Пример греции для любителей помечтать о ес. Болгария после вступления в ес Живет болгария после вступления в ес

Вступление в ЕС многим в Украине кажется сродни вхождению в Царство Божие. В то же время нынешний кризис, в который все глубже погружается европейская экономика, заставляет в этом усомниться. Особенно интересно для нас посмотреть на судьбу стран, которые вступили в ЕС сравнительно недавно. Как правило, везде наблюдается похожая картина - при вступлении старые члены ЕС навязывали новичкам весьма суровые условия. Они касались ограничения производства в сельском хозяйстве, промышленности.

Причем нередко делалось это скрытым путем - через жесткие стандарты. «Если поросенка кормят не по рациону и расписанию ЕС, его отбраковывают, и продать его даже на внутреннем рынке уже невозможно. Если форма, цвет и размер помидора или кукурузного зернышка не соответствуют стандартам - продукция отбраковывается и уничтожается», - рассказывают венгры.

Кроме того, по нормам ЕС государство не имеет права поддерживать отдельно взятого производителя в его начинаниях по реорганизации и модифицированию производства. Государство может помочь предприятиям только в трех случаях: в программах защиты природы, в инновационных программах и для закрытия предприятий. В итоге, как показывает практика, вступление в ЕС приводит к закрытию производства, вырезанию скота, вырубке садов и виноградников.

По сути, страны Западной Европы, принимая на таких условиях новых членов, превращали их в рынки сбыта для своей продукции и услуг. Взамен предлагались дешевые кредиты на потребление (через крупные западные банки), инвестиции в некоторые отрасли, которые руководство ЕС посчитало достойными для этих стран (например, туризм), вливания в инфраструктуру (которые обычно осваивались западноевропейскими компаниями) и неограниченную миграцию рабочей силы, чтобы оставшиеся без работы поляки, румыны и болгары могли устроиться сантехниками и разнорабочими в развитых странах и перечислять часть заработка себе на родину. Сейчас эта система все больше дает сбой. ЕС уже не может содержать обширные рынки сбыта на востоке и юге, а потому сей регион погружается в глубокий кризис. Прокормить себя эти страны уже не могут, а денежный ручеек с Запада грозит вот-вот иссякнуть.

ГРЕЦИЯ . В Греции многие уверены, что предпосылками к нынешнему экономическому кризису стали реформы, которые проводились по требованию ЕС и особенно в сельском хозяйстве. И наиболее сильный удар был нанесен по хлопководству. В конце 1990-х Греция производила более 1,3 млн тонн хлопка в год, в то время как сейчас ей разрешено собирать в два раза меньше - 782 тысяч тонн. Поначалу горячие греки бастовали, перекрывали тракторами трассы и назло Брюсселю засевали все поля. Но на этот случай у ЕС предусмотрен так называемый «налог соответственности», которым обязаны Афины облагать непокорных крестьян, а в таком случае вырученные за хлопок средства не покрывают затраты. Особенно сложно было мелким и средним хозяйствам, которые очень быстро обанкротились.

«Можно сказать, что после вступления в ЕС у нас исчезла целая отрасль легкой промышленности. Все сельское хозяйство у нас рискованное: у нас очень жарко и мало пресной воды, а посему мы менее конкурентоспособные, например с французами или бельгийцами. Наше сельское хозяйство было и остается дотационным, а это противоречит нормам ЕС», - рассказал «Сегодня» афинский журналист Сократ Грамматикопулос. По его словам только-только сейчас выращивание хлопка начинает возрождаться, поскольку в мире повальная мода на экологически чистую продукцию.

До вхождения в ЕС у Греции был положительный баланс внешней торговли по сельхозпродуктам, но после получения вожделенного статуса греки получили квоты, введенные, чтобы не было перепроизводства товаров - производить столько-то мяса и не больше, столько-то молока, вина, апельсин, оливкового масла, иначе - штраф. В итоге серьезно пострадала винная отрасль страны. Испокон веков гордились греки своей густой смоляной и терпкой рециной. Но рецина не втискивалась в квоты и началось вырубание виноградников. Та же участь постигла и оливковые деревья. За каждую вырубленную стрему (десять соток) крестьянам заплатили по 720 евро, которые должны были пойти на перепрофилирование сельхозхозяйства, но в сущности были «проедены». При получении денег требовали подписать обещание навсегда отказаться от выращивания винограда-оливок.

Еще одна отрасль Греции, оказавшаяся в пострадавших, - судостроение. ЕС оказалось выгоднее строить новые суд не в Греции, а в Германии. Многие судостроительные предприятия Греции закрылись, а с момента вступления в ЕС греческие судовладельцы сами заказали за границей 770 кораблей! «Греции действительно очень тяжело заниматься судостроением, которое было национально определяющей отраслью страны, как и туризм, - два конька, которые могли бы сегодня вытащить Грецию из кризиса, - считает Грамматикопулос. - Но для ЕС это было невыгодно: если бы мы сохранили свое судостроение, мы бы имели больше политической самостоятельности, чем сейчас».

ЛАТВИЯ . При вступлении в ЕС Латвия лишилась всех своих сахарных заводов. Их было немного, три - в Лиепае, Екабпилсе и Елгаве. Но они полностью покрывали внутренний рынок и на них работало 330 крестьянских хозяйств. В 2006 году в ЕС начали реформу сахарной отрасли под благовидным предлогом открытия рынка Евросоюза для третьих стран и снижение цен на сахар на внутреннем рынке. В итоге до реформы сахар производился в 23 странах ЕС из 27, а теперь закрыты все заводы в Латвии, Португалии, Ирландии, Болгарии и Словении. «Нашу сахарную промышленность можно было сохранить, но наши власти покорно все закрыли - ЕС нужно было убрать конкурентов с нашей территории», - считает рижский журналист Вадим Радионов.

Последний латвийский сахарный завод закрылся в 2007 году, получив в виде компенсации $13,5 млн. Свекловоды получили по $85 тысяч компенсации. С 2009 году Рига пытается вернуть себе право производить сахар, основав товарищество «За сохранение сахарной индустрии Латвии». В Брюссель было направлено предложение по открытию хотя бы одного сахарного завода, но Еврокомиссия постановила - до 2015 года появление сахарных заводов в Латвии исключено.

