Площадь сан-марко. Собор Святого Марка, Венеция: фото, история собора, архитектура Собор сан марко

Собор Святого Марка – архитектурная жемчужина Венеции и Италии, уникальное творение, признанное во всем мире классикой византийского церковного зодчества. Он поражает величественностью, уникальностью архитектуры, искусностью декора фасадов, роскошью внутреннего оформления и захватывающей многовековой историей.

История собора Святого Марка

Местом нахождения мощей евангелиста святого Марка до 828 года был город Александрия. При подавлении вспыхнувшего там крестьянского восстания мусульманские каратели подвергли разрушению много христианских церквей и уничтожали святыни. Тогда два торговца из Венеции поплыли к берегам Александрии, чтобы уберечь мощи святого Марка от вандализма и вывезти их на родину. Чтобы пройти таможню, они прибегли к хитрости, спрятав корзину с останками святого Марка под свиными тушами. Их надежда, что мусульманские таможенники побрезгуют прислоняться к свинине, оправдалась. Они успешно пересекли границу.

Первоначально мощи апостола разместили в церкви Святого Теодора. По приказу дожа Джустиниано Партечипацио для их хранения возле возвели базилику. Город обрел покровительство святого Марка, его знак в виде золотого крылатого льва стал символом столицы Венецианской республики.

Пожары, охватившие Венецию в Х-XI веках, стали причиной нескольких перестроек храма. Его реконструкцию, близкую к сегодняшнему облику, завершили в 1094 году. Пожар 1231 года повредил церковное сооружение, в результате чего были выполнены восстановительные работы, закончившиеся созданием алтаря в 1617 году. Величественный храм снаружи и изнутри предстал красивее прежнего, украсившись статуями святых, ангелов и великомучеников, изумительным резным декором фасадов.

Собор стал главным культовым местом Венецианской республики. В нем проводились коронации дожей, получали благословение известные мореплаватели, отправляясь в далекие путешествия, сходились горожане в дни празднований и бед. Сегодня он служит резиденцией венецианского патриарха и является достопримечательностью мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Архитектурные особенности собора

Прообразом собора Святого Марка стал храм Двенадцати апостолов. В основу его архитектурной конструкции взят греческий крест, завершенный объемным куполом в центре пересечения и четырьмя куполами над сторонами креста. Храм площадью 4 тысячи квадратных метров устремляется ввысь на 43 метра.

Многочисленные реконструкции базилики гармонично соединили в себе несколько архитектурных стилей.

В фасадах гармонично совместились детали из восточного мрамора с барельефами романского и греческого стилей. Ионические и коринфские колонны, готические капители и множество статуй придают божественную величавость храму.

На центральном западном фасаде привлекают внимание 5 порталов, украшенных мозаичными тимпанами XVIII столетия, скульптурными шедеврами от античных до средневековых эпох. Верх главного фасада оформлен тонкими башенками, добавленными 6 столетий назад, а по центру над входом возвышается статуя Святого Марка, окруженная фигурами ангелов. Под ним золотым блеском сияет фигура крылатого льва.

Южный фасад интересен парой колонн V столетия с резьбой, выполненной в византийской манере. У внешнего угла казначейства притягивают взор изваяния четырех тетрархов-правителей IV века, завезенных из Константинополя. Изысканная романская резьба, сохранившаяся с XIII столетия, служит украшением большей части внешних стен храма. На протяжении веков здание достроили – притвором (XII век), баптистерием (XIV век) и сакристией (XV век).

Роскошь внутреннего убранства

Убранство внутри собора Святого Марка, выполненное в традиционном венецианском стиле, вызывает восторг и небывалый духовный подъем. Фото внутри изумляют огромной площадью и красотой мозаичных картин, покрывающих своды, поверхность стен, куполов и арок. Их создание было начато в 1071 году и продлилось почти 8 веков.

Мозаики нартекса

Нартексом называют церковный притвор, предваряющий вход в базилику. Его пристройка с мозаичными картинами, иллюстрирующими ветхозаветные сюжеты, относится к XII-XIII столетиям. Перед глазами здесь предстают:

  • Купол о сотворении мира, оформленный золотыми чешуйками и привлекающий внимание изображением 6 дней сотворения мира из книги Бытия.
  • Арки дверей, открывающих вход в храм, привлекают внимание циклом мозаик о жизнеописании прародителей, их детей, событиями всемирного потопа и некоторыми библейскими сценами.
  • Три купола Иосифа в северной стороне притвора знакомят с 29 эпизодами из библейского жизнеописания Иосифа Прекрасного. На парусах куполов предстают фигуры пророков со свитками, где написаны пророчества о явлении Спасителя.
  • Купол Моисея расписан мозаикой 8 сюжетов деяний, совершенных пророком Моисеем.

