Мараканд (древнее название самарканда.). История самарканда Самарканд история возникновения

Самарканд — это один из древнейших из ныне существующих городов нашей планеты. По его улицам маршировали воины из армий многих великих завоевателей, а средневековые поэты воспевали его в своих произведениях. Истории Самарканда с момента основания и до наших дней посвящена эта статья.

Древнейшая история

Хотя история города Самарканда насчитывает более 2500 лет, археологические находки указывают, что в этих краях люди жили уже в эпоху верхнего палеолита.

В античности он был известен как столица Согдианы, которая описана в священной книге религии зороастризма — Авесте, относящейся к 6 веку до н. э.

В римских и в древнегреческих источниках его упоминают под именем Мараканда. В частности, так называют Самарканд биографы Александра Македонского, завоевавшего город в 329 году до н. э.

В 4-5 веках нашей эры он перешел под власть восточно-иранских племен. Возможно, это заставляет некоторых политиков превратно толковать историю Самарканда и Бухары. Землей таджиков называть эти города нельзя. По крайней мере, на данный момент этому нет серьезного научного обоснования.

В начале 6-го века древний Самарканд, в истории которого есть немало белых пятен, был частью империи эфталитов, в которую входили Хорезмия, Бактрия, Согдиана и Гандхара.

Раннее Средневековье

В 567-658 годах нашей эры Самарканд, история возникновения которого до конца не изучена, находился в от Тюркского и Западнотюркского каганатов. Достоверных сведений о событиях, которые там происходили в этот период, нет.

712 год в и Самарканда ознаменовался вторжением арабских завоевателей, возглавляемых Кутейбой ибн Муслимом, которому удалось захватить город.

В период Мусульманского Ренессанса

875-999 годы вошли историю Самарканда как эпоха расцвета города. В этот период он превратился в один из крупнейших культурно-политических центров государства Саманидов.

Когда к власти пришла тюркская династия Караханидов, в Самарканде началось основание первых медресе. Наиболее известным из них было учебное заведение, открытое на средства Ибрагима тамгач-хана.

Расцвет Самарканда ознаменовался также строительством в городе роскошного дворца, украшенного росписью. Он был возведен по приказу Ибрагима Хусейна Караханида, правившего с 1178 по 1200 годы.

Упадок

События, которые происходили в регионе, практически всегда оставляли свой след в истории Самарканда, так как без захвата этого важного политического и культурного центра Средней Азии ни один правитель не мог считать свое влияние абсолютным.

В частности, в начале 13-го века город был втянут в противоборство между караханидом Османом и хорезмшахом Ала ад-Дином Мухаммедом Вторым. Последнему удалось победить восставшего вассала и сделать Самарканд своей столицей. Однако это было лишь начало бед, которые ожидали его жителей.

Завоевание Чингисханом

В 1219 году Чингисхан, разгневанный неуважительным отношением к его послам со стороны правителей Хорезма, остановил завоевательный поход на Китай и двинул свои войска на запад.

Хорезмшах Мухаммед вовремя узнал о его планах. Он решил не давать решающего сражения, а отсидеться с войском в городах. Хорезмшах надеялся, что монголы рассеются по стране в поисках добычи, и тогда гарнизонам крепостей будет легче с ними справиться.

Одним из городов, которые должны были сыграть важную роль в этом плане, был Самарканд. По приказу Мухаммеда вокруг него были возведены высокие стены и выкопан ров.

В марте 1220 года монголы разрушили и разграбили Хорезм. Воинов, попавших в плен, Чингизхан решил использовать для осады Самарканда, куда двинул свои войска. Гарнизон города на тот момент, по разным источникам, составлял от 40 до 110 тысяч человек. Кроме того, у оборонявшихся было 20 боевых слонов. На третий день осады некоторые представители местного духовенства пошли на предательство и открыли ворота перед врагом, сдав Самарканд без боя. 30 000 воинов-канглов, служивших хорезмшаху Мухаммеду и его матери Туркан-хатун, попали в плен и были казнены.

Кроме того, воины Чингисхана забирали у местных жителей все, что могли унести, и оставили после себя лишь руины. По свидетельству путешественников того времени, от 400-тысячного населения Самарканда в живых осталось всего лишь 50 000 человек.

Однако трудолюбивые самаркандцы не смирились. Они возродили свой город на некотором отдалении от прежнего места, там, где сегодня располагается современный Самарканд.

Эпоха Тимура и Тимуридов

В конце 60-х годов 14-го века на территории бывшего Чагатайского улуса, а также южной части Улуса Джучи Великой Монголии образовалась новая империя, названная Тураном. В 1370 году состоялся курултай, на котором эмиром государства был избран Тамерлан.

Новый правитель решил, что его столица будет в Самарканде, и решил превратить его в один из самых великолепных и могущественных городов мира.

Расцвет

По мнению историков, в период правления династии Тимуридов Самарканд достиг своего наивысшего развития.

Именно при нем и при его потомках там были построены архитектурные шедевры, которые и сегодня вызывают восхищение совершенством замысла зодчих и мастерством тех, кто работал над их возведением.

Новый эмир насильно пригонял в Самарканд мастеров из всех стран, куда совершал завоевательные походы. За несколько лет в городе были построены величественные мечети, дворцы, медресе и усыпальницы. Более того, Тимур стал давать ближайшим селениям названия известных городов Востока. Так в Узбекистане появились Багдад, Дамаск и Шираз. Таким образом великий завоеватель хотел подчеркнуть, что Самарканд величественнее их всех.

При своем дворе он собрал видных музыкантов, поэтов и ученых из разных стран, поэтому столица Тимуридской империи по праву считалась одним из главных культурных центров не только региона, но и мира.

Начинание Тимура продолжили его потомки. В частности, при его внуке Мирзо Улугбеке в Самарканде была построена обсерватория. Кроме того, этот просвещенный правитель пригласил к своему двору лучших ученых мусульманского Востока, превратив город в один из центров мировой науки и изучения ислама.

Позднее Средневековье

В 1500 году было основано Бухарское ханство. В 1510 году в Самарканде состоялось восшествие на престол Кучкунджи-хана. При его правлении в городе продолжалось масштабное строительство. В частности, были возведены два известных медресе. Однако с приходом к власти нового правителя Убайдуллы столица была перенесена в Бухару, а город стал столицей бекства.

Новый виток возрождения Самарканда пришелся на период с 1612 по 1656 год, когда городом правил Ялангтуша Бахадура.

Новое и Новейшее время

В 17-18-м веках город жил спокойной размеренной жизнью. Кардинальные перемены в истории Самарканда и Бухары произошли после того, как в 1886 году на территорию современного Узбекистана вошли русские войска. В результате город был присоединен к Российской империи и стал административным центром Зеравшанского округа.

В 1887 году местные жители подняли восстание, однако оно было подавлено русским гарнизоном под командованием генерал-майора Фридриха фон Штемпеля.

Скорейшей интеграции Самарканда в Российскую империю послужило строительство железной дороги, соединившей его с западными регионами государства.

После Октябрьской революции

После известных событий в Петрограде в 1917 году Самарканд был включен в состав Туркестанской АССР. Затем, с 1925 по 1930 год, он имел статус столицы Узбекской ССР, позже сменив его на звание административного центра Самаркандской области.

В 1927 году в городе был основан Узбекский педагогический институт. Это первое высшее образовательное учреждение впоследствии стало университетом, и ему было присвоено имя Навои.

Вообще, в советский период в Самарканде также были основаны и другие вузы, благодаря чему город стал крупным образовательным центром в масштабе всей советской Средней Азии.

В годы Второй мировой войны в Самарканде действовала эвакуированная из Москвы Артиллерийская академия и несколько крупных промышленных предприятий.

Советский период ознаменовался также активным развитием туризма. Кроме того, в городе были открыты несколько крупных промышленных предприятий.

В 1991 году Самарканд стал столицей Самаркандской области Республики Узбекистан. Спустя три года там был открыт крупнейший в Узбекистане вуз — Самаркандский госинститут иностранных языков.

Теперь вы знаете, какую давнюю историю имеет Самарканд. В последние десятилетия там сделано многое для развития туризма, поэтому, оказавшись в Узбекистане, обязательно посетите древнюю столицу Согдианы, чтобы увидеть шедевры средневековой архитектуры, признанные частью всемирного наследия человечества.

В Бухаре хорошо, а в Самарканде лучше. Я давно наслышан об этом старом, считающимся вторым по величине городе Узбекистана. И если меня пленили своей красотой даже с , то пропустить Самарканд мы никак не могли.

