Готический собор святой варвары. Собор святой варвары Костел святой варвары

Во время тура из Праги в город Кутна Гора, относящийся ко Всемирному наследию Юнеско, туристы традиционно посещают главную достопримечательность города - Церковь святой Варвары (его часто называют собором, но правильное название - церковь), или по чешски - Святой Барборы.

О Кутной горе мой рассказ часть 1

О Кутной горе мой рассказ часть 2

Это без преувеличения уникальное строение, которое невозможно спутать ни с каким другим. Оно не похоже ни на один другой храм ни своим внешним обликом, ни элементами внутреннего убранства. С его строительством связана трагическая и поучительная легенда о трех горняках и святой Варваре. Святая Варвара считается покровительницей шахтеров, рудокопов, горняков. Согласно легенде, в последний миг своей жизни каждый может обратиться к ней с просьбой, и она непременно исполнит ее.

Однажды, во время обвала в шахте, три горняка, чувствуя приближающуюся смерть, обратились к святой Варваре. Один попросил хотя бы еще раз увидеть солнечный свет, другой - перед смертью еще хотя бы раз увидеть своих родных, а третий - попросил дать ему время, чтобы совершить что-то хорошее, полезное для людей. Святая Варвара услышала их, произошло чудо, завал разобрали и горняков подняли из шахты. Первый умер, едва увидев свет, второй прожил еще целый день и смог увидеть перед смертью свою жену, детей и всех родных, а третий решил собрать деньги на строительство самого прекрасного храма, какой только видел мир, и посвятить его своей спасительнице. Ему удалось собрать немало денег, и строительство началось. Святой Варваре настолько понравился строившийся храм, что она подарила горняку еще много лет жизни.


Что здесь является истиной, а что вымыслом, сегодня никто не скажет, известно лишь, что строительство храма, действительно, велось на пожертвования богатых горожан. Можно назвать и более земные причины строительства такого грандиозного храма. Дело в том, что с 13 века Кутна Гора представляла собой богатейший город не только Чехии, но и Европы. После того, как здесь были открыты серебряные рудники, город получил королевские привилегии, а горожане стремились получить как можно больше самостоятельности и привилегий, в том числе и церковных.
Некоторое время Кутна Гора находилась в зависимости от расположенного рядом Седлецкого монастыря, один из монахов которого, по легенде открыл месторождение серебра. Чтобы получить независимость от монастыря, было решено возвести собственный храм, для чего требовалось разрешение папы римского. Богатство города стало веским аргументом, разрешение было получено и в 1388 году строительство началось, растянувшись на долгие пять столетий.


Стоит отметить, что кутногорцы были людьми весьма богатыми и честолюбивыми, а потому стремились показать, что их город способен не только соперничать, но и превзойти по красоте и роскоши Прагу, поэтому и их храм должен был затмить главный храм столицы и страны - Собор святого Вита. Сегодня Собор святой Варвары является вторым по своему историческому, культурному и религиозному значению храмом Чехии, превзойти Собор святого Вита ему так и не удалось, хотя в их истории есть много общего. Так, строительство двух храмов растянулось на многие века, но в отличие от Собора святого Вита, Церковь святой Варвары осталась недостроенной. Это хорошо видно на схеме храма, а также по диссонансу между фронтоном, более соответствующем стилю барокко, и его наиболее ранней частью, являющейся образцом высокой готики, напоминающей соборы Франции.


С боковой стороны можно увидеть, что храм словно обрезан посредине и обязательно должно быть продолжение. Действительно, считается, что по задумке архитектора (которым, кстати был Ян Парлерж, сын того самого знаменитого Петра Парлержа, который спроектировал собор св. Вита), храм должен был быть в два раза длиннее. Там, где сейчас находится фронтон стояла временная стена, и лишь после прихода в город иезуитов в веке здесь была поставлена капитальная стена с барочным фронтоном, а проект Парлержа так и остался нереализованным. Причина была банальна - у города просто не было средств на продолжение столь грандиозного строительства: рудники иссякли, а вместе с ним закончился и период процветания Кутной Горы.


