Описание мечети внутри. Самые значимые мечети в мусульманском мире. Требования к посещению

Мавзолей Шах-Черах является погребальным памятником и мечетью, расположенной в городе Шираз, Иран. Название дословно переводится как "король света", и это вполне оправдано. Возможно, снаружи мечеть имеет привычный вид, но вам лучше покрепче держать свою челюсть, чтобы не разбить её об пол, ведь внутри мавзолей выглядит как нечто фантастическое. Внутренняя часть здания испещрена миллионами крошечных зеркальных осколков, отражающих свет во все стороны, а изумрудный цвет интерьера завораживает настолько, что Хогвартс отдыхает.

Так мечеть-мавзолей Шах-Черах выглядит снаружи. Красиво конечно, но ничего такого, ведь правда?

Но зайдя внутрь, вы точно измените своё мнение

Согласно одной истории около 900 г. н.э. путешественник заметил вдалеке нечто сияющее

Подойдя ближе, он увидел, что источником света была могила, в которой лежало тело важного мусульманского деятеля в доспехах

После обнаружения гробница стала местом паломничества мусульман-шиитов

Со временем данное место отстраивалось, и чем больше времени проходило, тем сложнее становилась конструкция здания

В конце концов, гробница превратилась в храм

Сказочная красота мечети и её бриллиантовый блеск привлекает множество паломников и туристов со всего света

Но прежде всего это, конечно же, религиозное место

Несмотря ни то, что мавзолею Шах-Черах был нанесён огромный ущерб со стороны людей, природы и времени, благодаря многочисленным ремонтам и реставрациям она продолжает стоять до сих пор

Список обязательных мест для посещения - +1.

Мечеть Омейядов в Дамаске
В начальный период распространения ислама в качестве мечетей использовали византийские храмы. Их не разрушали, а приспосабливали, переориентируя на Мекку и пристраивая к основному зданию огромный двор, где могли расположиться все молящиеся. До VIII века образцом такой «конвертации» служила старейшая мечеть Омейядов в Дамаске — бывший храм Иоанна Крестителя (еще раньше там располагался римский храм Юпитера, остатки которого видны с внешней стороны мечети). Однако в VIII веке храм был полностью перестроен, и на его месте появилась новая мечеть, облик которой сегодня считается эталонным. В мечети по-прежнему хранится одна из святынь как мусульманского, так и христианского мира - Глава Иоанна Крестителя, пророка Яхья в исламе.

Мечеть - не храм, где во время богослужения свершаются таинства, а место для коллективной молитвы, указывающее верующим киблу, то есть направление на Каабу - главную святыню мусульманского мира, кубическое строение во внутреннем дворе Запретной Мечети в Мекке, где хранится «Черный камень».

Мечети бывают квартальные - для ежедневного пятикратного намаза жителей ближайшей округи, а также соборные - те, в которые на пятничную молитву собирается вся община. Особый тип общегородской мечети - мусалла - открытая площадь с единственной стеной, у которой совершаются богослужения в праздник Курбанбайрам.

Квартальные мечети обычно небольшие, заметные среди городской застройки лишь благодаря минарету. Чаще всего никакими архитектурными достоинствами они не обладают, а исполняют только религиозную функцию (поэтому я про себя называю их «хозблоками»). Пятничные мечети - совсем другое дело. Огромные, соразмерные средневековым соборам, соборные мечети Стамбула и Исфахана, Марракеша, Дамаска и Дели строились на средства казны лучшими мастерами. Архитектура - традиционный способ демонстрации могущества власти, и пятничные мечети показывали городу и миру силу государства, хотя, конечно, и собирали верующих для молитвы и проповеди. Именно в таких мечетях совершали намаз султан и его двор. У таких мечетей всегда несколько минаретов (у квартальных - один-единственный), поскольку чем больше минаретов и чем они выше, тем дальше разносится призыв на молитву. И, конечно, большая часть таких мечетей сегодня еще и музеи. Это памятники истории, образцы архитектурных стилей: османского, сельджукского, персидского, могольского и т. д.