Ранним утром нас уже поджидал горячий завтрак и чай, после которого протрезвевший хозяин, не отказавшись от своего гостеприимства, проводил нас к автобусу в Самарканд и даже заплатил за проезд – 1000 сум (15 руб.) на человека.

Счастливые и отдохнувшие, мы отправились на изучение “музея под открытым небом”. На самом деле Самарканд намного древнее того времени (VIII век до н.э.), когда во главе его правления стоял Тамерлан (Тимур). Однако, большинство памятников архитектуры, которыми сейчас можно полюбоваться в Самарканде были возведены с руки этого великого завоевателя.

Некрополь Шахи-Зинда.

На юго-восточном склоне городища Афросиаб расположился один из красивейших ансамблей Самарканда или попросту кладбище под названием Шахи — Зинда.

Ансамбль включает в себя более 20 строений, в архитектуре которых резная терракоту, крупная мозаика и рельефная майолика. Уникальность некрополя в том, что в нем заключена многовековая история Самарканда, так как здесь можно встретить сооружения, начиная с XI века. Поэтому не смотря на платный вход, мы с Милой умудрились просочиться с толпой нахлынувших туристов незаметно, дабы насладиться этим великолепием бесплатно.

В переводе Шахи-Зинда обозначает “живой царь”, с этим связано множество легенд, но общая суть их всех такова, что во время молений исламистов, в числе которых был и царь Куссам ибн Аббас (двоюродный брат пророка Мухаммада), на них напали язычники, которые совершили попытку убить последнего. Однако, царю во всех известных легендах чудесным образом удавалось уйти от смерти.

Интересно, кто же тогда находится в одноименной усыпальнице, которая является центром некрополя?

Этого нам не узнать, внутри обычные побеленные надгробия даже без надписей.

Не смотря на то, что в комплекс входит множество похожих мавзолеев, мы заглянули практически во все. И не зря, ведь некоторые из них внутри украшены настолько красиво, что совершенно забываешь, где находишься, во дворце, или в усыпальнице.

Самым отличительной усыпальницей является мавзолей Туман-ака, так как в его орнаменте присутствуют фиолетовые тона, а в других только голубые. Кстати, именно здесь захоронен великий ученый Казы-заде Руми, с которым (мы вчера там были).

В одном из мавзолеев мы с Милой натолкнулись на коллекцию старых фотографий.

Особенно запомнились люди прошлых веков и некрополь в состоянии до его реставрации.

В общем, мы остались в восторге от некрополя. Последние фотографии я делал с вершины одного из сооружений, откуда был виден следующий пункт нашей экскурсии.

Стоимость входного билета: 3$ -иностранцы, 300 сум – местные, 200 сум – школьники.

Как добраться: на любом автобусе, который сможет высадить на остановке Xavasi.

Мечеть Биби-Ханум.

Не смотря на близость к некрополю, мы обследовали мечеть только к концу дня, когда прошлись по остальным достопримечательностям. Милу в связи с ее усталостью и обострением расстройства желудка, я оставил на улице, а сам умудрился снова в толпе просочиться бесплатно на территорию прекрасной мечети.

Биби-Ханум в переводится как “старшая жена”. Ходит множество споров о возникновении мечети, но историки придерживаются мнения, что ее строительство началось по приказу Тамерлана в начале 15 века в честь своей любимой жены, когда он вернулся из Индии.

Кстати, напротив мечети находится “потрепанное временем” здание, которое является мавзолеем. Когда его впервые обнаружили археологи и вскрыли усыпальницу, то обнаружили там два тела молодых женщин. Возможно, одна из них и была женой Тамерлана? Кто знает…

Изначально мечеть задумывалась как сооружение, которое должно было превзойти все подобные ему. Постройки, из которых состояла мечеть, были объединены в единую композицию крытой галереей с 480 мраморными колоннами и занимали площадь более 18 000 квадратных метров. Однако, мастера того времени либо не владели технологиями и материалами для такого масштабного строительства, либо допустили погрешности в работе. Мощный фундамент не спас архитектурное чудо от землетрясений и времени, поэтому до наших дней уцелели только: портал, большая мечеть во дворе, две небольшие мечети и минарет.

Даже после некрополя мечеть выглядит довольно скромно. Так что я не стал тут задерживаться.

Базар во всех традициях Узбекистана.

Как я уже сказал, Мечеть Биби-Ханум, мы обследовали вечером. Однако, после некрополя мы все равно до нее дошли. Наверное, визит отложился потому, что наше внимание отвлекли пара мальчишек, катающихся в тележке для покупок.

Я повернул голову в ту сторону, откуда они выкатили, и сразу забыл обо всем на свете, ведь перед моим взором предстали “священные врата” местного базара, на котором можно было найти все мылимые и не мыслимые узбекские сладости и фрукты. Название у него только совсем не читабельное:).

Как истинного ценителя хлебобулочных изделий, мой глаз порадовался творческому подходу к выпечке. Красиво, неправда ли?

Так как Милу мучал кишечник, то мы искали больше вот это…

Сахар! Норбек говорил, что кристаллический сахар помогает при расстройствах желудочно-кишечного тракта. Сами узбеки используют его вместо конфет к чаю. Я бы добавил, что он даже вкуснее последних, не говоря уже о натуральности.

Эх, жаль, нам еще путешествовать и путешествовать, а так тут можно столько сладостей на подарки набрать.

Площадь Регистан.

Вот мы и добрались до самого сердца, нет, до самой души Самарканда – великолепный Регистан (рег – песок, стан – место, то есть “место, покрытое песком” или площадь). Регистаном называли раньше все главные площади.

Я знал, что за такую достопримечательность 100% берут деньги, поэтому мы с Милой немного обошли комплекс и решили залезть через забор сбоку. В этом месте находилось много отдыхающих, поэтому был шанс проскочить незаметно для глаз охраны в форме. Правда сразу напролом мы не пошли, а сели на перила невысокого ограждения, решив таким образом разведать обстановку. И не зря, потому что через некоторое время со спины совсем неожиданно к нам подошел охранник. Наверняка, где-то были камеры.

Он в нерешительности постоял рядом с нами, не зная, что сказать, ведь хоть мы и сидели на ограде, но ногами в другую сторону. К тому же рядом точно так же сидела еще одна парочка, только лицом к Регистану. Наконец, он не выдержал:

— Что вы тут делаете?
— Сидим. – краткость, сестра таланта:).
— Отдыхаем, – дополнила ответ Мила.
— А… вы уже посещали Регистан? – немного задумавшись, охранник задал новый вопрос.
— Нет, это для нас слишком дорого, – просто ответил я, а потом с ходу добавил, – но, если вы нам разрешите пройти просто так, то мы будем очень благодарны.

Охранник совсем растерялся, то ли от моей наглой честности, то ли еще от чего.

— Ну… х-хорошо… – выдавил он из себя, так и не найдя выход из сложившейся ситуации, – только обратно, пожалуйста выйдите через главный вход.
— Хорошо, спасибо вам большое! – обрадованно в один голос произнесли мы.

О да! Теперь мы стояли в самом центре великолепного Регистана и ощущали себя маленькими мошками по сравнению с его размахом и размерами. Площадь известна всему миру благодаря ансамблю из трех медресе, расположенным “лицом” в центр.

Медресе Улугбека – старейшее медресе ансамбля, духовно-просветительское сооружение XV века, возведённое правителем Улугбеком.

Медресе Шердор (медресе со львами) - исламское образовательное и мемориально-культовое сооружение XVII века, расположившееся в восточной части ансамбля.

Отличается редчайшим орнаментом, сверху можно увидеть символ Самарканда – львов с солнцем на спине. Кстати, такой же “лева” красуется на денежной купюре в 200 сум. А если присмотреться, то в центре подо львами можно увидеть так называемую “свастику” или один из славянских символов. Любопытно узнать, что он тут делает?

Медресе Тилля-Кари (позолоченное медресе) - центральное третье культовое, образовательное сооружение XVII века. Вот внутрь него мы сразу и направились.

На входе нас встречает с “хлебом и солью” веселый дедушка-узбек.

Мы вошли внутрь, я увидел вот такую картину с человеком на полу.

А когда я поднял глаза туда, куда был направлен объектив его камеры и замер на месте. Я даже говорить ничего не буду, просто покажу это чудо!

Не знаю, сколько мы стояли с Милой, задрав головы, но когда я все таки смог оторваться от увиденного, то шея чуть затекла:). Красивым здесь был не только потолок, а по правому крылу можно прогуляться и посмотреть несколько музейных экспонатов.

