Подъем на гору мусса-ачитара. Мусса ачитара Как добраться до домбай горы мусса ачитара

Спуск с Мусы-Ачитары. Домбай. Март 2003

Дело было в Домбае в конце февраля - начале марта. Приходим мы с Саньком на гору, ну всё, думаем, надоели эти укатанные склоны, пойдём на целину. Находим то кафе, куда посоветовали обратится по поводу сопровождающего, чтобы осуществить так называемый фрирайд с гидом. А этот Абрек Хафизович (имя вымышленное) говорит, мол, некогда ему сегодня, кто-то там приезжает, ну и сидит дальше бухает в компании с такими же своими абрек-хафизовичами.

А стоит это удовольствие 100 баксов за группу, в группе – порядка 10 человек. Ну, мы, расстроенные, вышли восвояси. Отпуск кончается, погоды хорошей может и не быть.

Выходит, за нами из кафе парень.

“Поехали, - говорит, - с нами, мы вчера с гидом ходили, а сегодня сами идём группой из 5 человек, присоединяйтесь, рации у нас есть, телефоны тоже”

Ну, мы конечно согласились.

С ратрачником договориться не удалось. Поэтому поднялись на пятой очереди, а дальше пешочком на Мусу-Ачитару. Где-то минут 40 поднимались на вершину.

Там открылись такие виды сумасшедшие, аж дух захватывало: Эльбрус, главный кавказский хребет, Домбай-Ульген, пик Инэ совсем другой сверху, зуб Суфруджу, Белалакая, Сулахат, Семёнов-Баши.

Нафоткались, пошли траверсом по хребту. Ботинки скользят по камням, которых не видно под “пухом” – страшно: справа склон 50-55 градусов, сорвешься – не зацепишься, слева – стенка, тоже крутая.

И вот, последний пупырь перед спуском в Гоначхирское ущелье изображен на этой фотке. После него слева – вниз!

В этом спуске было всё, кроме лавин - мягкий-мягкий “пух”, два естественных трамплина по 2м и 5м, потеря девушкой сноуборда, терпимый лесок с деревьями, лежащими поперек склона, жесткий бэккантри с камнями и трамплинами и, конечно, перекус с коньяком – настоящий фрирайд.

Сначала долго ехали по целине, потому что сноубордисты долго фотографировали каждого, приходилось всех ждать. Прыгнули с 2-метрового трамплина – кайф! Потом девушка Лена уехала вперед и остановилась, чтобы подождать остальных. Я подкатываю к ней, а она стоит, доску отстегнула от ног (жалко ски-стопов нет у досок). Доска, значит, медленно, как бы прощаясь, скользит вниз. Я как заору (именно так): “Доска!.. доска уходит!” Но все тщетно: за ней был сразу перегиб, остался только след, еле приметный.

Потом один из бордеров решил прыгнуть с 5-метрового трамплина. Разогнался мало и в последний момент, в самый момент отрыва, раздумал. Крутануло его неслабо. Пару раз перевернулся и упал на голову. Но за счет вращения сохранил себе шею. Встал, как ни в чем не бывало и поехал дальше.

Денис, наш лидер, поехал по следам уехавшего сноуборда, через несколько перегибов нашел-таки его (тот застрял в кустах). Там уже начинался лесок. Вот радости было у нас всех: не надо девушку доставлять вниз непонятными способами. Она со своим парнем сели на одну доску и с трудом доползли-доскользили до места застревания сноуборда.

Лесок с большими и маленькими буграми прошли быстро и весело, обгоняя и подрезая друг друга. После чего устроили обед на солнышке, который состоял из сникерсов, орехов, сухофруктов (курага, чернослив, изюм) и коньяка.

Потом пошёл жесткий backcountry. Через бревна да по камням, очень круто (в прямом смысле) и узко, да ещё деревья кругом – не разгонишься, да и без разгона хватало экстрима.

Лыжи и борды постарели, наверное, на год, если не больше, но зато такое несравнимое удовольствие не получишь нигде, кроме как на фрирайде. Это вам не то, что “смотреть как сохнет краска” или кататься по укатанным трассам.

Спустились все мокрые от напряжения и удовольствия!

Потом выбрались на дорогу, кое-где протаенную до асфальта. Бордеры пошли пешком, а мы, лыжники, поехали коньковым ходом по дороге. Под уклон вообще просто толкались палками. Добрались до главной дороги, ведущей в Домбай, поголосовали, остановили “УАЗик”, за полтинник и доехали до посёлка.

