Собор Святой Софии (Айя-Софья) в Стамбуле. Собор Святой Софии в Стамбуле — знаменитая Айя София Айя софия

Адрес: Турция, Стамбул
Дата основания: 324 год
Начало строительства: 532 год
Окончание строительства: 537 год
Координаты: 41°00"30.9"N 28°58"48.7"E

Содержание:

Краткое описание

Там, где залив Золотой Рог встречается с Мраморным морем, в историческом центре Стамбула возвышается церковь Премудрости Божией, известная как Софийский собор на греческом языке и Айя-София - на турецком.

Увенчанная парой огромных минаретов, Айя-София снаружи напоминает исламский храм, однако войдя вовнутрь, легко угадать убранство некогда православной церкви. Первый храм в честь Святой Софии был построен ещё в 326 году при императоре Константине.

Общий вид собора

Церковь неоднократно разрушалась и восстанавливалась, пока император Юстиниан I не вознамерился возвести здание, которое должно было стать символом величия Византии и затмить своей красотой не только языческие святилища Рима, но и знаменитый Иерусалимский Храм.

В 537 году при освящении Собора Святой Софии, обойдя его кругом, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, о, великий Соломон!» . По словам очевидцев, храм Святой Софии «царил над городом как корабль над морскими волнами». Благодаря свету, струящемуся из окон, создавалось впечатление, что «купол Софии подвешен к небесам золотой цепью».

Вид на собор c юга

Внутреннее пространство храма обрамлялось галереями из малахитовых и порфировых колонн. Пол покрывал затейливый узор из цветных мраморов. Иконостас поддерживали серебряные колонны с золотыми капителями. По легенде, император Юстиниан даже хотел выложить стены собора плитами из кованого золота, но астрологи предрекли, что в конце веков придут алчные цари, которые захотят завладеть всеми сокровищами храма и разберут его до основания.

Собор Святой Софии - царственный храм православия

Более 1000 лет Собор Святой Софии в Константинополе оставался крупнейшим храмом всего православного мира. С ним связано множество знаменательных событий. 16 июля 1054 года в стенах Софийского собора личный представитель папы римского Льва IX - кардинал Гумберт и патриарх Константинополя - Михаил Кируларий предали друг друга анафеме (отлучению от церкви), что послужило причиной церковного раскола на православных и католиков.

Согласно «Повести временных лет», именно в Соборе Святой Софии послы князя Владимира познакомились с православной религией. Потрясённые красотой службы, они посоветовали Владимиру обратить Русь в христианскую веру.

Вид собора в ночной иллюминации

Айя-София - мечеть султана-завоевателя

В 1453 году султан Мехмед II завоевал Константинополь и превратил Собор Святой Софии в мечеть Айя-София, достроив четыре минарета . На одной из мраморных плит храма, справа от кафедры, предназначенной для чтения проповедей, есть рисунок, напоминающий кисть руки. По легенде, это отпечаток руки Мехмеда II, который въехал в церковь Святой Софии верхом на коне по трупам убитых христиан. Конь, испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы. Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови, и остался отпечаток.

Вид сводов собора

Собор Святой Софии - яркий пример смешения культур

Турки замазали известью византийские мозаики, а на стенах повесили щиты из верблюжьей кожи, с сурами из Корана, написанными золотом. В 1935 году президент Турецкой Республики Ататюрк основал в Айя-София музей, и мозаики были расчищены. По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь. В Софийском соборе найдены даже рунические надписи, сделанные варягами на мраморных парапетах. Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке.

Интерьер собора

Из-за этой перестройки молящиеся вынуждены располагаться под наклоном относительно основного направления здания. Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне» . Согласно преданию, её волшебные свойства были обнаружены, когда император Юстиниан, случайно прислонившись к ней, избавился от мучительной головной боли. Чудеса случаются и сегодня, нужно только приложить руку к отверстию в колонне и повернуть его по часовой стрелке, и загаданное обязательно сбудется.

Собор размещен в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет. В сегодняшнее время является одним из символов города и музеем.

Собор Святой Софии признан одним из величайших образцов византийской архитектуры, сохранившихся до наших дней, который даже иногда называют «восьмым чудом света».


По словам русского ученого Н.П. Кондакова, этот храм «сделал для империи больше, чем многие ее войны». Храм Святой Софии в Константинополе стал вершиной византийского зодчества и на многие века определил развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Кавказа.


Храм является одним из наиболее древних и величественных сооружений, относящихся к христианской религии. Айя-София считается 4 в мире музеем равным по масштабу таким шедеврам как церковь Св. Павла в Лондоне, Сан Пьетро в Риме и Дома в Милане.


Имя София обычно толкуют как «премудрость» , хотя оно имеет гораздо более широкое значение. Оно может обозначать «разум», «знание», «умение», «талант» и т.д. Христа часто отождествляют с Софией в смысле мудрости и разума. Тем самым София представляет собой аспект Иисуса как образ Божественной Премудрости.


