Неизвестная статуя свободы. История и удивительные факты о статуе свободы в нью-йорке Архитектура статуя свободы

Я много работаю с детьми и мне всегда интересно прощупать границы их кругозора, когда мы приступаем к занятиям. Рано или поздно я задаю вопрос об Америке, что-то вроде: "А что вы знаете об этой стране?" или "Какой самый знаменитый памятник в Америке?". Практически каждый ребенок отвечает мне, что символ Америки - это Статуя Свободы.

В моем списке достопримечательностей, которые я хотела посетить в Нью-Йорке, Статуя Свободы шла под номером 8. Но во время прогулок по городу она так часто мелькала на горизонте то тут, то там, что я решила отправиться к ней раньше. Тщательно продумав маршрут и выбрав день, я отправилась узнать, что же это такое и зачем американцам так нужен этот памятник.

Статуя Свободы в цифрах

Совсем неудивительно, что монумент видно из многих уголков Нью-Йорка, хоть и расположен он на острове Свободы южнее Манхэттена. Ведь высота Статуи составляет 93 метра от основания пьедестала до кончика факела. При этом сама Госпожа Свобода (Lady Liberty) занимает только половину монумента - около 46 метров. Длина правой руки, держащей факел, составляет почти 13 метров, а длина ступни - чуть больше 7,5.

Американцы любят шутить, что размер обуви у Lady Liberty был бы 879-м по американской системе размеров, в 10 раз больше, чем у средней американки. Высота лица от подбородка до короны - больше 5 метров. Весит мадам 204 тонны.

Как добраться

Я была удивлена, когда узнала, что формально Статуя Свободы расположена даже не в самом Нью-Йорке, а в водах штата Нью-Джерси. Однако специальным распоряжением от 1834 года остров Свободы (Liberty Island), на котором расположен монумент, был официально отнесен к штату . Добраться до Статуи можно на пароме, который курсирует как от Южного Манхэттена, так и от парка Либерти-Стейт, Джерси-Сити.

Паром отправляется ежедневно несколько раз в день и останавливается еще на соседнем острове Эллис (Ellis Island), исторически знаменитом тем, что именно туда прибывали все иммигранты, желающие проживать в Нью-Йорке. Кстати, именно во времена самой сильной миграции в США, в конце 19-ого века, Статуя Свободы и стала всемирно известным символом Америки. Она была первым, что видели прибывающие в . Статуя, держащая факел и освещающая путь, становилась для сотен людей благословением и олицетворением новой лучшей жизни и надежды.

Расписание парома можно уточнить на официальном единственной компании-провайдера. До парома в Нью-Йорке можно добраться на метро (станция South Ferry) или на автобусе (маршруты М6 и М15 до остановки South Ferry). На Статую можно попасть с 9.00 до 17.00 (летом чуть дольше) ежедневно, кроме 25 декабря, когда памятник вообще закрыт для посещения. Стоимость билета варьируется от 18$ за взрослый базовый до 43$ за вип-доступ без очередей. Детям от 4 до 12 и пенсионерам от 62 скидки. Билет нужно покупать на определенную дату и время не позднее чем за двое суток до поездки: без такого билета на статую можно будет посмотреть только снаружи, а зайти в музей и подняться на смотровые площадки будет нельзя.

Будьте готовы к тому, что при входе на паром вас и ваши вещи очень тщательно осмотрят из соображений безопасности: везде стоят рамки и металлоискатели. С большой сумкой вас, кстати, могут не пустить.

История Статуи Свободы

Я никогда не задумывалась над тем, что именно я знаю о Статуе Свободы. А знала я буквально 3 факта:

  • Статуя Свободы была подарена Францией
  • Статуя Свободы была спроектирована Гюставом Эйфелем, тем самым, что сконструировал Эйфелеву Башню
  • Статуя Свободы по каким-то причинам зеленая (я ощущала мистическую связь с цветом доллара)

Итак, по порядку.

1) Статуя была подарком Америке от Франции

Начнем с того, что называется эта статуя совсем не так, как мы привыкли. Ее полное название �- "Свобода, освещающая мир" (Liberty Enlightening the World), что сразу отсылает нас к более высоким замыслам и мотивам, чем просто подарить маяк новому государству в честь независимости. Да, это действительно был подарок от Франции в честь 100-летия декларации независимости, однако за его созданием стоят фамилии, которые сильно удивили меня.

Идея отправить что-то в подарок приписывается французскому политическому деятелю Эдуару де Лабулэ, главе Ассоциации против рабства. В Америке незадолго до этого закончилась гражданская война, которая уничтожила, по крайней мере формально, институт рабства, что и решил отметить своим подарком де Лабулэ. Он снарядил Фредерика Бартольди, знаменитого европейского скульптора, в путь, повелев посетить как можно больше мест и подумать, что могло бы стать знаковым подарком. Бартольди, прибыв в Нью-Йорк, был поражен тем, что каждый корабль на пути в Нью-Йоркскую гавань непременно проплывал мимо небольшого острова Форт-Вуд - отличное место для будущего подарка. Оформилась и задумка: это должен был быть маяк, олицетворяющий свободу и освещающий путь полному надежд народу, подобно греческому Колоссу Родосскому. Только колосса решили сделать женщиной, создав мягкий и менее воинственный образ. Правительство Нью-Йорка одобрило идею, и Бартольди по возвращении в Европу приступил к работе.

2) Статуя была спроектирована Гюставом Эйфелем.

Не совсем так. Знаменитый инженер создал для статуи каркас, а Бартольди работал с внешней медной оболочкой. Позировала скульптору Изабелла Бойер, супруга знаменитого производителя швейного оборудования Исаака Зингера. Работа продолжалась более 12 лет. Интересно, что готовую руку статуи, держащую факел, отправили в Филадельфию на Всемирную Выставку 1876г., где она собрала столько средств, что Бартольди смог без каких-либо финансовых затруднений закончить голову фигуры. На середине строительства выяснилось, что никакие инженерные приемы не позволяют статуе стать полноценным маяком без изменения ее формы. Бартольди, конечно, был огорчен, но все-таки выбрал эффектную позу. В это время в Америке проводился сбор средств на подготовку места и возведение пьедестала. Поначалу деньги инвестировались с большим трудом, однако потом кампанию по сбору средств провели Марк Твен, любимый публикой писателей, и Джозеф Пулитцер, газетный магнат. Последний, кстати, сделал гениальный ход конем: он пообещал каждому, кто внесет хоть доллар в строительство, напечатать его имя в своих печатных изданиях. Люди кинулись вносить небольшие пожертвования и скупать газеты, чтобы убедиться, что его имя напечатали. Так Пулитцер собрал больше половины необходимых средств и одновременно увеличил свои тиражи в несколько десятков раз. Более того, он создал вокруг еще неоконченной статуи такой ажиотаж, что к моменту прибытия монумента Америка буквально гудела от нетерпения. В 1884 г. Статуя была разобрана, упакована и по частям отправлена в Америку. В 1886 г. под руководством президента Кливленда состоялось торжественное открытие памятника.