В Регистане мы тоже заглянули в каждый угол, прогулявшись по внутренним дворам и закоулкам.

Набрели даже на памятник ученым умам того времени.

В маленьких помещениях разместились магазинчики, где можно приобрести сувенир по вкусу. Или сфотографироваться в традиционном костюме.

Мы последовали совету охранника, и по завершению экскурсии по Регистану, прошли через главный вход. Там же поднявшись на помост, я уже было настроил фотоаппарат, чтобы снять общий план площади, как сзади послышалось “хеллоу” детским голосом. Я не сразу понял, что это нам, а когда странное приветствие повторилось, обернулся и увидел толпу узбекских школьников.

— Хеллоу, – послышалось в ответ от Милы, пока я с недоумением смотрел на детишек.
— Вер ар ю фром? – обрадовавшись налаженному контакту с “иностранцами”, вперед вышла девочка в школьной форме.
— Раша. – хитро улыбаясь ответила Мила.

Сначала девочка не сразу поняла, что ей ответили, а потом рассмеялась.

— Так это же русские! – и все ребята человек в 15 подошли к нам. Мы немного пообщались и ответили на их вопросы, а потом продолжили увлекательную прогулку по Самарканду.

Стоимость входного билета: 16 000 сум (240 руб.) для иностранных граждан.

Мавзолей Рухабад.

После полудня солнце стало просто безжалостным, поэтому пришлось залезть в фонтан, дабы охладиться. Клянусь, меня почти никто не заметил:).

Так как мы шли пешком, то совершенно неожиданно перед нами “вырос” еще один мавзолей – Рухабад (обитель духа). В планах его не было, но раз уж мы здесь, то почему бы не заглянуть?

Сооружение совсем небольшое и имеет несколько входов с разных сторон, два из которых были открыты. Так получилось, что мы заглянули сбоку, откуда открылся вид сразу на все помещение с кирпичными надгробиями. Как известно, здесь похоронен исламский проповедник, шейх Бурханеддин Клыч Сагарджи.

Внутри сидело несколько человек, одна из женщин помахала нам молча, чтобы мы зашли с другого входа. Из любопытства я последовал ее совету. А когда мы таки подошли к другой двери, женщина сказала, что мы должны заплатить за вход 6000 сум (90 руб.). Я не поверил своим ушам и засмеялся. Она сама открыла боковую дверь, через которую видно все, что находится внутри, даже не заходя, а теперь денег просит. Такого я еще не встречал. Платить я конечно не собирался, если честно, то там и не за что. Надгробия в более красивом варианте лучше посмотреть в некрополе.

На выходе Мила нашла баннер “Узбечка на ослике” и не смогла пройти мимо:).

Гур-Эмир – мавзолей Тамерлана и его семьи.

Последней точкой в самостоятельном походе по Самарканду стало посещение гробницы Амира Тимура (Тамерлана) и его семьи, которая была воздвигнута в 1404 году. Если верить табличке внутри мавзолея, то вместе с Тамерланом, в гробнице похоронены его два сына, два внука (включая Улугбека) и его духовный наставник.

Говорят, если повезет встретить смотрителя, то он за определенную сумму денег покажет настоящие могилы вышеупомянутых людей, которые находятся в на цокольном этаже ровно под первыми. Мне этого увидеть не удалось, ну и ладно.

Остаток дня мы еще прогулялись по улицам Самарканда и я даже решился довериться ножницам узбекского парикмахера, все таки оброс уже за 3 месяца 🙂

Денек получился насыщенным, мы хоть и доехали к дому Норбека на автобусе, однако, устали, как лошади. На ужин нас уже ждал плов. Я хоть и придерживаюсь мнения, что традиционные блюда надо пробовать в той стране, где их придумали, однако узбеки делают его довольно жирным, что плохо сказывается на русских желудках, привыкших к кисло-молочной и вареной пище. Если бы не это условие, я бы сказал, что плов мне очень понравился. Однако, Мила его так и не попробовала.

Это была последняя ночь в гостеприимном доме узбекской семьи. Впереди у нас , не пропустите, друзья.

Самарканд - один из древнейших городов на земле, он почти ровесник Рима. Его стены помнят скифов, Персидскую империю, воинов Александра Македонского, арабов и монголов. Это главный город Согдианы - древней страны, существовавшей на территории нынешних Узбекистана и Таджикистана.
Как правило, туристы, посещая Самарканд, довольствуются лишь памятниками эпохи Тамерлана (14 век) и более поздних правителей. Эти строения воистину знамениты и великолепны, но они не раскрывают всей сути древнего города, тем более Самарканд потерял цельность своей исторической застройки, поэтому его часто воспринимают как город всего нескольких исторических сооружений.

Я же хочу показать вам другой Самарканд - город с историей в 2600 лет, великую столицу Согда. Для этого мы отправимся на холмы Афрасиаба - древнего городища, это и есть ядро античного города, здесь располагалась цитадель Мараканды, где останавливался греческий царь из далекой Македонии.


Хочу предупредить, что посещение Афрасиаба требует усилий, как физических так и интеллектуальных. Древняя Мараканда не всем открывает свои тайны, ибо нужно уметь видеть - видеть величие древности. Мне потребовалось три дня, вернее, три посещения городища, чтобы хоть немного понять его сущность. Ибо древний Афрасиаб велик размерами, честно говоря, я никогда раньше не сталкивался с такими огромными археологическими объектами, это город масштабов Константинополя, окружность стен его шахристана около 6 км. Причем, это именно городище, там нет дорог, домов, только холмы, овраги и современное кладбище. По мнению академика В.В.Бартольда, во времена расцвета города здесь могло жить полмиллиона человек, об этом чуть ниже.

И помните важное правило) О нем писал Абу-ль Фазл Мухаммад ан-Насафи в 12 веке:
>>>В книге “Маариф-аль-баян” повествуется, что каждый царь, который оказывал мягкость жителям Самарканда, находил устойчивое существование, а каждый царь, который им чинил насилие, терял царство. Жители Самарканда горды. С ними можно ладить только мягкостью, ласкою, нежными словами.

Иными словами, Самарканд не любит гордыни пришельцев. Всяк, имеющий этот грех, карается Всевышним, который насылает на иноземца многие злоключения. Про злоключения автора этого поста можно

Внешние стены шахристана городища Афрасиаб. Их высота достигает 40 метров. Они похожи на естественные горы, так как были возведены из сырцового кирпича, такие строения оплывают со временем. Все строения городища имеют сейчас такой вид, поэтому нужны усилия, чтобы обнаружить древние постройки среди ландшафта. Перед стенами до сих пор течет арык, выполнявший роль крепостного рва.

После 12-13 вв. древний шахристан Самарканда пришел в упадок, люди перестали здесь жить, центр города сместился южнее к нынешнему Регистану. Городище превратилось в огромное кладбище, это очень древний иранский обычай - хоронить мертвых в старых строениях, еще зороастрийцы складывали человеческие кости для хранения в наусы, расположенные на территории брошенных городищ и домов.

Сейчас Афрасиаб - это тоже кладбище, особенно его южная часть. Могилы роют даже непосредственно в циклопических древних стенах, это практика, конечно, не способствует сохранности памятников, в Узбекистане есть городища полностью превращенные в кладбища, там невозможно вести раскопки, так как их поверхность покрыта захоронениями в том числе и современными - мертвые лежат друг на друге в несколько слоев.

Нужно раскрыть смысл применяемых мною терминов - шахристан, кухендиз, рабад, первые два иранские, а последнее арабское. Шахристан - это укрепленный посад в любом городе Средней Азии или Ирана, в арабском языке ему соответствует термин медина, кухендиз - это главная цитадель города или касба по-арабски, а рабад, как правило, не укрепленный посад, но бывают и варианты, когда рабад тоже имел внешние оборонительные стены. Кстати, название московского района Арбат тоже произошло от арабского Рабад.

В Самарканде рабад тоже был укреплен внешней стеной - Дивари-кыямат (Стена страшного суда), от нее сейчас мало что осталось. В связи с этим часто возникала путаница, так как не всегда понятно какую часть города средневековые авторы называют рабадом, а какую шахристаном, и главное, сложно понять, как эти части соотносятся с современным городом. Существует несколько ошибочное мнение, что древнему Самарканду соответствует лишь городище Афросиаб, т.е. городской шахристан с кухендизом. На самом деле, это не совсем так, Афрасиаб был ядром города, но целиком Самарканд занимал ту же территорию, что и сейчас.

