Кто такие адыгейцы и какие они. Кто такие адыгейцы? Поиски национальной идентичности адыгов

Адыгейцы (самоназвание - адыгэ) вместе с родственными им народами - кабардинцами и черкесами, называющими себя тоже адыгэ, принадлежат к группе адыгов. Однако в силу исторических причив адыгейцы обособились и представляют ныне отдельный народ. Адыгейская автономная область Краснодарского края расположена по нижнему течению Лабы и Кубани, полосой от 8 до 60 км в ширину и 250 км в длину (площадь 4654 кв. км).

Адыгея делится на низменную и предгорную части. Низменная часть, составляющая основную территорию автономной области, расположена в долинах рек Кубани и Лабы. Предгорная часть Адыгеи, достигающая 500 м над уровнем моря, расчленена долинами многочисленных рек.

Климат умеренно-теплый, с достаточным количеством осадков, главным образом в теплый сезон года. Среднегодовая температура колеблется от 10,4 до 10,9° тепла. Годовое количество осадков в среднем составляет 600-800 мм.

Через Адыгею протекают Кубань и ее притоки - реки Белая, Пшиш, Псекупс, Афипс. Для регулирования стока воды Кубани создано два водохранилища - Тщикское (между Лабой и Белой) и Шапсугское (у устья Афипса). Нефть, газ и целебные воды типа мацестинских - основные природные ресурсы области.

Две трети территории Адыгеи - черноземные почвы. В предгорьях их сменяют выщелоченные почвы. Южная часть области покрыта лесными 1 массивами, преимущественно из дуба, бука и граба. В долинах Кубани лес представлен небольшими лиственными рощами из дуба, ясеня, клена и других древесных пород. В лесах Адыгеи встречается много дикорастущих плодовых деревьев. На пойменной террасе растут луговые и плавнево-болотные травы.

Кроме Адыгейской автономной области, адыгейцы в пределах Краснодарского края живут также в Лазаревском и Туапсинском районах. Адыгейские селения имеются в Успенском районе.

По переписи 1959 г. общая численность адыгейцев - 80 тыс. Много адыгейцев проживает за рубежом. Только в городах Турции насчитывается их 130 тыс.

Адыгейский язык цринадлежит к адыго-абхазской ветви кавказских языков и более всего близок к кабардинскому. Наряду с единым литературным адыгейским языком сохранился ряд диалектов, которых раньше было еще больше. В настоящее время основными диалектами являются шап- сугский, бжедугокий, темиргоевский, абадзехский. Кроме обычного разговорного языка, в старину были в ходу жаргоны. Так, например, во время: набегов феодально-родовая знать разговаривала на особом, не понятном для других жаргоне.

С присоединением к России и особенно в советское время лексика адыгейского языка претерпела сильные изменения. Наряду с отмиранием отдельных слов и понятий появилось иное осмысление старой терминологии, возникло множество новых терминов общественно-политических, технических, научных и др. Значительно больше стало лексических заимствований из русского языка. В основу адыгейского литературного языка положен темиргоевский диалект.

Адыгейцы, так же как кабардинцы и черкесы, являются потомками адыгских племен - аборигенов северо-западного Кавказа. После выделения кабардинцев из основной массы адыгов на прежних местах - в бассейне Кубани и по Черноморскому побережью - остались племена нату- хайцев, шапсугов, абадзехов, бжедугов, темиргоевцев и др. В дальнейшем из них и сформировалась адыгейская народность.

В первой половине XIX в. адыгейцы по-прежнему распадались на большое число племен. Берег моря от нижнего течения Кубани до р. Джубга: (или Пшад) занимали натухайцы. Самое многочисленное племя - шапсуги - жило южнее по побережью до р. Шахе (Малый Шапсуг) и юго-восточнее на севернохм склоне Главного Кавказского хребта (Большой Шапсуг). Абадзехи занимали большое пространство в горах в верховьях Псекупса, Белой и Лабы. Бжедуги располагались к востоку от шапсугов по левому берегу Кубани - против Екатеринодара (ныне Краснодар). Еще восточнее жили хатукаевцы и темиргоевцы (последние между Белой и Лабой в их нижнем течении). Южнее темиргоевцев, по р. Лабе и ее левым притокам, обитали егерукаевцы и махоши. К западу от них - в среднем течении р. Белой - размещались мамхеги. Всю эту цепь племен замыкали бес- ленеевцы, которые расселились по среднему течению Лабы, ее притоку" Ходзю и по р. Урупу.

