Храм царицы хатшепсут описание кратко. Архитектура - храм царицы хатшепсут в дайр-эль-бахри. Где расположен храм царицы Хатшепсут. Как добраться

Храм царицы Хатшепсут - это древняя достопримечательность, которая находится в пустыне недалеко от Фив, а точнее в Дейр-Эль-Бахри. Храм был найден при раскопках в 19 веке наряду с обнаружением еще нескольких поминальных храмов.

В давние времена храм называли Джесер Джесеру, что в переводе значит «священнейший». Строили его на протяжении девяти лет с 1482 по 1473 гг. до н. э. на седьмом году правления женщины-фараона Хатшепсут. Архитектурой храма занимался Сенмут, которого знали как выдающегося архитектора и государственного деятеля.

Храм имеет внешнее сходство с дворцом-усыпальницей Ментухотепа и даже считается его продолжением, несмотря на то, что он больше по размеру. Строение частично врезано в гору, его ширина составляет приблизительно сорок метров. Главной его составляющей являются три большие террасы, украшенные рядами колонн из белого известняка, визуально схожие с медовыми сотами. По центру каждой террасы имеется пандус, ведущий наверх. Внутри храма - большое количество помещений, которые являлись святилищами и погребальными комнатами. Главным украшением храма являются многочисленные статуи и сфинксы с лицом царицы, а также древние росписи, изображавшие различные события при правлении царицы. Нижняя терраса примыкает к длинной аллее шириной около сорока метров, на которой посажены мирровые деревья и выставлены песчаные сфинксы. К храму ведут три ступени в виде больших террас. Раньше на этих террасах были разбиты целые сады, высажены деревья, оборудованы пруды.

Царица Хатшепсут стала полновластной правительницей Египта после смерти своего мужа Тутмоса II и с первого года правления начала строительство грандиозных сооружений, в том числе усыпальницы для себя. В результате скальный храм стал самым большим и богатым сооружением того времени. Место для возведения храма было выбрано неслучайно. Благодаря соседству с храмом Ментухотепа, который стал основателем XVIII династии фараонов, Хатшепсут хотела подчеркнуть свое право на трон.

Храм Хатшепсут находится у основания скалы Дейр-эль-Бахри. Фото его легко отыскать в сети Интернет. Этот храмовый комплекс, расположенный в Луксоре, во многом разнится с храмами других властителей Древнего Египта. Гробница царицы Хатшепсут была столь же нетривиальна, как и сама личность и появление на политической и исторической арене единственной женщины-фараона Страны пирамид.

Личность царицы

Царица Хатшепсут — дочь фараона Тутмоса I и его супруги Яхмес, а также сводная сестра и супруга Тутмоса II. Его царствование продлилось около 7 лет, и он успел оставить наследника – Тутмоса III, своего сына от другой женщины. После смерти правителя Тутмос III был еще совсем молод и не мог руководить страной, и Хатшепсут стала регентом при малолетнем правителе. Однако гордость и тщеславие не позволили ей стать всего лишь управляющей, и вскоре женщина провозгласила себя единственной владычицей Египетского государства. И те 15 лет, что она стояла у руля Египта, стали одной из самых впечатляющих страниц в истории правления XVIII династии. Под руководством Хатшепсут проходили успешные военные кампании и Азии и Нубии, а на 9 году ее царствования произошла знаменитая экспедиция из Египта в Пунт (точное местонахождение этой загадочной страны не известно до сих пор, возможно, что это территория современного Сомали). Во время царствования этой мудрой и деятельной правительницы возводилось множество храмов и памятников, совсем немногие из которых пощадило время.

Архитектурные особенности храма

Эта женщина была необычна во всех своих проявлениях, и настолько же оригинален ее погребальный храмовый комплекс в Луксоре. Храм находится на значительном удалении от построек других царей, возведенных в фиванском некрополе. На границе пустыни и плодородной земли был возведен огромный пилон, от которого шла тропа к храму. Сам храм царицы Хатшепсут – это настоящее чудо инженерной мысли, на которое только были способны зодчие Древнего Египта. Он был создан в известняковых скалах Дейр-эль-Бахри и включал три большие террасы, которые располагались одна над другой. На каждой из террас располагался двор, помещения с колоннами и святилища, которые уходили далеко в толщу скалы.


Такое строение храма и его расположение внутри скалы Дейр-эль-Бахри вовсе не случайны. Дело в том, что неподалеку находится похожий храм, построенный фараоном XI династии Ментухотепом Небхепетра. Этого царя считают основателем фиванской династии. Таким образом Хатшепсут выражала почтение и демонстрировала преемственность поколений, доказывая те самым свое законное право на престол Египта.

