Мангуп-кале - пещерный город. Скальный город Мангуп-Кале (Крым) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации Крепость мангуп в крыму на карте

Время на чтение: 7 минут

Живым напоминанием о давно ушедшем Средневековье служит крепость Мангуп-Кале, находящаяся недалеко от села Залесное, что в получасе езды от Севастополя. Это крупнейший по размерам город того периода, сохранившийся в юго-западной части Крыма. Твердыня взирает на окрестности с высоты в 583 метра над уровнем моря.

Внутри крепостных стен было обнаружено около 15 родников, два из которых (Мужской и Женский) служат местами массового паломничества. Ежедневно полюбоваться красотами комплекса и окружающей его долины по четырем маршрутам поднимаются тысячи туристов.

Сегодня плато облюбовали любители хиппи-культуры и прочие неформалы, некоторые из которых постоянно проживают в Мангупе. Несколько раз в году здесь проводятся исторические реконструкции и рыцарские фестивали.

Образование Мангуп-Кале

Первые свидетельства заселения возвышенности датируются археологами еще временами неолита. Доподлинно известно, что в III-IV вв. н.э. здесь полным ходом шло строительство сарматских и скифских поселений. Первые крепостные постройки, до наших времен не дошедшие, датируются VI в. В греческих источниках раннее укрепление фигурирует под именем Дорос. Долгое время город, надежно защищенный скалами с трех сторон, считался неприступным.

В конце VII века Мангуп становится частью хазарского каганата, но в 787 году повстанцы отбивают у хазар крепость и окружающие земли, чем вызывают гнев могущественного каганата. Скорое нашествие хазар вылилось в полное разрушение города-крепости.
С XI по XIV век крепость известна под именем Феодоро и именно этот период считается самым загадочным и неизученным в истории этого места.

Происхождение названия крепости

Слово «мангуп» означает «гора», а «кале» - это «крепость». «Крепость на горе» звучит просто и прозаично, но не все согласны с такой трактовкой названия. Комплекс находится на горе Баба-Даг, что в переводе с татарского звучит как «отец-гора», а османы, после захвата территории и начала нового строительства, трактовали название Мангуп-Кале как «разрушенная крепость».

История укреплений

Все каменные остатки некогда величественной крепости датируются XIV-XV вв. В тех частях, где твердыню не защищали неприступные скалы, были выстроены массивные стены с системой оборонительных башен.
Летописи свидетельствуют о том, что в XIII-XIV вв. укрепление на Баба-Даге называлось Феодоро, а позже было переименовано в Мангуп, Поселение, которым правили князья армянского происхождения, быстро стало столицей одноименного княжества.

Крепость стала домом для многочисленных народов, включая греков и караимов, занимавшихся сельским хозяйством и рыбной ловлей. Существуют археологические свидетельства развитости промыслов и ремесел, в особенности в области производства керамики и дубления кож.

Развивая внешнеэкономические связи, местные правители столкнулись с серьезной проблемой в лице генуэзцев, страстно желавших забрать все побережье Тавриды под свой контроль. Для обороны важного для мангупцев порта Авлита была построена крепость Каламита, быстро разросшаяся в богатейший портовый город Крыма. Возмущенные денежными потерями генуэзцы пошли на вооруженное столкновение, завершившееся их разгромом. Итогом стала передача города Чембало под протекторат Мангупского государства после хитроумного восстания рыбаков.

Вскоре, из Аппенинского полуострова прибывают 20 отборных галер, которые после недолгой осады отбирают Каламиту и Чембало, но крымский хан Хаджи-Гирей наголову разбивает вероломных итальянцев и возвращает Каламиту мангупцам.

После падения Константинополя, турки высаживаются на Крымском полуострове и осаждают Мангуп. В декабре 1475 года жители города сдаются на милость победителю, а сама крепость подвергается уничтожению. Долгих 300 лет эти земли принадлежали султану. Лишь в 1774 году последний турецкий солдат покинул плато Баба-даг. Твердыня отходит к Российской империи и постепенно превращается в руины.

Во время немецкого наступления на Севастополь в годы Великой Отечественной Войны фельдмаршал Э. Фон Манштейн выбрал гору Баба-Даг основным наблюдательным пунктом над окрестностями.
Кроме достоверных исторических сведений, существует ряд , связанных с Мангуп-Кале. Редкий житель Крыма не слышал предание о бродящем по древним склонам мальчике-призраке. По одной из версий, ребенка в старинных одеяниях замуровали в стену во время строительства цитадели. Другая история гласит, что мальчик был сыном местного князя, который был казнен турками во время взятия крепости. Мальчик не выдержал унижений и сбросился со скалы. Третья легенда овеяна романтикой – благородный юноша, погибший за свободу родного княжества, возвращается к оставшейся в Мангупе возлюбленной.

Девичье озеро на Мангупе

Озеро, водная гладь которого занимает живописную долину между горами Чишма-Бори и Баба-Даг, является искусственно созданным водохранилищем. Местные жители называют это место просто озером Мангуп.