В СССР Латвия была индустриальной страной, но на примере города Ливаны, можно посмотреть, что осталось из ее промышленности. Здесь закрылся знаменитый в СССР художественным стеклом завод «Ливанского стекла», остался только музей. Закрыли и не менее знаменитый домостроительный завод, который собирал финские домики на пять комнат. Уцелел только торфяной заводик, где из тысячи рабочих мест сохранилось 20, и работают они теперь на немецких инвесторов, а экологически чистый продукт отправляется в качестве подстилки на фермы Германии. В Риге демонтируется бумажная фабрика (не подпадает по эконормы ЕС) и одно из крупнейших предприятий машиностроения в Латвийской ССР РигаСельМаш (оказалось неконкурентноспособным).

Кстати, внешний долг Латвии в 1991 году был равен нулю, а сейчас 7 млрд евро (по данным на март).

ЛИТВА . При вступлении в ЕС нужно учитывать очень высокие требования к качеству молочных продуктов, под которые сложно подстроиться селянам, желающим подзаработать на молоке. По евронормам молоко не сортируют, как было в СССР, а разделяют на «соответствующее для закупки» и «неподходящее для закупки». По одному, его берут на переработку, по второму - нет. И, естественно, легче модернизировать производство крупному скотоводу, чем частнику. В итоге в Литве рядовые жители практически перестали держать коров, а поголовье в общем сократилось в четыре раза, и это, как говорят эксперты, еще не предел.

Вырезанию скота способствуют и субсидии из фондов ЕС, выдаваемые селянам за прекращение производства молока. В ЕС существует и квотирование молока - т. е. каждый член Союза не может производить больше молочной продукции, чем разрешил Брюссель. Это сделано с тем, чтобы в ЕС не было перепроизводства. А ведь это самое перепроизводство могло бы вызывать снижение цены на молочную продукцию. Но цены растут, а коров больше разводить не разрешают.

В первые годы пребывания в Евросоюзе у всех стран Балтии вообще была проблема с излишками запасов сельскохозяйственных продуктов: молочных, мясных, овощей, вина, которые накопили власти перед вступлением в ЕС, желая как можно дольше сдерживать цены на эти продукты. Но хитрые брюссельцы и на это придумали штрафы - в 2007 году Еврокомиссия оштрафовала Литву, Латвию и Эстонию на 3,182 млн евро каждого. Основания - при переговорах вступающие страны обязались не создавать запасов продуктов.

А еще Литва лишилась Игналинской атомной электростанции, работавшей с 31 декабря 1983 года по 31 декабря 2009 года. Закрытие АЭС было одним из основных требований в переговорах Вильнюса о членстве Литвы в ЕС, и все потому, что европейцев преследует страх относительно повторения Чернобыльской аварии. Без Игналинской АЭС Литва стала страной, зависящей от импорта электроэнергии, а на демонтаж станции нужно 1,134 млрд евро. ЕС пообещала эти деньги выплатить и возвести на месте Игналинской АЭС новый современный энергоблок. Но когда это еще будет...

В 1991 году Литва ни одному государству не должна была ни цента, а в 2010 году литовский долг составил 7886,7 млн литов ($3 млрд).

ЭСТОНИЯ . Примерно по литовскому сценарию «реформировалось» и молочное животноводство в Эстонии, где поголовье скота с советских времен уменьшилось в пять раз. Сейчас в Эстонии идет переориентирование сельского хозяйства на производство биотоплива.

Не работает машиностроительный завод (оборудование для нефтепрома) и завод им. Вольта в Таллине, которые во времена СССР выпускали двигатели и прочее оборудование для энергетики. По требованию ЕС было уменьшена в несколько раз выработка электроэнергии с 19 млрд киловатт-часов до 7 млрд киловатт-час - излишки Европа не захотела покупать, а Россия принципиально не стала. Внешний долг Эстонии - 16,56 млрд евро (2010 год).

Во всех балтийских странах пострадала и рыбная промышленность - ЕС устанавливает квоты на вылов и так называемые нормы солидарности на использование европейских водных ресурсов, что приводит к закрытию рыбных заводов и уменьшению рыболоведческого флота.

ПОЛЬША . Главное, чего лишилась польская экономика после вхождения в ЕС 1 мая 2004 года, - угольной промышленности, которая в свое время составляла основу экономики Польши, хотя в последние годы нуждалась в господдержке. Было закрыто 90% угольных предприятий, на которых работали более 300 тысяч человек. Часть, конечно же, была нерентабельной, часть - опасной. Остальные 10% были реорганизованы и приватизированы. В общем 75% польских шахтеров потеряли работу.

Вторая, но еще пока неполная потеря - знаменитая Гданьская судоверфь, которая в 1960-1970 годах спустила на воду самое большое в мире количество судов и промысловых плавбаз, а сейчас разделена на два частных предприятия, которые пока простаивают. На деньги ЕС проводится реконструкция судоверфи, но в последнее время работы замедлились из-за общего кризиса. Десятки более мелких судостроительных заводов закрылись, а их рабочие ухали в Западную Европу.

Кстати, внешний долг Польши на момент вступления в ЕС составлял $99 млрд, на начало 2011 года - $245,5 млрд.

В ВЕНГРИИ СОБИРАЮТ ЕДИНИЦЫ «ИКАРУСОВ»

Одним из символом Венгрии были «Икарусы», выпускаемые крупнейшей в 1970-80-х годах в Европе автобусностроительной компанией Ikarusbus. В свои лучшие времена компания выпускала до 14 тысяч автобусов в год. В 2004 году, в год вступления Венгрии в ЕС, массовое производство автобусов здесь было прекращено, два года легендарный завод простаивал, пока у венгерского бизнесмена Габора Селеш не появилось желание возродить марку, и он выкупил 100% акций Ikarusbus. Сейчас здесь осуществляется сборка транспорта лишь по индивидуальным заказам.

Венгры очень надеялись, что после вступления в ЕС они заполнят всю Европу одним из своих главных сельхозпродуктов - медом, на котором надеялись неплохо подзаработать. Но не получилось - в рамках программы по стабилизации цен на продукты пчеловодства Брюссель снял ограничения на закупку меда в Китае и других странах - не членах ЕС, и объем экспорта венгерского меда в Евросоюз снизился на 50%. Закупочные цены на мед в Венгрии упали с 4,92 до 2,73 евро за 1 кг, в результате пчеловоды не могут компенсировать свои производственные издержки.

