Хурул золотая обитель будды. Храм Будды в Элисте — крупнейший буддийский монастырь в Европе. Расписание работы Золотой обители

Калмыкия в наши дни привлекает внимание людей, практикующих и изучающих буддизм. Калмыки – народ, исконной религией которого является буддизм, насчитывающий 2550 лет своей истории. Основное население придерживается традиции Махаяны – Большой Колесницы. Кроме того, степная республика имеет богатую историю и культуру, самобытные ремесла, ярко выраженную восточную архитектуру, знаменита дружелюбием и гостеприимством, великолепной национальной кухней.

Крупнейший буддийский храм в России и Европе был торжественно открыт в столице Республики Калмыкия 27 декабря 2005 года после визита в Элисту духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы XIV, состоявшегося в конце ноября 2004 года. Ранним утром 1 декабря, перед отлетом в Индию, Его Святейшество Далай-лама провел краткую церемонию освящения места строительства будущего храма в самом центре Элисты.

С благословения Его Святейшества Далай-ламы XIV Центральный калмыцкий хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» становится одним из важнейших центров развития буддизма в мире. Свидетельством тому – огромное количество туристов различных вероисповедений и социального статуса, паломников и знаменитых на весь мир политиков, спортсменов, актеров, певцов. Элистинский хурул многие называют «жемчужиной среди степей», а саму Республику Калмыкию - «лотосовой страной».

Посещая хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни», обязательно совершить обхождение вокруг хурула один, три или более раз, вращая молитвенные барабаны и читая ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ или другую известную вам мантру. Ваши духовные заслуги возрастут многократно, ведь хурул - это святое место, подобное мандале, где есть большая статуя Будды Шакьямуни, собрано все учение Будды - «Ганджур», подаренное Его Святейшеством Далай-ламой XIV, хранятся его монашеские одежды, а также несметное множество статуй и изображений буддийских божеств и защитников Дхармы.

Золотая обитель Будды Шакьямуни (на калмыцком Бурхн Багшин алтн сум) — один из важнейших центров развития буддизма в мире , крупнейший буддийский храм в республике Калмыкия. Расположен в городе Элисте . Высота здания составляет 63 метра, внутри него находится самая большая в России и в Европе девятиметровая статуя Будды.

Открытие Хурула состоялось в конце декабря 2005 года в день национального праздника Зул. Этому событию предшествовал двухдневный визит в Элисту духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы XIV , который провёл церемонию освящения места будущего строительства. Через год Далай Лама дал имя новому хурульному комплексу.

Сегодня Хурул имеет не только религиозное содержание, он является символом национальной самобытности калмыков. По словам главы республики, буддийский храмовый комплекс посвящён калмыкам, погибшим в годы депортации в Сибирь . Благодаря всенародной поддержке хурул был построен всего за 9 месяцев .

Как и все буддийские храмы, архитектура хурула очень символична . Периметр здания обнесён оградой , состоящей из чередующихся 108 белоснежных ступ священное для буддистов число. Если посмотреть на комплекс сверху, то видно, что он имеет очертания, соответствующие форме мандалы. Храм ориентирован по сторонам света и имеет четыре входа: южный — главный, а также восточный, западный, северный. Окружено знание 17-тью пагодами со статуями великих буддийских учителей прославленного монастыря Наланда. По углам комплекса видны большие молитвенные барабаны , внутри которых находятся свитки со священными мантрами — вращение барабанов равносильно прочтению вслух помещённых в них миллионов мантр. Фасад храма украшен 8-ю символами буддизма:

  • Колесо учения;
  • Золотые рыбы — символизируют духовное освобождение;
  • Цветок лотоса — чистоту;
  • Сосуд — скрытые желания;
  • Зонт — защиту дхамы;
  • Знамя — победу над смертью;
  • Раковина — распространение учения во все стороны;
  • Бесконечный узел счастья — переменчивый характер бытия.

Для создания цельной эстетичной композиции внешней части комплекса использованы цветники, клумбы, сад для прогулок, ритуальные площадки для обрядов, а также этнографическая зона, рассказывающая о быте калмыцкого народа.