Водоем хорошо известен любителям отечественного кинематографа – здесь снимались эпизоды фильма «Подземелье ведьм». Вход в подземное убежище, по задумке создателей фильма, находился на крошечном острове посреди водохранилища. Кинолента снималась в 1990 году - тогда это место было уединенным уголком для размышлений, а не популярным среди туристов местом отдыха со всей сопутствующей инфраструктурой, как сегодня.

Интересно, что во время создания водохранилища, под затопление попали остатки древнего храма, алтарь которого появляется их воды в периоды засухи.
Для посетителей здесь оборудованы беседки и навесы, где можно провести пикник. Работает несколько точек питания, предлагающих попробовать традиционную татарскую кухню. Для прогулки по горным склонам, гости арендуют квадроциклы, а для неспешного скольжения по бирюзовой воде – катамараны.
Кстати, именно с воды открываются лучшие виды на четыре скальных выступа, которые напоминают когти хищника, держащего в страхе эти места. Вдалеке видны два мыса, под одним из которых, Чишма-Боир, было обнаружено жилище доисторического человека.

Один из берегов Девичьего озера занимает поселение Ходжа Сала, в котором каждый из чуть более 50 жителей связан с приемом и обслуживанием туристов.

Свято-Благовещенский православный монастырь на Мангупе

В 20 метрах ниже плато, на южном склоне Баба-дага, находится мужской . Уникальная святыня была сооружена прямо в скале на высоте 400 метров над уровнем моря. Хозяйственные постройки возведены на шатких укреплениях, которые долгие годы успешно справляются со своей задачей.

Монастырь был основан еще в VI веке, действовал в течение почти тысячи лет и был разрушен пришедшими османами в конце XV в. Только через 500 лет, в конце XX века силами монахов святыня была воссоздана и сегодня является действующей. Труднодоступность места обусловила отсутствие здесь электричества, а вместе с ним и всех информационных источников. Сегодня ничто из светского мира не отвлекает монахов от прямого общения с богом.

Приближение к монастырю по крутому склону символизирует наличие ухоженных обитателями монастыря цветочных клумб. Необыкновенный вид на окрестности дает простой ответ на вопрос, почему богоугодные люди селятся в таких труднодоступных местах.

Кельи и молитвенные комнаты обустроены на месте древних гротов VI в. Имеется здесь и большой грот, в котором в древности происходили собрания братии.

Паломники приходят помолиться к иконе Богоматери «Скоропослушница» и испить воды из чудотворного источника, расположенного прямо в одном из гротов. Фрески XV века, украшающие стены храма сегодня частично восстановлены и удивляют посетителей необычной легкостью и точностью изображений.

Главный объект, ради которого туристы преодолевают сложный подъем на Баба-Даг, – это масштабные руины древнего города Мангуп. Поднимаясь сюда, легко понять, почему город так долго оставался независимым и неприступным. Величественные скалы часто были окутаны туманом, что создавало еще большие сложности для штурмующих крепость войск.

Во время восхождения, путешественники видят возле одной из троп старинное кладбище караимов с более чем тысячей надгробий. После вхождения в состав Российской империи, евреи-караимы получили право селиться на всей территории огромного государства и вскоре покинули территорию Крымского полуострова. Хоть на надгробиях и высечены надписи на еврейском языке, в повседневном общении караимы предпочитали употреблять собственный диалект, сильно напоминающий крымско-татарский язык.

Для обороны пещерного города была выстроена огромная цитадель, отделявшая мыс Текшли-Бурун от городских построек. Общая длина возведенных укреплений – около 1,5 км, а если брать и естественно созданные скальные границы, то периметр комплекса составляет не менее 7 км. Доминантой стен служила трехэтажная башня, которая прикрывала оборону единственных ведущих в Мангуп ворот.

До 1425 года, когда в городе был построен отдельный княжеский дворец, именно башня служила резиденцией местного лидера. Она имела интересную конструкцию – стены, выходившие за пределы цитадели, грозно смотрели на долину, ощетинившись узкими бойницами. Четвертая же стена, направленная во двор, имела праздничный вид, была украшена резьбой и широкими окнами. Арка ворот, через которые гости попадали в Мангуп, хорошо сохранилась.

Отдельный княжеский дворец был построен в 1425 году и был разрушен турецкой артиллерией через 50 лет. Остатки резиденции были разобраны для реконструкции других объектов и сегодня на месте роскошного здания видна только часть фундаментов.

У стен цитадели видны остатки десятков пещер бытового и хозяйственного назначения. Отдельного внимания заслуживают погребальные углубления, где средневековые люди хоронили своих усопших. Хорошо сохранилось основание Южной церкви.

Жители Мангупа долго и успешно занимались выращиванием винограда и приготовлением собственного вина. Хорошо различим тарапан – большое каменное углубление со специальными стоками, где давили ягоды. Рядом располагается подземное хранилище для готового продукта.

Туристам предлагается осмотреть бывшую гробницу, которая впоследствии служила позицией для стрелков и арбалетчиков и прикрывала единственную дорогу к крепости. Нужно отдать должное защитникам – угол обстрела здесь идеальный, а в случае нехватки боеприпасов можно было просто начать скидывать камни на наступавшие войска.

