Статуя Зевса в Олимпии – древнегреческая скульптура и одно из Семи Чудес античности. Величественная статуя зевса в олимпии Храм Зевса в Олимпии на карте

Статуя Зевса в Олимпии

Статуя Зевса Олимпийского относится к чудесам света. Ее создал приблизительно в 430 г. до н.э. Фидий Афинский, великий скульптор V века до н. э. для храма в Олимпии. По мнению самих греков, это самое величайшее творение Фидия. Считается, что величие и красота образа Зевса открылись Фидию в стихах "Илиады".

Фигура сидящего на троне главного греческого божества была высотой двадцать метров (по другим источникам - четырнадцать метров), что равняется шестиэтажному дому. Впервые в греческом искусстве Фидий создал образ милостливого бога. Возможно, что в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой - символ власти - скипетр. Это была хризо-элефантинная статуя. Лицо и тело статуи Зевса сделаны из слоновой кости (по-гречески - ""элефас"). Через его левое плечо перекинут плащ из золота ("хризос"). Хризо-элефантинная техника считалась вершиной искусства. Наложение на дерево пластинок золота и слоновой кости требовало тончайшего мастерства. Великое искусство ваятеля сочеталось с кропотливым искусством ювелира.

Статуя Зевса простояла 900 лет. Статую уничтожило германское племя готов, разорившее Грецию.

Фидий (около 500 г. - после 430 г.), выдающийся древне-греческий архитектор, скульптор и живописец. Главный помощник Перикла при реконструкции Акрополя в Афинах. Автор знаминитых громадных статуй: Афины Промахос (Афины-воительницы) на Акрополе из бронзы, Зевса Олимпийского и Афины Парфенос (Афины-девы) из золота и слоновой кости. Под его руководством оформлялся интерьер Парфенона скульптурами. Произведения Фидия - в ряду наивысших достижений достижений мирового искусства. Их отличает красота духа и сила жизни.

Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей работы великого Фидия. Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах.

Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнажённый до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, тёплой слоновой кости, одежду - золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зевс был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошёл к статуе, как бы плывущей над чёрным мраморным полом храма, и спросил: "Ты доволен, Зевс?" В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен

С
татуя Зевса Олимпийского - единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке.

Ни один из храмов Эллады не показался грекам достойным звания чуда. И, выбрав в качестве чуда Олимпию, они запомнили не храм, не святилище, а только статую, стоявшую внутри.

Зевс имел к Олимпии самое прямое отношение. Каждый житель тех мест отлично помнил, что именно здесь Зевс победил кровожадного Крона, родного своего отца, который в страхе, что сыновья отнимут у него власть, принялся их пожирать. Зевс спасся также, как спасались сказочные герои всех народов: всегда найдется добрая душа, которая пожалеет младенца. Вот и жена Крона, Рея, подсунула мужу вместо Зевса крупный камень, который тот и проглотил.

Очевидно, Крон своих детей заглатывал целиком.

Когда Зевс подрос и победил отца, он вызволил на волю всех своих братьев и сестер. Аида, Афину, Посейдона...

Олимпийские игры, в частности, были учреждены в честь этого события и начинались жертвоприношениями Зевсу.

Главной святыней Олимпии был храм Зевса с его статуей работы великого Фидия. Фидий был знаменит не только статуей Зевса Олимпийского, но и статуей Афины в Парфеноне и рельефами на его стенах. Вместе с Периклом Фидий разработал план перестройки и украшения Афин, что, правда, дорого обошлось Фидию: враги его могущественного друга и покровителя стали врагами скульптора. Месть их была банальной и грязной, но обыватели жаждали скандала: Фидий был обвинен в том, что утаивал золото и слоновую кость при сооружении статуи Афины в Парфеноне.

Слава скульптора оказалась сильнее злопыхателей. Жители Элиды внесли залог за заключенного, и афиняне сочли этот предлог достаточным, чтобы отпустить Фидия работать в Олимпию. Несколько лет Фидий оставался в Олимпии, сооружая статую - синкретическую по материалу и известную нам по описаниям и изображениям на монетах.

Статуя Зевса находилась в храме, длина которого достигала 64 метров, ширина - 28, а высота внутреннего помещения была около 20 метров. Сидящий в конце зала на троне Зевс подпирал головой потолок. Обнаженный до пояса Зевс был изготовлен из дерева. Тело его покрывали пластины розоватой, теплой слоновой кости, одежду - золотые листы, в одной руке он держал золотую статую Ники - богини победы, другой опирался на высокий жезл. Зев был столь величествен, что, когда Фидий завершил свой труд, он подошел к статуе, как бы плывущей над черным мраморным полом храма, и спросил: “Ты доволен, Зевс?” В ответ раздался удар грома, и пол у ног статуи треснул. Зевс был доволен.

