Описание словакии. Где находится Словакия? Лучшие фотографии Словакии Выброс адреналина, Словакия Спелеология в Словакии

Содержание статьи

СЛОВАКИЯ, Словацкая Республика, государство в Центральной Европе, образованное 1 января 1993 после распада Чешской и Словацкой Федеративной Республики (ЧСФР). С 1918 по 1992 включительно – составная часть Чехословакии; до 1918 – в течение почти девяти столетий – часть Венгрии. Площадь страны 49 035 кв. км, численность населения – 5,34 млн. человек (1995). Граничит на севере с Польшей, на востоке – с Украиной, на юге – с Венгрией, на западе – с Австрией и Чешской Республикой. Столица – город Братислава. См. также ЧЕХОСЛОВАКИЯ .

ЭКОНОМИКА

С 1990 в Словакии, входившей в состав Чешской и Словацкой Федеративной Республики, начался переход от централизованной плановой системы хозяйства к рыночной экономике.

В 1990–1992 на аукционах были проданы 9500 малых предприятий, в основном розничной торговли и сферы обслуживания. К началу 1993 насчитывалось ок. 16 тыс. частных предприятий, из которых приблизительно 2 тыс. представляли собой совместные акционерные предприятия, а 800 принадлежали иностранным компаниям. Приватизация крупных и средних государственных предприятий в 1993 проводилась путем выпуска и продажи ваучеров.

В 1991 наметилось снижение темпов экономического развития словацкой экономики в результате резкого уменьшения внешней торговли, перехода к рыночным отношениям и почти полного отсутствия притока иностранных капиталовложений. В 1992 величина валового внутреннего продукта (ВВП) Словакии сократилась на 30%, а к 1993 уровень безработицы превысил 10%. Пострадали как сельское хозяйство, так и промышленность. Сельское хозяйство понесло значительные убытки из-за высокой себестоимости и уменьшения спроса на продукты питания, связанного с ростом розничных цен и снижением доходов населения, а также прекращения государственных субсидий. В промышленности сокращение выпуска продукции было особенно велико в отраслях обрабатывающей промышленности.

Весьма серьезной проблемой для экономики Словакии стала конверсия военной промышленности. В трудном положении оказались 35 машиностроительных предприятий, которые были заняты производством военного снаряжения для стран Варшавского договора. С 1993, после распада ЧСФР, Словакия продолжила процесс реформирования экономики, пересмотрев сценарий реформ в сторону усиления социальной поддержки и государственного регулирования.

В 1993 ВВП составил 367,3 млрд. крон, в 1994 – 385,0, в 1995 – 414,7 млрд. крон. По темпам роста страна оказалась в числе лидеров переходных экономик стран Центральной Европы, а по глубине экономического реформирования вышла – по сумме набранных баллов в оценке принятых рыночных мер – на четвертое место после Венгрии, Польши и Чехии. В 1996 в стране обеспечивались высокие темпы роста ВВП (6,9%), дальнейшее увеличение объемов производства в промышленности (2,5%), строительстве (3,7%), сельском хозяйстве (2,3%). Наблюдалось снижение инфляции (до 5,9%), несколько сократилась безработица (до 12,6%). Заметно увеличилась доля частного сектора в создании ВВП (76% против 63% в 1995). Основным источником экономического роста явилось увеличение внутреннего потребления: при снижении доли экспорта в ВВП до 57,5% доля импорта, напротив, увеличилась достигнув 68,1%.

Позитивные макроэкономические результаты, выражавшиеся уже в течение нескольких лет ростом ВВП, не привели к заметному повышению жизненного уровня большинства населения страны.

Внешняя торговля и капиталовложения.

В 1989 67% экспорта Словакии направлялось в СССР и другие восточно-европейские страны и 27% – в страны Европейского союза и другие государства Западной Европы. В том же году 50% всего импорта поступало из стран Восточной Европы и 32% из Западной Европы. К 1993 картина изменилась: 53% экспорта Словакии направлялось в страны Западной Европы и 35% в Восточную Европу, в то же время 46% всего импорта поступало из стран Западной Европы и 42% – из Восточной Европы. Основные статьи словацкого экспорта составляют полуфабрикаты для обрабатывающей промышленности, машины и изделия химической промышленности. Основные статьи импорта – машины и различные виды топлива.

Иностранные капиталовложения с 1990 оказались меньше, чем можно было ожидать. К 1993 они достигли всего лишь 234 млн. долларов. Главными инвесторами являются ФРГ, Австрия и США. Уже в 1996 ощутимо проявилось ухудшение положения дел в финансово-бюджетной сфере и в области внешней торговли. Дефицит госбюджета Словакии возрос до 4,4% ВВП (против 1,6% в 1995). Объем взаимных неплатежей в хозяйственной сфере, сократившийся в 1995 на 32% по сравнению с предшествующим годом, в 1996 увеличился на 16 млрд. крон и достиг 102 млрд. крон.

Если в 1995 торговый баланс был сведен с небольшим положительным сальдо (1,79 млрд. крон), то в 1996 в условиях преимущественного роста импорта возник огромный по масштабам страны торговый дефицит в размере 64,5 млрд. крон. Чтобы ограничить рост отрицательного сальдо торгового и платежного балансов, словацкое правительство в июле 1997 ввело 7% импортную надбавку, охватив ею более 75% всех ввозимых товаров, а также приняло ряд других мер для снижения импорта. В 1997 экспорт увеличился на 9,9%, а импорт только на 4,5%.

В 1996 иностранный долг Словакии увеличился с 5,8 до 7,8 млрд. долл., а к концу 1997 составил около 10,27 млрд. долл.; тенденция его роста не прекратилась и в 1999. При этом основную его часть составляла задолженность предприятий и коммерческих банков.

Денежная система.

Денежной единицей является свободно конвертируемая словацкая крона. Инфляция в этот период составляла от 10 до 15% в год. К 1993 внешний долг Словакии составлял 3,3 млрд. долларов.В 1997 инфляция в стране, несмотря на замедление импорта и повышения некоторых регулируемых цен, составила лишь 6,5–6,7%, незначительно превысив показатель предыдущего года (5,8%).

В 1996 выросли валютные резервы страны, однако их рост был существенно ниже роста внешней задолженности Словакии, которая увеличилась на 2 млрд. долл. и к концу 1996 достигла 7,2 млрд. долл. (из них государственный долг – 1,7 млрд. долл.). Вместе с тем Словакия по показателю внешней задолженности в перерасчете на душу населения (1360 долл.) заметно отличается от других стран Центральной Европы (для Чехии этот показатель равен 2300 долл., для Венгрии – 3000 долл.).

ИСТОРИЯ

История Словакии делится на четыре крупных периода: период, предшествующий венгерскому завоеванию в 10 в.; эпоха венгерского правления до 1918; чехословацкий период (1918–1992) и период независимой Словацкой Республики (с 1 января 1993). Предки современных словаков заселяли южные склоны Карпат примерно с 5 в. В 9 в. была создана Великоморавская держава, в состав которой вошли и словаки, и их соседи – чехи. Апостолы славян Кирилл и Мефодий в 9 в. обратили словаков в христианство. В начале 10 в. в ходе нашествия венгров Великоморавская держава была разрушена. Словакия, отделившись от чешских и моравских земель, попала под правление венгров.

Венгерское правление.

Завоеванная Венгрией страна была населена в основном крестьянами. Венгрия вела себя по отношению к словакам как к побежденному народу. В 13 в. территория Словакии подверглась опустошительному нашествию вторгшихся в Венгрию монголов. Позднее с появлением переселенцев (в основном из Германии) началось экономическое развитие словацких земель. Росли города, появился класс словацких бюргеров. В 13–14 вв. связи между словаками и чехами были восстановлены. Гуситское движение в Чехии затронуло и Словакию.