Сюжеты мозаик соборного интерьера

Мозаики собора продолжают мозаичные повествования нартекса, связанные с ожиданием явления мессии. Они иллюстрируют прижизненные деяния Иисуса Христа, жития Пресвятой Богородицы и евангелиста Марка:

  • С купола на центральном нефе (вытянутом помещении собора) смотрит Богородица в окружении пророков. Теме исполнения пророчеств посвящены 10 настенных мозаичных картин и 4 сюжета над иконостасом, выполненные по эскизам знаменитого Тинторетто в XIV столетии.
  • Мозаики поперечного нефа (трансепта), повествующие о событиях, описанных в Новом Завете и благодеяниях Иисуса, стали украшением стены и сводов.
  • На живописных полотнах арок над центральным куполом показаны картины мучений, испытавших Христом, от распятия до Воскресения. По центру купола перед прихожанами предстает картина Вознесения Спасителя на небо.
  • В ризнице украшением верха стен и сводов стал ряд мозаик XVI столетия, выполненных по эскизам Тициана.
  • Произведением искусства выглядит пол из разноцветных мраморных плиток, сложенных в геометрических и растительных рисунках, изображающих обитателей земной фауны.

Бесценной реликвией собора Святого Марка и Венеции считается «золотой алтарь» – Pala D`Oro, создававшийся около 500 лет. Высота уникального культового творения – более 2,5 метра, а длина – примерно 3,5 метра. Алтарь приковывает внимание 80 иконами в золотом обрамлении, декорированных множеством драгоценных камней. Он потрясает воображение 250 эмалевыми миниатюрами, созданными с помощью уникальной техники.

Центр алтаря отведен Пантократору – небесному царю, восседающему на троне. С боков он окружен круглыми медальонами с ликами апостолов-евангелистов. Над его головой размещены медальоны с архангелами и херувимами. На верхних рядах иконостаса представлены иконы с евангельскими сюжетами, с икон на нижних рядах смотрят праотцы, великомученики и пророки. По бокам алтаря вертикально следуют изображения жизнеописаний святого Марка. К сокровищам алтаря открыт свободный доступ, что дает возможность рассмотреть все детали и насладиться божественной красотой.

Вблизи собора Святого Марка возвышается Кампанила – соборная колокольня в виде квадратной башни. Ее завершает звонница, увенчанная шпилем, на котором установлена медная фигура Архангела Михаила. Общая высота колокольни достигает 99 метров. Жители Венеции любя называют колокольню Святого Марка «хозяйкой дома». На протяжении своей длительной истории, уходящей в 12 век, она успела послужить сторожевой башней, маяком, обсерваторией, звонницей и великолепной обзорной площадкой.

Осенью 1902 года здание колокольни внезапно обрушилось, после чего уцелели лишь угловая часть и балкон 16 столетия с мраморным и бронзовым декором. Властями города было принято решение восстановить Кампанилу в первозданном облике. Обновленную колокольню открыли в 1912 году с 5 колоколами, один из которых сохранился оригинальный, а четыре были подарены Папой Пием Х. С колокольни открывается изумительная панорама Венеции с близлежащими островками.

Интересные факты про собор Святого Марка

  • На масштабное сооружение церкви Сан-Марко пошло около сотни тысяч бревен из лиственницы, становившейся от влияния воды только прочнее.
  • Мозаичными изображениями на золотом фоне покрыто более 8000 кв. м сводов, стен и купола храма.
  • «Золотой алтарь» украшен 1300 жемчужинами, 300 изумрудами, 300 сапфирами, 400 гранатами, 90 аметистами, 50 рубинами, 4 топазами и 2 камеями. Под ним в раке лежат мощи Святого Марка.
  • Эмалевые медальоны и миниатюры, украсившие алтарь, отобраны крестоносцами в константинопольском монастыре Пантократор при четвертом походе и подарены храму.
  • Сокровищница собора экспонирует собрание христианских реликвий, подарки от римских пап и около 300 предметов, добытых венецианцами при разгроме Константинополя в начале XIII столетия.
  • Квадрига бронзовых коней, отлитых в IV веке до нашей эры греческими скульпторами, сберегается в сокровищнице базилики. Наверху фасада предстает их искусная копия.
  • Частью базилики является капелла святого Исидора, чтимого венецианцами. В ней под алтарем покоятся останки праведника.