Численность адыгейских племен в первой половине XIX в. не может быть точно определена. По имеющимся в литературе данным, она колеблется от 500 тыс. до 1 млн. человек.

После Кавказской войны и переселения значительной части адыгейцев^ в Турцию, оставшиеся на Северном Кавказе племена были сосредоточены на сравнительно небольшой территории их прежнего обитания - по среднему течению Кубани и в низовьях Лабы. Небольшая часть адыгейцев осталась в горах Черноморского побережья в районе Туапсе. Кубанские адыгейцы перед революцией входили в состав населения Екатеринодарского и Майкопского отделов Кубанской области, а туапсинские - в Черноморскую губернию.

После Великой Октябрьской социалистической революции и окончания гражданской войны был поставлен вопрос о выделении адыгейцев в автономную область. Она была образована постановлением ВЦИК от 27 июля 1922 г. В августе 1936 г. территория Адыгеи была значительно расширена в результате присоединения к ней Майкопа и Гиагинского района. В связи с этим центр области переместился из Краснодара в Майкоп (к началу 1959 г. 82 тыс. жителей).

Согласно переписи 1959 г., в Адыгейской автономной области живет 286 тыс. человек, в том числе 191 тыс. сельского населения и 95 тыс.- городского. Подавляющее большинство жителей области - адыгейцы (23,5%) и русские (70%), причем адыгейцы проживают главным образом в сельских районах.

Основную часть адыгейского населения автономной области составляют потомки бжедугов и темиргоевцев. Первые проживают главным образом в Теучежском районе, вторые - в Шовгеновском, Красногвардейском и Кошехабльском районах.

Потомки шапсугов живут в пяти аулах Октябрьского района (Афип- сип, Натухай, Панахес, Хаштук, Псейтук). Большинство из них населяет Лазаревский и в меньшей степени Туапсинский районы Краснодарского края. Потомки абадзехов обитают только в ауле Шовгеновском Шовгенов- <жого района. Они говорят на особом абадзехском диалекте, который постепенно вытесняется литературным языком. Потомки бесленеевцев.расселены главным образом в Карачаево-Черкесской автономной области ("гак называемые зеленчукские бесленеевцы), в двух аулах Успенского.района Краснодарского края и составляют часть населения аулов Блечепсин и Уляп в Адыгейской автономной области. Они говорят на бесленеев- «ском наречии кабардинского языка. Бесленеевцы Карачаево-Черкесии консолидируются с черкесами. В аулах восточной части Адыгеи живет значительное число кабардинцев, которые постепенно сливаются с адыгейцами.

Образование Адыгейской автономной области явилось крупнейшим событием в политической истории адыгейцев за все время их существования. Племенная разобщенность в прошлом, консервация феодально-патриархального строя и колониальный гнет препятствовали национальной консолидации адыгейцев, условия для которой создала лишь победа Великой Октябрьской социалистической революции. В настоящее время племенное деление исчезло и сохранилось лишь в памяти населения, практически утратив свое значение.

Расселение и численность

Часть адыгейцев живёт в Турции и странах Ближнего Востока, насчитывая вместе с родственными адыгскими народностями около 4 миллионов человек. Там все адыгские народы называются обобщённо черкесами. В России адыгейцы проживают: в Адыгее — 108,1 тыс.; Кабардино-Балкарии – 0,6 тыс.; в Краснодарском крае насчитывается 15,8 тыс. адыгейцев.

Также в Краснодарском крае проживает 3,2 тыс. — шапсуги, это один из адыгских народов (признаны «малым народом»), живут в черноморских предгорьях между Геленджиком и Сочи

Собственно адыгейцы живут в РФ, в основном в Республике Адыгея (108 115 чел.) являясь автохтонным населением.

Язык

Говорят на адыгейском языке абхазо-адыгской семьи языков. В России сохранились диалекты: темиргоевский (лежит в основе литературного адыгейского языка), абадзехский, бжедугский, шапсугский. Распространён русский язык. Письменность на кириллической графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты.