О духовной жизни местного населения свидетельствуют остатки часовни, под которой были обнаружены склепы с захоронениями знатных жителей города.

На верху южного склона плато установлен деревянный православный крест, от которого начинается тропа «Железная дверь» к Благовещенскому мужскому монастырю.

Как добраться до пещерного города на общественном транспорте

Проще всего доехать до комплекса из районного центра Бахчисарай. Несколько раз в день сюда ходит автобус до Залесного. Выходить в поселке Ходжа-Сала.

Из Севастополя, Симферополя и Ялты добираться лучше с пересадкой все в том же Бахчисарае. Существуют прямые автобусы Сиферополь-Родное, Севастополь-Богатое, Севастополь-Терновка и Ялта-Бахчисарай (через Залесное), но ходят они редко и часто билеты на них достать довольно проблематично.

Для желающих переночевать в этом неповторимом месте существует возможность аренды комнат в частном пансионате и гостевом дворике, которые расположены в селении Ходжи-Сала.
Попасть в Мангуп можно в составе многочисленных туристических групп, которые собираются во всех популярных местах отдыха Крымского побережья.

Как добраться до пещерного города на машине

Мангуп-Кале находится недалеко от окраины Севастополя, поэтому дорога от центра города не отнимет больше получаса. Первый способ – выехать из города по Ялтинскому шоссе и свернуть с него на дорогу в сторону поселка Терновка, от которого до пещерного города остается всего несколько километров. Второй вариант – отправиться через Балаклавский район все в ту же Терновку.

Из Ялты нужно двигаться по дороге на Бахчисарай и свернуть в сторону Ходжа-Салы в селении Танковое.
Центр Крыма Симферополь связан с Мангуп-Кале дорогой, которая ведет через Бахчисарай. Свернуть с основной трассы нужно в селении Сирень и двигаться прямо через Залесное и Ходжа-Салу.

Стоимость и время посещения пещерного города Мангуп-Кале

Посещение пещерного комплекса Мангуп-Кале является платным. Цены на посещение не зависят от сезона и составляют 100 рублей для взрослого гостя и 50 рублей для детей школьного возраста. Древний город на горе Баба-Даг работает без выходных. Время работы с 9:00-16:00.

Левее нее виднеется силуэт некогда принадлежавшей княжеству башни Чембало. К северу от плато возвышаются скалы Эски-Кермена, за которыми уходят вдаль холмы с расположенными на них селами.

Встав лицом на юго-восток, можно увидеть величавый силуэт Чатыр-Дага. Это вершина принадлежит главной гряде Крымских гор.

Экскурсия по плато

Территория, на которой прежде располагался город, имеет вытянутую с востока на запад форму. Плато хорошо просматривается, открывая взору вырубленные в скале пещеры и руины некогда высоких стен с башнями.

Мангуп в 5-6 вв. находился на территории верхнего города. Она располагалась на Текшли-Буруне. Несколько позже город был расширен. Дома построили и на остальных мысах. Эта территория являлась нижним городом. Еще позднее были заселены верховья Табана-Дере. Они представляли собой ремесленные районы. До конца существования города незаселенным оставался только Сосновый мыс. Он служил для Мангуп-Кале запасной территорией.

Развалины древнего города

Мангуп-Кале (фото смотрите ниже) встречает туристов на мысе Текшли-Бурун руинами цитадели. Это была очень высокая стена оборонительного типа, возведенная с восточной части возвышенности в западную. У самых ворот находятся руины здания. Постройка ремонтировалась в последний раз в 15 в. На сегодняшний день она сильно разрушена. С внутренней стороны этого здания можно полюбоваться широкими дверными и оконными проемами, которые украшает уникальная резьба по камню. Здесь сооружение больше похоже на дворец, чем на крепость. Предполагают, что это была резиденция мангупских князей.

Недалеко от ворот находятся остатки восьмигранной церкви, построенной в 8 в. А в восточной стене Дырявого мыса располагаются пещеры-казематы. Из них хорошо просматривается дорога, ведущая к главным городским воротам. Такие же пещеры есть и со стороны западного обрыва. Они необходимы были для того, чтобы поразить неприятеля сверху, если он будет передвигаться к городским воротам. В мирные времена пещеры использовали для хозяйственных целей.

Среди боевых казематов в середине восточного обрыва располагалась пещерная церковь, которую посещали защитники цитадели. Подступы к плато со стороны Бельбекской долины контролировались с дозорной башни. Она находилась в самом конце мыса. Возле башни была сооружена казарма, нижняя часть которой вырублена в скале. Верхняя, сложенная из камня, не сохранилась до наших дней. В основании башни располагается дверной проем, за которым находится лестница, ведущая в большую искусственную пещеру. Из нее можно спуститься ниже, перейдя, как предполагается, в подземную тюрьму.

В южной части плато находится большое количество пещер. Некоторые из них служили христианскими храмами. К западу от балки Гамам-Дере можно посмотреть на остатки дворца последних правителей Феодоро. Немного поодаль находятся руины христианского храма, возведенного в честь двух святых - Елены и Константина.