Адрес: Италия, Венеция, площадь Святого Марка
Начало строительства: 1063 год
Окончание строительства: 1094 год
Архитектор: Доменико I Контарини
Святыни: мощи апостола Марка и Исидора Хиосского
Координаты: 45°26"04.4"N 12°20"23.6"E

Содержание:

Краткое описание

Вид на собор святого Марка и кампанилу собора святого Марка с площади святого Марка

Изображение крылатого льва в Венеции можно встретить повсюду, так как он является символом евангелиста Марка - небесного покровителя города. Первую часовню, посвящённую апостолу, начали строить ещё в 829 году. В ней хранились мощи святого Марка , похищенные венецианскими мореплавателями из египетской Александрии. Узнав, что мусульмане рушат христианские храмы для возведения мечетей, венецианцы решили спасти останки евангелиста от осквернения.

По легенде, чтобы перевезти реликвию на корабле, купцы прибегли к хитрости: они засыпали мощи святого свиными тушами и сказали таможенникам-сарацинам, что везут свинину. Сарацины, исповедующие ислам, не могли прикасаться к нечистому животному, и груз проверять не стали. Базилика святого Марка была сожжена в 976 году в ходе народного восстания, свергнувшего с престола венецианского дожа (правителя) Пьетро IV Кандиано.

Собор святого Марка с часовой башни Святого Марка

Современный собор Сан-Марко был построен довольно быстро, в течение 30 лет, а в последующие пять веков его расширяли и украшали. Поскольку возникали опасения, что александрийцы узнают о похищении реликвии, венецианские власти объявили о чуде появления останков.

Всем жителям Венеции приказали поститься и молиться, чтобы с божьей помощью отыскать мощи евангелиста. 25 июня 1904 года Бог «услышал» молитвы венецианцев: во время богослужения у одной из колонн отпала часть мраморной плиты, и из отверстия показалась рука святого. Ни у кого не было сомнений, что мощи нашлись поистине чудесным образом.

Собора святого Марка с кампанилы собора святого Марка

До 1807 года Собор святого Марка служил дворцовой капеллой. Здесь короновались дожи, благословлялась армия перед крестовыми походами . Отсюда уходили в далёкие плавания знаменитые венецианские капитаны, отсюда начал своё путешествие Марко Поло. В стенах этой базилики император Священной Римской империи - Фридрих I Барбаросса заключил мир с папой Александром III. Ни одно венецианское торжество не обходилось без мессы в базилике святого Марка. На площади перед базиликой шумели и шумят венецианские карнавалы.

Собор святого Марка - шедевр византийской архитектуры

Среди памятников византийского зодчества базилика Сан-Марко приравнивается по значению к Собору святой Софии в Стамбуле . Собор святого Марка представляет собой крестовокупольную базилику, возведенную по образцу константинопольской церкви Святых Апостолов. За годы перестроек в нём переплелись элементы различных архитектурных стилей - византийского, романского, готического и восточного.

Фасад собора святого Марка

Пять порталов, соответствующих пяти входам в собор, украшены двумя ярусами колонн, арками со скульптурами святых и мозаиками над входом. Часть рельефов и мраморные колонны с ажурными капителями привезены из Константинополя. Мозаика над главным входом посвящена библейским пророчествам о Втором пришествии Христа, а другие четыре изображают историю похищения и прибытия мощей апостола Марка в Венецию.

Центральный портал венчает позолоченная квадрига - античная колесница, запряжённая лошадьми (ныне копия, оригинал хранится в музее собора). Эта квадрига получена венецианцами после разграбления Константинополя в Четвёртом крестовом походе в 1204 году. Ансамбль базилики завершается пятью огромными куполами, облицованными свинцовыми пластинами, с крестами на вершине.

