Рынок телекоммуникационного оборудования развит в Корее гораздо лучше рынка бытовой электроники. Достаточно сравнить объем среднего годового производства – для телекоммуникации цифра доходит практически до 28 млрд долларов. Такая ситуация складывается из-за высокого спроса на подобную продукцию на внутреннем рынке.

Полупроводниковая промышленность

Интегральные схемы, диоды и транзисторы составляют основу всей современной цифровой техники. Для электроники Кореи это производство представляет особый интерес в экономическом плане. Доля экспорта за разные годы доходила до 10 %. Особую роль после мирового кризиса 1997 года для экономики этой страны сыграло хорошо налаженное производство чипов памяти – до 90 % от общего объёма производства. После кризисных лет другие страны не смогли восстановить должного масштаба выпуска чипов памяти, и Корея сегодня является основным мировым производителем чипов, поставляя их во все развитые страны мира.

Судостроение

Такая отрасль промышленности, как судостроение, в Корее включает в себя не только лишь постройку судов. Сюда же входит их проектирование, ремонт и конверсия. При этом здесь работают с любыми типами судов. Активно развиваясь, эта отрасль стимулирует развитие множества смежных отраслей, включая химическую и металлургическую промышленность. Первая верфь в стране появилась еще в 1973 году, с тех пор появилось еще две. Сегодня судостроением в Корее занимаются три ведущих компании:

  • Hyundai Heavy Industries;
  • Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering;
  • Samsung Heavy Industries.

С конца 80-х годов судостроение в Корее начало свой бурный рост, что привело к тому, что в течении последнего десятилетия доля этой небольшой страны на мировом судостроительном рынке в производстве дорогостоящих судов составила 59,3 %. О приближении к статусу мирового монополиста на данном рынке говорит тот факт, что в 2005 году страна получила 339 заказов на постройку, что составляет 38 % от мирового объема производства судов.

Импорт в Россию из Южной Кореи за 2016 составил $5.06 млрд , увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на +11.07%. В основном импортировались:
  • 34% - Машины, оборудование и аппаратура : «реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» (55%), «электрические машины и оборуд.; звукоаппаратура, телеаппаратура; их части» (45%).
  • 29% - Транспорт : «средства наземного транспорта, кроме ж/д и трамв.состава; их части» (65%), «суда, лодки и плавучие конструкции» (35%).
  • 11% - Пластмассы, каучук и резина : «пластмассы и изделия из них» (69%), «каучук, резина и изделия из них» (31%).
  • 8% - Металлы и изделия из них : «черные металлы» (38%), «инструменты, приспособ., ножевые изделия, ложки и вилки из недраг. металлов» (25%), «изделия из чёрных металлов» (24%).
  • 5% - Продукция химической промышленности : «органические химические соединения» (35%), «эфирные масла и резиноиды; парфюмерные, косметические, туалетные средства» (15%), «продукты неорганической химии» (13%).
  • 3% - Инструменты и аппараты, часы : «инструм. и апп-ты оптич., фотогр., кинематогр., измерит., медиц.; их части» (99%), «часы всех видов и их части» (1%).
  • 2% - Разные промышленные товары : «мебель; постельные принадлежности; лампы и освет. оборуд., световые вывески» (81%), «разные готовые изделия» (17%), «игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности» (2%).
  • 2% - Текстиль : «химические волокна» (28%), «текстильные материалы, пропитанные, с покрытием, технического назначения» (17%), «химические нити;плоские и аналог. нити из химических текстильных материалов» (15%).
  • 2% - Пищевые продукты, напитки, табак : «разные пищевые продукты» (36%), «табак» (29%), «напитки алкогольные и безалкогольные» (18%).
  • 1% - Минеральные продукты : «нефть и нефтепродукты» (95%), «соль, сера, земли и камень, штукатурные материалы, известь и цемент» (5%).

Экономико - географическое положение Южной Кореи

Корейский полуостров замыкает северо-восточную оконечность Азиатского континента, протянувшись с севера на юг примерно на 800 км, а с запада на восток - от 132 до 360 км. На севере Республика Корея отделена от КНДР военно-демаркационной линией, проходящей примерно по 38” с.ш. Самая южная точка полуострова лежит на 33”07" с.ш.