3) Статуя имеет яркий зеленый цвет.

Это факт, однако он никак не связан с моими размышлениями о цвете американской валюты. Это результат окисления меди в условиях постоянной соленой влажности. Кстати, то, что она зеленая, видно даже ночью.

Чем заняться у Статуи

Большое видится на расстоянии, как говорится, - лучше всего Статую созерцать издалека. Однако по мере приближения парома к острову ее размеры начинают поражать все больше, и хочется проверить, будет ли видно голову, если смотреть с земли:) Вокруг Статуи можно гулять в красиво оборудованном скверике, сидеть на скамеечках и любоваться Леди Либерти с разных сторон. Но самое интересное - это забраться внутрь. Лифт внутри статуи вмещает всего несколько человек, поэтому там всегда огромные очереди, но есть и лесенка. Правда, на лестнице народу не меньше. Первая смотровая площадка расположена на вершине пьедестала, вторая - в короне Статуи. И вот оттуда, конечно, вид открывается захватывающий. Хотя не знаю, от чего больше захватывает дух: от самих видов или от осознания того, что ты стоишь в короне чуть ли не самого знаменитого памятника в мире. Когда-то можно было подняться и на факел, но в данный момент лестница туда закрыта.

Внутри пьедестала Статуи расположен музей, где вам подробно расскажут про всю атрибутику монумента, например, что в левой руке она держит Декларацию Независимости, у ног ее лежат разорванные оковы как символ побежденного рабства, а открытые сандалии и тогу выбрали в качестве наряда потому, что так одевалась римская богиня свободы Либертас. Вы сможете также перекусить и купить сувениры.

Еще несколько фактов

  • Статуя стала камнем преткновения для американских суфражисток - активисток, продвигающих право голоса для женщин. Они считали, что это противоречит логике, что огромная женщина стоит у входа в Нью-Йоркскую гавань и олицетворяет свободу, а американские женщины при этом не имеют свободы слова.
  • Несмотря на огромный размер, Статуя качается на ветру. Это чистая физика: чем выше объект, тем больше амплитуда колебаний на ветру в верхней части. Факел Статуи, например, может раскачиваться до полуметра. Подобные факты вообще стали шоком для меня, когда я приехала в . Я думала, что небоскребы и прочие сооружения прочно стоят на земле, а оказалось, что, например, Эмпайр Стейт Билдинг, один из самых высоких небоскребов Америки, раскачивается аж до 4 метров!
  • Медные листы, которыми обита статуя, порой сильно дребезжат на ветру. И в тихий вечер, сидя на набережной где-нибудь в Бруклине или Южном Манхэттене, можно услышать гул и довольно жуткий звук со стороны памятника.
  • В 1878 г. гениальный изобретатель Томас Эдисон предложил проложить в статуе провода и установить аппаратуру, с помощью которой статуя могла бы "говорить". Можно было бы транслировать речи и разные политические объявления. Предложение не приняли, хотя лично мне задумка даже нравится:)
  • В Лас-Вегасе стоит полная копия статуи, только в 2 раза ниже. А в Париже стоит статуя в четыре раза меньше, чем оригинал, и повернута она на запад, точно в сторону своей старшей сестры.

Значимость Статуи

Я пришла к выводу о том, что американцы - очень практичный народ с очень практичным мышлением. Они любят структуру и порядок. Однако помимо этого они еще мечтатели и романтики, просто для абстрактных идей и философских понятий предпочитают иметь конкретное материальное воплощение или как минимум символ. Я раньше думала, что Статуя Свободы - просто удачный подарок, который прекрасно вписался в пейзаж города, а бонусом к этому стало то, что он еще несет и символическую нагрузку. Будучи в Штатах, я ощутила, насколько американцам действительно нужна эта статуя: она как ничто другое отражает их идеи о свободе и идеалах, при этом в очень наглядной и понятной им форме. Любой американский малыш при слове "свобода" проведет в уме параллель со Статуей, а при слове "честность" - с памятником Абрахаму Линкольну в Вашингтоне. Американцев ругают за материализм, но мне думается, что нет ничего плохого, когда абстрактные понятия ассоциируются с чем-то конкретным.

На заметку

  • Если вы отправитесь на Статую Свободы весной или осенью, когда вероятны дожди, - берите зонт или дождевик. Если есть вероятность, что окажетесь под палящим солнцем - очки и панаму. Это не банальные рекомендации. Дело в том, что если у вас этого не будет, на подходе к парому в Баттери-Парк или когда вы сойдете на острове Свободы с парома, вас атакуют ну очень навязчивые торговцы сувенирами и погодным обмундированием. Когда я сошла на берег первый раз, меня буквально сшибли с ног и оглушили криками на чудовищном английском "Умбрла! Умбрла!", тыча мне в лицо зонты. Это слегка испортило мой и так еле дышащий из-за дождя настрой.
  • Вип-доступ без очередей сэкономит вам буквально 5 минут времени, так как из желающих обойти общую очередь выстраивается своя, виповая:)
  • Брелки и прочие сувениры с символикой лучше всего покупать не собственно в местах, где вы бываете, а в Чайна-Тауне (China Town) – это район на Манхэттене. Именно там они продаются по бросовой цене, уже буквально в трех кварталах начинаются наценки, а в чисто туристических местах эти же статуэтки и брелочки будут стоить уже в несколько раз дороже, хотя товар тот же самый, проверено.

Наиболее известный символ Америки - это скульптура «Свободы, озаряющей мир». Многие в курсе, что она была подарком из Франции, но мало кто знает, какая страна еще участвовала в ее создании, хоть и косвенно.

Также из статьи можно будет узнать о некоторых интересных фактах, связанных со строительством, установкой и эксплуатацией статуи. А также вам станут известны имена тех, кто приложил немало усилий для создания монумента.

Чему был посвящен подарок

Известно, кто подарил Америке Статую Свободы. Но чему был посвящен этот подарок? В 1876 году Франция решила преподнести презент к столетию независимости США. Средства на эту идею пришлось собирать годами. В этом приняли участие французы и американцы. Но пока статуя была установлена, минуло несколько лет, и юбилей независимости уже прошел.

«Леди Свобода» держит в руке табличку, на которой латиницей написана дата подписания а именно «Июль, 4, 1776». В 1883 году статуе был посвящен сонет Эммы Лазарус «Новый Колосс». Строки из него были выгравированы на пластине в 1903 году и прикреплены к пьедесталу скульптуры.

История создания

История началась с решения Франции поручить эту работу скульптору Фредерику Огюсту Бартольди. Далее страны договорились о том, что пьедестал будет сооружен силами Америки, а скульптура - за счет французов. Кто же еще участвовал в создании подарка?