Мечеть Сулеймание в Стамбуле
Один из самых распространенных типов мечети в мире - османский. Архитектурная вершина этого стиля - мечеть Сулеймание в Стамбуле, построенная великим зодчим Османской империи Синаном в первой половине XVI века по заказу султана Сулеймана Великолепного (отсюда и название). Османские зодчие наследовали конструктивный принцип византийского храма, прежде всего константинопольской Святой Софии. Как и у нее, (1) купол Сулеймание положен на массивные опорные (2) столбы с помощью (3) «парусов». Вес купола равномерно «гасится» через боковые (4) полукупола. Мечеть украшают знаменитые изразцы из Изника, а также многочисленные светильники и галереи. Двор мечети по перимет ру обрамлен крытой (5) галереей, украшенной (6) малыми куполами. В центре двора расположен (7) фонтан для ритуальных омовений, который сегодня играет декоративную роль (омовения происходят под внешней галереей). По углам внут реннего двора Синан поставил четыре (8) минарета - Сулейман был четвертым правителем империи после переноса столицы в Стамбул. Десять (9) балконов, с которых возглашался призыв на молитву, также в честь Сулеймана - десятого султана из династии Османов. За (10) стеной киблы (кибла - направление на Каабу) стоят усыпальницы султана и его жены Роксоланы.

Попасть в пятничную мечеть можно в любое время дня. Чтобы не оказаться в неудобной ситуации, придерживайтесь элементарных правил, универсальных для любого места, связанного с культом. Будьте сдержанным, спокойным. Ведите себя так, как ведут себя местные, когда не молятся. Если они сидят, или лежат, или спят, то можно и самому спокойно сесть на ковер, подремать у стены. Единственное, что действительно раздражает верующих, - это отсутствие уважения к их религии у человека со стороны.

Не забывайте, что, входя в мечеть, нужно, во-первых, иметь благопристойный вид - никаких шорт и маек. А во-вторых, обувь придется оставить при входе. С одной стороны, тем самым демонстрируется уважение к дому Аллаха, с другой - этот обычай, как и многие другие, связан с гигиеной: во время молитвы верующие многократно касаются пола ладонями и лбом. А тем, кто брезгует ходить босиком (например, в индийских мечетях пол иногда ничем не покрыт и довольно грязен), лучше запастись носками. Обувь можно носить в руках, но проще бросить ботинки при входе, как это делают все остальные, - кража в мечети невозможна. Наконец, женщинам придется покрыть голову и руки. В исторических мечетях крупных городов платки предлагают при входе, а в мечети Омейядов в Дамаске я, например, с удивлением обнаружил, что женщина может взять напрокат балахон с капюшоном. Что в целом решает проблему любой «неформатной» одежды.

Запретная мечеть в Мекке
Совсем иначе устроена главная мечеть мусульманского мира. Поскольку ее первая задача - вместить сотни тысяч паломников во время хаджа к главной святыне ислама, Каабе, мечеть представляет собой огромный двор, обнесенный многоярусной (1) галереей с (2) минаретами по углам. В центре двора расположена (3) Кааба - святилище, в сторону которого обращаются мусульмане всего мира во время молитвы. Это кубическое сооружение высотой 15 метров и основанием 10 на 12 метров. В восточный угол Каабы («черный угол») вделан (4) черный камень, заключенный в серебряную оправу. Камень имеет метеоритное происхождение, он был объектом древнего семитского культа задолго до становления ислама. Во времена молодости пророка Мухаммеда на этом месте находился идол Хубала - божества-покровителя Мекки, вокруг которого располагались 360 идолов божеств, почитаемых в Аравии. Значение Каабы для ислама резко возросло, когда она была объявлена святым местом, обратясь к которому мусульмане обязаны совершать молитву (до 622 года направление киблы было на Иерусалим, где, по преданию, совершилось вознесение пророка). В мусульманской религиозной мифологии «черный камень» - это «белый яхонт» из рая, дарованный Адаму Аллахом, когда тот, сброшенный на землю, добрался до Мекки. Черным он стал позже из-за людских грехов и пороков. Рядом с «черным камнем» находится (5) макам Ибрагима (место Ибрагима) - камень из рая, стоя на котором пророк Ибрагим строил Каабу и который сохранил отпечаток его стоп. Рядом с макамом Ибрагима имамы руководят молитвой правоверных. Справа от него за полукруглой стенкой находится (6) Аль-Хиджр - место, где пророк Ибрагим оставил жену Хаджарь и сына Исмаила, привезя их в Мекку, и где повелел Хаджарь строить дом. Это особое место, куда паломники не заходят во время обхода Каабы: считается, что при пророке Ибрагиме оно было частью Каабы и там, по легенде, похоронены его жена и сын.