С трех сторон страна омывается Японским, Восточно-Китайским и Желтым морями. Такое географическое положение Кореи наложило заметный отпечаток на историю, культуру и экономическое развитие страны, ставшей мостом для цивилизации между континентом и Японией.

Общая площадь Республики Кореи (в дальнейшем РК) - 98,500 км. Столица - Сеул, другие большие города: Пусан (3,9млн), Тэгу (2,5 млн), Инчхон (Чемульпо) (2,4 млн), Кванджу (1,4 млн),Тэджон (1,3 млн). Население Республики Корея на 2001 г. - 47,6 млн человек.

По уровню экономического развития Республика Корея относится малым азиатским странам со средним уровнем развития в категории экономически развитых стран с рыночной экономикой. Корея относится к странам новой индустриализации первой волны, которые сделали большой рывок в экономическом развитии в последней половине XX века.

Некоторые показатели:

Общий ВВП в 2012 году был равен 1129.6 млрд.$.

ВВП на душу населения в Южной Корее в 2012 году составлял 23052 $.

Государственный строй и территориально-административное деление.

Южная Корея является парламентской республикой. Глава государстава -президент. Конституция была принята 17 июля 1948 г., последний раз поправки к ней были сделаны в 1987 г. Власть делится на исполнительную, законодательную и судебную. Исполнительной властью является правительство во главе с премьер-министром. Законодательная власть - однопалатное Национальное собрание (ассамблея). Судебная - Верховный Суд и апелляционные суды.

Южная Корея - унитарное государство, ее территория делится на провинции.

Всего их девять (Канвандо, Кёнгидо, Чхунчхон-Намдо, Чхунчхон-Пукто, Кёнсан-Намдо, Чолла-Пукто, Кёнсан-Намдо, Чолла-Намдо, Чеджудо),так же шесть городов (Сеул, Пусан, Инчхон, Кванджу, Тэджон, Тэгу) являются независимыми административными единицами.

Особенности воспроизводства и размещения населения.

По воспроизводству населения страна на подступах к первому типу воспроизводства.

Население Республики Кореи одно из наиболее этнически и лингвистически однородных в мире. Исключая маленькую диаспору (около 20 тыс.чел) китайцев, фактически все корейцы имеют общее культурное и лингвистическое наследие.

С населением более 47 миллионов человек, Корея имеет один из самых высоких показателей плотности населения в мире (484 чел/кв.км). Самые плотно населенные районы расположены на северо-западе страны и на равнинах к югу от Сеула-Инчхона.

Уровень урбанизации высок: городское население составляет большинство жителей Республики Корея - 81%, сельское население - всего 19%.

Обеспеченность природными ресурсами и их размещение

Земельные ресурсы

В стране не так много пригодных для сельского хозяйства низменностей; они расположены в основном вдоль морских побережий и в бассейнах рек.

Низменности покрыта аллювиальными отложениями, плодородие которых сделало эти районы наиболее густонаселенными. Корейцы берегут землю: за тысячелетия поля не только заняли равнинные участки, но и террасами поднялись по склонам сопок.

Водные ресурсы

Реки Кореи в основном имеют незначительную протяженность, а их бассейны невелики (как привило, несколько сот или даже десятков квадратных километров). К крупным рекам Южной Кореи относятся Ханган (514 км), истоки которого на территории КНДР, Кымган (401 км), Йонсонган (713 км), несущие воды в Желтое море, Нактонган (515 км), впадающий в Восточно-Китайское море. На востоке, в бассейне Японского моря, крупных рек практически нет. Хозяйственная роль рек в большей мере связана с ирригацией: более 70% рисовых полей орошается речной водой. Многие реки зарегулированы, на них совершены плотины и дамбы, функцией которых является как предотвращение наводнений, так и ирригация и обеспечение выработки электроэнергии.

Лесные ресурсы

Растительность Кореи на протяжении длительного исторического периода не подвергалась действию внезапных климатических катаклизмов и поэтому сохранилась практически неизменной с третичного периода. В сегодняшней Республике Корее осталось не так уж много лесов. Они в основном широколиственные, состоящие из различных видов дуба, клена, липы, ясеня, ильма, граба. На крайнем юге экзотическую ноту добавляют вечнозеленые растения, такие, как японская камелия, магнолия, вечнозеленый дуб, бензойное дерево, бересклет. В Республике Корея государственной монополией является разведение женьшеня.