Вашему вниманию - список тех, кто подарил Америке Статую Свободы:

  • Фредерик Бартольди спроектировал внешний вид и привел свои пожелания о том, где лучше разместить «Леди Свободу»;
  • и его помощник Морис Кехлин создали чертежи стальной массивной опоры и поддерживающего каркаса;
  • Ричард Моррис спроектировал пьедестал к скульптуре;
  • Генерал США Уильям Шерман выбрал место для статуи;
  • Улисс Грант - президент США, который поддержал идею о создании символа Свободы.

Сооружение скульптуры было завершено в 1884 году. Ее доставили в разобранном виде на фрегате «Изере» в нью-йоркскую гавань через год. Для этого понадобилось более двухсот ящиков. На сборку ушло четыре месяца, а официальное открытие состоялось 28.10.1886. Несмотря на то что к столетнему юбилею подарок опоздал на десять лет, к его открытию собралось много почетных гостей, в том числе и президент США Гровер Кливленд. Если бы не такое запоздалое открытие монумента, то поздравительную речь народ Америки услышал от который 04.07.1976 еще занимал этот пост.

Русский след

Помимо французов и американцев, согласно некоторым источникам, к скульптуре имеют отношение и россияне. Медные листы, которыми ее покрыли, были приобретены в России. Они были изготовлены на Нижнетагильском заводе. Однако многие исследователи смогли уже опровергнуть этот факт. Дело в том, что в Нижний Тагил в те времена еще не была проложена железная дорога. Исследователи пришли к выводу, что медь была доставлена из Норвегии, хотя документальных подтверждений этому нет.

Кто подарил Америке Статую Свободы? Невзирая на то, был ли в этом русский или норвежский след, именно французский народ стал инициатором и создателем символа свободы.

Выбор места для установки

Где Статуя Свободы сегодня? Как и в момент своей установки, она расположена на острове в трех километрах на юго-запад от Манхэттена (его южной части), что в Нью-Йорке. До появления статуи его называли островом Бедлоу. После водружения на нем французского подарка, в народе его стали называть островом Свободы. В 1956 году его переименовали официально.

Использование статуи

За весь период своего существования известный всем символ Америки был не просто памятником архитектуры. Изначально его планировали использовать в качестве маяка. Практика показала, что лампы в факеле были слабыми и малоэффективными. Из подразделения, которое управляло маяками, фигура была передана военному ведомству, а позже службе, которая занималась национальными парками.

К 1924 году экспонат стал Национальным монументом США, а позже был включен в список ЮНЕСКО.

Как использовалась Статуя Свободы в разные годы? Она имела следующие ипостаси:

  • маяк;
  • музей;
  • смотровая площадка.

За все время существования фигуры ее ремонтировали много раз, но наиболее глобальные работы проводились в 1938 и 1984 годах.

Читателю уже известно, кто подарил Америке Статую Свободы. Но мало кто знает, что скульптура изображает древнегреческую (на этом сходятся некоторые историки). Эта богиня являлась повелительницей ада, а факел использовался ею в подземном мире. Помимо этого, ее считали покровительницей колдовства, помешательства, безумия, одержимости. Геката изображалась с рогами на голове, но их можно увидеть у статуи в виде лучей света. Хотя считается, что на самом деле Бартольди воплотил образ древнеримской богини Либертас.

Правая рука, держащая факел, пересекала Атлантический океан три раза. Впервые ее перевезли в 1884 году в Филадельфию на Всемирную выставку, после этого вернули назад. В третий раз рука переплыла океан со всеми остальными частями статуи.

После событий 11 сентября 2001 года доступ на остров и к символу Америки был закрыт. К 2012 году доступ был открыт полностью, вплоть до короны. Вверх можно подняться по лестнице или на лифте. Чтобы достигнуть короны, необходимо пройти 356 ступеней. На смотровой площадке создано 25 окон, из которых открывается вид на гавань.

В мире существует множество уменьшенных копий. Например, в Париже, Токио, а также более двухсот копий есть в самой Америке.

Считается, что количество лучей на короне символизируют семь континентов, по западной географической традиции.

К 1886 году факел был сильно разрушен коррозией и его заменили новым, который покрыли золотом 24 пробы.

А вот смотрите еще какая тема бродит по сети:

О Статуе Свободы известно на первый взгляд все. Ее подарили Соединенным Штатам французы к столетию независимости. Памятник, созданный Фредериком Бартольди и Густавом Эйфелем, был торжественно открыт на острове Свободы в устье реки Гудзон 28 октября 1886 года. «Леди Свобода», встречающая корабли, прибывающие в Нью-Йорк, – весьма тяжеловесна. В ней 204 тонны, из которых 90 – это медные блоки, которыми облицована фигура.

Именно эти 90 тонн уже долгие годы являются предметом жарких споров историков из разных стран. Ясно, что поставщик такой огромной партии цветного металла должен был очень хорошо заработать – стоимость меди в тот период составляла в среднем $2500 за тонну. Но вопрос, кому достались эти деньги, до сих пор остается открытым. Никаких документов, касающихся покупки меди не сохранилось, а в воспоминаниях людей, причастных к созданию Статуи Свободы, тема о происхождении металла странным образом замалчивается.

Немного исторической справки:

Создание монумента поручили скульптору и архитектору Фредерику Бартольди. Был установлен срок - к 1876 году необходимо было завершить памятник, приурочив его к столетию Декларации независимости США. Считается, что это совместный франко-американский проект. Над пьедесталом трудились американцы, а саму статую создавали во франции. В Нью-Йорке же все части Статуи Свободы были собраны в единое целое

После начала строительства стало понятно, что необходимо гораздо больше средств, чем планировалось изначально. По обе стороны океана была инициирована масштабная кампания по сбору средств, лотереи, благотворительные концерты, и прочие мероприятия. При расчете параметров конструкции огромной статуи Бартольди потребовалась помощь опытного инженера. Александр Густав Эйфель, создатель Эйфелевой башни, лично разработал конструкцию крепкой железной опоры и каркаса, который позволяет медной оболочке статуи свободно двигаться, при этом сохраняя равновесие самого монумента.