София — это не только духовная категория, но и популярное женское имя. Его носила христианская святая София, жившая во II веке — ее память празднуется 15 мая. Имя София распространено в Греции, Румынии и южнославянских странах. В Греции существует также мужское имя Софрониос с аналогичным значением — разумный, мудрый.

Софии — Премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе — главный храм Византийской империи.

«Айя-София»

Светильники горели, непонятный
Звучал язык, — великий шейх читал
Святой Коран, — и купол необъятный
В угрюмом мраке пропадал.

Кривую саблю вскинув над толпою,
Шейх поднял лик, закрыл глаза — и страх
Царил в толпе, и мертвою, слепою
Она лежала на коврах…
А утром храм был светел. Все молчало
В смиренной и священной тишине,
И солнце ярко купол озаряло
В непостижимой вышине.
И голуби в нем, рея, ворковали,
И с вышины, из каждого окна,
Простор небес и воздух сладко звали
К тебе, Любовь, к тебе, Весна!

Иван Бунин


Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: «Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище… Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря… Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет».


БОЛЕЕ 1000 ЛЕТ СОФИЙСКИЙ СОБОР В КОНСТАНТИНОПОЛЕ ОСТАВАЛСЯ САМЫМ БЮЛЬШИМ ХРАМОМ В ХРИСТИАНСКОМ МИРЕ.(ДО ПОСТРОЙКИ СОБОРА СВЯТОГО ПЕТРА В РИМЕ).
Его высота - 55 метров, диаметр купола - 31 метр, длина — 81 метр, ширина — 72 метра. Если смотреть на храм с высоты птичьего полета можно увидеть, что он представляет собой крест размерами 70х50.


Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса — изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части — нефы, с помощью колон и столбов.


Эксперты заключают, что купольная система этого древнего строения таких колоссальных размеров , что до сих пор поражает специалистов и остается настоящим шедевром архитектурной мысли. Впрочем, как и само убранство собора. Оно всегда считалось самым роскошным.



Внутренняя отделка храма длилась в течении нескольких веков и отличалась особой роскошью - 107 колонн из малахита (по преданию из храма Артемиды в Эфесе) и египетского порфира поддерживают галереи, окружающие главный неф. Мозаика на золотом полу. Мозаика полностью покрывающая стены храма.

Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол



Предание рассказывает, что строители храма Софии соревновались со своими предшественниками, некогда создавшими легендарный храм Соломона в Иерусалиме, и когда собор Святой Софии был закончен на Рождество Христово 537 года и его освящали, император Юстиниан воскликнул: “Соломон, я превзошел Тебя”.

Ангел показывает Юстиниану модель Собора Святой Софии

Даже на современного человека храм Святой Софии производит большое впечатление. Что уж говорить о людях Средневековья! Именно поэтому с этим храмом было связанно множество легенд. В частности, поговаривали, что план здания был вручен императору Юстиниану самими ангелами, когда тот спал.







Храму Святой Софии около тысячи лет, как и фрескам на его стенах и потолках. Фрески эти изображают современников библейских событий, которые происходили на рубеже первого миллениума, 10 веков назад. Храм Святой Софии реконструируется с 1934 года.


Над входом Вы увидите икону Богоматери Влахернской с ангелами, в эксонартексе отображено детство Христа.





Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Императоры Константин и Юстиниан перед Богородицей

Император Александр

Архангел Гавриил (мозаика свода вимы)

Иоанн Златоуст

Михраб, расположенный в апсиде


Когда Константинополь захватил султан Мехмед II (1453 год), храм был превращен в мечеть. Было пристроено 4 минарета, сильно изменено внутреннее убранство, замазаны штукатуркой фрески, перемещен алтарь.Софийский собор переименовали в мечеть Айя-София.

После турецкого завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом в 1453 году, Айя София была преобразована в мечеть . Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ. В многочисленных перестройках, производившихся в османский период Айя София была значительно укреплена, в том числе за счет стабилизирующих минаретов. Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом).

C 1935 года по распоряжению основателя турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, Айя-София стала музеем , а замазанные османами мозаики и фрески вскрыты, но рядом с ними оставлены и завораживающие исламские орнаменты. Поэтому сейчас внутри музея можно наблюдать невообразимое смешение христианской и исламской символики.

Падение Константинополя (картина неизвестного венецианского художника конца XV — нач. XVI в.)





Некогда самый большой христианский собор в мире, затем мечеть, а ныне музей – Айя-София по праву считается самой крупной жемчужиной в ожерелье достопримечательностей Стамбула. Иногда именуемый восьмым чудом света, достаточно скромный снаружи и головокружительный внутри, памятник византийской архитектуры не оставит равнодушным ни одного человека.