Это может показаться странным, но нынешний Самарканд - второй крупный город в Узбекистане (после Ташкента) почти не вышел за пределы старого города периода его расцвета при Саманидах и Караханидах в 10-11 вв. Даже население увеличилось совсем незначительно за тысячу лет. Бартольд считал, что все население Самарканда 10-11 вв. можно оценить в полмиллиона человек. Сейчас в Самарканде живет примерно столько же жителей. С большой степенью вероятности, наш крупнейший специалист по Средней Азии допустил ошибку, скорее всего в средневековом Самарканде жило максимум 100 тыс. человек, но все равно, это огромная цифра, 100-200 тыс. это население тогдашнего Константинополя.

На фото хорошо видна одна из башен внешней стены Афрасиаба, она имела округлую форму. Вблизи видно, что стены сложены из крупных глиняных блоков-кирпичей.

Городище Афрасиаб располагается на обширном плато, оно существенно выше уровня современного города. Это плато имеет как естественное, так и искусственное происхождение. За тысячи лет уровень земли в шахристане сильно поднялся, кое-где на десятки метров, поэтому внутренняя часть оборонительной стены не кажется такой высокой как снаружи.

Как видим, могилы здесь располагаются непосредственно на покатых оборонительных валах.

Эта могила находится непосредственно на гребне вала.

Фортификацию таких размеров я раньше никогда не видел. Стены Афрасиаба существенно больше, чем даже Особый интерес представляет то, что таких линий обороны здесь 4 штуки, и это не считая пятой внешней линии укреплений - Дивари-киямат, которая окружала весь самаркандский оазис, именно ее считали настоящей внешней стеной средневековые авторы.

На заднем плане виден массивный бастион, выступающий за линию стен.

В книге Ибн ал-Факиха «Китаб ал-булдан», говорится:
>>>Самарканд построил Искандер Двурогий (Александр Македонский), окружность его стен двенадцать фарсахов. У него двенадцать ворот, и от ворот до ворот расстояние в один фарсах. На вершине стены бойницы и башни для войны. Все двенадцать ворот — деревянные, двустворчатые. В дальнем конце еще двое ворот, а между ними жилище стражи ворот. А когда ты пройдешь посевы, то остановишься в рабаде, где имеются постройки.
>>>Затем ты попадаешь в город, который тянется на пять тысяч джарибов. Там четверо ворот… затем ты входишь во внутренний город, площадь которого две тысячи пятьсот джарибов. В этом городе соборная мечеть, кухандиз и резиденция правителя. В городе есть проточная вода. А внутри большой стены есть реки и каналы. У кухандиза железные ворота в начале и в конце…

Один фарсах это 5550 м., поэтому 12 фарсахов равняется примерно 66 км - это длина внешней стены Самарканда - Девари Киямат. Русские исследователи 19 века считали, что ее длина 40 верст (примерно 43 км). Эта внешняя линия глиняных валов имела 12 ворот, все они не сохранились, как и сама стена. Непосредственно шахристан (городище Афрасиаб) имел только 4 ворот, об этом писал ал-Истахри «Китайские ворота с восточной стороны, ворота Наубахар с западной стороны, Бухарские ворота с северной стороны, Кешские — с южной стороны».

Я зашел в город через проем, который, скорее всего, соответствует Китайским (восточным) воротам, отсюда раньше уходили караван в Кашгар и далее.
Здесь я встретил стайку цыганят и устроил им фотосессию. Самая большая проблема заставить их стоять неподвижно, ибо цыганята увидев меня, тут же начали плясать и остановить их было тяжело)

С юга к городу подходил акведук, он был выложен свинцом. Об этом писал в 10 веке Ибн-Хаукаль в "Книге путей и стран":

>>>В нем имеется проточная вода, которая проникает в него по каналу, частично сделанному из свинца. На нем выстроена плотина, в некоторых местах возвышающаяся над землей. Середина рынка и квартал менял вымощены камнями, поверх которых вода течет из квартала медников и впадает в шахристан через Кешские ворота. Наружная сторона этого протока целиком из свинца. Дело в том, что вокруг шахристана проходит глубокий ров, из которого брали глину для городских стен. Он остался большим в соответствии с количеством земли и глины, которое было вырыто, так что на нем понадобилось устроить плотину для того, чтобы вывести воду к шахристану в местности, называемой «Голова свода», в середине городских базаров, в населеннейшей части Самарканда. Проток этот древний, доисламских времен.

Специальная насыпь была нужна для того, чтобы поднять воду на плато шахристана. Кстати, существует очень обоснованная версия, опровергающая общепризнанное мнение, что Афрасиаб был покинут из-за разрушений после монгольского завоевания. Самарканд часто штурмовали и разрушали, но он постоянно возрождался на своем месте, и только в 12-13 вв. центр города сместился южнее к нынешнему Регистану. Причина этому как раз была связана с водой, дело в том, что уровень культурного слоя в шахристане за тысячи лет сильно вырос, буквально на десятки метров, поэтому доставлять воду наверх на плато стало проблематично, и люди начали постепенно селиться ниже - в рабаде Самарканда, тогдашнем пригороде.

Раскопки в южной части Афросиаба. Абсолютно все строения в городе были глинобитными или строились из необожженного кирпича, крыши были деревянными, поэтому сооружения дошли до нашего времени только в виде оплывших холмов.

До сих пор неизвестно зачем в Афрасиабе тратили столько ресурсов на фортификацию. Видимо готовились к нападению ужасных яджуджей и маджуджей, как известно, эти адские создания проживали к северо-западу от Согдианы. Их сдерживала только железная стена Зулькарнайна (Александра Македонского), которую они могли в любой момент опрокинуть. Халиф Ал-Васик (811-847 гг.) специально посылал экспедицию Саллама ат-Тарджумана, чтобы проверить прочность этой стены, я выкладывал этот

Никаких других объяснений грандиозной оборонительной системы Афрасиаба нет, ведь тут 4 линии укреплений, каждая из которых вполне достаточна, чтобы сдержать натиск сынов Адама. Существовало предположение, что эти стены есть результат роста города - по мере появления новых кварталов на плато, строили новую линию обороны, а старые так и оставались стоять. Но на данный момент это вроде бы разумное объяснение опровергнуто, ибо доказано, что внешние стены Афрасиба (те, что мы видели раньше) уже существовали в 6 в. до н.э. во времена Персидской империи, только, видимо, они были меньших размеров. Т.е. древняя Мараканда соответствовала нынешнему городищу Афрасиаб в полной мере. Это косвенно подтверждали и античные авторы, они считали, что окружность стен Мараканды 70 стадий, т.е. примерно 10-12 км. Это как раз длина стен Афрасиаба с небольшим пригородом, внешняя стена Дивари-Киямат в 43 км появилась позже, возможно уже после арабского завоевания.

План городища Афрасиаб.

Внутренняя стена Афрасиаба, хорошо различаются две башни по краям.

Это та же линия укреплений, только с огромным рвом. Высота стен тут примерно 25 м.

Возможно, стены отгораживали какие-то кварталы в городе, но все это только предположения. Эти стены безусловно имели ворота, но только никто не знает, где они находились, письменные источники молчат по этому поводу. Многочисленные "проемы" в стенах были сделаны археологами за 100 лет раскопок городища.

"Малая Кандия" Абу-ль Фазл Мухаммад ан-Насафи о Богохранимом Самарканде:

>>>>Он имеет врата и у каждых врат по пяти тысяч ангелов с распростертыми крыльями, оберегающих жителей этого города. Самый главный из ангелов имеет тысячу голов, в каждой голове по тысяче языков, славящих громогласно Господа, ни в чем не нуждающегося: “о Крепкий, о Вечный, о Единый, о Боже, храни сей город спасаемый.

Хранитель Афрасиаба.

Недавно раскопанный один из бастионов Афрасиаба. Вся земля усеяна тут битой керамикой. В Средние века Самарканд был главным центром керамического производства в Средней Азии.

И вот мы приближаемся к историческому ядру города - Цитадели (кухандиз), именно здесь, на севере городища Афрасиаб, зафиксированы самые древние поселения.

Я советую всем осматривать город именно из Цитадели, особенно если есть недостаток времени, это самая высокая точка. Только здесь можно лицезреть весь масштаб Афрасиаба. Все эти зеленые луга на сколько хватает взгляда - древний город. И очень сложно поверить, что весь этот ландшафт рукотворный. Огромные валы, глубокие впадины - все это дело рук человека. Конечно, после того как люди покинули свои дома, природа внесла свои изменения, глиняные постройки исчезли, поверхность сгладилась, а где-то наоборот появились новые овраги. Но основа этих холмов рукотворная - десятки метров культурного слоя, огромные крепостные валы, руины дворцов знати - все это здесь. А многочисленные рытвины на поверхности, это дело рук уже археологов, которые 100 лет рыли городище.