Остались описания кресла Зевса, которое было украшено барельефами из слоновой кости и золотыми статуями богов. Боковые стенки трона были расписаны художником Панэном, родственником и помощником Фидия.

Впоследствии византийские императоры перевезли со всеми предосторожностями статую в Константинополь. Хотя они и были христианами, рука на Зевса ни у кого не поднялась. Даже христианские фанатики, враги языческой красоты, не посмели разрушить статую. Византийские императоры на первых порах дозволяли себе ценить высокое искусство. Но, к глубокому удовлетворению христианских проповедников, бог покарал своего языческого соперника, наказав тем самым сошедших с праведного пути императоров. В V веке нашей эры дворец императора Феодосия II сгорел. Деревянный колосс стал добычей огня: лишь несколько обугленных костяных пластинок да блестки расплавленного золота остались от творения Фидия.

Так погибло и седьмое чудо света...

Когда от памятника не остается и следа, появляется соблазн (часто мотивированный) приписать его существование человеческому воображению. Подобная участь не миновала и статую Зевса, тем более что от нее не сохранилось копий.

Для того чтобы убедиться, что статуя существовала и была именно такой, Руины храма Зевса как описывали современники, следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства ее создания.

Уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия.

Сооружение такой статуи требовало многих лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. Статуя Зевса

Не мраморная глыба, которую можно оставить на зиму под открытым небом.

Внимание немецких археологов, проводивших раскопки в Олимпии, привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская - каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нем, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного “цеха”. Но самые интересные находки сделаны по соседству с мастерской - в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди - в общем, полное и бесспорное подтверждение тому, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причем именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли и донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: “Принадлежу Фидию”.

В северо-западной части Эллады был расположен город Олимпия, слава о котором распространилась далеко за пределы страны. По преданиям, именно здесь Зевс вступил в борьбу со своим отцом, кровожадным и вероломным Кроном, который пожирал своих детей, так как оракул предсказал ему гибель от руки сына. Спасенный матерью, возмужавший Зевс одержал победу и заставил Крона отрыгнуть своих братьев и сестер. В честь этой победы были учреждены Олимпийские игры, впервые состоявшиеся в 776 г. до н. э. Прошло более двух столетий, и в 456 г. до н. э. в Олимпии появился посвященный Зевсу храм, ставший главной святыней города. Храм украшала статуя бога высотой 12 м 40 см, величие и красота которой настолько поразили воображение современников, что она была признана новым чудом света. Создатель Зевса Олимпийского - прославленный скульптор Фидий (начало 5 в. до н. э. - ок. 432-431 гг. до н.э.). Сочинения древних историков, археологические находки (небольшие копии, изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества. Фидий изобразил Зевса сидящим на троне. Оливковый венок украшал голову бога-громовержца, борода волнистыми прядями обрамляла его лицо, с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног. Скульптор придал облику Зевса выражение доброты и глубокой человечности. Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей, специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота (такая техника называется хрисоэлефантинной). Лицо, руки, другие обнаженные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии - из золота, глаза - из драгоценных камней. Трон был сделан, по одним источникам, из кедра, по другим - из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники - богини Победы. Ручки трона поддерживали сфинксы, а его спинку украшали Хариты - богини Красоты, дочери Зевса и Геры. Перед пьедесталом, с изображением сцены рождения Афродиты, был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым элевксинским камнем и белым мрамором. Он служил, по словам древнегреческого писателя Павсания (2 в. н. э.), для стока остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую; Потомки высоко ценили творение Фидия. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон (1 в. до н. э.) назвал Зевса Олимпийского воплощением красоты; римский писатель и ученый Гай Плиний Старший (1 в. н. э.) считал скульптуру несравненным шедевром. В конце 4 в. - начале 5 в. н. э. статую перевезли в Константинополь: византийские императоры собирали все лучшие произведения искусства. В 5 в. н. э. дворец императора Феодосия II (401-450) сгорел, от Зевса Олимпийского остались лишь несколько обгоревших костяных пластин и кусков расплавленного золота.

Несчастными считались жители Древней Греции, кто не видел эту статую Зевса в Олимпии. Главное украшение храма Зевса Антипатр Сидонский еще в III веке до нашей эры отнес к списку 7 чудес света. Самая запоминающаяся работа скульптора Фидия — потрясала всех современников, увидевших ее.