Согласно традиции, буддийский храм состоит из 7-ми уровней:

  • На первом уровне расположены библиотека, музей и конференц-зал . Здесь поводятся курсы тибетского языка, йоги , а также различные выставки и научны мероприятия , связанные с историей буддизма. В музее собрана коллекция старинных священных текстов, одежда гелюнгов, предметы искусства, архивные фотографии.
  • Второй уровень — это молельный зал (дуган) с 9-тиметровой статуей Будды Шакьямуни . Будда встречает посетителей в асане касания земли , когда он призвал Землю в свидетели своего просветления. Символом совершенства тела Будды является сусальное золото , покрывающее поверхность статуи. Кроме того, на этом уровне располагается стеклянная пагода с одеждой Далай-ламы — это одна из величайших святынь буддизма.
  • Третий уровень включает выставочный зал, комнаты монахов, администрации и кабинеты для индивидуального приёма . С расположенной здесь галереи можно наблюдать статую Будды. Всё тут настраивает на медитативный лад : колонны расписаны мантрами, звуки молитв наполняют пространство особой энергетикой. Здесь же в специальных комнатах можно побеседовать с монахами , которые отвечают на вопросы, составляют астрологические прогнозы, дают советы нуждающимся. Для физического оздоровления посетителей хурула функционирует кабинет тибетской медицины , где поводится диагностика по пульсу и назначение курсов лечения на основе медикаментов, изготовленных из трав, произрастающих в Индии, Непале, Тибете.
  • Четвёртый уровень резиденция главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и малый конференц-зал. Интересно устройство расположенной здесь открытой смотровой площадки, предназначенной для прогулок высоких учителей . По её углам находятся субурганы, в основании каждого их которых заложено оружие как символ подавления агрессии и ненависти , являющимися причинами войн. Считается, что созерцание субургана ведёт к накоплению благих заслуг и даже к просветлению .
  • Пятый уровень — резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо.
  • Шестой уровень — хозяйственные помещения.
  • Седьмой уровень — комната для медитации, которую могут посещать исключительно духовные лица. Это обитель просветлённых существ.

Хурул в Элисте имеет особое значение среди других буддийских монастырей, благодаря имеющимся здесь 17-ти статуям учителей Наланды , которые рекомендовал установить Далай-Лама. Это символизирует преемственность духовного наследия легендарного монастыря Наланды , который был разрушен в 9-м веке. В своё время он был крупнейшим монастырским университетом древней Индии. К счастью, накопленные знания не были утеряны — учителя успели передать их народу Тибета, откуда буддизм распространился по Монголии, Бурятии, Тыве, Калмыкии. Далай-Лама сказал про Золотую обитель Будды Шакьямуни: "Пожалуй, это первый храм, где собраны скульптурные изображения всех семнадцати учителей Наланды ". Сегодня хурул, в соответствии с заветами Далай-Ламы, не просто буддийский религиозный центр — место для церемоний и молитв, но образовательный и культурный центр, открытый для всех религий и школ философской мысли.

Виртуальный тур по крупнейшему буддийскому храму Европы — Золотая обитель Будды Шакьямуни в Элисте. Виртуальный тур из 14 сферических панорам. Запечатлен двор, молельный зал, молитвенные барабаны, музей и буддийская библиотека.

Побывал я в Элисте первого мая 2011 года вместе с турфирмой «Алые паруса». Знакомство с городом состояло из традиционных для экскурсионной программы объектов: церковь на въезде в город, Шахматный город, Хурул, Пагода семи дней, а на обратном пути остановка в степи и тюльпаны, тюльпаны, тюльпаны.

Шахматный городок довольно интересный, но я бы сказал что интереснее не сама архитектура или содержание, а факт наличия такого объекта, целиком и полностью посвященного одному виду деятельности человека. В современной России это большая редкость, но Элиста, как я убедился в тот день, — не Россия. Калмыкия в общем и Элиста в частности это отдельное государство внутри России, и живет оно как-то по-своему.

