Стеганография & путешествия. Большое путешествие по египту Когда и зачем строился храм Мединет-Абу


Мединет-Абу - огромный комплекс на западном берегу Нила в Луксоре, построенный Рамсесом III - последним из великих государей Нового царства, когда Древний Египет в последний раз на протяжении своей трехтысячелетней истории вступил в полосу расцвета царской власти.








Рамсес III вступил на престол после короткого двухлетнего правления своего отца. Сравнивая себя с Монту, богом войны, Рамсес был успешным полководцем, неоднократно спасавшим страну от вторжения ливийцев и народов моря. После победы над народами моря и палестинскими племенами, Рамсес получил богатую дань от завоеванных народов и начал строительство укрепленных дворцов и храмов, лучшим примером из которых является погребальный храм Мединет-Абу - самый крупный после храма Амона в Карнаке, площадью почти семь тысяч квадратных метров (210 м. на 300 м.)
Что посмотреть

Мединет-Абу украшен барельефами, изображающими великие победы Рамсеса. Широкие стены храма песочного цвета с массивными укреплениями достаточно хорошо сохранились. Окруженный двумя рядами зубчатых стен из кирпича-сырца, весь комплекс напоминает крепость. Вход в храм проходит через оригинальные укрепленные ворота, известные как Мигдолом (архитектурная особенность азиатской крепости того времени). По бокам возвышались две башни, сложенные из кирпича и облицованные камнем. Фасад храма украшают колонны с огромными статуями Рамсеса в облике Осириса.

Помимо главного храма, комплекс Мединет-Абу включал также царский дворец, склады, административные здания, постройки для жрецов, искусственное озеро с каналом, по которому фараоны могли подплывать к своему жилищу.

За 31 год правления Рамсес III построил также и многие другие храмы и святилища, но самым грандиозным его сооружением, сохранившимся до нашего времени, остается погребальный храм Мединет-Абу. Гробница Рамсеса III находится в Долине царей, а его мумия в настоящее время хранится в Каирском музее. На восточном берегу Нила находятся знаменитые Карнакский и Луксорский храмы.

Храм Мединет-Абу, расположенный в знаменитом «Городе мертвых» Луксора, считается одним из самых больших строений времен древнего Египта, сохранившихся до наших дней. На территории храма турист сможет воочию увидеть всю историю великой цивилизации и, в частности, отрезок правления великого фараона Рамзеса III, изображенный с помощью разноцветных фресок. Данный храм Луксора располагается вдали от основных туристических маршрутов, но масштаб строения, а также красота здешних мест заслуживают внимания, в чем уже убедились тысячи туристов со всего мира.

Когда и зачем строился храм Мединет-Абу?

Храм Мединет-Абу в Луксоре исполнял роль места жительства и погребения сразу нескольких поколений фараонов. Он был воздвигнут во времена правления Рамзеса, а после смерти правителя стал его отправной точкой в загробный мир. Стоит отметить, что храм обладал весьма необычной архитектурой для того времени. Его стены украшены огромным количеством разноцветных фресок, а у входа расположенные огромны ворота длиной в 70 метров, заменяющие привычные скульптуры и колоны, свойственные древнеегипетским храмам. На фресках храма Мединет-Абу изображается история побед великого фараона. Здесь можно найти кадры знаменитых сражений, процессий, которые устраивались в честь побед и других, привычных для древнего Египта, событий. Храм является символом города Луксор и всегда представляет особый интерес для туристов.

Конструкция храма Мединет-Абу

Как и в любом другом храме Луксора, на территории данного комплекса можно найти помещения для жриц Амона-Ра, алтарь для принесения жертв, а также помещение, в котором фараон должен был найти свое последнее пристанище. Для того чтобы попасть в храм, следует пройти величественные ворота, сделанные в виде отдельного строения. Вся территория храма Мединет-Абу отделена от остального мира мощными крепостными стенами.
Помимо основного строения, на территории комплекса расположены святилища, хозяйственные постройки, склады и даже отдельный дворец. Состояние большинства второстепенных построек оставляет желать лучшего, так как в отличие от здания храма с ними не проводились работы по реконструкции. Весь комплекс поделен на три двора. В каждом из них находится несколько построек, перечисленных выше. При этом изображения можно встретить как внутри храма Мединет-Абу в Луксоре, так и на его внешних стенах.

