Предоставление гостиницы при задержке рейса. Что делать, если вы опоздали на стыковочный рейс. Независимо от времени задержки

Вопросы, связанные с процедурой начисления и выплаты компенсаций за отмену и задержку рейсов (в т.ч. чартерных) в нашей стране регулируются Федеральными авиационными правилами (ФАП). Размеры возмещений за сбои в расписании прописаны в Монреальской конвенции, к которой РФ присоединилась 21.08.2017. В упомянутом документе отмечается, что пассажирам чартерных рейсов положены компенсации в тех же объемах, что и пассажирам регулярных авиалиний.

Монреальская конвенция устанавливает компенсацию за задержку чартерного рейса на уровне 4150 СПЗ (порядка Ք345 000) за каждый час сверхурочного ожидания в аэропорту. Сумма компенсации в рублях может колебаться в зависимости от курса СПЗ (акроним от «Специальные права заимствования» — универсальное платежное средство, используемое для расчетов в рамках Монреальской конвенции, курс которого «привязан» к основным денежным единицам планеты: доллару, фунту, евро и иене).

Действие Конвенции не распространяется на срывы графика, причиной которых стали легальные протесты сотрудников авиакомпаний/аэропортов и форс-мажоры метеорологического, климатического, социального или экономического происхождения (снегопады, ливни, грозы, эпидемии, землетрясения, наводнения, извержения вулканов, акты терроризма, военные действия, локальные бунты, госперевороты и прочие обстоятельства непреодолимой силы).

Пассажиры, не удосужившиеся позаботиться о своевременном прибытии в аэропорт, лишаются возможности истребования компенсации.

Права пассажиров задержанных чартерных рейсов

  • спустя 2 часа от указанной в билете даты вылета – подача прохладительных напитков и предоставление возможности совершения двух т/ф звонков и отправки такого же количества электронных писем;
  • спустя 4 часа – предоставление горячего питания (далее – с периодичностью один раз в 6 и 8 часов часов в дневное и ночное время соответственно);
  • спустя 6 часов – обеспечение пассажиров койками в отелях с доставкой к месту временного размещения и из него.

Все означенные блага перевозчик обязан предоставлять бесплатно. В случае отказа, юристы рекомендуют пассажирам заплатить за перечисленные услуги из собственных средств, но обязательно сохранить подтверждающие факт оплаты документы/расписки/чеки/квитанции и взыскать с авиапредприятия понесенные расходы через суд.

Взыскание через суд

«Принуждать» перевозчика к выплате прописанной в Монреальской конвенции компенсации пассажирам придется через суд. В случае с чартерными рейсами, ответственность за доставку людей в пункт назначения несет туроператор, с которым заключался договор на обслуживание.

Подтверждающими факт нарушения документами являются

  • справка о задержке рейса (берется в аэропорту на стойке регистрации);
  • договор на оказание услуг авиаперевозки;
  • билеты, посадочные талоны, багажные квитанции;
  • свидетельские показания (для получения оных желательно обменяться т/ф номерами с остальными товарищами по несчастью);
  • упомянутые ранее чеки о покупке еды, напитков, оплате отеля и такси.

Туроператоры и перевозчики, как правило, стараются не доводить дело до судебных баталий по причине того, что, помимо компенсаций пассажирам, служители Фемиды могут взыскать солидные компенсации за моральный ущерб и «впаять» существенные штрафы за нарушение условий договора.

Если же уладить проблему на досудебной стадии не удалось, целесообразно заручиться поддержкой опытного специалиста в области авиационного права, после чего подавать иск в суд.

Желающим «не заморачиваться» с поиском адвоката целесообразно воспользоваться услугами специализированных , которые специализируются на истребовании с перевозчиков оговоренных в законе компенсаций. Работают данные онлайн-помощники за процент с «выбитой» суммы. Оплата услуг производится исключительно в случае благополучного решения проблемы.