У собора Святой Софии весьма непростая история: он неоднократно разрушался, сгорал или перестраивался. В том виде, что мы видим его сегодня, Айя-София (с небольшими изменениями) стоит с 537го года. Первый храм Софии заложили на рыночной площади Августион в начале IV века при императоре Константине I. Тем не менее существуют расхождения в источниках: считается, что "великую церковь" достраивал уже сын Константина I, император Констанций II. В любом случае, тот храм не простоял и века, сгорев в 404м году. На его месте возвели новую церковь, которая через 11 лет тоже целиком сгорела. В том же году возвели новую базилику, в итоге сгоревшую в 532м году во время восстания "Ника", крупнейшего бунта в истории не только Константинополя, но и всей Византийской империи. Сейчас сложно представить, но разборки, так скажем, фанатских группировок на ипподроме переросли в масштабное восстание, сопровождавшееся массовыми убийствами, пожарами и разграблением города. Повстанцы даже успели выбрать нового императора. Правивший в те годы Юстиниан собирался покинуть город, однако его жена заявила, что лучше выберет смерть, нежели позорный побег. Заручившись поддержкой армянского полководца Нарсеса, Юстиниан атаковал бунтовщиков, собравшихся на ипподроме для коронации своего провозглашенного императора. Погибло около 35 тысяч человек.

После подавления бунта на том же самом месте Юстиниан повелел возвести храм, который станет символом величия Византии и превзойдёт все существовавшие на тот момент храмы. Для реализации грандиозной идеи он привлёк двух известных архитекторов, Анфемия Тралльского и Исидора Милетского, отличавшихся нетрадиционным и системным подходом к строительству. Близлежащие к площади Августион частые территории были выкуплены, и за рекордные 5 лет силами 10 тысяч рабочих в Константиполе возник собор Премудрости Божьей. После взятия Константинополя султаном Мехмедом Фатихом собор был преобразован в мечеть. Айя-София подверглась перестройкам, постепенно возвели 4 минарета, дополнительно поддерживающие и укрепляющие периметр сооружения. В 1935м году по указу Ататюрка, основателя турецкой республики, Айя-Софию преобразовали в музей, где уже более 80 лет посетители любуются и восторгаются смешением разных эпох, исламской и христианской символики.

Обращаю внимание, что чтобы попасть внутрь, Вам скорее всего придётся отстоять длинную очередь, поэтому рекомендую прийти хотя бы за полчаса до открытия. После покупки билета стоимостью 30 лир и серьёзного досмотра Вы через внутренний двор попадёте в нартексы, соединённые между собой узкими арочными сводами. Мозаичные плиты с орнаментом на стенах были привезены уже после того, как Айя-София обрела статус мечети.

Нартексы предназначались для приготовлений к молитвенному ритуалу перед тем, как пройти в главный зал собора/мечети. Крестообразные своды выглядят изрядно потрёпанными временем и сыростью.

Когда попадаешь в главную часть через одни из 9 ворот, голова кружится от объёмов сооружения. Ведь более 1000 лет собор Премудрости Божьей являлся самым большим храмом христианского мира, пока не построили собор Святого Петра в Риме.

Большая часть посетителей собора ходят с задранными вверх головами, разглядывая огромный купол и соседство медальонов с арабской вязью с изображением Дева Марии на сводах.

К центральному куполу с востока и запада примыкают две ниши с полусферическими сводами. Как и в других мечетях Стамбула, искать абстрактные и необычные сопряжения поверхностей сводов стало одним из обязательных направлений съёмки.

Отдельно стоит остановиться на центральном куполе (слева). Такой необычный ракурс, честно скажу, отчасти обусловлен проводимыми в Айя-Софии на момент моего визита реставрационными работами. Внушительные строительные леса поднимались под самый потолок и лезли в кадр. Впрочем, на куполе мы ещё остановимся ниже.

Обтянутые кожей 8 дисков диаметром 7,5 метров с золотой арабской вязью среди колонн галерей второго яруса – одни из главных святынь Айя-Софии.

Они несут на себе имена Аллаха, пророка Мухаммеда и его внуков Гасана и Гусейна, а также имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али.

Идём в дальнюю от входа юго-восточную часть, где расположен алтарь. Справа от алтаря возвышается минбар – кафедра, с которой имам в день пятничного намаза читает проповеди.

Михраб, как полагается, направлен в сторону Мекки и Каабы.

Изящная ложа султана находится на возвышении слева от михраба.

У правой, южной, анфилады за золочёным ограждением располагается библиотека, привезённая в годы правления султана Махмуда I в XVIII веке.

В Айя-Софии также проходила выставка арабской каллиграфии. Тонкость линий вызывает лишь восхищение.

"Плачущую колонну" из-за большого скопления туристов около неё фотографировать не стал. В покрытой конденсатом колонне имеется отверстие, в которое надлежит вставить большой палец и совершить кистью полный круг, предварительно загадав желание. Говорят, желание обязательно исполнится. Но лучше поднимемся повыше. Ведь полноценное впечатление о масштабах собора/мечети можно составить, только поднявшись в галереи второго уровня.