Американцы неохотно расставались со средствами, потому были трудности со сбором нужной суммы, поэтому Джозеф Пулитцер на страницах своей газеты «Уорлд» написал ряд статей, обращаясь к представителям высшего и среднего классов и призывая их выделить деньги ради благого дела. Критика была крайне жесткой, и это произвело эффект

К августу 1885 года в США получилось собрать нужную сумму, к тому времени французы уже закончили свою часть работы и привезли части статуи в Нью-Йорк. Статуя Свободы была разделена на 350 частей и перевозилась на фрегате «Изере» в 214 ящиках. За 4 месяца все части монумента были собраны, и при огромном стечении народы, 26 октября 1886 года, состоялась церемония открытия легендарного памятника. Так получилось, что подарок к 100-летию опоздал на 10 лет. Стоит отметить, что рука с факелом была собрана еще ранее и даже выставлялась на выставке в Филадельфии в 1876 году

Вернемся теперь к материалу:

Загадку пытались решить путем сравнения материала облицовки с образцами, взятыми на крупнейших шахтах мира. Эксперимент внес еще большую путаницу, версии росли как грибы после дождя. Близкие по составу примесей образцы меди были обнаружены на английских рудниках в Суонси, в германском Мансфилде и в испанском горнопромышленном регионе Уельва. Норвежские ученые почти не сомневаются в том, что Бартольди закупил 90 тонн меди на руднике Виснес, который разрабатывался в 1870-х годах на острове Кармой в Северном море. При этом компания, владеющая этим рудником, управлялась французом, и ее штаб-квартира располагалась в Париже. Норвежцам так хотелось считать себя «поставщиками строительного материала для американской «Свободы», что они заказали спектрографический анализ компании Bell Laboratories. Его результаты показали, что медь из Северного моря очень похожа на ту, которой облицована статуя, но не идентична. И это дает шанс развивать еще одну теорию о происхождении металла – на этот раз русскую.

Нижний Тагил, Медный рудник. Лисья гора

От Урала до Парижа

Башкирский ученый, кандидат геолого-минералогических наук Миниахмет Муталов и сотрудники Высокогорского горно-обогатительного комбината не сомневаются в том, что медь для «Леди Свободы» была приобретена у промышленников Демидовых, которым принадлежали нижнетагильские рудники. Правда, они руководствуются своим опытом в горном деле, а не результатами исследований из американских лабораторий. Тем не менее с ними нельзя не согласиться в том, что в 1870-х годах российская медь была действительно очень популярна на Западе, где ее называли «Старый соболь». Необходимый объем производства демидовские рудники, несомненно, могли обеспечить. В 1814 году огромный медный карьер был открыт на горе Выйской близ Нижнего Тагила, и к 1850 году добыча меди там достигала 10 000 тонн в год. Для сравнения, норвежская шахта – кандидат номер один – тогда производила только 3000 тонн.

Нижнетагильская медь сбывалась в основном на рынках Западной Европы, несмотря на то что рудник находился очень далеко от потребителя. В 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне она получила три бронзовые медали, а в 1867-м Демидовы заняли первое место на Парижской выставке.

Во Франции слышали об успехах русских горняков и раньше. На Урал нередко приезжали учиться французские специалисты. В нижнетагильских архивах за XIX век сохранились сотни контрактов с иностранцами, которых нанимали Демидовы. У них работали 42 иностранца – англичане, швейцарцы, немцы, бельгийцы, итальянцы и 14 французов. Личным консультантом промышленников был горный инженер из Франции Лепле, а его соотечественник по фамилии Бокар работал администратором нижнетагильского завода. Такое тесное сотрудничество очень способствовало налаживанию каналов поставки металла западному покупателю.

Тайные знаки

В пользу версии о русском происхождении Статуи Свободы свидетельствуют и конспирологические источники. Известно, что Бартольди и Эйфель были членами французской масонской ложи, и именно «вольные каменщики» помогли им собрать 3,5 миллиона франков на изготовление статуи. Строительство постамента профинансировала масонская ложа Нью-Йорка. Медиа-магнат Джозеф Пулитцер пожертвовал на него около $100 000 с условием, что в основание монумента будет заложена записка с его именем и словами «русский эмигрант и еврей». При этом, по официальным данным, он родился в Венгрии и именно оттуда переехал в США.

Известно, что французские и американские масоны поддерживали довольно тесные отношения, в том числе и делового характера, с российскими «вольными каменщиками». А Демидовы занимали очень высокое положение в масонской иерархии России. После восстания декабристов император запретил масонские ложи, и им пришлось уйти в подполье. «Вольные каменщики» из столичной аристократии и буржуазии поспешно избавлялись от изображений циркулей, мастерков и пирамид на одежде, экипажах и фасадах домов. Демидовы оставались единственными, кто продолжал открыто демонстрировать масонскую символику – серебряный молот и инструмент, похожий на мастерок, были изображены на их фамильном гербе.

Павел Павлович Демидов, который в 1870-х годах возглавил комплекс нижнетагильских предприятий, молодость провел в Париже. В середине 1860-х, после окончания юридического факультета Санкт-Петербургского университета он продолжил образование под руководством известного ученого, публициста, политического деятеля и… масона Эдуарда Рене де Лабуле. В то же самое время молодой, подающий надежды скульптор Фредерик Бартольди лепил бюст боготворимого им Лабуле.

В один из летних дней 1865 года в доме у Лабуле собрался цвет французского масонства: Оскар и Эдмунд Лафайеты, внуки маркиза Лафайета – масонского брата Джорджа Вашингтона, историк Генри Мартин и, конечно, Бартольди. Эдуард Рене поделился с друзьями идеей: каким красивым жестом со стороны республиканцев-французов было бы подарить американцам в знак своей дружбы мемориал, символизирующий свободу! Современники назвали Лабуле «главным обожателем Америки во Франции», помимо прочего подарок должен был подчеркнуть контраст между американской демократией и репрессивными политическими методами Второй империи. Для 31-летнего Бартольди, который, не раздумывая, подхватил идею старшего товарища, это был шанс продемонстрировать всему миру свой талант.

Она не сразу строилась

С реализацией затеи пришлось подождать до окончания Франко-Прусской войны. В 1871 году Лабуле предложил Бартольди отправиться в Америку и сделать все необходимое, чтобы монумент был открыт 4 июля 1876 года – в столетний юбилей подписания Декларации о независимости. Без денег и эскиза памятника, зато с ворохом рекомендательных писем к американским братьям, скульптор поплыл в Америку. Замысел статуи возник в его голове, когда он уже подплывал к Нью-Йорку – Фредерик быстро сделал набросок.

Спустя три года Бартольди вернулся во Францию, где учредил Франко-Американский союз по сбору средств на строительство монумента «Свободы, освещающей мир». Вскоре он начал работу по ее созданию совместно с парижской компанией Gaget, Gauthier & Cie.

Лицо «Свободы» скульптор списал со своей матери. Сначала он сделал четырехфутовую глиняную модель, затем девятифутовую из гипса, потом начал пропорционально увеличивать каждую из ее деталей в девять раз… Но сроки затягивались из-за постоянной нехватки средств.

Хотя на монумент внесли пожертвования более 100 000 французов, необходимые деньги масонам удалось собрать только к 1880 году. Вероятно, недостающую сумму им подарили американцы. Неспроста Бартольди пригласил министра финансов Соединенных Штатов Леви П. Мортона установить первый фрагмент медной облицовки на большой палец левой ноги статуи. 4 июля 1884 года, спустя два месяца после завершении работы, послу США в Париже Леви Мортону монумент официально был преподнесен в дар. Еще два года «Леди Свобода» простояла в Париже, ожидая, когда для нее достроят постамент в заливе Гудзон.

