История строительства первой железной дороги в россии. История поездов Первый в мире пассажирский поезд

Вот таким был первый поезд в мире!

Появились в Европе в XVII-XVIII веке и походили на вагонетки, впереди которых были люди или лошади которые и тащила вагонетку по рельсам. К 1809 году уже появились некие цепочки из нескольких вагонеток, соединенных металлическими кольцами. Но поездом это назвать сложно.

Первый же паровоз был создан в Англии в 1804 году. Это был паровой котел, топка размещалась впереди, поэтому повозка с углём и кочегаром цеплялась впереди паровоза. По многочисленным показателям этот первый в мире паровоз имел ошеломляющие возможности. При своем весе в 5 тонн он мог перевозить 5 вагонов массой 25 тонн со скоростью 8 км/час. Пустой он двигался со скоростью около 26 км/час. Использовался для перевозки руды из шахт. Впоследствии к паровозу был присоединен вагон для пассажиров – это и был первый паровоз с локомотивной тягой.

В 1820 году был создан первый грузовой поезд с локомотивной тягой. Применение ему нашли быстро – он перевозил уголь от шахты к городу. В 1825 году по первой общественной железной дороге прошел магистральный поезд, масса которого составляла 80 тонн. А в 1830 году был запущен первый магистральный пассажирский поезд, с первым в мире почтовым вагоном.

В России первый поезд появился на 4 года позднее. Во главе поезда был паровоз, изобретенный Черепановыми. Пассажирские поезда имели вагоны четырех классов - кареты первого класса, кареты второго класса, повозки с крышей и такие же повозки без крыши. Последние и имели название "вагоны". Средняя скорость таких поездов составляла около 32,8 км/ч, и лишь к концу 1860 года возросла до 42,7 км/ч.

11 ноября 1837 года (30 октября по старому стилю) состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги от Санкт‑Петербурга до Павловска, положившей начало строительству в России сети железных дорог.

В тот день в газете "Ведомости" появилась заметка: "Была суббота, горожане стекались к старой полковой церкви Введения у Семеновского плаца. Они знали, что открывается необычная железная дорога и "стальной конь, везущий сразу много‑много карет" впервые отправится в путь. Однако не всем удалось увидеть первый поезд. К самой станции, возведенной совсем недавно, простолюдинов не пускали. Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив дал пронзительный свисток, и восемь вагонов с благородной публикой отправились по маршруту Петербург ‑ Царское Село".

Это была первая железная дорога общественного пользования в России (до открытия в 1851 году Николаевской железной дороги), единственная в стране и шестая в мире. Она была построена для обеспечения железнодорожного сообщения между Царскосельским вокзалом Санкт‑Петербурга, Царским Селом и Павловском.

Строительством дороги руководил чешский инженер , профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер. Ему летом 1835 года удалось убедить императора в пользе железных дорог, позволяющих быстро перебрасывать войска.
Указ императора Николая I Сенату об утверждении "Положения об учреждении Общества акционеров для сооружения железной дороги от Санкт‑Петербурга до Царского Села с продолжением до Павловска" был опубликован 16 апреля 1836 года (по старому стилю).

1 мая 1836 года началось строительство железной дороги от Павловска. В июле уже была готова платформа под навесом для приезжающих и заложен фундамент здания гостиницы. 10 сентября заложили вокзал и паровозное депо с поворотным кругом в Царском Селе. К 30 сентября рельсы уложили на расстоянии 22 верст от Павловска. В конце сентября провели пробные поездки (несколько вагонов) на конной тяге от платформы в Павловске до Царского Села.