Происхождение адыгов

История создания автономии адыгейцев

27 июля 1922 была образована Черкесская (Адыгейская) автономная область с центром в Краснодаре, территориально не входившем в ее состав. С 24 августа 1922 по 13 августа 1928 года - Адыгейская (Черкесская) автономная область. Со 2 августа 1924 года по 28 декабря 1934 года - в составе Северо-Кавказского края, затем до 13 сентября 1937 год - Азово-Черноморского края. С образованием 13 сентября 1937 года Краснодарского края Адыгейская АО была включена в его состав, находясь там вплоть до 1990 года.

10 апреля 1936 года административный центр Адыгейской АО был перенесен в г. Майкоп, который также был включен в состав АО. 28 апреля 1962 года к АО был присоединен Тульский (теперь Майкопский) район Краснодарского края.

5 октября 1990 года была провозглашена Адыгейская АССР, выделившись таким образом из состава Краснодарского края. 3 июля 1991 года Президент РФ подписал указ о преобразовании АССР в ССР Адыгея. С 24 марта 1992 года - Республика Адыгея.

Культура и хозяйство

Традиционные занятия - пашенное земледелие (просо, ячмень, с XIX века основные культуры - кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, коневодство). Домашние промыслы - плетение, ткачество, бурочное, кожевенное и оружейное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитьё. Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине - улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированые помещения с отдельным входом для женатых сыновей. Забор делался из плетня.

Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин - нательная рубаха, бешмет, черкеска, ремённый пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы; у женщин - шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи. В начале XX века при преобладании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков чел.). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество. Для традиционных верований характерен разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т. д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирические, бытовые и др., танцы.

Использованы материалы Википедии

Адыгейцы - народ в Российской Федерации. Численность в РФ - 122908 человек. Говорят на адыгейском языке абхазо-адыгейской группы северокавказской семьи.

Адыгейцы, адыгэ (самоназвание) - народ в России, коренное население Адыгеи. Живут также в соседних районах Краснодарского края. Часть живет в Турции и странах Ближнего Востока. До XX века существовали субэтнические группы: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи.

Говорят на адыгейском языке абхазо-адыгейской группы северокавказской семьи, диалекты: темиргоевский (лежит в основе литературного языка), абадзехский, бжедугский, шапсугский. Распространен русский язык. Письменность на русской графической основе.

Верующие - мусульмане-сунниты. Для традиционных верований характерен разветвленный пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т.д.

Адыгейцы, как и другие адыги - кабардинцы и черкесы, - поомки автохтонного населения Северо-Западного Кавказа. После территориального обособления в XIII - XIV веках кабардинцев этнические процессы среди остального населения привели к формированию современных адыгейцев. Социальное развитие адыгейцев протекало неравномерно. Шапсугам, натухайцам и абадзехам (так называемые демократические племена) удалось ограничить права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами. Так называемые аристократические племена (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями.

С 1820-х годов правительство России начало планомерное завоевание Адыгеи. Подъем освободительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию адыгейцев, сопровождался внутренней самоорганизацией адыгейцев, складывались основы военно-государственного союза всех групп адыгейцев. Последние очаги сопротивления адыгейцев были подавлены военной силой в 1864 году. Несколько сотен тысяч адыгейцев в 1860-е годы были депортированы и рассеялись по странам Ближнего Востока, меньшая часть адыгейцев переселилась в равнинные районы.

В 1922 году образована Адыгейская автономная область, с 1937 года в составе Краснодарского края, с 1991 года - Республика Адыгея.

Традиционные занятия - пашенное земледелие, садоводство, виноградарство, скотоводство. Домашние промыслы - плетение, ткачество, бурочное и кожевенное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье.

Одежда общесеверокавказского типа. У мужчин - нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы. У женщин - шаровары, нижняя рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок.

Традиционные поселения состояли из отдельных хуторов-усадеб, делились на патронимические части, на равнине - улично-квартальной планировки. Традиционное жилище турлучное, однокамерное, к которому пристраивали дополнительные изолированные помещения с отдельным входом для женатых сыновей.

В начале XX века при преобразовании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков человек). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество.

В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи. Особой известностью и популярностью пользуются адыгейские сыры и мучные изделия.

Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирические, бытовые и другие. Широко распространены народные танцы.