5 августа 1884 года под проливным дождем, из-за которого пришлось отменить масонский парад (для него все равно не хватило бы места на крошечном острове), прошла церемония закладки первого камня в пьедестал статуи. Тогда под ним и оказалась та знаменитая «шкатулка с секретом», в которой помимо имен президентов-масонов и странного заявления Пулитцера о его русских корнях, говорят, указаны имена всех людей, принявших участие в создании «Леди Свободы», но по каким-то причинам не признавшихся в этом.

В июне 1885 года разобранная на части и упакованная в 214 контейнеров статуя прибыла в Нью-Йорк. Еще 15 месяцев ее собирали, и наконец 28 октября 1886 года подарок из Франции предстал перед американцами во всей своей красе. Церемонией открытия монумента руководил президент Соединенных Штатов франкмасон Гровер Кливленд. Освящал памятник архиепископ Епископальной церкви Нью-Йорка Генри Поттер, также член ложи «вольных каменщиков». С торжественной речью выступил Великий магистр сенатор Чонси М. Депью.

И только русские масоны не могли открыто объявить о своем участии в сооружении монумента – скорее всего, на Родине их бы за это не похвалили. Возможно, именно поэтому все документы, свидетельствующие о продаже 90 тонн русской меди во Францию, были старательно уничтожены.

Брак по расчету

Вообще политика русских царей в отношении лож не отличалась последовательностью. Так, преследуя «вольных каменщиков» в своей стране, Александр III тем не менее активно сотрудничал с французскими масонами. Стремление не ввязываться в международные авантюры и войны подтолкнуло его к сближению с Парижем, где в то время правили бал ложи. Выбора у государя не было – Великобритания покушалась на российские территории, Пруссия была слишком агрессивна. Александру пришлось принять внешнеполитическую линию на сближение с Францией, которую ему предложил министр иностранных дел Гирс.

От сотрудничества с масонской Францией Александр только выиграл – в страну потекли огромные инвестиции. В 1888 году в Санкт-Петербург прибыл для переговоров с министром финансов Иваном Вышнеградским эмиссар французских банков Госкье, который впоследствии стал управлять капиталами всех членов царской семьи. В ноябре 1888 года был издан указ о выпуске российского золотого четырехпроцентного займа.

Первоначально его сумма составляла всего лишь 500 миллионов франков. Но уже в феврале следующего года Александр распорядился выпустить консолидированный заем первой серии на сумму 175 миллионов рублей для конверсии пятипроцентных облигаций многочисленных железнодорожных займов 1870-х годов. На него активно подписывались французы, видевшие в России гаранта защиты от прусской угрозы, и стимулировали тем самым Петербург к расширению деловых контактов.

Сделка состоялась, уже в апреле появился так называемый заем консолидированных российских облигаций второй серии, на сумму 310,5 миллионов рублей. Он был выпущен совместно с банком Ротшильдов и также пользовался огромным успехом. После этого французы начали фактически «экономическую оккупацию» России. Они вкладывались в строительство железных дорог и заводов, вырубали шахты и возводили нефтяные вышки. Так продолжалось практически до начала первой мировой войны.

Возможно, если бы Россия и Франция подружились чуть раньше, продажу меди для амбициозного проекта Бартольди и не пришлось бы скрывать. Но теперь историческая правда уже не столь важна, все равно статуя осталась в истории не в качестве масонского символа, а как талисман эмигрантов, приезжающих в Новый Свет в поисках новой жизни.

А вот посмотрите еще один пример из истории, как один человек , а вот с . Да, а если еще вспомнить что то о крупных сделках, о вот например Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Период строительства 1876-1886 Дата открытия 28 октября 1886 года Национальный памятник с 15 октября 1924 года Входит в NRHP с 15 октября 1966 года Статус NYCL с 14 сентября 1976 года Высота 93 Архитектор Гюстав Эйфель Скульптор Фредерик Огюст Бартольди Расположение Адрес Манхэттен , остров Либерти Emporis SkyscraperPage Skyscraper Center Structurae Сайт nps.gov/stli Аудио, фото и видео на Викискладе

С 1984 года статуя Свободы входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Скульптура является подарком Франции к Всемирной выставке 1876 года и столетию американской независимости . Статуя держит факел в правой руке и скрижаль в левой. Надпись на скрижали гласит «англ. JULY IV MDCCLXXVI » (написанная римскими цифрами дата «4 июля 1776»), эта дата является днем принятия Декларации независимости США . Одной ногой «Свобода» стоит на разбитых оковах.

    Посетители проходят 356 ступеней до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов).

    Общий вес меди, использованной для отлива статуи, - 31 тонна, а общий вес её стальной конструкции - 125 тонн. Общий вес бетонного основания - 27 000 тонн. Толщина медного покрытия статуи - 2,57 мм.

    Высота от земли до кончика факела - 93 метра, включая основание и пьедестал. Высота самой статуи, от верха пьедестала до факела - 46 метров.

    Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

    Обычно статуя открыта для посетителей, как правило, прибывающих на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань. В музее, расположенном в пьедестале, находится выставка истории статуи. К музею можно подняться на лифте .

    Территория острова Либерти первоначально относилась к штату Нью-Джерси, впоследствии находилась в управлении Нью-Йорка, а в настоящее время находится в федеральном управлении . До 1956 года остров назывался «остров Бедлоу» (англ. Bedloe"s Island ), хотя его ещё называли «островом Свободы» уже с начала XX века.

    Статуя Свободы в цифрах

    Части скульптуры Метры
    Высота от земли до верхушки факела 93 м
    Высота статуи 33,86 м
    Длина кисти руки 5,00 м
    Длина указательного пальца 2,44 м
    Голова от макушки до подбородка 5,26 м
    Ширина лица 3,05 м
    Длина глаза 0,76 м
    Длина носа 1,37 м
    Длина правой руки 12,80 м
    Толщина правой руки 3,66 м
    Толщина талии 10,67 м
    Ширина рта 0,91 м
    Высота таблички 7,19 м
    Ширина таблички 4,14 м
    Толщина таблички 0,61 м
    Высота от земли до вершины пьедестала 46,94 м

    Создание статуи

    Идея создания монумента приписывается Эдуару Рене Лефевру де Лабулэ , видному французскому мыслителю, писателю и политическому деятелю, президенту французского антирабовладельческого общества. По словам французского скульптора Фредерика Огюста Бартольди , она была высказана в беседе с ним в середине 1865 года под впечатлением от победы антирабовладельческих сил в гражданской войне в США . Несмотря на то, что это не было конкретным предложением, идея вдохновила скульптора .