К сожалению, задержки авиарейсов являются частым явлением в работе воздушных перевозчиков. Практически каждый из частолетающих пассажиров сталкивался с задержами рейсов, произошедшим по тем или иным причинам. К счастью для пассажиров, сегодня в законодательстве многих стран (прежде всего России и Европы) предусмотрена ответственность авиакомпаний за любые задержки рейсов, даже не зависящих от самих перевозчиков. Кроме предоставления необходимого набора услуг (прохладительные напитки, питание, услуги связи, гостиница для ночлега) пассажир может рассчитывать также и на денежную компенсацию.

Документы для получения денежной компенсации

Для получения денежной компенсации за задержку авиарейса необходимо подать в авиакомпанию претензию, приложив к ней копии документов, подтверждающих право на компенсацию. К таким документам относятся: авиабилеты с отметками служб аэропорта о задержке рейса (или справки, заверенные представителями авиакомпании или аэропорта), кассовые чеки или квитанции, подтверждающие понесенные расходы, которые перевозчик обязан компенсировать.

При этом важно помнить, что ваши претензии к отечественной авиакомпании, задержавшей вылет на внутреннем рейсе, будет приниматься в соответствии с российским законодательством. То же самое касается заграничных перевозчиков, провинившихся на нашей территории. Если же авиакомпания отложила рейс за пределами нашей территории, разбирательства будут проходить по законам той страны, где произошла задержка, вне зависимости от того, зарубежная это авиакомпания или отечественная.

Компенсация за задержку авиарейсов в Европе

На территории стран Евросоюза взаимоотношения пассажира и перевозчика регулируются Европейского парламента и Совета ЕС. Согласно этому документу авиаперевозчик обязан выплатить компенсацию за задержку рейса. Размер компенсации зависит от расстояния отложенного перелета и времени задержки. Таким образом, выплата за двухчасовую задержку рейса, совершаемого в пределах одного континента, будет существенно отличаться от такой же задержки при трансконтинентальном перелете.

Компенсация за задержку авиарейсов в России

Если говорить о российском законодательстве, то, по статье 126 , пассажир имеет право на предъявление претензии к авиакомпании в период, равный шести месяцам с момента прилета в пункт назначения. Претензионное заявление можно подать лично либо переслать заказным письмом и лучше с полной описью приложенных документов. Перевозчик обязан принять решение по вашему претензионному заявлению в течение 30 дней.

Копия претензии, а также доказательство её отправления лучше сохранить. Они вам пригодятся в случае подачи иска в суд. Необходимость в этом может возникнуть, если ваше обращение проигнорируют либо виновники откажутся компенсировать понесенные расходы. Пакет документов для подачи в суд должен включать в себя следующее: исковое заявление, копию проездного документа (билета) с отметкой о задержке вылета (отмене рейса), счета за проживание в гостинице, питание, телефонные переговоры и т.д., а также письменную претензию в адрес авиакомпании и ответ её представителей.

Задержки регулярных и чартерных рейсов

У многих возникает вопрос: есть ли разница в порядке защиты собственных прав при задержках на регулярных рейсах и чартерных? Прежде всего, давайте разберемся в терминологии.

Чартерные рейсы представляют собой рейсы, организация которых происходит на принципах чартерного договора между туроператором и перевозчиком. Чартерные рейсы, как правило, не имеют фиксированного графика вылетов (с точностью до 3-5 часов). Значительная часть туристических рейсов (большинство из них, конечно, «пляжные» вылеты) организуется чартерным способом. Авиабилет на чартерный рейс вы можете приобрести только у чартеровладельца (туроператора), в обычных авиакассах таких билетов нет в продаже. К тому же туроператор не заинтересован в реализации отдельного авиабилета. Ему рентабельнее продать вам комплексное туристическое путешествие (пусть даже и самое дешевое).