На стенах храма Хатшепсут в Луксоре изображены рельефы, в полной мере отражающие мироощущение жителей Страны Пирамид. На стенах южной части нижнего портика нарисована доставка обелисков, которые предназначались для постройки храма Амона в Карнаке. На стенах северного портика изображены сюжеты, действие которых происходят в зарослях тростника, ассоциирующегося с Нижним Египтом. Идея объединения Верхних и Нижних земель Египта проскальзывает еще раз на перилах пандуса, который соединяет второй и третий ярусы храма Хатшепсут. Внизу эти лестницы украшены изображением огромной кобры, хвост которой поднимается по верхней части перил. Эта змея — олицетворение богини Уаджет, покровительницы Нижнего Египта. Над ее головой находится изображение Гора – одного из важнейших божеств Верхнего Египта.

Главный сюжет рельефов северного портика храма – история божественного появления на свет царицы Хатшепсут. По легенде, бог Солнца Амон Ра принял облик отца женщины и вошел в опочивальню ее матери Яхмес. Пока она была в положении, боги одарили Хатшепсут твердым характером, столь нужным для управления страной. Завершает композицию сцена божественного рождения правительницы.


Лишив власти своего пасынка Тутмоса III и захватив престол, фараон Египта Хатшепсут так и не сумела освободиться от сомнений по поводу законности своего восхождения на царский трон. И хотя она доказала свою мудрость и способность грамотно управлять страной, традиции велели занимать престол только мужчинам. Именно поэтому женщина изображалась на рисунках в мужских одеждах и с искусственной церемониальной бородкой. И каждая из колонн-портиков храма, возведенного ею, была дополнена статуей правительницы в образе бога Осириса, в белых одеждах, с руками, скрещенными на груди. В них находились символы власти фараона – посох и цеп. Побывав в храме, обязательно сделайте фото этих статуй на память – они словно застыли в веках.

Композиция южного портика второго яруса храма Хатшепсут – это рассказ об известном походе в Пунт. Если верить хроникам, эта затея была настолько масштабной, что жители Пунта, едва увидев войско и флот, тут же сдались без боя и признали свое государство колонией Египта. На стенах храма в Дейр-эль-Бахри эта кампания изображена в мельчайших подробностях.

По сторонам от портиков были возведены святилища Анубиса – покровителя загробной жизни, и Хатхор – древнеегипетской богини любви. Само место Дейр-эль_Бахри издревле было посвящено Хатхор. Оба святилища включают 12 гипостильных залов и множество ритуальных помещений, уходящих далеко в скалу.


Верхняя часть храмового комплекса посвящена богам, подарившим жизнь и землям Египта, и его правителю. Здесь находится сердце постройки – святилище Амона Ра, главная часть храма в Дейр-эль-Бахри.

Посмертная судьба женщины-фараона

Хатшепсут не жалела ни времени, ни средств на строительство своего храма. Грандиозный замысел, по которому возведен этот погребальный дворец, принадлежит архитектору Сененмуту, фавориту царицы. Его изображения также встречаются на стенах храма.

После того как эта великая женщина умерла, трон вновь перешел к Тутмосу III, люто ненавидевшему Хатшепсут за то, что она отняла у него престол на долгих 15 лет. Он приложил все усилия, чтобы стереть из памяти людей и из истории все упоминания о ней. Мумия Хатшепсут долгое время считалась пропавшей, пока в 2007 году не была случайно обнаружена в Каирском египетском музее.

Несмотря на это, заупокойный храм царицы Хатшепсут оставался важнейших религиозным центром. Здесь были захоронены знатные фамилии жрецов, сюда приводила больных людей, желающих исцелиться, вера в святость этого места. И сегодня на стенах храма можно встретить надписи с просьбами исцелить от болезней.

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри

За полторы тысячи лет до новой эры у подножия Фиванских скал развернулось строительство храма, равного которому еще не знал Древний Египет. Главной вдохновительницей этого невиданного святилища была египетская царица Хатшепсут, незадолго до этого сумевшая отстранить от власти своего мужа Тутмоса III и стать, таким образом, первой в истории Египетского царства женщиной-фараоном. Кстати, чтобы подтвердить свой статус фараона, Хатшепсут даже стала демонстративно носить искусственную бороду (символ царской мудрости), ходила с открытым торсом, как подобает представителям сильного пола, и одевалась в мужское платье.

Жрецам волей-неволей пришлось назвать царицу «женским Гором», что, должно быть, повергло в изумление всех жителей страны Нила, ибо подобное явление было фактом неслыханным для династической традиции Египта. После этой метаморфозы слово «величество» обрело совершенно иную форму, а обычаи двора были изменены таким образом, чтобы они могли подходить к правлению женщины. А уж честолюбия Хатшепсут было не занимать. Достаточно увидеть надпись на одном из обелисков царицы, смысл которой сводился к следующему: «Вы (подданные) будете возвещать ее слово, вы будете послушны ее велению. Тот, кто будет воздавать ей поклонение, будет жить, кто кощунственно будет дурно отзываться о ее величестве – умрет».