    Репрессивная политическая обстановка времён царствования Наполеона III во Франции не позволяла заниматься осуществлением идеи. В конце 1860-х годов Бартольди на какое-то время сумел заинтересовать сооружением огромной статуи, напоминающей Колосс Родосский , правителя Египта Исмаила-пашу . Статую первоначально планировалось установить в Порт-Саиде под названием Свет Азии (англ. The Light Of Asia ), но в конечном итоге правительство Египта решило, что перевозка конструкции из Франции и установка являются для экономики Египта слишком дорогостоящими .

    Задумывалась она как подарок к столетнему юбилею Декларации Независимости в 1876 году. По взаимной договорённости Америка должна была построить пьедестал, а Франция - создать статую и установить её в США. Однако нехватка денег ощущалась по обе стороны Атлантического океана . Во Франции благотворительные пожертвования наряду с различными увеселительными мероприятиями и лотереей позволили собрать 2,25 млн франков. В Соединённых Штатах для сбора средств проводились театральные представления, художественные выставки, аукционы и боксёрские бои.

    Создать статую было поручено Бартольди. По одной из версий, у Бартольди даже была французская натурщица : красивая, недавно овдовевшая Изабелла Бойер, жена Исаака Зингера , создателя и предпринимателя в области швейных машин.

    Тем временем во Франции Бартольди потребовалась помощь инженера для решения конструктивных вопросов, связанных с сооружением такой гигантской медной скульптуры. Гюставу Эйфелю (будущему создателю Эйфелевой башни) было поручено спроектировать массивную стальную опору и промежуточный поддерживающий каркас, который позволит медной оболочке статуи двигаться свободно, сохраняя при этом вертикальное положение. Детальные разработки Эйфель передал своему помощнику, опытному инженеру по строительным конструкциям Морису Кехлину. Медь для статуи была закуплена из имеющихся запасов на складах фирмы Société des métaux предпринимателя Эжена Секретана . Её происхождение не было задокументировано, но исследования 1985 года показали, что в основном она была добыта в Норвегии на острове Кармёй . Легенда о поставках меди из России была проверена энтузиастами, но не нашла подтверждения . Кроме того, железные дороги в Уфе и Нижнем Тагиле были проведены позже строительства; соответственно, версия о поставках руды не может рассматриваться серьёзно. Примечательно также, что бетонное основание под статуей изготовлено из немецкого цемента. Фирма «Дикерхофф» выиграла тендер на поставку цемента для строительства фундамента Статуи Свободы в Нью-Йорке, который должен был стать крупнейшей в мире бетонной конструкцией того времени .

    Ещё до завершения проектных работ Бартольди организовал в мастерской Gaget, Gauthier & Co начало работ по изготовлению правой руки статуи, держащей факел .

    В мае 1876 года Бартольди участвовал в составе французской делегации на Всемирной выставке в Филадельфии и организовал показ многочисленных картин статуи на торжествах в Нью-Йорке, посвящённых этой выставке . Из-за опоздания на регистрацию рука статуи не была включена в каталоги экспонатов выставки, тем не менее она была показана посетителям и произвела сильное впечатление . У посетителей был доступ на балкон факела, откуда они могли любоваться панорамой выставочного комплекса . В репортажах её называли «Колоссальная рука» и «Электрический свет Бартольди» . После окончания выставки рука с факелом была перевезена из Филадельфии в Нью-Йорк и была установлена в Мэдисон-сквере , где простояла несколько лет вплоть до своего временного возвращения во Францию для соединения с остальной частью статуи .

    Место для статуи Свободы в нью-йоркской гавани, утвержденное Актом Конгресса 1877 года, было выбрано генералом Уильямом Шерманом , с учетом пожеланий самого Бартольди, на острове Бедлоу, где ещё с начала XIX века стоял форт в форме звезды.

    Сбор средств для пьедестала продвигался медленно, и Джозеф Пулитцер (известный по премии Пулитцера) в своей газете «World» выступил с призывом поддержать сбор средств в фонд проекта.

    К августу 1885 года проблемы с финансированием пьедестала, спроектированного американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом , были решены, и первый камень был заложен 5 августа . Строительство завершилось 22 апреля 1886 года. В массивную каменную кладку пьедестала встроены две квадратные перемычки из стальных брусьев; их соединяют стальные анкерные балки, уходящие вверх, чтобы там стать частью эйфелевского (напоминающего каркас Эйфелевой башни) каркаса самой статуи. Таким образом, статуя и пьедестал являются единым целым.

    Статуя была завершена французами в июле 1884 года и доставлена в нью-йоркскую гавань 17 июня 1885 года на борту французского фрегата «Изере». Для перевозки статую разобрали на 350 частей и упаковали в 214 ящиков. (Её правая рука с факелом, законченные раньше, уже экспонировались на Всемирной выставке в Филадельфии в , а затем в Мэдисон-сквере в Нью-Йорке.) Статую собрали на её новом основании за четыре месяца. Торжественное открытие статуи Свободы, на котором выступил президент США Гровер Кливленд , состоялось 28 октября 1886 года в присутствии тысяч зрителей. Как французский подарок к столетней годовщине американской революции он опоздал на десять лет.

    Национальный памятник - статуя Свободы - официально отметил своё столетие 28 октября 1986 года.

    Статуя как памятник культуры

    Статуя была помещена на гранитный пьедестал внутри форта Вуд, построенного к войне 1812 года , стены которого выложены в форме звезды. Служба маяков США отвечала за обслуживание статуи до 1901 года. После 1901 года эта миссия была возложена на военный департамент. Президентским постановлением от 15 октября 1924 года форт Вуд (и статуя на его территории) был объявлен национальным памятником, границы которого совпадали с границами форта.

    28 октября 1936 года на 50-летнем юбилее открытия статуи президент США Франклин Рузвельт сказал: «Свобода и мир - вещи живые. Чтобы они продолжали существовать, каждое поколение должно охранять их и вкладывать в них новую жизнь».

    В 1933 году обслуживание национального памятника было передано Службе национальных парков. 7 сентября 1937 года площадь национального памятника была увеличена и распространилась на весь остров Бедлоу, который в 1956 году был переименован в остров Свободы. 11 мая 1965 года остров Эллис был также передан Службе национальных парков и стал частью национального мемориала «Статуя Свободы». В мае 1982 года президент Рональд Рейган поручил Ли Якокке возглавить движение частного сектора по реставрации статуи Свободы. На реставрацию было собрано 87 млн долларов благодаря партнерству Службы национальных парков и корпорации «Статуя Свободы - остров Эллис», которое стало самым успешным сотрудничеством государственного и частного сектора в американской истории. В 1984 года, в начале работ по её реставрации, статуя Свободы была внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО . 5 июля г. отреставрированная статуя Свободы была вновь открыта для посетителей во время Уик-энда Свободы, посвященного её столетию.

    Статуя и безопасность

    Лестницу на факел закрыли по соображениям безопасности в 1916 году. В 1986 году статуя была восстановлена, а её разрушенный и подвергшийся коррозии факел был перенесён к главному входу и заменён на новый, покрытый 24-каратным золотом .