Регулярные рейсы - это рейсы, которые выполняются на круглогодичной основе по фиксированному графику. Осуществление международных рейсов также регламентируется межправительственными соглашениями. С утвержденными инструкциями по продаже и бронированию авиабилетов, а также оформлению отказа от полета вы всегда можете ознакомиться в любой авиакассе.

Авиабилет – это самостоятельный договор между пассажиром и авиаперевозчиком, согласно которому авиакомпания должна в определенное время доставить вас и ваши вещи в указанное место в целости и сохранности, а вы обязуетесь оплатить услуги авиаперевозчика.

На основании Воздушного и Гражданского Кодексов РФ всю ответственность за задержку или отмену рейса несет авиакомпания , независимо от того, чартерный рейс или регулярный. Соответственно, никакой разницы между видами рейсов не существует. Авиакомпания в любом случае при задержке рейса обязана предоставить пассажирам установленный законодательством набор услуг, а в отдельных случаях и выплатить денежную компенсацию.

Февраль 2011 г.

Представитель сервиса AirHelp, который помогает получить компенсацию за потерянное время в аэропорту, рассказал The Village, как пассажирам бороться за свои права.

По статистике нашего сервиса, с 2013 года в России 316 112 пассажиров пострадали от задержанных или отмененных рейсов. Каждый из них может получить компенсацию до 600 евро. Но 1 % из них пользуются этой возможностью.
В большинстве случаев авиаперевозчики не сообщают пассажирам об их правах в случае проблем с перелетом.
А пассажиры не имеют опыта и времени для того, чтобы добиваться компенсации за неприятности в пути. Вот что важно знать в случае проблем с вылетом.

Что может предложить авиакомпания?

Пассажиры должны знать о причинах и сроках задержки рейса. Эту информацию можно попробовать получить на стойке авиакомпании или на сайте.

Если вы находитесь в аэропорту, а рейс отменили по вине авиакомпании, то варианты следующие:

Альтернативный перелет при ближайшей возможности;

Перебронирование на другую удобную дату;

Возмещение стоимости билета в течение недели.

За этими опциями необходимо обращаться на стойку авиакомпании. Если такую не найдете, звоните в офис перевозчика. При этом вы не должны ничего оплачивать. Все расходы ложатся на плечи перевозчика, чей билет вы купили.

Что обязаны предоставить
в аэропорту?

Согласно российскому законодательству, если ваш рейс задерживается на два часа, то вам должны предоставить напитки и холодные закуски, возможность совершить два телефонных звонка или отправить два имейла. Детям и их сопровождающим должна быть предоставлена комната матери и ребенка.

После четырех часов задержки рейса должно быть организовано горячее питание. В Европе в этом случае выдаются ваучеры на посещение точки общепита. В России чаще всего поступают так же: выдаются талоны на питание в один из ресторанов или кафе аэропорта.

После восьми часов ожидания днем или шести часов ожидания ночью должна быть предоставлена гостиница. Пассажиров бесплатно перевозят до места размещения и обратно в аэропорт. При этом перевозчик должен позаботиться о вашем багаже и организовать его хранение.

Где ночевать?

Закон не разрешает заселять посторонних пассажиров в один номер. Если условия размещения вам не подходят, снимайте гостиницу сами, сохраняя при этом чеки для компенсации.

Разумеется, не стоит расслабляться - на возврат денег за премиальный номер и ужин с дорогим вином и морепродуктами рассчитывать не стоит. Лучше всего выбрать ближайшую к аэропорту гостиницу и поесть в недорогом ресторане рядом. Такие траты суд сразу удовлетворяет.

На какую компенсацию рассчитывать?

Размер компенсации за задержку рейсов зависит от того, под какое законодательство попадает перелет. Так, рейсы «Аэрофлота» Москва - Берлин и Берлин - Москва будут рассматриваться с разных точек зрения.

Европа

Существенное возмещение до 600 евро положено, если рейс попал под регламент ЕС 261/2004. Этот документ распространяется на перелеты внутри Евросоюза, вылеты из аэропортов ЕС и из Исландии, Норвегии, Швейцарии, а также на рейсы европейских перевозчиков, прибывающих в аэропорты Евросоюза. Если европейская авиалиния летит из Америки или Азии в Европу, то это тоже оценивается по европейскому законодательству.