3 ноября 1836 года состоялась первая обкатка паровоза . Его доставили в разобранном виде морем из Англии в Кронштадт, а оттуда по заливу, Обводному каналу и на лошадях в Царское Село, где была проведена его сборка и проверка.
Первый поезд состоял из 8 вагонов и трехосного паровоза, построенного на заводе Стефенсона в Англии. В составе поезда были вагоны четырёх классов. Самыми комфортабельными были кареты, называвшиеся "берлинами": это были вагоны с крытыми кузовами и мягкими сиденьями для восьми человек. Вместимость вагонов остальных классов составляла 10 пассажиров. "Дилижансами" называли мягкие крытые вагоны большей вместимости. Следующие классы были представлены открытыми повозками ("линейками"): повозки с крышами назывались "шарабаны", без крыши ‑ "вагоны". Вагоны не имели отопления и освещения.
По требованию Герстнера, паровозы должны были иметь мощность в 40 лошадиных сил и быть в состоянии везти несколько вагонов с тремястами пассажирами со скоростью 40 вёрст в час.
Чтобы повысить провозную способность дороги, Герстнер решил использовать подвижной состав шириной колеи 1829 мм, а не 1435 мм, которая была принята на железных дорогах в Англии.

В самый первый рейс из Петербурга в Царское Село паровоз привел сам профессор Франц фон Герстнер. Протяжённость дороги составляла 27 километров; поездка заняла 35 минут, а обратная поездка — 27 минут; таким образом максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч. По тем временам это казалось фантастическим достижением.

В первые полгода эксплуатации на дороге использовалась конная тяга и только по воскресеньям или праздникам — паровая. Полный переход на "пар" произошёл в апреле 1838 года , а в мае движение поездов было открыто на участке Санкт‑Петербург — Павловск.

В первые годы стоимость проезда для пассажиров первого и второго класса составляла 2,5 и 1,8 рубля соответственно, третьего и четвертого ‑ 80 и 40 копеек.

В 1837 году для первой в России железной дороги между Санкт‑Петербургом и Царским Селом был построен вокзал. По плану Герстнера железнодорожный вокзал в Петербурге должен был находиться на набережной реки Фонтанки, однако выделенных на строительство денег хватило только на сооружение самой железной дороги и строительство вокзала в Царском Селе. Тогда было решено построить временную деревянную станцию чуть в стороне от отведенного под вокзал места. Так был построен самый старый вокзал России — Витебский. В 1849‑1852 годах по проекту архитектора Константина Тона построено каменное здание, просуществовавшее до начала XX века.

Современное здание вокзала построено в 1904 году в стиле "модерн" (архитекторы Станислав Бржозовский, Сима Минаш).


Стоимость строительства первой железной дороги в России оценивалась в 5 миллионов рублей (почти 10% этой суммы было потрачено на приобретение подвижного состава и рельсов). В 1838 году дорога перевезла 700 тысяч пассажиров и стала приносить доход , позволивший за пять лет окупить все затраты на строительство и на эксплуатацию всех транспортных средств.

В качестве самостоятельной железной дороги Царскосельская дорога просуществовала до 1897 года, после чего она была включена в состав Московско‑Виндаво‑Рыбинской железной дороги и была перешита на русскую колею (1524 мм). Только шесть паровозов удалось переделать для русской колеи. Всего же за время самостоятельного существования для Царскосельской железной дороги было поставлено 34 паровоза.

В 1987 году на одной из платформ Витебского вокзала в специальном стеклянном павильоне установлен макет поезда, совершившего в 1837 году первый в России рейс из Санкт‑Петербурга в Царское Село.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Поезда являются одним из важнейших видов транспорта во всем мире. Ежедневно по железным дорогам путешествуют миллионы пассажиров, и уже никого не удивляет, что можно купить билет на поезд на сайте , не выходя из дома, и сесть в поезд, просто предъявив проводнику электронный билет (посадочный купон) на бумаге (формат А4) или экране мобильного устройства и документ, удостоверяющий личность пассажира (электронная регистрация). Часто бывает достаточно только паспорта.

