Метро в Стамбуле: полезные маршруты, схема, описание ↓. Стамбул из окна трамвая, или от кабаташа до зейтинбурну Канатная дорога TF1 и TF2

Общественный транспорт Стамбула развит очень хорошо и включает в себя автобусы, трамваи, маршрутки-долмуши, метро, паромы и фуникулеры. Ну и, конечно, такси. Для начала разберемся в видах транспорта, которые есть в Стамбуле, и как оплачивать проезд.

Большой минус в том, что эти маршруты не объединены в единую сеть: на станциях пересадки необходимо выйти через турникет и заново зайти на другую линию через ее турникеты. При первом знакомстве, схема общественного транспорта Стамбула кажется очень сложной. Но не пугайтесь. Сейчас разберемся.

Автобусы Стамбула

Номер и конечные остановки автобусов указываются над лобовым стеклом. Список основных остановок расположен на боковой стороне дверей. Часы работы с 06:30 до 23:30.

Посмотреть маршруты автобусов Стамбула можно Официальном сайте

Метробусы (скоростной автобус Стамбула)

Метробусы имеют собственную выделенную полосу, что очень помогает добраться до места в час пик. На метробусе можно доехать с европейской части Стамбула до азиатской по Босфорскому мосту. Ходят почти каждую минуту. Но нас они мало интересуют, так как они не проходят рядом с достопримечательностями и туристическими местами.

Долмуши

Долмуши, они же привычные нам маршрутки, стоят дороже автобусов, но передвигаются по городу быстрее. Бывают долмуши на 8 пассажиров или на 15.Обычно они желтого или бежевого. Маршрут прописан на лобовом стекле. Останавливаются по требованию в любом месте, как для высадки, так и для посадки пассажиров. Оплата только наличными.

Метро Стамбула

В Стамбуле на данный момент 7 веток метро (5 — в европейской части города, 2 — в азиатской). Строительство новых станций идет быстрыми темпами.

Часы работы стамбульского метро - с 6:00 до 0:00.

Ниже приведены маршруты каждой линии.

1. M1A : Еникапы — Ататюрк Хавалиманы (Аэропорт)и M1B : Еникапы- Киразлы(красный цвет).

Пересадка у этих линий производится на станции Отогар.

Самая важная линия метро. На ней можно добраться из аэропорта Ататюрка до автовокзала Байрампаша (станция Отогар) или исторического центра Стамбула — Султанахмет (на станции Зейтинбурну (Zeytinburnu) надо пересесть на скоростной трамвай линии T1).

2. M2 : Еникапы — Хаджиосман-Сейрантеп (зеленый цвет).

Соединена с линией М1. Связывает туристический центр (Таксим, Истикляль, Бейоглу) со спальными районами севера Стамбула, Аксараем, причалом Еникапы.

3. M3 : Киразлы — Олимпият- Башакшехир (голубой цвет).

Ветка ведет в спальные районы.

4. M4 : Кадыкёй- Картал(розовый цвет).

M4 — линия метро находится в азиатской части Стамбула и связывает спальные районы с пристанью Кадыкёй. Ветку метро хотят довести до аэропорта имени Сабихи Гёкчен.

5. M5 : Ускюдар — Чекмекёй-Санджактепе(фиолетовый цвет).

Линия метро находится в азиатской части Стамбула. Открыта в 2017 году.

6. M6 : Левент — Университет/Хисарюстю (коричневый цвет).

7. М7 . Меджидиекёй -Махмутбей

Городской трамвай (Modern Tram)

Современный городской трамвай имеет два маршрута.

Первый называется Т1 , идет по маршруту Кабаташ-Багджилар Меркезю. Протяженность 19,5 км, 32 остановки.

Второй -Т4 -Топкапы — Месджид-и Селам, вскоре будет продлен до Хабиблер. Иногда его называют легким метро.

Время работы линий с 6 утра до 12 ночи.

Исторический трамвай (Nostalgic Tram)

Аттракцион для туристов в Стамбуле: две линии трамваев со старинными вагонами.

Маршрут Т3 открылся в 1990 году в азиатской части города, связывает автовокзал Кадыкёй и район Мода. Это круговой маршрут. Протяженность 2,6 км, имеет 10 остановок, весь занимает 21 минуту.

Маршрут Т5 открылся 1 ноября 2003 года в европейской части города. Проходит вдоль бульвара Истикляль, между площадью Таксим и станцией подземного фуникулёра Тюнель. Протяженность 1,64 км, 5 остановок.

Фуникулеры

В Стамбуле есть две линии подземных фуникулеров. Одна соединяет Каракёй и Бейоглу, а вторая Кабаташ и Таксим.

Первую линию F2 еще называют Тюнель. Он открыт в 1895 году. Его протяженность 573 м, поездка занимает 1,5 минуты. Своего рода еще одна достопримечательность города.

Новая линия фуникулёра F1 , протяжённостью 594 метров, соединяет станцию трамвая Кабаташ с остановкой метро Таксим. Построена в 2006 году.

Мармарай

Новая линия проложена под Босфором и соединяет европейскую и азиатскую части города. Имеются три остановки в Еникапы, Сиркеджи и Ускюдар. Кроме того, станция Еникапы соединена с веткой легкого метро и линией обычного метрополитена.

Водный транспорт

Одним из наиболее удобных транспортных средств в Стамбуле являются паромы. Они помогают избежать пробок на дорогах, можно быстро перебраться из азиатской части в европейскую и наоборот. Главные пристани паромов на европейской стороне: Эминеню (у Галатского моста, со стороны Дворца Топкапы) и Каракёй (с другой стороны Галатского моста). На азиатской стороне: Ускюдар и Кадыкей.

Для любителей водного транспорта предлагается . Очень интересное приключение.

Канатная дорога

Есть в городе и две канатгые дороги.

Первая проходит над парком Democracy Park, между районами Мачка и Ташкышла. Открыта в 1993 году. Длина канатной дороги 333 м. Имеется две кабины, рассчитанные на 6 человек в каждой.

Вторая открыта в 2005 году и проходит между историческим районом Эйюп и кафе Пьера Лоти на холме.

Такси в Стамбуле

Такси в Стамбуле желтого цвета. Его можно ловить на улице, но лучше искать на специальных стоянках или заказывать по телефону. Убедитесь, что водитель включил счетчик. Заказывая такси, рассчитывайте время. Стамбул большой мегаполис и это не всегда самый быстрый способ добраться до нужного места из-за трафика на дорогах.

Не бойтесь общественного транспорта Стамбула — раз проедете и разберетесь. Схемы всех видов транспорта есть в туристических картах города, которые можно бесплатно взять в информационных центрах. Ну а если сомневаетесь, то спрашивайте местных жителей! Они очень понимающе относятся к туристам.

