Пик черского подробный маршрут. Пик черского и водопады на подкомарной. Из Слюдянки к метеостанции Хамар-Дабан

«Ты не сможешь», — зашипел мой внутренний нюнчик и остановил меня у подножия первого гольца. До Пика Черского оставалось всего метров 400 в гору, а я вдруг поняла, что наматываю сопли и слёзы на кулак. Неподготовленная, разленившаяся, в обуви, которая жадно сжирала мой правый голеностоп, — такой я отправилась исполнять давнюю мечту. Мне стало ясно, что всё прочитанное ранее о восхождении – полная ерунда, пока не попробовал сам.

Список обязательных вещей, которые пригодятся вам для спонтанного восхождения на пик Черского:

— солнцезащитный крем и крем после загара;
— фонарик;
— панама или кепка;
— ветровка или мастерка;
— эластичный бинт;
— запасные носки и футболка.
На ноги нужно надеть лёгкие и удобные ботинки или кроссовки, которые могли бы удерживать голеностоп, но не сдавливать его. Также положите в рюкзак воду и лёгкую еду, типа колбасы, сыра и хлеба.

Пик Черского – это высочайшая вершина Комаринского хребта Хамар-Дабана. Его высота составляет 2 километра 90 метров, он расположен в 17 километрах южнее Слюдянки. К пику ведёт обустроенная тропа с мостами, указателями и отметками километража. Первые 6 километров дорога широкая, петляет по лесу, то и дело пересекаясь с речкой Слюдянкой и со Старокомарским трактом, который раньше был частью чайного пути из Кяхты. Затем тропа сужается и постепенно берёт вверх, подводя туристов всё ближе к цели.

Наш поход не был запланированным, и эта спонтанность вкупе с необычайной природной художественностью очаровала меня и моего спутника. Мы поставили перед собой миссию — пройти более 40 километров по горной и лесной местности за один день.

В четверг приготовили небольшие рюкзаки с едой, водой и запасной одеждой, а в пятницу, после работы, сели на семичасовую электричку, чтобы доехать из Иркутска в Слюдянку. На конечную станцию прибыли через 3 часа. По тёмному и спящему городу добежали до гостевого дома «Эдельвейс», где за ночь с нас взяли по 400 рублей.

В полседьмого утра мы выдвинулись к тропе. От «Эдельвейса» до тропы пришлось идти около 2 километров, по пути встретилась база Южного поисково-спасательного отряда. Под деревьями то и дело попадались тихие палатки, а на дороге были свежие следы прошедших здесь накануне людей.

Тропа была влажной, с огромными лужами: в пятницу в Слюдянке шёл проливной дождь, а раннее субботнее солнышко не успело ещё подсушить землю. Лес дышал свежестью, шумела холодная говорливая речка. К деревьям уже слегка притронулась приближающаяся осень – то тут, то там мелькали золотые листья-монетки и высыхающие кедровые иголки. Можно было встретить разлапистые реликтовые тополя, их могучие ветви скрючены, свёрнуты в узлы, а ствол у корней приоделся зелёным мхом.

Тропа то тянулась вверх, то вдруг, когда мы начинали уже не любить каменистый подъём, выравнивалась, становилась мягкой и приятной. Так мы вышли на опушку с болотом. В высокой жёлто-зелёной траве стояли три чудесных лошади и по переменке ржали. Обогнув болото, мы вновь вошли в лес и вновь стали подниматься. Когда очередное второе дыхание уже меня покинуло, а последний указатель ткнул в лицо весёлую двойку, тропа вывела на огромную поляну, где стоит метеостанция, чуть подальше от неё располагается место для установки палаток и турбаза. Чтобы остановиться с ночевой, нужно бронировать места за несколько недель, стоимость размещения за сутки составляет 600 рублей с человека. На этот участок дороги мы потратили около 3 часов.

Через 2 часа крутого подъёма мы вышли на пик Черского с неровной, чуть выпуклой вершиной. На ней стоит памятный крест, водружённый в груду камней. Рядом — деревянная лавочка. Мы прошли чуть дальше по склону и, наконец, остановились.