Адыгейцы — народ, населяющий Адыгейскую автономную область (в центральной и южной части Краснодарского края, вдоль левого берега рек Кубани и Лабы). В бывшем СССР проживало 109 тыс. адыгейцев. Кроме того, адыгейцы живут в Сирии, Иордании, Турции 1 . Численность адыгов (адыгейцев, черкесов, кабардинцев) в первой половине XIX в. составляла до одного миллиона человек.

Родным языком адыгейцев является адыгейский, относящийся к иберийско-кавказcкой семье языков.

В современный именник адыгейцев входят исконные адыгейские имена и заимствованные. Среди заимствованных заметно выделяются два больших пласта: арабский и русский . Кроме того, в антропонимии адыгейцев встречаются антропонимы монгольского , тюркского и персидского происхождения. Арабские имена проникли в адыгейский язык гораздо раньше, чем русские , поэтому арабские имена уже освоены адыгейским языком и фонетически, и грамматически.

Исконные адыгейские имена следует считать самыми древними среди адыгейских антропонимов. В количественном отношении они составляют более 40% общего числа антропонимов адыгейского именника 2 . По своей структуре они могут быть простыми и сложными. Простые имена нередко восходят к прилагательным или существительным. Например, распространены такие личные имена, как женские Дах «красивая», Дэгъу (Дегу) «хорошая», Фыжь (Фиж) «белая» и мужское ШIуцIэ (Шуцэ) «черный» и др.

Широкое хождение имеют личные имена, образованные способом словосложения. Такие имена преимущественно двукомпонентны, т. е. обычно это «существительное + прилагательное» или «прилагательное + существительное», и, как правило, содержат оценочную характеристику, например: ХьакIмаф (Хачмаф) = хаче «гость» + маф «счастливый», Пшьымаф (Пшимаф) «счастливый предводитель», Шумаф (Шумаф) «счастливый всадник». В женских именах в качестве первого компонента нередко выступает продуктивный элемент гуашь, восходящий к слову гуашь «хозяйка семьи, рода» (позже оно получило значение «княгиня»), например: Гуашьэфыжь (Гошефиж) = гуашь + фыжь «белый», Гуашьнагъу (Гошнаг) = гуашь + нагъу «светлокарий глаз» Гуашьлъап (Гошляп) = гуашь + лъапI «дорогой», Гуашыгакъ (Гошпак) = гуашь + пакъ «коротконосый» и др. Встречаются также женские имена, образованные по модели «гуашь + заимствованное слово хан», например Гуашьхъан (Гошхан). Может быть и обратное расположение этих компонентов: Хъангуашь (Хангаш), Хъанфыжь (Ханфиж) = хан + фыжь «белый», ХъанцIыкIу (Ханцику) = хан + цIыкIу «маленький» и др.

Есть адыгейские двукомпонентные личные имена, в основе которых лежит название места рождения: Къэлэшъау (Калашау) = къэлэ «город» + шъау «парень», «сын», букв. «городской парень», Къоджэшъау (Коджесау) = къоджэ «аул» + шъау «парень», букв. «аульский парень» и др.

Во многих адыгейских личных именах, образованных способом сложения, часто встречается компонент хьэ, например: Хьэнэшъу (Ханеш) = хьэ + нэшъу «слепой», Хьэгъур (Хагур) = хьэ + гъур «худой», «сухой», «тощий» и др. Включение компонента хьэ («собака») было связано с суеверными представлениями об оградительной, защитительной функции имени.

В качестве личных имен, особенно фамилий, используются названия животных, птиц и земноводных, например: Тыгъужь (Тугуз) «волк», Блэгъожъ (Блягоз) «дракон», «старая змея», Тхьаркъо «голубь» и др.