Хотя поезда и появились намного раньше, чем автомобильный и тем более авиационный транспорт, но на самом деле возникновение железнодорожного сообщения - дело, можно сказать, недавнее. Еще 200 лет назад никто и представить себе не мог, что в скором времени люди смогут с комфортом путешествовать на любые расстояния без помощи лошадей. То же касается грузоперевозок и доставки почты: только железные дороги смогли создать на огромных территориях Америки, Европы, России единую транспортную систему, которая существенно повлияла на развитие экономики. Итак, когда и где был создан самый первый поезд в мире, и какова была его скорость?

Прообраз современного поезда

Прототипом поезда, очень примитивным, можно назвать вагонетки, которые начали использовать в XVIII веке в Европе. Между определенными пунктами, например, шахтой и поселком, прокладывались деревянные брусья (лежни), выполнявшие роль современных рельсов. По ним и курсировали туда и обратно вагонетки, передвигаемые лошадьми или… людьми. В конце XVIII века одиночные вагонетки стали соединять между собой железными кольцами, чтобы повысить эффективность перевозок. Вот такие короткие составы из нескольких груженых вагонеток, перевозимые по деревянным рельсам с помощью лошадей, и стали прообразом тех поездов, которые используются в наше время.

Россия ненамного отстала от Англии. Первый грузовой поезд с локомотивной тягой был пущен в 1834 году, а уже в 1837 году была построена и открыта Царскосельская железная дорога, по которой со скоростью 33 км/ч курсировали пассажирские поезда. Честь создания первого российского паровоза принадлежит братьям Черепановым.

Первый паровоз

В 1804 году английский инженер-изобретатель Ричард Трейтвик продемонстрировал любопытным зрителям первый паровоз. Данная конструкция представляла собой паровой котел цилиндрической формы, к которому были прицеплены тендер (повозка с углем и местом для кочегара) и один вагон, в котором могли прокатиться желающие. Первый паровоз не вызвал особого интереса у владельцев шахт и рудников, которых как раз и хотел заинтересовать Трейтвик. Возможно, его, по сути, гениальное изобретение опередило свое время, как это часто бывает. Высокая стоимость материалов для изготовления рельсов, необходимость создавать все детали паровоза вручную, отсутствие средств и квалифицированных помощников - все эти отрицательные факторы привели к тому, что в 1811 году Трейтвик забросил свою работу.

Первый грузовой поезд

Используя чертежи и наработки Трейтвика, многие европейские инженеры начали активно создавать и совершенствовать различные виды паровозов. С 1814 года было сконструировано несколько моделей («Блюхер», «Пыхтящий Билли», «Киллингворт» и т.д.), которые успешно эксплуатировались владельцами крупных копей и шахт. Первые грузовые поезда могли перевозить около 30-40 тонн груза и развивали скорость до 6-8 км/час.

Первый магистральный поезд

19 сентября 1825 года по первой общественной железной дороге между Дарлингтоном и Стоктоном прошел первый поезд, управляемый его создателем Джорджем Стефенсоном. Поезд состоял из паровоза «Передвижение», 12 грузовых вагонов с мукой и углем и 22 вагонов с пассажирами. Масса поезда вместе с грузом и пассажирами составляла 90 тонн, скорость его движения на различных участках - от 10 до 24 км/час. Для сравнения: сегодня скорость пассажирских поездов составляет в среднем 50 км/ч, а скоростных поездов, таких как «Сапсан» - 250 км/час. В 1830 году в Англии была открыта магистраль Ливерпуль-Манчестер. В день открытия по ней прошел первый пассажирский поезд, в состав которого входил почтовый вагон - тоже первый в мире.

Такие сложные виды техники, как электропоезда, не появляются вдруг. Их история - это история развития транспортных технологий от первых ключевых изобретений, таких как изобретение колеса или железной дороги, до применения электричества и электродвигателей.

Ниже представлен краткий обзор ключевых событий и изобретений, которые в итоге привели к созданию электропоездов в нашем современном понимании.