В чем это выражается — трудно сразу ответить. Просто приведу примеры вещей, которые бросились в глаза. Улицы Элисты чистые, действительно чистые! Всюду газоны с газонной травой, к тому же подстриженной и вычищенной от сорняков. Заросли чертополоха здесь найти довольно трудно: максимум одуванчики. Бордюры, как правило, ровные, и стоят как положено. Фонари тоже стоят ровно. Изгороди покрашены. Памятники и стены домов не изрисованы юными «художниками». Вообще в Элисте у меня не проходило ощущение, что жители о своем городе заботятся. Довершила впечатление тётушка в ларьке (у нее мы покупали калмыцкий чай и пирожки), приятная, улыбчивая, пожелавшая приятного аппетита и оставившая одной своей фразой ощущение какой-то совсем другой эпохи, другого мира. Я отношусь к тем людям, которые не станут ничего покупать у продавщицы, на лице которой написана неприязнь ко всему живому.


Но я пропущу подробности, не относящиеся к Золотой обители Будды, и приберегу их для других записей. Пока же вернемся к описанию храма.

Мне изначально не было интересно слушать экскурсоводов, не возникло желания ходить вместе со всеми и фотографировать то же, что фотографируют все. Войдя в ворота Хурула, я отделился от толпы и пошел фотографировать панорамы, предварительно договорившись что могу «пропасть» и условившись о встрече возле Пагоды семи дней через пару часов. И так, я отправился снимать и рассматривать то, что вижу.

Цитата с официального сайта храма:

Территория храма обнесена ажурной оградой с навершием из 108 субурганов – знаком 108 Будд. Ворота расположены по четырем сторонам света как символы четырех стихий: Земли, Огня, Воды и Ветра. По обеим сторонам ворот находится чудесный камень исполнения желаний, дарующий богатство – «чинтамани». Ворота исполнены в традиционном восточном стиле, отображают вступление на путь духовности и просветления. От ворот идет мощеная дорожка, по которой можно подняться к храму или обойти вокруг него.

Вокруг храма есть 4 пагоды с большими молитвенными барабанами («кюрде»), а вдоль его стен установлено еще 108 малых молитвенных барабанов. Внутри у них находятся свитки с мантрами, и говорят что одно вращение барабана с чистым сердцем и помыслами равносильно прочтению вслух всех помещенных в него мантр. Не будучи уверенным в чистоте своих помыслов, барабаны я не вращал, но очень внимательно разглядывал.

Обойдя вокруг храма, я вошел внутрь. Внутри Хурул устелен коврами, и на входе обязательно необходимо снять обувь, что я и сделал. Здесь настойчиво просили не фотографировать, и мои надежды на съемку виртуальных панорам начали стремительно таять. Но решив, что слишком много километров пути проделано, чтоб взять и отступить, я начал искать, у кого можно испросить разрешение на съемк у. И скоро мне удалось поговорить с настоятелем храма (с настоятелем ли? Здесь необходимо сделать небольшое отступление. Дело в том, что у меня плохая память на имена, которая еще более усугубляется если эти имена непривычны для русского (ладно, русско-кавказского) слуха, поэтому, простите меня, я не запомнил с кем разговаривал). Но человек был очень приветливый, открытый, и позволил мне провести съемку практически по всему храму, попросив одного из монахов сопровождать меня на случай, если у кого-то возникнут вопросы или если кто-то поблизости тоже захочет поснимать. Выяснилось, что в общем-то никто не против съемки, но главное фотографировать без вспышек, чего большинство посетителей делать не умеют, пользуясь фотоаппаратами в авторежиме. Мне же для виртуального тура вспышка не нужна, что я и объяснил.

Кстати , в храме я узнал, что разговаривать с сидящим человеком стоя — это не признак уважения, а напротив, признак непочтения, показывающий что вы ставите себя выше собеседника. Поэтому при разговоре со всеми сидящими людьми я тоже находил куда присесть, и садился.

И началась съемка.

Да, здесь нужно упомянуть еще один интересный факт: в обители нельзя стоять ! Мне это объяснили так: когда долго стоишь, через время начинаешь думать только о том, как и куда присесть или прилечь, и всё единение с божественным началом испаряется как дым, уступая место обычным материальным проблемам. Поэтому в храме все сидят — кто на лавках, кто на полу, порой даже прислонившись спиной к стенам. Такая форма посещения храма отчего-то пришлась мне по душе: она располагает к полному расслаблению, погружению внутрь своего сознания, создает чувство какой-то оторванности от всего мирского и способствует чуть ли не медитативному расслаблению. Это то состояние, в которое я обычно впадаю, лежа на траве под лучами весеннего Солнца. Да, сходство действительно есть, и для меня Природа — тот же храм.

