Крепость моссада история. Крепость масада - последний рубеж обороны евреев. Центральные достопримечательности Массады

На вершине одной из скал , поднимающейся на 450 м над Мёртвым морем, в 25 г. до н. э. царь , потомок идумеев, принявших иудаизм, построил убежище для себя и своей семьи, значительно укрепив и достроив существовавшую на этом месте крепость постройки 37-31 гг. до н.э.

В Масаде сохранялось много пищевых и оружейных запасов, была устроена искусная система водоснабжения, бани, по образцу римских. Крепость использовалась также для хранения царского золота

Со всех сторон Масаду окружают отвесные скалы. Лишь со стороны моря наверх ведет узкая, так называемая змеиная тропа. Вершину скалы венчает почти плоское трапециевидное плато, размеры которого примерно 600×300 м.

Плато окружают мощные крепостные стены общей протяженностью 1400 м и толщиной около 4 м в которых устроены 37 башен.

На плато, были построены дворцы, синагога, оружейные склады, ямы для сбора и хранения дождевой воды и другие вспомогательные постройки.

В крепости ныне сохранились дворец царя , синагога, фрагменты мозаик, вырубленные в скалах водные резервуары, холодные и горячие бани и многое другое.

Одна из наиболее поразительных находок - синагога. Считалось, что у евреев не было нужды в синагогах, пока у них был Храм. Масаду реконструировали ещё во время существования Второго Храма, но синагога в ней, тем не менее, была создана.

Кроме того, синагога была найдена также в развалинах крепости Гамла. Это доказало, что у древних евреев существование синагог не зависело от существования Храма.

В 66 г. н. э. Масада была взята восставшими зелотами, римский гарнизон был вырезан.

В 67 г. н.э в Масаде обосновались, представители радикальной партии, возглавившей восстание против римлян, вылившееся в длительную Иудейскую войну.

В 70 г. н.э, после взятия римскими легионами Иерусалима, Масада оказалась последним оплотом восставших. Защитников крепости едва насчитывалось около 1 тыс. человек, включая женщин и детей, но они удерживали Масаду еще 3 года.


Около 9 тыс. рабов проводили дороги и носили землю для сооружения осадного вала вокруг крепости и площадок для метательных машин и тарана.

Когда римлянам удалось поджечь дополнительно выстроенную сикариями внутреннюю оборонительную стену, состоящую из деревянных балок, участь Масады была решена.

«Не желая сдаваться римлянам, сикарии решили покончить жизнь самоубийством. Был брошен жребий, выбраны десять исполнителей последней воли, которые закололи всех защитников крепости, женщин и детей, а затем один из них, выбранный посредством жребия, убил остальных и покончил с собой. Историю резни в крепости поведала женщина, спрятавшаяся в водном резервуаре и потому уцелевшая». Иосиф Флавий, «Иудейская война»

Какое-то время история обороны Масады считалась легендой, но сопоставление еврейских и римских исторических хроник, в том числе книги «Иудейская война», и археологические находки на территории крепости, в числе которых - каменные таблички с именами, использованные в качестве жребия десятью исполнителями последней воли, убеждают в обратном.

Существует также версия, что когда римляне пробили крепостную стену, защитники крепости подожгли все постройки.

Однако никогда не были найдены человеческие останки и/или могилы на территории крепости (стоит напомнить, что речь идет примерно о тысяче человек, что довольно много для такой сравнительно небольшой площади), поэтому ни одна версия не нашла до сих пор достаточно веского подтверждения.

Развалины крепости были впервые обнаружены в 1862 г. Основательные же раскопки были проведены в 1963-65 гг.

С 1971 г. на Масаде действует фуникулер соединяющий подножие скалы с ее вершиной. Также можно подняться пешком к воротам крепости по «змеиной тропе», вьющейся по восточной стороне скалы.

Фотогалерея





Он стоял на вершине отвесной скалы. За спиной - море, у подножия - тысячи римлян, осаждающих крепость, ставшую последним пристанищем его народа, восставшего против власти римских завоевателей.

«Мы погибнем, но погибнем свободными, - обратился к народу Элазар бен Яир, лидер сикариев - радикальной части еврейской общины. - У наших предков не было такой возможности. Они умирали рабами. Мы погибнем свободными людьми, чтобы не доставить радости своему врагу глумиться над нами».

Около тысячи воинов убили сначала своих жен и детей, а потом они бросили жребий и выбрали десятерых, которым отдали право убить кинжалами всех остальных мужчин-сикариев. Сильные воины умирали, обнимая тела своих детей. Лучше умереть, чем попасть в рабство, были убеждены они. Последний оставшийся сикарий убил себя сам.

Это случилось в 73 году нашей эры - в ночь перед падением Масады - одной из самых древних крепостей, сохранившихся в мире. Масада - крепость свободы. Так и только так называют ее потомки древних сикариев сегодня.

История крепости

Масада внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Крепость была построена более 2 тысяч лет назад на отвесной скале на высоте 450 метров над Мертвым морем великим Иродом І, царем идумеев, принявших иудаизм. Он слыл жестоким тираном, однако был и великим строителем. Масаду он построил для двух целей: чтобы защитить себя и свою семью и спрятать там огромные запасы царского золота.

Масада и сейчас выглядит неприступной. Узкая тропа, называемая змеиной, с одной стороны, и насыпь, построенная римлянами во время осады крепости с другой - вот и все подступы к крепости. Четырехметровая двухрядная стена, 36 сторожевых башен, четверо ворот и отвесные скалы надежно защищали Масаду от врагов.

Древняя крепость Ирода была образцом инженерной мысли по тем временам. Помимо двух царских дворцов, на плато разместились сложные гидротехнические сооружения, обеспечивающие жителей крепости водой, а также холодные и горячие бани, склады оружия и провизии, синагога.

Иудейская война

После смерти Ирода Великого Иудею захватили римляне. Это была страшная эпоха для евреев. Второй Храм их веры, построенный Иродом, был разрушен, евреи были порабощены, их вера - попрана. Все это привело к тому, что в 66 году нашей эры там вспыхнуло восстание. Его возглавила радикальная часть Иудеи - сикарии. Восстание стало началом Иудейской войны.

В 70-м году в Иудею прибыл десятый римский легион, который нанес сокрушительный удар по повстанцам. Последняя группа сикариев, около 1000 человек, укрылась в крепости Масада. И началась ее осада.