Результатом победы турок под Мохачем в 1526 явился раздел Венгерского королевства на три региона: центральный под властью турок, Трансильванию под управлением местных князей и т.н. Королевскую Венгрию под властью Габсбургов; в составе последней оказалась и Словакия. Словакия занимала центральное положение в Венгерском королевстве, а Братислава являлась столицей Габсбургов до окончательного изгнания турок и освобождения всей Венгрии в конце 17 в. В регионе получило распространение протестантство, но при Габсбургах активизировались силы католической Контрреформации.

Период просвещенного абсолютизма при императоре Иосифе II (правил в 1765–1790) имел особенно важное значение для развития Словакии. Хотя социальные реформы и религиозная терпимость оказали благоприятное влияние на Словакию, введение немецкого языка в Венгрии вызвало возмущение местного населения, что в свою очередь подействовало на словаков. Рост венгерского национального самосознания способствовал словацкому национальному возрождению; подобное движение происходило и среди чехов. Такие словацкие писатели, как Ян Коллар и Йозеф Шафарик, сыграли одинаково важную роль и в чешском, и в словацком возрождении. Оба писали на классическом чешском языке. Некоторые литераторы стали использовать словацкий диалект в качестве литературного языка. Это была реакция на политику Венгрии, которая в 1836 объявила в качестве официального только венгерский язык. В 1845 словацкий литератор и патриот Людовит Штур начал издавать первое периодическое издание на словацком языке – «Словацкую народную газету».

Патриотический подъем и распространение революционных идей в Венгрии продолжали оказывать стимулирующее воздействие на словацкое патриотическое движение. В ходе революции 1848 была разработана программа «Требования словацкого народа» – первое выражение политических требований словаков. Программа призывала использовать словацкий язык в школах, судах, органах местного самоуправления, а также избирать словацкий парламент на основе всеобщего избирательного права. Это привело к противоборству словаков и венгров; некоторые словацкие революционеры перебрались в Прагу. Поражение венгерской революции и победа австрийской реакции не улучшили положения словаков. В 1861 принят «Меморандум словацкого народа», в котором содержалось требование местной автономии. Было основано культурно-просветительское общество «Матица словацкая».

Создание Австро-Венгерской империи (1867) увеличило зависимость словаков от Будапешта. Венгры, воодушевленные идеей объединения своей части империи, с большим рвением проводили политику мадьяризации. Были закрыты «Матица словацкая» и словацкие высшие учебные заведения, словацкий язык был разрешен лишь в начальных школах. Продолжалась политическая дискриминация словаков, словацкие депутаты крайне редко избирались в парламент Венгрии. Отсутствовали механизмы формирования словацкой элиты; роль политического лидера часто брало на себя духовенство. Накануне Первой мировой войны словацкие патриоты тесно сотрудничали с другими народами Австро-Венгерской империи; именно в это время начала принимать четкие очертания идея создания чехословацкого государства.

В годы Первой мировой войны чехи и словаки выступили с требованием единого государства. Словацкий генерал Милан Штефаник вместе с чешскими лидерами Томашем Масариком и Эдуардом Бенешем провели годы войны на Западе, добиваясь поддержки со стороны Франции и Великобритании. В самой Словакии к созданию новой страны призывали священник Андрей Глинка и Вавро Шробар; Милан Годжа стал глашатаем чехословацких и словацких интересов в Вене. Как только движение за независимость набрало силу внутри Словакии и за рубежом, словаки в США выступили с инициативой подписания соглашения с чехами, содержавшего планы создания чехословацкого государства. Питтсбургская декларация 30 мая 1918, подписанная в присутствии Масарика, не имела статуса официального документа; в ней говорилось, что Словакия должна стать автономной частью нового государства с собственным парламентом, администрацией, судебной системой, в качестве официального предполагалось использовать словацкий язык.

Образование Чехословакии.

Чешский национальный совет 28 октября 1918 провозгласил в Праге независимость Чехословакии, а 30 октября Словацкий национальный совет в г.Турчански-Свети-Мартин (совр. Мартин) заявил об отделении Словакии от Венгрии и создании чехословацкого государства (т.н Мартинская декларация). Совместное государство было воссоздано на основе объединения двух народов после десяти веков разделения, но вопрос о четких взаимоотношениях между ними оставался открытым. В конституционных дебатах победу одержала централистская тенденция, получившая поддержку большинства чехов. Чехословакия была провозглашена единой и неделимой республикой. Идея единой нации, использующей общий язык, нашла поддержку и в Праге, и у части словацкого населения. И все же централистский характер новой республики не устраивал многих граждан Словакии, в первую очередь сторонников Народной партии Глинки, а также Йозефа Тисо, выступавших с требованием полной автономии для этой части страны и получивших 32% голосов словаков на выборах 1925. Часть голосов в Словакии получили также более умеренные партии, выступавшие против автономии. Ведущую роль в более экстремистских движениях играли католики.

В результате словацкий вопрос превратился в центральную проблему нового государства, а антагонизм и напряженность в отношениях между чехами и словаками часто заслоняли подлинные достижения в развитии Словакии. Некоторые из ее наиболее умеренных лидеров занимали высокие посты в чехословацком правительстве.

В 1938 после Мюнхенского соглашения многие словаки из числа экстремистского крыла автономистов выступили с требованиями полного отделения от чехословацкого государства. Вследствие этого соглашения возобладала линия на расчленение Чехословакии; Венгрия и Польша присоединили к себе части территории Словакии. Когда в марте 1939 Гитлер захватил Прагу, немецкие и словацкие нацисты создали отдельное словацкое государство. Его правительство представляло собой нацистскую диктатуру во главе с президентом Тисо. Позже на советско-германский фронт были направлены словацкие войска для демонстрации поддержки германского вторжения в СССР.

В годы войны некоторые словацкие лидеры (Штефан Осуский, Юрай Славик и др.) сотрудничали с эмигрантским правительством Чехословакии, возглавлявшимся Бенешем; группа словацких коммунистов, не имевших большого влияния в Словакии, развернула активную деятельность в Москве. В декабре 1943 был создан Словацкий национальный совет, ставший во главе подпольного движения сопротивления, в котором участвовали коммунистические и некоммунистические силы. Совет выступил против режима Тисо, признал необходимость восстановления Чехословакии на основе равноправного партнерства между чехами и словаками и приступил к подготовке вооруженного восстания. Оно началось в августе 1944 в районе г.Банска-Бистрица под руководством партизан-коммунистов. Несмотря на помощь, оказанную советским наступлением из Польши, словацкие партизаны были разгромлены превосходящими немецкими войсками.

В конце войны Словацкий национальный совет взял под контроль всю Словакию. Используя лозунги словацкого национализма, коммунисты стремились удержать власть, но на выборах 1946 некоммунистические партии получили в совете 63% мест. Тогда коммунисты изменили свою тактику, делая ставку не на убеждение, а на насилие; в стране начались массовые аресты. После захвата власти коммунистами в 1948 Словакия впервые получила широкую автономию, которая в дальнейшем была во многом урезана. Суверенитет Словакии стал одной из главных целей освободительного движения 1968 в Чехословакии. Несмотря на вторжение в августе 1968 в Чехословакию вооруженных сил стран Варшавского Договора, 30 октября 1968 был принят конституционный закон, учреждавший в Чехословакии федеративное государство. Новый закон, вступивший в силу с 1 января 1969, предоставлял широкие полномочия чешской и словацкой региональным администрациям, учреждал двухпалатное национальное собрание, в одной из палат которого чехи и словаки имели равное представительство.

