Мессина италия землетрясение 1908. Как русские моряки итальянцев спасали. Землетрясения на Сицилии в наши дни

Русские моряки спасают итальянцев


Снова Италия пострадала от землетрясения.
Владимир Путин предложил помощь для спасения людей.


Предлагаю вниманию читателя повествующую о землетрясении главу из книги «Гангутская победа и другие подвиги моряков и судов родного флота» (С.Петербург, типография Т-ва Суворова – «Новое время», 1914 год; авторы - мичман А.С. Манштейн и капитан 2-го ранга А.В. Домбровский).


15 декабря 1908 года страшное бедствие постигло цветущую Италию и остров Сицилию. Разразилось внезапно землетрясение, стершее с лица земли целые города и унесшее сотни тысяч человеческих жизней. Вот тут, в этом бедствии чуждого нам народа, наши моряки показали себя достойными быть поставленными в ряды прославляемых военных героев. Слава об их подвигах человеколюбия и самоотвержения облетела весь мир. Оценил их и русский народ: он простил морякам их военные неудачи, сознал, что не одни они в них виновны, и вернул флоту свое прежнее доверие, и на развалинах погибшей Мессины совершилось воскресение потерянной в войне нашей морской силы.


Балтийский отряд, назначенный в зимнее заграничное плавание с корабельными гардемаринами и учениками унтер-офицеров, уже месяц был в Средиземном море. Из России отряд под командой контр-адмирала Литвинова ушел в первых числах октября, в составе трех судов: линейных кораблей «Цесаревича» и «Славы» и крейсера «Богатырь», а в середине ноября, во время стоянки в Бизерте (французский военный порт в Тунисе), к отряду присоединился и четвертый товарищ, только недавно законченный отделкой, крейсер «Адмирал «Макаров».


Учебная программа, выполняемая за зиму отрядом, была очень обширна, и адмирал счал за лучшее посвятить ей, главным образом, первую половину плавания, чтобы вторую иметь в запасе, на случай, если бы что-нибудь помешало. За границей нелегко найти место, где с удобством и без допломатических неприятностей можно было бы производить учебные артиллерийские и минные стрельбы.


Все кругом дышит миром, спокойствием и ничто, кажется, не в состоянии этот мир нарушить. Только Этна сильно, необычно курится, и дым с паром густыми клубами вырывается из кратера и стелется по вершине горы, сливаясь с плывущими мимо облаками.


В ночь с 15-го на 16-ое декабря все было спокойно на отряде. После трудового дня отдыхала команда. Давно уже разошлись по каютам офицеры, и бодрствовали только вахтенные. Чудная южная ночь, которую знают у нас разве только на Черном море, витала над Сицилиейю В воздухе царила тишина.


Как вдруг, около трех часов, послышался какой-то отдаленный гул и удар, точно где-то вдали взорвалась огромная мина; скоро после него – второй, а вслед за ним – третий. Через несколько времени в бухту вошла какая-то особенная мертвая зыбь, раскачавшая корабли. Все было настолько странно и неожиданно, что первое время не могли разобраться, что такое случилось. Ясно было, что произошло что-то необычное и в недалеком расстоянии; должно быть, Этна готовит какой-нибудь сюрприз.


На утро дело разъяснилось. Из Катании к адмиралу прибыл наш вице-консул Макеев и привез ужасную весть: произошло страшное землетрясение в Южной Италии и Сицилии. Города Мессина, Реджио и многие другие сильно пострадали; оказалось много погибших; местные власти были бессильны и просили помощи у нашего адмирала. О размерах бедствия можно было отчасти судить по силе ударов; вероятно, оно было огромное, и необходима была немедленная широкая помощь.


Адмирал тотчас же собрал к себе командиров и объявил, что вечером отряд снимется с якоря, чтобы к рассвету уже быть в Мессине. Это решение было восторженно встречено на судах. Трудно описать чувства, наполнявшие всех в эти моменты. Тут была и глубокая жалость, и искреннее желание помочь, насколько хватит сил, несчастным итальянцам, гостеприимством которых теперь пользовался отряд.


К вечеру выяснились подробности несчастия. Оказалось, что Мессина и некоторые другие города разрушены до основания и почти все жители их погребены под развалинами. Известия эти презвошли все самые мрачные предположения.


От порта Августы до Мессины – около 80 миль. Отряд, делая 11-12 узлов, мог придти к проливу часам к четырем утра. Эту ночь на судах далеко за полночь продолжалось необычное оживление; не до сна было. В кают-кампаниях офицеры обсуждали порядок работ и распределяли обязанности: разбивали команду на группы, расчитывали на них шанцевым инструмент, который впервые после войны мог сослужить действительную службу, и составляли общий план действий.


В лазаретах работа кипела. «Мобилизованы» были все медицинские силы, вытаскивались их подшхиперской «неприкосновенные запасы», готовились компрессы, бинты, мази, промывания, словом, врачи и их помощники всех званий перешли на военное положение, предвидя большую и серьезную работу.


В помещениях гардемарин тоже царило сильное оживление. Забыты были на время все житейские неудобства м служебные неприятности, нередко омрачавшие безмятежное настроение этой славной молодежи. Повседневные интересы отошли на задний план, уступив место одному чувству, чувству юношеского нетерпения и порыва к великому делу человеколюбия.


С рассветом открылись берега Мессинского пролива, подернутые еще утренней дымкой. Даже в прекрасные морские бинокли нельзя еще ничего разобрать на земле. Но море уже гораздо раньше дало подтверждение ужасов, о которых сообщали полученные вечером телеграммы.


В бинокль кое-где можно уже рассмотреть рухнувшую крышу или стену или покосившуюся колокольню.


Чем ближе к Мессине, тем более зловещий вид открывается перед глазами. На итальянском берегу раскинулся город Реджио. Солнце еще не вышло из-за гор Калабрии, и город тонет в тени. Однако в нем уже заметно разрушение; видны, правда смутно еще, настоящие развалины.


Впереди, над Мессиной, в воздухе высоко плывут столбы дыма. Сам город еще прячется за мысом.


Какой ужасный контраст представляла теперешняя Мессина с той, которую знали раньше!


Издали еще трудно было вполне судить о том, что произошло с городом; фасады дворцов на набережной почти все стояли целые, кое-где только заметно было, что с домов исчезли крыши, да в одном месте, как раз посередине набережной, вместо здания была огромная бесформенная куча чего-то серого. Чем ближе, тем виднее становилось, что бедствие действительно велико; начали показываться, как прежде в деревушках, обвалившиеся стены, упавшие купола церквей, провалившиеся крыши и рухнувшие целые дома. Местами город горел.


На набережной, здесь и там, виднелисьнебольшие кучки народа, как-то странно жавшиеся к самому берегу. В гавани стояло несколько пароходов. Один, должно быть, был выброшен на стенку; он вылез из воды и сильно накренился.


В порту и городе царила жуткая тишина.


Отряд медленно приближался к назначенным по диспозиции местам. На суда как будто передалось молчание города: не слышно было даже обычных команд и интер-офицерских дудок – все говорилось вполголоса и исполнялось безмолвно; даже лотовые, выкликавшие глубину, как-то особенно серьезно отчеканивали свои сажени. Многие снимали фуражки и крестились; чувствовалось, что много людей, только вчера наслаждавшихся благами жизни, сегодня нуждаются лишь в последней молитве об успокоении их душ.


Сейчас же после постановки на якорь первые партии отправились на берег, туда, где виднелись люди.