    Статую, в том числе пьедестал и базу, закрыли 29 октября 2011 года, на следующий день после празднования 125-летия статуи, для установки новых лифтов и лестниц. Хотя Статуя Свободы и была закрыта для публики, остров Либерти остается открытым для общественности. Ровно через год после закрытия на ремонт и установки нового сложного эскалатора, с 28 октября 2012 года, открыли полный доступ к статуе вплоть до короны.

    Изображения статуи широко использованы в символике региональных организаций и учреждений США. В штате Нью-Йорк её контур был на номерных знаках транспортных средств между 1986 и 2000 годами . New York Liberty , профессиональный женский баскетбольный клуб, выступающий в Восточной конференции Женской национальной баскетбольной ассоциации , использует имя Статуи в своём названии и её изображение в своей эмблеме, в которой пламя статуи ассоциируется с баскетболом . Голова Свободы изображена на дополнительной форме хоккейного клуба НХЛ New York Rangers начиная с 1997 года . Национальная ассоциация студенческого спорта для эмблемы баскетбольного мужского финала 1996 года использовала символическое изображение статуи . В эмблеме Либертарианской партии США использовано стилизованное изображение факела Свободы .

    Репродукции

    Сотни репродукций экспонируются в самых разных частях мира. Копия размером в четвёртую часть оригинала, переданная городу Парижу Американским обществом, установлена лицом на запад, в сторону главной статуи, на Лебедином острове Сены . Девятиметровая копия, много лет украшавшая верх здания «Liberty Warehouse» на 64-й улице Манхэттена , сейчас экспонируется на территории Бруклинского музея . Организация американских скаутов в ходе празднования своего сорокалетия в 1949–1952 годах безвозмездно передала около двухсот копий из штампованной меди, высотой 2,5 м, различным американским штатам и муниципалитетам .

    См. также

    • Статуя Свободы в Москве (1918-1941).

    Другие высочайшие скульптуры

    Примечания

    1. Статуя Свободы (в Нью-Йорке ).

    С 1984 года статуя Свободы входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

    Скульптура является подарком Франции к Всемирной выставке 1876 года и столетию американской независимости . Статуя держит факел в правой руке и скрижаль в левой. Надпись на скрижали гласит «англ. JULY IV MDCCLXXVI » (написанная римскими цифрами дата «4 июля 1776»), эта дата является днем принятия Декларации независимости США . Одной ногой «Свобода» стоит на разбитых оковах.

    Посетители проходят 356 ступеней до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов).

    Общий вес меди, использованной для отлива статуи, - 31 тонна, а общий вес её стальной конструкции - 125 тонн. Общий вес бетонного основания - 27 000 тонн. Толщина медного покрытия статуи - 2,57 мм.

    Высота от земли до кончика факела - 93 метра, включая основание и пьедестал. Высота самой статуи, от верха пьедестала до факела - 46 метров.

    Статуя была построена из тонких листов меди, отчеканенных в деревянных формах. Сформированные листы потом были установлены на стальной каркас.

    Обычно статуя открыта для посетителей, как правило, прибывающих на пароме. Из короны, в которую можно подняться по лестнице, открывается обширный вид на нью-йоркскую гавань. В музее, расположенном в пьедестале, находится выставка истории статуи. К музею можно подняться на лифте .

    Территория острова Либерти первоначально относилась к штату Нью-Джерси, впоследствии находилась в управлении Нью-Йорка, а в настоящее время находится в федеральном управлении . До 1956 года остров назывался «остров Бедлоу» (англ. Bedloe"s Island ), хотя его ещё называли «островом Свободы» уже с начала XX века.

    Статуя Свободы в цифрах

    Внутри короны статуи

    Вид на статую издалека

    Видео по теме

    Создание статуи

    Идея создания монумента приписывается Эдуару Рене Лефевру де Лабулэ , видному французскому мыслителю, писателю и политическому деятелю, президенту французского антирабовладельческого общества. По словам французского скульптора Фредерика Огюста Бартольди , она была высказана в беседе с ним в середине 1865 года под впечатлением от победы антирабовладельческих сил в гражданской войне в США . Несмотря на то, что это не было конкретным предложением, идея вдохновила скульптора .

    Репрессивная политическая обстановка времён царствования Наполеона III во Франции не позволяла заниматься осуществлением идеи. В конце 1860-х годов Бартольди на какое-то время сумел заинтересовать сооружением огромной статуи, напоминающей Колосс Родосский , правителя Египта Исмаила-пашу . Статую первоначально планировалось установить в Порт-Саиде под названием Свет Азии (англ. The Light Of Asia ), но в конечном итоге правительство Египта решило, что перевозка конструкции из Франции и установка являются для экономики Египта слишком дорогостоящими .

    Задумывалась она как подарок к столетнему юбилею Декларации Независимости в 1876 году. По взаимной договорённости Америка должна была построить пьедестал, а Франция - создать статую и установить её в США. Однако нехватка денег ощущалась по обе стороны Атлантического океана . Во Франции благотворительные пожертвования наряду с различными увеселительными мероприятиями и лотереей позволили собрать 2,25 млн франков. В Соединённых Штатах для сбора средств проводились театральные представления, художественные выставки, аукционы и боксёрские бои.

    Создать статую было поручено Бартольди. По одной из версий, у Бартольди даже была французская натурщица : красивая, недавно овдовевшая Изабелла Бойер , жена Исаака Зингера , создателя и предпринимателя в области швейных машин.

    Тем временем во Франции Бартольди потребовалась помощь инженера для решения конструктивных вопросов, связанных с сооружением такой гигантской медной скульптуры. Гюставу Эйфелю (будущему создателю Эйфелевой башни) было поручено спроектировать массивную стальную опору и промежуточный поддерживающий каркас, который позволит медной оболочке статуи двигаться свободно, сохраняя при этом вертикальное положение. Детальные разработки Эйфель передал своему помощнику, опытному инженеру по строительным конструкциям Морису Кехлину . Медь для статуи была закуплена из имеющихся запасов на складах фирмы Société des métaux предпринимателя Эжена Секретана . Её происхождение не было задокументировано, но исследования 1985 года показали, что в основном она была добыта в Норвегии на острове Кармёй . Легенда о поставках меди из Российской Империи (Уфа и Нижний Тагил) была проверена энтузиастами, но не нашла документального подтверждения . Примечательно также, что бетонное основание под статуей изготовлено из немецкого цемента. Фирма «Дикерхофф» выиграла тендер на поставку цемента для строительства фундамента Статуи Свободы в Нью-Йорке, который должен был стать крупнейшей в мире бетонной конструкцией того времени .

    Ещё до завершения проектных работ Бартольди организовал в мастерской Gaget, Gauthier & Co начало работ по изготовлению правой руки статуи, держащей факел .