Демонстрации в ноябре 1989 положили конец коммунистическому правлению. В Чехии возникло движение Гражданский форум (ГФ), а в Словакии – Общественность против насилия (ОПН). Страна получила новое название – Чешская и Словацкая Федеративная Республика. На выборах 1990 ОПН и Христианско-демократическое движение (ХДД) набрали наибольшее число голосов избирателей.

На пути к независимости.

В конце 1990 федеральный парламент предоставил Словакии право распоряжаться своим бюджетом, не решив при этом вопроса о гарантиях ее суверенитета. В 1991 федеральные, чешские и словацкие правительственные круги провели серию встреч, на которых рассматривались вопросы предоставления автономии Словакии, однако соглашение не было достигнуто. Движение ОПН раскололось, в частности по вопросу о сепаратизме, а на выборах 1992 новая организация патриотических сил – Движение за демократическую Словакию (ДЗДС, основано в 1991) – получила большинство мест в словацком законодательном органе. В июне 1992 лидеры федерального, чешского и словацкого правительств пришли к соглашению о мирном разделении Чехословакии. 1 января 1993 возникли два самостоятельных государства: Чешская Республика и Словацкая Республика.

СЛОВАЦКАЯ РЕСПУБЛИКА ПОСЛЕ 1993

После оформления Словакии в качестве суверенного политического субъекта развитие ее политической системы характеризовалось процессами перегруппировки и поляризации сил.Начальный период политической истории Словацкой Республики связан с именем премьер-министра Владимира Мечьяра. В период первого срока пребывания в должности премьер-министра (январь 1993 – март 1994) Мечьярвыступал за постепенность в проведении приватизации. Кроме того, занимая дважды пост премьер-министра, а также важные экономические посты в правительстве, Мечьяр оказывал большое влияние на внешнюю политику, что привело к обострению отношений с Венгрией. Йозеф Моравчик, бывший ранее министром иностранных дел в правительстве Мечьяра, выступил с обвинениями в его адрес и в начале марта 1994 Мечьяр не получил поддержку в Словацком национальном совете при обсуждении вопроса о вотуме доверия.

16 марта Моравчик был избран главой временного коалиционного правительства, в которое вошли представители следующих оппозиционных партий:Демократический союз (ДС), Партия левых демократов (ПЛД), Христианско-демократическое движение (ХДД) и Национально-демократическая партия (НДП). Однако победа противников Мечьяра оказалась кратковременной: оппозиции не хватило времени, чтобы создать реальную альтернативу Мечьяру. В сентябре 1994 было намечено проведение досрочных парламентских выборов.

Первые национальные выборы в Словакии после получения ею независимости прошли 30 сентября – 1 октября 1994. В них приняли участие 18 партий и движений и 76% всех зарегистрированных избирателей. Преобладающее число голосов получило Движение за демократическую Словакию В.Мечьяра. Блок «Общий выбор» (ПЛД, Социал-демократическая партия Словакии, Партия зеленых, Движение аграриев) получил 10, 41% голосов избирателей (18 мандатов), Венгерская коалиция (Венгерское христианско-демократическое движение, Движение «Сосуществование» и Венгерская гражданская партия) – 10,18% (17 мандатов), ХДД – 10,08% (17 мандатов), Демократический союз – 8,57% (15 мандатов), Объединение рабочих Словакии – 7,34% (13 мандатов), Словацкая национальная партия – 5,4% (9 мандатов).

ДЗДС ведет свое начало от движения «Общественность против насилия» (ОПН), возникшего после «бархатной революции». Мечьяр был одним из основателей ОПН и занимал пост министра внутренних дел в словацком правительстве в январе – июне 1990. Во время дебатов о будущем Чехословакии в марте 1991 Мечьяр пережил свое первое политическое поражение и вынужден был подать в отставку с поста премьер-министра Словакии, поскольку его обвинили в нанесении ущерба чешско-словацким отношениям своей позицией полной автономии Словакии. Мечьяр вышел из рядов ОПН и организовал ДЗДС.

Мечьяр оставался у власти с 1994 до 1998. В это время он включился в затяжную борьбу с президентом Михалом Ковачем, его бывшим сподвижником по созданию ДЗДС и соперником на президентских выборах. 25–26 сентября 1998 в стране состоялись парламентские выборы, в которых приняли участие 17 партий. Мечьяру в борьбе за власть противостояла оппозиция – Словацкая демократическая коалиция (СДК), объединившая пять партий, в том числе христианских консерваторов, Партию зеленых и социалистов; ее возглавил Микулаш Дзуринда. СДК получила ок. 23% голосов, а партии, находившиеся в оппозиции к Мечьяру, набрали около двух третей мест в национальном собрании (93 из 150).

Кроме того, в национальном собрании были представлены Партия гражданского согласия (ПГС), руководимая Рудольфом Шустером; правоцентристская Христианско-демократическая партия (ХДП); Партия левых демократов (ПЛД), преемница Коммунистической партии Словакии во главе с Йозефом Мигашем, которая получила на выборах 15% голосов; состоявшая из трех партий Коалиция венгерских партий (КВП). Хотя ДЗДС во главе с Мечьяром добилась поддержки 27% голосов избирателей, т.е. больше, чем любая другая партия, она потеряла почти четверть прежнего электората. Партнер ДЗДС по коалиции – Словацкая рабочая партия (СРП) – набрала только 1% голосов, не преодолев 5% барьера, необходимого для представительства в парламенте. Словацкая национальная партия (СНП), другой член коалиции ДЗДС, получила 9% голосов. Получив 57 мест в национальном собрании (совместно с СНП), Мечьяр не был переизбран на пост премьер-министра.

Весной 1999 в Словакии разрешился политический кризис, связанный с отсутствием (со 2 марта 1998) президента страны: Михал Ковач, избранный парламентским большинством в 1993, вступив в конфликт с премьер-министром страны В.Мечьяром, оставил свой пост. Потерпев поражение на парламентских выборах в сентябре 1998, Мечьяр заявил о своем уходе с политической сцены, но после принятия словацким парламентом в январе 1999 решения о проведении прямых всенародных выборов президента, выдвинул свою кандидатуру. Его опорой стала парламентская оппозиция, главным образом ДЗДС, набравшая наибольшее число голосов (ок. 500 тыс. при 3 млн. голосовавших). Оппонентом выступил мэр Кошице 65-летний Рудольф Шустер, в прошлом председатель словацкого парламента в ЧССР, член центрального комитета Компартии Словакии. Шустер, кандидат правительственной коалиции, получил во втором туре выборов (30 мая 1999) 57% голосов, в то время как Мечьяр – 32%. Выборы президента упрочили позиции парламентского большинства, а также усилили прозападный курс страны во внешней политике: было заявлено о стремлении максимально быстро вступить в НАТО (весной-летом 1999 правительство поддерживало НАТО во время проведения военной операции против Югославии, предоставляя аэродромы и транспортные коммуникации странам Запада и отказываясь предоставить воздушные коридоры самолетам России) и в Европейский союз (ужесточая монетаристский курс и свертывая торговые связи с Россией и соседними странами).

Словакия – длинная и узкая полоса, протянувшаяся от плодородных равнин дунайского бассейна до горных вершин Высоких Татр – удивительно красивого горного хребта. Эти горные цепи издавна препятствовали процессам индустриализации и модернизации, и поэтому Словакия скорее похожа на сельскую местность и сохранила первозданную свежесть (порой до неприличия).

До 1918 года нынешняя Словакия называлась Верхней Венгрией и практически целое тысячелетие пребывала под властью мадьяр, а Братислава даже была венгерской столицей, когда захватила остальную часть страны. Но в 1918 году словаки вместе со своими славянскими соседями чехами образовали единое государство – Чехословакию, которое продержалось в течение 75 лет вплоть до «бархатной революции» 1993 года. В 2004 году Словакия вступила в ЕС. В республике весьма разнородное население: свыше полумиллиона этнических венгров живут на юге страны наряду с тысячами цыган, ведущих довольно жалкое существование, и несколькими тысячами русинов на востоке.