Вид собора со стороны набережной

Собор святого Марка - золотая базилика

Внутреннее убранство Собора святого Марка поражает изобилием цветных мраморов, церковной утвари и мозаик на библейские сюжеты, занимающих площадь 4000 кв. метров . Стекольные фрагменты различных цветов выложены на тончайшем листовом золоте. Под престолом главного алтаря, сверкающим золотом и драгоценными камнями, хранится рака с мощами святого Марка. Над алтарём установлен Пала д’Оро («Золотой алтарь») - иконостас, выполненный византийскими мастерами по заказу венецианцев в 1343 году. Готическая рама, изготовленная из позолоченного серебра, состоит из 250 эмалевых миниатюр, инкрустированных 2000 драгоценных и полудрагоценных камней. На алтаре изображены сцены из Нового Завета и события из жития апостола Марка.

Фрагмент фасада собора

Из-за обилия золота Сан-Марко иногда называют «золотой базиликой». Английский искусствовед Джон Рёскин писал, что «Венеция - единственный город, обладающий столь прославленной Библией. Храм-книга мерцает издалека, подобно Вифлеемской звезде».

По праву считается одной из визитных карточек Италии. Архитектурный ансамбль площади создают Собор Сан-Марко, колонны Святого Марка и Святого Теодора, Кампанила, Дворец Дожей, часовая башня, библиотека апостола, а также Старая и Новая Прокурации, Ала Наполеоника и Лоджетта. Поскольку, приехав в Венецию, Вы наверняка отправитесь на Сан-Марко, мы решили отдельно рассказать о каждом элементе площади, чтобы Вы чувствовали себя здесь, как дома.

Площадь Сан-Марко в Венеции

Площадь Святого Марка известна не только своими достопримечательностями, но также многочисленными снятыми здесь фильмами и, конечно же, голубями.

На протяжении многих лет кормление ручных голубей на Площади было одним из главных туристических аттракционов города, корм для них продавался здесь же. Традицию прервали лишь в 2008-м году, когда, из-за эпидемии птичьего гриппа, было решено приостановить продажу корма.

Первые упоминания о площади относятся к IX веку

Первые сведения о площади датируются еще IX веком: тогда одна из главных современных достопримечательностей Венеции была просто небольшой площадкой перед входом в собор Сан-Марко. И только в XII веке (в 1177 году) ее расширили до сегодняшних размеров.

Площадь Сан-Марко состоит из двух частей: Пьяцетты (расстояние от Гранд-канала до Кампанилы) и, собственно, самой Пьяццы (площади).

Колонны Святых Марка и Теодора – первое, что Вы видите, ступив на пьяцетту, примыкающую к площади Сан-Марко в Венеции. В 1125 году Венеция получила их в качестве трофея после победоносной войны против Царя Тира, которую она вела в союзе с Константинополем.

Колонны св.Марка и Теодора - первое, что видят туристы, ступив на пьяцетту

Хотя туристам показывают две колонны, на самом деле, изначально их было три. Третья колонна при разгрузке с кораблей упала в море и до сих пор лежит где-то на илистом дне Лагуны.

Собор Сан-Марко

Собор Сан-Марко известен своей необычной для католического храма византийской архитектурой. Возвели Базилику еще в 832 году с целью хранения мощей апостола, но то, что путешественники могут видеть сегодня, – это, условно, «новый» собор, который отреставрировали после случившегося в 976 году пожара.

При общем доминировании византийского стиля, различным элементам Собора также присущи романский, готический и восточный стили.

Собор Сан-Марко известен своей необычной византийской архитектурой

Внутри собора представляют интерес не только мощи Святого Марка: Золотой алтарь (Пала д`Оро), привезенный из Константинополя, Баптистерий, Капелла Святого Исидора, Сакристия и, конечно же, многочисленные мозаики.

Вход в собор Сан-Марко бесплатный, но при посещении следует избегать вызывающей одежды с открытыми коленями и плечами. Также в Соборе нельзя вести съемку.

Часовая башня

Оролоджо (башня с часами) – славится в первую очередь тем, что ее часы показывают не только время, а и текущий знак зодиака и даже фазу луны.

Пройти мимо роскошных сине-зеленых часов и не обратить на них внимания просто нельзя. Они украшены эмалью и позолотой, бронзовыми статуями и символом Венеции – львом с раскрытой книгой. Возвели Оролоджо всего за год – строительство продолжалось с 1496 по 1497 года.

Часы Оролоджо показывают время, текущий знак зодиака и фазу луны

Желающим посетить башню стоит спланировать это заранее, так как в здание туристов пускают группами по 12 человек и всего 4 раза в день. Экскурсия проходит на трех языках: английском, французском и итальянском. Приобрести билеты заблаговременно через интернет – вполне возможно. Сделать это .