Статуя Зевса в Олимпии: описание

Автором статуи стал известный афинский скульптор Фидий. Для создания главной статуи Греции потребовалось даже соорудить специальное помещение, соответствующее размерам храма. В процессе создания статуи помогали ученик Колот и брат Панен. Статуя Зевса в Олимпии предстала перед публикой в 435 году до нашей эры. По рассказам Фидий лично следил за реакцией пришедших людей, удивленных величием громовержца. Даже сложилось мнение, что сам Зевс лично спустился к скульптору, чтобы попозировать. Так главный религиозный центр Греции обзавелся еще одной достопримечательностью.

За все свое существование статую несколько раз реставрировали. Статуя Зевса в Греции подвергалась повреждению молнией, землетрясением, были случаи кражи ее золотых частей. Особое внимание уделяли ей римляне. Так император Калигула в 40 году собирался привезти в Рим изваяния и изображения всех значимых памятников завоеванной Греции, под этот список попадала и статуя Зевса. Но по легенде во время работ статуя расхохоталась, и все разбежались в диком страхе, а статуя по-прежнему оставалась в Олимпии.

В последний раз о ней упоминается в 363 году нашей эры. После принятия христианства в 391 году все языческие храмы подвергаются закрытию, и храм Зевса разрушается. Есть упоминания, что статую Зевса где-то в начале V века перевозят в Константинополь, где она по сообщению византийского историка Кедрена полностью уничтожается в результате пожара 475 года.

Статуя Зевса в Олимпии. Краткое описание

Статую закрывал огромный шерстяной занавес, окрашенный финикийским пурпуром. Занавес вопреки всем устоявшимся традициям не раздвигался или поднимался, а наоборот опускался вниз на веревках, открывая взору посетителя храма величественный образ Зевса.

Была сделана из золота и слоновой кости, в так называемой хризоэлефантинной технике. Для украшения статуи привезли 200 килограммов чистого золота. По описанию современников Зевс сидел на троне, голову его украшал венок, в правой руке он держал богиню победы Нику, в левой - скипетр, увенчанный орлом. Плащ Зевса украшали изображения животных и цветов. Ноги Зевса опирались на скамейку. Трон возвышался на огромном пьедестале - 9,5 на 6,5 метров.

Отдельное внимание уделялось украшению трона чуда света статуи Зевса в Олимпии. Он был исполнен из черного дерева, золота, слоновой кости и драгоценных камней. Трон был обильно заполнен изображениями сцен древнегреческой мифологии. Каждая ножка трона содержала четыре Ники, на перекладинах между ножками представлялись сцены войны греков с амазонками и спортивные соревнования. Росписью трона занимался брат Фидия, художник Паненом. В сценах присутствуют образы знаменитых Геракла, Тезея, Прометея, Ахилла, Аполлона, Артемиды, Гелиоса, Геры, Гермеса, Афродиты, Афины, Посейдона. Разумеется, среди этих картин присутствует лично и сам Зевс.

Но больше всего, конечно, поражали размеры статуи Зевса в Древней Греции. Правая ладонь находилась на высоте колонн первого яруса храма, голова - на уровне второго яруса. У Страбона даже сложилось впечатление, что если бы Зевс встал со своего трона, то крыша храма была бы проломлена. По современным мнениям общая высота статуи оценивается от 12 метров до 17 метров.

не меньше поражали и размеры .

Ном Элида.

Знаменитый археологический комплекс у подножья горы Кронос круглый год принимает туристов, приезжающих посмотреть на место первых олимпийских игр и его главную достопримечательность – Храм Зевса, где когда-то, много веков назад, поражая взоры, стояла невероятная статуя громовержца.

Храм Зевса в Олимпии, построенный в 471–456 годах до н. э. архитектором Либоном, является превосходным образцом раннеклассического, строгого в своей архитектуре, дорического храма.

Первые культовые сооружения появились в этом районе ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, с 884 г. до н. э. здесь стали проводиться олимпиады в честь верховного божества.

Своего расцвета Олимпия достигла к V веку до н. э. К этому времени победой греков закончились персидские войны и необычайно возрос интерес к проведению Олимпийских игр. Благодаря строительству нового храма в честь Зевса, эта область древней Греции стала общеэллинским религиозным центром, который привлекал к себе множество паломников.

Несмотря на то что впоследствии храм Зевса был полностью разрушен, осталось описание древнегреческого историка Павсания и достаточно большое количество фрагментов. Работы археологов и учёных-историков по их изучению, позволили реконструировать внешний вид строения с большой степенью точности.

