Михал клеофас огинский. Михал огиньский. С места – в карьер

Огиньский Михал Клеофас (1765- 1833), граф, польский композитор и политический деятель.

Родился 25 сентября 1765 г. в городке Гузув недалеко от Варшавы. С ранних лет серьёзно увлекался музыкой и брал уроки у О.

А. Козловского, известного в то время композитора, автора многочисленных романсов и героико-патриотических произведений («Гром победы, раздавайся» на стихи Г. Р. Державина и др.).

Огиньский принимал участие в Польском восстании 1794 г.

под руководством Т. Костюшко, но после поражения восстания вынужден был покинуть родину. Он эмигрировал в Италию. В том же году композитор написал своё, пожалуй, лучшее и самое популярное произведение - полонез «Прощание с родиной», которое в России более известно под названием «Полонез Огиньского».

В 1799 г. Огиньский создал оперу «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире». Либретто он написал сам. В целом в творчестве композитора преобладали малые формы: романсы, вальсы, полонезы, марши, мазурки, менуэты.

Огиньский жил в Петербурге; в 1810 г. стал сенатором. В 1815 г. он уехал из России и поселился во Флоренции, где и умер 15 октября 1833 г.

Огинский Михаил Клеофас родился 25 сентября 1765 года неподалеку от Варшавы. Его семья принадлежала к высшим аристократическим кругам. Михаил с ранней юности увлекался музыкой, прекрасно играл на многих музыкальных инструментах, особенно хорошо на фортепиано, скрипке, арфе и виолончели, сам сочинял полонезы, романсы, песни, оперы.

Его композиторский талант проявился в 1790-е годы.

В этот период он пишет многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Наибольшую известность получил написанный им полонез «Прощание с Родиной».

Михаил-Клеофас Огинский по роду своих занятий был дипломатом и политическим деятелем. В 1794 году он был избран в Национальный Совет, на одном из заседаний которого заявил: «Отдаю на благо Родины свои имущество, труд и жизнь».

Михал Огиньский

Востребованными оказываются не только ум и храбрость Огинского, но и его искусство. «Для своего отряда я написал марш на свои слова».

Произведения Огинского приобрели большую популярность у участников восстания 1794 года.

Его полонезы в начале 19 века звучали на петербургских балах, а венские, берлинские, лейпцигские и другие издания его произведений пользовались большой популярностью за границей. В 1817 году Огинский переехал в Вильно, а через пять лет, в 1823 году, ослабленное здоровье вынуждает его переехать в Италию, где он прожил последние 10 лет жизни.

Михал Клеофас Огинский и его невесёлая жизнь

Полонез «Прощание с Родиной» — мелодия очень грустная, которую от хорошей жизни не напишешь. И действительно, автор этой музыки Михал Клеофас Огинский, хотя и родился в очень богатой и влиятельной аристократической семье, прожил жизнь довольно тяжёлую и безрадостную, хотя поначалу этого ничто не предвещало.

Михал Клеофас Огинский (Michal Kleofas Oginski) родился 25 сентября 1765 года в поместье Гузов в Мазовецком воеводстве, недалеко от Варшавы.

Несмотря на то, что родился он в Польше, князья Огинские происходили из западных русинов (предков белорусов), принявших католицизм.

Имя Михал — это польская форма имени Михаил, поэтому композитора иногда называют в источниках как Михаил Огинский. Кроме того, по-польски фамилия правильно читается как Огиньский, с мягким знаком, поэтому есть и такой вариант её написания на русском языке.

Князья Огинские занимали различные руководящие должности в Великом княжестве Литовском, входившим наряду с Польшей в состав союзного государства Речь Посполитая.

Например, прадед Михала Клеофаса был Витебским воеводой, дед и отец — Трокскими (Тракайскими) воеводами, а его дядя Михал Казимир Огинский был Виленским воеводой и Великим гетманом Литовским.

Поэтому воспитывали мальчика сразу с дальним прицелом — так, чтобы сделать из него всесторонне развитого интеллектуала, способного уже смолоду служить государству на любой должности, на которую его назначат.

Отец Михала (Михаила) Клеофаса, Анджей Огинский (Огиньский), нанял для воспитания сына самого Жана Ролена (Jean Rolayn), одного из лучших репетиторов Европы, перед этим занимавшегося воспитанием будущего австрийского императора Леопольда II, который в год рождения Михала Клеофаса (1765) в 18-летнем возрасте как раз вступил на австрийский престол.

Так что будущего композитора воспитывали как будущего главу государства.

Жан Ролен воспитывал маленького Михала Клеофаса таким образом, чтобы обеспечить ребёнку высокий уровень и физического, и умственного развития. Ему была назначена специальная диета, он должен был много гулять и заниматься физическими упражнениями, и при этом огромное время занимала собственно учёба.

Например, в 7-летнем возрасте Михал Клеофас Огинский занимался различными науками, от математики до политической экономии, до 16 часов в день!

Естественно, ни о каких детских играх и развлечениях не могло быть и речи — на это при таком графике просто не оставалось времени.

Обучали Михала Клеофаса Огинского и музыке, причём он не просто научился играть на различных инструментах, типа скрипки и фортепиано, но также изучал и теорию музыки.

Что интересно, музыкальным учителем М. К. Огиснкого был Осип Козловский — будущий автор музыки для первого гимна Российской империи «Гром победы, раздавайся!».

Музыка настолько увлекла Михала Клеофаса Огинского, что он сам стал писать различные мелодии, однако отец готовил его не к музыкальной, а к политической карьере.

Уже в 19-летнем возрасте, в 1784 году, Михал Клеофас Огинский стал депутатом сейма, а с 1789 года он служил послом Речи Посполитой в Нидерландах и Великобритании, а в 1793 году в возрасте 28 лет стал Великим подскарбием (то есть министром финансов) Великого княжества Литовского.

О его дальнейшей политической карьере, участии в восстании Костюшко, поражении и бегстве за границу подробно рассказано в статье про историю написания полонеза «Прощание с Родиной», поэтому продолжим повествование с того момента, как Михал Клеофас Огиньский оказался за границей.

В октябре 1794 года М.