Отдых в горах Крыма

Любоваться и исследовать развалины пещерного города, расположенного на плато Мангуп, - это дело не одного дня. Для тех, кто имеет желание задержаться у исторической сокровищницы целых цивилизаций и вдоволь полюбоваться необычайной по своей красоте природой, у подножия горы открыта гостиница. Она принимает посетителей круглогодично.

Великолепный отдых «Мангуп-Кале» (это название гостиницы) обеспечит вам непременно. Здесь обеспечено оптимальное сочетание услуг и цен на них. Кроме того, имеется возможность побыть вдали от будничных проблем и городской суеты.

02:30 pm - Пещерный город Мангуп-Кале

На Мангуп меня тянуло словно магнитом, именно туда и никуда более. И мы туда съездили. Изучили проспекты турфирм, взяли экскурсию, даже чуть было на нее не опоздали… а потом выяснилось, что мы единственные, кто заинтересовался Мангупом. Поэтому вышла у нас индивидуальная экскурсия - мы вдвоем, да проводник. И было это очень здорово, дяденька-экскурсовод (совсем забыл его имя) обрадовавшись, что мы на Мангуп попали не по ошибке, а с большим интересом рассказал нам все в подробностях, сводил на каждый мысок и завел практически в каждую пещерку…

Путь на вершину Мангупа начался с татарской деревеньки Хаджи-Сала, лежащей возле небольшого озера. Озеро искусственное, вырыли его в конце 80х годов, когда начали копать нашли древние остатки базилики, но вода все затопила… говорят, что в засушливые годы озеро мелеет и на дне отлично видно древние руины.

А потом началось восхождение. Именно восхождение, если, например, подъем на Чуфут-Кале напоминал неспешную прогулку, то на Мангуп мы лезли. Хотя очень трудным подъем назвать я тоже не могу - через небольшие промежутки маршрута стояли скамеечки, на которых мы отдыхали и наш экскурсовод рассказывал о истории города-крепости… Но о ней чуть позднее.

Вообще Мангуп-Кале представляет собой плато с четыремя вытянутыми мысочками: Дырявый (Тешкли-Бурун); Ветреный (Элли-Бурун), мыс Вызова иудеев (Чуфут-Чеорган-Бурун) и Сосновый (Чамлы-Бурун).
Мысы разделены тремя оврагами: Кожевенным (Табана-Дере), Банным (Гамам-Дере) и Капу-Дере (овраг ворот).
Названия думаю понятны. Разве что "мыс Вызова иудеев" может вызвать вопросы - предполагают, что с этого мыса последние жители Мангуп-Кале - караимы, занимавшиеся выделкой кож (отсюда и название Кожевенного мыса), вызывали на работу жителей лежавшей у подножья деревни.
Еще вопросы может вызвать Дырявый мыс.. но о нем я еще напишу.
На фото ниже план Мангуп-Кале.. даже с подписями (такой уж нашелся =))

Постепенно начались и достопримечательности, первая - караимский некрополь. Караимы немногочисленный тюркский народ, исповедующий караизм (что-то вроде иудаизма но другое). Подробнее о них я писал в . Караимы были последними обитателями Мангуп-Кале, нынче от них осталось вот только караимское кладбище. Производило оно немного жутковатое впечатление, множество разбросанных то здесь, то там позеленевших могил с непонятными писминами на иврите. Днем через него было идти вполне нормально... но не хотел бы я миновать этот древний некрополь ночью....

И вот мы наконец на плато... встретило оно густыми травами, приятным ветерком и древними руинами.... С вершины Мангупа открывается потрясающий вид... Во время второй обороны Севастополя 1941-1942 годов, на Мангупе располагался штаб командующего 11-й немецкой армией фельдмаршала Эриха фон Манштейна. Манштейн устроил здесь наблюдательный пункт, и действительно, Мангуп возвышается на 250 метров над окрестностями, его высота над уровнем моря 583 метра. С Мангупа прекрасно видно море и Севастополь. В своих воспоминаниях Манштейн писал, что штурм Севастополя немецкими войсками - это был единственный случай в новейшей истории, когда военачальник наблюдал за всем полем сражения.

Люди на Мангупском плато жили, издревле, но это были небольшие, в основном пастушьи поселения. Однако в VI веке Византийская империя решила отстроить ряд оборонительных укреплений для защиты города Херсонеса () от кочевников. Так и появилась крепость, тогда получившая название Дорос.

В конце VIII начале IX века крепостью владели хазары, подчинившие себе эту область, но потом вернулись византийцы. И с XIII века крепость стала столицей православного поздневизантийского княжества Феодоро или Готии. Про княжество это известно очень мало, предполагают, что оно было создано из византиских владений, не желающих попадать под влияние генуэзсцев. Население его состояло в основном из крымских готов, греков и алан.
На фото ниже руины дворца последнего правителя княжества Феодоро княза Александра

Княжество Феодоро просуществовало почти 200 лет, и было богатым и сильным. Феодорийцы контролировали обширные земли юго-западного Крыма, воевали с генуэзцами и дружили с татарами. У феодорийцев был собственный порт Авлита (находился он на территории нынешнего Инкермана, защищала его крепость Каламита о которой я ), который был серьезным конкурентом генуэзских колоний, в частности Кафы и Чембало. Через этот порт велась активная торговля рабами, который поставляли, в свою очередь татары....