Кто же построил этот город, самый большой в Согдиане? Никаких точных данных нет, источники не зафиксировали факт основания Самарканда, поэтому выводы можно делать только по археологическим и косвенным данным о народах населявших Согд в 8-6 вв. до н.э. Эти народы хорошо известны, они говорили на восточно-иранских языках, античные авторы называли их киммерийцами и скифами, в Азии их называли саками. Эти кочевые иранцы в течении всего I тыс. до н.э. продвигаясь на юг из северных степей, постепенно оседали на землю, при этом они смешивались с местным оседлым населением, жившим в Средней Азии со времен неолита. Иранцы создавали первые государства в регионе - Согдиану, Бактрию, Хорезм, почти везде в них элита состояла из воинственных кочевников.Тут надо добавить, что и далее этот принцип сохранялся, средневековые кочевники-тюрки также брали власть во всех среднеазиатских городах.
В иранской мифологии территорию Согда называли Тураном, страной кочевников, ею правил великий царь Афрасиаб, от имени которого городище Самарканда и получило свое позднее название.

Возможно какой-то толчок к образованию городов и государств в Согде дали персы, когда захватили эту территорию в 6 в. до н.э. Они принесли более высокую культуру из Междуречья, плюс, могли способствовать консолидации местных племен, которые безусловно пытались бороться с персидским завоеванием. По археологическим раскопкам известно, что Самарканд в 6 в. до н.э.занимал ту же площадь, что и городище Афрасиаб, т.е. уже тогда это был очень большой город. Каким образом он мог появится на периферии тогдашнего цивилизованного мира неизвестно, может быть и правда, это была столица легендарного туранского царя Афрасиаба.

Справа, за зелеными лугами видны громадные порталы мечети Биби Ханум, соборной мечети, построенной Тамерланом.

Громадный холм на горизонте и есть Цитадель Афрасиаба.

Этот холм имеет высоту около 60-70 метров. Русский исследователь В.Л. Вяткин в 19 веке определил, что он имеет искусственное происхождение, его насыпали из глины, которую брали тут же у его подножия.

Искусственные глиняные платформы были характерны для архитектуры Средней Азии. Например, цитадель Бухары стоит тоже на искусственном холме, на глинобитной платформе возвели замок Топрак-кала в Хорезме. и т.д.

Вот что писал о Самарканде в своей "Книге путей и стран" Ибн Хаукаль в 10 веке:

>>>>Столица Согда — Самарканд — город, расположенный на юг от Согдийской реки и лежащий высоко над нею. В нем имеется цитадель, шахристан и рабад. В цитадели уже в наше время выстроена тюрьма и находится дворец правителя, впрочем разрушенный. Я поднимался на нее (цитадель) и осматривал прекраснейший из видов, который когда-либо видел взор человека и которым он когда-либо восхищался, а именно: свежую зелень деревьев, блистающие замки, текущие каналы и непрекращающуюся культуру.

>>>>>Выделяются площади и возвышаются украшающие город здания. В нем находятся сделанные из оштукатуренного кипарисового дерева, диковинные изображения животных — лошадей, быков, верблюдов и антилоп, — поставленные так, точно они наступают друг против друга и высматривают один другого, как будто собираются вступать в бой или состязание. Что за вид, сколько на это потрачено средств и как зрелище это пленяет сердца всех людей! Все это отражается в текущих каналах и наполненных прудах, поверхность которых все время волнуется. Остроумная мысль! И замки и высоко построенные башни, прочно сложенные, представлявшие великолепные жилища и драгоценные палаты и вообще обстоятельства, свидетельствующие, что были великие и славные цари…они опустевшие и разрушенные.

Свидетельство Ибн Хаукаля очень интересно. Во-первых, он пишет, что город в середине 10 века, а именно тогда он посещал Самарканд, был полуразрушен. А это ведь время расцвета культуры Средней Азии при Саманидах, правда, их столица тогда располагалась в Бухаре. Во-вторых, очень интересны упоминания об изображениях животных из кипарисового дерева, которые стояли на площадях города. Ведь в 10 веке ислам присутствовал в Средней Азии уже 300 лет, а Халифат уже клонился к упадку.

Какое-то невероятно огромное сооружение рядом с Цитаделью, возможно, участок крепостной стены или отдельный бастион.

Когда арабский завоеватель Кутейба Ибн Муслим захватил Самарканд, он повелел сжечь все статуи богов в городе. Об этом есть отрывок из "Истории" Ат-Табари:

>>>Кутайба заключил с ними мир на условии [выдачи] 100 тысяч голов, [разрушения] храмов огня и украшений идолов. Он взял обусловленное мирным договором, ему принесли идолов и они были обобраны и поставлены перед ним: сложенные вместе, они возвышались как огромная башня (каср), и он велел их сжечь. Неарабы (а’аджам) сказали: “Среди идолов есть такие, что сжегший их погибнет”. Кутайба сказал: “Я сожгу их своими руками”. Тут пришел Гурек (правитель Самарканда), преклонил перед ним колени, и сказал: “О, эмир, благодарить тебя я обязан, не трогай этих идолов!” Кутайба велел подать огня, взял факел в руку и вышел. Тут он произнес “Аллах велик!”, затем поджег их и люди подожгли и идолы загорелись. Среди того, что от них осталось, нашли золотых и серебряных гвоздей на 50 тысяч мискалей.

Идолы Самарканда отомстили Кутейбе, ему отрубили голову по приказу халифа. А через 250 лет Ибн Хаукаль обнаружил на площадях Самарканда множество статуй из дерева...

Вид из Цитадели на юг в сторону центра города Тамерлана и современного Самарканда.

Соборная мечеть Самарканда Биби Ханым.

Вид из Цитадели на восток.

Пасущиеся овцы словно парят на этих зеленых лугах. От ощущения высоты и простора захватывает дух.

Внизу, у подножия Цитадели располагается какое-то странное нечто - гигантская впадина (и не одна). Отсюда безусловно брали глину для построек Афрасиаба, но вот как потом использовались эти ямы неизвестно. Ибн Хаукаль писал о "наполненных прудах, поверхность которых все время волнуется", может быть, это они и есть, но что-то эти впадины слишком велики размерами.

На вершине холма Цитадели археологи прорыли гигантскую траншею. Глубина культурного слоя здесь - десятки метров.

В оплывших стенах все еще можно различить кирпичную кладку.

Идемте, я покажу вам, что такое Афрасиаб.
Для этого нам нужно спуститься в огромную траншею, выкопанную археологами. Здесь можно легко свернуть себе шею, ибо спуск тут очень крутой.

И вот, на дне траншеи показалась груда кирпичей, это плинфа - плоский обожженный кирпич. Оцените глубину их залегания, здесь десятки метров культурного слоя, т.е. все эти земляные стены - плоды человеческой деятельности.

Северный край городища. Здесь начинается одна из внутренних крепостных стен, ее круглая башня все еще хорошо заметна.

Перед Цитаделью рассыпана масса строительных элементов, это кирпичи разной формы.

Но есть и более интересные вещи, вот это часть ганчевого декора стен мечети или мавзолея.

Глиняные стены и терракотовое покрытие пола. У меня не было никакого плана Афрасиаба, поэтому сказать точно, что тут были за строения нельзя. Кстати, известно, что в Афрасиабе были мощеные улицы, но за сотни лет весь полезный строительный материал растащили местные жители.

Нам осталось дойти до западного края города, поэтому движемся дальше, мимо очередных траншей археологов и зеленых лугов.

На пути опять встает внутренняя стена города, возможно, это та же линия укреплений, которую мы встретили раньше, просто это ее западный край. Мы пересекаем Афрасиаб с востока на запад.
Здесь хорошо заметно, что эта линия обороны двойная, как - более массивная стена со стороны центра города и небольшая стенка перед ней, а дальше идет крепостной ров.

Здесь две башни, сдвоенные как ласточкин хвост, это очень характерная (и непонятная) черта среднеазиатской фортификации. Такие городища есть в Хорезме, где на углах крепостей стоит не одна башня, а две, соприкасающееся между собой.

