5 мавзолей в галикарнасе. Галикарнасский мавзолей: история сооружения и архитектура. Руины и Музей Галикарнасского мавзолея на карте Турции

Говорят, Мавсол, правитель Карии, был настолько властным, и самолюбивым правителем, что ещё при жизни решил построить себе шикарную гробницу. Может, не такую огромную, как у египетских правителей, но не менее роскошную и великолепную. Словом, настоящее чудо света.

За задумкой правителя Карии, гробница должна будет не только служить усыпальницей для него и его супруги, но и являться храмом, в котором местные жители будут воздавать почести усопшей правящей чете. Ни гнева греческих богов, чьи храмы находились тут поблизости, ни общественного мнения он не испугался – и выделил для постройки лучшее место в городе, пригласив самых известных архитекторов и скульпторов древней Эллады.

Правил Мавсол с 377 по 353 гг. до н. э в Карии (современный Бодрун, Турция). Многие историки сходятся на том, что он был чрезвычайно мудрым и прозорливым правителем – несмотря на сложную политическую ситуацию, на протяжении долгих лет сумел остаться при власти и сохранить относительную независимость своей страны.

Он же перенёс столицу Карии из древнего города Миляс в молодой, но перспективный Галикарнас, расположенный на побережье Средиземного моря, в котором жил и правил вместе со своей супругой Артемисией, являющейся также и его родной сестрой (надо заметить, что подобные браки среди аристократов как Карии, так и Рима, были не редкостью).


Вместе они прожили почти четверть века, причём современники утверждают, что Артемисия очень любила своего супруга – даже несмотря на то, что он был жесток настолько, что прослыл тираном, а правил властно и упрямо, пытаясь не прогибаться под давлением Персии (в то время - это государство было её колонией).

С другой стороны, возможно, именно эта черта характера дала ему возможность сохранить относительную независимость своего государства и даже захватить часть Малой Азии (при этом интересно, что регулярной армии он не имел и всегда использовал наёмные войска).

Мавсол являлся ярым поклонником греческой культуры, а потому собрал возле себя немало талантливых греков как литераторов, так и архитекторов, благодаря которым столица Карии прослыла одним из самых красивых городов света.

Как выглядел Галикарнас

Столица Карии была расположена у подножья гор на побережье Средиземного моря, а на берегу была возведена небольшая, но хорошо укреплённая гавань. Недалеко от причала был расположен базар, где также торговали заморскими диковинками. За рыночной площадью, в сторону гор, были построены широкие улицы с жилыми домами.

Дворец Мавсола был расположен так, чтобы из него хорошо просматривались все подходы к Галикарнасу – как с суши, так и с моря (поэтому в случае нападения Мавсол узнал бы о нём практически сразу).

Дом правителя и постройки вокруг него (а это в основном театр и храмы богов) были обнесены каменными стенами, протяжённость которых составляла около шести километров. Возведены они были с одной-единственной целью – обеспечить лучшую безопасность правителя.

Центральная улица шла под небольшим уклоном в сторону гор. В конце её, уже на склоне, был расположен храм Ареса, справа – Афродиты и Гермеса. Главное здание Галикарнаса – мавзолей, был расположен посередине центральной улицы.

Первый в мире мавзолей

Чтобы построить мавзолей в Галикарнасе (началось строительство приблизительно в 359 г. до н.э.), правитель и его жена пригласили самых именитых архитекторов и скульпторов Греции, которые, работая над проектом здания (в основном это были архитекторы Сатир и Пифей), приняли решение сочетать между собой три традиционных стиля греческой архитектуры – коринфский, дорический и ионический.

Уникальная гробница оказалась первым в мире зданием, где при декорировании были использованы все основные архитектурные направления древней Эллады (мало того, после окончания работ в мавзолее просматривались ещё и черты азиатских храмов). А удивительная усыпальница вошла в историю как одно из Семи чудес света – даже не столько из-за своего размера и красоты, сколько из-за уникального дизайна и внутреннего оформления.

Интересный факт состоит в том, что за каждым скульптором был закреплен свой участок работ:

  • Мавзолей в Галикарнасе с восточной стороны декорировал Скопас;
  • с западной – Леохар;
  • с северной – Бриаксид;
  • с южной – Тимофей;
  • мраморную колесницу на крыше создавал Пифей.


Высота одного из семи чудес света составляла 46 м, а площадь основания имела параметры 66 на 77 м. Мавзолей с внешней стороны охраняли всадники и львы. Первый этаж со стороны фасада был богато украшен скульптурами богов, а в середине – мифическими статуями и барельефами (охота, война с амазонками, битва лапифов с кентаврами). Мавзолей в Галикарнасе имел три яруса.

