Монголия флаг и герб описание. Флаг монголии. Описание монгольского флага

На флаге Монголии:

Три вертикальные полосы одинаковой ширины: красная, синяя и красная.

Желтый символ "Соёмбо" в центре красной полосы, ближе к древку.

Значение и история флага Монголии:

Голубой цвет флага Монголии - цвет безоблачного неба страны. Красный цвет символизирует огонь, пламя костров в степи, напоминающее о победе национально-освободительной революции в 1921г. На красной полосе у древка расположена золотая идеограмма, в верхней части которой находится символ «соембо» - солнце, луна и особый знак «аннусвара» - точка, из которой, согласно буддийскому учению, начала свое развитие вселенная. Три языка пламени, венчающие «аннусвару», олицетворяют прошлое, настоящее и будущее.

Флаг образца 1949-1992 года отличался пятиконечной звездой, которая стояла над соёмбо, трактовалась как Полярная звезда и символизировала социалистическую ориентацию. Также, синее поле было окрашено в более интенсивный синий цвет.

Флаг образца 1924-1940 годов состоял из красного полотнища с синим соёмбо по центру. Соёмбо было воздвигнуто на постамент из лепестков лотоса, принятый для изваяний буддизма, таким образом подчёркивая священный статус и совершенство монгольского государства.

Флаг образца 1921-1924 годов состоял из красного полотнища с солнцем и луной, которые трактуются как небесные родители, но также являются частью индо-буддийского культурно-религиозного наследия.

Цвета флага Монголии:

Красный, синий, желтый

Герб Монголии – государственный символ с функциями мощного талисмана и духовного защитника нации. Рисунок, основанный на буддийской философии, включает священные атрибуты счастья и благополучия. Изображение построено не по правилам европейской геральдики, поэтому официально знак считается не гербом, а национальной эмблемой.

Описание

  • Эмблема круглой формы. На небесно-синем фоне изображен крылатый золотой конь, летящий над зеленым полем. В центр фигуры вписана монгольская эмблема соёмбо.
  • У основания герба изображено буддийское колесо-дхармачакра с 8 спицами. Элемент перевязан синей лентой.
  • Вверху эмблемы – буддийский символ чандамань, состоящий из 3 драгоценных кристаллов.
  • Рисунок окантован геометрическим золотым орнаментом «тумен насан» – разновидностью свастики.
  • Подставка герба – раскрывшийся белый цветок лотоса.

Символика

Золотой конь на гербе Монголии – это Лунгта, монгольский талисман счастья и благополучия. В буддизме изображение животного помещается на обрядовые полотнища. Крылатый Лунгта символизирует жизненные силы.

Эмблема соёмбо на спине коня олицетворяет монгольскую нацию. Рисунок составлен из смысловых элементов, расположенных сверху вниз :

  • Пламя (символ тепла и жизни).
  • Луна и солнце (прародители монгол).
  • Стрелы-треугольники (военная мощь и защита границ страны).
  • Горизонтальные полосы (верное и честное служение народу, равнины монгольских степей).
  • Вертикальные прямоугольные стены (крепость государства).
  • Круглый знак двух «неспящих рыб» (бдительность и осторожность).

Вместе золотой конь и соёмбо трактуются как монгольская государственность и свободный дух.

Колесо дхармачакра внизу герба означает правду и закон. В буддизме это символ постоянного возрождения и движения к просветлению и счастью.

Синяя лента, увивающая колесо, – священный буддийский платок-хадак. Атрибут символизирует гармонию и умиротворение. Синий цвет ассоциируется с мужеством, спокойствием и верностью.

Знак «чандамань» в виде трёх драгоценных кристаллов – монгольский оберег, исполняющий желания. Три кристалла трактуются как прошлое, настоящее и будущее.

Белый лотос, лежащий в основании эмблемы, – восточный знак чистоты, свежести и благоденствия.

Орнамент-свастика – древний символ солнца. На гербе золотая узорная рамка означает сплоченность нации.

История

В XIII в., после формирования Монгольской империи, появились первые прототипы монгольского герба. Это тамги правителей – индивидуальные или семейные знаки. Тамга вырезалась на личной печати и заменяла подпись.

Сохранилась эмблема первого монгольского императора Чингиз-хана – белая птица с мотивом свастики на груди. Геометричный орнамент воспринимался как талисман, защищающий от бед и придающий сил.