Внутри мечети, если молитвы нет, можно ходить где угодно и мужчинам, и женщинам, и детям: никаких «священных мест» и «заповедных зон» нет. Однако мобильный телефон, конечно же, лучше отключить и громко не разговаривать, хотя дети, которые часто резвятся на коврах мечети, совершенно естественно вопят, как им и положено. И, разумеется, мужчинам лучше не соваться на женскую половину. Как правило, она отгорожена деревянными ширмами, но даже если и нет, то следует приглядеться, куда не заходят местные мужчины.

Иноверцу, зашедшему в мечеть до начала молитвы, совершенно необязательно выходить, когда верующие начали молиться. Если он никак не мешает молящимся, выгонять его никто не будет. Нет ничего страшного и в том, чтобы зайти в мечеть уже после начала молитвы. Многие верующие сами прибегают из своих лавок и офисов с опозданием, нисколько этим не смущаясь.

Войдя в мечеть, стоит выбрать тихий угол с хорошим обзором, сесть у стены и с пола разглядывать интерьер и людей. Большинство правоверных ждут молитвы или остались после нее, чтобы пообщаться и отдохнуть. Это одно из главных удовольствий в раскаленном мусульманском городе: прохлада огромных мечетей, тихий гул голосов, детская беготня. Ноги отдыхают, глаза, уставшие от солнца, тоже.

1. Минбар - кафедра , с которой имам читает пятничную проповедь. Расположена всегда справа от михраба. Имеет форму лестницы, украшенной сверху островерхим куполом. В пятничных мечетях минбар часто покрыт искусной резьбой - того типа, который распространен в стране, где эта мечеть расположена. По традиции, имам занимает предпоследнюю сверху ступень лестницы, поскольку на верхней ступени незримо присутствует сам пророк Мухаммед.
2. Михраб - ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу. К михрабу мусульмане обращаются лицом во время молитвы. Михраб часто украшается по периметру изразцами, резьбой и надписями из Корана и фланкируется двумя полуколоннами. В больших мечетях сооружают несколько михрабов, чтобы один из них всегда был в поле зрения молящегося. Михрабы устраивают и во дворе мечети - для тех, кто опоздал на молитву и вынужден свершать намаз снаружи.

В большие мечети, особенно шиитские (внешне их легко узнать по обильным орнаментальным украшениям и куполу, покрытому золотом или изразцами; кроме того, они возводились у места погребения кого-либо из потомков пророка), мусульмане приезжают семьями, чтобы не только поклониться могиле праведника, но и пообщаться, провести время, показать роскошные интерьеры детям. Во дворах больших мечетей не запрещается устроить мини-пикник: путь проделан долгий, а в кафе ходить дорого. Пить вино и жарить мясо никто не будет, но разложенные на платке бутерброды, фрукты, бутылки с водой - обычное зрелище.

Часто во время религиозных праздников при мечетях бывают благотворительные акции - например, раздача пищи. Однажды в Тегеране я угостился отличной печеной картошкой, завернутой в лаваш с солью, а в Исфахане по случаю праздника Ашура выстоял очередь за бесплатным обедом - рис и мясо со сливами - и получил его в специальном термопакете. Правда, это было в дни обострения конфликта в Палестине, поэтому на упаковке красовалась надпись (дословно): Down with Israeli, down with USA - «Долой Израиль, долой США».