Первый этаж возведён был из кирпичей и изнутри декорирован мраморными плитами белого цвета. Здесь в одной из комнат была расположена усыпальница, где сначала похоронили прах Мавсола, затем – Артемисии, после чего вход в помещение замуровали.

На втором этаже было расположено святилище с 36 колоннами, каждая из которых имела около семи метров высоты – место для поклонения усопшей правящей чете. Специально для этого здесь были установлены изготовленные Скопасом скульптуры Мавсола и Артемисии (примечательно, что обе статуи сохранились до наших дней и на данный момент считаются лучшими изваяниями греческой культуры IV в. до н.э.).

На колоннах была установлена крыша, построенная в форме ступенчатой пирамиды (всего 24 ступеньки). На её вершине находилась огромная мраморная колесница с четырьмя запряжёнными конями, возницами которой были Мавсол и Артемисия (по приблизительным данным, высота монумента составляла около шести метров).

Смерть Мавсола

Своей гробницы правитель Карии так и не увидел: он умер на несколько лет раньше, не дождавшись окончания строительных работ, приблизительно в 353 г. до н.э. Тело его, прежде чем похоронить, кремировали. По слухам, Артемисия настолько любила мужа, что приказала часть его праха смешать с ароматическими веществами и водой – и выпила смесь в надежде, что уйдёт вслед за ним.

Этого не случилось, и она пережила мужа ещё на два года. Этого времени ей хватило, чтобы почти завершить возводить чудо света – работы в середине были уже закончены, и скульпторы как раз работали над барельефами с внешней стороны здания. Как и тело Мавсола, остатки правительницы были сожжены и захоронены возле мужа, а строительство мавзолея было окончено приблизительно в 531 г. до н.э.

Крушение мавзолея

Просуществовал мавзолей в Галикарнасе на свете довольно долго – около девятнадцати веков. Он не только пережил захват страны Александром Македонским, но и увидел упадок столицы и её превращение в маленькое поселение. Но в XIII веке сильнейшее землетрясение сделало своё дело, и практически полностью разрушило его.


А ещё через какое-то время, в XVI в., пришедшие сюда крестоносцы окончательно разобрали усыпальницу и использовали мраморные плиты и камни для возведения церкви св. Петра, которая стоит и поныне.

Содержимое мавзолея, в том числе и золотые урны с остатками давно усопшей четы, исчезли навсегда. Факты говорят, что полностью обвинять рыцарей не стоит: археологические раскопки показали, что тайные ходы под мавзолеем появились намного раньше, чем сюда пришли крестоносцы – и вряд ли они появились просто так, здесь однозначно было чем поживиться.

В IV веке до н. э. правителем Карии — провинцией персидской империи был богатый и могущественный Мавсол. После смерти отца он стал повелителем Галикарнаса — столицы Карии и сатрапом провинции. За годы своего правления (377-353 год до нашей эры) он стал настолько богат и могуществен, что начал мечтать о памятнике, который мог бы напоминать миру о нем спустя столетия после его смерти. Царица Артемизия во всем поддерживала любимого супруга. Мавсол решил построить великолепную усыпальницу для себя и своей жены Артемизии. Это необычайное сооружение было задумано как усыпальница и храм. Были приглашены лучшие архитекторы Греции — Сатир и Пифей, а также известные скульпторы — Брикасид, Леохар, Скопас и Тимофей. Строительство началось при жизни Мавсола, но до полного завершения строительства ему было не суждено дожить. Артемизия, сильно любившая мужа и желавшая увековечить его память, продолжала руководить строительством. Гробницу в Галикарнасе называют памятником любви.

Приблизительно в 350 году до нашей эры строительство гробницы было завершено. Она не походила на все усыпальницы, воздвигнутые ранее, и была названа в честь царя Мавзолеем. С тех пор так стали называть каждую внушительную, величественную гробницу. Это было уникальное сооружение, в архитектуре которого смешалось несколько стилей.

