Португалия на машине. Путешествие в португалию на машине Португалия маршрут на 7 дней

На личном опыте я убедилась в том, что всегда было для меня очевидным: если хочешь увидеть настоящую Португалию – страну нужно смотреть не своим ходом на общественном транспорте и не в составе туристической группы, а индивидуально и с машиной. Ниже я расскажу о нашей 20-дневной поездке на машине по Португалии, а также об особенностях автомобильного отдыха в этой стране.

Маршрут: как можно больше за 20 дней

Решив смотреть Португалию на машине, мы сразу отказались от идеи проводить много времени в крупных городах. Упор был сделан на те места и достопримечательности, которые общественным транспортом труднодостижимы. Однако, если крупный интересный город попадался на пути, то в него мы тоже заезжали – для беглого ознакомления.

Часть маршрута была запланирована заранее, часть импровизировалась на ходу. В результате он получился таким.

1 день. Рано утром прилетаем в Лиссабон авиакомпанией TAP Portugal. Знакомство с Лиссабоном, ночевка в отеле Pensao Londres.

2 день. Прогулка по Лиссабону, поездка в Кашкайш (Cascais), ночевка в том же отеле.

3 день. Берем в Avis машину, нам достается механический Volkswagen Golf 1,6, на дизеле – машина с особенностями, но не подводила, а под конец поездки и вовсе очень нам полюбилась. Едем на юг: смотрим Сезимбру (Sesimbra), Палмелу (Palmela), кромлехи (Cromeleque dos Almendres). К ночи приезжаем в Эвору (Evora), ночуем в гостинице Evora Inn Chiado Design.

4 день. Гуляем по Эворе, затем едем смотреть горные крепости Моран (Mourao) и . Заезжаем в Вила-Висоза (Vila Vicosa). Приезжаем в Эштремош (Estremoz), ночуем в гостинице Imperador.

5 день. Полдня смотрим Эштремош, затем едем в городки-крепости Порталегре (Portalegre), Марван (Marvao) и Каштелу-де-Виле (Castelo de Vide). Далее путь лежит через Каштелу-Бранку (Castelo Branco) к месту ночевки в кемпинге Orbitur Idanha-a-Nova.

6 день. Купаемся в водохранилище рядом с кемпингом и едем смотреть городки Иданья-а-Велья (Idanha-a-Velha), Монсанту (Monsanto), Пенамакор (Penamacor), Сортелья (Sortelha), Белмонти (Belmonte). Пытаемся найти кемпинг в национальном парке Serra da Estrela, но карты и gps показывают разное, в итоге решаем ехать в Визеу (Viseu), где по совету случайных встречных селимся в гостинице Durao.

7 день. Полдня смотрим Визеу, затем едем в сторону Авейру (Aveiro), на пароме попадаем на косу к северу от города и начинаем двигаться вдоль океана. На ночь останавливаемся в комнатке с отличным видом на залив при ресторане O Veleiro в деревне Торрейра (Torreira).

8 день. Едем в Порту, заселяемся в гостиницу Residencial Triunfo. Под дождем гуляем по городу.

9 день. Утро начинается с дегустации порто в Вила-Нова-ди-Гаия (Vila Nova de Gaia), затем до темноты гуляем по Порту. Вечером уезжаем в Брагу (Braga), где селимся в гостиницу Estacao.

10 день. Гуляем по Браге, затем едем в Гимарайиш (Guimaraes), Понти-ди-Лима (Ponte de Lima), Валенсу (Valenca), для галочки заезжаем в Туй (Tui) на территории Испании. К ночи оказываемся в кемпиге Orbitur Caminha.

11 день. Полдня расслабляемся на берегу океана, затем гуляем по Каминье, а после уезжаем в Виана-ду-Каштелу, где селимся в кемпинг Orbitur Viana do Castelo. Отдыхаем на пляже.

12 день. До полудня снова на пляже, а затем едем сильно на юг – в Коимбру (Coimbra). Гуляем по городу и на ночь селимся в муниципальный кемпинг рядом с городом.

13 день. Едем в Томар (Tomar), где долго и с упоением гуляем. Потом зачем-то едем в Фатиму (Fatima) – если вы не католический паломник, то не повторяйте нашей ошибки. Затем едем в Баталью (Batalha), но монастырь-музей уже закрыт. Заезжаем в Лейрию (Leiria), но центр города перерыт ремонтными работами, а замок закрыт. Ночевать уезжаем в Назаре (Nazare), где селимся в частном секторе.

14 день. Полдня вальяжно смотрим Назаре, затем уезжаем в Алкобасу (Alcobaca), а затем в Обидуш (Obidos). К ночи приезжаем в Пениши (Peniche), где ночуем в гостинице PinhalMar (пожалуй, единственная, которую я бы не стала рекомендовать – сама гостиница нормальная, но расположена весьма бестолково).

15 день. Была запланирована океаническая прогулка на остров Берленга, но погода не позволила. Погуляв по берегу полуострова Пениши и в порту одноименного города, уезжаем на юг. С заездом в к вечеру приезжаем в Синтру (Sintra), успеваем до закрытия только в маврский замок. Уезжаем смотреть незабываемый закат на Кабо-да-Рока (Cabo da Roca) – самой западной точке Европы. Долго ищем ближайшие кемпинги или комнаты в частном секторе, в итоге ближе к полуночи заселяемся в Pensao Real на курорте Прая-душ-Масаш (Praia das Macas).

16 день. Утром возвращаемся в Синтру, смотрим монастырь капуцинов (Convento dos Capuchos) и дворец Пена, после чего направляемся сильно на юг в сторону Альгарве. Заезжаем в Вила-Нова-Милфонтиш (Vila Novа de Milfontes) и Алжезур (Aljezur). Перед закатом приезжаем в Сагриш (Sagres), селимся в частном секторе.

17 день. Смотрим Сагриш и мыс Кабо-Сан-Винсент (Cabo Sao Vicente), затем едем на восток. Смотрим Прая-да-Роша (Praia da Rocha), Силвиш (Silves) и Феррагуду (Ferraguda). На ночь останавливаемся в частном секторе на курорте Карвуэйру (Carvoeiro).