К. Огинский (Огиньский) под видом лакея добрался до столицы Австрии Вены, туда же чуть позже приехала и его жена Изабелла. У супружеской пары было только то имущество и те деньги, которые они смогли унести с собой, так как все их поместья и всё имущество на территории бывшей Речи Посполитой было конфисковано Российской Империей и Пруссией за участие в восстании.

Поэтому семье молодых аристократов, которые раньше денег не считали, и имели их, сколько хотели, пришлось привыкать к гораздо более скромному, полунищенскому образу жизни.

Кроме того, Михал Клеофас Огинский был объявлен в розыск, и за его голову было назначено крупное вознаграждение, поэтому Огинские жили под чужими именами, а в декабре 1794 года семья Огинских переехала из Вены в Венецию, чтобы быть подальше от русских и прусских агентов.

Изабелла Огинская не выдержала испытания бедностью, и, пользуясь тем, что её лично в розыск не объявляли, уехала к родственникам на бывшую территорию Польши, вошедшую в состав Пруссии, и Михал Клеофас остался один.

Тогда он установил контакты с польскими и литовскими эмигрантами, жившими в Париже.

Ему было поручено пробраться в Турцию, и попытаться установить контакты с султанским правительством, чтобы убедить султана объявить войну России — эмигрантские лидеры надеялись, что в случае войны они смогут поднять новое восстание, и добиться возвращения независимости Речи Посполитой.

Михал Клеофас Огиньский отправился в Константинополь по документам прикрытия на имя французского торговца Жана Риделя. Надо сказать, что благодаря своему учителю Жану Ролену он свободно разговаривал без акцента на всех европейских языках, и мог без усилий выдать себя за любого иностранца.

К. Огинский провёл в Турции полгода, с февраля по ноябрь 1795, но ничего от турецкого правительства не добился, и вернулся во Францию. При этом он проехал через всю бывшую Речь Посполитую, поделённую между Австрией, Пруссией и Россией.

В Кракове (после раздела Речи Посполитой вошедшем в состав Австрии) он едва не был арестован, так как лицо «француза» показалось знакомым местным полицейским — ведь портрет Огинского был разослан по всем австрийским городам, так как розыском его занимались очень серьёзно.

Однако Огинскому удалось убедить краковских полицейских, что «я не я, и физиономия не моя», и его отпустили.

Только к началу февраля 1797 года, потратив на путешествие туда и обратно целых два года, Михал Клеофас Огинский вернулся в Париж.

Там он познакомился с генералом Наполеоном Бонапартом, и предложил ему совершить поход для освобождения Речи Посполитой, обещав поддержку всего населения, однако Бонапарт отказался, и отправился в бестолковый и бессмысленный поход в Египет, загубив там без всякой пользы всю свою армию.

Оставаться после этого в Париже не было смысла, и Михаил Огинский поехал в Нидерланды — в страну, где он совсем недавно был послом, и его хорошо знал и ценил король Вильгельм V.

Нидерландский король принял бывшего посла, и очень здорово ему помог — он договорился с королём Пруссии, что Огинский получит прощение, ему будет позволено приехать в Пруссию к своей жене Изабелле, и Прусское королевство не станет выдавать бывшего повстанца Австрии и России.

Таким образом, Михал Клеофас Огинский в 1798 году смог вернуться к жене, и за время жизни в Пруссии у них родилось два сына — в 1800 году Тадеуш (названный в честь генерала Костюшко), и в 1801 году — Ксаверий.

Однако уже в конце 1801 года по не выясненным до сих пор причинам Михал Клеофас Огинский развёлся с женой.

Что между ними такого произошло — можно только догадываться.

В том же 1801 году произошло ещё одно событие, круто изменившее жизнь Михала Клеофаса Огинского — на российский престол вступил Александр I, у которого одним из ближайших друзей был Адам Чарторыйский, такой же литовско-белорусский и польский аристократ, как и Огинский, только в отличие от него, не принимавший участия в восстании.

Адаму Чарторыйскому удалось убедить Александра амнистировать всех участников восстания Костюшко, и в 1802 году М.К.

Огинский был прощён, и получил обратно все ранее конфискованные у него имения, и поселился в белорусском поместье Залесье.

После этого 37-летний Михал Клеофас Огиньский женился во второй раз — на вдове своего умершего друга, графа Каэтана Нагурского, 25-летней Марии Нагурской, которая была итальянкой по национальности, родилась во Флоренции, и от рождения её звали Мария Нери.

Эта вторая женитьба стала самой большой глупостью, которую Михал Клеофас Огинский сделал в своей жизни.

Дело в том, что Мария была дамой чрезвычайно развратной и похотливой, и отдавалась всем мужчинам, с которыми могла остаться наедине, причём ей было без разницы, кому давать.

По словам польского писателя Станислава Моравского, «Не существовало ни одного человека, молодого или старого, влиятельного вельможи или простого слуги, который бы не был её любовником…

Были среди них и актёры, и певцы, и даже простые солдаты. Она даже не пыталась это скрывать». Возможно, Мария Огинская была больна нимфоманией, другого объяснения такому бесстыдному и дикому разврату трудно найти.

Как рассказывает Станислав Моравский, из четырёх детей, родившихся во втором браке, Михал Клеофас Огинский был биологическим отцом только одной дочери, Амелии, а две другие девочки и мальчик, которых родила его вторая жена, были зачаты от других мужчин.

Как уже было сказано выше, Мария Огинская не скрывала, что у неё куча любовников и вообще она женщина безотказная, однако Михал Клеофас не разводился с ней в течение целых 13 лет!

А вот почему он так поступал — такая же историческая загадка, как и причины его развода с первой женой.

И только в 1815 году, когда рога у него разветвились настолько, что становилось просто неудобно — ведь к тому времени Огинский уже был сенатором Российской империи, он наконец-то развёлся с Марией.

В 1817 году Михал Клеофас Огинский отказался от должности сенатора, а в 1822 году уехал лечиться от подагры во Флоренцию (по иронии судьбы, именно в этом городе родилась его вторая жена, с которой он разошёлся 7 лет назад).

В 1831 году во Флоренции Михал Клеофас Огиньский издал в виде отдельной книги сборник нот своих музыкальных произведений, среди которых был и знаменитый полонез «Прощание с Родиной».

