Где проживают алеуты. Народы севера земли. алеуты. По разные стороны границы

   Численность – 702 человека (на 2001 г.).
Язык – эскимосско-алеутская семья языков.
Расселение – Камчатская область.

В России алеуты живут на Командорских о-вах (о-ва Медный, Беринга), большая же часть их (2 тыс. человек) – в США (Аляска, Алеутские о-ва). Численность их в середине XVIII в. достигала 12–15 тыс. человек.

Язык предположительно обособился 3–4 тыс. лет назад и представлял собой один из древних диалектов эскимосского языка. На о-ве Беринга был распространен аткинский диалект алеутского языка, на о-ве Медном образовался новый диалект на основе аттовского диалекта и русского языка. При общении жители этих островов с трудом понимали друг друга. Первая грамматика алеутского языка была составлена в начале XIX в. на основе кириллицы. Название «алеут» дано русскими и впервые встречается в документах 1747 г., предположительно происходит от чукотского алиат – «остров», алиут – «островитяне» или от аллитхух – «отряд, войско, община» (есть также предположение, что это видоизмененное слово алут, которым называли жителей пос. Алюторский на восточном побережье Камчатки). Этноним (от греч. ethnos – народ, onyma – имя: самоназвание народа) медновских алеутов – сасигнан, саскинан, беринговских – унанган, негосис, негогахвс. Название «алеуты» укоренилось в начале XX в.

История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 г. Алеутских о-вов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733–1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа. Долгое время существовали две гипотезы их происхождения. Согласно одной, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой – с Аляски. Исследования доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры происходило 6000–4600 лет назад. Есть предположение, что алеуты составляли южную группу эскимосов , по другим источникам – они выделились в самостоятельный этнос (от греч. ethnos – народ) достаточно давно.


С 1799 г. Алеутскими о-вами и прилегающей к ним частью Аляски управляла Российско-Американская компания. Для освоения необитаемых Командорских о-вов компания переселила туда часть алеутов. В дальнейшем население Командорских о-вов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками с о-ва Атки и из Калифорнии, женившимися на алеутках. Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 г. их было уже 110 человек. В 1900 г. на о-ве Беринга проживало 279 алеутов, а на о-ве Медном – 253 выходца с о-ва Атту. Ныне на Командорах обитают 550 алеутов. Основной целью Российско-Американской компании было сохранение их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах. Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской империи; они платили в казну ясак (в России XV–XX вв. натуральный налог с народов Сибири и Севера шел главным образом пушниной). С 1821 г. признаны российскими подданными. В 1867 г. Алеутские о-ва вместе с Аляской были проданы США. В России алеуты остались лишь на Командорах. С 1891 по 1917 г. острова арендовали различные торгово-промышленные компании.

  Особенности жизни командорских алеутов определялись изолированностью островов. До 1867 г. их население продолжало работать на Российско-Американскую компанию: заготавливало пушнину, мясо и жир морских животных, сохраняя традиционную культуру. Основное место занимали охота на морских животных с байдар и добыча котиков на суше.

Промысел начинался в конце апреля. С весны до осени ловили рыбу. В середине июля охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) – связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю, и запутавшаяся в ремнях птица становилась добычей охотника. Отлавливали пернатых и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями. Зимой промышляли с берега тюленей. Морского бобра (калана) добывали в открытом море при помощи гарпуна – метательного копья на длинной веревке, сивучей и моржей промышляли на лежбищах, нерпу заманивали на берег манком – надутой нерпичьей шкурой, имитируя крик самки, на китов охотились с помощью копья, кончик которого смазывали ядом аконитом. Через 2–3 дня море выбрасывало на берег тушу животного. Гарпуны и копья бросали с помощью копьеметалок – деревянных дощечек 50–70 см длиной с продольным желобком, углублениями для пальцев на одном конце и костяным упором на другом. Были известны также лук, стрелы и ружья.

   Сумочки из трав (конец XIX – начало XX в.)

Важную роль в морской охоте играли байдара – плоскодонная лодка с деревянным каркасом, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей, и каяк – закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник (прообраз спортивной байдарки). Управляли ею двухлопастным веслом. С появлением огнестрельного оружия стали делать двухлючные байдары (во время стрельбы второй гребец должен был удерживать равновесие).

Распространились и некоторые нехарактерные для культуры алеутов приспособления для передвижения. На о-ве Беринга, например, появились нарты (сани) с собачьими упряжками, на о-ве Медном – короткие, широкие лыжи, подбитые шкурой нерпы.

Из камня мужчины изготавливали ножи, топоры, наконечники для стрел и копий, сосуды для приготовления еды, жировые лампы с фитилем из мха для освещения и обогрева жилища. Женщины шили и вышивали одежду, изготавливали обтяжки для байдар, плели циновки и корзины. Женским универсальным орудием труда была пекулка – широкий короткий и слегка изогнутый нож. Иглы делали из птичьих костей.

Селения располагались на морском побережье, часто в устьях рек, и состояли из 2–4 больших полуземлянок (улягамах). Для них выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов. Полуземлянки строили из плавника, сверху покрывали сухой травой, шкурами и дерном. В крыше оставляли несколько четырехугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками. Жилище вмещало от 10 до 40 семей. Внутри, вдоль стен сооружали нары. Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом переселялись в отдельные легкие постройки. В XIX в. традиционная полуземлянка видоизменилась: стены и крышу, сделанные из жердей и досок, обкладывали дерном. Наверху находился люк для освещения, сбоку – выход через небольшие сени. Освещали жилища жировыми лампами, иногда клали печи. Наряду с традиционной утварью пользовались привозной посудой фабричного производства.


1. Парка из шкурок птиц
2. Камлейка из сивучьих кишок для промысла

Традиционной одеждой была парка – длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх нее надевали камлейку – глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Парки и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи. Мужская и женская одежда полностью совпадала по крою и украшениям. Позже появился новый тип одежды – бродни – штаны из сивучьих горл, к которым пришивали непромокаемые торбаса – мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили европейскую одежду.

   Головные уборы поражают формой, раскраской, рисунками, резьбой, цветной гравировкой на них

Промысловыми головными уборами были деревянные шляпы конической формы (у вождей – тоёнов) либо без верха, с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами. Их надевали на капюшон камлейки. Шляпы выдалбливали из целого куска дерева, затем распаривали и, придав нужную форму, расписывали в яркие тона с причудливым орнаментом. С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску. На вершину задней пластинки, служившей одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли 50-сантиметровые сивучьи усы, количество которых зависело от охотничьего достоинства владельца. Эти головные уборы носили только мужчины.