Солнце уже садилось.

В самом сердце величественных гор седого Кавказа раскинулся один из старейших туристических и альпинистских центров нашей страны. Это Домбай - горнолыжный Эдем, расположенный в заповедном уголке Карачаево-Черкесии. Невероятные по своей красоте ландшафты Северного Кавказа, чистейший горный воздух и изумительные условия для активного отдыха манят туристов со всех уголков России, а также ближнего и дальнего зарубежья.

Современный курорт Домбай - уникальный центр альпинизма и горнолыжного спорта, место проведения соревнований международного уровня, значимых мероприятий культурной и спортивной жизни страны.

Расположение курорта

Домбайская поляна - межгорная котловина на высоте 1620 метров над уровнем моря - место, где находится Домбай. расположен в бассейне горной речушки Теберды, на территории национального Тебердинского заповедника. Высокогорная долина уютно примостилась у подножия Главного где сливаются воедино воды рек Домбай-Ульген, Аманауз и Алибек.

Поляна окольцована цепью причудливых заснеженных вершин с необыкновенно поэтичным названием - Домбай-Ульген (в переводе с карачаевского - убитый зубр), Сулахат - спящая девушка, полосатая скала Белалакая, Джугутурлючат (место обитания туров), Пик Инэ, воспетый Визбором величественный Эрцог.

Благодаря мягкому климату и удачному географическому положению в Домбае всегда прекрасная погода: массивные горные склоны защищают курорт от ветров, а солнце озаряет долину более 320 дней в году. Обильные снегопады и устойчивый снежный покров определяют продолжительный горнолыжный сезон, длящийся с ноября по май.

Домбай - горнолыжная Мекка Северного Кавказа

Солнечный край сказаний и легенд - удивительный Кавказ - издавна манил путешественников, исследователей и альпинистов. Начиная с 20-х годов прошлого столетия, Домбайская поляна получает развитие в качестве центра туризма и горнолыжного отдыха. Сегодня Домбай - горнолыжный курорт, стремительно развивающий свои возможности и инфраструктуру. Условия катания здесь приближены к альпийским курортам: современные зимние трассы, протяженностью более 20 километров, разветвленная сеть подъемников, высокий уровень сервиса, и главное достоинство - дикая, нетронутая красота окрестных гор.

Горнолыжные трассы курорта

Горнолыжные трассы в Домбае берут свое начало на высоте более 3 тысяч метров на вершине монументального хребта Мусса-Ачитара. Система склонов различного уровня сложности и протяженности подойдет как для новичков, так и для асов горнолыжного спорта. Трассы, согласно принятой системе классификации, условно разделены на «зеленые» (простые склоны для начинающих), «синие» (средний уровень сложности) и «красные» - для уверенных в своих силах профи.

Основная зона катания проложена на высоте 2600-3012 метров и отличается ровным спокойным рельефом. Для детей и совсем «зеленых» новичков подготовлены простейшие пологие склоны, так называемые «лягушатники», оборудованные

Любителям пощекотать себе нервы и профессиональным спортсменам крутые уклоны северной части Мусса-Ачитара и ущелья Гоначхир предлагают широкие возможности для фрирайда. Поклонников хели-ски ожидает головокружительное катание по нетронутым склонам с вершин Семенов-Баши и ледника Алибек, куда экстремалов забрасывает местный вертолет. Для катания в поздние часы на курорте предусмотрено ночное освещение трасс.

Система подъемников Домбая

Домбай - горнолыжный комплекс, который обслуживают несколько систем подъемников:

  • Пять очередей канатно-кресельной дороги, построенных еще в 70-80 годы XX века. В основную зону катания доставляют четвертая и пятая очереди канатки. Четвертая очередь ведет к так называемой «поляне Мусса» на высоте 2,5 км. Отсюда пятая парнокресельная канатка доставляет туристов на гребень хребта.
  • Восьмиместный гондольный подъемник.

  • Новый комплекс который включает в себя шести- и четырехместную креселки, доставляющие лыжников и сноубордистов на высоту до 3200 метров.
  • Югославская канатная дорога протяженностью 1700 метров.
  • Канатно-маятниковая дорога, включающая два вагончика вместимостью до 40 человек, поднимающая экскурсантов и лыжников на высоту 2260 м.
  • Сеть бугельно-буксировочных дорог, обслуживающих тренировочные склоны.