Животный мир

В Республике Корея сегодня насчитывается около 80 видов млекопитающих, включая бурых и гималайский медведей, волков, кабанов, горалов, косуль, куниц, зайцеи и тд. Зарегистрировано около 380 видов птиц, из которых лишь около 50 - постоянные обитатели Кореи, а прочие - перелетные.

Морские ресурсы

Моря, омывающие Республику Корею, богаты планктоном и водорослями, среди которых хозяйственное значение имеют ламинария, порфира, алария, кодиум и др. Некоторые их этих водорослей традиционно употребляются в пищу, они являются ценным источником витаминов и микроэлементов: так деликатесом считаются высушенные листы порфиры. Кроме того, водоросли используются на корм скоту, служат ценным сырьем для ряда отраслей промышленности, включая фармацептическую.

Моря изобилуют также рыбой и морскими ресурсами, которые еще для предков сегодняшних корейцев стали важнейшим элементом рациона. Наиболее широко распространен минтай; ведется также лов камбалы, тунца, иваси, скумбрии, лососевых. К деликатесам корейской кухни относятся крабы, креветки, трепанги, морские ежи, каракатицы, кальмары и осьминоги, съедобные моллюски- мидии, морской гребешок.

Многочисленные заливы и лагуны предоставляют также прекрасные возможности для искусственного разведения этих и других беспозвоночных морских животных.

Полезные ископаемые

Республика Корея довольно бедна полезными ископаемыми, а поэтому практически полностью зависит от ввоза минерального сырья из-за рубежа.

Промышленное значение имеют запасы угля - антрацитов и лигнитов - в бассейнах Самчхок - Чонсон (провинция Канвондо) и в провинции Чхунчхондо: на эти районы приходится ѕ запасов, общий объем которых оценивается в 1,7млд т. Качество угля довольно низко, лишь 3,5% добываемого топлива имеют теплотворную способность свыше 5200 ккал/кг.

Запасы железной руды также невелики (128 млн т), и содержание железа низкое. Основными центрами добычи являются Янъян (58%), а также Чхунджу,Ульсан, Мульгым. Разрабатываются месторождения свинцово-цинковых руд (их запасы 29 млн т) в районах Понхва и Сочьхон (провинция - Кенсан-Пукто),серебра, золота. Сохраняют значение месторождения вольфрама (Сандон), общие запасы руды которых оцениваются в 34 млн т.

Крупные запасы аморфного графита сосредоточены в провинциях Канвондо,Чхунчхон-Намдо, Кенсан-Пукто, а кристаллический графит залегает в провинции Кенгидо. Стоит упомянуть также о залежах высококачественного каолина (Хадон, провинция Кенсан-Намдо), талька (Чхунджу, провинция Чхунчхон-Пукто), известняка, который имеется повсеместно и служит сырьем для цементной промышленности.

Промышленность Южной Кореи

Экономика Республики Корея - двенадцатая экономика в мире по величине ВВП. С 1979 г. Корея проводит политику экономической открытости для зарубежных инвесторов, что привело к широкомасштабным американским, японским и западноевропейским инвестициям. К концу 1980-х годов собственные корейские компании-конгломераты уже всерьез стали конкурировать с западными транснациональными компаниями. Страна, начав, как и Япония, с заимствования иностранных технологий не первой свежести, постепенно превратилась в довольно сильную в научно-техническом плане державу, производящую наукоемкую продукцию и запускающую спутники. Научно-технический потенциал страны находится под особым патронажем правительства.

В 2012 гг.Сеул ивестировал в индустрию знаний и технологий и развитие наукоемких промышленных центров около 110 млрд. дол.

Основной отраслью материального производства является промышленность, 98% продукции которой дают обрабатывающие отрасли. Более половины их продукции поставляют отрасли тяжелой промышленности, в т.ч. около трети - машиностроение. В легкой промышленности преобладает текстильная (20% стоимости), пищевкусовая.Число предприятий добывающей промышленности составляет всего 5% общего количества предприятий страны. Основной отраслью является добыча угля, в которой занято около 60 тыс человек.