И последнее. В некоторых городах при входе в мечеть вводится (крайне редко и чаще всего стихийно) своего рода фейсконтроль. Какой-нибудь особо религиозный старец может внезапно спросить человека непривычного для него вида: «Муслим?» («Мусульманин?»). Со мной такое случалось дважды: в мечети Купол Скалы в Иерусалиме и в мечети Хасана II в Касабланке. Что делать? Если вам действительно нужно попасть внутрь - например, чтобы своими глазами увидеть мечеть с раздвигающейся крышей, вмещающую 25 000 молящихся, - дайте спокойный утвердительный ответ: «Йес, муслим». И можно проходить. Есть и более простой вариант: намотать на пальцы мусульманские четки. Увидев их, даже исламский фундаменталист никаких вопросов задавать не станет.

Иллюстрации Эльдара Закирова

Мусульмане большое внимание уделяют построению мечетей, а мастера любовно выкладывают мозаику, сооружают высокие, сводчатые потолки, покрывая их росписью и каллиграфией, изготавливают ковры, которыми устилают полы мечетей. Какие образцы мусульманского искусства можно встретить, зайдя внутрь?

Для начала перечислим основные составляющие большинства современных мечетей мира. Зайдя в мечеть, вы непременно отправитесь в молитвенный зал, устланный коврами, иногда пол покрыт камнем, гипсом, или он просто земляной.

Некоторые из пришедших сначала воспользуются комнатой для омовения (вуду) - в них расположены общественные туалеты, душевые кабины, умывальники. Необходимость совершать перед входом в мечеть ритуальные омовения привела к появлению специально предназначенных для этого комнат, помещений за пределами мечети или фонтанов во дворе, называемых «хаузами».

В молитвенном зале вы можете увидеть михраб - это ориентированная на Каабу ниша (плоская, условная или вогнутая), перекрытая аркой, небольшим сводом или конхой и вставленная в раму. Она должна указывать молящимся направление, куда обратить молитву, - киблу. Михраб зачастую украшают каллиграфическими надписями или орнаментами.

Внутри мечеть может быть украшена и орнаментом, и каллиграфией, а ещё арабесками и мозаикой; позже стали использоваться цветные витражи и изразцовые панно, резьба по дереву и бронзовые светильники - например, всё вышеперечисленное украшало мечети Шах-Заде, Сулеймана I и Селима I. Мы писали уже о том, что в изобразительном искусстве ислама преобладает орнамент, отличающийся разноцветьем красок и разнообразием узоров. Он может быть представлен в резьбе по камню, металлу, глине, в тонких рисунках капителей, в резных дверях и панелях стен, в застывшем алебастре, в мелкой тонкой пластике.

Часты в архитектуре мечети колонные залы, купола больших размеров и стрельчатые арки, мраморная облицовка и мозаика. В 8 в. купольную форму заменяет колонная; колонны, расположенные поперек направления к михрабу, создают впечатление сложного и насыщенного пространства (храм в Кордове, 8-10 вв., имел первоначально 1393 колонны). Широко использовались подковообразные арки, подчеркивающие динамичность конструкции.

Внешне мечеть могут украшать цветные изразцы, их ещё называют иранскими, они часто использовались для облицовки мечетей и медресе. Поверхность изразцов иногда заполнялась айатами (стихами) из Корана. На них также, чаще всего, встречается растительный орнамент. Исключительно разнообразие изразцовых наборов; в их укладке использовался принцип мозаики. В напольных же мозаиках встречаются пейзажные и архитектурные мотивы.

Ещё один элемент мечети - минбар. Минбар - отличительный признак соборной мечети, это кафедра, с которой имам-хатыб (лидер местной общины, чья обязанность - произносить проповеди - хутбы) произносит пятничную проповедь; у минбара есть аналог - амвон в раннехристианской и византийской базилике. Первым минбаром, с которого читалась проповедь, был срубленный ствол финикового дерева в мединской мечети. В 628-629 гг. пророком Мухаммадом был установлен новый минбар, сделанный из дерева и состоящий из двух ступенек и места для сидения. С IX века минбар стал приобретать форму высокой трибуны с деревянным навесом. К такому минбару ведет лестница с перилами и порталом, либо дверцами. Часто минбары представляют собой красивые расписные сооружения из дерева или камня. Их декорируют резьбой, инкрустацией из драгоценных камней, мрамора или ценных породам дерева, украшают позолотой, цветным фаянсом или стеклом. Некоторые минбары чрезвычайно высоки и имеют 5, 7, 9 или ещё больше ступенек.

