Мавзолей в Галикарнасе. Сколько всего чудес света в Турции — Галикарнасский мавзолей Мавзолей мавсола в галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе – чудесный памятник древнегреческого архитектурного искусства, вошедший в историю античной культуры как одно из семи чудес Древнего мира . Нашими современниками принято считать, что мавзолей является усыпальницей великих вождей.

Почему же эту уникальную конструкцию назвали именно мавзолеем? Чтобы понять, откуда берет корни это название, следует окунуться в историю Карии, столицей которой был Галикарнас (ныне – турецкий Бодрум). В IV веке до н.э. в стольном граде Карии была возведена усыпальница для супружеской четы – самого правителя Карии Мавсола и его жены, носившей имя Артемисия. Поэтому со временем сооружение и получило такое название – мавзолей (от греч. слова Mausoleion).

Возведение усыпальницы было начато при жизни Мавсола, однако правитель так и не дождался окончания ее строительства – он умер. По некоторым историческим данным, процессом строительства продолжала руководить вдова Артемисия, которая действительно любила своего мужа и хотела таким способом увековечить его память. На основании этих великих чувств мавзолей в Галикарнасе впоследствии был признан памятником любви.

Однако мавзолей в Галикарнасе строился не только как усыпальница – Мавсол и Артемисия желали, чтобы он был одновременно и усыпальницей, и храмом. Для воплощения их задумок в реальность были приглашены именитые архитекторы Греции Пифей и Сатир и скульпторы Леохар, Тимофей, Скопас и Брикасид – лучшие мастера того времени. Их плодотворное сотрудничество окончилось смешением архитектурных стилей, однако оно не испортило мавзолей. Наоборот, сооружение получилось настолько необычным, что строений, подобных ему, греки еще не видели, поскольку это было соединение красивейших стилей того времени – дорического, коринфского и ионического.

Описание мавзолея в Галикарнасе

Строители расположили усыпальницу в периптере – здании, обрамленном колоннадой из 11-метровых колонн. Для поддержания крыши мавзолея понадобилось 36 колонн. Промежутки между колоннами были заполнены разнообразными статуями мифологических фигур, а крыша выглядела как ступенчатая пирамида, имеющая 24 ступени. Ее венцом была мраморная квадрига, то есть античная колесница с запряженными в нее четырьмя лошадьми.
В колесницу были помещены огромные изваяния Мавсола и Артемисии, исполнявшие роль возниц. Эта великолепная скульптура достигала в высоту 6 м. В помещении усыпальницы находились саркофаги из мрамора, предназначенные для царской четы. Подножие мавзолея украшали скульптуры всадников и мраморных львов.

Усыпальницу-храм нельзя было назвать обычным сооружением, ведь на самом деле это был целый архитектурный комплекс солидных размеров, который имел свой собственный внутренний двор. В его центре и была установлена прямоугольная платформа из камня размером 19 х 11 м. А чтобы добраться до вершины мавзолея, нужно было проделать путь по широкой лестнице, охранниками которой были каменные львы.

Изнутри здание было декорировано барельефами, на которых отражались сцены из легенд и сказаний древней Греции. Наружные стены мавзолея украшали скульптуры богов и богинь. По углам сооружения стояли огромные каменные изваяния стражей-воинов. В целом сооружение, именуемое и мавзолеем, и храмом, и усыпальницей одновременно, в высоту занимало 46 м (от самого его основания до вершины со скульптурой колесницы).

Судьба мавзолея, построенного в Галикарнасе

353 год до н.э. ознаменовался для Карии смертью Мавсола, труп которого кремировали. На тот момент строительство мавзолея еще не было завершено. Безутешная Артемисия, желающая поскорее соединиться с духом умершего супруга, выпила странную смесь, приготовленную из праха Мавсола, воды и ароматических веществ.
Но смерть после употребления такого напитка к ней не пришла – Артемисия прожила еще 2 года. Тело умершей царицы впоследствии было сожжено и захоронено рядом с ее мужем. Так супруги-правители и обрели свое последнее пристанище, и только после этого вход в гробницу был окончательно замурован камнями.

Мавзолей в Галикарнасе отличался такой высокой прочностью, что радовал глаз античного народа еще на протяжении 19 веков. А в XV веке уже нашей эры он незначительно пострадал от землетрясения. Но пережить нашествие крестоносцев мавзолею всё же не удалось – они разобрали его большую часть и добытые таким способом материалы использовали для строительства замка Святого Петра, причем здесь же – на месте разрушенной усыпальницы. Несколько позднее эти камни были использованы повторно, только уже для возведения крепости Бодрум.

