Лукашенко ограничил беспошлинный ввоз международных посылок. Ограничения на зарубежные посылки. Идея-фикс стала реальностью Указ не распространяется

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

О перемещении товаров для личного пользования

Изменения и дополнения:

Указ Президента Республики Беларусь от 11 февраля 2016 г. № 40 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 13.02.2016, 1/16266) ;

Указ Президента Республики Беларусь от 8 января 2018 г. № 7 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.01.2018, 1/17456) ;

Указ Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 490 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.12.2018, 1/18084)

В целях совершенствования правового регулирования таможенных отношений, связанных с перемещением физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь товаров для личного пользования:

1. Установить, что:

1.1. таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования 1 , ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Республике Беларусь в международных почтовых отправлениях в адрес одного получателя – физического лица, постоянно или временно проживающего либо временно пребывающего в Республике Беларусь (далее – получатель), или товаров для личного пользования 2 , доставляемых перевозчиком в адрес одного получателя, не уплачиваются в случаях, когда:

общая стоимость товаров, пересылаемых в течение календарного месяца в международных почтовых отправлениях в адрес одного получателя, в совокупности не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, и общий вес не превышает 31 килограмма (далее – месячная норма пересылки), при этом стоимость товаров, пересылаемых в одном международном почтовом отправлении, не превышает сумму, эквивалентную 22 евро, и вес не превышает 10 килограммов (далее – разовая норма пересылки);

общая стоимость товаров, доставляемых перевозчиком в течение календарного месяца в адрес одного получателя, в совокупности не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, и общий вес не превышает 31 килограмма (далее – месячная норма доставки), при этом стоимость товаров в одном отправлении, доставляемом перевозчиком, не превышает сумму, эквивалентную 22 евро, и вес не превышает 10 килограммов (далее – разовая норма доставки).

В случае ввоза товаров, пересылаемых в международном почтовом отправлении или ввоза товаров в отправлении, доставляемом перевозчиком:

с превышением разовой нормы пересылки без превышения месячной нормы пересылки или с превышением разовой нормы доставки без превышения месячной нормы доставки таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в отношении таких товаров в части превышения разовой нормы пересылки или разовой нормы доставки соответственно в порядке, определенном регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

с превышением месячной нормы пересылки без превышения разовой нормы пересылки или с превышением месячной нормы доставки без превышения разовой нормы доставки таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в отношении таких товаров в части превышения месячной нормы пересылки или месячной нормы доставки соответственно в порядке, определенном регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

с одновременным превышением разовой и месячной норм пересылки или разовой и месячной норм доставки таможенные пошлины, налоги уплачиваются (взыскиваются) в размере большей из сумм, исчисленных в отношении таких товаров, в части превышения разовой и месячной норм пересылки или разовой и месячной норм доставки соответственно в порядке, определенном регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Для целей контроля за соблюдением норм ввоза товаров для личного пользования без уплаты таможенных платежей датой ввоза товаров является:

в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, – дата регистрации документов, представленных в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, для помещения таких товаров на временное хранение;

в отношении товаров, доставляемых перевозчиком, – дата регистрации пассажирской таможенной декларации, представленной в отношении таких товаров.

Если в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, требуется произвести пересчет иностранной валюты, такой пересчет производится по официальному курсу валют, установленному Национальным банком на дату ввоза данных товаров, определенную в соответствии с частью третьей настоящего подпункта.

Действие частей первой и второй настоящего подпункта не распространяется на товары медицинского назначения и специализированную пищевую продукцию диетического лечебного питания, перечень которых утверждается Советом Министров Республики Беларусь, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Республике Беларусь в международных почтовых отправлениях и (или) доставляемые перевозчиком в адрес физических лиц, включенных в перечень, формируемый Министерством здравоохранения, страдающих отдельными неизлечимыми заболеваниями, перечень которых определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Порядок представления Министерством здравоохранения в таможенные органы сведений о физических лицах, указанных в части пятой настоящего подпункта, определяется Министерством здравоохранения по согласованию с Государственным таможенным комитетом;

1 За исключением неделимых товаров для личного пользования.

2 За исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива и неделимых товаров для личного пользования.

1.2. получатели товаров могут выступать декларантами товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, с использованием пассажирской таможенной декларации по форме, установленной актами, составляющими право Евразийского экономического союза, в случаях:

ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Республике Беларусь товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и (или) в отношении которых применяются запреты и ограничения, если пересылка таких товаров в международных почтовых отправлениях не запрещена;

ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Республике Беларусь товаров для личного пользования, указанных в части пятой подпункта 1.1 настоящего пункта;

выявления назначенным оператором почтовой связи либо таможенным органом отсутствия документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, сопровождающих международные почтовые отправления и используемых в качестве пассажирской таможенной декларации, либо отсутствия в таких документах сведений о товарах, необходимых для их выпуска;

намерения доказать достоверность сведений о стоимости товаров, содержащихся в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, сопровождающих международные почтовые отправления и используемых в качестве пассажирской таможенной декларации, если стоимость таких товаров была определена таможенным органом;

отказа в выпуске товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, указанного в пункте 17 статьи 286 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза;

1.3. регистрация пассажирской таможенной декларации не производится в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в отношении которых в качестве пассажирской таможенной декларации используются документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие такие международные почтовые отправления;

1.4. к документам, подлежащим в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, представлению физическим лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, относятся документы, указанные в приложении 1;

1.5. не требуется предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранных государств, временно ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Республике Беларусь:

дипломатическими работниками и работниками административно-технического персонала дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь и совместно проживающими с ними членами их семей;

работниками представительств государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь и находящихся за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза;

1.6. обязанность по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций в отношении товаров для личного пользования возникает:

у декларанта товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях;

у получателя товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

Обязанность по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций возникает, прекращается и подлежит исполнению при наступлении обстоятельств и в сроки, установленные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза для таможенных пошлин, налогов, взимаемых в отношении товаров для личного пользования, с учетом части третьей настоящего подпункта.