От усталости я ничего не чувствовала – ни распухающих ног, ни плеч, оттянутых неудобным рюкзаком, ни даже радости от покорения своей первой горы. Я упала ничком на землю и дышала. Было мягко – гора будто прикрыла себя от палящего солнца и неистового ветра лёгкой шубкой из ароматного мха. И то ли от запаха земли, то ли от нагрузки, то ли от всего вместе кружилась голова.

Пик Черского находится недалеко от Слюдянки. Сначала мы ехали на электричке от станции Мельниково до Слюдянки. Моими попутчиками были Александр Хобта, автор трудов по истории Кругобайкальской железной дороги, также его жена, сын Игорь, наш общий с Игорем друг, мой сосед Лёха Медведев. Долгий путь в электричке закончился, и Слюдянка встретила на последождевой яркой радугой в лучах вечернего закатного солнца, придававшего городку оранжевый цвет. Мы вышли за пределы города и отправились вглубь, в тайгу и горы. Слюдянский район славится полезными ископаемыми, поэтому рядом с местом нашей ночёвки находился мраморный карьер. Утром мы двинулись дальше. До базы, на вершине горы, около метеостанции, мы добирались через буреломы и камни, мраморный карьер, заросли, приходилось и переправляться через неглубокую, на холодную и местами широкую горную реку. Возле одной из таких переправ был привал. В наш туристский рацион входили сахар-рафинад, батон, сушеные бананы (довольно популярная в те времена сладкая закуска), сгущённое молоко, чай, майонез в пакетиках (однажды он пролился, запачкав собой спальный мешок!) и много чего другого. Чем ближе мы подходили к вершине, тем круче и уже становился подъём. От ровной тропинки в начале он превратился чуть ли не в большую земляную стену с узкой полоской проторенной стёжки. Там и было место нашей ночёвки. Еловый, сосновый хворост трещал в костре, поднимался ароматный хвойный дым. А сухая сосновая хвоя быстро вспыхивала и скоро прогорала. У костра мы грелись и готовили еду. Наутро, отночевав в палатках, мы двинулись в путь. Через красивую растительность и камни, мы всё ближе подбирались к цели. Взбирались по каменному гребню именуемому “Чёртовы ворота”. Внизу находилось озеро сердцевидной формы, которое так и называлось: озеро Сердце. На вершине, где вечно, даже летом, лежит снег, находился металлический каркас в форме высокой треугольной призмы с четырёхугольным основаниям вроде Эйфелевой башни. Кроме него была ещё и деревянная табличка с вырезанными на ней портретом Черского и именем его на польском языке. (Примечательно, что когда мы в следующий раз, примерно, через год вновь забрались на пик, таблички уже не было, не знаю, кто из скалолазов её взял, но поступил он нехорошо). Мы фотографировались на пике со снежками в руках, на каркасе и на краю. После покорения пика Черского, мы спустились по Чёртовым воротам к озеру Сердце. И, пользуясь тем, что стоял погожий июньский денёк, решили искупаться. И только мы успели поплавать в озере, как заметили, что огромная белая туча, похожая на привидение, медленно, величественно, уверенно наступала на нас. Несколько секунд и из тучи повалил белый, свежий, холодный крупный июньский снег. Падая на зелёную траву, на жёлтые и голубые цветы и даже на успевшие созреть красные ягоды, летний градоподобный снежок сопровождался сильным ветром. Оказавшиеся во власти стихии люди нацепили на себя одежду и прикрылись плащами. Так мы и шли через долины и опушки к лагерю. Наутро, обувь, оставленная за пределами палатки заледенела, миски, вложенные одна в другую, примёрзли друг к другу. В воздухе висели капли воды. Но это был не дождь, а облако, окутавшее гору, на которой мы находились. Воду брали из колодца на метеостанции. Встретилась нам и группа туристов, среди которых были и инструктора лагеря Сталкер. Работники метеостанции угостили нас черемшой. “Возьмите немного” - сказали они и дали нам целую охапку этого дикого растения, которое росло здесь в немалых количествах. Мы решили сфотографироваться с конём Гришей. Я встал рядом с хвостом, а Игорь – с головой. Кнопка плёночного фотоаппарата щёлкнула, и в то же мгновение, Гриша, моментально среагировавший на непонятный страшный звук, цокнув всего один раз копытами в прыжке, развернулся на 90 градусов, встав спиной к фотографу. На снимке, тем не менее, Гриша стоял, как мы и хотели, в профиль. И вот, с нащёлканной плёнкой, мы собрались обратно на станцию Слюдянка, откуда и возвратились в большой город.