Биография Михаила Огинского

К. Огинский написал более 60 композиций для фортепиано, а также несколько песен.

Существует легенда, что композитор был убит — заколот кинжалом, однако фактами это не подтверждается — его смерть была естественной.

Михал Клеофас Огинский был похоронен в Пантеоне выдающихся личностей во флорентийской церкви Санта Кроче рядом с Галилео Галилеем, Микеланджело Буонарроти, Джоаккино Россини и Никколо Макиавелли.

В современной России классическая музыка не имеет широкой популярности. Классические музыкальные произведения, известные всем, можно пересчитать по пальцам.

В это число, без сомнения, входит полонез «Прощание с Родиной», известный также как «Полонез Огинского».

Ещё из школьного курса музыки ученики советских, а затем и российских школ узнавали, что композитор Огинский написал своё произведение, навсегда прощаясь с Польшей после поражения восстания, в котором участвовал.

Удивительное дело — несмотря на то, что восстание Тадеуша Костюшко , в котором участвовал композитор, было направлено против Российской империи, в нашей стране Огинскому всегда сочувствовали и сопереживали несчастью, вдохновившему его на творчество.

Но неудачное восстание и создание полонеза — это всего лишь один эпизод из жизни Михаила Огинского, похожей на приключенческий роман, где перемешаны политика, музыка и любовь.

Внук воеводы, сын воеводы, племянник воеводы

Михал Клеофас Огинский родился 25 сентября 1765 года в поместье Гузов в Мазовецком воеводстве, недалеко от Варшавы.

Собственно, Огинские по происхождению не были поляками. Предки князей Огинских являлись потомками западных русинов — белорусов, принявших католицизм. По этой причине автор полонеза скорее Михаил, а не Михал. С фамилией тоже есть путаница — в польском варианте она произносится как «Огиньский», в то время как в русском варианте мягкий знак отсутствует.

Князья Огинские полагали, что их родословная идёт от самого Рюрика . В Речи Посполитой они занимали положение, соответствующее столь высокородному происхождению. Предки Михаила занимали высокие должности во входившем в Речь Посполитую Великом княжестве Литовском. Прадед Михала Клеофаса был витебским воеводой, дед и отец — трокскими воеводами, а его дядя Михал Казимир Огинский был виленским воеводой и Великим гетманом Литовским.

Учиться, учиться и ещё раз учиться

Родные Михаила были убеждены, что и его ждёт большая политическая карьера, и готовить к ней мальчика стали с малых лет. Для его воспитания был приглашён Жан Ролен, ранее обучавший будущего императора Австрии Леопольда II и считавшийся одним из лучших педагогов Европы.

Чтобы понимать, насколько серьёзно готовили Михаила, нужно сказать, что в возрасте 7 лет учебные занятия занимали у него до 16 часов в день.

Находилось время и для обучения музыке, причём весьма серьёзного. Михаилу прививали не только навыки игры на музыкальных инструментах, но и преподавали теорию музыки. Ирония судьбы — музыкальным педагогом Михаила Огинского, прославившегося как пламенный польский патриот, был Осип Козловский , ставший автором музыки первого гимна Российской империи «Гром побед, раздавайся!».

Министр и повстанец

В возрасте 19 лет Михаил Огинский стал депутатом польского сейма, затем послом Речи Посполитой в Нидерландах и Великобритании, а в 28 лет он стал министром финансов Великого княжества Литовского.

Блестящая политическая карьера омрачалась внутренними распрями в Речи Посполитой и потерей территорий, переходивших к более успешным соседям — Австрии, Пруссии и России.

Молодой политик оказался в числе тех, кто не был готов мириться с этим. Он примкнул к антироссийскому восстанию под руководством Тадеуша Костюшко.

Участие Огинского в восстании не было формальным — на собственные деньги он сформировал и вооружил отряд численностью боле 2000 человек, во главе которого не без успеха развернул партизанскую войну против русских войск.

Восстание Костюшко было жестом отчаяния. Против повстанцев выступили войска не только Российской империи, но также Пруссии и Австрии. Совместными усилиями выступление поляков было подавлено, Костюшко оказался в плену, а Михаилу Огинскому пришлось бежать.

Из князи — в грязи

В этот момент, согласно основной версии, и был написан знаменитый полонез.

Огинский, создавая «Прощание с Родиной», не был новичком. Он успешно совмещал политическую карьеру с музыкальным творчеством, и на его счету к тому времени было немало произведений. Но ни одному их них, как, впрочем, и тем, что были написаны позднее, не удалось повторить успех полонеза.

Восстание Костюшко обернулось катастрофой и для Польши, которая в результате очередного раздела исчезла с карты мира, и для самого Огинского, который лишился всех своих поместий.

Деньги и даже драгоценности жены он потратил на оплату оружия, амуниции и продовольствия для повстанцев и в итоге остался практически без средств к существованию.

Жена Михаила Изабелла , не понимавшая пассионарности мужа, вскоре оставила его, уехав к родственникам. Огинский продолжил скрываться в Европе в одиночку, меняя имена и места проживания.

Изабелла Ласоцкая, жена. Источник: Public Domain

Особо опасный преступник

Это не было манией преследования: за Огинским действительно шла охота. Российские власти по достоинству оценили таланты Михаила во время восстания и теперь желали отправить его в тюрьму.

Сам Огинский тоже не унимался. Он встречался с польскими эмигрантами, посещал Францию, где пытался добиться поддержки от революционного правительства, ездил в Константинополь, где призывал султана начать новую войну против России. Дипломатические усилия Михаила не возымели действия — ни одна из стран не желала вступать в войну с Российской империей, тем более, ради интересов Польши.

Измученный и разочарованный, Михаил Огинский приехал в Нидерланды, где раньше был послом. Старые связи ему помогли — король Нидерландов смог договориться с монархом Пруссии об амнистии для Огинского. Таким образом, одна из трёх стран, участвовавших в подавлении восстания, сменила гнев на милость, и Михаил получил возможность жить в Пруссии под своим именем.

Он воссоединился с женой, и Изабелла родила ему двух сыновей — Тадеуша и Ксаверия . Но в 1801 году супруги расстались. Возможно, Михаил так и не смог простить жене того, что она оставила его в трудную минуту. А быть может, Изабелла поняла, что Михаил ничуть не изменился и снова может ввязаться в политическую авантюру, потратив на неё все деньги семьи.