Как оплачивать проезд в общественном транспорте

  1. Наличные. Самый привычный способ оплаты проезда для большинства из нас;
  2. Жетоны (Jeton, Token). Жетоны используются для оплаты проезда в метро, пароме, трамвае и фуникулере. Покупать жетоны надо в автоматах по продаже жетонов (Jetonmatik). Стоимость 5 лир;
  3. Истамбул карт (İstanbulKart) — это единый электронный билет для оплаты проезда на метро, автобусе, метробусе, трамвае, пароме, фуникулере. Стоимость проезда по карте намного ниже, чем при использовании жетонов. Стоимость также зависит от вида транспорта и действует система скидок, если в течение 2-х часов вы делаете несколько пересадок. Для прохода надо приложить карту к считывающему устройству.

Истамбул карт (İstanbulKart): где купить и сколько стоит

Приобретая электронную карту впервые, помните, что вам придется также заплатить депозит за саму карту. Этот депозит вы можете вернуть, сдав карту после использования. Залог за карту -6 лир.

  1. В киосках с надписью «İstanbulKart». Их очень много по городу;
  2. В аэропорту Ататюрка. Спустившись к станции метро Havalimanı, вы увидите автоматы по продаже Истанбул карт и жетонов. Стоимость – 10 лир (6 – залог, 4 – на счету). Карта выдается готовая к использованию.Лучше иметь купюру в 10 лир.Рядом, в автомате, вы можете пополнить карту на нужную сумму.
  3. В аэропорту Сабиха Гёкчен. Около остановки автобуса Е10, что рядом с выходом из терминала, в киоске вы также можете купить Истанбулкарт.
  4. В специальных автоматах по продаже Истанбулкарт (İstanbulkart satiş noktasi). Их можно найти на станциях метро, остановках автобусов и трамваев.


Как пополнить карту Истанбулкарт

  • В киосках – точках продаж карт;
  • В киосках, где имеется вывеска «IstanbulKart Dolumu» (пополнение Истанбулкарт);
  • В автоматах. Автоматы сдачу не выдают

Как вернуть Истанбулкарт

Карту можно сдать только в государственных киосках по продаже İstanbulKart. Вам вернут депозит в 6 лир.

Внимание! Остаток денег на карте не возвращается.

Одну карту можно купить на несколько человек, но в этом случае система скидок будет действовать только для первого пассажира, для остальных тариф будет полный.

Если Вы планируете остаться в Стамбуле больше, чем на день-два, то Вам однозначно выгодно приобрести Истамбул карт. В противном случае, проще оплачивать проезд наличными деньгами. Дети до 6 лет включительно ездят бесплатно.

(Visited 1 406 times, 1 visits today)

Стамбул известен своими пробками, поэтому туристы посещающие его, в том числе и мы, отдают предпочтение общественному транспорту, о котором и пойдет речь в этой статье. Постараемся отразить все нюансы связанные с проездом в городском транспорте Стамбула, расскажем об оплате за проезд с помощью Istanbulkart, о стоимости билетов и жетонов, о всех плюсах и минусах, с которыми можно столкнуться в метро, трамвае, такси и другом общественном транспорте Стамбула.

Общественный транспорт в Стамбуле

В Стамбуле очень развитая сеть общественного транспорта, она включает в себя 4 ветки метро, более 5оо автобусных маршрутов, 2 ветки скоростных трамваев и 2 обычных, тоннель Мармарай под проливом Босфор, целую сеть водного транспорта, фуникулер и 2 канатные дороги.

Цены на аренду авто в Стамбуле

На фото ниже показана обновленная схема общественного транспорта Стамбула.

Способы оплаты проезда

В Стамбуле существует несколько вариантов оплаты общественного транспорта, остановимся на каждом подробно, сравним, который из них выгоднее и чем лучше пользоваться при оплате за проезд в метро, трамвае, на пароме, а также в такси.

Самый распространенный вид оплаты за проезд в общественном транспорте — это при помощи Istanbulkart, но также можно оплатить жетонами, электронными билетами, а иногда наличными деньгами.

Истанбулкарт (Istanbulkart)

Istanbulkart — карточка, по форме типа кредитной, которая используется только в городе Стамбуле для оплаты проезда в следующих видах общественного транспорта: метро, трамвай, автобусы, фуникулер, тоннель Мармарай, метробус, весь водный транспорт. Она может быть приобретена и использована любым человеком, без предъявления документа удостоверяющего личность. Например, мы, покупали одну на двоих и использовали ее по очереди, главное следить, чтобы на ней всегда был положительный баланс.

Основные вопросы, с которыми сталкиваются туристы посещающие Стамбул, связанные с Istanbulkart:

      • Где купить Istanbulkart?
      • Сколько стоит проезд по Istanbulkart?
      • Как и где пополнить Istanbulkart?
      • Как пользоваться Istanbulkart?
      • Выгодно ли использовать Istanbulkart?

Купить Istanbulkart можно в специальных автоматах, которые расположены по городу, а также на вокзалах и в аэропортах Стамбула. В аэропорту Ататюрка и в эти банкоматы находятся рядом с другими, на которые показывают указатели движения. Также эту карту можно приобрести в специальных киосках, на которых будет написано Istanbulkart, в основном, они располагаются в местах транспортного скопления. Мы покупали на пристани Кадыкей, так как из аэропорта Сабиха Гекчен добирались на маршрутке Havatas, а в ней оплата только наличными. Стоимость самой карточки 10 лир, но эта стоимость является залоговой и ее можно вернуть, в том же месте, где вы покупали Istanbulkart или в любом другом.

Проезд по Istanbulkart стоит 2,15 лир , но так как в Стамбуле за каждую пересадку необходимо снова платить, то делать это с помощью карты выгодно, так как каждая следующая поездка стоит не 2,15 лир, а меньше:

— 1 поездка — 2,15 лир
— 1 пересадка — 1,45 лир
— 2 пересадка — 1,15 лир
— 3 пересадка — 0,85 лир
— 4 пересадка — 0,85 лир и так далее.

Более детально ознакомиться с ценами (правда только на турецком) можно на официальном сайте Istanbulkart — http://www.iett.gov.tr

Пополнить Istanbulkart можно несколькими способами, с помощью специальных автоматов или в любом киоске, магазине, где есть вывеска или написано Istanbulkart. Мы пополняли разными способами и всегда успешно. Чтобы положить деньги на карточку, при помощи банкомата, необходимо приложить ее к устройству, вставить купюры (5 лир, 10 лир или 20 лир) в приемник и подождать, пока банкомат скажет вам, что процедура завершена и на экране будет видно баланс вашей карточки.