Кстати, пообщался немного с монахами (послушниками? — не знаю, как правильно) — заметил, что они не страдают религиозным фанатизмом, широко мыслят, знают хорошо не только свою веру, но и в других ориентируются. Ничего никому не навязывают, не говорят об апокалипсисе, не пытаются вручить брошюру, не говорят о своей уникальности. А еще — они обычно не называют буддизм религией, предпочитая слово «учение» — мне это тоже нравится, ведь принять полезные зерна из учения может любой человек, независимо от вероисповедания. Учение учит, но не навязывает. Учение не отрицает что ученик может стать лучше учителя. Уж простите мне мою игру в слова.

С такими мыслями ходил я по молельному залу, а затем пришло время спуститься в музей и библиотеку. Вот тут я понял что одного дня пребывания в Элисте очень мало чтобы познакомиться со всей информацией, которую можно тут почерпнуть. И дело не в буддизме.

Тогда же появилось желание приехать сюда снова , но не с экскурсией, а рейсовым автобусом, и вдоволь нагуляться по улицам, насмотреться на людей, насидеться в Хуруле. Правда, прошло уже два года, а выбраться так и не довелось. Сейчас, когда идет сезон цветения тюльпанов в калмыцкой степи, я снова хочу рвануть в Калмыкию, и очень надеюсь что на этот раз всё получится.


Буддийский

Золотая Обитель Будды Шакьямуни
Бурхн Багшин Алтн Сүм

Страна Россия
Строительство - годы
Реликвии и святыни Волосы Ламы Цонкапы. Одежда 14-ого Далай-ламы.
Статус Центральный буддийский храм Калмыкии.
Сайт Официальный сайт

Золотая Обитель Будды Шакьямуни («Бурхн Багшин Алтн Сүме» ) - крупнейший буддистский храм республики Калмыкия и Европы. Освящён 27 декабря 2005 года . В храме расположена самая высокая в Европе статуя Будды .

Строительство/Открытие

Золотая Обитель Будды Шакьямуни является самым большим в Европе буддийским храмом. Здание хурула имеет 56 метров в высоту и вмещает в себе самую большую в России и Европе 12-ти метровую статую Будды. Храм был возведён на месте старого завода железобетонных изделий на улице Ленина по благословению духовного лидера всех буддистов Далай-ламы XIV , посетившего Элисту в 2004 году с пастырским визитом. Строительство первой очереди храма заняло менее года. Открытие хурула состоялось 27 декабря 2005 года и было приурочено к празднованию национального праздника Зул , а также к годовщине депортации калмыков в Сибирь и на Дальний Восток в 1943 году . Церемония открытия началась в шесть часов утра с ритуала освящения храма. Поскольку эта часть церемонии должна проводиться в присутствии только монахов, для мирян была организована прямая телевизионная трансляция. В официальной части приняли участие Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче , монахи центрального хурула, Хамбо-лама Монголии, представители Кымбы-ламы Республики Тыва, представитель Бурятии Еше Лодой Ринпоче, геше Чжампа Тинлей, возглавляющий Московский центр ламы Цзонкапы, а также владыка Калмыцкий и Элистинский Зосима, представитель Московского Патриархата Русской православной церкви отец Дудко. Помимо высоких духовных лиц в церемонии представители правительства Калмыкии, Тывы, Бурятии, посол Непала в России, гости из Японии, Индии, Америки и стран Европы. После официальных мероприятий Хурул открыл свои двери для всех желающих.

Внешний вид

Храм является одной из главных достопримечательностей Элисты. Он представляет собой величественное здание, где совершаются молебны, ритуалы и праздничные богослужения.

По периметру здание «Золотой обители Будды Шакьямуни» обнесено оградой с чередующимися через каждые пять метров белоснежными ступами. Всего вокруг хурула насчитывается 108 ступ. Южные ворота являются главными. Всего в ограде храма имеется четыре входа, расположенных по четырем сторонам света. Весь архетектурный план монастыря имеет форму мандалы. Здание хурула окружают 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда, которые не имеют аналогов.