В XIV в. среди монгольской государственной атрибутики появился черный двуглавый орел – византийский символ власти. Эмблема была личным знаком Ногая – правителя западных провинций Монгольской империи. Рисунок чеканился на медных монетах. Предположительно двуглавый орел проник в Монголию из Византии в результате династических браков правящих семейств.

После распада империи монгольские земли в XVII в. вошли в состав Китайской империи и утеряли символы суверенитета.

Первый герб самостоятельного государства появился в 1911 г., когда страна освободилась от китайского господства.

Эмблема Монгольской теократической монархии – соёмбо.

Монгольская народная республика

В 1924 г. утверждена Монгольская народная республика. Герб остался прежним, но форма соёмбо упростилась.

В 1939 г. под эмблемой появилась подставка в виде листьев лотоса.

1940 г.

В 1940 г. принята новая конституция и модернизированный герб. Центральная композиция – всадник с кнутом, скачущий навстречу рассветному солнцу. Рисунок обрамлен национальным орнаментом. По обе стороны от центра помещены изображения 4 сельскохозяйственных животных.

Эмблема приобрела социалистические детали. Вверху появилась пятиконечная звезда. Внизу – красная лента с названием Монгольской республики, написанным по-уйгурски.

1941 г.

В 1941 г. страна перешла на кириллический алфавит. На гербовой ленте название государства стали писать в соответствии с новой грамматикой: «БНМАУ» – сокращение от «Бгд Найрамдах Монгол Ард Улс» (Монгольская Народная Республика).

1960 г.

В 1960 г. в эмблему внесены коррективы. Всадник лишился кнута. Узорная рамка заменена на пшеничные колосья. Внутри пятиконечной звезды появился золотой символ соёмбо. Расцветка ленты стала соответствовать государственному флагу. Снизу добавилась шестеренка – образ трудового народа и промышленного производства.

В 1992 г. Монголия превратилась в демократическое государство. Тогда же принят современный вариант герба. Детали изображения описаны в 1 главе монгольской конституции.

Факты

  • Колесо-дхармачакра также присутствует на . Смысл и происхождение элемента на обеих эмблемах трактуется одинаково. По легенде, Будда крутил колесо с 8 спицами во время проповеди.
  • Длинный узкий платок-хадак – ценный подарок в странах буддизма. Он символизирует честность и благие намерения человека, преподносящего презент. Далай-лама Тибета дарит хадаки представителям иностранных государств.
  • Тамга Чингиз-хана – прототип первого монгольского герба – сегодня хранится в Национальном музее Монголии.
  • Существует версия, что унаследован от правителей Золотой Орды.

Модель передвижной юрты-ставки Чингисхана на колесах. Ордос. Провинция Внутренняя Монголия. Китай.

«Владыка Человечества»

«Пусть погибнет тело мое, но вечно будет жить мое государство».
ЧИНГИСХАН.

«Мы взяли Берлин, а не противник – Москву. Наша пассионарность оказалась выше немецкой. […] Я воевал в тех местах, где выживали только русские и татары. Войны выигрывают те народы, которые могут спать на голой земле. Русские и татары – могут, а немцы – нет».
Л.Н. ГУМИЛЕВ.

Кто владеет прошлым – тот владеет настоящим.
Кто владеет настоящим – тот владеет будущим.

Монгольская Империя сложилось в XIII веке в результате завоеваний Чингисхана и его преемников.


Коронация Чингисхана. Миниатюра из средневекового манускрипта «Книга чудес» Марко Поло, Национальная библиотека Франции.

Всего за четверть века, пишут английские историки, Чингисхан завоевал территорию, по площади гораздо большую, чем Римская Империя за 400 лет. Он объединил более 700 племен и народностей – от Японского до Каспийского моря. Будучи военным стратегом, он разработал революционную для своего времени тактику применения легкой кавалерии; ввел бумажные деньги, внедрил почтовую систему, придерживался религиозной терпимости. Однако завоевания Монгольской Империи обошлись покоренным народам более чем в 40 миллионов человеческих жизней.


Карта Монгольской Империи конца XIII в. Общая площадь этого государства составляла около 33 миллионов квадратных километров: от Дуная до Японского моря и от Новгорода до Юго-Восточной Азии.

Столицей государства стал Каракорум, основанный в 1220 г. после того, как Ставка Чингисхана был перенесена на берега реки Орхона.
Свое имя город получил по названию окрестных гор, что в переводе с монгольского означало «черные камни вулкана».


