Показать какие бывают узлы. Виды узлов и их вязание на верёвке. Узел «заячьи ушки»

УЗЛЫ, НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ

Техника вязки узлов берет свое начало с незапамятных времен. Самые древние узлы были найдены в Финляндии, они датируются неолитом (поздним каменным веком). Несомненно, узлы вились людьми и раньше, но, к сожалению, не сохранились.

Гибкие материалы были основным крепежным подспорьем, работая с которыми человек создавал изделия труда, оружие и различные приспособления. Умение вязать узлы одно из основных необходимых выживальщику после БП и в обычной жизни

Узлы рассортированы по алфавиту

1. Австрийский проводник (бергшафт, бабочка, альпийский мотыль, пчелка, ездовая петля) - узел, образующий фиксированную петлю на середине веревки. Применяется в качестве промежуточной точки опоры или навески, опоры для блоков. С помощью это узла легко можно перевязать поврежденный участок веревки. Весьма надежен и допускает приложение нагрузки под углом к основному направлению усилия. Имеет два способа вязки. Опасные ошибки: слабо затянут, затянут со слишком большим усилием, большая петля.

2. Академический - усложненная разновидность прямого узла. Применяется для связывания двух веревок разного диаметра. При большой нагрузке не так сильно затягивается, как прямой узел, и его легче развязать. Требует применения контрольных узлов.

3. Академический разнос - усложненная разновидность академического узла. Применим для крепления к веревке большего диаметра, двух веревок меньших диаметров.* 1994

4. Акулий - сложный узел, предназначенный исключительно для вязки на синтетических лесках. Отличается большой прочностью.

5. Амфорный - вяжется тонкой веревкой или шнуром на горловине сосуда с целью облегчения его переноски за образованные ручки. Для навязки на горловину хозяйственной стеклянной банки достаточно 1.3 м шнура. Применялся в античное время.

6. Английский (штык якорный, штык рыбацкий) - рыбацкий узел, усиленный полуштыком. Применяется для привязывания лодок и легких якорей, а также для подъема груза. Надежен при постоянном натяжении. При переменном характере нагрузки обязательны страховочные узлы или принайтовка. При завершении часто усиливается беседочным узлом.

7. Английская косичка (мартышкина цепочка) - вспомогательный узел (плетение). В туристской практике применяется для организации маятниковой переправы, подъема на небольшие отвесы в 2 - 4 м. Основное применение - временное укорачивание троса (из 4 м троса получается 1 м косички).

8. Апокрифический - декоративный узел. Рисунок этого узла использовался в качестве заставки в древнерусских рукописных текстах - апокрифах (тайных, сокровенных).

9. Аркан (лассо, хонда) - узел, образующий затягивающуюся петлю на конце веревки. Использовался с древних времен кочевыми народами. До сих пор этим видом петли пользуются ковбои Мексики и южных штатов США.

10. Армянский (полуштык) - узел служит для вспомогательной вязки на опорной нити. Выполнен на основе простого узла. Используется в технике плетения макроме.

11. Бабий (прямой ложный) - примитивный узел, твердо внедрившийся в наш быт как универсальный. Неправильная вязка прямого узла. За всю историю человечества его применение наделало много бед и даже унесло немало человеческих жизней. За рубежом его называют "бабушкиным", "дурацким", "телячьим", "ложным". Под нагрузкой саморазвязывается. В качестве рабочего узла к применению строжайше запрещен.

12. Бант (австрийская кокарда) - сбрасывающийся узел. Обычно завязывается на шнурках обуви, упаковках и декоративных лентах. Будучи не сильно затянутым самораспускается под нагрузкой.

13. Бахмана - узловое сочетание репшнура с карабином на основной веревке. Преимущество перед прусиком заключается в более простом способе перемещения по опоре. Для этого достаточно продеть в карабин большой палец руки. Одновременно возможно перемешать самохват по веревке или держаться за ступеньку тросовой лестницы. В случае срыва узел Бахмана предохраняет от падения. Вяжется на одинарной и на двойной веревке.

14. Батерфляй двойной - применим для вязки двойного проводника (двух фиксированных петель) на середине веревки.* 1993

15. Бегущий беседочный (бегущий булинь) - образует затяжную петлю. Редко используется вместо удавки. Хорошо держит при переменных нагрузках. В морском деле его применяют для вылавливания топляков, им ищут и поднимают оставленные на дне адмиралтейские якоря.

16. Бегущий простой - самый простой узел образующий затяжную петлю. При тяге за коренной конец петля затягивается, но ее можно увеличить в размере, потянув за ходовой конец в сторону от петли. Контрольный узел обязателен.

17. Беседочный - разновидность узла булинь, образующая фиксированную петлю. Из всех способов связывания тросов из различных материалов (пеньковый и стальной, дакроновый и манильский) соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надежным, Является основой грудной обвязки. Из нескольких способов вязки самый рациональный позволяет завязывать узел одной рукой, одним непрерывным движением кисти за 2–3 секунды. Снижает среднюю прочность нейлоновой веревки на 44%.

18. Беседочный двойной (боцманский, воинский, петлевой) - узел, образующий двойную петлю как в середине, так и на конце троса. Не позволяет регулировать размер петель после затяжки узла. Используется в качестве беседки, а также для накладки петель на уду.

19. Беседочный с постромкой (пальстек с постромкой) - узел применяемый для швартовки лодок к причальным кольцам.

20. Беседочный русский - вспомогательный узел, образующий две фиксированные петли. Применяется в качестве беседки. Подобен испанскому узлу. Требует гораздо больше веревки на его выполнение, хотя несколько проще испанского.

21. Битенговый - морской узел. Применяется для швартовки небольших судов.

22. Бочечный - узел применяется при погрузке тары, имеющей цилиндрическую форму. Им можно быстро обвязать бидон или бак без ручки.

23. Брам-шкотовый - морской узел. Наравне со шкотовым применяется для сращивания двух веревок разного диаметра. Главное достоинство - сравнительная простота завязывания и развязывания при высокой прочности соединения.

24. Буксирный - морской узел. Используется для крепления на буксирном гаке или битенге. Им задерживают или стравливают буксирный конец.

25. Булинь - называют "королем узлов". Название произошло от английского термина (The Bowline), обозначающего снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. Несмотря на изумительную компактность, содержит элементы простого, полуштыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают булиню право называться универсальным. Главное преимущество - простота завязывания и развязывания после снятия нагрузки. Завязанный булинь имеет два свободных конца. Нагружать следует только тот, который образует в узле перехлестнутую, а не простую петлю. Этот узел применяется для обвязок и беседок (смотри беседочный узел) в том случае, если они завязываются из репшнура или двойной стропы грузового парашюта. Простой булинь требует фиксации контрольным узлом, так как он имеет тенденцию к распусканию. Во всех случаях булинь нужно затянуть. Узел снижает среднюю прочность веревки в пределах 45,9–49,0% (при сухой веревке - 79,1 - 81,0%, мокрой - 76,9 - 78.1%; мерзлой - 54,1 −58.6% от прочности веревки без узла). Опасные ошибки: очень слабо затянут; очень сильно затянут; длинный свободный конец веревки - опасные переплетения петель; неправильно заложена петля узла - слишком короткие или длинные петли.

26. Булинь двойной - используется для соединения частей страховочной системы. Этот узел возможно завязать на середине веревки, например, при перестраховке основной линейной опоры (веревки) с помощью дополнительной опоры. Узел снижает среднюю прочность веревки в пределах 45, 3 - 17,2% (на сухой веревке - 80.0 - 82.8%, мокрой - 78,7 - 80,6%, мерзлой - 54,7 - 60,5%). Опасные ошибки: те же, что и для узла булинь.

27. Бурлацкая петля (упряжковая петля, пушкарский узел) - узел, образующий незатягивающуюся петлю. Рассчитан на применение усилий в любую сторону. Он легко завязывается как на конце троса, так и на его средине. Несколько завязанных узлов образуют лестницу для подъема по свободно висящей опоре. Опасные ошибки: некрепко затянутые узлы. При резко приложенной нагрузке незатянутый узел имеет тенденцию переворачиваться и некоторое время скользить вдоль троса.

28. Вебеляйтен - сбрасывающийся выбленочный узел. Изображение узла Вебеляйтена встречается в морском справочнике Фальконье (XVIII век).

