Откуда взялся санта клаус. Санта Клаус — кто это такой Кто такой Санта Клаус

В Дании его зовут Синтерклаас, в Германии - Рождественский Дед, в России его имя Дед Мороз. У этого персонажа много имен и множество стран утверждают, что именно их территория является родиной Санта-Клауса или Деда Мороза. Однако одна из стран претендентов недавно стала на шаг ближе к праву называться родиной любимого рождественского персонажа.

Кто такой Санта?

Святой Николай - щедрый святой раннего христианства считается прототипом Санты. По свидетельствам историков и представителей церкви, он был церковным руководителем в небольшом римском городке, расположенном на территории современной Турции.

Место его захоронения до сих пор точно неизвестно. По некоторым данным, он погребен в Италии, а по другим - в Ирландии. В октябре 2017 года турецкие археологи обнаружили гробницу в фундаменте церкви Святого Николая в провинции Анталия, неподалеку от того места, где в IV веке стоял город Мира, тот самый, в котором служил Святой Николай. Археологи сразу же выдвинули предположение, что гробница принадлежит Николаю Чудотворцу.

Если Турции удастся получить звание родины Санта-Клауса, на карте любителей Рождества может появиться новое место. Однако в спор за Санту готова вступить его «вторая родина».

Финский Санта

Если вы спросите любого финна, где, по его мнению, живет Санта-Клаус, он без тени сомнения ответит вам, что Санта родом из Лапландии и живет среди холмов Корватунтури.

Эти холмы, а точнее трехглавая сопка, почти всегда покрыты снегом и являются домом для кочующих северных оленей. Именно там, как уверены финны, и сокрыта секретная мастерская Санта-Клауса. И, несмотря на то что это место связали с Сантой лишь в начале ХХ века, финская рождественская традиция намного старше.

Традиция и фольклор

До того как христианство пришло в эту северную страну, финны праздновали Йоль - праздник зимнего солнцестояния, популярный среди германских племен. В день Святого Кнута, 13 января, который до сих пор считается в скандинавских странах концом зимних праздников, особенные «демоны» по имени Нуттипукки («козлы святого Кнута»), одетые в маски из березовой коры и меховые шубы, стучали в дома и требовали подарков и праздничной еды.

Когда на смену терроризирующим демонам пришел щедрый Святой Николаус, его образ смешался с традиционным, и финского Санту стали звать Йоулупукки («козел Йоля, или Рождества»).

Йоулупукки, одетый в красную одежду, стучит в дверь вечером и спрашивает, есть ли в доме послушные дети. Если дети есть, он дарит им подарки и уходит.

В ноябре 2017 года финское министерство культуры и образования признало эту рождественскую традицию живым наследием государства. ЮНЕСКО согласилось с решением. И пусть фактически ЮНЕСКО не сможет признать Санта-Клауса за Финляндией, все равно признание своих древних традиций является для Финляндии важным достижением.

Рождественский дух

Так зачем же сражаться за признание Санта-Клауса соотечественникам? Хотя, правильнее всего спросить, почему не все страны мира пытаются сделать этого персонажа своим достоянием? В конце концов, Санта-Клаус олицетворяет собой дух Рождества - веселый, дружелюбный, щедрый и миролюбивый персонаж, всеми силами стремящийся зажечь в детях огонь добра и радости. И пусть скептики считают его лишь коммерческим трюком, направленным на то, чтобы заставить нас потратить больше денег, нельзя не согласиться с тем, что без Санты нет духа Рождества.

Туризм

Кроме того, дом Санты привлекает немало туристов. Согласно статистическим данным, визиты в Лапландию в этом году увеличились на 18%. Конечно, люди приезжают не только ради Санта-Клауса, но и ради северного сияния, снежных красот Лапландии и лыжного курорта Рованиеми, однако дом Санты все равно остается одной из главных достопримечательностей региона.

Если Святой Николай действительно окажется родом из Анталии, Турции все равно придется уступить Финляндии, у которой есть не только свой Санта, но и идеальный зимний пейзаж, который его окружает, - снег, северные олени и полярное сияние. С этим не поспорить даже пляжам Анталии.

Как выглядит Санта-Клаус? Этот вопрос волнует практически всех мальчишек и девчонок, в последние дни живущих в ожидании предстоящего Нового года. Санта-Клаус - западный аналог нашего Деда Мороза. Он также приходит к детям, только на Рождество, а не на Новый год, и дарит подарки. У них много отличий. Одно из них состоит в том, что достоверно неизвестно, какую местность считать его родиной. Если Дед Мороз родом из Великого Устюга, то его западный собрат то ли из окрестностей Северного полюса, то ли из Лапландии.