Обязанность по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций в отношении товаров для личного пользования прекращается, если размер не уплаченной в установленный срок суммы таких таможенных сборов не превышает сумму, эквивалентную одному евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком на день применения курса евро для исчисления таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза;

1.7. при ввозе в Республику Беларусь и вывозе из Республики Беларусь через пункты упрощенного пропуска через Государственную границу Республики Беларусь к товарам для личного пользования на основании устного заявления физического лица относятся следующие категории товаров:

товары для личного пользования, ввозимые и вывозимые в сопровождаемом багаже физических лиц, перечень и количество которых с учетом регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, устанавливаются Государственным таможенным комитетом по согласованию с Государственным пограничным комитетом, Министерством сельского хозяйства и продовольствия;

легковые автомобили (за исключением автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей) и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза 3 (далее – автомобили), зарегистрированные на территории Республики Беларусь, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь следующими на них физическими лицами – собственниками, в случаях, установленных законодательством;

автомобили, зарегистрированные на территории иностранного государства, временный ввоз которых на таможенную территорию Евразийского экономического союза допускается без предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь следующими на них физическими лицами – собственниками, в случаях, установленных законодательством, при наличии таможенных документов, подтверждающих выпуск таких транспортных средств в целях временного ввоза;

______________________________

3 За исключением моторных транспортных средств, не предназначенных для движения по дорогам общего пользования.

1.8. товары, не указанные в подпункте 1.7 настоящего пункта, либо в количестве, превышающем нормы, установленные в соответствии с абзацем вторым подпункта 1.7 настоящего пункта, а также товары, указанные в абзаце втором подпункта 1.7 настоящего пункта, ввозимые физическими лицами на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозимые с этой территории чаще одного раза в календарный день через пункты упрощенного пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, не подлежат соответственно:

ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза и должны быть немедленно вывезены с этой территории, если иное не установлено регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) законодательством и в действиях лица, осуществившего такой ввоз, отсутствует состав преступления или административного правонарушения;

вывозу с таможенной территории Евразийского экономического союза лицами, их перемещающими, если иное не установлено регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, и (или) законодательством.

Товары, указанные в части первой настоящего подпункта, могут быть перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь в порядке, установленном регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, через пункты пропуска через Государственную границу Республики Беларусь, в которых проводится таможенный контроль и осуществляются иные виды контроля на Государственной границе Республики Беларусь;

1.9. органы пограничной службы обеспечивают пропуск через пункты упрощенного пропуска через Государственную границу Республики Беларусь только товаров, указанных в подпункте 1.7 настоящего пункта, в пределах норм, установленных в соответствии с абзацем вторым подпункта 1.7 настоящего пункта, с учетом положений, предусмотренных в подпункте 1.8 настоящего пункта.

Органы пограничной службы представляют сведения о физических лицах и транспортных средствах в таможенные органы в соответствии с совместными нормативными правовыми актами либо соглашениями, регламентирующими порядок обмена данными сведениями;

1.10. порядок учета таможенными органами автомобилей, указанных в абзаце четвертом подпункта 1.7 настоящего пункта, определяется Государственным таможенным комитетом;

1.11. должностные лица органов пограничной службы, сотрудники органов внутренних дел в случае выявления товаров, перемещенных через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь с нарушением регулирующих таможенные правоотношения международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и (или) законодательства, информируют об этом таможенные органы.

Порядок оформления и передачи таможенным органам указанных товаров определяется совместным нормативным правовым актом Государственного таможенного комитета, Министерства внутренних дел и Государственного пограничного комитета;

1.12. службы авиационной безопасности международных аэропортов в Республике Беларусь информируют таможенные органы, расположенные в указанных аэропортах, в порядке, определенном в схеме пропуска через Государственную границу Республики Беларусь физических лиц, транспортных средств и товаров, о выявлении в сопровождаемом багаже физических лиц, убывающих с таможенной территории Евразийского экономического союза, товаров:

не относящихся к товарам для личного пользования;

в отношении которых применяются запреты и ограничения, установленные регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

1.13. при перемещении в адрес физических лиц товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиками, которые включены в реестр таможенных представителей, такие таможенные представители при совершении таможенных операций в отношении этих товаров от имени физического лица, указанного в сопроводительных документах в качестве получателя, вправе не представлять в таможенный орган договор с этим физическим лицом, подтверждающий полномочия на совершение таких таможенных операций;

1.14. таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования 4 , ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Республике Беларусь в сопровождаемом и несопровождаемом багаже физическим лицом, осуществляющим въезд на территорию Республики Беларусь чаще одного раза в три календарных месяца 5 , не уплачиваются, если стоимость таких товаров не превышает сумму, эквивалентную 300 евро, и общий вес не превышает 20 килограммов.

Действие части первой настоящего подпункта не распространяется на случаи въезда физического лица на территорию Республики Беларусь:

воздушным транспортом;

из сопредельного государства, во въезде на территорию которого физическому лицу было отказано, при условии подтверждения отсутствия товаров, не указанных в части третьей настоящего подпункта, и подтверждения отказа во въезде на территорию сопредельного государства путем представления таможенному органу документов, указанных в пунктах 6 и 7 приложения 1.