В целом история галикарнасского мавзолея богата событиями. В свое время он пережил завоевание города Александром Македонским, и даже выдержал нападение пиратов, позарившихся на Галикарнас в начале I века. Однако после того как на мавзолей напали мальтийцы и забрали из него каменные и мраморные плиты, от величественного сооружения осталось только основание.


Какие исторические ценности остались от галикарнасского мавзолея?

К сожалению, некогда грандиозное сооружение не «дожило» до наших дней. Сегодня туристы могут увидеть только развалины, которые от него остались. Но даже в разрушенном состоянии мавзолей способен произвести неизгладимое впечатление на путешественников. Те люди, которым удалось побывать на экскурсии в Бодруме, удивлялись тому, что некоторые стены турецкой крепости состоят из идеально отполированных мраморных плит. А ведь они были привезены именно из древнего Галикарнаса. Части уникальных мифологических фресок и изваяний Мавсола и Артемисии сегодня можно увидеть в Стамбульском и Британском музеях.

Каким же образом Британский музей , расположенный в тысячах километров от древнегреческого Галикарнаса, пополнился этой удивительной находкой? Дело в том, что слухи о красоте остатков античного памятника культуры, ставших украшением Бодрума, дошли до человека из английского посольства в Турции . По приезду на историческое место он выкупил у властей разрешение на выемку из стен 12 плит для их транспортировки в музей Британии. Когда плиты предстали на обозрение английских ученых, те смогли сделать вывод о том, что перед ними не что иное, как частица фриза знаменитого Скопаса.

Так сэр Ньютон – директор Британского музея, окончательно убедился в том, что на поиски остатков галикарнасского мавзолея следует отправляться в Бодрум, куда он и поспешил. И первое, с чем ему пришлось столкнуться по выходу на берег, - это два мраморных льва, замурованных в стену крепости.
За те 9 месяцев, которые Ньютон провел в Бодруме, ему удалось отыскать множество обломков мавзолея и 4 плиты, изготовленные древним скульптором Скопасом. Но самое интересное его ожидало впереди, ведь в конце археологических раскопок он обнаружил статуи Мавсола и Артемисии, которые когда-то стояли в колеснице на крыше мавзолея. Конечно, они были расколоты на множество частей, но находка все равно представляла немалую историческую ценность. Кроме того, упорным англичанином была найдена и мраморная голова лошади, украшенная подвесками и бронзовой уздечкой с позолотой. Все эти находки Ньютон и перевез в свой музей, а было это в 1857 году.

Раскопки загадочной гробницы проводились и под руководством Кристиана Джеппезена. Они закончились в 70-х годах прошлого столетия. Все найденные статуи, барельефы и разнообразные элементы старинной конструкции помогли ученым воссоздать облик усыпальницы. По ее проекту строились такие памятники архитектуры, как церковь Святого Джорджа в Лондоне, Мемориал Воинам в Индиане, Здание муниципалитета в Лос-Анджелесе и пр. Но как бы ни старались современные архитекторы, им не удалось передать всего величия, которое было присуще древнему мавзолею, построенному для упокоения праха правителей Карии.

Мавзолей в Галикарнасе — еще одно из Семи чудес света древности. Город, который называется Галикарнас, сейчас не существует. То есть, город на этом месте есть, но называется он Бодрум. В этот турецкий городок приезжают многочисленные туристы, чтобы увидеть то, что осталось от этого Чуда света – мавзолея в Галикарнасе.

Теперь руины Мавзолея являются музеем. По сравнению с другими античными Чудесами Света, Мавзолей в Геликарнасе «сохранился» неплохо – множество статуй, фрагментов барельефов являются экспонатами в местном музее в Бодруме.

В IV веке до н.э. Галикарнас был столицей провинции Карии, которая входила тогда в состав персидской Империи. Это был один из красивейших городов региона. Расположенный на Средиземноморском побережье в Малой Азии, Галикорнас был практически недосягаем с моря. Его флот мог легко при необходимости заблокировать небольшой канал, который вел в гавань.

Особенного расцвета город достиг в правление Мавсола с 377 по 352 (353) год до н.э.