Достопримечательности курорта

Самая главная достопримечательность этого края - окружающее великолепие природы Тебердинского заповедника.Хрустальные горные реки и живописные теснины ущелий, стремительные водопады, холодная красота высокогорных озер - изумительную панораму здешних мест открывает смотровая площадка на вершине Мусса-Ачитара. Отсюда можно наблюдать сияющий в облачной дымке далекий Эльбрус.

Примечательным местом и своеобразной визитной карточкой Домбая является оригинальная восьмиместная гостиница Тарелка, выполненная в форме инопланетного корабля.

На пути к ущелью Аликбек расположено тихое и памятное место - кладбище погибших альпинистов. Сюда приходят, чтобы отдать дань памяти и уважения тем, кто погиб в горах при восхождении или попытке спасти жизнь товарищей. На тропинке, ведущей к могилам, стоит табличка со словами из песни Высоцкого: «Нет алых роз и траурных лент, и не похож на монумент тот камень, что покой тебе подарил...».

Развлечения и экскурсии Домбая

Домбай - горнолыжный курорт, где помимо захватывающего разнообразия трасс гостям предложена масса возможностей активного и разнопланового отдыха. Полюбоваться просторами заснеженного Кавказа можно, совершая прогулку на квадроциклах или в увлекательном сафари на снегоходах. Поклонников острых ощущений не оставит равнодушными возможность совершить ошеломляющий спуск в специальном зорбе, объемном прозрачном шаре.

Отдельного упоминания заслуживают увлекательные путешествия с инструктором на параплане, открывающие незабываемые виды горных ландшафтов с высоты птичьего полета. Уверенным лыжникам можно попробовать свои силы в спидрайдинге - экстремальном сочетании параплана и горных лыж.

На территории комплекса действуют ледовый каток, санный прокат, организованы конные и пешие экскурсии по живописным уголкам Тебердинского заповедника.

Домбай летом и осенью

Заповедный Домбай - горнолыжный курорт, который стоит посетить не только зимой. Восхитительная природа этого края открывает прекрасные возможности для отдыха в летний и осенний периоды. Когда со склонов Кавказских гор сходит снежный покров, альпийские луга Домбайской долины расцветают шелковистым ковром нежных растений. Взору путешественников открываются красоты вековых пихтовых лесов, бирюзовых горных озер, тысячелетних ледников на фоне ясного солнечного неба.

Летом в Домбае особый нежаркий климат, благоприятный для длительных пеших экскурсий. В это время года популярными развлечениями туристов служат горные велосипедные и конные прогулки, восхождения на вершины Кавказа, треккинг. Осенью же природа Теберды зажигается пестрой палитрой золотисто-багряных красок.

Домбай - горнолыжный курорт: цены на подъем и прокат снаряжения

Расценки на услуги подъемника зависят от выбора системы подъема. Так как основные комплексы канатно-кресельных дорог принадлежат разным владельцам, на Домбае отсутствует единый тариф. Для детей и пенсионеров действует скидка 50%.

  • Стоимость однократного подъема по старой канатно-кресельной дороге зависит от очереди и варьируется в пределах от 150 до 250 рублей, дневной абонемент обойдется туристу от 500 до 1000 рублей.
  • Стоимость скипасса на обе очереди нового комплекса канатных дорог составит 1600 рублей за день для взрослого человека. Однократный подъем на каждой очереди оценивается в 500 рублей.
  • Услуги маятниковой канатной дороги горнолыжникам и сноубордистам обойдутся в 200 р., туристам - в 300 рублей за один подъем.

Цена проката комплекта снаряжения для лыж и сноуборда составляет приблизительно 400-450 рублей в день. На территории комплекса можно в том числе приобрести новое оборудование.

Как добраться

Существует несколько способов добраться до уголка Карачаево-Черкесии, где находится Домбай. Горнолыжный курорт расположен в 230 километрах от аэропорта Минеральных вод, и самым простым способом трансфера является авиаперелет. Из аэропорта ежедневно (в лыжный сезон с декабря по март) курсирует автобус, доставляющий туристов до центра поселка. Также можно воспользоваться услугами такси или взять в аренду автомобиль.

Если добираться до горнолыжного комплекса поездом, пунктом назначения можно выбрать вокзалы в Невинномыске, Пятигорске, Нальчике или Минеральных водах. Дорога займет от 24 до 38 часов в пути. От станции до Домбая можно доехать на такси, есть маршруты рейсовых автобусов.

От Москвы до Домбайской поляны курсируют прямые рейсы комфортабельных междугородних автобусов. Также без пересадок можно добраться до места отдыха самостоятельно, то есть на собственном авто.