Кроме угля добывающая промышленность дает вольфрамовый концентрат, золото, серебро, медь, а также неметаллические минералы - известняк, каолин, тальк и др.

Добыча железной руды сконцентрирована в Янъяне, вольфрама - на Сандонском руднике (обогащается концентрат в Тэгу).

Основой электроэнергетики традиционно являлись ТЭС. Однако, беспокойство в стране вызывала зависимость от импорта нефти. На долю угля в энергобалансе приходилось 34%. В настоящее время активный обмен с другими странами в области науки и техники позволил Южной Корее создать основу атомной электроэнергетики. В стране действуют 10 атомный реакторов, производящих более половины общей выработки электроэнергетики.

Одной из отраслей специализации промышленности - черная металлургия: около 40% металла вывозится на мировой рынок, главным образом в США и Японию. РК вышла на восьмое место в мире по производству стали (22 млн т в 1989 г.),опередив, например, Великобританию и Францию. Крупнейшие комбинаты расположены в Пхохане и Кванъяне. Внутренний спрос на металл удовлетворяется приблизительно на 80%. Лимитирующим фактором является небходимость расширения ввоза сырья (закупается 100% коксующегося угля, 80% железной руды и угля).

Значение цветной металлургии не столь велико: выплавляется алюминий, свинец, цинк, медь (завод в Чхонъяне и промышленной зоне Кеннам),благородные металлы. Зона цветной металлургии фактически сложилась в районе Онсана.

Машиностроение Южной Кореи

Эта отрасль наиболее тесно связанная с мировым хозяйством, поскольку из-за рубежа, в основном, поступают финансовые средства, технология и комплектующие изделия, а сбыт на внешних рынках является стимулом роста производства в основных отраслях.

Одним из важных мероприятий стало создание промышленной зоны Чханвон, специализирующейся на машиностроении.

Автомобилестроение стало одной из наиболее бурно развивающихся отраслей международной специализации РК. Более половины автомобилей экспортируется на международный рынок. Машины, произведенные в Южной Корее, начинают вытеснять с европейского и американского рынка их национальные марки.

Компания Хендай (основной выпуск машин) имеет предприятия в Ульсане и Намъяне. Другие автомобильные заводы расположены в городах Пупхен, Пусан, Чханвон, Кванмен, Асан, а работает множество филиалов зарубежом.

Наиболее растущая отрасль специализации корейской индустрии - электроника. По выпуску электронной продукции страна вошла в десятку мировых лидиров. Причем больше половины идет на экспорт. Быстро растет выпуск технологически сложной бытовой электроники - видеомагнитофонов, лазерных устройств, компьютеров и периферийных устройств к ним, а также микросхем.

Размещение электронных предприятий тяготит к крупным городам вдоль оси Сеул - Пусан, с их мощным научно-техническим потенциалом и квалифицированной рабочей силой. По производству судов РК занимает второе место в мире после Японии. И судостроение, несмотря на мировой спад в этой области, по-прежнему остается одним из столпов ее экономики и международной специализации.

Крупные верфи расположены в Ульсане, Пусане, Чанвоне, Окпхо и т. д. Корея входит в десятку мировых производителей текстиля, причем основная часть идет на экспорт. За рубеж вывозится главным образом готовая одежда, в меньших количествах - ткани и пряжа. Предприятия текстильной промышленности размещаются в основном в крупных городах: Тэгу и провинция Кенсан-Пукто, Сеул и провинция Кенгидо, Пусан и провинция Кенсан-Намдо.

По оценкам общий уровень технологического развития Южной Кореи составляет 40% среднего уровня индустриальных стран Запада. При этом в последнее десятилетие доля трудовых затрат сократилась, а роль технологии увеличилась. По отмеченным показателям страна подошла к уровню Японии в 60-е годы. В целом по уровню экономического развития, социальной структуре хозяйства Южная Корея сравнялась со среднеразвитыми капиталистическими странами. В 1996 г. она была принята в ОЭСР.