Компенсацию можно требовать за задержку рейса от трех часов, отказ в посадке на самолет, задержку или отмену вылета по техническим причинам, по вине авиакомпании. Срок давности заявки на возмещение колеблется от трех до шести лет в зависимости от законодательства стран, под которые попадает авиаперевозчик. Компенсации не предусмотрены в случаях терактов, забастовок и непогоды. Но бывают и исключения. Например, в 2016 году Air France приняла заявки на компенсации за забастовку своих сотрудников. Размер компенсации составил от 250 до 600 евро. Итоговая сумма всегда зависит от дальности полета, причины отмены рейса и продолжительности задержки.

Россия

Если у вас возникли проблемы с внутренним перелетом или российская авиакомпания с задержкой вылетела за рубеж, то размер компенсации будет незначительным. Пассажиру обязаны заплатить неустойку в 25 % от минимального размера оплаты труда за час задержки, но не более 50 % от перевозной платы. Сейчас это 25 рублей за каждый час ожидания.

За отмену и задержку рейса компенсация законом не предусмотрена. Американские перевозчики платят ее, только если отказали пассажиру в посадке из-за овербукинга.

В этом случае выплачивается двойная стоимость билета в одну сторону, если пассажиры в итоге прилетели на два часа позже оригинального рейса. Максимальная компенсация в этом случае составляет 650 долларов. Если же компании не удалось уложиться в этот двухчасовой промежуток, то компенсация может составить четырехкратную стоимость билета, до 1 300 долларов. По статистике AirHelp, 26 миллионов авиапассажиров в США могут рассчитывать на такую компенсацию, но получили ее всего лишь 2 % .

Азия

Если говорить об Азии, то компенсации минимальны, а зачастую их просто нет. Например, в случае задержки или отмены рейса по вине China Eastern Airlines эта авиакомпания всего лишь предоставит информацию о полете, обеспечит питанием и окажет необходимую помощь. Но если рейс задержан не по вине перевозчика, то покупать еду в аэропорту пассажирам придется на свои деньги.

Korean Air за 20-часовую задержку по вине авиакомпании извинялись перед пассажирами всем персоналом, включая регионального директора, выдавали льготные купоны на полеты в следующий раз, компенсировали расходы за гостиницу, но денежная компенсация не предполагалась.

Но в какой бы стране вы ни находились, обязательно сохраняйте ваш посадочный талон при задержке или отмене рейса!

Как получить эту компенсацию?

Чтобы получить компенсацию, необходимо подать в авиакомпанию либо письменное заявление с подписью, либо онлайн-заявку. У разных авиакомпаний разные требования. Обычно к ней нужно приложить копии посадочных талонов и паспорта.

Рассмотрение заявки длится в среднем более трех месяцев. Можно также попробовать добиться возмещения с помощью онлайн-сервисов. Например, на нашем сайте можно бесплатно проверить , попадает ли ваш рейс под компенсацию, загрузить нужные документы и отправить заявку.

Авиакомпания может принять претензию и заплатить сразу. Если этого не произошло, но вы намерены бороться до конца, придется обращаться в суд.

13.12.2015

Когда отдых на морском берегу в прекрасной теплой стране оканчивается задержкой рейса – это, согласитесь, портит все положительное впечатление в первую очередь об исполнителе услуг. Но кто он – исполнитель услуг? Кому предъявить претензию? Кто ответит за ненадлежащее исполнение обязательств по договору на оказание туристических услуг?

Турагентство? Туроператор? Перевозчик?

Приоткрою завесу — по закону — Туроператор несет ответственность перед туристом за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

А теперь — из практики.

Между Турагентством и Клиентом был заключен Договор на оказание услуг. Клиентом произведена оплата за турпродукт в полном объеме.