Стоимостные и весовые нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Республике Беларусь без уплаты таможенных пошлин, налогов, установленные в части первой настоящего подпункта, не распространяются на:

товары для личного пользования, указанные в приложении 2;

товары для личного пользования, указанные в абзацах первом и третьем пункта 5 статьи 266 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза;

бывшие в употреблении товары для личного пользования, ввозимые иностранными физическими лицами на период своего пребывания на таможенной территории Евразийского экономического союза без уплаты таможенных пошлин, налогов, указанных в абзаце первом пункта 6 статьи 266 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза;

транспортные средства для личного пользования;

товары для личного пользования, ввозимые с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

награды в виде орденов, медалей, кубков, спортивный инвентарь, фото- и видеооборудование, иные товары, используемые в профессиональной деятельности, не связанной с осуществлением предпринимательской деятельности, гробы с телами (останками) и урны с прахом (пеплом) умерших, наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, ввозимые без уплаты таможенных пошлин, налогов с соблюдением условий, установленных регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

______________________________

4 За исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива.

5 Для целей применения настоящего подпункта исчисление трех календарных месяцев начинается с 00 часов 00 минут первого числа месяца, в котором был осуществлен предыдущий въезд физического лица на территорию Республики Беларусь, за исключением въезда в случаях, определенных в части второй подпункта 1.14.

1.15. в отношении товаров, на которые не распространяются стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Республике Беларусь без уплаты таможенных пошлин, налогов, установленные в подпунктах 1.1 и 1.14 настоящего пункта, применяются стоимостные, весовые и (или) количественные нормы, установленные регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

1.16. авто- и мототранспортные средства для личного пользования, а также прицепы к авто- и мототранспортным средствам для личного пользования, ввозимые с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов физическим лицом, признанным переселившимся на постоянное место жительства в Республику Беларусь, должны находиться в собственности и быть зарегистрированы на такое лицо в стране предыдущего проживания в течение не менее двух лет до даты выдачи документа, подтверждающего признание такого лица переселившимся на постоянное место жительства в Республику Беларусь;

1.17. при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь товары, в отношении которых применяются меры экспортного контроля в соответствии с законодательством, не относятся к товарам для личного пользования;

1.18. для целей настоящего Указа:

под лицами, имеющими постоянное место жительства в Республике Беларусь, понимаются граждане Республики Беларусь, имеющие паспорт гражданина Республики Беларусь (за исключением паспорта гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь), национальное удостоверение личности моряка Республики Беларусь либо иной документ, указанный в подпункте 1.1 пункта 1 приложения 1, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которым в соответствии с законодательством предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, постоянно или временно проживающие в Республике Беларусь;

под лицами, переселившимися на постоянное место жительства в Республику Беларусь, понимаются лица, признанные в соответствии с законодательством прибывшими в Республику Беларусь для постоянного проживания, или граждане Республики Беларусь, ранее постоянно проживавшие за пределами Республики Беларусь и переехавшие на постоянное жительство в Республику Беларусь;

иные термины и определения используются в значениях, установленных регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

1.19. Советом Министров Республики Беларусь определяются сферы деятельности работ, при получении разрешения на которые в Республике Беларусь иностранное физическое лицо может ввозить на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Республике Беларусь в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже на период пребывания на такой территории с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов бывшие в употреблении товары для личного пользования;

1.20. Государственным таможенным комитетом определяются:

порядок оформления регистрации или отказа в регистрации пассажирской таможенной декларации;

порядок совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, товаров для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, выпуска таких товаров и отражения факта их признания не находящимися под таможенным контролем в случаях, предусмотренных регулирующими таможенные правоотношения актами, составляющими право Евразийского экономического союза, или в части, не урегулированной данными актами;

особенности совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в части, не урегулированной Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

ПЕРЕЧЕНЬ
документов, подлежащих представлению физическим лицом при совершении таможенных операций в отношении товаров для личного пользования

1. Документы, удостоверяющие (подтверждающие) личность, в том числе несовершеннолетнего лица, а также документы для выезда из Республики Беларусь или въезда в Республику Беларусь:

1.1. паспорт гражданина Республики Беларусь, дипломатический паспорт гражданина Республики Беларусь, служебный паспорт гражданина Республики Беларусь, свидетельство на возвращение в Республику Беларусь – для граждан Республики Беларусь;

1.2. вид на жительство в Республике Беларусь, проездной документ Республики Беларусь – для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь;

1.3. удостоверение беженца – для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь;

1.4. свидетельство о предоставлении дополнительной защиты в Республике Беларусь – для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь;

1.5. свидетельство о регистрации ходатайства о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь – для иностранных граждан и лиц без гражданства, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь;

1.6. национальное удостоверение личности моряка Республики Беларусь – для граждан Республики Беларусь, а также для иностранных граждан и лиц без гражданства, нанимающихся для работы на судах, зарегистрированных в Республике Беларусь;

1.7. документ для выезда за границу – для иных иностранных граждан и лиц без гражданства.

2. Документы, подтверждающие стоимость декларируемых товаров для личного пользования, – договор, спецификация, счет-фактура, счет-проформа, товарный чек, квитанция об оплате, опись имущества и другие.

3. Документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство для личного пользования или части такого транспортного средства для личного пользования, а также документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения транспортным средством для личного пользования:

3.1. свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон) транспортного средства, прицепа или документ, его заменяющий, при отсутствии их оригиналов – дубликаты либо копии таких документов, содержащие сведения о данном транспортном средстве, прицепе, выданные компетентным органом в стране последней регистрации транспортного средства, прицепа;

3.2. приемо-сдаточный акт производителя транспортного средства, прицепа или иной документ, выдаваемый производителем и подтверждающий факт производства транспортного средства, прицепа;

3.3. счет-справка, договор купли-продажи, договор дарения и другие документы, удостоверяющие совершение сделки, предусматривающей переход права собственности на транспортное средство;

3.4. решение компетентного органа о признании права собственности на транспортное средство;

3.5. свидетельство о праве на наследство, выданное нотариальным или иным компетентным органом страны открытия наследства, при наличии легализации, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь.