Сельское хозяйство

В начале экономического бума в 1963 г. большинство южных корейцев были фермерами. Шестьдесят три процента населения жили в сельских районах. За следующие двадцать пять лет Южная Корея превратилась из сельскохозяйственной нации в городскую, почти промышленную страну и сельскохозяйственная рабочая сила в 1989 г. сократилась до 21%. В настоящее время уровень сельскохозяйственных рабочих составляет 19%.

Сельское хозяйство Южной Кореи имело ряд присущих ему проблем. Южная Корея- гористая страна, лишь 22% в которой приходится на пахотную землю, и здесь выпадает гораздо меньшее количество дождевых осадков, чем в большинстве других соседних странах, занимающихся выращиванием риса.

Главная земельная реформа в конце 1940-х и в начале 1950-х гг. заключалась в передаче земли в собственность крестьянам. Участки земли, однако, были слишком малы(составляя в среднем один гектар, что делало культивирование неэффективным и препятствующим механизации) или слишком разбросаны, чтобы у семьи была возможность произвести достаточное количество продовольствия. Огромный рост городских областей привел к тому, что в сельскохозяйственных областях почти некому было работать, в то время как из-за увеличения населения спрос на продовольственные продукты возрос. Результатом этих событий было то, что к концу 1980-х гг. приблизительно половину продовольствия, необходимого Южной Кореи, главным образом пшеницу и корм для скота, пришлось закупать за границей.

На рубеже веков сельское хозяйство составляло небольшой процент ВВП. В нем была занята 1/7 часть работоспособного населения. После земельной реформы 1948 г. значительная часть крупных хозяйств была реструктурирована, в настоящее время в стране преобладают небольшие семейные фермы. Основная культура - рис, составляет 2/5 стоимости всей производимой продукции.

Правительство закупает большую часть урожая по стабильным ценам. Кроме риса выращиваются ячмень, пшеница, соя, картофель, овощи. Свиньи и рогатый скот- основа семейных ферм. При правительственной поддержке в последнее время выдвинулось на первые роли рыболовство. Эта отрасль полностью обеспечивает потребности населения, а излишки рыбы и морепродуктов экспортируются. Республика Корея выдвигается на лидирующие места в мире, как страна, ведущая глубоководный лов рыбы.

Чтобы дать более точное представление о продуктивности вышеперечисленных отраслей хозяйства, я укажу в таблице основные важнейшие показатели:

Автомобильная промышленность

В Южной Корее автомобильная промышленность составляет 9,4 % всего объёма добавленной стоимости, 8,3 % всего экспорта и обеспечивает занятость 7,4 % всей рабочей силы страны.

Начало производству было положено в начале 1960-х годов, когда был принят первый пятилетний экономический план. С тех пор южнокорейская автомобильная промышленность стала одной из важнейших отраслей экономики, показывая высокие темпы роста. Сейчас Южная Корея -- пятый в мире производитель автомобилей (её доля составляет 5,4 % мирового производства). В стране пять основных предприятий, производящих автомобильную продукцию -- Hyundai Motor, Kia Motors, GM Daewoo Auto & Technology, SsangYong Motor Company и Renault Samsung Motors.

В 2002 году в стране было произведено более 3,1 млн автомобилей, в том же году продажи на местном рынке составили 1,62 млн автомобилей, что на 11,8 % больше, чем в 2001 году. Экспорт остался на прежнем уровне (1,5 млн автомобилей).

В долгосрочной перспективе (к 2010 году) южнокорейское правительство планирует увеличить объём производства до 4,25 млн автомобилей в год и объём экспорта до 2,1 млн автомобилей в год.

Транспорт

Транспорт в Южной Корее представляет собой систему транспортных коммуникаций страны, таких как железные и автомобильные дороги, воздушные и морские магистрали.