Для отделки собора использовались 12 сортов мрамора, самый лучший камень везли из Спарты, Ливии, Греции, Египта.

Со второго яруса можно получше поразглядывать своды, полусводы, ниши и сохранившиеся или частично восстановленные фрески с росписями на них.

Во времена Османской империи православные фрески и мозаики в Айя-Софии сразу же замазали штукатуркой. И лишь после преобразования мечети/собора в музей при Ататюрке начались восстановительные работы. Интересно только, а до купола подданные султанов тоже сумели добраться?

На верхнем ярусе значительно меньше народа, хотя повторюсь, побывать в храме и не подняться по пандусу на второй этаж – настоящее упущение.

В галереях глазу и объективу есть за что зацепиться, начиная от росписи арочных сводов и резных капителей колонн до уникальных фресок и мозаик.

Император Иоанн II c женой Ириной и сыном Алексеем, предстоящие перед Богородицей.

Иисус Христос на престоле с Евангелием, рядом император Константин IX c женой Зоей.

Наибольший интерес представляет мозаика "Деиисус", датируемая XIII веком. Иисус Христос в окружении Богоматери и Иоанна Крестителя судит человечество за грехи.

Сверху было видно, как всё прибывали и прибывали туристические группы, заполняя собой, казалось, всё доступное пространство собора. Но не удержался и, когда спустился вниз, то направился не в сторону выхода, а в центр зала, чтобы сделать ещё несколько снимков купола.

Купол диаметром 31 метр и высотой 55 метров поддерживают четыре массивных столба, заканчивающихся сферическими треугольниками, пандативами, через которые вес массивного купола перераспределяется на полусводы двух примыкающих нефов. На пандативах сохранились изображения крылатых херувимов.

Подкупольное пространство освещается через 40 арочных окон.

Однако этих и остальных окон в соборе недостаточно, поэтому с потолка свисают массивные люстры, через которые также можно ловить нетривиальные ракурсы.

Посетить Айя-Софию обязательно стоит в силу уникальности сооружения, побывавшего за свою историю и собором, и мечетью, и теперь открытого для всех в качестве музея. Где ещё Вы сможете увидеть подобное смешение христианства и мусульманства? Все религии изначально учат одному и тому же, но предназначены для разных народов. Айя-София может служить символом такого единства.

Продолжая рейд по самым главным достопримечательностям Стамбула и, перейдя площадь, можно оказаться в главной мечети города, Голубой. О ней рассказ пойдёт дальше. Keep it locked!

Другие посты о Стамбуле :

Дворец султанов Топкапы и гарем

Айя София (Стамбул) — пожалуй, самый популярный музей в Турции. По статистике за туристический сезон Софийский собор посещают около 3 миллионов туристов со всего мира, чтобы увидеть его уникальные реликвии и архитектуру, а еще стать частью почти 1500-летней истории этого величественного сооружения.

Премудрость Божия — так красиво звучит перевод названия одного из красивейших зданий мира: православного собора, затем мечети, а ныне музея Айя София, Стамбул.

Премудрость Божия — и сразу на ум приходит образ чего-то светлого, величественного и прекрасного. Да, да, такой он и есть: известный по всему миру памятник византийского зодчества — собор святой Софии в Стамбуле.


Часто можно встретить вопрос: «Святая София Константинопольская — кто она? Почему самый знаменитый собор святой Софии (Турция) так называется?» Здесь имеется в виду не конкретная женщина, жившая в прошлом: святая София, которой и посвящён храм.

Скорее всего, здесь София — имеет значение Премудрости Божия, понятия Божественной мудрости, Божественного провидения, Божественного плана, Божественного присутствия во всём, что нас окружает, и в нас самих. Мудрость Божья — она и в Библии, и в заповедях, и в храмах, и в душах каждого из нас.

Всегда София: история от 4 века и до 20-го

Перед рассветом всегда закат: неудачное начало

История Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας (так называлась церковь по-гречески) началась ещё во времена Византийской империи в годы правления императора Константина Первого.

В самом центре Константинополя, у императорского дворца в 20-е годы четвёртого века — только представьте, наш 21 и 4! — возвели христианскую церковь. Но через несколько лет в городе произошло восстание недовольного властью народа. Начался сильный пожар, и церковь сгорела.

Храм святой Софии в Константинополе построили во второй раз, но через 10 лет во время пожара он тоже сгорел. Императором был Феодосий 2, и по его указу на этом месте поставили базилику с колоннами внутри. Но в 532 году в ходе крупного народного восстания уже при Юстиниане 1 сгорела и она.

Подсказка Ангела

Через 40 дней после пожара император Юстиниан приказал на том же месте построить новую церковь святой Софии. Он задумал сделать её не только украшением города, но и жемчужиной своей империи.

Говорят, что ночью Юстиниан увидел Ангела, который показал ему макет будущего великолепного собора Аве София. Императору так понравился макет строения, что впоследствии, он даже спорил с проектировщиками здания, потому что их план предполагал не то количество окон в храме, которое Юстиниан видел на макете Ангела.