НЕРУШИМЫЕ НОРМЫ ЕС

Перед вступлением в ЕС все страны-кандидаты подписывают обязательства придерживаться единой общеевропейской политики в той или иной сфере, иметь функционирующую рыночную экономику, а ее производители - быть достаточно конкурентоспособными для работы в условиях Евросоюза. В рыночной сфере условиями вступления в ЕС являются отказ от «мягких» банковских ограничений, сокращение дефицита госбюджета, отмена государственной монополии на экспорт, свободное вступление на рынок, отмена субсидий на реализуемые товары, приватизация предприятий, автономное положение Центрального банка, введение эффективной налоговой системы.

Страны-члены обязаны выполнять все нормы, существующие на дату их вступления в ЕС. Отмена принятых норм в отдельно взятой стране не допускается, но при определенных обстоятельствах разрешается временное послабление в их соблюдении.

ЭКСПЕРТЫ: НАША ЭКОНОМИКА НЕ ГОТОВА К ВСТУПЛЕНИЮ В ЕС

Украинские эксперты не сомневаются, что в случае нашего вступления в ЕС родная экономика будет переживать аналогичные проблемы, и в первую очередь потому, что мы не готовы к конкуренции с европейским бизнесом.

«Наша экономика совершенно не готова к евроинтеграции и в своей попытке без оглядки броситься в Европу мы напоминаем неандертальца, увидевшего комбайн и пришедшего в восторг, но ведь комбайнером он не скоро станет! - считает экономист Виктор Лисицкий. - Во-первых, у нас система регулирования бизнеса весьма несовершенна, она вообще не является целостной системой. Нужно понимать, что, например, в Германии и Франции поддержка бизнеса давно существует и она хорошо отработана. Во-вторых, существует там и поддержка фермеров, которые получают колоссальные дотации из бюджета ЕС, но выращивают только то, что, по расчетам еврокомиссий, необходимо ЕС. А у нас вообще нет системы поддержки, управления и развития АПК. Кстати, польские и венгерские фермеры тоже получают дотации ЕС, но совершенно не в тех размерах, что немцы и французы. Вряд ли конкурентоспособными будут и наши продукты. Недавно в Ровно приезжал француз, желавший наладить здесь сыроварение. Он уехал ни с чем, заявив, что из нашего молока невозможно делать французские сыры. И таких примеров можно привести много. А вообще, в интеграционных процессах Украине надо участвовать, но надо делать это осмысленно».

Руководитель института экономических исследований и политконсультаций Игорь Бураковский считает, что не все так однозначно: «Вопрос спорный, предприятия в странах новых членах ЕС закрылись в связи с вступлением в Евросоюз или из-за экономической неэффективности. Будем мы в ЕС или нет, но у нас - рыночная экономика, которая строится на условиях конкуренции, и здесь всегда есть победители и проигравшие. Можно, конечно, если хотите, вернуться к государственной плановой экономике и тогда погибающих будем спасать за госчет. А рынок - это очень жесткая система, которая определяет лидеров и аутсайдеров. Надо понимать, что вопрос европейской интеграции - это вопрос возможности вхождения в более развитую экономическую систему, но это вхождение не является бесплатным».

Многих, если не всех, проживающих в Черногории иммигрантов волнует, что будет после вступления страны в ЕС? Не отберут ли ВНЖ?

Давайте немного порассуждаем. У нас возникают следующие вопросы: будут ли ужесточать пребывание иммигрантов в стране, могут ли лишить статуса, что делать, чтобы не лишили?

Для начала, ответим на первый вопрос, будут ли ужесточать пребывание в Черногории иностранцев после вступления в ЕС, и, когда это произойдет? Не так давно ЕС назвало срок вступления Черногории в организацию, 2025 год. Это не точный, а ориентировочный срок, своеобразная морковка для Черногории. Т.е., пока точно, не известно произойдет ли вступление Черногории в ЕС в 2025 году, или это будет позже, но, в принципе, возможно, что сие событие произойдет в этот ориентировочный срок.

Будут ли после вступления в ЕС какие-либо изменения иммиграционного законодательства в Черногории, и ужесточение правил? К сожалению, я не провидец и знать, как изменятся законы в той или иной стране не могу. Но, могу рассказать о своем знании истории. Вы знаете, история великая наука, в ней есть ответы абсолютно на все вопросы. В том числе, благодаря знанию истории, мы с Вами можем предположить, какое будет иммиграционное законодательство в Черногории после вступления страны в ЕС. Дело в том, что в ЕС вступило уже очень много стран Восточной Европы, и ни в одной из них вступление в ЕС не приводило к ужесточению иммиграционных правил. Логично предположить, что тоже самое произойдет и в Черногории. Я вижу, Вы мне не верите? Ну, вот Вам парочка примеров, в Чехии до 2009 года, ВНЖ давали отлично, отказы носили единичный характер! Хотя, Чехия уже была в ЕС. А что произошло в 2009 году, когда Чехия перестала выдавать ВНЖ иностранцам? Они вступили в шенген! Вот это главная мысль, которую я хочу озвучить, изменение иммиграционных правил, их ужесточение, в странах Восточной Европы обычно происходило не после вступления в ЕС, а после вступления в шенген!

И таких примеров, не мало. Например, Болгария, член ЕС, но, не член шенгена, так там и сейчас вполне реально получить ВНЖ. И я абсолютно уверен, что как только они вступят в шенген, чего проживающие там иностранцы, почему-то ждут, лафа закончиться.

Разумеется, когда-нибудь, Черногория станет членом ЕС и в шенген войдет, да, и в развитии прибавит, и, разумеется, изменение иммиграционных правил рано или поздно, будет. Вопрос, когда это случиться? Что бы вступить в шенген, сначала надо в ЕС вступить, потом еще будут несколько лет все согласовывать. В итоге, в шенген Черногория, вряд ли вступит раньше 2030 года. Вполне достаточный срок, что бы успеть получить, если и не гражданство, то, хотя бы ПМЖ , по крайней мере, если приехать в страну сейчас, а не когда-нибудь в отдаленном будущем.