   Для ритуальных головных уборов использовали мех нерпы, кожу, олений волос, трахею сивуча, клювы топорков

Празднично-обрядовыми головными уборами служили шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами. Неотъемлемая часть праздничного убранства – ожерелья, ручные и ножные браслеты, вставки и подвески в отверстиях, проделанных в губах и возле губ, а также в носу, по краям ушной раковины и в мочке уха. Их изготавливали из кости, камня, деревянных и сланцевых палочек, перьев, усов морского льва, травы и корней растений. Алеуты наносили татуировку и раскрашивали лицо и тело, однако с началом контактов с русскими эта традиция стала ослабевать.

Мясо и рыбу ели в сыром, жареном или вареном виде. Впрок запасали в основном сушеную рыбу и китовый жир. Последний держали в пузырях из желудков морских животных.

К середине ХVIII в. население каждого острова или группы островов представляло самостоятельное территориальное объединение со своим названием и диалектом. Предположительно, это были племена, состоявшие из родовых общин – объединений лиц, связанных кровнородственными отношениями и именем общего предка. Родовую группу возглавлял тоён. Он либо получал власть по наследству, либо избирался. В его обязанности входили торговые и политические связи, судебные дела, охрана лежбищ морского зверя, контроль за другими угодьями. Как военный глава вождь имел экономические преимущества только после военных походов и торговых сделок, в повседневной хозяйственной деятельности ему полагалась равная со всеми доля. Кроме вождя родовую группу возглавлял совет старейшин. В литературе есть упоминания о существовании родовых общинных домов для собраний и проведения праздников.

   Орнаменты: 1, 3 - узоры на плетеном мешке; 2 - на табакерке; 4 - 5 - вышивка цветными нитками; 6, 7 - узоры на плетеных корзинах; 8 - 17 - на церемониальных и обрядовых головных уборах

У алеутов имелись рабы (калга) – в основном военнопленные. Раб участвовал в обычной хозяйственной деятельности, в войнах. За храбрость или за хорошую работу он мог быть отпущен на свободу.

Сохранялись традиционные социальные нормы, связанные с пережитками группового брака (древней формы брака, когда группа мужчин считалась потенциальными мужьями группы женщин) и нормами матрилинейности (от лат. mater – мать и linea – линия: счета родства по материнской линии); кросс-кузенные браки (от англ. cross – крест и франц. cusin – двоюродный брат: браки двоюродных братьев и сестер – пережиток группового брака, заключаемого между членами двух родов); многоженство и многомужество, авункулат (от лат. avunculus – брат матери) – обычай покровительства дяди по матери в отношении племянников; гостеприимный гетеризм (обычай, по которому муж предоставлял свою жену на ночь гостю).

В ХIХ в. родовые общины распались. С принятием христианства к середине ХIХ в. в основном исчезли калым – выкуп за жену и заменяющая его отработка за жену (муж 1–2 года жил в семье родителей жены и помогал вести хозяйство), а также многоженство, многомужество и гостеприимный гетеризм. Вместе с тем распространились обряды сватовства и венчания.

   С птичьими перьями, шкурками и изображениями птиц были связаны магические обряды

Для традиционных верований характерен анимизм (от лат. anima, animus – душа, дух) – представления о душе как жизненной силе и существовании добрых и злых духов и их влиянии на жизнь человека. Почитались духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавали по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображали деревянные маски, которые надевали во время обрядовых плясок. Среди алеутов было распространено шаманство , в мифологии которого бытовали представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизировал птицу. Помимо анимизма и шаманства существовала также охотничья магия (от греч. mageia – колдовство, волшебство), заключавшаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.

   Корзины из волокон травы

Умерших хоронили в сидячем положении. В небольших углублениях среди скал размещали родовые погребения. Туда же клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты (предметы, обладающие сверхъестественными, магическими свойствами). Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами. Умерших бальзамировали.

Один из основных праздников – праздник зимнего солнцестояния – сопровождался плясками, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов, раздачей подарков. Обряды, предшествовавшие охотничьему сезону, славились пантомимами и танцами под пение и бубен. Исполнители надевали специальные головные уборы и деревянные маски.

В конце ХVIII в. алеуты, испытав сильное влияние русской культуры, были обращены в православие. Распространилось школьное обучение, двуязычие. Появились религиозные книги, переведенные на алеутский язык. Характерно, что некоторые аборигены стала миссионерами. Алеуты до сих пор остаются стойкими приверженцами православия, религиозные обряды исполняют на русском и алеутском языках.

   Мешок из мочевого пузыря животного

Фольклор недостаточно изучен, фундаментальных его исследований не вели.

Существуют сказки, героический эпос (повествование), или богатырские сказки, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки.

Большинство сказок основано на мифологических сюжетах. Наиболее распространены мифы о духах животных-покровителях и этиологические (объясняющие причину возникновения различных явлений) предания о первоначальном бессмертии людей, происхождении людей от упавшей с неба собаки и др. Героический эпос включает предания о родоначальниках, о борьбе с людоедами, о переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на запад, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях; предания – о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, далеких путешествиях; сатирические сюжеты – об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: о неверности мужа или ревнивой жене, сожительстве героя с женой двоюродного брата, враждебных отношениях зятя с шурином (братом жены) и др.

Песенный фольклор был чрезвычайно развит. На праздниках мужчины под звуки бубна воспевали подвиги предков, удальство в промысле, ловкость в управлении байдарой. Во время игр, обрядовых действий и исполнения сказок пели под аккомпанемент многострунной щипковой мечевидной цитры (чаях), которую позднее заменила гитара.

Хищническая эксплуатация промыслов американскими и русскими компаниями привела к обнищанию местного населения, подрыву основ традиционной культуры. В конце ХIХ в. рост численности населения затормозился, болезни и алкоголь привели к увеличению смертности. К 20-м гг. ХХ в. обнищание командорских алеутов достигло предела. После окончания гражданской войны на Дальнем Востоке началось восстановление разрушенного хозяйства на островах, развитие земледелия, скотоводства, рыбного и морского зверобойного промыслов. Процесс возрождения алеутов включал создание в 1925 г. зверосовхоза, выделение в 1928 г. Командорских о-вов в Алеутский национальный район, участие народа в управлении, подготовку кадров национальной интеллигенции, технических специалистов. С 1935 г. начался прирост численности населения, но многие из алеутов оседают на материке. Наряду с традиционными видами хозяйства развиваются новые отрасли – звероводство, животноводство и огородничество. Школьники с. Никольское (о-в Беринга) изучают родной язык. В конце 1960-х гг. открыт Алеутский народный музей, в 1994 г. – фольклорный ансамбль. На русском языке выходят газеты «Алеутская звезда» и «Абориген Камчатки». Передачи Гостелерадиокомпании «Камчатка» систематически рассказывают о деятельности общины алеутов, о народных праздниках, обрядах и обычаях аборигенов.


