Западный котлин и форт "шанец". Неизвестный Кронштадт. Форт "Шанец" Современная история укреплений

Форт «Шанц» является памятником архитектуры и истории XVIII столетия. Существуют другие названия форта – Александровская батарея и "Александр и Николай Шанцы". Находится на западной окраине города Кронштадт. Форт представляет собой объект культурного наследия и находится под государственной охраной.

Форт «Шанц» был построен в 1706 году, во время Северной войны для защиты города от шведской армии. Он представлял собой земляной редут, возведенный впереди современного правого фланга батареи.

В начале XIX столетия неподалеку, на южном берегу острова Котлин, была сооружена деревоземляная «Александровская» батарея. Дополнительно, для обороны подступов к обоим укреплениям. Между ними появился небольших размеров пехотный редут «Михаил». Летом 1855 года все эти строения кардинально перестроили в ходе быстрого усиления Кронштадта, по причине угрозы атаки со стороны англо-французской эскадры. Теперь на северном берегу дислоцировалась батарея № 7, называемая «Александр-шанец», на южном – батарея № 8, «Николай-шанец», а между ними располагалась батарея литер «В», которая позднее получила название «Куртинная».

Укрепления серьезно не модернизировались, и они просуществовали до конца XIX столетия. Потом на их месте было решено построить комплекс батарей долговременного типа, получивший название форт «Шанц». В 1897 году началось строительство центральной (мортирной) и северной (пушечной) батарей. Оно продолжалось пять лет. Сооружения были выполнены из бетона по проектам фортов «А» и «В», принятым за основу. Но в них вносились необходимые изменения по местным условиям. Пушечную батарею, помимо основного вооружения, оснастили четырьмя пушками, предназначенными для борьбы с возможными вражескими десантами. Для освещения примыкающего участка рейда на правом фланге был помещен прожектор, который при необходимости скрывался в шахте. Через какое-то время на левом фланге группы была построена южная (пушечная) батарея, аналогичная по постройкам, оборудованию и вооружению северной.

К 30-му году XX века батареей «Шанц» было утрачено ее боевое значение, вооружение сняли, а в части освободившихся казематов было решено создать командный пункт Командующего Береговой Обороной Балтийского моря.

Во время Великой Отечественной войны на батарее «Шанц» не было установлено стационарных береговых орудий, но в то же время здесь располагалась Отдельная железнодорожная артиллерийская батарея № 19-А (два орудия, калибр 180 мм), передвигающаяся по ветке Кронштадт – «Риф».

В настоящее время состояние форта «Шанц» оценивается как неудовлетворительное.

Андрей Вест,
г.Санкт-Петербург

Сегодня продолжим исследовать зону Кронштадта, которую мало или совсем не знают туристы. Речь пойдет о береговом форте Александр-шанец.

Следуя по дамбе от Горской, въехав на остров Котлин, поворачиваем на съезд в город-крепость Кронштадт, но не поворачиваем направо в город, а уходим налево — на Котлинскую косу, западную оконечность острова. Проезжаем поворот на аэродром Бычье поле, оставляем справа Кронштадтское кладбище, проезжаем ещё немного и за одним из поворотов перед нами открываются мощные укрепления форта Александр-шанец.

Южная часть форта закрыта, там до сих пор базируется воинская часть. Северная часть до недавнего времени была тоже закрыта. Но поскольку там всё вооружение давно демонтировано, часть батареи Куртинная и Северную батарею открыли.

Береговой Александр-шанец является объектом культурного наследия России и мира, внесён в список объектов культурного наследия Юнеско. Да и сама Котлинская коса стала природным заказником. А теперь, собственно, о форте.

Официальная версия гласит, что данный форт появился в 1706 году. Но есть сведения, что ещё весной 1704 года во время строительства первого островного форта Кронштадта – Кроншлота — одновременно с ним, на западной стороне острова Котлин была поставлена Петровская батарея.

К сожалению, мне не удалось уточнить эти сведения и точное место расположение этой батареи, поэтому выдвигаю версию, что, возможно, именно Петровская батарея и явилась предтечей форта Александр-шанец.