Храм представлял собой дорический периптер: 6 колонн по ширине и 13 по длине основания, построенный из твёрдого ракушечника. В отделке стен и крыши был использован мрамор.

Фронтоны украшали многофигурные скульптурные композиции, а вход во внутреннее святилище – целлу, скрытый за внешними колоннами фасадов, украшал фриз с метопами, посвящёнными подвигам Геракла.

В самой целле находилась грандиозная фигура Зевса, спрятанная от любопытных глаз занавесом, она открывалась восторженным зрителям только в особые моменты празднеств.

Скульптура сидевшего на троне божества имела не меньше 15 метров в высоту и вызывала у каждого, кто её видел, чувство благоговения перед его могуществом.

Это великолепное произведение древнегреческого искусства входило в знаменитый список 7 чудес света.

В Археологическом музее на территории парка сегодня можно увидеть основные сохранившиеся ценности и скульптурные произведения храма.
Всего до наших дней дошло 21 более-менее хорошо сохранившиеся частей, в том числе 3 метровые фигуры с фронтонов храма, части святилищ других божеств.
В музее также можно увидеть картину, на которой художник попытался воссоздать статую Зевса, некоторые работы великого Фидия, чудом дошедшие до наших дней и другие находки археологов.

Музей открыт с 9.00 до 19.00, но новых посетителей после 15.00 обычно уже не впускают.

Статуя Зевса в Олимпии – чудо света

Фигура Зевса Олимпийского служила центром всей архитектурной композиции храма. Выполненная великим скульптором античности, Фидием, в сложной технике сочетания слоновой кости и золота, она была выдающимся произведением классического искусства древней Греции.

Остатки храма обнаружили в 1875 году, а в 1950 была найдена мастерская Фидия, построенная по образу самого храма, где великий мастер и создавал свой шедевр.

Основа статуи Зевса Олимпийского была выполнена из дерева и покрыта пластинами из полированной слоновой кости, одежда из золота, а драгоценные камни служили глазами.

Зевс восседал на роскошном золотом троне, украшенном драгоценными камнями и многочисленными скульптурными изображениями.

В правой руке он держал изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой – золотой скипетр с сидящим на нём орлом.

Считается, что на создание этого великого творения потребовалось 200 кг золота.

По данным реконструкции подлокотники трона и правая ладонь Зевса находилась на уровне капителей первого яруса колонн.
Если бы Зевсу пришлось встать в полный рост, то он головой пробил бы потолок храма.

За пластинами из слоновой кости требовался особый уход: для защиты от влажного воздуха, жрецы храма смазывали её оливковым маслом, стекавшим в углубление, имевшееся в чёрном мраморе, которым было выстлано пространство пола перед статуей.

Считалось, что каждый эллин обязан один раз в жизни увидеть эту скульптуру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря.

О судьбе великого изваяния известно не так много. Одни источники считают, что согласно эдикту Теодориха, повелевавшего разрушить все свидетельства языческой веры, статуя Фидия Зевс Олимпийский в 394 г. н. э. была уничтожена вместе с храмом.

Другие сообщают, что до 475 г. н. э. скульптура была выставлена в одном из дворцов Константинополя и утрачена во время пожара.

Так, или иначе, это величайшее произведение человеческого гения, как и многие другие, к сожалению, исчезло безвозвратно.

Сегодня, приезжающие на экскурсию к храму Зевса туристы, вначале посещают археологический музей комплекса.
Небольшая дорога от музея до Древней Олимпии проходит в тени кипарисов, оливковых, яблочных и сливовых деревьев, а также мимо покрытых яркими цветами клумб.

Цена входа на территорию Олимпии – 6 евро, столько же стоит посещение музея, но возможно приобрести комплексный билет за 9 евро.
Ворота входа в комплекс открыты с 8.00 до 19.00 – в летний сезон (май–октябрь) и с 8.00 до 17.00 – в зимний (ноябрь–апрель).
В выходные – с 8.30 до 15.00.

После экскурсии можно отдохнуть и перекусить в кафе.
В жаркие часы желательно иметь средства защиты от солнца и воду. Вам понадобится часа 3–4, чтобы осмотр древнего сооружения не был беглым и поверхностным.
На входе есть фонтанчик с питьевой водой.

Это один из самых посещаемых исторических памятников в Греции .

Фронтоны храма

Верхняя часть храма Зевса, по его более узкой стороне оканчивается вверху треугольным фронтоном, ограниченным с двух сторон скатами крыши.

Западный фронтон посвящён кентавромахии : сцене битвы лапифов и кентавров.