Развалины большого кешка (замка) внутри шахристана и пастух со своими овцами. Кроме пастухов тут, кстати, редко кто бывает. Видимо сооружение состояло из нескольких башен, таких глиняных замков в Средней Азии было великое множество, только в окрестностях Самарканда их тысячи. Сейчас все они превратились в кучи земли.

И вот западная линия внешних стен Афрасиаба, они здесь такие же массивные как и на востоке.

На западной стене построили, видимо, какой-то новодел, имитирующих античные стены Мараканды. Выглядит все это несколько странно, массивные средневековые валы и небольшая стеночка для туристов.

Это строение, возведеное из необоженных кирпичей, тоже уже оплыло и выглядит весьма аутентично. Может это и правда древние стены?

Зато эта стена хорошо демонтрирует, чем средневековые укрепления отличаются от античных. В античных крепостях Средней Азии было много бойниц характерной стрельчатой формы, и они возводились, как правило, с прямыми стенами, а не покатыми, как в средние века. На востанновленные средневековые стены можно посмотреть в Бухаре или Хиве, в Самарканде они пребывают только в естественном своем состоянии в виде земляных валов.

Кандия Малая Абу-ль Фазл Мухаммад ан-Насафи:
>>>Пророк сказал: “есть город (шахристан) за рекою Джейхуном, который называют Самаркандом, его также именуют богохранимым городом".
Начальник ученых и раис людей сунны и общества, учитель пути шейх Абул Мансур Матыриди (да будет милостив к нему Бог) говорил: На три фарсанга в окружности Самарканд окружают и оберегают ангелы, поклоняющиеся Богу”.

Еще два моих поста про Узбекистан.

На юго-востоке Узбекистана, в долине реки Зеравшан расположился древний город Самарканд. Этот город был известен еще с 742 года до н.э.

Его часто сравнивают с Римом: он такой же древний, и здесь так же сохранилось много памятников древней архитектуры. За свою долгую историю город пережил взлеты и падения, множество войн и расцветы империй. Долгие годы Самарканд был ключевым пунктом Великого шелкового пути, являлся одним из восточных центров науки и культуры.

Город окружен 13 величественными парками и садами, а его сердцем является одна из самых живописных площадей мира — Регистан.

Если вы отправляетесь в Узбекистан, то не посетить Самарканд будет просто преступлением!

Климат и погода

Здесь резко континентальный климат . Охарактеризовать его можно так: много солнца, сухое жаркое лето, влажная и довольно мягкая зима. Осадки выпадают здесь неравномерно в течение года.

Зима в Самарканде умеренная: средняя температура составляет +1,5 °С. В этот период здесь идут дожди, которые часто превращаются в мокрый снег. Правда, из-за положительных температур, он здесь долго не залеживается.

Весна здесь непродолжительная, зато теплая: в среднем столбик термометра поднимается до +13 °С. Стоит отметить, что погода весной в Самарканде весьма нестабильна. В марте — апреле часто идут дожди и даже ливни.

Лето в Самарканде очень сухое и знойное, осадков выпадает мало. Осенью устанавливается приятная погода: ясная, достаточно теплая и сухая. Правда, к концу осени возможны резкие похолодания.

Самое подходящее время, чтобы посетить Самарканд, — это период с апреля по июнь и с сентября по октябрь. В июле и августе здесь невыносимо жарко: днем температура поднимается до +40 °С, ночью практически не опускается, так что в эти дни лучше отправиться в горы, там прохладнее.

Природа

Самарканд находится на высоте 702 м над уровнем моря. Город расположен в долине реки Зеравшан , это своего рода оазис среди пустынь, что его окружают. Здесь достаточно много зелени: вокруг сохранились древние сады и парки.

В окрестностях города, в степях и пустынях водятся шакалы. Кроме этого, здесь встречаются такие редкие животные, как леопард, винторогий козел, горный баран, джейран. Птиц здесь тоже достаточно много: тут обитают беркуты, фазаны, кукушки, бородачи, сороки и вороны.

В реке Заравшан много разной рыбы. Это и аральский лосось, и щука, и сом, и сазан, и многие другие виды.

Достопримечательности

Сердцем города является живописная площадь Регистан . Ее создание относят к XV-XVII вв. Площадь окружена величественными древними зданиями, минаретами и мавзолеями. Создается впечатление, что это настоящий музей под открытым небом. Очень яркие впечатления остаются от встречи рассвета на Регистане: глубокие тени создают просто фантастическую игру форм и подчеркивают незаметные на первый взгляд детали изящной резьбы по камню, которая украшает стены окружающих площадь строений.

Вообще архитектура Самарканда очень самобытна. Именно здесь искусство глазурованной облицовки достигло самых впечатляющих результатов: среди древних зданий сложно найти хоть одно без такого декора. Такого разнообразия облицовки, позолоты, искусной резьбы не знает ни одна архитектура мира!

Ярким тому подтверждением может служить медресе Тилля-Кари , которую относят к XVII веку. В народе ее называют «Вызолоченная », и это неслучайно: купола здесь расписаны особой техникой «кундаль » — такого количества позолоты не знал ни один другой памятник архитектуры.

Еще один уникальный туристический объект — это мавзолей Ишрат-Хона . В чем его уникальность? В том, что он женский, здесь покоятся женщины рода Тимуридов.

Постарайтесь посетить обсерваторию Улугбека и мавзолей имама Аль-Бухари, который понравится вам своей необычной отделкой купола. Обязательно найдите время для ознакомления с мавзолеем библейского пророка Даниила (XIV в).

Очень важным для жителей Самарканда местом является соборная мечеть Биби-Ханы м. Это, кстати, самое большое средневековое сооружение в Центральной Азии. А неподалеку вас поразит своими правильными формами и идеальными пропорциями мавзолей Тимура и его потомков. Купола мавзолея напоминают голубые тюльпаны: стены выполнены из желто-зеленого мрамора, а затем покрыты синей глазурью и позолотой. Это создает эффект воздушности и легкости, когда находишься внутри здания.

На севере к Самарканду примыкает городище Афрасиаб . Это уникальный памятник истории, его относят к VII-II вв. до н.э. Здесь находится ансамбль усыпальниц Шохи-Зинда , а также мечети и мавзолеи. Тут же расположен и Музей Афрасиаба , в котором собрана коллекция археологических находок.

Кроме всего вышеперечисленного, в Самарканде еще не один десяток достопримечательностей, которые обязательно стоит увидеть.

Питание

Проблем с питанием в Самарканде нет: повсюду открыты уютные кафе и изысканные рестораны. Но, согласитесь, странно побывать в стране и не попробовать национальную кухню. А уж узбекскую — тем более! Это не просто вкуснейшие блюда, это самые настоящие ритуалы приготовления. Традиционные блюда изобилуют мясом, специями и приправами.

Трапезу здесь принято начинать с чая и сладостей. Далее подают на стол овощи и салаты. Затем приходит черед очень вкусных супов: густой маставы или ароматной шурпы . А потом подают мясные блюда: шашлык, плов, манты, лагман. Едят узбеки руками, сидя на полу или за невысоким столиком.

Обязательно попробуйте плов. В каждом регионе страны свой особый рецепт плова, но в Самарканде он особенно ароматный. Не упустите шанс попробовать шурпу, буглама, димлама, манты… Все блюда очень вкусные, поэтому давно популярны во всем мире, но только здесь они будут приготовлены по самым традиционным рецептам.

В блюда обильно добавляют фрукты, овощи, злаки. А кисломолочные продукты обязательны на столе в каждой узбекской семье.

Проживание

Ситуация с отелями и гостиницами в Самарканде намного лучше, чем в целом по стране. Здесь достаточно много хороших отелей разных уровней «звездности», есть гостиницы и общежития для менее прихотливых путешественников.

Самые популярные отели Самарканда — это «Малика Прайм » и «Гранд Самарканд ». Большую популярность в последнее время приобрела сеть мини-гостиниц B&B .

Везде есть горячая вода, хотя если вы планируете также посетить небольшие города, то при заселении в гостиницу стоит уточнить ее наличие.

Как правило, завтрак включен в стоимость проживания. Стоит ночь в небольшом отеле от 70 $ за одноместнй номер. Разумеется, есть и более шикарные варианты проживания. Вне сезона цены значительно понижаются.

Более дешевый вариант проживания — хостел. Здесь они стали появляться недавно. Стоит ночлег в хостеле от 15 €.

Снять квартиру или дом на сутки здесь достаточно сложно, так как таких предложений совсем мало.