Пользоваться Istanbulkart очень просто, для этого всего лишь необходимо поднести к турникету в метро, трамвае, фуникулере, либо к специальному считывающему устройству в автобусах и после чего на экране появится сумма оплаты проезда и остаток средств на карточке и красный цвет на экране сменится на зеленый.

Выгода при использовании Istanbulkart для оплаты проезда в общественном транспорте Стамбула очевидна, но для большей наглядности сравним с оплатой жетонами. Например, при одной пересадке проезд в метро, при оплате жетонами обойдется 8 лир (4 лиры + 4 лиры), а при оплате Istanbulkart — 3,6 лиры (2,15 лира + 1,45 лиры).

Жетоны и др.

Еще для оплаты проезда в общественном транспорте Стамбула можно использовать жетоны, электронные билеты и наличные деньги. Жетоны продаются в специальных автоматах и стоимость одного жетона составляет 4 лиры. Жетонами можно оплатить проезд в любом рельсовом и водном транспорте Стамбула.

Также можно приобрести электронный билет , стоимость которого зависит от количества поездок. Например разовая поездка стоит стандартно — 4 лиры, за 2 поездки — 7 лир, 3 — 10 лир, 10 — 30 лир.

Наличными деньгами можно расплачиваться только в такси и маршрутках. Поэтому, если вы планируете добираться из аэропорта на такси или маршрутке Havatas, лучше уже иметь некоторую сумму наличных турецких лир, либо поменять деньги в аэропорту.

Еще совсем недавно метро в Стамбуле было не самым удобным общественным транспортом в городе, но после строительства тоннеля Мармарай и удлинения нескольких веток, метро в Стамбуле соединилось в единую систему скоростного железнодорожного транспорта.

На фото ниже показана обновленная схема метро Стамбула.

В Стамбуле 4 ветки метро, которые для удобства пассажиров имеют каждая свой определенный цвет и легко-запоминающееся название, в виде порядкового номера: красная ветка (М1), зеленая (М2), голубая (М3) и розовая (М4).

М1, М2 и М3, расположенные на европейской части Стамбула, связаны между собой, а с М4, которая расположена в азиатской части Стамбула, они соединены тоннелем Мармарай. Остановимся на каждой ветке метро подробнее.

Красная ветка метро (М1)

Это самая популярная ветка метро у туристов и посетителей Стамбула, так как по ней можно добраться из аэропорта Ататюрка, практически до любой точки города. А пересев на станции метро Zeytinburnu на скоростной трамвай Т1 (о котором далее), вы попадете в исторический центр Стамбула, район Султанахмет.

Зеленая (М2) и голубая (М3) ветки метро

Не туристические направления, метро М2 и М3, в основном используется местными жителями, чтобы добраться до центра из спальных районов Стамбула.

Розовая ветка метро (М4)

М4 находится на азиатском полуострове Стамбула и соединяет популярный район города — Кадыкей со спальными районами азиатской части.

Время работы метро в Стамбуле с 6:00 до 24:00.

В Стамбуле 4 трамвайные ветки. Все ветки отличаются по цвету на карте (синяя, оранжевая, салатовая и коричневая) и, как метро, имеют простую нумерацию Т1, Т3, Т4 и Т2 (исторический красный трамвайчик, который движется по улице Истикляль).

Все трамвайные остановки в Стамбуле на карте Google:

Одним из самых популярных видов перемещения по Стамбулу у туристов является скоростной трамвай маршрута Т1, который проходит через район Султанахмет, с главными достопримечательностями города . Протяженность трамвайной ветки Т1 — 19 км., чтобы проехать от начальной и до конечной остановки нужно затратить более часа.

С помощью этой ветки вы сможете добраться до аэропорта Ататюрка, сделав пересадку на метро (остановка Aksaray или Zeytinburnu). Также трамвай идет в популярный район в Стамбуле — .

Время движения Т1 с 6:00 до 24:00.

Знаменитый красный трамвай в Стамбуле (маршрут Т2)

Трамвайный маршрут Т2 проходит по главной улице Стамбула — . Красные трамвайчики, перемещающиеся от площади Таксим до остановки Тунель, уже давно стали символом города. Обязательно стоит проехаться на нем.

Исторический трамвайчик (Nostaljik Tramvay) это целое развлечение на улице Истикляль. Они останавливаются посреди улицы, чтобы водители пообщались между собой, дети цепляются снаружи, чтобы прокатиться.

Прокатиться на историческом трамвае можно с 7:00 до 21:00.

Трамвай в Кадыкее — маршрут Т3

Небольшая кольцевая трамвайная ветка маршрута Т3 расположена в . На этом трамвайчике можно замечательно ознакомиться с этим районом Стамбула. По-внешнему виду трамваи в Кадыкее чем-то напоминают, курсирующие по Истиклялю, только они желтого цвета.

Время работы трамваей в Кадыкее с 7:00 до 21:00.

Четвертая трамвайная ветка (Т4), не самая популярная у туристов, но она существенно помогает местным жителям спальных районов Стамбула добраться до центра и метро.

Время работы аналогично с маршрутом Т1: 7:00 — 24:00.

Мы считаем, что такси тоже является полноценным общественным транспортом и Стамбул не исключение. Однако, из-за огромных пробок, проезд в такси может обернуться длительным ожиданием. Но, если вы все-таки выбрали для передвижения по Стамбулу такси, нужно помнить следующее:

      • Официальные таксисты имеют желтый цвет машин (впрочем, как и в большинстве стран) и надпись на автомобиле — Taksi.
      • В Стамбуле допускается останавливать или ловить такси в любом необходимом для вас месте.
      • Оплата в такси производится строго по счетчику и только наличными деньгами.
      • В стамбульском такси отсутствуют ночные тарифы, тариф един в любое время суток.
      • В такси Стамбула, собственно как и в любом другом городе, присутствует человеческий фактор, поэтому будьте внимательны, старайтесь не попасться на удочку недобросовестных таксистов.

Стоимость такси в Стамбуле следующая: 3,25 лиры за посадку и 2 турецкие лиры, за каждый следующий километр.

Автобусы в Стамбуле

Автобусы в Стамбуле самый распространенный вид общественного транспорта в городе. Маршрутов, курсирующих по Стамбулу очень много. Смысла здесь перечислять все нет, но есть отличный турецкий интернет-ресурс harita.iett.gov.tr, где можно проложить онлайн маршрут автобусного движения по Стамбулу.

Но, выбирая проезд по Стамбулу на автобусе, имейте ввиду, что иногда он может затянуться надолго, так как пробки в городе очень частое явление и как раз автобусы стоят в них часами.

Метробус или скоростной автобус

Также в Стамбуле пользуется огромной популярностью скоростной автобус (метробус), все потому, что этому виду общественного транспорта не страшны пробки, так как для движения метробуса выделены специальные полосы движения. Для увеличения скорости передвижения по городу метробус вдобавок еще имеет преимущество при пересечении городских перекрестков. Так, что передвигаться этим видом транспорта быстро и очень удобно.