И, это вполне логично, дело в том, что после вступления страны в ЕС, проживающие в этой стране иностранцы по всему ЕС не начинают разгибаться, а, вот после вступления в шенген все меняется. Приведу еще один пример, Латвия. В недалеком прошлом, в этой стране множество иностранцев покупало дешевые квартиры, получало ВНЖ, но, в самой Латвии почти никто не жил, все ехали куда-то дальше. Разумеется, Брюсселю, подобное не нравилось, и они настояли на изменениях законодательства Латвии.

Итак, мы пришли к выводу, что скорей всего, вступление в ЕС серьезно на иммиграционные правила в Черногории не повлияет, это произойдет после вступления в шенген. Теперь, давайте подумаем, а могут ли после вступления Черногории в шенген лишать статуса? Давайте рассмотрим, какие вообще могут быть статусы у проживающих в Черногории иммигрантов? ВНЖ – временный вид на жительство. ПМЖ – право на постоянное место жительства. По закону об иностранцах от 2015 года ПМЖ можно было получить примерно после 8 лет проживания в Черногории. В законе от 2018 года нам это обещают уже через 5 лет. Гражданство – без комментариев. Так вот, из всего этого продлевать нужно только ВНЖ. ПМЖ и гражданство уже не продлеваются, да, и карточку с ПМЖ и паспорт, в установленные законом сроки нужно менять, но, это не продление.

Какой можно сделать вывод? ВНЖ могут «неполезным» стране иностранцам не продлевать…Будут или не будут, я не знаю, но, в теории это возможно, и, почти во всех странах Европы, которые вступили в шенген, Вашу пользу стране оценивают. Вполне вероятно, что лет через 12 – 20, то же самое возможно будет происходить и в Черногории.

Что нужно сделать, чтобы не столкнуться со сложностями? Ответ очевиден, не откладывать иммиграцию на десятилетие, и, стремиться к тому, что бы до вступления в шенген, получить ПМЖ в Черногории. ПМЖ юридически лишить уже нельзя, ну, конечно, если Вы ничего не натворите. К примеру, если Вас в тюрьму посадят, то, отобрать статус можно. А если Вы ничего не сотворите, то, нельзя. Да, карточка с ПМЖ каждые пять лет продлевается, это просто как смена паспорта, или прав, а отнюдь не оценка целесообразности продлевать или не продлевать.

Конечно, все, что я написал выше всего-то теоретические рассуждения, но, они основаны на знании процессов, которые происходили в других странах, в последние два десятка лет. Логично предположить, что в Черногории все будет происходить так же. Я занимаюсь иммиграционными программами в разные страны уже 15 лет, кое-какой опыт есть, и, я думаю, что являясь одним из старейших иммиграционных центров рунета, могу делать выводы.

Литва опасается, что ей придется за свой счет ликвидировать Игналинскую атомную станцию. При вступлении в ЕС Еврокомиссия вынудила Литву отказаться от Игналинской АЭС, пообещав взамен оплатить все расходы на закрытие атомной станции. Теперь в Брюсселе предлагают перестать оплачивать расходы на закрытие атомной станции и взвалить всё финансовое бремя на Литву. Это не единственное обещание странам Балтии, которое Евросоюз не сдержал: аналитический портал сайт вспоминает ожидания Прибалтики от членства в ЕС, в которых Литва, Латвия и Эстония были обмануты или сами себя обманывали.

1. Развитие экономики

От вступления в ЕС ожидалось, что страны Прибалтики обретут нового благодетеля - такого же, каким в Советском Союзе была Москва, только еще более богатого. Евросоюз будет давать Прибалтике дешевые кредиты, а также выделять дотации из еврофондов, которые вовсе не понадобится возвращать. Финансовый поток из Брюсселя приведет к резкому ускорению развития экономик Литвы, Латвии и Эстонии, которые в несколько лет преодолеют свое отставание от западноевропейских стран.

В реальности за вступление в Евросоюз Прибалтийским республикам с самого начала пришлось заплатить отказом от целых отраслей национальных экономик.

Литовцы была вынуждены ликвидировать свою атомную энергетику: в Евросоюз их приняли при условии закрытия Игналинской АЭС - Литва, в отличие от других восточноевропейских стран, вступивших в 2004 году в ЕС, свою атомную станцию отстоять не смогла. Латвии в обмен на вступление в ЕС пришлось ликвидировать сахарную отрасль - за членство в Евросоюзе латвийское правительство добровольно отказалось от производства сахара.

«Деньги, которые пришли в Латвию, не пошли в производство. И это стало большой ошибкой. Производство не смогло модернизироваться и не смогло стать более эффективным», - говорил по этому поводу председатель правления компании Laima Роналд Гулбис.

Европейская интеграция добила прибалтийскую промышленность и вместо реальной экономики сделала Литву, Латвию и Эстонию странами дешевых кредитов и банковских спекуляций.

Первые три года членства в ЕС страны с такой экономикой «мыльных пузырей» гордо именовали себя «балтийскими тиграми», но потом кризис 2008 года всё расставил по своим местам.

2. Инфраструктура

Основной целью создания структурных фондов Евросоюза было развитие инфраструктуры в новых странах - членах ЕС. «Старая Европа» пошла на огромные инвестиции в «Новую Европу», чтобы создать «новичкам» инфраструктурную основу для самостоятельного экономического развития, преодолев тем самым разделение европейских стран на «доноров» и «реципиентов» евроинтеграции. С этой целью Европа вкладывалась в Прибалтику: чтобы дороги там стали как немецкие автобаны, а активизация бизнеса давала этим странам возможность жить без внешней поддержки и формировать свой бюджет без помощи еврофондов.

В реальности дороги в Латвии и Литве остаются одними из худших в ЕС, зависимость от евродотаций сохраняется, а на самые важные для Прибалтики инфраструктурные проекты Евросоюз выделяет деньги в недостаточном количестве или вообще денег не дает.

Брюссель заставил Литву закрыть Игналинскую АЭС и даже профинансировал ее закрытие, однако на строительство новой, Висагинской АЭС Вильнюсу денег не дал. Литовское руководство несколько лет бьется над тем, чтобы Евросоюз оплачивал содержание СПГ‑терминала в Клайпеде, но тоже безрезультатно.