О столице страны Братиславе в прошлом отзывались весьма нелестно, но этот небольшой старинный город был хорошо отреставрирован за прошедшее десятилетие и выглядит теперь очень привлекательно. В Попраде находится транспортный узел Высоких Татр – самого эффектного горного хребта Словакии, где начинаются туристические маршруты по интересным средневековым городкам Спишского края в восточной части страны. Ещё дальше к востоку находится – культурный центр русинов, а второй по величине словацкий город может похвастаться прекрасным готическим собором, многонациональным населением и разительно отличается от многих других мест в стране.

Транспорт и проживание в Словакии

Две трети железных дорог страны составляют одноколейки, поэтому движение здесь замедленное, но некоторые поездки стоит совершить, чтобы полюбоваться местными пейзажами. По словацким железным дорогам (Zeleznice Slovenskej republiky) ходят скорые поезда (rychlik) с остановками в крупных населённых пунктах, тогда как местные поезда (osobny vlak) останавливаются повсеместно. Для поездок внутри страны билеты (listok) можно купить на станции (stanica) накануне либо в день отправления. На поезда Euro City, иногда на поезда Intercity и Expres придётся доплатить.

В составах ZSR есть спальные вагоны (luzkovy vozen) и спальные места (lezadlovy vozen) по приемлемым ценам, которые надо бронировать не позже, чем за шесть часов до отъезда. В стране действуют карты Inter Rail, для карт Eurail требуется доплата. Автобусное (autobus) сообщение быстрее и охватывает большую территорию. В большинстве городов вокзалы и автостанции расположены рядом. Государственная автобусная компания – Slovenska automobilova doprava, или SAD. Обычно билет покупают у водителя, поскольку кассы часто бывают закрыты. На выходные дни и на ранние рейсы билеты надо заказывать заранее.

  • Размещение в Словакии

Во всех случаях неплохо как можно раньше бронировать жильё. Некоторые гостиницы поднимают свои тарифы вдвое для иностранцев, в основном же простой номер за 10 евро нетрудно найти повсюду, кроме Братиславы. Старые государственные гостиницы и курортные комплексы на источниках потихоньку реставрируются (номера там обычно маленькие и дорогие). В то же время открываются новые отели и пансионы – особенно в известных туристических зонах – и часто очень хорошие. Неплохой вариант – частное жильё во многих местах, для этого нужно искать надпись Zimmer frei. Цены здесь начинаются с суммы в 8 евро за сутки.

Настоящих сетевых хостелов здесь нет, хотя некоторые относятся к системе HI либо работают в рамках студенческого турагентства СКМ. В Братиславе есть несколько частных хостелов с разным уровнем комфорта. Повсеместно местные турбюро или отделения СКМ предоставляют сведения о дешёвых студенческих общежитиях в университетских городах в июле и августе. В Высоких Татрах в дополнение к жилью в панельных домах на водах можно найти несколько домиков (шале или chata), разбросанных по склонам гор. Некоторые из них – гостиницы с ценой спального места около 15 евро, и гораздо меньше в заведениях попроще и в более уединённых местах. Тут множество кемпингов с простыми бунгало, где цены начинаются с 8 евро за спальное место.

Еда и напитки в Словакии

Словацкая кухня достаточно сытная, и в разных регионах страны прослеживаются венгерское, польское и украинское влияния. По утрам в стоячих столовых (bufet) обычно едят parek – горячую котлету с горчицей и хреном в белой булочке. Национальное блюдо – bryndzove halusky, или галушки с овечьим сыром и беконом, обжаренные в сухарях, в котором также прослеживается венгерский след. Очень популярны гуляш (правда, в более мягком и не таком густом и остром виде, как в ) и langose – обжаренные клецки с разной начинкой. Меню в большинстве своём начинается с супа (polievka), который едят как днём, так и вечером. В основе главных блюд – свинина или говядина, обычно присутствуют форель и карп, можно отведать сазана или сома, а если повезёт, насладиться и ягнёнком.

Большинство вторых блюд подаются с картошкой (zemiaky), а вот свежие салаты и овощи пока встречаются редко в местных ресторанах. В дополнение к пирожным (palacinky) с шоколадом, фруктами и кремом среди словацких десертов неизменно присутствуют яблочный штрудель, пирог с домашним сыром и мороженое. Всё больше ресторанов предлагают интернациональную кухню от предприятий быстрого питания и пиццерий. Часы работы их также продлеваются, в отдалённых регионах эти точки закрываются в 21.00 или 22.00, в более крупных населённых пунктах рестораны работают до 23.00 и позже. Кофе (kava) здесь пьют чёрный, а в больших городах – эспрессо, хотя иногда в городках и сёлах попросту разбавляют кипятком молотый кофе (хотя и называют «турецким», turecka).

Кондитерские (cukraren) играют важную роль в общественной жизни, особенно днём в воскресенье, когда только они бывают открыты. Независимо от сезона словаки съедают ежедневную порцию мороженого (zmrzlina). На виноградниках южной части Словакии производят хорошие белые вина, которые не уступают венгерским и австрийским. Самый популярный местный напиток – сливовица, или сливовая водка, распространённая повсеместно. Прожив почти семьдесят лет бок о бок с чехами, словаки привыкли к разливному пиву, но всё же пивных (pivnica) тут меньше, чем в . Словаки больше посещают рестораны или винные бары (vinaren), часто работающие допоздна, как ночные клубы.

Знаковые достопримечательности Словакии

1). – Небольшая словацкая столица – красивый, хорошо отреставрированный старинный город, полный барочных дворцов, тенистых площадей и оживлённых уличных кафе;

2). – Эти вершины – самые красивые горы Словакии – вздымаются над равниной Попрад;

3). – Привлекательный средневековый городок, окружённый стеной и изначально заселённый саксами;

4). Спишский Град – Большой средневековый замок на востоке страны впечатляет своими развалинами на вершине горы.

Вконтакте

Словакия - самая подробная информация о стране с фото. Достопримечательности, города Словакии, климат, география, население и культура.

Словакия (Slovensko)

Словакия - небольшое государство в Центральной Европе, не имеющее выхода к морю. Официальное название - Словацкая Республика. Словакия граничит с Австрией на западе, Чехией на северо-западе, Венгрией на юге, Польшей на севере и Украиной на востоке. Является парламентской республикой и государством с динамично развивающейся экономикой.

Словакия - это страна в самом сердце Европы, которая имеет потрясающую природу. Здесь можно найти большое разнообразие ландшафтов: горы, холмы, равнины, речные долины. Также Словакия - это очаровательная провинция, красивые исторические города и великолепные старинные замки. Несмотря на то, что фактически словацкое государство было основано только в 1993 году, страна имеет богатое культурное и историческое наследие и, безусловно, является очень интересным и доступным туристическим направлением.

Полезная информация о Словакии

  1. Население - 5.4 млн человек.
  2. Площадь - 49 034 км².
  3. Валюта - евро.
  4. Язык - словацкий.
  5. Виза - шенгенская.
  6. Время - центральноевропейское (UTC +1, летом +2).
  7. Праздники: День Словацкой Республики (1 января), Богоявление (6 января), Пасха (обычно апрель-май), Пасхальный понедельник (следующий день после Пасхи), Первомай (1 мая), День победы над фашизмом (8 мая), День святого Кирилла и Мефодия (5 июля), День Словацкого национального восстания (29 августа), День Конституции (1 сентября), День Богоматери Семи Скорбей (15 сентября), День всех святых (1 ноября), День борьбы за свободу и демократию (17 ноября), Рождество (24-26 декабря).
  8. Tax Free можно вернуть с покупки от 175.01 евро.
  9. Словакия считается одной из самых безопасных стран Европы.