Итак, после того как партия энергичной царицы обрела могущество, а она сама стала играть ведущую роль в государстве, ею были предприняты грандиозные преобразования, в числе коих оказалось и сооружение ступенчатого храма по проекту, сделанному лучшими архитекторами того времени – фаворитом царицы Сенмутом, его преемником Инени и мастером Тутии, который делал двери из сплава золота и серебра. Особое внимание Хатшепсут уделяла планировке святилища. Она видела в нем настоящий рай Амона, чьи террасы представлялись ей «миртовыми садами чудесной страны Пунт, изначального жилища богов».

Храм поднимался из долины тремя террасами до уровня возвышенного двора, примыкавшего к высоким желтым скалам, где высекалось имя и изображение божества. На второй террасе располагалась обширная колоннада, которую можно было увидеть с дальнего расстояния. Все три террасы, или ярусы, соединялись широкими пандусами. Размеренный ритм многократно повторенных светлых колонн особенно подчеркивался на фоне темных скал. Но особое значение придавала Хатшепсут миртовым деревьям, которые следовало высадить на всех просторных террасах. Такие деревья росли только в южной стране Пунт, славившейся богатством, роскошью, экзотическими животными и растениями. Туда и отправила царица экспедицию во главе с приближенным казначеем Нехси, в сундуках которой должны были храниться дары благословенной страны.

Не считая множества меновых товаров, флот из пяти судов вез большую каменную статую царицы, которую предполагалось воздвигнуть в Пунте. Благополучно достигнув одной из южных границ Египта, экспедиция прибыла к месту назначения, где была дружелюбно принята вождем страны и его приближенными. После того как послы вручили им подарки, корабли загрузились щедрыми дарами. Как свидетельствует летопись, среди них были «груды миртовой смолы, свежие миртовые деревья, черное дерево, чистая слоновая кость, ладан, павианы, мартышки и шкуры пантер. Никогда и ничего подобного не привозилось ни одному царю, жившему на севере».

Обозрев привезенные дары, царица тут же принесла часть их в жертву Амону. Огромные груды мирры и внушительные кольца менового золота были тщательно взвешены и употреблены по назначению. Собрав всех своих фаворитов, Хатшепсут напомнила им про оракул Амона, который повелел ей «устроить для него Пунт в его доме и в его саду», и сообщила, что исполнила высочайшее повеление, которое было ей явлено в минуты божественного откровения.

Для всех главных исполнителей нашлось свое место в рельефах на стенах храма. Сенмуту было даже позволено изобразить себя на одной из стел храма молящимся о царице – честь необычайная!

Ступенчатый храм, выстроенный Хатшепсут, надо полагать, не только во славу Амона, представлял собой, по сути, новое явление как в архитектуре, так и в расположении царской гробницы и храма при ней. Дело в том, что к началу Нового царства, которое открыли правления деда Хатшепсут Яхмоса I и ее отца Тутмоса I, фараоны уже понимали, что никакие предосторожности не спасают усыпальницу от разграбления; вот почему к этому времени египетские правители практически перестали сооружать всякие пирамиды – как большие, так и малые. Именно в целях безопасности еще Тутмос I отделил гробницу от стоявшей перед ней молельни, чтобы держать место погребения царя в тайне. Как свидетельствует летопись, тот же архитектор Инени говорил, что он один наблюдал за высеканием пещерной гробницы его величества, так что «никто не видел и не слышал». По новому расположению усыпальница по-прежнему находилась позади молельни (храма), который продолжал оставаться на востоке от гробницы. Но теперь оба места были разделены скалами. Кстати говоря, долина, которая ныне известна как Долина Царей, за несколько сотен лет заполнилась богатейшими усыпальницами преемников Тутмоса и продолжала оставаться кладбищем не только для царей XVIII, но и XIX и XX династий. В ней было высечено более сорока гробниц фиванских царей.

Расположенное террасами святилище Хатшепсут было, следовательно, ее погребальным храмом, посвященным также и отцу царицы, Тутмосу I. Сама же гробница правительницы была высечена в пустынной долине. С ее восточной стороны сразу позади расположенного храма на скалу круто спускается проход, оканчивающийся рядом покоев, в одном из которых находился саркофаг самой царицы, а в другом – саркофаг Тутмоса I. Впрочем, все эти предосторожности не помогли сохранению царских святынь. Оба саркофага были расхищены еще в древности, и археологи, открывшие их уже в новые времена, не обнаружили никаких останков двух фараонов.

И еще одна уникальная примета ступенчатого храма Хатшепсут. Это великолепные белоснежные колонны, поднимающиеся над нижним ярусом. Зрителей, которые видят их издали, несомненно, поразит удивительное чувство пропорций и естественное расположение этих архитектурных деталей. Кстати, архитектура колоннады храма полностью противоречит утверждению, согласно которому искусством расположения внешних колонн впервые овладели греки, а египтяне умели достигать их гармонии только внутри здания. Общая конфигурация храма свидетельствует и о поразительном умении строителей соединять величие природы с рукотворным материалом.