В некоторых адыгейских именах отражены пожелания, высказанные родителями или близкими родственниками ребенку, которому дают имя, например: ГъучIыпс (Гучипс) = гъучIч «железо» + псэ «душа», букв. «человек с железной душой», ГъукIэшъау (Гучешау) = гъукIэ «кузнец» + шъау «сын», букв. «сын кузнеца», ГъукIэлI (Гучетль) = гъукIэ «кузнец» + лIы «мужчина», букв. «кузнец-мужчина». Соответственно существуют у адыгейцев и женские подобные имена со вторым компонентом хан: ГъукIэхъан (Гучехан) «дочь кузнеца», КIышьхъан (Чишхан) = кIышь «кузница» + хан, букв. «дочь кузницы» и др. Такие имена обычно давали детям-первенцам или детям в семье, где умирали первые дети. Родители относили новорожденного в кузницу, и кузнец совершал обряд «закалки» ребенка, т. е. опрыскивал его «закалочной» водой. В подобном случае имя ребенку также давал кузнец 3 . К этой группе имен относятся мужские имена Теучеж «стать на ноги», Учужук «сын ставшего на ноги». Возникновение рассмотренных имен связано с суеверными представлениями адыгейцев в прошлом.

Особую группу составляют личные имена, отражающие негативное отношение родителей или близких родственников к рождению ребенка, например: Амыд «они не хотят его», Фэмый «тот, которого не хотят», Рамыпэс «нежданный». Такие имена давались детям незаконнорожденным или рожденным помимо желания родителей.

В отдельную группу можно выделить личные имена, связанные с традициями дореволюционной адыгейской семьи. Так, невестка, по старым обычаям адыгов, не имела права называть по имени мужа, а также свекровь, свекра, золовку, деверя и других близких родственников мужа. Невестка давала им дополнительные имена-прозвища, широко распространенные в сфере семейно-бытового общения: свекрови — Гуашьэ (Гуаще) «княгиня», свекру — Пшьы (Пиш) «князь», «предводитель», деверю — Дэхэкъашъ (Дахакаш) = дахэ «красивый» + къашьэ «жениться», букв, «тот, который женился (или женится) на красавице», КIэлэшIу (Челещ) — кIалэ «молодой», «мальчик» + шIу «добрый», «хороший», букв, «добрый молодец», «хороший молодой человек», ШэнышIу (Шеныш) «человек с хорошим характером», Шыудах (Шиудах) «красивый всадник», КIэлэпсыкI (Челепсыч) «быстрый молодой человек», Сидышъ (Сидыш) «мой золотой» и др., золовке — Дэхэнэф «светлая», «красивая», «лучезарная красавица», Нафын «светлая», «свет», СилъапI (Силяп) «моя дорогая», ДэхэзакI (Дехезач) «(вся) красивая» и др. Деверь и золовка, как правило, также называют невестку не ее официальным именем, а другим личным именем-прозвищем: Нысэдах (Ниседах) «красивая невестка», НысэлъапI (Ниселяп) «дорогая невестка», Нысэгуашь (Нисегуаш) «невестка-княгиня» и др. По мнению историков, возникновение данной группы имен восходит к патриархату. Эти имена до сих пор встречаются в аулах Адыгеи.

Антропонимические заимствования стали проникать в адыгейский язык с древнейших времен. Так, уже со II в. до н. э. древние адыги-меоты получали греческие имена от греческих рабовладельцев: Агафон, Парнасий, Леттин, Тимон, Дионосодор (мужские имена), Евтаксия (женское имя). Восточные антропонимы начали восприниматься адыгейским языком с XV-XVI вв., а закрепились они в адыгейском именнике после перехода адыгов в новую религию — ислам в XVII-XVIII вв. Так, многие участники Восстания шапсугских тфокатлей (1791-1796 гг.) носили имена восточного происхождения: Аслан, Аскал, Алкее, Карбатыр, Крымчерий, Мирзебеч, Магомет, Мое, Хаджибирам и др. Нужно отметить, что эти заимствования усвоены адыгами по произносительным нормам родного языка, например: Магамет — адыг. Мыхъамэт, Аслан — адыг. Аслъан и т. д.

В настоящее время имена восточного происхождения (арабские , иранские, тюркские и др.) составляют более 40% адыгейской антропонимии. По частоте употребления выделяются такие мужские имена, как Аслан, Аскер, Адам, Азмет, Юсуф, Юнус, Махмуд, Магамет, Мурат, Меджид, Ибрагим, Рашид, Хазрет, Байзет, Хасан и др. Среди женских имен высокая частотность свойственна именам Фатимет, Асиет, Аминет, Мариет, Нуриет, Мерем, Сафиет, Хаджет и др.