Алеуты, как и чукчи, всегда были крайне воинственным народом. Это один из немногих северных этносов, у которого было распространено рабство. Алеуты нападали на своих соседей, уводили в плен жителей, были искусными рыбаками и охотниками. После контактов с русскими колонизаторами их нравы смягчились, они приняли православие, и даже одного из аборигенов канонизировали как святого Петра Алеута. Подробнее в материале.

Жизнь на берегу океана

Для начала любопытный факт: название этого народа, как и островов, которые обязаны ему своим именем – алеуты – русское по происхождению, так оно и вошло в другие языки (например, английский). Сами аборигены обычно именовали себя унанган, хотя отдельные группы, живущие на разных островах, имели собственные, отличные от этого обозначения. Ученые так и не пришли к единому мнению о том, почему русские путешественники называли местное население именно так. Считается, что слово заимствовано из одного из диалектов чукотского или корякского языков и означает, скорее всего, «островитянин», «житель островов» (по другой версии, алеуты обязаны своим именем необычным головным уборам, которые они носили).

На первый взгляд, алеуты с их культурой и образом жизни мало отличаются от других северных народностей. Они выходили в море на неустойчивых каяках или многоместных гребных лодках, были искусны в рыбной ловле, охотились на морских млекопитающих – тюленей, морских котиков, выдр и даже китов, ловили птиц с помощью сетей или хитрых ловушек. Из шкур шилась одежда, жир служил для освещения жилищ, в дело шли даже внутренности и кости – например, из желудков морских львов делали сосуды для хранения припасов.


Алеутские женщины славились умением плести из травы циновки, корзинки, сумки и другие изделия; такими же травяными нитями вышивали одежду (говорят, что по тонкости они почти не уступали шелковым). Любопытно, что мастерицы специально отращивали длинные ногти, которые служили им вспомогательным инструментом в плетении. С годами, в результате постоянных нагрузок не только ногти, но и сами пальцы деформировались и выглядели подчас довольно странно.

Традиционным жилищем алеутов были вместительные полуземлянки, носившие название барабора. В одной такой землянке проживало сразу несколько семей. Строились они обычно на побережье и обязательно на возвышении, чтобы обеспечить хороший обзор – так можно было следить за появлением возможной добычи или не проглядеть приближение врагов. Стенки бараборы укрепляли китовыми костями и бревнами (как правило, это были выброшенные морем коряги), крышу покрывали дерном, сухой травой и шкурами. Внутрь попадали сквозь люк в крыше, а лестницей служило бревно с зарубками-ступенями.

Иногда такие жилища имели по два входа: «летний» – через отверстие в кровле, и «зимний» – через полуподземный коридор. Для освещения пользовались лампами, заправленными животным жиром. Так алеуты жили вплоть до XIX века, когда после контактов с европейцами уже начали строить и более привычные для нас наземные дома из досок и жердей.


Заслуживает внимания традиционный семейный уклад алеутов. До распространения христианства у этих племен свободно уживались многоженство и многомужество, женщины и мужчины обладали почти равными правами. Родство считали по материнской линии, хотя власть вождя, например, наследовалась от мужчины к мужчине. Существовал групповой брак. По обычаям гостеприимства хозяин должен был предложить свою жену гостю (и это воспринималось всеми участниками действа как должное). Будущий муж часто должен был «отрабатывать» свою невесту, проживая год-два вместе с ее родителями и помогая вести хозяйство.

Не меньшее удивление у европейцев вызывал и другой алеутский обычай – рабство. Рабы были наиболее бесправными членами алеутского общества, за любую провинность их жестоко наказывали, а за особо тяжкие проступки – убивали. Чаще всего рабами становились военнопленные (как ни странно, алеуты показали себя довольно воинственным народом, междоусобные стычки не были редкостью) или деклассированные элементы. Некоторые хозяева имели по десятку и более рабов. Раб даже превратился в универсальную единицу обмена – например, за одного можно было получить каменный нож, а традиционная лодка-каяк обходилась дороже: за нее отдавали семейную пару.

До принятия христианства алеуты были приверженцами шаманизма и практиковали охотничью магию. Интересен такой традиционный элемент их религиозных верований, как погребальные маски. Они изготовлялись из дерева и украшались резьбой, изображали либо духов-помощников шамана, либо воссоздавали лица реальных людей. Шаман пользовался своей погребальной маской на протяжении всей жизни. Некоторые из них сделаны так, чтобы их можно было удерживать зубами – такими часто пользовались во время священного танца.

Гости из-за моря: алеуты и европейцы


Впервые мир познакомился с этим народом после открытия Алеутских островов Великой Северной экспедицией в 1741 году. Знакомство проходило подчас не очень мирно: поначалу случались такие печальные инциденты, как сожжение кораблей и разорение поселений, сопровождавшееся человеческими жертвами с обеих сторон. Но постепенно удалось наладить мирные торговые отношения: русские оставались зимовать на островах, брали алеуток в жены, русские промышленники даже открыли в Охотске и на Камчатке школы, где наиболее способных алеутских детей обучали русскому языку. С другой стороны, алеуты заимствовали у русских многие предметы труда и быта, сделав их неотъемлемой частью своего традиционного уклада жизни. Значительную роль сыграла в истории народа сыграла Российско-Американская компания, много сделавшая для развития Алеутских островов и дававшая работу многим промысловым работникам-алеутам.


С приходом поселенцев и промышленников начинается распространение христианства. Русские миссионеры отмечали, что алеуты очень восприимчивы, отличаются упорством, способностью к подражанию и проявляют вкус к чтению. Поменяв веру, они оставались стойкими приверженцами православия. Стоит отметить, что один из них даже удостоился канонизации: православная церковь чтит Петра Алеута как мученика.