Интерьер

Хурул состоит из 7 уровней. На первом расположены библиотека, музей и конференц-зал. Второй уровень – это молельный зал (дуган) с 12-ти метровой статуей Будды Шакьямуни. Внутрь статуи заложены священные предметы – мантры, благовония, драгоценности, пригоршни земли из всех районов республики, растущие на территории Калмыкии растения и злаки. Сама статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами. На третьем уровне находятся комнаты индивидуального приема, где монахи, врач тибетской медицины и астрологи ведут прием верующих. Также на этом уровне находится администрация. Четвертый уровень – резиденция главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и малый конференц-зал. На пятом уровне – резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо. На шестом уровне находятся хозяйственные помещения. На седьмом уровне расположена комната для медитации, которую могут посещать исключительно духовные лица.

Расписание работы хурула

  • Каждый день в 8.30 часов утра в хуруле проходит молебен для благополучия всего калмыцкого народа и каждого человека в частности.
  • Каждую пятницу в 14 часов проходит молебен (йорял) - поминальная служба.
  • Каждые 8, 15, 29 дни по лунному календарю проходят большие молебны:
    • 8-го числа - молебен-обращение к Драгоценной Ноган Дярк.
    • 15-го числа - молебен-обращение к Будде Медицины - Манла
    • 29-го числа - молебен-обращение к защитникам веры - сякусн ном.

Индивидуальный приём проводится ежедневно, кроме понедельника, с 11 часов.

В хуруле также проводятся уроки тибетского языка и йоги.

Службы

В Центральном хуруле ежедневно с 8.30 проводятся утренние ритуалы-молебны за благополучие калмыцкого народа, процветание республики, счастье и здоровье всех живых существ.

Монахи читают тексты Прибежища в Трёх Драгоценностях - в Будде, Дхарме (Учение), Сангхе (монашеской общине), тексты «100 богов рая Тушиты», высшей махаанутаройогитантры Ямантаки, защитницы Окон-Тенгр (по-тибетски Палден Лхамо), хозяина местности - Цаган Аавы, молитвы за долголетие Его Святейшества Далай-ламы XIV. Во время утренней службы также проводятся обряды продления жизни (насн уттулх), от черного языка (хар кел утлх), от плохих снов (зүднә хәрү), обряд для удаления препятствий - «Сержм». Во время молебна монахи хурула проводят визуализацию божеств, обряд призывания буддийских божеств, делают подношения, просят даровать благословение и очищение присутствующим на службе людям. Эти службы проводятся ежедневно. В пятницу проводится поминальная служба по умершим (буйн, йорәл) с 14 до 16 ч.

Дни мацк

В дни мацк - 8, 15, 30 лунные дни - монахи хурула совершают ритуалы Зеленой Тары (8 л.д.), Будды медицины Манла (15 л.д), Бурхн-Багш (30 л.д.), Окон-Тенгр (29 л.д.).

Великая Богиня Тара является воплощением активности всех будд и бодхисаттв , она быстро помогает удалить все препятствия на пути. Защитница Окон-Тенгр имеет тесную кармическую связь с Калмыкией, также помогает в решении всех проблем. Поклонение и подношение Будде медицине Манла способствует продлению жизни, улучшению здоровья. Все будды и бодхисаттвы являются воплощением ума Будды Шакьямуни (Бурхн-Багш), например, Авалокитешвара является воплощением аспекта сострадания Бурхн-Багш, Манджушри - воплощением аспекта мудрости, Ваджрапани - воплощением силы ума Будды.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Несмотря на относительную молодость (храм был окончен в 2005 году), «Золотая обитель Будды Шакьямуни» носит статус буддийской святыни по праву: Далай-лама лично контролировал все этапы, предшествовавшие строительству. Он не только освятил место, где воздвигли храм, но и утвердил его эскиз, и, главное, дал комплексу название. Причем для буддийской общины Калмыкии одобрение внешнего облика хурула Далай-ламой было настолько важным, что на встречу с духовным лидером буддистов отправились лично глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов и верховный лама Республики Тэло Тулку Ринпоче. Они привезли эскизные проекты храма в Дхарамсалу - небольшой город в Индии, где базируется так называемое «тибетское правительство в изгнании» (в 1959 году Далай-лама вместе со многими другими буддистами покинул Тибет в знак протеста против политики Китая).