4. Документы, подтверждающие соблюдение условий ввоза с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов:

4.1. документы, подтверждающие признание физического лица переселившимся на постоянное место жительства в Республику Беларусь:

для иностранных граждан и лиц без гражданства – вид на жительство в Республике Беларусь;

для граждан Республики Беларусь, ранее постоянно проживавших за пределами Республики Беларусь и переехавших на постоянное жительство в Республику Беларусь, – паспорт гражданина Республики Беларусь с отметкой о регистрации по месту жительства в Республике Беларусь;

4.2. удостоверение беженца;

4.3. документы, подтверждающие намерение переселиться на постоянное место жительства в Республику Беларусь:

для граждан Республики Беларусь, ранее постоянно проживавших за пределами Республики Беларусь и переезжающих на постоянное жительство в Республику Беларусь, – паспорт гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь с отметкой о снятии с консульского учета граждан, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь;

для иностранных граждан и лиц без гражданства:

документ для выезда за границу с визой Республики Беларусь на постоянное жительство (на сталае жыхарства);

справка (уведомление) дипломатического представительства или консульского учреждения Республики Беларусь в государстве предыдущего проживания о выдаче разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь;

специально оформленный паспорт для выезда на постоянное жительство в Республику Беларусь;

листок снятия с регистрационного учета либо листок убытия в Республику Беларусь;

справка подразделения по гражданству и миграции органа внутренних дел о приеме документов для выдачи иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь;

4.4. документы, подтверждающие получение лицом, имеющим постоянное место жительства в Республике Беларусь, наследства за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза и содержащие перечень товаров, полученных в наследство, выданные нотариальными или иными компетентными органами страны открытия наследства;

4.5. документы, подтверждающие статус глав дипломатических представительств, членов дипломатического и административно-технического персонала дипломатических представительств, глав консульских учреждений и иных консульских должностных лиц, консульских служащих консульских учреждений, членов персонала (сотрудников, должностных лиц) представительств государств при международных организациях, международных организаций или их представительств, которые согласно уставным документам этих организаций либо соответствующим международным договорам Республики Беларусь пользуются привилегиями и иммунитетами, и членов их семей, а также документы, подтверждающие срок предоставления таким лицам привилегий в государстве пребывания, – дипломатическая или консульская карточка с записью о наличии иммунитетов и привилегий в Республике Беларусь, аккредитационная или служебная карточка, дипломатический, служебный или официальный паспорт с указанием занимаемой должности;

4.6. документы, подтверждающие факт и срок работы (службы) лица, имеющего постоянное место жительства в Республике Беларусь, за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза, документы, удостоверяющие статус главы дипломатического представительства Республики Беларусь, члена дипломатического и административно-технического персонала дипломатического представительства Республики Беларусь, главы консульского учреждения Республики Беларусь, иного консульского должностного лица, консульского служащего консульского учреждения Республики Беларусь, сотрудника представительства Республики Беларусь при международной организации (далее соответственно – сотрудники загранучреждений, загранучреждение), а также проживающих вместе с сотрудником загранучреждения членов его семьи, документы, подтверждающие, что в течение текущего календарного года сотрудником загранучреждения, проживающими вместе с сотрудником загранучреждения членами его семьи товары для личного пользования не ввозились на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Республике Беларусь с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, документы, подтверждающие прекращение работы сотрудника загранучреждения в загранучреждении, включая перевод на работу в другое государство или досрочный отзыв:

для сотрудника загранучреждения, проживающих вместе с сотрудником загранучреждения членов его семьи – дипломатический или служебный паспорт, справка за подписью уполномоченного лица загранучреждения, заверенная печатью этого загранучреждения с изображением Государственного герба Республики Беларусь;

для сотрудников иных государственных органов – справка государственного органа за подписью руководителя (его заместителя), заверенная соответствующей печатью с изображением Государственного герба Республики Беларусь;

4.7. документы, подтверждающие факт временного пребывания физического лица, постоянно проживающего в Республике Беларусь, в иностранном государстве, – паспорт гражданина Республики Беларусь с отметкой о постановке на временный консульский учет;

4.8. документы, подтверждающие вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза:

пассажирская таможенная декларация, оформленная в порядке, установленном регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

документы, свидетельствующие о факте производства или приобретения товаров на территории государств – членов Евразийского экономического союза, – паспорт изделия, гарантийный талон, чек и другие документы и сведения, определяемые Государственным таможенным комитетом;

4.9. заключение Министерства культуры об отнесении товаров к культурным ценностям.

5. Документы, подтверждающие выпуск транспортных средств для личного пользования с целью временного ввоза:

5.1. пассажирская таможенная декларация, оформленная в порядке, установленном регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза;

5.2. удостоверение ввоза транспортного средства, оформленное в порядке, установленном Государственным таможенным комитетом.

6. Документ, подтверждающий отсутствие товаров, не указанных в части третьей подпункта 1.14 пункта 1 настоящего Указа, – пассажирская таможенная декларация, представленная физическим лицом при въезде на территорию Республики Беларусь из сопредельного государства, во въезде на территорию которого физическому лицу было отказано, с отметкой «После возврата», проставленной в графе «Для служебного пользования».

7. Документы, подтверждающие отказ во въезде на территорию сопредельного государства:

документ, удостоверяющий (подтверждающий) личность, в том числе несовершеннолетнего лица, либо документ для выезда из Республики Беларусь или въезда в Республику Беларусь с отметкой, подтверждающей наличие отказа во въезде на территорию сопредельного государства;

документ, выданный уполномоченным государственным органом сопредельного государства, подтверждающий отказ во въезде на территорию сопредельного государства.