Модель первого колеса в музее истории Ирана.
Источник: Wikipedia.

  • 2600 г. до н. э. – Изобретение колеса. Первое упоминание о колесницах в Месопотамских источниках (Штандарт из Ура).
  • 6 век до н.э. – Построена первая гужевая дорога Диолкос через Коринфский перешеек.
  • 312 г. до н.э. – Построена одна из самых ранних мощеных дорог - Аппиева дорога между Римом и Капуей, которая положила начало строительству сети таких дорог по всей Римской империи.
  • Пейтингерова таблица - одна из самых известных карт 5 века н.э. Длина оригинала карты - 6,75 м, а ширина - 0,34 м. На ней изображены дороги Римской империи, общая длина которых составляла около 200 тыс. км, а также отмечены города, моря, реки, леса и горы. На карте представлена вся Римская империя, Ближний Восток и Индия, отмечены Ганг, Шри-Ланка и Китай.
    Источник: Wikipedia.

  • 200 г. до н.э. – Изобретение фонаря в Китае.
  • 1 век н.э. – Прототип паровой турбины описан в Героном Александрийским в трактате "Пневматика".
  • 1500 г. – Леонардо да Винчи описал современный подшипник качения.
  • 1662 г. – Блез Паскаль предложил общественный омнибус на конной тяге, который курсировал по установленному маршруту в соответствии с графиком и системой тарификации проезда.
  • 1663 г. – Отто фон Герике изобрел один из первых электростатических генераторов, производящих электричество трением - шар из серы, натираемый руками. В 1672 году обнаружил, что заряженный шар потрескивает и светится в темноте (первым наблюдал электролюминесценцию). Кроме того, им было обнаружено свойство электрического отталкивания однополярно заряженных предметов.
  • Первые опыты с электричеством. Гравюра 1670 г.
    Источник: Wikipedia.

  • 1672 г. – Первые опыты Фердинанда Фербиста с паровым приводом для повозок.
  • 1680 г. – Изобретен паровой котел - так называемый котёл Папина, сконструированный и изготовленный французским физиком и инженером Д. Папином.
  • 1705 г. – Поршневой паровой двигатель Томаса Ньюкомена.
  • 1740 г. – Жак де Вокансон представил его тележку с приводом от часового механизма.
  • 1745 г. – Эвальд Юрген фон Клейст и Питер ван Мушенбрук изобрели электрический конденсатор - Лейденскую банку.
  • 1762 г. – Российский инженер Иван Иванович Ползунов изобретает двухцилиндровую паровую машину, а в 1765 г. универсальную паровую машину.
  • 1769 г. – Николя Жозеф Кюньо представил первый полноразмерный паровой автомобиль.
  • 1784 г. – Уильям Мурдок построил работающую модель парового экипажа в Англии.
  • 1800 г. – Алессандро Вольта изобрел вольтов столб (первый гальванический элемент).
  • 1801 г. – Ричард Тревитик запустил полноразмерный паровой дорожный локомотив в Англии.
  • 1803 г. – Ричард Тревитик построил 10-местный экипаж для Лондона (London Steam Carriage).
  • 1804 г. – Ричард Тревитик построил прототип паровоза.
  • Поезд-аттракцион Ричарда Тревитика. Рисунок 1804 г.
    Источник: Wikipedia.

  • 1814 г. – Джорж Стефенсон построил первый железнодорожный паровоз, пригодный для практического использования.
  • 1821 г. – Майкл Фарадей опубликовал научную работу о вращениях тока вокруг магнита и магнита вокруг тока, теоретически обосновавшую электродвигатель.
  • 1825 г. – В Англии запущена в эксплуатацию первая железная дорога с паровозом "Ракета" Джоржа Стефенсона.
  • 1830 г. – В России сделаны первые попытки использовать паровую машину на транспорте. Механик Е. А. Черепанов, с сыновьями Мироном и Аммосом, испытал «паровой дилижанс» на рельсовых путях Нижнетагильской железной дороги. Линия была запущена в эксплуатацию в 1834 г.
  • Модель паровоза Черепановых, представленный в музее ИрГУПСа.
    Фото: Олег Назаров, 2005 г.