Император добр, а любовь зла

Но в 1802 году судьба Михаила Огинского делает крутой поворот — новый русский император Александр I объявляет амнистию участникам восстания Костюшко. Огинский не только получил право вернуться домой, но ему вернули и все его владения.

Подобной милостью Михаил был обязан поляку Адаму Чарторыйскому , входившему в ближайшее окружение молодого императора и убедившего Александра простить повстанцев.

Князь Огинский поселился в своём имении Залесье, где построил усадьбу и заложил парк.

В возрасте 37 лет Михаил Огинский женился на вдове своего умершего друга, графа Каэтана Нагурского , 25-летней Марии Нагурской , которая была итальянкой по национальности, родилась во Флоренции, и от рождения её звали Мария Нери .

Об этом браке Огинского ходила весьма дурная слава. Наиболее вежливые биографы называют его «легендарным», не вдаваясь в подробности. Более откровенные сообщают, что темперамент итальянки Марии не знал границ до такой степени, что количество её любовников не мог сосчитать никто.

Мария родила Михаилу четверых детей — трёх девочек и одного мальчика, но лишь в отношении одной из дочерей, Амелии, у современников не было сомнений в том, что её отцом является Огинский.

Несмотря на столь дурную репутацию жены, он прожил с ней целых тринадцать лет. Что ж, как говорится, любовь зла…

Сенатор Российской империи

В 1810 году дворянство Виленской и Гродненской губерний решало вопрос о том, кого направить к императору Александру I в качестве советника по делам края. Выбор пал на Михаила Огинского. Кандидатуру бывшего бунтовщика и польского политика поддержал и губернатор Михаил Кутузов .

Так, Михаил Огинский стал сенатором Российской империи и вошёл в число доверенных лиц русского императора, вернувшись в большую политику.

Князь увидел в этом возможность добиться для своей родины если не независимости, то хотя бы автономии, представив императору проект создания Великого княжества Литовского в составе Российской империи. Но Александр I отверг этот проект.

В 1817 году, устав от политической жизни, Михаил Огинский сложил с себя полномочия сенатора и вернулся в своё поместье, затем некоторое время жил в Вильно и Варшаве. Ни о какой новой опале речи не шло — к Огинскому в России относились благожелательно, никоим образом не попрекая прошлым.

В 1823 году Огинский, здоровье которого сильно пошатнулось, переехал во Флоренцию, где и провёл последние годы жизни.

Композитор нашёл последний приют рядом с Галилеем

Согласно второй, менее распространённой версии, прославивший его полонез был написан в 1820-х годах, когда немолодой и лишившийся надежд князь прощался со своей Родиной, которую ему уже не суждено было увидеть.

В 1831 году во Флоренции Огинский выпустил отдельной книгой сборник нот своих музыкальных произведений. Собирать было что — на счету композитора Огинского более 60 фортепьянных композиций, романсы, песни и даже одна опера под названием «Зелис и Валькур, или Бонапарт в Каире».

Михаил Огинский умер во Флоренции 15 октября 1833 года. Бурная молодость дала о себе знать — после смерти композитора пошли слухи, что его убили, заколов кинжалом, якобы отомстив за прежние похождения. Но вряд ли кто всерьёз захотел бы мстить больному 68-летнему мужчине, давно отошедшему от политических дел.

Похоронили Михаила Огинского в Пантеоне выдающихся личностей во флорентийской церкви Санта Кроче рядом с Галилео Галилеем , Микеланджело Буонарроти , Джоаккино Россини и Никколо Макиавелли .

А написанный им полонез завораживает всё новые и новые поколения слушателей в разных странах мира…

ПОЛОНЕЗ ЖИЗНИ МИХАЛА ОГИНЬСКОГО

Был не только госчиновником, но и композитором-любителем. Он написал довольно много музыкальных произведений, и некоторые из них даже стали популярными в Российской империи. «Полонез Огиньского» и – одно и то же произведение. Первый вариант – народное название, второй – авторское.

С места – в карьер

1765 года в местечке Гузув, в семи километрах от Варшавы появился на свет мальчик, которого назвали Михалом . Такое имя дано было не случайно. Дяденька младенца, Михал-Казимир Огиньский, был великим гетманом Литвы. Он остался в истории как блистательный исполнитель, автор многочисленных опер, полонезов, мазурок и стихов. Родители Михала были люди влиятельные и богатые и широко известны в Польше и Литве. Отец Михала занимал высокие общественные должности. Известность он приобрел благодаря успехам на дипломатическом поприще. Мать Михала была женщиной образованной и сумела дать сыну хорошее образование.

Развитию музыкального образования Михала содействовало посещение двора великого гетмана литовского и их родственника Михала-Казимира Огиньского в Слониме, где часто ставились оперы и балеты, звучали оркестровые и камерные музыкальные произведения. Юный Михал учился игре на скрипке, а разностороннее музыкальное образование он получил под руководством Юзефа Козловского, давшего серьезные навыки игры на фортепиано и в теории музыки.

Михал-Казимир Огиньский, дядя

Занятия музыкой были вторичными. На первом плане у Огиньского-младшего было добывание разносторонних знаний. Все было подчинено главной цели – стать одним из самых блестящих молодых людей своей родины. Это удалось уже в 1785 году, когда 19-летнего Михала Огиньского избрали депутатом в сейм. Чуть позже депутаты сейма проголосовали и за избрание юного Огиньского государственным казначеем.

Все эти успехи не вскружили юноше голову, но это сумела совершить одна паночка… Молодые поженились, дав клятву нести верность друг другу. Меж тем, на политическом Олимпе Речи Посполитой в то время было ничуть не безоблачно.

Патриот Михал Огиньский

Страна едва пришла в себя после первого раздела Речи Посполитой в 1772 году, как конфедераты вторично начали мутить воду против короля. Более того, они настаивали на том, чтобы пригласить в «судьи» Россию. Станислав II Понятовский, пришедший к власти в 1764 году, понимал, что если в Москве зададутся целью посадить на польский трон кого-то другого, то это случится. Поэтому он начал прощупывать Европу в поисках своего возможного союзника. Для этого в Голландию в качестве чрезвычайного посланника отправили Михала Огиньского -младшего. По мнению короля, молодой граф с блеском выполнил возложенные на него обязанности, а потому получил новое назначение – послом в Лондон. В путешествие молодой дипломат уехал со своей первой женой Изабеллой из Лясоцких.