У большинства мечетей есть минарет. Минарет - башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву. Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних - внутри башни. Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе).

В настоящее время происходит переосмысление исламского архитектурного наследия. Люди строят мечети по прежним образцам, используют всё те же приемы, но уже не встретишь ручной работы, обычной в прежние времена: сейчас широко используются современные материалы и техника, позволяющие за короткое время создавать гигантские, часто радиофицированные сооружения. Их внешние формы и внутреннее убранство щедро заимствуют идеи и решения великих мастеров прошлого, добавляя к ним элементы современной эстетики. Бетон, стекло, пластик и металл заменяют кирпич, изразцы и глазурь; при этом незыблемыми остаются основные канонические принципы исламского искусства.

Мечеть ‒ священное место для всех мусульман, место для молитв и душевного очищения. По мере распространения ислама красивые мечети появляются во всём мире. Они удивительны не только внешне, но и интерьер их поражает своей красотой. Предлагаем обзор самых фантастических мечетей в мире.




Мечеть аль-Харам (Заповедная мечеть) расположена в Мекке. Это самая большая мечеть в мире, окружающая одну больших святынь в исламе ‒ Каабу. Площадь здания 400800 квадратных метров, включая внутренние и внешние места для молитв. Она рассчитана на приём 4 миллионов паломников во время Хаджа. Современная мечеть после множества реконструкций представляет собой пятиугольное замкнутое здание со сторонами разной длины и плоской крышей. В трёх углах сооружения возвышаются три пары минаретов, обозначая входы в мечеть. Четвёртый и пятый углы соединены крытой галереей. Всего в мечети 9 минаретов, высота которых достигает 95 м. Не забыты и современные новшества - там есть и 7 эскалаторов и кондиционеры.




Масджид ан-Набави ‒ вторая святыня в исламе, которую ещё называют мечетью пророка, поскольку её построил пророк Мухаммед. По размеру она тоже занимает второе место после мечети аль-Харам. В центре мечети расположен Зелёный купол, где находится могила пророка. Первый купол над могилой построили в 1279 году, после чего много раз реконструировали, а в 1837 его покрасили в зелёный цвет, таким он остался и поныне. Планировка именно этой мечети была принята как канон для других мечетей во всем мире. В сооружении были заложены основные элементы композиции колонной мечети: открытый прямоугольный двор и прототип будущего колонного зала, ориентированного первоначально к Иерусалиму, а позднее - к Мекке. Главный молитвенный зал занимает весь первый этаж. Мечеть способна вместить в себя до 500 тысяч верующих. В мечети 10 минаретов, высота каждого 105 м.



Большая мечеть Шейха Зайеда – настоящий шедевр архитектурного искусства, это одна из самых больших мечетей в мире. На её строительство было потрачено примерно $545 миллионов и понадобилось 12 лет, на протяжении которых над воплощением грандиозного проекта трудилось 3500 рабочих из 38 компаний мира. Она способна вместить до 41 000 молящихся. Мечеть украшена 82 куполами, тысячей колонн, люстрами, позолоченными сусальным золотом, и самым большим в мире ковром ручной работы. Главный молельный зал освещается одной из самых грандиозных люстр мира (10 метров в диаметре, 15 метров в высоту, масса 12 тонн). Окружающие мечеть сверкающие бассейны подчеркивают ее красоту. Днем здание блестит на солнце белым и золотым, а ночью оно залито искусственным светом.

4. Великая мечеть Хассана II, Касабланка (Марокко)



Великая мечеть Хассана II, построенная в 1993, расположена в марокканском городе Касабланка. Это самая большая мечеть в стране и седьмая по величине мечеть в мире. Её минарет самый высокий в мире ‒ 210 метров, выше пирамиды Хеопса. На верху минарета установлен лазер, свет от которого направлен на Мекку. Автор проекта ‒ французский архитектор Michel Pinseau. На строительство потрачено по приблизительным подсчётам 500-800 миллионов долларов. Здание стоит на выступе, омываемом Атлантическим океаном, через стеклянный пол можно рассмотреть морское дно. Мечеть рассчитана максимум на 105 тысяч совместно молящихся прихожан: 25 тысяч внутри и 80 тысяч снаружи.