Мавзолей был для того времени весьма необычной формы и невероятно больших размеров. Массивное каменное основание было облицовано плитами из белого мрамора. Верх украшали мраморные рельефы, на которых греческие воины сражались с амазонками. Длина рельефа составляла 117 метров. Усыпальница находилась в основании здания. В ней стояли мраморные саркофаги царственной четы. У подножия мавзолея, словно верная стража, расположились мраморные львы. Над массивным основанием возвышалось сооружение, окруженное 39 одиннадцатиметровыми колоннами и статуями. Здание напоминало греческий храм. Крыша здания была выполнена в форме 24-х ступенчатой пирамиды. Вершину пирамиды, на высоте 43 метров, венчала мраморная квадрига — колесница, запряженная лошадьми. В колеснице стояли статуи Мавсола и его любимой жены Артемизии.
Почти 18 столетий простояло это величественное здание — символ любви и гениальное творение рук человеческих. Однако сильнейшее землетрясение разрушило Мавзолей. В 1489 году крестоносцы решили возвести замок Святого Петра на развалинах Мавзолея. Для этого они использовали мраморные блоки от основной части Мавзолея. Согласно некоторым источникам, на месте Мавзолея была обнаружена и царская усыпальница, которую оставили на ночь без охраны. Мародеры за ночь вынесли все золото и драгоценности, хранившиеся здесь веками. После изгнания крестоносцев турки возвели здесь крепость Бодрум.
Лишь через 300 лет археологи провели здесь раскопки. Ими были обнаружены остатки основания Мавзолея, сохранились также отдельные статуи и рельефы, среди которых, как полагают археологи, оказались статуи Мавсола и Артемизии. В 1857 году эти бесценные находки были перевезены в Лондон и выставлены в Британском музее. Лишь горстка камней являются сегодня немыми свидетелями бывшего богатства и величия могущественного правителя Карии. — этот величественный памятник древне-греческой архитектуры, бесспорно, является одним из

Мавзолей в Галикарнасе - памятник, построенный над гробницей карийского царя Мавсола. Датируется IV веком до нашей эры и расположен на территории современной Турции

Мавсол решил строить галикарнасский мавзолей еще до своей смерти, по совету своей жены Артемиссии. Проектировали сооружение греческие архитекторы Сатир и Пифей, было также приглашено множество самых лучших скульпторов того времени

Мавзолей расположили на вершине холма близ Галикарнаса. Во внутреннем дворе располагалась каменная платформа, на которой располагалась могила. К вершине платформы вела каменная лестница, со скульптурами львов по бокам, а также со статуями богов и богинь

По углам располагались каменные воины, охраняющие покой внутри мавзолея. Могила была построена в виде квадратного конического блока, в высоту составлявшего треть от общей высоты мавзолея (45 метров). Могила была покрыта барельефами со знаменитыми боевыми сценами, включая битву греков с амазонками

Неизвестно точно, сколько веков мавзолей простоял и когда был разрушен, но по подсчетам ученых ему удалось выстоять 19 веков, после чего в XIII нашей эры рухнул при землетрясении. Все, что оставалось к 19-ому столетию - фундамент и несколько разрушенных скульптур, большую часть мавзолея разобрали рыцари иоанниты для строительства замка Святого Петра в Бодруме. Большая часть старинного мрамора превратилась в известь, а подземные палаты были разграблены

Галикарнасский мавзолей считается одним из семи античных чудес света не из-за его размера или величия, а именно из-за оригинальности его дизайна и внутренних декораций. Исследование памятника древности началось в 1846 году экспедицией Британского музея под предводительством Чарльза ньютона. Он провел раскопки и обнаружил части рельефа стены мавзолея, также останки крыши, а также колесо колесницы диаметром в 2 метра, украшавшей крышу. Также были найдены статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие в вышеупомянутой колеснице:

После анализа найденных артефактов был разработан ряд проектов реконструкции мавзолея в первозданном виде. По одному из этих проектов был построен мавзолей Гранта на Манхэттене, Нью-йорк

Главным отличием мавзолея в Галикарнасе от других древних чудес, таких как храм Артемиды в Эфесе, или храм Зевса в Олимпии. являлось то, что там располагались статуи обычных людей и животных - мавзолей не был посвящен греческим богам

Огромный замок Святого Петра все еще стоит в Бодруме, и камни галикарнасского чуда видны в его структуре. На территории самого мавзолея остались лишь следы от некогда величественного сооружения и небольшой музей, рассказывающий об истории Галикарнаса. Основные фрагменты сохранились в Британском музее

По образцу галикарнасского мавзолея построено множество зданий по всему миру. Самые знаменитые из них - вышеупомянутое сооружение на Манхеттене, и Массонский храм в Вашингтоне:


Рекомендую Вам также почитать о других чудесах древности -

Перенесемся в древний город Галикарнас. Он был столицей Карии и, как причитается столице государства, славился своей красотой и величием. Храмы, театры, дворцы, сады, фонтаны, живая гавань гарантировали городу почет и уважение. Но особое внимание здесь занимала гробница царя Мавсола, одно из семи чудес света в древнем мире . Итак, чудо света мавзолей в Галикарнасе.

Мавзолей в Галикарнасе: история создания и краткое описание

Царь Мавсол, правящий Карией в 4 веке до н.э. (377-353 годы), по опыту египетских фараонов начал строительство своей гробницы еще при жизни. Она должна была стать уникальным сооружением. Расположенная в центре города, среди дворцов и храмов, она символизирует могущество и богатство царя. А для поклонения покойному царю, она должна сочетать в себе одновременно и гробницу и храм. На строительство были выделены лучшие архитекторы и скульпторы - Пифий, Сатир, Леохар, Скопас, Бриаксид, Тимофей. После смерти царя его жена, царица Артемисия, еще интенсивнее подошла к строительству вечного памятника великому мужу.

Постройка была закончена в 350 году до н.э. Ее внешний облик сочетал в себе сразу несколько архитектурных стилей того времени. В мавзолее выделялось три уровня общей высотой в 46 метров. Первый ярус представлял собой массивный цоколь из кирпича, облицованного мрамором. Далее на нем возвышался храм с 36 колоннами. Колонны подпирали крышу в виде пирамиды с 24 ступенями. На вершине крыши располагалась скульптура царя Мавсола и Артемисии в колеснице, запряженной 4 конями. Вокруг постройки располагались статуи всадников и львов. Красота строения завораживала, не случайно, что мавзолей в Галикарнасе быстро вошел в семь чудес света древнего мира.

Статуя Колесницы с Мавсолом и Артемисией

Сама гробница Мавсола с женой располагалась в помещении нижнего яруса. Для поклонения царю было сооружено верхнее помещение с колоннами и статуей Мавсола. Статуя сохранилась до наших дней, и полноценно отражает образ царя-деспота. Скульптор в чертах лица тонко передал характер Мавсола - злобный, жестокий, способный получать все, что ему нужно. Не случайно это был очень богатый человек. Рядом со статуей Мавсола находилось изваяние царицы Артемисии. Ее же скульптор приукрасил, подал в величавом, мягком образе. Работал над ней известный скульптор того времени Скопас. Обе эти статуи сейчас считаются одними из лучших в греческой культуре IV века до нашей эры. Отдельно стоит упомянуть и про верхнюю часть основания мавзолея. Скульпторы украсили его сценами из греческого эпоса - битва с амазонками, охота, битва лапифов с кентаврами.

Статуи Мавсола и Артемиссии

Мавзолей - слово, произошедшее от имени царя Мавсола, в настоящее время является нарицательным среди всех народов.

Спустя 18 веков мавзолей был разрушен землетрясением. Позже его развалины использовались для постройки замка Святого Петра рыцарями-иоаннитами. Когда пришли турки, замок стал крепостью Будрун, в настоящее время называемой Бодрумом. Раскопки здесь были проведены в 1857 году. Были найдены рельефные плиты, статуи Мавсола и Артемисии, статуя колесницы. В настоящее время они выставлены в Британском музее.

В древности Галикарнас был столицей Карии и слыл одним из богатейших и красивейших городов на побережье Малой Азии. Великолепные беломраморные храмы, театр, царский дворец, сады, портики украшали улицы и площади города. Гавань Галикарнаса никогда не пустовала - ее наполняли корабли с фузами со всего Средиземноморья. Город славился огромным храмом бога войны Ареса, чья колоссальная статуя из мрамора и позолоченного дерева, изваянная скульптором Леохаром, служила главным украшением святилища. Возле храма Афродиты - богини любви и красоты - бил знаменитый фонтан Салмакина, вода которого, по поверью, обладала волшебными свойствами: она возвращала утраченную любовь и приносила счастье любящим. Но более всего Галикарнас был известен гробницей царя Мавсола - одним из семи чудес Древнего мира.
Мавсол правил Карией в 377-353 гг. Сооружать гробницу для себя он начал еще при жизни. Возможно, его вдохновил пример египетских фараонов. По замыслу Мавсола, его усыпальница должна была стать необычайным сооружением.

Расположенная в центре города, в окружении его величественных храмов и дворцов, она была призвана напоминать миру о богатстве и могуществе царя еще долгое время спустя после его смерти. Это должна была быть одновременно и гробница, и храм, в котором обожествленному после смерти правителю будут воздавать почести.
Для создания этого храма-усыпальницы Мавсол пригласил лучших архитекторов того времени - Пифия и Сатира, и знаменитых скульпторов Леохара, Скопаса, Бриаксида и Тимофея. Смерть царя ускорила работы по сооружению гробницы. Царица Артемисия, вдова Мавсола, не жалела ни людей, ни денег для того, чтобы увековечить память мужа.
Строительство гробницы Мавсола было закончено в 350 г. до н.э. Сооружение получилось весьма необычным: оно сочетало в своем облике восточную ступенчатую пирамиду-зиккурат и греческий ионический храм-периптер. Вдобавок архитекторы использовали в нем все три вида классического греческого ордера - дорический, ионический и коринфский.