Русские имена (точнее, византийские, усвоенные через посредство русского языка) восприняты адыгейским языком в основном после победы Великой Октябрьской революции. Интересно, что женские русские имена активнее проникают в адыгейский язык, чем мужские. Большой частотой употребления отличаются такие женские имена, как Светлана, Сара, Тамара, Нина, Галина, Клара, Рая, Зара и др. Из мужских имен чаще встречаются Юрий, Вячеслав, Олег, Алик, Славик, Эдуард и др. Следует сказать, что антропонимы, проникшие из русского и через русский язык, в адыгейском языке не претерпевают существенных фонетико-морфологических изменений.

В древности адыгская антропонимическая модель (АМ) была довольно проста: у адыга было основное имя, данное, при рождении, например, Фыжь (Фиж) «белый», ШIуцIэ (Шуцэ) «черный», Дэгъу (Дэгу) «хороший», или прозвище, например Лъашьэ (Гляшэ) «хромой», ТхьакIумэшху (Тхакумешху) «большеухий», Щэплъ (Цэпл) «рыжий» и др. Многие из них в более позднюю эпоху стали фамилиями.

Затем, в эпоху развития феодальных отношений, адыгейская АМ становится двучленной: к основному имени прибавляется имя отца (патроним), который впоследствии нередко становится родовой фамилией. Родовые фамилии у адыгейцев передаются по отцовской линии, например: Мэрэтыкъо Ильяс «Ильяс сын Мерета», Батыкъо Пшьымаф «Пшимаф сын Бата», Джэджыкъо Елмыз «Ельмиз сын Джеджа». Разумеется, это не единственный путь появления фамилии у адыгейцев. В качестве фамилии стали выступать некоторые личные имена, представляющие собой названия животных, например Тыгъужь (Тугуз) «волк», Блэгъожъ (Блягоз) «дракон», а также прозвища: Лъащэкъу (Тляшок) «сын хромого», Нэшъукъу (Нешук) «сын слепого» и др.

Двукомпонентные личные имена (т. е. АМ — «имя + фамилия») встречаются в устном народном творчестве, в документах, связанных с историей адыгейского народа. Вот пример, взятый из приказа, опубликованного в газете «Кубанские ведомости» за 1896 г.: «...присвоить звание юнкера милиции Шумафу Чесебиеву». Подобные же антропонимические факты обнаружены и в исследовании Н. Каменева, например: Бэрзэдис Хьатит (Берзегов Хатит), Чэсэбый Бэчмыз (Чесебий Бечмиз), Ешыгоо Аслъан (Ешугуау Аслан), Хьаджэмыкъо Бахънэрый (Хаджемук Бахчерий). Здесь первые компоненты — фамилии, вторые — имена.

Одно и то же слово в адыгейской антропонимии может выступать в функции как фамилии, так и имени, например: Теучеж, Бжедуг, Хатит и др.

В советскую эпоху адыгейская АМ стала трехкомпонентной — «фамилия + имя + отчество»: Джаримок Нух Теучежевич, Бекух Хамует Аскалович. Это связано с влиянием русской АМ, поскольку делопроизводство в Адыгее ведется на русском языке и в официальных документах личное имя адыгейцев включает три компонента. Однако в неофициальной обстановке адыгейцы обращаются друг к другу только по имени независимо от возраста, занимаемого человеком общественного положения, например: Ибрагим, приходи ко мне вечером. В сфере официально-делового общения под влиянием русского языка адыгейцы стали обращаться друг к другу по имени и отчеству. В письменной адыгейской речи (в газетах, художественной литературе) адыгейское личное имя строится чаще всего по двукомпонентной модели, притом на первом месте обычно оказывается фамилия, например: Шъхьэлэхъо Абу (Схаляхо Абу), Бэрэтэрэ Хьамид (Беретарь Хамид), ХъуакIо Рэмэзан (Хуако Рамазан) и др.

1 А. С. Чикобава пишет: «...по данным турецкой статистики, в одних лишь городах Турции проживает не менее 130 тысяч адыгейцев (черкесов), потомков выселившихся в 1864 г. в Турцию адыгейцев».
2 В «Справочник личных имен народов РСФСР» включено только 236 мужских имен и 74 женских, т. е. незначительная часть всех адыгейских имен. В нашей картотеке 970 мужских и 1040 женских имен, а также более 1300 адыгейских фамилий.
3 У адыгов преимущественным правом наречения ребенка именем пользуются не родители, а старшие в семье или близкие родственники ребенка, иногда соседи.