Собственно, сам форт Александр-шанец состоит из трёх укреплений: Южной, Северной и Куртинной батарей.

Нынешний вид форт обрёл в середине 19 века при спешной его перестройке в связи с угрозой нападения на Кронштадт и Санкт-Петербург англо-французского флота в ходе крымской войны. Впоследствии был вооружён нарезными пушками разных калибров, в том числе и специальными, противодесантными.

Перед фортом, как и полагалось в те времена, был вырыт крепостной ров, затруднявший подход по суше к форту. Построены позиции и орудийные погреба. В 1930 году вооружение форта было демонтировано, и на форте был создан командный пункт штаба Балтийского флота. Также была проложена ж/д ветка от города до форта Риф, который находится на самой оконечности Котлинской косы, и доступ куда запрещён — там базируется воинская часть.

В годы Великой Отечественной войны по этой ветке курсировал «бронепоезд» — паровоз и несколько ж/д платформ, на которых были установлены два 180 мм. орудия и несколько зениток. Он поддерживал своим огнём защитников Ораниенбаумского пятачка. Этим помог им выстоять, не позволив фашистам выйти на берег Финского залива, на расстояние прямого выстрела полевых орудий по Кронштадту.

Немецко-фашистские захватчики пытались вычислить, разведать по какому маршруту курсирует этот бронепоезд, но в Кронштадте предателей не было, а заслать сюда агентуру фашистам не удавалось — СМЕРШ Балтфлота работал очень хорошо.

Что поражает, когда впервые знакомишься с остатки этого форта, боевыми позициями, траверсами, боевой улицей, валгангом — это МОЩЬ! Когда я впервые увидел этот форт, его укрепления, смог оценить сооружения, я был поражён до глубины души, до спазма в горле. Я почувствовал Гордость за своих предков, за Историю страны. Какой волей и ответственностью за страну, за её безопасность надо было обладать, чтобы построить такое грандиозное сооружение на болотах, на месте, где строительство таких крепостей НЕВОЗМОЖНО! Но Русские смогли построить кирками, ломами и лопатами мощнейшее оборонительное укрепление. И только там, на форте, я наконец понял, почему Кронштадт с его укреплениями был самой мощной морской крепостью в мире в 18-19 вв.

Поднявшись на валганг, я не поверил своим глазам! Он тянулся не несколько сотен метров, как минимум не меньше 300 — это была Куртинная батарея, серединное укрепление. Естественно, что на Южную часть форта я попасть не смог, зато вволю полазил по Северной и Куртинной батареях.

Рассказывать об этом бессмысленно. Это надо видеть, видеть и прочувствовать. Именно там ты понимаешь всю их неприступность для возможных атак десанта. Особенно впечатляют траверсы, в которых когда-то были вмонтированы киоты с иконами, следы от которых видны до сих пор. Плиты, на которые монтировались станины крепостных орудий, орудийные погреба.

Берег Финского залива от форта был в нескольких десятков метров. Налазившись по Александр-шанцу, я решил выйти на берег — передохнуть свежим морским воздухом. Выйдя на берег, я глянул в сторону оконечности косы и обомлел! Я, впервые в своей жизни увидел укрепления форта Риф и был потрясен. И очень жалел, что не захватил с собой бинокля. Но мой фотоаппарат позволил мне сделать более или менее приличных снимков Рифа, несмотря на то, что до него было около двух километров и на море стояла дымка.

Сколько я смог рассмотреть с такого расстояния, этот форт не менее мощное сооружение, чем Александр-шанец. Но и это ещё не всё! Отведя глаза, я наткнулся ещё на одну историческую фортификационную достопримечательность Кронштадта — Толбухин маяк, построенный по личному указанию Петра Великого от 13 ноября 1718 года и первоначально носивший название Котлинский, а в 1736 году, переименованный в честь полковника Федота Семёновича Толбухина. И его тоже я смог сфотографировать несмотря на то, что до него было около пяти километров.