ПЕРЕЧЕНЬ
товаров для личного пользования, бывших в употреблении и необходимых в пути следования и месте назначения

1. Предметы личной гигиены.

2. Одежда, обувь, иные предметы гардероба.

3. Ювелирные изделия.

4. Часы наручные.

5. Портативная звукозаписывающая, видеозаписывающая, воспроизводящая аппаратура, фотоаппаратура, принадлежности к ней, носители видеозаписи, носители записи звука.

6. Портативные радиоприемники, флеш-плееры.

7. Мобильные телефоны, смартфоны, аналогичные устройства связи.

8. Портативные персональные компьютеры, планшеты, GPS-навигаторы, игровые приставки, принадлежности к ним.

9. Детские сиденья, закрепленные на сиденьях автомобилей, детские коляски, детские игрушки.

10. Инвентарь и принадлежности для спорта, туризма, охоты и рыбной ловли.

11. Переносные музыкальные инструменты.

12. Коляски для инвалидов.

13. Лопата, грабли, корзина, ведро, иной подобный инвентарь и ручной инструмент для домашнего хозяйства.

14. Книги, журналы, иные печатные издания.

15. Канцелярские товары.

16. Портативные диализаторы, иные медицинские приборы и расходуемые к ним материалы, лекарственные средства, продукты питания, необходимые физическому лицу по медицинским показаниям.

17. Трости, зонтики, сумки, сумочки, чемоданы, иные аналогичные предметы.

«Я просто перестану покупать на AliExpress товары на сумму больше 22 евро», - так сегодня реагируют многие белорусы на президентский указ № 40 от 11 февраля, который резко ограничивает беспошлинный ввоз международных почтовых отправлений.

Не дороже 22 евро и тяжелее 10 кг

Если раньше в течение одного месяца без уплаты таможенных пошлин из-за рубежа можно было получать посылки с товарами для личного пользования на сумму в 200 евро и весом в 31 кг, то теперь общая стоимость товаров не должна превышать 22 евро, а общий вес - 10 кг.

Если лимит по стоимости за месяц будет превышен, то придется заплатить пошлину в 30% от превышенной суммы. К примеру, если вам пришла посылка с товаром стоимостью 42 евро, то за «лишние» 20 евро придется заплатить пошлину в 6 евро. Кроме того, за каждую такую посылку будет взиматься таможенный сбор в размере 5 евро.

За каждый килограмм сверх лимита взимается пошлина в 4 евро. Две пошлины одновременно (за «лишние» евро и килограммы) не уплачиваются - только большая по сумме. Пошлина и сбор уплачиваются в белорусских рублях при получении посылки на почте.

Проверять стоимость товара таможенные органы будут исходя ценовой информации, которая имеется в их распоряжении.

«Плюс в интернете мы можем с вами посмотреть, сколько стоит та либо иная вещь», - сообщили сайт в Государственном таможенном комитете.

Указ № 40 магазинов.

«Как показал наш анализ, эти товары ввозились для коммерческого использования. По сравнению с 2013 годом количество коммерческих партий товаров, ввозимых из интернет-магазинов, увеличилось в шесть раз», - магазинах еще летом прошлого года озвучил бывший премьер-министр Михаил Мясникович .

«Международные почтовые отправления лавинообразно растут, однако фактически не дают «Белпочте» каких-то существенных доходов… Причем эти посылки приходят из зарубежья не только для личного пользования физического лица, но там содержатся целые партии товаров, которые потом реализуются, то есть продаются на рынках, в других местах», - говорил Михаил Мясникович.

Кроме того, по мнению экс-премьера, стоимость посылок нередко намеренно занижается.

«Они оцениваются в 5, 10 долларов… Хотя на самом деле фактическая стоимость совершенно другая… Я не против того, чтобы покупали это, но идет просто подлог фактической стоимости. Это позволяет уходить от таможенных пошлин, платежей и так далее», - отмечал Михаил Мясникович.

В свое время Национальный банк поручил коммерческим банкам рассмотреть техническую возможность взимания дополнительного сбора с физических лиц на этапе оплаты товаров по банковской карте. Финансовые учреждения уведомили регулятор о том, что не имеют такой технической возможности.

«Я считаю, что это неправильный подход. Буду на этом настаивать. Ведь, когда мы приходим в магазин, на кассе пробивают НДС, и программное обеспечение срабатывает. Каждый покупатель уплачивает налог. У нас есть регистрация на каждую посылку. При ее вручении вполне можно этот вопрос решить», - говорил в ноябре минувшего года экс-премьер.

По его мнению, зарубежные посылки «обвалили белорусскую торговлю и создали проблемы для промышленности».

По данным ГТК, количество посылок с товарами из-за рубежа в минувшем году выросло почти вдвое. Так, если в 2014 году в Беларусь поступило 6,3 млн почтовых отправлений с товарными вложениями, то в 2015 году - 11,8 млн. Основную долю из них составляют посылки с товарами, приобретенными в интернет-магазинах Китая, Гонконга и США.

Сами популярными товарами у белорусов являются одежда и обувь, мобильные телефоны, планшеты, колонки, наушники, карты памяти, GPS-навигаторы и другие.

«Перестану покупать товары дороже 22 евро»

Минчанин Андрей недавно купил в зарубежном интернет-магазине несколько флеш-накопителей. На AliExpress они стоят в два раза дешевле, чем в Беларуси. Кроме того, он также заказывал комплектующие для своего ноутбука, которых нет в Беларуси.

«Сейчас будет менее комфортно, потому что мы привыкли всякую мелкую технику заказывать в Китае. Хуже всего, наверное, будет мамам, которые заказывают для детей одежду и другие вещи. Я лично просто перестану покупать на AliExpress товары на сумму больше 22 евро», - говорит собеседник.