Кроме колоннады ступенчатого храма, сохранившейся до наших дней, можно увидеть и знаменитые обелиски Хатшепсут – игольчатые стелы, стремительно вознесенные к небу. Царица выбрала для них не совсем обычное место, а именно – зал Карнакского храма возле Фив, где некогда ее муж, Тутмос III, был провозглашен фараоном «по повелению Амона». Эти обелиски, высеченные из цельных каменных глыб, были покрыты драгоценными металлами (над чем потрудился архитектор Тутии) и по тем временам считались величайшими сооружениями, которые когда-либо воздвигались в Египте. Царица с гордостью описывала их красоту: «Вершины обелисков сотворены из лучшего сплава золота и серебра… Их лучи затопляют Обе Страны, когда солнце восходит между ними, поднимаясь на горизонте неба». Высота обелисков достигала сорока метров, а вес каждого из них составлял около трехсот пятидесяти тонн.

Легендарная женщина-фараон правила страной больше двадцати лет, после чего погибла при невыясненных обстоятельствах. Власть снова перешла в руки ее мужа, Тутмоса III. Восстановив себя в правах, царь сполна рассчитался за былые обиды, отнесясь к памяти покойной супруги совсем уж по-варварски. Имя Хатшепсут было стерто со всех стен ступенчатого храма, уничтожены изображения и рельефы, повествующие о деяниях царицы. Та же участь постигла и приближенных царицы, в том числе архитекторов Сенмута, Инени, Тутии и визиря Ханусенеба, чьи имена украшали гробницы и обелиски.

В какой-то мере Тутмоса III можно понять. Прирожденный воин, мечтавший покорить мятежные азиатские племена и добыть славу Египту, он, будучи отстраненным от управления страной, вынужден был заниматься таким, по его мнению, ребячеством, как воскурение фимиама перед Амоном, или сооружением святилищ в честь властительной супруги. Впрочем, все свои воинственные планы Тутмос III вполне реализовал после того, как снова занял трон.

И все же, как ни старался мстительный супруг, память о Хатшепсут он стереть так и не смог. Свидетельство тому – ступенчатый храм и обелиски, которые, несмотря на обезображенный вид, до сих пор поражают своим величием, неземной красотой и смелостью воплощения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги В стране фараонов автора Жак Кристиан

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

13. Библейский храм Соломона и храм Святой Софии в Стамбуле При совмещении библейской и европейской истории, царь Соломон накладывается на византийского императора Юстиниана I, якобы VI века. Он «восстанавливает» знаменитый храм Святой Софии в Царь-Граде. Совмещаются Храм

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде и храм Соломона в Иерусалиме Большой храм Софии, Малый храм Софии и храм Святой ИриныСтоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии, во-первых, не самый древний в городе, а во-вторых, его правильнее было бы называть Большим

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Загадки царицы Хатшепсут

автора Носовский Глеб Владимирович

3. Большой храм святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

3.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм святой Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним ГЛАВНЫМ храмом города. А во-вторых, его правильнее было бы называть Большим храмом Святой Софии,

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

6.4. Опала неукротимой царицы и колебания правителя, желающего и в то же время не желающего ее казни Могущественный царедворец против опальной царицы Напомним, что «античная» Мессалина проиграла в борьбе против Клавдия. Влиятельный царедворец Нарцисс, вставший на ее пути,

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри За полторы тысячи лет до новой эры у подножия Фиванских скал развернулось строительство храма, равного которому еще не знал Древний Египет. Главной вдохновительницей этого невиданного святилища была египетская царица Хатшепсут,

Из книги Египет. История страны автора Адес Гарри

Храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри Пожалуй, самый известный памятник эпохи Хатшепсут - ее поминальный храм в Дейр эль-Бахри, на западном берегу Нила, напротив Фив; многие считают этот храм прекраснейшим сооружением Древнего Египта. На основе ниспадающего каскада утесов

Из книги Хатшепсут, Нефертити, Клеопатра – царицы Древнего Египта автора Басовская Наталия Ивановна

Наталия Басовская Хатшепсут, Нефертити, Клеопатра – царицы Древнего Египта * * *Древний Египет – одна из древнейших человеческих цивилизаций. Ее неугасимый свет очень важен для мировой истории. Египетские пирамиды – это своего рода послание ушедшего мира, адресованное

автора Носовский Глеб Владимирович

7. Большой храм Святой Софии в Царь-Граде - это храм Соломона в Иерусалиме 7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

7.1. Большой храм Софии, малый храм Софии и храм Ирины Стоящий сегодня в Стамбуле огромный храм Святой Софии - по-турецки Ayasofia - является, во-первых, не самым древним главным храмом города. А во-вторых, его правильнее называть Большим храмом Святой Софии, поскольку