Внешний вид

Как выглядит Санта-Клаус, знают все, кто его видел хотя бы раз. Внешне он сильно отличается от знакомого и близкого нам Деда Мороза. Как выглядит Санта-Клаус и где он живет, вы узнаете из этой статьи.

Если у Деда Мороза борода растет практически до пят, то у Санта-Клауса она всегда аккуратная и короткая. Дед Мороз ходит в валенках, а Санта-Клаус - обязательно в сапогах. Дед Мороз передвигается пешком, а его западный собрат ездит в санях, запряженных оленями, у каждого из которых - свое собственное имя.

Чтобы узнать, как выглядит настоящий Санта-Клаус, достаточно посмотреть на любое его изображение. У западного новогоднего и рождественского волшебника аккуратная куртка с ремнем, а вот отечественный Дед Мороз надевает теплый тулуп с кушаком.

К тому же его несложно узнать, так как выглядит костюм Санта-Клауса всегда одинаково. Он бывает только красного цвета. А вот у Деда Мороза одежда бывает как синей, так и красной. Описывая, как выглядит шапка Санта-Клауса, стоит отметить, что у него колпачок с аккуратной оторочкой из меха. Сравнивая с Дедом Морозом, нужно сказать, что у последнего обязательный атрибут - меховая шапка.

Чем Дед Мороз отличается от Санта-Клауса? Еще один принципиальный момент - это то, что у западного волшебника есть вредная привычка. Часто его можно увидеть с трубкой, которую он, не переставая, курит.

Описывая, как выглядит Санта-Клаус и Дед Мороз, необходимо признать, что различия между ними весьма существенны. Они позволяют без труда отличать одного от другого.

Происхождение

То, как выглядит Санта-Клаус, во многом связано с историей его происхождения. Прообразом доброго дедушки с подарками считается христианский Святой Николай Чудотворец, который почитается как у католиков, так и у православных. Сам святой прославился в первую очередь тем, что много времени и внимания уделял благотворительности. Тайными подарками он часто помогал бедным людям, у которых были дети.

Изначально День Святого Николая отмечали 6 декабря. Именно тогда в европейских странах было принято дарить подарки от его имени. Все изменилось в период Реформации. Почитание святых перестали поощрять. Поэтому в Германии и некоторых соседних странах раздавать подарки детям стали от имени младенца Иисуса Христа. А день их вручения перенесли на 24 декабря, когда везде организовывались рождественские ярмарки.

Когда пришло время Контрреформации, детям снова стали вручать подарки от имени Святого Николая, уже непосредственно на Рождество. Только в нескольких странах Европы сохранились древние традиции. Например, в Голландии малыши ждут сюрпризов не только на Рождество, но и 6 декабря, в День Святого Николая.

Санта-Клаус в США

Примечательно, что именно голландские колонисты привезли этот образ в Новый Свет. Случилось это еще в середине XVII века. В Америке Санта-Клаус для начала обосновался в поселении Новый Амстердам, нынешний Нью-Йорк. Там впервые стали тиражировать, как выглядит Санта-Клаус.

Важным этапом в формировании этого персонажа считается 1809 год, когда в книге "История Нью-Йорка", написанной известным американским писателем Вашингтоном Ирвингом, рассказывалось о временах голландского правления, в ней отдельно упоминается, как чествовали Святого Николая в Новом Амстердаме.

Трансформация Святого Николая в Санта-Клауса

В 1822 году, по сути, началась биография этого героя в американской литературе. Преподаватель Колумбийского университета Клемент Кларк Мур написал рождественскую сказку для детей, в ней он подробно рассказал об этом персонаже, который обязательно приносит подарки детям, которые хорошо вели себя в прошедшем году. Незадолго до Рождества поэму опубликовали в местной прессе под названием "Ночь перед Рождеством, или Визит Святого Николая". Она стала очень популярной, неоднократно переиздавалась. Многие и сегодня утверждают, что именно благодаря Клементу Муру Святой Николай окончательно трансформировался в сознании миллионов в Санта-Клауса. Уже к 1840 году, кто такой Санта-Клаус, знали практически все жители Нового Света.