С моря представлялась сотая доля того, что увидели на берегу; это было полное разрушение. Дворцы и отели на набережной, казавшиеся издали вполне сохранившимися, на самом деле были пости все совершенно разрушены: держались одни лишь фасады, а остальное – крыши, потолки, полы и частью стены, - все обвалилось и образовало внутри груду ужасных бесформенных обломков, под которыми были погребены все, кого застало в домах землетрясение.


Улицы были загромождены камнями и целыми стенами, упавшими поперек. Множество домов обратилось в кучи серого мусора, из которого торчали обломки стропил, балок и мебели. У некоторых зданий отвалилась одна стена, а остальные три и часть полов и потолков сохранилась, так что видна была, как на сцене театра, вся обстановка комнат в трех и четырех этажах.


Собор вблизи набережной раскололся пополам: часть купола провалилась, а другая осталась стоять, угрожая ежеминутно падением.


В другом месте, в узеньком переулке, стены двух домов, собиравшиеся рухнуть, прислонились одна к другой, образовав над переулком арку, готовую от малейшего сотрясения упасть и похоронить под собой всякого, кто осмелится под ней пройти.


Среди этих сплошных развалин никого не было видно; все, кто мог двигаться, выбрались из них и столпились на набережной. Больно было глядеть на этих несчастных. Все они одеты были в чем попало: что первое схватили, выбегая из домов, в том и оставались.


Выражение ужаса и страдания, или отчаяния было написано на лицах у большинства. Иные, как будто окаменелые, сидели или стояли на одном месте с неподвижными, бессмысленными лицами. Некоторые, видимо потерявшие рассудок, что-то бормотали, жестикулировали и то рыдали, то хохотали. Немного было таких, которые сохранили некоторое присутствие духа и старались помогать наиболее беспомощным.


Все это бросилось в глаза в первую минуту, но сейчас же забылось, - некогда было останавливаться над этим.


Отряд наш первым пришел в Мессину, и ему первому приходилось подавать помощь несчастным, заживо погребенным, да и уцелевшие нуждались в уходе за собой.


Подготовил для публикации Николай Сологубовский


Мессина. Подвиг русских моряков


Заявка на сценарий документального фильма
«Мессина. Подвиг русских моряков»



28 декабря 2016 года исполнится сто восемь лет подвига моряков и гардемаринов Балтийского отряда Военно-морского флота России во время землетрясения в Калабрии и Сицилии (15-16 декабря по старому стилю 1908 года), которое полностью разрушило итальянский город Мессина. Пострадали и другие города Италии.
Спасение жителей Мессины превратилось в крупнейшую международную гуманитарную операцию двадцатого века. В ней первыми приняли участие русские моряки четырех военных кораблей Балтийского отряда, которые тогда оказались у берегов Сицилии.
Для участия в спасательных работах с кораблей сошло 113 офицеров, 164 гардемарина, 42 кондуктора, 2599 нижних чинов, а с подошедших чуть позже канонерских лодок "Гиляк" и "Кореец" еще 20 офицеров, 4 кондуктора и 260 нижних чинов. В первый же день под открытым небом русскими моряками был открыт госпиталь, где оказывали первую помощь пострадавшим итальянцам. Тяжелораненых размещали на кораблях, а затем доставляли в Неаполь. Так русские военные корабли "Слава" и "Адмирал Макаров" перевезли более двух тысяч человек. Докторов и санитаров не хватало, и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными.
На спасательных работах русские моряки трудились с таким воодушевлением, с таким пренебрежением к опасности, что пострадавшие жители запомнили их навсегда. О самоотверженности русских моряков они рассказывали своим потомкам, которые сохранили эти рассказы и передают их из поколения в поколения. (У автора сценария есть видеозаписи интервью с итальянцами, сделанные в декабре 2008 года в Мессине).
Среди русских моряков был гардемарин Александр Сергеевич Манштейн, который со своими товарищами опубликовал в 1914 году книгу «Гангутская победа и другие подвиги моряков и судов родного флота». В ней они подробно описывают пережитые события, рассказывают о том, как русские моряки спасали мессинцев. (Тексты книги Александра Сергеевича находится в руках автора сценария).
Его дочь, Анастасия Александровна Манштейн, жила в Бизерте, на севере Туниса, откуда рукой подать до Сицилии. (У автора сценария есть видеозаписи встреч с ней, во время которых она вспоминает то, что ей рассказывал отец о подвиге русских моряков в Мессине).
Предлагается сопровождать кадры кино- и фотохроники землетрясения и спасательные работ, которые имеются у автора сценария, цитатами из книг Александра Манштейна Максима Горького, Александра Блока, Сергея Чахотина. Имеются также свидетельства других гардемаринов и офицеров их письма, которые можно использовать в фильме. (Эти книги находятся у автора сценария).
Зачитывают высказывания и мнения о катастрофе два ведущих фильма: российский морской офицер и итальянская девушка. Они встречаются в Мессине, записываются их рассказы-цитирование в Мессине.
Отсняты уже на видеокассеты (в декабре 2008 года в Мессине):
Театральное представление «Гибель Мессины»,
Церемонии, посвященные столетию землетрясения,
Мессина и ее памятники и достопримечательности.
Имеются записи сицилийской музыки, любезно представленные итальянским композитором.
Имеются видео и фото, отснятые по фотографиям и картинам Мессины до и после землетрясения.
Предлагается доснять для фильма современную Мессину. В нынешней "большой Мессине" есть новые районы, в каждом из них есть улица, посвященная памяти русских моряков. Все они носят «русские» названия: «Улица российских героев-моряков 1908 года», «Улица русских моряков», «Улица русских моряков Бaлтийcкoй эcкaдpы». Открыт новый памятник российским морякам.
Предлагается включить в фильм интервью современников, российских и итальянских историков, российских и итальянских морских офицеров, с их мнениями о подвиге русских моряков.
Кадры кинохроники, воспоминания Александра Сергеевича Манштейна и других гардемаринов, офицеров и моряков, историков предлагается сопровождать бегущей строкой телеграмм Санкт-Петербургского телеграфного агентства, которое оперативно освещало события в Италии и помощь русских моряков.
Предлагается также включить в фильм свидетельства итальянской прессы.
Вот одно из них: «Вы видели их, бросающихся не щадя своей жизни в самые опасные места, чтобы без лишних слов спасать жизнь другим, невзирая на ужас, их окружающий. Вы помните примеры исключительного мужества, совершенные среди разрушения и смерти. Мы обратимся к храбрым русским морякам, с которыми нас так сблизило несчастье, с самыми сердечными приветствиями, торжественно подтверждая, что вечны наша благодарность и признательность к тем, кто показал великолепные образцы человеческой солидарности и братства, первыми придя к нам на помощь».
Выпуску 1908 года гардемаринов Петербургского Морского корпуса, которые находились на борту русских кораблей, было присвоено название «Мессинский выпуск».
Предлагается снять эпизоды в Санкт-Петербурге с гардемаринами Морского корпуса, которые продолжают славные традиции Русского флота (вечер памяти русских моряков-мессинцев).
Есть интересные факты, которые будут освещены в фильме. Приведу некоторые из них.
Покидая отечественные воды Финского залива в сентябре 1908 года, гардемаринский отряд удостоился посещения императором Николаем II. В своей речи император призвал корабельных гардемарин помнить о том, что при посещении далёких заморских стран они являются представителями России: "Ведите себя достойным образом, чтобы поддержать честь русского имени среди народов стран, которые вам придётся посетить».
Итальянский король и итальянское правительство в 1910 году наградили всех участников спасения. Контрадмирал В.И.Литвинов получил Большой крест Итальянской короны, командиры кораблей и врачи - Командорские кресты. И все гардемарины, в том числе Александр Манштейн, получили серебряную "Памятную медаль о землетрясении в Калабрии-Сицилии 28 декабря 1908 года».
В спасательных работах принял участие русский писатель Максим Горький. В статье «Горький о Мессине» Блок пишет: «Просто нужно быть слепым духовно, незаинтересованным в жизни космоса и нечувствительным к ежедневному. Александр Блок 30 декабря 1908 выступает в Религиозно-философском обществе с докладом "Стихия и культура", навеянном Мессинским землетряcением в Сицилии, которое Блок воспринимает как предвестие грандиозных социокультурных потрясений.
От землетрясения пострадали Сергей Чахотин, русский ученый, работавший в Мессине, и его семья. Его книга-дневник «Рассказ заживо погребенного» находится у автора сценария.
Катастрофическое землетрясение 1908 года навечно запечатлелось в памяти жителей города Мессины, как и самоотверженность, героизм русских моряков, которые первыми пришли на помощь и, рискуя своими жизнями, спасали людей. Подвиг русских моряков вошел почетной страницей в историю Русского военно-морского флота.
Фильм делается в двух вариантах: на русском и на итальянском языках.
Н.Сологубовский, автор сценария и оператор
https://www.