9 тысяч рабов строили для римлян насыпи для установки таранов и начала штурма, казалось бы, неприступной крепости. Защитники Масады в ответ начали строить еще одну внутреннюю оборонительную стену. Но римляне подожгли ее. И вот когда стало абсолютно ясно, что крепость не удержать, повстанцы решили убить себя и своих детей, чтобы погибнуть свободными, а не рабами.

Затерянная крепость. Начало восстановления

После падения защитников Масады в начале первого тысячелетия, еще несколько десятков лет там стояли римские легионы, но потом и они ушли оттуда. Крепость опустела и стала разрушаться.

Ее остатки отыскали только в 1862 году, но лишь сто лет спустя здесь начали настоящие раскопки.

Сегодня Масада почти полностью восстановлена. Там, где заканчивается историческая часть и начинается восстановленная, проходит сплошная черная черта.

На удивление, в крепости сохранилось очень многое. И Северный царский дворец (потрясающее трехуровневое сооружение, нависающее над обрывом), и синагога, и резервуары для воды. Археологи нашли даже те таблички с именами, которые сикарии вытягивали, бросая жребий, чтобы определить десять воинов, которые убьют всех евреев, кто еще оставался в живых перед сдачей Масады.

Здесь царит особый дух свободы, величия и одиночества.

Под ногами бескрайняя пустыня и безлюдное Мертвое море. Потрясающий вид открывается с западной части крепости, со стороны пустыни.

Крепость действительно производит сильное впечатление. Особенно трехуровневый царский дворец, который прекрасно сохранился. Там, к слову был и еще один, с западной части крепости, который считался официальной резиденцией Ирода. Но от него мало что осталось.

Зато в деталях можно рассмотреть древнюю синагогу. То, что она в принципе там была найдена - важное историческое открытие. Раньше считалось, что евреи не строили синагоги, пока для них существовал Храм. Период строительства Масады относится к эпохе Второго Храма, то есть он был, а синагоги тем не менее, евреи строили.

Но это, конечно, факт, который более интересует ученых. А для туристов любопытнее будет просто посмотреть со скалы вниз.

Там, у ее подножия, высушенная солнцем земля до сих пор хранит места стоянки римских легионеров. В 73 году десятый римский легион под командованием Флавия Сильвы окружил крепость, разбив несколько стоянок. Вот контуры этих самых лагерей и видны с крепостных стен. А насыпь, построенная рабами для осады крепости, сейчас используется израильской армией.

Еще в Масаде сохранились старинные фрески, мозаика, рисунки. Резервуары для воды, полы над резервуарами с водой - для обеспечения прохлады в помещениях. На это стоит посмотреть уже потому, что возраст этих вещей - более двух тысяч лет!

Масада - туристам

Сегодня Масада - одна из главных достопримечательностей Израиля. Для удобства туристов здесь возвели гостевой дом, где можно не только удобно расположиться, оставить под навесом машину и перекусить, но еще и посмотреть документальный фильм об истории крепости, познакомиться с сохранившимися артефактами.

На саму крепость вас доставит фуникулер, который заработал здесь совсем недавно.

А еще в Масаде регулярно устраивают фестивали классической музыки. На несколько дней в году крепость превращается в амфитеатр с отличной акустикой и удивительным историческим антуражем. Ну и, конечно, невозможно пропустить потрясающие пиротехнические шоу, когда на фоне подсвеченных гор оживает Легенда.

Крепость Масада - королевская цитадель царя Ирода, ставшая последним бастионом зелотов во время еврейского восстания. Здесь произошли самые трагичные события в истории еврейского народа - повстанцы предпочли массовое самоубийство, чтобы не попасть в римский плен.

Мифы и факты

Никто достоверно не знает, что из этого факты, а что вымысел, но история Масады интригует своей драматичностью.

На высокой скале посреди пустыни две тысячи лет назад еврейский дворянин Ирод искал убежище для себя и своей семьи. Он поддержал римлян в войне с парфянами и когда парфянец стал королем Иерусалима, Ирод, опасаясь возмездия, бежал в горы. Затем он отправился в Рим, где римский сенат назначил его царем Иудеи. Ирод вернулся в в сопровождении двух римских легионов.

Боясь восстания и свержения, царь Ирод построил на вершине горы цитадель в 37-31 годах до н.э. Масада в переводе с иврита означает «крепость». Крепость была оборудована и снабжена всем необходимым для жизни большой армии в течение длительной осады. Массивные склады и укрепленные дворцы с лабиринтом ходов обеспечивали безопасное отступление в случае войны.

Но Ироду так и не пришлось испытать цитадель на прочность. После его смерти в 4 году до н.э., крепость унаследовал его сын Архелай. Спустя несколько лет Архелай потерял трон и Иудея перешла под прямое римское правление, а в Масаде разместился римский гарнизон.

В 66 году вспыхнуло еврейское восстание, вылившееся в длительную Иудейскую войну. Группа еврейских зелотов одолели римский гарнизон и захватили Масаду. Стратегически расположенная в пределах досягаемости римских войск в глубине страны, идеально защищена высокими отвесными скалами, она была бельмом на глазу римлян.

После падения Иерусалима в 70 году к зелотам присоединились все выжившие повстанцы. Масада стала последним оплотом сопротивления. Еще целых два года они удерживали крепость. В отчаянии, римляне послали туда свой десятый легион с 10000 солдат и несколькими тысячами рабов, чтобы сломить сопротивление.

Оказалась трудной задачей для римлян. Они разместились в восьми базовых лагерях в пустыне вокруг скалы. На соседнем хребте построили рампу из деревянных свай. Таким образом, они подняли прочную платформу 90 м высотой, укрепили стены деревом, а на вершине уложили камни. На платформе установили катапульты и гигантский таран.

Римляне начали атаковать стену тараном. Защитники крепости сбрасывали большие камни вниз на своих нападающих. Надеясь заставить повстанцев отступить от стен, римляне подожгли их. К концу дня одна из стен была нарушена, однако ветер превратил ее в сплошную массу огня, преграждая путь римлянам. Повстанцы знали, что утром их захват неизбежен.

Однако, когда с рассветом римляне поднялись через пробитое в стене отверстие, их встретила гробовая тишина. Все 960 защитников Масады были уже мертвы. После семилетней борьбы против римской тирании, они предпочли умереть, чем жить в рабстве.