29. Ведерный - самосбрасывающийся узел. Под нагрузкой держит, после временного снятия нагрузки распадается. С его помощью можно спускать с высоты предметы, имеющие ручку.

30. Верблюжий - узел применяется для крепления тонкой веревки к другой, более толстой. Хорошо служит для тяги под любым углом.

31. Водяной - узел для прочного соединения двух тросов одинакового диаметра. При большой нагрузке затягивается. Развязать его очень трудно. Первое изображение этого узла относится к 1496 году.

32. Воинский (португальский) - разновидность беседочного узла. Позволяет подгонять размеры петель при посадке человека.

33. Воровской узел (злодейский) - похож на прямой, но ходовые концы выходят из него по диагонали. Пользоваться этим узлом не рекомендуется, так как он ненадежен. В английском флоте его завязывали на вещевом мешке, чтобы доказать факт хищения. Воры, в основном из числа новобранцев, завязывали ограбленный мешок прямым узлом или злодейским с нарушением верхнего и нижнего положения ходовых концов.

34. Восьмерка (савойский) - стопорный узел. Используется для закрепления в узких отверстиях (например, при безкарабинной навеске за шлямбурные крючья). При вертикальных спусках - в качестве страховочного на конце веревки. Равноценные узлы получают при вязке как с левого, так и с правого направления. Достаточно надежен и легко развязывается. Издавна считается символом меланхолии или печальной любви. Получил известность в качестве девиза Савойского Дома. Используется в плетении макроме. Узел снижает среднюю прочность веревки примерно на 20%.

35. Восьмерка односторонняя - узел образующий фиксированную петлю. Может быть нагружен только в одном направлении и применяется в основном как вспомогательный. В спелеотуризме используется для крепления на веревке транспортных мешков.

36. Восьмерка подвижная - вспомогательный узел для связывания веревок одинакового диаметра.

37. Восьмерка римская - идеальный узел для организации навески за дополнительную опору. Узел известен с античного времени.

38. Восьмерка скользящая - узел для связывания двух одинаковых по диаметру веревок. Развязывается легче плоского узла. Этот узел обязательно обтягивают и дополняют контрольными узлами.

39. Встречный - применяется для сращивания веревок, в том числе разного диаметра. Рационален для связывания лент и ленты с веревкой. Хорошо держит и легко развязывается после снятия нагрузки. Применение контрольных узлов с обеих сторон обязательно.

40. Выбленочный (рапсовый) - вспомогательный узел. Используется для крепления веревки за круглую опору. Применяется в макроме. Снижает среднюю прочность нейлоновой веревки до 45%, полипропиленовой - на 49%.

41. Выбленочный со шлагом - аналогичен выбленочному узлу, но у него ходовой конец дополнительно зажимается шлагом. Для легкого развязывания заканчивают узел "шлагом с петлей".

42. Галстучный - наиболее популярный узел с затягивающейся петлей для завязывания галстука. Им пользуются миллионы мужчин каждый день.

43. Галстучный большой - крупный узел с затягивающейся петлей для завязывания галстука.

44. Гафельный - узел применяется для крепления веревки к предмету цилиндрической формы.

45. Гачный со шлагом - морской узел. Служит для поднятия грузов краном или на гаке.

46. Гачный - морской узел. Применяется для накладки троса на гак.

47. Голдобин - узел, применимый для соединения двух тросов одинаковой толщины.

48. Грейпвайн (двойной ткацкий) - наиболее надежный узел для связывания веревок одного диаметра, лент, вязки петель оттяжек, петель для закладок. Особенно удобен этот узел при связывании петли для самостраховки. Этим же узлом можно регулировать длину петли.

49. Гарда (петля Гарда) - вспомогательный, опорный узел. Выполняется с использованием двух альпинистских карабинов. Прекрасное средство для страховки. Практически не заменим при транспортировке пострадавшего. Легко вяжется. Надежен на мокрой и оглиняной веревке.

50. Двойной простой - стопорный узел.

51. Двуглавый мотыль - узел, образующий фиксированную петлю на середине веревки. Разновидность альпийского проводника. Очень надежен. Применяется в качестве промежуточной точки опоры на траверсах, перильной навеске, обносе препятствий (водопады) на отвесах. Опасные ошибки: слабо затянут, затянут со слишком большим усилием, большая петля.

52. Двойной проводник (заячьи уши) - узел, образующий двойную фиксированную петлю. Используется для навески одновременно за две независимые опоры (шлямбурные крючья). Узел допускает подгонку и регулирование размеров петель до достижения равномерной нагрузки на обе опоры.

53. Двойной петлевой - рыбацкий узел. Применяется для сращивания двух шнуров петлями. Последние образованы хирургическими узлами по принципу дубовой петли.

54. Двойной стивидорный (стивидорная связка) - узел используется для сращивания рыболовных снастей. Вяжется из двух стивидорных узлов по принципу грейпвайна.

55. Девятка - узел, образующий фиксированную петлю на конце веревки. Используется для крепления с помощью карабина. *1968

56. Диаметральный проводник - служит для образования двух фиксированных петель в диаметрально противоположные стороны от направления коренного конца веревки.* 1997

57. Докерский - вспомогательный узел. Служит для связывания тросов разного диаметра.

58. Дубовый - узел, применимый лишь в исключительных случаях для связывания двух тросов. Единственное положительное качество - скорость завязывания и относительная надежность. Сильно ослабляет прочность веревки. Непригоден для связывания синтетических тросов и лесок.

59. Дубовая лестница - простая вязка серии дубовых узлов. Применяется в исключительных случаях для спуска или подъема на небольших отвесах. Обязательное условие - надежное закрепление ходового конца в нижней позиции после последовательного пропускания через дубовые петли. Единственное положительное свойство - скорость завязывания и относительная надежность. После применения развязать крайне проблематично. Дальнейшее применение использованной веревки в качестве рабочей запрещено по причине ее ослабления.

60. Жилковый - вспомогательный узел, служащий для надежной вязки на нейлоновых и др. лесках. Известен с XIX века.

61. Жилковая петля - узел, образующий фиксированную петлю на конце нити. Применяется для тонких рыболовных лесок.

62. Западная марка - один из надежных способов скрепления конца троса синтетической нитью.

63. Захватный - половинная разновидность змеиного узла. Применяется для связывания двух синтетических тросов. Он годится для любой лески и является надежным узлом.

64. Зигзаговый - вспомогательный узел. В основном применяется для закрепления и утягивания высокого штабеля груза в открытом кузове грузового автомобиля, оборудованного высокими стойками.

65. Злодейский - узел, известный давно, в разных краях и под разными названиями. Может быть завязан вдвое сложенным тросом. Лучший среди схожих с ним разбойничьим и пиратским узлами.

66. Змеиный - служит для связывания двух тросов, изготовленных из любых материалов.

67. Испанский (боцманский) - вспомогательный узел, образующий две петли. Применяется в качестве беседки. Следует учитывать, что малые петли при обтягивании коренных концов могут протаскиваться через узел и нарушать его симметрию. Поэтому к испанскому-беседочному узлу всегда следует относиться с осторожностью.

68. Кабестововая петля - узел, имеющий два качества. При основной вязке образует затягивающуюся петлю. Но при дальнейшем формировании, сильном рывке за ходовой конец и противоположную от последнего сторону петли меняет свою характеристику и превращается в фиксированную петлю.

69. Казачий - разновидность калмыцкого узла. Надежный самозатягивающийся узел.

70. Калифорнийский - узел придумали в начале семидесятых годов XX столетия рыболовы-любители в Калифорнии для привязывания крючков, вертлюгов и грузил к нейлоновой леске.

71. Калмыцкий - практичный и надежный самозатягивающийся, сбрасывающийся узел. Он не фигурирует ни в одном из многочисленных пособий по вязке узлов, изданных за рубежом. Им пользуются для прикрепления вожжей к уздечке, а также для привязывания лошадей в конюшне. Применяется в практике российского флота. Калмыцкий узел быстро и легко вяжется, мгновенно развязывается.

72. Кандальный (двойной топовый) - узел, образующий две петли. Его название на английском языке обозначает "наручники". Узел может служить для тех же целей.