Современная панорама нового и старого Каракорума.

Застройка Каракорума началась после воцарения Угэдэя, сына Великого Завоевателя, в 1229 году. Он воздвиг там «Дворец десяти тысяч лет благоденствия». Каждый из младших Чингизидов также должен был выстроить здесь по дворцу. Затем все постройки обнесли крепостной стеной.


Макет древнего Каракорума.

Каракорум был центром производства вооружений и оснащения войск. Во время походов Хан оставлял здесь свою семью.
В 1388 г. город разорили китайские войска Минского государства.


В настоящее время Каракорум находился на территории Монголии.

Разбирая государственную символику Монгольской Империи, мы находим в ней немало созвучий с таковой же Киевского Княжества и Московского Царства.
Перед тем, как изложить факты, подчеркнем: мы далеки от мысли о ПРЯМОМ ЗАИМСТВОВАНИИ.
Обращаем внимание лишь на СХОДСТВО и полагаем, что это вряд ли только случайные совпадения.
Прообразом герба Монгольской Империи была тамга Чингисхана – родовой фамильный знак. Само это слово тюркского происхождения означало «тавро», «клеймо», «печать».


Постамент памятника возле Дома правительства в Улан-Баторе с тамгами монгольских родов.

Потомок того или иного рода наследовал тамгу своего предка, прибавляя к основному начертанию свой элемент.
Монгольские тамги на монетах см.:
http://info.charm.ru/library/tamgha.htm
Первоначально основным элементом герба Чингисхана, был ворон, а затем сокол.


Вороны на несторианских крестах XIII-XIV вв., которые до сих пор находят в погребениях в Монголии и северо-западном Китае.


Даши Намдаков. Ворон.

Впоследствии птицы трансформировались в трезубцы или двузубцы, подобные гербу Рюриковичей. Только у последних птица «атаковала, пикируя вниз», а у Чингизидов – «взмывала в небо».


Всадники с тамгами на одном из памятников в Монголии.

Другое геральдическое созвучие – Двуглавый Орел. Современный историк из Казани, изучив отрывок из татарской рукописи «Дефтер-и Чингис-наме», обратила внимание на один из клановых атрибутов Великого Хана: «ике баш кара кош» – двуглавую черную птицу (Исхакова Д.М. «Дом Чингиз-хана» (Алтын Урук): клановая принадлежность и ее атрибуты // Этнологические исследования в Татарстане. Казань, 2007).
Одно из первых появлений Двуглавого Орла известно на медных фоллариях, отчеканенных в конце XIII – первой половине XIV вв. на монетном дворе Сакчи (в районе Дуная) с изображением тамги беклярбека Ногая.
Таким образом, на одной монете присутствует одновременно и Трезубец, и Двуглавый Орел.

Следующее появление Двуглавого Орла на золотоордынских монетах зафиксировано при ханах Узбеке и его сыне Джанибеке, правивших, соответственно, в 1313-1341 и 1342-1357 годах.
Появлялся Двуглавый Орел и на крымских монетах хана Тохтамыша, однако именно монеты Узбека и Джанибека имели особое значение. Заключалось оно в том, что они были медные, а потому имели широкое хождение в русских пределах в период, предшествовавший Куликовской битве.

Среди ученых существует несколько версий истории появления Двуглавого Орла на монетах Золотой Орды.
Одни исследователи полагают, что это следствие византийского влияния. Эмир Ногай, ханы Тохта (1291-1312) и Узбек (1313-1341) были женаты на Принцессах из Династии Палеологов, равно как и монгольский хан Ирана Абака, на монетах которого чекана 1280 г. также встречается Двуглавый Орел.
Другие ученые придерживались мнения о восточном происхождении этого символа, обращая внимание на то, что Двуглавый Орел встречается на монетах мусульманских государств Востока еще с конца XII века.
Спору нет, Двуглавый Орел – один из хорошо известных символов Древнего Востока. Он зафиксирован на артефактах Халдеи VI в. до Р.Х. и Каппадокии IV-III вв. до Р.Х. Хорошо известен он также был и в Сасанидском Иране.


Один из листов книги «Чудеса сотворенного и диковинки существующего», созданной в 1258 г. иранским ученым и литератором Закарией Казвини (1203-1283).