Что посмотреть

Масада расположена на изолированной горе с большим плоским плато на вершине, окруженной со всех сторон отвесными скалами высотой 400 м. Лишь со стороны моря наверх ведет узкая «змеиная тропа». Двойные крепостные стены с башнями окружают все плато по периметру.

Западный дворец Ирода был самым большим зданием. На стенах все еще сохранились фрагменты мозаики. Северный дворец, построенный на «носу» плато, спускается каскадом вниз на три уровня скалы. Это были личные апартаменты Ирода.

Самая удивительная опустевшей крепости – огромные бассейны, вырубленные на вершине скалы для сбора дождевой воды. Здесь имеются римские бани с холодными ваннами и большой парной. Парная нагревалась от печи, расположенной за стеной. Горячий воздух проходил под полом, устроенном на 200 глиняных столбах. Пол на данный момент разрушен и хорошо видны эти глиняные пьедесталы. Есть также два бассейна для ритуального погружения (миква), где евреи периодически проходили очищение от ритуальной нечистоты.

С западной стены открывается вид на пустыню ниже, где размещались римские лагеря. Там по-прежнему стоят рампы, а на плато лежат сотни округлых камней размером с грейпфрут, использовавшихся для стрельбы.

Есть два храма: синагога и часовня. Cинагога считается древнейшей в мире, там были найдены записи, которые помогли восстановить историю Масады. Сегодня она снова используется во время празднования бар-мицвы - достижения религиозного совершеннолетия еврейских мальчиков в 13 лет. В V веке византийские монахи построили также небольшую часовню. Монахи были последними обитателями Масады.

Не менее яркой историей и обилием достопримечательностей известны древняя и в заповеднике Нахаль Кзив возле Хайфы, Израиль по праву гордится такими святынями как в Вифлееме и в Назарете.

Крепость Масада открыта ежедневно с 08.00 до 17.00 с апреля по сентябрь и с 08.00 до 16.00 с октября по март. В пятницу и перед праздниками закрывается на час раньше.
Световое шоу проводится по вторникам и четвергам, 21.00 в летнее время и 20.00 в зимнее.
Стоимость: 25 NIS (около 5,2 €), с проездом канатной дорогой 61 NIS, световое шоу 41 NIS.
Как добраться: из Тель-Авива автобусом № 421, из Иерусалима автобусом № 486 до станции Masada Center. Подняться в крепость можно по канатной дороге с востока или пешком по змеиной тропе с запада.

Масада — старинное укрепление на вершине скалы не нуждалось в уж очень высоких стенах: со всех сторон она окружена отвесными склонами, а при взгляде вниз с этих скал просто дух захватывает. Вознесенная на вершину крепость осталась символом духа древнего народа, так и не покорившегося иноземным захватчикам. Действительно, взять крепость было практически невозможно, но римляне раскалывали и не такие твердыни, и для взятия Масады они построили столь мощный осадный вал, что он сохранился до наших дней.

ТРИ ГОДА ВЕЛИКОЙ ОСАДЫ

Тысячу с лишним дней Масаду обороняли восставшие против римлян сикарии. Здесь же погибли последние из них, предпочтя смерть позорному римскому рабству.

Крепость Масада занимает плоскую вершину отдельно стоящего небольшого плато, по форме напоми-нающую ромб. Отсюда открывается чудесный вид на восточную часть Иу-дейской пустыни и сверкающую под солнцем гладь Мертвого моря.

Точных сведений об истории по- явления крепости Масада нет. Еврей-ский историк и военачальник Иосиф Флавий (ок. 37 — ок. 100 г.) писал, что своим появлением укрепление обяза-но Ионатану Хасмонею, возглавивше- му в 161 г. до н. э. Маккавейское вос-стание. Однако есть предположение, что Флавий имел в виду Александра Янная (125 — 76 до н. э.), иудейского царя из династии Хасмонеев.

В 31 — 37 годах до н. э. иудейский царь Ирод I Великий (около 73 / 74 — 4 / 1 гг. до н. э.) захватил крепость в ходе борьбы за трон. Он снискал славу ве-ликого строителя, и Масада во време- на его правления подверглась серьез-ной перестройке. Фортификационные сооружения были укреплены. Кроме того, по его велению здесь были воз- ведены два роскошных дворца, вели-колепные термы и акведуки. Послед-ние были крайне необходимы, так как воду на вершине собирали в резер-вуары во время непродолжительного выпадения осадков. У Ирода было много врагов, а Масада представля-лась ему лучшим убежищем, так как казалась абсолютно неприступной. Вот почему Ирод построил здесь сокровищницу, где хранились немалые запасы царского золота.

Во время Иудейской войны 66 — 73 гг. Масада стала последним опло-том восставших против тирании Рима.

Когда в Иудею пришли римляне, они нашли Масаду и оставили в ней неболь-шой гарнизон, потому что для обороны крепости достаточно было всего лишь перекрыть пару троп, что вели на вер- шину. В 66 году, в самом начале восстания против Рима, группа сикариев (наи-более радикальная иудейская груп-пировка борцов с римлянами) сумела захватить Масаду, выбив из нее слабый римский гарнизон.

Ситуация в войне с римлянами складывалась не в пользу иудеев, и последние сикарии нашли убежище в Масаде после разрушения второ-го храма в 70 году. Помещения крепости были столь обширны, что здесь обо-сновалась тысяча сикариев, оборудо-вавших синагогу и школу.

Наступил 72 год, а Масада все также оставалась единственным островком свободы в Иудее, что вынудило римлян прислать сюда 10-й легион под командованием прокуратора Флавия Сильвы. Римляне построили вокруг Масады око-ло десятка лагерей, связав их единым валом, что исключало прорыв блокады.

Однако надежда на то, что осаж-денные погибнут от голода и жаж-ды, не оправдалась: еды у сикариев оказалось в избытке, а воду они получали благодаря хитроумной системе водоснабжения.

Несколько месяцев простояли 5 тысяч римлян и 10 тысяч их союзников под стенами Масады, пока не реши-ли пойти по самому трудному пути: построить насыпь на западном скло-не. Только так можно было подвести к стенам осадные орудия, не способ-ные забросить камни и огонь от под-ножия плато на вершину.

Насыпь складывали под прикрыти-ем стрел и камней. Спустя семь меся-цев осады римляне подвели по насыпи осадную башню и с нее сумели поджечь внутренние постройки в крепости.