По Договору Турагентство оказало услуги по оформлению и оплате турпродукта, формированию Заявки на сайте Туроператора.

Туроператор в свою очередь на основании Заявки сформировал турпродукт.

В состав турпродукта в том числе был включен перелет рейсом авиакомпании Перевозчика.

На основании Договора, Заявки – указывались конкретные дата и время прибытия Клиента из страны пребывания в родной город.

По факту Клиент прибыл в аэропорт родного города с задержкой аж на 9! часов, о чем администратором аэропорта на посадочных талонах Клиента была сделана отметка.

Клиент, в порядке обязательного досудебного урегулирования спора — обратился к Туроператору с претензией, в которой просил произвести выплату штрафа.

На что Туроператор ответил, что претензии необходимо предъявлять не к нему, а либо к Перевозчику, либо к тому, с кем у Клиента возникли договорные правоотношения, то есть к Турагентству.

После чего, мы с Клиентом обратились в суд с требованием взыскать с Туроператора штраф, мотивировав свои доводы следующим.

В силу ст.9 Федерального закона от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» туроператор обеспечивает оказание туристам всех услуг, входящих в туристский продукт.

Туроператор несет ответственность перед туристом за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).

Туроператор несет ответственность перед туристом за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени турагента, так и от своего имени.

В соответствии с п.50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» по делам, по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристического продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор.

В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», если отдельные виды отношений с участием потребителей урегулированы и специальными законами РФ, содержащими нормы гражданского права (например договор участия в долевом строительстве, договор страхования, договор банковского вклада, договор перевозки и т.д.) то к отношениям, возникающим из таких договоров, ФЗ «О защите прав потребителей» применяется в части не урегулированной специальными законами.

На основании изложенного, ответственность за просрочку доставки пассажира в пункт назначения регулируется специальными нормами, а именно ст.120 Воздушного кодекса РФ, на основании которой перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере двадцати пяти процентов установленного законом МРОТ за каждый час просрочки.

По ч.6 ст.13 Федерального закона «О защите прав потребителей» подлежит выплате Клиенту штраф за несоблюдение требования потребителя в добровольном порядке.

В итоге суд удовлетворил наши требования в суде I инстанции.

Продолжение следует, если Туроператор решит обжаловать решение суда в порядке апелляционного производства.

А пока, если Вы сталкивались с задержками рейса и не смогли добиться справедливости – можете воспользоваться этой статьей. Если Вам кажется, что у Вас не получится — обращайтесь ко мне – я постараюсь Вам помочь.

Нормативные документы, которыми я руководствовалась, при написании материала:

1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 №60-ФЗ (ред. от 06.07.2016).
2. Федеральный закон от 24.11.1996 №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» (ред. от 05.04.2016).
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Спасибо за чтение!

Возможно Вас интересует юриспруденция также сильно, как меня – тогда подпишитесь на рассылку и будьте в курсе новостей, которыми я делюсь.

Если Вы оставите комментарий, напишите вопрос мне на эл.почту — с удовольствием отвечу Вам.

N.B. И помните! Fiat justitia, ruat caelum — пусть вопреки всему торжествует правосудие.