География и природа

Словакия расположена на востоке Центральной Европы. С севера и северо-востока её территорию окружают Западные Карпаты. Самыми высокими горами Словакии являются Высокие Татры, среди которых высочайшая вершина страны - Герлаховски-Штит (2655 м). К югу от Карпат находятся холмы и возвышенности, разделённые речными долинами. На юго-западе простирается Среднедунайская низменность. Крупнейшими реками Словакии являются Дунай, Ваг, Нитра, Тиса, Морава.


Дикая природа Словакии довольно обширна и разнообразна. Леса занимают 40 % территории страны. Наиболее крупные лесные массивы находятся в горных районах. На юге, в основном, это широколиственные леса (дуб и бук) или смешанные, на севере и северных склонах растут хвойные леса (ель и пихта). Выше в горах лесные массивы сменяют альпийские луга. В лесах Словакии обитают: олени, рыси, волки, медведи, лисицы, зайцы, белки.

Климат

Словакия имеет более континентальный климат, чем соседняя Чехия. Лето здесь жарче и суше, а зима заметно прохладнее. Наибольшее количество осадков выпадает в горной местности. Также в горах лето прохладнее, а зима значительно холоднее.


Лучшее время для посещения

Словакию можно посещать круглый год. Но, традиционно, самым оптимальным с точки зрения погоды будет период с мая по сентябрь.

История

Славянские племена заселили территорию Словакии в 6 веке. В 7 веке эти земли были включены в состав государства Само, а позднее вошли в состав Нитранского княжества. В дальнейшем Словакия стала частью славянского государства Великая Моравия, которое достигло своего расцвета в 9 веке. В 11 веке словацкие территории были включены в состав королевства Венгрия. Под венгерским влиянием Словакия находилась до 14 века.

С политической точки зрения, Словакией управлял ряд полунезависимых венгерских дворян. В конце 15 века страна превратилась в одну из самых развитых провинций Венгрии.


Поражение венгров в 1526 году от турков привело к образованию Австро-Венгрии. Под угрозой вторжения Османской империи Габсбурги на некоторое время даже перенесли столицу Венгрии в Братиславу.

Позднее Словакия стала частью империи Габсбургов. В составе Австро-Венгрии страна находилась до 1918 года. После Первой мировой войны Словакия, Чехия и Подкарпатская Русь образовали единое государство - Чехословакию, которое существовало до 1938 года. Затем Словакия стала отдельным государством под контролем нацистской Германии. В 1945 году Чехословакия была восстановлена и находилась под контролем СССР. В 1989 году Бархатная революция привела к образованию двух государств - Чехии и Словакии. 1 января 1993 года является датой образования независимой Словацкой Республики. В 2004 году страна стала частью Евросоюза.

Административное деление


Словакия в административном плане состоит из 8 краёв:

  • Братиславский край (Bratislavský kraj)
  • Трнавский край (Trnavský kraj)
  • Тренчинский край (Trenčiansky kraj)
  • Нитранский край (Nitriansky kraj)
  • Жилинский край (Žilinský kraj)
  • Банскобистрицкий край (Banskobystrický kraj)
  • Прешовский край (Prešovský kraj)
  • Кошицкий край (Košický kraj)

Края, в свою очередь, делятся на окресы (районы).


В региональном плане территорию Словакии можно разделить на три региона:

  • Западная Словакия (Братислава, Нитра, Трнава, Тренчин) - самый урбанизированный регион страны, который расположен в долине Дуная и его притоков. Представляет собой холмистую равнину с лесными массивами.
  • Центральная Словакия (Жилина, Теплице) - гористый регион с небольшими городами, средневековыми рудниками и национальными парками.
  • Восточная Словакия (Кошице, Прешов) - самый высокогорный регион Словакии с сельскохозяйственными пастбищами и обширными лесами.

Население

Большую часть населения Словакии составляют этнические словаки (85 %). Также очень значительно (особенно в южных районах) венгерское население (9 %). Другие крупные диаспоры: цыгане, украинцы, немцы, русские, поляки. Официальным языком страны является словацкий, который принадлежит к группе славянских языков. Словацкий язык очень похож на чешский, но это не его диалект. Это два разных, независимых языка. Словаки очень гордятся им, поэтому даже в туристических местах все обозначения написаны на словацком.


Словаки религиознее чехов, но менее религиозны, чем поляки. Большинство населения (70%) исповедует католичество. Словаки гостеприимные, дружелюбные и спокойные. Однако ни при каких обстоятельствах туристы не должны называть словаков «чехами» и проводить между ними параллели. Также лучше избегать щекотливых тем коммунистического прошлого и национальных проблем. Если словаки приглашают Вас на обед или ужин, то хорошим тоном будет захватить какой-нибудь подарок (вино, конфеты, тортик). В доме (как и у нас) принято снимать обувь и верхнюю одежду.

Транспорт

Крупнейшие аэропорты Словакии расположены в Братиславе и Кошице. Также можно воспользоваться аэропортом Вены (который расположен совсем недалеко от Братиславы) и Кракова (для поездок в Татры). Самые крупные города Словакии имеют регулярное железнодорожное сообщение с Чехией (Прага , Брно , Острава , Оломоуц), Австрией (Вена), Венгрией (Будапешт), Польшей (Краков), Германией . На автобусе, кроме перечисленных стран, в Словакию можно добраться из Италии , Великобритании , Швеции , Дании , Бельгии, Франции .


Словакия имеет довольно развитую автобусную и железнодорожную сеть. Основные транспортные узлы: Братислава, Кошице, Жилина. Автобус, зачастую, является более быстрым способом передвижения. Также Словакия имеет около 700 км автомагистралей и скоростных дорог. Для проезда по ним нужно купить виньетку, которая продаётся на специальных пунктах и АЗС. Автомагистрали (diaľnice) и скоростные трассы (rýchlostné cesty) обозначаются буквами D и R на красном или белом фоне. Скорость вне населённых пунктов на них ограничена 130 км/ч. На остальных дорогах вне населённых пунктов - 90 км/ч, в населённых пунктах - 50 км/ч.

  • Osobný vlak (Os) - медленные поезда, которые напоминают наши электрички.
  • Regionálny expres (REX) - внутренние поезда, соединяющие регионы.
  • Regionálny rýchlik (RR) - скорые внутренние поезда с более короткими маршрутами и остановками.
  • Rýchlik (R) - регулярные внутренние и международные маршруты.
  • Express (Ex) - международные и внутренние поезда высокой категории.
  • EuroNight (EN) - международные ночные поезда.
  • EuroCity (EC) - международные поезда высокой категории.
  • InterCity (IC) - скоростные внутренние поезда, курсирующие из Братиславы в Кошице.
  • RegioJet (RJ) - поезда одноимённого перевозчика.
  • LEO Express (LE) - поезда одноимённого перевозчика.
  • SuperCity (SC) - скоростной поезд Чешских железных дорог.

Города Словакии


Популярные города Словакии:

  • Братислава - столица и крупнейший город Словакии с прекрасно отреставрированным историческим центром, полным готических, барочных и ренессансных церквей, дворцов, мощеных улиц и парков.
  • - один из важнейших исторических шахтерских городов и важный центр словацкой культуры, который известен красивой исторической площадью, древними церквями, замками и музеями.
  • - второй по величине город Словакии и крупнейшая городская агломерация на востоке страны. Здесь находится самый восточный готический собор в Европе, а исторический центр города содержит множество старинных зданий и несколько интересных музеев.
  • Нитра - старейший город в Словакии с великолепным историческим наследием и живописными окрестностями.
  • Прешов - старинный город, историческое ядро которого представляет собой лучший образец архитектуры эпохи Возрождения в Словакии. Также здесь находится соляная шахта.
  • Тренчин - один из самых очаровательных городов Словакии с живописным замком.
  • Трнава - древний город с большим количеством церквей и хорошо сохранившейся архитектурой в стиле барокко.
  • Жилина - четвертый по величине город Словакии с красивым историческим центром, который полон зданий с значительным влиянием немецкой архитектуры.