Сказанное – еще раз повторим – не повод говорить о заимствовании, но возможность задуматься о «странном сближении». (Особенно учитывая двойное – памятуя герб Рюриковичей – совпадение.) «Странное» оно – для нас, потому что не понято и не осмыслено пока что – нами.
Вспомним в связи с этим оброненное когда-то в личном разговоре Ю.Н. Рерихом: «Понимание многозначно».
И еще: толкуя о созвучиях с тем, что находится ныне за пределами нашей страны, вспомним о гораздо менее известных, но более значимых – отечественных.
Речь идет о т.н. «шаманских бляшках» (произвольно названных так археологами). Время их бытования определяется III-XII вв. по Р.Х. Ареал распространения – лесная и лесо-тундровой зона северо-восточного Урала и западной Сибири от Камского и Вятского бассейна до Енисея и Оби.
Среди этого культового бронзового литья, более известного как «Чудские древности Рифея» или как «Пермский звериный стиль», – двуглавых птиц немало.

Подобную же двуглавую птицу с неизменной левосторонней свастикой часто находят в несторианских погребениях XIII-XIV вв. в Монголии и на северо-западе Китая.

Ни прошедшие века, до неузнаваемости перекроившие границы, ни возникшие на этом месте другие государства, ни расселившиеся в их пределах иные народы, – все эти глобальные, казалось бы, перемены не превратили Империю Чингисхана, по настоящему, в историю.
После уничтожения выманенной на территорию РСФСР Азиатской конной дивизии барона Р.Ф. фон Унгерн-Штернберга и пленения самого генерала, в Монголии, с помощью большевиков из России, был установлен «народно-революционный» режим. Главными его задачами стало упразднение буддийских монастырей, физическое уничтожение ламства и Чингизидов.
Последних выявляли, хватали, уводили в степь и расстреливали, погребая в безымянных братских могилах. Некоторых (исходя из каких-то не совсем пока что ясных соображений) отправляли на территорию СССР в сибирские лагеря, где они безследно исчезали.
Уничтожение всяческой памяти о Чингисхане было одной из приоритетных задач руководства Монголии и позднее. Так, в 1960-х было уничтожено, чудом сохраненное буддийскими монахами Знамя Чингисхана Сульдэ, что в переводе с монгольского означает «жизненная сила», «судьба». Согласно монгольским верованиям, Сульдэ было хранителем не только племени, но и всего народа и войска в целом.


Воины Чингисхана. Скульптурная группа на арке у памятника Чингисхану в аэропорту Улан-Батора.

Однако, похоже, ниспровергатели, в конечном счете, просчитались, недооценив жизненную силу Чингизидов. Проведенные исследования показали, что, согласно тестам ДНК, каждый 500-й житель Азии является потомком Чингисхана:
http://alades.livejournal.com/250134.html
После падения прежней власти в Монголии там было установлено более десятка памятников Великому Хану.


Памятник Оэлун (матери Чингисхана). Улан-Батор.

В 2008 г. в 54 километрах от Улан-Батора на берегу реки Туул была воздвигнута гигантская конная статуя Чингисхана. Высота ее 40 метров (она считается самой высокой в мiре). Обшита она 250 тоннами сверкающей нержавеющей стали.
Статуя покоится на 10-метровом постаменте, окруженном 36 колоннами, символизирующими правителей Монгольской Империи от Чингисхана до Лигден хана.
«Великий Потрясатель» простер руку в сторону места своего рождения – реки Онон в Забайкалье. Само место для памятника тоже символическое: именно здесь, по преданию, он нашел золотой кнут.

В соседнем Китае также чтят память своего покорителя. В 2013 г. в городе Сунян провинции Жилин открыли величественный бронзовый памятник Чингисхану в парке культуры его имени.

Целый комплекс Чингисхана построили в Китае в городе Ордосе во Внутренней Монголии. Слово Ордос в переводе означает «Дворцовый комплекс», но при этом оно созвучно также и слову Орда.
Место это также историческое. С XVII в. Ихэ-Эджен-Хоро (Великая ставка) в Ордосе считалась местом захоронения Чингисхана. Здесь стояла юрта, в которой якобы находилась серебряная рака с его останками.
«Ордос, – писал посетивший это место сибирский исследователь Г.Н. Потанин, – имеет три святыни – Великую, Среднюю и Малую ставки, которые представляют собой войлочные юрты. В Великой юрте покоятся останки Чингисхана […] На юртах сверкали золотые маковки; войлоки, покрывающие своды юрт, по нижней кромке были вырезаны фестонами в виде языков, свисающих вниз. […] Все святыни Ордоса находятся под присмотром дархатов – очень уважаемого сословия, которое избавлено от всех налогов и повинностей. […] Празднество, в котором участвуют только мужчины, начинается с поклонения Великой юрте с останками Чингисхана…»


Мавзолей Чингисхана в Ордосе.