Как посетить данный храм

Если целью поездки в Египет является посещение достопримечательностей, представляющих культурную и историческую ценность, то храмы Луксора, безусловно, будут обязательным пунктом в маршруте. К городу Луксор ведут сразу несколько транспортных путей, по которым постоянно организуются туристические экскурсии. Для того чтобы добраться в «Город мертвых» и посетить храм Мединет-Абу, можно воспользоваться частными автомобилями или туристическими автобусами. Храм доступен к посещению круглый год. Стоит отметить, что на территории Луксора постоянно ведутся реставрационные работы, поэтому нужно заранее поинтересоваться, находится ли данный храм на реставрации.


Страницы: 1

Удивительно, что этот один из наиболее хорошо сохранившихся храмов не сильно облюбован туристом, по крайней мере мы там были совершенно одни, не считая пары арабов, желавших оказать нам услуги экскурса в историю древнего Египта.

Сирийские ворота, нетипичные для древнеегипетских храмов.

Сирийские ворота в Мединет-Абу, Египет // iii0iii.livejournal.com


Спрашивается, зачем строить кусок военной заставы прямо возле культового сооружения? По одной из версий Рамзесу, побывавшему с походами на Ближнем Востоке, понравился стиль, поэтому его и скопировали при возведении его поминального храма. Такая себе древнеегипетская история с кукурузой. По другой версии в этот момент в Египте было не совсем спокойно, и такие ворота построили на случай бунта.

// iii0iii.livejournal.com


// iii0iii.livejournal.com


Тут видны остатки укрепительных стен вокруг храма.

// iii0iii.livejournal.com


Все поминальные храмы в ту пору строились по принципу доски почета. "И долго буду тем любезен я народу, что..." и дальше на стенах храма шло долгое и нудное перечисление всех заслуг и подвигов фараона. Фараон этим сооружением должен был показать, что провел свою жизнь не в неге и объятиях наложниц, но пахал как раб на галерах на благо страны. Так как заслуги не просто записывали, но и пытались их изобразить, то храм в итоге перерождался в такой себе байопик о хорошем человеке. В этом смысле Рамзесу III было что писать на стенах храма, белыми они не остались. Он сражался с ливийцами, проводил военные кампании в Нубии, отбивал вторжение народов моря.

Не очень хорошо видно, одна из канонических сцен, фараон побивает врагов Египта пред очи бога Амона Ра. Бог - с двумя перьями в голове, фараон - слева, враги - они там пучком, фараон держит их за волосы и осуществляет ритуальный поколот.

// iii0iii.livejournal.com


Другой бог, Ра Хорахти, представляет фараона Амону Ра. Внимательно смотрим на самый низ фотографии.

Поминальный храм Рамзеса III в Мединет-Абу, Египет // iii0iii.livejournal.com


Тут видно чуть лучше.

// iii0iii.livejournal.com


Еще одна важная техническая деталь, специфическая для этого храма. Рамзес II, правивший, как видно из номера, до Рамзеса III, за 67 лет своего бесконечного правления ввел в моду так называемое культовое рейдерство. Если ему нравилась статуя кого-то из фараонов-предшественников - он просто перебивал картуши на памятнике. То есть сбивал имя фараона-предшественника и приказывал высечь свое имя. Идея этого акта была проста: считалось, что после смерти бессмертная душа человека, его ба, нуждается в каком-то вместилище, иначе бессмертное существование невозможно. Лопнувшему шарику нужен горшочек. Поэтому после смерти так было важно сохранить тело, поэтому саркофаги делали с портретными чертами лица (чтобы душа могла узнать своего бывшего владельца и не случилась история из старого анекдота "Прости, Мойша, не узнал"). Точно так же, как в тело, душа могла вселяться в изваяние человека. Поэтому чем больше изваяний фараона имеет место быть - тем более безопасно его посмертное существование. Перебивая имена на скульптурах Рамзес просто страховался.

Рамзес III явно знал о таких поступках предшественника, поэтому картуши с именем фараона в Мединет-Абу вырезались так, что если попытаться их сбить или перебить (как номера перебивают на машинах) - стены, наверное, просто рухнут. В некоторых местах иероглифы вырезаны так глубоко, что раньше в них селились птицы. Сейчас с этим активно борются, помет - не лучший консервант для памятников.

Продолжаем движение.

