Встречаем белый месяц. Сагаалган и Икэнипкэ. Как и когда встречают Новый год народы Бурятии? Сагаалган когда начинается и заканчивается

На смену года Деревянной Козы по восточному календарю приходит год красной Огненной Обезьяны , который начнётся 9 февраля 2016 года - после завершения первого полного цикла Луны, считая от дня зимнего солнцестояния. Встречать очередной восточный Новый год будут на рассвете 9 числа (начало первых суток лунного месяца).

Обыкновенный цикл лунного календаря — 12 лет. Полный, или Большой, цикл — 60 лет. Он состоит из пяти обыкновенных циклов по 12 лет. Каждый 12-летний цикл основывается на легенде. В ней говорится, что Будда перед уходом с Земли созвал к себе всех животных. Однако проститься с Буддой пришли лишь 12 из них. Расставаясь с ними, Будда вручил каждому по одному году правления. Годы были подарены именно в таком порядке, в каком животные прибежали к Будде: Крысе, Быку, Тигру, Зайцу, Дракону, Змее, Лошади, Овце, Обезьяне, Петуху, Собаке, Свинье.

Приближается большой праздник - Сагаалган. Вашему вниманию наиболее подробная инструкция как нужно встречать этот светлый день.

Как правило, подготовка к празднованию начинается у монголов задолго, обычно за месяц до начала праздника. Впрок заготавливают молочную пищу - сметану, аарсу, масло - мясо и другие продукты. Хозяйство тщательно убирают, мусор со двора вывозят. Идеальная чистота символизирует чистоту помыслов человека. Иначе не зайдут в дом божества, существа десяти сторон света и другие гости.

Сагаалган - день рождения каждого монгола. Вспомните, как к нему готовимся. Монгольские народы утверждают: как встретишь новый год, так его и проведешь.

ДУГЖУУБА - сжигание грехов

В 29-й день по лунному календарю - в этом году он выпадает на 7 февраля - проводится обряд "Дугжууба" , символизирующий уничтожение в огне врагов веры, и который стараются посетить все буддисты.

В ритуальном костре "Дугжууба" сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека. Для этого миряне привозят с собой кусочки теста, ваты или бумаги, которыми предварительно обтирают свое тело, после чего бросают их в месте, где будут сжигаться весь Сор.

Обряд "Дугжууба" проводится в дацанах обычно за два дня до Сагаалгана. Для этого обряда изготавливается Сор - высокая увенчанная черепом пирамида из реек, бумаги и теста, напоминающая наконечник стрелы.

Под ритуальные молитвы в Сор "вкладывают" плохую карму общины за прошедший год и затем торжественно сжигают ее на костре.

Борьбу с врагами веры, символизирует и обряд линга : для него тоже лепится фигурка торма, олицетворяющая зло и врагов веры, которая затем торжественно разрубается на 12 частей и сжигается как жертва приносимая владыке смерти Яме.

На следующий день после «Дугжуубы» - тридцатый день по лунному календарю - в дацанах проводится хурал "Мандал Шива". Последний день нового года по лунному календарю (8 февраля ) является «закрытым днем» (бутуу удэр) .

Бутуу удэр

В этот день нужно по новому убрать домашний алтарь, обязательно разложить на божнице подношения божествам в виде мясного блюда , а также "табаг " - ритуальное подношение (хлеб, пряники, печенье, бова, конфеты, рафинад, зефир и др.), состоящее по правилам из девяти этажей, венчает которое кусок сливочного масла. В этот день необходимо обязательно зажечь зула (лампаду), свет которой осветит ваш дальнейший путь в этой и в следующих жизнях.

Праздничное убранство юрты.

В "бутуу удэр" категорически запрещается поднимать пыль в доме - проводить уборку дома необходимо заранее. Буддистам рекомендуется читать священные книги, начитывать мантры, совершать простирание, делать добрые поступки.

Крайне нежелательно употреблять алкоголь, также следует воздержаться от употребления мяса.