Мечеть Султана Омара Али Сайфуддина ‒ королевская мечеть, расположенная в столице Султаната Бруней. Она считается самой красивой мечетью в Тихоокеанском регионе, привлекая тысячи туристов. Здание построили в 1958 в искусственной лагуне на берегу реки Бруней, это яркий пример современной исламской архитектуры, объединивший могольский и итальянский стили. Невозможно оторвать взгляд от мраморных минаретов высотой 44 метра и золотых куполов, огромных внутренних дворов и роскошных садов с фонтанами. Мечеть окружена огромными садами, символизирующими рай. Интерьер не менее роскошен чем экстерьер: полы и стены выполнены из лучшего итальянского мрамора, витражи и люстры привезены из Британии, роскошные ковры сотканы в Саудовской Аравии и Бельгии, фантастическую мозаику из 3,5 миллионов кусочков привезли из Венеции.




Мечеть Захир расположена в столице малазийского штата Кедах. Это одна из самых старых и больших мечетей страны. Построенная ещё в 1912 она занимает территорию примерно 11500 квадратных метров. У мечети 5 больших куполов, символизирующих пять основных принципов ислама. Площадь её центрального зала 350 квадратных метров, он окружён верандами с мезонинами.




Мечеть Фейсал в Исламабаде ‒ самая большая мечеть в юго-восточной и южной Азии и четвёртая по величине мечеть в мире. Автор проекта ‒ турецкий архитектор Видат Далокай (Vidat Dalokay), который вместо традиционных куполов создал конструкцию, напоминающую бедуинскую палатку. Он победил в конкурсе, на котором было представлено 43 предложения из 17 стран. С четырёх сторон главного зала построены минареты высотой 90 метров. На входе в мечеть расположен небольшой внутренний двор с маленьким круглым водоёмом и фонтанами. По лестнице с левой стороны можно попасть в главный внутренний двор и пройти к другому большому водоёму с фонтанами. Внутри стены покрыты белым мрамором и украшены мозаикой, каллиграфией пакистанского художника Sadeqain и удивительными люстрами в турецком стиле. Молитвенный зал способен вместить 10000 верующих. Есть дополнительный зал для 24 000, ещё 40000 могут разместиться во внутреннем дворе.




Мечеть Тадж-ул, название которой переводится как «Венец мечетей, расположена в городе Бхопал в центральной Индии. Это одна из самых больших мечетей Азии. Строительство началось ещё во время правления могольского хана Бахадура Шах Зафара, потом продолжилась при его дочери. Но из-за нехватки средств строительство возобновилось только в 1971 и завершилось в 1985. Восточные ворота были реконструированы с использованием древних мотивов из 1250 сирийских мечетей при помощи кувейтского эмира, который так увековечил память о своей жене. Внутри мечети Тадж-ул оборудован большой внутренний двор с резервуаром для воды в центре.




Мечеть Бадшахи в пакистанском городе Лахоре построили в 1673 году. Это вторая по величине мечеть в стране и южной Азии и пятая по величине мечеть в мире. Она способна вместить 55000 верующих в главном зале и 95000 во внутреннем дворе. Главный зал делится на семь секций с помощью орнаментированных арок, поддерживаемых мощными колоннами, три из которых несут двойные купола, украшенные снаружи белым мрамором. Интерьер главного молитвенного зала богато украшен ажурным орнаментом, фресками и мрамором. Внешне мечеть украшена резным камнем, мраморными рисунками по красному песчанику.




Мечеть Султана Хуссейна, построенная ещё в 1928 году, до сих пор считается главным культовым сооружением Сингапура. Со времен завершения строительства она практически не изменилась, только в 1960 и 1993 провели некоторые реконструкции. Автор проекта – британский архитектор Дэнис Сэнтри. Площадь двухэтажной мечети 4100 квадратных метров, она рассчитана на 5000 верующих.
Культовые сооружения любой религии, символизирующие веру и надежду людей, всегда выглядят величественно и роскошно. Для их строительства выбирались самые лучшие места, пусть даже такие отдалённые . Чтобы прийти к Богу оказывается нужно приложить не только душевные, но и физические силы.