С миру по нитке …

Для возведения нового здания правителем были приобретены близлежащие участки земли с уже имеющимися на них строениями. Когда земля стала принадлежать Юстиниану, он приказал снести с этих земель все дома.

Ежедневные строительные работы осуществлялись 10 тысячами рабочих под руководством лучших архитекторов того времени Милетского и Тралльского.

Мрамор для строительных работ привозили со всех концов империи. Чтобы придать Ἁγία Σοφία ещё больше роскошный вид, чтобы церковь сияла, и в прямом, и в переносном смысле этого слова, при работе использовались золото, серебро и слоновая кость.

Кроме того, в Софийский собор в Константинополе привозили части многих древних строений: из Римского храма Солнца специально для Собора святой Софии доставили 8 колонн из порфира, из прекрасного храма Артемиды, находящегося в старинном городе Эфесе привезли 8 яшмовых колонн, выполненных из чудесного зелёного мрамора.

Есть версия, что огромную дверь, в которую имел право входить в храм только император (личный телохранитель и свита могли использовать для входа соседние ворота), сделали из дерева Ноева ковчега.


Высота императорских ворот около 7 метров, и археологи относят их производство к 6 веку нашей эры. Ну сейчас, конечно же, входная дверь более «современная»: изготовлена в 19 веке. А оригинальная версия была вывезена крестоносцами еще в 13 столетии.

…и готов шедевр

Строительство храма св. Софии в Константинополе продолжалось 6 лет. Для сооружения таких колоссальных размеров это совсем не много. Изначально к зданию собора святой Софии примыкал внутренний дворик. До наших дней от него ничего не сохранилось.

Высота здания равнялась 56 метрам, а диаметр необычного, почти плоского огромного купола — 31 метру. Под куполом были изображены шестикрылые Серафимы. Их изображение историки относят к 6 веку.


Лики Серафимов (их длина 11 метров) закрыты 8-ми-угольной звездой. И лишь у одного из них открыто ангельское лицо.


Стены были сплошь покрыты изумительной мозаикой и прекрасными фресками.


Прочность стен, по мнению современных учёных, достигалась добавлением в строительный раствор листьев ясеня. Строительство этого чуда обошлось императорской казне Византии в три годовых дохода.

Больше, чем тысячу лет, со дня своего создания и до появления в Риме собора святого Петра, храм Санта София считался самым грандиозным и роскошным в христианском мире. До наших дней сохранились летописи современников Аль Софии, посетивших храм и восхищённых его невиданной до той поры красотой и богатством внутреннего убранства.

Один из паломников писал, что в Ayasofya (название по-турецки) находился золотой крест, который размерами достигал роста двух человек. Он был украшен дорогими камнями и жемчугом. А перед ним висели 3 золотые лампады.

Храм Софии, Премудрости Божией, действительно, был прекрасен. Смотрящим на него казалось, что он похож на огромный корабль, который почти достигает неба.


Для Богослужений была изготовлена украшенная разноцветными драгоценными каменьями утварь. При церкви находилось 525 священнослужителей. Почти сразу же её стали называть «Великой». Святая София Константинопольская стала символизировать «золотой век» Византии.

Мифы и легенды: как же без них

Существует легенда, по которой Юстиниан собирался покрыть золотом все внутренние поверхности церкви, все стены от потолка до свода. Но придворные предсказатели остановили его. Они сказали, что через много лет в город придут захватчики, которые, чтобы забрать всё золото из храма, разрушат его до основания. Император, которого, прежде всего, заботила слава и прославление его имени в веках, призадумался и отменил своё решение.

Но даже, несмотря на это обстоятельство, когда он в первый раз вошёл в уже полностью построенный собор (годы постройки 532-537), то не удержался и воскликнул в восхищении: «Соломон, я превзошёл тебя!». Говоря эти слова, он имел в виду знаменитый, сказочно красивый храм, построенный в Иерусалиме в годы правления царя Соломона.

Здесь вершилась История

Спустя всего несколько лет город пережил землетрясение, а позже ещё одно, в ходе которого сильно пострадал купол церкви. Он попросту обвалился, так как почти ни на что не опирался. Такой, как бы парящий в воздухе купол был главной архитектурной особенностью церкви св. Софии. Собор быстро восстановили. Но его прежний вид, в связи с восстановительными работами, хоть и не сильно, но изменился.

По данным историков именно в храме святой Софии в Константинополе крестилась великая княгиня Ольга. Это событие произошло около 955 года. Согласно повести временных лет Ольгу лично крестили император Константин VII Багрянородный вместе с патриархом Феофилактом. Именно в Софийском соборе ей было дано новое имя: Елена. Она вместе со своим сыном великим князем Киевским Святославом Игоревичем первыми приняли крещение, несмотря на то, что дружина и весь народ все еще оставались язычниками.