Популярные направления:

  • Бардеёв - курортный город на северо-востоке Словакии с многочисленными культурными памятниками и совершенно нетронутым средневековым центром, который включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Высокие Татры - крупнейший национальный парк страны и центр зимних видов спорта.
  • - великолепная средневековая жемчужина в Восточной Словакии, до сих пор окружённая городскими стенами, внутри которых находятся уникальная ратуша эпохи Возрождения, дома в стиле немецкой архитектуры и многочисленные церкви.
  • Пьештяни - самый известный курортный город Словакии.
  • Словацкий Карст - национальный парк, известный обширной сетью природных пещер, включённых в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  • Спишска-Нова-Вес - очаровательный средневековый город в Восточной Словакии.
  • Влколинец - небольшая традиционная карпатская деревня в Жилинском крае, которая является объектом ЮНЕСКО.
  • Деревянные церкви Словацких Карпат - коллекция старинных церквей 16 - 18 веков, которые расположены в северной части страны и включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Достопримечательности Словакии


Спишская крепость - потрясающий замок 12 века, который считается одним из самых больших средневековых оборонительных сооружений в Европе (по площади). Он включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и расположен в восточной части страны недалеко от города Левоча.


Левоча - великолепный старинный город, исторический центр которого до сих пор окружён крепостными стенами, содержит множество памятников эпохи Средневековья, а также бесчисленное множество готических и ренессансных домов. Поэтому большая часть его средневекового ядра считается объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Высокие Татры - самый высокий горный хребет в Словакии, который формирует её естественную границу с Польшей. Этот регион славится живописной природой, великолепными пейзажами и горнолыжными курортами.


Словацкий Карст. Пещера Домица

Словацкий Карст - национальный парк, включающий более 700 пещер и включённый в список объектов Всемирного наследия. Самой большой из них является пещера Домица.


Замок Тренчин - королевский замок, который является одним из крупнейших средневековых памятников в Словакии. Построен на вершине крутой скалы и имеет многовековую историю, которая восходит к 11 столетию.

С этим замком связана красивая легенда: в далёком прошлом владыка замка Штефан Запоньский захватил прекрасную турецкую принцессу Фатиму. Один турецкий визирь (или принц) Омар, который любил Фатиму, прибыл с грузом золота, чтобы выкупить её. Однако владыка замка потребовал от него вырыть колодец внутри крепости. Омару потребовалось четыре года, чтобы добыть воду из твердой скалы.


Оравский замок - суровая и величественная крепость, построенная на высоком скалистом утесе над извилистой рекой Орава. Это один из самых красивых и хорошо сохранившихся средневековых замков в Словакии, построенный в 13 веке.


Банска-Бистрица - исторический город с великолепным наследием, включающим старинные особняки, церкви и укрепления. Город окружён величественными Низкими Татрами, которые помогли ему стать популярным местом зимнего отдыха.


Бойницкий замок - один из самых посещаемых и красивых замков не только в Словакии, но и в Центральной Европе. Построен на большой травертиновой скале на месте средневекового замка 11-го века. Текущее здание реконструировано в 19 веке по образцу романтических замков Луары в Центральной Франции.


Братиславский замок - великолепный памятник истории, который уже тысячу лет возвышается над столицей Словакии. Первые укрепления здесь возникли ещё в доисторическую эпоху и были построены кельтами. Крепость была основана славянами во времена Великой Моравии. Каменный дворец и церковь были построены на замковой горе в 11 веке. Через три столетия замок был перестроен в готическом стиле. В 16 - 17 веке это сооружение приобрело современные черты (в стиле ренессанса и барокко).


Любовенский замок - живописная крепость на известняковой скале, построенная на рубеже 13 - го и 14 - го веков. Это фортификационное сооружение стало частью системы пограничных замков на севере венгерского королевства. Помимо защиты польско-венгерской границы, его задачей было обеспечение безопасности важного торгового пути. Современный вид ренессансной крепости замок приобрёл в 16 веке.


Чичманы - прекрасно сохранившаяся карпатская деревня, которая выглядит так же, как и сотни лет назад. Она полна черных деревянных домов, каждый из которых украшен сложными традиционными узорами, выполненными белой известковой краской. Первые упоминания о деревне датируются 13 веком, хотя большинство построек имеют возраст 200-300 лет.


Собор св. Елизаветы - самая большая церковь в Словакии и самый восточный готический собор в Европе. Расположен в сердце Кошице и датируется 14 - 15 столетием.

Проживание

Словакия предлагает множество вариантов проживания. Здесь можно найти большое количество недорогих хостелов и гостиниц. С точки зрения стоимости проживания - это одна из самых доступных стран Центральной Европы. При этом в провинции (небольших городах и деревнях) цены на жилье ещё ниже. Роскошные отели можно найти в крупных городах и в известных курортных районах (например, в Татрах).


Кухня

Словацкая кухня ориентирована на простые и сытные блюда. Главными её ингредиентами является: сыр, мясо (свинина, говядина, птица), картофель, изделия из теста (вареники,клецки и т.п.). Главное национальное блюдо - bryndzové halušky (картофельные клецки с брынзой и беконом). Другие блюда традиционной словацкой кухни: pirohy (пельмени с мясом), суп из квашеной капусты, bryndzové pirohy (вареники с овечьим сыром), guláš (говядина с овощами), hubová polievka (грибной суп), kuracia polievka (куриный суп), hovädzia polievka (суп на говяжем бульоне), krémová cesnačka (сливочно-чесночный суп), paprikas (курица с клецками в соусе с паприкой), rezen (шницель), čiernohorsky rezen (шницель в кляре из картофельных клецок) и sviečková на smotane (говяжья вырезка в сметанном соусе с клецками).


Самым популярным напитком в Словакии является пиво (pivo). Здесь представлено большое разнообразие отличных местных сортов, похожих по стилю и качеству на известные чешские бренды. Также в Словакии есть неплохое местное вино. Главный винодельческий регион - Токай, расположенный на юго-востоке страны. Также виноград выращивают в Малых Карпатах. Помимо этого, Словакия известна своими настойками: slivovica (сливовица), hruškovica (грушовица) и demänovka (настойка на травах) и знаменитая медовина.

На территории многих парков присутствуют и горнолыжные курорты. Одним из самых красивых местных национальных парков считаются Высокие Татры , основная территория которых покрыта хвойными лесами и многочисленными озерами. На территории парка действует несколько климатических курортов и отлично развита туристическая инфраструктура.

Популярным направлением отдыха в Словакии является совмещение его с лечебными процедурами в курортах и домах отдыха, основанных на месте термальных и минеральных источников. Всего в Словакии свыше 1000 таких источников и более 20 специализированных курортов. Популярные лечебные курорты: Пиештяны, Смрдаки , Дудинце, Раецке Теплице , Бардеевские Купели .

Словакию окружают Западные Карпаты, самая высокая точка страны — пик Герлаховски-Штит достигает высоты 2655 метров. Тем, кто любит горы и активный отдых, стоит приехать на горнолыжные курорты Подбанске , Татранска Ломница , Смоковец , Штрбске Плесо , Ясна , Ружомберок и Доновалы . Если же вас интересуют не только горные лыжи, но и сноубординг, можно отправиться в Отупне, где функционирует настоящий сноу-парк с трассами как для любителей, так и для профессионалов. Также оборудован для сноубордистов комплекс Млыницкой долины, где есть все условия для занятий фрирайдом. Трассы для сноуборда есть и на горнолыжном курорте Татранска Ломница.