Он лучше поедет в Вильнюс за нужным товаром или закажет его на Москву или Киев и попросит передать с проводником.

«А те люди, которые делают на этом бизнес, будут просто заказывать товары на Москву и привозить оттуда. Тем более что у нас нет таможни, и в России без растаможки можно заказывать товары на сумму до тысячи евро», - полагает Андрей.

«О перемещении через таможенную границу Таможенного союза в Республике Беларусь товаров для личного пользования» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2014, 1/15183) следующие изменения и дополнения:

1.1. в названии и преамбуле слова «Таможенного союза» заменить словами «Евразийского экономического союза»;

1.2. в пункте 1:

в подпункте 1.1:

в части первой:

слова «либо», «200 евро» и «31 килограмма» заменить соответственно словами «и (или)», «22 евро» и «10 килограммов»;

после слов «таких товаров» и «общий вес» дополнить часть словами «в совокупности»;

в подпункте 1.2 слова «Таможенного союза» заменить словами «Евразийского экономического союза»;

в подпункте 1.3 слова «государстве – члене Таможенного союза» заменить словами «государстве – члене Евразийского экономического союза»;

подпункт 1.5 изложить в следующей редакции:

«1.5. не требуется предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении:

товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь в сопровождаемом багаже, физическим лицам, переселяющимся на постоянное место жительства в Республику Беларусь, а также физическим лицам, которым в Республике Беларусь предоставлен статус беженца, при помещении таких товаров в случаях, определенных таможенным законодательством Таможенного союза, под таможенную процедуру таможенного транзита при условии представления физическим лицом, переселяющимся на постоянное место жительства в Республику Беларусь, в таможенный орган, в котором осуществляется выпуск товаров с целью помещения под данную таможенную процедуру, документов, подтверждающих переселение либо свидетельствующих о намерении физического лица переселиться на постоянное место жительства в Республику Беларусь, названных в подпунктах 4.1 и 4.3 пункта 4 приложения к настоящему Указу, либо при условии представления физическим лицом, которому в Республике Беларусь предоставлен статус беженца, в указанный таможенный орган документа, названного в подпункте 4.2 пункта 4 приложения к настоящему Указу;

транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранных государств, временно ввозимых в Республику Беларусь дипломатическими работниками и работниками административно-технического персонала дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь и совместно проживающими с ними членами их семей, а также работниками представительств государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь и находящихся за пределами таможенной территории Евразийского экономического союза;»;

в абзацах третьем и четвертом подпункта 1.9 слова «Таможенного союза» заменить словами «Евразийского экономического союза»;

в подпункте 1.10:

в части первой:

в абзаце первом слова «Таможенного союза» заменить словами «Евразийского экономического союза»;

в абзацах втором и третьем слова «территория Таможенного союза» заменить словами «территория Евразийского экономического союза» в соответствующем падеже;

в части второй слова «границу Таможенного союза» заменить словами «границу Евразийского экономического союза»;

в подпункте 1.15 слова «границу Таможенного союза» заменить словами «границу Евразийского экономического союза»;

в подпункте 1.16 слова «территории Таможенного союза» заменить словами «территории Евразийского экономического союза»;

дополнить пункт подпунктом 1.18 следующего содержания:

«1.18. к товарам для личного пользования не относятся товары, ввозимые через таможенную границу Евразийского экономического союза в Республике Беларусь физическими лицами в сопровождаемом и несопровождаемом багаже чаще одного раза в три календарных месяца, если таможенная стоимость таких товаров превышает сумму, эквивалентную 300 евро, и (или) общий вес превышает 20 килограммов.

Действие части первой настоящего подпункта не распространяется на:

товары, ввозимые воздушным транспортом, а также ввозимые с освобождением от уплаты таможенных платежей в соответствии с главой 45 Таможенного кодекса Таможенного союза, пунктами 2–6, частью первой пункта 7, пунктами 8–10 приложения 3 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года и иными международными договорами Республики Беларусь;

бывшие в употреблении товары, ввозимые обратно в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации), без подтверждения их вывоза за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, таможенная стоимость и общий вес которых не превышают стоимостные и весовые (количественные) нормы, установленные в пункте 1 приложения 3 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года.

Товары, указанные в части первой настоящего подпункта, подлежат таможенному декларированию.»;

1.3. в подпункте 4.4, абзаце первом подпункта 4.6, абзацах первом и третьем подпункта 4.8 пункта 4 приложения к этому Указу слова «Таможенного союза» заменить словами «Евразийского экономического союза»;

1.4. абзац третий подпункта 4.8 пункта 4 приложения к этому Указу после слова «другие» дополнить словами «документы и сведения, определяемые Государственным таможенным комитетом».

2. Совету Министров Республики Беларусь в двухмесячный срок принять меры по реализации настоящего Указа.

3. Государственному таможенному комитету обеспечить широкое информирование граждан через средства массовой информации о мерах, предусмотренных настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

пункт 1 – через два месяца после официального опубликования настоящего Указа;

иные положения этого Указа – после его официального опубликования.

С 14 апреля в Беларуси заработают новые нормы беспошлинного ввоза товаров. Это предусмотрено Указом № 40, который был подписан 11 февраля. Пока можно беспошлинно получать из–за границы посылки не дороже 200 евро в месяц и весом до 31 кг. Вскоре эти ограничения будут снижены до 22 евро и 10 кг. Заплатить таможенные платежи придется и тем, кто ездит за рубеж чаще одного раза в три месяца и возвращается с товаром на сумму более 300 евро или тяжелее 20 кг. Если же загранпоездки случаются реже раза в три месяца, то можно беспошлинно ввезти товар на сумму 1.500 евро и весом до 50 кг.