Адыгейцы в настоящее время проживают компактными группами на территории Адыгеи, по долинам рек Кубань и Лаба. Адыгейцы являются прямыми потомками древнейших жителей этих мест. Антропологический тип местного населения практически остался неизменным с эпохи ранней бронзы. Незначительная монголоидная примесь объясняется присутствием в регионе в ХII-ХIII вв. половцев-кипчаков.

В ХII-IV вв. до н.э. здесь проживали племена так называемой кобанской культуры. Для них был характерен высокий уровень металлообработки при производстве оружия, ювелирных изделий, предметов металлопластики. С III в. до н.э. по IV в. на территории Адыгеи появляются сарматские племена, оказавшие определенное влияние на синдов, меотов и керкетов, являющихся предками современных адыгов.

В IХ в. на территории современной Адыгеи сложился касожский союз племен. В ХII в. завершилось становление многоплеменной адыгской народности. В ХI-ХII вв. на территории Адыгеи появляются половцы; в 1237-1238 гг. регион был опустошен монголо-татарами. После их ухода часть адыгов стала двигаться на восток. После территориального обособления в XIII-XIV вв. этнические процессы среди остального населения привели к формированию современных адыгейцев. Начиная с ХVII-ХVIII вв. на территории Адыгеи проживали племена абадзехов, бесленеев, егарукаев, мохошевцев, хаткокаевцев, темиргоевцев, бжедухов.

К концу ХVIII в. все адыгиейцы были уже мусульманами суннитского толка. В то же время вера в Аллаха не мешала им во многом придерживаться традиционных культов и почитать языческие божества. В ХVII-ХVIII вв. Адыгея входила в сферу влияния Османской империи и , в середине ХVIII в. на усилились военные позиции России. В Кавказской войне 1817-1864 гг. западные адыги оказали русским ожесточенное сопротивление. Между тем они не желали подчиняться и Шамилю, предпочитая воевать самостоятельно.

После окончания Кавказской войны несколько сот тысяч адыгейцев были депортированы и рассеяны по странам , небольшая группа переселилась в равнинные районы. В 1922 г. Была образована Адыгейская автономная область, с 1937 г. в составе Краснодарского края, с 1991 г. – Республика Адыгея. По переписи населения 2002 года, на территории Российской Федерации проживают более 128 тысяч адыгейцев.

Со времен Средневековья адыгейцы занимаются и оседлым скотоводством. Выращивали просо, ячмень, кукурузу, пшеницу, занимались садоводством, виноградарством.

Адыгейцы разводили крупный и мелкий рогатый скот, придавали большое значение коневодству. Недостатка в ближних пастбищах и покосах не было, скот отгоняли в предгорья лишь с конца мая и до начала октября с целью уберечь его от жары и кровососущих насекомых. На приусадебных участках выращивали просо, лук, чеснок, перец.

В XIXв. начали выращивать пшеницу, кукурузу, в ХХ в. – рис, табак, подсолнечник, помидоры. Выращивались и плодовые деревья. Было развито пчеловодство: первоначально сапеточное, во второй половине ХIХ в. стали появляться ульи. Домашние промыслы сводились к изготовлению оружия, поясов, сбруи, резьбе по камню и дереву, женщины пряли и ткали, занимались золотым и серебряным шитьем.

Хотя формально каждая крестьянская семья имела свой надел, однако постоянная угроза разбоев со стороны уорков вела к тому, что все сельскохозяйственные работы осуществлялись только совместно, под охраной «своего» уорка. Нарушение этого правила считалось преступлением, даже если было вызвано крайней необходимостью. Существенным элементом быта, способствовавшим объединению адыгского этноса, была «Адыгэ хасэ» - своего рода общеадыгская конференция представителей всех территориальных подразделений народа, которая, правда, утратила свое значение после присоединения к России. В настоящее время идея хасэ широко используется в пропаганде общеадыгского единства.

У адыгейцев существовала определенная сословная иерархия. Во главе стояли князья-пши: зачастую в каждом ауле имелся свой князь, ведший свое происхождение от «Солнца и «.