По разные стороны границы

В 1867 году Алеутские острова вместе с Аляской были проданы Америке. На территории России алеуты остались только на Командорских островах, куда попали вместе с русскими поселенцами. Начиная с первой половины XIX века положение народа начинает медленно, но неуклонно ухудшаться – как на территории Российской империи, так и за ее пределами: численность сокращается, уровень жизни падает, традиционный уклад уходит в прошлое. Процессы рассеивания и ассимиляции делают свое дело. Если в Советском Союзе в 1920-30-х годах предпринимались некоторые меры, призванные хоть как-то исправить положение, в Америке алеуты долгое время подвергались дискриминации наравне с индейцами. Ситуация коренным образом стала меняться только в 60-х.


В настоящее время алеуты по образу жизни практически не отличаются от приезжего населения. В России единственным местом компактного проживания алеутов является село Никольское в Камчатском крае. Именно там проживают последние два десятка носителей алеутского языка – все его диалекты находятся под угрозой исчезновения. Во всем мире осталось только 350 человек, говорящих на этом языке.

К слову, не только у северных народов существовал обычай,

О том, как протекает жизнь на краю Земли, расскажут .

Самоназвание – алеут, унанган.

Коренное население Алеутских островов, Большая часть живёт в США - юго-запад полуострова Аляска (вплоть до р. Угашика на севере) и некоторых прилегающих к нему мелких островов (около 2 тыс. человек) и в России (482 человек) на Командорских островах (острова Беринга, Медный), где живёт с начала XIX века, на Камчатке и др.

Язык алеутский эскимосско-алеутской семьи. Диалекты: уналашкинский (восточный), аткинский (центральный), аттуанский (западный). Родной язык сохранили немногие, перешли на английский, русский языки.

История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733-1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа.

Этногенез и этническая история: заселение предками алеутов основной части их территории происходило в условиях миграции народов из Азии в Америку 10-12 тыс. лет назад. Название "алеуты" было дано русскими после открытия ими Алеутских островов и впервые встречается в документах 1747 года. С 1799 года территория алеутов управлялась Российско-Американской компанией, которая заселила Алеутами необитаемые Командорские и Прибылова острова. Алеуты были обращены в православие, испытали сильное влияние русской культуры. В 1867 году Алеутские острова и Аляска были проданы США.

Основные традиционные занятия алеутов до контактов с европейцами - охота на морских животных (котиков, сивучей, каланов и пр.) и рыболовство. Подсобное значение имело собирательство. Изготовляли орудия охоты и рыболовства, оружие из камня, кости, дерева, обтянутые кожей лодки - многовёсельные байдары, одно-, двух-, трёхлючные байдарки.

В России Командорские острова были выделены (1928) в Алеутский национальный район (с 1932 года в Камчатской области), в середине 1930-х годов ликвидированный, ныне восстановленный. Наряду с традиционными развиваются новые отрасли хозяйства: звероводство (норка), животноводство, огородничество.

К середине XVIII века существовали имущественная и социальная дифференциация, военная организация.

Селения алеутов обычно состояли из 2-4 больших (от 10 до 40 семей) полуземлянок.

Традиционная одежда алеутов (мужская и женская) - парка - длинная глухая одежда из меха котика, калана, птичьих шкурок. Поверх надевалась камлейка - одежда из кишок морских зверей с рукавами, глухим воротом и капюшоном. Обувь - торбаса (сапоги из кож морских животных). Охотники носили деревянные шляпы - конические или с открытым верхом, с удлинённым большим козырьком, украшенные резной костью, сивучьим усом, перьями и пр.

Важную роль в морской охоте алеутов играли байдара - плоскодонная лодка с деревянным каркасом, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей, и каяк - закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник (прообраз спортивной байдарки). Управляли ею двухлопастным веслом. До прихода русских оружием алеутов были лёгкие дротики с костяными наконечниками, луки, каменные или костяные ножи

Основная традиционная пища - мясо морских животных и птицы, рыба (преимущественно в сыром виде), морские беспозвоночные, водоросли, ягоды, коренья.

Для традиционных верований характерна вера в духов, существовало шаманство.

Р.Г. Ляпунова

По данным Переписи населения 2010 года численность алеутов, проживающих на территории России, составляет 482 человека.

Алеуты - коренное население Командорских островов, входящих в административном отношении в состав Камчатской области. Алеуты живут также в США (коренное население Алеутских и Прибыловых островов, юго-западной оконечности полуострова Аляска). Общая численность алеутов - около 13 тыс. человек, в т.ч. в США более 12 тыс. Самоназвание - алеут, унанган. Алеуты, проживающие на острове Медном называли себя сасигнам. Эскимосы, ближайшие соседи алеутов, называют их алакшак. Название «алеут» русского происхождения. Оно было дано после открытия Алеутских островов, впервые встречается в документах в 1747 г. Этимология названия спорна, возможна связь с алеутским алягук - «море». Говорят на алеутском языке, имеющем три диалекта: уналашкинский (восточный), аткинский (центральный), аттуанский (западный).

В настоящее время в России существует два диалекта - беринговский (язык западной диалектной группы) и медновский, являющийся креолизованным языком с алеутской лексикой и смешанной русско-алеутской грамматической системой.

Название народа – алеуты, придумано русскими во время Великой Северной экспедиции 1741 года. Путешественники не смогли точно определить корни этого народа. Согласно одной версии, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой – с Аляски. Это произошло приблизительно 6000 – 4600 лет назад. В середине XVIII века их было 15 тысяч человек, и они жили в основном на Алеутских островах. В 1799 году российские компании часть алеутов переселили на Командорские острова. В 1867 году Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России аборигенов в настоящее время осталось лишь 550 человек. Более многочисленная группа живет в Америке. В настоящее время их там — 17000 человек.

С 1891 по 1917 год Командорские острова арендовали различные торгово-промышленные компании, которые скупали у местного населения пушнину, мясо и жир морских животных.

Язык

Язык предположительно обособился 3 – 4 тыс. лет назад и считался одним из древних диалектов эскимосского языка. На о-ве Беринга был распространен аткинский диалект алеутского языка, на о-ве Медный образовался новый диалект на основе аттовского и русского языков. При общении жители этих островов с трудом понимали друг друга. Первая грамматика алеутского языка была составлена в начале XIX в. на основе кириллицы.

Предки современных алеутов появились на Командорах в первые десятилетия 19 века. Русско-американская компания переселила сюда для промысла морских животных несколько семей с островов Атка и Атту. С самого начала постоянного освоения островов их население было смешанным: алеуты, русские и креолы (лица смешанного происхождения). Взаимодействие трех этих главных компонентов и сформировало к концу 19 века своеобразный культурный облик командорских алеутов. В начале XX века на Командорских островах существовало два крупных села - Никольское на острове Беринга и Преображенское на острове Медном. Имелись и более мелкие поселения, по большей части сезонные, но нередко в них жили и круглый год. Концентрация островного производства в 70-е годы привела к ликвидации Преображенского как самостоятельного населенного пункта. Все жители Командор сосредоточились в селе Никольском.

