Новый суэцкий канал. Новый Суэцкий "канал процветания": Египет надеется на экономическое чудо. Город Исмаилия на Суэцком канале

Суэцкий канал, один из важнейших в мире искусственных водных путей пересекает Суэцкий перешеек, простираясь от Порт-Саида (на Средиземном море) до Суэцкого залива (на Красном море). Строительство Суэцкого канала стало одним из самых авантюрных и революционных проектов XIX века. Как водится, в успех грандиозного мероприятия сначала мало кто верил. Однако, согласно последним подсчетам, ежегодно эксплуатация канала приносит египетской казне до полутора миллиардов долларов дохода.

История Суэцкого канала

Канал каждые сутки пропускает около 50 судов различного назначения, а ежегодно через канал переправляется более 600 млн. тонн.

Суэцкий канал оказался очень выгодным проектом. Он приносит ежегодно 2 млрд. долларов прибыли. Минимальная плата, за которую небольшое судно может пройти канал, составляет 6-10 тыс. долларов. Стоимость прохода канала большим танкером или авианосцем доходит до 1 млн. долларов.

В четверг президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси торжественно открыл новую ветку Суэцкого канала стоимостью $8,2 млрд. Масштабная стройка улучшит репутацию правительства Египта внутри и за пределами страны

Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси во время открытия новой ветки Суэцкого канала (Фото: AP)

​В четверг, 6 августа, президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси в Исмаилии открыл новую ветку Суэцкого канала. В торжественной церемонии приняли участие более десятка глав государств и правительств, в том числе премьер-министр России Дмитрий Медведев и президент Франции Франсуа Олланд.

За места в шатре для VIP-гостей велась борьба: из соображений безопасности египетская сторона выделила делегациям по два места, рассказал РБК источник, близкий к французской делегации. Это не устроило французов, которые были почетными гостями. В результате переговоров Олланду было разрешено привести с собой больше людей. Российская делегация, по данным нескольких СМИ, тоже рассчитывала, что ей удастся вместить в почетную ложу больше десяти человек, но повторить успех французов в вопросе численности ей не удалось.

Для охраны мероприятия были задействованы свыше 10 тыс. полицейских и военных в шести провинциях страны, в том числе в Суэце, Каире, Исмаилии, Порт-Саиде.

Стоимость пышной церемонии, по данным организатора — пиар-компании WPP, составила по меньшей мере $30 млн. Эти расходы не уберегли организаторов от накладок и задержек. Несколько десятков журналистов, в том чиcле из Fortune, Синьхуа, Le Point, несмотря на аккредитацию, так и не смогли попасть на мероприятие.

Успешная модернизация важнейшей в мире судоходной артерии призвана укрепить репутацию нынешнего правительства Египта, которое находится под влиянием военных, как внутри, так и за пределами страны. Администрация Суэцкого канала (Suez Canal Authority; госкомпания, владеющая и управляющая каналом) рассчитывает увеличить прибыль за счет роста числа судов, проходящих по каналу. Но критики предупреждают, что дорогостоящий проект (на его реализацию было собрано около $8,2 млрд) не окупится, а рядовые египтяне предпочли бы вложения в другие инфраструктурные проекты. Была ли реальная необходимость в расширении канала?

Новый путь

Новым Суэцким каналом называют его заново отстроенную 35-километровую ветку, расположенную между 60-м и 95-м км канала. Общая длина канала составляет 193 км. Были также расширены и углублены два участка на протяжении 37 км, у входа в Большое Горькое озеро и поблизости от перехода в Балле. В общей сложности работы проводились на участках совокупной протяженностью 72 км.


Вид на новую ветку Суэцкого канала (Фото: AP)

После окончания работ двустороннее движение судов станет возможно на 115,5 км, то есть на 60% протяженности канала. Но в самом порядке использования артерии мало что изменится: движение по-прежнему будет строго регулироваться, а суда — проходить согласованными группами. Кроме того, супертанкеры в груженом состоянии по-прежнему не могут использовать Суэцкий канал из-за его относительной мелководности. Глубина канала составляет 24 м, из-за чего этому классу судов приходится проходить через Суэц полупустыми. Для этого супертанкеры на время выгружают нефть в нефтепровод SUMED и забирают ее на выходе из канала.

Зато модернизация должна снизить время ожидания на проход судов из Средиземного в Красное море с 18 до 11 часов. Администрация Суэцкого канала также рассчитывает, что улучшения позволят увеличить количество ежесуточно проходящих по нему судов с 49 до 97, но только к 2023 году. Тогда же выручка от обновленного сооружения должна возрасти с $5,3 млрд до $13,2 млрд.

История вопроса

Суэцкий канал был построен в 1869 году. Он позволил сократить морской путь из Европы в Индию на 7 тыс. км. Канал неоднократно модернизировался. Дополнительные ветки-дублеры на отдельных участках сооружали в 1955-м и 1980-х годах.

По оценке администрации Суэцкого канала, через него проходит до 8% мировой морской торговли. В 2014 году основными пользователями среди европейских государств стали суда Испании, Нидерландов, Италии и Великобритании. Саудовская Аравия, Сингапур и Малайзия стали главными пользователями к югу.

По статистике, в 2014 году чаще других через Суэцкий канал проходили контейнеровозы — свыше 35% от общего количества судов. На втором месте — нефтяные и СПГ-танкеры (27,2% трафика).

Триумф президента

Главным героем вчерашней церемонии стал президент Египта ас-Сиси. Именно он в 2014 году настоял на том, чтобы модернизация канала была осуществлена за 12 месяцев, а не за 36, как планировалась изначально. За год правительству и лично президенту удалось избежать скандалов, связанных с крупной стройкой. Лишь в сентябре прошлого года The Guardian написала о нескольких тысячах жителей, чьи дома были снесены ради строительства. Компенсаций они не получили, утверждало издание.

По словам эксперта Ближневосточного центра Карнеги Амра Адли, правительство Египта воспользуется успешным завершением строительства в сжатые сроки для улучшения собственного имиджа внутри и за пределами страны. «Обновленный Суэцкий канал поможет ас-Сиси и его правительству заручиться доверием. Они показали, что могут выполнять свои обещания точно в срок», — сказал РБК эксперт.

В публичных выступлениях египетские чиновники постоянно подчеркивают, что обновление канала стало возможным только благодаря простым египтянам. Ас-Сиси использует проект для мягкой пропаганды национальной гордости. Реклама превратила популярный в Египте Суэцкий канал в национальное достояние. День открытия был объявлен в Египте выходным.