  • 1836 г. – 15 апреля обнародован указ императора Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги.
  • 1837 г. – 30 октября открыта первая железная дорога общественного пользования в Российской империи - Царскосельская железная дорога: Санкт-Петербург - Царское Село длиной 23 км (21 верста 294 сажени).
  • 1838 г. – В России впервые применен для целей тяги электрический двигатель, разработанный Б.С. Якоби. Двигатель был установлен на лодке, перевозившей людей по реке Неве.
  • 1846 г. – В России на Александровском заводе в Петербурге начался выпуск первых серийных паровозов.
  • 1850 г. – В России на Александровском заводе в Петербурге начался выпуск первых серийных вагонов.
  • 1851 г. – 1 ноября первый пассажирский поезд (6 вагонов трёх классов) проследовал по Николаевской железной дороге между Петербургом и Москвой за 21 час 45 минут.
  • 1854 г. – В России введён первый график движения поездов на Петербург-Московской железной дороге.
  • Поезд Петербург - Москва, 1854 г.
    Источник: Wikipedia.

  • 1859 г. – Гастон Планте представил свинцово-кислотный аккумулятор.
  • 1862 г. – В России построены первые железнодорожные тоннели на Петербурго-Варшавской железной дороге.
  • 1864 г. – В России появилась первая «Кукушка» - этим именем петербургские дачники окрестили нештатный поезд местного сообщения, пущенный на линии Петергоф-Ораниенбаум.
  • 1865 г. – В России создана вагонная тележка с двойным рессорным подвешиванием конструкции К.И. Рехневского.
  • 1868 г. – Джорж Вестингауз изобрел прямодействующий воздушный тормоз для железнодорожных поездов.
  • 1871 г. – В России введены единые для железнодорожной сети «Правила движения» и «Правила охранения, содержания и ремонта».
  • 1871 г. – 30 декабря отправился первый скорый поезд Петербург-Москва с вагонами первого и второго классов, время в пути - 15 часов 45 минут.
  • 1872 г. – В Москве начала действовать первая линия конки от Брестского (Белорусского) вокзала до здания Городской Думы (Исторический музей), приуроченная к открытию Политехнической выставки.
  • 1872 г. – Фирма «Вестингауз» начала выпускать тормоза для подвижного состава с автоматическим управлением.
  • Автоматический пневматический тормоз Вестингауза, 1872 г.

    На сегодняшний день на территории ведущих стран мира проложено почти миллион километров железнодорожных путей. Придумано множество разработок по усовершенствованию железнодорожного транспорта: от поездов, двигающихся от электричества, до составов, которые двигаются на магнитной подушке, не касаясь рельсов.

    Одни изобретения прочно вошли в нашу жизнь, другие же так и остались на уровне планов. Например, разработка локомотивов, которые двигались бы на атомной энергии, но из-за высокой опасности для экологии и больших финансовых затрат их так и не построили.

    Сейчас разрабатывается первая в мире железная дорога для гравитационного поезда, который будет двигаться за счет своей инерции и

    У железнодорожного транспорта большой потенциал. Изобретаются все новые и новые способы передвижения по железной дороге, несмотря на то, что, кажется, в этой области все уже давно изобретено.

    Зарождение железнодорожного транспорта

    Самые первые железные дороги стали появляться в середине 16 века по всей Европе. Это нельзя было назвать железнодорожным транспортом в полной мере. По путям ездили вагонетки, которые тянули лошади.

    В основном такие дороги использовались на разработках камня, в рудниках и шахтах. Сделаны они были из дерева, и лошади могли перевезти по ним груз весом намного больше, чем по обычной дороге.