Как я уже писала, строительство храма растянулось на несколько веков, что было связано с драматическими периодами в истории Чехии. Так, в период гуситских войн сам город сильно пострадал, и его жителям было не до трат на столь масштабное строительство, кроме того, многочисленные тела убитых гуситов сбрасывали в шахты, ведь добыча серебра временно сократилась. В итоге эти шахты, даже несмотря на их запасы, уже невозможно было использовать, пришлось разрабатывать новые, а на это требовалось время. Все это время храм стоял недостроенным.


Новый этап в строительстве храма связан с именами также весьма известных архитекторов, как Матеаш Рейсек, который построил известную Пороховую башню (Пражна Брана) в Праге, а также Бенедикт Райт, тоже прославившийся работой в столице - по его проекту был возведен Владиславский зал, являющийся одним из самых больших средневековых залов Европы. Райту принадлежит кружевной свод. Оба архитектора, как полагают, смогли проявить здесь свои творческие замыслы в полной мере, так как не были ограничены строгими требованиями, которые являются обычными, если заказчиком выступает церковь. Но в данном случае заказчиками были горожане, ждавшие от архитекторов одного - роскошного и неповторимого храма.


Внутренне убранство храма поражает не только своими размерами, но и некоторыми деталями, которых больше нет ни в одном другом католическом соборе или церкви. Во-первых, это сохранившиеся со времен средневековья фрески (некоторые еще от догуситской эпохи), посвященные не сценам из святого писания, как это принято в других храмах, а сценам, посвященным труду рудокопов, чеканщиков, истории создания храма, жизни города. Все здесь должно напоминать о том, кому и чему Кутна Гора была обязана своим богатством, а также, на чьи средства осуществлялось его строительство.



Об этом же должна напомнить и фигурка рудокопа в белых одеждах. Многие сначала ошибочно считают, что это монах в белых одеждах, но такие белые накидки одевали горняки перед спуском в шахту, чтобы в темноте в случае завалов их можно было увидеть. А на потолке храма изображены гербы тех богатых кутногорских семейств, которые жертвовали свои деньги на строительство. Еще раз повторю, что ничего подобного в других храмах вы не увидите.


Красотой, яркостью красок, необычными сюжетами поражают также витражи конца 19 - начала 20 века, автором которых являлся Франтишек Урбан - известный чешский художник. Богатый центральный алтарь, роскошные боковые алтари конца 17-начала 18 века в стиле барокко в капеллах, удивительно филигранная кафедра, - все это и сегодня захватывает дух.




В храме многое свидетельствует о былом богатстве города. Например, далеко не многие города могли позволить себе иметь собственного палача, так как содержать людей такой специфической профессии было очень дорого. И только несколько городов могли позволить себе такую «роскошь», как несколько палачей. В Кутной горе во времена процветания их было несколько, и для них и их семей в храме были выделены даже отдельные места.


Сбоку располагаются отдельные ряды, предназначавшиеся для самых знатных горожан и даже для короля и его свиты. Стоит отметить и о скамьях из массивного дерева с искусной резьбой в центре храма. По легенде, эти скамьи, на которых могли рассаживаться прихожане во время службы, были сначала заказаны для Собора св. Вита. Но кутногорцы, желая «утереть нос» пражанам, перехватили заказ, заплатив за скамьи двойную цену.



Нужно сказать и еще об одной части храма (в стиле барокко), называемой иезуитской. Посвящена она Игнатию Лойоле - основателю иезуитского ордена, призванного бороться с реформацией, и на одной из фресок изображена сцена его ранения, после которого он и ушел в монахи.


Крайне необычно выглядит целый ряд кабинок для исповеди. Это тоже исключительная черта Церкви святой Варвары, ведь обычно в храмах только одна, максимум - две подобные кабинки. Но, как объяснили нам, в связи с тем, что рядом с храмом находился Иезуитский колледж, многие студенты которого отличались молодостью и удалью, часто ведя себя не совсем подобающим образом, число желающих исповедоваться и очиститься от собственных грехов, всегда было велико.