    В мае 1876 года Бартольди участвовал в составе французской делегации на Всемирной выставке в Филадельфии и организовал показ многочисленных картин статуи на торжествах в Нью-Йорке, посвящённых этой выставке . Из-за опоздания на регистрацию рука статуи не была включена в каталоги экспонатов выставки, тем не менее она была показана посетителям и произвела сильное впечатление . У посетителей был доступ на балкон факела, откуда они могли любоваться панорамой выставочного комплекса . В репортажах её называли «Колоссальная рука» и «Электрический свет Бартольди» . После окончания выставки рука с факелом была перевезена из Филадельфии в Нью-Йорк и была установлена в Мэдисон-сквере , где простояла несколько лет вплоть до своего временного возвращения во Францию для соединения с остальной частью статуи .

    Место для статуи Свободы в нью-йоркской гавани, утвержденное Актом Конгресса 1877 года, было выбрано генералом Уильямом Шерманом , с учетом пожеланий самого Бартольди, на острове Бедлоу, где ещё с начала XIX века стоял форт в форме звезды.

    Сбор средств для пьедестала продвигался медленно, и Джозеф Пулитцер (известный по премии Пулитцера) в своей газете «World» выступил с призывом поддержать сбор средств в фонд проекта.

    К августу 1885 года проблемы с финансированием пьедестала, спроектированного американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом , были решены, и первый камень был заложен 5 августа . Строительство завершилось 22 апреля 1886 года. В массивную каменную кладку пьедестала встроены две квадратные перемычки из стальных брусьев; их соединяют стальные анкерные балки, уходящие вверх, чтобы там стать частью эйфелевского (напоминающего каркас Эйфелевой башни) каркаса самой статуи. Таким образом, статуя и пьедестал являются единым целым.

    Статуя была завершена французами в июле 1884 года и доставлена в нью-йоркскую гавань 17 июня 1885 года на борту французского фрегата «Изере». Для перевозки статую разобрали на 350 частей и упаковали в 214 ящиков. (Её правая рука с факелом, законченные раньше, уже экспонировались на Всемирной выставке в Филадельфии в , а затем в Мэдисон-сквере в Нью-Йорке.) Статую собрали на её новом основании за четыре месяца. Торжественное открытие статуи Свободы, на котором выступил президент США Гровер Кливленд , состоялось 28 октября 1886 года в присутствии тысяч зрителей. Как французский подарок к столетней годовщине американской революции он опоздал на десять лет.

    Национальный памятник - статуя Свободы - официально отметил своё столетие 28 октября 1986 года.

    Статуя как памятник культуры

    Статуя была помещена на гранитный пьедестал внутри форта Вуд, построенного к войне 1812 года , стены которого выложены в форме звезды. Служба маяков США отвечала за обслуживание статуи до 1901 года. После 1901 года эта миссия была возложена на военный департамент. Президентским постановлением от 15 октября 1924 года форт Вуд (и статуя на его территории) был объявлен национальным памятником, границы которого совпадали с границами форта.

    28 октября 1936 года на 50-летнем юбилее открытия статуи президент США Франклин Рузвельт сказал: «Свобода и мир - вещи живые. Чтобы они продолжали существовать, каждое поколение должно охранять их и вкладывать в них новую жизнь».

    Остров Свободы

    В 1933 году обслуживание национального памятника было передано Службе национальных парков. 7 сентября 1937 года площадь национального памятника была увеличена и распространилась на весь остров Бедлоу, который в 1956 году был переименован в остров Свободы. 11 мая 1965 года остров Эллис был также передан Службе национальных парков и стал частью национального мемориала «Статуя Свободы». В мае 1982 года президент Рональд Рейган поручил Ли Якокке возглавить движение частного сектора по реставрации статуи Свободы. На реставрацию было собрано 87 млн долларов благодаря партнерству Службы национальных парков и корпорации «Статуя Свободы - остров Эллис», которое стало самым успешным сотрудничеством государственного и частного сектора в американской истории. В 1984 года, в начале работ по её реставрации, статуя Свободы была внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО . 5 июля г. отреставрированная статуя Свободы была вновь открыта для посетителей во время Уик-энда Свободы, посвященного её столетию.

    Статуя и безопасность

    Лестницу на факел закрыли по соображениям безопасности в 1916 году. В 1986 году статуя была восстановлена, а её разрушенный и подвергшийся коррозии факел был перенесён к главному входу и заменён на новый, покрытый 24-каратным золотом .

    Статую, в том числе пьедестал и базу, закрыли 29 октября 2011 года, на следующий день после празднования 125-летия статуи, для установки новых лифтов и лестниц. Хотя Статуя Свободы и была закрыта для публики, остров Либерти остается открытым для общественности. Ровно через год после закрытия на ремонт и установки нового сложного эскалатора, с 28 октября 2012 года, открыли полный доступ к статуе вплоть до короны.

    Изображения статуи широко использованы в символике региональных организаций и учреждений США. В штате Нью-Йорк её контур был на номерных знаках транспортных средств между 1986 и 2000 годами . New York Liberty , профессиональный женский баскетбольный клуб, выступающий в Восточной конференции Женской национальной баскетбольной ассоциации , использует имя Статуи в своём названии и её изображение в своей эмблеме, в которой пламя статуи ассоциируется с баскетболом . Голова Свободы изображена на дополнительной форме хоккейного клуба НХЛ New York Rangers начиная с 1997 года . Национальная ассоциация студенческого спорта для эмблемы баскетбольного мужского финала 1996 года использовала символическое изображение статуи . В эмблеме Либертарианской партии США использовано стилизованное изображение факела Свободы .

    Репродукции

    Сотни репродукций экспонируются в самых разных частях мира. Копия размером в четвёртую часть оригинала, переданная городу Парижу Американским обществом, установлена лицом на запад, в сторону главной статуи, на Лебедином острове Сены . Девятиметровая копия, много лет украшавшая верх здания «Liberty Warehouse» на 64-й улице Манхэттена , сейчас экспонируется на территории Бруклинского музея . Организация американских скаутов в ходе празднования своего сорокалетия в 1949–1952 годах безвозмездно передала около двухсот копий из штампованной меди, высотой 2,5 м, различным американским штатам и муниципалитетам .

    См. также

    • Статуя Свободы в Москве (1918-1941).

    Другие высочайшие скульптуры

    Примечания

    1. Статуя Свободы (в Нью-Йорке ). Лопатин В. В. , Нечаева И. В. , Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. - М. : Эксмо , 2009. - С. 423. - 512 с.
    2. USIA. Portrait of the USA: The Statue of Liberty (недоступная ссылка - история ) . Проверено 29 мая 2006. Архивировано 30 июня 2004 года.
    3. Liberty Island (island, New York, United States) (англ.) . Encyclopedia Britannica . Проверено 9 января 2014.
    4. , pp. 7–9.
    5. , pp. 7–8.