Чтобы понять мои чувства и эмоции, лучше самим побывать там и увидеть всё своими глазами. Пройти по валгангу своими ногами, походить по орудийным погребам самому, подсвечивая себе фонариком. Уверен — не пожалеете!

История строительства крепости Кронштадт - это история почти двух веков развития и совершенствования русской фортификации. Развивалась наша отечественная фортификация теми же путями, что и европейская. Правда общие тенденции развития у российской фортификации с крепостным строительством так называемой варварской Европы - т.е. европейских земель, которые не были завоеваны Римской империей. Начиналась и русская, и варварско-европейская фортификация с частоколов из бревен с заостренными концами поверх земляного вала. Римляне же свои крепости сооружали сразу из камня. К Средним векам разницы между крепостями бывших варваров и бывших цивильных народов уже никакой не осталось. Средневековые русские кремли и замки Европы того же времени отличаются лишь архитектурным стилем. Устройство крепости и суть ее обороны и в Европе, и в России были одинаковыми. Эта родственность европейских и российских крепостей доказывается и общими терминами в учебниках по военно-фортификационному делу, и одинаковыми названиями отдельных фортификационных сооружений. Так немецкое слово "schanze" обозначает отдельное полевое укрепление. Такое укрепление появилось в середине западной косы острова Котлин еще в 1706 г. Представляло оно из себя земляной редут. В начале XIX в на южном побережье Котлинской косы была построена дерево-земляная батарея. К 60-м годам XIX в на косе острова Котлин и на искусственных островах было построено аж 12 дерево-земляных батарей. К старому редуту петровских времен был добавлен редут для пехоты "Михаил" В самом конце XIX в появление на вооружении у многих стран фугасной артиллерии вынудило российских инженеров опять взяться за переустройство самой важной крепости империи. Тогда на северном и южном берегах Котлинской косы было построено из бетона в земляной обваловке по пушечной батарее, а между ними, на месте старого петровского редута сооружена мортирная батарея с хорошо укрепленным командно-наблюдательным пунктом. Эти сооружения и видит сейчас забредший сюда турист или любящий прогулки по мрачным казематам и потернам местный житель.
youtube.com/watch?v=KiyvpxOGU…
Северную батарею, которая, увы, недоступна, т.к. ее занимает действующая воинская часть, назвали "Александр-шанец", а южную - "Николай-шанец". Суть этих укреплений та же, что и у других фортов Кронштадта - бетонные орудийные дворики, разделяемые двухэтажными казематами. В нижнем каземате склад боеприпасов и подъемный механизм в шахте, с помощью которого снаряды подавались в верхний каземат, который занимали помещение для мобильного боезапаса и укрытие для орудийного расчета. Из верхнего каземата снаряды подавались непосредственно в орудийный дворик, к орудию.



Все сооружения форта "Шанец" (пушечные батареи по флангам и мортирная между ними) соединены общим земляным валом.

На левом фланге форта, между мортирной батареей и "Николай-шанцем" находился весьма внушительный по размерам пороховой погреб.

Перед земляным валом со стороны возможного неприятеля прорыт ров в виде заросшего сейчас кувшинками канала.

Пушечная батарея "Николай-шанец" держала под обстрелом южный фарватер крепости Кронштадт, идущий в С-Петербург. Ее верхние казематы для дополнительной защиты были обшиты железной броней.

Спустившись с ее крутого бруствера, можно выйти на пляж ЮБК Неизвестный Кронштадт. Прогулка по ЮБК . В виде небольшой башенки на горизонте отсюда неплохо виден Толбухин маяк, встречающий все суда, направляющиеся в С-Петербург и Кронштадт.

Это один из старейших маяков России. Он сооружен в 1719 г. и до сих пор исправно выполняет свою функцию.
Форты же Кронштадта свою функцию по защите сперва столицы империи, затем второго по значению города СССР с успехом выполнили. Ни город в дельте Невы, ни крепость на острове в Финском заливе, бдительно его защищающая, никогда с момента своего основания не были захвачены неприятелем. Мало какой город на Земле может похвастаться этим.