По легенде правящая династия феодоритов происходила от греческого рода Гаврасов (по татарски Ховра) А о большом политическом весе княжества говорит хотя бы то, что феодорийская княжна Мария стала женой молдавского царя Стефана III, а великий князь Московский Иван III в 1474 году начал переговоры о женитьбе своего сына на дочери князя феодоритов

"Корытце" на фото слева - давильня, с помощью нее давили вино. Технология, думаю, достаточно понятна..

Просуществовало княжество Феодоро всего лишь 200 лет.. в 1475 году в Крым вторглись турки, одна за другой пали генуэзские крепости вдоль побережья, потом настала очередь и феодорийских. Крепость Феодоро держалась шесть месяцев (для сравнения - византийская столица Константинополь был взят через два месяца). В конце концов турки затащили в горы пушки и все же смогли пробить брешь в укреплениях. Хотя, наш экскурсовод сказал, что вполне возможно не обошлось без предателя, открывшего ворота турецким войскам. Так или иначе крепость пала, семья последнего феодорийского князя Александра схвачена, а 15 тысяч жителей города убито.

С этого момента крепость и получила название Мангуп-Кале и превратилась в мелкое турецкое укрепление, просуществовавшее до 1774 года. Христиане постепенно отсюда сбежали, татарам селится было запрещено... поэтому основными жителей этих мест и стали караимы да и те в 1790 году МангупКале покинули... и остались от когда-то великой крепости одни руины...

Вот, например - остатки феодоритской цитадели. Она пала последней под натиском турецких войск

Цитадель - самая сохранившаяся постройка на Мангупе. В остальном все пещеры да руины.. Кстати люди здесь в пещерах, разумеется не жили, были у них вполне себе нормальные дома. Но домов этих не осталось.. а вот пещеры..

Самый интересный комплекс пещер сохранился на одном из мысочков мысу Тешкли-бурун - «дырявый мыс». На оконечности мыса сохранился древний двухъярусный пещерный комплекс, предположительно монастырь оборонного типа.

Именно благодаря этому комплексу мыс и получил свое название. Вот так он выглядит со стороны, видите дырку? =) Ее отлично видно даже из долины.

Пещерный комплекс на краю Тешкли-Бурун называется Барабан-коба - есть там колонна, полая внутри постучав по которой вы услышите звук, напоминающие звук барабана... но обойдусь уж без ее фото.

А вот остатки какого-то загадочного рисунка.. баловство местных жителей или след магического ритуала? За Мангуп-Кале прочно закрепилась слава места сакрального, мистического...

Но помимо руин есть на Мангуп-Кале и вполне функционирующие сооружения, например мужской пещерный Благовещенский монастырь. Расположен он на южном склоне мангупского плато, "под" ним. Возник монастырь он на рубеже XIV-XV веков и раньше назывался Южным. Расположен монастырь за пределами оборонительных стен, это дает возможность предположить, что создавался он мирное время, когда бояться было нечего. Обитель находится в труднодоступном месте, ход туда был потаенным. Он и сейчас не очень заметен, и не очень легок.

Как рассказал наш экскурсовод долгое время монастырь был пустующим, однако с конца 90х его начали восстанавливать. Монахи туристам не очень рады, по крайней мере когда мы посещали монастырь, то никого не встретили...

Особенно впечатлила и запомнилась икона, вырезанная в скале. Рядом был неприметный кусок камня изящно "превращенный" в голубя. Видимо среди братии или работников монастыря есть талантливый камнерез.

Вообще, Мангуп действительно какое-то особенное место. Место, где по особенному дышится... То ли от того, что в горах дует прохладный ветер, то ли от того, что воздух чище... а может действительно из за того, что это особенное, сакральное место

В древности ее называли Баба-Даг, что в переводе означает Отец-Гора. Величественный известняковый останец - Мангуп, словно остров, возвышается среди окрестных долин. Вьющиеся по ним дороги, соединяясь и захватывая Мангуп петлей, выходят в итоге в бассейн реки Бельбек. Географическое положение Отчей горы предопределило ее судьбу. Находясь в 20 километрах от Бахчисарая в центре извилистых балок, скалистых водоразделов, отдельных гор, связанных нитями дорог, Мангуп представлял собой лучшее место для строительства убежищ и крепостей. Со времен неолита люди проявляли интерес к этому месту. Бывал тут и скиф, и хазарин, и турок… и наш современник - вандал.

Кто на Мангупе живет

Пещерный город Мангуп - один из самых удивительных уголков Крыма, в 1996 году занесен в списки уникальных мировых исторических древностей ЮНЕСКО. К сожалению, к тому моменту, когда люди начали ценить это великое сокровище, вандалы успели сделать свое черное дело. Старинные росписи и мозаики утрачены, но даже в нынешнем состоянии Мангуп является неисчерпаемым источником новых открытий и находок.