Второго раздела Речи Посполитой избежать не удалось. Это произошло 12 января 1793 года. Далеко не все поляки были с этим согласны. В марте 1794 года в Речи Посполитой началось восстание, которым руководил Тадеуш Костюшко. Граф Михал-Клеофас Огиньский оказался в первых рядах восставших. Он был избран в Национальный Совет, на одном из заседаний которого заявил: «Отдаю на благополучие Родины свои собственность, дело и жизнь». Это были не пустые слова. На свои средства он сформировал легковооруженный отряд, которым сам и командовал. В одном из писем жене – Изабелле Огиньской – он просил ее быть бережливой, поскольку деньги нужны для восстания, для содержания отряда. Письмо он адресовал не «графине», а «гражданке». Себя называл гражданином и солдатом революции. «Для своего отряда я написал марш на свои слова. Этот марш с того времени исполняли и многие другие поляки. Я писал также военные патриотические песни, возбуждавшие героизм, энергию и энтузиазм», – писал позднее Михал.

Крушение надежд

Силы были неравны, осенью того же года восстание полностью подавили. Генерала Костюшко тяжело ранили, а Михалу Огиньскому с трудом удалось избежать ареста.

усадьба в Залесье (Беларусь)

Он вместе с Изабеллой бежит в Италию, но скоро она покидает мужа и возвращается в Польшу. Жена узнала, что муж потратил на действие «революции» даже ее фамильные драгоценности. Спустя какое-то время Михал пробирается к тестю и пытается уговорить жену вернуться, но гордая полячка была непреклонна. Она заявила, что с нищим жить не будет!

Дальнейшая жизнь Огиньского напоминает щепку в водовороте. Он бежит в Константинополь, потом приезжает в Францию. Наполеону Бонапарту Огиньский сильно понравился. Но Михал требует от императора скорейшего наступления на Россию, как виновницу всех бед польского и литовского народов. Наполеон не спешит, чем вызывает у дипломата резкое возмущение.

Огиньский едет в Россию. Александр I принял его тепло. Была возвращена большая часть поместий. В 1810 году дворянство Виленской и Гродненской губерний решило адресовать к царю представителя для совещания по экономическим и административным делам края. Этим представителем был избран Михал-Клеофас Огиньский . Кандидатуру поддержал и генерал-губернатор Михаил Илларионович Кутузов.

Находчивость дипломата Михала Огиньского

Наладить отношения с Изабеллой так и не удалось. История вторичной женитьбы Огиньского полна комизма. По одной из версий итальянка Мария, представительница древнейшей профессии, назначив встречу польскому графу в своей квартире, попросила полицейских, чтобы они ворвались к ней в самый разгар любовного действия. Когда все так и случилось, Огиньскому, как дворянину, ничего не оставалось, как заявить, что это его невеста, и они собрались повенчаться. По иной версии квартира была съемной, и в нее «неожиданно» нагрянул никто другой, как виленский генерал-губернатор. Увидев знакомое лицо, Михал тут же поспешил заявить, что эта баба – его невеста. Как бы там ни было, Мария родила мужу четверых детей. Две дочери унаследовали гены отца и стали музыкантами.

Известный полонез Михала Огиньского

Когда же и по какому поводу был написан самый известный , названный «Прощание с Родиной», историки так и не выяснили. Одни утверждают, что это произведение родилось в 1794 году, когда из-за разгрома войск Костюшко Огиньский вынужден был оставить родину. Другие, и их большинство, уверены, что полонез написан в 1820, когда полностью разочарованный политикой Александра I Огиньский согласился переселиться на родину второй жены – в Неаполь. По самым скромным подсчетам Огиньскому принадлежит около 40 фортепианных пьес, из них 25 полонезов . Композитор ввел новое в обычный танцевальный жанр, в частности, чередование двух тем (минорной и мажорной). Кроме камерно-инструментальных произведений в наследие Огиньского входят 18 вокальных – романсы, песни (к некоторым из них композитор написал и слова), а также одноактная опера «Зелис и Валькур, или Бонапарт в Каире».

Попрощался навечно

В 1822 году Огиньский навсегда покидает Россию. Он посетил разные города Европы и в 1823 году поселился вместе с семьей во Флоренции. Здесь, в столице Тосканы, Огиньский провел последние 11 лет своей жизни, покидая город лишь ненадолго для посещения других европейских стран.

На протяжении этих лет появились издания многих его музыкальных произведений. Во Флоренции он начал работу над мемуарами. Четырехтомное издание, названное им «Воспоминания о Польше и поляках», вышло в Париже в 1826 году. Он написал также подробные воспоминания о себе, начиная с детства, которые велел опубликовать только после его смерти. Двумя годами позже вышли в свет его «Письма о музыке», на титульном листе которых была сделана надпись: «Флоренция, 25 сентября 1828, день, когда мне исполнилось 63 года».

Скончался Михал Клеофас Огиньский 1833 года во Флоренции и был похоронен на монастырском кладбище у храма Санта Мария Новелла. Через несколько лет во флорентийском храме-пантеоне Санта Кроче ему был воздвигнут памятник – статуя из каррарского белого мрамора, олицетворяющая собой убитую горем Польшу.

ФАКТЫ

Что особенно интересно – написанный Михалом Клеофасом Огиньским полонез стал той музыкой, которая примирила победителей с побежденными. В Российской империи полонез Огиньского стал одной из самых популярных мелодий. Даже в этом проявился великий дар дипломата.

памятник в Беларуси

Полонез Огиньского «Прощание с Родиной» прозвучал в двух советских фильмах. Первая картина, снятая в 1971 году, так и называется «Полонез Огиньского». Вторая лента 1990 года «Попугай, говорящий на идиш». Полонез звучит в качестве музыкальной заставки в самом начале кинокартины.