Встречать Сагаалган нужно, как следует подготовившись к нему - с чистыми помыслами, в чистом месте.

Не проспите рассвет!

В первый день Сагаалгана нужно встать очень рано - в 4-5 часов утра . По поверьям, ранним утром, до восхода солнца, в каждый дом заходит божество Балдан-Лхамо , которое подсчитывает всех людей. Проспавшие ее приход, считается, упускают свое счастье на целый год. А те, кто в это время бодрствовал, наоборот - приобретут защиту буддийской богини Лхамо, и им будет сопутствовать удача и успех на протяжении всего года.

После утреннего умывания необходимо зажечь зула , воскурить санзай или хужэ (благовоние), преподнести тахил (подношение) Трем драгоценностям (Будде, Дхарме и Сангхе), а на улице поднести сэржэм (подношение в виде чая, молока, или водки) божествам и хозяевам местности, разбрызгивая по всем сторонам со словами «Ом А Хум» .

После этого буддисты отправляются в дацан, где и встречают праздник Белого месяца вместе со священнослужителями.

Навестить родных и вывесить Хий Морин

Первый день Сагаалгана принято начинать с обхода округи с поздравлениями родителям , преподносить им хадак, подарки . Встречаясь со старшими, необходимо быть опрятно одетыми, застегнутыми на все пуговицы.

Преподносить хадак нужно ладонями вверх, поддерживая после снизу руки старшего по возрасту. В этом случае обращенные кверху ладони символизируют чистоту помыслов, а поддерживание за локти - уважение к старости и мудрости.

Если встречаются родственники, то одна рука остается наверху, а второй рукой поддерживают снизу за локоть. После приветствия отходят в сторону, стараясь при этом не показывать спину. Мужчины по правую сторону дома, женщины - по левую, по возрастному порядку. После этого усаживаются за стол.

В праздничный день навещают своих родных, друзей и знакомых, тем самым укрепляя отношения и приучая младших с раннего возраста соблюдать традиции и обычаи. Заходя в гости, обязательно нужно подойти к алтарю и помолиться, после чего можно по приглашению хозяев пройти за праздничный стол.

В дни Сагаалгана, обычно во второй день по лунному календарю, совершается обряд "запуска коня ветров" - с использованием изображения "коня ветров" (Хий морин ), освященного у ламы.

"Хий морин" привязывают к дереву или помещает на крыше дома таким образом, чтобы оно развевалось на ветру.

Считается что "конь ветров" служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание высших существ и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.

Сагаалган (Цаган Сар) или праздник Белого месяца - это буддийский Новый год, который не имеет фиксированной даты и празднуется согласно данным астрологических таблиц, сформированным по лунным месяцам. Какого числа наступит Сагаалган в год Огненного петуха? Что особенного в этом празднике? Как его правильно встретить и провести?

Сагаалган - один из главнейших праздников у монгольских и некоторых тюркских народностей, символизирующий начало весны, обновления природы и человека, а также надежды на всё новое, прекрасное и доброе.

Когда же наступит Сагаалган в 2017 году? Если в 2016 году этот праздник отмечался в ночь с 8 февраля на 9-е, то в 2017-ом буддийский Новый год - 26 февраля.

Особенности Сагаалган

За три для до наступления Сагаалган в религиозных заведениях проводится особый молебен, посвящённый десяти божествам-защитникам учения Дхармы, которые пытаются образумить всех противников буддизма (дхармапалам). Особое уважение среди них занимает богиня Балдан Лхамо - покровительница Лхасы (столицы Тибета). В её честь проводится отдельный молебен в канун Сагаалган.

Чтобы получить благословение богини Балдан-Лхамо, рекомендуется не спать всю ночь либо же проснуться в 4-5 утра. Именно в это время до восхода солнца в дом заходит данное божество. Если упустить этот момент, то счастья в новом году не будет. А если Балдан-Лхамо увидит человека бодрствующим, то обеспечит ему своё покровительство и поможет в разрешении сложных житейских ситуаций.