А еще по городу курсируют автобусы, которые проводят экскурсии по Стамбулу, на таком автобусе можно за несколько часов познакомиться с этим замечательным городом.

Водный транспорт Стамбула

Водный транспорт в Стамбуле — это не только увлекательная морская прогулка по Босфору, но и полноценный вид общественного транспорта в городе, который ежедневно провозит по воде тысячи людей.

На фото ниже можно увидеть водное транспортное сообщение Стамбула между пристанями.

Или паромное сообщение между азиатской и европейской частью Стамбула.

Также можно добраться в популярный туристический район азиатской части Стамбула — Кадыкей.

Или добраться до Принцевых островов, где можно отдохнуть на пляже и покупаться в море.

Все пристани с которых ходят паромы общественного пользования можно посмотреть на карте Google ниже:

Также расскажем немного о самом водном транспорте, который существует в Стамбуле.

Водный транспорт очень популярен в Стамбуле, поездка на пароме по Босфору для жителей города это не развлечение, а ежедневное действие, которое совершают горожане перемещаясь утром на работу и вечером домой. Еще одним огромным плюсом водного транспорта является отсутствие пробок.

В Стамбуле существует следующие виды водного транспорта: паромы, вапуры и морские автобусы.

Паромы

Чем интересен это вид транспорта, тем, что на нем могут перемещаться не только люди, но и автомобили, автобусы и др. Паромы курсируют, как между городскими пристанями, так и отправляются в соседние со Стамбулом города.

Вапуры

Вапуры — это городской водный транспорт, который перевозит исключительно людей, между городскими пристанями Стамбула.

Водный транспорт Стамбула — Вапур

Проезд в общественном транспорте — увлекательная прогулка по Босфору

Морской автобус

Третий вид водного транспорта в Стамбуле — это морской автобус, который в отличие от вапура, перевозит людей не только между городскими пристанями, но и в соседние города.

Фуникулер и канатная дорога в Стамбуле

Перемещаясь этими видами общественного транспорта в Стамбуле, можно не только добраться из пункта А в пункт Б, но и замечательно провести время рассматривая близлежащую природу и достопримечательности.

На карте ниже показаны остановки фуникулера и канатной дороги в Стамбуле.

Движется от остановки Taksim до остановки Kabatas, при этом очень удобно использовать этот вид городского общественного транспорта, если вам, например, необходимо пересесть с красной ветки метро (М1) на скоростной трамвай (Т1) и наоборот.

Канатных дороги в Стамбуле две. Одна из них наиболее популярна у туристов, так как при помощи нее можно добраться до исторического кафе «Пьер Лотти», с террасы которого открывается потрясающий вид на город. Остановка так и называется Pierre Loti, а другая остановка — пристань Eyup.

Еще одна ветка канатной дороги менее популярна, но также заслуживает внимания. Это Maska — Taskisla, которая распологается недалеко от района Бешикташ в Стамбуле и проходит над одноименным парком Maska.

Объемный получился пост, но мы хотели собрать и рассказать вам, в одной статье, всю подробнейшую информацию об общественном транспорте Стамбула. Ну и в завершение, помните, передвигаетесь вы на метро, трамвае, такси, автобусе, фуникулере, плывете на пароме или даже в небе по канатной дороге, главное чтобы ваше путешествие было с удовольствием.

«Трамвай построить … — это не ешака купить»

И.Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев»

Среди множества исторических мест, неординарных архитектурных сооружений и изумительных по красоте видов, открывающихся перед глазами человека, впервые попавшего в , как-то на задний план отходит такое вроде бы обыденное явление как трамвай . А, между прочим, для того чтобы наиболее быстро и к тому же дешево добраться от пункта «А» до пункта «Б» в лучше всего воспользоваться услугами метро, парома или трамвая . Эти средства удобны, комфортабельны, а самое главное ходят точно по расписанию, так как не зависят (трамвай практически тоже) от многочисленных автомобильных пробок, постоянно возникающих на улицах мегаполиса. Но если паром не причалит к приглянувшемуся вам участку берега, а из окон вагона метро ничего интересного кроме стен туннеля не разглядишь, то совсем другое дело трамвай . И видно все прекрасно, и при желании можно сойти на ближайшей к заинтересовавшему вас месту остановке, название которой не только громко объявляется, но и выводится на световое табло в салоне вагона. Просто идеальные условия для первого знакомства с городом. Конечно при этом, не надо забывать, что трамвай всё же не туристический автобус, в котором предусмотрен гид и индивидуальные места, а просто один из видов недорогого .

Стамбульский трамвай

Fındıklı (Фындыклы)

Остановка на улице Meclis-i Mebusan, идущей вдоль прибрежного парка Фындыклы . Южный конец парка, украшенный абстрактными скульптурами, замыкают корпуса , а в центре парка стоит произведение самого Синана — (Molla Çelebi Camii) часто называемая (Fındıklı Camii). С другой стороны улицы Meclis-i Mebusan напротив на склоне холма видна .

Tophane (Топхане)

Перед остановкой, слева по ходу движения, на улице Meclis-i Mebusan — , и , напротив которого на другой стороне улицы возвышаются здания бывшего (Tophane-i Amire). За на самом берегу , находится . Трамвай останавливается практически напротив построенной Синаном , мимо которой Tophane İskele Cad. ведет к пассажирскому терминалу для круизных теплоходов. Дальше трамвайная линия проходит по улице Kemeraltı.

Karaköy (Каракёй)

Эта последняя остановка трамвая в округе расположена прямо перед через залив . Слева от остановки, вдоль берега , улица Rıhtım с множеством рыбных ресторанов. Здесь же паромная пристань и уникальная подземная . С другой стороны улицы Kemeraltı находится вход в Тюнель (tünel – туннель) – первый подземный фуникулер в , в ретро-вагончике которого можно подняться до (Tünel Meydanı) в юго-западном конце ). С набережной улицы Rıhtım и с открываются прекрасные виды на устье и мыс Сарайбурну с .

Eminönü (Эминёню)

Gülhane (Гюльхане)

Взобравшись вверх по узеньким Muradiye Cad. и Hüdavendigar Cad. трамвай останавливается около крепостной стены Сур-ы Султани (Sur-ı Sultani – Стена Султана), протянувшейся от Мраморного моря на юге до залива на севере и ограждающей мыс Сарайбурну с от города. За высокой стеной – . Вход в него впереди по ходу трамвая за , от которого крепостная стена поворачивает на юго-восток. Напротив располагается так называемая . Из парка по Osman Hamdi Bey Yokuşu можно подняться к Стамбульскому и мимо зданий пройти в — первый двор (к кассам дворца и ).