В современной Польше полонез Огиньского «Прощание с Родиной» считается музыкальным символом страны, были даже предложения сделать эту музыку польским гимном. Полонез Михала Огиньского исполняется в польских школах на выпускных вечерах, очень часто используются рингтоны и сигналы вызова мобильных телефонов с этой мелодией.

Обновлено: Апрель 14, 2019 автором: Елена

Польский, белорусский и российский политический деятель, известный композитор, граф.


Политической деятельностью занялся в 1789 году. С 1790 года посол Речи Посполитой в Голландии, с 1791 - в Англии, в 1793-1794 -казначей ВКЛ. В 1794 году участвовал в белорусско-польском восстании во главе сформированного им батальона егерей. После поражения восстания эмигрировал в Константинополь, где становится активным деятелем белорусско-польской эмиграции, затем переехал в Париж. В Париже контактировал с Талейраном и французской директорией с целью восстановления независимости Речи Посполитой. После ослабления надежд на восстановление независимости и объявленной амнистии в 1802 вернулся в Россию и поселился в деревне Залесье на территории современного Сморгонского района (Беларусь). В 1807 году встречается с Наполеоном в Италии. В 1810 году Огинский переезжает в Петербург и становится сенатором Российский империи, активно занимается политикой. В 1810-1812 годах - доверенное лицо императора Александра I, Предлагает последнему проект создания Великого княжества Литовского в составе Российской империи, который, однако, был отвергнут.

В 1817 году Огинский переезжает в Вильнюс. В 1823 году пошатнувшееся здоровье вынуждает его переехать в Италию, где он прожил последние 10 лет жизни.

Композиторский талант проявился у Огинского в 1790-е годы. В этот период он пишет многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Наибольшую известность получил полонез «Прощание с Родиной» (i) (полонез Огинского) (польск. Pozegnanie Ojczyzny). Ряд исследователей также приписывает Огинскому музыку польского гимна (Jeszcze Polska nie zginęła). Произведения Огинского приобрели большую популярность у участников восстания 1794 года.

В эмиграции композитор продолжает свою творческую деятельность. С именем Наполеона связана единственная опера Огинского «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире» (1799).

Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы -полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы, романсы.

Михал-Клеофас Огинский: «Я - не профессионал в музыке…»

Михал-Клеофас Огинский (1765-1833) по роду своих занятий был дипломатом и политическим деятелем, но с ранней юности увлекался музыкой, прекрасно играл на многих музыкальных инструментах, особенно хорошо на фортепиано, скрипке, арфе и виолончели, сам сочинял полонезы, романсы, песни, оперы. Полонезы Огинского - известного дипломата и популярного композитора - в начале XIX века звучали на петербургских балах, а венские, берлинские, лейпцигские и другие издания его произведений пользовались большой популярностью за границей. Родился Михал-Клеофас в имении Гузове под Варшавой, но сам подтверждал белорусское, или как тогда говорили, литвинское происхождение своего рода. Семья Михала-Клеофаса принадлежала к высшим аристократическим кругам. Его отец Анджей Огинский (1740-1787) был сенатором и послом Речи Посполитой в Петербурге, Вене и Берлине, а родился в имении Тадулино под Витебском. И это было не случайно, потому что Витебщина со второй половины XVII и на протяжение всего XVIII века была одним из центров проживания представителей рода Огинских, которые в то время по своему благосостоянию и влиянию на политическую жизнь Речи Посполитой могли сравниться только с князьями Радзивиллами.

Когда Михалу-Клеофасу было 7 лет, его отца назначили чрезвычайным послом Речи Посполитой в Вене, и семья переехала туда. Однако уже через год мать вместе с мальчиком вернулась в Гузов и с этого времени началось его систематическое обучение. Вместе с французом-гувернером он изучал иностранные языки, гуманитарные и точные науки. Для занятий музыкой к Михалу-Клеофасу был приглашен тогда еще молодой 16-летний уроженец Беларуси, а в будущем крупнейший композитор Осип Козловский, который обучал мальчика игре на клавире и скрипке, а также теории, истории музыки и композиции. Вместе с Козловским Михал-Клеофас посещал в Слониме резиденцию своего более старшего по возрасту родственника известного мецената, композитора, скрипача, арфиста и кларнетиста Михала-Казимира Огинского. Эти визиты оказали на юношу большое впечатление и укрепили склонность к музыке.

Получив прекрасное домашнее образование и продолжив его в Варшаве изучением математики, каллиграфии, романских языков и творчества античных писателей, уже в возрасте 19 лет Михал-Клеофас Огинский сделал блестящую политическую карьеру - стал депутатом сейма. Позднее он был назначен государственным казначеем - великим подскарбием Великого Княжества Литовского (ВКЛ). В возрасте 23 лет он удостаивается ордена Белого Орла. Когда внутренняя и внешняя политика Речи Посполитой особенно осложняются, Михал-Клеофас становится дипломатом и в 1790 году по поручению короля в качестве чрезвычайного посланника выехал в Голландию, а затем со специальным дипломатическим заданием - в Лондон. Интересно, что приехав в Лондон и открыв утренние газеты, Михал-Клеофас прочитал следующее: «Граф М. К. Огинский, направленный королем Польской республики с особо важной миссией в Лондон, по пути из Кале в Дувр попал с семьей в кораблекрушение. Спастись никому не удалось». Это была первая легенда подобного рода об Огинском, потом он еще не один раз прочитает в газетах о своей смерти. Наиболее распространенной версией его гибели станет та, что композитор застрелился из-за несчастной любви на балу в то время, когда оркестр исполнял его знаменитый полонез «Прощание с Родиной». В Париже даже выйдет альбом полонезов Огинского, на обложке которого будет нарисован композитор с приставленным к виску пистолетом и беззаботной парой танцоров рядом. «Ничего так не удивляло и не потешало меня, - писал позднее Михал-Клеофас, - как этот экземпляр». В Германии же его полонез был издан под сенсационным названием «Полонез смерти».