Царь Мавсол был и прекрасным дипломатом, и прекрасным воином. Он умел использовать для своих целей наемную армию и флот. Мавсол практически добился независимости Галикарнаса от персидского владычества, а также захватил всю юго-восточную часть Малой Азии.

Царь был женат на своей родной сестре Артемисии. Подобные браки в знатных семьях практиковались нередко, причем не только среди карийских правителей, но и римских.

Мавсол и Артемисия управляли Карией совместно в течение 24 лет. Артемисия по свидетельству современников очень любила Мавсола.

В центре Галикарнаса незадолго до кончины царя отвели место под Мавзолей (название пошло от имени царя Мавсола). Строительство возглавляла Артемисия. Она не считалась с издержками и бросила все силы и средства на возведение усыпальницы, которой доселе свет не видывал.

Спроектировали Мавзолей знаменитые греческие архитекторы Сатир и Пифей. Скульпторы Скопас, Леохар, Тимофей, Бриаксид украшали величественную постройку.

Впервые в греческой архитектуре в Мавзолее соединялись все три знаменитых стиля — дорический, ионический и коринфский.

В центре комплекса была возведена каменная платформа, которая служила пьедесталом для храма.

Пьедестал имел форму прямоугольника с размерами примерно 19х11 метров. На нем стоял храм-гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в форме 24-ступенчатой пирамиды. Промежутки между колоннами, внешние станы Гробницы были богато украшены скульптурами. Обломки мраморных львов и мифологических фигур, найденные здесь при раскопках, свидетельствуют, что скульптуры выполняли великие мастера. Вершина пирамиды увенчана площадкой, на которой возвышалась мраморная квадрига – колесница, запряженная четырьмя лошадьми, которой управляли Мавсол с Артемисией. Общая высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы составляет 46 метров.

Мавзолей был еще не достроен, когда в 353 году до н.э. скончался Мавсол. Труп правителя кремировали. Убитая горем вдова приказала смешать с ароматическими веществами и водой часть праха, а затем выпила, надеясь воссоединиться с духом умершего мужа. Артемисия правила еще 2 года, пока смерть не настигла ее. Тело царицы также было сожжено, а затем похоронено рядом с мужем. После того, как супруги нашли свое последние пристанище, вход в гробницу замуровали камнями.

Мавзолей в Галикарнасе простоял много веков. Галикарнас уже был разрушен и превратился из роскошного города в небольшое прибрежное поселение, а величественный Мавзолей по-прежнемы возвышался над ним. Землятресение XIII века разрушило гробницу царя, а в XV веке мавзолей был уничтожен родосскими рыцарями, которые брали его камни на строительство крепости Святого Петра. Таким образом, часть крепостных стен оказалась сложена из блоков зеленого камня, характерных для основной части мавзолея.
Через несколько лет рыцари обнаружили в руинах усыпальницу Мавсола и Артемиссии. Но они оставили погребение на ночь без охраны, и его разграбили мародеры, которых привлекли золото и драгоценности.

В XIX веке путешественники по Малой Азии обратили внимание на то, что стены турецкой крепости Бодрум, сложены не столько из каменных глыб, сколько из мрамора. Это неудивительно: остатки античных городов часто служили строительным материалом сначала византийцам, а потом арабам и туркам. Но уж очень красивы и необычны были мраморные плиты стен Бодрума.
Когда слухи об этом дошли до английского посла в Турции, он приехал в город и купил разрешение выломать из стен двенадцать плит, чтобы перевезти их в Британский музей. Английские ученые по сохранившимся описаниям и отзывам современников вскоре догадались, что перед ними часть знаменитого фриза Скопаса — «Амазономахии».

Убедившись в том, что Галикарнасский мавзолей надо искать в Бодруме, сэр Чарльз Томас Ньютон, хранитель Британского музея, поспешил туда. Первое, что он увидел, высадившись на берег, были два мраморных льва, вмурованные в стену крепости.
За девять месяцев, проведенных в Бодруме, Ньютон отыскал многие обломки мавзолея, а под слоем земли и мусора — еще четыре плиты работы Скопаса. Когда раскопки подходили к. концу, были обнаружены и расколотые на множество частей двухметровые статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие прежде в колеснице, а также мраморная лошадиная голова почти метровой длины с бронзовой позолоченной уздечкой и подвесками-украшениями.
В 1857 году эти находки были перевезены в Британский музей.