Образ жизни и система обеспечения

Основные традиционные занятия алеутов - охота на морских животных (каланов, котиков), рыболовство, островное звероводство и собирательство. В начале XX века, в связи с резким падением численности котиков на лежбищах Командорских островов, значение котикового промысла в жизни алеутов сократилось. Ведущую роль в хозяйстве стали играть рыболовство, охота на песца, а также огородничество и домашнее животноводство.

В те времена в арсенал охотников входили самые разнообразные орудия. Промысел начинался в конце апреля с ловли рыбы сетями. Середина июля — сезон охоты на птиц при помощи метательных копий-шатин и метательного снаряда бола. Бола — остроумное и простое орудие, которое представляет собой связку ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю, птица запутывалась в ремнях и становилась легкой добычей. На птиц охотились также при помощи больших сачков и сетей.

С наступлением зимы начиналась охота на морского бобра, которого добывали в открытом море при помощи гарпуна; моржей промышляли на лежбищах. Для поимки нерпы применяли хитрый прием: ее заманивали на берег манком - надутой нерпичьей шкурой, имитируя при этом крик самки. Алеуты охотились даже на царя моря – кита. Для этого они использовали копье с отравленным наконечником. Под воздействием яда кит погибал через 2–3 дня и его тушу, выброшенную волнами на берег, подбирали охотники.

Важную роль в морской охоте играли байдара – деревянная, плоскодонная каркасная лодка, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей и каяк – закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник. Управляли ею двухлопастным веслом (прообраз спортивной байдарки). С появлением огнестрельного оружия стали делать двухключные байдары (во время стрельбы второй гребец должен был удерживать равновесие).

Распространились и некоторые не характерные для материковой культуры алеутов элементы: так, на о. Беринга появились нарты (сани) с собачьими упряжками, на о. Медном – короткие, широкие лыжи, подбитые шкурой нерпы.

С 1932 г., когда на Командорах был создан специализированный зверосовхоз (зверокомбинат), все взрослые мужчины-алеуты и значительная часть женщин числились его рабочими. Сохранялись потребительский лов рыбы, охота и собирательство. В сфере занятости начала формироваться категория служащих, в т.ч. работники административно-управленческого аппарата.

В 50-е гг. начался массовый приток на острова приезжего населения, быстрый рост хозяйственной и социальной инфраструктуры. Это сразу же отрицательно сказалось на положении алеутов. Очень скоро приезжие вытеснили коренных жителей из наиболее доходных и престижных сфер хозяйства.

Этно-культурная ситуация

Командорские алеуты, изначально формировавшиеся как креольская этническая общность, ставшие в советское время самостоятельным «малым» народом Севера, в настоящее время превращаются в русскоговорящую старожильческую группу. Все командорские алеуты русскоязычны. По оценкам лингвистов, сегодня лишь два десятка человек пожилого возраста являются еще носителями родного языка. Впрочем, проблема утраты родного языка характерна практически для большинства коренных народов Севера РФ. Созданная в 30-е годы и восстановленная на русской графической основе в конце 80-х гг. письменность на алеутском языке практически не используется. Язык в школе преподается на уровне факультатива.

Глубокая изоляция Командор от остальной территории страны и области, ограниченный доступ на острова приезжему населению и в силу этого замедленность ассимиляционных процессов создают условия для стабильного функционирования сложившейся культуры. С этой точки зрения этнокультурная ситуация на Командорах уникальна, а сами алеуты представляют исключительный интерес как единственная наиболее яркая креольская группа в пределах современной территории РФ. Нынешнее поколение алеутов стремится к сохранению и возрождению своего культурного наследия. Работает алеутский краеведческий музей. Важную роль в деле сохранения народных традиций играет национальный ансамбль «Унанган» и семейный ансамбль «Чиян», созданные еще в начале 80-х гг. Есть попытки возродить традицию резьбы по кости и камню как вид прикладного искусства, растет привлекательность традиционных алеутских вечеринок, других национальных форм проведения досуга.

Важную роль в деле сохранения культуры алеутов призван сыграть этнокультурный центр, создаваемый в с. Никольском на средства федерального бюджета. Также необходимо восстановление постоянных культурных связей с алеутами, проживающими на территории Аляски.

Традиционное жилище

До XIX века от зимней стужи алеуты спасались в полуземлянках на 10 — 40 семей, покрытых сухой травой, шкурами и дерном. Забирались внутрь через отверстие в крыше по бревну с зарубками. Вдоль стен сооружались нары, а место каждой семьи было отделено столбами с занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом жили в легких постройках.

В XIX в. у них появились другие зимние жилища, со стенами и крышей, сделанные из жердей и досок. Верхний люк стал использоваться для освещения, а в помещение они проникали через выходы в стенах. Освещались полутемные жилища жировыми лампами.

Традиции и обычаи

В течение долгой зимы мужчины занимались изготовлением промысловых орудий, каменной и деревянной посуды, сидя у выдолбленных из камня плошек, в которых горел фитиль из мха, плавающий в китовом жире. Пищу жарили в таких же плошках. Если рядом с поселением были горячие источники, то алеуты варили в них рыбу и мясо. Умели они готовить и особые блюда из сырой рыбы. Для голодной зимы заготавливали сушеную рыбу и китовый жир, который держали в пузырях из желудков морских животных.

Женщины были искусными мастерицами, шили и вышивали одежду, плели циновки и корзины. Растительные нити были так тонки, что могли конкурировать с шелком. Впрочем, орнаменты не отличались большим разнообразием.

Несмотря на малочисленность, к середине ХVIII в. население каждого острова представляло самостоятельное сообщество сородичей со своим диалектом. Родовую группу возглавлял вождь-тоён. Эта почетная должность передавалась по наследству и в редких родах была выборной. Тоён налаживал торговые связи, вершил судебные дела, занимался контролем за угодьями рода – лежбищами зверей.

Если говорить об их верованиях, то среди алеутов было распространено шаманство и охотничья магия. Обычно шаман, переодетый в специальный костюм, напоминающий птицу, вызывал зверя. Также шаман приплясывал особым образом, чтобы защитить охотника на промысле и обеспечить ему богатую добычу.