Однако все это еще будет впереди, а пока постепенно главные интересы Михала-Клеофаса концентрируются на музыке и истории. Вернувшись из дипломатических путешествий, он создает свой первый полонез. Позднее он об этом писал: «Осенью 1792 года я создал, точнее сказать, сымпровизировал этот полонез в Варшаве, когда впервые испытал чувство, вызванное любовью, которое продолжалось недолго. Чувство было тихое, спокойное и счастливое (…) Мой второй полонез привлек больше внимания. Знатоки предсказывали, что я произведу реформу, развивая модуляцию в полонезах, которые в нашей стране популярны лишь как светские танцы, что в полонезах можно сохранить национальный характер, воплощая в них певучесть, выразительность, вкус и чувство».

В марте 1794 года в Речи Посполитой началось восстание, которым руководил Тадеуш Костюшко. Граф Михал-Клеофас Огинский - горячий его сторонник. Он был избран в Национальный Совет, на одном из заседаний которого он заявил: «Отдаю на благо Родины свои имущество, труд и жизнь». На свои средства он сформировал большой вооруженный отряд, которым сам и командовал. Старинный герб Огинских он заменил щитом с девизом: «Свобода. Стойкость. Независимость». В одном из писем жене - Изабелле Огинской - он просил ее быть бережливой, поскольку деньги нужны для восстания, для содержания отряда. Письмо он адресовал не «княгине», а «гражданке». Себя называл гражданином и солдатом революции.

Михал-Клеофас был начальником повстанцев Вилкомирского, Свенцянского и Браславского уездов. С тысячей кавалеристов и полутора тысячами пехотинцев он напал на Динабургскую крепость. Однако нападение не удалось.

В это время востребованными оказываются не только ум и храбрость Огинского, но и его искусство. «Для своего отряда я написал марш на свои слова. Этот марш с того времени исполняли и многие другие поляки. Я писал также военные патриотические песни, имевшие успех среди товарищей по оружию, возбуждавшие героизм, энергию и энтузиазм», - писал позднее Михал-Клеофас.

Самоотверженные и трагические дни восстания завершились в ноябре 1794 года. Генерал Костюшко был тяжело ранен, почти всё Великое Княжество Литовское включено в состав Российской империи, только небольшая часть земель за Неманом досталась Прусскому королевству. Тайная полиция Габсбургов начала пристально следить за Огинским, взявшим другую фамилию. Вместе с женой он был вынужден эмигрировать в Италию. Некоторое время он прятался в Риме. Прибыв в Неаполь, в первый же вечер он пошел в оперный театр Сан Карло - куда же еще?! Там из-за своей близорукости он не заметил в толпе зрителей русского посла, с которым был знаком. Посол узнал князя, и, зная, что ему придется сообщить о местоположении Огинского русской императрице, через третьих лиц предупредил его о грозящей опасности. Огинский уехал в Константинополь, потом на его пути - Париж, Гамбург, Венеция и Варшава. Он по-прежнему думал о возрождении своей Родины, о восстановлении ВКЛ и рассчитывал на помощь в этом Наполеона Бонапарта, в честь которого даже написал оперу «Зелис и Валькур, или Бонапарт в Каире».

Возвращение на Родину оказалось возможным только после амнистии, последовавшей в 1802 году. Михалу-Клеофасу была даже возвращена большая часть поместий. В 1810 году дворянство Виленской и Гродненской губерний решило направить к царю представителя для совещания по экономическим и административным делам края. Этим представителем был избран Михал-Клеофас Огинский. Эту кандидатуру поддержал и генерал-губернатор Михаил Илларионович Кутузов. По его мнению, князь Огинский был достоин императорской милости, несмотря на то, что по образу своих мыслей раньше и являлся врагом России. Император Александр I в июне 1810 года принял Огинского и позже назначил его своим тайным советником и сенатором. Михал-Клеофас вошел в высшие круги русской знати. В Петербурге его, известного политического деятеля, дипломата и популярного композитора, желали видеть в аристократических салонах. Здесь же он встретил и своего бывшего учителя музыки Осипа Козловского, который теперь был руководителем музыкальной жизни не только царского двора, но и всей столицы. (Осип Козловский сочинил музыку праздничного полонеза с хором «Гром победы, раздавайся» на торжество, данное князем Потемкиным в честь Екатерины II в Таврическом дворце. Это произведение вскоре стало гимном Российской империи).

Сразу после возращения из эмиграции Михал-Клеофас поселился в имении Залесье недалеко от Сморгони, расположенном на половине пути из Минска в Вильно. Здесь он жил на протяжение 20 лет и превратил свое имение в настоящий культурный центр, жизнь которого была насыщена музыкальными событиями. В Залесье Михал-Клеофас построил новый дворец в классическом стиле по проекту профессора архитектуры Виленского университета Михаила Шульца и разбил парк с оранжереей. Современники называли Залесье «Северными Афинами». Из Петербурга сюда приезжал Осип Козловский, а также многочисленные музыканты и исполнители. Здесь бывали и поэты, писатели, а также ученые Виленского университета, почетным членом ученого совета которого был избран Огинский. (Следует отметить, что на его средства пополнялись исторические и естественнонаучные коллекции, он подарил университету телескоп и два микроскопа).

Все переживания, надежды, сомнения прожитых лет Огинский поверял друзьям и музыке. Сегодня известно около 60 его фортепианных и вокальных произведений, в том числе 26 полонезов, 4 марша, 3 мазурки, галоп и менуэт. Однако у Михала-Клеофаса было также много неопубликованных или изданных небольшими тиражами произведений, которые еще не найдены. По словам белорусского музыковеда и историка музыки Ольги Дадиомовой, на формирование музыкальных вкусов Михала-Клеофаса Огинского, «несомненно, повлияли впечатления, полученные в разных странах, однако его творчество наиболее близко славянскому музыкальному искусству. Эта общность проявилась и в образном содержании, и в музыкальном языке его произведений, и в жанровой их направленности».

О процессе создания своих произведений, для которого были характерны черты спонтанности и импровизации, сам Огинский писал: «Мне никогда не приходила в голову мысль создать совершенную и научную композицию и посвятить ей много времени. Эмоциональный порыв, чувство любви или дружбы, волнение, а иногда и боль или глубокая печаль диктовали мне характер звуков и модуляций, которые рисовали все эти эмоциональные переживания и правдиво очерчивали состояние моей души. Мне редко приходилось вносить изменения в мою первую импровизацию».