В XIX веке были раскопаны остатки Мавзолея в Галикарнасе. Идеи, которые были воплощены при его строительстве, вдохновляют многих современных архитекторов, в частности идея Мавозлея в Галикарнасе были взяты для строительства мавзолея Гранта на Манхэттене и Массонского храма в Вашингтоне.




Мавзолей в Галикарнасе — одно из 7 чудес древнего мира, которое, увы, не сохранилось. Читайте интересные факты и историю создания мавзолея.

Где находится мавзолей в Галикарнасе

Располагался мавзолей на территории современной Турции, недалеко от курорта Бодрум.

Эти земли принадлежали государству Кария, которым правил Мавсол. Еще при жизни он захотел построить усыпальницу для себя и своей жены, которая должна была служить также и храмом, а по красоте не уступать самым красивым зданиям того времени.

Мавзолей в Галикарнасе: история, интересные факты

Мавсол решил возводить свою гробницу еще при жизни. Этот способ он заимствовал у египетских фараонов, которые всю жизнь строили свои пирамиды, чтобы потом вечно лежать в них. Для этого он пригласил выдающихся архитекторов Греции: Пифия, Сатира, а также Скопаса, Тимофея и других. Это стало причиной того, что мавзолей не был выдержан в одном стиле, а был их соединением. Однако Мавсол умер, а строительство не было завершено. Мавзолей в Галикарнасе закончили стараниями царицы Артемисии — его супруги в 350 году до н. э., спустя 9 лет после начала грандиозной стройки.

Мавзолей в Галикарнасе: краткое описание строения

Галикарнасский мавзолей представлял собой здание, украшенное 36-ю колоннами, высотой в 11 метров. Между колоннами располагались статуи героев мифов, а крыша напоминала пирамиду с 24-мя ступенями. Высота здания была весьма внушительна для того времени — 46 метров. Здание разделялось на 3 уровня. По периметру основание занимало 66*77 метров.

Венчала мавзолей мраморная колесница с 4 лошадьми. Возницами были Мавсол и Артемисия. Общая высота скульптуры составляла 6 метров. Колесницу создал скульптор Пифий. Вокруг располагались всадники и львы.

Внутри мавзолея был широкий внутренний двор. Все это позволило включить в семь чудес света мавзолей в Галикарнасе . К сожалению из них сейчас сохранились только Великие пирамиды в Гизе. Вход в гробницу был замурован после смерти обоих правителей.

Галикарнасский мавзолей сегодня

Здание было построено прочно и простояло 19 столетий. В XV веке его частично разрушило землетрясение.

Окончательно разрушили его крестоносцы, построившие из его камней замок Святого Петра прямо на месте усыпальницы. Вскоре замок разрушили, а камни послужили материалом для крепости Бодрума.

МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ - один из наиболее величественных памятников греческой архитектуры поздней классики, великолепная гробница, сооруженная в 4 в. до н.э. в столице небольшого карийского государства, Галикарнасе (юго-восток Малой Азии). Считается одним из так называемых «семи чудес света». Мавзолей был построен по приказу правителя Карии Мавсола (правил 377-353 до н.э.), который еще при своей жизни начал в Галикарнасе строительство этой усыпальницы для себя и своей жены Артемисии II. Сооружение стало впоследствии называться мавзолеем (греч. Mausoleion) по имени царя Мавсола. Сам царь не дожил до окончания строительства.

Мавсол был правителем Карии, входившей в персидскую империю, с 377 по 353 гг. до н.э. Столицей области был Галикарнас, ставший под названием туристическим центром в современной Турции.

Во времена правления Мавсола, Кария уже являлась колонией персидской Империи, однако царь неоднократно предпринимал попытки мятежа. Сила и влияние Мавсола были настолько крепки, что даже после подавления волнений он остался на троне. В 377 году он сменил на троне отца - Гекатомна из Миласа. Мавсол был женат на своей родной сестре Артемисии. В наше время это кажется дикостью, но тогда подобные браки в знатных семьях практиковались нередко, причем не только, среди карийских правителей, но и римских.

Брат и сестра (муж и жена) управляли Карией совместно в течение 24 лет. Артемисия по словам современников очень любила Мавсола, впрочем, как и он ее. Царь не отстранял супругу от государственных дел, хотя бесспорно, лидирующая роль принадлежала в этом тандеме ему.