Библиотека Сан-Марко

В XVI веке на месте прежнего зоопарка дожей была открыта крупнейшая библиотека Венеции. Сегодня в ее стенах находится более 13 000 древних рукописей и около 500 000 книг, среди которых и 2 списка «Илиады» V и VI вв.

Библиотека открыта каждый день с 8:00 утра до 19:00 вечера, кроме воскресенья. В субботу библиотека работает с 8:00 до 13:30.

За многие века своего существования Дворец Дожей успел послужить и резиденцией Венецианского правительства, и Сенатом, и Верховным судом, и Министерством.

Самый первый Дворец Дожей на этом месте был построен еще в 810 году. На протяжении тысячи лет здание неоднократно разрушалось, горело, страдало от катаклизмов и мятежей, пока, наконец, в XVI веке не приобрело современный вид. Сегодня трехэтажный Дворец Дожей – самое туристическое место в Венеции.

Дворец Дожей – самое туристическое место в Венеции

Старая и Новая Прокурации

Здание первой прокурации в Венеции построили еще в XII веке, а в XVI – после сильного пожара – его отреставрировали, придав современную форму.

Главной обязанностью прокураторов было управление принадлежащей государству недвижимостью. А собор Сан-Марко как раз входил в эту группу контроля, поэтому и место постройки прокурации выбрали возле собора.

В 1640 году напротив первого здания (Старой Прокурации) построили второе – Новую Прокурацию. Чтобы разобраться, где старая, а где новая Прокурация, ориентируйтесь на кафе «Флориан» – оно находится на первом этаже Новой Прокурации.

Кафе «Флориан» расположено в здании Новой Прокурации

Примечательно, что при Наполеоне его резиденция в Венеции находилась в Новой прокурации. Со временем было принято решение построить здесь бальный зал, но, поскольку здание не подходило для этих целей, пришлось возвести еще одно – Ала Наполеоника. Для этого по приказу Наполеона снесли церковь Сан-Джеминьяно. Теперь это здание соединяет две прокурации на площади Сан-Марко.

В 1540 году на площади Сан-Марко в Венеции, прямо возле Колокольни, вместо конюшни была построена Лоджетта. Здание, напоминающее триумфальную арку, на протяжении веков меняло и назначение: место торжественных встреч, караульное помещение Дворца Дожей и даже штаб-квартира городской лотереи.

Лоджетта Сансовино

В 1902 году Колокольня обрушилась и уничтожила Лоджетту. Здание, которое стоит на площади сейчас, – уже восстановленная и заново украшенная версия.

Кампанила

Первые упоминания о Кампаниле (колокольне) встречаются еще в IX веке, но ее сегодняшний облик – версия архитекторов XVI века. Впрочем, это не оригинал: как мы уже упоминали, в июле 1902 года первоначальная конструкция обрушилась.

Для того чтобы восстановить точную копию Кампанилы понадобилось 10 лет, и то, что путешественники видят сегодня на площади Сан-Марко, – здание постройки 1912 года.

Состоит 99-тиметровая башня из колокольной площадки, где размещены 5 колоколов, шахты и площадки обозрения. Кстати, в древности у каждого из колоколов было свое специальное назначение. Например, в один из них – «Мараньона» – звонили, призывая жителей идти на работу.

Высота венецианской Кампанилы - 99 метров

Огромная башня использовалась не только в качестве колокольни. Ее также успешно применяли в качестве маяка для кораблей, а иногда – даже виселицы.

Стоимостьподъема на Кампанилу – 8 Евро; для экскурсионной группы более 15 человек – 4 Евро (2018). Подняться наверх можно как ступеньками, так и лифтом.

Время работы :

  • С 5 сентября по 18 сентября: 08:30-20:15;
  • С 19 сентября по 30 сентября: 08:30-19:45;
  • С 1 октября по 9 октября: 09:30-19:00;
  • С 10 октября по 9 апреля: 09:30-17:30;
  • С 10 апреля по 12 июня: 09:00-19:00;
  • С 13 июня по 4 сентября: 08:30-21:30;
  • Колокольня закрыта: с 9 по 27 января и при плохих погодных условиях.

Как добраться до Площади Сан-Марко в Венеции

Как правило, отправной точкой для знакомства с Венецией, являются (если Вы прибываете в город поездом) либо Пьяццале Рома (если приезжаете автобусом). В шаговой доступности от обеих начальных точек находятся остановки речных трамвайчиков Вапоретто, выполняющих в Венеции функции общественного транспорта.