// iii0iii.livejournal.com


Фараон и пленные враги.

// iii0iii.livejournal.com


Обращаем внимание, что египтяне не просто рисовали "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек". В рисунках они умудрялись передавать черты лица, особенности одежды, причесок других народов. Вчера прочел интересную фразу о том, что импрессионизм - это взгляд на божий мир загноившимися глазами, так вот у египтян это был жесткий реализм в силу их возможностей. Отличать одну национальность от другой я никогда не умел, но если не ошибаюсь, посредине - это ассириец.

// iii0iii.livejournal.com


Сехмет, богиня войны.

// iii0iii.livejournal.com


// iii0iii.livejournal.com


Внутренний двор за первым пилоном. Смотрим в одну сторону.

// iii0iii.livejournal.com


Поворачиваемся на 180 градусов.

// iii0iii.livejournal.com


Дырка в стене - это еще одно изящное схемное решение того времени, своего рода VIP-ложа. Как я уже писал в прошлом посту, к заупокойному храму вплотную примыкал дворец фараона, где он останавливался во время проводимых фестивалей молодежи и студентов (руины дворца хорошо видны на фото с воздушного шара). Когда во дворе храма устраивалось какое-нибудь важное религиозное действо - фараон мог наблюдать за ним, не покидая дворец, прямо из окна.

// iii0iii.livejournal.com


// iii0iii.livejournal.com


// iii0iii.livejournal.com


На стенах, как обычно, походы Рамзеса III. Тут фараон повергает в хаос врагов страны (в данном случае, ливийцев).

// iii0iii.livejournal.com


Тут - подводит итоги битвы.

// iii0iii.livejournal.com


Интересный момент. Фараону докладывают о количестве убитых врагов.

// iii0iii.livejournal.com


Как считать количество уничтоженных, не попрешь же с собой с поля боя тело убитого. Нательных номеров у них тоже не было. Индейцы Америки в таких случаях снимали скальпы, египтяне - отрезали кисть убитого врага. В верхнем регистре видно, что один из слуг царя указывает на гору отрубленных рук. Но с таким же успехом можно после битвы нарезать рук и убитых сотоварищей, для лучшей статистики. Чтобы этого не произошло, как мы видим на картинке, в нижнем регистре слуга указывает еще на одну кучу - отрезанных пенисов. Дело в том, что ливийцы, в отличие от египтян, были не обрезаны.

// iii0iii.livejournal.com


Пленный ливиец (зато при руках и всем остальном).

// iii0iii.livejournal.com


У нас есть спец. люди для масштаба.

Долгое время в эпоху фараонов это место считалось необитаемым. Его использовали только как каменоломню. Отсюда обработанные строительные блоки отправлялись в Фивы на возведение различных архитектурных ансамблей. И так продолжалось, пока фараон Рамзес III не распорядился очистить площадку и начать возведение поминального комплекса.

Кстати, сам Рамзес III является достаточно известной исторической личностью. Он с самого детства сравнивал себя с богом войны Монту. И в подтверждение этого одержал немало славных побед за время своего правления. В частности, он победил палестинские племена, успешно отразил нападения ливийцев и неких «народов моря». Национальность последних, кстати, до сих пор не установлена. Но сам факт такой победы отражен как раз на барельефах Мединет Абу. И это одно из немногих исторических свидетельств тех событий.

Да и сам Мединет Абу был построен на богатую дань, которой Рамзес III наложил на повергнутые народы. Причем фараон не скупился в масштабах. Он мечтал превзойти храмовый комплекс, построенный его великим предком Рамзесом II. И в результате Мединет Абу стал самым большим после храма Амона в Карнаке . Его площадь составила почти 7 тысяч квадратных метров.

Что посмотреть в Мединет Абу

Храм Мединет Абу очень напоминает неприступную крепость. Широкие стены, башни, окна, больше похожие на бойницы. И все это песочного цвета. Воинственная натура Рамзеса III полностью отразилась в этом здании. К тому же, историки не исключают, что храмовый комплекс мог делаться таким образом, чтобы при необходимости стать защитным сооружением.

Вход в Мединет Абу проходит через огромные ворота, которые тоже больше похожи на деталь военной крепости, нежели храма. По бокам от главного входа построены две высокие башни. И тут же поставлены две гигантские статуи фараона Рамзеса III в облике бога Осириса.