6 Комментарии

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста с чего начать и кому писать Претензии? Рейс чартер Спб-Ларнака задержали на 6 часов. Не просто задержали…Мы даже в самолете просидели 20 минут!Где нам сообщили, что «по техническим причинам рейс откладывается на 2 часа».Вывели в таможенную зону, где мы томились без возможности покинуть терминал, так как «граница была пересечена».Через 2 часа перенесли вылет ещё на 2 часа. Не информировали о том, что можно воду получить, когда принесли через 2 часа, все бегали и друг у другу выясняли, что и где…Через 4 часа узнали у пассажиров, что где-то делают какие-то отметки на билетах.Выяснилось, что выдают «талоны» на питание- по 400 руб. на человека. Когда подошли, выяснилось, что на нас не распечатаны талоны…И опять ходили искали представителей, чтоб получить талоны!Рейс отложили ещё на 2 часа! К «последнему » часу объявленного времени вылета мне стало настолько плохо, что пришлось вызвать медика…..Давление поднялось, пульс «зашкаливал»…Таблетки все — в багаже.За полчаса до посадки…Исходя из моего состояния, медик предложил отказаться от полета…А по договору с турфирмой деньги за путевку не вернуть!!!Прилетели,доехали…Заселение в отель было не 5-го, а уже 6-го числа, на следующий день, получается…Естественно, что два дня оплаченного отдыха были безнадежно испорчены-утрачены…из-за всего этого и стресса, повлиявшего на здоровье и самочувствие…На вопрос, можно ли «продлить» отдых за счет вылета более поздним рейсом, представитель тур-оператора заявила, что обратный вылет они «не переносят»… Выходит, вместо 7 дней и 6 ночей получили 6 ночей и 5 дней!!!А обратный вылет тоже был очень ранний — в 4.40 выселение из номера.Кстати, заехали они за нами на 40 минут позже назначенного времени. Самолет вылетел почти вовремя (на билете стояло время 8:05, взлетели в 8:45). Много написала…Да, Договор у нас с Турагентом, а тур был от туроператора «Библио-Глобус».Авиаперевозчик -«Россия».Спасибо.

Наверное каждому, кто летает хотя бы несколько раз в год приходилось видеть на табло в аэропорту напротив своего рейса слова DELAYED или ЗАДЕРЖАН . К сожалению, полностью исключить задержки рейсов невозможно. Авиаперевозки это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов. Сбой на любом из них способен привести к задержке рейса. Кроме того, на деятельность авиации влияет целый ряд факторов, которые едва ли можно контролировать. Ежегодно авиакомпании несут многомиллионные убытки в результате задержек своих рейсов, а пассажиры терпят значительные неудобства. В этой статье мы расскажем об основных причинах задержек рейсов, о том, что делает авиакомпания, чтобы их не допустить, что говорят пассажирам и что происходит на самом деле.

Для начала попробуем разобраться, что такое задержка рейса. Многие пассажиры ошибочно считают, что самолет должен оторваться от взлетно-посадочной полосы ровно в то время, которое указано в билете в графе «время вылета». На самом деле это совсем не так, время вылета – это время начала движения самолета со стоянки , либо время уборки трапа, зависит от технологии, применяемой в конкретной авиакомпании. Время прибытия – соответственно время установки самолета на стоянку или время подгона трапа.

Время полета по расписанию включает в себя непосредственно летное время с учетом осредненных данных о ветре, а также время на руление перед взлетом и после посадки, которое определяется статистически для конкретного аэропорта. Купив билет, например, из Домодедово в Санкт-Петербург, вы увидите, что время полета по расписанию составляет около часа и сорока минут. Ничего удивительно, ведь значительную часть этого времени самолет будет кататься по аэродрому.

А почему бы не планировать рейсы так, чтобы не было задержек? Да, безусловно, можно планировать время по расписанию на полчаса больше «на всякий случай», время стоянки между рейсами тоже можно увеличить, чтобы самолет гарантировано успели обслужить. Можно еще держать пару тройку резервных самолетов на земле на случай поломок. Вопрос в том, готов ли пассажир за это платить. Логика тут простая, если самолет не летает, он приносит убытки.

Причин задержек может быть множество, однако, обычно, в аэропорту пассажирам озвучивают только три. Это позднее прибытие самолета, метеоусловия или техническая причина. Поговорим о каждой из них подробнее.

Позднее прибытие самолета.

Самая безобидная с точки зрения пассажира задержка, чем нередко злоупотребляют авиакомпании. По-хорошему, такая задержка должна быть выдана за несколько часов до вылета вашего рейса, если ее дали за полчаса до вылета – знайте, позднее прибытие тут скорее всего не при чем.