Галикарнас во времена Мавсола стал столицей провинции - и одним из красивейших городов региона. Правитель обожал все греческое, поэтому обустраивал Карию по образу и подобию элиннских поселений. Поданные, впрочем, как и царь, говорили на греческом языке, на монетах были выгравированы греческие надписи, а сам Мавсол применял на практике некоторые принципы демократического управления.

Столица Карии, Галикарнас являлась столь же безопасной, сколь и великолепной. Расположенный на Средиземноморском побережье в Малой Азии, Галикорнас был практически недосягаем с моря. Флот Мавсола мог легко при необходимости заблокировать небольшой канал, который вел в гавань. Кроме того, рабочие углубили городскую бухту, а песок использовали для того, что бы соорудить защитные волнорезы перед каналом.

Талантливые архитекторы спланировали город - проложили улицы и площади, построили жилые дома. На одной стороне гавани возвели массивный, укрепленный дворец для Мавсола. Он был расположен так, что бы с вышек открывался вид как на сушу, так и на море, это позволяло вовремя отреагировать в случае приближения неприятеля. Дворец и часть поселения для пущей защиты обнесли каменными стенами, периметр которых достигал 6 км. В царский комплекс помимо хором, входил еще театр в греческом стиле, храм греческому богу войны Аресу, святилища Афродиты и Гермеса.

Мавсол решил строить галикарнасский мавзолей еще до своей смерти, по совету своей жены Артемиссии. Проектировали сооружение греческие архитекторы Сатир и Пифей, было также приглашено множество самых лучших скульпторов того времени

Мавсол и Артемисия тратили колоссальные суммы на обустройство города. Средства поступали в казну в виде налогов. Галикарнас украшали статуи, строения и храмы, многие из которых были отделаны мрамором. В центре города незадолго до кончины царя отвели место под Мавзолей. Строительство возглавляла любимая жена Мавсола. Она не считалась с издержками и бросила все силы и средства на возведение усыпальницы, которой доселе свет не видывал. Царица хотела показать миру, насколько богата их семья, возможно, именно тщеславие двигало Артемисией, а вовсе не любовь, однако, истинные мотивы от нас скрыло время.

Мавзолей расположили на вершине холма близ Галикарнаса. Во внутреннем дворе располагалась каменная платформа, на которой располагалась могила. К вершине платформы вела каменная лестница, со скульптурами львов по бокам, а также со статуями богов и богинь

В архитектуре галикарнасского мавзолея впервые в греческой архитектуре сочетались три разных ордера: греческий, ионический и коринфский. Нижний этаж поддерживался 15 дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние - ионическими. В основании этого гигантского сооружения лежал пятиярусный прямоугольник, облицованный белыми мраморными плитами и украшенный сверху скульптурным фризом длиной 117 м - мраморными рельефами. На основании помещался периптер - усыпальница с целлой для жертвоприношений, его окружали 39 одиннадцатиметровых колонн.

Плиний Старший свидетельствовал, что общая протяженность птерона была никак не меньше 440 футов, в высоту же платформа достигала 20 метров. На платформе находилась пирамидальная структура, которая в высоту почти равнялась основанию, к верху, она, как и положено пирамиде, сужалась. Стены гробницы украшали барельефы, изображающие сцены из греческой мифологии. Пирамидальную крышу гробницы подпирали 36 7-ми метровых колонн, по 9 на каждой из сторон. Между колоннами были установлены статуи.

Мраморная квадрига венчала пирамиду. Квадрига - это каменная колесница, запряжная четырьмя массивными лошадьми, также вырезанными из мрамора. Роль возниц отводилась, естественно, статуям, изображавшим Мавсола и его супругу Артемисию. Высота скульптурной композиции составляла 6 метров.

Крышей мавзолея служила ступенчатая пирамида из 24 ступеней, на верху которой возвышалась квадрига - мраморная колесница, запряженная четверкой лошадей, со скульптурами Мавсола (работы Пифея) и его жены Артемисии (работы Скопаса). В усыпальнице периптера стояли мраморные саркофаги царя и царицы. У подножия гробницы располагались мраморные статуи всадников и львов работы Леохара, Тимофея, Бриаксида. Строительство было завершено лишь при внуке царя Мавсола. Строение было столь непохожим на все прежние усыпальницы, что по имени создателя получило название «мавзолей».