Помимо главного храма в комплексе помещались царский дворец, несколько административных зданий, жилища жрецов, склады. Было даже разбито небольшое искусственное озеро, от которого отходили многочисленные каналы. По ним фараон мог легко перемещаться между зданиями. К сожалению, далеко не все из этого смогло сохраниться до наших дней. Многие постройки разрушены до основания, от других остались лишь части.

Но посмотреть все равно есть на что. Например, рядом со входом сохранился небольшой храм, в котором сохранились погребальные камеры. Тут же можно заглянуть в небольшую часовню Тутмоса, которую еще называют «часовней жизни». Интересно, что это строение возводили сразу несколько фараонов, поэтому внутренние помещения по стилю очень отличаются.

Ну, и конечно, туристы просто обязаны побывать в храме Рамзеса III. Он сделан двухэтажным. Причем сохранилась лестница, по которой можно подняться наверх. Внутри храма в достаточно приличном состоянии сохранилось несколько статуй фараона.

Особенности экскурсии

Посещение Мединет Абу не всегда входит в перечень мест, которые показывают туристам на экскурсии в Луксор. Дело в том, что храм расположен километрах в 10 от самого города, то есть до него надо еще ехать в автобусе. Поэтому у гида изначально надо уточнить, будете ли вы заезжать туда.

Но в любом случае маленький совет – в Луксоре всегда очень жарко. А летом особенно. И если вы не хотите обгореть, заранее позаботьтесь о специальных кремах, головном уборе, и возьмите с собой побольше воды.

Обладавшим сильной абсолютной властью. Более всего этот крупный памятник древнеегипетского зодчества напоминает мощную оборонительную цитадель, которой он, по сути, и был, стоя на защите дворца, поминального храма фараона и других строений комплекса.

Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО Мединет-Абу - самый крупный древнеегипетский храмово-дворцовый комплекс после храма Амона в Карнаке.

МИРНАЯ ГРОЗНАЯ ЦИТАДЕЛЬ

Первое впечатление, которое производит сам вид поминального храмового и дворцового комплекса фараона Рамсеса III при приближении к нему, - это не что иное, как военная крепость: мощные зубчатые стены, массивные пилоны и башни.

Впечатление не обманывает, хотя большого военного лагеря за этими стенами не стояло, а главная задача строителей крепости заключалась в том, чтобы сделать ее неприступной для непокорных Фивам агрессивных племен, а таковых во времена XX династии (XII-XI вв. до н. э.) Нового царства было немало. Главную военную угрозу для Египта в это время представляли ливийцы, нубийцы и так называемые народы моря - доиндоевропейские племена запада и юго-запада полуострова Малая Азия, а также их греческие союзники (ахейцы или данайцы). Вокруг строений Мединет-Абу была возведена сначала одна стена из сырцового кирпича, а к концу царствования Рамсеса III (правил приблизительно в 1185-1153 гг. до н. э.) еще одна, на расстоянии 12 м от первой. Комплекс включал кроме дворца (было три последовательно строившихся на одном и том же месте дворца) склады, амбары, мастерские административные здания, дома жрецов, искусственный бассейн, в который входил канал, предназначенный для того, чтобы фараон мог подплывать на лодке к дворцу, не ступая на землю. За строительным материалом далеко ходить не пришлось: с еще более древних времен на месте Мединет-Абу была каменоломня, где вырубали прямоугольные блоки известняка.

Мединет-Абу - название арабское, означающее «город Абу». Египтяне именовали это место Джемет (в арабском произношении - Джеми), что означает «прародители» или «происхождение». Согласно некоторым, самым древним египетским текстам, здесь были захоронены первые четыре пары богов, участвовавшие в сотворении мира из хаоса. Здесь же, по мифам, родился и космический бог Амон. Небольшой храм, посвященный Амону, был сооружен при царях XVIII династии Хатшепсут и Тутмосе III, и этот храм тоже вошел в Мединет-Абу после сооружения второй стены, так же как и дома жрецов, до этого располагавшиеся за крепостными стенами. Храм Амона перестраивали и Рамсес III, и правители последнего переходного периода Древнего Египта , и греки, и римляне. Свой поминальный храм Рамсес III поставил, естественно, как можно ближе к храму Амона. Птолемеи около III в. до н. э. возвели главный фасад храма Амона, украшенный крылатым солнечным диском. Вход в храм - это Сирийские ворота (Мигдол), которые Рамсес велел построить по образу подобных сооружений в Сирии , впечатленный архитектурой Ближнего Востока. Военных походов он совершал много, и почти все они были победными. Собственно, и строился комплекс на средства, добытые после этих баталий.

