Что такое воздушные ямы при полете. Что такое воздушная яма? Полет на самолете. Нисходящие и восходящие потоки

Многие люди боятся летать самолетами. Психологи утверждают, что существует даже такое понятие, как «аэрофобия». Пациенты с таким диагнозом испытывают настоящий ужас от одной только мысли о том, чтобы подняться в воздух. Самые сильные негативные эмоции вызывают попадания в воздушные ямы и турбулентность. Подобные моменты неприятны даже для тех, кто не испытывает страха перед полетами. Однако пилоты утверждают, что на самом деле это вполне обычное природное явление, которое можно объяснить научным языком, и никакой беды оно пассажирам авиалайнера не принесет. Сегодня мы решили рассказать вам, что такое на самом деле воздушная яма, и стоит ли ее бояться.

Объяснение термина

Обычному человеку довольно сложно понять, что же на самом деле представляет собой воздушная яма. Каждый понимает, что в небе не существует шоссе и дорожное покрытие, а, следовательно, не может быть никаких ям. К примеру, когда речь идет об управлении автомобилем любому абсолютно ясно, что на дороге может возникнуть препятствие либо яма, которую опытный водитель сможет обрулить. А вот как быть, если вы попали в воздушную яму? Можно ли ее миновать? И насколько она опасна? На все эти вопросы мы ответим в следующих разделах статьи. Но давайте разбираться в этой непростой теме постепенно.

Ученые уже давно выяснили, что воздушные потоки неоднородны. Они имеют разную направленность, температуру и даже плотность. Все это сказывается на авиалайнерах, следующих по определенным маршрутам. В случае когда самолет встречает на пути потоки более низкой температуры, создается полная иллюзия кратковременного падения. Тогда мы обычно говорим, что судно провалилось в воздушную яму. Однако на самом деле это всего лишь иллюзия, которую легко объяснить с помощью современной науки.

Нисходящие и восходящие потоки

Чтобы понять, как образуются воздушные ямы, необходимо получить полное представление о движении воздушных потоков. Согласно законам физики, нагретый воздух всегда поднимается вверх, а охлажденный опускается вниз. Теплые потоки называют восходящими, они всегда стремятся ввысь. А холодный воздух принято считать нисходящим, и он подобно воронке тянет вниз все, что попадается ему на пути.

Именно из-за движения этих потоков образуются столь нелюбимые пассажирами воздушные ямы при полете. Они заставляют путешественников испытать очень неприятные ощущения, которые многие долго не могут забыть.

Принцип образования воздушных ям

Несмотря на то что современная авиастроительная промышленность уже давно оснастила свои новые лайнеры обилием технологических новинок, призванных сделать полет комфортным и безопасным, до сих пор никому не удалось избавить пассажиров от неприятных ощущений, вызванных нисходящими воздушными массами. Итак, самолет попал в воздушную яму. Что происходит с ним в этот момент?

Даже во время полета в хороших погодных условиях авиалайнер может натолкнуться на поток холодного воздуха. Так как он является нисходящим, то начинает существенно тормозить скорость подъема самолета. Примечательно, что по прямой он идет с прежними показателями, однако немного теряет высоту. Обычно это длится всего лишь несколько мгновений.

Затем авиалайнер встречается с восходящим потоком, который начинает выталкивать его вверх. Это позволяет воздушному судну набрать прежнюю высоту и продолжить полет в штатном режиме.

Ощущения пассажиров

Тем, кто никогда не попадал в воздушные ямы довольно сложно понять, что чувствуют пассажиры самолетов. Обычно люди жалуются на то, что они испытывают спазмы в желудке, подступающую к горлу тошноту и даже, длящуюся доли секунд, невесомость. Все это сопровождается иллюзией падения, которая воспринимается максимально реалистично. Совокупность ощущений приводит к неконтролируемому страху, именно он в дальнейшем не позволяет большинству людей спокойно переносить перелеты и вызывает аэрофобию.

Стоит ли паниковать?

К сожалению, ни один самый высокопрофессиональный пилот не сможет миновать воздушную яму. Ее невозможно облететь и даже марка и класс самолета не смогут уберечь пассажиров от неприятных впечатлений.

Пилоты утверждают, что в момент попадания в нисходящий поток самолет на время теряет управление. Но паниковать из-за этого не стоит, подобная ситуация длится не более нескольких секунд и кроме неприятных ощущений ничем не грозит путешественникам.

Однако необходимо знать, что в воздушной яме авиалайнер испытывает серьезное давление. В этот момент самолет попадает в «болтанку» или турбулентность, которая, в свою очередь, добавляет испуганным пассажирам неприятных ощущений.

Кратко о турбулентности

Данное явление доставляет путешественникам массу неудобств, но на самом деле оно не опасно и не может привести к крушению авиалайнера. Считается, что нагрузки на самолет во время турбулентности ничуть не выше чем на автомобиль, который движется по неровной дороге.

Зона турбулентности образуется тогда, когда встречаются воздушные потоки с разной скоростью. В этот момент образуются вихревые волны, которые вызывают «болтанку». Примечательно, что на некоторых маршрутах турбулентность возникает регулярно. Например, во время полетов над горами самолет всегда трясет. Подобные зоны бывают довольно продолжительными, и «болтанка» может длиться от нескольких минут до получаса.

Причины турбулентности

О самой распространенной причине возникновения «болтанки» мы уже рассказали, но, помимо этого, вызвать ее могут и другие факторы. К примеру, пролетевший впереди воздушный лайнер часто способствует образованию завихрений, а они, в свою очередь, формируют зону турбулентности.

Недалеко от поверхности земли воздух прогревается неравномерно, поэтому и создаются вихревые потоки, которые становятся причиной турбулентности.

Примечательно, что пилоты сравнивают полеты в облаках движению по шоссе с ямами и ухабами. Поэтому в облачную погоду пассажиры чаще всего испытывают все «прелести» перелета в трясущемся самолете.

Опасности турбулентности

Большинство пассажиров на полном серьезе считают, что турбулентность может нарушить герметичность салона и привести к крушению. Но на самом деле это самое безопасное явление из всех возможных. История авиаперевозок не знает случая, когда попадание в «болтанку» привело бы к фатальным последствиям.

Авиаконструкторы всегда закладывают в корпус самолета определенный запас прочности, который вполне спокойно выдержит и турбулентность, и грозу. Конечно, подобное явление вызывает у пассажиров тревогу, неприятные эмоции и даже панику. Но на самом деле необходимо просто спокойно переждать этот момент, не поддаваясь собственному страху.

Как вести себя во время полета: несколько простых правил

Если вы очень боитесь летать, а мысли о воздушных ямах и турбулентности вызывают у вас чувство ужаса, то постарайтесь соблюдать ряд простых правил, которые существенно облегчат ваше состояние:

  • не употребляйте алкоголь во время полета, он только усугубит неприятные эмоции;
  • постарайтесь пить воду с лимоном, она снимет приступы тошноты при попадании в воздушные ямы;
  • перед путешествием настройте себя на позитивный лад, иначе вы все время будете мучиться от предчувствий и негативных эмоций;
  • обязательно пристегивайтесь ремнями, во время прохождения зоны турбулентности пассажиры могут быть травмированы;
  • если вы очень сильно боитесь летать, то выбирайте более крупные модели самолетов, которые менее чувствительны к разного рода тряскам.

Надеемся, что после прочтения нашей статьи ваш страх перед перелетами станет менее острым, а ваше следующее воздушное путешествие пройдет легко и приятно.

В результате нарушения нормальных условий обтекания крыла воздушным потоком (срыва потока с крыла).

В условиях нормального обтекания крыла потоком воздуха создается достаточная подъемная сила и самолет ведет себя устойчиво. При нарушении нормального обтекания крыла подъемная сила резко падает и самолет «сваливается с потока» - самопроизвольно меняет углы тангажа и крена (опускает/задирает нос, наклоняется вбок). Сваливание с большой вероятностью может перейти в штопор .

К сваливанию приводит превышение максимально допустимых углов атаки , что может произойти в результате падения скорости самолета, работы рулями, изменения плотности и направления потока воздуха и т. п. Эффект сваливания используется при выполнении фигур пилотажа на спортивных и военных самолетах. В гражданской авиации сваливание относят к аварийным ситуациям и принимают меры к его избежанию (особая конструкция крыла, сигнализация АУАСП, предупредительная тряска штурвала и т. п.).

В непрофессиональной среде сваливание более известно как «воздушная яма».

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Воздушная яма" в других словарях:

    Резкое падение курсов ценных бумаг после информационного сообщения негативного характера. По английски: Air pocket См. также: Информационная асимметрия Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Англ. air pocket резкое падение курсов ценных бумаг после негативного сообщения неэкономического характера. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    - (Pocket air, air lock) термин для обозначения предполагаемых ям, в которых наблюдается внезапное падение самолета вниз, не зависящее от управления самолетом. В действительности это падение объясняется вертикальными воздушными течениями,… … Морской словарь

    воздушная яма - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN downdraftDD … Справочник технического переводчика

    воздушная яма - Резкое изменение плотности воздуха, вызывающее неожиданный бросок самолета в полете … Словарь по географии

    - (англ. air pocket) (сленг.) резкое падение курсов ценных бумаг после информационного сообщения негативного неэкономического, например политического, характера … Энциклопедический словарь экономики и права

    Жарг. бирж. Неустойчивое положение, в котором оказываются фондовые ценности с внезапным падением их курса. БС, 32. /i> Из авиационной терминологии … Большой словарь русских поговорок

    акция воздушная яма - Акция, цена которой имеет тенденцию резко падать в результате появления на рынке негативной информации, например об ожидаемом снижении доходности ценных бумаг. Владельцы акций стремятся освободиться от скомпрометированных ценных бумаг и находят… … Финансово-инвестиционный толковый словарь

    ЯМА, ямы, жен. 1. Углубление, вырытое или образовавшееся в земле. «Вырыта заступом яма глубокая.» И.Никитин. Картофельная яма (для хранения картофеля). Угольная яма (для жжения древесного угля). Помойная яма. Выгребная яма. 2. Специально… … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? ямы, чему? яме, (вижу) что? яму, чем? ямой, о чём? о яме; мн. что? ямы, (нет) чего? ям, чему? ямам, (вижу) что? ямы, чем? ямами, о чём? о ямах 1. Яма это большое углубление в земле. Глубокая,… … Толковый словарь Дмитриева

19.02.2018, 12:56

Передвигаясь на земле большинство людей чувствуют себя спокойно и уверено. Заметив яму на дороге можно оценить ее размер, глубину, предугадать опасность, которую она представляет, принять необходимые меры предосторожности. В воздухе ситуация иная, люди испытывают тревогу. Наиболее пугающими кажутся воздушные ямы при полете, так как неизвестность и отсутствие контроля над ситуацией основные факторы страха. Что это за явление воздушные ямы, откуда они берутся, их особенности и насколько глубоко можно провалиться в них расскажем подробнее. Турбулентность

Пассажиров пугает когда самолет внезапно начинает подбрасывать и трясти - это физическое явление называют турбулентностью. Она абсолютно неопасна. Существуют различные виды турбулентности. При прохождении воздушного судна через некоторые виды облаков может ощущаться лёгкая тряска. Это и есть воздушные ямы. Эти явления абсолютно неопасны. Скопления грозовых туч могут подвергнуть лайнер более серьезным нагрузкам. Однако подобные зоны легко выявляются локатором. Пилот не полетит в область с грозовыми тучами, он их постарается обогнуть. Перед каждым рейсом летчик в обязательном порядке проходит брифинг и узнает сводку погоды. Также другие воздушные суда рассказывают по рации о зонах болтанки, так летчики между собой называют воздушные ямы и турбулентность, и экипаж вносит коррективы в маршрут.

Как влияет профессионализма экипажа на комфортность перелета?

Тряска и ее сила не зависят от навыков, опыта или квалификации пилота. Большую часть перелета судно пилотирует автопилот. Повлиять на силу болтанки могут размеры и скорость самолета. Так пассажиры больших авиалайнеров в меньшей степени ощущают турбулентность и воздушные ямы.

Стоит ли бояться воздушных ям, зон турбулентности?

Влияние турбулентности и воздушных ям в обязательном порядке учитывается при конструировании самолётов. Конструкция воздушного судна успешно справляется с нагрузками подобного рода. Поэтому, несмотря на неприятные ощущения, описанные явления неопасны для людей, находящихся на борту.

Меры предосторожности

Турбулентность и воздушная яма в самолете неопасны. Несмотря на болтанку и потерю высоты все технические системы судна будут работать в штатном режиме. Однако во время тряски люди могут терять равновесие, падать, травмироваться. Это основная угроза, которую несут ямы в воздухе. Поэтому очень важно соблюдать технику безопасности и выполнять команды экипажа. Обязательно выполняйте распоряжения «Вернитесь на место», «Пристегните ремни безопасности». Во время болтанки оставайтесь на своём месте. Эти простые предосторожности помогут избежать проблем.

При попадании самолета в воздушную яму пассажиру кажется что лайнер падает. На самом деле это обман собственного организма, в реальности самолет смещается меньше чем на метр. Ощущение глубоко провала возникает по причине того, что вестибулярный аппарат человека не приспособлен к полетам и не может корректно реагировать. Так же из-за скорости все движения ощущаются особенно сильно, как например, по-разному ощущается пересечение «лежачего полицейского» на скорости в 10 и в 80 км/час. То есть размер препятствия не меняется, меняется скорость, и она меняет ощущения.

Подводя итоги

Готовясь к полету, помните о том, что современные самолеты - безопасный транспорт. Их конструкция учитывает все возможные внешние нагрузки. Поэтому бояться тряски не стоит. Воздушные ямы, турбулентные потоки - естественные широко распространенные явления, не несущие ни малейшей угрозы лайнеру и здоровью пассажиров.

В этой статье рассмотрим почему самолет может попасть в "болтанку" и чем турбулентность отличается от воздушных ям.

Турбулентность и попадание самолета в воздушную яму - не самые приятные моменты полета, но запоминаются они надолго. При попадании в воздушную яму, самолет резко опускается на несколько метров вниз. В этот момент пассажиры могут испытать на себе свободный полет, в точности как космонавты. Только длится это совсем недолго, обычно не превышает секунды. Ощущение попадания самолета в воздушную яму можно сравнить с тем, что при ходьбе делая очередной шаг, вы не заметили, что поверхность земли оказалась ниже.

Иллюстрация к описанию сравнения воздушной ямы


Это происходит из за разности плотности и скорости воздушных потоков. Самолет, пролетая границу между быстрым и медленным потоком рискует попасть в воздушную яму (см картинку ниже).

Попадание самолета в воздушную яму


Турбулентность - это беспорядочные потоки воздуха, та самая "болтанка". Беспорядочные - потому что они часто меняют свое направление потока и это может быть связано с некоторыми факторами:
  • Изменение атмосферного давления
  • Различная температура встречаемых воздушных масс
  • Струйное течение воздуха
  • За горами, воздух выталкивается на высоту из за гор (см. рисунок)

Образование турбулентности


При попадании в турбулентность советую не паниковать и выполнять все предписания Командира воздушного судна и бортпроводников. Ситуация конечно не приятная, но бояться ее не стоит. Желаю Вам приятных полетов!

Пассажиры самолета Москва-Бангкок пострадали в воздухе, борт «Аэрофлота» попал в воздушную яму

Порядка двух десятков россиян, отправившихся на отдыха в Таиланд, оказались в больницах Бангкока после приземления рейса «Аэрофлота» из Москвы. Оказалось что во время полета борт попал в воздушную яму, что и стало причиной травмирования пассажиров. С ситуацией уже разбирается российское посольство.

Как сообщил источник в Таиланде, российский Boeing 777 попал в воздушную яму неожиданно, еще до начала снижения. В это время еще обязательной команды пристегнуть ремни для пассажиров не поступало, поэтому многие из них были не пристегнуты, кто-то вообще передвигался по салону. В результате сильного толчка самолет сместился на 100-200 метров, а часть пассажиров выкинуло в проход между креслами. При падении они и получили травмы. При этом от удара включился аварийный режим и над некоторыми креслами были выпущены кислородные маски.

Как передает «Интерфакс» в основном пострадали те пассажиры, которые находились в хвостовой части самолета. После посадки самолета незамедлительно были отправлены в больницу те пострадавшие, кто получил серьезные травмы, включая переломы. Вопрос с госпитализацией остальных пострадавших сейчас решается.

Всего на борту находилось более 300 человек, посадка прошла в штатном режиме, среди экипажа пострадавших не было. В настоящее время борт уже вылетел в Москву обратным рейсом.

В сообщении на сайте «Аэрофлота» говорится, что рейс SU270 Москва-Бангкок попал в воздушную яму за 40 минут до посадки. При этом сообщается, что это была так называемая «Турбулентность ясного неба», которая возникает не в облаках, а в чистом небе с хорошей видимостью и метеорологический локатор не может уловить ее приближение. Поэтому экипаж не мог заранее предупредить пассажиров об этой опасности. В сообщении также говорится, что ежегодно в мировой гражданской авиации фиксируется около 750 случаев турбулентности в ясном небе.

В свою очередь агентство РИА «Новости» передает, что по данным дежурного консула посольства России в Таиланде, пассажиры самолета из Москвы получили «переломы, ушибы, вывихи, сейчас они находятся в больнице». В лечебное учреждение приехали и сотрудники российского посольства, включая заведующего консульским отделом.

Посольство РФ в Таиланде открыло горячую линию после того, как самолет «Аэрофлота», выполнявший рейс Москва-Бангкок, попал в сильнейшую зону турбулентности. В результате инцидента, по последним данным, пострадали 25 человек.

«Сотрудники посольства уже находятся в больнице, туда же направлен переводчик», - цитирует ТАСС посла РФ в Таиланде Кирилла Барского. Он сообщил, что всю информацию можно получить, обратившись по телефону российской дипмиссии в Бангкоке +66-2-223-498-24

По словам очевидцев, когда самолет попал в воздушную яму, многие были не пристегнуты или стояли в проходах между креслами - именно эти пассажиры получили самые серьезные травмы. По словам Барского, компания «Аэрофлот» выплатит компенсацию всем пострадавшим.

Текст: Михаил Верный,