Для поездки на площадь Сан-Марко, следует выбрать номера №1 или №2 и следовать до остановки S.Marco Vallaresso. Билет на Вапоретто обойдется в 7,5 Евро (2018), а сами маршруты ходят довольно часто – в дневное время средний интервал составляет порядка 10 минут. Больше об этом виде транспорта и других популярных маршрутах водных трамвайчиков в Венеции можно .

Другие полезные статьи о Венеции

Photos by: Robert Montgomery, Joan Veale, Jerry Stone, Son of Groucho, denvilles_duo, brownpau, Jonybraker, allerleiten.livejournal, Michael.PortrayingLife.com

Основное назначение Собора Святого Марка (сан марко) - демонстрация мощи и величия Венеции. Храм, посвященный небесному покровителю города, хранит огромное количество сокровищ и трофеев, привезенных венецианцами из соседних государств. На протяжении истории своего существования он являлся не только религиозным центром республики и хранилищем христианских сокровищ, но и важным центром светской жизни Венеции, где свершались великие политические события.

История собора

Изначально, в IX веке, на месте нынешнего здания собора было решено построить базилику в качестве места для размещения мощей апостола Марка. По преданию именно через него христианство пришло на территорию Венецианской лагуны. Желая спасти реликвию от мусульман, венецианские купцы в 829 году решили перевезти ее из Константинополя в родной город.

Чтобы обеспечить сохранность мощей при досмотре на границе, венецианцы поместили реликвию в огромную корзину и накрыли свиными тушами. Сарацины, будучи мусульманами, не могли дотронуться до содержимого телег.

С тех пор как тело апостора Марка попало в Венецию, этот святой стал считаться покровителем города. В это же время крылатый лев, символ этого евангелиста, установился и в качестве символа Венеции.

Первое здание было существенно повреждено при пожаре. Строительство на этом месте современной базилики было начато в XI веке и продолжалось вплоть до XV века. Храм играл важную роль в жизни республики. Здесь публично провозглашались правители, свершались судьбоносные переговоры. В храме хранилась лучшая добыча, отобранная в сражениях с мусульманами.

До сих пор собор Святого Марка функционирует как действующий храм. Большое количество христианских реликвий, хранящихся в нем, делают его популярным центром христианского паломничества.

Архитектурные особенности собора

Исследователи не могут однозначно отнести собор к определенной архитектурной традиции. С одной стороны, велико влияние Византийской школы, оно выражается в общем очертании здания, в куполах и мозаике. Однако, заметен и готический дух в строительстве, проявляющийся в многочисленных башенках, вытянутых статуях и колоннах. Здание можно признать уникальным: являя собой переплетение разных архитектурных течений оно не производит впечателение разрозненности и эклектики, а, напротив, кажется весьма целостным и своеобразным.

Собор построен в традиционной крестообразной форме. Над каждой частью креста возвышаются пять куполов XIII века постройки.

К XIII веку относится мраморная облицовка главного фасада. Он щедро украшен колоннами, статуями и мозаиками. Мозаичная композиция над главным входом повествует о Втором пришествии Христа, другие рассказывают о пути мощей евангелиста Марка в Венецию.

Мозаика, подробно излагающая библейскую историю сотворения человека, веками поражала посетителей и производит впечатление до сих пор. Художник Василий Суриков был настолько восхищен ею, что писал, что никогда не видел подобной психологической глубины в передаче христианской легенды.

Над главным входом помещена грандиозная четверка бронзовых коней. Ее создание датируется III веком, это единственный сохранившийся экземпляр многофигурной конской статуи античного времени. Считается, что эти статуи - творение знаменитого скульптора Лисиппа. В начале XIII столетия дож Энрико Дандоло вывез ее из Константинополя в свой город.

Квадрига восемнадцать лет провела в Париже. Это случилось благодаря Наполеону, который повелел забрать статуи в Париж, чтобы украсить свою столицу. В 1815 году символ венецианской мощи вернулся на свое место.

Интересны бронзовые двери входов. Расположенные по краям двери являются произведением Бертуччи, созданные в 1300. Они датированы и имеют подпись мастера.

Внутреннее убранство

Мозаичная живопись в храме Святого Марка являет собой один из лучших образцов этого вида искусства. В качестве сырья для мозаики выступало стекло с острова Мурано. Стеклянные фрагменты выкладывались на золоченую фольгу и это создавало сияние, которое даже в атмосфере приглушенного света собора создавало ассоциацию со сферой божественного. Самая ранняя мозаика, изображающая святых Марка и Николая датируется IX-м веком.