Те же инфраструктурные проекты в Прибалтике, которые ЕС всё-таки финансирует, экономически абсурдны и не могут создать основы для самостоятельного экономического развития Литвы, Латвии и Эстонии. Самые яркие примеры - узкоколейная железная дорога Rail Baltica и «зеленая энергетика», когда по всей Прибалтике строились убыточные когенерационные установки, продукция которых была слишком дорога для потребителей энергии.

Фактически такие проекты являются коррупционными.

Единственная их цель - освоение денег и «распил» европейских субсидий между евробюрократами и местными прибалтийскими чиновниками.

3. Независимость

Националисты Литвы, Латвии и Эстонии агитировали за вступление в ЕС, убеждая население, что для их стран это единственная возможность сохранить независимость, добытую в 1991 году. Без членства в ЕС страны Балтии неминуемо утратят свой суверенитет и вернутся в сферу влияния России.

В реальности Прибалтика, сохранив суверенитет от России, потеряла всю свою независимость, оказавшись под внешним управлением Брюсселя: теперь внутреннюю политику Литвы, Латвии и Эстонии определяют регулы и директивы ЕС.

Законодательство для стран - членов ЕС разрабатывается в Брюсселе. Как подсчитал Сейм Литвы, после вступления в ЕС и до 2008 года 19% от всех принятых в Литве законов были разработаны Евросоюзом.

«Этих директив так много, они так запутанны, что самим предприятиям разобраться в них очень трудно, - говорил о требованиях ЕС бывший министр юстиции Латвии Гунтарс Гринвалдс. - Компания обращается к чиновникам, которые говорят: “Делайте вот так!” Но потом выясняется, что директива истолкована неверно. Например, в ней указан мягкий переходный период - до 7 лет, а наши чиновники требуют вводить какие-то новые нормы за год. Или в регуле сказано: “Норма от 0,5% до 5%”, - а наши чиновники просто пишут: “5%”. Начинаем разбираться в ворохе законов, и выясняется, что мы просто их не знаем».


4. Евро

Страны Прибалтики активнее многих других стран - членов ЕС стремились перейти на общеевропейскую валюту. Прибалтийские политики уверяли народ, что евро сделает их ближе к Европе, даст их странам конкурентные преимущества, а цены после отказа от национальной валюты не вырастут.

В реальности цены на основные продукты после отказа от эстонской кроны, лата и лита и введения евро выросли и в Эстонии, и в Латвии, и в Литве.

В Латвии за несколько месяцев после введения евро цены на продовольствие и другие товары первой необходимости подскочили на 20%. В Литве после введения евро приобрели массовый характер поездки за покупками в Польшу, продовольствие и другие товары в которой стоят в полтора-два раза дешевле, чем в Литовской Республике. Польша, в отличие от Прибалтийских стран, на евро переходить отказывается: сохранение польского злотого признано там залогом успешного экономического развития и национальным приоритетом.

5. Уровень жизни

От вступления в ЕС страны Прибалтики ожидали эффекта социально-экономического «трамплина». Членство в Евросоюзе должно было подтолкнуть Литву, Латвию и Эстонию до вожделенного уровня Скандинавии, сократить, а потом и вовсе ликвидировать их отставание от богатых стран Западной и Северной Европы.

В реальности сокращения отставания не произошло - страны Балтии по-прежнему остаются одними из самых бедных в Евросоюзе и по всем основным социальным параметрам несравнимы со «Старой Европой».

Норвегия и Швеция, на принадлежность к одному «клубу» с которыми претендуют Литва, Латвия и Эстония, занимают первые места в Европе по подушевому ВВП и лидируют в ЕС по увеличению рождаемости.

Страны Прибалтики по благосостоянию населения в ЕС являются первыми с конца, а в связи с сокращением населения входят в число мировых лидеров по вымиранию. Не удовлетворенные «европейским выбором» своих стран жители Литвы, Латвии и Эстонии пользуются открывшейся свободой передвижения и делают свой индивидуальный европейский выбор: эмигрируют из Прибалтики в Европу и обратно не возвращаются.

Таков главный итог европейской интеграции Прибалтики.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram и присоединяйтесь к нам в

1 мая 2004 года Польша, представители которой так усердно тянут Украину в европейское ярмо, вступила в Евросоюз. Что изменилось с той поры в стране с 38-миллионным населением? Стало ли жить лучше? Об этом - польские эскизы, штрихи к картине жизни государства в ЕС, подготовленные по материалам зарубежных СМИ...

Каменноугольная трагедия

В ТЕЧЕНИЕ многих лет каменный уголь составлял основу польской экономики. В лучшие времена ежегодная его добыча достигала почти 200 миллионов тонн. По этому показателю страна занимала ведущие позиции в мире. Угледобывающая промышленность давала работу 436 тысячам человек, а в смежных секторах было занято рабочих и служащих в 4 раза больше. Шахтерская профессия считалась самой престижной и высокооплачива­емой.

Шахтеры имели целый ряд привилегий - 13-ю и 14-ю зарплаты, длительные отпуска, высокие пенсии, пользовались валютными магазинами, отдыхали в лучших санаториях. Шахты строили для них общежития, работа здесь освобождала от службы в армии. Специальные профтех­училища давали неплохое образование. Очередь на получение квартиры была короче, а процентная ставка по кредиту на мебель ниже, чем для работников других отраслей.

После без малого 10 лет капиталистической трансформации и сотрудничества с ЕС от привилегий не осталось и следа. Хозяйственная система, на которой основывалась угольная промышленность, разрушается. «Для повышения рентабельности» предприятия на 50 процентов снизили добычу угля и закрыли половину шахт, уволив 250 тысяч горняков. Это повлекло за собой серьезнейшие общественно-экономические проблемы в промышленной Силезии.

Отрасль оказалась в кризисном положении, многие из еще оставшихся шахт едва сводят концы с концами. Увеличивается их задолженность, растут налоговые недоимки, невыплаченные взносы во внебюджетные фонды, невозвращенные банковские кредиты, неплатежи поставщикам товаров и услуг. Одновременно упал и экспорт угля.

Ян ПТАШЕК, доктор экономических наук.
Банкрот, еще банкрот!..