18 день. Продолжаем движение на восток, смотрим Албуфейру (Albufeira), Алмансил (Almancil), Ольян (Olhao), Тавиру (Tavira), Каштру-Марин (Castro Marim) и Вила-Реаль-ди-Санту-Антониу (Vila Real de Santo Antonio). В последнем селимся в гостиницу Residencial Baixa Mar.

19 день. Отдыхаем в Вила-Реале и на ближайшем пляжном курорте Монти-Горду (Monte Gordo), ночевка в той же гостинице.

20 день. Выдвигаемся в сторону Лиссабона, по дороге заезжаем в Алкасер-ду-Сал (Alcacer do Sal) и рыбацкую деревню Каррашкейра (Carrasqueira). Во второй половине дня гуляем по району Parque das Nacoes в Лиссабоне – ближайшему к аэропорту. В аэропортовом отделении Avis сдаем машину и удобным вечерним рейсом TAP Portugal вылетаем в Москву.

Насыщенно? Очень! Но свою задачу посмотреть Португалию по максимуму мы выполнили.

Несколько субъективных выводов из нашей поездки:

  • мелкие горные городки хотелось бы смотреть чуть более размеренно;
  • несколько городов оказались реальной потерей времени (например, Фатима, Вила-Нова-де-Мильфонтес и Алжезур);
  • ездить по Португалии и смотреть-смотреть-смотреть можно было бесконечно и хотелось еще и еще, пока ты вдруг случайно не оказываешься на океане – сразу залипаешь и не хочется никуда больше;
  • если вы хотите смотреть достопримечательности, то в Альгарве делать нечего (те достопримечательности, которые есть там, полностью рассчитаны на пляжного туриста, отдыхающего в этом регионе и зачем-то покинувшего свой прекрасный пляж, чтобы познакомиться с историческим наследием окружающих земель – то есть дороги и при этом особого интереса не представляют). Если же вы едете в Португалию купаться, то Алгарве – то, что вам нужно;
  • без машины мы бы не увидели и половины;
  • Лиссабон и Порто достойны того, чтобы вернуться в них без машины и посмотреть их хотя бы дня три-четыре каждый, а учитывая близлежащие достопримечательности, можно закладывать и по неделе.

Комфортное вождение

Иностранные путеводители все как один пугают, что португальцы водят как сумасшедшие. Один из них красочно описывает португальский стиль вождения: “местные водят так, будто только что угнали машину и несутся на ней с места преступления”. Не знаю, что на самом деле думают другие иностранцы, но для русского человека португальцы водят вполне вменяемо. По крайней мере, у нас ни разу не было ни одной неприятной ситуации на дороге. Чужих аварий мы также не видели.

Пожалуй, единственное, чего не отнять и что могло смутить авторов европейских и американских путеводителей: скоростной режим в Португалии мало кто соблюдает. Слившись с толпой, не соблюдали его и мы 🙂

Главное, что для нас непривычно и почти шокирующе – узкие неровные улицы старых городов. Часто – со слепыми поворотами и перекрестками. Часто такой ширины, что от боковых зеркал до стен домов – не более метра. Часто – с сильными уклонами, так как большинство городов стоят на холмах или в горах. Хорошо еще, что подавляющее число узких улиц – с односторонним движением. Езду по историческим городкам осилят только люди с хорошим опытом вождения и железными нервами. В общем, перед поездкой в Португалию вспомните как трогаться с ручника и все такое.

Умение виртуозно парковаться в узких местах вам также пригодится. Но с этим проще: не можете запарковаться в понравившемся месте – найдете другое. Один раз в подземном гараже в несколько квадратных метров с тремя машинами и двумя колоннами внутри нам помогал разруливаться местный житель – без его советов мы бы не выехали, а для него решение задачи было совершенно очевидным. В общем, опыт и еще раз опыт!

Дороги платные и бесплатные

Дороги в Португалии отличные. Каждый раз, переезжая из одной горной деревни в другую, мы не уставали удивляться, насколько качественные дороги проложены там, где на самом деле проезжает лишь пара десятков машин в день – и это в разгар туристического сезона! Или – едем мы по очередной идеальной дороге где-то в Альгарве, вдруг на фоне прекрасного ровного асфальта появляются шероховатости бетонного цвета. Именно шероховатости. Но о том, что эти шероховатости на дороге есть, предупреждал восклицательный знако! Качество покрытия на трассах и автострадах также не обсуждается.

В общем, если вы хотите ездить по деревням – то ездите себе спокойно. Но если нужно попасть из одной удаленной точки в другую, то не жалейте денег и выезжайте на автостраду. У меня нет опыта вождения по другим странам, но цены на платные дороги Португалии показались смешными. Обычно мы платили что-то около 4-5 евро за час-полтора пути. Самое большее мы заплатили около 13 евро, проехав насквозь примерно треть Португалии. Учитывая, что все несутся со скоростью, превышающей 150 км/ч – платная дорога гарантирует вам быструю и комфортную езду.

Обратите внимание, что на некоторых автострадах Португалии действует система Via Verde. Оплата проезда по таким дорогам производится не непосредственно при выезде с трассы, а через пару дней – когда камеры слежения обработают полученную на трассе инфомацию.

Если ваш автомобиль оснащен специальным прибором, который при желании можно взять в аренду, то на дорогах со шлагбаумами вы едете мимо шлагбаума под буквой V, а по дорогам без шлагбаумов ездите, как душе угодно.

Если ваш автомобиль специальным прибором не оснащен – ничего страшного. На дорогах с будками и шлагбаумами вы действуете стандартным способом: при въезде на трассу берете талончик, при съезде с трассы платите (человеку или автомату, наличными или картой). Но если же вы попали на автострады Via Verde, то через пару дней после поездки (но не позднее, чем через 5 дней), вам надо найти любое почтовое отделение и попросить там произвести оплату Via Verde, продиктовав номер вашей машины. Операционист сделает распечатку ваших поездок и примет оплату.

Парковки платные и бесплатные

С парковками мы также не испытали особых проблем. Часто удавалось найти официальные бесплатные парковки или нормально встать где-то на обочинах (ориентировались на местных). Однако в крупных городах мы пользовались платными парковками (как на улицах, так и в специально отведенных зонах), и они не показались нам дорогими. Самое большее, что мы платили – 4 евро.

Для ночевок, конечно, удобнее заранее подбирать гостиницы с парковками. Но даже если у гостиницы стоянки нет, но на ресепшене вам обязательно подскажут, куда поставить машину на ночь.