Sultanahmet (Султанахмед)

Повернув на улицу Alemdar трамвайная линия проходит мимо и , а после пересечения с улицей Yerebatan около выходит на Divan Yolu Cad. к остановке Sultanahmet. Это центр туристического . , – только краткий перечень достопримечательностей находящихся в непосредственной близости. А прямо рядом с остановкой – .

Çemberlitaş (Чемберлиташ)

Перед остановкой, справа по ходу движения трамвая , стоит величественный , а рядом с ним трехэтажный особняк в котором открыт единственный в Турции . Сразу за зданием музея находятся популярные турецкие . Прямо рядом с остановкой трамвая возвышается , а чуть впереди старая . От остановки, мимо большой автостоянки, улица Vezirhan идет к и входу в через ворота Nur-u Osmaniye kapısı.

Beyazıt-Kapalıçarşı (Баязид-Капалычарши)

До остановки Beyazıt-Kapalıçarşı трамвайная линия проложена по улице Yeniçeriler, продолжающей Divan Yolu Cad. Справа по ходу трамвая прекрасный пример османской классической архитектуры — благотворительный с мавзолеем и элегантным фонтаном-себилем, построенный в конце XVI века по заказу великого везира Коджа Синан-паши. Далее находится , а почти напротив него, на другой стороне улицы Yeniçeriler, построенное в XVII веке по заказу еще одного великого везира Кара Мустафы-паши Мерзифонлу. Справа от остановки и вход в через ворота Beyazıt kapısı. К ведет улица Çadırcılar, переходящая потом в улицу Fuat Paşa.

Laleli-Üniversite (Лалели-Университет)

После остановки Beyazıt-Kapalıçarşı улица Yeniçeriler, проходящая по краю , меняет своё название на Ordu Cad. Другой конец площади украшают монументальные ворота, ведущие на территорию и здание медресе при , отданное сейчас под . На заднем плане высится . Слева, прямо вдоль пешеходного тротуара, лежат фрагменты, сохранившиеся от находившегося здесь в византийские времена Форума Феодосия . Трамвай останавливается напротив монументального здания, также принадлежащего (библиотека и факультет гуманитарных и естественных наук). К и дальше к на Şehzadebaşi Cad. ведёт улица Büyük Reşit Paşa, проходящая мимо него. С другой стороны Ordu Cad. лежит район узеньких, кривых улочек, спускающихся к побережью Мраморного моря, который называется Лалели (Laleli). Он очень популярен среди мелких торговцев, приезжающих сюда из различных стран СНГ (России, Украины, Белоруссии) и Восточной Европы для покупки оптовых партий недорогих товаров (текстиль, обувь, одежда, кожаные изделия), многие из которых производятся тут же.

Aksaray (Аксарай)

Улицу Ordu между остановками Laleli–Üniversite и Aksaray с правой стороны по ходу движения трамвая украшает . Aksaray — последняя остановка трамвая в историческом округе , находится перед большой трехуровневой транспортной развязкой между улицей Ordu и бульваром Atatürk, служившим раньше административной границей между округом и округом . На противоположной стороне перекрёстка стоит неоготическое здание . Под площадью Аксарай (Aksaray Meydanı) с 1973 года открыт большой подземный торговый центр Aksaray Yeraltı Çarşısı (ежедн. кроме вс. с 09.00 до 18.30, www.aksarayyeralticarsisi.com) с более сотней магазинов торгующих одеждой, обувью и кожаными изделиями. К парку Фатиха , (Акведуку Валента), и ведет бульвару Atatürk (вверх, на север) до его пересечения с улицей Şehzadebaşi. В другую сторону (на юг) бульвар Atatürk, переходящий в улицу Gazi Mustafa Kemal Paşa, ведет к платформе железной дороги Yenikapı , улице Kennedy, проложенной вдоль побережья Мраморного моря и пристани Йеникапы (Yenikapı Feribot Termminalı), обслуживающей морские автобусы и скоростные автомобильные паромы (Бандырма, Ялова, Бурса).

Yusufpaşa (Юсуфпаша)

После площади Аксарай трамвайная линия идет по улице Turgut Özal. На остановке Yusufpaşa можно сделать пересадку на поезда «легкого» метро (Hafif Metro) ходящие по маршруту из Аксарая в (M1). Другая возможность пересесть на поезда этой линии метро будет только на остановке Zeytinburnu. Станция метро Aksaray находится на Adnan Menderes Blv., с правой стороны по ходу трамвая , всего в 10-15 минутах ходьбы от остановки Yusufpaşa. На полпути между остановкой трамвая и станцией метро стоит старинная .

Haseki (Хасеки)

Напротив остановки, с левой стороны по ходу трамвая , на Turgut Özal Cad. находится Государственная больница и медицинский учебно-исследовательский центр Хасеки (Haseki Eğitim Araştirma Hastanesi, www.hasekihastanesi.gov.tr). К от остановки Haseki ведет улица Dr. Adnan Adıvar, начинающаяся сразу за больницей Хасеки (немного назад по ходу трамвая).

Fındıkzade (Фындыкзаде)

Остановка на улице Turgut Özal.

Çapa Şehremini (Чапа Шехримини)

С правой стороны от остановки городок медицинского факультета (İstanbul Üniversitesi Çapa Tıp Fakültesi).

Pazartekke (Пазартекке)

Это последняя остановка трамвая в округе , находится неподалеку от городских , многие века служивших надёжной защитой . К площади Топкапы (Topkapı Meydanı) и бывшим городским воротам Св. Романа (восстановлены в 1950 г.), получивших после завоевания название Топкапы (Topkapı – Пушечные ворота) ведет улица Topkapı, начинающаяся с правой стороны (по ходу трамвая ) от Turgut Özal Cad. В восточном конце площади Топкапы находится построенная по проекту Синана , а в западном, недалеко от городских стен, армянская апостольская (григорианская) церковь Св. Никогайоса (Surp Nigoğayos, Posta Yolu Cad., No:159) и греческая православная церковь Св. Николая (Aya Nikola Rum Ortodoks Kilisesi, Karatay Sok., No:1) с священным источником Св. Георгия. Сразу за воротами Топкапы — территория нового городского парка Топкапы (Topkapı Şehir Parkı) в западном конце которого, рядом с шоссе Е-5, .