В июле 1054 года Софийский собор оказался центром событий, которые, в дальнейшем, оказали влияние на всю мировую историю. Во время Богослужения представитель Папы Римского вручил патриарху Константинополя отлучительную грамоту. Через 4 дня патриарх дал свой ответ: он предал анафеме легатов Папы.

Это стало началом раскола церкви, её разделения на православную и католическую, что, впоследствии, привело к жестоким войнам и многочисленным людским жертвам. Ночью с 28 на 29 мая в 1453 году прошло последнее в многовековой истории Айя-Софии христианское Богослужение, так как уже 29 мая храм захватили турки.

Превращение в мечеть

Ворвавшись внутрь собора, турецкие захватчики разломали и разграбили драгоценное убранство, порубили иконы, похитили богато украшенные драгоценными камнями одеяния священнослужителей, а тех, кто находился в здании — православных верующих — убили.

В это же время из храма была украдена одна из его святынь — долго хранившаяся там Туринская плащаница. Внутри храма сохранилась колонна с красной полосой. Как гласит древнее предание, эта полоса и показывает сколько крови убитых было пролито в этом священном месте.

По другой версии, это отпечаток окровавленной руки предводителя крестоносцев дожа Дандоло. Любопытно то, что этому захватчику Константинополя к тому моменту исполнилось 97 лет(!), и он был слепым на один глаз. Нет, я всё понимаю: захватчик, завоеватель. Но в 97 лет с одним глазом, на коне. Ещё же и оружие хоть какое-то в руках надо держать. Ух ты!

Правда, уже через год он умер, там же, в захваченном им городе. Дандоло был похоронен в соборе святой Софии. На втором ярусе находится его гробница. Но сейчас она пуста. Когда храм стал мечетью, правящий в то время султан приказал выбросить останки дожа собакам. Приказ султана, естественно, тут же выполнили. Вот такой интересный факт.

Увидев храм впервые, султан-захватчик приказавший превратить его в мечеть, был поражён и восхищён внутренним и внешним убранством собора. Он не стал разрушать его, а решил сделать его главной мечетью города.

Спустя некоторое время, к Софийскому собору пристроили 4 минарета, и православный храм обратился в Софийскую мечеть.


В ходе перестроечных работ многие христианские фрески и изображения, которые до переделки здания в мечеть красивым ковром покрывали его стены, были замазаны штукатуркой. Но именно благодаря этому обстоятельству, некоторые из них сохранились до наших дней. Премудрость Божия видна во всём, не так ли?

Вы, конечно, знаете о некоторых особенностях православных храмов: алтарь Софийской церкви был обращён на восток. Поэтому мусульманам пришлось внести изменения: михраб, который должен указывать направление на Мекку (микраб — это ниша для моления имама), был помещён в юго-восточный угол огромного храма.


Это привело к тому, что мусульмане при вознесении молитв располагались как бы под углом относительно всего храмового пространства мечети Аль София.


Долгое время не проводилась реставрация здания. И только в 1847 году, когда уже появилась реальная опасность его обрушения, были начаты работы по реконструкции и восстановлению прекрасного святилища. Они продлились целых два года.

Экскурсия в век двадцатый: «случайная» литургия

Кстати, насчёт бывшей. Разговоры и даже переговоры на эту тему не утихают: мусульмане хотят вернуть её себе как мечеть, а православные себе как храм, как и было изначально.

На эту тему расскажу одну малоизвестную историю. В самом начале 1919 года в мечети святой Софии прошла православная Божественная литургия. Это произошло впервые за 500 с лишним лет.

Дело было так. После 1 Мировой войны Стамбул оккупировали войска Антанты. Среди них были православные священники. Один из них — иеромонах Левтерис Нуфракис. И решили православные военные отслужить Божественную литургию в знаменитом бывшем соборе. Как все понимали, осуществление этой идеи было делом опасным. Но военным-то к опасности не привыкать.

И вот январским утром, когда в мечети ещё никого не было, отец Левтерис с группой людей вошёл в Айя Софию и начал литургию, захватив с собой переносной антиминс и Евангелие, необходимые для совершения Богослужения. Сторож не мог понять, что происходит, но не стал противиться людям в военной форме. Впервые за прошедшие 5 веков здесь было произнесено имя Иисуса Христа.

Но время шло. К мечети стали подходить мусульмане для молитвы. Стоящие в дверях военные объясняли им, что мечеть временно закрыта. За это время священник закончил Богослужение, и все присутствующие причастились. Они вышли на улицу и спешно направились в свою часть.

Турецкие военные были возмущены этим событием и направили протест властям. А отец Левтерис получил выговор от премьер-министра Греции, но так, «для порядку».

Мечеть на месте бывшей Айя Софьи просуществовала до 1935 года. Именно в этот период первый президент Турецкой республики Кемаль Ататюрк распорядился создать здесь музей. Такой статус остается за зданием и по сегодняшний день.