Из книги Герои русского броненосного флота автора Шигин Владимир Виленович

Бой с «Перваз?Бахри» Отделившись от эскадры контр?адмирала Новосильского, «Владимир» под флагом начальника штаба Черноморского флота, описав дугу по Черному морю, взял курс на встречу с эскадрой Нахимова. 5 ноября с рассветом «Владимир» подошел на вид Анатолийского

автора Мюррей Маргарет

Из книги Египетские храмы. Жилища таинственных богов автора Мюррей Маргарет

Ущелье Дейр эль-Бахри на западном берегу Нила - своего рода монументальная сцена для перехода царицы Хатшепсут в загробный мир. Его известняковая, почти 100-метровая крутая стена - словно роскошный складчатый занавес, на фоне которого в XV в. до н.э. был выстроен - точнее, встроен в природную стену - поминальный храм Хатшепсут. Этот храм считается прообразом Парфенона и других зданий классической античной архитектуры.

СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА

Сама Хатшепсут назвала возводимый ею храм «Джесер джесеру» - «Священнейший из священных», что исчерпывающе объясняет его основную сакральную концепцию.

Хатшепсут (1490/1489-1468 гг. до н.э., 1479-1458 или 1504-1482 гг. до н.э.), женщина-фараон XVIII династии Нового царства, посвятила свой поминальный (заупокойный) храм верховному богу Древнего Египта Амону-Ра. Сохранился папирус, в котором она при начале строительства называет бога своим отцом. Когда храм был построен, она стала его верховной жрицей с титулом «супруга Амона». Главным архитектором храма, непосредственно руководившим и всеми работами на месте, был Сененмут (Сенмуг) - доверенное лицо и, по некоторым сведениям, близкий личный друг вдовствующей царицы.

Храм был задуман им как величайшее строение, этот план был осуществлен в полной мере и блестяще. Сегодня он предстает перед нами уже не полностью в своем первозданном виде: сыграли свою роль катастрофические катаклизмы минувших эпох, конечно. Но началось все гораздо раньше, с одной сугубо семейной драматической истории. Хатшепсут стала фараоном после смерти своего супруга и брата Тутмоса II в 1490 г. до н.э. Двенадцатилетний Тутмос III (сын фараона от наложницы Исиды) был провозглашен «единоличным» фараоном, а Хатшепсут - регентом при нем. Через полтора года жрецы провозгласили Хатшепсут полноправным фараоном. Когда Тутмос подрос и после смерти Хатшепсут вернулся на трон, он стал жестоко мстить мачехе - узурпатору власти, как он полагал. Уничтожались все ее изображения или стирались лица на них и все упоминания о царице на картушах, ее имя заменялось именами Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III.

Это самая распространенная версия поведения Тугмоса III. Есть и альтернативное мнение историков на этот счет: юноша Тутмос мстил не по собственной инициативе, а был марионеткой в руках интриганов- чиновников, считавших легитимной только власть мужчины, хотя и до Хатшепсут в истории Египта были женщины-фараоны. Но столь влиятельной и блестящей правительницы, совершенно точно, не было: Египет при ней процветал. Храм царицы - лучшее воплощение этого факта. Чтобы представить, каким он был, мало видеть его, надо и включить воображение. Это позволяют сделать исследования археологов, продолжающиеся и по сей день.

Начинался храм от пилона, за которым шла дорога процессий, по бокам которой стояли раскрашенные статуи сфинксов. У стен храма зеленел и цвел сад из деревьев и кустарников, привезенных царицей в кадках из страны Пунт. Среди деревьев были вырыты два бассейна Т-образной конфигурации. Сам храм был вырублен в скалистой стене, словно вырастая из нее. Основа его конструкции - три огромные террасы, ступенями расположенные одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые гипостильные помещения - портики, за ними находились уходящие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединяли пологие площадки-пандусы для въезда колесниц. Всего в храме было установлено около 200 статуй, 140 из них - в образе сфинксов. Царица представала и сфинксом, и в «осирическом» облике, и как фараон - в белом мужском одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых держала царские скипетры, на подбородке у нее была узкая полоска накладной бородки, какую носили фараоны-мужчины.

Рельефные композиции первого яруса представляют многофигурные красочные сцены из истории объединения египетских земель. Второй ярус посвящен личности действующего правителя, Хатшепсут, ее высокому происхождению и взаимоотношениям с богами, разумеется, относящимися к ней с покровительственной благосклонностью, что сулило дальнейшее развитие государства и благоденствие всех его подданных. Там присутствовал кардинально важный для царицы мифический сюжет: Амон входит в покои Яхмес, матери Хатшепсут, в облике ее земного мужа, следовательно, она, Хатшепсут, - действительно дочь самого Амона.