Мавзолей обладал колоссальными по тем временам размерами - занимал площадь в 5000 м. кв. и имел высоту 46 метров от основания до вершины. В архитектуре гробницы явно пролеживались азиатские, восточные черты. Об этом говорит и пирамидальная, сужающаяся крыша, и массивное квадратное основание, отделанное плитами мрамора, отполированными до блеска. Красота Мавзолея заключалась не только в интересном архитектурном решении, но и в богатой отделке. Кроме того, над каждой из сторон четырехугольной усыпальницы трудился «свой» скульптор - что не могло не сказаться на целостности восприятия здания. Конечно, Мавзолей оформлялся в едином стиле, но авторский почерк, так или иначе, прослеживался.

Камера погребения находилась на первом этаже - в основании. Она, как и саркофаг, была изготовлена из белого алебастра и украшена золотом. Второй этаж напоминал по своему строению греческий храм, использовался, скорее всего, для жертвоприношений.

Пепел царственной четы хранился в золотых урнах в усыпалице, находившейся в основании здания. Ряд каменных львов сторожил это помещение. Над массивным каменным основанием возвышалось сооружение, напоминавшее греческий храм, окружённый колоннами и статуями. На вершине здания находилась ступенчатая пирамида. Венчало её, на высоте 43 метров над землёй, скульптурное изображение колесницы, запряжённой лошадьми. На ней, вероятно, стояли статуи царя и царицы.

Мавзолей стоял в непосредственной близости от храмов греческим богам. По тем временам было удивительным, что гробница царя земного по убранству и внешнему виду гораздо превосходила святилища правителей небесных. Возможно, именно это несоответствие привлекало внимание современников к Геликарнасскому Мавзолею, оно же и послужило поводом для занесения усыпальницы в список Семи Чудес Света античного мира.

Мавзолей был еще не достроен, когда в 353 году д.н.э. скончался Мавсол. По кирийскому обычаю труп правителя кремировали. Часть праха, убитая горем вдова, приказала смешать с ароматическими веществами и водой, а затем выпила, надеясь таким образом воссоединиться с духом умершего мужа. Артемисия сменила на троне супруга и правила еще 2 года, пока смерть от тоски (либо болезней) не настигла ее. Тело царицы также было сожжено, а затем похоронено рядом с мужем. После того, как супруги нашли свое последние пристанище, вход в гробницу замуровали камнями. Существует версия о том, что и тогда гробница была достроена не до конца, отделочные работы завершились лишь в 350 году до Рождества Христова. Исторические источники путаются в датах, да это и понятно, слишком много воды с тех пор утекло.

Что же случилось с гробницей, и какая участь постигла город Галикарнас? Мавзолей простоял много веков. Он пережил и завоевание города Александром Македонским в 334 году до н.э., и нападение пиратов в начале первого тысячелетия нашей эры. Галикарнас уже был разрушен и превратился из роскошного города в небольшое прибрежное поселение. Маволей, не смотря на это, продолжал простираться над руинами, горделиво, помпезно как и раньше. Шестнадцать столетий памятник тщеславия и любви восхищал взоры завоевателей и обывателей. Редкий путешественник не заезжал в бывшую столицу Карии, чтобы воочию увидеть одно из Чудес Света.

В начале XV века в Малую Азию прибыли крестоносцы, рыцари мальтийского ордена. Они немало поспособствовали уничтожению Мавзолея. Мраморные плиты и камни воины растащили, использовав их для отделки замка-крепости Св. Петра. Форт был возведен на том самом месте, где некогда возвышался дворец Мавсола и Артемисии. Впрочем, не только люди были безжалостны к Гробнице - время и природные катаклизмы привели к тому, что уж к концу шестнадцатого столетия от усыпальницы осталось лишь основание.