Видя всю безвыходность своего по-ложения, все сикарии, включая женщин и детей, предпочли покончить с собой, но не сдаться.

КРЕПОСТЬ, ПОЛНАЯ ЗАГАДОК

Не все тайны крепости Масада уже разгаданы. Так, некоторые археологи склонны считать, что никакого массового самоубийства иудеев в крепости никогда не было, а сама эта история является всего лишь народным преданием.

В наши дни крепость Масада — главный объект национального парка Масада, внесенного в Список Всемир-ного наследия ЮНЕСКО в 2001 году.

Об истории Масады точных сведе-ний не сохранилось. Почти все, чем располагают исследователи, — это на-бор найденных в Масаде артефактов.

Полторы тысячи лет о Масаде не вспоминали: стратегической роли она уже не имела, а жить на вершине плато могли только самые фанатич-ные отшельники.

О Масаде вновь заговорили в пер-вой половине XIX века, когда до нее до-бралась англо-американская экспедиция. Основные раскопки были проведены в 1963 — 1965 годах. Самая цен-ная находка — 10 глиняных табличек- остраконов с именами, по мнению археологов, использовавшиеся как жребий при совершении самоубий-ства защитниками Масады: последний оставшийся в живых должен был перед смертью поджечь крепость.

Были также обнаружены и раско-паны многочисленные сооружения в крепости, окруженной полутораки-лометровой толстой стеной с башня- ми. Среди этих сооружений, от кото-рых остались лишь руины, — дворцы, оружейные склады, синагога и бани.

Когда же были обнаружены вы-резанные в скале резервуары для сбора и хранения дождевой воды, стало понятно, как защитникам кре-пости удавалось собирать и хранить долгое время чистую холодную воду. Иудеи построили открытые оштука-туренные каналы для отвода дожде- вой воды из двух каньонов к западу от Масады в двенадцать водосборных цистерн, высеченных на северо-западном склоне горы двумя параллельными ря-дами (общая емкость — около 40 тысяч м 2). Отсюда вода уже вручную доставлялась в другие цистерны на вершине горы, в большинстве подземные.

Поразительный факт: в прекрас-ном состоянии сохранилась насыпь, сделанная римлянами. Более того, по ней можно судить о древнерим-ских осадных технологиях: римляне насыпали поочередно слои камней и утрамбованной земли, перемежая их толстыми ветвями деревьев, слу- живших своеобразной арматурой и придававших всему сооружению прочность.

Среди руин крепости были найде-ны останки 25 мужчин, женщин и де-тей. В 1969 году, спустя два года после победы в Шестидневной войне, они были захоронены с воин-скими почестями.

Несмотря на все эти находки, пря-мого археологического доказатель-ства трагедии, произошедшей в Маса- де, пока еще не обнаружено.

На территории Масады сохранились руины византийского монастыря, из-вестные в археологии как лавра Марда. Известно, что здесь некогда находилась церковь, построенная святым ие-ромонахом Евфимием Великим (около 377 — 473 гг.), когда на смену Древнему Риму сюда пришла Византия. Просто-яв около века, она была разрушена, а на ее месте, во второй половине VI века, была построена другая церковь, от ко-торой остались одни развалины. Лавра ненадолго пережила церковь и также была разрушена около Vll веке.

Израильский город Арад находится ближе всего к Масаде, а дороги, что ве-дут от города к Мертвому морю, пред-ставляют собой извилистый горный серпантин — один из самых опасных в стране. Город еще очень молод: его основали в 1962 году уроженцы Израи-ля и выходцы из , а сегодня более половины жителей города — вы-ходцы из стран бывшего СССР, работа-ющие в гостиницах курортов Мертвого моря.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Исторические:

  • Крепость Масада (крепостная стена, башни, дворцы, синагога, оружейные склады, бани, водопровод);
  • Римская насыпь;
  • Византийский монастырь.

Культурные:

  • Национальный парк Масада;
  • Музей истории Масады;
  • Центр посетителей.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Существует версия, что слово «масада» происходит от арамейского слова «мецад», что означает «укрепленное место».

По решению начальника Генштаба Армии обороны Израиля Моше Даяна (1915 — 1981 гг.) в Израиле некоторое время солдаты ЦАХАЛ приносили присягу в стенах древней крепости Масада, произнося сим-волические слова клятвы «Масада не падет вновь!» — зто строка из поэмы израильского поэта Ицхака Ламдана. В настоящее время эта церемония перенесена в Латрун, в 30 км к востоку от Тель-Авива.

В 1981 г. советский эмигрант-режиссер Борис Сагал снял четырехсерийный телесе-риал «Масада». Съемки проходили на месте событий — у подножия Масады. У западной стены плато стоят несколько осадных ору-дий древних римлян — реплики (реконструк-ции), выполненные мастерами Голливуда для съемок фильма о Масаде и оставленные тут же в качестве дара гражданам Израиля.

Археологи, утверждающие, что Иосиф Флавий дал неверное и, возможно, выду-манное описание Масады, в качестве под-тверждения приводят тот факт, что древний историк назвал один дворец в Масаде, хотя на самом деле их было два. Кроме того, на момент взятия Масады Иосиф Флавий уже давно находился в Риме.

По словам Иосифа Флавия, от смерти в Масаде спаслись только одна старуха и некая сообразительная женщина с пятью детьми, спрятавшаяся, когда отправилась набрать воду из подземного резервуара. Именно она и поведала римлянам о том, что произошло в Масаде.

Одно из семян фиников, найденных при раскопках в Масаде, проросло в 2005 г., к 2008 г. пальма уже была высотой 1,2 м, а сейчас выше 2,5 м.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: возле юго-западного побережья Мертвого моря.
Административная принадлежность: Южный округ, Израиль.
Официальный статус: объект национального парка
Масада в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Первые постройки: 30-е гг. до н. э.
Ближайший город: Арад (Израиль) — 23 400 чел. (2009 г.).
Язык: иврит.
Религия: иудаизм.
Денежная единица: новый шекель.

Климат: сухой климат пустынь и полупустынь.
Средняя температура января: +11С.
Средняя температура июля: +26,5С.
Среднегодовое количество осадков: 100 мм.
Относительная влажность воздуха: 50%.