МЕСТО ДЛЯ ДРУГОЙ ЖИЗНИ

Во всех поминальных храмах, что строили египетские фараоны, сразу за духовной составляющей следовали рациональный смысл и строгие инженерные расчеты вкупе с чисто эстетическими соображениями. Таков и храм Хатшепсут.

Место для храма Сененмут выбирал придирчиво, советуясь с математиками и землемерами. Результатом был выбор точки на условной оси, идущей от Большого храма Амона-Ра в Карнаке, что находится приблизительно в 2,5 км от Дейр эль-Бахри, и заканчивающейся в Долине Царей, где уже были заготовлена гробница Хатшепсут, а это совсем близко от храма.


При всей уникальности храма Хатшепсут его архитектурная концепция не была полностью оригинальной. Отчасти она дублирует конструкцию заупокойного храма Ментухотепа I, основателя XI династии, в правление которого в середине XXI в. до н.э. в стране был восстановлен порядок после 200 лет междоусобиц. От храма-предшественника мало что сохранилось, но по рисункам-реконструкциям археологов начала XX в. можно видеть, что оба храма имеют между собой нечто общее: например, те же ступенчатые террасы, крытые колоннады, и пандусы, да и общие пропорции сходны. Правда, над храмом Ментухотепа было еще и пирамидальное навершие. Некоторые исследователи находят в храме Хатшепсут аллюзии на террасный заупокойный храм царицы Яхмес-Нефертари в Абидосе. Эти факты лишний раз доказывают: даже заимствованная идея, оплодотворенная вдохновением творца (а Сененмут был творцом большого масштаба), может превзойти взятый для подражания образец.

Основная ось храма была установлена по азимуту 116°. В дни зимнего солнцестояния ось выравнивается с точкой восхода. Солнечный свет проникает через отверстие на крыше святилища Амона к задней стене часовни, после чего движется вправо, падая на одну из статуй Осириса, стоящих с двух сторон у дверей. Потом он перебегает на изображение Амона, а после него - на стоящую на коленях фигуру Тутмоса III, заканчивает сноп света свой путь на фигуре бога Нила Хапи. И еще: в течение 41 дня до и 41 дня после солнцестояния солнечный свет достигает внутренней камеры святилища.

Пандусы храма, выглядящие на первый взгляд как декоративные элементы, делили террасы на северную и южную части, создавая тем самым и дополнительный жесткий элемент каркаса здания: землетрясения в ущелье отнюдь не невозможны.


Строгая иерархия соблюдалась и в том списке богов и людей, которым был посвящен храм. Амон-Ра, его «дочь» и «жена» Хатшепсут, обожествленный реальный отец Хатшепсут фараон Тут- мос I, проводник в загробный мир Анубис, божество с головой шакала и телом человека, и Хатхор-Иментет - имя которой (Хатхор) означает «обитель Хора». Хор - «солнечный» сокол и бог порядка. Хатхор считалась женой Хора, была богиней неба, любви, женственности, веселья и еще защитницей некрополя Фив. Иментет - это Запад, так у древних египтян символически именовался вход в царство мертвых. Хатхор-Иментет встречала умершего у дверей иного мира на Западе, заботилась о нем и не давала в обиду. Изображалась в образе «небесной коровы» - женщины с коровьими рогами на голове. Словом, загробная, другая жизнь Хатшепсут при столь могущественных покровителях обещала быть безмятежной. На террасах храма хоронили верховных жрецов Амона и Монту - покровителя Фив. В греко-римское время в храме рядом с образами Амона были вырезаны изображения двух обожествленных персон - архитектора и целителя Имхотепа и архитектора Аменхотепа, сына Хапу. И к стенам храма за надеждами на исцеление и защитой стали тянуться люди. На стенах храма сохранились надписи с мольбами об избавлении от страданий хотя бы в загробной жизни.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

  • Вход-пилон.
  • Пандусы.
  • Террасы.
  • Крытые первый и второй дворы.
  • Колоннада верхнего уровня
  • Часовни Хатхор.
  • Нижняя и верхняя часовни Анубиса.
  • Часовни Хатшепсут и Тутмоса I.
  • Святилище Амона.
  • Гробница Сененмута.
  • «Осирические» скульптуры, сфинксы и другие артефакты из храма - в Луксорском музее древностей, Египетском музее в Каире, Египетском музее в Берлине и Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