Неизвестно точно, сколько веков мавзолей простоял и когда был разрушен, но по подсчетам ученых ему удалось выстоять 19 веков, после чего в XIII нашей эры рухнул при землетрясении. Все, что оставалось к 19-ому столетию — фундамент и несколько разрушенных скульптур, большую часть мавзолея разобрали рыцари иоанниты для строительства замка Святого Петра в Бодруме. Большая часть старинного мрамора превратилась в известь, а подземные палаты были разграблены

В начале XVI века Мавзолей был осквернен, а золотые чаши с прахом Артемисии и Мавсола исчезли. При этом крестоносцы обвиняли в святотатстве местных жителей-мусульман, хотя возможно в разграблении принимали участие и воины мальтийского ордена. Так или иначе, нашли погребальные камеры именно крестоносцы. Однако вопрос остается - были ли они первыми, кто вошел в недра святая святых? Согласно археологическим данным, полученным в ходе раскопок, проходящих на территории Мавзолея в 60-ых годах XX века, обнаружились некие секретные поземные ходы, пролегавшие под гробницей. Их, видимо, вырыли грабители, причем задолго до появления в Бодруме (бывшем Галикарнасе) крестоносцев. Вандалам был не нужен прах царей - их гораздо больше интересовали драгоценности и золото.

Галикарнасский мавзолей считается одним из семи античных чудес света не из-за его размера или величия, а именно из-за оригинальности его дизайна и внутренних декораций. Исследование памятника древности началось в 1846 году экспедицией Британского музея под предводительством Чарльза ньютона. Он провел раскопки и обнаружил части рельефа стены мавзолея, также останки крыши, а также колесо колесницы диаметром в 2 метра, украшавшей крышу. Также были найдены статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие в вышеупомянутой колеснице.

Ещё 300 лет прошло, прежде чем археологи приступили здесь к раскопкам. Они открыли части основания Мавзолея, а также статуи и рельефы, которые не были разбиты или украдены. Среди них оказались огромные статуи, изображавшие, как полагают археологи, царя и царицу. В 1857 г. эти находки были перевезены в Британский музей в Лондоне. В последние годы провели новые раскопки, и теперь на этом месте в Бодруме осталась лишь горстка камней.

После анализа найденных артефактов был разработан ряд проектов реконструкции мавзолея в первозданном виде. По одному из этих проектов был построен мавзолей Гранта на Манхэттене, Нью-йорк

Возможно, нашим современникам не довелось увидеть даже и фрагментов разрушенного Мавзолея, если бы, не усилия руководства Британского Музея, и археолога сэра Чарльза Томаса Ньютона, который в 1852 году прибыл в Бодрум, что бы отыскать легендарную усыпальницу Мавсола. Исследователь не знал точного месторасположения гробницы, поэтому ему пришлось скупить несколько земельных участков, более-менее подходивших описанию, сделанному еще в древние века историком Плинием.

В результате раскопок, проведенных Ньютоном, было обнаружено разрушенное основание Мавзолея, множество фрагментов скульптур, в том числе и части той самой квадриги, что некогда возвышалась на крыше усыпальницы. Также Ньютон нашел статуи Мавсола, Артемисии и огромную лошадиную голову из мрамора. Еще одной ценной находкой явились несколько декоративных плит с барельефами, в которых исследователи узнали стиль одного из известнейших скульпторов тех времен, Скопаса. Подобные плиты, Ньютон имел счастье лицезреть, и в отделке той самой крепости, что некогда построили крестоносцы. Окончательно завершились раскопки в 1966-1977 году - ими руководил Кристиан Джеппезен из датского Университета Орхуса.

Теперь форт, как и руины Мавзолея, являются музеем и местом «паломничества» многочисленных туристов. По сравнению с некоторыми другими почившими во времени античными Чудесами Света, Мавзолей в Геликарнасе «сохранился» неплохо - множество статуй, фрагментов барельефов и прочих декоративных элементов являются экспонатами как в местном музее в Бодруме, так и в Британском Музее.

Современные архитекторы претворяют в жизнь задумки древних зодчих. Так, Мавзолей в Галикарнасе послужил прототипом Зданию Муниципалитета в Лос-Анджелесе, Зданию Гражданского Суда в Сант-Луи, Мемориалу воинам в Индиане, Церкви Св. Джорджа в Лондоне и Храму Памяти в Мельбурне. Кроме того, в Стамбуле находится уменьшенная копия Усыпальницы, построенная уже в наши дни. Подобных примеров заимствования идей, в современной архитектуре можно привести немало, и это лишний раз доказывает гениальность античных мастеров.