Возвышающееся на 584-метровой высоте над уровнем моря плато привлекало внимание человека еще задолго до появления на нем крепости. Об этом свидетельствуют найденные археологами следы стоянок времен неолита. В III-IV веках на плато поселяются Скифо-сарматы. В VI веке здесь появляются первые укрепления. Увы, от них мало что осталось.

С конца VII века хазарский каганат распространяет влияние на всю Юго-Западную Таврику. Неприступный Мангуп, как магнит, притягивает новых хозяев полуострова. Хазары предпринимают прямой захват города-крепости в 787-м году, что вызывает восстание местного населения. Повстанцам удалось не только изгнать хазар из крепости, но и захватить укрепленные горные проходы. Тем не менее окончательная победа хазар была делом времени. Новый штурм заканчивается разрушением города и его опустошением. В IX веке проводится восстановление оборонительной системы города. В X веке появляются первые упоминания о городе с названием Мангуп. А в период с XI до середины XIV веков источники называют его Феодоро.

В средневековье этот город являлся центром одноименного феодального государства. Крупное по тем временам христианское княжество занимало значительную часть юго-запада Таврики с портом Каламитой (Инкерман). Население его было разнородно и состояло из тавро-скифов, готов, аланов-сарматов. Расцвет княжества приходится на время княжения Алексея с 1420-1456-й годы. В этот период в городе Феодоро развернулось масштабное строительство: возводились укрепления, княжеский дворец, церкви. Возрастает и численность населения - до 200 тысяч жителей. Это весьма значительная цифра для Крыма того времени. Немаловажное значение в развитии государства имели выдающиеся личные качества князя Алексея. Это был мудрый правитель и хороший дипломат. Он поддерживал добрые отношения с Крымским ханством и порой даже вмешивался в их борьбу за престол. Голосуя за того или иного претендента, князь тем самым укреплял и свои позиции. Так, воспользовавшись поддержкой крымских ханов, Алексей заполучил собственный порт на Крымском побережье.

В какой-то момент Каламита сделалась опасным соперником Чембало, Судака и самой Кафы в сфере морской торговли. Сюда приходили суда из Византии и стран Средиземноморья. Генуэзцам такое положение дел не нравилось. Чтобы избавиться от конкуренции, они в 1434-м году направили войско из Кафы, которое сожгло Каламиту. Однако феодориты не пали духом. Они быстро отстроили порт, который еще долго оставался морскими воротами княжества вплоть до конца его существования.

Экономика Феодоро базировалась на сельском хозяйстве, и это не удивительно, ведь вокруг плодородные долины. Население занималось хлебопашеством, садоводством, огородничеством, виноградарством. Тому есть многочисленные свидетельства - остатки виноделен с большими давильнями в замках и монастырях Феодоро.

В долинах также выращивали хлебные злаки: пшеницу, ячмень и просо. Крымские археологи часто находят каменные жернова от мелких ручных мельниц, так называемые зернотерки. В пифосах XIII века также была обнаружена рубленая пшеничная и ячменная солома. Кстати, пифосы - самая популярная посуда тех времен - неисчерпаемый источник интересной информации об истории Крыма. В этих красивых сосудах хранили весь собранный урожай. Пифосы складывали в ямы, которые вырубали прямо в скале или вырывали в грунте. Ямы обкладывали камнем, обмазывали глиной, и обжигали.

В садах Феодоро обильно произрастали всевозможные плодовые деревья. Но особое место занимали грецкий орех, фундук и олива, из плодов которых извлекали масло. С тех пор повсюду в южных районах Крыма на местах средневековых поселений встречаются одичавшие потомки этих растений.

Во время раскопок на Мангупе были также найдены кости крупного и мелкого рогатого скота. Тягловой силой служили быки и волы, очень широко использовались ослы. Судя по костным остаткам, феодориты разводили коров.

Города и даже мелкие княжества Феодоро в XIV-XV веках отличались интенсивным развитием кузнечного дела. При раскопках Мангупа найдены любопытные железные предметы - поясные пряжки, всевозможные гвозди, подковы, ножи, наконечники стрел. На высоте было и строительное дело. Обломки колонн, капителей, наличники и прочие украшения из местного камня являются образцами подлинного архитектурного искусства. Мангупские каменотесы и строители сооружали дома, храмы и дворцы, но главным их достижением были мощные оборонительные стены с башнями.

На пике своего развития княжество Феодоро начало играть значительную роль в международной жизни всего региона. В 1472 году мангупская княжна Мария, дочь Олубея, была выдана замуж за молдавского господаря Стефана III. В 1474-м году великий князь Московский поручил послам вести переговоры о женитьбе сына на дочери князя феодоритов. Брак не состоялся из-за турецкого вторжения в Крым. Увы, ни что не вечно под луной.