В разных районах итальянского города Мессина, расположенного на севере Сицилии, туристы могут встретить улицы с похожими названиями: «Улица русских моряков», «Улица русских моряков Балтийской эскадры», «Улица российских моряков-героев 1908 года».

А на здании местного муниципалитета увидят памятную доску с надписью: «В память щедрой помощи, оказанной экипажами русских военных кораблей: «Богатырь», «Цесаревич», «Макаров», «Слава» – жителям Мессины, пострадавшей от землетрясения 28 декабря 1908 г.» .

Что же такого сделали российские моряки, что жители города уже больше ста лет хранят о них благодарную память?

В 1908 году в Италии на острове Сицилия произошло страшное землетрясение мощностью в 10 баллов. Существуют разные оценки общего количества погибших, максимальная цифра - 200 000 человек.

Города Мессина и Реджо Калабрия всего за 46 секунд превратились в руины. Если о землетрясении мало кто уже помнит, то, пожалуй, ещё меньше людей знают, что именно моряки Российского флота первыми пришли на помощь итальянцам! Дело в том, что российские корабли проводили боевые учения недалеко от Сицилии и, узнав о трагедии, мгновенно пришли на помощь, не дожидаясь одобрения Петербурга.

Спасение жителей Мессины превратилось в крупнейшую международную гуманитарную операцию двадцатого века.

Для участия в спасательных работах с кораблей сошло 113 офицеров, 164 гардемарина, 42 кондуктора, 2599 нижних чинов, а с подошедших чуть позже канонерских лодок "Гиляк" и "Кореец" еще 20 офицеров, 4 кондуктора и 260 нижних чинов. В первый же день под открытым небом русскими моряками был открыт госпиталь, где оказывали первую помощь пострадавшим итальянцам. Тяжелораненых размещали на кораблях, а затем доставляли в Неаполь. Так русские военные корабли "Слава" и "Адмирал Макаров" перевезли более двух тысяч человек. Докторов и санитаров не хватало, и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными.

Примечательно,что среди кораблей был и знаменитый крейсер «Аврора»,который своим залпом в 1917 году изменил ход мировой истории.

А в самой России тем временем начался сбор пожертвований пострадавшим от землетрясения.

Вот что писало "Русское слово" о тех событиях:

ПАРИЖ. Передают о многочисленных подвигах русских моряков в Мессине, которые, несмотря на опасность обвала, забирались под развалины, спасали сотнями раненых, разгоняли бандитов, помешали расхищению банков, доставили на берег кассу сицилийского банка - 20 миллионов золотом и билетами. Командир военного судна «Адмирал Макаров» заявляет, что его экипаж спас тысячу человек. Все суда русской эскадры превращены в госпитали.

«Русское слово», декабря 19-го, пятница

РИМ. Во время спасения засыпанных в Мессине погибли три русских матроса. Русские офицеры восторженно отзываются о королеве Елене, которая самоотверженно в платье женщины из народа участвует в спасении погибающих. На глазах королевы погиб один русский матрос под обрушившейся стеной. Все называют королеву ангелом милосердным. По ее просьбе русский крейсер «Слава» перевез в Неаполь 500 раненых. В Неаполе дворец короля превращен в госпиталь.

«Русское слово», декабря 21-го, воскресенье

Il Messagero рассказывает о следующем трогательном случае. Один русский матрос нашел под развалинами живого грудного ребенка. Он его высвободил, спеленал, напоил молоком и привез в Неаполь, где сдал в консульство. Там он заявил, что если родители ребенка не отыщутся, то он хочет усыновить малютку и просит, чтобы ему его отдали.

«Русское слово», декабря 31-го, среда

А вот что писала итальянская пресса.

«Вы видели их, бросающихся не щадя своей жизни в самые опасные места, чтобы без лишних слов спасать жизнь другим, невзирая на ужас, их окружающий. Вы помните примеры исключительного мужества, совершенные среди разрушения и смерти. Мы обратимся к храбрым русским морякам, с которыми нас так сблизило несчастье, с самыми сердечными приветствиями, торжественно подтверждая, что вечны наша благо­дарность и признательность к тем, кто показал ве­ликолепные образцы человеческой солидарности и братства, первыми придя к нам на помощь».

Только 16 января 1909 года последние русские корабли, линкоры «Цесаревич» и «Слава», ушли из Мессины. Произошло это после того, как итальянские власти подтвердили, что дальше смогут справляться собственными силами. В портах, куда после окончания спасательных работ в Мессине заходили русские корабли, им устраивали восторженные встречи, а в Александрии даже выпустили специальную листовку, в которой говорилось: «Слава русским офицерам и матросам, не щадившим себя в Мессине во имя человечества!».

В 1978 в СССР была выпущена почтовая марка с изображением макета памятника русским морякам. Эскиз памятника русским морякам-героям передал цесаревичу Алексею еще в 1911 году итальянский скульптор Пьетро Куфереле. Но памятник так и не был создан. Прошло более века, и по эскизу П. Куфереле памятник создал в 2012 году российский скульптор Андрей Клыков. По предложению итальянцев памятник назвали «Героям милосердия и самопожертвования», а площадь, на которой установлен памятник, переименовали в «Площадь русских моряков».

Кстати, трагические события в Мессине подробно описал в своём очерке «Землетрясение в Калабрии и Сицилии» наш соотечественник Максим Горький, который находился там в качестве журналиста. Этот очерк был издан в 1909 году на русском и немецком языках. А Валентин Пикуль написал свой рассказ "Ничего синьор, ничего синьорита".

В эти дни гвардейский ракетный крейсер Черноморского флота «Москва» участвует в празднествах в честь русских моряков, 100 лет назад оказавших помощь береговой Италии, которая пострадала от ужасного землетрясения. Предлагаем вниманию читателя повествующую о землетрясении главу из книги «Гангутская победа и другие подвиги моряков и судов родного флота» (С.Петербург, типография Т-ва Суворова – «Новое время», 1914 год; авторы - мичман А.С. Манштейн и капитан 2-го ранга А.В. Домбровский).

15 декабря 1908 года страшное бедствие постигло цветущую Италию и остров Сицилию. Разразилось внезапно землетрясение, стершее с лица земли целые города и унесшее сотни тысяч человеческих жизней. Вот тут, в этом бедствии чуждого нам народа, наши моряки показали себя достойными быть поставленными в ряды прославляемых военных героев. Слава об их подвигах человеколюбия и самоотвержения облетела весь мир. Оценил их и русский народ: он простил морякам их военные неудачи, сознал, что не одни они в них виновны, и вернул флоту свое прежнее доверие, и на развалинах погибшей Мессины совершилось воскресение потерянной в войне нашей морской силы.