73. Капуцин ("кровавый узел", косичка стопорная) - стопорный узел. Используется для закрепления в узких отверстиях при безкарабинной навеске за шлямбурные крючья). Применяется при аварийных ситуациях. Узел достаточно надежен, легко развязывается. Число шлагов узла может быть увеличено до девяти, такие узлы применялись инками в качестве узелкового письма (кипу). В средние века их завязывали монахи капуцины на концах шнуров, которыми подпоясывали рясы. Во времена парусного флота и вплоть до 1944 г. в британской армии завязывались на концах косичек веревочных плеток (кошек), предназначенных для наказания. Часто используется как декоративный узел. Применяется в технике плетения макроме.

74. Карабинный узел - сочетание схватывающего узла с карабином. При снятии нагрузки легче перемещается по веревке, нежели узел бахмана. Хорошо работает на мокрой и обледенелой веревках. В случае срыва, карабинный узел задерживает движение карабина и предохраняет от падения. Вяжется на двойной и на одинарной веревках.

75. Качельный - самозатягивающийся надежный узел. Не распускается при многочисленных рывках. Прочность веревки снижает незначительно.

76. Кинжальный - один из лучших узлов для связывания двух растительных тросов большого диаметра. Его нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.

77. Кнехтовый - морской узел. Применяется для закладки троса на кнехт.

78. Кнехтовый с петелькой - быстро сбрасываемый морской узел. Применяется для закладки троса на кнехт.

79. Кобра - незатягивающийся узел. Служит для сращивания двух тросов одинакового диаметра. Легко развязывается при снятии нагрузки. Пружинит при переменных нагрузках.* 1997

80. Коечный штык - незатягивающийся узел. Надежно держит, легко развязывается. Применялся во флоте для крепления подвесных коек.

81. Колышка (баранья нога) - вспомогательный узел. Применяется для укорачивания троса. Прочен и надежен только под нагрузкой.

82. Колышка со сваечными узлами - вспомогательный узел. Применяется для укорачивания троса. Более надежный, чем баранья нога.

83. Колышка Томаса (скрот) - вспомогательный узел. Применяется для укорачивания троса на время, а также для исключения отрезка троса с сомнительной прочностью.

84. Комар - соединительный узел. Образует на месте соединения одинаковых в диаметре веревок две незатягивающихся петли. Вяжется сложенными вдвое ходовыми концами, уложенными навстречу друг другу.* 1993

85. Компромисс - узел, применяемый для связывания концов тросов разного диаметра.

86. Констриктор (удав) - служит для соединения веревки с предметом в две обхватывающие петли. Сильно затягивается. Плохо развязывается.

87. Констриктор двойной - служит для надежного соединения веревки с предметом в три обхватывающие петли. Сильно затягивается, очень трудно развязывается.

88. Констриктор супер - служит для надежного соединения веревки с предметом в четыре обхватывающие петли. Сильно затягивается. Развязать узел крайне проблематично.

89. Кордовый - вспомогательный и декоративный узел. Вяжется на одной веревке.

90. Коровий (перевернутый штык) - удачный узел для натягивания ограждений. Применяется в морском деле для крепления тросов под нагрузкой. 91. Королевский - стопорный узел.

92. Коронный (венок) - старинный декоративный узел. Последовательное наложение ряда коронных узлов образует круглую оплетку; поочередная смена направлений нитей дает граненую оплетку.

93. Короткий сплесень - наиболее прочное соединение двух концов тросов.

94. Коушный - морской узел, состоящий из двух частей. Применяется для крепления троса к кольцу.

95. Кошачья лапка - опорный узел. Применяется для закладки троса в гак. Не соскакивает после применения и снятия нагрузки. Крепко держит, если усилие ложится равномерно на обе его части. Известен с XVIII века.

96. Крабья петля (затяжной огон) - узел, имеющий два качества, как и кабестоновая петля. При основной вязке образует затягивающуюся петлю. При дальнейшем формировании сильным рывком за ходовой конец и диагональную от него сторону петли превращается в незатягивающуюся петлю.

97. Кунгурский - предназначен для простого сращивания концов веревок одного диаметра в сложных условиях (плохая видимость). Прост в исполнении, легко развязывается, не имеет крутых перегибов. Требует контрольных (страховочных) узлов.

98. Курьерский - узел рассчитан для сильной тяги и быстрой отдачи. Не рекомендуется использовать как самосбрасываемый. Этот узел сбрасывается трудней, чем другие.

99. Кучерский - узел хорошо известный транспортникам, возчикам и шкиперам мелких барок. Не заменим, когда возникает потребность крепления высоких штабелей на платформах, лодках и т. п. Просто отпускается и снимается.

100. Лепесток - образует петлю на середине веревки. Простота вязки и надежность сравнимы с ездовой петлей.

101. Лавковый - морской быстросбрасываемый узел. Применяется для крепления троса к доске.

102. Лиановый - надежный узел для связывания тросов. Крепко держит при очень большой нагрузке. Очень легко развязывается после снятия нагрузки, если сдвинул любую из петель вдоль соответствующего коренного конца. Держит на синтетической леске. Если при формировании узла попеременно рывком нагрузить коренные и ходовые концы, превращается в трудноразвязываемый узел, ослабляющий веревку, который называют "квадратным". Второй способ вязки лианового узла, предложенный в начале девяностых годов В. Голдобиным (Пермь), сначала формирует так называемый "трансформатор", а после затяжки за ходовые концы - классический лиановый.

103. Линьковая намотка - разновидность узла Прусика. Лучший узел для вязки растяжек, позволяет регулировать натяжку крепления. Применяется для обвязки упаковок.

104. Лисельный - применяется для крепления троса к круглому рангоутному дереву. Свое название получил от дополнительных парусов, которые ставились с каждой стороны прямых парусов.

105. Лососевый - узел для привязывания рыболовных крючков. Надежно держит на любых лесках.

106. Лотос (китайский, четырехсторонний японский) - декоративный узел. Применяется в технике плетения макроме. В отличие от кордового вяжется на двух веревках.

107. Лучниковый (турецкая петля) - узел для регулирования натяжения тетивы лука. Один из древнейших и удивительных узлов, придуманных человеком. Вяжется на петле тетивы особой дополнительной жилой за один из концов лука.

108. Маринера - специфичный сбрасываемый альпинистский узел. Применяется в сложных ситуациях для создания временной опоры для навески. Позволяет нарастить трос, находящийся под нагрузкой, закрепить за более надежную опору, заложить на лебедку и т. п. После выполнения операций с основной веревкой позволяет плавно, без рывков перенести нагрузку и быстро снять временную конструкцию узла.

109. Марка - вспомогательный узел. Применяется для скрепления веревки, уложенной в бухту, так называемая маркировка в классической манере.

110. Марка альпинистская - вспомогательный узел. Служит для кайлания веревки длиной до 40 метров. Применяется для скрепления бухты одним из концов уложенной веревки.

111. Марка альпийская - вспомогательный узел. Служит для быстрого кайлания веревки.

112. Марка польская (марка транспортная) - специальный вспомогательный узел. Применяется для кайлания альпинистских веревок длиной свыше 40м. Первоначальная укладка проводится петлями в 2–3 м. Полученную бухту перед вязкой складывают вдвое. Из двух свободных концов вяжутся заплечные лямки.

113. Марка транспортная (марка по-французски) - вспомогательный узел. Служит для кайлания веревки длиной до 80 м. Это специальная маркировка для переноса веревки на спине. Из двух свободных концов вяжутся лямки.

114. Марка челночная - вспомогательный узел. Служит для кайлания веревок длиннее 60м. Дополняется (контруется) прямым узлом.

115. Мельничный - наиболее распространенный узел для завязывания мешков. Туго затягивается и быстро развязывается путем выдергивания петли ходового конца.

116. Мешочный - в Английском флоте этот узел служил для завязывания и переноски парусиновых вещевых мешков (кис).

117. Многократная восьмерка - применяется в случаях, когда требуется временно укоротить трос или исключить ненадежную часть его из работы.

118. Мотыль артиллеристский (французский шкотовый) - вспомогательный узел, образующий незатягивающуюся одинарную петлю. Предназначен для вязки на конце троса в любую проушину. Более удобен для указанного применения, нежели бурлацкая петля или травяная петля.

119. Мокрый полуштык - узел, рассчитанный для сильной тяги и быстрой отдачи. Легко сбрасывается, будучи сильно затянутым и намокшим.