Длина плато: около 550 м.
Ширина плато: 270 м.
Длина крепостной стены: 1400 м.
Толщина крепостной стены: около 4 м.
Количество башен: 37.
Высота над уровнем Мертвого моря: 450 м.
Удаленность: 20 км к востоку от города Арад.

Это был последний рубеж обороны, где полностью изолированные от остального мира восставшие евреи под командованием Элазара Бен-Яира противостояли мощному Десятому римскому легиону во главе с Флавием Сильвой.

В 80 километрах от Иерусалима находится заповедник Эйн Геди, а в 20 километрах от него - крепость Масада, с которой связана одна из самых героических страниц истории еврейского народа. Масада - это мощная крепость, расположенная на вершине огромной скалы, которая высится недалеко от берега Мертвого моря.

Географическое положение крепости в зоне безводной пустыни, вдали от населенных пунктов, и природная неприступность сделали ее безопасным убежищем. Римский историк Иосиф Флавий сообщает, что крепость была построена первосвященником Ионатаном, а потом царь Ирод еще больше укрепил ее, соорудив 37 высоких башен. У Иосифа Флавия об этом сказано так:

Он воздвиг стену вокруг вершины горы и построил поверх стены тридцать семь башен. И царский дворец воздвиг он для себя в крепости, на западном склоне горы - под стеной, замыкающейся на вершине горы. И повсюду в скале были высечены им бассейны для водоемов, благодаря чему ему удалось обеспечить водой жителей крепости… Таким образом, крепость была воздвигнута Богом и людьми для защиты от врага, который поднимется на нее войной…

Фото 2.

Слово “мецад” или “мецада”, в греческом произношении “масада”, употреблявшиеся для обозначения крепости вообще, а в конце периода Второго храма - название, присвоенное определенной крепости, встречаются в Священном писании. Массада представляет собой скальное плато ромбовидной формы, грандиозно вздымающееся над окрестностями на высоту порядка 450 метров над Мёртвым морем (и порядка 50 метров над абсолютным уровнем моря). Длина плато Массада – ок. 600 метров, максимальная ширина – ок. 300 метров.

Это очень сильная крепость, и вот ее особенности: со всех сторон очень высокой и широкой скалы идут отвесные склоны, которые спускаются в такие бездны, что их не измерить. Тут не ступала нога живого существа. Лишь в двух местах есть в скале небольшая покатость и там тропинки, идущие кверху, но они очень узки.

Склоны скалы действительно очень крутые: с восточной стороны их высота достигает 300 метров, а высота самой низкой скалы с западной стороны и то достигает почти 100 метров.

Массада и её история неоднократно и подробно упоминается во всемирно известных трудах еврейско-римского историка Иосифа Флавия (Йосеф бен-Мататияху, 37-100 г.г. н.э.), но также и в книгах других древних летописцев. Флавий сообщает, что первым правителем, сделавшим Массаду укреплённым пунктом, был Великий коэн (первосвященник) Ионатан Хасмоней, причём, существует мнение, что Флавий имел в виду Александра I Янная, царя и первосвященника Иудеи из династии Хасмонеев, ивритское имя которого также было Ионатан, и монеты времен царствования которого (103 – 76 г.г. до н.э.) были обнаружены в крепости. Затем, в 37 году до н.э., в Массаду бежал новоназначенный в том же году (решением римского сената) царь Ирод Великий, преследуемый последним хасмонейским царём и первосвященником Маттафией Антигоном II (Матитьягу Антигон, правивший с 40 по 37 г.г. до н.э.).

Царь Ирод (он же: на ивр. Hordos, а на лат. Herodus) укрыл здесь также весь свой клан и 800 человек свиты и охраны. Через некоторое время Ироду удалось, оставив в Массаде семейство, проскользнуть через заслоны и отплыть к своим римским покровителям. Тем временем, неослабная блокада, осуществлённая иудейским царём, чуть было не привела укрывшихся в крепости людей к гибели от обезвоживания. Однако, в самый критический момент начались спасительные дожди, снова наполнившие устроенные в Массаде водохранилища. Вернувшийся затем из Рима Ирод, поднялся со своей дружиной к Массаде и снял с неё блокаду. После этих событий Ирод превратил Массаду в совершенно автономный и исключительно укреплённый замок-убежище, наполнив его всевозможным дворцовым изыском и комфортом, таким как, например, банный комплекс, видовые террасы, огромные склады и пр. и расквартировав здесь многочисленную прислугу и охрану.

При царе Ироде крепость была обнесена двойной стеной, внутреннее пространство которой разделялось на казематы. В стене было четверо ворот, оформленных в виде квадратных комнат с двумя входами, мощеным полом и сиденьями вдоль стен, украшенных фресками.

Фото 3.

Предвидя возможность длительной осады, он приказал построить в северной части скалы целый комплекс продуктовых складов и рядом с ними большую общественную баню. К западу от Мертвого моря располагались два каньона: от них при помощи открытых оштукатуренных каналов отводилась вода в 12 водосборных систем, высеченных двумя параллельными рядами на северо-западе скалы. Из них вода вручную доставлялась на вершину скалы уже в другие цистерны

После смерти Ирода Великого в Массаде разместился римский гарнизон, пробывший здесь до 66 г. н.э., год, в который разразилось Великое восстание против римлян (1-я Иудейская война). В крепость ворвались ревнители-зелоты во главе с Менахемом Бен-Йегудой Галилейским и перебили весь её гарнизон. После убийства Менахема бен-Йегуды идеологическими противниками в Иерусалиме в Массаде нашёл для себя пристанище приходившийся Менахему племянником Эл’азар Бен-Яир, в 67-м году возглавивший здесь отряд защитников крепости, состоявший из наиболее экстремистски настроенных зелотов, т.н. сикариев, укрепившихся и фактически заперших себя здесь по ставший для них фатальным 73-й год.

В 66 году, с начала Иудейской войны, Менахем (сын Иуды Галилеянина) во главе отряда зелотов захватил Масаду. Они избили римский гарнизон и захватили оружие, которое было сложено еще царем Иродом.

Фото 4.

Весной 70 года римская армия под командованием императора Тита осадила Иерусалим, но здесь их ожидало ожесточенное сопротивление жителей города Предложение о сдаче было с негодованием отвергнуто восставшими, которые своими частыми вылазками пытались помешать осадным работам римских войск. Каждый метр римлянам приходилось брать с. боем. Лишь после того, как император Тит окружил Иерусалим кольцом окопов, его армия могла без помех возобновить атаки. В августе легионеры овладели Вторым Иерусалимским храмом, а в сентябре захватили и весь город.