Новшества вызвали у наших читателей массу вопросов, ответить на наиболее распространенные из них мы попросили начальника управления организации таможенного контроля ГТК Сергея ФЕДОРОВА.

Что нужно знать для получения посылки?

Почему введены именно такие нормы: 22 евро, а не 100 или не 2? Н.Сергачева, Минск.

Указ был принят для недопущения попыток перемещения гражданами коммерческих партий под видом товаров для личного пользования. Мы проанализировали нормы ввоза в соседних государствах, странах Евразийского экономического союза, СНГ, в Канаде и Китае. Посмотрели, как идут международные почтовые отправления (МПО) в Беларусь. Кстати, белорусы в основном получают посылки (с покупками, подарками), которые вполне укладываются в 10 кг и 22 евро. Кроме того, в ряде государств - членов ЕС, например, в Бельгии, Чехии, Италии, Финляндии, Словакии, Германии и других, норма беспошлинных пересылок составляет 22 евро. В Швеции и Франции все МПО вне зависимости от стоимости облагаются НДС. Кстати, в Китае эта норма 7 евро. Поэтому снижение нормы беспошлинного ввоза и в нашей стране вполне закономерно.

Как таможенные органы будут определять стоимость присланного из–за границы и какие последуют платежи? П.Трубник, Гомель.

Расчет производится, исходя из объявленной стоимости МПО, которую указал отправитель. Если ее нет либо она неверна, инспектор определяет стоимость по имеющейся ценовой информации на аналогичные товары, а также по различным интернет–каталогам. Если лимит в 22 евро и 10 кг превышен, то адресат заплатит 30 процентов от суммы превышения (но не менее 4 евро за кг), а также фиксированную ставку в 5 евро - таможенный сбор. К примеру, для посылки в 50 евро и весом 2 кг пошлины и налоги составят: (50 - 22)х30 процентов. Это 8,4 евро. Плюс 5 евро, получим 13,4. О том, что их нужно уплатить, получателя известят, оплата производится на почте в белорусских рублях при получении посылки.

Что, если посылка идет не почтой, а через службу ускоренной доставки? Допустим, UPS. И.Пастушеня, Добруш.

В отношении товаров, доставляемых экспресс–перевозчиками, действуют аналогичные нормы беспошлинного ввоза. При этом сами таможенные операции несколько отличаются. Оператор либо владелец склада временного хранения уведомляют человека о пришедшем товаре. Затем получатель подает пассажирскую декларацию в пункт таможенного оформления. В Минске (при доставке воздушным транспортом) он находится в Национальном аэропорту. Если беспошлинный лимит превышен, также придется доплатить. Кстати, можно воспользоваться услугами таможенного представителя, который сам оформит экспресс–груз.

Родственники прислали белорусу дорогой подарок. Он тоже должен быть не дороже 22 евро? Нужен ли чек и что, если пересылаются неновые вещи, техника? О.Чебук, Брест.

Инспектор обязан произвести таможенную оценку и определить стоимость товара - это общепринятый порядок работы таможенных органов во всем мире. А новый это товар или нет, сотрудник определит по ярлыкам, внешнему виду и так далее. Мы рекомендуем прилагать документы для определения стоимости, скажем, чек. Это значительно сократит время таможенных операций, и адресат быстрее получит посылку. Кстати, Указ № 40 не исключает возможности получения беспошлинно денег, которые были отправлены в письмах с обязательной ценностью до 200 долларов.

Можно ли получить несколько посылок в месяц, если они не дороже 22 евро и не тяжелее 10 кг? П.Твердохлебов, Минск .

Можно, если в сумме этот лимит не превышен.

Что делать с посылками, которые уже заказаны и которые могут идти 3 - 6 месяцев? И какие нормы вообще будут применяться к МПО, заказанным до принятия указа, но прибывшим в Беларусь после вступления его в силу? Р.Черенко, Лида.

Указом на этот счет четко определено: нормы ввоза применяются с даты регистрации посылки на складе временного хранения. Если отправление пришло и зарегистрировано на складе до 14 апреля, то действуют прежние положения.

«Нововведения позволят сократить нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве, говорят нам. Однако при чем здесь все люди? - спрашивает Юлия из Столина. - Теперь будет выгоднее покупать в белорусских интернет–магазинах, но так гораздо дороже. Чем провинилась конкретно я, когда хочу на AliExpress купить сумочку за 40 евро, и почему не могу заказать чехол для телефона, который у нас продают втрое дороже? К тому же есть то, что в Беларуси попросту не производят».

Указ прежде всего направлен на исключение ввоза коммерческих партий. Разумеется, этот шаг - защита в том числе экономических интересов страны, беспошлинным ввозом мы стимулируем чужого производителя. В 2015 году более 90 процентов наших граждан вообще не получали международных посылок. Каждый из 250 тысяч белорусов получил из интернет–магазинов более 10 международных посылок, 2,5 тысячи - свыше 100. Эти товары идут именно для продажи. Что касается конкретно сумочки за 40 евро, то в итоге она обойдется вам где–то в 50,4 евро. Для товаров низкой стоимости, допустим, чехла для телефона, сохранена возможность беспошлинной пересылки.

Коснутся ли новации почтовых отправлений из России? С.Малец, Гродно

Нет, не коснутся.

Кстати

Проведенное в прошлом году таможенными органами исследование показало, что более 70 процентов посылок - это покупки через Интернет.

УКАЗ НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ

На товары, ввезенные в Беларусь воздушным транспортом, сотрудниками диппредставительств, гражданами, получившими наследство за пределами Евразийского экономического союза, беженцами, вынужденными переселенцами, людьми, въезжающими на ПМЖ, а также на те товары, которые были вывезены из страны и ввозятся обратно.