При всей своей музыкальной одаренности Михал-Клеофас не считал себя профессионалом в музыке и подчеркивал любительский характер своего творчества. Так, в своих «Письмах о музыке» он писал: «Все, что я имею, это хорошее ухо, глубокое чувство гармонии и вкус, которые я воспитал в себе, слушая и часто занимаясь хорошей музыкой. Если мне удалось несколько раз сочинить какие-то мелочи, отмеченные похвалами любителей музыки и знаменитыми артистами, если они пару раз взволновали чувствительное сердце… - я не могу это приписать ни выдающимся способностям, которых я никогда не имел, ни глубокому знанию музыки».

Жизнь Михала-Клеофаса оборвалась во Флоренции, где он жил последние 10 лет. Умер он 15 октября 1833 года в доме № 1014 на улице Легнаоли в окружении своей семьи - второй жены-итальянки и четверых детей. Но, по мнению его современников, так тихо не мог уйти из жизни человек, уже при жизни ставший легендой. И тогда возникла еще одна легенда о смерти Огинского. Согласно ей, жизнь князя оборвалась трагически. Когда близкие подошли к композитору, который долго стоял у перил террасы особняка, то увидели, что в его груди торчит кинжал…

Михала-Клеофаса похоронили на монастырском кладбище около храма Санта Мария Новелла. Спустя некоторое время останки композитора были перенесены в костел Санта Кроче, в пантеон, где покоятся Микеланджело, Макиавелли, Галилей.

Жизненный путь польского композитора М. Огиньского похож на увлекательную повесть, изобилующую внезапными поворотами судьбы, теснейшим образом связанной с трагической судьбой его родины. Имя композитора было окружено ореолом романтики, еще при жизни о нем возникало множество легенд (так, он не раз "узнавал" о собственной смерти). Музыка Огиньского, чутко отразившая настроения времени, многократно усиливала интерес к личности ее автора. Композитор обладал и литературным талантом, он - автор "Мемуаров о Польше и поляках", статей о музыке, стихов.

Огиньский рос в высокообразованной дворянской, семье. Его дядя Михал Казимеж Огиньский - великий гетман Литвы - был музыкантом и поэтом, играл на нескольких инструментах, сочинял оперы, полонезы, мазурки, песни. Он усовершенствовал арфу и написал статью об этом инструменте для "Энциклопедии" Дидро. В его резиденции Слоним (ныне территория Белоруссии), куда часто приезжал молодой Огиньский, был театр с оперной, балетной и драматической труппами, оркестр, ставились польские, итальянские, французские и немецкие оперы. Истинный деятель эпохи Просвещения, Михал Казимеж организовал школу для местных ребят. Такая обстановка создала благоприятную почву для развития разносторонних способностей Огиньского. Его первым музыкальным учителем был тогда еще молодой О. Козловский (служивший у Огиньских придворным музыкантом), впоследствии выдающийся композитор, внесший значительный вклад в польскую и русскую музыкальную культуру (автор знаменитого полонеза "Гром победы, раздавайся"). Игре на скрипке Огиньский обучался у И. Ярновича, а затем совершенствовался в Италии у Дж. Виотти и П. Байо.

В 1789 г. начинается политическая деятельность Огиньского, он - польский посол в Нидерландах (1790), Англии (1791); возвратившись в Варшаву, занимает пост казначея Литвы (1793-94). Казалось, ничто не омрачает блестяще начатую карьеру. Но в 1794 г. вспыхивает восстание Т. Костюшко за восстановление национальной независимости страны (польско-литовское королевство Речь Посполитая было разделено между Пруссией, Австрией и Российской империей). Будучи страстным патриотом, Огиньский примыкает к восставшим и активно участвует в борьбе, а все свое имущество отдает "в дар родине". Марши и боевые песни, созданные композитором в эти годы, получили большое распространение и были популярны среди повстанцев. Огиньскому приписывается песня "Еще Польша не погибла" (ее автор точно не установлен), которая впоследствии стала национальным гимном.

Поражение восстания вызвало необходимость покинуть родину. В Константинополе (1796) Огиньский становится активным деятелем в среде эмигрировавших польских патриотов. Теперь взоры поляков с надеждой устремлены к Наполеону, который многими воспринимался тогда как "генерал революции" (Л. Бетховен намеревался посвятить ему "Героическую симфонию"). С прославлением Наполеона связано возникновение единственной оперы Огиньского "Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире" (1799). Годы, проведенные в путешествиях по Европе (Италия, Франция), постепенно ослабляли надежду на возрождение независимой Польши. Амнистия Александра I (в том числе возврат имений) позволила композитору приехать в Россию и поселиться в Петербурге (1802). Но и в новых условиях (с 1802 г. Огиньский был сенатором Российской империи) его деятельность была направлена на улучшение положения родины.

Активно участвуя в политической жизни, Огиньский не мог много времени уделять сочинению музыки. Кроме оперы, боевых песен и нескольких романсов основную часть его небольшого наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы - полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы. Особенно прославился Огиньский своими полонезами (более 20). Он перрый стал трактовать этот жанр не как чисто танцевальный, а скорее как лирическую поэму, самостоятельную в своем выразительном значении фортепианную пьесу. Решительный боевой настрой соседствует у Огиньского с образами грусти, меланхолии, отразившими носящиеся в воздухе того времени сентименталистские, предромантические настроения. Четкий, упругий ритм полонеза соединяется с плавными вокальными интонациями романса-элегии. Некоторые полонезы имеют программные названия: "Прощание, Раздел Польши". Огромной популярностью и по сей день пользуется полонез "Прощание с родиной" (1831), сразу, с первых же нот создающий атмосферу доверительного лирического высказывания. Поэтизируя польский танец, Огиньский открывает путь великому Ф. Шопену. Его произведения издавались и исполнялись по всей Европе - в Париже и Петербурге, Лейпциге и Милане, и, конечно, в Варшаве (с 1803 г. выдающийся польский композитор Ю. Эльснер регулярно включал их в свой ежемесячник - сборники произведений отечественных композиторов).

Пошатнувшееся здоровье заставило Огиньского покинуть Петербург и последние 10 лет жизни, провести в Италии, во Флоренции. Так завершилась богатая разнообразнейшими событиями жизнь композитора, стоявшего у истоков польского романтизма.