Мифическое племя латифов, жителей Фессалии, пригласило соседнее племя кентавров, чтобы отпраздновать бракосочетание своего царя Пирифоя с Гипподамией.

Выпив лишнего, один из кентавров решился на похищение невесты, что привело к началу жестокой битвы.
Лапифы, не без помощи Тесея – друга Пирифоя, одержали победу.

В понимании древних жителей Эллады этот миф символизировал победу развитой культуры цивилизованных племён человека над диким природным началом кентавров.

Скульптурные изображения западного фронтона воспринимаются как реально существующие, вся сцена полна бурного движения, в котором, однако, отсутствует хаотичность.

Художник уравновесил обе части композиции центральной фигурой молодого прекрасного Аполлона, с лёгкой улыбкой на устах наблюдающего за происходящим.

Его властная, исполненная спокойного превосходства фигура не оставляет зрителям сомнения в исходе боя.

Восточный фронтон посвящён визуализации мифа о Пелопсе и царе Эномае , которому дельфийский оракул предсказал смерть от руки зятя.

Отец Эномая, бог войны Арес, оставил ему в наследство сказочно быстроногих коней и всем претендентам на руку своей дочери Гипподамии, Эномай предлагал соревнование на колесницах.
Никто не мог сравниться в быстроте с конями Ареса, и всех неудачников настигала смерть от руки царя.

Пелопс (от его имени произошло название полуострова Пелопоннес) оказался самым хитрым, он подговорил возницу и тот заменил одну из осей колесницы на восковую. Во время гонки она расплавилась и Эномай погиб.
Пелопс получил девушку и царство.

Скульптурная композиция восточного фронтона лишена бурного движения, все изображения статичны и более изолированы друг от друга.

Две группы мужественных фигур, прекрасно гармонирующих с ритмом мощных дорических колонн, симметрично расположены относительно центрального изображения верховного бога Зевса.

Такая заметная разница в динамическом решении композиций двух фронтонов привела историков к мысли, что они были выполнены разными мастерами.

Скульптурные композиции обоих фронтонов демонстрируют нам два разных подхода художников V века до н. э. к попытке создать универсальный монументальный образ.

Стоит добавить, что эти великолепные произведения искусства, как и многие древнегреческие скульптуры, были полихромными.

Сохранившиеся фрагменты находятся в археологическом музее Олимпии.

Они закреплены таким образом, чтобы максимально точно воссоздать их реальное положение, каким оно было на фронтоне античного храма.

Метопы

По всей длине верхняя часть античного храма над колоннами украшена фризом, состоящим из чередующихся каменных плит и триглифов (трёх параллельных линий).

Такие каменные плиты называются метопами , они часто украшались рельефами.

Большая часть сохранившихся изображений из святилища Зевса хранится в Лувре, и лишь некоторые находятся в музее Олимпии.

Двенадцать метоп храма изображают подвиги Геракла.

Выбор сюжета связан с тем, что в представлении эллинов образ этого героя олицетворял борьбу с окружающими их тёмными силами хаоса и символизировал победу рационального человеческого разума над мифическими силами зла, которым у древних греков ещё не было объяснения.

Эта тема служила продолжением героического пафоса, заданного скульптурными композициями на фронтонах и подготавливала к созерцанию статуи верховного божества.

Метопы располагались в соответствии с движением паломников вокруг храма.

Первый подвиг: сражение с Немейским львом, был изображён на метопе левого западного угла, а последнему подвигу, очистке Авгиевых конюшен, была посвящена метопа в правом углу восточной стороны.

Высота метоп составляет 1.6 м, ширина 1.5 м.

Некоторая их вытянутость в высоту согласуется с общим замыслом архитектора, который стремился придать храму максимальную величавость.

В относительно небольшом пространстве метопы, художнику удалось наполнить скульптуры динамикой подлинной жизни, сохранив при этом их гармонию с чёткой архитектурной формой.

Храм Зевса в Олимпии – один из самых значительных древнегреческих памятников архитектуры .

Здесь впервые наиболее полно был воплощён принцип синтеза архитектуры и скульптуры, который позднее стал классическим и до сих пор считается непревзойдённым.

Хотя от самого храма остались лишь руины, посещение музея, благодаря представленным там реконструкциям, позволит понять былое великолепие этого сооружения, а возможность прикоснуться к фрагментам колонн, возраст которых превышает две с половиной тысячи лет, вызовет прилив эмоций, трудно поддающихся описанию.

Руины города организация Юнеско внесла в списки всемирного наследия.
Поездка в древнюю Олимпию стоит того, чтобы оказаться перед лицом вечности.