Ввоз товаров в вопросах и ответах

Как нужно поступать, чтобы не нарушить закон, если человек пересекает границу чаще одного раза в три месяца и везет с собой товары дороже 300 евро или тяжелее 20 кг? Какие товары в целом и как нужно декларировать, выезжая за границу?

Если гражданин не знает, каковы нормы ввоза, и сомневается в том, как поступить, лучше все задекларировать. Таможенную декларацию можно заполнить как перед поездкой в электронном варианте (на сайте ГТК), так и уже на таможне. Вот выезжаете вы с фотоаппаратом, ноутбуком - лучше задекларируйте при вывозе. Тогда по возвращении в спорной ситуации не придется доказывать, что все это не куплено, а просто возвращается домой. Особенно если за границей вы планируете что–нибудь приобрести. Хотя за свою 20–летнюю практику я не слышал о случаях, когда бы таможенники (даже без заполненных при выезде деклараций) заставили доказывать, что ввезенное обратно - не заграничная покупка.

По возвращении, если вы сомневаетесь, соблюдаете норму или нет, лучше стать в красный канал и задекларировать товар, указав вес и стоимость. Если это уже не первая за три месяца ваша поездка, а стоимость ввезенного более 300 евро (либо вес свыше 20 кг), то с товара в части превышения будет взята пошлина, НДС (20 процентов) и сбор за таможенное оформление.

Если граждане хотят ввезти беспошлинно товар для личного пользования, к примеру, бытовую технику дороже 300 евро, это можно сделать через три месяца с даты последней поездки. Лимиты в 1.500 евро и 50 килограммов остаются прежними.

Давайте рассчитаем: человек въезжает за границу второй раз за три месяца и везет компьютер за 250 евро, пылесос за 100. Или стиральную машину за 250 евро и весом 32 кг. Сколько придется заплатить на таможне?

Рассмотрим вариант: компьютер и пылесос. Поскольку общая стоимость выше 300 евро, то один товар на выбор человека нужно задекларировать с уплатой таможенных платежей. В данном случае подается не пассажирская таможенная декларация, а декларация на товары. При декларировании компьютера сумма таможенных платежей составит 100 евро: это таможенный сбор в 50 евро и столько же налог на добавленную стоимость, таможенная пошлина - 0 евро. Если задекларировать пылесос мощностью не более 1.500 Вт, объемом не более 20 л, то нужно заплатить 76 евро: таможенный сбор - 50 евро, пошлина - 5 евро (ставка 5 процентов) и 21 евро НДС. Со стиральной машины за 250 евро и весом 32 кг нужно уплатить таможенные платежи в размере 130 евро: таможенный сбор - 50 евро, пошлина (ставка 10 процентов) - 25 евро, НДС - 55 евро.

- Входит ли товар, купленный в магазинах беспошлинной торговли, в нормы 20 кг и ценовой лимит?

Входит. Этот товар ничем не отличается от любого другого. Опять же, если вы едете реже раза в три месяца, то можете купить на сумму до 1.500 евро и весом до 50 кг. Но с ограничениями в покупке алкоголя и табака.

- Достаточно ли при ввозе чека для подтверждения стоимости товара?

Механизм тот же, что и при пересылках. Для подтверждения стоимости можно представить, к примеру, спецификацию, счет–проформу, товарный чек, квитанцию об оплате, опись имущества.

Предположим: человек возвращается из–за границы налегке, без багажа. Учитывается ли эта поездка и не сократит ли лимит в следующие три месяца?

Да, такая поездка будет учитываться, ведь любое пересечение границы сопряжено с перемещением товаров даже в небольшом объеме. Допустим, я водитель грузовой компании и съездил в загранкомандировку. Через два месяца, выезжая в отпуск, я должен учитывать, что к товарам для личного пользования будут отнесены покупки на сумму не более 300 евро и не тяжелее 20 кг. Если, конечно, не пользуюсь воздушным транспортом, на который нормы 40–го Указа не распространяются.

- Как и на человека, который переезжает в Беларусь?

Верно. Поскольку он едет для постоянного проживания, то его багаж идет по обычным правилам ввоза, то есть без новых ограничений. Разумеется, когда человек предъявит пассажирскую декларацию, при себе у него должно быть подтверждение того, что он перемещается на постоянное место жительства. Хотя каждый случай рассматривается и контролируется индивидуально, ведь в определенных ситуациях у мигранта просто нет времени дожидаться разрешений.

Могут ли работники таможни предложить заплатить, к примеру, за поношенную обувь, пальто, духи, телефон или ноутбук, которые путешественник берет с собой в загранпоездку? Как доказать, что все это просто возвращается домой?

На бывшие в употреблении вещи, которые ввозят обратно, стоимостью до 1.500 евро и весом до 50 кг, нормы указа не распространяются.

Все ли вопросы, связанные с 40–м Указом, урегулированы со всеми сторонами? Не будет ли еще каких–то новшеств?

Все вопросы урегулированы. Осталось лишь разъяснить гражданам положения нового нормативного акта. Кстати, механизм, который установлен указом, в отдельных случаях и раньше применялся таможенными органами.

Почему бы не заставить лучше выявлять нелегальных продавцов? Неужели вы считаете, что те, кто брал на продажу, перестанут это делать? Они повезут товар через Россию.

Я считаю, что налоговая и другие контролирующие службы работают и выполняют свои функции. Что касается России, мы уже обсуждаем с коллегами из ЕЭК возможность снижения норм беспошлинного ввоза товаров для личного пользования на всей территории Евразийского экономического союза.

ЦИФРА «СБ»

Четыре года назад в Беларусь поступало около 3 тысяч посылок в день, теперь эта цифра может доходить до 50 тысяч.

Людмила Гладкая, «Советская Белоруссия » № 44 (24926) от 10 марта 2016 г.