Первым был построен поминальный храм. Северную сторону первого двора украшает восьмиколонный портик с капителями в форме распустившегося папируса, а южную замыкает портик, являющийся входом во дворец. По обеим сторонам портика - рельефные изображения фараона-победителя. Ниже - скульптурные головы, символизирующие покоренные народы. Внутренние покои дворца напоминают царские покои Рамессеума. Второй пилон ведет в следующий двор, в котором четыре портика. За вторым двором - гипостильный зал с колоннами в шесть рядов. За этим залом - еще два колонных зала, к которым примыкают камеры нескольких святилищ. И дворец, стены и башни внешних стен изобилуют выразительными рельефами, основные темы в которых - эпизоды сражений. На стенах и потолках - надписи, восхваляющие фараона. Рельефы были ярко раскрашены, но сейчас можно заметить лишь остатки этого красочного слоя, лучше всего он сохранился на внутренней стороне перекрытий и на потолках. Вход в комплекс - это Южные ворота, слева от которых находится небольшой храм, состоящий из двух святилищ божественных жриц Амона, а справа того же масштаба храм Тутмосов, называемый «Шеспет-анх» («Часовня жизни»).

Мединет-Абу, самое южное из подобных сооружений на западном берегу Нила и последний масштабный архитектурный памятник периода Нового царства, в плане в общих чертах копирует Рамессеум. Поминальный храм, дворец и другие места поклонения богам с трех сторон окружали склады и другие подсобные строения. В древности по периметру весь комплекс опоясывал канал, заканчивавшийся пристанью с двумя башнями, он не сохранился.

СИЛЫ СУДЬБЫ

Меди нет-Абу, изначальное предназначение которого - прежде всего поминальный храм фараона Рамсеса III, стал местом его смерти. И не по естественным причинам.

Фараон был убит. Так завершилась жизнь последнего из фараонов Древнего Египта , которых история признает поистине великими. После его царствования началась эпоха постепенного упадка самого могущественного государства древнего мира.

В 2012 г. итальянские ученые из Института мумий и ледяного человека в Бальцано на основе томографических исследований установили, что фараону перерезали горло кинжалом. За этой трагедией стоит многое, что может поведать об атмосфере, царившей в Мединет-Абу. С помощью генетической экспертизы было установлено также, что юноша, казненный вскоре после убийства, приходится фараону сыном. При сопоставлении с некоторыми записями в папирусах, найденных в Мединет-Абу еще в конце XIX в., выходило, что это Пентаурет, «сын великой царицы» (это нарицательное имя, настоящее не приводится). Его мать Тийя была гаремной фавориткой Рамсеса III, но супругой, «великой царицей» (это титул), не являлась, хотя и претендовала на эту роль, а для их с фараоном сына хотела получить титул законного наследника. Однако преемником на троне уже был назначен другой его сын, предположительно, от «великой царицы» Тити. Он и стал фараоном Рамсесом IV и судил заговорщиков. Тело Тийи, видимо, было уничтожено, все упоминания ее имени и имени ее сына на картушах были стерты. Тийя и ее сын одни не смогли бы организовать покушение. Версия о том, что это было убийство в результате дворцового заговора, обсуждалось исследователями давно, предполагалось, что, скорее всего, фараона отравили: многие из жрецов, конфликтовавших с ним, практиковали магию и разбирались в ядах. Имели свои претензии к нему и самые влиятельные матроны из его гарема, состоявшего из десятков женщин, враждовавших между собой. Это использовали управитель дворца фараона Паибакикамен, дворецкий Меседсура, надзиратели гарема Паининук и Патауэмдиамон и другие представители знати; всего участников заговора было 22 человека. Потом, видимо, они пришли к единодушному мнению, что кинжал будет вернее.