1475-й год стал роковым для Феодоро. На Крымский полуостров вторглись турки. Неприступная Кафа сдалась на шестой день осады. Только Мангуп оказал достойное сопротивление. За полгода осады турки предприняли пять штурмов! И лишь на исходе трагического года им удалось ворваться в город. Главный удар пришелся на оборонительную стену, перекрывающую устье небольшой балки, между мысом Чуфут-че-арган-буран и Таврским. Турецкие артиллеристы установили пушки на середине противоположного мыса. Для этого им пришлось проложить специальную подъездную дорогу, орудия весили по несколько тонн. Очевидно, до этого феодориты не видывали подобного вооружения. На защитников укрепления ссыплись ядра 40-сантиметрового калибра, которые весили 100 килограммов. Однако будучи под защитой мощной стены, воздвигнутой почти за тысячелетие до описанных событий, какое-то время осаждаемые имели надежду на победу. Во время раскопок были найдены скелеты воинов-феодоритов, погребенные под каменными завалами. В остатках стен также сохранились вонзившиеся наконечники турецких стрел. Количество же собранных ядерных осколков исчисляется тысячами.

После обрушения внешних стен крепости последней защитой и оплотом гарнизона стала цитадель. Находясь в отчаянном положении осажденные, тем не менее, не собирались капитулировать. Свидетельством их отчаянного мужества является находка остатков кузнечного горна, устроенного возле ворот. Оказывается, в самый разгар боя местные кузнецы продолжали ковать наконечники стрел и копий. Чтобы прорваться, турки подтянули вплотную пушки и засыпали каменными ядрами упрямого противника. Захватив Мангуп в декабре 1475-го года, турки в отместку за «неприветливую» встречу разорили его, устроив беспощадную бойню. Князь Александр был пленен и впоследствии казнен в Константинополе. Из его родных в живых остался лишь малолетний сын, который стал впоследствии родоначальником знатной турецкой семьи.

Захваченные земли княжества Феодоро были преобразованы в турецкий кадылык. Понимая стратегическое значение Мангупа, в крепости расположился гарнизон. Некоторые оборонительные сооружения и цитадель перестроили, приспособив их к использованию огнестрельного оружия. Но ни новая цитадель, ни пушки не помогли туркам, когда пришло время и им покинуть Мангуп. Крепость служила новым хозяевам до XVIII века. После присоединения Крыма к России с плато ушли последние жители в лице немногочисленной караимской общины. В начале 90-х годов XVIII века некогда процветающий город окончательно прекратил свое существование.

Штурмуем Мангуп

Конечно, прочувствовать историю затерянного в облаках города-крепости, можно только взобравшись на Мангуп. Для современно человека, страдающего гиподинамией, подъем на гору может оказаться нелегким. Но полученные впечатления в итоге того стоят!

Взбираться можно по каждому из местных оврагов. Однако наименее крутая дорога ведет через южный склон Мангупа к главным воротам в верховье Капу-Дере. Сегодня это излюбленный путь туристов, поскольку тропа проходит мимо бьющего из-под скалы родника.

Помимо соприкосновения с самой древней страничкой в истории Крыма, путешественники получают эстетическое наслаждение, наблюдая открывающиеся перед глазами сказочные пейзажи. Скалистые мысы Мангупа восхищают древней первозданностью. С Мангупа отлично видны как ближние скалистые холмы, так и дальние горные цепи Главной гряды. Открывающуюся панораму можно сравнить со средневековой картой истории юго-западной Таврики. Каждая возвышенность - историческая веха.

Из местных достопримечательностей интересна крепость-цитадель. Величественные руины башни напоминают о далеких трагических событиях. Двухэтажное здание частично реставрировано. Высокая оборонительная 105-ти метровая стена отсекает мыс, а также остатки пещерных сооружений хозяйственного назначения. Очень любопытна искусственная пещера. После разрушения в ней образовалось сквозное отверстие - дыра, давшая название мысу. Ниже находится еще одно помещение - подземная тюрьма. Здесь прямо в скале были вырублены одиночные камеры.

У вершины Гамам-Дере - остатки дворца последних князей Феодоро. Исследователи считают этот архитектурный памятник «единственным примером дворцового комплекса на почве Крыма и одним из немногих на всем Ближнем Востоке». Надпись на одной из плит, некогда вделанной в стену башни и украшенной двуглавым орлом, гласит: «Была построена эта башня вместе с дворцом в благословенной крепости, которая видна и ныне, во дни Алексея, владыки Феодоро и Поморья».

Неподалеку от дворца - основание христианского храма. Некогда на плато было много церквей, наземных и пещерных. Последние представляют особый интерес. Один из скальных храмов находился у юго-восточного обрыва. Лет двадцать назад ценители прекрасного имели возможность полюбоваться чудом сохранившимися остатками фресковой росписи ХIV-XV веков, расположенными на стене алтаря. К сожалению, древние шедевры были уничтоженные вандалами.

Самое высокое место плато отмечено металлической пирамидой геодезического знака. Именно отсюда отрывается изумительная по красоте горная панорама на многие десятки километров вокруг. Отправляясь на Мангуп, не забудьте прихватить с собой бинокль. В ясную погоду через него можно увидеть часть Севастопольской бухты!

Официальные сведения
Средневековый город крепость в

Бахчисарайском районе Крыма.

Высота 583 м.