Но и после падения Иерусалима последние бойцы за независимость Израиля защищались с таким упорным ожесточением, будто их дело еще не было проиграно. В руках сопротивлявшихся оставались еще крепости Махеро и Масада и замок царя Ирода. Последний представлял собой просто укрепленный дворец и потому был без особого труда взят Луцием Бас-сом. А вот крепостью Махеро римлянам удалось овладеть не столь легко, после чего снова начались избиения и продажа евреев в рабство.

Фото 5.

В 72-м году, после того, как уже вся Иудея была покорена, разграблена и разрушена римлянами, включая и Иерусалим, 10-й римский легион под предводительством прокуратора Флавия Сильвы обосновался вокруг Массады и блокировал её со всех сторон. Осада продолжалась долгие месяцы и весьма затруднялась для Сильвы логистическими сложностями с подвозом продовольствия и воды для своих людей. Не менее девяти тысяч рабов-евреев прокладывали дороги, носили землю и волокли стволы деревьев для сооружения осадного вала, насыпаемого в ущелье с запада от крепости. На этой насыпи, поднятой, согласно Флавию на 100 м, римляне построили 25-метровую осадную башню с мощным тараном, уравнявшую его с крепостной стеной, что позволило им, в конце концов, расшатать её и пробить брешь. Как уже указывалось, осадный вал прекрасно сохранился до наших дней, и по тропе, проложенной через него, можно подняться в крепость в запада.

В ночь, предшествовавшую пробою стены, Эл’азар Бен-Яир убедил зелотов не сдаваться на милость победителя и погибнуть свободными людьми, наложив руки как на себя, так и на своих жён и детей. Иосиф Флавий красноречиво описывает полную драматизма речь, произнесённую перед соратниками Эл’азаром Бен-Яиром, освидетельствованную, по утверждению Флавия, двумя женщинами и пятью детьми, спрятавшимися в одном из водохранилищ и затем сдавшихся римлянам, поднявшимся с зарёй на плато. Ужасающая и леденящая кровь история, по размаху своему, пожалуй, не имеющая аналогов в мировой хронике: каждый воин собственноручно перерезал горло своей жене и детям…

Затем были выбраны по жребию десять исполнителей, перерезавших горло всем мужчинам – защитникам крепости… Общее число всех умерщвлённых было порядка 960 человек. Затем они сожгли все драгоценности и всё, сколько нибудь ценное или полезное, кроме продовольствия, дабы не подумали римляне, что голод подстегнул их к самоубийству. Наконец, один из десяти, также выбранный по жребию, умертвил остальных, поджёг крепость и пал на свой меч.

Фото 6.

Так 15 апреля 72 года погибли последние защитники Масады. Спаслись только две женщины с пятью детьми, которые укрылись в одной из пещер.

Здесь уместно пояснить, что иудаизм расценивает самоубийство как тягчайший грех и, следовательно, выбранная зелотами «тактика» умерщвления фактически свела количество самоубийц среди них к одному единственному человеку. Иосиф Флавий также повествует, что взошедшие, наконец, на Массаду и приготовившиеся было к жестокой схватке римские воины, вдруг осознали, что им здесь некого захватывать и нечего грабить (мародёрство составляло привычный и желанный трофей и награду за доблесть) и были поражены увиденным зрелищем, силой духа, стойкостью и преданностью своим идеалам защитников крепости…

И, тем не менее, несмотря на, казалось бы, очевидный факт беспримерного мужества и героизма, в иудаизме самоубийство никак и ничем не может быть оправдано и не может прослыть за «смелый» или «благородный» поступок, тем более, что защитники Массады убили своих жён и детей, не спрашивая их согласия, преступив еврейский закон и этим актом.

Вслед за описанными событиями в Массаде на несколько лет снова разместился римский гарнизон, затем, спустя столетия полного запустения, в V-VI в.в. здесь, в пещерах, поселились несколько византийских христианских монахов, устроивших также кельи как внутри, так и рядом с разрушенными зданиями. Они же возвели в Массаде византийскую церковь и пребывали здесь более сотни лет. С уходом монахов, Массада снова стала необитаемой и была заброшена вплоть до наших дней. Интерес к Массаде и её легендарной истории был возобновлён в новое время двумя американскими исследователями, А.Робинсоном и А.Смитом, в 1839 г. разглядевшими этот археологический объект со стороны Эйн-Геди, идентифицировавшими его с Массадой и ассоциировавшими его с повествованиями Иосифа Флавия…

Фото 7.

Масада входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Фото 8.

В Масаде сохранялось много пищевых и оружейных запасов, была устроена искусная система водоснабжения, бани, по образцу римских. Крепость использовалась также для хранения царского золота

Со всех сторон Масаду окружают отвесные скалы. Лишь со стороны моря наверх ведет узкая, так называемая змеиная тропа. Вершину скалы венчает почти плоское трапециевидное плато, размеры которого примерно 600×300 м.

Плато окружают мощные крепостные стены общей протяженностью 1400 м и толщиной около 4 м в которых устроены 37 башен.

На плато, были построены дворцы, синагога, оружейные склады, ямы для сбора и хранения дождевой воды и другие вспомогательные постройки.

В крепости ныне сохранились дворец царя Ирода, синагога, фрагменты мозаик, вырубленные в скалах водные резервуары, холодные и горячие бани и многое другое.

Фото 9.

дна из наиболее поразительных находок - синагога. Считалось, что у евреев не было нужды в синагогах, пока у них был Храм. Масаду реконструировали ещё во время существования Второго Храма, но синагога в ней, тем не менее, была создана.

Кроме того, синагога была найдена также в развалинах крепости Гамла. Это доказало, что у древних евреев существование синагог не зависело от существования Храма.

В 66 г. н. э. Масада была взята восставшими зелотами, римский гарнизон был вырезан.

В 67 г. н.э в Масаде обосновались, представители радикальной партии, возглавившей восстание против римлян, вылившееся в длительную Иудейскую войну.

В 70 г. н.э, после взятия римскими легионами Иерусалима, Масада оказалась последним оплотом восставших. Защитников крепости едва насчитывалось около 1 тыс. человек, включая женщин и детей, но они удерживали Масаду еще 3 года.