Экстремалы найдут в Словакии занятия по душе. Множество горных рек позволяет заниматься рафтингом. Самая бурная и сложная река для рафтинга — Бела, а новичкам рекомендуется сначала преодолеть несложный спуск по Ораве. Также можно заняться рафтингом при посещении национального парка Пиенины.

Текущее время в Братиславе:
(UTC +1)

Не менее экстремальное занятие для туристов — спуск в пещеры, которых в Словакии около 4000. Лишь 12 из них открыты для посещения, а особо популярны Добшинская, Охтинская, Ясовская, Гомбасецкая и Домица — некоторые из них находятся списке Всемирного Наследия ЮНЕСКО. В Словакии нет моря, однако имеются отличные условия для дайвинга: на озёрах Гулашка, Золотые пески, Штрковецкое и Сенецких.

Как добраться

Самолётом

Россиянам и гражданам стран СНГ требуется оформление шенгенской визы для посещения Словакии . Напрямую из Москвы до столицы Словакии можно долететь несколько раз в неделю (пункт прилета — аэропорта имени Мирослава Штефаника) или же добираться через Прагу и Вену .

Поездом

Поиск авиабилетов
в Словакию

Поиск автомобиля
в прокат

Поиск авиабилетов в Словакию

Мы сравниваем все доступные варианты перелётов по вашему запросу, а потом направляем вас для покупки на официальные сайты авиакомпаний и агентств. Стоимость авиабилета, которую вы видите на Aviasales - финальная. Мы убрали все скрытые услуги и галочки.

Мы знаем, где купить авиабилеты дешево. Билеты на самолет в 220 стран мира. Поиск и сравнение цен на авиабилеты среди 100 агентств и 728 авиакомпаний.

Мы сотрудничаем с Aviasales.ru и не берем никаких комиссий - стоимость билетов абсолютно такая же как и на сайте.

Поиск автомобиля в прокат

Сравните 900 прокатных компаний в 53 000 пунктах проката.

Поиск по 221 прокатной компании по всему миру
40 000 пунктов выдачи
Простая отмена или изменение вашего бронирования

Мы сотрудничаем с RentalCars и не берем никаких комиссий - стоимость аренды абсолютно такая же как и на сайте.

Погода в Словакии

Климат Словакии континентальный, это означает, что зимы здесь достаточно холодные и снежные, а лето теплое и влажное. Средняя температура января составляет в столице Словакии -1° C, а июля +21° C. В любое время года туристам здесь будет комфортно — и зимой на горнолыжных курортах, и летом, осматривая многочисленные достопримечательности этой страны. Хотя 80% Словакии расположено на высоте 750 метров над уровнем моря, к югу от Карпат простираются плодородные долины и Среднедунайская низменность, по которым протекают многочисленные реки, впадающие в Дунай — это главная житница Словакии. А в горах встречаются зоны альпийских лугов.

Погода в Словакии по месяцам

Отзывы по месяцам

Январь 8 Февраль 2 Март 2 Апрель 7 Май 9 Июнь 14 Июль 10 Август 6 Сентябрь 15 Октябрь 6 Ноябрь 5 Декабрь 5

Фотографии Словакии

Города и регионы

Регионы Словакии

Словакия состоит из 8 краев, которые носят имена соответственно названиям своих административных центров (в скобках — номер на карте справа): Братиславский (1), Прешовский (7), Кошицкий (8), Тренчинский (3), Банскобистрицкий (6), Трнавский (2), Нитранский (4) и Жилинский (5).

Регион Банска Быстрица граничит с Венгрией . На данных территориях есть как горы (Татры), так и равнина (южная часть). Банска Быстрица известна своими живописными ландшафтами, ведь именно здесь находятся 3 нацпарка и множество заказников.

Братиславский регион — самый небольшой по площади по сравнению с остальными и, вместе с тем, самый густонаселенный. В состав края входят Дунайская и Захорская низменности, которые делятся Малыми Карпатами. Регион граничит сразу с 3 государствами: Чехией , Австрией и Венгрией.

В регионе Кошице проходит граница с Венгрией и Украиной . Здесь много плодородных земель, поэтому развито виноградарство и производится отличное вино. Также В Кощице развито индустриальное производство, транспортная инфраструктура и имеется свой аэропорт.

Регион Нитра граничит с Венгрией и отличается равнинным ландшафтом. Это также благоприятный для виноградарства и земледелия район. Здесь имеется небольшой аэропорт, а в Комарно — судоверфь.

Через регион Прешов пролегает граница с Украиной и Польшей . Это горная область, на западе которой находится нацпарк «Высокие Татры ». В Попраде есть международный аэропорт, а в 40 км от Прешова — аэропорт Кошице, поэтому туристам очень удобно добираться в этот регион.

Побывав в Словакии, стоит не только прогуляться по улочкам Старого города Братиславы, но и увидеть готические соборы Кошице, древний город Тренчин и городок Банска Быстрица. Можно съездить также в соседнюю Вену или мистическую Прагу. Интересным туристическим маршрутом является шахтёрский город Банска Штявница, живописное сельское поселение Влколинец с народной архитектурой, готический город Бардейов с сохранившейся крепостной системой и, конечно, многочисленные старинные замки.

Оравский замок живописно возвышается на скале и состоит из нескольких построек, «присоединённых» к ней. А местные легенды рассказывают о том, что в замке в Бойнице обитают привидения. Из крепостей можно отметить одну из крупнейших в Европе — Спишский Град , которая находится под охраной ЮНЕСКО. Тренчианская крепость включает Дворец Барборы и Башню-пушку, на этой территории проводятся выставки холодного и огнестрельного оружия, которое выпускалось, начиная с XIII века и до наших дней. Кроме того, интересны развалины древних словацких крепостей Чахтице, Пустый и крепости в Загории.

Деревянные костелы и церкви Словакии

В Словакии сохранилось много деревянных костелов, чья история насчитывает несколько веков. Это уникальные постройки, возведенные руками народных мастеров. Самыми древними являются готические католические костелы из дерева в населенных пунктах Герватов и Тврдошин. Также в Словакии представлены евангелистские (артикулярные) костелы, которые можно увидеть в поселениях Святы Криж, Кежмарок, Лештины и Гронсек. Эти костелы возводились при императоре Леопольде I в. XVII веке. Третий тип словацких церквей — православные, которые возводились в XVIII веке. Они расположены в поселениях Ладомирова и Бодружали. Иконостасы в этих храмах оформлены в стилях рококо и барокко, посмотреть здесь также можно уникальные карпатские иконы. Деревянные костелы Карпатской дуги в 2008 году стали частью Всемирного наследия ЮНЕСКО, что говорит об их уникальности и значении в религиозной истории Словакии.

Достопримечательности Словакии вне Братиславы

Церкви Словакии

Замки Словакии

Куда сходить в Словакии

Достопримечательности

Музеи и галереи

Развлечения

Парки и зоны отдыха

Активный отдых

Транспорт

Частные гиды в Словакии

Более детально с Словакией вам помогут ознакомиться русские частные гиды.
На проекте Эксперты.Туристер.Ру зарегистрировано .