Еще один важный момент: именно в этом стихотворении впервые был описан транспорт сказочного волшебника. Указывалось, что он путешествует по небу на санях, в которых запряжены олени.

Популярность Санты

В 1863 году американский художник Томас Наст использовал этого персонажа в серии своих карикатур на тему политики. Именно он представил его в образе героя, который дарит подарки детям. Санта-Клаус стал очень популярным. Наст, по сути, сделал себе на этом имя. В последующие годы он выпустил большое количество рисунков, предназначенных для детей, на которых в веселых сценках была представлена жизнь Санта-Клауса. В своих работах он стал обдумывать и подробно прописывать быт и привычки доброго волшебника.

Именно тогда появилась версия, что родиной Санты является Северный полюс, на котором у него есть специальное жилище. В нем он ведет учет в особой книге, в которую записывает все плохие и хорошие поступки детей со всего света. По этим рисункам можно наглядно проследить трансформацию этого образа от толстого пожилого эльфа, которым его представляли изначально, к более реалистичному и человечному персонажу, который очень похож на современного нам Санта-Клауса.

Считается, что Наст практически полностью срисовал этого персонажа с себя. Он тоже был полным и упитанным человеком, весьма небольшого роста, но при этом с широкой бородой лопатой и большими пышными усами.

Санта-Клаус в XIX веке

Вообще интересно, как выглядел Санта-Клаус в 19 веке. Изначально его изображали в образе доброго эльфа, который заявляется накануне Рождества в повозке, запряженной оленями. А в дом при этом проникает через дымоход.

Некоторые историки отмечают, что конфедераты были абсолютно деморализованы, увидев, что Санта оказался изображенным на стороне противника.

Существует даже легенда, что Линкольн во время Гражданской войны за независимость попросил Наста изобразить Санта-Клауса вместе с северянами. Его единственным недостатком в то время было то, что Санта долгое время оставался черно-белым. Знаменитая красная шуба у него появилась только в 1885 году благодаря издателю Луису Прангу. Именно он принес в Америку традицию рождественских открыток, дарить которые было принято в викторианской Англии. Их выполняли в технике цветной литографии, поэтому скоро появилась необходимость придумывать, какого цвета будет одеяние героя нашей статьи. Так он и получил ярко-красный наряд.

Развитие образа волшебника

В 1930 году образ Санты получил дальнейшее развитие. Все благодаря рекламной кампании крупного производителя американских прохладительных напитков. Они решились на хитрый трюк, чтобы об их продукции помнили круглый год, а не только в период Рождества.

Красно-белые этикетки напитка напомнили маркетологам о похожем одеянии Санты. Иллюстратор Хэддон Сандблом родом из Чикаго в последующие 30 лет неизменно изображал каждый год нового зимнего волшебника. Он превратился в великана, похожего на его соседа Лу Прентиса. Именно Сандблом пририсовал девятого оленя в упряжке, которому дал имя Рудольф.

Трансформация образа

Интересно, что первоначально Санта на иллюстрациях Наста был в полушубке неизменно коричневого цвета. Только со временем он стал приобретать красноватые оттенки. При этом многие исследователи биографии этого персонажа утверждали, что сам по себе красный цвет не несет в себе никакой смысловой нагрузки.

Только после рекламной кампании, в которой участвовал Сандблом, костюм Санты изображали только красного цвета. В полушубке такого же вида он изображался на обложках популярного американского юмористического журнала "Пак", который выходил в начале XX века.

Транспорт Санты

До своих подопечных, которым он привозит подарки, Санта добирается на санях, запряженных оленями. Интересно, что у каждого из них есть собственное имя. Изначально их было восемь. Их звали Стремительный, Молния, Танцор, Гром, Гарцующий, Купидон, Сварливый и Комета.

В 1823 году в стихотворении "Ночь перед Рождеством" появился еще один олень по кличке Рудольф. Примечательно, что именно он стал сегодня самым популярным среди всех оленей Санты. Он стоит во главе упряжки, отличается от остальных ярко-красным носом.

И еще один интересный факт про Санта-Клауса. В 1955 году его образ использовался в развлекательной программе командования воздушно-космической обороны Северной Америки. В ней можно было наблюдать за вымышленными перемещениями саней Санты. Об этом сообщали средства массовой информации, за ними можно было следить даже по специальному телефону горячей линии.

Санта-Клаус и сегодня остается популярным персонажем, который регулярно используется в рекламных акциях, фильмах и мультипликационных сериалах.