Форт "Шанц" (он же "Александр-шанец") находится в западной части острова Котлин, примерно в 3 км от КАД и 6 км от центра города Кронштадта. В данном посте речь пойдет о его центральной батарее. Все фотографии сделаны летом 2017г.

Под катом 20 фото (как всегда, все кликабельны и привязаны к карте).

Впервые укрепление на этом месте было построено в 1706 г для защиты от шведов, и называлось оно "Александр-шанец"(шанец - замкнутое полевое земляное укрепление, обычно оснащенное орудиями, типа форта, только "послабее"). Впоследствии здесь сооружались новые батареи и другие укрепления, неоднократно перестраивавшиеся и расширявшиеся. Были они, по большей части, деревоземляными.
В 1897-1902гг были возведены бетонные казематированные батареи: Северная и Центральная, а немного позднее еще и Южная. Они соединены между собой земляным валом, перегораживая, таким образом, остров Котлин от берега до берега. Все это вместе названо фортом "Александр Шанец" (другое название "Шанц").
Подробнее можно прочитать на информационном стенде:

План форта "Шанц"


Центральная батарея была вооружена мортирами, а Северная и Южная - пушками.
Северная батарея и поныне занята воинской частью, так что доступа на неё нет, а вот по Южной и Центральной можно ходить свободно.

Центральная батарея.
Как и две другие, представляет собой двухъярусную бетонную казематированную постройку на 12 орудий (вероятно 9-дм (229-мм) мортир обр.1877г на станках Дурляхера) в открытых двориках.
Вид на правый фланг батареи:


Орудия попарно разделены широкими казематированными траверсами, а такие пары орудий между собой - траверсами в виде бетонной стенки (так что получается как бы 5 "сдвоенных" орудийных двориков, и 2 "одинарных" на флангах).

Вид сверху:

Крайний правый траверс с двориками по бокам:

Дворик крайнего правого орудия

Второй и третий справа дворики

Основание орудия (второго справа)

Этот же дворик в другом ракурсе

Второй справа казематированный траверс. На стене первого яруса виден киот для батарейной иконы.

Траверс крупным планом

Четвертый справа дворик

В 1930-х гг. форт, как полностью утративший боевое значение, был разоружен. Но на нем был устроен командный пункт береговой обороны Балтийского моря.
К этому командному пункту относится большой бутово-бетонный каземат, возведенный в центре батареи.

Коридор внутри

Внутренние помещения "центрального каземата"
-
,

Когда Петр Первый закладывал новый город под самым носом у шведов, с которыми тогда воевал, он должен был тщательно продумать систему обороны. В Финском заливе находится немало островков. Они, при разумном использовании, могли послужить надежной защитой Санкт-Петербурга. Самым удаленным от города островом является Котлин. Ему и надлежало охранять вход в бухту от шведских судов. Поскольку Котлин принимал на себя первый удар потенциального противника, он должен был быть хорошо укреплен. В 1703 году лично Петром Великим был заложен первый камень крепости Кроншлосс. Приблизительно в то же время царь основал и город на острове Котлин. Он получил название Кронштадт. По военным канонам того времени, крепость должны были дополнительно охранять земляные фортификационные валы - шанцы. Их до настоящего времени сохранилось несколько, в худшем или лучшем состоянии. Предлагаем вам совершить виртуальную экскурсию в один из них - форт «Шанц».

Как добраться до Кронштадта

Чтобы ознакомиться с достопримечательностями укреплений Санкт-Петербурга, сперва нужно приехать на До 80-х годов прошлого века это можно было сделать только по воде. Так что поездка во многом зависела от погодных условий в Невской бухте и Финском заливе. Сейчас остров соединяет с большой землей дамба. Удобнее всего добраться до Котлина, чтобы посмотреть форт «Шанц», на автобусе № 101, который отправляется от станции метро «Старая Деревня». Уже через час вы будете на месте. Другие варианты: от станции метро «Черная Речка» ходит маршрутка К405; от с/м «Проспект Просвещения» - К407; от ТЦ «Мега-Парнс» - автобус № 816. Если вам больше по душе железнодорожный транспорт, то с Балтийского вокзала довольно часто курсируют электрички в сторону Калище и Ораниенбаума-1. Но и там нужно будет пересесть на автобус № 175. Если же вы хотите превратить проезд к острову Котлин в увлекательную экскурсию и не пожалеете на это 700 рублей, то можете добраться до Кронштадта по старинке - водным путем. Но это не рейсовые суда, которые отменили из-за нерентабельности с момента ввода в действие дамбы. Экскурсионные метеоры в период навигации (апрель-октябрь) отправляются с Васильевского острова, с