Балтийский отряд, назначенный в зимнее заграничное плавание с корабельными гардемаринами и учениками унтер-офицеров, уже месяц был в Средиземном море. Из России отряд под командой контр-адмирала Литвинова ушел в первых числах октября, в составе трех судов: линейных кораблей «Цесаревича» и «Славы» и крейсера «Богатырь», а в середине ноября, во время стоянки в Бизерте (французский военный порт в Тунисе), к отряду присоединился и четвертый товарищ, только недавно законченный отделкой, крейсер «Адмирал «Макаров».

Учебная программа, выполняемая за зиму отрядом, была очень обширна, и адмирал счал за лучшее посвятить ей, главным образом, первую половину плавания, чтобы вторую иметь в запасе, на случай, если бы что-нибудь помешало. За границей нелегко найти место, где с удобством и без допломатических неприятностей можно было бы производить учебные артиллерийские и минные стрельбы.

Все кругом дышит миром, спокойствием и ничто, кажется, не в состоянии этот мир нарушить. Только Этна сильно, необычно курится, и дым с паром густыми клубами вырывается из кратера и стелется по вершине горы, сливаясь с плывущими мимо облаками.

В ночь с 15-го на 16-ое декабря все было спокойно на отряде. После трудового дня отдыхала команда. Давно уже разошлись по каютам офицеры, и бодрствовали только вахтенные. Чудная южная ночь, которую знают у нас разве только на Черном море, витала над Сицилиейю В воздухе царила тишина.

Как вдруг, около трех часов, послышался какой-то отдаленный гул и удар, точно где-то вдали взорвалась огромная мина; скоро после него – второй, а вслед за ним – третий. Через несколько времени в бухту вошла какая-то особенная мертвая зыбь, раскачавшая корабли. Все было настолько странно и неожиданно, что первое время не могли разобраться, что такое случилось. Ясно было, что произошло что-то необычное и в недалеком расстоянии; должно быть, Этна готовит какой-нибудь сюрприз.

На утро дело разъяснилось. Из Катании к адмиралу прибыл наш вице-консул Макеев и привез ужасную весть: произошло страшное землетрясение в Южной Италии и Сицилии. Города Мессина, Реджио и многие другие сильно пострадали; оказалось много погибших; местные власти были бессильны и просили помощи у нашего адмирала. О размерах бедствия можно было отчасти судить по силе ударов; вероятно, оно было огромное, и необходима была немедленная широкая помощь.

Адмирал тотчас же собрал к себе командиров и объявил, что вечером отряд снимется с якоря, чтобы к рассвету уже быть в Мессине. Это решение было восторженно встречено на судах. Трудно описать чувства, наполнявшие всех в эти моменты. Тут была и глубокая жалость, и искреннее желание помочь, насколько хватит сил, несчастным итальянцам, гостеприимством которых теперь пользовался отряд.

К вечеру выяснились подробности несчастия. Оказалось, что Мессина и некоторые другие города разрушены до основания и почти все жители их погребены под развалинами. Известия эти презвошли все самые мрачные предположения.

От порта Августы до Мессины – около 80 миль. Отряд, делая 11-12 узлов, мог придти к проливу часам к четырем утра. Эту ночь на судах далеко за полночь продолжалось необычное оживление; не до сна было. В кают-кампаниях офицеры обсуждали порядок работ и распределяли обязанности: разбивали команду на группы, расчитывали на них шанцевым инструмент, который впервые после войны мог сослужить действительную службу, и составляли общий план действий.

В лазаретах работа кипела. «Мобилизованы» были все медицинские силы, вытаскивались их подшхиперской «неприкосновенные запасы», готовились компрессы, бинты, мази, промывания, словом, врачи и их помощники всех званий перешли на военное положение, предвидя большую и серьезную работу.

В помещениях гардемарин тоже царило сильное оживление. Забыты были на время все житейские неудобства м служебные неприятности, нередко омрачавшие безмятежное настроение этой славной молодежи. Повседневные интересы отошли на задний план, уступив место одному чувству, чувству юношеского нетерпения и порыва к великому делу человеколюбия.

С рассветом открылись берега Мессинского пролива, подернутые еще утренней дымкой. Даже в прекрасные морские бинокли нельзя еще ничего разобрать на земле. Но море уже гораздо раньше дало подтверждение ужасов, о которых сообщали полученные вечером телеграммы.

В бинокль кое-где можно уже рассмотреть рухнувшую крышу или стену или покосившуюся колокольню.


Чем ближе к Мессине, тем более зловещий вид открывается перед глазами. На итальянском берегу раскинулся город Реджио. Солнце еще не вышло из-за гор Калабрии, и город тонет в тени. Однако в нем уже заметно разрушение; видны, правда смутно еще, настоящие развалины.

Впереди, над Мессиной, в воздухе высоко плывут столбы дыма. Сам город еще прячется за мысом.

Какой ужасный контраст представляла теперешняя Мессина с той, которую знали раньше!

Издали еще трудно было вполне судить о том, что произошло с городом; фасады дворцов на набережной почти все стояли целые, кое-где только заметно было, что с домов исчезли крыши, да в одном месте, как раз посередине набережной, вместо здания была огромная бесформенная куча чего-то серого. Чем ближе, тем виднее становилось, что бедствие действительно велико; начали показываться, как прежде в деревушках, обвалившиеся стены, упавшие купола церквей, провалившиеся крыши и рухнувшие целые дома. Местами город горел.

На набережной, здесь и там, виднелисьнебольшие кучки народа, как-то странно жавшиеся к самому берегу. В гавани стояло несколько пароходов. Один, должно быть, был выброшен на стенку; он вылез из воды и сильно накренился.

В порту и городе царила жуткая тишина.

Отряд медленно приближался к назначенным по диспозиции местам. На суда как будто передалось молчание города: не слышно было даже обычных команд и интер-офицерских дудок – все говорилось вполголоса и исполнялось безмолвно; даже лотовые, выкликавшие глубину, как-то особенно серьезно отчеканивали свои сажени. Многие снимали фуражки и крестились; чувствовалось, что много людей, только вчера наслаждавшихся благами жизни, сегодня нуждаются лишь в последней молитве об успокоении их душ.

Сейчас же после постановки на якорь первые партии отправились на берег, туда, где виднелись люди.

С моря представлялась сотая доля того, что увидели на берегу; это было полное разрушение. Дворцы и отели на набережной, казавшиеся издали вполне сохранившимися, на самом деле были пости все совершенно разрушены: держались одни лишь фасады, а остальное – крыши, потолки, полы и частью стены, - все обвалилось и образовало внутри груду ужасных бесформенных обломков, под которыми были погребены все, кого застало в домах землетрясение.

Улицы были загромождены камнями и целыми стенами, упавшими поперек. Множество домов обратилось в кучи серого мусора, из которого торчали обломки стропил, балок и мебели. У некоторых зданий отвалилась одна стена, а остальные три и часть полов и потолков сохранилась, так что видна была, как на сцене театра, вся обстановка комнат в трех и четырех этажах.

Собор вблизи набережной раскололся пополам: часть купола провалилась, а другая осталась стоять, угрожая ежеминутно падением.

В другом месте, в узеньком переулке, стены двух домов, собиравшиеся рухнуть, прислонились одна к другой, образовав над переулком арку, готовую от малейшего сотрясения упасть и похоронить под собой всякого, кто осмелится под ней пройти.