Фото 10.

Около 9 тыс. рабов проводили дороги и носили землю для сооружения осадного вала вокруг крепости и площадок для метательных машин и тарана.

Когда римлянам удалось поджечь дополнительно выстроенную сикариями внутреннюю оборонительную стену, состоящую из деревянных балок, участь Масады была решена.

«Не желая сдаваться римлянам, сикарии решили покончить жизнь самоубийством. Был брошен жребий, выбраны десять исполнителей последней воли, которые закололи всех защитников крепости, женщин и детей, а затем один из них, выбранный посредством жребия, убил остальных и покончил с собой. Историю резни в крепости поведала женщина, спрятавшаяся в водном резервуаре и потому уцелевшая». Иосиф Флавий, «Иудейская война»

Фото 11.

Какое-то время история обороны Масады считалась легендой, но сопоставление еврейских и римских исторических хроник, в том числе книги Иосифа Флавия«Иудейская война», и археологические находки на территории крепости, в числе которых - каменные таблички с именами, использованные в качестве жребия десятью исполнителями последней воли, убеждают в обратном.

Фото 12.

Существует также версия, что когда римляне пробили крепостную стену, защитники крепости подожгли все постройки.

Однако никогда не были найдены человеческие останки и/или могилы на территории крепости (стоит напомнить, что речь идет примерно о тысяче человек, что довольно много для такой сравнительно небольшой площади), поэтому ни одна версия не нашла до сих пор достаточно веского подтверждения.

Развалины крепости были впервые обнаружены в 1862 г. Основательные же раскопки были проведены в 1963-65 гг.

С 1971 г. на Масаде действует фуникулер соединяющий подножие скалы с ее вершиной. Также можно подняться пешком к воротам крепости по «змеиной тропе», вьющейся по восточной стороне скалы.

Фото 13.

Как добраться

1. К Восточному въезду в Массаду со стороны Иерусалима. В Иерусалим прибываем по шоссе №1 до въезда в город. Затем, используя дорожные указатели, продвигаемся в сторону Мёртвого моря. Проехав перекрёсток а-Гив’а а-Цорфатит (Tzomet haGiva haTzorfatit), проследуем, не сворачивая, по участку шоссе порядка 30-ти км и спускаясь к Мёртвому морю. На перекрёстке Бейт ха-Арава (Tzomet Beyt haArava) поворачиваем на юг и следуем прямиком на Массаду. На этом отрезке дороги минуем кибуцы (кибуц – это сельскохозяйственная или хозяйственно-промышленная коммуна) Альмог, КАЛИЯ, Мицпе Шалем, Эйн Геди.

2. К Восточному въезду в Массаду со стороны Арада. Прибывающие в Массаду из северных районов Израиля берут общее направление на Беэр-Шеву и, добравшись до перекрёстка Лехавим (Tzomet Lehavim), сворачивают на восток, на шоссе №31, по которому едут несколько десятков километров (минуя, в основном, бедуинские поселения, а также Тель Арад – археологический курган, хранящий культурные слои Талмудического периода), пока не попадают на перекрёсток Зоар (Tzomet Zohar), непосредственно примыкающий к берегу Мёртвого моря. Здесь следует повернуть на север и, проехав около 20 км, свернуть налево по указателю на Массаду.

3. Из Арада к месту свето-звукового представления и осадному валу (Западный въезд). Спуск к месту свето-звукового представления, а также к западному проходу в Массаду (подъём по короткой тропе через осадный вал) осуществляется со стороны Арада, откуда специально для этой цели проложено шоссе. На эту дорогу, уже с самого въезда в Арад, выводят чётко расставленные указатели.

Фото 14.

Центральные достопримечательности Массады

1. Крепостная стена. Ирод окружил Массаду так называемой казематной (эскарповой) стеной длиной 1400 метров, т.е. двойной стеной, с плоским верхним перекрытием (крышей). Внутри стены ставились простенки, образующие в ней помещения для гарнизона (казематы), оружейных и продовольственных складов и т.п., и в ней было устроено 7 ворот. Единственным не забранным в стену объектом был Северный дворец, в силу того, что, благодаря отвесной скале, пробраться к нему извне не представляло никакой возможности.

2. Северный дворец (haArmon haTzfoni). Являет собой одну из наиболее впечатляющих из уцелевших реликвий периода царя Ирода. Этот дворец является одним из самых роскошных из многочисленных сооружённых Иродом, причём он весьма подробно и ярко описан в книге Иосифа Флавия. Северный дворец считался наиважнейшим объектом Массады. На территории дворца имеется стена, отделяющая частные апартаменты от общественных территорий и помещений.

Почему же Ирод построил главный дворец именно в этом месте? Для этого существовал ряд веских причин:

А. Эта сторона Массады не подвергается солнцепёку.

Б. Этот сектор крепости является её наиболее стратегическим элементом, т.к. под Дворцом размещаются водохранилища.

В. Это северная оконечность горы, даже в самые жаркие дни овевается бризом.

Однако строители дворца столкнулись бы с серьёзнейшими затруднениями при его сооружении в столь топографически узком месте Массады, если бы архитекторы Ирода не предложили весьма оригинальное решение поставленной перед ними задачи. Дворец был возведён в три яруса, но с разбивкой по трём скальным уровням с общим 30-метровым разбросом высот. Верхний ярус расположен на вершине скалы, средний – на высоте 18-ти метров под верхним, а нижний – на 12 метров под средним. В верхнем ярусе располагался собственно вход в Северный дворец. Здесь размещались помещения для стражи, спальные комнаты, центральный холл (парадная или приёмная зала) и полукруглый панорамный балкон-терраса. Отсюда открывается обзор нижних уровней Дворца, а также вид на ручьи Цеэлим, Мишмар и Хавер. С балкона также просматривается римская дорога, соединявшая источники ручья Цеэлим с лагерями римлян.

Из смежной с банным комплексом площадки в средний ярус ведёт внутренняя лестница. Спускаясь по ней, проходим мимо подземного водохранилища, а также высеченной в скале ступеньки, служившей для обывателей Дворца миквой (бассейном для ритуального омовения) и достигаем плоского пространства, по-видимому, круглого холла, по периметру окружённого двумя рядами колонн, от которых сохранились лишь основания. К югу, под скальной стеной, расположены лестничные пролёты и дополнительные помещения. Отсюда спускаемся в нижний ярус, в котором находилась обрамлённая колоннами и расписанная фресками прямоугольная зала (холл). С восточной стороны, в подвальном помещении, был обнаружен банный комплекс типично римского стиля. Снаружи – купель для омовения ног, а во внутреннем помещении – два бассейна: один для холодной, а другой для горячей воды.