До Нового времени грамотность в Европе не была распространена, поэтому настенные рисунки, мозаика с библейскими сюжетами, выполняли функцию просвещения. Они рассказывали библейскую историю и приобщали прихожан к вере.

С техникой мозаичного искусства Венеция познакомилась у византийцев. Они владели всеми секретами светопроницаемости и отражаемости камня и умели достигать необычайных эффектов, используя разные сочетания материалов. В Венеции византийские мастера нашли достойных учеников, способных оценить великолепие мозаики по достоинству.

Сверкание мозаики и мраморные переливы стен сочетаются с узором на полу. В атриуме каменные плиты разного цвета выложены в форме сплетающихся окружностей.

Когда вода поднимается и заливает городскую площадь, вода часто попадает на пол атриума и тогда смоченные камни создают удивительные переливы красок.

В центре храма расположена мраморная алтарная преграда, отделяющая общее пространство собора от алтаря. Наиболее впечатляющие украшения преграды: распятие из драгоценных металов в центре, а также статуи Марии, Иоанна Евангелиста и апостолов.

Золотой алтарь этого собора (Пала д’Оро) считается одним из самых роскошных, сохраненных до наших дней алтарей. Современный облик он обрел в середине XIV столетия. Его украшает обилие драгоценных камней и металлов: золото, алмазы, аметисты, рубины и изумруды, а также сочетание прекрасных эмалей тонкой работы, выполненных на золоте.

Солдаты Наполеона хотели забрать и эту ценность из собора. Однако служители храма смогли внушить им, что алтарь не имеет никакой ценности: якобы это всего лишь дерево, покрытое краской, а ценные камни на самом деле разноцветные стекляшки. Солдаты, поверив монахам, оставили ценность в храме.

Вплоть до середины XX века Пала д’Оро был закрыт для взглядов посетителей и открывался только во время праздничных церемоний. Сейчас доступ к нему открыт и рядом с ним проходит большой поток посетителей.

Собор обладает удивительной акустикой, этим свойством он притягивал к себе известных композиторов и исполнителей. Среди них такие имена как Монтеверди, Джованни Вивальди, Адриан Вилларт. Интересным акустическим свойством собора является возможность использовать несколько мест для музыкального исполнения. Здесь зародилось антифонное хоровое пение (двух или нескольких хоров попеременно), которое впоследствии распространилось в католической Европе.

Сокровищница

В соборе находится сокровищница, хранящая предметы, привезенные с разграбленного Востока или полученные в подарок от римских пап. Самые значимые экспонаты были получены из Константинополя. В данный момент здесь хранится чуть менее 300 предметов. Основную часть коллекции составляет церковная утварь, предназначенная для хранения ценностей и религиозных атрибутов.

Сокровищница делится на несколько отделов:

  • отдел Средневековья и Античности,
  • отдел византийского искусства,
  • отдел исламского искусства,
  • отдел западного искусства.

Музей собора

С конца XIX столетия здесь расположился музей, объединяющий предметы, рассказывающие об истории собора. С 2003 года он располагается в верхних помещениях нартекса. Здесь находятся фрагменты первых мозаик, драгоценные ткани, иконы, а также ряд живописных работ.

В музее хранится оригинал квадриги, расположенной на входе. В целях сохранности на фасаде достопримечательности размещена копия скульптуры.

Библиотека

До XVI столетия, в соборе хранилась Библиотека Святого Марка. Ее залы украшены трудами Веронезе, Сальвиати, Мелдолла и других выдающихся художников той эпохи. Часть коллекции была получена от Франческо Петрарки.

Кампанила

Рядом с собором отдельно расположена колокольня, выполненная в виде башни высотой около 98 метров. С верхней площадки, где можно сделать фото, открывается панорамный вид на город.

Местоположение, время работы и стоимость

Адрес: San Marco, 328. Venezia, Италия.

Режим работы:

  • ноябрь - до праздника Пасхи - с 9:45 до 17:00 ;
  • в воскресенье и праздники - с 14:00 до 16:00 ;
  • с Пасхи до ноября - с 9:45 до 17:00 ;
  • в воскресенье и праздники - с 14:00 до 17:00 .