120. Наузел - новый узел. Применим для связывания веревок одинакового диаметра. * 1996

121. Наутилус - незатягивающийся узел. При снятии нагрузки легко развязывается. Служит для надежного сращивания двух тросов одинакового диаметра. Значительно меньше ослабляет прочность веревки, нежели аналогичные узлы. * 1995

122. Обезьяний кулак - вспомогательный узел. На флоте применяется для изготовления легкости на выброске. Утяжеляя легкость деревянным шаром или резиновым мячиком, увеличивают дальность броска при подаче выброски и улучшают плавучесть самой легкости, что особенно важно при оказании помощи упавшему за борт.

123. Обмоточный - один из схватывающих узлов. В туристской практике применяется на основной веревке при подготовке переправы.

124. Огоп с восьмеркой - вспомогательный узел, образующий незатяжную петлю. Применяется на очень эластичном и скользком синтетическом тросе. Имеет два способа вязки.

125. Односторонняя девятка - вспомогательный узел для жесткого шнура и синтетической лески. Может быть нагружен только в одном направлении.* 1976

126. Олимпийский - узел, состоящий из пяти закрытых петель. Служит для временного укорачивания троса. Является старинным морским узлом времен чайных, опиумных и шерстяных клиперов. Английское название узла переводится весьма образно - "два сердца, бьющиеся как одно".

127. Охотничий (крест) - соединительный узел. Отлично держит на всех тросах и на тонких синтетических лесках. Может служить для соединения середины двух веревок одинакового диаметра под углом 90°. Количество рабочих концов - 4.

128. Пакетный - напоминает травяной узел. Рассчитан на быструю вязку. Прочен. Применяется для упаковки.

129. Паловый - удобный узел для закрепления фаллиня шлюпки или катера за пал, битенг или одинарный кнехт.

130. Палевый штык - популярный в парусном спорте узел. Применяется для крепления троса на пал.

131. Пенберти - разновидность узла Прусика. Применяется польскими и английскими альпинистами и спелеологами аналогично основному узлу.

132. Петельный (горизонт) - вспомогательный узел. Применяется в технике макраме.

133. Петлевой - узел, позволяющий создать ряд петель на шнуре. Используется рыболовами при ловле сразу на несколько крючков.

134. Петля горская (петля с блокадой) - узел образует незатягивающуюся, подвижную петлю.

135. Пикетный - морской узел. Используется для закрепления троса за круглую опору.

136. Пиратский - сбрасывающийся узел. Состоит из петель, которые при нагрузке на коренной конец зажимают и держат друг друга. Если потянуть за ходовой конец, конструкция лишается стопорной петли и сразу распадается.

137. Питонов (каменщиков, океанский) - узел применяют для связывания двух поперечных реек. Им можно воспользоваться для сооружения изгороди. Соединения будут прочнее, чем на гвоздях.

138. Плоский (узел Жозефины) - узел, отличающийся симметрией. Применяется для связывания канатов и торосов разного диаметра. Он завязан правильно, если соединяемые концы переплетаются друг с другом в строгой последовательности, иными словами, идут через один под один. Название пришло из французского языка. В старину им завязывали галстуки, кушаки, декоративные элементы военной формы. Теоретически завязывать его можно по-разному, существует большое количество вариантов, в этом его опасность. Практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа завязывается по принципу плоского узла и будет надежно держать. При отсутствии контрольных узлов плоский узел меняет свою форму под большой нагрузкой и трудно развязывается.

139. Плоский двойной - применяется для прочного соединения тонких тросов.

140. Поводковый бегущий - узел крепления поперечного поводка к рыболовной леске.

141. Поводковый змеиный - рыбацкий узел. Используется для надежного крепления поперечного поводка к рыболовной леске.

142. Поводковый простой - рыбацкий узел. Позволяет быстро менять поперечные поводки на рыболовной леске.

143. Пожарная лестница (шкентель с мусингами) - прием одновременной вязки большого количества простых узлов. Применяется для быстрого спуска с борта в шлюпку, для помощи человеку, упавшему за борт, а также в других аварийных ситуациях. Прием заключается в укладке на ладони левой руки 5 - 7 колышек. Пропустив ходовой конец через петли, медленным, без рывков вытягиванием ходового конца образуют цепочку простых узлов. Этот способ часто используют иллюзионисты.

144. Полуштык рыбацкий - популярный узел среди яхтсменов. Вяжется на круглой опоре (пал).

145. Польский - узел, применяемый для связывания тонких тросов.

146. Португальский беседочный - узел, которым при необходимости заменяют настоящую беседку.

147. Проводник (дубовая петля) - образует фиксированную петлю на конце веревки. В практике туризма используется для крепления троса при помощи карабина. Не рекомендуется применять на середине веревки из-за значительного ослабления в месте нахождения узла и большой трудности его развязывания после приложения нагрузки. Известно два способа вязки: петлей и одним концом. Узел снижает среднюю прочность при сухой веревке на 78,3 - 80,75%; при мокрой - на 75,9 - 78,35%; при мерзлой на - 52,2 - 57,3%. Опасные ошибки: очень слабо затянут; очень сильно затянут; очень длинный свободный конец.

148. Простая марка - способ предохранения конца троса от распускания.

149. Пятигорский беседочный (проводник двойной) - надежный узел, образующий две фиксированные петли. Применим для спуска пострадавшего, а также для вязки двойной петли самостраховки. *1997

150. Простой (обыкновенный) - элементарный, универсальный узел. В древности назывался "калач". Старорусское название сохранилось за выпечкой из теста свернутой в виде этого узла. В зависимости от того, как он завязан, простой узел может быть левым или правым. Левый узел ("через руку") считался символом сытой жизни. Применяется в качестве страховочного на ходовых концах тросов. Туристы называют этот узел "штык" - от искаженного английского "стек". При затягивании на середине троса сильно ослабляет веревку и развязывается с большим трудом, поэтому пользоваться им на рабочих тросах не рекомендуется. Если затянутый узел удается развязать, то ослабленное место на веревке сохраняется. Узел снижает среднюю прочность нейлоновой веревки до 63%, тириленновой - на 55%; полипропиленовой - на 57%.

151. Прямой (геркулесов) - вспомогательный узел. Применяется для связывания тросов одинаковой толщины при небольшой тяге. Считается правильным, когда концы каждой веревки идут параллельно и вместе, а коренные концы направлены прямо противоположно друг другу. Имеет тенденцию к саморазвязыванию, когда веревка нагружена. Связывание двух веревок разного диаметра прямым узлом запрещается, так как тонкая веревка под нагрузкой рвет толстую. На обоих концах обязательны контрольные узлы. Отличается симметрией. Используется в технике плетения макраме. Снижает среднюю прочность нейлоновой веревки примерно на 63%; териленновой - на 55%.

152. Прусик (узел Прусика) - завязывается репшнуром диаметром 6 - 7 мм вокруг 9 - 14 мм основной веревки. По мере подъема или спуска передвигается рукой. В случае срыва прусик затягивается на страховочной веревке и предохраняет от падения. Срабатывает при нагрузках в любом направлении. Кроме страховки прусик может быть применен и непосредственно при подъеме по веревке. Плохо работает на мокрой и обледенелой опоре. Снижает среднюю прочность веревки в пределах 46,9 - 26,55 (при сухой веревке - 69.1 - 73.5%; при мокрой - 67,3 - 70,4%; при мерзлой - 53,1 - 54,3%). Опасные ошибки: второй виток идет в обратном направлении по отношению к первому; концы витков вспомогательной веревки не выходят из середины узла; вяжется из веревки большего диаметра, чем диаметр опорной.

153. Пьяный - узел, образующий две затягивающиеся петли. Когда тянут за ходовой и коренной концы, петли затягиваются. При приложении нагрузки на петли, узел распускается.

154. Разбойничий - сбрасывающийся узел. Им привязывали повод лошади. Принцип такой же, как у злодейского и пиратского узлов.

155. Развязывающаяся восьмерка - хороший быстросбрасываемый узел.

156. Развязывающийся бегущий простой - распространенный узел. Обладает свойствами затягивающего и быстросбрасываемого узла. Именно этим узлом привязывают уздечку лошади к коновязи.

157. Развязывающийся простой - простейший стопорный узел, который можно быстро отдать даже при натянутом тросе.

158. Развязывающийся Вебера (развязывающийся шкотовый, развязывающийся ткацкий) - производный от шкотового узла. Свое имя получил в 1794 году. Легко сбрасывается под нагрузкой.