Заповедные места величественного Кавказа круглый год встречают своих гостей уникальной природой, целебным воздухом и великолепием высокогорных долин. Домбай горнолыжный отзывы туристов единодушно причисляют к самым впечатляющим и красивым курортам нашей страны.

Из переезжаем в Домбай .


О Домбае в последнее время говорят мало. Немодным он стал. Вот Красная Поляна - другое дело. Тут вам и Путин с официальными и прочими визитами. И федеральные программы с цифрами такими, что альпийским курортам не снились. И «Рэдиссон», и «Газпром», и Сочи-2014, и реклама коттеджей на московских перетяжках… Филиал Рублевки, ни дать ни взять.

Только до Куршевеля с Шамони Красной Поляне все равно пока далеко. Да и сезон горнолыжный в окрестностях Сочи коротковат: в конце марта лыжи уже можно зачехлять. А в Домбае катаются до июня, на высотах таких, что дух захватывает. Если главные трассы Красной Поляны расположены на двух с небольшим тысячах метров, то в Домбае высоту 2266 называют «нижней точкой»: отсюда лишь начинается подъем к основной зоне катания. Общая протяженность горнолыжных трасс - более 20 километров.

В Домбай едут те, кто понимает, и те, чье сердце оставлено в домбайских горах очень давно - в те еще времена, когда «лыжи у печки» стояли в каждом бобинном магнитофоне «Днепр». Но сказать, что Домбай сегодня привлекает, в основном, ностальгирующих людей предпенсионного возраста, было бы большим преувеличением. Скорее, наоборот, это один из самых молодых курортов России по составу отдыхающих. Первая, и главная, тому причина - дешевизна. По среднему уровню цен Домбай значительно выигрывает даже у горнолыжных курортов Болгарии, не говоря об Австрии или Франции. Поэтому с началом сезона сюда тянутся вереницы «студенческих» поездов: молодые и не слишком обеспеченные компании едут в Домбай за романтикой и экстримом. В 2014 году внутренний поток туристов достиг 500 тыс. человек.

Самым влиятельным и главным энтузиастом Домбая был Председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин. Многие из инструкторов помнят его визиты в Домбай и благодарно замечают, что если бы не Косыгин, курорта в этом сказочном месте могло бы вообще не быть. Именно он дал мощный толчок к развитию здесь курортной инфраструктуры - в те далекие советские времена, когда туризмом, по большому счету, не занимался никто.

Однажды в Финляндии президент Кекконен пригласил Косыгина на лыжную прогулку. Прознав таким образом о пристрастии «финского друга» к лыжам, Алексей Николаевич решил во что бы то ни стало порадовать его схожей прогулкой во время ответного визита. Но вот беда: курорта, на котором было бы не стыдно принять такого гостя, в Советском Союзе тогда не было. Требовалось срочно его создать, и выбор пал на Домбай, куда раньше ездили в основном альпинисты и немногочисленные туристы-дикари. Так в 60-х годах прошлого века решением партии и правительства в Домбае был объявлен горнолыжно-строительный бум.

Кекконен не раз приезжал в эти места, катался на домбайских склонах и даже прошел, как утверждают старожилы, вместе с Косыгиным по знаменитому всесоюзному туристскому маршруту № 43 - от Домбая через Клухорский перевал к самому Черному морю, в Сухуми.
В благодарность за радушный прием в 1979 г финский президент передал курорту щедрый подарок - знаменитую высокогорную гостиницу-«тарелку», которая стала своеобразной визитной карточкой Домбая.

Гостиница «Тарелка» в горах Домбая расположилась на высоте 2250 м. Отсюда открывается потрясающая панорама в ущелье Алибек, дальше проложены тропы к Алибекскому леднику, перед которым построена хижина-приют.

Схема канатных дорог и горнолыжных трасс Домбая.

Ледник Алибек и ледник Двуязычный.

Гора Домбай-Ульген является самой высокой, величественной и красивой вершиной Западного Кавказа. Высота горы - 4046 м над уровнем моря. Она находится на границе с Абхазией.
Однако ее могучий массив включает в себя три вершины: Главную (4049 метра), Западную (4036 метра) и Восточную (3950 метра).

Полет на пароплане над горными вершинами Домбая

Гора Зуб Суфуруджу (3630 м.)


Гора Белалакая. Белалакая считается визитной карточкой Домбая. Эту горную прелестницу можно увидеть с очень многих точек домбайских окрестностей.

Гора Суфруджу. Вершина горы Суфруджу имеет высоту - 3781метр.