МЕЖДУНАРОДНАЯ страховая компания «Ойлер Гермес» опубликовала доклад, согласно которому в Польше продолжает увеличиваться число обанкротившихся фирм. С января по октябрь 2013 года 798 польских фирм вынуждены были прекратить свою деятельность. По оценкам экспертов, проблемы польских фирм связаны с общей ситуацией в экономике страны, а также с замедлением оборота денег и задержкой платежей. Самые большие трудности переживает строительный сектор.

Развития нет

НЕДАВНО международная компания «Бостонская консалтинговая группа» опубликовала ежегодный рейтинг наиболее инновационных (внедряющих передовые технологии и методы труда) предприятий мира. Ни одна из польских компаний в данный список не попала. По мнению президента Польского агентства развития предпринимательства (ПАРП) Б. Люблиньской-Каспжак, уровень инновационной активности польских предприятий и фирм в настоящее время один из самых низких в Евросоюзе. Согласно последнему докладу Еврокомиссии, Польша занимает 23-е место среди 27 стран ЕС в рейтинге инновационного развития.

По оценкам экспертов, доля компаний, заботящихся о внедрении достижений научно-технического прогресса, составляет в стране не более 20 процентов. Главными факторами, препятствующими развитию инновационной деятельности в Польше, называют недостаток собственных денежных средств предприятий и отсутствие финансовой поддержки со стороны государства.

«Rzeczpospolita»
Голодает почти миллион детей

ГДЫНЬСКИЙ фонд помощи детям «Матюсь» бьет тревогу: в Польше голодают 800 тысяч детей. В то же время часть миллионных сумм, которые жертвуют этому самому фонду филантропы, чтобы помочь больным детям, перечисляется... на счета швейцарской компании: в 2009 году - 5,1 миллиона злотых (немного меньше 9 миллионов гривен. - Ред.), годом позже - 3,8 миллиона злотых. В итоге фонд потратил на еду для детей всего лишь 218 тысяч злотых в 2009 году и 343 тысячи злотых в 2010-м.

«Rzeczpospolita»
Предприниматель? Под арест!

ВСЕ более частым явлением стали аресты талантливых предпринимателей. Использование спецслужб для устранения конкурентов стало в Польше нормой - пишется анонимный донос в налоговое управление, и начинаются мытарства. Для начала поднимается шумиха. Потом банки расторгают часть договоров и предпринимателя арестовывают, чтобы он не мог спасти фирму. Если доказательств вины нет, прибегают к аресту ради получения показаний (вообще-то в Польше запрещенному, но постоянно применяемому). Цель всего этого: ты должен признать себя виновным и назвать других.

Хуже всего предпринимателям из провинции. У них нет денег на адвокатов, но даже если и есть, местные адвокаты не хотят ссориться с чиновниками. Ни у одного из чиновников, предъявивших необоснованные обвинения, ни один волос с головы не упал. Все они продвинулись по служебной лестнице... Европейский суд несколько раз налагал на Польшу штрафы за содержание предпринимателей под стражей без процессов. Но ситуация почти не меняется...
«Тыгодник повшехный» Исповедь Магдалены

МАГДАЛЕНА - псевдоним польской художницы, живущей в Катовице. В свое время она окончила факультет графики в Краковской академии художеств. Потом открыла собственную типографию в Катовице, откуда она родом. Десять лет вела собственный бизнес, проектировала логотипы и плакаты для многих фирм. Однако после вступления в ЕС изменения в польском законодательстве вынудили ее закрыть типографию и уволить рабочих.

Со слов художницы: «В Польше большинство молодых художников имеют теперь «мусорные контракты» без отчислений на здравоохранение и пенсию, тем самым они обречены на неопределенное будущее. При этом существующие расходы настолько велики, что срывают с людей последнюю одежду».

Сегодня, считает Магдалена, вряд ли кто-то может так просто начать в Польше собственный бизнес. Особенно уязвимы выпускники вузов. Кое-кто из них получает дотации от Евросо­юза - на открытие собственного малого бизнеса. Однако этот бизнес существует ровно столько, сколько продолжаются налоговые льготы. Как только они заканчиваются (это происходит уже через два года), фирму, как правило, закрывают. «После этого снова пропасть, - говорит художница. - Молодые в большинстве своем очень долго пребывают без работы и перебиваются от заказа до заказа. Один скульптор, например, делает зубные протезы и безмерно счастлив. Что будет дальше? Не знаю, но просвета пока не видно...»

Оригинал взят у newapokryph в Греция: причины кризиса и варианты спасения

Итак, в Греции дефолт. У страны по сути два пути: либо Эллада полностью соглашается на все условия кредиторов, либо - выходит из еврозоны . Третьего пути нет. Пятого июля в Греции объявлен референдум, предсказать результаты которого не берется никто - мнения в средиземноморском государстве разделились пополам. Страна застыла в ожидании, в ожидании референдума в Греции закрыты биржа и банки .

В чем суть проблемы?

С чего же вообще начался кризис, который сейчас - как боятся многие в ЕС - приведет к настоящей катастрофе ?

1 января 1981 года Греция стала десятой страной, вошедшей в ЕС. Большинство населения страны тогда было «за» членство в международном европейском объединении, ожидая от этого шага подъема экономики, улучшения условий жизни и сокращения преступности.
Сейчас, спустя 32 года можно подвести первые итоги и задаться вопросом: оправдались ли надежды греков, и действительно ли членство в Евросоюзе стало «золотым веком» для их государства?
Ответ однозначно отрицательный. Даже самые ярые защитники греческой евроинтеграции признали, что за несколько последних лет страна потеряв национальный суверенитет и возможность проводить независимую внешнюю политику «приобрела» только гигантские долги, загнавшие ее в финансовую кабалу. Вероятно, многим (например, украинским поклонникам Евросоюза) будет полезно услышать характеристику нынешней ситуации в Греции, озвученную иерархом Элладской Православной Церкви митрополитом Мегосейским и Лавреотикийским Николаем : «У нас отобрали национальную идентичность и самоуважение, а затем уничтожили нашу экономику».