159. Разносторонний - производный от узла булинь. Ходовые концы направлены в разные стороны. Служит для связывания двух веревок одинакового диаметра.

160. Рифовый - усложненная разновидность прямого узла. Легко сбрасываемый узел. Применяется для связывания тросов одинакового диаметра при небольшой тяге. При необходимости закрепление веревки в карабине под нагрузкой просто незаменим. Легко вяжется и развязывается под значительной нагрузкой, надежно держит на сухих и не обледенелых веревках. Снижает среднюю прочность веревки в пределах 46, 5 - 20,5% (при сухой веревке - 74,8 - 79,5%; при мокрой - 72,9 - 77,8%; при мерзлой - 53,5 - 57,2%). Опасные ошибки: концы соединены не в направлении длинных веревок, отдельные петли некачественно завязаны.

161. Рифовый двойной - усложненная разновидность рифового узла. Снижает среднюю прочность веревки в пределах 45,0 - 20,0% (при сухой веревке - 76,0 - 80,0%; при мокрой - 70,4 - 79,6%; при мерзлой - 55,0 - 58,1%).

162. Роликовый - сочетание простого узла и многократной восьмерки. Узел применяется для привязывания поводка на леске.

163. Рыбацкая петля (английская петля, рыбацкий огон) - узел, применяемый рыболовами. Моряками используется вместо фабричного огона. При затягивании узлы нужно обязательно сблизить.

164. Рындбулинь - способ плетения в четыре стредни (кресты накладывают, чередуя левое и правое направления переплетений).

165. Самозатягивающийся - простейшая форма удавки из простого узла. Применять его нужно с большой осторожностью. Держит лишь тогда, когда завязывается вокруг бревна, и к коренному концу приложено постоянное усилие. Этим узлом подвешивают в складах мешки с зерном или крупой, чтобы спасти их от грызунов. Выдернув вниз из-под зажима ходовой конец троса и потравив, подвешенный мешок можно плавно опустить.

166. Самозатягивающийся с полуштыком - редко применяемый самозатягивающийся узел. Более надежен, нежели предыдущий.

167. Сваечный (свайный) - крепежный узел. Используется, когда необходимо передать инструмент, имеющий рукоять, работающим наверху или внизу от подающего. Этим узлом крепят временное веревочное ограждение к столбам или кольям. Применяется в макраме.

168. Свастичный - декоративный узел.

169. Сезневочные штыки (сезенъ) - морской узел. Применяется для найтовки убранных парусов на баке к реленгам, на гафеле и гике. Такими же узлами паруса через люверсы на шкаторинах надежно пришнуровываются к рангоуту.

170. Силковый - затягивающаяся петля. Узел считается одним из наиболее плавно и легко затягивающихся. Силки, сделанные из конского волоса или самой тонкой нейлоновой лески с помощью такого узла, действуют безотказно.

171. Скаутский (Баден-Повеяла) - вспомогательный узел, применяется для связывания четырех шестов при сооружении шалаша или вигвама.

172. Скользящая восьмерка - сильно затягивающаяся петля. Плавно и равномерно затягивается при тяге за коренной конец.

173. Скользящая глухая петля - применяется для завязывания тюков, свертков и других упаковок.

174. Скорняжный - узел, рассчитанный для больших нагрузок. Служит для связывания синтетических тросов и лесок. Крепко затягивается, но без особого труда развязывается.

175. Совершенная петля (петля удильщика) - узел, образующий неподвижную петлю на конце троса. Не скользит даже на самой тонкой синтетической леске. Известен с 1870 года.

176. Сонный - узел может служить для связывания двух тросов одинакового диаметра. После снятия даже очень большой нагрузки легко развязывается.* 1996

177. Союзный - сочетание двух "вечных узлов" ("узлов счастья"). Почитался как символ супружества. Известен с III тысячелетия до н.э.

178. Стебельный - вспомогательный узел. Применяется для связывания веревок одинакового диаметра. Надежен и легко развязывается. Разновидность травяного узла. * 1997

179. Стелинговый - морской узел. Применяется для крепления доски в качестве подвесной лавки или временной скамейки.

180. Стивидорный - стопорный узел значительного размера. При затягивании этого узла надо следить, чтобы шлаги на коренном конце не перекрутились и не проскочили в петлю. Затянутый узел легче развязать, если потянуть за петлю, которая находится ближе к коренному концу. Узел получил известность благодаря руководству по вязке узлов выпущенному в XIX веке американской канатной фирмой "Стинидор роупс".

181. Стопорный - применяется для крепления одной веревки к другой, находящейся под нагрузкой, для переноса нагрузки на другое крепежное устройство. Предпочтительнее задвижного штыка. Быстрее и легче развязывается. При работе с веревкой под нагрузкой скорость часто играет решающую роль для удачи всей операции.

182. Стопорный Гондобина - узел с равным количеством петель и шлагов. Усложненная разновидность простого узла. Три петли и три шлага увеличивают размер по сравнению с одной петлей и одним шлагом, что позволяет надежно фиксировать веревку в довольно широких отверстиях.

183. Стопорный подвижный - последовательное сочетание двух узлов. Служит для подвязывания тонкого линя к вантам и другим натянутым тросам.

184. Ступенчатый - узел, напоминающий затягивающуюся удавку. Наиболее надежно крепит леску к кованному рыболовному крючку без ушка.

185. Стратим - вспомогательный симметричный узел. Вяжется в качестве центральной опоры (мусинга) на коротких отрезках веревки. * 1997.

186. Стремя - универсальный вспомогательный узел в сочетании с различной опорой. Его применяют как опору для стопы при подъеме по основной веревке с помощью самохватов или схватывающих узлов, завязываемых из репшнура. Под большой нагрузкой схватывает, но не затягивается. От выбленочного узла отличается только приемом вязки. Узел снижает среднюю прочность веревки до 40%. Опасные ошибки: излишне много витков веревки; неправильно сложены две петли.

187. Сумер - надежный узел для соединения двух тросов одинакового диаметра. Незначительно ослабляет прочность веревок.* 1997

188. Смертельный - неправильная вязка ткацкого (рыбацкого) узла. Создает видимость узлового соединения двух веревок.

189. Схватывающий - альпинистский узел. Легко перемещается по основной веревке, при легкой оттяжке "замка". Нагруженный на оба конца надежно зажимает (схватывает) основную веревку. Рабочий узел вяжется обязательно веревкой меньшего диаметра (репшнур) на веревке почти вдвое большего (основная). Коренной конец всегда должен быть по отношению к узлу со стороны приложения нагрузки. Опасные ошибки: те же, что и для узла Прусика.

190. Схватывающий косой австрийский - узел имеет схватывающие свойства. Вяжется обязательно веревкой меньшего диаметра на веревке почти вдвое большего. Первое описание относится к 1840 году.

191. Тарбука - узел, разработанный западными туристами для случаев переноса по частям тяжелых грузов.

192. Тещин - разновидность бабьего узла. В качестве рабочего узла к применению строжайше запрещен. Под нагрузкой не держит. Применять его ни в коем случае не следует, ни при каких обстоятельствах.

193. Тещер - усложненная конструкция тещиного узла. Может служить для сращивания тросов одинакового диаметра. Обязательно требует предварительной затяжки.*1996

194. Ткацкий (рыбацкий, лессовый, английский) - узел, известный с античного времени. Применяется для сращивания веревок одного диаметра при небольшой тяге. Контрольные узлы с обеих сторон обязательны. Узел снижает среднюю прочность веревки в пределах 46,9 - 23,0% (при сухой веревке - 73,4 - 77,0%; при мокрой - 70,4 - 74,%; при мерзлой - 53,1 - 54,1%). Опасные ошибки: концы соединены не в направлении длинных веревок; отдельные петли некачественно завязаны.

195. Томаса (глупого Томаса) - ложный узел, которым скрепить что-либо невозможно.

196. Топовый (незатягивающееся стремя) - узел, применяющийся в качестве стремени при подъеме на схватывающих узлах. Лишен недостатка выбленочного узла (самораспускание при временном снятии нагрузки). Легко вяжется, а затем плотно обтягивается на ноге.