Хотя дворцовая элита и использовала женщин, ее волновали вовсе не матримониальные интриги. Рядом с Мединет-Абу располагался город Дейр эль-Медине, где жили строители и рабочие каменоломен. Все свое довольствие они получали из-за стен Мединет-Абу. Но настало время, когда они стали получать его все меньше и меньше, а потом снабжение полностью прекратилось, причинами этого были неурожаи и истощение казны. И тогда они прекратили работать и стали бунтовать. (Это была первая известная в истории забастовка.) Бунты происходили все чаще и чаще, и окружение фараона ощутило, что земля буквально горит у них под ногами. Рамсес IV некоторое время старался сохранить видимость могущества своей власти, раздавая земли во владение храмам, но это никого не могло ввести в заблуждение: настоящей власти и влияния на подданных, как у отца, у него не было. Египет очередной раз роковым образом погрузился в хаос междоусобиц.

После падения власти фараонов Мединет-Абу, как и многие другие храмы Древнего Египта , был заселен коптами, и они превратили его в христианское святилище. При этом были повреждены многие колонны, а одна из них снесена начисто, на ее месте был устроен алтарь, а затем и церковь (не сохранившаяся). Копты уничтожили «осирические» статуи Рамсеса III, хотя не тронули некоторые скульптуры из темного базальта, изображавшие Рамсеса III, общающегося с разными богами. Не исключено потому, что обладали чувством прекрасного: статуи были исполнены талантливыми мастерами и идеально отшлифованы. А вот выбитые на панно из песчаника сюжеты эпохи Рамсеса III копты не пощадили - замазали известкой, что, по иронии судьбы, стало залогом их сохранности. Копты покинули Мединет-Абу в IX в.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Рамсес II не церемонился с памятью своих предшественников. Если ему какая-то «осирическая» скульптура нравилась, он просто перебивал на картуше имя фараона, при котором она создана, на свое, мотивируя эти действия тем, что так ему диктует поступить его бессмертная душа, которая, конечно, выше душ других фараонов. Зная об этой нехорошей привычке Рамсеса II, Рамсес III приказывал делать при выбивании его имени сразу максимально глубокие борозды. Действительно, никто на эти иероглифы не покусился. Кроме... птиц, которые стали там вить гнезда, со всеми вытекающими отсюда негигиеничными последствиями. Теперь охрана иероглифов от экскрементов птиц - постоянная забота служителей и охранников Мединет-Абу.

■ Абу - по-арабски буквально «отец». Эта частица присутствует в большом количестве арабских личных имен и названий той или иной местности. Но что касается Мединет-Абу в Западных Фивах, некоторые египтологи делают предположения о том, что имеется в виду не какой-то конкретный человек с таким именем, а ровно то же самое, что на языке древних египтян означало Джемет.

■ Бассейн Мединет-Абу в народе считался Священным озером, искупавшись в котором, бездетные женщины могут забеременеть. Рамсес III милостиво разрешал это делать всем женщинам, у которых была такая беда.

■ Мумия Рамсеса III хранится в Египетском музее в Каире .

■ Один из рельефов Мединет-Абу производит особенно устрашающее впечатление. На нем изображены враги египтян, лишенные кисти правой руки и пениса, а также эти самые кисти и пенисы в большом количестве, сваленные беспорядочной грудой. Смысл столь жестоких экзекуций понятен: врагов лишали возможности сражаться и иметь потомство.

■ До Рамсеса III у египетских фараонов не было принято изображать в своих храмах и дворцах врагов, хотя бы и поверженных, ведь тем самым, по понятиям египтян, враги обретали шанс на бессмертие. Но неумеренное тщеславие Рамсеса III заставило его проигнорировать эти соображения.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Поминальный храм Рамсеса III.
■ Первый пилон.
■ Второй пилон.
■ Сирийские ворота (Мигдол).
■ Остатки дворца.
■ Храм Амона XVIII династии и другие святилища.
■ Часовни «Божественных жен Амона», построенные при XXV-XXVI династиях.
■ Биркет-Абу - остаток бассейна.
■ Стенные барельефы и потолочные росписи на перекрытиях.
■ Базальтовые скульптуры.
■ Луксорский музей древностей.
■ Египетский музей в Каире.

ЦИФРЫ

Площадь: ок. 7000 м2 (210 x300 м).
Высота внешних стен: 18.4 м.
Ширина внешних стен: 10.5 м.
Площадь первого двора: 1428 м2.
Количество колонн гипостильного зала: 24.

Атлас. Целый мир в твоих руках №299

Читайте в этом номере.