Храм Зевса, Олимпия (Sarah Murray) Руины храма Зевса, Олимпия (Roy L) Храма Зевса в Олимпии (Ronny Siegel) Развалины храма Зевса в Олимпии (DAVID HOLT) Сстолбы храма Зевса, упавшие после землетрясения в V веке (Davida De La Harpe) Храма Зевса (Sarah Murray) Sarah Murray Внутри музея (Sarah Murray) Внутри музея (Sarah Murray) Davida De La Harpe Institute for the Study of the Ancient World Sarah Murray

Олимпия – небольшой греческий городок, а скорее даже деревня, расположенная на Пелопонесском полуострове, в 150 км. западнее Афин. Это своеобразный центр обслуживания археологического участка и музейных комплексов. А еще пару веков тому назад Олимпия являлась главным религиозным и культурным центром Эллады. Современный же город мало чем привлекателен, а вот его история и археологические памятники ежегодно притягивают к себе тысячи туристов.

Древня Эллада – колыбель европейской цивилизации. Здесь зародились науки, демократия, культура и искусства. Именно здесь, на Пелопоннесском полуострове в Олимпии, когда-то находилось четвертое чудо света – статуя Зевса Олимпийского. Примерная дата создания «чуда» – V в. до н.э. Автор – величайший скульптор древнего мира Фидий.

Олимпия в эллинскую эпоху во многом уступала величию Афин, но именно она являлась центром религиозной жизни Эллады и родиной античных игр. Олимпийские игры, имевшие многовековую историю, неизменно посвящались верховному богу Олимпа – Зевсу.

В 410 г. до н.э. «Стаж» олимпийских соревнований, проводимых в честь Зевса, уже перевалил трехсотлетний рубеж, а на всей Аттике еще не было возведено ни одного значимого храма, где бы возносились почести главному божеству Эллады. Дабы избежать гнева небесного владыки, был объявлен сбор пожертвований для строительства святилища.

О том, какую роль играл Зевс в Олимпии, говорит тот факт, что олимпийцы не поскупились для любимого бога: выстроенный в кратчайшие сроки храм впечатлял своим величием и богатством. При его строительстве был использован самые дорогие материалы – мрамор и ракушечник.

Размеры сооружения были под стать величию Зевса: общая площадь храма составляла 1728 кв. м., высота достигала 10,6 м. Автором проекта стал архитектор Либон.

Над отделкой и внутренним убранством святилища трудились лучшие мастера эпохи: внешние стены были украшены барельефами, изображавшими 12 подвигов Геракла, интерьер был украшен мозаикой и изобиловал золотом.

Храма Зевса в Олимпии (Ronny Siegel)

Храм Зевса в Олимпии: создание святыни

Храм Зевса в Олимпии являлся одной их самых значимых святынь древней Эллады.

Строение было возведено в 471 – 456 гг. до н.э. и приурочено победе над персами, в ходе которой были добыты немалые трофеи. Именно они и пошли на строительство храма. Также посильное участие в возведении святилища любимому божеству приняли и обычные граждане Олимпии, пожертвовавшие свои личные средства.

Руины храма Зевса, Олимпия (Sarah Murray)

Автор проекта – архитектор элейец Либон. Строение, по признанию ряда историков, относится к раннекласическим храмам дорического стиля. Это было самое большое дорическое строение на все Пелопоннесе, и именно оно является классическим образом общегреческого стиля.

Храм представлял собой строение из 6 колонн поставленных по ширине и 13 по длине основания.

Главным строительным материалом был мрамор и ракушечник. Строение достигало 22 м. в высоту, а в основании представляло собой правильный прямоугольник 27×64 м.

Фронтоны храма были декорированы групповыми скульптурными композициями. Так вход в святилище – целлу, украшали фризы с метопами, изображавшими 12 подвигов любимого греческого героя – Геракла.

Храма Зевса (Sarah Murray)

Западная часть была посвящена битве лапифов с кентаврами (автор – афинский скульптор Алкамен), восточная сторона повествовала о подготовке к состязаниям на колесницах Пелопса, от которого и пошло название полуострова Пелопоннес, и Эномая (автор – меидский мастер Пеоний).

Однако, в первую очередь, Храм Зевса Олимпийского был известен не своим архитектурным обликом, а ее «властителем» – статуей бога-Громовержца, работы известного афинского мастера Фидия. Скульптуру еще называют Седьмым чудом древнего мира.

История святилища была недолгой. В 406 г. н.э. оно было уничтожено по приказу византийского правителя Феодосия II, боровшегося с языческими культами. А в 522 и 551 годах, во время сильных землетрясений, Храм Зевса в Олимпии был окончательно утрачен.