Натухайцам и абадзехам (т.н. демократические племена) удавалось ограничивать права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами. Так называемые аристократические племена (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями.

Благородным сословием считались также уорки, дворяне более низкого ранга. Основу адыгского общества составляли свободные крестьяне. Существовали также крепостные, вольноотпущенники (азаты), домашние рабы (кулы). Принадлежавшие к дворянскому сословию должны были захватывать чужие земли и урожай и защищать свои владения и владения крестьян, находившихся у них подчинении.

Уорки составляли примерно четверть мужского населения, они зачастую не имели никаких других средств к существованию, кроме разбоя и поборов с крестьян. Все это приводило к возникновению в адыгском обществе тяжелых социальных конфликтов, порой заканчивавшихся массовым избиением и изгнанием «благородных». Нередки были случаи, когда адыгские крестьяне предпочитали принять протекторат русских военных крепостей, воспринимая их как своего рода «коллективного феодала», чем оставаться под властью «своих» князей.

Адыгейские поселения простирались вдоль рек или дорог и состояли обычно из одной улицы. Определенной планировки не существовало: каждый строил дом, где хотел. Дома строились в виде усадьбы и состояли из дома, внутреннего двора и надворных построек.

Традиционное жилище адыгейцев турлучное, однокамерное, покрытое соломенное крышей и камышом. Иногда к нему пристраивали дополнительные изолированные помещения с отдельным входом, в которых жили семьи женатых сыновей. В доме выделялась кухня с очагом и деревянной, обмазанной глиной трубой. Во дворе находилась кладовая, хлев, арба для волов.

Среди надворных построек выделялась кунацкая – помещение для гостей, отгороженное плетнем с отдельной коновязью. Обычай гостеприимства среди адыгейцев был очень распространен, поэтому в кунацкой обычно собирали лучшие вещи, которые имелись доме: одеяла, циновки, ковры, посуду. Иногда кунацкая была частью дома с отдельным входом.

Одежда адыгейцев соответствует общему северокавказскому типу. Мужчины носили нательную рубаху, бешмет, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочную бурку, папаху, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы, чувяки. Неотъемлемой частью снаряжения были ружье, шашка, кинжал, сошки, приборы по уходу за оружием. Женщины носили шаровары, нижнюю рубаху, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокую шапочку, обшитую серебряным или золотым галуном, платок. Повседневно женщина ходила в одном и том же платье и паре белья. Праздничный женский наряд был довольно сложен.

В пище адыгейцы предпочитали зерновые, мясные, молочные продукты, овощи. Вместо хлеба адыгейцы ели так называемую пасту, круто сваренную просяную кашу, которую можно было нарезать ломтями. Из проса готовили (суп с бараниной) и махсым (брагу). Летом адыгейцы ели блюда из проса и молока, зимой - блюда из сыра, проса, соленой баранины, говядины, конины и тыквы. Обычно адыги ели очень мало. Пиршества устраивались по поводу приезда гостей, только тогда накрывался общий стол. В этих случаях резали барана, готовили его с похлебкой-щипсом, ели четлибж (куры, приготовленные со специями) и т.п.

В начале ХХ в. у адыгейцев еще сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков человек). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество. Для традиционных верований характерен разветвленный пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т.д.

Фольклор адыгейцев представлен сказаниями общенартского цикла и местными преданиями. Нартский эпос един для всех народов Кавказа; лишь в Дагестане он распространен относительно мало. Во всех национальных и региональных вариантах эпоса повторяются сходные сюжеты, и действуют одни и те же легендарные герои - мифические предки - нарты, которые тесно взаимодействуют с богами, а некоторые из них являются детьми богов.

Общее количество нартских героев достигает 100, однако наиболее популярные среди них мать всех нартов Сатана, младший из нартов Сослан (Сосруко), Ацмаз (Ашмез), и др. В конечном итоге все нарты погибают, что отражает в мифологической форме процесс распада традиционных социальных институтов и верований.

Адыгейцы говорят на адыгейском языке, который относится к абхазо-адыгской группе северокавказской семьи, диалекты: темиргоевский (лежит в основе литературного языка), абадзехский, бжедугский, шапсугский. Распространен русский язык. Письменность была введена в 1929 г. на латинской, затем на русской графической основе.