    Но у таких рельсовых путей был существенный недостаток: они быстро изнашивались, и повозки сходили с путей. Для того чтобы уменьшить износ дерева, стали применять чугунные или железные полосы для укрепления.

    Первые железные дороги, рельсы которых сделаны полностью из чугуна, стали использовать только в 18 веке.

    Первая железная дорога общественного пользования

    Первая в мире железная дорога для перевозок пассажиров была построена в Англии 27 октября 1825 года. Она соединяла города Стоктон и Дарлингтон, и изначально предполагалось, что по ней будут перевозить уголь из шахт в порт Стокона.

    Проектом железной дороги занимался инженер Джорж Стефенсон, который уже имел опыт эксплуатации и управления железными дорогами в Килингуорете. Чтобы начать строительство дороги, пришлось ждать одобрения парламента целых четыре года. У нововведения было много противников. Владельцы лошадей не хотели лишаться своего дохода.

    Самый первый состав, который перевозил пассажиров, был переоборудован из вагонеток для угля. А в 1833 году для быстрой перевозки угля дорогу достроили до Мидлсбро.

    В 1863 году дорога вошла в состав Северо-Восточной железной дороги, которая и по сей день находится в эксплуатации.

    Железная дорога под землей

    Первая в мире железная дорога, которая проходила под землей, стала прорывом в сфере общественного транспорта. Первыми построили ее англичане. Необходимость в подземке появилась в тот момент, когда жители Лондона в полной мере познакомились с пробками на дороге.

    В первой половине 19 века на центральных улицах города возникали скопления различных повозок. Поэтому решили «разгрузить» транспортные потоки за счет создания тоннеля под землей.

    Проект лондонского подземного туннеля был изобретен французом Марком Изамбаром Брюнелем, который проживал в Великобритании.

    Строительство тоннеля завершилось в 1843 году. Сначала он использовался лишь как но позже родилась идея метрополитена. И 10 января 1893 года состоялось торжественное открытие первой подземной железной дороги.

    На ней использовалась паровозная тяга, и длина путей составляла всего лишь 3,6 километров. Среднее количество перевозимых пассажиров составляло 26 тысяч человек.

    В 1890 году произошла модификация составов, и они стали двигаться не на паровой тяге, а на электричестве.

    Магнитная железная дорога

    Первая в мире железная дорога, по которой поезда двигались на была запатентована в 1902 году немцем Альфредом Зейденом. Попытки возведения были предприняты во многих странах, но первая была представлена на Международной выставке транспорта в Берлине в 1979 году. Проработала она всего лишь три месяца.

    Поезда по магнитной железной дороге передвигаются, не касаясь рельсов, и единственная тормозящая сила для состава - это сила аэродинамического сопротивления.

    На сегодняшний день не могут конкурировать с железной дорогой и метрополитеном, потому что, несмотря на высокую скорость передвижения и бесшумность (некоторые поезда могут развивать скорость до 500 км/ч), имеют ряд существенных недостатков.

    Во-первых, потребуются большие финансовые вливания для создания и обслуживания магнитных дорог. Во-вторых, поезда на магнитной подушке. В-третьих, наносит большой вред окружающей среде. И, в-четвертых, у магнитной железной дороги очень сложная путевая инфраструктура.

    Во многих странах, в том числе и в Советском Союзе, планировали создание таких дорог, но позже отказывались от этой идеи.

    Железные дороги в России

    Впервые в России предшественницы полноценных железных дорог были применены на Алтае в 1755 году - это были деревянные рельсы на рудниках.

    В 1788 году в Петрозаводске построили первую железную дорогу для заводских нужд. А для пассажирских перевозок в 1837 году появилась железная дорога Санкт-Петербург - Царское Село. По ней ходили составы на паровой тяге.

    Позже, в 1909 году, Царскосельская железная дорога вошла в состав Императорской ветки, которая соединила Царское Село со всеми линиями Санкт-Петербургской железной дороги.