197. Топовый тройной - вспомогательный схватывающий узел, образующий три петли. Вяжется на конце шеста или бревна, приготовленного для вертикальной установки в качестве мачты или флагштока. Растяжки привязывают к петлям узла, а четвертой служит коренной конец, к которому накоротке вяжется ходовой,

198. Топовый четырехпетельный - вспомогательный узел, образующий четыре петли. Вяжется на конце шеста или бревна, приготовленного для вертикальной установки в качестве мачты или флаштока на четырех растяжках. Все четыре растяжки привязывают к петлям узла. *1997

199. Торцовый - вспомогательный узел. Вяжется на средине троса. Применим для подъема грузов. * 1998

200. Травяной - вспомогательный узел. Применяется для связывания плоских строп или ремней. Надежен и легко развязывается. Имеет два способа вязки.

201. Травяная петля - разновидность незатягивающейся одинарной петли. Так же, как бурлацкая и ездовая петля, рассчитана на тягу в любом направлении. Может быть завязана в середине троса.

202. Трансформатор - вспомогательный узел. Может принимать три различных формы. Трансформируется в зависимости от того, за какие концы рывком затянуть уже сформированный узел.

203. Трап (штормтрап) - способ вязки короткой подвесной лестницы. Трап длиной 2 м вяжется из 12 м троса диаметром 12–14 мм.

208. Тунцовый - лучший среди всех рыболовных узлов, предназначенных для синтетической лески.

209. Турецкий - декоративный узел. Часто вяжется двойной веревкой. Основа турецкой оплетки.

210. Удавка (Циммермана) - используется для крепления троса за опоры, главным образом деревья или бревна. Надежен, если постоянно натянута веревка (растяжки, переправы). При переменном характере нагрузки обязательны страховочные узлы или принайтовка. Отличается точностью фиксации. Применяется в оптике, когда надо привязать нить к строго определенному месту. Узел снижает среднюю прочность нейлоновой веревки до 45%; териленновой - на 35%; полипропиленовой - на 43%.

211. Удавка затягивающаяся (висельный, Джека Кеча) - морской узел, схожий с эшафотным. Получил печальную известность в связи с именем английского палача, умершего в 1680 году. Используется при временном креплении троса за плавающие в воде предметы или за битенг. Этот узел имеет преимущество перед удавкой с полуштыком: ходовой конец не может выскользнуть из петли. На парусниках применялся для крепежа коренных концов марс-шкотов и марс-гитовах, когда нужно было иметь эти концы готовыми к отдаче. Число оборотов ходового конца варьирует от 7 до 13.

212. Удавка с полуштыками (лесной, бревенчатый) - проверенный многовековым опытом узел. Служит для безопасного подъема бревен и ронгаутного дерева. Вяжется всегда немного в сторону от середины бревна (трубы). Слабина троса между удавкой и полуштыками перед подъемом должна быть выбрана. Полуштыки укладываются обязательно по ходу спуска троса.

213. УИАА (Баумгартнера) - узел, официально утвержденный в 1971 году решением Интернационального союза альпинистов. Применяется для динамической страховки через альпинистский карабин. Используется только на мягкой, эластичной веревке. При закладке в карабин витков троса строго учитывается направление возможного рывка.

214. Устричный - стопорный узел значительного размера. Особенность вязки - два приема: затяжка бегущего простого узла, вторая затяжка после пропуска ходового конца в петлю. Если узел затянуть в один прием, то он формируется неправильно. Благодаря своей симметрии используется для крепления струн музыкальных инструментов.

215. Ушковый - рыбацкий универсальный узел для лесок. Прочность соединения снижает на 96%.

216. Ушковый обратный - рыбацкий узел, усложненный способ крепления лески к ушку снасти.

217. Ушковый пропускной - рыбацкий узел. Применяется для крепления крупных крючков. Прочность соединения снижает на 85%.

218. Ушковый с оборотом - рыбацкий узел для крепления лески к ушку снасти. Прочность соединения снижает на 96%.

219. Фаловый - считается надежным узлом для крепления троса к круглому рангоутному дереву.

220. Фламандский (встречная восьмерка) - применяется для сращивания веревок одного диаметра. Очень надежен, поэтому не требует страховочного узла. Просто завязывается и развязывается. Имеет два способа исполнения.

221. Фургонный - узел, основным элементом вязки напоминающий беседочный узел. Применяется в тех случаях, когда требуется с выигрышем в два раза в силе натянуть трос.

222. Францисканский - узел утяжеления конца троса. Популярен в парусном спорте при заброске швартовых. В прошлом монахи францисканцы завязывали эти узлы на концах поясных веревок.

223. Французский блокер (удавка французская) - альпинистский узел. Применяется в качестве надежной самостраховки на вертикальной опоре.

224. Французский топовый - морской узел. Образует на мачте судна две петли и два конца для крепления трех снастей стоячего такелажа.

228. Чешский - новый узел. Служит для соединения трех веревок одинакового диаметра.

229. Четырехпетельный - симметричный декоративный узел.

230. Шарнирный - вспомогательный узел. Может применяться для связывания веревок, как разных, так и одинаковых по диаметру.

231. Шахтерский - простой, надежный узел. Хорошо держит при постоянной нагрузке. Используется для крепления веревки к круглой опоре.

232. Швейцарский проводник (восьмерка двойная, фламандская петля) - образует петлю на конце веревки. Используется для крепления с помощью альпинистского карабина. Лишен недостатков узла с названием "проводник". Кроме легкого завязывания обладает повышенной прочностью (примерно на 10%), по сравнению со многими другими узлами. Применяется два способа вязки - петлей и одним концом.

233. Шкотовый - узел, встречающийся еще на древнеегипетских рисунках. Предназначен для связывания тросов или веревок разной толщины при небольшой тяге. Снижает среднюю прочность нейлоновой веревки до 47%, териленновой - на 51%, полипропиленовой - на 59%.

234. Шлаг с петлей (шлюпочный) - вспомогательный, простейший узел. Легко развязывается после снятия нагрузки. Используется в качестве временного крепления веревки к предметам при весьма умеренных нагрузках.

235. Шпульковый - узел для крепления ниток к шпульке и лесок к турели.

236. Штык двойной прямой (штык перехлестнутый рыбацкий) - узел для натягивания троса. Используется при необходимости обеспечить диагональное или горизонтальное перемещение человека или груза по туго натянутым перилам. Применяется для наведения растяжек.

237. Штык перевернутый - вспомогательный узел. Служит для подвязывания веревки к предмету. Ходовой конец после второй колышки идет в противоположную сторону и, как следствие, узел растягивается.

238. Штык простой - вспомогательный узел. Под нагрузкой сильно ослабляет веревку и развязывается с большим трудом. Если затянутый узел удается развязать, то ослабленное место на веревке сохраняется. Пользоваться им на рабочих веревках не рекомендуется. Снижает среднюю прочность нейлоновой веревки до 63%; тириленновой - на 55%; полипропиленовой - на 57%.

239. Штык задвижной (мачтовый штык) - надежный узел под постоянной нагрузкой. Используется для крепления веревки за опоры, главным образом деревья или бревна. При переменном характере нагрузки обязательно дополняется страховочньм узлом.

240. Штык со шлагом - разновидность простого штыка. Применяется для крепления веревки, главным образом за деревья или бревна. Надежен при постоянной нагрузке (растяжки, переправы). При переменном характере нагрузки на веревку обязательны страховочные узлы или принайтовка. В качестве рабочего узла используется крайне редко.

241. Штык обратный - вспомогательный узел. Применяется при швартовке судов, а так же для крепления троса к предметам, когда конец троса обнести вокруг пала или бревна очень трудно. Находит применение для вязки троса к буксирному крюку некоторых марок автомобилей.

242. Штык мачтовый - комбинация двух узлов. Чтобы узел не получился затягивающимся, выбленку до конца не обтягивают.

246. Флажный - вспомогательный сбрасывающийся узел. Свернутый и связанный фалом сигнальный флаг поднимают и в нужный момент распускают и крепят. Таким способом никогда не поднимают флаги солидарности и морского этикета.

247. Фриволите (рымный) - исключительно вспомогательный опорный узел. Надежен под натяжением. Коренной конец всегда должен быть по отношению к узлу со стороны приложения нагрузки. Применяется на флоте, в технике плетения макраме. Название получил от старинного рукоделия - фривролите или челночного кружева.