В храмах проводятся хуралы - торжественные службы, которые длятся всё ночь и заканчиваются утром в 6 часов. В это время звучат поздравления настоятеля для всех собравшихся в храме по поводу наступления Сагаалган.

Что же касается домашнего обихода, то тут накануне праздника по полной ведётся уборка всех уголков жилых и нежилых помещений. Кроме того члены семьи, в знак уважения, готовят друг другу подарки, а женщины планируют меню на новогодний стол.

Ритуалы Буддийского Нового года 2017

На Сагаалган и в канун этого праздника все монголоязычники совершают основные обряды:

  1. Гутор
  2. Дугжууба
  3. Конь ветра удачи

Обряд очищения Гутор — особенное действие, которое заключается в том, чтобы выбросить из дома всё то, что несёт в себе плохое, негативное и «нечистое», убрать из жилого помещения то ненужное, что копилось в нём целый год. Этот ритуал предполагает присутствие в доме приглашённого ламы и всех членов семьи.

Дугжууба - это специальный церковный обряд духовного очищения кармы (сжигания грехов), который проводиться в храме или монастыре за день до праздника Сагаалган. Данная церемония сопровождается разведением костра, в котором сжигают всё то, что не несёт в себе положительной энергетики и долгое время не используется в быту.
По большому счёту Дугжууба — эзотерический ритуал, поэтому его нельзя проводить на придомовой территории.

Обряд «Конь ветра удачи» предполагает вывешивание на крыше дома полотна с определённым изображением, которое накануне праздника было освящено в храме. Смысл данного действия заключается в том, что, развивающаяся на ветру ткань, должна защитить дом и домочадцев от потенциальной опасности, несчастий и болезней. А изображение на тканом полотне будет дарить жильцам дома достаток, счастье и удачу.

Традиции Сагаалган

Точно также как и у православных, на Буддийский Новый год в обязательном порядке должен быть накрыт богатый стол со всякими вкусностями. Но примечательно то, что в последнем случае на столе непременно обязаны присутствовать блюда белого цвета. Как правило, они создаются из молока или кисломолочных продуктов. Дело в том, что Сагаалган - праздник Белого месяца, а белый цвет символизирует собой чистоту и процветание. Во время трапезы в доме традиционно зажигается лампада - зула.

Что касается потребления алкоголя, то, в частности бурятами, это не приветствуется вообще никогда, а в Белый месяц тем более.

Также в Сагаалган не принято ходить в гости, и это при том, что данный фактор является обязательной составляющей праздника. Первый день буддийского Нового года следует повести в кругу семьи, с родными и близкими, живущими вместе. И только на второй день можно приглашать в свой дом ближнюю и дальнюю родню, родителей, друзей или же наоборот отправляться в гости к ним.

Вы думали, что новогодние праздники уже закончились, можно спокойно выдохнуть и вновь начать свою размеренную жизнь. Но нет. Впереди нас ждут еще одни новогодние праздники. На этот раз по лунному календарю, которые тоже празднуются с размахом. Принято считать, что “лунный” Новый год это исключительно китайский праздник. На самом деле, кроме жителей поднебесной, по лунному календарю отмечают события в Монголии, Вьетнаме, Малайзии и у нас в России. Правда, в нашей стране его отмечают жители нескольких регионов и праздник не является общероссийским. Читайте в Календаре о том, где можно отметить «лунный» Новый год и поучаствовать в уникальных национальных обрядах.


Когда: 26.02.2017

В этом году 26 февраля жители Бурятии встретят самый торжественный и светлый праздник, символизирующий обновление природы и человека, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий - Сагаалган. Согласно местным традициям, Сагаалган знаменует приход весны, с которой и начинается Новый год, но не привычный для нашего понимая. У бурят Новый год означает время, когда прибавляется к возрасту каждого еще один год. Встречается этот праздник обильным столом, на который выставляется только белая пища: молоко, творог, сметана, курунга, кумыс и саламат. Кроме праздничного ужина по традиции устраиваются местные народные забавы и игры. Гости праздника, имеют возможность научиться на специальных мастер-классах художественной обработке войлока, серебра, резьбе по дереву, ручному ткачеству из конского волоса, посмотреть представления местных коллективов и поучаствовать в огромном хороводе "Ёохор-Надаан".

Где: респ. Бурятия, г. Улан-Удэ, площадь Советов
Когда: 26.02.2017

Сказочный Сагаалган в Бурятии - это специальный туристический международный проект, созданный для того, чтобы показать гостям региона главные особенности бурятской культуры, познакомить с уникальными местными традициями. Главным героем является Белый старец Сагаан Yбгэн - хранитель жизни и долголетия один из символов плодородия и благоденствия в буддийском пантеоне. Именно он проводит своеобразную экскурсию для туристов в удивительный мир Бурятии: они посещают бурятские, старообрядческие и казачьи этнодеревни, побережье озера Байкал, знакомятся с религиозными объектами буддизма и православия. После экскурсии все участники продолжают празднование Нового года вместе с местными жителями.


Где: респ. Тыва, г. Кызыл, площадь Арата
Когда: 26.02.2017 — 27.02.2017

Встретить необычно Новый год можно приехав в Тыву. Тувинцы празднуют новый год, соблюдая 12-летний цикл, где каждому году соответствует определенный вид животного. Дату Нового года или Шагаа - так его называют тувинцы, исчисляет чурагачы (астролог). Празднуется Шагаа по своему: в саму новогоднюю ночь проводится праздничный молебен, который проводится в храмах. Наутро первого дня тувинцы одеваются в яркие праздничные одежды, собирают на специальные подносы традиционные для этого дня угощения и отправляются на возвышенное место, чтобы принять участие в обряде «сан-салыр» - возжигание священного огня. По приданию, каждому, кто принял участие в обряде, в новом году будут помогать духи и божества, а значит будет и удача. Празднуется Шагаа три дня. В первую очередь, тувинский Новый год это время единения близких людей, важное напоминание о ценности времени и жизни.

Буддийский Новый год имеет множество названий — Белый месяц, Цаган Сар, Сагалгаан, Сагаалган – и это еще не полный список. Праздник имеет столько имен в связи с тем, что его отмечают разные народы и произношение зависит от региона, в котором его отмечают:

  • Монголия
  • Внутренняя Монголия
  • Республика Алтай
  • Республика Бурятия
  • Забайкальский край
  • Иркутская область
  • Республика Калмыкия
  • Республика Саха (Якутия)
  • Республика Тыва
  • Республика Хакасия

В отличие от русского Нового года, Сагаалган не светский, а религиозный праздник. Даже число этого значимого события каждый год разное и привязано к фазе луны. День Нового года выпадает на первые лунные сутки весеннего месяца, от этого и зависит, какого числа наступит Белый месяц.

Даты Сагаалгана на следующие пять лет:

Для буддистов Новый год символизирует жизнь с нового листа – с его наступлением обновляется не только природа. К приходу этого праздника люди очищают свои души, убираются в домах, обновляют одежды.

Празднование Белого месяца условно можно разделить на три этапа:

  1. Канун Сагаалгана;
  2. Первый день нового цикла – встреча Нового года;
  3. Оставшийся месяц.

Подготовка к Цаган Сар, что делают в канун праздника

Поскольку Цаган Сар самый значимый и масштабный праздник, подготовка к нему начинается задолго до его начала. Во всех юртах проходит генеральная уборка, старые и сломанные вещи безжалостно и с удовольствием выкидываются, избавление от них означает расставание с неудачами и недугами. В каждом дворе хозяин дома обновляет для лошадей упряжки, хозяйки заняты пошивом красивой одежды для праздника. Три дня до Сагаагала принято посещать дацаны (буддийские монастыри), в которых проводят хоралы (молебны, службы) об очищении души. Символом очищения является огонь, во дворах монастырей проводят обряд священного огня. Верующие буддисты собираются вокруг деревянной пирамидообразной конструкции – Дугжуба или Дугжууба и молятся об очищении души от всего плохо и грязного. В некоторых регионах бросание в огонь лоскутков ткани и кусочков теста – часть ритуала. Этими предметами прихожане дома обтирают себя и свою семью, символично смывая грехи, и во время хорала выкидывают в Дугжубу, чтобы все плохое исчезло без следа. Однако, в других регионах, это считается богохульством. Объясняется это тем, что пламя Дугжуубы священно, и бросать в него мусор грех и неуважение.

Последний день перед Новым годом принято встречать в кругу семьи. Уборка в этот день запрещена. Важно обновить украшения на алтаре, зажечь лампадку. Вечером, собравшись за столом принято чаевничать, причем первая чарка чая преподносится божеству и огню, затем уже домочадцам. Канун Цаган Сар считается постным – нельзя есть мясные продукты и пить алкоголь. Встречать обновленный год нужно в чистом, просветленном сознании и теле.

Все одеваются празднично, аккуратно, костюмы застегиваются на все пуговицы, по обычаю – мужчины надевают головные уборы. Накрывается богатый стол, изобилующий блюдами предпочтительно белого цвета. Обязательно присутствуют кушанья из бараньего мяса, молочных продуктов.

Самая главная ночь

Ночь первых лунных суток – это последние часы уходящего года. По буддийским правилам Сагаалган наступает с рассветом. Самое важное не заснуть, или проснуться за пару часов до наступления Белого месяца. Считается, что буддийское божество Лхамо в эти мгновения появляется в домах и раздает удачу и счастье на весь приходящий год, но только тем, кто его встречает. Многие буддисты проводят эту ночь в дацанах.

Как проводится первый день Белого месяца

В первые лунные сутки разрешается только веселиться и радоваться приходу Цаган Сара. Обязательным и первостепенным является посещение самых почитаемых членов семьи – родителей и других самых старших родственников семейного рода. Существует поверье – какой человек первым зайдет в дом, таким и будет год – счастливым или несчастливым. В этот день хозяев можно и не застать дома, поэтому об очередности визитов иногда договариваются заранее.

Подарки

Поздравляя с Белым месяцем, люди обмениваются подарками. Некоторые подарки носят символическое значение. Так, например, борцоки – фигурки из теста имеют свой смысл, в зависимости от того что собой олицетворяет фигурка. Женщинам дарят платки или чай, мужчинам традиционно преподносят хадак – отрез ткани белого, синего или желтого цветов. Можно дарить сладкие подарки, угощения и даже деньги. Считается совершенно в порядке вещей подарить ребенку вместо сладости несколько монет.

Новогодний месяц

Буддисты отмечают Новый год целый месяц. Эта традиция уходит корнями в прошлое, к тому времени, когда добраться в гости можно было только на лошадях, а расстояния были довольно большие. От этого раздача поздравлений растягивалась на целый месяц.

Есть разные мнения на счет принятия алкоголя в этот праздник. Некоторые считают, что выпивать категорически нельзя, так как это грех. На самом деле, просто важна мера. Раньше на праздниках наливали только тем, кто достиг пятидесятилетнего возраста, вырастил детей, обзавелся хозяйством. Сейчас к этому относятся проще.

Почти весь мир привык встречать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января. Как правило, его отмечают в кругу семьи или друзей, наряжают ёлку, накрывают большой праздничный стол и ждут наступления полуночи, когда один год сменится другим. Однако некоторые народы мира исторически отмечали его совсем в другое время и даже сейчас кроме календарного праздника отмечают свой национальный Новый год.

Как и когда встречают смену года коренные народы Бурятии, разбирался корреспондент «АиФ-Бурятия».