В праздник зимнего солнцестояния алеуты собирались для красивого представления. Оно сопровождалось плясками с пантомимами, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов под пение и удары бубна. Исполнители надевали специальные головные уборы и деревянные маски. Из уст в уста у алеутов передавались предания о первоначальном бессмертии людей, о происхождении людей от упавшей с неба собаки, о борьбе с людоедами, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам.

В конце ХVIII века алеуты были обращены в православие и многие их обычаи стали сходить на нет, предания забываться, а сам народ — вымирать и нищать. В ХIХ веке это достигло критической отметки и казалось, что скоро в России не останется ни одного алеута. С 1935 г. начался медленный прирост численности населения, но национальные традиции были во многом утрачены.

Традиционная одежда

Традиционной одеждой была парка – длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх нее надевали камлейку – глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Парки и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи. Мужская и женская одежда полностью совпадала по крою и украшениям. Появился и новый тип одежды – бродни – штаны из сивучьих горл, ка которым пришивали непромокаемые торбаса – мягкие самлши их кожи морских животных.Обувь – торбаса – мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили русскую одежду.

Промысловыми головными уборами служили деревянные шляпы конической формы (у вождей-тоёнов) либо без верха с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами. Их надевали на капюшон камлейки. Такие шляпы выдалбливали из цельного куска дерева, затем распаривали, придавая нужную форму, и расписывали в яркие тона, создавая причудливый орнамент. С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску. На вершину задней пластинки, служившепй одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли сивучьи усы длиной до 50 сантиметров. Количество их зависело от охотничьего достоинства владельца и свидетельствовало о числе добытых моржей. Эти головные уборы носили только мужчины.

Празднично-обрядовыми головными уборами были шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами. Неотъемлемая часть праздничного убранства – ожерелья, ручные и ножные браслеты, вставки и подвески в отверстиях, проделанных в губах и возле губ, а также в носу, по краям ушной раковины и в мочке уха. Их изготавливали из кости, камня, деревянных и сланцевых палочек, перьев, уса морского льва, травы и корней растений. Алеуты наносили татуировку и раскрашивали лицо и тело, однако с началом контактов с русскими эта традиция стала ослабевать.

Фольклор

Фольклор недостаточно изучен, поскольку фундаментальных исследований не вели,

Существуют сказки, героический эпос (повествование), или богатырские сказки, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки.

Большинство сказок основано на мифологических сюжетах. Наиболее распространены были мифы о духах животных-покровителях и этиологические (касающиеся причин различных явлений) предания о первоначальном бессмертии людей, о происхождении людей от упавшей с неба собаки и др. Героический эпос включает предания о родоначальниках, о борьбе с людоедами, о переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на запад, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях; предания – о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, о далеких путешествиях; сатирические сюжеты – об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: о неверности мужа или ревнивой жене, о сожительстве героя с женой двоюродного брата, о враждебных отношениях зятя с шурином (братом жены) и др.

Песенный фольклор был чрезвычайно развит. На праздниках мужчины под звуки бубна воспевали подвиги предков, удальство в промысле, ловкость в управлении байдарой. Во время игр, обрядовых действий и исполнения сказок пели под аккомпанемент многострунной щипковой мечевидной цитры (чаях), которую позднее заменила гитара.

Алеуты являются коренным населением Алеутских островов. Входят в Единый перечень малочисленных коренных народов Российской Федерации. В течение долгого времени существовало два предположения происхождения алеутов. Согласно первой, они пришли с Аляски, во второй говорится о том, что народ пришел с северо-восточного азиатского побережья. История изучения народности начинается с 1741 года, когда Великая Северная экспедиция (Экспедиция отряда Беринга-Чирикова) открыла Алеутские острова. С 1750 по 1760 годы между восточными алеутами и русскими торгово-промышленными судами происходили вооруженные конфликты. Коренной народ нападал на русских внезапно, разрабатывая план заранее. Они приходили в артели с приношениями, когда промышленники принимались развязывать тюки, в которых была пушнина, алеуты внезапно на них набрасывались с ножами.

На острове Вуди народ тоже сопротивлялся русским, но постепенно удалось наладить контакт, было организовано поселение, установлены торговые отношения. В середине 18 века на Алеутские острова ежегодно приезжали корабли купцов, русские зимовали на островах и даже оставались там жить по 5-6 лет, женились на алеутках, изучали навыки коренного населения.

Где живут

Основная часть народа проживает в США на территории Аляски, остальные - в России, Камчатском крае, Командорских островах, которые составляют Алеутский район Камчатского края. Населяют Алеутские острова, острова Шумагина, западные берега Аляски до реки Угашик. Алеуты после прихода русских поселились на островах Прибылова, материке Северной Америки, некоторых прибрежных островах.

Численность

В середине 18 века на территории России насчитывалось 8 000-10 000 алеутов. После эпидемий на территориях расселения народа, нарушенного экологического равновесия, к 1820 году его численность сократилась до 2 000. Сегодня на территории России живет около 482 человек, более 2 000 алеутов проживают в США на Алеутских островах. В 18 веке их было до 15 000 человек. Но американские переписи алеутов завышены, так как включают часть эяков, эскимосов-алутиик, людей, которые называют себя алеутами, чтобы использовать льготы, которые положены коренному населению Аляски.

Название

Этноним «алеут» имеет русское происхождение, его дали народу после открытия Алеутских островов. В документах название встречается впервые в 1747 году. По поводу происхождения этнонима существуют разногласия между исследователями. По одной из версий, «алеут» исходит от алеутского слова «аллитхух», что переводится как «община, команда». По другой версии, у этнонима чукотско-корякское происхождение от слова «аляв-вытэ», что в переводе означает «те, у кого на голове обод». Алеуты в древности носили на голове необычный деревянный головной убор в виде обода, что было их отличительной чертой. Третья гипотеза предусматривает происхождение этнонима от чукотского слова «алиат» (остров), «алиут» (островитяне), она является самой убедительной.

Сам народ называет себя «унанган», «унангас». Кроме этих наименований, у алеутов существуют названия в соответствии с локальными группами, некоторые из них:

  • амигун, негбло, нигух, жители Андреяновских островов;
  • саскинан, сасигнан, алеуты с Ближних островов;
  • каган, таягангин, народ с острова Шумагина;
  • анимгин, алеуты, проживающие на островах Унимака.