Когда Греция стала полноправным членом Европейского экономического сообщества (ЕЭС - так тогда называлась структура), с внешнеполитической точки зрения это являлось несомненным успехом греческой дипломатии, так как позволяло укрепить позиции страны на Балканах. Так считает кандидат исторических наук и научный сотрудник отдела евроатлантических исследований РИСИ Анна Лубоцкая Сергеевна . По ее словам, "более того, это гарантировало определённую стабильность и спокойствие в отношениях с Турцией, а возможно, и благоприятный исход для рассмотрения многих из существующих проблем и конфликтов с соседним государством, в частности решение кипрского вопроса".
Менее перспективной выглядела экономическая сторона данного со-трудничества. Предпосылками к нынешнему экономическому кризису стали реформы, которые в 1990-х проводились в Греции по требованию ЕС. И в первую очередь эти реформы коснулись сельского хозяйства.
"Трагедия Греции в том, что в момент присоединения к Евросоюзу им запретили работать , - утверждает доктор экономических наук Михаил Делягин. - У них было четыре с половиной отрасли. Три с половиной из них - оливки, табак, вино и посевы хлопка, которые были половинкой отрасли, - закрыли. Они фактически лишились возможности экспортировать эту продукцию в Евросоюз. А экспортировать за пределы Евросоюза было трудно, потому что половина экспорта должна идти внутрь Евросоюза. Это еще одно условие."

Итак, аграрный сектор. Наиболее сильный удар был нанесен по хлопководству. В частности, на момент вхождения в ЕС Греция производила более 1,3 млн тонн хлопка в год, в то время как сейчас ей разрешено собирать почти в два раза меньше - лишь 782 тысяч тонн.
Поначалу горячие греки бастовали, перекрывали тракторами трассы и назло Брюсселю засевали все поля. Но на этот случай у ЕС предусмотрен так называемый "налог соответственности", которым обязаны Афины облагать непокорных крестьян, а в таком случае вырученные за хлопок средства не покрывают затраты. Особенно сложно было мелким и средним хозяйствам, которые очень быстро обанкротились.
"Можно сказать, что после вступления в ЕС у нас исчезла целая отрасль легкой промышленности. Все сельское хозяйство у нас рискованное: у нас очень жарко и мало пресной воды, а посему мы менее конкурентоспособные, например с французами или бельгийцами. Наше сельское хозяйство было и остается дотационным, а это противоречит нормам ЕС ", - рассказал афинский журналист Сократ Грамматикопулос. По его словам только-только сейчас выращивание хлопка начинает возрождаться, поскольку в мире повальная мода на экологически чистую продукцию.
До вхождения в ЕС у Греции был положительный баланс внешней торговли по сельхозпродуктам. Однако после получения статуса страны-члена Евросоюза греки получили от еврокомиссаров определенные квоты на производство с/х-продукции. Данные квоты были введены, чтобы в Евросоюзе не было перепроизводства товаров - производить столько-то мяса и не больше, столько-то молока, вина, апельсин, оливкового масла - и ни каплей больше. Иначе сразу штрафы.

Что произошло в итоге:

Серьезно пострадала винная отрасль страны. Испокон веков гордились греки своей густой смоляной и терпкой рециной. Но рецина не втискивалась в квоты, поэтому в Греции началось вырубание виноградников.
Та же участь постигла и оливковые деревья. За каждую вырубленную стрему (десять соток) крестьянам заплатили по 720 евро, которые должны были пойти на перепрофилирование сельхозхозяйства, но в сущности были "проедены". При получении денег от фермеров требовали подписать обещание навсегда отказаться от выращивания винограда-оливок.
Если до 1981 года Греция была мировым экспортером продуктов питания, то сегодня она вынуждена ввозить их из-за рубежа и, причем далеко не лучшего качества. В стране не осталось ни одного сахарного завода и ни одной трикотажной фабрики, хотя прежде их число измерялось десятками.
Еще одной отраслью Греции, которая серьезно пострадала от вступления в ЕС, оказалось судостроение. Полуостровное положение Греции, казалось бы, подразумевает развитое судоходство и морскую торговлю. Так и было испокон веков, но… до того момента как государство вступило в ЕС. Который решил, что порты следует распродать, а от прибыльных водных перевозок отказаться.
Дело в том, что ЕС оказалось выгоднее строить новые суда не в Греции, а в Германии (еще бы, ведь главным "рулевым" в Европейском союзе является именно Германия, и она отстояла свои интересы в конкурентной борьбе с более слабыми партнерами - соседями по ЕС). Многие судостроительные предприятия Греции закрылись. Отрасль всего лишь за 20 лет пришла в Греции в такой упадок, что с момента вступления в ЕС греческие судовладельцы уже заказали за границей... почти 800 кораблей.
"Греции действительно очень тяжело заниматься судостроением, которое было национально определяющей отраслью страны, как и туризм. Два конька, которые могли бы сегодня вытащить Грецию из кризиса, - считает Грамматикопулос. - Но для ЕС это было невыгодно: если бы мы сохранили свое судостроение, мы бы сейчас имели гораздо больше политической (и экономической!) самостоятельности, чем сейчас".

ЕС в свое время потребовал от Греции адаптации к общеевропейскому рынку труда, в результате чего страна отказалась от самообеспечения, заменив промышленный сектор развитой сферой услуг. За это Афины хвалили еврочиновники и давали кредиты, чтобы население на первых порах не замечало неблагоприятных перемен и продолжало жить в иллюзии всеобщего изобилия.
За период с 1996 по 2009 годы доля сферы услуг в греческом ВВП выросла с 62% до 75%, в то время как промышленность пришла в упадок. Евросоюз «раскрывая объятия» республике поставил основным условием изменение формы собственности для важнейших стратегических предприятий, ранее находившихся под контролем государства.
В частности, Афины приняли решение передать частным владельцам примерно 700 национальных компаний . 27 из них были приватизированы до 2000 года, в том числе и 5 ведущих банков страны. Доля государства в Центробанке Греции снизилась в тот период до 50%, а к 2010 году ее размер составлял всего 33%. Иностранный капитал завладел телекоммуникационной компанией, предприятиями пищевой промышленности и стройиндустрии. Даже винным заводом, производящим легендарный греческий бренди Metaxa теперь владеет британская фирма Grand Metropolitan.
"Проблема не в долге (Греции), каким бы астрономическим он не был, - соглашается Михаил Делягин. - Да, 180% ВВП у них долг. Но, знаете, любой долг можно списать один раз и затем начать жизнь с чистого листа. У Греции же нет даже такого выхода. У них сейчас по текущим выплатам бюджет сбалансирован. Только он сбалансирован на падающей экономике, в которой долго жить нельзя. Это стабильность не на кладбище, но близко к кладбищу. Развиваться Греция не может. Она лишена этой возможности. Ради прибылей, в первую очередь немецких, во-вторых - австрийских, швейцарских, французских и прочих концернов".