И вот уже почти столетие Santa Sophia в турецком районе Sultanahmet так и остаётся только музеем. Никаких Богослужений, в сравнении, например, с Софийским собором в Киеве, там не проводится. А ведь в Киеве собор святой Софии тоже музей, но по большим церковным праздникам Службы там всё же проходят.

Храм святой Софии — музей мирового значения

Уникальные экспонаты

Почти через 100 лет, в 1935 году православный собор, а затем мечеть Айя София в Стамбуле стала музеем. В ходе его обустройства были счищены слои штукатурки, скрывавшие под собой восхитительные фрески и мозаики. Посетители увидели изображения Христа, Богородицы, Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя, архангелов, пророков, некоторые цитаты из Корана, изображения императоров государства.


Многие из них хорошо сохранились, а некоторые — только наполовину. Но, наверное, самые изумительные произведения искусства располагаются на втором ярусе знаменитой церкви.


Одна из них — Деисус: в центре находится Иисус Христос, а по бокам от него стоят Матерь Божья и Иоанн Креститель.


Это лишь сухое перечисление, краткое описание тех артефактов, которые здесь находятся. Но, когда видишь их своими глазами, эмоции переполняют.

Есть небольшие мозаики, а есть просто огромные. И представьте, они созданы из маааленьких кусочков стекла или других материалов. Иисус, Дева Мария… Какие глаза, какие эмоции на лицах! Какие сюжеты! И ведь это не картины, не фотографии. А сколько силы, мощи, чувств исходит от них. Словами не передать. Действительно, впечатляет. И очень сильно!


И какое-то неповторимое ощущение дает несочетаемое сочетание христианских и исламских святынь и изображений. И все это вместе — наша с вами история.

Таинственные достопримечательности

На стенах Софийского собора учёные нашли рунические надписи. Кем и когда они были сделаны — точного ответа нет.


Ещё одной загадкой Айя-Софии является находящееся там «холодное окно», которое «смотрит» на . Невероятно, но из него всегда, даже в самый жаркий день дует холодный ветерок.

А ещё тут есть постоянный житель Айя София — кот Гли.


Не покупая входного билета в музей Айя София в Стамбуле, он важно расхаживает по залам, следит за порядком и любит сидеть на императорском месте, там, где когда-то стоял трон правителя.

Большой популярностью пользуется украшающая Софийский собор в Стамбуле «плачущая колонна» или колонна святого Григория. Это одна из тайн Hagia Sophia. В одном анонимном древнерусском трактате с описанием Царьграда утверждается даже, что «в столпе замурован святый Григорий Богослов».

Мраморная колонна, основание которой покрыто медными листами, постоянно выделяет влагу, «плачет».

Это таинственное, необъяснимое ничем и никак явление породило легенду о том, что если просунуть палец в специальное отверстие колонны Желаний и прокрутить его, при этом прошептав своё самое-пресамое истинное желание, то оно сбудется непременно.


Наверное, что-то в этом есть. Не зря же у колонны всегда стоит целая очередь желающих поведать холодному мрамору о своём горячем желании.


А может это место, которому уже более полутора тысячи лет до того намолено, что энергетика пространства помогает исполнению желаний. Церковь всё-таки, хоть и бывшая.

Красота на века

Сегодня Святая София в Стамбуле — всемирно известная достопримечательность, к которой в первую очередь стремятся туристы, приехавшие в Стамбул со всего мира.


Во все века люди восторгались её красотой и воспевали её. Своими огромными размерами, грациозностью и красотой храм святой Софии Константинопольской покорил сердца немало видевших русских послов, прибывших в город в 838 году.


И сейчас, в наше время поэты и писатели посвящают Софии Константинопольской свои стихи и другие произведения, в которых выражают ей своё восхищение.


Например, в 1912 году написал стихотворение об Айя София Мандельштам Осип Эмильевич. Там есть такие строки:

«…здесь остановиться
судил Господь народам и царям.
Ведь купол твой, по слову очевидца,
как на цепи подвешен к небесам».

Как вам? Очень красиво, не правда ли?

Иван Бунин посвятил святой Софии своё произведение, Джон Сингер Сарджент написал цикл картин, где изобразил Софийский собор Турции.

На нашей планете совсем немного, к сожалению, зданий, где как здесь христианские святыни мирно соседствуют с арабской вязью и мусульманскими реликвиями. Пусть так будет и с людьми. Всегда!

Прогулка у стен Большой Айя Софии

С западной стороны от дворца Софии в Стамбуле расположен баптистерий. Он очень древний. Некоторые элементы его раннехристианской архитектуры говорят о том, что он появился раньше Айя Софии. Там находилась самая большая в городе купель. Её ширина превышала 3 метра, а высота равнялась 2 с половиной метрам. Купель было выполнена из цельного куска мрамора.

Позже постройку использовали для хранения свечного масла. Потом помещение срочно переоборудовали, и оно стало мавзолеем двух султанов: Мустафы и Ибрагима. Первый был свергнут и 15 лет провёл в темнице. Второй был задушен. Такая вот она, судьба некоторых султанов.