Кто строил

Строительством новой ветки канала и углублением части его прежнего русла занимались шесть международных компаний — National Marine Dredging Company из ОАЭ, голландские Royal Boskalis Westminster и Van Oord, американская Great Lakes Dredge and Dock Company и бельгийские Jan de Nul Group и DEME Group. Директор по проектам DEME Group в Средиземноморье, Центральной и Южной Америке Пьер Катто рассказал РБК, что самым сложным для его компании было уложиться в очень сжатые сроки. DEME Group использовала на работах свой флагман — «Д’Артаньян», который в другое время занят на проекте по строительству нового порта на Ямале для приема СПГ-танкеров ледового класса.

На деньги простых египтян

После объявления о начале модернизации Суэцкого канала финансирование на нее было получено за восемь рабочих дней. Египетские банки выпустили инвестиционные сертификаты, по сути облигации, на пять лет со ставкой купона в 12% (выплата процентов осуществляется ежеквартально). Гарантом по ним выступило правительство, которое рассчитывает расплатиться с инвесторами за счет будущих прибылей канала. Подавляющим большинством покупателей сертификатов стали рядовые египтяне.


Использованная правительством схема несовершенна, считает эксперт Ближневосточного центра Карнеги Амр Адли. Рост прибыльности канала рассчитан к 2023 году, а срок годности сертификатов — четыре года. Кроме того, в бюджете администрации Суэцкого канала пока не появились статьи о выплатах по сертификатам.

Окупаемость канала зависит от роста мировой торговли. В начале августа консалтинговая компания Capital Economics опубликовала исследование, в котором усомнилась в реалистичности роста морских перевозок через канал. По подсчетам экспертов, мировая торговля должна расти на 9% в год, чтобы прогноз администрации Суэцкого канала по выручке стал реальностью. «Мягко говоря, это слишком оптимистично», — отмечается в исследовании. Скептики также указывают, что, хотя транспортным компаниям выгодно сокращение каждого часа в пути, разрекламированная модернизация Суэцкого канала на деле не способна фундаментально изменить маршрут торговых путей или увеличить загрузку канала.

В этих условиях Суэцкий канал может рассчитывать лишь на увеличение тоннажа проходящих по нему кораблей. По данным Dcode Economic and Financial Consultancy, которая исследовала экономику канала, с 2009 по 2014 год количество проходящих по нему судов снизилось на 0,4%. Однако за тот же период средний тоннаж вырос на 31%.

Безопасность канала

Но церемонию открытия канала сомнения экспертов не омрачили. Она включала в себя даже демонстрационный полет американских F16 и французских Rafale, состоящих на вооружении египетских ВВС. Участие недавно полученных от США и Франции истребителей было не просто красивым жестом. Основная проблема Египта — рост экстремизма на Синайском полуострове. К недавним терактам причастны исламисты, которые поддерживают связь с группировкой «Исламское государство». В своем выступлении ас-Сиси заявил, что в последнее время властям страны приходилось заниматься не только строительством канала, но и противостоянием с «самой опасной террористической идеологией».

Вопросы безопасности Суэцкого канала были одними из основных, которые интересовали журналистов. Пока у Каира получается ее поддерживать. Свержение во время «арабской весны» 2011 года бывшего тогда президентом Египта Хосни Мубарака, избрание ему на смену исламиста Мохаммеда Мурси и его дальнейшее отстранение от власти генералом ас-Сиси почти не отразились на безопасности сооружения.

Но в будущем из-за роста экстремизма на Синайском полуострове безопасность канала не гарантирована, считает Амр Адли. В июле боевики, поддерживающие ИГ, заявили об уничтожении египетского военного корабля в Средиземном море, и ситуация на полуострове близка к полноценному конфликту.

Новый проект

В то время как основное внимание приковано к Суэцкому каналу, куда меньше говорится о сопутствующем проекте по созданию особой экономической зоны поблизости. В марте правительство Египта заявило, что она должна составить до трети ВВП ($78 млрд при оценке ВВП в $232,86 млрд, по данным Reuters за 2014 год). Пока Каир лишь ведет подготовку к ее запуску. Частью этого проекта может стать российская промышленная зона. Переговоры об этом идут с лета прошлого года, но конкретных договоренностей нет. Накануне визита в Египет премьер-министр Медведев в интервью изданию Al-Ahram подтвердил заинтересованность России в Суэцкой экономической зоне и сообщил о продолжении консультаций.

6 августа этого года в Египте произошло важное для страны событие: был торжественно открыт Новый Суэцкий канал.

С геополитической точки зрения Египет всегда занимал важное положение. На севере его территория омывается водами Средиземного моря, а на юге - Красного. Большое значение Красного моря определяется тем, что оно дает выход к Индийскому океану. Для европейских держав, стремившихся установить контроль над Азией, было принципиально важно найти наиболее короткий морской путь из Европы в Индию. Изначально, чтобы добраться туда из Европы, необходимо было плыть через мыс Доброй Надежды, огибая весь африканский континент, что, очевидно, было неудобно.

Впервые канал, соединявший Средиземное и Красное моря, был построен приблизительно в 500 г. до н. э. персидским царем Дарием Великим, покорившим Египет. Канал функционировал несколько веков, однако после завоевания Египта Византией вскоре был заброшен. Позже, в VIII веке, по приказу халифа аль-Мансура канал был окончательно засыпан, поскольку власти Халифата опасались возможного отделения Египта. К XIX в. европейцы проложили торговый путь до Индии через Египет, однако он, тем не менее, отнимал много времени, поскольку до находящегося на берегу Красного моря Суэца от берегов Нила нужно было добираться на верблюдах. Стали появляться проекты строительства канала, который бы соединил два моря. В 1854 г. французский дипломат Фердинанд Лессепс получил от египетского правителя Саида-паши концессии на создание компании по строительству морского канала. Проект оказался долгостроем: работы начались в 1859 г., а закончились только спустя 10 лет. 17 ноября 1869 года был торжественно открыт Суэцкий канал, по которому смогли ходить из Европы в Индию, не огибая Африку. Протяженность построенного канала составила 168 км.

Вскоре после строительства канала Египет оказался на грани разорения. В 1876 году он был объявлен банкротом, и у египетского хедива (правителя) Исмаила Паши не оставалось другого выхода, кроме как продать долю Египта во «Всеобщей компании Суэцкого канала». Ее приобрела Великобритания, и, таким образом, каналом стали распоряжаться англичане и французы. В 1882 г. после провозглашения британского протектората над Египтом Суэцкий канал фактически стал собственностью Великобритании. Так продолжалось до середины XX в.

В 1952 г. к власти в Египте пришла военная организация «Свободные офицеры», низложившая марионеточную монархию в стране. Ставший президентом Египта лидер этой организации Гамаль Абдель Насер в 1956 г. объявил о национализации Суэцкого канала, за чем последовала война против Египта, в которую помимо Англии вступили также Франция и Израиль. Не без помощи СССР Египет выстоял в этой войне, и с тех пор каналом стали распоряжаться египтяне.

Суэцкий канал стал со временем главным бюджетообразующим проектом Египта — он приносит стране ежегодно около 4,7 млрд. долларов. Канал был усовершенствован, и теперь достигает в длину 193 км, в ширину 350 м, а в глубину 20 м. В день через Суэцкий канал могут проходить до 49 судов. Таким образом, он является кратчайшим водным маршрутом между Средиземным морем и Индийским океаном. Он же является жизненно необходимым источником иностранной валюты для Египта в условиях снижения дохода от туризма и уменьшения инвестиций после революции 2011 года, когда был свергнут президент Хосни Мубарак, и к власти на два года пришли «Братья-мусульмане». Очередной переворот произошел летом 2013 года. Президент-исламист Мухаммед Мурси был свержен военными, с тех пор власть в стране находится в руках экс-министра обороны Абдель Фаттах ас-Сиси, ставшего в 2014 году новым президентом Египта.

После Арабской весны и двух переворотов экономика Египта оказалась в очень тяжелом состоянии. После прихода к власти Абдель Фаттаха ас-Сиси был разработан проект по ее восстановлению. Одной из составляющих этого проекта стало строительство дублера Суэцкого канала, который в перспективе мог бы позволить Египту увеличить доход от водного пути в 2,5 раза. В августе 2014 года было объявлено о решении построить «Новый Суэцкий канал», который должен расширить пропускную способность всего канала. Строительство началось в том же месяце. Целью проекта по расширению Суэцкого канала стало обеспечение двустороннего движения судов по нему. Изначально планировалось, что новый канал будет вырыт за три года, однако по требованию правительства Египта и лично президента страны Абдель Фаттаха ас-Сиси в сентябре прошлого года было объявлено, что новый Суэцкий канал будет готов уже в августе 2015 года.

«Новый Суэцкий канал» был торжественно открыт 6 августа 2015 года. На церемонии открытия присутствовали многие высокопоставленные лица. Так, среди гостей были российский премьер Дмитрий Медведев, французский президент Франсуа Олланд, король Иордании Абдалла II и ряд представителей различных арабских и африканских государств. Египетский лидер Абдель Фаттах ас-Сиси прибыл на церемонию на яхте «аль-Махруса», что в переводе с арабского означает «хранимая».

Египетские власти уделили большое внимание вопросу безопасности во время празднества, поскольку в стране не все спокойно: в египетской столице Каире и на Синайском полуострове периодически происходят теракты, осуществляемые исламистами. В провинциях, имеющих выход к каналу, были приняты повышенные меры безопасности. К охране государственных объектов и самого канала были привлечены порядка 10 тысяч полицейских, а также армейские части. Про армию стоит сказать, что она внесла большой вклад в строительство канала, предоставляя для этой цели инженерные части. Кроме того, в постройке нового канала принимали участие компании из ОАЭ, Нидерландов, Бельгии и США.

Что интересно, финансировали канал сами египтяне. Египетское правительство выпустило облигации под 12 % годовых, благодаря чему удалось собрать более 8 млрд. долларов для строительства канала. Крупные и мелкие инвесторы буквально за неделю раскупили все облигации.

Ожидается, что благодаря возможности двустороннего движения судов по обоим руслам — старому и новому — дублер Суэцкого канала позволит увеличить пропускную способность более чем в два раза (с 47 до 97). Египетские экономисты оптимистично надеются, что к 2023 году доходы от канала вырастут с 5 млрд долларов в год до 13,5 млрд долларов. Новый канал составляет в длину около 72 км и состоит из двух секций: новой (35 км) и расширенной старой (37 км). Новая секция идёт параллельно старому Суэцкому каналу, который открыли в 1869 году. Его ширина не позволяла кораблям двигаться в двух направлениях на протяжении всего пути, поэтому они вынуждены были стоять в очереди, ожидая, когда пройдут другие корабли. В новом канале, тем не менее, двустороннее движение будет задействовано только в новой секции. Однако это сократит время простоя кораблей с 11 до трёх часов. Время самого прохода по каналу, как ожидается, будет сокращено с 18 до 11 часов.

Среди аналитиков существуют разные мнения насчет нового Суэцкого канала. Если в среде египтян превалируют оптимистичные настроения, то среди зарубежных экспертов есть те, кто настроен крайне скептически. Они, в свою очередь, считают, что «Новый Суэцкий канал» не сможет решить экономические и политические проблемы Египта. Во-первых, старый канал недостаточно загружен. Во многом это может быть связано с потерей прежнего интереса Запада к нефти в странах Персидского залива. Во-вторых, объемы мировой торговли недостаточно высоко растут, что, безусловно, не может не отражаться на доходах от канала. По мнению экспертов международной консалтинговой компании Capital Economics, вряд ли вложенные в строительство «Нового Суэцкого канала» инвестиции окупятся. Для того, чтобы ожидания египетских властей оправдались, до 2023 года мировая торговля должна расти высокими темпами, достигающими как минимум 9 % в год. На данный момент она растет максимум на 6 %. С другой стороны, Суэцкий канал берет на себя порядка 10 % мировой морской торговли, что является достаточно высоким показателем.

Как видно, судить о будущих перспективах нового канала пока достаточно рано — оправдаются ожидания египетского правительства или нет, зависит в первую очередь не от египтян, а от непредсказуемых мировых экономических трендов.

Рустам Имаев




Источник: Suez Canal Authority

Схема новой трассы Суэцкого канала

Источник: The Economist

Новое русло - новая надежда: в Египте открывается дублер Суэцкого канала // Россия 24. 06.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=QJwaBjp5X8U
В Египте сегодня, 6 августа, откроется дублер Суэцкого канала, который, по подсчетам властей, уже через 8 лет утроит доходы государства от судоходной артерии. На торжественной церемонии будут присутствовать главы государств и правительств.


Тщательно продуманная символика приоритетов Египта и дружественных ему глобальных банков: Три судна открыли движение по новому руслу Суэцкого канала: американский контейнеровоз (на фото) под сингапурским флагом из Порта Джидда в Порт Саид, датский контейнеровоз из Сингапура в США, бахрейнский контейнеровоз из Саудовской Аравии в Италию.

Церемония открытия нового русла Суэцкого канала (2 ч. 54 мин.) // RT на русском. 06.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=Hf_SGL9gAL8
Прямая трансляция (2 ч. 54 мин.) официальной церемонии открытия нового русла Суэцкого канала с участием президента Франции Франсуа Олланда, его египетского коллеги Абделя Фаттаха ас-Сиси и делегаций из более чем 50 стран.

LIVE: Opening of the Suez Canal’s new waterway (7 hours) // Ruptly TV . 06.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=BuMm0BtUnIQ
Ruptly TV Прямой эфир: 6 авг. 2015 г. (7 часов)
The expansion of the Suez Canal, the 35m parallel channel along with the 37 km widening and deepening of the older one, will be in operation from Thursday, August 6.
The new channel, running parallel to the canal that first opened in 1869, will reduce the waiting period for from 18 to 11 hours and is will allow a maximum of 49 ships to pass through each day, a number that is expected to multiply in the coming decades.
The project was finished in less than one third of the estimated time, taking only one year, and had an estimated cost of almost 8 billion euros.
Schedule of events:
11:15 GMT: Arrival of Egyptian President Abdel Fattah el-Sisi
13:00 - 14:00 GMT: Arrival of guests
14:00 GMT: Ceremony speeches
16:00 GMT: Dinner and speeches
17:30 GMT: Musical and opera ceremony

Ас-Сиси: "Суэцкий канал открывает путь тысячам проектов в Египте" // Euronews. 06.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=8I2Ru5CSfMc
euronews (на русском)
Суэцкий канал празднует свое третье рождение - в четверг было торжественно открыто параллельное русло водной артерии, которое было проложено для разгрузки самых узких частей старого.
В третий раз в истории судоходство по каналу открыла круизная яхта "Аль-Махруса" - как в 1865 году и 1975-м. На борту этой яхты первое путешествие по новой водной артерии, соединяющей воды Средиземного и Красного морей, проплыли президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси и члены правительства.

Большие надежды: новый Суэцкий канал изменит экономику Египта // Россия 24. 06.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=iD8mgfy4ID8
В Египте торжественно открыта навигация по новому руслу Суэцкого канала. Дублер позволит увеличить пропускную способность одной из важнейших водных артерий планеты почти вдвое, и во столько же снизить время, которое требуется судам для прохождения из Красного в Средиземное море.


В Египте состоялся концерт в честь открытия дублера Суэцкого канала // RT на русском. 07.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=5amIZB3TkIA
В Египте торжественно открыли второе русло Суэцкого канала. К этому событию был приурочен гала-концерт звезд египетской эстрады и новая постановка оперы «Аида» Джузеппе Верди под открытым небом. Завершился вечер грандиозным фейерверком.


Новое русло Суэцкого канала поспособствует росту экономики Египта // Телеканал 24KZ. 07.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=ExSILTD8HPo
Новое русло Суэцкого канала дает надежду на большие перспективы развития экономики не только Египта, но и всего мира.

В Египте открыли Суэцкий дублер // Россия 24. 09.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=To-qHodnbtk
Проект, без преувеличения, планетарного масштаба на этой неделе запустил Египет. Там торжественно открыли навигацию по новому руслу Суэцкого канала. Дублер длиной в 72 километра и стоимостью в 8 миллиардов долларов был построен всего за год. Новая ветка позволит увеличить пропускную способность одной из важнейших водных артерий Земли почти вдвое.

Новый Суэцкий канал: воля народа и решение командира // YouTube Хани Абдель-Рахман. 04.06.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=DKu3K_RizpI

Египет: Старый Суэцкий канал открыл новый водный путь - видео микс церемонии Суэц 2015 LIVE // YouTube Герасим Лейбович-Барский мл. 07.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=zx1miQD8glI
В прямом эфире из Египта https://www.youtube.com/watch?v=BuMm0BtUnIQ своё третье рождение праздновал Суэцкий канал, мощнейшая транспортная водная артерия, напрямую связывающая Средиземное море и Красное море, и, далее - Индийский океан.
В четверг было торжественно открыто параллельное русло Суэцкого канала, которое было проложено для разгрузки самых узких частей старого. В третий раз в истории судоходство по каналу открыла круизная яхта "Аль-Махруса" - как в 1865 году и 1975-м. На борту этой яхты первое путешествие по новой водной артерии, соединяющей воды Средиземного и Красного морей, проплыли президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси и члены правительства.
72-километровая водная нитка прорыта всего за год и позволит удвоить пропускную способность канала. Глубина фарватера - 24 метра, что позволит проходить даже супертанкерам. Строительство нового Суэцкого канала стало одним из самых масштабных строительных проектов в мире. Если старый канал строился 10 лет, то его дублер - только 1 год Новая ветка дублирует не весь старый канал, а лишь отдельные узкие его части. Канал жизненно необходим для Египта, который сильно пострадал от экономического кризиса, разразившегося после свержения президента Хосни Мубарака в 2011 году.


Египет празднует прирост судоходности. Новый Суэцкий канал должен вернуть Каиру экономический рост и былое величие. Карта. Как расширяется Суэцкий канал // Коммерсант. 06.08.2015.
http://www.kommersant.ru/doc/2782849

Карта. Как расширяется Суэцкий канал.

Источник. Suez Canal Authority

В Египте сегодня в присутствии мировых лидеров пройдет церемония открытия нового Суэцкого канала, который должен увеличить проходимость одного из главных транспортных путей мира вдвое, а доход государства от него - втрое. Событие уже называют главным достижением президента Абдель-Фаттаха ас-Сиси, стремящегося вернуть стране роль ведущей региональной державы. Однако успех постреволюционного Египта будет зависеть не только от роста мировой торговли, но и от исхода противостояния его властей с террористическими организациями, в том числе с прочно обосновавшимся на Синае - в непосредственной близости от Суэцкого канала - "Исламским государством" (ИГ). За "событием века" в Каире и Исмаилии наблюдала корреспондент "Ъ" МАРИЯ ЕФИМОВА.
Логотип Суэцкого канала и его изображения в эти дни в Египте можно увидеть повсюду: на самолетах, билбордах, шоколаде, почтовых марках. Даже визы в каирском аэропорту сейчас проставляют специальным штемпелем - с подписью, сообщающей, сколько дней осталось до исторического события. 6 августа объявлено общенациональным выходным днем.
Учитывая неспокойную обстановку на Синайском полуострове, где активны исламские радикалы, включая ИГ, охранять церемонию будут 10 тыс. полицейских и военных. В начале июля египетские спецслужбы уже рапортовали о предотвращенном теракте на канале. Согласно их заявлению, акцию при участии сотрудника администрации канала готовили "Братья-мусульмане", объявленные властями врагом номер один после свержения президента-исламиста Мохаммеда Мурси.
В сегодняшней церемонии, как ожидается, примут участие многие мировые лидеры, в том числе премьер России Дмитрий Медведев (он приехал на церемонию вместо приглашенного туда президента Владимира Путина). Для гостей проведут военный парад и исполнят оперу "Аида", которую Джузеппе Верди написал по заказу властей Египта после открытия первого русла Суэцкого канала.
Новый канал, построенный при помощи зарубежных компаний, в том числе из США, Бельгии, Нидерландов и Кувейта, в рекордно быстрые сроки - за год вместо изначально запланированных трех, обошелся египетским властям более чем в $8 млрд, которые были получены всего лишь за восемь дней от иностранных инвесторов, сообщает официальный сайт канала. Новое русло должно удвоить пропускную способность транспортной артерии, составляющую сейчас 49 судов в сутки, и сократить время прохождения с 18 до 11 часов. Углубление старого русла, открытого для судоходства в 1869 году, которое проводилось параллельно со строительством нового, позволит, как сообщается, проходить через канал более крупным танкерам, что раньше было невозможно. Кроме того, теперь движение судов по Суэцкому каналу будет двусторонним.
Египетские власти надеются, что повышение проходимости кратчайшего морского пути из Азии в Европу, через который идет от 7% до 10% мирового объема торговли, позволит к 2023 году повысить доходы страны от канала с $5,3 млрд до $13,2 млрд. Если расчет оправдается, эта статья бюджетных поступлений сравняется с доходами Египта от туризма - основы экономики.
Эксперты не вполне разделяют оптимизм властей, учитывая, что многое будет зависеть от роста мировой торговли, предсказать который сложно (в последние годы ее объемы снижались). "По Суэцкому каналу после углубления русла супертанкеры ходить по-прежнему не смогут, но суда среднего тоннажа уже пойдут. Это облегчит доставку нефти из стран Персидского залива в Европу. С этой точки зрения оптимизм египтян оправдан,- пояснил "Ъ" профессор ИСАА МГУ Владимир Исаев.- Что касается торговли между Азией и Европой в целом, идущей через канал, то здесь трудно делать прогнозы. Мировые судоходные компании будут еще какое-то время присматриваться к ситуации с безопасностью, к условиям логистики".
Хотя экономическая выгода от нового Суэцкого канала пока эфемерна, символические дивиденды от него власти Египта получают уже сейчас. "Перед рядовыми египтянами ас-Сиси пытается играть роль Гамаля Абдель Насера, который национализировал Суэцкий канал в 1956 году, став народным героем",- заявил "Ъ" эксперт по Ближнему Востоку британского аналитического центра Chatham House Надим Шехади. По словам собеседника "Ъ", египетский лидер пытается таким образом возродить "былое величие" страны.
Сегодня Египет вряд ли может претендовать на лидерство в суннитском мире - в этой роли вполне уверенно себя чувствует Саудовская Аравия. Именно благодаря содействию Эр-Рияда египетские власти смогли начать восстанавливать экономику, которой за время нестабильности после свержения Хосни Мубарака был нанесен серьезный ущерб. За два года при поддержке саудовцев Каир получил от Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) около $20 млрд, еще $12 млрд Саудовская Аравия пообещала выделить Египту в виде прямого банковского депозита.
"Новый Суэцкий канал был построен при помощи Национальной морской дноуглубительной компании ОАЭ и созданного ею при участии бельгийских и голландских компаний консорциума. Этот проект стал частью замысла стран ССАГПЗ создать в Египте крупнейшую зону развития с портами, индустриальными парками и логистическими хабами,- пояснил "Ъ" живущий в ОАЭ эксперт в области геополитики Теодор Карасик.- Проект будет способствовать стабильности в регионе. При этом странам ССАГПЗ придется смириться, что после снятия санкций через Суэцкий канал пойдут также и суда шиитского Ирана".
Взамен на щедрую помощь президент Египта обещает полную безопасность не только Суэцкого канала, но и всего морского пути, по которому нефть из залива идет в Европу. Так, в апреле господин ас-Сиси назвал защиту стратегически важного пролива Баб-эль-Мандеб на Красном море приоритетной задачей Египта. Об угрозе судоходству на Красном море заговорили после того, как шиитские повстанцы в Йемене захватили территории в непосредственной близости от ключевых портов пролива. Египет присоединился к арабской коалиции, наносящей удары по отрядам йеменского шиитского движения "Ансар Аллах". Кроме того, египетская армия - сильнейшая в арабском мире - остается главной надеждой аравийских монархий в противостоянии с суннитскими радикалами, в том числе с ИГ, мечтающим свергнуть "прогнившие режимы".

Египет запускает дублер Суэцкого канала. Власти страны надеются с его помощью восстановить экономику // Коммерсант. 02.08.2015.
http://www.kommersant.ru/doc/2781151

Канал египетской важности. В Исмаилии прошла торжественная церемония открытия Суэцкого канала // Коммерсант. 06.08.2015.
http://www.kommersant.ru/doc/2783237

Яхта Mahroussa возглавила церемонию открытия расширенного Суэцкого канала // ЖЖ ЦАСТ (bmpd). 07.08.2015.
http://bmpd.livejournal.com/1420654.html

6 августа 2015 года в Египте состоялась церемония открытия расширенного Суэцкого канала. Второй водный путь канала длиной 72 км был сооружен в рекордно короткий срок - фактически за год, работы обошлись в 8,2 млрд долл.
Первым судном, прошедшим по второму водному пути Суэцкого канала 6 августа 2015 года, стала египетская правительственная яхта Mahroussa - корабль, в ноябре 1869 года первым прошедший построенным Суэцким каналом на церемонии его открытия. Mahroussa является старейшим действующим самоходным судном ВМС в мире, эксплуатируемым с 1865 года. На борту яхты 6 августа 2015 года находился президент Египта Абель Фатах аль-Сиси. Следом за яхтой на церемонии следовал новейший боевой корабль египетского флота - только что пришедший из Франции фрегат FFG 1001 Tahya Misr (в постройке - французский D 651 Normandie) типа FREMM. В воздухе в парадном строю прошли девять самых новых боевых самолетов ВВС Египта - три истребителя Dassault Rafale DM и шесть истребителей Lockheed Martin F-16C/D Block 52+.
Египетская правительственная яхта Mahroussa на церемонии открытия расширенного Суэцкого канала. Исмаилия (Египет), 06.08.2015 (с) David Degner / www.gettyimages.in
Яхта Mahroussa ("Хранимый Божьим благословением") была построена в 1863-1865 годах для правителя Египта Исмаила-паши на британской верфи Samuda Brothers в Лондоне по проекту Оливера Ланга по образцу спроектированной последним британской королевской яхты Victoria and Albert II, и первоначально являлась колесным судном. В августе 1865 года яхта была в Лондоне передана египетскому экипажу.
17 ноября 1869 года яхта Mahroussa стала первым судном, прошедшим завершенным строительством Суэцким каналом на церемонии его открытия. На борту яхты в этом историческом плавании находились провозглашенный в 1867 году хедивом Египта и Судана Исмаил-паша, французская императрица Евгения, император Австрии и Венгрии Франц-Иосиф II, а также ряд других европейских коронованных особ и принцев.
По иронии судьбы, яхта Mahroussa трижды использовалась для удаления за границу свергнутых правителей Египта - в 1879 году самого Исмаила-паши, в 1914 году - хедива Аббаса II Хильми, и в 1952 году - короля Фарука I и его сына Ахмеда Фуада II (в пользу которого первоначально отрекся Фарук). После египетской революции 1952 года яхта была переименована в El Horreya ("Свобода") и стала использоваться уже в качестве президентской яхты, базируясь на Александрию, а в сентябре 2000 года по указанию президента Хосни Мубарака судну было возвращено прежнее название Mahroussa.
В июне 1975 года El Horreya с президентом Анваром Садатом на борту стала первым судном, прошедшим по Суэцкому каналу на церемонии возобновления работы канала после периода закрытия с 1967 года по причине арабо-израильского конфликта и израильской оккупации восточного берега канала. В 1976 году яхта приняла участие в торжествах по случаю 200-летия провозглашения независимости США, впервые за свою историю перейдя через Атлантический океан и пройдя суммарно в этом плавании 12700 миль. В период президентства Мубарака яхта использовалась главным образом в качестве учебного корабля военно-морской академии, хотя сам Мубарак выходил на ней море в среднем три раза в год.
За период своей эксплуатации яхта неоднократно перестраивалась и реконструировалась. В 1872 году на заводе-строителе в Лондоне яхта была удлинена на 40 футов (10,2 м). В 1894 годах на яхте была произведена замена котлов. В 1905-1906 годах яхта прошла капитальный ремонт и обширную модернизацию на шотландской верфи Pointhouse Shipyard компании A & J Inglis в Глазго, где была в том числе переделана в винтовую, с заменой паровых машин паровыми турбинами, работающими на три вала, и с установкой новых котлов. Длина судна была увеличена еще на 16,5 футов (5 м). В 1919 году в ходе очередной модернизации в Великобритании длина судна была увеличена еще на 27 футов (8,2 м), а котлы были переведены с угольного отпления на жидкое топливо. Последний значительный ремонт яхты (с обновлением надстроек и внутренних помещений) производился в 1949 году в Специи в Италии, в 1950-е годы в Александрии на яхте была произведена очередная замена паровых котлов. Последний ремонт судна в Египте на военно-морской верфи в Александрии имел место в 1987 году.
Сейчас имеет полное водоизмещение 3762 т, тоннаж 4561 брт, длину 145,72 м, ширину 13 м, осадку 5,3 м. В качестве главной энергетической установки сохраняются три паровые турбины Парсонса, изготовленные компанией Warroch Street Engine Works в Глазго в 1905 году, общей мощностью 6500 л.с. Скорость полного хода сейчас не превышает 12-13 узлов.
Президент Египта Абель Фатах аль-Сиси на борту яхты Mahroussa на церемонии открытия расширенного Суэцкого канала. 06.08.2015 (с) пресс-служба президента Египта / Reuters
Схема новой трассы Суэцкого канала (красный цвет) (с) The Economist


$8,2 млрд в воду: зачем Каиру новый Суэцкий канал // РБК. 07.08.2015.
http://top.rbc.ru/politics/07/08/2015/55c3c59c9a794740812e0728
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1438956000
Александр Ратников
В четверг президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси торжественно открыл новую ветку Суэцкого канала стоимостью $8,2 млрд. Масштабная стройка улучшит репутацию правительства Египта внутри и за пределами страны
Президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси во время открытия новой ветки Суэцкого канала Фото: AP
В четверг, 6 августа, президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси в Исмаилии открыл новую ветку Суэцкого канала. В торжественной церемонии приняли участие более десятка глав государств и правительств, в том числе премьер-министр России Дмитрий Медведев и президент Франции Франсуа Олланд.
За места в шатре для VIP-гостей велась борьба: из соображений безопасности египетская сторона выделила делегациям по два места, рассказал РБК источник во французской делегации. Это не устроило французов, которые были почетными гостями. В результате переговоров Олланду было разрешено привести с собой больше людей. Российская делегация, по данным нескольких СМИ, тоже рассчитывала, что ей удастся вместить в почетную ложу больше десяти человек, но повторить успех французов в вопросе численности ей не удалось.
Для охраны мероприятия были задействованы свыше 10 тыс. полицейских и военных в шести провинциях страны, в том числе в Суэце, Каире, Исмаилии, Порт-Саиде.
Стоимость пышной церемонии, по данным организатора - пиар-компании WPP, составила по меньшей мере $30 млн. Эти расходы не уберегли организаторов от накладок и задержек. Несколько десятков журналистов, в том чиcле из Fortune, Синьхуа, Le Point, несмотря на аккредитацию, так и не смогли попасть на мероприятие.
Успешная модернизация важнейшей в мире судоходной артерии призвана укрепить репутацию нынешнего правительства Египта, которое находится под влиянием военных, как внутри, так и за пределами страны. Администрация Суэцкого канала (Suez Canal Authority; госкомпания, владеющая и управляющая каналом) рассчитывает увеличить прибыль за счет роста числа судов, проходящих по каналу. Но критики предупреждают, что дорогостоящий проект (на его реализацию было собрано около $8,2 млрд) не окупится, а рядовые египтяне предпочли бы вложения в другие инфраструктурные проекты. Была ли реальная необходимость в расширении канала?

Новый путь

Новым Суэцким каналом называют его заново отстроенную 35-километровую ветку, расположенную между 60-м и 95-м км канала. Общая длина канала составляет 193 км. Были также расширены и углублены два участка на протяжении 37 км, у входа в Большое Горькое озеро и поблизости от перехода в Балле. В общей сложности работы проводились на участках совокупной протяженностью 72 км.
Вид на новую ветку Суэцкого канала Фото: AP
После окончания работ двустороннее движение судов станет возможно на 115,5 км, то есть на 60% протяженности канала. Но в самом порядке использования артерии мало что изменится: движение по-прежнему будет строго регулироваться, а суда - проходить согласованными группами. Кроме того, супертанкеры в груженом состоянии по-прежнему не могут использовать Суэцкий канал из-за его относительной мелководности. Глубина канала составляет 24 м, из-за чего этому классу судов приходится проходить через Суэц полупустыми. Для этого супертанкеры на время выгружают нефть в нефтепровод SUMED и забирают ее на выходе из канала.
Зато модернизация должна снизить время ожидания на проход судов из Средиземного в Красное море с 18 до 11 часов. Администрация Суэцкого канала также рассчитывает, что улучшения позволят увеличить количество ежесуточно проходящих по нему судов с 49 до 97, но только к 2023 году. Тогда же выручка от обновленного сооружения должна возрасти с $5,3 млрд до $13,2 млрд.

Триумф президента

Главным героем вчерашней церемонии стал президент Египта ас-Сиси. Именно он в 2014 году настоял на том, чтобы модернизация канала была осуществлена за 12 месяцев, а не за 36, как планировалась изначально. За год правительству и лично президенту удалось избежать скандалов, связанных с крупной стройкой. Лишь в сентябре прошлого года The Guardian написала о нескольких тысячах жителей, чьи дома были снесены ради строительства. Компенсаций они не получили, утверждало издание.
По словам эксперта Ближневосточного центра Карнеги Амра Адли, правительство Египта воспользуется успешным завершением строительства в сжатые сроки для улучшения собственного имиджа внутри и за пределами страны. «Обновленный Суэцкий канал поможет ас-Сиси и его правительству заручиться доверием. Они показали, что могут выполнять свои обещания точно в срок», - сказал РБК эксперт.
В публичных выступлениях египетские чиновники постоянно подчеркивают, что обновление канала стало возможным только благодаря простым египтянам. Ас-Сиси использует проект для мягкой пропаганды национальной гордости. Реклама превратила популярный в Египте Суэцкий канал в национальное достояние. День открытия был объявлен в Египте выходным.

На деньги простых египтян

После объявления о начале модернизации Суэцкого канала финансирование на нее было получено за восемь рабочих дней. Египетские банки выпустили инвестиционные сертификаты, по сути облигации, на пять лет со ставкой купона в 12% (выплата процентов осуществляется ежеквартально). Гарантом по ним выступило правительство, которое рассчитывает расплатиться с инвесторами за счет будущих прибылей канала. Подавляющим большинством покупателей сертификатов стали рядовые египтяне.
Фото: REUTERS 2015
Использованная правительством схема несовершенна, считает эксперт Ближневосточного центра Карнеги Амр Адли. Рост прибыльности канала рассчитан к 2023 году, а срок годности сертификатов - четыре года. Кроме того, в бюджете администрации Суэцкого канала пока не появились статьи о выплатах по сертификатам.
Окупаемость канала зависит от роста мировой торговли. В начале августа консалтинговая компания Capital Economics опубликовала исследование, в котором усомнилась в реалистичности роста морских перевозок через канал. По подсчетам экспертов, мировая торговля должна расти на 9% в год, чтобы прогноз администрации Суэцкого канала по выручке стал реальностью. «Мягко говоря, это слишком оптимистично», - отмечается в исследовании. Скептики также указывают, что, хотя транспортным компаниям выгодно сокращение каждого часа в пути, разрекламированная модернизация Суэцкого канала на деле не способна фундаментально изменить маршрут торговых путей или увеличить загрузку канала.
В этих условиях Суэцкий канал может рассчитывать лишь на увеличение тоннажа проходящих по нему кораблей. По данным Dcode Economic and Financial Consultancy, которая исследовала экономику канала, с 2009 по 2014 год количество проходящих по нему судов снизилось на 0,4%. Однако за тот же период средний тоннаж вырос на 31%.

Безопасность канала

Но церемонию открытия канала сомнения экспертов не омрачили. Она включала в себя даже демонстрационный полет американских F16 и французских Rafale, состоящих на вооружении египетских ВВС. Участие недавно полученных от США и Франции истребителей было не просто красивым жестом. Основная проблема Египта - рост экстремизма на Синайском полуострове. К недавним терактам причастны исламисты, которые поддерживают связь с группировкой «Исламское государство». В своем выступлении ас-Сиси заявил, что в последнее время властям страны приходилось заниматься не только строительством канала, но и противостоянием с «самой опасной террористической идеологией».
Вопросы безопасности Суэцкого канала были одними из основных, которые интересовали журналистов. Пока у Каира получается ее поддерживать. Свержение во время «арабской весны» 2011 года бывшего тогда президентом Египта Хосни Мубарака, избрание ему на смену исламиста Мохаммеда Мурси и его дальнейшее отстранение от власти генералом ас-Сиси почти не отразились на безопасности сооружения.
Но в будущем из-за роста экстремизма на Синайском полуострове безопасность канала не гарантирована, считает Амр Адли. В июле боевики, поддерживающие ИГ, заявили об уничтожении египетского военного корабля в Средиземном море, и ситуация на полуострове близка к полноценному конфликту.

История вопроса

Суэцкий канал был построен в 1869 году. Он позволил сократить морской путь из Европы в Индию на 7 тыс. км. Канал неоднократно модернизировался. Дополнительные ветки-дублеры на отдельных участках сооружали в 1955-м и 1980-х годах.
По оценке администрации Суэцкого канала, через него проходит до 8% мировой морской торговли. В 2014 году основными пользователями среди европейских государств стали суда Испании, Нидерландов, Италии и Великобритании. Саудовская Аравия, Сингапур и Малайзия стали главными пользователями к югу.
По статистике, в 2014 году чаще других через Суэцкий канал проходили контейнеровозы - свыше 35% от общего количества судов. На втором месте - нефтяные и СПГ-танкеры (27,2% трафика).

Кто строил

Строительством новой ветки канала и углублением части его прежнего русла занимались шесть международных компаний - National Marine Dredging Company из ОАЭ, голландские Royal Boskalis Westminster и Van Oord, американская Great Lakes Dredge and Dock Company и бельгийские Jan de Nul Group и DEME Group. Директор по проектам DEME Group в Средиземноморье, Центральной и Южной Америке Пьер Катто рассказал РБК, что самым сложным для его компании было уложиться в очень сжатые сроки. DEME Group использовала на работах свой флагман - «Д’Артаньян», который в другое время занят на проекте по строительству нового порта на Ямале для приема СПГ-танкеров ледового класса.

Новый проект

В то время как основное внимание приковано к Суэцкому каналу, куда меньше говорится о сопутствующем проекте по созданию особой экономической зоны поблизости. В марте правительство Египта заявило, что она должна составить до трети ВВП ($78 млрд при оценке ВВП в $232,86 млрд, по данным Reuters за 2014 год). Пока Каир лишь ведет подготовку к ее запуску. Частью этого проекта может стать российская промышленная зона. Переговоры об этом идут с лета прошлого года, но конкретных договоренностей нет. Накануне визита в Египет премьер-министр Медведев в интервью изданию Al-Ahram подтвердил заинтересованность России в Суэцкой экономической зоне и сообщил о продолжении консультаций.

Суэцкий канал: Порт-Саид, Измаилия и израильские танки (Египет). Фоторепортаж // ЖЖ Александр Лапшин (puerrtto). 11.02.2009.

Дмитрий Медведев прибыл в Каир на церемонию открытия русла Суэцкого канала // Коммерсант. 06.08.2015.
http://www.kommersant.ru/doc/2783138
Премьер-министр России Дмитрий Медведев прибыл в столицу Египта, чтобы принять участие в церемонии открытия нового русла Суэцкого канала, сообщает «РИА Новости». В ходе визита господин Медведев планирует провести ряд встреч, направленных на укрепление отношений с Каиром.
Напомним, в Египте сегодня в присутствии мировых лидеров пройдет церемония открытия нового Суэцкого канала, который должен увеличить проходимость одного из главных транспортных путей мира вдвое, а доход государства от него - втрое. Событие уже называют главным достижением президента Абдель-Фаттаха ас-Сиси, стремящегося вернуть стране роль ведущей региональной державы.




ФОТО: два русла Суэцкого канала, 06.08.2015, Reuters.

Медведев приехал на открытие дублера Суэцкого канала // Россия 24. 06.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=DEdqVDbDRSo
В Египет с рабочим визитом прибыл премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Он примет участие в официальной церемонии ввода в эксплуатацию нового русла Суэцкого канала.

Медведев открыл второй Суэцкий канал и позвал россиян в Египет // Телеканал Звезда. 06.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=4zh2sO35QC8
В самой североафриканской стране это событие встречают, как национальный праздник. На улицы городов вышли тысячи людей, чтобы принять участие в народных гуляниях. В торжествах также принимают участие делегации из 50-ти стран, в том числе и российская, во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым.Также Дмитрий Медведев принял участие в торжественной церемонии открытия второго русла Суэцкого канала. «Россияне испытывают искреннее уважение к египетскому народу, с удовольствием ездят в вашу страну, интересуются ее культурой, историей. Я вообще считаю, что каждый человек обязан хотя бы раз побывать в Египте – колыбели цивилизации, увидеть своими глазами его древние памятники», - заявил премьер.Медведев открыл второй Суэцкий канал и предложил россиянам отправиться в Египет. Об этом глава российского правительства заявил в интервью египетской газете «Аль-Ахрам», перевод которого приводится на сайте правительства РФ.

Россия создаст около нового Суэцкого канала Египта промзону // Polit Russia. 07.08.2015.

https://www.youtube.com/watch?v=K_wmiwJgR-s
Видео: Ruptly
Делегация России присутствовала в грандиозных торжествах в Египте на открытии второго рукава Суэцкого канала. Праздник возглавлял президент Египта Абдель Фаттах аль-Сиси. Премьер Дмитрий Медведев отметил, что в Москве готовы создать рядом с объектом промышленную зону из российских предприятий и заключить крупные контракты. А в Твиттере премьер написал: Новый Суэцкий канал – важнейшая веха в истории мирового судоходства. Поздравляю Египет с окончанием строительства!
Новый Суэц" проходит параллельно старому пути, проложенному 145 лет назад и являющемуся кратчайшим водным маршрутом между Индийским океаном и Средиземным морем.
Доходы Египта от транспортировки грузов по одной из важнейших артерий планеты, принимающей сейчас 10% всех морских перевозок, увеличатся втрое. Масштабы стройки сравнивают с египетскими пирамидами.
Проект стоит $ 8,2 млрд, включает в себя 72 км новой морской трассы, которая сможет принимать 97 кораблей в день к 2023 году, сейчас их количество в два раза меньше. Время для прохождения судов уменьшится с 18 до 11 часов.


ФОТО: Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАКР) "Пётр Великий" проходит Суэцкий канал.

"Каналом процветания" уже окрестил новый Суэцкий канал президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси. Планируется, что пропускная способность канала удвоится с 49 до 97 кораблей в день, а доходы от транзита к 2023 году вырастут в 2,5 раза. Сейчас эта сумма составляет 4,4 миллиарда евро в год. Суэцкий канал - второй после туризма источник доходов для Египта. Однако эксперты полагают, что объем доходов будет зависеть не столько от пропускной способности канала, сколько от развития мировой торговли.

Старый канал длиной 193 километра строился 10 лет и был сдан в эксплуатацию в 1869 году. Путь из Красного в Средиземное море сократился на 9800 километров. Новый канал по плану должен был строиться три года, однако президент Фаттах ас-Сиси сократил срок приоритетного проекта до двенадцати месяцев.

И вот 6 августа новый канал был торжественно открыт. Возглавлял парад судов сам президент на старинной королевской яхте. В воздухе барражировали только что закупленные Египтом французские истребители "Рафаль" и американские F-16. По информации египетских СМИ, президента и высокопоставленных гостей со всего света охраняли около 10000 полицейских и солдат в шести провинциях. Столица Египта Каир и другие города пестрят национальными флагами и плакатами.

Канал с двусторонним движением

Что изменилось? Старое русло было во многих местах расширено и углублено, чтобы пропускать суда большего тоннажа. Но самое главное - построена вторая ветка длиной 72 километра. До сих пор суда в канале могли разминуться всего в нескольких местах. Из-за этого они зачастую простаивали. Вторая ветка сократит время простоев с 18 до 11 часов.

Обошлись все работы, по официальным данным, в 7,9 миллиарда евро. Глава государства решил, что столь престижный проект должен осуществляться на египетские деньги. Правительство выпустило облигации государственного займа под 12 процентов годовых. Они тут же были раскуплены. При строительстве не обошлось без участия американских, немецких и других западных фирм. Однако основные работы выполнила египетская армия. Правительство намерено создать на берегах канала промышленно-торговую зону, построить ряд портов и центров технического обслуживания судов. Власти Египта обещают, что благодаря новому каналу в ближайшие пятнадцать лет будет создано до миллиона рабочих мест.

Экологи бьют тревогу

Эйфории политиков отнюдь не разделяют экологи. В частности, сотрудница израильского института океанографии Белла Галил опасается, что канал нанесет непоправимый ущерб всей экосистеме Средиземного моря. Уже и через старый Суэцкий канал в Средиземное море попали почти 450 видов морских животных. Многие агрессивные виды быстро размножаются, потому что в новой экосистеме у них нет природных врагов.

Контекст

В качестве примера Белла Галил приводит медузу корнерот. В Средиземном море этот вид появился только в 70-е годы прошлого века. Медуза ядовита, в результате контакта с нею может потребоваться госпитализация. Сейчас она плотными коврами встречается не только у побережья Израиля, но и во всем Средиземном море. Специальные шлюзы в Суэцком канале могли бы в свое время предотвратить ее распространение. Другие экологи, правда, указывают, что чужеродные виды попадают в новые экосистемы не только через каналы, но и другими путями, например, с балластными водами кораблей.