Если вы ставите автомобиль на частную платную парковку, то система – как с платными дорогами: на въезде берете талончик, на выезде платите (человеку или автомату).

Если вы ставите автомобиль на платную парковку на улице, то попытайтесь понять ее правила. На многих указан период, во время которого стоянка должна быть оплачена. Например, если написано 9.00-19.00, то это значит, что если ваша машина стоит здесь с 9 утра до 7 вечера, то простой платный. А если вы приехали на это место поздно вечером и собираетесь уехать рано утром, то парковка для вас будет бесплатной. Обычно такие парковки бесплатны в выходные. Время платного и бесплатного периода указаны на каждой стоянке и могут отличаться друг от друга.

Оплачивается уличная парковка заранее. Поставив машину, нужно найти будку, решить, сколько времени вы собираетесь гулять без машины (стоимость периода – обычно от 15 минут до 4 часов – указана в прейскуранте). Кидаете монет на нужную сумму, нажимаете зеленую кнопку – и автомат выдает талончик, на котором написано время, до которого у вас оплачено стояночное место. Талончик кладете под лобовое стекло и уходите по своим делам.

Важно: для платных парковок нужно иметь при себе много разнообразных монет, так как автоматы не принимают банктоны и банковские карты.

Прокат автомобиля от Avis

Мы брали машину в Avis, потому что это был наш первый опыт поездки по загранице на машине и хотелось доверить эту часть программы опытной конторе, которая бы в случае проблем гарантированно (нам хотелось так думать) пришла бы на помощь. К счастью, никаких проблем у нас не возникло – ни с машиной, ни на дорогах. Так что качество антикризисного поведения от Avis мы оценить не смогли.

Все обязательные процедуры были пройдены комфортно. Когда мы пришли в прокатный центр, машина уже ждала нас. Нам сразу выдали все документы. Для спокойствия мы обследовали машину на имеющиеся повреждения, но затем оказалось, что они все были заранее схематично отмечены на документах, которые нам выдали.

Стандартная схема для машины нашего класса такая. Сумма оплаты включает в себя машину с полным баком, возможность безлимитного пробега, страховку при угоне и повреждениях. Франшиза – 1500 евро. Если бы мы повредили машину, то при сумме оцененного ущерба до 1500 евро, поломку плачивали бы мы. Если сумма выше или если вдруг машина была бы угнана, то с нас списываются 1500 евро, а остальное оплачивает страховая. При желании можно оформить более дорогие страховки, которые занижают сумму франшизы и даже сводят ее к нулю, но для наших 20 дней оплата супер-страховки значительно превышала сумму франшизы, так что от дополнительного страхования мы отказались.

Помнив о необходимости вернуть машину с полным баком всю дорогу, в самый последний момент мы все-таки забыли заправиться. Штраф в 30 евро, а также стоимость полного бака (около 50 евро, что примерно соответствует действительности) с нас списали на месте.

При возврате сотрудник Avis осмотрел автомобиль, заполнил все бумажки и сразу же выдал нам чек, в котором были указаны стоимость проката, штраф за незаполненный бак, стоимость бензина и НДС. Осталось на чеке только расписаться – и вы свободны, если хотите, чтобы оплата была списана с той карты, которую вы предъявляли при оформлении автомобиля. Если же вы хотите заплатить другой картой или наличными – нужно зайти в офис к кассиру и оплатить тем способом, который вам удобен.

Если вы сдаете автомобиль в аэропорту Лиссабона, то прямо в гараже есть тележки, на который можно погрузить багаж. Несколько метров по коридору – и вы оказываетесь в здании аэропорта.

Португалия - страна, где не было вот этих вот всяких известных художников, скульпторов, режиссеров, музыкантов, писателей… Там не нужно очертя голову бегать по музеям, монастырям, замкам и кладбищам. Там вообще всего два города на всю страну. И и...

В Португалию на автомобиле. Часть 1: Москва-Альгарве

Автотуризм, Отчет о путешествиях в Германия; Испания, Лерида (Льейда); Испания, Толедо; Португалия, Алгарве; Франция, Оранж; Польша; Беларусь

Португалия - страна, где не было вот этих вот всяких известных художников, скульпторов, режиссеров, музыкантов, писателей… Там не нужно очертя голову бегать по музеям, монастырям, замкам и кладбищам. Там вообще всего два города на всю страну. И именно поэтому там нужно отдыхать!

Примерно так, кратко и ёмко, меня напутствовал мой приятель Вася туда, где уже были выкуплены апарты, и где я должен был оказаться через пару-тройку месяцев. Оказаться, конечно, хотелось не просто так, сел в Шарике в “боинг”, всосал стакан и уже там. Нет. Большая цель была прокатиться на машине, пересечь Европу по диагоняли, сделать “сэлфи” на мысе Рока, поглазеть и потрогать океан, а остальное уж как получится.

Когда планируешь путешествие на машине, всегда определяешь какие-то вехи на своем пути и прокручиваешь в голове маршрут. В 4:30 встал. Кофе. Зубы. Сигарета. Почитать новости в туалете. Можно еще кофе. Еще сигарета. Присели на дорожку. И вот он долгожданный момент - ключ в замке, включаются фары, мотор, началось. Непроснувшиеся московские светофоры мигают желтым светом, а задние фонари уже не редких в начале шестого утра случайных попутчиков отражаются в мокром от поливальных машин асфальте. МКАД. М1... Дорога нескучная. Провинциальные города. Леса. Поля. Речки и речушки. Днепр. В Смоленской области меняется рельеф, начинаются небольшие горки. Глазу есть за что зацепиться и время летит незаметно. Белоруссия. Очень высокая средняя скорость, но будет смертельно скучно и минуты потянутся часами. Борьба со сном. Граница, Буг. Варшава, Висла. Обильный, дешевый, поганый ужин. Новый день. Ранний подъем. Еще 500 грустных километров по Польше и пересекаем Одер. Германия! Ритуальный Сашин боквюрст на первой заправке и бодрый трафик до самого Рейна. Захочется поскорее его пересечь в Манхайме-Людвигсхафене и въехать во Францию, но мы поедем на юг. Переезжаем Рейн на юге Шварцвальда. И вот уже на второй день путешествия Франция. Если повезет, будет хороший ужин в Эльзасе. День третий. Опять встаем ни свет ни заря. Рона. Cotes du Rhone. Таримся вином. Перекатываемся через Пиренеи и через пару дней ждем встречи с океаном. Примерно так все представлялось. Реалии вышли немного другие. Об этом в отчете.