А на Kürkçü Bostanı Sok. (в самом начале улицы Topkapı, сразу за старой мечетью Кюркчубаши Ахмед Шемседдин поворот направо) находится могила праведного мусульманина, умершего несколько столетий тому назад и известного под именем Оруч-баба (Oruç — пост во время месяца Рамадан; Baba – отец). Полностью преданный Аллаху он жил духовной жизнью, совсем не заботясь ни о чём мирском, а пищей ему служил только кусок хлеба, смоченный несколькими каплями уксуса. В наши дни сотни правоверных мусульман (особенно женщин) собираются в дни священного месяца около святой могилы (Oruç Baba Türbesi), а когда наступает время вечернего разговения – «ифтар», едят только хлеб с уксусом, надеясь в будущем на заступничество и покровительство праведного Оруч-баба

Topkapı (Топкапы)

Перед остановкой Topkapı трамвайная линия проходит сквозь широкий пролом в древних (результат дорожных работ в 1950-х годах) и по большой транспортной развязке и путепроводу Cevizlibağ köprüsü попадает в округ на юго-западный край нового городского парка Топкапы (Topkapı Şehir Parkı). Недалеко отсюда, в долине давно уже пересохшего ручья Ликос, ранним утром 29 мая 1453 года, разрушив, после 54-х дней осады, артиллерийским огнём участок городской стены, штурмовые отряды армии султана прорвали оборону защитников , возглавляемых самим императором Константином XI. Этому историческому событию посвящена экспозиция Исторического . Здание музея-панорамы находится рядом с остановкой Topkapı. расположено дальше к юго-востоку, на краю старого турецкого кладбища Топкапы (Topkapı Mezarlıĝı).

Cevizlibağ Atatürk Öğrenci Yurdu (Джевизлибаг Ататюрк Ойренджи Юрду)

Рядом с остановкой — большой студенческий городок Джевизлибаг, носящий имя (Cevizlibağ A.Ö.Yurdu). К мимо отеля Adile Mermerci Uygulama и профессионального текстильного лицея (Zeytinburnu Tekstil Meslek Lisesi) ведёт улица Mevlevihane.

Merkezefendi (Меркезэфенди)

Остановка на улице Gümüşsuyu Davutpaşa в квартале Меркез Эфенди (Merkez Efendi).

Seyitnizam (Сейитнизам)

Mithatpaşa (Митхатпаша)

Остановка на улице Seyyid Nizam, в унылом жилом квартале Чырпыджи (Çırpıcı).

Zeytinburnu (Зейтинбурну)

Крупный пересадочный узел на западной окраине округа . Рядом с остановкой трамвая маршрута Т1 расположена станция «легкого» метро (Hafif Metro) линии M1, соединяющей Аксарай и .

Карта достопримечательностей. Стамбул из окна трамвая

Просмотреть на карте большего размера

Стамбул — крупнейший турецкий город с развитой инфраструктурой. В городе много автобусов и трамваев, есть метро и такси — все для удобства передвижения жителей и гостей. Приезжие даже без знания английского или турецкого могут легко пользоваться транспортом, но на всякий случай изучите наш опыт.

В момент прилета в или Ататюрк туристические карты и книжные путеводители можно приобрести практически на месте. Также существуют бесплатные атласы, с подробной схемой городских дорог и маршрутов, например, популярный путеводитель Sokak Sokak Istambul .

Те, кому чуждо использоваться аналоговые носители информации, разумеется, загрузят в телефон всё необходимое. Рекомендуем приложения Google Trip и Maps.Me . Для тех, кто планирует пользоваться интернетом в Турции, идеально подойдет Google Maps . Подробнее о программах для туристов в .

Зачастую поиск определенного объекта заканчивается неудачно, и приходится обращаться к местным жителям за помощью. Не волнуйтесь — турки очень гостеприимны и всегда готовы помочь.

Istanbulkart (Истамбул карт)

В Турции стоимость поездки на общественном транспорте стоит дороже, чем по специальным смарт-картам. Как местные, так и приезжие пользуются пластиковой картой Istanbulkart .

Истамбул-карт выглядит как простая кредитка. Была введена в обращение в 2009 году, действует как проездной в автобусах, трамваях, на фуникулерах, в метро, ​​на пригородных поездах и паромных судах.

Кроме того, что оплачивать поездки с помощью Istanbulkart выгоднее, существуют и дополнительные скидки. При пяти и менее пересадках на другие транспортные средства в течение 2-х часов действует экстра-дисконт.

Смарт-карточку можно приобрести в офисах и билетных киосках на автовокзалах, аэропортах и других крупных транспортных развязках. Стоимость карты в офисах — 10 лир . Дешевле (6 лир ) Истамбул-карт можно купить в автоматах голубого цвета Automatic Vending Machine (OSM) у входов в метро.

Пополняются карты обычно в черно-желтых автоматах Biletmatik, расположенных практически на каждой остановке общественного транспорта. Пополнить можно до 300 лир (только бумажными купюрами), но сразу большую сумму класть не рекомендуем — всегда можно потом доложить.

Здесь можно пополнить Istambul-cart

Автобусы и долмуши

Автобусы в Стамбуле — один из самых распространенных видов транспорта. Сегодня в городе насчитывается более 4 тыс. кабин, которые перевозят 30% всего населения. Единственный — это невыносимые пробки на дорогах. В настоящее время в Стамбуле существует более 500 автобусных маршрутов.

Стоимость проезда без карты — 4 лиры, по смарт-карте — 1,95 лиры.

Долмуши (или привычные нам маршрутки) представляют собой альтернативу автобусам. Проезд на них стоит немного выше (5 лир), Истамбул-картой оплатить нельзя, но ходят они почаще и останавливаются по взмаху руки.

Сравнительно недавно в Стамбуле начали курсировать метробусы (Metrobus). Представляют собой скоростные современные микроавтобусы, со множеством маршрутов. Стоимость проезда — 2,4 лиры .

Карту автобусных маршрутов можно посмотреть здесь (кликабельно):

Такси несомненно отдано первое место по комфортабельности. В Стамбуле как минимум 20 тыс. желтых такси. Однако велика вероятность, что вас разведут на деньги. Наиболее вероятные сценарии:

  1. Таксист откажется вас везти, потому что пункт назначения слишком близко (якобы не выгодно ему).
  2. Таксист согласиться вас везти, но не включит счетчик, даже после вашего требования. И впоследствии попросит крупную сумму за проезд.
  3. Таксист будет вас возить по кругу, накручивая счетчик по-максимуму, тем самым зарабатывая больше.
  4. Вроде согласился, везёт не по кругу, счетчик включен, но будет вести машину лихо и ругаться по пути на своем языке.

Как только садитесь в такси, сразу стучите пальцем по счетчику и говорите «такси митер». И не вступайте в торговлю. Когда водитель запустит счетчик, на экране покажется 3,20 лир — это плата за посадку, и по 2 лиры за каждый километр .

Например, стоимость проезда на такси (15−25 минут езды) между Султанахметом и площадью Таксим составляет примерно 25−30 лир . Для 35−75-минутной поездки из аэропорта Ататюрк на площадь Султанахмет официальная плата за проезд составляет от 50−55 лир. От аэропорта Ататюрк до площади Таксим — 60−65 лир . (UPD от апреля 2019 года: аэропорт Ататюрк в Стамбуле закрыли, а вместо него , самый большой в мире аэропорт вдали от города).

Метро

Одним их самых удобных и быстрых видов транспорта в Стамбуле является метро. В городе всего 4 ветки . На карте они обозначаются разными цветами. М1, М2, М3 находятся в европейской части, а М4 занимает азиатскую часть.

  • М1 — красная ветка. Среди туристов самая востребованная. По приезду в аэропорт Ататюрк по данной линии можно добраться почти в любую городскую точку.
  • М2 и М3 — на карте обозначены зеленой и голубой ветками. Этими ветками в основном пользуются местные жители.
  • М4 — розовая линия метро. Ее расположение в азиатской части города, она проходит по маршруту между пристанью Кадыкей и спальными районами.

Карту стамбульского метрополитена можно посмотреть здесь (кликабельно):

Мармарай

Отдельная ветка метрополитена под названием Marmaray (Мармарай) — это проект подземки длиной 13,6 км, которая соединяет европейскую и азиатскую часть Стамбула через туннель под проливом Босфор. В европейской части находятся станции Kazlıçeşme, Yenikapı и Sirkeci. В азиатской — Üskudar и Ayrılık Çeşmesi.

Название Мармарай происходит от турецкого слова «Marmara» (Мраморное море) и «ray», что означает «рельс». Строительство тоннеля началось в 2004 году и обошлось в $ 3,5 млрд.

Стоимость поездки по жетону в Мармарае составляет 5 лир; по Истамбул-карт — 2,6 лиры. Цена при пересадке в течение 2-х часов -1,95 лиры.

Трамвай

Трамвайное сообщение внутри Стамбула функционирует еще с 19 века и эффективно разгружает городские пробки. Трамвайный транспорт в Стамбуле имеет 4 ветки: Т1, Т3, Т4 и Т2 (старинный трамвайчик).

На остановку можно попасть только через турникет

  • Т1 проходит через исторический район Султанахмет, связан с главными памятниками культуры, которые можно увидеть во время поездки.
  • Трамваи, движущиеся по маршруту Т3, расположены в азиатской части Стамбула. Прокатившись по этой ветке можно ознакомиться с архитектурой данной части города.
  • Самая непопулярная ветка среди туристов Т4 соединяет спальные районы с центром.

До сегодняшних дней номера трамваев дублируются и цветовым решением — сделано это для неграмотного населения. Для туристов тоже будет полезно:

  • Красный: Aksaray, Mecidiyeköy, Şişli, Topkapı, Tünel
  • Синий: Beyazıt, Maçka
  • Зеленый: Edirnekapı, Fatih, Harbiye
  • Желтый: Arnavutköy, Bebek, Beşiktaş, Kurtuluş, Ortaköy
  • Белый: Bahçekapı, Eminönü, Sirkeci, Taksim, Yedikule

Большой популярностью у туристов пользуется легендарный красный трамвайчик, идущий по пешеходной улице Истикляль. Исторический красный трамвай — один из символов Стамбула. И хотя путь трамвайчика совсем не велик — всего 1,6 км — каждый турист, приезжающий в Стамбул обязательно должен на нем прокатиться.

Во время нашего посещения Стамбула трамвайный путь на Истикляле реставрировали (а мы даже думали, что их навсегда демонтируют), и нам не удалось совершить такую поездку. Зато есть повод вернуться!

Реставрация рельсов на Истикляле


Автобусы Хаваташ (Havabus)

Это самый удобный, быстрый и недорогой трансфер, который доставит вас из любого аэропорта Стамбула на европейскую часть (пристань Kadıköy) или азиатскую часть города (площадь Taksim). Автобусы ходят, как правило, каждые полчаса:

Sabiha Gökçen Airport — Kadıköy Departure Times

04:00 — 04:30 — 05:00 — 05:30 — 06:00- 06:30 — 07:00 — 07:30 — 08:00 — 08:30 — 09:00 — 09:30 — 10:00 — 10:30 — 11:00 — 11:30 — 12:00 — 12:30 — 13:00 — 13:30 — 14:00 — 14:30 — 15:00 — 15:30 — 16:00 — 16:30 — 17:00 — 17:30 — 18:00 — 18:30 — 19:00 — 19:30 — 20:00 — 20:30 — 21:00 — 21:30 — 22:00 — 22:30 — 23:00 — 23:30 — 00:00 — 00:30 — 01:00

Автобусы Хаваташ трудно не заметить — они окрашены в белый цвет, и на них обозначен логотип крупными буквами «Havabus». Спереди всегда указана конечная станция прибытия. Проезд можно оплатить только наличными турецкими лирами. Удобно и то, что можно сдать свой багаж в специальный отсек, чего нельзя сделать в обычных рейсовых автобусах.

Фуникулеры и канатные дороги (cablecar)

В Стамбуле есть два подземных фуникулера разных времен. Старейший из них называется Tünel, построен в 1875 году. Его длина — 573 метра, разность высот — 60 метров. Курсирует между остановками Karaköy и Tünel Square в европейской части Стамбула. Первоначально он был оснащен паровым двигателем и двумя деревянными вагонами. В 1971 году фуникулер был модернизирован, и сегодня порядка 15 тыс. человек охотно пользуются им.

Второй стамбульский фуникулер был построен в 2006 году. Курсирует между трамвайной остановкой Kabataş и станцией метро на площади Taksim. Длина дороги — 600 метров, высота — 60 метров. Время в пути — 110 секунд.

В Стамбуле есть также две канатных дороги. Один из маршрутов особенно любим туристами, он ведет до остановки . А конечная станция — это пристань Eyup. Вторая ветка нечасто посещаема гостями города. Она находится в районе Бешикташ.

Паромы и речной транспорт

Хорошо развитая система речного транспорта дает массу возможностей туристам увидеть город, путешествуя на пароме, катере или морском автобусе. Всего в Стамбуле 15 морских маршрутов и 27 портов-остановок на берегах Босфора и Мраморного моря.

Различают три вида речного общественного транспорта — большие современные Sea Busses, традиционные Vapur’s и частные катера.

Еще немного о рельсовом Стамбуле в начале ноября — трамвай, немного метро и близкого к этому транспорта.
Трамвай (в виде конки) в Стамбуле появился в 1872 году, а с 1912 был запущен электрический трамвай. Пика он достиг в 1956 году, когда в городе существовало 56 трамвайных маршрутов. Но к 1966 году трамвайная сеть была закрыт — сказалось увеличение количества автомобилей и старый подвижный состав, маленькие и медленные вагоны. Была попытка заменить трамваи троллейбусами, правда успехом она не увенчалась и троллейбусы тоже вымерли.
Но в начале девяностых трамвай снова вернулся на улицы города. В 1990 запустили историческую линию по улице Истикляль, в 1992 — современную линию Т1 (европейская сторона), в 2003 была запущена историческая линия на азиатской стороне, а в 2007 — еще одна современная линия Т4 (опять европейская сторона).
На текущий момент имеется три линии (две современных, одна историческая) на европейской стороне и одна линия (историческая) на азиатской.
Для оплаты поездок используется карточка Istanbulkart, потому думать о жетонах или билетах не надо. Одна поездка стоит примерно две лиры, бесплатных пересадок нет, но в течение двух часов с первой поездки пересадки идут со скидками. Хотя ностальгирующий может и жетон прикупить за 3 лиры.

  1. Трамвайный маршрут Т1 (конец XX века) на фоне Феодосиевых стен (начало V века).

  2. У станции Zeytinburnu, пересадка с метро (пути справа) на трамвай (пути в центре).

  3. Трамвай в старом городе. Одна трамвайная полоса отделена физически, по другой можно ездить машинам. Но тут улица сужается и за остановку машинам уже нельзя.

  4. Трамвай в старом городе. Улица только для трамвая (ну и всяких там такси, полиции и т.п.)

  5. Остановка Eminonu трамвая Т1.

  6. Остановка Topkapi трамвайной линии Т1, подземная. Тут выход, с противоположной стороны вход.

  7. Трамвай линии Т4 на остановке Topkapi. Подвижный состав сильно отличается от Т1 и очень похож на тот, что используется на линии метро М1.

  8. Внутри трамвая линии Т4.

  9. На остановке Edirnekapi линии Т4.

  10. Вагоны высокопольные, потому все остановки оборудованы платформами.

  11. Остановка Edirnekapi с перехода между платфомами. Тут на меня накинулись с криками «ноуфото».

  12. Тюнель — подземный фуникулёр, построенный в 1875 году. Вход в Тюнель находится на первом этаже обычного дома.

  13. Касса и турникеты.

  14. Вагончик Тюнель. 139 лет, а в январе 2015 — и все 140.

  15. Посадка пассажиров. Нынешние вагоны работают на линии с 1971 года.

  16. Вагон поехал наверх. Длина пути — 573 метра. Строго говоря, Тюнель сейчас не является рельсовым транспортом, вагоны на обычных пневматических шинах. А рельсы оставлены по старой памяти.

  17. Портал туннеля нижней станции. На стендах — выставка исторических фотографий трамваев.

  18. Выход из вагона производится на противоположную платформу.

  19. Внутри вагона.

  20. На верхней станции. Она находится на 60 метров выше нижней. Тут плитка зелёная, а туристы фотографируются с вагоном.

  21. Оригинальный рельсовый вагон Тюнель, находится в экспозиции политехнического музея Rahmi M. Koc.

  22. Внутри вагона.
  23. Трамвай исторической линии Т5, Taksim-Tunel.

  24. Марщрут пролегает по пешеходной улице Истикляль. Сама линия запущена только в 1990 году, но трамваи ходят оригинальные, которые ходили до шестидесятых годов.

  25. Ближе к вечеру подсветка трамвая видна лучше. На маршруте обычно два трамвая, они были построены в десятые-двадцатые годы ХХ века, а в восьмидесятые восстановлены.

  26. Выход из Тюнеля находится около тупика линии исторического трамвая.

  27. Сама остановка чуть дальше.

  28. Трамвай слегка проезжает остановку.

  29. И разворачивается на месте, перекидывая пантограф.
  30. Внутри трамвая.
  31. Вторая конечная — у площади Таксим.

  32. Тут имеется кольцо для разворота.

  33. А недалеко от площади — депо на два стойла.

  34. Трамвай исторической линии Т3 (азиатская сторона). 20 — это номер старого маршрута, с которым частично совпадает нынешний. Ходит по кругу, длина маршрута — примерно три километра. В отличие от европейского собрата, ходит по дорогам общего пользования, потому стоит в пробках вместе со всеми. Подвижный состав — бэушные немецкие трамваи шестидесятых годов. На фото — Gotha T57 производства ГДР.

  35. Оригинальный трамвай, ходивший по линии Т3. Построен в 1934, находится в экспозиции политехнического музея Rahmi M. Koc.
  36. Верхняя станция второй линии подземного фуникулёра (Taksim-Kabatas).

  37. Линия открыта в 2006 году, так что подвижный состав тут современный.

  38. Внутри вагона.

  39. На нижней станции. Длина пути тут чуть длиннее, чем у Тюнеля — 593 метра, но разница высот примерно та же, порядка 60 метров.

  40. Метро в Стамбуле появилось в 1989, с запуском линии М1. Сейчас существует четыре линии метро, М1-М3 на европейской стороне и М4 на азиатской. Линия М1 — обслуживает аэропорт Ататюрк и западные районы, линия М2 уходит в северные районы европейской части, М3 — несколько станций на западе города (связана с одной из веток М1), М4 — азиатская, идёт на восток от паромной пристани в районе вокзала Хайдарпаша.
    До недавних пор связи между ними не было, только станции М1 и М2 были рядом. Но в начале ноября линию М1 продлили до станции Еникапи, где появилась возможность пересадки на линию М2 и городскую электричку Мармарай, с которой уже есть возможность пересесть на М4.

  41. Вывеска метро с названием станции (Taksim).

  42. В поезде метро линии М1 (легкое метро, ходит в аэропорт). Снаружи я этот поезд не фотографировал, но выглядит примерно так же, как и составы трамвайной линии Т4.

  43. Поезд метро линии М4 (азиатской) на станции Ayrilik Cesmesi. В посте про я писал, что там станции рассчитаны на 10 вагонов, но составы пятивагонные. В метро аналогично, только вагонов 8 и 4. И так же отмечено место остановки четырехвагонного состава.

  44. Табло прибытия в метро (линия М2), кроме времени показывает и сколько вагонов будет в поезде.

  45. Линия М4, станция Kadikoy. Используется только один путь, а на втором отстаиваются поезда. Сверху надо поездом отсвечивает «третий рельс».

  46. Панно на станции Kadikoy, описывает близлежащие точки интереса — вокзал Хайдарпаша, Девичья башня и паромная пристань.

  47. Метромост через бухту Золотой Рог и станция Haliç линии М2 на нем.

  48. Поезд метро на мосту.

  49. Станция метро Halic линии M2 на мосту.

  50. По бокам моста, ниже путей метро — пешеходные дорожки.

  51. Метромост ночью. Сзади синим светится автомобильный.

  52. Схема линий стамбульского транспорта (при нажатии откроется полная версия в новом окне, 3677×2035, 1,2mb)