Общие сведения о Мангуп-Кале (по опубликованным источникам)

Историческое название Мангуп-Кале - Баба-Даг, Отец-Гора. Столица княжества Феодоро (Крымская Готия), затем турецкая крепость. Расположен на вершине горы-останца площадью около 90 га. На территории крепости расположены два больших родника (всего их больше пятнадцати) которые впоследствии стали называть Мужским и Женским. В 1975 году на территории крепости создан одноименный комплексный памятник природы общегосударственного значения.

Мангуп-Кале расположен на плато горы-останца Баба́-Даг. Наибольшая высота составляет 583 м. Гора представляет собой отдельно-стоящее возвышение, круто обрывающееся к югу. С северной стороны гора имеет четыре протяженных выступа, называемых мысами. Самый западный выступ именуется Чамны́-буру́н, второй с запада - Чуфу́т-Чеарга́н-буру́н, следующий - Элли́-буру́н и, наконец, самый восточный - Тешкли́-буру́н (крымкотатар. «мыс с дыркой», получил своё название из-за сквозного грота, образовавшегося в результате обрушения искусственной пещеры, называемой Барабан-Коба). Между мысами пролегают овраги, каждый из которых также имеет свое название: с запада на восток - Табана́-дере́, Гама́м-дере́, и Капу́-дере́.

В III-IV веках мангупское плато заселяют скифо- сарматы .

В IV-V веках на плато появилось поселение аланов и готов, а в окрестных балках катакомбные могильники.

Во второй половине V века построены первые укрепления. В это время город назывался До́рос и был столицей страны Дори - крымской Готии. В VI веке на плато возводится монументальная базилика, город становится центром Готской епархии в Крыму.

В конце VII века Хазарский каганат подчиняет Дорос. В городе ненадолго размещается хазарский гарнизон. Захват Дороса послужил сигналом к началу антихазарского восстания, возглавленого Св. Иоанном Готским.

XIII - середина XV город был столицей поздневизантийского княжества Феодоро, контролировавшего Юго-Западный Крым и находившегося под влиянием Византии. Сам город называли также Феодоро . Именно с этой эпохи сохранились множественные искусственные пещеры, оборонительные стены, фундаменты базилик и руины цитадели на мысе Тешкли-бурун.

1475. Город после полугодовой осады Мангупа, как и всё княжество, был захвачен османскими войсками. Османы перестроили крепость, которая в период их правления называлась Мангуп-Кале - крепость Мангуп). Вплоть до 1774 года Мангуп был центром кадылыка (самой мелкой административно-территориальной единицы Османского государства), входившего в состав эялета (провинции) с центром в Кефе (Феодосии).

1774 Крепость была оставлена турецким гарнизоном.

1790 Мангуп покинули последние обитатели - община караимов. В овраге «Табана-Дере» сохранились остатки караимского кладбища

Мангуп-Кале - крупнейший пещерный город в Крыму, занявший плато одноимённой горы площадью, без малого, квадратный километр. Природа сделала это плато прекрасным местом для постройки укреплённого города: оно возвышается над соседними долинами более чем на 200 метров , с трёх сторон его защищают крутые обрывы, а главное - плато располагает двумя источниками воды. Люди, конечно, этим воспользовались.

На данный момент у историков нет единого мнения о времени возникновения поселения на Мангупе. Наиболее распространённая версия гласит, что уже в первых веках нашей эры на плато существовали скифо-сарматские поселения. Позже, примерно в 4-м веке, на плато поселились готы, к тому моменту уже окультуренные и «огреченные». С ними и связывают появление первой крепости на мысе Тешкли–Бурун в 5-6 веках н.э.

Со временем город развивается и разрастается практически на всё плато. С помощью римской империи, и в частности Херсонеса, союзником которого, как и другие "пещерные города" (Чуфут-Кале, Эски-Кермен) являлся Мангуп, строится базилика и новые укрепления. При этом часть плато за стенами осталась незастроенной, предположительно для того, чтобы население долин могло переждать на нём нашествие врага. В этот период город является столицей небольшого государства Дори, или крымской Готии, и носит название Дорос.

Следующей крупной вехой в истории пещерного города стало вторжение хазар, а позже и захват ими Дороса. Считается, что именно хазары впервые назвали город Мангупом. Захват спровоцировал восстание, которое несмотря на достигнутые успехи, было быстро свёрнуто его же лидерами, ввиду изменения обстановки в Византийской империи.

В 9-м веке хазары ослабли, а Византийская империя вновь усилилась на Крымском полуострове и вся юго-западная Таврика объединилась вокруг Херсонеса.

В 10-11 веках, как считается, жизнь на Мангупе замирает. Возможными причинами называют и землетрясение, и междоусобицы, и даже отсутствие опасности – люди просто спустились в более удобные для жизни долины. Как бы то ни было, но в 13 веке жизнь на Мангупе вновь бьёт ключом. В это время он носит название Феодоро и является столицей одноимённого княжества.

Насколько укреплён и силён был город в этот период можно судить по тому, что он устоял в 1299 году, когда Ногай разгромил другие города юго-западного Крыма, и в 1399, когда хан Едигей разрушил многие города, в том числе Херсонес. Правда, княжество тогда всё же лишилось части владений.