Развлечения и отдых

В Узбекистане природой создан уникальный ландшафт, который оптимально используют для активного отдыха. Из Самарканда вы можете отправиться на одну из горных вершин, ведь здесь много горнолыжных курортов, которые работают круглый год.

Также здесь есть прекрасные возможности, чтобы заняться альпинизмом или трекингом. Создано много маршрутов разной сложности, так что вы сможете выбрать самый оптимальный для себя.

Еще одна прелесть гор — это пещеры, ведь в них можно познакомиться с увлекательным миром спелеологии. Именно в Узбекистане находятся самые глубокие пещеры в Азии — Бой-Булок и Киевская . А в западном Тянь-Шане вы сможете наблюдать еще и подземные реки и озера.

Если к горам вы равнодушны, то можете отправиться покорять стремительные узбекские реки: есть здесь отличные возможности для каякинга и рафтинга.

По всему Узбекистану на протяжении всего года проходит множество фестивалей, так что если будете в Самарканде во время одного из них, то обязательно его посетите. Это очень увлекательные действа, с традициями и обрядами, с увлекательными историями и необычными сувенирами.

Один из самых интересных фестивалей — Навруз . Это праздник весеннего равноденствия, обновления природы. Отмечают его 21 марта: проводятся музыкальные выступления, танцы, ярмарки и уличные представления.

Ночных клубов здесь очень мало из-за религиозности местных жителей. Клубы есть лишь при самых крупных отелях.

Покупки

Рынок Чорсу существует в Самарканде с XVIII века. Здесь всегда самый большой ассортимент товаров и самые улыбчивые продавцы, которые любят поторговаться. Можно также отправиться в Ургут , городок поблизости от Самарканда, где находится очень известный рынок. Заодно вы сможете ознакомиться и с этим городом, ведь он тоже богат на достопримечательности.

Из поездки в качестве сувенира стоит привезти керамику. В Узбекистане много школ керамики, у каждой из них есть свой уникальный стиль. Такие изделия будут отличным напоминанием о приятном путешествии.

Можно и нужно приобрести узбекские национальные костюмы: мужской «зарчапан » и женский «камзул ». Конечно же, не забудьте и о головном уборе — тюбетейке. Всю одежду здесь обильно украшают вышивкой ручной работы.

Вышивают здесь еще и картины, так что они тоже будут отличным подарком из Самарканда.

Еще одна удачная покупка на здешних рынках — это ковер. Ткут их здесь из натурального шелка, украшают изумительно красивыми узорами из дорогих нитей. Такие ковры служат очень долго.

Если вы любите музыку, то обязательно приобретите какой-нибудь национальный музыкальный инструмент. Например, домбру, дутар, уд, кобуз, танбур, сурнай. Их прелесть не только в прекрасном звучании, но и в шикарном внешнем виде, ведь их украшают искусной резьбой и узорами.

Транспорт

Не смотря на не самое лучшее качество местных дорог, здесь отлично развито транспортное сообщение. Самарканд со всеми крупными городами соединяют железнодорожные пути: можно добраться как пригородными электричками, так и фирменными экспрессами. Не так давно между Самаркандом и Ташкентом стал курсировать скоростной комфортабельный поезд «Афросияб ».

Альтернативой поездам могут послужить автобусы или маршрутки. Стоимость проезда в них невелика, а вот интервал между рейсами небольшой, только если маршруты пролегают между крупными городами. Если же дело касается маленьких городков, то здесь поезда ходят не так часто.

Если же времени на дорогу много тратить не хочется, то в любой крупный город Узбекистана из Самарканда можно отправиться на самолете. Авиасообщение здесь развито очень хорошо.

Что касается городского общественного транспорта, то в Самарканде есть автобусы и маршрутки. Можно воспользоваться услугами такси. А вот арендовать автомобиль не получится: официальных фирм проката авто здесь нет.

Связь

Крупные российские операторы мобильной связи предлагают роуминг в Узбекистане. Самый дешевый — у МТС.

Можно приобрести сим-карту любого местного оператора. Карты продаются в сервисных центрах или в магазинах. Стоит обратить внимание на стандарт связи местных операторов, так как не все они отвечают типу GSM.

Можно позвонить из любого почтового отделения. Оплата звонка производится по карточкам, которые можно купить там же либо в магазинах.

Во всех отелях и гостиницах есть интернет. Wi-fi можете найти в общественных местах, а также в кафе и ресторанах. В центре Самарканда также есть интернет-кафе.

Безопасность

Уровень преступности в Самарканде невысокий. Здесь не совершают насильственных преступлений, но вот мошенников в городе хватает. Для общественной безопасности здесь много полицейских.

Правда, часто туристы жалуются, что полицейские и таможенники занимаются вымогательствами под угрозой конфискации денег или вещей.

Несмотря на достаточно безопасную обстановку, ходить в одиночку по малознакомым районам в темное время суток не рекомендуется.

Водопроводная вода не подходит ни для питья, ни для гигиены. Все продукты питания нужно тщательно обрабатывать перед употреблением, если не хотите заразиться кишечными инфекциями.

Необходимо сделать прививки перед поездкой: от гепатита В и Е, тифа, дизентерии и других заболеваний.

В целом, обстановка в городе спокойная, подойдет для путешествия семьей с детьми.

Бизнес-климат

За последнее время в Узбекистане и в Самарканде в том числе увеличилось количество желающих заняться бизнесом. Это приветствует правительство страны и старается создать максимально благоприятные условия для этого.

В 2012 году был принят ряд законов, которые улучшают и упрощают работу малого бизнеса. Эксперты прогнозируют, что это положительно скажется на экономике Узбекистана.

Здесь активно занимаются модернизацией производств. Сейчас ведется работа над тем, чтобы уменьшить налоги для малого бизнеса.

Очень перспективными для инвестиций являются туризм и сфера услуг, так как город живет за счет туризма. Очень выгодно было бы открыть фирмы по прокату автомобилей, ведь таких здесь до сих пор нет. Постоянно открываются новые рестораны и кафе, отели и гостиницы, спрос на них есть всегда, но и конкуренция высока.

Недвижимость

До 2008 года рынок недвижимости Самарканда был на подъеме, однако, последствия мирового кризиса заметно ухудшили его состояние. Сейчас здесь строят гораздо меньше недвижимости, чем раньше.

Купить квартиру в Самарканде можно приблизительно по таким же ценам, что и в Ташкенте. Скажем, однокомнатная квартира обойдется вам в 20 000-25 000 $. А вот дом здесь будет стоить в районе 50 000-70 000 $. Также здесь выставлено на продажу достаточно много земельных участков.

На сегодняшний момент сложились весьма привлекательные цены, которые по московским меркам и вовсе невероятно низкие. Если вы хотите приобрести жилье здесь, то сейчас — самое время, пока цены вновь не стали подниматься.

  • Если вы планируете поездку летом, то по стране лучше передвигаться на поезде или самолете: водители маршруток и автобусов часто экономят на кондиционерах.
  • Местные правоохранительные органы очень строго за соблюдением законов. Во избежание неприятных ситуаций лучше всегда при себе иметь паспорт.
  • Запаситесь противомоскитными и солнцезащитными средствами.
  • Чаевые здесь обычно составляют 5-10 % от итоговой суммы, если они уже не включены в счет.
  • С кредитными картами и дорожными чеками проблем в Самарканде не возникнет, но если захотите отправиться в небольшие города, то лучше запастись наличными.
  • На границе потребуется предъявить рецепт врача, если вы везете с собой какие-либо сильнодействующие медикаменты. Драгоценности и валюту необходимо задекларировать.