Статуя Зевса Олимпийского: автор скульптуры

Храм для Зевса в Олимпии был выстроен за десять лет, но не во время его возведения, ни несколько лет спустя он так и не обрел своего «хозяина» – греки долго определяли мастера, достойного воплотить образ бога в статуе.

В конце концов, выбор пал на Фидия, известного творца из Афин, воплотившего в камне почти весь пантеон богов, в том числе и знаменитую Афину Парфенос для Парфенона.

Статуя Юпитера - древнеримского бога громовержца. Эрмитаж,
Санкт-Петербург

Фидий подошел к делу обстоятельно – он потребовал выстроить возле святилища мастерскую, которая по своим габаритам была схожа с храмом, затребовал самые лучшие образцы слоновой кости и 200 кг. золота.

В работе ему помоги его ученик Колот и брат Панен, вызванные из Афин. Скульптура верховного бога, как и большинство работ мастера, была исполнена в хрисоэлефантинной технике – в основе лежал деревянный каркас, который был покрыт тончайшими пластинками кости слона и золота.

Вся работа велась в строжайшей секретности. Скульптор прятал статую Зевса от посторонних глаз за занавесом, из-за чего простые обыватели решили, что сам бог спускается позировать мастеру.

Результат был ошеломляющий. Перед зрителями явился олимпийский владыка, восседавший на троне. Он был облачен в золотые одежды, руки его держали скипетр с орлом и символ победы – крылатую богиню Нику. Чело было увенчано венцом из листьев золотой оливы. Основание трона было украшено изображениями богов и мифологическими сюжетами.

Высота скульптурной композиции составила, по различным источникам от 12 до 17 м. У каждого входящего в святилище создавалось впечатление, что Зевс, если он захочет встать, сможет снести крышу храма.

Для дополнительного эффекта одушевленности статуи, Фидий велел расположить у ног Зевса бассейн с водой, покрытый тончайшей пленкой масла. Блики света, отражавшиеся от маслянистой воды, озаряли свечением голову и плечи гиганта. В результате оптического обмана, люди верили, что от памятника исходит божья благодать.

Так статуя Зевса в Олимпии стала местом паломничества – каждый стремился узреть бога воочию.

Судьба шедевра

Статуя Зевса в Олимпии была открыта для общественности в 435 г. до н.э., но до наших дней памятник не сохранился. Скульптурная композиция несколько раз подвергалась разрушениям.

Вид на руины храма Зевса, Олимпия (Roy L)

Первые серьезные повреждения были получены во время землетрясения, произошедшего во II в. до н.э. Реставрация была поручена скульптору Димофонту из Мессен.

Благодаря тому, что скульптура была выполнена в хрисоэлефантинной технике, удалось довольно быстро привести ее в порядок, заменив несколько испорченных пластин.

Существуют сведения, что дальнейшей целостности шедевра грозила прихоть римского императора Калигулы, возжелавшего насадить на плечи греческого бога лицо одного из римских божеств, и таким образом, попрать религиозные чувства угнетенного народа.

Есть также сведения, что памятник Зевсу в Олимпии был существенно испорчен во время гражданской смуты во II в. н.э.

Study of the Ancient World

Окончательная гибель памятника началась в 391 г. н.э. Римляне, утвердившие в качестве официальной религии христианство, поспешили закрыть все бастионы язычества на подвластной им греческой территории.

Со статуи Зевса были сняты все золотые детали, а сама она постепенно разрушалась. Последние сведения о статуе датируются V в.

Согласно ряду источников, из Олимпии скульптура Зевса была перевезена в Константинополь, где была утеряна во время пожара. По другой версии – статуя оставалась на греческой земле и сгорела вместе с храмом.

Судьба Фидия — автора статуи Зевса Олимпийского

Плачевной оказалась и судьба мастера, подарившего миру одно из чудес света. Согласно ряду сведений, Фидий так и не вернулся в Афины.

Он был обвинен в растрате золота, предназначавшего для статуи Зевса. Однако мастер быстро доказал свою невиновность, сняв все золотые элементы со скульптуры и взвесив их. Вскоре его вновь обвинили, на сей раз в непочтительности к богам, в том числе и к верховному олимпийскому богу Зевсу, и бросили в темницу.

Существует и версия того, что Фидий, спустя 6-7 лет после возведения статуи, был забыт обществом, влачил нищенское существование и умер вдали от родных Афин.

Современность: археологический музей

Статуя Зевса в Олимпии – это единственное из семи чудес света, располагавшееся на материковой части Европы. Вплоть до конца XIX в. о существовании скульптуры было известно лишь из описаний древнегреческих историков.