Общая длина железных дорог -- 6 240 километров (из них 525 километров электрифицировано). Шесть крупнейших городов Южной Кореи -Сеул, Пусан,Тэгу, Инчхон, Кванджу и Тэджон имеют метрополитен. Сеульский метрополитен -- старейший в стране, первая линия от Сеульского вокзала до Чхоннянни была открыта в 1974 году. Общая протяжённость автомобильных дорог -- 97 252 км, из них 74 641 км асфальтированные. Главные порты страны: Чинхэ,Инчхон, Кунсан, Масан, Мокпхо, Пхохан, Пусан, Тонхэ, Ульсан, Йосу, Сокчхо. Главные авиаперевозчики Южной Кореи -- Korean Air и Asiana Airlines. Оба предоставляют услуги по авиаперевозкам как внутри страны, так и за границу. Сеул обслуживается двумя аэропортами: инчхонским и аэропортом в Кимпхо. Международные рейсы принимаются в основном аэропортом Инчхона, тогда как Кимпхо принимает в основном местные рейсы. Другие крупные аэропорты расположены в Пусане и Чеджу. Всего в стране 108 аэропортов.

Основные особенности финансовой системы Кореи

При анализе состояния финансовой системы Кореи необходимо выделить целый ряд особенностей: общую неразвитость финансовой системы, а в институциональном плане - ее особенный упор на банковский сектор. В этой стране практически отсутствуют такие элементы обеспечения устойчивости финансовой системы как национальное страхование депозитов, централизованное выделение "проблемных" финансовых учреждений и надзор за ними и т.п. Сравнительно небольшую роль играют так называемые устойчивые консервативные инвесторы (национальные), прежде всего негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.

Нестабильности системы способствовали и распространенные в стране многочисленные барьеры, ограничивавшие доступ иностранного капитала к прямому контролю над местными фирмами; в таких условиях большая часть вложений иностранных инвесторов носила портфельный характер.

Основным государственным органом, занимающимся вопросами регулирования деятельности финансовой системы является Министерство Финансов и Экономики Кореи, которое активно участвует в разработке экономической стратегии, распределяет финансовые ресурсы между отраслями и фирмами, определят налоговые и тарифные льготы.

Министерство Финансов и Экономики разрабатывает новые законы и тщательно пересматривает уже существующие, а также принимает множество мер с целью укрепления национальной валюты, увеличения накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. К Министерству Финансов и Экономики нередко обращаются с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты.

Опыт организации финансовой системы Южной Кореи весьма поучителен, прежде всего в связи с удачно найденным сочетанием строгой иерархии кредитно-банковских учреждений и небанковских финансовых учреждений, четким контролем над всеми сторонами денежного обращения и финансовыми рынками.

В основе государственного кредита - Банк Кореи, позиции которого весьма велики, а авторитет непререкаем. Банк осуществляет контроль за эмиссией денежных средств в обращении, отслеживает деятельность частных банков, выдает разрешения на открытие филиалов зарубежных банков, осуществляет статистические и аналитические функции. К системе государственных банков относятся также 7 специализированных банков (изначально они являлись государственной собственностью поскольку более половины их капитала было оплачено за счет государственных средств). В государственных банках находится около 37 % депозитов страны. Депозитные банки включают 10 общенациональных коммерческих банков, 10 местных банков и 66 филиалов иностранных банков. 5 Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках государства воздействовало на формирование основных пропорций общественного производства. При этом основная ставка делалась на всемерное поощрение экспорта. Государство использовало субсидирование национальных экспортеров, которым предоставлялись банковские льготы.

Координационные возможности государства определяются также его контролем над внешней торговлей, ценами и банковско-ссудной системой. Через государственные органы проходит распределение заемного капитала, поступающего из-за рубежа, что значительно усиливает воздействие государства на процесс эффективного использования иностранного капитала.

Очевидно, что в современных условиях высокоразвитого разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит денежное обращение. В Корее достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное внимание. Даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежное обращение, инфляция, дефицитность государственного бюджета не выходили из под контроля государства.

Государственный долг

Государственный долг Республики Корея /РК/ с 1998 по 2013 год увеличился в 8 раз и составил 432 млрд долларов. Такие данные содержатся в распространенном сегодня докладе министерства финансов.

По прогнозам экспертов, в 2014 году госдолг РК вырастет до 478,4 млрд долларов. Таким образом, государственный долг на душу населения в Южной Корее впервые превысит отметку в 9 тысяч долларов. В России этот показатель составляет 3,6 тысяч долларов, в США - более 53 тысяч долларов.