План

Поездка в Португалию стала третьим по порядку пунктом в моем летнем плане автопутешественника. В феврале мы сидели на нашей кухне с друзьями и прикидывали, куда бы можно было поехать. Месяцем ранее Наташа отказалась от пробега в Кампанию с формулировкой “очень долго ехать, устанем” и выкупила билеты в Неаполь. Я при таком раскладе готов был уже согласиться на традиционную (для меня) Архангельскую область. Но как-то так получилось, что за полчаса нас убедили в том, что и Португалия не так далеко, и бюджет посильный и отпуск у меня будет в 3.5 недели при стандартных двух.

Общее понимание отдыха - снять домушку на 2 недели в пляжно-купальном регионе, провинции Альгарве (Algarve), предаться лени, забавам и пьянству, в перерывах культурно обогащаться однодневными вылазками куда-нибудь. Обязательными пунктами программы были Лиссабон, Синтра и мыс Рока, опционно Томарский замок тамплиеров.

С самого начала мы планировали южное побережье Португалии на запад от Фаро (Faro), месяцем ранее Саша ездил туда в командировку. Но в итоге выбор пал на южную часть западного. И как показал последующий опыт, он был верным и ожидания на 100% оправдались. На участке побережья в 250 км можно выделить несколько зон:

Фаро и восточнее. Плавни в океане. Сюда приезжают вполне состоятельные граждане понаблюдать за фламинго и прочими птичками. Когда уже всем пресытились - отличный вариант отдыха наверное. Специфично и дорого.

Фаро - Албуфейра (Albufeira). Отличные пляжи покупаться и позагорать. Виллы и поля для гольфа рядом, обычно в комплекте. Дорого.

Портимао (Portimao) и окрестности. По природе и погоде аналогично предыдущему, но народу много и насрано. Геленджик.

Лагуш (Lagos). Вполне культурное место. Без пафоса Фаро-Албуфейры. Волны нет. Жара (как и на всем южном побережье)

Юг западного побережья. Отличная волна. Океан чуть холоднее южного берега. Нежарко настолько, что в домах даже не ставят кондиционеры. Народу немного. И ценник хороший. Райский, в-общем, уголок.

Мы забронировали отдельный домик с бассейном в районе поселка Алжезур (Aljezur) в километре от океана. С машинами и правилом 0.5 промилле нас это более чем устраивало.

Путешествие семьи в Италию очень хорошо легло на поезду в Португалию. Дорога к океану для жены и сына сокращалась более чем в два раза за счет перелета Неаполь - Барселона, и я гарантировано успевал доехать, так и не услышав “Пап, скоро приедем?”. Правда нам пришлось сделать крюк в несколько сотен километров. Кратчайший же по расстоянию путь лежит через Ганновер, Кельн, Париж.

Общая протяженность маршрута в одну сторону примерно 5 000 км. Понятно, что за три дня это в принципе непреодолимо (речь о посменной рулежке без ночевок не идет). За четыре, безусловно, можно, но стыковка в Барселоне на пути туда и нежелание гнать обратно определили нашу скорость перемещения - пять дней в каждую сторону. В таком режиме получится сделать небольшую паузу, в какой-то день встать не в 5, а в 7 утра, посмотреть города. Разработку плана и поиск гостиниц взял на себя Саша.

Итого, дорога туда: 2 длинных перегона Москва-Варшава и Варшава-Бельфор (Belfort, небольшой городок в Эльзасе), на третий день закупка вина во Франции и финиш в Барсе, где встречаю семью и, возможно, какая-никакая прогулка по городу. Гауди и все такое прочее. Четвертый день - короткий перегон в Толедо, прогулка по городу. Пятый день - финиш в Алжезуре.

Обратный путь: Алжезур-Саламанка в расслабленном режиме, неможко смотрим город, Саламанка-Дигуэн (Degoin, захолустье в самом сердце Франции) с закупкой вина где-то в Бордо. На третий день неблизкий, но быстрый перегон до Нюрнберга, в планах “шоппинг”. Два последних дня едем как можно быстрее домой. Ночевка в Бяла-подляска (Biala Podlaska), чтобы пораньше оказаться на границе и потерять там как можно меньше времени.

Мы и наш транспорт

В Португалию мы отправились двумя машинами, две семьи. Я, моя жена Наташа, сын Антон. Саша Николаев с женой Таней и сыном Сергеем. Это была первая совместная поездка. У Сереги уже есть права и они будут периодически меняться, если понадобится сможет подменить и меня. Как оказалось, для путешествия по Европе у нас была весьма уместная техника. Если не брать во внимание автобаны Германии, VW Touran 2.TDI 110 л.с. был идеален по совокупности характеристик: удобная посадка, просторный салон, вместительный багажник, довольно экономичный дизельный двигатель. В багажник влез велосипед сына, только одно из сидений пришлось подвинуть на 5 см. Задний ряд при этом остался свободным и можно было даже прилечь. Сашина Skoda Superb Combi 1.8T 152 л.с. с подвеской Koni конечно была краше в Германии, но из-за велика Сереги пришлось сложить ⅓ сиденья, да и топлива по деньгам он потреблял на 20-25% больше. Впрочем и Шкода и Туран порадовали своих владельцев экономичностью.

Туда

Немножко с опозданием, где-то в 6:30 мы съехали с МКАД. Оперативно домчали до последней Российскиой АЗС, где заодно и перекусили домашними припасами. Серега пересел ко мне, чтобы мешать мне спать, и в обычной болтовне, развлекаясь чтением забавных русскому глазу населенных пунктов (Арехавка, Альшанка и т.д.), мы незаметно доехали до последней белорусской заправки. Перед Брестом справа есть “Белнефтехим”. По опыту знающих людей ДТ в этой сети вполне пристойное, они батькины. Кайен ел и не болел. Стоимость топлива лишь немногим, процентов на 10, выше, чем у нас.

Граница. Скучно проезжаем российских погранцев, польских таможенников и пограничников. Никто не рылся в багажнике, колбасу изо рта не выхватывали, про сигареты только спросили.