Среди этих сплошных развалин никого не было видно; все, кто мог двигаться, выбрались из них и столпились на набережной. Больно было глядеть на этих несчастных. Все они одеты были в чем попало: что первое схватили, выбегая из домов, в том и оставались.

Выражение ужаса и страдания, или отчаяния было написано на лицах у большинства. Иные, как будто окаменелые, сидели или стояли на одном месте с неподвижными, бессмысленными лицами. Некоторые, видимо потерявшие рассудок, что-то бормотали, жестикулировали и то рыдали, то хохотали. Немного было таких, которые сохранили некоторое присутствие духа и старались помогать наиболее беспомощным.

Все это бросилось в глаза в первую минуту, но сейчас же забылось, - некогда было останавливаться над этим.

Отряд наш первым пришел в Мессину, и ему первому приходилось подавать помощь несчастным, заживо погребенным, да и уцелевшие нуждались в уходе за собой.

Мессина - город и порт в Италии, расположенный на острове Сицилия. Административный центр провинции Мессина. Кварталы города тянутся по берегу вдоль одноименного Мессинского пролива, протекающего между Апеннинским полуостровом и о. Сицилия. Длина его 33км., ширина 3-22км. Глубина судоходной части 72-1220м. Пролив известен своим коварством и водоворотами - Сцилла и Харибда. Мессина основана около 730 лет до н.э. под названием Занкла - греческими колонистами.

В настоящее время в городе проживает более 500 тысяч человек. Главная отрасль - судостроение и судоремонт, в основном кораблей среднего водоизмещения. Здесь же находится военно-морская база ВМС Италии, хотя протяженность причального фронта незначительна. Глубина у причалов до 9м., а у входа в гавань, ширина которой 457м., до 8м.

Катастрофическое землетрясение 28 декабря 1908 года навечно запечатлелось в памяти и сердцах жителей города Мессины, как и самоотверженность, героизм русских моряков, пришедших на помощь. Тот подвиг вошел почетной страницей в историю Российского военно-морского флота. Трагедия внесена во все справочники как одна из крупнейших в истории человечества, повлекшая за собой огромные жертвы.

Первый толчок поднял людей с кроватей в 5:25. Второй, нарастающий толчок длился около 10 секунд. Затем толчки последовали один за другим. От каждого очередного колебания земной поверхности разваливались здания. Рухнули гостиница и собор, в руины превратился целый городской квартал. В развалины превратился Большой Норманнский собор Благовещенья, хранивший на протяжении столетий в своих стенах сокровища древнего искусства. Теперь он похоронил их под гранитными обломками. В прах рассыпались замечательные архитектурные творения - театры Мунизоне и Виктора Эммануэля. Роскошные, переполненные туристами гостиницы "Виктория", "Метрополь", "Тринакриа" и "Франция" пошатнулись и рухнули, похоронив своих постояльцев. Развалился собор Диомо - еще одно хранилище бесценных сокровищ искусства. Уцелела только колоссальная мозаичная статуя Христа на куполе аспиды восточной оконечности собора.

Но все это составило лишь небольшую часть трагической истории. Дома похоронили целые семьи, городские кварталы своих обитателей. Развалившиеся армейские казармы Сантелия отняли жизни у спящих солдат и внесли свою лепту в трагедию. В своих домах погибли начальник полиции и большинство представителей городских властей. Землетрясение освободило в тюрьме Капуччини 750 заключенных. Они разбрелись по улицам и грабежами и убийствами создавали дополнительную опасность для жителей города.

Когда, наконец, толчки прекратились, из 147 тысяч жителей в живых осталось 65т. Остальные погибли. Кто был раздавлен обломками рухнувших зданий, кто сгорел в пожарах, возникших из-за повреждения газопровода, кто утонул в водах разлившихся городских резервуаров. Жители прибрежной полосы подверглись ударам цунами. Повсюду царил полнейший хаос, который стал превращаться в сумасшедший дом. Чтобы снять с погибших украшения, грабители обрубали им пальцы. Полуголодные толпы на полуразрушенных складах забивали друг друга до смерти из-за куска хлеба. Казалось, что нет никакой силы, способной противостоять разбушевавшейся стихии, панике, мародерству.

В это время у берегов Сицилии находился отряд кораблей Балтийского флота под командованием контр-адмирала В.И. Литвинова в составе: "Цесаревич", "Слава", "Адмирал Макаров" и "Богатырь". В октябре 1908 года корабли вышли из Либавы в практическое плавание и в декабре стояли на якорях в глухой бухте Аугуста на Сицилии, где занимались учебными минными и артиллерийскими стрельбами. Как только стало известно о сильном землетрясении командир отряда телеграфировал в Петербург, запросив инструкции. Но еще до получения ответа выяснились масштабы разрушений. И тогда Владимир Иванович Литвинов, не дожидаясь ответа, поднял сигнал: "Отряду готовиться к походу". Утром 29 декабря русские корабли были у Мессины.

Войдя в гавань, моряки увидели, что города практически не существовало. Кругом груды развалин, подернутые облаками дыма и пыли. Уцелевшие люди, в большинстве своем полуголые и невменяемые, нуждались в срочной медицинской помощи, в пропитании и обогреве. Но первейшей задачей стало спасение людей засыпанных обломками зданий.

Для участия в спасательных работах с кораблей сошло 113 офицеров, 164 гардемарина, 42 кондуктора, 2599 нижних чинов, а с подошедших чуть позже канонерских лодок "Гиляк" и "Кореец" еще 20 офицеров, 4 кондуктора и 260 нижних чинов.

В первый же день под открытым небом русскими моряками был открыт госпиталь, где оказывали первую помощь. Тяжелораненых размещали на кораблях, а затем их доставляли в Неаполь. Так "Слава" и "Адмирал Макаров" перевезли более двух тысяч человек. Причем ни докторов, ни санитаров не хватало и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными. Пожалуй, самая трудная работа как физически, так и морально была при разборке развалин. Смрад, трупный запах, изуродованные тела погибших... но уже в первый день удалось спасти более ста человек. Раскапывали вручную, причем на развалинах при продолжающихся подземных толчках, опасность грозила почти одинаково как спасаемым, так и спасателям. Но моряки пробирались туда, куда, казалось, невозможно было проникнуть. Команды отказывались от пищи и отдыха - их приходилось отправлять на корабли силой приказа. В пять дней по приблизительному подсчету русского штаба, было спасено нашими командами около 2400 человек, на деле, вероятно, спасенных было больше. Статистикой никто не занимался. В полдень прибыла английская эскадра. Моряки Британии развернули походные кухни, помогли восстановить порядок в борьбе с грабителями и мародерами.

К этим строкам остается лишь добавить, что немало ярких свидетельств героизма и самоотверженности русских моряков содержится в мало кому известной книге А.М. Горького "Землетрясение в Калабрии и Сицилии" изданной в 1909 году в Санкт-Петербурге. Горький, живший в то время на Капри, выезжал в Мессину вскоре после землетрясения, провел там несколько дней и записал рассказы очевидцев.

Итальянское правительство в 1910 году наградило всех участников спасения. Контр-адмирал В.И.Литвинов получил Большой крест Итальянской короны, командиры кораблей и врачи - Командорские кресты. И все без исключения получили "Памятную медаль о землетрясении в Калабрии-Сицилии 28 декабря 1908 года"

В феврале 1911 года крейсер "Аврора" (так нам хорошо знакомый) совершал учебное плавание в Средиземном море, в ходе которого зашел в Мессину за получением наград и подарков участникам спасательной эпопеи. Муниципалитет передал крейсеру и мемориальную грамоту, впоследствии попавшую в собрания Санкт-Петербургского военно-морского музея. После мессинских событий население Италии стало с еще большим уважением относится к русским морякам. Во всех итальянских приморских городах, которые они посещали, жители выражали им свою глубокую признательность. Командир крейсера "Олег", находившегося в Средиземном море в 1913-14 гг. писал в своем отчете, что экипаж "встречал в итальянских портах самое радушное и внимательное отношение...