Его Святейшество Далай-лама XIV посещал Калмыкию трижды: в 1991, 1992 и 2004 годах. Во время третьего визита духовный лидер тибетских, монгольских и российских буддистов освятил запланированное место возведения хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

Поэтичное название «Золотая обитель Будды Шакьямуни» основано на особенностях калмыцкого храма: в его оформлении преобладает золотой цвет, а на втором уровне хурула, в молитвенном зале, находится крупнейшая в Европе статуя основателя буддизма Будды Шакьямуни. Согласно легенде, им был индийский принц из богатого рода Шакьев, который посвятил свою жизнь поиску выхода из круговорота земных страданий, достиг просветления и указал этот путь другим. Статуя достигает 9 м в высоту. Сидящий в асане «поза касания земли» гигантский Будда в левой руке держит патру - чашу для сбора подаяний, символ отречения от мирской жизни. Статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами: их сияние - знак того, что тело Будды совершенно и излучает свет. А внутри монумента заложены священные предметы: мантры, благовония, драгоценности и пригоршни земли из каждого района республики. Они призваны наполнить статую благой энергией. Стены молитвенного зала расписаны сценами из жизни Будды и изображениями всех четырнадцати воплощений Далай-ламы. Помимо этого, убранство храма дополняют еще около сотни маленьких статуй, сложенных в красивые пирамиды.

Расписание работы хурула

9.00 - 10.30 - общий молебен о благополучии всех живых существ (ежедневно)
11.30 - 16.00 - индивидуальный прием (ежедневно, кроме понедельника)
14.00 - 16.00 - поминальный молебен (йорял) каждую пятницу

Храм как культурный центр

На верхнем уровне хурула, в соответствии с тибетской традицией, расположена резиденция Далай-ламы. Это не главная резиденция духовного лидера буддизма. Более того, Его Святейшество пока еще не посещал построенные для него в Элисте покои. Роскошная резиденция в хуруле размещена не для постоянного проживания Далай-ламы, а для того, чтобы он знал: его всегда ждут в Калмыкии.

Кроме того, по убеждению буддийской общины Калмыкии, хурул XXI века должен быть не просто храмом, но образовательным и культурным центром. Поэтому на первом уровне «Золотой обители Будды Шакьямуни» были открыты библиотека, музей и конференц-зал для проведения семинаров и лекций о буддизме, рассчитанный на 460 человек. Книги в фонд библиотеки преподносили также книжные издательства Элисты, Москвы и Санкт-Петербурга; в ней есть издания на калмыцком, монгольском, русском, английском и других языках.

Среди буддистов, посетивших храм, были голливудские знаменитости. В 2007 году посмотреть «Золотую обитель» приезжал Стивен Сигал. «Таких храмов, как этот, я не видел никогда в жизни. Вы - очень счастливые люди», - признался голливудский актер во время визита.

Всего в хуруле семь уровней; общая высота здания превышает 60 метров. Храм виден из любой точки города, и его золотая крыша сияет в любую погоду. Стены хурула белоснежны, ворота выкрашены красным, а крыши пагоды исполнены в золотом и зеленых цветах. Для росписи стен специально пригласили тибетских художников. Главными элементами на фасаде стали восемь символов буддийского учения - колесо, рыбы, лотос, сосуд, зонт, штандарт, раковина и геометрическая фигура «бесконечный узел счастья». Каждый этот символ имеет сакральный смысл.

Территория, прилегающая к хурулу, также оформлена в соответствии с традициями буддизма. По периметру комплекс обнесен невысокой оградой с расставленными через каждые пять метров белыми ступами - куполовидными сооружениями для хранения реликвий, не имеющих доступа внутрь. Название «ступа» более характерно для Индии, в Калмыкии их чаще называют субурганами. В ограде четыре пары ворот, их число соответствует числу стихий и сторон света. Они исполнены в восточном стиле и призваны напоминать, что входящий вступает на путь духовности и просветления. В храм посетитель может войти только через южные врата. Ступени, ведущие к ним, украшены каскадными фонтанами со скульптурой бога богатства на верхней панели, а у подножия лестницы гостя встречает калмыцкий языческий бог, покровитель местности Цаган Аав, выполненный в серебре и всегда украшенный яркими лентами.

Храм был возведен на месте старого завода железобетонных изделий на улице Ленина.