  • Современное арабское название ущелья Дейр эль-Бахри, в котором расположен храм, по-арабски означает «Северный монастырь»: в период раннего христианства здесь стоял коптский монастырь, от которого не осталось следов.
  • До сих пор неизвестно, где находилась «страна Пунт» - «Земля Богов», куда совершали военные и мирные походы многие египетские фараоны, в том числе и Хатшепсут, которая привезла оттуда саженцы деревьев и кустарников для украшения своего храма. Основные гипотезы называют такие страны - Эфиопия, север Сомали, Зимбабве, Кения. Более отдаленная от Египта Индия тоже фигурирует в подобных предположениях. Российские египтологи допускают, что страна Пунт могла находиться и в Причерноморье, а именно: в долине Колхиды. Гипотезы строятся на таких ключевых интересах египтян, которые заставляли их совершать походы в Пунт: растительность, благодаря которой можно получать ладан и мирру, благовония, пряности и морской берег. Но ни одна из гипотез не была убедительно доказана. И все же, учитывая не слишком великие навигационные навыки египтян и длительность морского путешествия, наиболее вероятное местонахождение загадочного Пунта - побережье между современными Эфиопией, Эритреей, Джибути и Сомали.
  • Долгое время было неизвестно, где похоронена Хатшепсут: две ее официальные гробницы оказались пусты. В 1903 г. археолог Г. Картер в Долине Царей вскрыл гробницу KV 60 с двумя мумиями женщин. Одна из них, это было написано на саркофаге, носила имя Сатра Инн. Это была знатная дама, близкая к царице, возможно, ее няня в детстве. Вторую мумию опознать не удалось, на саркофаге надписей не было. Предположений, что это Хатшепсут, даже не возникло: мумия при жизни была полнотелой женщиной, а все изображения царицы представляли ее стройной. Потом первую мумию отправили в музей, запечатав гробницу. Мумия осталась лежать на полу, ее саркофаг забрали. Вернулись к ней только в 1989 г., вдруг вспомнив, что правая рука мумии лежала на груди, прикасаясь к сердцу. В такой позе хоронили только монархов. В 2007 г. были проведены генетические исследования. Сравнивались ДНК эпителия мумии и праха бабушки Хатшепсут Яхмос Нефертари. Выводы экспертизы подтвердило томографическое сканирование, доказавшее, что зуб, найденный в шкатулке с картушем Хатшепсут в 1880 г., тот самый, который отсутствовал у «полной» мумии. И было объявлено: эта мумия - останки Хатшепсут. Что касается изящества статуй, то тут все объяснимо: облик сильных мира сего художники приукрашивали и в древние времена.
  • Неизвестно точно и то, почему Анубису в храме Хатшепсут посвящено две часовни - на нижнем и верхнем уровне. Можно лишь догадываться, что так подчеркивалось: Анубис - на страже от начала до конца перехода царицы в загробный мир.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Исторический и архитектурный памятник Древнего Египта на западном берегу Нила.

Историческое название региона: Верхний Египет.

Административная принадлежность: современный египетский город Луксор.

Время строительства: приблизительно 1482-1473 гг. до н.э.

Язык: арабский.

Денежная единица современного Египта:египетский фунт.

Ближайший аэропорт: Луксор (международный).

ЦИФРЫ

Высота храма: ок. 30 м.

Длина: 240 м.

Ширина: до 100 м.

Ширина дороги процессий: 37 м.

Изначальное количество скульптур в храме: ок. 200.

Высота над у. м.: 107 м.

КЛИМАТ

Тропический пустынный.

Средняя температура января: +14,4°С.

Средняя температура июля: +33,2°С.

Среднегодовое количество осадков: 2,65 мм (утренняя роса).

Гиды в Египте бывают разные и если, когда мы ездили на экскурсию в Каир и Александрию, с нами был замечательный молодой человек, который рассказывал об истории и культуре страны с такой любовью и упоением, то поехав в Луксор — в город, считающимся единственным городом в мире, где в одном месте собрано столько исторических и древних ценностей, с гидом нам не повезло.

Большей частью мы были предоставлены сами себе и осматривали достопримечательности самостоятельно. Среди нас была женщина, пенсионного возраста, в руках у неё была книжечка, по которой она сверяла то, что видела вокруг. Я поняла, что прежде чем поехать в страну, она изучила, интересующую её информацию и согруппники толпились вокруг неё, чтобы что-то спросить.

Спустя какое-то время я поняла, что наверное все же интереснее сначала узнать о стране, храме, историческом месте, а потом увидеть. Да, когда читаешь, не представляя себе конкретное место, возможно это не совсем интересно. Но когда в дальнейшем буквы и картинки накладываются друг на друга получаются занимательные вещи.

И тогда не страшно, что ваш гид больше заинтересован тем, чтобы отвести вас на алебастровую фабрику или в магазин папируса. Вот поэтому я хочу кратенько рассказать о том, что представляют собой храмы в Луксоре и люди в честь которых они построены.

Царица Хатшепсут (правила ок. 1489—1468 до н. э.) известна как первая женщина- фараон Нового царства Египта.

Хатшепсут была дочерью фараона Тутмаса I и царицы Яхмес. Еще при жизни отца она стала верховной жрицей и «супругой бога Амона», что в значительной мере помогло ей впоследствии взять власть в свои руки и стать фараоном.