Ученые со всего света долгое время пытались отыскать материальные свидетельства существования рукотворного чуда, и лишь в 1857 г. были найдены останки святилища олимпийского бога.

Внутри музея (Sarah Murray)

В 1954 – 1958 гг. неподалеку от храма возобновились археологические раскопки, в результате которых удалось обнаружить мастерскую афинского мастера и его инструменты, с помощью которых он обрабатывал слоновую кость и золото.

Здесь же была найдена чаша с надписью – «Я принадлежу Фидию».

Сегодня на территории, где некогда восседала статуя Зевса Олимпийского, расположился археологический музей. В нем собраны редчайшие экспонаты, когда-то находившиеся в храме – 3-х метровые фигуры с фронтонов храма, элементы мозаики, части скульптур других божеств, сохранившиеся работы Фидия и др.

В музее представлено и художественное полотно, на котором изображена статуя громовержца – утерянное чудо света. Картина является своеобразной творческой реконструкцией скульптуры, в основу которой были положены описания древнегреческих историков и сама статуя Зевса в Олимпии – уменьшенная мраморная копия работы неизвестного автора I в. н.э., находящаяся в Эрмитаже.

Трехметровый мраморный Зевс Олимпийский был найден во время археологических раскопок в Риме и продан в конце XIX в. разорившимся итальянским коллекционером русскому музею. Многие ученые предполагают, что копия утерянного чуда света очень точно воспроизводит оригинал.

Статуя Зевса - это третье чуда света, которое, к сожалению, до наших дней не сохранилось. Располагалась она в Олимпии - древнегреческом городе, в 150 км к западу от Афин. Город был известен тем, что в нем проходили Олимпийские игры. Соревнования начали проводить в VII веке до н.э., но тогда они носили немасштабный характер. Со временем весть о состязаниях между мужчинами на силу и ловкость разнеслась по многим странам, и в Олимпию начали съезжаться представители из Египта, Сирии, Сицилии. Игры приобрели политический характер, и чтобы подчеркнуть их важность, было решено построить храм главному богу Зевсу и создать его статую.

Сначала был построен храм, над его возведением более 15 лет работал талантливый Лебон. Сооружение напоминало греческие святилища того времени, вот только было гораздо больше по размерам и роскошнее. Длина храма Зевса составляла 64 м, ширина - 28 м, а высота - 20 м. Его крыша держалась на 13 огромных 10-метровых колонах. Но все же грекам было мало одного святилища, они хотели, чтобы сам Зевс присутствовал на их Олимпийских играх, поэтому было решено создать его статую.

Статуя Зевса Олимпийского - это творение афинского скульптора Фидия. Согласно сохранившимся записям очевидцев, ее высота составляла около 15 м, из-за чего она еле поместилась в храм. Создавалось впечатление, что если Зевс поднимется из трона, то головой упрется прямо в потолок. Фигура громовержца была высечена из дерева. Затем на деревянный каркас Фидий прикрепил плиты из розовой слоновой кости, поэтому тело бога казалось живым. Борода, плащ, скипетр с орлом и фигурка Ники были вылиты из чистого золота. Венок из оливковых веток, украшающий голову Зевса, также был создан из этого драгоценного металла. На создание скульптуры ушло более 200 кг золота, а это чуть ли не 9 миллионов долларов.

Статуя Зевса в Олимпии была таким уникальным шедевром на то время, что весть о ней облетела многие страны, из близлежащих государств сходились люди, чтобы посмотреть на это великолепие. Бог выглядел настолько естественным, что казалось, он вот-вот встанет. Если верить легенде, после того как Фидий закончил работу над статуей, он спросил: «Зевс, ты доволен?». В то же время грянул гром, и греки восприняли этот знак как удовлетворительный ответ.

На протяжении семи столетий статуя Зевса благосклонно улыбалась всем участникам Олимпийских игр. В 391 году н.э. храм был закрыт римлянами, принявшими в то время христианство. Феодосий I, который был христианином, негативно относился ко всему, что связано с язычеством, он запретил проведение соревнований и поклонение Зевсу.

Статуя Зевса в то время подверглась разграблению, а то, что от нее осталось, было отправлено в Константинополь. Но скульптуре не суждено было сохраниться, там она полностью сгорела во время пожара. Остатки храма обнаружены в 1875 году, а в 1950 году археологам посчастливилось найти мастерскую гениального скульптора Фидия. Эти места были тщательно исследованы, в результате чего ученым удалось выяснить, как выглядела статуя Зевса, а также возродить сам храм громовержца.