Язык

Народ говорит на алеутском языке «унангам тунуу», который относится к группе языков Северной Америки, образует алеутскую ветвь. В языке существует 5 диалектов:

  1. медновский
  2. беринговский
  3. восточный
  4. западный
  5. аттуанский

Значительно отличается от других диалектов медновский, специалисты сегодня рассматривают его как самостоятельный, смешанный алеутско-медновский язык, образовавшийся в результате очень сильного влияния друг на друга двух языковых образований: русского языка и аттуанского диалекта алеутского языка, исчезнувшего в середине 20 века.

Священник Иван Вениаминов в 1820-х годах разработал письменность для алеутского на основе кириллицы. Он и его последователи занимались переводом на алеутский язык религиозных книг, значительно улучшили школьное образование народа. К 1867 году среди коренного населения грамотность была на очень высоком уровне. После преподавание алеутского было прекращено на длительный срок. С 1910-х алеутам в американских школах было запрещено использовать родной язык. В 1967 федеральный закон разрешил применять в школьном преподавании другие языки, помимо английского. С 1970 года преподавание языка восстановилось, но использовался уже алфавит на латинице. С 1983 преподавание алеутского ведется и на острове Беринга в младших классах. В начале 21 века здесь на алеутском говорили 15 человек старшего поколения, остальные перешли на русский. Основная часть алеутов, проживающих в США, уже перешла на английский. На западном диалекте говорило 80 человек, на восточном - 430. На 2010 год в США было 300 носителей алеутского, в России - 45.


Религия

Традиционной религией алеутов является анимизм. Они почитали духи предков, изображали их на кости, дереве, камне, птичьих шкурках. Эти амулеты передавались по наследству. Из дерева делали маски, которые изображали духов-покровителей, надевали их во время обрядовых танцев. Распространен был шаманизм, по мифологии которого алеуты верили в существование разных миров. Костюм шамана, как и других народов Сибири, символизировал птицу. Существовала охотничья магия, она заключалась в проведении обрядов, вызывающих зверя. Те, кто поклонялся магии, носили амулеты, соблюдали особые охотничьи запреты.

Процесс христианизации начался в 50-х годах 18 века и проводился в соответствии с общей тенденцией российской политики колонизации новых территорий. Христианство хорошо повлияло на сближение алеутов с русскими. Особенностью было то, что христианизацию начали не миссионеры, а русские промышленники, что обеспечило не насильственный и быстрый процесс распространения православия.

В конце 18 века алеуты окончательно были обращены в православие. Стало распространяться двуязычие, школьное обучение, появились религиозные книги на алеутском языке. Примечательно, что часть алеутов, принявших православие, стала миссионерами. До сих пор они являются убежденными православными христианами, проводят на русском и алеутском религиозные обряды. По-алеутски Бог звучит как «Агугум». Одним из алеутов, почитаемым Православной Церковью как мученик, является Петр Алеут. Религия народа гармонично сочетает в себе православие и традиционное мировоззрение, что повлекло образование своеобразной «алеутской церкви», «алеутской веры».

Начиная с лета 1824 года среди алеутов постоянно присутствовали священники, после прибытия на остров Уналашка Ивана Вениаминова (св. Иннокентий), который пробыл там 10 лет. Он проводил крещение коренного населения, организовал в школах для детей обучение, учил алеутов иконописному, сапожному, столярному, плотничьему делу, подготовил продолжателей своего дела. Все называли его «добрым отцом алеутов».

Еда

Ели в основном жареное, вареное, сырое мясо морских животных, птицы, рыбу, морских беспозвоночных, дикие растения, водоросли. На зиму заготавливали юколу, вялили мясо, замораживали его или заливали жиром кита. Замороженное мясо могло храниться около года. Китовый жир запасали и хранили в пузырях из желудков морских зверей.


Внешность

Одежда

Женский и мужской костюм был похож по крою, украшениям. Традиционная зимняя одежда народа - глухая длинная парка без разреза спереди, изготовленная из меха морского котика, птичьих шкурок, калана. Поверх парки одевали камлейку - непромокаемую глухую одежду из кишок морских зверей, с рукавами, закрытым воротом, капюшоном. Праздничная камлейка и парка были обильно украшены бахромой, вышитыми полосами, меховыми ремешками. Края рукавов и капюшона затягивались шнурками. Носили промысловые куртки с капюшоном из сивучьих кишок, штаны из кожи нерпы. Чтобы защититься во время промысла от сырости, надевали дождевики, плетеные из травы, позже стали использовать соломенные плетеные циновки. Позже у народа появились штаны из сивучьих горл (бродни), к ним пришивались непромокаемые мягкие сапоги (торбаса) из кожи морского животного.

Летом носили поношенную зимнюю одежду, но шили и специальную летнюю из кишок морского животного, птичьих шкурок. Нижнего белья не было, использовалась поясная одежда, пошитая из шкур нерпы.

Во время промысла на голове носили конические шляпы из дерева, шляпы без верха, с очень удлиненной передней частью, украшенные богато росписью, резной костью, перьями. Надевали их на капюшон камлейки. Делали такие шляпы из цельного куска древесины, распаривали для придания формы, затем расписывали. В отверстия по бокам вставляли сивучьи усы 50 см длиной. Их количество зависело от охотничьего статуса владельца. Носили такие уборы только мужчины. На обряды, праздники надевали шапки различной формы с украшениями, сшитые из шкурок и кожи птиц, кожаные повязки с узорными швами. Женщины дополняли костюм украшениями из кости, камня, сланцевых, деревянных палочек, корней растений, травы, усов морского льва. Делали браслеты на руки, ноги, ожерелья, подвески, вставки в отверстия около губ, в губах, носу, ушах, мочках уха. Алеуты наносили татуировки, раскрашивали тело, лицо. Но после контакта с русскими эта традиция постепенно исчезла. В повседневной жизни алеуты носят европейскую одежду.


Жизнь

Основной деятельностью было рыболовство, зверобойный промысел, птицеловство, собирательство. На охоту на морских животных ходили на лодках, на суше добывали тюленей, морского котика. В некоторых районах охотились на оленя карибу, медведя. В открытом море с гарпуном добывали калана, на лежбищах - моржей, сивучей, нерпу. Охотились на кита, используя смазанное ядом копье. Тушу животного выбрасывало на берег через 2-3 дня. Морскую рыбу ловили с помощью длинных удочек, изготавливаемых из водорослей, к ним крепились крюки. На речную рыбу ходили с сетями из китовых сухожилий.

Птицу ловили с помощью большого сачка, сетей, метательного копья, метательного снаряда, который представлял собой связку ремней с грузиками из камня или кости. Его раскручивали, бросали в стаю птиц, которые путались в ремнях.