В комплексе мавзолея Чингисхана в Ордосе выделяется 21-метровая конная статуя Великого Хана. В руках у него Судьдэ. На постаменте выбита надпись на монгольском языке: «Сын Неба». (Так называл себя он сам.)

Чтят Великого Завоевателя и вне Азии. В 1995 г. решением ЮНЕСКО он был объявлен «самым великим человеком последнего тысячелетия». В Вашингтоне даже планируют установить ему памятник.
С такой инициативой выступила монгольская диаспора США, насчитывающая около двух тысяч человек. По их мнению, статую Чингисхана следует присоединить к пантеону американских президентов, украшающему американскую столицу. Идею одобрили и монгольские дипломаты «Настало время, – утверждают они, – встречи Востока и Запада».
Пока в США собираются с мыслями, в Великобритании это уже сделали.
14 апреля 2012 г. в ознаменование 850-летия основателя Монгольской Империи в Лондоне неподалеку от Гайд-парка установили бронзовую статую работы бурятского скульптора Даши Намдакова.

О самом скульпторе и его работах мы расскажем в следующих наших постах.

Пропорции: 1:2

Описание монгольского флага:

Флаг Монголии состоит из трех равных по размеру вертикальных полос - левая и правая полосы красные, а средняя синего цвета. На левой стороне монгольского флага располагается национальная эмблема страны, которая называется «Соембо», которая геометрически отображает столп огня, солнце, луну, землю, воду, а также символ инь-янь.

Значение монгольского флага:

Синий является традиционным монгольский цветом и представляет собой небо. Красные полосы первоначально представляли социалистические убеждения Монголии, но современная интерпретация красного цвета означает свободу и прогресс.

Соембо является национальной эмблемой, которая содержит индивидуальный символизм. Огонь на вершине эмблемы представляет процветание, довольство и восстановление.

Три языка пламени представляют прошлое, настоящее и будущее. Солнце и луна символизируют вселенную и, как полагают многие, солнце – символ отца, луна – символ матери, это так сказать родители монгольского народа.

Треугольники, указывающие на землю, являются наконечниками стрел, они представляют готовность монгольской нации защищать свой народ. Горизонтальные прямоугольники символизируют честность, справедливость и праведность. Средний круг может быть интерпретирован как символ инь- янь, который представляет противоположности Вселенной - например, положительное и отрицательное, мужское и женское, пассивное и активное, огонь и воду, и т.д.

Круг также может означать двух рыб, которые никогда не закрывают глаза, представляя осторожность и бдительность монголов. Вертикальные прямоугольники представляют столбы, которые символизируют силу, решимость и твердость.

История монгольского флага:

Нынешний монгольский флаг был принят 12 февраля 1992 года. Флаг похож на тот, который использовался в 1949 году, на нем присутствовали звезды, которые исключили с нынешнего флага. получила независимость от Китая 11 июля 1921 года. В 1940 году представила базовый дизайн национального флага.

Символ Соембо был принят в качестве официального символа Монгольской Народной Республики в 1924 году Великим Народным Хуралом.

Описание

Государственный флаг Монголии представляет собой прямоугольное знамя, разделённое на три равные вертикальные полосы. Боковые полосы окрашены в красный цвет, центральная - в синий. На красной полосе, примыкающей к древку, изображён жёлтый государственный символ Монголии "Соёмбо".

Символика

Синяя полоса указывает на безоблачное небо Монголии, красная - на огни костров в степи и кровь, пролитую во время борьбы за независимость государства. Золотисто-жёлтый оттенок обозначает стабильность и процветание. Толкование "Соёмбо" связано с древними тотемами монгольского народа и индо-буддийским философским учением. Мелкие знаки, входящие в состав символа, обозначают целые понятия (возрождение, вечность, справедливость, мужество). Особый интерес представляет изображение знака "анусвара", представляющего собой полукруг с тремя язычками пламени. Согласно буддийской философии, "анусвара" символизирует точку, с которой начала развиваться вселенная.

История

Официальный статус государственного флага Монголии полотнище получило в 1992 году. Предыдущая версия флага отличалась от нынешней изображением пентаграммы, обозначающей Полярную звезду (символ социализма).