После смерти отца Тутмаса I, Хатшепсут вышла замуж за единокровного сводного брата Тутмаса II (отцом был фараон Тутмас I, а матерью второстепенная царица Мутнофрет). В этой чете Хатшепсут считалась выше по происхождению, так как была чистокровной царицей. Считается, что и при жизни Тутмаса II, она держала празды правления в своих руках.

Правил Тутмас II неполных 4 года и умер молодым от какой-то болезни. В браке у Хатшепсут родилось две дочери — Нефрура и Меритра, поэтому на престол после смерти Тутмаса II взошёл его сын (матерью была наложница Тутмаса I — Исида) - 12 летний Тутмас III. В одних источниках Хатшепсут, представляют как тетку, отстранившую от власти племянника, в других как мачеху, правившую вместо своего пасынка. Но то, что Тутмас III был сыном её мужа Тутмаса II остаётся фактом.

Правила царица Хатшепсут 20-22 года. При жизни обладала титулами «Великая жена царя», т.е главная жена царя и «жена бога Амона» . Правление Хатшепсут отличалось от правления . Её деятельность была направлена больше на строительство, чем на военные действия, что негативно стало сказываться в конце её правления, так как ранее покорённые народы почувствовав волю, начали избавляться от египетского господства, что начал быстро исправлять после смерти царицы Хатшепсут следующий фараон, отстраненный от правления на 20 лет — Тутмас III, признанный самым воинственным фараоном Египта. Что тоже говорит о незаурядных способностях царицы Хатшепсут, если она могла удерживать власть в своих руках несмотря на такого сильного "противника".

Есть разные мнения о взаимоотношениях Хатшепсут со своим пасынком (кузеном, племянником).

Отступление : учитывая, что в египетских царских династиях присутствовало сильное кровосмешение, то отчасти все указанные виды родства присутствовали между этими двумя фигурами.

Одни источники говорят, что Тутмас III был полностью отстранён от правления страной, другие свидетельствуют о том, что в период правления царицы Хатшепсут, Тутмас так же допускался к управлению страной.

Несмотря на то, что деятельность царицы Хатшепсут было направлено на мирное строительства страны, тем не менее существуют свидетельства, говорящие о том, что по крайней мере два военных похода в её царствования предпринимались, один из которых она возглавляла лично.

Приняв титул фараона, Хатшепсут стала носить мужские одежды и накладную бороду. Все атрибуты присущие фараону присутствовали в её образе. Несмотря на мужской образ, который должна была принять Хатшепсут, царица продолжала себя называть самой прекрасной женщиной и об этом свидетельствуют записи на стенах её храма. Так же царица отказалась от такого царского титула как «могучий бык».

В период правления царицы Хатшепсут Египет был процветающей страной; были восстановлены многие, ранее разрушенные завоевателями, памятники, построен Карнакский храм, особой гордостью являлся храм в Дейр-эль-Бахри, который был построен в течение 9 лет. Страна процветала и в экономическом плане, велась активная торговля, устанавливались классические рабовладельческие отношения.

Царицей Хатшепсут была снаряжена большая экспедиция в страну Пунт (на сегодняшний день точно не известно её место нахождение). С Пунтом Египет и ранее торговал, но затем отношения были прерваны. Царица Хатшепсут восстановила эти отношения и закупала в Пунте большое количество миррового дерева, древесину чёрного дерева, шкуры экзотических животных, ручных обезьян, благовония, золото, рабов и другие вещи.

Умерла Хатшепсут (как на сегодняшний день установили учёные) от болезни (опухоль кости, рак печени, осложненный диабетом), было великой царице более 50 лет, предполагают, что возможно причиной послужило и то, что она пользовалась лекарствами и косметическим средствами в состав, которых входили канцерогенные вещества, которые и отравили организм.

Похоронена Хатшепсут была в долине цариц, но при раскопке гробницы саркофаги, которые могли принадлежать царице были пусты. И только в 2007 году одна из мумий, находящаяся в Каирском музее была идентифицирована как тело царицы Хатшепсут.

Туристы, приехавшие в обязательно посещают Поминальный храм Царицы Хатшепсут, расположенный в Дейр-эль-Бахри. Храм этот в древности назывался Джесер Джесеру и означал «священнейший из священных». Храм состоял из трех крупных террас, в котором была аллея сфинксов и колоссальные статуи царицы. В древности вокруг храма был разбит зелёный сад и Т-образные бассейны.

Мощь и красота храма поражает и сегодня, удивительно смотрится храм, высеченный из скалы. На сегодняшний день не всё восстановлено, но даже имеющееся позволяет представить всю грандиозность и масштабы храма Хатшепсут. Храм был построен не только в честь царицы, но и был посвящен Амону-Ра, а так же Анубису, являющемуся проводником в загробный мир и великой защитнице умерших — Хатхор Иментет.

В горах, недалеко от строительства храма располагалось жильё мастеров, ведущих строительство и рабов.