Позднее прибытие возникает следующим образом. На каждый рейс авиакомпания назначает конкретный самолет. Большинство авиакомпаний старается минимизировать простой самолета, поэтому рейсы планируются с минимальными интервалами. Для самолетов класса А320 и Б737 это около часа в базовом и 40-50 минут в транзитном аэропорту между рейсами, этого времени достаточно на подготовку самолета к следующему рейсу. Теперь представим, что предыдущий рейс прибывает с задержкой. Конечно, авиакомпания попытается оперативно разменять самолеты с тем, чтобы не допустить задержку других рейсов. Но если такой возможности нет, следующий рейс будет задержан «поздним прибытием самолета».

Метеоусловия.

Итак, что же может помешать современному лайнеру выполнить взлет и посадку. Самый распространенный вариант – ограниченная видимость, как правило, туман или сильный снегопад. При заходе на посадку устанавливается так называемая высота принятия решения, и если летчик на этой высоте не увидит полосу, он не имеет права продолжать снижение. Очевидно, что нет смысла вылетать, если экипаж уже заранее знает, что будет вынужден уходить на запасной аэродром. Не редки случаи, когда самолет одной авиакомпании вылетает, а рейсы других перевозчиков в тот же самый аэропорт сидят на земле и ждут погоды. Это нормально. Погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома у всех свои. И кстати, туман – это часто локальное явление погоды, вполне возможно, что нигде кроме аэропорта его нет. Поэтому не стоит говорить, что вас обманывают, поверьте, ни одна авиакомпания не будет прикрываться метеоусловиями. Кроме тумана, возможны задержки из-за сильного ветра, который превышает ограничения самолета для посадки, а также по причине низкого коэффициента сцепления на полосе, часто из-за сочетания первого и второго. Для каждого воздушного судна установлены ограничения по попутной (самолету выгоднее взлетать и садиться против ветра) и боковой составляющей ветра. Превышать их опасно. Если же полоса обледенела и дует даже не особо сильный боковой ветер, садиться нельзя.

Если речь идет о коротком рейсе (менее 2-х часов), то часто бывает так, что задержки выдаются на небольшое время, а потом многократно продлеваются, связано это с тем, что для таких рейсов решение принимается по фактическим метеоусловиям (сводки фактической погоды выходят каждые полчаса). Если же полетное время составляет более двух часов, решение принимается по прогнозу, с тем чтобы прилететь под прогнозируемое улучшение. Для таких рейсов задержки могут выдаваться сразу на несколько часов. Все зависит от конкретного командира, одни предпочитают выдать задержку сразу на два часа и спокойно ждать, другие будут держать пассажиров на борту, надеясь на улучшение.

Техническая причина.

Самолеты ломаются, это данность. Неважно, это импортный самолет или отечественный, новый с завода или сменивший несколько авиакомпаний. Если рейс задержан по технической причине, не стоит пугаться, это еще не значит, что у самолета в воздухе отвалятся крылья. Как правило, речь идет о незначительных с точки зрения безопасности неисправностях, которые исправляются в течении получаса. Производитель самолета дает четкие инструкции, с каким неисправным оборудованием можно летать и как долго. Например, можно летать с одним неисправным реверсом двигателя и это будет абсолютно безопасно, просто необходимо выполнить перерасчет потребных дистанций для взлета и посадки. Если самолет ломается в базовом аэропорту авиакомпании, то скорее всего при наличии запчастей его починят в течении нескольких часов. Гораздо хуже если поломка случается вне базы в каком-нибудь маленьком аэропорту. В этом случае, скорее всего, придется ждать пока за вами пришлют другой самолет.

Нередко авиакомпания старается скрыть от пассажиров задержку по технической причине. Во-первых, это репутационные потери, во-вторых, это пугает многих пассажиров. Если самолет сломался после посадки пассажиров, то здесь, конечно уже все очевидно. А вот если до посадки пассажиров, то навряд ли вы когда-нибудь об этом узнаете.