МАРАКАНД (Древнее название Самарканда.) У этого термина существуют и другие значения, см. Самарканд (значения). Самарка́нд (узб. Samarqand; согд. smʼrknδh) - один из древнейших городов мира, центр исторической области и государства Согдиана, второй по величине город Узбекистана, административный центр Самаркандской области. Население города - 483,6 тыс. жителей (2012 год). Более двух тысяч лет город являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути между Китаем и Европой, а также одним из главных центров науки средневекового Востока. В XIV веке стал столицей империи Тамерлана и династии Тимуридов. Город расположен на высоте 702 м над уровнем моря. Исторический центр города - площадь Регистан. Современное название города - Самарканд - восходит к Smʼrknδh (согд.). Город в античной литературе известен также как Согдиана (согд.) и Мараканда (греч.). Гератский ученый историк и географ Хафизи Абру (XV век) объяснял название города как Шамарканд - «селение Шамара». Современные этимологи, признавая во второй части названия канд - «селение, город», первую часть объясняют из asmara - «камень». Предполагают, что слово «Самарканд» происходит от тюрского «Семиз кент», что означает «Богатое поселение». Об этом сообщают средневековые китайские источники (называя Самарканд, как «Си-ми-се-кан», и также объясняя, что это означает «тучный город»). Эту же версию поддерживал ученый-энциклопедист Абу Рейхан аль-Бируни, армянский летописец XIII века Сумбат, сообщал, что «Самарканд» значит «жирный или тучный город»; испанский посол ко двору Темура Рюи Гонзалес де Клавихо, известный описанием своего путешествия, пишет о Самарканде, как о «Самарканде», но оговаривает, что настоящее его имя - «Симескинт», что значит «богатое селение». Самарканд - один из древнейших городов мира, основанный приблизительно в VIII веке до нашей эры. Он ровесник древнего Рима. В 2001 году Самарканд был включён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия, как Город - Перекресток Культур. В античной истории Самарканд известен как столица древнейшего государства Согдиана, описанного ещё в VI в. до н. э. в священной книге зороастризма - Авесте. Впервые упоминается под именем Мараканда в сочинениях римских и греческих историков - биографов Александра Македонского, который завоевал Самарканд, бывший к этому времени хорошо развитым и укрепленным городом, в 329 до н. э. В IV-V веках Самарканд был под властью хионитов и кидаритов. В начале VI века был захвачен эфталитами. В 567−658 годах Самарканд будучи центром согдийского владения, находился в зависимости от Тюркского и Западнотюркского каганата. Тесные тюрко-согдийские связи способствовали заимствованиям из тюркского языка в согдийский и наоборот. В ранних эпиграфических надписях древнетюркских каганов согдийский являлся официальным языком. В согдийских текстах мугских документов встречаются заимствования из тюркского языка. Например, «yttuku» - «посылать», «посольство», «bediz» - «резьба, орнамент» и другое. В 712 году город был захвачен арабскими завоевателями во главе с Кутейбой ибн Муслимом. В 806−810 годах в городе произошло восстание Рафи ибн Лейса, в подавлении которого участвовали внуки местного аристократа Саман-худата. В 875−999 годах Самарканд был одним из крупнейших политических и культурных центров государства Саманидов. С 875 года по 892 год Самарканд был столицей этого государства. При правлении тюркской династии Караханидов или илек-ханов в Самарканде были построены первые медресе. Наиболее известным считалось медресе Ибрагим тамгач-хана (1040-1068). Во время правления Ибрагим Хусейна Караханида (1178-1200) был построен монументальный дворец, украшенный живописью. В 1212 году после подавления восстания караханида Османа Самарканд вошёл в состав государства Хорезмшахов. В 1220 году разграблен и почти полностью разрушен Чингисханом. Возродился на территории спальных и сельских районов - на месте современного Самарканда. В 1365 году в городе вспыхнуло сербедарское восстание под предводительством Маулана-задэ, Абу Бекр Келеви и Хурдак Бухари. Во времена правления Тимура (Тамерлана) и Тимуридов (1370-1499) являлся столицей его империи. Подавляющее большинство архитектурных шедевров города было построено в эту эпоху. Это был период наивысшего развития Самарканда в пост-монгольский период. В эпоху правления Мирзо Улугбека Самарканд стал одним из центров мировой науки. Здесь были построены новые высшие учебные заведения - медресе и обсерватория. Лучшие научные умы мусульманского Востока работали в городе. Самарканд оставался столицей Шейбанидского государства при правлении Шейбани-хана и Кучкунджи-хана. В этот период в Самарканде продолжалось архитектурное строительство. Были возведены медресе Шейбани-хана, его невестки Михр султан ханум. В колониальный период они все были полностью разрушены. Город теряет значение столичного центра с приходом к власти шейбанида Убайдуллы (1533-1540), который перенес столицу в Бухару. Во времена Бухарского ханства был княжеским центром (бекство). Получает новый виток возрождения в период Бухарского ханства с 1612 года по 1656 год, когда правителем Самарканда назначают Ялангтуша Бахадура. В XIX веке в медресе Самарканда учился татарский просветитель Шахаб ад-дин Марджани. Медресе Улугбека на площади Регистан в Самарканде. В 1868 был занят русскими войсками и присоединён к Российской империи, стал центром Зеравшанского округа (с 1887 - Самаркандской области). В том же году гарнизон Самарканда под командованием майора барона Ф. К. фон Штемпеля (1829-1891) отразил попытку самаркандцев свергнуть российскую власть. В 1888 году к городу подведена Закаспийская железная дорога. После Октябрьской революции город вошёл в состав Туркестанской АССР. В 1925-1930 был столицей Узбекской ССР, с 1938 года - центр Самаркандской области. С октября 1941 года по 1944 годы в город из Москвы была звакуирована Артиллерийская Академия. Город находится на равнине и окружен земляным валом и глубокими рвами. Население 388,6 тыс. чел (2011): узбеки, таджики, русские, бухарские евреи, иранцы, армяне, азербайджанцы, татары. В 1897 году в Самарканде проживало 55 128 человек, распределение населения по родному языку было следующим: таджики - 36 845, русские, украинцы и белорусы - 8393, узбеки - 5506, евреи - 1169, поляки - 1072, персы - 866, немцы - 330, сарты - 287. В Самаркандском уезде в целом, куда входил и город Самарканд, в 1897 году проживало 342 197 человек, распределение населения по родному языку был следующим: узбеки - 200 672, таджики - 123 342, русские (включая великороссов, малороссов и белорусов) - 9 340, кашгарцы - 3421 человек. В машиностроительном комплексе имеются предприятия: ООО «Самарканд автомобил заводи» («СамАвто»), выпускающий грузовики «Isuzu» и мидибусы «SAZ»; ОАО «Самаркандский лифтостроительный завод»; OAO «Сино», выпускающее бытовые холодильники. Предприятия лёгкой и пищевой промышленности города производят на основе местного сырья консервы, вино, растительное масло, табак, мясо, кондитерские изделия и другую продукцию. В числе наиболее крупных предприятий этого сектора промышленности: СП «УЗ БАТ» - Самаркандская сигаретная фабрика; СП «Самарканд-Прага-Пиво»; Самаркандское чаефасовочное предприятие. СП ООО «MAN» - производство и продажа грузовой коммерческой техники «MAN». В годы советской власти в Самарканде был создан Научно-исследовательский институт каракулеводства, занимавшийся улучшением овец каракульской породы. Самаркандское высшее военное автомобильное командно-инженерное училище (СВВАКИУ); Самаркандский государственный университет; Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт; Самаркандский государственный институт иностранных языков; Самаркандский медицинский институт; Самаркандский филиал Ташкентского университета информационных технологий (СФ ТУИТ); Самаркандский сельскохозяйственный институт; Самаркандский институт экономики и сервиса; Самаркандский государственный педагогический институт имени С. Айни. Главные достопримечательности: Ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда. Мавзолей Гур-Эмир. Регистан - одно из самых известных мест Самарканда. В средние века выполнял роль центральной площади города. В настоящее время представляет собой архитектурно оформленный ансамбль из трёх массивных строений - медресе: Медресе Улугбека - западное строение 1417 г. В нём обучалось около 100 студентов. Медресе Тилля-Кари («позолоченное»)- центральное строение с одноимённой мечетью на территории, 1660 г. Медресе Шердор («обитель львов») - восточное строение, 1636 г. Городище Афрасиаб Остатки Обсерватории Улугбека Мавзолей Гур Эмир Мечеть Биби Ханум Ансамбль Мавзолеев Шахи Зинда Музей возникновения Самарканда (Афросиаб) Мечеть Хазрат Хизр Мавзолей Ходжа Дониер (пророк Даниил) Обсерватория и мемориальный музей Улугбека Мечеть Ходжа Зиемурод Мавзолей Биби Ханум Мечеть Кук Древний деловой центр Чорсу Мавзолей Абу Мансур Матридий Мавзолей Рукхобод Мавзолей Аксарай Мечеть Ходжа Нисбатдор Мавзолей Ходжа Абду Дарун Ишратхона Мечеть Намазгох, Самарканд Руины Куксарай (бывший дворец Тимура) Алексеевская церковь Церковь Сартенок Города-побратимы: Львов, Украина Лион, Франция Льеж, Бельгия Бремен, Германия Рио-де-Жанейро, Бразилия Пловдив, Болгария Банда-Ачех, Индонезия Красноярск, Россия Самара, Россия Флоренция, Италия Кайруан, Тунис Мексика Мехико, Мексика (2010)