Главным отличием мавзолея в Галикарнасе от других древних чудес, таких как храм Артемиды в Эфесе, или храм Зевса в Олимпии. являлось то, что там располагались статуи обычных людей и животных — мавзолей не был посвящен греческим богам

Огромный замок Святого Петра все еще стоит в Бодруме, и камни галикарнасского чуда видны в его структуре. На территории самого мавзолея остались лишь следы от некогда величественного сооружения и небольшой музей, рассказывающий об истории Галикарнаса. Основные фрагменты сохранились в Британском музее

По образцу галикарнасского мавзолея построено множество зданий по всему миру. Самые знаменитые из них — вышеупомянутое сооружение на Манхеттене, и Массонский храм в Вашингтоне:

В завершение, еще одно сооружение в Мельбурне, построенное по подобию Галикарнасского мавзолея:

Подробнее .

МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ – один из наиболее величественных памятников греческой архитектуры поздней классики, великолепная гробница, сооруженная в 4 в. до н.э. в столице небольшого карийского государства, Галикарнасе (юго-восток Малой Азии). Считается одним из так называемых «семи чудес света». Мавзолей был построен по приказу правителя Карии Мавсола (правил 377–353 до н.э.), который еще при своей жизни начал в Галикарнасе строительство этой усыпальницы для себя и своей жены Артемисии II. Сооружение стало впоследствии называться мавзолеем (греч. Mausoleion) по имени царя Мавсола. Сам царь не дожил до окончания строительства.

Задуманный как усыпальница и храм, мавзолей, построенный греческими архитекторами Пифеем и Сатиром, представлял собой периптер на высоком цоколе, увенчанный пирамидой и квадригой. В архитектуре галикарнасского мавзолея впервые в греческой архитектуре сочетались три разных ордера: греческий, ионический и коринфский. Нижний этаж поддерживался 15 дорическими колоннами, внутренние колонны верхнего этажа были коринфскими, а внешние – ионическими. В основании этого гигантского сооружения лежал пятиярусный прямоугольник, облицованный белыми мраморными плитами и украшенный сверху скульптурным фризом длиной 117 м – мраморными рельефами. На основании помещался периптер – усыпальница с целлой для жертвоприношений, его окружали 39 одиннадцатиметровых колонн. Крышей мавзолея служила ступенчатая пирамида из 24 ступеней, на верху которой возвышалась квадрига – мраморная колесница, запряженная четверкой лошадей, со скульптурами Мавсола (работы Пифея) и его жены Артемисии (работы Скопаса). В усыпальнице периптера стояли мраморные саркофаги царя и царицы. У подножия гробницы располагались мраморные статуи всадников и львов работы Леохара, Тимофея, Бриаксида. Строительство было завершено лишь при внуке царя Мавсола. Строение было столь непохожим на все прежние усыпальницы, что по имени создателя получило название «мавзолей».

Мавзолей простоял примерно 1800 лет и затем был разрушен мощным землетрясением. В 15 в. побережье Малой Азии было захвачено крестоносцами, которые в 1489 на развалинах мавзолея возвели замок Святого Петра, использовав его мраморные блоки для строительства замка. Изгнав крестоносцев, турки на этом месте построили крепость Бодрум. В середине 19 в. 12 мраморных рельефов, вмурованных в стены этой турецкой крепости, были извлечены из нее и перевезены в Британский музей.

Мавзолей в Галикарнасе является одним из семи чудес света – наиболее знаменитых памятников скульптуры и архитектуры, описанных еще античными историками и путешественниками, в т.ч. «отцом истории» Геродотом (р. ок. 484 – ум. ок. 425 до н.э.) в его Истории . В это число наряду с мавзолеем в Галикарнасе (4 век до н.э.) входят также древнеегипетские пирамиды (3 тыс. до н.э.), висячие сады Семирамиды (7 век до н.э.), храм Артемиды в Эфесе (Малая Азия, ок. 550 до н.э.), Колосс Родосский (статуя Гелиоса на о. Родос, ок. 292–280 до н.э.), статуя Зевса в Олимпии (Греция, ок. 430 до н.э.), маяк на о.Фарос в Александрии (Египет, 3 в. до н.э.).

До наших дней дошли почти полностью только пирамиды. Близ города Хилла в Ираке находятся руины сводчатых сооружений: по-видимому, «висячие сады» разбивались на их кровле. В Британском музее в Лондоне хранятся фрагменты скульптуры галикарнасского мавзолея (скульпторы Скопас, Тимофей, Бриаксис, Леохар). От храма Артемиды в Эфесе (ионийский диптер), отстроенного арх. Хейрократом, сохранились фундаменты. Другие «чудеса света» известны лишь по изображениям и описаниям.