Осмотр храма может занимать очень много времени. Здесь есть даже специальные стенды для студентов - архитекторов, где подробно изображаются схемы строительства готических храмов. Есть и музейная экспозиция, посвященная истории города и истории строительства храма. Еще одной достопримечательностью храма является орган в стиле барокко, который создавался в 18 веке в мастерской Яна Тучека. Его звук превращает храм в совершенно неземное место.


Храм расположен на улице Барборской (на карте ниже объект № 9), и увидеть три его башни можно почти из любой точки города. Кутна Гора - небольшой город, поэтому к церкви можно пройти пешком, полюбовавшись старинными средневековыми домами, либо же доехать общественным транспортом от авто- или ж/д вокзала. Вход в храм платный, билет стоит 60 крон, есть льготы для школьников и студентов. Церковь открыта ежедневно с 9.00 до 18.00 в летний период (с апреля по октябрь) и с 10.00 до 16.00 в зимний период (с ноября по март).

Итого, 517 лет строительства, это рекордный долгострой в Чехии. Не стоит думать, что с начала строительства храм стоял пустой. В нем молились, проходили службы, даже в недостроенном.

Кто такая Святая Варвара?

Это Святая Великомученица, покровительница пожарных, альпинистов и шахтеров. Неудивительно, что именно в ее честь назван главный храм в Кутна Горе.

Святая Варвара всегда глубоко почиталась местными шахтерами. Именно ей горняки молились при завалах. Есть сотни легенд о ее помощи, когда она помогала сдвинуть тяжелейшие камни, освещала проходы в шахтах, указывала путь к выходу из тоннелей.

Поддержка Святой Варвары всегда была важна для Кутна Горы, на собор денег не жалели.

В католической традиции Святая Варвара защищает от неожиданных нападений и пожаров. Ее часто изображают со щитом или крепостной башней, как видно на фото рядом, кликните на фото для увеличения.

В честь нее был назван город в Калифорнии, который так и называется “Санта Барбара”. Город стал центром событий знаменитого сериала, который точно помнят большинство читателей.

Парадоксально, но название в честь Святой Варвары не помогло городу “Санта Барбара” в 1925 году, когда он был почти полностью разрушен землетрясением. Собор Святой Варвары в Кутна Горе также не избежал нескольких пожаров.

Что смотреть снаружи и внутри

Ни в одном другом храме нет таких элементов декора. На потолке и стенах можно найти химер, летучих мышей, гарпий, лягушек, крылатых баранов и других реальных и фантастических животных. На одном из южных столбов можно найти обезьяну с апельсином.

Чтобы разглядеть все великолепие декора внутри и снаружи, рекомендуем взять с собой бинокль. Это не шутка, берите бинокль, не пожалеете.

Такой разнообразный и интересный декор связан со стремлением жителей Кутной Горы, особенно ее элиты, продемонстрировать свою значимость и богатство, сделать нечто неповторимое.

К тому же, город Кутна Гора стремился снять с себя бремя зависимости от Седлецкого монастыря. Кстати, согласно легенде, именно монах из этого монастыря открыл месторождение серебра. Жителям Кутной Горы пришлось просить разрешения на строительство храма у Папы Римского. Конечно, они его получили, и богатство города стало тому главным аргументом.

Главный алтарь в соборе является самым поздним элементом. В центре его увидите изображение Тайной вечери. Справа от него вверху расположен лик Святой Варвары.

Ранний алтарь в позднеготическом стиле был удален иезуитами в 1502 году. Именно им принадлежит инициатива отделки некоторых капелл сочетанием позолоты и материала черного цвета.

Стены в церкви украшены средневековыми фресками. В Смишковой капелле сохранились самые ценные из них. Смишек М. был известной персоной в Кутной Горе, играл не последнюю роль в серебряном промысле, строительстве храма и жизни города. Над витражом увидим росписи, изображающие его семейство.

Интересны и витражи окон. Декор появился уже в конце строительства церкви. Это живопись на стекле, ее выполнили по эскизам картин на историческую тематику Франтишека Урбана. Якуб Нимбурк, мастер-резчик, увековечил свое мастерство в лавках для хора.

Обратите внимание и на кафедру. Ее вытесал некто Леопольд-каменотес в 1560 году. Через 100 лет иезуиты дополнили ее облицовкой из дерева и декорациями. Им же принадлежит идея создания органного шкафа. Орга́н помещен на балконе главного портала.

Не удивляйтесь фигуре человека в белом одеянии. Это скульптура шахтера в рабочем плаще. Плащ был белого цвета, чтобы в случае завала можно было увидеть рабочего и спасти его (или вытащить труп). Стоя на коленях, добытчики серебряной руды рабочим инструментом долбили землю, держа в другой руке горелку.

На верхней галерее выставлены коллекции скульптур с прошлых эпох. Здесь же можно и рассмотреть скульптуры на орга́не: ангелы с инструментами в руках. Они созданы во второй половине 18 века. Внутренний механизм инструмента - удивительное творение рук человека. Он состоит из 3 клавиатур, 45 регистров, 4 тысяч труб. Орга́н - работа мастера Яна Тучека.

Еще одно напоминание об ордене иезуитов присутствует в храме: на одной из фресок показана история ранения Игнатия Лойопе, родоначальника иезуитского ордена, который после ранения ушел в монахи.

В комплекс собора входит часовня, строительство которой на склоне возле собора начал Ян Парлерж. Первый этаж был возведен, а на втором уже в наши времена построена смотровая площадка. С нее откроется вся красота Кутной Горы, пейзажные картины долины Врхлице и местной речки.

По-своему интересен зал для прихожан. О богатстве Кутной Горы в былые времена говорят отдельные места для палачей и их семей. Содержать людей такой профессии в далекие времена было удовольствием дорогим. В Кутной Горе палачей было несколько!

В храме есть специальные ряды для знатных горожан, для главы города и его свиты. О скамье из добротного дерева, украшенной искусной резьбой, расположенной в центре храма, сложена легенда. Скамью делали для храма Святого Вита, однако кутногорцы «перехватили» заказ, выложив за работу вдвое больше. Не унимались жители города, чтобы утереть нос пражанам.

В католических храмах всегда присутствует кабинка для исповеди. В Соборе Святой Варвары их несколько. Объясняется этот факт тем, что возле церкви построен колледж, а молодежь ох как легкомысленна, безрассудна и греховна.

В храме представлены и специальные стенды с изображением схемы возведения готических храмов. Эта информация будет интересна студентам-архитекторам. Ознакомиться с историей города, с этапами строительства храма можно в музее.

Собор Святой Варвары был построен не по заказу некоторых религиозных организаций, или для литургических нужд прихода, а как большое репрезентативное здание по инициативе богатых бюргеров из города Кутна Гора. Согласно каноническому закону был первоначально только капеллой. Однако архитектурно смело может конкурировать с собором в Праге. Он выражает современную напряженность между Прагой и Кутной Горой, а также между Кутной Горой и Седлецким монастырем, у которого было большое влияние. Таким образом, церковь была построена за пределами городских стен на земле главы Праги.

Здание собора поражает своей монументальностью. Целиком окинуть его взглядом можно только отойдя на приличное расстояние. Множество башенок и арок поддерживают крышу, увенчанную тремя шатровыми башнями с неровными острыми шпилями. Фасады, выполненные в неоготическом стиле, украшают богатые орнаменты.

Вместо массивных, толстых стен, которые несут на себе всю тяжесть свода, Собор Святой Варвары весь расчленён окнами, сквозь которые свет просто льётся в храм. Часть нагрузки от свода распределяется на контрфорсы через изящные дуги аркбутанов. Поэтому стало возможным прорезать стены широкими арками окон.

Когда идёшь к собору по террасе, проложенной вдоль крутого обрыва, то больше ни на что не обращаешь внимание. Взгляд пропускает мимо виды города, открывающиеся с вершины холма, проходит сквозь фигуры святых, расположенных на краю террасы и фокусируется лишь на храме.

Внутри собор поражает не меньше, чем снаружи. Искусные напольные киоты, сетчатые своды, цветные витражи огромных окон, причудливо преломляющие свет, фрески капелл, повествующие о жизни шахтеров, замысловатые карнизы, старинный орган, хоровые дубовые скамьи, украшенные резьбой – на все это можно смотреть часами, любуясь филигранной работой мастеров. В здании собора проходят концерты органной музыки.

Украшения собора

В алтаре Собора Святой Варвары находится поздний готический пастофорий из мастерской Маттиаса Рейсека, который принадлежит примерно к 1510 году. Лавки для хорa украшены резьбой мастера резчика Якуба Нимбурка.

Замечательным и уникальным в чешском средневековом искусстве являются сохранившиеся поздние готические фрески с горно-добывающей темой в некоторых из часовен собора. Например в Хашплирской часовне можно найти иллюстрированную работу с лебедкой. В другой часовне на стенах изображена средневековая техника чеканки монет. Однако наиболее уникальные украшения в Смишковской часовне (1485-1492), изображающие типологически сцены "Царица Савская приходит к царю Соломону, суд Траяна и Распятие." В нижней части часовни эти сцены дополняет еще более примечательная живопись "литтерати" - подготовка литургических приборов для поклонения. Художник, который создал эти картины был не только очень способным, а также был хорошо информирован о современной итальянской живописи.

Самыми красивыми частями экстерьера собора Святой Варвары являются скульптуры, которые находятся в самой высокой части здания, особенно на контрфорсе. В дополнение к упомянутым выше башенок с цветком, можно найти разнообразные изображения фауны и флоры, сатирических фигур, демонов и мифических существ.

История

История возведения храма достойна внимания. Она изобилует интересными моментами, в ней возникают, казалось бы, вовсе неожиданные параллели. В соборе Святой Варвары вновь встречаешься с работой мастеров, чьи творения украшают знаковые места Чехии.

Начало строительства датируется концом XIV века. Разбогатевшая на серебре Кутна Гора стремилась конкурировать не только с соседним цистерианским монастырём, но даже с самой столицей. Недаром зодчие собора святого Вита в Праге приложили руку и к местечковой церкви. Проект храма менялся неоднократно. А сколько зодчих трудилось над его возведением! Ведь он строился более 500 лет! Начнём с того, что сын прославленного Петра Парлержа, которого мы упоминали в Колине, Ян, был первым проектировщиком храма. Он планировал, что собор будет вдвое длиннее. Но финансовые затруднения, а потом и начало гуситских войн почти на сто лет отодвинули какие-либо строительные работы. С 1482 года работы более или менее возобновились, местные мастера даже старались следовать первоначальному проекту.

Но настоящий прорыв в возведении храма связан с именем Матвея Рейсека, пражского мастера, который сначала работал учителем черчения в Тынской школе Праги. И уже в столице попробовал себя на поприще зодчего – участвовал в создании Пороховой башни. Рейсек перекрыл сводом кутнагорский собор. (На снимке хорошо виден сетчатый свод пресбитерия – творение Рейсека, 1499г.) Умер Матвей в Кутной Горе в 1506 году и работы по его проектам велись ещё шесть лет.

В 1512 из Праги в Кутну Гору прибыл Бенедикт Рейт. На его счету уже был Пражский Владиславский зал. Свод, которым он покрыл зал дворца в пражском Граде был самым крупным безопорным светским сооружением в Европе. Он показал себя блестящим мастером и в Кутной Горе. Есть мнение, что при строительстве костёла св.Варвары зодчий применил свой неосуществлённый проект конструкции свода кафедрального собора святого Вита. Строитель смело изменил проект базилики с пятинефной на трёхнефную и закрыл её сводом с кольцеобразными рёбрами. В настоящее время мы можем видеть творения обоих мастеров: и Матвея Рейсека, и Бенедикта Рейта. (На снимке – кружальный свод Бенедикта Рейта).

Следующая страница в истории храма написана иезуитами. Они многое видоизменили в соответствии с господствовавшим в ту пору стилем барокко, который подчеркивал величие и могущество католической церкви. Однако иезуитские тексты, занесенные в каменную книгу собора, почти не сохранились.

И снова – долгие десятилетия не было сделано ни одной записи в каменной летописи строительства храма. Последнюю точку в истории создания собора поставили лишь в 1905. А с 50-х годов XX века – начинается постепенная, поэтапная реставрация. В ходе реставрационных работ были обнаружены новые, неизвестные доселе письмена с именами художников, зодчих, поразительные данные о технологии и ходе строительства собора.

С 1995 г. собор является национальным памятником культуры, а в декабре 1995 г. внесен в Список мирового культурного и природного наследия UNESCO.

Практическая информация

Цена билета:
Детский и для студентов: 40 крон
Взрослый: 60 крон

График работы Собора Святой Варвары:
Понедельник-Воскресение: 10:00-16:00 с ноября по март
Понедельник-Воскресение: 9:00-18:00 с апреля по октябрь

Как добраться

Собор Святой Варвары находится по адресу: Barborská ul., 284 01 Kutná Hora, Česká Republika

GPS координаты - Ш: 49° 56" 42""/Д: 15° 15" 49"

Добраться до собора из самой Кутна-Горы можно многими способами. Во-первых, с железнодорожного вокзала города отправляется туристический автобус, который курсирует по центру и исторической части Кутна-Горы. Так же можно воспользоваться услугами городских автобусов и такси. Если есть желание - можно прогуляться пешком. Протяженность всего города составляет примерно 3 километра (что совсем не много) и пешая прогулка принесет не мало ярких впечатлений и оставит множество воспоминаний о городе и его достопримечательностях.

Добраться из Праги до Кутна-Горы (66 км) можно самостоятельно по железной дороге, междугородним автобусом или на автомобиле (по трассе D11 к выезду 39 Подебрады-юг, а потом по магистрали № 38 через Колин), а также в составе организованной экскурсии.

В Беларуси расположен удивительный и неповторимый католический костел (Витебск). Собор за всю свою историю прошёл множество испытаний и пережил немало разрушений, что сделало его ещё более величественным и грандиозным. На сегодняшний день этот храм считается одной из главных достопримечательностей города, и практически все туристы, приезжающие сюда на экскурсию, начинают свой осмотр именно с этого места.

Путешествие в прошлое

Как свидетельствуют сохранившиеся записи города, был возведён ещё в 1785 г. этот костёл (Витебск). Собор Святой Варвары (история его очень интересна) строился вначале в качестве кладбищенского католического храма на пожертвования местного дворянина. Через некоторое время возле этого сооружения появились небольшой домик и часовня, построенные на деньги витебского хорунжего. Таким образом, собор, возведенный в честь прославленной мученицы и покровительницы от внезапной смерти, стал приходским.

Этот храм стал очень популярен среди местного набожного населения, и через сто лет его приход составил около двух тысяч человек, хотя сам собор Святой Варвары (Витебск) смог вместить только сто пятьдесят прихожан. Именно поэтому было решено возводить новое и более просторное сооружение.

Второе строение

Разработкой проекта здания занимался известный инженер и архитектор В. Пиотровский. По его задумке, новый храм должен был быть из камня, а не деревянным, каким ранее был этот католический костёл (Витебск). Собор Святой Варвары в своём обновлённом виде был открыт для прихожан в декабре 1885 г., накануне великого Рождества Христова.

Все жители города теперь могли посещать величественный собор, который отличался кардинальным образом от предыдущей постройки. В таком виде храм простоял до 1935 г., пока не был закрыт, как и многие другие религиозные сооружения, по распоряжению советской власти. Практически все храмы были разграблены, так как в эти годы переживал свой культурный упадок город Витебск. Собор Святой Варвары (Белорусия), к сожалению, ждала та же участь, и его здание использовали под склад удобрений.

Не пощадила красивый храм и Вторая мировая война. Во время боевых действий костёл был практически весь разрушен, в особенности пострадали его башни. В послевоенный период к ремонтным работам сооружения тоже никто не спешил приступать.

Реставрация здания

Только лишь в восьмидесятых годах прошлого столетия местные городские власти решили, что нужно восстановить католический костёл (Витебск). Собор святой Варвары вначале хотели переделать в зал, предназначенный для проведения развлекательных мероприятий. К большой радости прихожан, этим планам не суждено было сбыться, и храм воскрес из руин, став вновь действующим приходом.

В 1993 г. в костеле произошло очень значимое для него событие - он был заново освещён архиепископом по многочисленным просьбам верующих католиков.

Внешний вид

На сегодняшний день одним из красивейших старинных зданий города считается этот католический Святой Варвары, архитектура которого была признана уникальным творением белорусского зодчества, нельзя назвать обычным и заурядным костёлом. Его здание сочетает в себе два наилучших стиля того времени: неоготику и неоромантизм.

Это сооружение представляет собой крестово-купольный храм из красного кирпича с двумя двухъярусными башнями на его главном фасаде. Здание разделено на нефы при помощи четырёх огромных столбов, а завершает такую конструкцию полукруглая аспида.

Окна храма разного размера и имеют форму арки. Весь костёл украшен снаружи разнообразными архитектурными деталями, созданными при помощи оригинальной кирпичной кладки, а его территория обнесена забором с красивыми воротами.

Все, кто видел это сооружение, говорят, что довольно торжественно и монументально выглядит данный католический костёл (Витебск). Собор Святой Варвары, фото, сделанные рядом с ним, - этому прямое подтверждение, очень органично вписывается в городскую застройку.

Внутреннее убранство

Это сооружение является поистине уникальным зданием среди других многочисленных архитектурных памятников прошлых лет не только благодаря своему величественному и красивому внешнему оформлению, отделка его помещений также весьма впечатляет туристов и местных жителей.


Интересно, как формируется, как закладывается чувство разделения на своих и чужих? В моём белорусском детстве, а почти каждое лето я проводил в городе Слониме Гродненской области (Западная Белоруссия, до 1939-го - Польша), в соседнем от бабушкиного доме жила женщина по имени Ядвига или тётя Ядя, как мы её называли. Так вот, мы - дети - чётко знали, что она католичка. Откуда в советском малолетстве, с господствующей атеистической идеологией, было у нас это знание, которое в реальной жизни мало что значило, я не помню. Но почему-то в белорусских яблоках и конфетах, которыми она нас угощала, всегда был странный католический привкус, ощущаемый, как я теперь понимаю, не вкусовыми рецепторами, а какой-то областью мозга, отвечающей за родоплеменные чувства. Как-будто за спиной тёти Яди, с её слегка высокомерным голосом и видом, несмотря на абсолютную бедноту и простоту существования, стоял мощный, великий - чего уж там, эгрегор, отягощённый более чем тысячелетней историей - с подвигами и крестовыми походами, с кострами инквизиции и всеми Папами вместе взятыми. И дело было не в том, что она полячка. В Западной Белоруссии поляками никого не удивишь. Дело было именно в её Вере. И в её непогрешимой уверенности, что Истина только в этой Вере.

Религиозная история Белоруссии очень сложа и трагична. Это сегодня Православная церковь — крупнейшая религиозная конфессия на территории современной Республики Беларусь (4,5 млн человек, примерно половина населения страны). А было время, когда само существование Православной веры на этих землях было под угрозой.

Эти земли были крещены практически одновременно с другими землями Киевской Руси. Но после монгольского нашествия на Русь все белорусские земли вошли в состав Великого княжества Литовского. В 1385 году великий князь Ягайло заключил Кревскую унию с Польшей, одним из условий которой было крещение язычников ВКЛ (которых было всё ещё много и в Полесье, и на территории нынешней Литвы) по латинскому обряду. Католикам были созданы привилегии, и часть православной шляхты перешла в католицизм. После Люблинской унии 1569 года влияние католицизма стало усиливаться, началась активная полонизация белорусских земель. Почти вся белорусская элита (продажная или скажем... дальновидная, как это часто бывает) сменила и Веру, и язык. Православную Веру предков хранил простой народ...

В 1596 году по инициативе некоторых белорусских и украинских православных епископов, а также при поддержке властей Речи Посполитой была провозглашена Бресткая уния, положившая начало существованию грекокатолической церкви в Белоруссии,

сохранившей свои обряды, но подчинявшейся Римскому Папе.