Тремя ярусами гробница Мавсола поднималась на высоту 46 м. В ее основании находился массивный прямоугольный цоколь размерами 18,9×42.3×11,1 м, сложенный, как утверждали льстецы, «из проконесского мрамора». На самом деле он был лишь облицован мрамором, а сложен из необожженного кирпича-сырца. На нем стоял храм, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими кровлю в виде 24-ступенчатой пирамиды. Вершину пирамиды увенчивала мраморная скульптурная фуппа - Мавсол с Артемисией на колеснице, запряженной четверкой коней. Постройку окружали мраморные статуи львов и скачущих всадников.
Во внутреннем помещении нижнего яруса располагались гробница Мавсола и Артемисии. Ее перекрытия опирались на 15 дорических колонн. Помещение верхнего яруса, украшенное коринфскими колоннами, служило для поклонения обожествленным царю и царице. Знаменитый архитектор и скульптор Пифий создал для него огромную мраморную статую царя Мавсола, которая дошла до наших дней. Талантливый мастер сумел ярко воплотить в камне то, о чем, вероятно, хорошо знали все галикарнасцы. «Царь Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь свое стадо, - много столетий спустя писал французский писатель Проспер Мериме. - В своих владениях он извлекал доходы из всего… Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами… и объясняется, почему гробница Мавсола была причислена к семи чудесам света».

Царь Мавсол - жестокий, жадный, тщеславный, настоящий восточный деспот - спустя тысячелетия предстал перед нами как живой. Художник искусно передал мнимо значительное выражение лица, пухлые ленивые губы, злой и пристальный взгляд глубоко посаженных глаз. Очевидно, царица Артемисия, жена Мавсола, не уловила, что так тонко скульптор изобразил в лице и взгляде царя его характерные отрицательные черты. Царицу, по-видимому, вполне удовлетворили искусная работа и внешняя величавость, приданная фигуре умершего супруга.
Рядом с фигурой царя стояла статуя самой Артемисии, которая хотела увековечить себя в качестве спутницы мужа и преданной его памяти вдовы. Над ее статуей работал знаменитый Скопас. Чертам царицы он придал подчеркнутое величие: открытый высокий лоб, обрамленный завитками волос, большие, широко раскрытые глаза, чистый овал лица… Вероятно, мастер слегка приукрасил облик царицы. Несколько углубленные глазницы создавали тонкую игру света и тени, и благодаря этим полутонам возникало впечатление мягкого взгляда, затуманенного скорбью.

Статуи Мавсола и Артемисии принадлежат к числу лучших произведений греческого искусства IV столетия до н.э.
Скопас создал и восточную часть широкого фриза, опоясывавшего верхнюю часть основания гробницы по всему периметру. Она посвящена Амазономахии - битве греков с амазонками, легендарными женшинами-воительницами. Сцены сражения полны необычайной жизненности, движения и силы. На южной, восточной и северной сторонах фриза были изображены сцены охоты и битвы лапифов с кентаврами. Эти части фриза созданы скульпторами Леохаром, Бриаксидом и Тимофеем.
По имени царя Мавсола усыпальницу назвали Мавзолеем. Впоследствии это название стало нарицательным и вошло во все современные языки.

Спустя восемнадцать столетий землетрясение разрушило Мавзолей до основания. В 1489 г. рыцари-иоанниты использовали его обломки для постройки замка Святого Петра. После того как рыцари были изгнаны турками с побережья Малой Азии, замок был обращен в крепость Будрун (совр. Бодрум) В середине XIX столетия европейские путешественники обратили внимание на то, что в стены крепости вделаны мраморные плиты с античными рельефами. После длительных и упорных хлопот английскому послу в Турции удалось получить разрешение выломать эти плиты и перевезти их в Лондон. Специалисты Британского музея пришли к заключению: перед ними - знаменитый фриз Скопаса, некогда украшавший гробницу царя Мавсола.
В 1857 г. британский археолог Ч.Т. Ньютон, проведя раскопки на месте, где некогда стоял Мавзолей, нашел рельефные плиты с цоколя гробницы, статуи Мавсола и его жены Артемисии и колоссальную колесницу, венчавшую сооружение. Сегодня они хранятся в Галикарнасском зале Британского музея.