Горный массив Джугутурлучат является частью Большого Кавказского хребта и тянется на 3921 метр вверх к облакам. Гору населяют стада туров, и поэтому карачаевцы назвали ее Джугутурлучат, или пастбище туров.

Ледники Домбая.

Гора Белалакая (3851 м.). Вид с горы Мусса-Ачитара.

Гора Суфруджу и Зуб Суфруджу (3600 м.)

Хребет Мусса-Ачитара. Он расположен обособленно, параллельно Главному Кавказскому хребту. (3012 м.) Отсюда открывается прекрасная панорама Главного

Кавказского хребта, виден Эльбрус.



Вид на Эльбрус с хребта Мусса-Ачитара. Отсюда по прямой 65 км до Эльбруса и 65 км до Чёрного моря.

Вид с горы Мусса-Ачитара на гору Белалакая (3851 м.) и на ледники ущелья Аманауз.

Гора Аксаут (3910 м.). Горный массив Аксаут представляет собой гряду, протянувшуюся с юго-востока на северо-запад с центральным хребтом, который
смотрит на северо-восток.

Наилучшим местом катания считаются юго-западные склоны горы Мусса-Ачитара. Эта зона катания Домбая находится на высоте 1630-3168 м. В верхней части склона трасса ровная,
спокойная без крутых перепадов. Такая трасса идеально подходит для тех, кто неуверенно еще чувствует себя на лыжах.

В нижней части горнолыжного склона трасса более крутая, с наличием бугров. Здесь находятся так называемые "красные", местами даже "черные" участки для катания,
привносящие определенную остроту ощущений горнолыжникам.

Так и получилось. Влад позвонил с утра, мы встретились и пошли в первый поход по Домбаю. Все походы должны были быть и были однодневными, с ночевками в гостинице.

Не знаю, есть ли смысл останавливаться подробно на гостинице. Мне в таких случаях от них мало, что нужно. Кровать, горячая вода, чистый санузел как минимум, вай-фай и телевизор как максимум. Да в общем-то и в палатках не привыкать, без горячей воды и кровати. Отель «Звездный», в котором мы останавливались - это второе здание от белого знака «Домбай» по левую сторону. Минимуму и максимуму он вполне соответствовал, в остальном для тех, для кого гостиница не является перевалочной базой, а является местом комфортного отдыха, он вряд ли бы подошел. Какие-то расхлябанные двери, какие-то незакрывающиеся замки на санузле, недостреливающий вай-фай, древние телевизоры, показывающие три канала, ну и прочие мелочи. Которые мне лично ни на что не повлияли.

Итак, утро, первый активный день на Домбае.


С Владом встретились, узнали, что к нашей группе присоединили еще девушку из Москвы. Таким образом наша группа состояла из четырех человек, плюс инструктор. По программе первый день должен был быть прогулочным и легким, размяться перед остальными днями, более сложными. Но Влад решил модифицировать программу, разнообразить ее (подниматься и спускаться по одному и тому же маршруту действительно как-то скучновато), и повел нас по программе второго дня, но еще немного видоизмененной. Как потом оказалось, это было ошибкой:)

Его идея состояла в том, чтобы подняться на вершину горы Мусса-Ачитара (3000 м. н.у.м.) на канатной дороге, с нее перебраться на соседнюю вершину (+200 метров вверх) пешком. Мы, конечно, согласились - у нас не было планов сразу стереть все ноги, были планы забраться и посмотреть, и канатка была в этом большим подспорьем. Потом по плану предполагалось спуститься обратно в Домбай (он находится на высоте 1590, но мы должны были спуститься не прямо в него, а где-то на уровень 1500, а потом по асфальтовой дороге перейти в Домбай на вертикальные 100 метров вверх).

Поехали

Мусса-Ачитара - это горнолыжный склон, основной в сезон. Есть две разных очереди подъемников, разделенных на этапы, поднимающие тебя на разные высоты. Подняться из Домбая на 3200 без скидок стоит 4 очереди по 250 рублей, плюс пятая за 200. Пятую мы пошли пешком.

Транспорт

Поднимаемся

Кто-то всю дорогу поднимался пешком

Гостиница

Пушка для сбивания лавин

Виды

Домбай

Ледник

Последняя очередь канатки. Мы пешком.

Растительность выше трех тысяч метров н.у.м.

Лето

Река Теберда. Если приглядеться, видно город Теберда.

Озерцо. Около него будет привал и чай. Но до него еще спуститься надо.