Женщины занимались собирательством диких растений, ягод, трав, моллюсков, морских ежей. Собранные травы использовали преимущественно для изготовления различных плетеных изделий.

Очень важную роль в морском промысле алеутов играла байдара. Это лодка с плоским дном, деревянным каркасом, обтянутая кожей нерпы, сивуча. Еще одна лодка алеутов каяк - кожаная, закрытая, с деревянным каркасом, отверстием в виде люка, куда охотник садился. Управлялся каяк двухлопастным веслом. Использовали дротики с костяными наконечниками, костяные, каменные ножи, луки. Русские открыли для алеутов огнестрельное оружие.


Мужчины изготавливали из камня топоры, ножи, наконечники для копий, стрел, жировые лампы с фитилем из мха, сосуды для приготовления пищи. Женщины шили одежду, вышивали, делали обтяжки для байдар, плели корзины, циновки. У алеуток было универсальное орудие труда (пекулка) - короткий, широкий, слегка изогнутый нож. Иголки для шитья делали из костей птиц. Сегодня основная часть алеутов работает подсобными рабочими в коммунальных хозяйствах, некоторые заняты традиционными промыслами.

До прихода русских алеуты делились на три класса:

  1. тоёны, старшие в роде, родоначальники, знатные личности;
  2. свободные люди;
  3. калги, рабы, происходившие из военнопленных.

Народ жил племенами, которые состояли из родовых общин. Каждую общину возглавлял тоён, его выбирали, или власть ему доставалась по наследству. Он занимался политическими, торговыми связями, судебными делами, контролировал угодья, охранял лежбища морского зверя. Помимо тоёна, во главе родовой общины стоял совет старейшин. Рабы занимались хозяйственными делами, участвовали в войнах. На свободу раба могли отпустить за храбрость, хорошую работу. Когда островами начала управлять РАК (Российско-Американская компания), рабство искоренили, тоёны стали приказчиками компании.

Древней формой брака алеутов был групповой брак, когда несколько мужчин считались потенциальными мужьями группы женщин. Разрешались браки между двоюродными сестрами и братьями, многомужество, многоженство, обычай покровительства дяди матери над племянниками «авункулат», гостеприимный гетеризм. Эти обычаи исчезли с принятием христианства. В 19 веке произошел распад общин, искоренили выкуп за невесту (калым), заменяющую его отработку за жену, в процессе которой муж жил в семье родителей жены в течение 1-2 лет, помогал по хозяйству. Стали распространяться обряды венчания, сватовства.


Жилище

Алеуты жили селениями, которые располагались на морском побережье, в устьях рек. Каждое селение состояло из двух или четырех больших полуземлянок (улягамах). Выбирали для них открытые, высокие места, для удобного наблюдения за приближением врага, морскими животными. Полуземлянка строилась из прибитых к берегу деревьев, сверху жилище покрывали дерном, шкурами, сухой травой. В крыше было несколько отверстий четырехугольной формы для входа. Внутрь алеуты забирались по бревну с зарубками. В одной такой полуземлянке умещалось от 10 до 40 семей. Вдоль стен внутри жилища стояли нары. У каждой семьи была своя часть, которая отделялась занавеской или столбами. Утварь хранили под нарами.

Летом алеуты переселялись в легкие отдельные постройки. В 19 веке полуземлянка претерпела изменения: стены делали из досок, жердей, которые обкладывали дерном. Наверху был люк для освещения, с боковой стороны располагался выход через небольшие сени. Освещением в жилище были жировые лампы, клали иногда печи. Помимо традиционной утвари, алеуты начали использовать привозную фабричную посуду.


Культура

У народа существует своеобразная художественная культура. Охотничьи луки, метательные дротики, маски, головные уборы являются не только оружием для охоты, аксессуарами, это образцы орнаментального самобытного искусства народа. Оригинальной искусной резьбой алеуты украшали колотушки для глушения рыбы, деревянные оправы женских ножей. Головные уборы охотников были богато украшены бисером, бусами, гравированными накладными пластинами, перьями, сивучьими усами. Их расписывали минеральными яркими красками. Использование многоцветной росписи по дереву является отличительной чертой искусства алеутов среди народов крайнего северо-востока России, и в то же время схоже с искусством индейцев северо-запада Америки. По мотивам алеутская роспись больше близка к орнаменту эскимосов.

Своеобразны изделия из мягких материалов. Из волос оленя создавались разнообразные узоры, использовалась техника, неизвестная другим народам. Оригинальное плетение применяли для изделий из стеблей дикого ячменя, дикого гороха, изготавливали циновки, коврики, накидки, корзинки, мешочки.


У народа существовало много песен и исторических преданий. Основными темами в фольклоре была любовная лирика, морские промыслы. Во время праздников музыканты с бубнами воспевали проворство человека в управлении байдарой, подвиги предков.

Важная роль отводилась танцам, которые были наполнены смыслом. Они были стоячими и сидячими. Сидячие являются наиболее древними, они проводились в виде инсценировок. Стоячие состояли из движений пружинистого типа на полусогнутых ногах, тело было наклонено вперед, проводились резкие повороты с различным положением рук. Шаманы танцевали культовые пляски, надевали маски, делали магические телодвижения, вызывали души умерших охотников, воинов, добрых, злых духов. В древности, во время проведения тотемных обрядов, алеуты перевоплощались в птиц, морских животных, искусно имитировали их телодвижения.

В фольклоре народа есть и другие жанры:

  • сказки о богатырях;
  • рассказы о древних обычаях;
  • бытовые рассказы;
  • загадки;
  • поговорки.

Были распространены мифы о духах, животных-покровителях, этиологические предания о происхождении, бессмертии людей. Героический эпос состоял из преданий о борьбе с людоедами, родоначальниках, переселении народа с материка на острова.


Традиции

Одним из основных праздников народа является празднование зимнего солнцестояния, которое сопровождалось раздачей подарков, плясками, представлениями мифологических сюжетов, охотничьих сцен. Перед охотничьим сезоном проводились обряды, во время которых танцевали, пели под бубен, играли пантомимы. Исполнители надевали маски из дерева, специальные головные уборы.

Знатных личностей хоронили в пещерах вместе с рабами. У входа устанавливали раскрашенный столб или тела покойных подвешивали между двумя столбами в корзинах. Вместе с покойными клали их оружие, орудия труда, посуду, личные амулеты, ритуальные маски. Алеуты с древних времен бальзамировали покойных.