Южнее территории Северного дворца, в одном и том же месте у стены бань, на площадке, служившей повстанцам местом сбора, были обнаружены одиннадцать глиняных черепков (остраконов), причём каждый содержит лишь одно имя, надписанное одним почерком и одними чернилами. Одно из имён – Бен-Яир, имя вождя защитников Массады. Не исключено, что это и есть те самые роковые остраконы, что были использованы для жеребьёвки десятью последними исполнителями клятвы. Во всяком случае, таково было экспертное мнение проф. Игаля Ядина, раскопки и исследования которого, собственно, и открыли Массаду для посещения широкой публики…

3.Западный дворец (haArmon haMaaravi). Самое крупное на территории Массады сооружение, как и следовало ожидать, тоже было возведено Иродом I Великим. Площадь его составляет около 4 тыс. кв. м и состоит из остатков жилых помещений, приёмного зала, выложенных мозаикой купальных помещений, туалетов (царских!), мастерских и складских помещений.

4.Продовольственные склады. Отдельных складских помещений в Массаде было сооружено порядка 15-ти, и часть из них претерпела добротную реставрацию. Остальные склады оставлены в предреставрационном состоянии в ожидании возможного восстановления руками наших потомков. Склады Массады, в основном, использовались для хранения вина, масла, муки и боевых припасов.

5. Миква. Бассейн для ритуального омовения, размещающийся в восточной части плато, сооружён по всем правилам Галахи (в высшей степени требовательного еврейского религиозного законодательства). Соответствие Галахе было установлено одним из самых видных хасидских раввинов, нашим современником.

6. Синагога . Это одна из древнейших в мире синагог, и сравнимая с ней по древности обнаружена лишь в Гамле, на Голанских Высотах. До этих обнаружений считалось, что у евреев не было нужды в синагогах, пока у них был Храм. Но подтверждённый факт строительства синагог, существовавших и до разрушения Второго Храма (Титом в 70 г. н.э.), доказывает, что древние евреи пользовались синагогами вне зависимости от существования Храма.

Фото 15.

Осадное дислоцирование римлян у Массады

Наряду с труднопреодолимыми фортификациями естественного происхождения – особенно крутыми откосами и отвесными скальными обрывами, отлично заменявшими крепостные стены, царь Ирод возвёл вокруг вершины плато и рукотворную стену высотой в 5 метров и около 1400 метров в периметре. Крепостная стена, как уже указывалось, сама по себе состояла из двух параллельных стен: из внешней, толщиной 1,4 м и внутренней, толщиной в 1 м. Межстенный промежуток составлял около 4-х метров, и всё это пространство общей площадью около 9-ти дунамов было перекрыто мощным потолком, а внутри разделено простенками на многочисленные помещения. Через каждые 40 метров стены были возведены сторожевые башни, между которыми по стенному перекрытию патрулировали караульные. Против каждой из четырёх троп, поднимавшихся на гору, были сооружены ворота: Восточные ворота – против «Змеиной тропы» (Швиль а-Нахаш), Западные ворота – против Западной тропы (Швиль а-Маарав), Северные ворота – против Водной тропы (Швиль а-Маим) и Пещерные ворота (Шаар а-Меарот) – против Южной тропы (Швиль а-Даром).

Благодаря такой многоплановой фортификации римляне и застряли под Массадой на долгие месяцы, пока им не удалось пробить стену, и лишь осенью 73 г. н.э. они сумели одолеть крайне малочисленную дружину зелотов. Для этого им пришлось разбить вокруг Массады не менее 8-ми осадных лагерей. Осадой командовал римский наместник Флавий Сильва, в распоряжении которого находилось порядка 10 до 15 тыс. человек. Начиная блокаду, римляне окружили всю гору осадной стеной протяжённостью около 5-ти км. На последних этапах осады римляне также возвели грандиозный осадный вал против западной крепостной стены. Осадный вал сооружался перемежающимися слоями из доставляемых от расположенного неподалёку ручья Цеэлим деревьев и пластов грунта.

Пока римляне сооружали осадный вал, зелоты делали всё, что было в их силах, чтобы предотвратить их инженерный замысел, превращая его в кошмар. На римлян постоянно сыпались стрелы, пращевые камни, а со стены катились огромные каменные кругляши, что вынуждало осаждающих одной рукой работать, а в другой сжимать рукоятку щита. Однако, несмотря на ожесточённое сопротивление, сооружение вала было завершено, на нём была построена осадная башня с тараном, и стена в западной части была, наконец, пробита. Однако история на этом не завершилась: зелоты сдаваться и не помышляли, зато «под шумок» римской инициативы за протараненной стеной ухитрились соорудить вторую – ещё более мощную – из двух параллельных рядов бревен, пространство между которыми было заполнено землей.

Материалом для этой фортификации послужили разобранные деревянные крыши дворцов, перекрытия эскарповой стены и другие деревянные элементы сооружений Массады. Парадокс состоял в том, что в этой импровизированной стене римлянам брешь пробить не удалось, т.к. таран, предназначенный для разрушения каменных стен, в мягком материале просто… увязал! Но римляне и на этот сюрприз нашли оперативное решение: они забросали деревянный каркас факелами и зажигательными стрелами, основа загорелась и начала рушиться, а грунтовая начинка – осыпаться, что и предрешило дальнейшую судьбу защитников Массады.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Фото 27.

Фото 28.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37.

Фото 38.

Фото 39.

Фото 40.

Фото 41.

Фото 42.

Фото 43.


источники

http://guide-israel.ru/attractions/1772-masada/

http://saba34.narod.ru/MASA.htm

http://www.tiuli.com/track_info.asp?lng=rus&track_id=50

http://kezling.ru/travels/israel-2013-3/

http://www.bibliotekar.ru/100zamkov/8.htm

Давайте я вам еще напомню вот про какие исторические достопримечательности Израиля: вот знаменитый ,а вот не менее знаменитая . Вот тут мы пытались ответить на вопрос и изучали Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -