Город Гусь-Железный: фото и описание города, достопримечательности, удивительные факты. Гусь - железный Как умирают усадьбы

Все-таки, самое замечательное время для открытия сезона автопутешествий – майские каникулы: все цветет, тепло/нежарко и прочая лирика.
Сокращая по максимуму преамбулу, скажу так: в одни из майских праздников разные семейные обстоятельства делали желательным наше присутствие в поселке с ничего не говорящим названием на границе Владимирской и Нижегородской областей. Решив совместить приятное с полезным, мы запланировали мини-тур.
На МКАД 9 мая стоять не хотелось совсем, поэтому мы решили ехать из Тулы через Рязань и Муром. Гугл также проложил маршрут через Гороховец – город, который мы не успели посетить в свою предыдущую поездку по Золотому кольцу. Получался вполне приличный четырехдневный маршрут: Тула – Рязань – Касимов – Муром – Гороховец – Нижний Новгород – и обратно , расстояние в один конец - порядка 670 километров.
Несмотря на взаимные уверения в том, что 9-го надо выехать как можно раньше, получилось как всегда: из Тулы мы вырулили только в 10 утра. Небольшие затыки навигатора в Рязани в связи с перекрытием движения в праздничный день не сильно повлияли на маршрут, так что уже после двенадцати дня мы двигались в противоположную от Рязани сторону, решив непременно посвятить этому славному городу отдельную поездку в самом ближайшем будущем.
Подпрыгивая на ухабах и играя в русскую национальную игру «слалом на дороге», за 20 километров до Касимова мы неожиданно увидели впереди и чуть левее на пригорке вот такое удивительное сооружение:

Уникальный Троицкий собор в поселке Гусь-Железный доминирует над окружающим пейзажем – благо что окрестности вокруг самые что ни на есть заурядные. Проехать мимо было невозможно.

Что мы узнали в результате:
Поселок Гусь-Железный основан в XVIII веке на месте железоделательного завода братьев Баташевых – Андрея и Ивана Родионовичей.

Почти сто лет предприятие процветало, благо на месте имелось все необходимое для производства чугуна – железная руда и вода из реки Гусь. После того, как руда иссякла, производство было остановлено, плотина потихоньку разрушилась, так же, как и богатая барская усадьба, окончательный крест на которой поставили революционные события. Остатки плотины сохранились по сей день:

Вид с плотины:

Где-то на окраине села можно найти фрагмент стены и то, что осталось от барского дома. Но у этого места дурная слава, и вот почему.
Про, мягко говоря, лютый характер Андрея Родионовича (бывшего, кстати, масоном) сохранились легенды. Как сообщают всеведущие интернет-источники, в огромных подвалах усадьбы находились мастерские, в которых баташевские крепостные чеканили фальшивую монету. Когда власти все-таки развернули спецоперацию по поимке фальшивомонетчиков, по приказу Андрея Родионовича подвалы были засыпаны хитроумным инженерных способом, похоронив несчастных заживо. Эти и другие истории (как, например, легенда о том, что подвалы одним концом уходили в Рязанскую губернию, а другим – во Владимирскую) делают Гусь-Железный загадочным и таинственным местом.
Много вопросов можно отнести и к Троицкому собору. Общепринято считать, что его заложил сам Андрей Родионович. Однако он умер за три года до начала строительства собора в 1802 году. Исследователи также говорят, что к разработке проекта приложил руку архитектор Баженов (тоже масон), но вроде бы документального подтверждения этому факту не найдено.
Собор уникальный: огромный по своим размерам, он сочетает элементы самых разных архитектурных стилей. Стены – романские, окна – стрельчатые готические, при этом – луковки куполов православных церквей с крестами. Основная характеристика собора – построен он в уникальном для русской глубинки псевдоготическом стиле:

Сегодня Гусь-Железный, несмотря на свое славное прошлое, не только ни разу не город, но даже и не районный центр. Его население – чуть более 2000 человек, туристическая инфраструктура отсутствует, хотя здесь делают остановки некоторые экскурсионные группы, направляющиеся в однодневную поездку из Рязани в город Касимов.
Вот такая получилась незапланированная, но интересная остановка в пути!

Спустя несколько минут мы въехали в Касимов, который, как следует из информации на въезде, «в 1152 г.»

Город этот очень хотелось посетить по одной простой причине: увидеть, как рифмуются памятники православной и мусульманской татарской культуры.
Главная улица в Касимове, как и полагается в любом уважающем себя городе… нет, не Ленина. Советская.
Вот такая вот Советская улица (параллельные ей – Дзержинского и Татарская. «Смешались в кучу кони, люди»):

Улица вполне даже ничего: двухэтажные особнячки уютных расцветок со следами недавней реставрации. Улица упирается в городской парк и главный городской собор - Вознесенский, а слева – площадь, тоже Советская. Но в некоторых источниках – Соборная. С нее мы и начали осмотр местных достопримечательностей. Их можно разделить на несколько категорий.
Первая – православные храмы.
Про главный из них здесь уже шла речь – это Вознесенский собор, относительно недавний – построен в 1854 году.

Напротив – Успенская церковь (строилась с 1756 по 1775 год). К сожалению, она явно требует восстановительных работ:

Благовещенская церковь с ажурным кованым крестом на куполе (построена в 1740 году, колокольня при ней - в 1868 году) расположена ниже к реке.

В пасхальную неделю нам предложили подняться на колокольню и даже позвонить. Первым предложением мы охотно воспользовались: отсюда открывался замечательный вид…

… на Вознесенский собор и торговые ряды:

… на Оку:

… и нижнюю часть города:

Всего в городе мы насчитали восемь православных храмов, хотя, я думаю, цифра приблизительная и неточная.

Монументальные торговые ряды за Советской/Соборной площадью сразу навеяли ассоциации с торговым центром Костромы:

Три корпуса с колоннами в стиле ампир (это не я такая умная, это интернет справки выдает) были построены в 1767-1844 годы. От себя добавлю: видно, что их недавно реставрировали, но вопрос о качестве проведенных работ не оставляет никаких вариантов. Качество паршивое. Иначе как можно объяснить такое безобразие?

Спуститься к Оке по Набережной улице побоялись даже пешком: разруха, смытая паводком дорога в ямах, сгоревшие постройки. А вот Рязанский спуск совсем другой – весьма приличный и даже живописный. Вид на Оку:

Вид с Оки на Рязанский спуск (он же подъем):

А также обелиск Петровской заставы:

Набережная – скорее смотровая площадка. Смутило то обстоятельство, что все находящиеся в этот момент на набережной люди лузгали семечки, образовывая вокруг себя круг шелухи метрового радиуса. Детишки играли перед плюющими мамашами в коротких топиках. Выделялся и какой-то явно нетрезвый тип. Короче, все культурно отдыхали в законный выходной. Как-то стало грустно, поэтому мы развернулись обратно.

Перед отъездом надо было обратиться к третьей категории достопримечательностей – мусульманским памятникам. Каковых в Касимове несколько: Старая и Новая мечети и два мавзолея – так называемые текие: текие Шах-Али-хана и текие Авган-Мухаммед-султана.
Старая мечеть с минаретом была обнаружена довольно быстро:

Даже на дилетантский взгляд было понятно, что минарет старше самой мечети. Действительно, изначально мечеть и минарет были построены в одно время - в 1467 году. По каким-то причинам здание мечети было разрушено в 1702 году, а вот минарет уцелел. В 1768 году мечеть построили заново, еще позже, в XIX веке, к ней надстроили второй этаж. Сейчас здесь – филиал краеведческого музея (сам музей, как уже упоминалось, в бывшем доме купца Алянчикова).
А вот и действующая мечеть – Новая, построенная в XIX веке:

Где-то рядом со Старой мечетью расположен мавзолей Шах-Али-хана. Когда я готовилась к этой поездке, видела фотографии – гараж гаражом. Бетонный. Блочный. Ан нет - это одно из старейших зданий города, датированное аж 1555 годом и сложенное из плит известняка. Внутри - могилы Шах-Али-хана, его жены и родственников. Сознаюсь честно, мы как-то легкомысленно отнеслись к поиску этого мавзолея. Да и что это за адрес: «рядом со Старой мечетью»?! не могу сейчас объяснить, но мы решили дальше не кружить в поисках этого «рядом», а приступили к поиску последней планируемой к посещению архитектурной достопримечательности: текие Авган-Мухаммед-султана. Адрес из Интернета «обнадеживал»: «г. Касимов, дальний от Оки конец Малой Окской улицы» (!) Стоит ли продолжать, что в навигаторе такая улица не значилась. Забили координаты - N54 55.024, E041 25.174. Выбранный навигатором путь Андрей считать за дорогу наотрез отказался. В качестве альтернативы предложил пересесть на танк. Танка у нас не было, поэтому мы постановили обзорную экскурсию по Касимову считать закрытой и перейти ко второй части нашей поездки – теперь уже по Владимирской области.

Гусь Железный находится всего в двадцати километрах от Касимова Рязанской области, поэтому мы решили пожертвовать посещением краеведческого музея в пользу осмотра поселка, в котором находится одна из самых необычных церквей в Рязанской области. (О Касимове я рассказывала вот здесь ). Дело в том, что в сравнительно небольшом населенном пункте, окруженном лесами, в XIX веке построили грандиозный собор из белого камня в стиле неоготики, который не похож на традиционные православные храмы. Виден этот храм за несколько километров и даже издали поражает своими размерами.

Гусь Железный. Собор

Эти места всегда были богаты залежами железной руды. Именно это привлекло сюда в XVIII веке горнозаводчиков Баташевых, которые основали поселок. Так как поблизости протекает речка Гусь, а главным предприятием стал железоделательный завод, то поселок так и стал называться Гусь Железный.


Гусь Железный

Как все начиналось

История возвышения этого знаменитого на всю Россию рода началась с Ивана Тимофеевича Баташева, тульского кузнеца. Каким-то образом он заручился поддержкой богатого промышленника и любимца Петра Великого Никиты Демидова и стал скупать земли, на которых выстроил чугунно-литейные заводы. Кроме двух предприятий на тульской земле, Иван Тимофеевич основал еще один завод в Медыни. Все свое имущество он завещал сыновьям Родиону и Александру. После смерти второго брата все досталось Родиону, который в свою очередь передал имущество сыновьям Андрею и Ивану. Именно с именами этих братьев связано основание поселка Гусь Железный.

Получив в наследство достаточный капитал и два завода (так как Медынский был закрыт государством, чтобы остановить истребление леса в том районе), братья стали скупать земли и крестьян в тех губерниях, где находили залежи железной руды. За достаточно короткое время они выстроили несколько заводов в разных областях и разбогатели. Получали Баташевы и государственные заказы на производство пушек и ядер, что сильно поспособствовало их процветанию. В том числе они поставляли якоря и пушки в строящийся Архангельский порт, причем доставляли их на своих собственных судах.

За многочисленные заслуги братья Баташевы в 1783 г. были награждены дворянским титулом. После этого Андрей и Иван поделили свое имущество. Гусь Железный стал резиденцией Андрея Родионовича Баташева, которого прозвали «железным королем».


Гусь Железный

Личность его была весьма неоднозначной: с одной стороны, он был довольно умным и предприимчивым человеком. Многие идеи, которые он внедрял в производство, были новаторскими для того времени. К тому же огромные средства Андрей Родионович выделял на благотворительность, строя больницы, храмы и приюты для обездоленных. С другой стороны, Баташев был необычайно жесток и коварен, поговаривали, что он возглавлял бандитскую шайку, грабившую местных купцов, и чеканил в подвалах фальшивые монеты.


Гусь Железный

Ужасы барского дома в Гусь железном

В Гусь Железный он согнал крепостных со всех своих имений и всего за два года выстроил огромный барский дом, обнесенный высоким забором, возвел плотину и расширил завод. Усадьбу назвали «Орлиное гнездо» и славилась она на всю округу ужасами, происходящими внутри. Главный дом Андрей Родионович выстроил таким длинным, что по слухам одна его часть находилась в Рязанской губернии, а другая во Владимирской. Так он пытался избежать налогов и, по сути, его дом не относился ни к одной администрации.


Гусь Железный

Особняк был окружен огромным парком с оранжереями и прудами. Высокие кирпичные стены, окружавшие усадьбу, делали ее настоящей неприступной крепостью. В усадьбе имелся свой «сад ужасов», в котором жестокий хозяин пытал провинившихся слуг.

Кроме того, в имении был «павильон любви», в котором самых красивых крепостных девушек принуждали развлекать гостей Баташева. Часто после таких застолий девицы топились в барском пруду. Также рассказывают, что под усадьбой имелась разветвленная система подземных ходов, в которых чеканили фальшивые монеты. Однажды, узнав о готовящейся государственной проверке, Андрей Родионович велел засыпать подземелья вместе со всеми работниками. По разным данным таким образом было убито около трехсот человек.

А еще поговаривают, что Баташев был масоном, и члены ордена часто собирались в потайных комнатах усадьбы. Андрей Родионович был трижды женат и имел несколько детей. Второй женой его стала крепостная, которой он перед венчанием подписал вольную. На третьей жене он женился, еще будучи обвенчанным со второй.

Как умирают усадьбы

После смерти Андрея Родионовича начались многолетние судебные тяжбы среди его многочисленных наследников. Ни один из его сыновей не обладал той хваткой, которая помогла разбогатеть Андрею Родионовичу. Только при его внуке Мануиле Ивановиче, завод в Гусь Железном снова заработал и стал приносить ощутимый доход. К сожалению, Мануил Иванович также не смог воспитать достойного продолжателя рода. После его смерти сын Виктор долго судился со своей матерью Зинаидой Владимировной за наследство, пока не умер. Зинаиду Владимировну, последнюю жительницу усадьбы в Гусь Железном, расстреляли за антисоветские взгляды после касимовского мятежа. Ей на тот момент было 75 лет. В бывшем имении Баташевых разместили детский санаторий, который мы увидели во время нашей поездки.

Усадьба в Гусь Железном сегодня

К сожалению, заранее я не подготовилась и не знала многих историй о гусевском имении, поэтому приняла обшарпанное здание за советскую постройку и даже не стала его фотографировать. До сих пор сохранились остатки бывшей крепостной стены, а расположение дома на высоком холме, делает вполне вероятным наличие подземелий под усадьбой.

Другие достопримечательности Гусь Железноо

Самой же выдающейся достопримечательностью Гусь Железного является величественный Троицкий собор, который задумал построить еще Андрей Родионович. Однако он не дожил даже до начала строительства. Храм стали возводить в 1802 г. по проекту известного архитектора. Какого именно нигде не упоминается, однако многие предполагают, что им мог быть В.И. Баженов, так как собор выстроен в редком для Рязанской области и для православных храмов стиле неоготики и напоминает вытянутыми окнами и пропорциями Владимирскую церковь в Быково (мой рассказ о посещении Быково ). Тем не менее, Баженов умер, как и Андрей Родионович Баташев в 1799 г., а, следовательно, знаменитый зодчий мог быть только автором проекта, а воплощал его в жизнь кто-то другой.


Гусь Железный

Завершили строительство Троицкого собора только во второй половине XIX века, и сейчас он является визитной карточкой поселка Гусь Железный. Рядом с ним в 2008 г. был установлен памятник братьям Баташевым, а немного в стороне есть еще один монумент, посвященный уроженцам поселка, погибшим в Великой Отечественной войне.


Гусь Железный

В остальном же это обычный и довольно небольшой населенный пункт, где нет ни кафе, ни гостиниц. Тем не менее, сюда обязательно стоит заглянуть ради уникального и весьма необычного памятника архитектуры, возведенного в Рязанской глубинке неизвестным зодчим.

Есть две причины, почему меня так сильно поразил и удивил поселок Гусь-Железный Рязанской области. Первая - это, конечно, огромная белокаменная Троицкая церковь, совершенно неожиданно откуда-то взявшаяся посреди совсем обыкновенной сельской глуши. А вторая причина - легенды, которые связаны с историей этого места. Почти случайно в одном из музеев Рязанской области нам попалась небольшая книжка, или даже брошюра, которая называется "Орлиное гнездо. Исторические очерки Л.П. Чекиной". Она написана в начале 1920-х годов и переиздана небольшим тиражом в 1990-м. Эти очерки мне просто ужасно понравились:) В посте буду цитировать их огромными кусками, иначе никак не получается:)

Благодаря Троицкой церкви проехать мимо Гуся-Железного почти невозможно, ее видно издалека.



Она действительно огромна. К сожалению, не нашла нигде информации о ее высоте, так что придется судить по фотографиям.


Пока мы бегали вокруг церкви и фотографировали ее с разных сторон, сгустились тучи и пошел ливень. Поэтому фотографий самого поселка у меня почти нет...



Сначала мы прятались под козырьком и наивно ждали, что дождь закончится.



А потом немного исследовали окрестности из окна машины. Этот памятный знак снят сквозь сплошные потоки воды на стекле, но не сфотографировать его было никак нельзя, потому что именно с этим человеком, - Андреем Родионовичем Баташевым, - и связаны все местные легенды, о которых мне так хочется вам рассказать.
А.Р. Баташев - известный промышленник, который во второй половине XVIII века основал в этих местах железоделательный завод. А вокруг завода на берегу реки Гусь выросло поселение, которое стало называться Гусь-Железный.



И вот тут-то мы добрались до тех самых очерков Л.П. Чекиной. Начинаются они так:

"Если бы сатана был не поэтическим вымыслом, а существовал в действительности и вздумал бы воплотиться в человеческий образ, то, конечно, для своего воплощения он взял бы именно Андрея Родионовича Баташева."

"За огромным, в два этажа, барским домом, разводился парк и сад, который еще при жизни Андрея Родионовича получил жуткое название «страшного сада». Посредине его был устроен «позорный столб», к которому привязывали «провинившегося» для наказания плетьми перед лицом всей дворни (надо полагать для назидания) - наказания, после которого часто убирали уже мертвое тело... У этого же столба по 2-3 дня морили голодом и жаждой привязанных, как собак, людей, а зимой часами держали босых и в одних рубахах..."

Стррашно? А это только начало.

"... Знали только дворовые, да заводские рабочие, что за барской усадьбой выстроена целая слобода для трехсот рабочих, которых барин привез откуда-то со стороны и видимо платил им большие деньги, так как жили они «гостями», но все же как-то чудно: дома ли, в кабаке, на гулянье, их можно было видеть только 150 человек, остальная же половина всегда отсутствовала.

Неизвестно кто был смельчак, решившийся выслеживать «барских рабочих», но все же скоро узнали, что ровно в полночь, 150 человек этих таинственных рабочих отправлялось к одной из башен, помещавшейся в задней стене парка и исчезала за ее дверями, а оттуда, один за одним, выходила другая половина и безмолвно рассыпалась по своим домикам. Долгое время напрасно старались допытаться от кого-нибудь из этих рабочих - куда они ходят ночами и что делают, но и от пьяных даже получали один ответ, что мол своя голова еще не надоела, а «с вашим барином шутки плохи», некоторые отвечали угрозой «доложить самому» о излишнем любопытстве дворовых, после чего всякие расспросы прекратились и эта сторона деятельности Баташева так и осталась бы скрытой от всех (он умел выбирать своих помощников и агентов) если бы и здесь, как не однажды бывало в истории - не замешалась женщина... Один из этих таинственных рабочих на великое свое несчастье без памяти влюбился в заводскую девку - Грушеньку, которая, как «истинная дочь Евы», поставила условием своей благосклонности то, чтобы он рассказал ей - где пропадает по целым суткам и что там делает?

Долго она клялась и божилась, что и попу на исповеди не проговорится - одна знать будет и сдался малый, все рассказал своей «разлапушке»... А немного времени спустя по всей округе пошла глухая молва о том, что в «подземных хоромах устроен монетный двор, где день и ночь «работаются червонцы» теми самыми рабочими, которых привез барин с чужой стороны. Конечно, все это говорилось шепотом, в темных уголках, но слишком видно хорош был слух у этого зверя и не только узнал он о том, что говорят, но дознались его сыщики и от кого этот слух пошел... В одну и ту же ночь пропали без вести влюбленный рабочий и болтливая Грушенька, никто так и не видал их после, только две ночи подряд проходившие случайно мимо господской усадьбы люди со страхом передавали, что откуда-то, точно из под земли, слышны были слабые, глухие стоны и крики, но такие страшные, «что волос дыбом становился»"

Вот такие страсти. Ну и еще кусочек для полноты картины:

"... Через несколько времени новый слух взволновал всю округу. В 10 верстах от имения Баташева, в дремучем лесу, был ограблен огромный обоз, везший товары из Касимова в Муром. Часть извозчиков была перебита, а часть успела разбежаться и спрятаться в лесу, пользуясь уже наступавшими сумерками. Добравшись еле живыми от страха до ближайшей деревни, они рассказывали, что их окружил целый отряд верховых всадников «в черных образинах» и стали стрелять по ним «из пищалей». Все спасшиеся удивлялись лошадям и всей амуниции нападавших - и на разбойников не похожи - точно войско какое!.. Никто ничего не смел сказать вслух, но томная молва расходилась все шире и шире и втихомолку Баташева стали называть не только «Масоном-безбожником» и «монетчиком», но и просто - «душегубом-разбойником». А случаи ограбления богатых обозов повторялись все чаще и чаще, так что губернские власти волей неволей должны были устроить «расследование», которое впрочем, конечно, ничего не раскрыло, только в конторских книгах этого времени особо часто стали попадаться записи: «Заседателю в губернию - 2 вороных жеребца, да птицы битой и окороков - воз, да талек тонких 36 штук, да девку Аксинью, что кружева плести мастерица», «в город (Касимов) - Подьячему - муки - 2 воза, да туш свиных - 3, да жене с дочерями на солопы бархату синего - 43 арш.»"

Но в нашей книжке помимо этих очерков есть еще одна статья, не менее прекрасная. О том, что Л.П. Чекина явно увлеклась легендами и сама в них поверила. Автор решил не называть своего имени, а подписался просто "Исследователь". И дату поставил: 16 октября 1927 года. Взгляд Исследователя кажется чуть более объективным, но в выражениях он тоже не стеснялся. В интернет статья не выложена, поэтому дальше цитирую с листа:

"Еще и теперь, когда Великий Октябрь разметал гнездо, пустил по ветру, далеко разогнал злых птенцов хищника, окрестное население не без ужаса говорит о Гусе."

Какой слог, а!
Кстати, о Троицкой церкви у Исследователя тоже кое-что есть:

"Церковь типично барская, дворянская, ничуть не похожа на старинные скромные церковки древней Руси, где забитая, темная сермяжная масса пред темными ликами старых икон изливала печаль и тоску безысходности."

Раз уж снова речь зашла о церкви, вернемся пока к фотографиям. Да, я ведь до сих пор не упомянула о том, что Троицкая церковь появилась уже после смерти А.Р. Баташева. Он умер 1799 году, а храм начали строить только в 1802-м, а закончили аж в 1868-м.

Так и не дождавшись окончания дождя, мы решили покататься по окрестностям.

В соседнем селе под названием Погост нашли вот такой интересный архитектурный ансамбль. Церковь, часовня, колокольня и еще одна церковь. Построены в разные годы XVIII-XIX века.

Погост намного древнее, чем Гусь-Железный. Уже в XVII веке он был относительно крупным селом и даже соперничал с Касимовым по торговым делам.

И о Погосте у нашего Исследователя тоже нашлось интересное:

"При впадении реки Гуся в Оку с незапамятных времен возникло поселение, существующее и поныне - село Погост. Самое название села указывает на его глубокую древность. Слово «погост» проиходит от слова «гостить, гость». Так назывались в древности купцы, приезжающие как бы в гости с товарами. Эти места торговли, - погосты, - располагались обыкновенно при слиянии рек, так как в старину реки являлись единственными путями сообщения в местах, сплошь покрытых дремучими лесами. Вполне понятно, что еще в языческие времена здесь сооружались капища, где «гости» (купцы) приносили богам благодарственные жертвы за полученные барыши. С принятием христианства на месте капищ строились церкви, около которых поближе к богу погребались покойники. Поэтому православные кладбища, впервые возникшие при погостах, так и назывались погостами.

Сохранились весьма интересные документы, свидетельствующие о былом величии нашего Погоста. В XVII веке Погост являлся опасным торговым конкурентом Касимова, а Касимов славился как торговый город. ...

Кроме торговли рост Погоста в значительной мере обуславливался тем, что окрестное население, группировавшееся по нижнему течению реки Гуся, занималось судостроением. Здесь сооружались струги, корабли, барки, ходившие по всей Оке, и от имени реки Гусь получившие название гусян. ...

Оживленный, деятельный район привлек влияние новоиспеченного вельможи Баташева. В XVIII веке на реке Гусь недалеко от Погоста свил свое гнездо этот жестокий хищник и по имени реки назвал Гусем."

Ну вот и все, мы вернулись к началу истории:)
Жаль, конечно, что не удалось погулять по Гусю-Железному (кстати, там сохранились даже остатки усадебного дома Баташева - выложены их фотографии), но теперь уж в следующий раз.

Гусь-Железный (фото, приведенные в этой статье, демонстрируют достопримечательности данного населенного пункта) - это Он находится в Рязанской области (Касимовский район), является административным центром Гусевского городского поселения. Расположился на неподалеку от плотины, построенной в восемнадцатом веке, примерно в двадцати километрах от административного центра - Касимова. Поселок окружен смешанными и хвойными лесами.

«Жили у бабуси …»

«Жили у бабуси два веселых гуся: Гусь-Железный и Гусь-Хрустальный», - так шутили в старину жители Оба этих селения с похожими названиями находились в Меленковском уезде, на одной и той же реке Гусь. Если первый из собратьев-Гусей, расположенный в верховьях реки, был центром стекольной промышленности известных мастеров-заводчиков Мальцовых, то брат в нижнем течении Гуся (вблизи впадения реки в Оку) стал столицей не менее известных и прославленных «железных королей» - братьев Баташевых. Более ста пятидесяти лет «два веселых гуся» находились во Владимирском регионе, однако в двадцатом веке судьба-злодейка разделила их одним движением пера. Так, после череды административно-территориальных реформ по воле чиновников Гусь-Железный оказался в Рязанской области. Однако его история неотделима от прошлого Владимирской области, и даже сегодня до границы с ней от Гуся всего-навсего десять километров.

Отправляемся в путь…

Обычно Гусь-Железный (Рязанской области) туристы посещают мимоходом, по дороге в древний купеческий город Касимов. В эти края ведут два пути. Первый - от Москвы до Рязани по Новорязанскому шоссе (М 5), а оттуда - по дороге Р 123 - Р 105. Второй - от Москвы сразу до Касимова (или Гуся) по Егорьевскому шоссе (Р 105). Чаще всего туристы выбирают второй вариант, чтобы посетить Гусь-Железный (карта поможет разобраться с маршрутом), ведь это прямой путь. Однако не все то золото, что блестит. Минусов у него немало, Егорьевское шоссе по большей части узкое и извилистое, обгонять на нем непросто. Вдоль него находится множество дачных участков, поэтому загруженность большая, в результате средняя скорость составляет 60-70 километров в час. Зато после девяностого километра (дачных поселков становится заметно меньше) ехать одно удовольствие.

И сказке приходит конец…

И вот Москва позади, начинаются суровые российские дороги. Только машина пересекает знак «Рязанская область», дорога становится или плохой, или очень плохой. Здесь встречаются участки со сплошными выбоинами (причем немалых размеров), которые чередуются с относительно неплохими, но, к сожалению, весьма непродолжительными отрезками. На некоторых участках, порой до десяти километров, двигаться приходится (если это можно назвать движением) с черепашьей скоростью (15 км/ч). Ехать здесь в ночное время не рекомендуется.

Первые впечатления

Первое, на что обращаешь внимание, попадая в этот населенный пункт - это величественный силуэт храма. Он буквально царит над небольшой речкой и приземистыми домиками. Здесь храм подчиняет себе все, увидеть его можно отовсюду. Создается впечатление, что исключительно вокруг него и сосредоточена жизнь жителей Гуся-Железного. Перед храмом действует небольшой провинциальный рынок. И даже среди торговцев ощущается неторопливый размеренный ритм местной жизни. В городке есть «пережиток» советской эпохи - традиционная статуя В. И. Ленина. Как и в любом другом населенном пункте бывшего Союза, она занимает центральное место. В Гусе-Железном но здесь вождь мирового пролетариата робко выглядывает из-за кустов, он даже не претендует на какую-то более или менее значимую роль в жизни поселка. Громадина храма просто низводит Ильича до ранга рядового объекта. Раньше, во времена расцвета металлургического производства, этот Троицкий храм был настоящим городским собором. Но о нем поговорим немного позже.

Андрей Баташов

Активное развитие окрестных деревень на речушке Гусь началось в середине восемнадцатого века, когда представители известной в России династии тульских кузнецов и оружейников Иван и Андрей Баташовы (на главной площади города Гусь-Железный им установлен памятник) основали свой чугунолитейный завод. Он являлся частью внушительной империи, которая включала в себя 18 металлургических заводов в разных губерниях (уступая в выплавке чугуна только заводам Яковлевых и Демидовых). Этот поселок сначала получил имя Гусь-Баташовского, а затем, со временем, был переименован в Гусь-Железный, в отличие от своего собрата Гуся Мальцовского-Хрустального, а его единоличным владельцем стал один из братьев - Андрей Баташов.

Усадьба Баташова

Андрей Родионович устроил в поселке усадьбу «Орлиное гнездо». Кроме того, на реке за его средства была возведена плотина (сохранилась она частично). Главный дом усадьбы (конец 18 века) близок в архитектурном стиле к типовым городским общественным постройкам того периода: весьма сильно вытянут по продольной оси, имеет строгие, практически лишенные декоративных элементов фасады. Он мало чем примечателен. Но у провинциальных современников особняк вызывал совсем иные чувства, всем своим видом напоминая «не то средневековый замок, не то крепость». И это легко объяснимо, ведь дом с примыкающим к нему садом окружала каменная стена высотой до семи метров (сегодня она сохранилась частично), а у въезда на плотину была воздвигнута сторожевая башня с огромным железным гусем на ее шпиле. Кроме того, в усадьбе располагались птичник, зверинец и крепостной театр. В разделенном на три части саду были устроены оранжереи и беседки, в которых выращивались различные экзотические фрукты: персики, апельсины, лимоны.

Гусь-Железный: санаторий

Сегодня на территории особняка расположился детский санаторий. Это специализированное лечебно-профилактическое учреждение осуществляет реабилитацию детей после перенесенных ими острых заболеваний, а также работает на предупреждение хронических болезней и повышение уровня здоровья у детей в возрасте 5-15 лет.

Легенды старинной усадьбы

Одна из частей парковой зоны носила весьма красноречивое название - «Сад ужасов». Назначение у нее было соответствующим названию - для пыток и наказаний. Кроме того, согласно легендам, под усадьбой имеется довольно обширный подземный комплекс, благодаря которому главный дом соединялся с заводом и различными постройками. С усадьбой связано множество жутковатых легенд. Например, согласно одной из них, в баташовских подземельях беглые каторжники чеканили А когда приехала следственная комиссия для расследования этих слухов, Андрей Баташов приказал засыпать выход, тем самым заживо похоронив рабочих. Согласно другой легенде, прибывший на завод для расследования уголовного дела исправник бесследно исчез, а спустя какое-то время в стене завода был обнаружен человеческий скелет, и только по медным пуговицам на костюме смогли опознать в нем пропавшего чиновника.

В общем, легенды о тайных погребениях и спрятанных в подземелье усадьбы несметных сокровищах на протяжении всего девятнадцатого века будоражили умы многих людей, но и по сей день они не нашли достоверных подтверждений. Андрей Родионович Баташов мирно закончил свой век в усадьбе, так и не попав под суд, несмотря на то, что его «послужной» список весьма впечатляет: в нем убийства, подкуп должностных лиц, захват имущества.

Гусь-Железный: храм

Монументальный Троицкий храм заложили после смерти А. Р. Баташова, при его сыне, уже в 1802 году. Завершение строительных работ пришлось на 1840-1860 гг. В церкви интересно сплелись черты разнообразных направлений и стилей (классицизма, неоготики, барокко); в устремленных ввысь стрелообразных нишах есть что-то мавританское. Все элементы (профили, пилястры, окна) - это не просто декор, а «плоть от плоти» самой архитектуры здания. Все они составляют единое целое, именно эта гармоничность образа поражает более всего: церковь и сейчас, несмотря появившиеся в стенах трещины и разрушающуюся кладку напоминает монолитную глыбу, торчащую из земли.

В наши дни усадьба Баташова чем-то напоминает идиллии, отображенные на картинах старых мастеров. Так, в парке на фоне павильонов и стен пасутся коровы, где-то вдали высится церковь с давно остановившимися башенными часами. Наблюдая такую картину, невольно ловишь себя на мысли, что все это существует как бы в безвременье, а кипящая рядом жизнь не властна над этим пространством.

Троицкий храм в Гусь-Железном - гигантский белокаменный двухсветный храм с купольным восьмериком и колокольней. Пожалуй, это крупнейшая из всех сельских церквей в России. Храм вмещает примерно 1200 человек. Престолы: Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Рождества Христова, Петра и Павла Архитектурный стиль: Псевдоготика Год постройки: Между 1802 и 1868.Адрес: Рязанская область, Касимовский район, пос. Гусь-Железный.XIXв., архитектор неизвестен, заказчик - владелец местных заводов Андрей Андреевич Баташев.


Собор — один из редких образцов псевдоготического стиля, нехарактерного для зодчества России. Вся церковная постройка обращается к совершенно другой традиции: ближайшие аналоги этого храма — старинные английские аббатства. Троицкий собор удивительно правдоподобно и эффектно повторяет их очертания своими высокими темно-серыми стенами с несколькими рядами стрельчатых окон, остроконечной колокольней над входом, округлой алтарной частью.

Собор поражает еще и тем, что в разную погоду он выглядит совершенно по-разному — то легко и нарядно, то солидно, серьезно и даже устрашающе.

Пока мы гуляем вокруг собора и рассматриваем эту необычную архитектуру, познакомимся поближе с заказчиком храма и его отцом. В те далекие времена этой землей владел Андрей Родионович Баташов (1731/32—1799) (кто любит ужасы Прошлой жизни - может поподробнее почитать про Андрея Родионовича здесь http://hrodgar.livejournal.com/63959.html). Андрей Родионович возвел огромный заводской и усадебный комплекс, но при этом довольствовался скромным деревянным храмом Иоанна Предтечи, поставленным недалеко от дома в 1766 году, в то время, как в соседнем Касимове купцы с меньшими капиталами строили одну за другой добротные каменные церкви. Набожностью суровый хозяин Гуся не отличался, что дало повод соседям даже заподозрить его в принадлежности к масонству. А простонародье считало, что он и вовсе продал душу дьяволу.


Андрей Родионович Баташов

Предтеченский храм сгорел около 1802 года. Наследник, Андрей Андреевич по прозванию - Черный, отдал распоряжение о строительстве в отцовской вотчине нового каменного храма. Конечно, в любом случае нельзя исключать возможную роль Андрея Родионовича, как возможного заказчика проекта.


Баташовский завод в Гусь-Железном

С сыном Андреем от первого брака у Андрея Родионовича (всего он был женат три раза и у него было два сына по имени Андрей - от первого и второго брака), судя по всему, складывались непростые отношения. Когда Андрею-старшему, (Черному), исполнилось 17—18 лет, он был послан отцом на три года «для снискания потребных для него знаний в иностранные европейские государства». Андрей Родионович хотел подготовить себе достойного преемника. Но, то ли сын не оправдал отцовских надежд, то ли их взаимоотношения осложнились после второй женитьбы отца (что более вероятно), но, если в середине 80-х гг. XVIII в. Андрей-старший еще жил в Гусе, то в 90-х гг. отставной поручик Андрей Андреевич Баташев находился уже далеко от отцовского дома. Вместе с семьей, женой Пелагеей Ивановной, дочерью тульского купца Ивана Петровича Лугинина, и малолетним сыном Петром (1787—?), он проживал в Нижегородской губернии, где по поручению отца управлял одним из самых отдаленных заводов — Илевским.


Имение Баташовых в Гусь-Железном. Справа виден купол уже построенного Троицкого храма.

После смерти отца случай помог Андрею Черному утвердиться в правах единственного наследника: 26 октября 1801 г. сгорел походный синодальный архив, где хранились метрические книги. Ссылаясь на отсутствие документов, Комиссия Синода своим решением от 20 марта 1802 г признала Андрея-старшего — единственным наследником Андрея Родионовича. К нему перешло все огромное состояние отца: семь железных заводов, дома, мельницы, многотысячные земельные угодья, десятки сел и деревень и более 10 тыс. крестьян и мастеров. Все имения располагались на территории пяти губерний: Рязанской, Владимирской, Нижегородской, Тамбовской и Тульской 14.

После того, как сгорел старый, деревянный храм, Андрей Черный, перебравшийся к этому времени уже в Петербург, немедленно отдал распоряжение о строительстве в отцовской вотчине нового, каменного храма, на который не пожалел средств. При устройстве церкви, в пользу притча, Баташовыми было «приложено пахотной земли по 15 четвертей в поле и сена 15 копен», но до 1871г. эта земля находилась во владении Баташова. В 1871г. опекунское управление над наследниками Баташова обменяла прежнюю церковную землю на новую в количестве 38 десятин - 1.092 саж.

Авторство проекта храма до сих пор точно не установлено. Упоминается и касимовский архитектор И.С. Гагин, и, разумеется, Василий Иванович Баженов, которому приписывают любые сооружения, которые носят черты "русской готики". К тому же и Андрей Баташов, и Василий Баженов, якобы, были масонами, и этим может объясняться использование готических мотивов. Возможно, архитектором является Д.А. Гущин или ученик Баженова Иван Таманский. Во Владимирском государственном архиве имеются сведения только о том, что храм строился «знаменитым архитектором», но имя его не названо. Известно также, что этому храму нет аналогии. Троицкий храм считался усадебным храмом Русской Православной Церкви.

Троицкая церковь сложена из красного кирпича, облицована белым известковым камнем и относится к типу двухэтажных трапезных церквей. Ее планировка уникальна (жаль, я нигде не нашла изображения планировки храма). Высота храма - 55 метров, колокольни - 70.

Троицкий храм весь устремлен вверх. Масштабу собора соответствует и огромная колокольня с часами.

Храм сочетает в себе черты барокко, классицизма и псевдоготики. Авторы «Достопамятностей» («Русские достопамятности» — печатный орган Московского общества истории и древностей российских. Издавались на русском языке) пишут, что «от барокко идет ее сложный облик с полукруглыми выступами, скошенными гранями, нишами». От классики - спокойное завершение, ясный по форме купол, от псевдоготики - стрельчатые проемы, фронтоны-закомары граней восьмерика, сдвоенные колонки, фиалы.

По основной части здания вполне можно составить представление о том, какими архитектурными идеалами вдохновлялись и заказчик и автор проекта. Они лежали в области средневековой замковой архитектуры. Троицкая церковь производит именно такое впечатление. Во второй половине XVIII века любили такие романтические образы. Но в Троицкой церкви все это носит характер некой модернизации. По-видимому, венчающие части постройки (шпиль колокольни, шпиль и фиалы восьмерика) пострадали и были заменены маловыразительными главками. Предлагаемая графическая реконструкция (С.В.Чугунов) сразу возвращает памятнику его истинный образ.

При Андрее Андреевиче Барашове храм был только заложен (1802 г), но по смерти заказчика (1825г.) был доведен только до купола. Трапезная и колокольня - до карниза. Хотя в храме уже совершались богослужения, однако окончательно достроен он был в 1847-1868 гг.

Несмотря на то, что в 1825 г. работы были приостановлены, все же в нижнем этаже почти все было завершено, были освящены три престола: во имя святителя и чудотворца Николая (освящен в 1816 г.), во имя первоапостолов Петра и Павла (освящён 1818 г) и во имя Рождества Христова (освящен в 1823 г)

Чугунная плита у входа в храм. Обратите внимание на изображения гусей.

В 1847 г на средства наследников Баташовых и рабочих завода работы были возобновлены, и главный Троицкий престол был освящен только в 1868 г.

Внутренний вид храма был богат. Об этом вспоминали все, кто хоть однажды был в храме.


Иконостас второго этажа Троицкого храма. Фото начала XX века


Вот так это место выглядит сейчас

Были и иконы, и другие святыни. Особенно почитаема была икона Божией Матери Боголюбской, которую пожертвовал Боголюбский монастырь в память того, что рабочие завода в 1865 г. горячо принимали у себя этот чудотворный образ по случаю свирепствовавшей в это время болезни. Риза на иконе была серебряновызолоченной, стоимостью 13000 р. Другая святыня - небольшой серебряный напрестольный крест, в который были вложены частицы мощей святого Иоанна Милостивого.
Фотографировать в храме мне не разрешили, поэтому фотографии взяты из интернета.

В 1921 году постановлением Совнаркома из храма было произведено изъятие ценностей, а в 1932 году он был закрыт. Только крест удалось прихожанам выкупить.

13 января 1935 г. Наркомфин сообщает Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК, что жалоба верующих с. Гусь-Железный Меленковского района (ныне Рязанская область) удовлетворена - райфинотделу предложено переисчислить местные налоги. Председатель церковного совета Устюжина съездила во ВЦИК, там ей разрешили служить «галасловно», после чего 28 октября местный священник провел службу при большом стечении народа. Во время службы 4 раза заходил председатель сельсовета с требованием прекратить службу. После службы священника и Устюжину в сельсовете уже ждали сотрудники ГПУ, допросили и оставили их там на ночь под арестом, 29-го же, получив отказ на предложение сдать ключи, забрали обоих в Меленки: Устюжину повезли на автомобиле, а священника погнали пешком, 50 верст!

При советской власти храм использовался для хозяйственных нужд, в нем были размещены склады, а под колокольней торговали керосином - для этого даже была устроена цистерна внутри основания колокольни.

На заседании Совета по делам Русской Православной Церкви при СМ СССР от 25 июня 1948 г. встал вопрос об открытии церкви в с. Гусь-Железный. В фондах ГАРО сохранился типовой договор, инвентарная опись и анкеты о передаче храма в пользование прихода Русской Православной Церкви.

Богослужения проходят в нижней церкви. Что же касается аварийного состояния, то в верхних строениях сгнили деревянные конструкции. Восстановление если идёт, но медленно. В 50-х годах церковь горела от удара молнией.