Главное действующее лицо рождества, это, конечно, Санта-Клаус или рождественский дед. Санта Клаус которого мы сегодня знаем объеденяет в себе множество легенд и историй, претерпевших некоторые изменеия с течением времени. Легенда о нем ведет нас в глубокую древность, к королю Остролисту. Он восседал на козле с заздравной чашей в руке и символизировал изобилие.

С XVII века он впервые упоминается как «святочный эльф» с большим носом и белой бородой, а также красным колпаком на голове. Он спускался через дымовую трубу, когда в доме все спали, и одаривал послушных детей подарками.

Появление имени Санта-Клаус связано также с языческим персонажем - Старым Ником (nick - «дух»), ежегодно совершающим разные проделки, в насмешку над людьми. А в раннем христианстве образ святочного эльфа связался со святым Николаем, епископом IX века. Позже святочный эльф, Старый Ник и святой Николай соединились, преобретя облик Санта-Клауса.

Позже Николай был канонизирован и теперь в христианском мире он известен как Святой Николай Угодник. В Православной церкви Святой Николай считается покровителем путешественников. Римская Католическая Церковь чтит Святого Николая как святого помогающего детям и беднякам. Святой Николай стал основным святым которому молятся за детей. 6 декабря - это именины Святого Николая.

Впрочем, Санта-Клаус - это не единственное, хотя и наиболее распространенное его имя. В Германии он Санта-Николаус (святой Николай), в Финляндии - Иолупукке, в Италии - Баббо Натале, во Франции - Пер Ноэль, в Норвегии - Юлетомте, в России - Дед Мороз и т.д. Но миссия у него одна - дарить детям подарки на Рождество.
Спутники Санта-Клауса

Вначале Санта передвигался пешком, а сопровождал его один эльф-помощник, одетый в зеленую одежду и колпак. Затем, в XIX веке писатель и поэт К. Мур озаботился проблемой их транспорта и придумал волшебные сани, запряженные белыми северными оленями. Позже количество эльфов-помощников Санты увеличилось, они помогают Санте управляться с подарками и непременно одеты в красные колпаки, доставшиеся им от предшественника.
Чулки над камином

По легенде Санта-Клаус в рождественскую ночь летит в своих волшебных санях над спящими городами и, спускаясь через дымоход в дома, оставляет подарки детям в чулках, носках или башмаках, которые они специально оставляют под елкой или развешивают над камином.

Этот символ был также введен в обиход К. Муром, в стихотворении «Ночь перед Рождеством». Но существует еще одна история об этом обычае.

Однажды одна семья готовилась к празднованию Рождества. Но они были так бедны, что не могли позволить себе купить елку, под которую Санта мог бы положить свои дары. И печальные дети легли спать, не надеясь на подарки, а наутро все-таки обнаружили их в чулках, развешенных у камина для просушки. Дети были очень счастливы, а обычай развешивать носки над камином остался и поныне.

Дети всегда хотели знать откуда он приезжает и где проводит целый год от Рождества к Рождеству и где же он берет подарки. Из этих вопросов выросла легенда о том, что Санта живет на северном Полюсе, там же где и располагается его склад подарков.

Но в 1925 году на Северном Полюсе еще не было пастбищ оленей и газеты сообщили, что Санта Клаус на самом деле живет в Финской Лапландии. "Дядюшка Маркус", Маркус Раутио, который вел популярнейшую передачу "Детский Час" на финском государственном радио открыл великий секрет в 1927 году: Санта Клаус живет в лапландском корватантуре - "Ушном холме"

Холм который расположен прямо на восточном побережье Финляндии напоминает уши кролика но на самом деле является ухом Санта Клауса, которым он слушает как ведут себя дети со всего мира. У Санты есть помощники, это группа эльфов, которые имеют собственную историю в Скандинавских легендах.

Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, к нему обращались в молитвах, уповая на исцеление и помощь. Из народных легенд, появлявшихся на протяжении веков, мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки. Кстати, примерно в 960 году на Западе было написано первое музыкальное произведение о святом Николае, где был предложен новый вариант перевода жития святого: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, употреблено "pueri" (дети). В связи с тем, что это средневековое музыкальное произведение о святом епископе имело неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Когда в конце XI века Византию начали опустошать турки-сельджуки, жители города Бари, который находится на территории нынешней Италии, "выкрали" из Мир Ликийских мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в Бари, где специально для них была построена величественная базилика. В этот мало примечательный доселе город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин. Есть и еще один знаменательный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, в народе его называют "Никола–вешний".