Форт «Шанц» (Кронштадт): как добраться

Весь наземный транспорт прибывает в центральную часть города. Конечными остановками маршруток из Санкт-Петербурга в Кронштадт являются Гражданская улица, площадь Рошаля или Дом Быта. Остров Котлин по размерам не очень большой, так что до его укреплений добраться можно и пешком. Но почему бы не воспользоваться местным транспортом? Тем более что один из городских автобусов ходит прямо в форт «Шанц» (Кронштадт). Как проехать к интересующей нас достопримечательности? Добираемся сперва до Ленинградской пристани. Там садимся на автобус № 2. Проезд стоит 15 рублей и оплачивается у водителя. Укрепление «Шанц» является конечным пунктом данного маршрута. Если вы путешествуете на своем автомобиле, вам следует двигаться от улицы Зосимова по Кронштадскому шоссе.

История постройки

Форт «Шанц» - один из первых оборонительных редутов крепости Кроншлосс. Он был заложен в 1706 году и показал себя в действии в ходе Северной войны. Впоследствии форт неоднократно перестраивался и укреплялся. Самая старая часть находится на правом фланге современного редута. Называлась она «Александр-шанец». Потом форт дополнили редутами «Михаил», «Николай» и «Литерой В» («Куртинной»). Все эти укрепления вместе назывались Александровской батареей. В конце девятнадцатого столетия прошла последняя масштабная перестройка, имевшая целью усилить оборонное значение форта «Шанц». Именно тогда линия укреплений получила это название.

Современная история укреплений

Но после Первой мировой стало ясно, что в нынешних условиях ведения военных действий форты оказываются бесполезными. Освободившиеся казематы использовали под базирование штабов. Во время Второй мировой войны форт «Шанц» в Кронштадте служил местом размещения железнодорожной батареи артиллеристов. После 1945 года все укрепления на Котлине и окрестных островках пришли в запустение. В некоторых из них устраивали испытания горючих и взрывчатых веществ. Говорят, что в каком-то из фортов зарыта ампула с вирусом чумы. В любом случае лучше не бродить по укреплениям без гида. Ведь несмотря на то, что форты объявлены объектами культурного наследия и взяты под государственную охрану, их состояние оценивается как крайне неудовлетворительное. Есть опасность обрушения потолка и обвала перекрытий.

Что представляет собой эта достопримечательность Кронштадта

И все же посетить хотя бы разок Александровскую батарею определенно стоит. Несмотря на полное запустение и следы вандализма, она будет интересна любителям фортификационной архитектуры. Батарея полностью перекрывает северную косу острова Котлин, служа защитой с севера не только Санкт-Петербургу, но и городу с таким красивым названием - Кронштадт. Форт «Шанц», построенный в конце девятнадцатого века на месте устаревших редутов, представляет собой длинный и высокий земляной вал. Он соединяет все три бетонные батареи. Центральная была предназначена для пушек, по флангам располагались мортирные редуты. На верху вала были установлены двенадцать открытых артиллерийский позиций, которые прикрывал высокий бруствер из бетона. Дворики, в которых стояли орудия, отделены двухъярусным траверсом. Можно увидеть бункеры для укрытия артиллерийской бригады и склад для снарядов.

Форт «Шанц» (Кронштадт): пляж

Купание в Финском заливе - это удовольствие на любителя. Но бывают в Санкт-Петербурге и очень жаркие дни. И тогда хочется окунуться и поплавать. Мало кто знает, что за фортом «Шанц» простирается длинная песчаная отмель. Вода здесь быстро прогревается, поэтому и купание доставит истинную радость, так что отдых вам покажется райским.