248. Эскимосская петля - узел, образующий незатягивающуюся петлю. Этой петлей эскимосы пользовались для прикрепления тетивы к луку. Размер петли можно изменять после того, как узел уже завязан.

249. Эшафотный (узел Линча) - вспомогательный узел, образующий затягивающуюся петлю.

250. Эшли (узел Ашлея, стягивающий) - вспомогательный узел. Не раздается после того, как его затянули, держит надежно без дополнительного обтягивания. Применяется для завязывания мешков, парусных сумок (кис), для накладывания марки или сезневки на скорую руку.

251. Южный крест (морской крест) - узел, образующий три петли и два конца вокруг круглой опоры. Применялся в старину для тех же целей, что и топовый. Моряки почитают этот узел в качестве талисмана.

252. Юферсный - морской узел. Используется для закрепления в узких отверстиях. Применяется при аварийных ситуациях. Фиксируется в трещинах или расселинах скал при спуске с отвесов. Вяжется в качестве страховочного на конце веревки. Достаточно надежен и легко развязывается. В парусном флоте этот узел вязали на конце талрепа, чтобы закрепить последний в отверстии юферса.

253. Ямполь - узел, образующий фиксированные петли как в середине, так и на конце троса. Повторяющимся приемом вязки можно получить от одной до четырех и более равноценных петель, при этом сохраняется единство узловой конструкции. * 1998

История узлов, насчитывает не один десяток веков. Еще первые люди умели применять их для своих нужд.

Существует мнение, что использовать узлы, человек начал раньше, чем научился добывать огонь.

Родоначальниками наиболее крепких и хитроумных видов крепежа, являются моряки. С появлением парусных кораблей, более шести тысяч лет назад, необходимость надежного крепления мачт, рей, парусов, создания тысячи метров такелажных снастей и систем, способствовала появлению морских узлов. От их качества, правильного исполнения – зависела скорость передвижения судна, безопасность матросов, а часто и сама жизнь корабля с экипажем.

Классификация узлов

В настоящее время собрано более 500 описаний различных видов морских узлов. Но, с постепенным вытеснением парусного флота современными моделями кораблей, используются порядка 40 наиболее известных типов узлового крепежа в современной морской практике.

Морские наименования вязки, названий узлов, вошли в наш язык, из иностранных терминологий. Англичане, использовали для обозначения термина «узел», несколько обозначений, характеризующие назначение той или иной конструкции:

  • «knot»;
  • «hitch»;
  • «bend».

По этой терминологии, узлы классифицируются:

  • первые, связывают (переплетают) коренной с ходовым концом, создают утолщение на конце веревки;
  • вторые, служат для крепления веревки ходовым концом к различным предметам (мачтам, реям, скобам, другим канатам);
  • третьи, предназначены, чтобы соединять ходовые концы разных тросов, образуя одну целую веревку.

Свободная часть веревки (каната), с которого производится вязание узла – называется ходовым концом. Противоположный, закрепленный неподвижно – считается коренной частью (концом).

Булинь

Королем, среди узлов, называют . Из-за своей универсальности, этот «беседочный узел» и получил такой титул. Он удобен на любых канатах (разная толщина, материал). Никогда сам не развязывается, но легко распускается при необходимости. Просто вяжется и не имеет скольжения по самому тросу. Содержа в своей структуре разнообразные детали других узлов, используется для:

  • страховки;
  • швартовки;
  • креплению к предметам (гаку, кольцу);
  • связыванию двух различных тросов, при этом считаясь одним из самых надежных соединений.

Схема вязки:

  1. Делается петля.
  2. Ходовой конец проводится сквозь нее.
  3. После чего заводится за коренную часть.
  4. Затем пропускается обратно в петлю, кончик остается во второй петельки.
  5. Производится тугое затягивание.

Восьмерка

Относится к классическим морским креплениям. Соответствующей формой (8), полностью оправдывает свое название. входит в основу многих способов вязания. Используется как закрепляющий или стопорный узел. Легко может завязываться, развязываться (даже при намокании веревок).

Способ завязывания:

  1. Ходовая часть вытягивается сверху коренного конца, обведя его вокруг.
  2. Сквозь полученную петлю, проводится ходовой конец, предварительно заведенный за себя.
  3. С усилием затягивается.

Удавка

Используется для закрепления и подъема груза на высоту.

Принцип завязывания:

  1. Груз обносится ходовой частью троса.
  2. Коренной конец оборачивается несколько раз вокруг ходовой части.
  3. Для большей надежности используют удавку со шлагом.

Штык

Это вариант полуштыка, более сложного исполнения. получается из двух узлов. Основным его предназначением служит использование во время буксировки или швартовки.

Вяжется следующим образом:

  1. Ходовой конец оборачивается вокруг предполагаемого объекта.
  2. Далее обводится вокруг коренной части (простой полуштык).
  3. Процедура повторяется.

Такой узел можно выполнить со шлагом:

Он чаще всего используется во время длительной стоянки судов, являясь более надежной вариацией первого образца.

Рыбацкий штык

Еще одним способом крепления служит , носящий также название «якорного узла». Этот крепеж используется при соединении каната с якорем, работе, где используется сильная тяга.

Прямой

Служит способом соединения основных концов одинаковой веревки (равного диаметра). Это один из старейших видов связывания тросов, используемых в морском деле. Основным его недостатком, считается слишком сильное затягивание во время намокания, при больших прилагаемых на узел нагрузках. Так же, имеет тенденцию к сползанию.

Вяжется:

  1. Основные части троса соединяются.
  2. Перемещаются, по отношению друг к другу, затягиваются.
  3. Чтобы сохранить надежность и симметрию, кончики (ходовые) выводятся на туже сторону, где располагаются коренные концы.

Воровской

Является родственным прямому узлу. В его завязывании есть небольшое отличие, ходовые части располагаются по диагонали, относительно основных концов.

Тёщин и Бабий узел

Еще одними похожими креплениями служат «тещин» и «бабий» узлы. Из-за своей НЕнадежности, скользят по веревке при затягивании, считаются позором для флота, хотя и нашли свое успешное применение на берегу.

Нужно помнить, что это одни из самых обманчивых крепежей. Связав концы тросов одним из этих способов, близко от одного из концов стропа, всегда существует опасность соскальзывания узла с веревки (под нагрузкой), в самое неподходящее время. Особенно часто это происходит с концами разного диаметра.

Узлы в истории человечества появились очень рано - самые старые из известных были найдены на территории Финляндии и относятся к позднему каменному веку. С развитием цивилизации развивались и способы вязки: от простых к сложным, с разделением на виды, типы и сферы использования. Самая большая по количеству вариаций категория - морские узлы.

Роль узлов в культуре и религии

Существовали народы, у которых способы связывания веревок наделялись мистическими свойствами, применялись в жизни представителей всех слоев общества. Были и цивилизации, у которых на них накладывались табу. Самый известный пример последнего - Древний Рим: жрецам в храме Юпитера запрещалось иметь в одежде хотя бы один узел.

У многих народов мира существовали культовые, священные узлы: китайский «узел счастья», эмблема племени Иуды в иудаизме, перевязывание пряди волос и завязывание узла на бороде у арабов и другие.

История вопроса

Большой толчок делу вязания дало развитие парусного мореходства - необходимость в надежных и удобных «инструментах» создала целую коллекцию новых узлов. Еще один большой сдвиг произошел в XIX-XX веках с развитием туризма.

К тому времени парусное мореходство отошло в область хобби, и морские узлы попросту вышли из употребления - сейчас в мореходных училищах изучают всего около 38 узлов. Между тем, в «Книге Ашлея по узлам», вышедшей в 1944 году, описано 700 вариантов завязывания веревок, а максимальное известное их количество достигает 4000. Однако, когда появились туристы, все изменилось.

«Восьмерка»

Один из самых простых стопорящих узлов, обладающий несколькими неоспоримыми достоинствами: его легко вязать, он красиво выглядит, самостоятельно затягивается, не слишком портит веревку. Для использования под нагрузкой подходит плохо, так как в этом случае сильно затягивается и в результате его тяжело развязать.

«Восьмерка», как и прямой узел, известна с древности. Есть похожая на него петля с таким же названием, которая используется в альпинизме в основном для закрепления карабина на основной веревке.

Какие бывают узлы на основе «восьмерки»? В целом она служит элементом многих более сложных вязок, например, встречной и двойной «восьмерки».