На Руси святой Николай являлся одним из самых почитаемых святых. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось не иначе как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником. Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд: "Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля). Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно и видным иерархом, и простым, добрым святым, да к тому же скорым помощником в бедах".

Впрочем, мы отвлеклись. Каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря получившему широкое распространение музыкальному произведению, написанному в его честь, стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится. Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо, в связи с этим, мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко к подаркам все же присоединяют розги либо веточку, обернутые в фольгу или покрашенные в золотую или серебреную краску. В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в полном литургическом облачении, и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли, соответственно, адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

Реформация, возникшая в XVI веке благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить что бы то ни было на бумаге, то бороться с народными традициями более чем сложно. Поэтому в так называемых "католических" странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, по-прежнему несущий дары и радость детям. Благодаря всевозможным народным легендам и традициям разных стран святой Николай надел маску либо "Отца Рождества", либо "Рождественского деда", либо "Звездочета"! Он изображался в виде гнома и старика, приобрел различных спутников. Да и перебрался из средиземноморского города в арктическую Лапландию.

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии. В 1626 году несколько нидерландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove", на носу которого стояла фигура святого Николая, прибыли в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за $24 и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь. Да вот незадача, говорили-то обитатели новой земли не по-английски. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже – в "Санта Клаус".

Голландский Синтаклаас (Sinterklaas)

Санта-Клаус – персонаж, перекочевавший из сказок в реальность. В него верят дети и подростки, к его помощи прибегают взрослые. Существованием героя объясняют необычные события, происходящие в новогодние праздники. Седобородый старичок в традиционном красном костюме заботится о детях и в течение года готовит подарки. Сюрпризы, размещаемые под елкой в канун Нового года, ожидаемы малышами не меньше презентов на день рождения. Взаимоотношения с вымышленным персонажем строятся на вере в него и в чудо.

История появления

Сложно поверить, что Санта-Клаус – настоящий человек. Он жил в древние времена, и его родина называлась не Лапландия, а Ликийские Миры. Это земли, располагающиеся на территории нынешней Турции. Упоминания о персонаже относятся к 253 году нашей эры. Имя гражданина – Святой Николай. Он трудился в звании епископа, слыл добропорядочным человеком и был уважаем за веру. Располагая накоплениями, Святой Николай делился с нуждающимися и помогал им по мере сил. Моряки, торговцы и пекари считали его покровителем, а дети души не чаяли в добром герое.

По традиции, установленной в 10 веке, 6 декабря было днем раздачи гостинцев в Кельнском кафедральном соборе. Обычай быстро переняли в других городах, связав его со знаменитым Святым Николаем. В России героя зовут .

В 19 веке американец Клемент Мур создал поэму под названием «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая». Она повествовала о хождениях дедушки по домам с целью раздачи подарков детям, которые хорошо вели себя весь год. Имя персонажа – Санта-Клаус – связали с щедрым дарителем.


К 1840 году в Новом Свете практически все имели представление о том, кто такой Санта-Клаус. В 1863 художник Томас Наст использовал образ старичка в политических карикатурах. Впоследствии он описал жизнь волшебника в иллюстрациях. С тех пор принято считать, что Санта-Клаус живет на Северном полюсе, а его резиденция вмещает множество эльфов, помогающих мастерить подарки для детей.

По легенде, у Санты есть дом, где он живет и работает. Здесь он делает записи в книге поступков детей со всего света, оценивая, кто был послушным, а кто проказничал. Любопытно, что первоначально герой изображался в образе эльфа, но с течением времени облик стал более человечным и похожим на тот, который можно увидеть на современных изображениях персонажа.


Биография

На протяжении года Санта готовится к главному празднику, чтобы побаловать детей долгожданными подарками. В канун праздника он садится в сани, запряженные оленями, и летит по небу в разные страны, развозя презенты. Дедушка спускается в каждый дом по дымоходу, оставляет сюрпризы под елкой и лакомится печеньем. Завершив работу, отправляется восвояси и вновь дает задание эльфам, собирающим подарки малышам.

Санта одет в красные штаны и куртку с ремнем, на голове у него аккуратный колпачок, а на ногах высокие сапоги. На некоторых изображениях можно заметить, что дедушка не прочь побаловаться курительной трубкой. Окружение старичка своеобразно, а история жизни остается таинственной.