Чувства благодарности русским за Мессину еще неизменно свежи в памяти итальянцев". Примером может служить и тот факт, что скульптор Куфферле создал макет памятника русским морякам, оказавшим помощь Мессине, разрушенной землетрясением в 1908 г. О тех днях Валентин Пикуль написал свой рассказ "Ничего синьор, ничего синьорита" , который нельзя не прочитать!

Помнят ли нынешние жители Мессины о самоотверженной помощи русских моряков? Помнят! В нынешней "большой Мессине" (как впрочем в любом городе) есть новые районы, прежде бывшие окраинными деревнями, которые, как и весь город, тоже были полностью разрушены землетрясением. Так вот, в каждом из этих районов есть улица, посвященная памяти русских моряков. Все они носят похожие названия: "Улица российских героев-моряков 1908 года", "Улица русских моряков", "Улица русских моряков Балтийской эскадры". В последующие годы, неоднократно, местные городские власти приглашали наших военных моряков в гости. Так в январе 1930 году здесь впервые побывали советские моряки - балтийцы, совершавшие переход из Кронштадта в Севастополь в составе линкора "Парижская Коммуна" и крейсера "Профинтерн" во главе с Л.М.Галлером, а в октябре отряд кораблей Черноморского флота, включавший крейсер "Червона Украина", эскадренные миноносцы "Незаможник" и "Шаумян" под командованием Ю.В. Шельтинга. В Мессине итальянцы в беседах с краснофлотцами с чувством признательности вновь вспоминали самоотверженные действиях русских моряков в 1908 году, а также выражали свою благодарность советским людям, принявшим в 1928 году активное участие в поисках экипажа дирижабля "Италия", потерпевшего аварию в Арктике. В том январе корабли посетил А.М.Горький. Он присутствовал на вечере самодеятельности и выступил с коротким докладом о своей творческой работе.

Как-то еще в период моей службы в кубрике зашел разговор о визитах, а их в ту пору было немало как официальных, так и деловых. Различались они и как по содержанию, так и по отношению к нам - советским военным морякам. Помнится, прикомандированный старшина рассказал нам о недавнем визите в Италию.

Упомянул о необычайно теплом приеме и радушии итальянцев. Честно говоря, я не совсем этому поверил. И вот почему. В те годы шла "холодная война", к тому же Италия - член НАТО. Нет, в это верилось с трудом, но оказывается я действительно ошибался. В том 1973 году после сорокалетнего перерыва возобновились взаимные визиты военных кораблей СССР и Италии. Во второй половине сентября в Севастополе и Одессе побывал отряд итальянских военных кораблей, а с 15 по 22 октября ответный визит нанесли советские корабли в составе крейсера "Адмирал Ушаков" и БПК "Отважный" под командованием контр-адмирала Л.Я.Васюкова. Сначала они побывали в порту Таранто, а затем и Мессина. Их пребывание здесь явилось большим событием для итальянских жителей.

Прошло 65 лет после мессинской трагедии 1908г, но подвиг русских матросов в Италии не забыт. Из поколения в поколение передается в семьях потомственных мессинцев рассказ о благородстве моряков российской эскадры. "Они первыми пришли к нам на помощь", - под таким заголовком была опубликована корреспонденция в местной газете перед визитом наших кораблей. В дни их визита советских моряков посетил Альмейдо Аттилло, который рассказал о том, как его, 11-летнего мальчика, извлекли из развалин российские моряки.

В те дни посланцы советского флота осмотрели знаменитые пещеры Гротта ди Кастелано, в окрестностях Таранто, древний театр на острове Сицилия, в котором некогда разыгрывались жестокие трагедии гладиаторов и другие достопримечательности. Военные и гражданские власти этих городов, где активно действуют не только прогрессивные общественные организации, но и неофашистские элементы, сделали все, чтобы визит прошел успешно.

Через три года, в 1976 г. с 17 по 22 сентября в порту Мессина гостил другой отряд советских кораблей в составе крейсера управления "Жданов" и большого противолодочного корабля "Смелый". К тому времени корабли уже четыре месяца находились на боевой службе в Средиземном море. Возглавил визит командующий 5 эскадрой вице-адмирал В.И.Акимов.

Вот что вспоминает о том событии старшина 1 статьи запаса Владимир Патосин, служивший на крейсере в БЧ-5, первое машинное отделение. "Заход великолепный и по теплоте приема, и по красоте мест. Запомнилась необычная бухта со старинной крепостью. Самое потрясающее, что в городе до сих пор помнят события 1908 года и чтят! Для посещения крейсера был прибран носовой кубрик, за дни визита на корабле побывали тысячи мессинцев. В город на экскурсии удалось сходить по 1-2 раза, кто-то побывал в городе Таормина и еще где-то.

фото В.Патосина

А вот, что пишет о тех днях Сергей Филипповский, служивший в РТС. "Мне, как пожалуй и другим, запомнилось радушие мессинцев, их открытость. Все это мы ощущали и во время автобусных экскурсий в Таормино и Серакузы, пеших прогулок по городу и встречах на борту кораблей. Вспоминая те дни, припомнился и такой курьезный момент, случившийся в первые минуты визита. Наш крейсер первым подошел к причалу. После оканчания шватровки, флаг перенесли с гафеля на флагшток на корме. По кораблю был обьявлен "Большой сбор" на юте. В это время рядом с нами швартовался БПК "Смелый". Однако командир "Смелого" чуток не подрасчитал скорость, вследствии чего БПК стал наваливаться форштевнем на наш флагшток с флагом. На глазах сотен мессинцев и всего нашего экипажа флаг упал... Это были непередаваемые секунды, возникло смешанное чувство ужаса, позора и обиды... Спасли положение сигнальщики. От какой-то швабры быстренько оторвали черенок и приладили к нему флаг, а один из них встал вместо флагштока. Ну, а после построения устранили повреждение".

Другой участник того визита Валерий Дмитриенко, служивший на "Жданове", в БЧ-4, первый дивизион, рассказывает: "Во второй декаде сентября 1976 года штаб эскадры перешел на ПКР "Ленинград". Экипаж крейсера приступил к подготовке официального визита в Италию, порт Мессина. Рано утром 11 сентября связисты нашего дивизиона установили УКВ связь с итальянцами. Об этом я как помощник дежурного по связи доложил командиру боевой части связи капитану 2 ранга Фещуку Ан.А. Вскоре пред нами раскинулась величественная панорама бухты, города и его окрестностей. Крейсер "Жданов" и БПК "Смелый" были пришвартованы как бы в центре города и как нам говорили итальянцы, именно в том месте, где стояли корабли Балтийской эскадры.

Принимали нас хорошо. В один из дней состоялась торжественная церемония возложения венка. В ней участвовал почетный караул с наших кораблей, а также военный атташе СССР в Италии, командир крейсера капитан 1 ранга Шакун Ан.М., командир "Смелого", командование военно-морской базы и другие официальные лица.