Возле музея стоят и другие массивные купольные гробницы. В них похоронены султаны Османской империи и их ближайшие родственники.


Остатки древних церквей, построенных при Константине Первом и Феодосии были случайно найдены во время археологических раскопок на территории знаменитого музея Агиа София или Ayasofya Müzesi (турецкое название) в первой половине 20 века. По этим находкам учёные смогли определить, что церковь Айс София имела довольно большие размеры. Богато украшенная мрамором, она состояла из 5 нефов — помещений, разделённых друг с другом рядами колонн…

Эти удивительные находки: основания и части колонн, ступеньки, саркофаги — до сих пор находятся там, на территории перед великой Айя-Софии. Сейчас эти свидетели давних событий гармонично вписываются в окружающую природную красоту.

Так вот, сидишь за столиком местного летнего кафе, а рядом открытый древний саркофаг, такой каменный ящичек в человеческий рост с прорезью для головы. Соседство, прямо скажем, впечатляет! Но если мыслить глобально, то… жизнь и смерть, прошлое и настоящее – они ведь рядом. Ндааа.

Малая София в Стамбуле

Святые Сергий и Вакх — кто они?

Есть в Стамбуле ещё одна София — Малая. Это церковь святых Сергия и Вакха. Построена она была на несколько лет раньше великого Софийского собора. Почему Малая Айя София? Предполагается, что её возвели по проекту тех же архитекторов. И она очень похожа на свою — вот не знаю, как правильно — старшую или младшую сестру? По размерам — вроде как младшая, а по возрасту — старшая.


Сергий и Вакх — римские воины. В числе первых они приняли христианскую веру. Их убили за отказ совершать обряды, которые не принадлежат христианству. Позже этих солдат причислили к лику святых, и теперь они являются покровителями воинов.

Малая Айя София — была первая церковь, основанная Византийским императором Юстинианом после восшествия на престол. Её возведение он взял под свой личный контроль. Строительство велось на участке земли вблизи , там, где Юстиниан жил до того, как стать главой государства.

Такое пристальное внимание самого императора было не случайным. Дело в том, что жизнь Юстиниана напрямую связана с этими святыми. Когда-то его приговорили к смерти, подозревая в измене как зачинщика заговора против правящего императора Анастасия. Но во сне Анастасий увидел именно их — Сергия и Вакха. Святые воины убедили тогдашнего императора в том, что обвинение ложно, и Юстиниана нужно освободить.

Теперь это мечеть

В 16 веке Church of Saints Sergius and Bacchus (английское написание названия церкви) стала мечетью Кючук Айя София. Со временем возле неё обустроили фонтан и возвели минарет.


Изначально внутри храма Сергия и Вакха было много мозаики и фресок. Сейчас внутреннее пространство мечети малая Айя София украшает арабская каллиграфия и синие орнаменты.


За несколько веков своего существования здание часто частично разрушалось от землетрясений. В настоящее время оно постоянно подвергается таким уменьшенным «землетрясениям»: ведь недалеко, метрах в двух от старого здания Кучук Айя София проходит действующая железнодорожная ветка.

Недалеко находится школа — медресе, чайный сад и старое кладбище.


Информация на заметку

Где, когда и много про входные билеты

В настоящее время Софийский собор находится по адресу: страна Турция, Стамбул, а дальше вот так — Sultan Ahmet Mahallesi, Ayasofya Meydanı, 34122 Fatih/İstanbul.

Музей Айя-София открыт каждый день, кроме понедельника. Также выходными здесь будут первый день Рамадана и в мусульманский праздник Курбан-Байрам. В зимний период с 1 октября по 14 апреля время его работы с 9 до 17 часов. В остальные дни режим, график меняется, и часы работы — с 9 до 19 часов. Вход внутрь прекращается за 1 час до закрытия музея.

Стоимость посещения музея 60 TL (турецкие лиры). Если перевести на другие валюты, то цена входа составит примерно 10$, 9Е или 650 рублей (цены в сентябре 2018 года). Дети до 8 лет могут попасть внутрь бесплатно, но для оформления такого билета потребуется паспорт.

Возможно приобрести аудиогид на месте по цене 20 TL, но можно бесплатно скачать его в интернете. Еще есть возможность приобрести билет «Скоростной проход». Он дает право не стоять в очередях, а быстро проходить в некоторые музеи. Его стоимость 125 TL и действует он 5 дней. Счетчик включается не со дня покупки карты, а во время посещения первого объекта.

Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи - создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь - у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.

Строительство собора

Одна лишь задумка превосходила все возможные цели - храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе . Вся страна трудилась ради возведения этого чуда.

Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.

Парящий купол

Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров.

Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.

Внутри храма

Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху.

Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.

Мозаики собора

В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения.

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Разрушение храма

Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое - люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.

Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.

Легенды и интересные факты

Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II , завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.

Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.

Мечеть Айя-София

После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.

Музей Айя-София

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре.