Эрехтейон – таинственная святыня Акрополя. Полезная информация для туристов. Из жизни кариатид Разрушение храма. Реставрация

Мы поднялись на Акрополь ранним утром в числе первых посетителей. Это было правильно: не представляю, как в августовскую жару можно бродить по скале днем в плотном окружении туристов. Утром было дивно – лишь ты и камни. Где-то вдали горы и огромный город, а здесь тишина и возможность рассмотреть каждый из мраморных квадров Эрехтейона, порыжевших от времени:

Эрехтейон был построен в период Пелопонесской войны (421-406 гг. до н.э.) на месте легендарного спора между Афиной и Посейдоном за господство над Аттикой. Сам спор был наглядно представлен неподалеку, на фронтоне Парфенона. Между этими двумя великими храмами находилась бронзовая статуя Афины-Промахос.

Эрехтейон асимметричен, поскольку его архитектор должен был считаться с несколькими святынями, которые находились на данном месте. Это олива, посаженная Афиной и следы от подарка Посейдона. Вот как пишет о них, правда уже со скептическими замечаниями, Павсаний: «Есть тут – так как здание двойное – в глубоком колодце морская вода. В этом большого чуда нет; даже у тех, кто живет в глубине страны, встречается то же самое, между прочим у карийцев из Афродисии; интересно заметить, что в этом колодце при южном ветре слышен звук волн. А на скале есть знак трезубца. Говорят, что он является свидетельством спора Посейдона (с Афиной) за обладание этой страной».
http://library-institute.ru/books/pavsaniy-opisanie_ellady.doc
Третья святыня – могила афинского царя Кекропа. Над ней находится портик с кариатидами.

Здание имело два святилища. Их разделяла стена. У каждого был свой вход. Шестиколонный портик вел в святилище Афины Полиады. Здесь находилась древняя деревянная статуя Афины, на которую надевался пеплос, сотканный афинскими девушками. Торжественная процессия, во время которой это одеяние доставлялось на Акрополь, изображено на фризе Парфенона. Кроме того, в святилище находился золотой светильник Каллимаха, который наполнялся маслом раз в году, и горел, по свидетельству Павсания, днем и ночью.

Эрехтейон не только асимметричен. Его помещения находятся в двух уровнях. Портик святилища Афины вознесен на три метра над портиком, ведущим в святилища Посейдона.

Ионические колонны Эрехтейона легко несут тяжесть. Северный портик храма сохранился лучше восточного. Он вел к нескольким помещениям. Опять обратимся к Павсанию: «Входящий в это здание встречает три жертвенника: один – Посейдона, на котором на основании божественного изречения они приносят жертву и Эрехтею, второй – героя Бута и третий жертвенник Гефеста. На стенах – картины, касающиеся рода бутадов».

Дверь северного портика Эрехтейона – единственная хорошо сохранившаяся дверь древнегреческого здания V века до н.э. До на дошли профилировки и изысканные рельефные детали:

За колоннами виден кессонированный потолок:

Западная стена Эрехтейона была сильно переделана в римскую эпоху. Тогда вместо деревянных решеток, располагавшихся между колоннами, появились каменные стены с окнами в верхней части.
Пышная олива, которая сейчас так украшает эту часть храма, посажена на месте легендарного дерева в XIX веке.

Ее нет на акварели Джеймса Стюарта, которая датируется серединой XVIII века.
Эрехтейон перестраивали не только римляне. Его переделывали византийцы и крестоносцы. В турецкое время в нем размещался гарем.


http://www.vam.ac.uk/images/image/51009-popup.html

В начале XIX века Эрехтейон едва не разобрали целиком. Хант, капеллан Элджина предлагал перевезти остатки храма в Англию. Но Элджин и Лузиери ограничились лишь колонной, частью фриза и кариатидой. Эдвард Додуэлл запечатлел знаменитый портик в 1830-м году, когда на месте кариатиды, отправленной в Англию, поставили столб:


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/32/Dodwell1821039.jpg?uselang=uk

Разграбление Акрополя уже в XIX веке осуждалось как варварство. Но в середине XX века стало ясно, что атмосфера современного города страшнее грабителей. Перенесенные в музейные залы детали Эрехтейона сохранились несравненно лучше тех, что остались на Акрополе.

Колонна, которая сейчас стоит в Британском музее, была изъята из восточного портика храма.

Эрехтейон (Греция) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Грецию
  • Горящие туры в Грецию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храм Эрехтейон, расположенный на северной стороне Акрополя, - один из главных храмов древних Афин. Он был построен в 421-406 гг. до н. э. и по праву считается одним из самых ценных памятников архитектуры в греческой столице.

Согласно древнегреческому мифу, богиня Афина вела с Посейдоном жестокие споры о том, кому править и властвовать в Афинах. В том самом месте, где Посейдон в гневе ударил трезубцем, а Афина Паллада показала афинянам оливковое дерево, и был построен Эрехтейон.

Оливковое дерево у западного фасада храма растет и сегодня, правда, посадили его уже не древнегреческие боги, а реставраторы в начале 20 века.

У историков и исследователей было много вопросов о том, почему храм, посвященный богине Афине, называется Эрехтейон, что в переводе как раз означает «храм Эрехтея». Самая популярная легенда рассказывает, что в древние времена в храме бил соленый источник, который Посейдон высек из скалы своим трезубцем. В самом же храме хранилась деревянная статуя Афины, которая упала сюда с небес, золотой светильник работы Каллимаха, статуя Гермеса, а также алтарь бога ремесел Гефеста. Кроме всего прочего, здесь был похоронен мифический царь Афин Эрехтей, в его честь и назвали храм.

Никаких следов от этих ценных артефактов не осталось, и даже неизвестно, существовали ли они на самом деле, но зато по сей день у западного фасада храма можно увидеть могилу первого царя Аттики Кекропа - сына Эрехтея.

Что посмотреть

Эрехтейон не похож на остальные древнегреческие храмы - из-за своих малых размеров и необычной асимметричности он напоминает скорее жилой дом. Асимметричность постройки связана в первую очередь с неровным рельефом земли, а также с изобилием святилищ, которые располагались здесь в древние времена.

Сам храм выстроен в ионическом стиле и имел два парадных входа, с севера и востока, которые были обозначены небольшими портиками на ионических колоннах. Дверной проем северного портика отделан розетками и другими резными деталями, и сегодня это один из наиболее хорошо сохранившихся со времен Перикла образцов наличника. Восточная часть Эрехтейона была посвящена богине Афине Палладе, а западная - Посейдону.

Во времена власти Византии в Эрехтейоне устроили христианскую молельню, которая простояла до 17 века в хорошем состоянии. Но в 1687 году во время нападения войска Венеции храм очень сильно пострадал и с тех пор находится в руинированном состоянии.

Архитрав подпирают кариатиды - шесть мраморных женских фигур высотой 2,10 м каждая, главная достопримечательность Эрехтейона. Сегодня все шесть кариатид заменены на точные копии, оригиналы же отправлены в музеи. Пять кариатид хранятся в музее Акрополя , а одна - в Британском музее .

Все архитектурное сооружение было окружено фризом с накладными фигурами, который до наших дней не дожил. Найденные обломки также хранятся в Музее Акрополя. Из внутреннего убранства Эхтерейона не сохранилось ничего, поэтому можно только догадываться, каким роскошным оно было.

Эрехтейон включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и открыт для туристов.

Практическая информация

Адрес: Athens, Acropolis.

Время работы:

  • летом: с 8:00 до 20:00 (последний вход - в 19:30), по пятницам - до 22:00;
  • зимой (1 ноября - 31 марта): с понедельника по четверг - с 9:00 до 17:00, по пятницам - с 9:00 до 22:00, по выходным - с 9:00 до 20:00.

Вход: единый билет для посещения Акрополя - 20 EUR. Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

На северной стороне Акрополя недалеко от Парфенона находится древнегреческий храм Эрехтейон. Этот выдающийся памятник по праву считается жемчужиной древнегреческой архитектуры и одним из главных храмов древних Афин. Он был построен в 421-406 годах до н.э. и посвящён целой плеяде богов.

По преданию, храм построен на месте спора между Афиной и Посейдоном за власть над Аттикой. Эрехтейон заменил более древний храм, который находился на этом месте, но был разрушен во время Греко-персидской войны. Строительство инициировал Перикл, хотя завершено оно было уже после его смерти. Возможно, архитектором являлся зодчий Мнесикл, но достоверно этот факт не подтверждён.

Эрехтейон не имеет аналогов в древнегреческой архитектуре. Выполненный в ионическом стиле, он имеет ассиметричную планировку не только из-за неровностей земли, на которой он построен, но и многообразия святилищ соединенных в нем. Храм имел два главных входа - с севера и востока, они были оформлены ионическими портиками. Восточная часть Эрехтейона была посвящена богине Афине, а западная - Посейдону и царю Эрехтею.

С южной стороны находится знаменитый портик Пандросейон, названый по имени дочери царя Кекропа Пандросы. Архитрав подпирают шесть мраморных статуй девушек (кариатид) – это главная достопримечательность Эрехтейона. Сегодня все они заменены на копии, оригиналы же находятся в музеях. Одна из кариатид хранится в Британском музее, а остальные - в Музее Акрополя.

Всё сооружение было окружено фризом с накладными фигурами, но он не сохранился до наших дней. Найденные обломки хранятся в Музее Акрополя.

В древности в храме бил солёный источник, который по легенде Посейдон высек из скалы своим трезубцем, а в открытом дворике росла священная олива, подаренная городу Афиной. Когда-то в храме находилась деревянная статуя Афины, которая, по легенде, упала с неба. Статуя была выполнена из священного оливкового дерева. В Эрехтейоне также хранились золотой светильник работы Каллимаха и статуя Гермеса. Здесь же размещались алтари бога ремесел Гефеста и героя Бута.

Своё название храм получил в честь афинского царя Эрехтея. Его могила находилась под северным портиком. А у западного фасада храма можно и сегодня увидеть могилу первого царя Аттики Кекропа.

О внутреннем убранстве храма достоверно почти ничего неизвестно, но можно предположить, что оно впечатляло своим величием.

Большие изменения храм претерпел в 7 веке, когда его переделали в христианскую церковь. Во времена Османской империи храм использовался как гарем турецкого султана. Первая серьезная реставрация храма была проведена после получения Грецией независимости. Сегодня Эрехтейон включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе Афинского Акрополя.

Адрес: Греция, Афины, Афинский Акрополь
Начало строительства: 421 год до н. э.
Окончание строительства: 406 год до н. э.
Архитектор: Мнесикл и Фидий
Координаты: 37°58"19.6"N 23°43"35.5"E

Содержание:

Краткое описание

Если рассматривать наиболее значимые для древних греков храмы, то, безусловно, главным из них является легендарный Парфенон .

Вторым по своему значению является Храм Эрехтейона или, как его называют проще многочисленные гиды, проводящие экскурсии по Афинам, - Эрехтейон . Как и большинство древних памятников архитектуры, находящихся в столице Греции , храм Эрехтейона сильно пострадал от многочисленных войн и разграблений.

Вид на храм с юго-запада

Неумолимый ход времени также сказался на величественном здании, от которого до наших дней сохранились лишь развалины. Как известно из истории, в Парфеноне все жители Афин возносили свои молитвы богам, а вот Храм Эрехтейона был предназначен для таинственных обрядов и жертвоприношений, которые проводились исключительно жрецами, имевшими в Афинах практически безграничную власть. Именно по этой причине все историки практически единогласны во мнении, что Эрехтейон, расположенный на Акрополе, немного севернее Парфенона, был для населения Афин священным местом, в котором находилась огромная статуя покровительницы города Афины Паллады.

Многие туристы, приехавшие посмотреть достопримечательности Греции, ошибочно считают, что Храм Эрехтейона был посвящен культу богини Афины. В этом, несомненно, есть доля истины, однако по некоторым документам, летописям и описаниям, дошедшим до наших дней, а также согласно результатам археологических раскопок, можно сделать определенный вывод: в храме жрецы приносили дары не только Афине, но и Посейдону, и самому Эрехтейону.

Вид на западный фасад храма

«Откуда же появилось название храма? В честь какого события построено, второе по своей значимости, святилище Акрополя? Какие обряды, скрытые от глаз афинян, проводили в его стенах жрецы, и какие святыни хранились в Эрехтейоне?», - вот большинство из тех вопросов, которые задают гидам и историкам. Увы, о внутреннем убранстве великого храма можно говорить только опираясь на описания древних путешественников. Как известно, в древние времена Афины были предметом раздора между многочисленными захватчиками, а когда город практически опустел, он стал настоящей «находкой» для охотников за ценностями и мародеров. Поэтому развалины Эрехтейона и его интереснейшая история, которая, как и все в Греции , окутана многочисленными мифами и легендами – все, что осталось для современного поколения.

Происхождение названия и мифы, связанные с храмом Эрехтейона

Многие наверняка знают, что столица современной Греции, согласно древнему мифу, получила свое название от имени древней языческой богини. Она вела спор с Посейдоном за право покровительствовать древнему греческому городу. В месте, где Посейдон с огромной силой ударил своим трезубцем в землю, а Афина Паллада показала горожанам прекрасное оливковое дерево, и был построен Храм Эрехтейона .

Вид на храм от Парфенона

Однако этот миф нисколько не объясняет происхождения названия древнего святилища. А если точнее, то не объясняет название храма, которое дошло до наших дней. Дело все в том, что после своего возведения, храм был посвящен Афине, и древние горожане называли его «храмом, в котором хранится древняя, величественная статуя покровительницы города». Только после того, как Афины стали частью Великой Римской Империи, храм стали называть, как и сейчас – Эрехтейон.

С чем было связано изменение названия храма, современные историки объяснить не могут. Однако существует еще один миф, который хоть как-то «проливает свет» на вопрос: «Почему древний храм, посвященный богине Афине, стали называть Эрехтейон?». В легенде, появившейся, скорее всего, уже при римлянах, довольно запутанно рассказывается о героях Эрехтее и Эрихтонии. Правда, не совсем понятно, два это героя, или один, который просто имел не одно имя. Вот здесь историки и не могут прийти к единому мнению: одна их часть говорит о том, что храм построен в честь Эрихтония, а другая часть утверждает, что Эрехтей был сыном отважного Эрихтония и сам совершил немало подвигов, и именно в его честь назван храм.

Вид на колоннадe ионического ордера

Эти версии настолько запутанны и настолько неправдоподобны, что углубляться в них не имеет никакого смысла. Гораздо проще объяснить название Храма Эрехтейона еще одним древним мифом, который появился в Афинах задолго до «римского времени».

Древний миф гласит, что храм назвали в честь царя Афин Эрихтония, который не был человеком. Он был плодом любви «трудолюбивого» бога Гефеста и Геи. Богам, как известно из древнегреческих мифов, «было не до воспитания детей». Поэтому Афина (!) отдала младенца, закрытого в ларце (!), трем дочерям Кекропа и, при этом, запретила им заглядывать внутрь. Как должен был расти ребенок в ларце, остается загадкой, но две девушки не выдержали и, все же, открыли замок. Они увидели внутри ларца, переданного Афиной, очаровательного младенца, от которого исходил божественный свет, а его покой охраняли две змеи. От открывшегося зрелища две сестры лишились разума и, подбежав к краю скалы Акрополя, бросились вниз. Эрихтоний быстро вырос и стал править древними Афинами. Этот миф дает наиболее достоверное объяснение происхождению названия храма. Кроме этого, в самом храме некогда находилась могила царя, да и в западной его части, совсем рядом с алтарем бога морской стихии Посейдона, существовало небольшое святилище правителя города.

Вид на южный фасад храма

Строительство Храма Эрехтейона

Существуют документы, четко определяющие временной отрезок, во время которого строился Храм Эрехтейона. Его возведение началось практически сразу после смерти великого Перикла в 421 году до нашей эры. Величественное здание на Акрополе было полностью построено к 406 году до нашей эры. Как известно из древнейшей истории, именно тогда начался, так называемый, период упадка, некогда могущественных и влиятельных, Афин.

Как уже говорилось выше, Храм Эрехтейона был построен на месте, где в далекие времена поспорили между собой Посейдон и прекрасная Афина . В отстроенном храме находился алтарь повелителя водной стихии, есть описания, согласно которым можно сделать вывод: на одной из внутренних стен находилась гигантская трещина, оставленная трезубцем Посейдона, а кроме этого, в Эрехтейоне жрецы могли видеть колодец с морской водой. Этот колодец построили на месте, где из-под земли бил соленый ключ, который показал афинянам Посейдон. Прямо перед храмом росло оливковое дерево, то самое, которым и удивила царя Кекропа и афинян Афина Паллада. По преданиям, еще до начала строительства храма, в 480 году до нашей эры дерево сожгли, однако оно чудесным образом вновь появилось и украшало собой вход в Храм.

Вид на портик кариатида

Интересно и то, что архитектор, имя которого неизвестно, разработал план Храма Эрехтейона, построенного в ионическом стиле, таким образом, что место, где ударил трезубцем Посейдон, находилось под открытым небом. Согласно мифу, боги запретили накрывать это место.

Стоит отметить, что неизвестному архитектору и многочисленным строителям, задействованным в возведении Храма Эрехтейона, пришлось приложить массу усилий, чтобы здание было устойчивым. Дело все в том, что храм является многоуровневым, этот факт не говорит о гениальности архитектора, а скорее всего, является доказательством того, что у древних греков не было технологий, позволяющих сравнивать скалистую местность.

Храм Эрехтейона отличался от множества других храмов не только тем, что в него имели доступ только жрецы, но и тем, что имел два входа. Один из них вел в святилище Афины, где и возвышалась ее гигантская статуя (по свидетельствам очевидцев того далекого времени, выполненная из дерева), а второй, к святилищам Эрехтея и Посейдона. Удивительно и то, что Эрехтейон построен на «священном» месте. До начала работ здесь возвышались святилища и другие храмы, которые со временем разрушались или их попросту уничтожали грабители.

Кариатиды

Архитектура и история храма Эрехтейона

Древний храм, который открылся для афинских жрецов еще в 406 году до нашей эры, стоит на фундаменте размером 23,5х11,6 метров. Его популярность среди туристов обусловлена тем, что каждый его фасад уникален в своем роде. Это объясняется тем, что в храме прославляли не одного языческого бога и не одного афинского царя. У западного фасада Храма Эрехтейона находится (правильнее сказать, находилась) могила царя Кекропа, который был человеком-змеей.

Со стороны западного фасада и росло то самое знаменитое оливковое дерево, которое явила Афина Паллада. Более того, оно растет и в настоящий момент, правда, божественного происхождения оно уже не имеет: его посадили реставраторы в начале 20-го века.

Даже в наше время можно увидеть, известный любому ценителю памятников истории и архитектуры, портик кариатид. Все без исключения гиды, водящие свои группы среди руин древнего храма, говорят, что именно этот портик и является самой главной достопримечательностью Эрехтейона . Шесть скульптур прекрасных девушек поддерживают перекрытие. Многие современные скульпторы говорят, что кариатиды выполнены на таком высоком уровне, что кажется, будто в любой момент сильная дева, ростом два метра и тридцать сантиметров, сойдет с цоколя.

Кессонный потолок северного портика

Увы, руки девушек были разрушены, однако историкам, все же, удалось узнать, как они выглядели в далеком прошлом! Помогла им в этом находка в… Италии . На вилле Адриана удалось найти копии сильных дев, поддерживающих перекрытие портика! Оказывается, одной рукой они поддерживали свои одежды, а во второй руке держали, так называемый, жертвенный кувшин – фиал. Кстати, не все шесть кариатид являются подлинными, одна из них «подделка», точнее – копия, выполненная реставраторами. Оригинал украл англичанин еще в 19-м веке, приехавший в Афины поживиться древними реликвиями.

Храм Эрехтейона – это очередное подтверждение гениальности древнегреческих скульпторов, которым из драгоценного мрамора удалось создать поистине фантастический ансамбль из кружев, статуй и фризов. Многое из этого ансамбля безвозвратно утрачено, но от этого Эрехтейон не теряет своей привлекательности и возле него всегда можно встретить огромное число туристов. Как и храм Гефеста, это здание считается одним из наиболее хорошо сохранившихся на территории Афин. К слову, сохранился он благодаря христианам, которые сделали Эрехтейон своей церковью, и турецкому хану, решившему превратить древнегреческий храм… в гарем, где в роскоши жили его прекрасные жены и невольницы.

Северный портик храма

Есть информация, что уже в самое ближайшее время будет проведена третья по счету реставрация Храма Эрехтейона (первая с 1837 по 1847 год; вторая с 1902 по 1909 год). Туристу, отправившемуся в Грецию для знакомства с древнейшими памятниками, не лишним будет знать, что вход к ним платный. Однако цена билета невысока, а дети и подростки могут узнать об истории Древней Греции, о взлетах и падениях Афин, совершенно бесплатно.

Эрехтейон – храм на , выдающееся произведение по праву считается жемчужиной древнегреческой архитектуры и одним из главных храмов древних Афин. Возведен в 421 - 406 гг. до н. э. из мрамора и темного известняка. Эрехтейон заменил более древний храм, стоявший на этом месте, и разрушенный во время . Это совершенно уникальный памятник, не имеющий аналогий в древнегреческой архитектуре.

История

Храм Эрехтейон – второй по значению памятник Акрополя. В древние времена он был центральным храмом, посвященным культу богини Афины. И если у Парфенона была роль общественного храма, то Эрехтейон, скорей, был храмом жреческим. Там проводились главные религиозные таинства, связанные с поклонением этой богине, там хранилась древняя статуя Афины. Этот относительно небольшой по размерам храм объединяет в себе целый ряд разных святилищ. Большая часть из которых существовала на этом месте задолго до постройки Эрехтейона.


Храм был построен на месте легендарного спора Афины и Посейдона за власть над Афинами. В одном из залов Эрехтейона имеется след, оставленный трезубцем Посейдона на скале во время его спора с Афиной. Рядом расположен вход в находящуюся под храмом пещеру, где обитала священная змея богини Афины, которая считалась олицетворением легендарного афинского царя, героя и покровителя города – Эрехтея. С его именем традиция связывает и название храма.

Изначально Эрехтейон назывался храмом Афины Полиады (покровительницы Афин), или храмом, «хранящим древнюю статую». Только в римские времена на все здание распространилось название одной из его частей – Эрехтейона.

Сооружение Эрехтейона

Возведение Эрехтейона связано с началом грандиознейшего строительства на Акрополе, задуманного и осуществленного во времена Перикла. Надо было возвести храм для древней статуи Афины – главной городской святыни, согласно преданию, упавшей с неба. Эта статуя в течении долгого времени хранилась в древнем храме, находившемся в центре Акрополя. Когда вторгшееся в Аттику персидское войско захватило Афины, храм Афины сожгли, однако греки предусмотрительно вывезли святыню на остров Саламин. В 421 г. до н. э. началось строительство Эрехтейона. Работы с перерывами продолжались до 406 г. В скором времени после их окончания храм был поврежден пожаром и восстановлен в 394 г.

Описание Эрехтейона

Портик кариатид

В основу планировки здания положен прямоугольник размерами 23,5 -11,6 м. Фасады храма отличаются необычным разнообразием, с каждой стороны Эрехтейон предстает абсолютно по-новому. В западном углу находится Кекропейон – могила и святилище легендарного Кекропа, первого царя Аттики. Над ним возвышается всемирно известный портик кариатид – основная достопримечательность Эрехтейона.