Еще одно сокровище главного калмыцкого хурула можно увидеть на идеально подстриженном зеленом газоне, между ведущими ко входу в храм дорожками: 17 пагод со статуями великих буддийских учителей Наланды. Установить эти скульптуры вокруг храма рекомендовал лично Его Святейшество Далай-лама: он считает последователей тибетского буддизма духовными наследниками Наланды, крупнейшего монастырского университета древней Индии, основанного во II веке до н. э. В IX веке он был разрушен мусульманами, но его учителя успели передать свои знания и опыт жителям Тибета, откуда буддизм распространился в Монголию, Калмыкию, Бурятию и Туву. Статуи учителей Наланды, сохранивших мудрость буддизма для мира, возводятся во многих хурулах. Однако «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в этом отношении уникальна. «Пожалуй, это первый храм, где собраны скульптурные изображения всех семнадцати учителей Наланды. Прежде мы уделяли внимание лишь восьми учителям, я добавил к ним еще девять. Так что этот храм - своего рода официальное подтверждение моей точки зрения», - пояснил особую ценность статуй Далай-лама.

Возможно, именно благодаря благословению Его Святейшества весь храмовый комплекс удалось построить в рекордные сроки - за девять месяцев. В работах участвовали 52 организации. Глава республики вложил в строительство личные средства, жители Калмыкии собирали добровольные пожертвования на возведение святыни, а музыканты давали благотворительные концерты. В строительных работах ежедневно были задействованы более тысячи человек, а за архитектурную часть отвечал целый коллектив - инженеры В.К. Сангаджиев и В.В. Васильев, архитекторы С.Е. Курнеев, Л.Д. Амнинов и В.Б. Гиляндиков. Труды всех этих людей не прошли даром: «Золотая обитель Будды Шакьямуни» считается одним из красивейших хурулов мира, и ежегодно в Элисту специально приезжают посмотреть на него тысячи туристов и паломников.

История появления буддизма в Калмыкии

В Калмыкию буддизм пришел из Тибета. Религия распространялась среди предков современных монголов и калмыков с XIII века, когда сформировалась Великая Монгольская империя. В значимом тибетском документе «Красная книга», составленном в середине XIV века, говорится, что Чингисхан лично встречался с проповедником буддизма. С учением тибетских монахов познакомились приближенные к хану представители ойратской -западномонгольской - элиты. Многие знатные ойраты приблизили буддийских монахов к своим дворам.

На территорию российского государства ойраты пришли в XVII веке, образовав в степях Северного Прикаспия Калмыцкое (Торгутское) ханство. В границах этого образования и складывалась народность калмыков. Причем образование будущей Калмыкии совпало по времени с популяризацией буддистских учений среди ойратов: в 1640 году на съезде по случаю принятия свода законов буддизм был объявлен государственной религией для всех монгольских народов.

В XVIII веке из Калмыкии в Тибет начали отправляться группы людей, желавших изучить буддизм. Согласно буддийским архивам, учеников-ойратов было так много, что они составили в монастырях два отдельных землячества. Некоторые из этих людей, пройдя обучение в хурулах Тибета, вернулись на родину, чтобы проповедовать буддизм.

В XIХ веке распространение этой религии шло не менее активно, однако после революции 1917 года и образования Советского Союза ее влияние заметно сократилось. С началом перестройки все вернулось на круги своя: в 1988-м в Элисте была впервые зарегистрирована буддийская община.

Вклад ойратов в развитие буддизма

Согласно сочинению «Правление обитателей дворца Гандэна над всем пространством Тибета в поздний период распространения учения», в XVII веке ойраты сыграли значительную роль в деле укрепления буддизма и оказали важную помощь Тибету. В документе утверждается, что в 1641 году «покровитель и ученик» Далай-ламы - хошеутский Гуши-хан - завоевал территорию Тибета и передал бразды правления Далай-ламе. За это Гуши-хану было даровано имя «Царя Тибета» и титул Номин-хана. Ойратские тайши на постоянной основе начали получать от Далай-ламы почетные титулы ханов: как, например, Галдан Бошигту-хан - ученик Далай-ламы, которого, как считают некоторые исследователи, готовили на роль нового религиозного лидера среди ойратов. В числе тайшей, которым предлагали ханский титул, были и приволжские калмыки: Дайчин и Аюка.