В отличие от , у которого есть внучка , Санта-Клаус одинок. Хотя некоторые предполагают, что миссис Клаус имеет право на существование. Старичок самостоятельно заботится о себе и питает слабость к молоку с печеньем, которые принято оставлять для него под елкой. Среди его приятелей – эльфы и олени, существа, с которыми Санта без труда находит общий язык.

Волшебные сани перемещают по воздуху лесные олени: Дэшер – Стремительный, Дэнсер – Танцор, Пренсер – Скакун, Виксен – Резвый, Комет – Комета, Кьюпид – Купидон, Дондер – Гром, Блитцен – Молния и Рудольф. Последний скакун присоединился к стаду случайно, настигнув оленей во время снежной бури. Его отличает яркий красный светящийся нос.


Если говорить о человеке, который послужил прототипом Санта-Клаусу, то его биография имеет больше подтверждений и известных деталей. Николас родился в Малой Азии в 255-257 гг. н.э. в Патаре. Родители мальчика умерли, оставив наследнику свое имущество. Он жил с дядей-священником и помогал тем, кто нуждался. Известен случай, связанный с семьей бедного человека, чьи дочери не могли выйти замуж за неимением приданного. Девушек собирались продать в рабство.

Ночью перед первой сделкой старшая дочь повесила чулки после стирки сушиться, а поутру нашла в них золото. Николас помог девушкам обрести счастье. Он приходил на выручку тайно. Спустя время его избрали епископом. Жизнь героя была примером веры, щедрости и сердечности. После смерти Николаса традиция дарить подарки и оставлять сюрпризы в новогодних чулках продолжилась.


Цитаты и факты

В разных странах Санта-Клаус представляется в отличающихся образах, и на разных языках мира его имя звучит по-разному. В России и Беларуси это Дед Мороз, в Австрии – Сильвестр, в Греции – Святой Василий, в Германии – Вайнахтсман, в Колумбии – Папа Паскуаль, во Франции – Пер Ноэль. Голландия – страна, где Санту зовут Синтерклаас. В каждом государстве волшебник прячет подарки по-своему. В Швеции дети находят их у печки, в Германии – на подоконнике, в Мексике – в ботинках, а в Испании – на балконе. В одном уголке света Санта-Клаус – языческий бог, в другом – волшебник, а в третьем – лесной житель.


В Европе принято считать, что великовозрастный любимчик детей живет в Лапландии. Многие семьи приезжают в резиденцию Санта-Клауса погостить в преддверие Нового года. В Америке у дедушки есть резиденция в Торрингтоне, штат Коннектикут и в Вильмингтоне, штат Нью-Йорк.

Американцы сделали Санта-Клауса кумиром миллионов. Благодаря знаменитой рекламной кампании бренда «Кока-Кола» образ бойкого дедушки закрепился в сознании детей и взрослых. Неудивительно, что мультперсонажи в США безошибочно озвучивают нюансы биографии Санты.

«Разве вы не знаете истинного значения Рождества? Это же день рождения Санты!» – говорит .

В мультфильме «Секретная служба Санты» должность главного кудесника передается из поколения в поколение, и главный герой с достоинством заявляет:

«Много лет назад мой отец сказал мне, что быть Сантой – это лучшая на свете профессия. Он был прав: обожаю свою работу!»

Добрый образ полноватого старичка, приносящего подарки, культивируется в Америке и других странах, позволяя детям верить в волшебство и сказку. Философские цитаты на этот счет содержит каждая новогодняя кинолента, транслируемая в период праздников.

Экранизации


Билли Боб Торнтон в фильме "Плохой Санта"

Санта стал героем многочисленных мультипликационных проектов и кинолент. В комедиях в образе новогоднего волшебника предстают родители многодетных семейств, отъявленные бандиты, герои, не верящие в силу Рождества, и те, кому не хватает любви и тепла в холодные зимние праздники.

Деятели кинематографа представляют Санта-Клауса в образе обычного семьянина в ленте «Санта-Клаус» 1994 года, знакомят публику с персонажем, вынужденным играть роль доброго волшебника в картине «Плохой Санта» 2003 года и предлагают узнать, как может выглядеть семейство дедушки. Об этом рассказывает фильм «Фред Клаус. Брат Санты» 2007 года выпуска. Благодаря фантазии постановщиков герой традиционных легенд предстает в современном облике и остается любимцем публики вне зависимости от сюжета ленты.