На баке и юте крейсера были организованы небольшие экспозиции о ВМФ СССР, на кораблях побывало множество жителей города, матросов и офицеров итальянских военно-морских сил. Под теплым солнцем Мессины на этих встречах часто звучал смех, на лицах светились улыбки и, конечно, бойко шел обмен сувенирами. Особенно из флотской атрибутики. Экипажам наших кораблей были выделены автобусы, на которых мы совершили поездки в соседние города, такие как Сиракузы и в ту же Таормину. Получились они интересными, познавательными. Одно могу сказать, что те впечатления остались на всю жизнь!

фото из альбома Валерия Дмитриенко

фото из альбома Алексея Курданина

В 1978 году Мессина отметила семидесятилетие трагических событий. В связи с этим была издана книга Розы Марии Палермо ди Стефано и Витторио ди Паоло. "1908. Русские моряки в Мессине". В тот год на здании городского муниципалитета была установлена памятная доска. Надпись на ней гласит: "В память щедрой помощи, оказанной экипажами русских военных кораблей "Богатырь", "Цесаревич", "Макаров", "Слава" - жителям Мессины, пострадавшей от землетрясения 28 декабря 1908 года. Муниципалитет, высоко оценивающий жест человеческой солидарности и высочайшего героизма, установил эту мраморную доску по случаю желанного визита советских представителей как свидетельство вечной памяти и братской дружбы города Мессина с русским народом”.

Как почетного гостя, принимала Мессина тогда большой противолодочный корабль "Решительный", прибывший с визитом. Отмечалась та дата и в Советском Союзе. Так, например, была выпущена вот эта почтовая марка.

Прошло еще двадцать лет, когда по приглашению муниципалитета Мессины, туда отправился БПК "Керчь", чтобы принять участие по случаю 90-летия мессинского землетрясения и героической помощи русских матросов. Возглавил тот визит заместитель командующего Черноморского флота контр-адмирал А.Ковшарь.

Летят годы. Но есть полная уверенность, что пока жива благодарная Память мессинцев, в гавани этого чудесного города-порта еще не раз будет развиваться российский Андреевский флаг!

Мессинское землетрясение (итал. Тerremoto di Messina) магнитудой 7,5 произошло 28 декабря 1908 года в Мессинском проливе между Сицилией и Апеннинским полуостровом. В результате были разрушены города Мессина и Реджо-Калабрия. Это землетрясение считается сильнейшим в истории Европы.
Землетрясение началось около 5:20 утра 28 декабря в море, на дне Мессинского пролива. Толчки вызвали смещение участков дна, после чего на Мессину с интервалами в 15-20 минут обрушилось три волны цунами высотой до трёх метров. В самом городе в течение одной минуты произошло три сильных удара, после второго начались обрушения зданий. Всего от землетрясения пострадали более двадцати населённых пунктов в прибрежной полосе на Сицилии и в Калабрии. Повторные толчки продолжались в январе 1909 года. Существуют разные оценки общего количества погибших, максимальная цифра - 200 000 человек. Чаще всего называются цифры в 70 000-100 000 человек, в том числе от 60 000 - в Мессине, население которой составляло около 150 000 человек[. В двух поселках на восточном берегу (в Калабрии) погибло 43,7 % жителей.
Первыми в Мессину прибыли корабли Балтийского флота «Цесаревич», «Слава» и «Адмирал Макаров» и чуть позже «Богатырь» под командованием контр-адмирала Литвинова. Российские корабли входили в учебный отряд, совершавший плавание по Средиземному морю. Помимо основных экипажей, для прохождения практики на кораблях находились еще 166 гардемаринов - выпускников Морского кадетского корпуса.
Контр-адмирал Андрей Августович Эбергард


27 (14) июля 1908 г. А. Эбергард сдал отряд контр-адмиралу Владимиру Ивановичу Литвинову, который сразу же начал готовить его к заграничному плаванию для прохождения практики с гардемаринами. Были разработаны 2 маршрута с учетом политической ситуации в европейских странах, один из которых (№2) был утвержден (по первому маршруту возвращение в Либаву планировалось 28 (15) апреля, а по второму 10 апреля (28 марта) 1909 г. Морской министр адмирал И. М. Диков 2 сентября (20 августа) дал приказание отряду возвратиться к 3 апреля (21 марта), поэтому первый маршрут был отвергнут). Что касается захода отряда в итальянские порты, то из Министерства иностранных дел России был получен ответ, в котором говорилось что: «…Итальянское Правительство не встречает препятствий к заходу и пребыванию нашей эскадры в итальянских водах, присовокупляет, что качество порта Аугуста считается лучше Сиракуз». По первоначально утвержденному плану заход отряда должен был быть в Сиракузы (город на юго-востоке Сицилии, центр морской торговли).
«Адмирал Макаров»

В Кронштадте приняли новую смену практикантов, состоящую из произведенных 19 (6) мая 1908 года 135 корабельных гардемарин морского корпуса (ныне военно-морской институт – морской корпус Петра Великого), 23 корабельных гардемарина-механика и 6 корабельных гардемарин-судостроителей инженерного училища (ныне военно-морской инженерный институт им. А. Н. Крылова), а также учеников строевых унтер-офицеров (учеников квартирмейстеров) Балтийского флота, и 22 (9) июля вышли в практическое плавание по Финскому заливу.
Предполагавшееся включение в состав отряда крейсера «Олег», состоявшего в Гвардейском экипаже, не произошло.
В центре - "Адмирал Макаров", слева - "Олег" и "Богатырь"

Корабль 10 октября (27 сентября) попал в аварию у маяка Стейнорт по пути к Либаве (сел на мель). Взамен него был назначен крейсер «Адмирал Макаров» (позже обсуждался вопрос с Морским министром о включении крейсера «Олег» после ремонта 5-м кораблем в состав отряда). Гардемарины, находившиеся на крейсере «Олег» были распределены по другим кораблям, чем было ухудшено условие службы и жизни всех гардемарин отряда из-за увеличения их на каждом корабле, не приспособленном к этому. 3 октября (20 сентября) 1908 года гардемаринский отряд удостоился Высочайшего посещения Государём Императором Николаем II на рейде Биорке. В своей речи Государь Император призывал корабельных гардемарин помнить о том, что при посещении далёких заморских стран они являются представителями Его - Всероссийского Императора и нашей славной Родины - России. «…Ведите себя достойным образом, чтобы поддерживать честь русского имени среди народов стран, которые вам придётся посетить...», - так закончил свою речь Государь Император.
7 (4) октября 1908 г. Балтийский гардемаринский отряд под командованием контр-адмирала В. И. Литвинова в составе линейных кораблей «Цесаревич» и «Слава», а также крейсера «Богатырь» вышел из Либавы и отправился в учебное плавание в Средиземное море в соответствии с утвержденным планом.
«Цесаревич»

3 ноября (20 октября) корабли отряда прибыли в порт Виго, расположенный на Атлантическом побережье северо-запада Испании. В виду хорошей погоды на кораблях отряда проводились всякого рода рейдовые учения и занятия, особенно важные в первый период плавания после очень больших перемен в составе экипажей кораблей (это объяснялось недостатком офицерского состава вследствие гибели многих во время русско-японской войны 1904-1905 гг. и ухода большого числа офицеров в отставку, не видевших в будущем ничего светлого для флота. Их осталось на службе немного и по большей части это были молодые офицеры, обязанные служить за полученное образование). В этот же период состоялись парусные офицерские соревнования (гонки) при свежем шквалистом ветре, из-за которого часть шлюпок не окончила гонку. Вельбот с линкора «Слава» завоевавший первый приз, после прохождения дистанции перевернулся, но его команда была подобрана подошедшими шлюпками. В воскресенье 15 (2) ноября на кораблях отряда были приспущены флаги и гюйсы, в связи с известием о кончине Великого Князя генерал-адмирала Алексея Александровича. По уведомлении береговых властей о причине траура, флаги были приспущены на кораблях и судах испанского флота стоящих в гавани и на рейде, а также на крепости. На кораблях отряда было отслужено торжественное заупокойное богослужение.
Русский крейсер "Богатырь" на фоне разрушенной Мессены