Что с Грецией сейчас

По словам Делягина, в ЕС любое правило согласовано между 27 странами. И это не поддается изменению. Греки могут просить у Европы новые деньги, им пять лет уже давали и прощали деньги. Но Европа не может изменить свои правила, которые не дают Греции работать. Поэтому они постепенно убивают Грецию, и они ее добьют.
После того как Греция попала в долговую зависимость, кредиторы с полным правом вмешиваются не только в экономическую, но и в политическую жизнь страны, вымогая все новых уступок. Например, следующий этап программы приватизации, разработанный структурами ЕС для Афин, предусматривает передачу в частную собственность 80-ти тысяч государственных объектов, в том числе больниц, православных храмов, ферм и даже… пенитенциальных учреждений. Им предстоит либо уйти с молотка, либо сменить свой профиль.
В настоящее время «европартнеры» (страны, где в основном преобладает католицизм) осуществляют сильное давление на Православную церковь Греции. Населению навязан ряд непопулярных законов, в том числе об однополых браках, легализации абортов и официальном признании «свободного сожительства». А поскольку экономический кризис в стране продолжается, Брюссель вряд ли становится на достигнутом. Сейчас он даже готовит новый «антирасистский закон», запрещающий грекам обращаться к национальному эпосу, чтобы «не обидеть чувства мусульман и албанцев».

Но греки ничего не могут с этим поделать. «Европейский Центробанк (ЕЦБ) надел удавку на шею Греции ", - признался в марте текущего года премьер-министр Греции Алексис Ципрас. - Грецию вынуждают брать новые кредиты для того, чтобы оплачивать старые долги, и разорвать этот порочный круг пока не удаётся. В то же время государственная казна пустеет, как показывают последние данные Банка Греции, и у людей нарастает беспокойство по поводу того, чем государство будет платить пенсии и зарплаты».
Экономика Греции обескровлена годами кризиса, население нищает, госдолг достиг 180 процентов ВВП... Если бы кто-нибудь в 1981 году сказал грекам, что это станет закономерным результатом их вступления в Евросоюз, Греции в рядах ЕС никогда бы не было. Тогда грекам казалось, что «принадлежность к европейской семье» сулит рост благосостояния и подъём экономики. Вместо этого Греция угодила в финансовую кабалу, уничтожена греческая промышленность, деградировало сельское хозяйство.

"Для нее (Греции) выход один - уходить из НАТО и заодно, за компанию, вступать к нам: сначала в Таможенный союз, потом в ЕАЭС, - уверен Делягин. - Но для этого мы должны дать конкретные предложения Греции. Дорогие друзья, перед вами откроется наш рынок вина, мы поделим его с Таманью и Крымом. Перед вами откроется наш рынок оливок. Мы ничего не будем закупать в Европе. Только у вас. Если вы выращиваете табак, это будет тоже ваш рынок. Все, что у вас есть, - пожалуйста, мы готовы принять".
"С другой стороны, гарантируйте наши (РФ) инвестиции в Грецию. Ради всего святого, сажайте, пожалуйста, наших олигархов, если они что-то украдут: они нас тоже достали. Но вы получите такие-то инвестиции по такому-то графику, это такое-то количество рабочих мест. Должно быть сделано конкретное деловое предложение".

С ним согласен и известный американский экономист Линдон Ларуш, который советует Греции не только выйти из еврозоны, но и присоединиться к группе БРИКС. Как говорит Ларуш, трансатлантическая система управления миром с центрами в лондонском Сити и на Уолл-Стрит обанкротится независимо от того, останется Греция в ЕС или нет. «Однако у Греции есть выход , - подчёркивает Ларуш. – Она может присоединиться к движению БРИКС, этой растущей части мира, порвавшей с англо-американскими интересами… Греция имеет уникальные и близкие отношения с Россией и Китаем, и это ее ворота в БРИКС».

Почему ЕС не хочет отпустить Грецию?

Выход Греции из еврозоны - это шаг к дезинтеграции ЕС. Такой шаг стал бы «катастрофой» для Европейского союза , заявил комиссар ЕС по экономическим и финансовым вопросам Пьер Московиси в интервью журналу Der Spiegel, поскольку «если Греция покинет еврозону, то Италия и Испания будут следующими, а затем из еврозоны выйдет и Германия».
Однако если так, то почему на «шее Греции» затягивают петлю, заставляя экономить на всём, включая зарплаты и пенсии?
Ответ прост: в «зоне равного процветания» никто не собирается делиться прибылью, в том числе той, которую получают от интеграции Эллады в ЕС крупные британские и немецкие корпорации. Прибыль – одним, жёсткая экономия – другим.

Известный специалист по банковскому делу Элен Браун напомнила о тех угрозах, которые адресовал Греции в преддверии январских выборов в этой стране один из крупнейших в мире коммерческих банков Goldman Sachs (кстати, главный частный спонсор кампании Барака Обамы по выборам в президенты США). Goldman Sachs предупреждал тогда, что, если не будет избран премьер-министр «жёсткой экономии», центробанк Греции останется без ликвидности. А через неделю после того, как пост премьера занял Алексис Ципрас, ЕЦБ заявил, что больше не будет принимать долговые обязательства правительства Греции под займы греческим банкам. Петля на шею греков была заготовлена давно…
Установившаяся практика МВФ и ЕЦБ такова, что выплачивать долги иностранным банкам приходится тем, кто никакого отношения к этим долгам не имеет. МВФ предоставляет займы только тем правительствам, которые обеспечат свободу трансграничного движения капиталов, проведут приватизацию естественных монополий, сведут на нет расходы на образование, здравоохранение, социальное жильё, общественный транспорт, отдадут на откуп иностранным инвесторам окружающую среду, сократят зарплаты, увеличат налоговое бремя на «неинвесторов». История последних десятилетий знает много таких стран и таких правительств. Однако Греция (прав в этом отношении Линдон Ларуш) имеет сейчас шанс сбросить надетую на неё удавку.