Эльбрус. Местные произносят это слово с ударением на последний слог. В ясную погоду отлично виден. Когда мы здесь будем второй раз, будет совсем небольшая дымка, но Эльбрус мы не увидим.

Турьи... отходы.

Виды





Влад

Тоже я

И тут я внезапно обнаружил, что привез с собой группу вполне себе ходящую, но ходящую исключительно по равнинным поверхностям. На 3200 забрались все. В начале спуска, когда у меня даже одышка еще не началась, стало очевидно, что одного человека надо отправлять обратно на канатке.

При спуске где-то на те же 3000 обнаружилось, что еще один человек не может идти. Ну т.е. может, но горные переходы ему (ей) даются с большим трудом. Влад тут же подключился, отдал свои треккинговые палки, стал помогать. На уровне 3000 еще лежал снег, активно светящее солнце отражало от него ультрафиолет, я прямо почувствовал, как моя кожа говорит «пщщщщ» и замотал лицо банданой. Все равно не помогло. На Домбае солнце очень кусачее. В 8:30 в это время года еще нормально. А в 9:00 оно уже начинает кусаться и жечь.

Где-то на тех же 3000, чуть ниже, я обнаружил, что правое колено у меня начало протестовать против таких поверхностей. Сначала оно подавало какие-то незначительные сигналы боли, которые я проигнорировал, но вскоре оно сказало «Так, больше ты меня сгибать не будешь». Мама дорогая, мы еще на 3000, только-только субнивальный пояс растительности прошли, а нам спускаться на 1500 - там еще камни, альпийские луга, трава в человеческий рост, лес, бурелом, почти вертикальные спуски…

Схема зон растительности

Это не самая плохая поверхность, из тех, по которым ходили

Сначала я молча шел, наблюдая динамику. Потом понял, что динамика отрицательная. На левой ноге - хоть прыгай. А вот правая выдала номер. Такое один раз было уже два года назад на Камчатке, когда с Мутновского вулкана спускались. Но в тот же день прошло, больше не повторялось, как-то не ожидал я такой засады.

Сейчас пройдем заросли рододендрона, потом небольшую каменную гряду, потом небольшой спуск и около озера будет привал. Нога уже не гнется. Рододендроны проехал сидя. Спустились с уровня камней до уровня травы. До деревьев еще идти и идти. Среди деревьев тоже.

Рододендрон ниже уже отцвел

Подремонтировался эластичным бинтом на привале возле озера. Вспомнил, что у меня четыре конечности, а не две:) Потом еще палками треккинговыми угостили. Влад на нашу хромоногую команду смотрел совершенно спокойно. Подбадривал, говорил, что все равно спустимся, даже если нас нести придется. Ну и я… Не стонал, а просто про себя матерился:)

Откуда-то одинокая береза взялась. Они там все такие "лежащие", их лавинами гнет.

Вокруг было очень и очень красиво, но при острой боли, да когда еще высокая трава цепляется за ногу, да по бурелому, да при осознании, что еще идти и идти...

Альпийское разнотравье

Еще одно озерцо. Спускаемся к нему. Угол наклона... не вдохновляет:)

Кадр тоже про угол наклона. Немолодая сосна. Ее верхушка недалеко от меня и на уровне глаз. Ну и вообще. Вышли на другой уровень, деревья появились.

Воды очень много. Здесь. Есть горы, в которых первые три часа очень крутого подъема вода не встретится. Семенов-баши, например. А на Мусса-Ачитара источников достаточно. Ну, как источников. Это все талая вода с ледников. Очень вкусная. Пить из любой лужи - пожалуйста.

Мишкино лежбище. Хозяин не обнаружен.

Иди, Дима, иди. Скоро темнеть будет.

Еще раз о поверхностях и углах наклона.

Огромные пихты. Один из последних кадров этого дня. Вскоре стемнеет. Последние полчаса где-то еще и не видно будет, куда наступать.

В общем, спуск занял 9 часов:) Спустились на асфальт, дальше по нему километра три до трассы Теберда-Домбай, а дальше шесть по трассе до Домбая. Решили, что будем вызывать такси на последние шесть километров. Угу. 400 рублей. За 6 километров по асфальту. И это мы вам еще скидку сделали. Не нравится? Ну пешком иди. Нравится, нравится.

Все-таки я лох:) Ну каким м*даком надо быть, чтобы столько времени собираться, готовиться, договариваться, организовывать, приехать в такую даль и выпилиться в первый же день?

Но все-таки я крут:) Спуститься с 3000 на 1500 (это, на секундочку, высота 500-этажного здания) на одной ноге и далеко не на лифте...

Единственный оставшийся ходячий человек из нашей группы, выйдя на асфальт тут же подвернул ногу:)) Как в считалочке про десять негритят прямо. По одному выщелкнулись. Таким образом, к завершению первого дня ходячих людей у нас не осталось. Влад потом признал, что надо было придерживаться ближе к программе, там первый день был довольно щадящим, мы бы расходились. Но он хотел разнообразить программу, заодно посмотреть, как мы ходим. Ну, посмотрел:) Вообще, он сказал, что по мне видно, что я «ходячий», а от травмы никто не застрахован. Из вежливости, наверное. Ну да ладно.

Еще Влад признал, что мы молодцы в эмоциональном плане. Видно было, что очень больно, но никто не жаловался, что-то там подшучивали. В его практике, по его словам, в таких ситуациях чего только не было. Слезы, истерики, ругань...

Ввиду того, что я понятия не имел, как буду чувствовать себя на следующий день, да и остальные тоже, c Владом мы договорились созвониться наутро.

Трудно себе представить экскурсию на Домбай без подъема на склон горы Мусса-Ачитара по канатной дороге. С высоты птичьего полёта осмотреть всё великолепие, которое будет окружать вас на протяжении вашего отдыха.


Вид на гору Мусса-Ачитара с четвертой очереди канатной дороги

География

Высота — 3012 м. (Контур по изогипсе 2700 м.)

Южная часть склона отделяется долиной от Большого горного хребта до водораздела. Широкий обзор открывается с «Мусса-Ачитарского» хребта. Видны ледники, раскинувшиеся на Главном хребте, пики вершин, вдалеке виден Эльбрус. Хорошо видна цепь верховий Кубани. Обозреваются Гоначхирская впадина и впадины Теберды.

Происхождение названия

Название горы – Мусса-Ачитара – переводится на русский как «плач Муссы». У коренных жителей Домбая есть легенда о том, что жил когда-то в этих горах вор Мусса. Он воровал скот и переправлял его в другие аулы на продажу.

Однажды Мусса украл огромное стадо, которое хотел перевести на противоположную сторону горы. Но спустя некоторое время вор увидел, что подъем, по которому он гнал скот, резко обрывается вниз. Вперед путь был отрезан, назад он тоже не мог вернуться. Тогда Мусса сел и горько заплакал. История незадачливого вора и дала название вершине.

Канатные дороги


Схема канатных дорог Домбая

На Домбае действует 5 очередей канатно-кресельных дорог, гондольная и шестикресельная канатные дороги, маятниковая канатная дорога и сеть бугельно-буксировочных дорог (длиной 200-600 метров). Основные трассы идут вдоль «Югославки» и 5-й кресельной дороги. Можно спускаться и на уровень ниже, до начала 4-й кресельной. Единого абонемента на все подъемники в Домбае не существует, три основные системы подъемников принадлежат разным хозяевам.

Кресельная канатная дорога

Пять очередей кресельной канатной дороги поднимут вас на высоту 3002 метра над уровнем моря, откуда открывается захватывающая дух панорама заснеженных вершин, сверкающих на солнце ледников, бурных, стремительных рек и звенящих водопадов.


Кресельная канатная дорога

Первая очередь (1636-1751 метров) однокресельной дороги от «Крокуса» до поляны ЛИИ.

Вторая очередь однокресельной дороги на Русскую Поляну в сторону от современной зоны катания. Раньше именно на Русской поляне была зона горнолыжного катания. Но с тех пор как построены 3-я, 4-я и 5-я очереди и появилась новая зона горнолыжного катания, эта канатка не эксплуатируется. Иногда летом ее включают для доставки туристов к Чучхурским водопадам и других экскурсий. Вторая креселка идет в лесу вдоль ущелья Домбай-Ульген вдоль дороги, ведущей мимо Русской поляны серпантином на вершину г. Муса-Ачитара.

Третья очередь (1719-2266 метров) парнокресельной дороги. Третья очередь парнокресельной дороги ведет от Поляны ЛИИ до финиша Маятниковой дороги (2260 м. - уровень гостиницы Пик Ине) - нижняя граница современной зоны горнолыжного катания. Эта канатка круто уходит вверх (в отличие от второй - плавно поднимающейся вправо) и тоже идет большей частью в лесу. Предназначение тоже в основном доставка в зону горнолыжного катания.