Когда распускается берёзовый лист

Эвенкийским праздником Нового года можно считать летний праздник Икэнипкэ. Как рассказала Надежда Шеметова, глава государственного республиканского центра эвенкийской культуры «Арун» , он наступает в конце весны - начале лета, когда на землях, где веками живут эвенки, распускается берёзовый лист. Он знаменует собой пробуждение природы, и её обновление становится точкой отсчёта Нового года. В этот день проводятся традиционные обряды, и Духам преподносят угощения - конфеты, готовое мясо, хлеб, молоко и другие продукты.

На даты календарного нового года, а также на декабрь и январь у эвенков не выпадает праздников. Ближайший к ним - это ноябрьский праздник первого снега. С ним всегда был связан образ Тугэни Энёкен - Матушки-Зимы: красивой зрелой женщины, одетой в традиционный эвенкийский наряд, отороченный белым мехом. Она была связана в первую очередь не с людьми, а с природой. Время, когда первый снег покрывал землю, и Тугэни Энёкен вступала в свои права, считалось праздником, а также лучшим временем для охоты.

Теперь же у образа Тугэни Энёкен появилась новая трактовка. «В последние 15-20 лет приход Матушки-Зимы стали связывать не только с праздником первого снега, но и с календарным Новым годом, - рассказывает Надежда Егоровна. - В какой-то мере использование её образа в эти дни искусственно, ведь исторически она с ним связана не была». Впрочем, детям Тугэни Энёкен очень полюбилась, и теперь она появляется на празднике, не заменяя Деда Мороза и Снегурочку, а являясь третьим, чисто эвенкийским персонажем. Она играет с детьми в игры, загадывает им загадки и угощает сладостями.

«Белый месяц», буддизм и шаманизм

Бурятия - это регион, в котором две религии - шаманизм и буддизм - не только уживаются, но ещё и переплетаются так, что появляются общие праздники. К таким относится и самый важный бурятский праздник - Сагаалган или «Праздник белого месяца».

До прихода буддизма буряты отмечали его в день осеннего равноденствия - 22 или 23 сентября. Однако внук Чингисхана хан Хубилай под влиянием новой религии перенёс праздник на конец февраля - начало марта, то есть на Новый год по лунному календарю. Сагаалган знаменует его начало, а «белый месяц» - это первый, «чистый» месяц грядущего года. Он считается в первую очередь семейным праздником. В это время проводится обряд почитания старших, младшие дарят им подарки, а старшие после идут к старейшинам и дарят подарки им.

Кстати, наступает Сагаалган не в полночь, а с восходом солнца. Накануне в доме наводят порядок и избавляются от ненужных вещей. Интересно, что исторически у бурят даже возраст начинали считать только после того, как настанет «белый месяц».

Есть ли у бурят Дед Мороз?

Аналогом привычного новогоднего дедушки с подарками в Бурятии считается Белый Старец Сагаан Убгэн. Только всё же он не Дед Мороз, а религиозный персонаж. Ещё до прихода буддизма он считался покровителем долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода и плодородия. Саган Убгэн повелевал дикими зверьми, домашними животными и даже людьми, а также был владыкой гор, земли и воды. По легендам, когда он появляется, то приносит с собой мир, покой и равновесие в жизнь тех, кто его почитает.

Раньше монгольские народы - а почитают Белого Старца не только буряты - изображали его в роли отшельника с белой бородой, одетого в белые одежды и держащего в руках, посох с головой дракона. За долгие века Саган Убгэн преобразился: теперь старец всё также одет в белую одежду, но уже зимнюю - меховую шапку и белую шубу со стилизованными бурятскими узорами.

Встретить Белого Старца можно только раз в году - в Сагаалган. Его резиденция в этот день располагается в большой юрте этнографического музея народов Забайкалья. Кроме того, она появляется и на центральной площади Улан-Удэ во время празднования прихода «белого месяца». Хоть он и не Дед Мороз, но дети воспринимают его именно так и ждут от него подарков, поэтому он носит с собой небольшую сумку со сладостями.