June 1st, 2016

Вспомнил и перечитал тему про . А ведь я вообще не умею завязывать морские узлы, даже самые простейшие.

Однако умение это полезное и никогда точно не знаешь, когда оно пригодится. По этому решил начать чему то научится. С чего начнем?

Давайте попробуем с этих как говорят простых и полезных вариантов:

Плоский узел

Издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.

Название «плоский узел» попало в наш морской язык из французского. Его ввел впервые в свой «Словарь морских терминов» известный французский кораблестроитель Даниэль Ласкалье в 1783 году. Но узел был, конечно, известен морякам всех стран задолго до этого. Как он раньше назывался, мы не знаем. Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы.
Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать.
Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов.

В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах и без такой прихватки, когда узел затягивается. Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют «узлом Жозефины») на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы.
Как уже говорилось, у плоского узла восемь переплетений тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному — существует 256 различных вариантов его завязывания. Но практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов «под и над»), будет надежно держать. Девяносто процентов из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить эту последовательность, как узел получает другие — отрицательные качества.

Во многих учебниках и справочниках по морской практике, изданных в нашей стране и за рубежом, плоский узел изображается по-разному и в большинстве случаев неправильно. Это происходит как по небрежности авторов, так и по вине графиков, которые, перерисовывая с авторских эскизов в одном цвете схему узла, не всегда могут разобрать, проходит конец над или под другим концом. Здесь дана одна из самых лучших форм плоского узла, проверенная и опробированная практикой. Другие допустимые варианты этого узла автором умышленно не приводятся, чтобы не распылять внимания читателя и не дать ему возможности перепутать схему этого узла с какой-либо другой. Перед тем как применить этот узел на практике для какого-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет.
Этот морской узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложено значительное усилие, например при вытаскивании трактором застрявшего в грязи на полколеса тяжелого грузовика).


Восьмерка

Этот классический узел составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. Он может применяться в качестве стопора на конце троса (в отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать) или, например, для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи. Восьмеркой даже можно скреплять струны к колкам скрипок, гитар и других музыкальных инструментов.

Португальский булинь

Применяется, когда нужно завязать на одном конце сразу две петли. Например, для подъема раненого человека его ноги продеваются в петли, а коренным концом (при вязании узлов действуют так называемыми ходовыми концами тросов, а те концы, вокруг которых обносятся ходовые концы, называют коренными) вокруг груди под мышками вяжется полуштык. В этом случае человек не выпадет, даже если будет без сознания.

Улучшенный кинжальный узел

В зарубежной практике такелажного дела этот узел считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут.

Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.

Фламандская петля

Представляет собой прочную и легко развязываемую петлю на конце троса, будучи завязанной восьмеркой на сложенном вдвое тросе. Фламандская петля пригодна для вязки как на толстых, так и на тонких тросах. Она почти не ослабляет прочность троса. Кроме морских дел может применяться и для крепления струн музыкальных инструментов.

Фламандский узел

Фактически это та же восьмерка, но завязанная двумя концами. Фламандский узел — один из древнейших морских узлов, применявшийся на кораблях для соединения двух тросов, как тонких, так и толстых.

Фламандский узел — это один из древнейших морских узлов, нашедший себе применение как на море, так и на суше. Так же этот вид узла имеет второе название — встречная восьмерка. Этот узел возник в Европе примерно 800 лет назад. Этот узел является довольно крепким и простым в развязывании и легко скрепляет как толстые тросы и канаты, так и тонкие веревки и нити.

Один конец веревки загибаем и делаем петлю, проводим под основной веревкой и делаем вторую петлю;
Конец веревки продеваем в первую петлю полученной восьмерки;
Аналогичные действия, только в зеркальном отражении проводим с концом второй веревки;
При правильной вязке должна получиться переплетенная восьмерка;
Затягиваем узел;
Фламандский узел — готов!

Рыбацкий штык

За пять тысяч лет существования судоходства люди не смогли придумать более надежного узла для привязывания якорного каната к якорю, чем рыбацкий штык. Этот проверенный многовековым опытом морской практики узел также можно спокойно применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.
Читать на Don"t Panic: http://dnpmag.com/2016/05/29/10-samyx-poleznyx-morskix-uzlov/

Стопорный узел

Этот вид морского узла предназначен для увеличения диаметра троса, чтобы предотвратить его выскальзывание из блока, так как он не скользит и надежно держит. Чтобы стопорный узел стал еще больше по размерам (например, когда диаметр отверстия через который проходит трос, намного больше диаметра троса) можно завязать узел с тремя петлями. Также он может пригодиться, когда нужно сделать удобную ручку на конце троса.

Удавка

Издавна один из самых незаменимых узлов в парусном флоте. Удавкой обвязывали в воде бревна для буксировки, ее применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Более того, этот проверенный многовековым опытом на море узел издавна находит себе применение и на берегу — не зря на многих иностранных языках его называют "лесной узел" или "бревенчатый узел". Удавка с полуштыками - надежный и очень прочный узел, который исключительно сильно затягивается вокруг поднимаемого предмета.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

В жизни случается всякое. Скажем, вам нужно забраться на небольшую высоту, привязать груз или вытащить машину из ямы. В подобных случаях не обойтись без правильно связанной веревки, поэтому умение вязать надежные узлы - крайне полезный навык.

сайт решил помочь вам освоить 8 самых простых и полезных узлов, которые пригодятся в любой ситуации.

Затягивающий узел

Как делать. Берем край веревки и складываем его буквой «Z». Коротким концом делаем 3–4 оборота вокруг веревки и продеваем его в нижнюю петлю. Затягиваем веревку с помощью верхней, рабочей петли.

Где применить. Такой узел удобно крепить к различным предметам. Например, поднимать или опускать предметы с узким горлышком.

Связывание шестов

Как делать. Для начала делаем обычный узел на одной из планок. Затем прикладываем к ней вторую и делаем 5–8 оборотов вокруг. Оставшимся концом стягиваем обвязку, продевая его между жердей.

Где применить. Такие обвязки довольно прочные и могут быть использованы для получения одного длинноного шеста, устранения перелома или простого связывания двух и больше палок.

Узел «Констриктор»

Как делать. По центру веревки делаем петлю. Затем одну из сторон переворачиваем так, чтобы веревка была в форме восьмерки. Теперь берем за центр этой восьмерки (место пересечения) и просто складываем петли в готовый узел.

Где применить. Особенность этого узла в том, что после затяжки в обратную сторону он сам не развяжется. «Констриктор» подходит, чтобы затягивать мешки, пережать протекающий резиновый шланг, затянуть свернутый ковер, можно даже пользоваться им как жгутом.

Узел «Лестница»

Как делать. В левую руку берем конец веревки. Правой рукой обратным хватом переворачиваем петлю и фиксируем веревку в левой руке. То же повторяем с оставшейся веревкой. Затем конец веревки (который болтается снизу) продеваем в петлю, хватаем за него, бросая остальное. Теперь вся веревка в узлах, промежуток которых равен величине петли.

Где применить. Такую веревку можно использовать при спуске, подъеме на высоту или чтобы вытянуть машину из ямы.

«Бочечный» узел

Как делать. Кладем предмет на веревку и обвязываем его самым обычным узлом, которым завязываем шнурки. Затем петлю узла растягиваем на стенки предмета и затягиваем.

Где применить. Такой узел часто используется для поднятия тяжелых круглых предметов. Кроме того, им удобно поднимать несколько предметов сразу. Или использовать вместо ручки для ведер, банок, бочек.

Узел «Прусика»

Как делать. Берем край петли из тонкой веревки и делаем 3–4 витка вокруг основной веревки, при этом пропуская конец через петлю. Без нагрузки этот узел отлично скользит по веревке и его можно легко передвигать рукой. Но если на узел подается нагрузка, то он затягивается намертво и не сдвинется с места.

Как делать. Возьмите две веревки и перекрестите их (красную поверх синей), чтобы образовался полуузел. Перекрестите их еще раз (красную поверх синей) и затяните оба конца, чтобы образовался прямой узел.

Где применить. Один из самых простых узлов для связывания двух веревок. Можно использовать, если нужно что-то временно подвязать при небольших нагрузках. При больших нагрузках на связанные тросы и при их намокании прямой узел сильно затягивается. Но развязать его очень просто.