Четвертая очередь (2266-2500 метров) парнокресельной дороги - ведет до основного места дислокации горнолыжников и бордеров - поляны под г. Муса на высоте 2500 м., где расположено более десятка кафе, пунктов проката, лыжехранилищ, инструкторы, спасатели и т.д.. Сюда идет широкий выкат с вершины горы. Длина трассы здесь около 1 км. В здании станции 4-й креселки имеется дизель. Цель - прежде всего обеспечить безопасный спуск горнолыжников при отключении электричества, а такие отключения на Домбае бывают, и тогда снимать с кресел клиентов приходится с помощью спасателей и ратрака.

Пятая очередь (2500-3002 метров) парнокресельной канатной дороги уходит с поляны на Мусе и заканчивается на плече Мусы (3000 м). Там же расположено самое высокое на Кавказе кафе «3012 метров». Оттуда открывается прекрасный вид в сторону ущелья Гоначхир, а в хорошую ясную погоду виден Эльбрус. Основная трасса вдоль креселки 2,5 - 3 км. обрабатывается ратраками 1-2 раза в неделю и сразу после снегопада. В ширину здесь примерно по километру в обе стороны. Вне основной трассы катание обычно возможно практически с Нового года, чем снежнее зима тем шире зона. Осенью 2002 года на станцию завезли дизель - резервное обеспечение двигателя станции электричеством. Теперь при массовых отключениях электричества, хватит мощности прокрутить всю канатку и вызволить всех сидящих - штатно и безопасно.

Маятниковая Канатная Дорога (1630-2260 метров)


Маятниковая канатная дорога. Домбай.

Работают два вагона вместимостью до 40 человек каждый, подвешенных на канатную дорогу. Когда один вагон поднимается вверх, второй в это время опускается вниз. Маятниковая канатная дорога позволяет подняться на склон горы Мусса-Ачитара, минуя две очереди канатно-кресельных дорог, на высоту 2266 метров над уровнем моря. Перепад высоты составляет 636 метров, а время в пути - 8 минут. Нижняя станция маятниковой канатной дороги находится в самом центре Домбайской поляны, в 50 метрах от .

Новый комплекс канатных дорог

Новый комплекс канатных дорог возводился в период с 2004 по 2008 года. Он представляет собой современный комплекс от европейского производителя и состоит из 3 очередей:

1-я очередь «Домбай-1» 8-ми местная гондольного типа (1590-2277 м)
Кабины Гондольной дороги комфортабельны, с карманами для лыж, удобными сиденьями и автоматически открываемыми и закрываемыми дверями.


Кабина гондольной дороги. Домбай

2-я очередь «Домбай-2» 6-ти местная кресельная (2277-3008 м)
Протяженность — 2182 м. Перепад высот — 731 м.

3-я очередь «Домбай-3» 4-х местная кресельная (3008-3168 м.)
Протяженность — 661 м. Перепад высот — 160 м.

Гостиница «Тарелка»


Гостиница «Тарелка»

Здесь же вы сможете увидеть одно из самых уникальных строений в поселке Домбай — гостиницу «Тарелка», которую финские архитекторы подарили правительству России в знак дружбы в 1969 году. Эта конструкция, не имеющая аналогов в своем роде, считается памятником архитектуры 20 века, и ее копия хранится в музее в Дюссельдорфе.


Транспортирование гостиницы «Тарелка» на Домбай

В 1968 году финский архитектор Матти Сууронен (Matti Suuronen) прославил своё трудно выговариваемое имя тем, что создал дом в форме «летающего блюдца». Эллиптические окна, струящиеся замысловатыми волнами линии интерьера, круговой обзор и кухня, напоминающая отсек космического корабля.

Между прочим, и дверь в обиталище открывалась наподобие трапа - вываливалась вниз. Автор напрямую обращался к чувствам людей. Внешность и интерьер порождали ассоциации не только с ракетами, вертолётами и дирижаблями, но и с кораблями инопланетян.На фоне многочисленных сообщений о наблюдении НЛО в скором контакте с внеземными цивилизациями тогда многие не сомневались.

Сууронен не стремился объяснить свои фантазии логикой. Удобство и рациональность такого дома, по сравнению с традиционным жилищем - спорны.

Панорама Главного Кавказского хребта

Панорама , которая открывается со склонов Мусса-Ачитара завораживает и восхищает.


Вид на Эльбрус с 5-го уровня

Величественные 4-х тысячники и, конечно, гора Эльбрус «в белой папахе» — это то ради чего стоит подняться на смотровую площадку 6-го уровня канатных дорог.


Панорама главного Кавказского хребта