Пик Черского порой именуют Комариным, он являет собой одну из популярнейших вершин горного массива Хамар-Дабана. Массив этот опоясал южный и юго-восточный берега Байкала, расположенного в пределах Иркутской области и Бурятской территории.

Пик Черского – одна из самых высоких возвышенностей Хамар-Дабана, достигающая высоты в 2090 метров над уровнем моря. Имя получил в честь географа с ученой степенью, Яна (Ивана) Дементьевича Черского, внесшего немалый вклад в изучение Сибирского региона.

Восхождение на Комариный пик вполне доступный маршрут Южного Прибайкалья, берущий начало в городе Слюдянка и устремляющийся выше по одноименной речной долине. Протяженность маршрута составляет 25 километров и туристы со стажем смогут преодолеть дорогу за выходные дни, единожды заночевав в пути.

Качественная грунтовая дорога проложена на протяжении 8 километров до мраморного карьера «Перевал», подъем по ней сопряжен с следованием вверх по реке Слюдянке. А затем, на расстоянии 17 километров от поселка Слюдянка, начинается участок торной тропы вдоль реки. Крутой подъем заканчивается просторной Казачьей поляной (названную в честь некогда организованных на этом местом месте стоянок ямных казаков, снабжающих Старокомаринский тракт сменными лошадями). Следующий затем еще один крутой подъем приведет к водоразделу Слюдянки и реки Подкомарной, на высоту в 1000 метров над уровнем водного зеркала Байкала. Именно здесь расположена метеорологическая станция «Хамар-Дабан», от которой к первому гольцу устремляется зигзагообразная каменистая дорога длиной 2,5 километра – некогда являвшаяся Кяхтинским трактом. Следуя узким гребнем скалы тропинка приводит на второй голец и наконец выводит к вершине.

Пик представлен вместительной площадкой плоского типа, снижающуюся тремя лучами веерно-направленными к северу, северо-востоку и юго-востоку. Площадка оснащена множеством разнокалиберных туров из камня, некоторые декорированы флагами с нанесенными орнаментами и надписями. К нескольким камням прикреплены таблички, установленные группами водителей в разные временные периоды. И высится внушительных размеров деревянное распятие с начертанной молитвой «Отче наш» вкупе со столбом с тройкой переплетенных щитов из дерева, на каждом из которых выгравированы надписи.

Наверху открывается прекрасная панорама на горную страну, ясным днем различим Байкал и снежные шапки Восточного Саяна. На юге можно увидеть высокогорное озеро Сердце, названное так из-за своих очертаний, находится оно на дне ледникового кара. Спуститься к нему можно с вершины Черского пика можно по юго-восточному гребню. Дорога займет около 25 минут, но спуск предстоит крутой, сопряженный с преодолением осыпающегося склона.

Озеро Сердце компактно и обойти его вдоль берега можно в течение 15 минут. Прекрасное издали, не менее красиво оно вблизи – небесная высь отражается в водной глади, обрамленной цветущим побережьем, чья пестрота соткана оранжевыми жарками, синими водосборами и горевчаками, рододендроном золотистым и розоватым как бадан, тоже растущий на берегу. Пейзаж дополняет каскадно исчезающая в ущелье речка. На побережье немало валунов, скрытых на одну вторую водой и заросших цветным лишайником. Уже к концу сентября берега клочками укрывает снег, постепенно укрывая их полностью.

Одна из легенд , сложенных об озере Сердце рассказывает о некогда жившем на земле благосостоятельном великане с доброй душой по имени Хамар-Дабан, старевшим в одиночестве и внезапно осознавшим всю полноту своего одиночества. Решением проблемы явилась женитьба на дочери владыки леса Манги или Медведя – Мангитайке, красивой, но алчной девушке. Вышла она замуж исключительно богатства ради, а вскоре позарилась на владения Байкала и предала супруга, влившись в гарем более состоятельного старца. Хамар-Дабан не пережил измены, вырвал из груди сердце, которое ударившись о землю обратилось, образовало кратер, а наводнили его слезы несчастного.

Как добраться : От города Иркутска Слюдянку отделяют около ста километров автотрассы и 126 километров железнодорожных путей. И автобусы и электропоезда курсируют между упомянутыми населенными пунктами несколько раз в день. Ближайший к Слюдянке город Байкальск находится в 40 километрах.

Когда на дворе лето, а в неделе сразу три выходных дня, сидеть дома просто преступление. Поэтому мы усеченным составом редакции отправились покорять пик Черского. Делимся впечатлениями в постоянной рубрике.

30 1 7

Мысль совершить восхождение на пик Черского появилась прошлым летом, но никто из друзей меня не поддержал. В этом году я твердо решила подняться на эту вершину, мечты ведь должны сбываться. Во время апрельского похода на пик Любви я познакомилась с ребятами, которые собирались в поход на праздничные выходные, и подумала: это судьба. Своими планами поделилась с коллегами, и среди них оказалось двое желающих провести выходные в пешем походе. План наш был следующий: в первый день подняться до метеостанции Хамар-Дабан (16 километров), во второй день совершить восхождение на пик Черского (4 километра) и прогуляться на водопады (не считали), а третий день отвели для спуска.

Путь на метеостанцию

Добраться до Слюдянки, откуда начинается восхождение, можно несколькими способами. На своей машине, на маршрутке или на электричке. Поскольку группа у нас собралась большая - 16 человек, было решено арендовать микроавтобус. Наше маленькое путешествие началось 10 июня около 9 утра. Через три часа нас высадили у начала тропы в Слюдянке, где уже находилось несколько групп людей - одни устроили пикник, другие обрызгивали друг друга репеллентами от клещей, третьи проверяли рюкзаки перед тем, как отправиться в путь. Мы последовали их примеру и в 11:35 начали восхождение.

Маршрут на пик Черского очень популярный, каждый год здесь проводятся соревнования по скоростному восхождению на пик. Длина трассы составляет 20 километров, перепад высот - 1625 метров. Высота самого пика - 2090 метров.

Подъём безопасен и не требует специального снаряжения. Широкая тропа многократно пересекает реку Слюдянку, на ней установлены указатели, построены пешеходные мосты. Примерно на середине пути стоит база отдыха, на её территории несколько домов, баня, кафе «Привал», где можно выпить чаю и поесть горячие оладьи со сгущенкой. За три штуки со сгущенкой просят 50 рублей. Чай стоит 25 рублей.

Минут через 40 после турбазы есть еще одно место для привала: небольшая поляна, на которой стоят лавки и два стола, один из них под крышей, есть туалет. К реке протоптана тропинка, удобно пополнить запасы воды. Впрочем, с этим проблем нет, почти весь путь пролегает рядом с рекой.

Стоит отметить, что большой группой идти сложно: у всех разные темпы. Мы с коллегой постоянно убегали вперед, медленно идти в гору нам было тяжело, особенно перед самой метеостанцией, когда подъем стал круче. До места добрались в 16:25. То есть подъем занял целых пять часов. Думаю, если делать меньше остановок и увеличить темп, то час, а то и два, можно сэкономить.

На территории метеостанции располагается оборудование, дом, где живут работники, хозяйственные постройки, баня и колодец, из которого черпают воду все желающие. Рядом со станцией есть турбаза и площадка, где разбивают палаточные лагеря. Впрочем, подходящих для этого мест много по пути. Отсюда удобно совершать выходы на пик Черского и озеро Сердце, к водопадам на реке Подкомарной, к перевалу Чертовы Ворота и пику Чекановского.

Мы расположились на территории метеостанции в доме, который работники иногда сдают. Он двухэтажный: на первом этаже полати, стол с лавками и печка, а второй этаж - сплошное спальное место. Кстати, можно попросить работников метеостанции истопить баню. После перехода помыться в горячей бане оказалось очень кстати. В знак благодарности за истопленную баню туристы, как правило, оставляют по 1000 рублей.

Пик Черского и водопады

Покорять вершины отправились после завтрака. Первые два километра пути пролегают по серпантину. Как оказалось, раньше здесь проходил чайный путь в Монголию и Китай. Сейчас эту дорогу почти невозможно разглядеть, остается только фантазировать, как по ней водили караваны в соседние страны.

Тропа вывела нас к склону, усыпанному желтыми цветами рододендрона, и резко пошла вверх, но после непродолжительного подъёма идти стало гораздо проще. Чуть в стороне от пути стоит памятник туристке, погибшей здесь в лавине зимой 1963 года, напоминая о том, что в горах нужно быть внимательным всегда.

Поднявшись еще немного, увидели прекрасное озеро Сердце, раскинувшееся у южного подножия. Сделав миллион фотографий на его фоне, отправились к перевалу.

Идти по перевалу не страшно, главное - смотреть себе под ноги и для подстраховки держаться за железный трос, протянутый волонтерами. Прошло максимум полчаса, как мы поднялись на вершину и оказались на большой каменистой площадке. Здесь установлен крест и информационная табличка, рассказывающая об исследователе Иване Черском, в честь которого и назван пик, установлены разные флаги. Весь путь от метеостанции до вершины занял у нас два часа.

Наверху оказалось очень многолюдно. Группы сменяли друг друга, весело переговариваясь и громко делясь впечатлениями. Нам удалось найти свободное местечко и оглядеться. С пика открывается потрясающий вид на Хамар-Дабан. Если смотреть с северного склона, то можно разглядеть кусочек Байкала, с другой стороны виднеется пик Чекановского. Нам повезло с погодой: было солнечно.

Напомню прописную истину. Если не хотите получить солнечный ожог, пользуйтесь кремом с фактором защиты не ниже 30, а в горах лучше все 50.

Перекусив, веселой гурьбой отправились на водопады. Дойдя до старого тракта, свернули в противоположную от метеостанции сторону. Тропа к водопадам хорошо видна. Сначала нужно спуститься вниз, а затем выйти к берегу реки Подкомарной и пойти вдоль нее. Мы побывали на трех водопадах, в одном даже искупались: уж больно заманчиво выглядел резервуар, наполненный прозрачной водой.

По дороге домой

На обратном пути наша разномастная группа разбилась на несколько подгрупп по интересам. Девочкам хотелось пойти медленнее и сфотографировать всё, что не удалось снять на подъеме. Погода стояла чудесная: на ярком небе не было ни одного облачка. Мы вышли около 8 утра, а маршрутка ждала нас у подножия только в 15 часов, то есть в запасе у нас было полно времени.

Двигались, не торопясь, по дороге делились впечатлениями, общались с людьми, с которым встречались раньше. И все равно примчались на турбазу раньше всех, успели и пообедать, и два часа позагорать, дожидаясь остальных. А затем дружно продолжили спуск. У начала тропы оказались в 14:20.

А теперь о важном: если вы собираетесь в поход на большое расстояние, то стоит уделить внимание обуви. Чтобы не получить травму, лучше всего пойти в трекинговых ботинках, фиксирующих голеностоп. Я шла в низких кроссовках с удобной подошвой, но несколько раз подворачивала ноги. И в итоге получила растяжение правой ноги. Вот уже три недели мазь от растяжений и эластичный бинт - мои лучшие друзья. Однако эта травма ничуть не испортила впечатления от похода и даже, наоборот, усилила. До конца лета я хочу снова побывать на пике, чтобы полюбоваться горами Хамар-Дабана.