Передвижение по стране

Самые популярные у туристов способы передвижения по Словакии — на автомобиле, автобусе или поезде. Кроме того, в стране есть как внутреннее, так и международное авиасообщение. В пригороде Братиславы расположен аэропорт им. Штефаника. Также аэропорты имеются в городах Попрад , Кошице и Слияч. А перемещение на внутренних авиалиниях обеспечивают небольшие аэропорты в Пьештяни и Прьевидзе. Например, перелеты Братислава-Кошице выполняются 3 раза в день, и их стоимость начинается от 50 евро. Для бизнесменов и занятых людей это оптимальный вариант передвижения по стране.

Железнодорожный транспорт

Так как Словакия довольно «компактная» страна, большинство местных жителей и туристов предпочитает передвигаться на железнодорожном транспорте — благо он имеет разветвленную сеть по всей стране. К тому же местная железная дорога предлагает пассажирам высокое качество обслуживания и приличную скорость перевозки при вполне демократичных ценах. Самые медленные поезда называются Osobni и останавливаются на каждой имеющейся остановке. Скорые поезда в Словакии называются Rychlik и Express, а самые быстрые поезда именуются InterCity. Экспресс-поезда из словацкой столицы идут до Тренчина (расстояние 123 км и менее 2 часов в пути), до Жилины (расстояние 203 км и 3 часа в пути), до Попрада (334 км поезд преодолевает за 5 часов), до Спишска-Нова-Вес (расстояние 370 км и 5,5 часов в пути), до Кошице (расстояние 445 км и 5,5 часов в пути). Если поездка на поезде по стране обходится в среднем в 3-15 евро, то за поездку на электричке на более короткие расстояния придется заплатить всего 0,5-1 евро. Если же вы хотите ехать в поезде ночью и занимать лежачее место, за это удовольствие придется доплатить. На выходные, как правило, на билеты действуют скидки, а дополнительно воспользоваться ими могут студенты и молодежь в любой день. Для туристов особо удобно то, что железнодорожные станции в крупных городах оснащаются табло на словацком и английском языках. Сайт, на котором можно узнать расписание поездов и забронировать билет: .

Автобус

Автобусное сообщение развито не менее хорошо, чем железнодорожное. Единственный минус автобусных поездок в том, что они стоят дороже передвижения на поезде. Но всегда можно сэкономить, если путешествовать в выходные дни, когда на все виды транспорта в Словакии действует скидка. В этой стране есть автобусы нескольких типов: экспресс (идет на дальние расстояния за границу), местный автобус по Словакии и городской транспорт. На международных маршрутах можно доехать до Праги , Вены , Мюнхена , Берлина , Кёльна , Парижа , но обязательное условие для такого путешествия — наличие шенгенской визы в загранпаспорте. Если же вы путешествуете по стране, учтите, что местные маршруты (особенно в выходные и праздничные дни) зачастую перегружены, поэтому лучше заранее занять место, чтобы потом не стоять всю дорогу.

Водное сообщение

В Словакии представлен и водный транспорт, так как через всю страну идет главная водная артерия — река Дунай, которая связывает Братиславу не только с многими городами страны, но и с Веной и Будапештом . А канал Дунай-Рейн-Майн соединяет Черное и Северное моря. Заказать билеты на теплоходы и паромы Словакии можно в режиме онлайн на сайте .

Городской транспорт

В городах развит общественный транспорт: автобусы, троллейбусы и трамваи. Для оплаты проезда нужно приобрести специальные талоны в автоматах (они обычно оранжевого цвета и расположены на остановках). Эти талончики как в старое советское время компостируются в салоне автобуса. Так как билеты действительны в день покупки, приобретать их нужно непосредственно перед поездкой на общественном транспорте. Разовый билет обойдется вам около 15 евроцентов, проездной на день — около 1 евро, а на неделю — от 3 до 5 евро. Такие проездные билеты можно купить в подземных переходах, офисах DPHMB и в кассах на железнодорожных вокзалах. Если вы собираетесь посетить столицу страны, то подробнее про транспорт Братиславы можно почитать .

Автомобиль

Для аренды автомобиля в этой стране иностранцу необходимо иметь водительское удостоверение международного образца и паспорта. А в виде залога с вас могут потребовать кредитную карту. Сумма арендной платы за автомобиль в выходные и праздничные дни обычно дороже. Также вам придется заплатить определенную сумму за страховку автомобиля от угона или аварий. Обратите внимание на то, что в населенных пунктах ограничение скорости равняется 60 км/час, за их пределами — 90 км/час, а на некоторых автострадах — до 130 км/час. Обязательно пристегивайтесь за рулем и не употребляйте алкоголь, ведь даже глоток пива может быть основанием для местных служб вас оштрафовать. Стоянка в городах разрешается на парковках, при этом нужно заблаговременно купить парковочный талон, прикрепив его на стекло машины. Талоны продаются в специальных автоматах, газетных киосках или у служащего парковки.

Кухня Словакии

Национальная кухня Словакии весьма разнообразна и включает много блюд, которые готовятся исключительно в этой стране. Если вы заглянете в национальные рестораны с аутентичной атмосферой и народной музыкой, вам обязательно предложат попробовать суп из квашеной капусты и сегединский гуляш. Не менее вкусными блюдами являются вареники с брынзой, картофельные кнедли и деревенский овечий сыр. Местные вина ничуть не хуже знаменитых французских или испанских, их качество на высоте, при этом цена совсем невысокая, поэтому можно запастись лучшими сортами словацких вин в качестве подарков родным и близким.

Покупки

Магазины в Словакии работают обычно с 9 до 18 часов, воскресенье является выходным днем. В качестве сувениров из Словакии можно привезти: пасхальные яйца, изделия из керамики, национальные куклы ручной работы, фигуры из зерен, национальный духовой инструмент «фуяра» и деревянные кувшины. Если вас заинтересуют именно народные промыслы в качестве сувениров, приобретайте их в единой сети ULUV, чьи магазины есть в каждом городе. Про покупки в Братиславе отдельно можно прочитать .

Столица Словакии . Братислава.

Площадь Словакии . 49035 км2.

Население Словакии . 5500 тыс. чел.

Административное деление Словакии . Словакия разделена на 3 области и приравненную к ним столицу.

Форма правления Словакии . Республика.

Глава государства Словакии . Президент, избираемый сроком на 5 лет.

Высший законодательный орган Словакии . Национальный совет (однопалатный парламент), срок полномочий - 4 года.

Высший исполнительный орган Словакии . Правительство.

Крупные города Словакии . Кошице, Нитра, Прешов, Жилина.

Государственный язык Словакии . Словацкий.

Валюта Словакии . Словацкая крона = 100 геллерам.

Фауна Словакии . В Словакии распространен волк, заяц, рысь, медведь, лиса, еж, косуля, олень, из птиц - куропатка, аист, зимородок, орел и др. В и прудах много рыбы.

Реки и озера Словакии . Крупнейшие реки - с притоками Ваг и Грон, Морава. Много небольших озер.

Достопримечательности Словакии . В Братиславе - старый Град IX- XVIII вв., собор Св. Мартина XIII-XIX вв., церковь XIII в., Старая ратуша XIII-XVIII вв., многочисленные музеи. В Кошице - собор Св. Елизаветы, капелла Св. Михаила XIV в.; в Нитре - замок XIII в., базилика Св. Эме-рама; многочисленные средневековые замки по всей стране. Высокие Татры - признанный мировой горнолыжный центр.

Полезная информация для туристов

Во всех городах функционирует общественный городской . Стоимость проездного талона равна 5 кронам (в Братиславе- 7 кронам). Можно взять автомобиль напрокат.

Ходят электрички (маленькие - с 2 или 3 вагончиками), но скорость их не велика, т. к. местность в основном горная. За проезд в автобусе на расстояние 20-30 км обычно приходится платить 8-12 крон, но стоимость проезда не всегда прямо пропорциональна расстоянию. Напряжение в сети - 220 В, частота тока - 50 Гц. Розетки - евростандарт.