Вход в собор свободный . Плата за билет взимается лишь за посещение следующих помещений:

  • Музей - 5 евро ;
  • Золотой алтарь - 2 евро .

Как добраться

Добраться можно водным транспортом на маршрутах 1, 2, 51. Пешком от жд вокзала путь составит около 25 минут.

Вконтакте

Собор Сан-Марко (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Собор Сан-Марко - это, пожалуй, самый посещаемый храм Венеции и одна из популярнейших достопримечательностей у туристов. Он расположен в центре города - на площади Святого Марка поблизости с Дворцом дожей. Собор Сан-Марко известен не только благодаря своей потрясающей архитектуре в византийском стиле, но еще и потому, что именно в этом храме находятся мощи апостола Марка. Кроме того, здесь можно увидеть многие предметы искусства, привезенные из Константинополя еще во времена крестовых походов.

Архитекторы использовали для постройки собора Сан-Марко несколько десятков тысяч свай из лиственницы. Дело в том, что это дерево при соприкосновении с водой становится очень прочным, что как нельзя лучше подходит для строительства зданий в Венеции.

История собора Сан-Марко началась в 828 году. Два венецианских купца Буоно и Рустико, находясь в Александрии, решили во что бы то ни стало спасти мощи апостола Марка и доставить их в свой родной город. Дело в том, что итальянцам стало известно о готовящихся постройках мечетей на месте христианских храмов. Когда купцы поняли, что от церквей просто-напросто ничего не останется, они решились на столь серьезный шаг. Стоит отметить, что Буоно и Рустико разработали хитрый план. Они спрятали тело Марка в корзине под свиными тушами и таким образом перенесли мощи на свой корабль. После того как тело евангелиста было привезено в Венецию, святой Марк стал покровителем города, а символом Венеции - крылатый лев.

Храм построен в форме греческого креста. Высота собора - 43 метра, площадь - 4000 квадратных метров.

Строительство церкви началось в 829 году. На возведение собора Сан-Марко ушло всего лишь три года. К сожалению, первоначальный вид здания не сохранился - постройка сильно пострадала во время пожара. Современный же храм был построен в 1063 году. В последующие годы собор становился все больше и красивее. Архитекторы использовали для постройки базилики несколько десятков тысяч свай из лиственницы. Дело в том, что это дерево при соприкосновении с водой становится очень прочным, что как нельзя лучше подходит для строительства зданий в Венеции.

Кстати, прототипом храма считается церковь Двенадцати апостолов в Константинополе. Базилика играла важную роль в жизни Венеции. В соборе короновали дожей, отправляли в дальние странствия известных мореходов, здесь собирались жители города в праздники и дни народных бедствий.

Собор Сан-Марко действует и по сей день - как и в любом храме, здесь проходят богослужения. В базилике хранится одна из главных венецианских святынь - золотой алтарь, или Pala D`Oro. Он представляет собой 80 небольших икон, богато украшенных золотом и камнями. Алтарь уникален - на его создание ушло почти 500 лет.

Собор Сан-Марко богато украшен мозаикой, статуями святых, колоннами, многочисленными декоративными элементами и мрамором.

Практическая информация

Осмотр собора Сан-Марко длится около 10 минут. Посетители должны быть соответствующе одеты - не стоит посещать храм в вызывающих нарядах. Фото- и видеосъемка запрещены. Вход в базилику бесплатный.

Время работы с ноября по апрель: 9:30-17:00, воскресенье и праздничные дни: 14:00-16:00. Время работы музея: 9:45-16:45, стоимость билета - 5 EUR. Время работы Pala D`Oro: 9:45-16:00, воскресенье и праздничные дни: 14:00-16:00, стоимость билета - 2 EUR. Время работы сокровищницы: 9:45-16:00, воскресенье и праздничные дни: 14:00-16:00, стоимость билета - 3 EUR.

Время работы с апреля по ноябрь: базилика: 9:45-17:00, воскресенье и праздничные дни: 14:00-17:00. Музей: 9:45-16:45, Pala D`Oro: 9:45-17:00, воскресенье и праздничные дни: 14:00-17:00. Время работы сокровищницы: 9:45-17:00, воскресенье и праздничные дни: 14:00-17:00.

Время работы колокольни: октябрь - 9:00-19:00, ноябрь - апрель: 9:30-15:45, апрель - июнь: 9:00-19:00, 13 июня - сентябрь: 8:30-21:30. Стоимость билета - 8 EUR.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.