17 (4) ноября во второй половине дня отряд В. Литвинова покинул Виго и взял курс на тунисский порт Бизерту, куда прибыл 23 ноября (10 ноября). В Бизерте корабли отряда отрабатывали подготовительные упражнения, предшествующие практическим и боевым стрельбам, которые планировалось выполнить в районе Аугусты. 2 декабря (19 ноября) в Бизерту прибыл крейсер «Адмирал Макаров», совершивший 16-ти дневной форсированный переход из России. Перед выходом из Либавы он был доукомплектован 30-ю человеками, вместо 149, из команды крейсера «Олег», поэтому для пополнения некомплекта команды ему в Бизерте пришлось передать из других судов отряда около 60 нижних чинов, что несколько ослабило эти корабли. На последней неделе стоянки в Бизерте для корабельных гардемарин были проведены вторые проверочные испытания, после чего гардемарины, плававшие ранее на крейсере «Олег» (до выхода отряда в Средиземное море), были переведены на крейсер «Адмирал Макаров». Из Бизерты пришлось отправить в Россию 2-х корабельных гардемарин: Иосса Андрея Александровича и барона Курта Мантейффеля. Первый совершенно не переносил качки, а второй был настолько с расслабленной нервной системой, что к военной службе, а тем более к военно-морской, совершенно не пригоден.
Адмирал Макаров в Мессене

12 декабря (30 ноября) отряд в составе уже четырех кораблей во главе с «Цесаревичем», вышел из Бизерты и 14 (1) декабря 1908 г. пришел в порт Аугуста (восточное побережье острова Сицилии, в 70 милях к югу от Мессины). Стоянка в порту Аугуста была использована для производства всевозможных учений и занятий, положенных по программе соревнований и стрельб. Итальянский флот пользовался Аугустой для выполнения практических и боевых стрельб.
28 (15) декабря 1908 года отряд после отработки совместного плавания и выполнения учебных артиллерийских стрельб встал на якорь в порту Аугуста. Внезапно среди ночи послышался мощный гул. Корпуса кораблей стали содрогаться, будто по ним молотили здоровенной дубиной. Ворвавшаяся в бухту огромная волна развернула стоящие на якоре суда почти на 360 градусов. Через несколько минут гул прекратился, хотя волнение еще некоторое время продолжалось. На отряде сыграли боевую тревогу, но, убедившись, что корабли в порядке и им ничего не угрожает, дали отбой.
Вечером из Катании (город и порт на восточном побережье острова Сицилия, у подножия вулкана Этна, административный центр провинции Катания) к командиру отряда В. Литвинову, державшему флаг на «Цесаревиче», прибыли капитан порта и российский вице-консул А. Макеев. Они сообщили, что накануне на юго-западе Италии в Сицилии и Южной Калабрии произошло землетрясение силой 7.5 баллов с эпицентром в Мессинском проливе.
Район землетрясения

Города Meccинa, Реджо-ди-Kaлaбpия и ещё 40 oкpecтных селений были полностью разрушены. Под их развалинами и в трех огромных морских волнах (пришедших одна за другой через несколько минут после начала толчков) погибли десятки тысяч людей, в очертаниях берегов Мессинского пролива и его дна произошли значительные изменения.

Портовый начальник вручил В. Литвинову телеграмму от префекта Сиракуз, в которой тот просил «дружественную нацию не отказать в помощи населению».
Командир отряда телеграфировал о случившемся в Петербург и, не дожидаясь ответа, дал команду кораблям готовиться к походу. Ночью 29 (16) декабря В. Литвинов приказал отряду сняться с якоря и следовать в Мессину для помощи пострадавшим жителям города. Крейсер «Богатырь» был оставлен в порту Аугуста для связи.
Месси́на (итал. Messina, сиц. Missina, лат. Messana, греч. Μεσσήνη) - город в итальянском регионе Сицилия, административный центр одноименной провинции. Третий по величине город на острове Сицилия.
Покровителем города считается Madonna della Lettera. Праздник города - 3 июня.
Дворец построенный Джино Коппеде. 1900

Мессина расположена на севере Сицилии, на западном берегу Мессинского пролива, отделяющего остров от материковой Италии (область Калабрия).
Старая ратуша, построенная в 1820 году по проекту Джеймса Минутоло

Высота над уровнем моря - 3 метра. Город занимает территорию 211,73 квадратных километра.
Проспект Виктора Эммануила до землетрясения

Мессина находится в 90 км от Катании, расстояние до Палермо - 230 км. Город тянется на 30 км вдоль Мессинского пролива, на суше обрамлен Пелоританскими горами.
Мессина до землетрясения

Центром города считается территория, занимающая 10 км, которая расположена между речками Аннунциата и Сан Филиппо, в настоящее время скрытыми под улицами. Порт Мессины (имеющий военное и торговое значение) расположен в естественной бухте Ионического моря.
Панорама гавани

Благодаря морской торговле Мессина достигла своего расцвета в XV столетии и в XVII веке была настолько богатой, что претендовала на восточную часть Сицилии и даже пыталась отделиться от Испании при поддержке французского короля Людовика XIV.
Собор на Виа Сеттембре

Хотя Мессина не обрела независимости и была разрушена во время землетрясения 1783, город снова восстановился и в XIX веке среди первых участвовал в итальянском Рисорджименто.
Фонтан Нептуна

Мессина - очень древний город, не раз за свою историю переживавший периоды расцвета и упадка. От материковой части Италии он отделен узким Мессинским проливом. Древнегреческая легенда гласит, что в этом проливе обитали морские чудовища Сцилла и Харибда. Харибда топила корабли у сицилийской стороны, а Сцилла губила моряков у итальянского берега. В одном из своих странствий по Средиземноморью Одиссей (в греческой мифологии царь Итаки, участник осады Трои, главный герой «Одиссеи». Славился умом, хитростью, изворотливостью и отвагой) сумел успешно миновать пролив. И с тех пор появилось выражение «быть между Сциллой и Харибдой», т.е. выбирать между двумя опасностями.

В 1860 Мессина был освобождена войсками Джузеппе Гарибальди. Катастрофическое землетрясение 28 декабря 1908, когда погибло почти 70 тыс. жителей, оказалось настоящим ударом для города; почти все средневековые здания были разрушены. Мессину восстановили, но город снова пострадал при американских бомбардировках 1943.
Фотографии Мессины до катастрофы

Во время перехода шли экстренные приготовления к спасательным работам. Для высадки на берег экипажи кораблей разбили по сменам. Сформировали спасательные команды и снабдили их шанцевым инструментом, водой и продовольствием. Уже в море обнаружилась масса плавающих обломков строений, шлюпок и рыбачьих судов. Всех их смыло в море или сорвало с якорей обрушившийся на город циклопической почти 5 м высоты придонной волной.
Погода испортилась, через несколько часов впереди по курсу отряда показалось зарево, горела Мессина. Утром 29 (16) декабря корабли отряда прибыли на рейд Мессины. Взорам моряков открылась страшная картина.

Курортный город, славившийся своей изысканной архитектурой и красивейшей набережной, являл ужасающую картину тотального разрушения. Во многих местах полыхали пожары. На берегу лежали выброшенные волной мелкие суда, набережная и портовые сооружения были разрушены.