На высоком (2,6 м) цоколе стоят 6 статуй девушек, которые поддерживают перекрытие портика. Их фигуры имеют рост – 2,3 м. Левые и правые кариатиды это зеркальное отражение друг друга. Статуи изготовлены с непревзойденным искусством, они естественные и полны жизни. Руки их не сохранились, и до относительно недавнего времени точно не было известно, как могла выглядеть композиция в первоначальном варианте. 1952 год – в Италии, в развалинах виллы императора Адриана, археологами были обнаружены каменные статуэтки – копии кариатид Эрехтейона. Благодаря этой находке стало понятным, что левой рукой они слегка придерживали край одежды, а в правой держали фиал – сосуд для возлияний при жертвоприношении.

Предположительно, прообразами кариатид Эрехтейона служили аррефоры – служительницы культа Афины, которых избирали из лучших семей Афин. В их обязанности входило изготовление священного пеплоса, в который каждый год наряжали древнюю статую Афины, хранившуюся в Эрехтейоне.

Время не пощадило портик кариатид, как и весь ансамбль Акрополя в Афинах. Одну из статуй в начале XIX столетия выломал и увез в Англию известный «ценитель древностей» лорд Эльджин. Теперь она заменена копией. Но и в наше время, с утраченными руками и поврежденными лицами, кариатиды Эрехтейона сохраняют свое обаяние и являются лучшими образцами древнегреческого скульптурного искусства.

Как выглядел храм?

Лестница в 14 ступеней ведет от восточного портика Эрехтейона к находящемуся ниже маленькому дворику, замыкающему шестиколонный северный портик Эрехтейона. Этот портик когда-то служил главным входом в западную половину храма. Его колонны высотой 7,6 м. Четыре из них располагаются по фасаду, две – по сторонам портика.

Перед западным фасадом Эрехтейона с западной стороны с незапамятных времен росла священная олива богини Афины. Потому западный фасад Эрехтейона выглядит очень необычно для древнегреческого храма – здесь невозможно было устроить такой же входной портик, как с восточной стороны, и тогда 4 колонны, образующие западный портик, были подняты на цоколь высотой около 4-х метров, а промежутки между колоннами перегородили бронзовой решеткой. На фоне мраморных колонн растет серебристо-зеленое оливковое дерево. Нынешнее посадили в 20-х годах XX века на том же месте, где по описанию древних авторов росло священное дерево, которое выросло от удара копья Афины.

Эрехтейон выделяется среди других храмов древней Греции своим уникальным скульптурным убранством. Настоящее мраморное кружево обрамляет дверные порталы и непрерывной лентой проходит по верху стен и портиков храма. Мастерство скульпторов древности пленяет совершенством и отточенностью форм. Когда-то фасад Эрехтейона завершался рельефным фризом, тянувшимся по периметру всего здания. На нем были изображены разные эпизоды из мифов об Эрехтее и других афинских героях. Изготовленные из белого мрамора фигуры делались отдельно, а потом прикреплялись к фону из синевато-черного известняка. Этот своеобразный прием создавал довольно впечатляющий эффект, а для его усиления детали скульптур покрывала позолота. Позолотой и росписью были покрыты и капители колонн. Дошедшие до нашего времени фрагменты этого удивительного фриза хранятся в музее Акрополя.

О интерьере храма, нам известно лишь из сочинений античных авторов. Внутреннее помещение глухая стена делила на две почти равные части. В восточной находилось святилище Афины Полиады. В это помещение возможно было попасть, пройдя через легкий шестиколонный портик, высота колонн которого достигала 6,5 метров. Сейчас сохранилось только 5 колонн.

Разрушение храма. Реставрация

Подобно другим сооружениям Акрополя в Афинах, Эрехтейон неоднократно разрушали и перестраивали. В византийское время в нем устроили христианскую церковь. После завоевания города турками Эрехтейон превратили в гарем турецкого правителя Афин.

Первая реставрация храма была сделана сразу после завоевания Грецией независимости, в 1837–1847 гг. Повторно храм реставрировался в 1902–1909 гг. Были восстановлены портик кариатид, северная и южная стены, западный фасад храма.