Задержки связанные с работой наземных служб.

Как мы уже сказали, стыковочное время между рейсами для самолетов типа А320 в базовом аэропорту составляет около часа. За этот час происходит следующее. Самолет встает на стоянку, подгоняется трап, подъезжают автобусы для пассажиров, высаживаются пассажиры, снимается багаж и груз, приходит новый экипаж, выполняется заправка топливом и водой, делается уборка салона, загружается бортпитание, багаж пассажиров следующего рейса. Это лишь основные звенья цепочки обслуживания самолета на земле.

Если же в этой цепи происходит какой то сбой, образуется задержка. Например, поздно начали заправку, а пока ее не закончат, пассажиров сажать нельзя. Часто в аэропорту скапливаются очереди на регистрации, досмотре, паспортном контроле. Все это является результатом неудовлетворительного планирования или просто неэффективной работы соответствующих служб и выливаются в позднюю посадку пассажиров на борт, а значит задержку рейса. Все службы по тем или иным причинам чаще или реже не справляются или допускают ошибки, для авиакомпании все это выливается в задержку рейса.

Время вылета прошло, а мы сидим в самолете, никуда не едем, почему?

Вариантов опять же несколько. Самый распространенный. На вылет скопилась очередь и чтобы не жечь топливо в очереди перед ВПП, диспетчер не дает разрешения на запуск двигателей. Действительно нет смысла вставать в очередь десятым, если можно подождать на стоянке и взлететь без очереди. Кстати, в Европе такой же механизм работает и с воздушным пространством. Мощнейший компьютер оценивает загруженность европейского неба и в случае если в нем пока нет места для вашего рейса, выдает слот, т.е. время задержки. Представьте себе, что такая система работала бы для автомобильного движения. Каждый водитель подает план своего маршрута и желаемое время вылета. Если система увидит, что дороги перегружены, будет выдана задержка или предложен другой маршрут. Вот так в европейском небе борются с пробками.

Второй вариант, какого-то пассажира сняли с рейса (возможно, он не явился на посадку или явился пьяный), а багаж этого пассажира остался на борту. В целях безопасности багаж пассажиров отсутствующих на борту должен быть снят. Не важно, что его уже досмотрели. В багажниках самолета россыпью лежит, скажем,150 чемоданов, требуется найти нужный, это занимает время.

Вылетели вовремя, а прилетели с опозданием, почему?

Да, такое случается и очень часто. Возможных причин несколько. Как правило – сильный встречный ветер. Ветер на больших высотах запросто может достигать 200 километров в час, и если он встречный, то прилетите вы значительно позже. Влияние ветра особенно ощутимо на длинных рейсах.

Конечно, среднее значение скорости и направления ветра учитывается при формировании расписания, но невозможно заложить в расписание какие-то экстремальные случаи. Еще одна причина, это вынужденное удлинение маршрута, это может быть связано с обходом опасных метеоявлений (например гроз) или закрытием определенных районов для полетов.
И последнее, это ожидание очереди на посадку. Вообще, во всем мире кроме России, это происходит исключительно из-за форс-мажорных обстоятельств, например, закрывается одна из взлетно-посадочных полос или метеоусловия не позволяют выполнить посадку, в результате чего скапливается очередь. В России ко всему выше перечисленному добавляется отсутствие адекватного планирования со стороны аэропорта, то есть аэропорт подтверждает слоты (слот — временной интервал для вылета или прилета рейса) для большего количества рейсов, чем фактически может обеспечить.

Как борются с задержками авиакомпании?

В любой авиакомпании есть операционный отдел, который отслеживает текущие рейсы и в случае задержек может оперативно разменять следующие рейсы между собой и предпринять другие меры с целью минимизации времени задержки. В крупных авиакомпаниях есть целые отделы, которые отвечают за расследование задержек. В любом случае, если есть виноватые, в их отношении применяются разного рода санкции.