Православное население и духовенство сопротивлялись насаждению унии. Наиболее известный пример сопротивления - самосуд православных жителей Витебска над архиепископом Полоцким Иосафатом Кунцевичем в 1623 году. Православные горожане объединялись в братства для защиты своих церквей и священников от насаждения чуждой веры. Но Речь Посполитая год от года усиливала религиозные гонения на народ. Католицизм и грекокатолическое вероисповедание навязывались всеми возможными способами.

Жестокие, насильственные методы насаждения религии, конечно, дали определённые результаты: в 18-м веке большинство населения находились в лоне униатской греко-католической церкви. Во времена расцвета Речи Посполитой католицизм исповедовали до 40 % населения Белоруссии, в основном на западе и в крупных городах. Ситуация в корне изменилась после раздела Речи Посполитой и особенно после 1839 года, когда униатские приходы были переданы в ведение Русской православной церкви Российской империи.

Но даже самые жестокие гонения католиков не смогли нанести православным в Белоруссии такой урон, который нанесла им советская власть. В советский период, особенно с 1929 года, в Восточной Белоруссии, как и в целом по СССР, почти все церкви были закрыты, а служители культа репрессированы. В Белорусской ССР на 20 декабря 1936 году из ранее действовавших храмов была закрыта 1371 церковь, а службы продолжались лишь в 74...

Сейчас в Белоруссии 10,5% населения исповедуют католицизм. Но католическая церковь ведёт активную миссионерскую деятельность. Строятся новые храмы. Заигрывает с католицизмом и белорусское руководство. В ходе последней поездки в Ватикан в мае 2016 года Лукашенко назвал теократическое государство одним из самых лучших друзей Белоруссии в Европе. Религия как всегда активно используется в политике.


Костёл Святой Варвары в Витебске, находится в стороне от центральных улиц, недалеко от железнодорожного вокзала, рядом с Полоцким рынком и выделяется своей высотой и архитектурой из окружающей малоэтажной застройки. Костёл был построен в конце 19-го века по проекту инженер-архитектора Виктора Пиотровского. Архитектура храма сочетает черты неоготики и неороманских стилей. Представляет собой трёхнефную базилику с двумя двухъярусными башнями на главном фасаде. Объём храма разделён на нефы четырьмя мощными столбами. Нефы перекрыты цилиндрическими сводами. Центральный неф завершается полукруглой апсидой.

Первый ярус башен — четырёхгранный, второй - шестигранный. Башни, каждая из которых украшена шестью небольшими фронтонами, завершаются шатрами с крестами. Между башен - треугольный щипец на ширину центрального нефа. Костёл Святой Варвары имеет арочные, различного размера, окна. Снаружи костёл украшен созданными кирпичной кладкой карнизными поясками, завершениями окон. Внутренняя отделка представлена густым антаблементом по периметру главного нефа. Алтари в романо-готическом стиле.

Территория костёла обнесена кирпичной оградой с брамой (воротами). Костёл является памятником республиканского значения и включён в «Государственный список историко-культурных ценностей Витебска»


Службы проводились до 1935 года. Потом здание отдали под склад удобрений, что со временем очень плохо сказалось на кирпичной кладке. В Великую Отечественную войну башни костёла были частично разрушены.

Здание медленно разрушалось до 1988 года, когда костёл Святой Варвары начали восстанавливать, первоначально планируя организовать здесь концертный зал. Но стараниями польского миссионера Януша Скечека костёл стал действующим католическим храмом.

Он был повторно освящён архиепископом Казимиром Свёнтаком в 1993 году. До июня 2011 года был кафедральным собором в Витебском диоцезе (епархии). Но 18 июня 2011 года кафедральным храмом епархии стал новый костёл Иисуса Милосердного.

Януша Скечека прихожане до сих пор вспоминают добрым словом - восстановление храма проходило, в основном, его стараниями. Это был его самоотверженный совместно с прихожанами немногочисленного тогда, им же организованного прихода труд. Несколько лет после восстановления он служил в костёле, а потом, когда из Польши пришло распоряжение сменить приход, «он с одной сумкой, как приехал, сел в поезд и уехал в Польшу». Сейчас приход костёла насчитывает 500 человек