От границы плетемся по населенке,таращимся на быт и устройство панов. Все чинно, благородно, с оглядкой на немцев, но на польский манер. Между селами и городками прилично воняет каким-то химозным навозом. Может добавляют что в него, может коровы уже так гадят от комбикормов, не знаю, но лучше ехать с закрытыми окнами.

Поплутали по Варшаве - вся в ремонтах и объездах. Наверное на то, чтобы ее пересечь нам понадобился час. В итоге добрались до гостиницы Rest Hotel (29 евро номер на двоих без завтрака). Место годное, чтобы переночевать. Основной его плюс на пути в Европу - впереди только автобан. Весь остальной польский гемморой пройден первым днем. Еда невкусная, зато дешево и много, ха-ха. Местное пиво (немногим краше нашего, очень жесткая вода) и зубровка (отличная водочка) в меню есть.

Итого за день: 1 255 км от МКАД. Расход ~5.8 литра на 100 км.

Снова ранний подъем, пьем кофе и выдвигаемся. Польский автобан свежий, недавно построенный, ровный и быстрый. Ограничение 140 км/ч. Но неимоверно скучный пейзажик, даже в Беларуси повеселее будет. Т.к. топливо в Польше все-таки несколько дешевле чем в Европе, заправляем баки перед Одером. Перекусываем на первой немецкой АЗС боквюрстом и выезжаем на бан с его очень динамичным движением, требующим регулярных перестроений. Налетевший в Познани сон сняло как рукой.

Немецкие автострады - тема интересная. Первое, что бросается в глаза - дороги сильно загружены. Причин множество: отсутствие платы за проезд, высокая плотность населения (в гэдээрии еще ничего, но дальше и правда много), наверное самое большое число машин на 1000 чел. среди Европейских стран, ну и потом это все-таки страна с автомобильной историей. Но несмотря на это вся пестрая армия автомобилистов очень шустро перемещается. Каждый участник дорожного движения - клетка единого организма. Все перестроения, акты вежливости или, наоборот, неприятия, подчинены определенному смыслу и заточены под обеспечение высокой скорости безопасного перемещения из точки А в точку Б. Я усвоил действие нескольких правил (они прописаны и в наших ПДД, но разве что прописаны):

1. Обгон совершается только слева. Основа основ всей линии поведения на дороге и залог безаварийного перемещения потока. Как следствие:
- Знакомое лишь понаслышке “не занимай левый ряд” работает. Машины движутся в максимально возможно правом ряду. Обогнал, убрался вправо.
- Справа нельзя даже опережать. Т.е., если при движении в первом ряду, ты догоняешь ездока во втором ряду, ты должен уйти в третий, совершить обгон и вернуться в первый. Да, это неудобно, да, обгоняемый неправ или просто задумался (что одно и то же), но нельзя нарушать порядок.
2. Не заставляй без крайней необходимости других участников движения жать на тормоз. Общее правило, которое помогает поддерживать высокую среднюю скорость потока:
- Немцы всегда заблаговременно уходят во второй ряд перед съездом на их дорогу с другого бана. Даже если там две разгонных полосы.
- Если ты видишь, что в правой полосе машина, которую ты собираешься обогнать, в свою очередь догоняет другую машину, уйди по возможности в третий ряд. Ну и т.д., ситуаций масса!
Руководствуясь нехитрыми правилами, немцы вежливы и ожидают взаимности. Если перед ремонтом на бане заблаговременно, как только начинают формироваться потоки, начать перестраиваться в левый ряд (при ремонте полотна в одну сторону идет сужение с трех до двух полос), всегда пропускают. Попытка же влезть в уже сформировавшийся поток пресекается на корню. К хамам, идиотам и просто зазевавшимся отношение примерно одинаковое.

Отдельного внимания также заслуживает полотно, которым сейчас мостят дороги. Что-то очень похожее на бетон, быстро отводящее воду и позволяющее снизить расход процентов на 10-15%! Компенсируется увеличением скоростью. Больше 190км/ч по спидометру разогнаться мне не удалось. При этом основными моими соперниками всегда были микроавтобусы Mercedes Sprinter:) Это самая быстрая машина на автобане! Еще одной быстрой был Порш Панамера с московскими номерами. Наконец-то он обошел нас в Тюрингии на девятой дороге. С МКАД мы съехали в одно время:)

Казалось бы, проезжая по Германии, нельзя не затариться пивом. Так нет же, можно! За Нюрнбергом мы съехали в городишко Ансбах (Ansbach) и в двух супермаркетах не обнаружили этого немецкого напитка. Т.е. был Оттингер, Францисканер и прочая дребедень, но вот пива не было.

Очень здорово помог какой-то тайваньский навигатор с функцией приема информации о пробках в FM-диапозоне. Абсолютно необходимая вещь. Перед Хайльбронном ушли на Штутгард, избежав, таким образом, большого количества заторов на 100-километровом участке до Карлсруэ.

Уже достаточно поздно прибыли в Бельфор в Premiere Classe Belfort (37 евро номер на двоих без завтрака). Это не отель, скорее тесное стойло, но чисто. Плюс один - ценник. Общепита никакого нет, поэтому поужинали нарезкой с пивом, зубровкой и улеглись спать. Завтра опять рано вставать, часа в 3-4 дня нужно быть в Барселоне.

Итого за день: 1 434 км. Расход ~6.1 литра на 100 км.

В 4:30 встали, в 4:45 Саня уже поинтересовался, когда мы с Серегой спустимся к машинам. Очень скоренькие сборы и затемно мы уже ехали к ближайшей АЗС в надежде выпить хотя бы кофе и сожрать круассан.

Дороги платные, машин немного и едем быстро. В Леоне попадаем в небольшую пробочку. Французы уже допускают отклонения от немецких “понятий”, все это немножко напоминает родину. На “Route du Soleil” (“Дорога Солнца”, по которой вся северная, густонаселенная Европа валит в отпуска на Средиземное море) довольно тесно, но мы удачно избегаем заторов и за Оранжем (Orange) съезжаем с автострады к виноградникам Cotes du Rhone в районе Шатонеф-дю-Пап (Chateauneuf du Pape, деревенька в которой вроде как должна была быть построена одна из папских резиденций в период так называемого “авиньонского пленения пап”).

Виноградники Chateauneuf du Pape

Сворачиваем к ближайшему “шато”. Пробуем по 5, потом по 10, потом по 20 евро за бутылку. Невкусно. Т.е. совсем невкусно. Хозяйка говорит, что этому вину (которое по 20) нужно еще немного постоять. Не нужно. Оревуар, мадам. Отъезжаем за пару километров в Domain de Saint Siffrein. Хозяйка южанка, поболтливее и сильно приветлевее предыдущей. У них 20 гектаров виноградников из которых 15 под “премиальный” AOC Chateauneuf du Pape. Пробуем. По 10 отлично, по 19 прекрасно. Закупаемся в Москву плюс берем пакет 10 литров за 37 евро в надежде на то, что еще 10 возьмем где-нибудь в Лангедоке.

Почему же у соседки было не такое хорошее вино? Мадам объяснила это следующим образом: хозяйства специализируются на различных категориях потребителях. Она, точнее ее сын, приверженцы старой школы виноделия, а соседи делают вино для молодежи. Есть еще виноделы, которые ориентируются на американский рынок и прочие ужасы. Вот так все сложно, оказывается. Мадам с удовольствием рассказывала Тане о своем вине и отвечала на все вопросы.

Естественно, к вину здесь совершенно особое отношение. Возможно, вино даже является основой для самоидентификации во Франции.

“Обед без вина, что день без Солнца”

Напоследок заехали в еще одно шато. Каменный дом скорее напоминал обветшалый сарай. Нас встретила пара лабрадоров (хотя породистые собаки здесь больше редкость, чем норма, в отличие от России), потом минуты три мы звали хоть кого-нибудь. На наш вопрос вопрос “есть ли у него недорогое вино” нарисовавшийся из тьмы чулана хозяин спросонья и легкого бодуна заявил, что в ЕГО заведении ценник от 40 евро. Но все очень мило. Бонусом за потраченные 10 минут были его вид и вид его хозяйства.

Посещение винодела не только полезно для кошелька, но и весьма увлекательно. Мало того, что по минимальной (!) цене вы берете понравившееся (!) вино. Можно еще поторговаться, а франкоговорящим еще и полопетать на этом прекрасном языке с селянами. Если повезет, можно будет встретить местного дедушку или мужичка, который достанет ведерко и попросит хозяина налить ему прямо из бочки. Или посмотреть на горожан, которые приехали пополнить свои запасы на год вперед.

Движемся дальше. Время поджимает, самолет из Неаполя вылетает точно по графику, а это значит, что мы проезжаем мимо 10 литров вина. Ближе к границе нарядные барышни в униформе ставят спидкамы, прием нарушителей осуществляется на очередном пункте оплаты. И вот Барселона. Город, в котором побывало огромное число моих знакомых, о котором там много восторгов оставлено в отзывах, где есть Сограда Фамилия, какая-то Рамбла и пр. Но мы подъехали с другой стороны и первое, что встретили - натуральная фавелла на окраине Барсы! Находим отель и пока ребята заселяются, я спешу в аэропорт. Самолет сел около часа назад. На поездку туда и обратно, поиск терминала, парковку и встречу ушло не более часа. По возвращении нас всех ждал сюрприз: гостиница, в которой мы планировали переночевать Centre Esplai Alberque оказалась хостелом со всеми вытекающими. Грязь, плохое кондиционирование, неудобные кровати и пр. Решили уехать из города. Саша с Серегой нашли гостиницу в Лериде (Lleida), Jardins del Segria (69 евро на семью с хорошим завтраком). Это и к лучшему, завтра останется больше времени на Толедо.

Засранец из Барселонского хостела не смог сразу вернуть деньги (оплатили на ресепшене до того как увидели номер) на карту. Возврат провели примерно через месяц. И то, вероятно лишь из-за писем с обещанием сообщить в booking.com

В Лериду мы поехали по бесплатной автомагистрали. В отличие от Франции по Испании можно ездить по бесплатным дорогам, но в некоторых местах, например, чтобы пересечь Пиренеи, доступны только платные магистрали или дорожки, проходящие по населенным пунктам. В дороге делимся впечатляниями за полтора месяца и разглядываем пейзажи за окном. Гостиница оказалась вполне пристойной, посещаемой местным населением. Немножко расслабились, завтра перегон чуть больше 500 км, можно не спешить с подъемом. Риоха все таки-очень неплохое вино.

Итого за день: ~1178 км. Расход ~6.1 литра на 100 км.

Утро четвертого дня оказалось хмурым. Зарядил дождик. Сначала небольшой, потом усилился.

За окном очень приятные картинки вплоть до Сигуэнса, перевалы ~1000 метров, затем до Гвадалахары равнинное плато, на котором разбиты поля. Вся Испания достаточно высоко над уровнем моря, а Мадрид так вообще самая “высокогорная” столица в Европе. А еще в Испании самое дешевое топливо на европейской части нашего маршрута. И если на ДТ разница с Францией не столь велика, то на бензин ~15%. Это нужно иметь в виду, планируя путешествие. Ниже фотки, сделанные на ходу из машины:

1 /15

В Толедо приехали после полудня. Гостиница расположена в самом центре так называемого "исторического города Толедо", Hotel Conquista de Toledo (69 евро на семью без завтрака). Метрах в 200-300, чуть выше, напротив алькасара, есть подземная стоянка. 20 евро за ночь, как никак объект всемирного наследия Юнеско:)

Закинув вещи, отправляемся на экскурсию. Сам город (исторический город) расположен на приличном холме и в свое время был столицей Кастилии, пока король не перенес ее в Мадрид. Очень долгое время являлся оборонительным укреплением. Сначала вестготы защищались от вестготов, потом мавры от кастильцев, потом кастильцы от мавров и в конце концов сторонники Франко от республиканцев. С одной стороны Толедо обнесен крепостной стеной, с другой естественным образом защищен речкой Тахо (той самой Тахо, которая в Лиссабоне будет зваться Тежу) и пропастью.

В городе большое количество достопримечательностей. Орды туристов со всего мира ходят по четким маршрутам: только что ты был в толпе и внезапно оказываешься один одинешынек на целой улице. Многие постройки выглядят неестественно свежо. Все это вместе вызывает ощущение, что в Толедо вообще нет местных жителей. Но это неправда, они есть:

Галопом по европам мы обежали весь город. Благо есть эскалатор, подарок короля Хуана Карлоса. Потому абсолютно бесплатен.

На узких улочках Толедо:

Португалия – популярная туристическая страна с потрясающими природными ландшафтами. Однако далеко не всегда туристам, приехавшим по путевке, удается оценить природные красоты этой страны. Поэтому все большую популярность приобретает путешествие по стране на собственном или арендованном автомобиле. Португалия на машине воспринимается совершенно по-иному, открываясь, словно изнутри, к тому же путешествовать на авто по собственному маршруту значительно удобнее.

Оформление визы

Если вы едете в Португалию в качестве туриста, вам следует оформить шенгенскую визу категории С. Эта виза может быть однократной, двукратной или многократной. Срок действия данной категории визы может составлять 1 месяц, 6 месяцев, 12 месяцев или 5 лет. В каждом из этих случаев срок пребывания в стране не должен превышать 90 дней с момента первого въезда. Чаще всего путешественникам выдают визы сроком на 1 месяц или 6 месяцев.

Какие правила действуют на таможне

По правилам въезда в Португалию путешественникам, достигшим 17 лет и старше, разрешается беспошлинно ввозить на территорию страны:

  • сигареты – 200 штук, или сигары – 50 штук, или табак – 250 г;
  • крепкие алкогольные напитки (с содержанием алкоголя более 22%) – 1 л;
  • вино (с содержанием алкоголя менее 22%) – 2 л;
  • кофе – 500 г;
  • чай – 200 г;
  • духи – 50 мл;
  • туалетная вода – 250 мл.

Товары для личного пользования, ввозимые на территорию Португалии, не должны превышать 175 евро (185 долларов США) из расчета на одного человека.

Особенности дорожного движения

Первое, о чем нужно знать иностранному путешественнику, так это о том, что проезд по большинству португальских дорог, а также некоторым мостам, – платный. При этом средняя скорость движения на автомагистралях составляет 100 километров в час, тогда как бесплатные дороги, проходящие через населенные пункты, ограничивают скорость до 50 километров в час. Оплата проезда традиционно рассчитывается в зависимости от расстояния между пунктами въезда на автомагистраль и выезда с нее. Для того чтобы оплатить проезд, на терминалах платных магистралей имеются специальные полосы соответствующего цвета: зеленая – только для пользователей португальской системой оплаты ViaVerde, оранжевая – для оплаты через оператора наличными или карточкой, красная – для оплаты наличными или карточкой через автомат. В последнем случае нужно быть осторожным, так как при оплате наличными машина сдачу не выдает.

Парковка в Португалии тоже платная, средняя стоимость за 1 час пользования – 1 евро (1,05 долларов США).

Кроме того, путешественникам на машине следует знать, что в случае нахождения в стране дольше 90 дней нужно обязательно получить местные права.

Особенности туристических маршрутов Португалии

Составляя собственный маршрут по Португалии для путешествия, рекомендуем воспользоваться советами бывалых автотуристов:

  • заранее узнайте об особенностях и стоимости аренды автомобиля и нюансах оплаты, учитывайте стоимость бензина и плату за пользование дорогами;
  • не пытайтесь увидеть все достопримечательности за один день – лучше запланируйте осмотр 3-4 точек и не торопитесь, гуляя по городу;
  • во время путешествия больше времени уделите созерцанию живописных пейзажей и посещению дворцов и замков;
  • отправляясь в Португалию на авто, позаботьтесь о бронировании отеля или хостела с наличием парковки;
  • проезжайте не больше 150-200 км в день;
  • не забывайте выделять время на обед – для этого можно заранее выбрать в интернете интересные заведения для посещения либо остановиться в любом понравившемся местном колоритном ресторанчике;
  • И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2018 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса невылет.рф
  • если для ночевки выбирать гостиницы на трассе, вместо отелей в населенных пунктах, можно значительно сэкономить;
  • для путешественников, желающих приехать в Португалию на автомобиле самостоятельно, существует возможность остановиться вместо отеля в одном из автокемпингов.
  • На машине в Порту

    Порту – второй по величине после столицы город Португалии. Живописных пейзажей в городе не найти, зато можно сполна насладиться городской архитектурой и музеями. Уникальной достопримечательностью города является Кафедральный Собор Порту, построенный еще в XII веке. Собор сохранил свой первозданный вид, так как его никогда не перестраивали. Обязательно следует посетить квартал Рибейра, который внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО – в нем многие жилые дома были построены еще 300 лет назад. Путешественники на машине обязательно должны проехаться по мосту Понти-ди-Дон-Луиш, построенному по проекту Теофила Сейрига, который был учеником знаменитого Гюстава Эйфеля. Неслучайно элементы моста очень напоминают всемирно известное творение его учителя – Эйфелеву башню. Кстати, в Порту есть мост, который простроен по проекту самого Эйфеля – мост Понти-Ди-Дона-Мария-Пиа.

    На авто в Фару

    Город Фару достоин внимания в первую очередь благодаря расположенному здесь природному ландшафтному парку Риа-Формоза. Парк представляет собой 60-километровую лагуну вдоль морского побережья. Общая город площадь лагуны – 18,400 га. Как туристический центр Фару не самый популярный город в Португалии, тем не менее здесь находится один из лучших пляжей страны Прайа-да-Фару. Пляж довольно большой, но многолюдно здесь бывает только в разгар летнего сезона.

    Ценители архитектурных памятников могут посетить в этом городе различные замки, соборы, церкви и монастыри. Для этого следует отправиться в старый центральный квартал. Недалеко от города находится еще одна достопримечательность – Дворец Эштой, построенный в стиле рококо.

    На машине в Портимао

    Самое красивое место в Портимао – это его побережье. Поезжайте на пляж Прая-де-Роша – здесь есть смотровая площадка, с которой открывается потрясающий вид на город и морской пейзаж. Любители архитектуры могут прогуляться по центру города и посетить церковь Богородицы Девы Марии, часовню Св. Жозе, замок Алвор или монастырь иезуитов.

    На автомобиле в Сагреш

    Маленький городок Сагреш известен тем, что именно здесь в XV веке принц Генрих Мореплаватель основал школу мореплавания. Есть все основания предполагать, что именно в этой школе учились всемирно известные мореплаватели Фернан Магеллан и Васко да Гама. Кроме того, в этом городе стоит посетить мыс Сан-Висенти, который в прошлом считался краем мира. На мысе расположен один из самых больших в мире маяков, диапазон освещения которого достигает 90 км.

    На машине в Лагос

    В 5 км от Портимао и в 45 км от города Фару расположен маленький городок Лагос (Лагуш). Этот курортный город отлично подходит для семейного отдыха. Главное, на что здесь стоит посмотреть, это океан, пляжи и скалы. На мысе Понта-да-Пьедаде находится смотровая площадка и маяк. Кстати, возле маяка для автопутешественников предусмотрена бесплатная парковка. Оставив машину на стоянке, можно совершить путешествие на лодке по гротам и водяным пещерам. В этом городе есть несколько пляжей, но самый впечатляющий из них, на котором обязательно следует побывать автотуристам, это пляж Маринья.

    На машине на Мадейру

    На остров Мадейра на автомобиле можно добраться только на пароме с острова Порту-Санту (работает один раз в день). Стоимость билетов на паром зависит от месяца, класса, а также от того, являетесь ли вы резидентом острова. Покупая билеты группой от двух до четырех человек, можно получить значительные скидки. Средняя стоимость билетов на одного человека с машиной указана в таблице:

    Паромных соединений между материковой частью Португалии и островом Мадейра нет, но автомобиль можно доставить грузовым судном, а самому воспользоваться самолетом. Кроме того, можно взять автомобиль в аренду непосредственно на острове.

    Во время путешествия на машине по острову Мадейра, главное, что можно посмотреть, это природа. На острове преобладает горный ландшафт, поэтому дороги здесь довольно извилистые. Отправляйтесь на машине на смотровые площадки. К примеру, Eira do Serrado находится на высоте 1,053 метра, Pico dos Barcelos – на высоте 355 метров. С первой площадки открывается вид на Долину монахинь (Curral das Freiras) – это название появилось в XVI веке, когда на расположенный вблизи монастырь Святой Клары нападали пираты, и монахини вынуждены были прятаться в этой долине. Вторая площадка находится ближе к океану, и отсюда лучше видны морские суда.

    На машине в Лиссабон

    Пожалуй, самая важная достопримечательность, которую следует посмотреть в окрестностях Лиссабона – статуя Иисуса Христа. Чтобы добраться сюда, нужно пересечь реку Тежу по Мосту имени 25 апреля. Причем сам мост тоже стоит того, чтобы его увидеть. Он абсолютно идентичен мосту «Золотые ворота» в Сан-Франциско, так как их строила одна и та же американская строительная фирма. Итак, на другом берегу реки Тежу, в месте ее впадения в Атлантический океан, расположен городок Алмада. Здесь на высоте 113 над уровнем моря высится монумент, который был построен в 1959 году в знак благодарности за неучастие Португалии во Второй мировой войне. Статую Христа видно из любой точки Лиссабона.

    Гуляя по центру города, обязательно нужно заглянуть на Площадь Коммерции. Здесь сразу же бросается в глаза Триумфальная Арка улицы Аугушта, на которую можно подняться за 2,5 евро (2,65 доллара США). Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на залив, колоритные улочки, замки и монастыри, на посещение и осмотр которых можно потратить все оставшееся время.

    Путешествие на авто в Синтру

    Синтра является одним из самых красивых городов Португалии. Говорят, что по красоте этот город превосходит даже Лиссабон. В первый день пребывания в городке можно не спеша посетить два места: Дворец Пена и Замок Мавров. Около дворца расположен большой парк, входной билет в который можно приобрести отдельно, не покупая билет во дворец. Еще одна достопримечательность – Замок Мавров. Эта крепость была построена еще в IX-X вв. Попасть в замок можно по длинной лестнице, идущей через лес.

    Не менее интересный объект, достойный внимания путешественников, – Дворец Монсеррати, расположенный в 4 км от города. При дворце имеется ботанический сад с 2 тысячами видов растений со всего мира.

    Еще один памятник – Кинта де Регалейра, архитектурное сооружение в стиле неоготики. На территории этого дворцово-паркового комплекса повсюду можно встретить различные загадочные знаки и символы тамплиеров и масонов.

    Если Вы любите изучать историю не только через знакомство с замками и дворцами, можете посетить Музей новостей. Здесь вы познакомитесь с историей Португалии посредством освещения ее в СМИ.

    Ну и напоследок, находясь в Синтре, нельзя не заехать в одно из самых значимых мест не только Португалии, но и всего континента – Мыс Рока. Это самая крайняя точка Евразии на Западе, где открывается красивейший вид на Атлантический океан.

    Как снять жилье в Португалии

    Во время путешествия по Португалии необходимо где-то останавливаться. Если вас не устраивает вариант с паркингами и гостиницами, вы можете взять жилье в аренду. Во время путешествия лучше рассматривать варианты посуточной аренды жилья. Объявления можно найти в интернете на форумах, на популярных сайтах посуточной аренды недвижимости либо поспрашивать у местных жителей.

    На машине в Португалию: Видео

Конечно, я не перестаю восхищаться Португалией: эта страна понравится и тем, кто обожает Европу и тем, кто любит Азию. Но при этом это абсолютно уникальное, ни на что непохожее, место. Здесь много истории, замков, дворцов, средневековых соборов, здесь свой уникальный архитектурный стиль (называется неомануэлино), поэтому для любителей истории здесь действительно рай . Хотя даже если вы и не фанат старинных сооружений (как я), то вы все равно будете в восторге. Например, парк и дворец Кинта да Регалейра (Quinta da Regaleira) произвел на меня сильнейшее впечатление (о нем я написал ), гораздо сильнее, чем замки французской долины Луары, и не своим величеством и помпезностью (т.к. они скорее очень скромные), а как раз необычным архитектурным стилем, душой, игрой со светом и какой-то утонченностью, бесконечным вниманием к деталям.


Честно говоря, посоветовать какой-то универсальный маршрут по Португалии очень тяжело: кто-то больше любит природные красоты и виды на океан, а кто-то как раз фанат старых замков. Поэтому прежде всего универсальный — значит сбалансированный, но если кому-то больше нравится что-то одно, то он сможет подкорректировать маршрут, т.к. ниже я опишу какое место чем привлекательно. А второй баланс в соотношение провинции и крупных городов. Мне сейчас больше всего импонирует аутентичная глубинка: не кишащие туристами замки и рестораны на центральной площади, ухоженные домики, спокойные люди, местный неподдельный колорит — вот, что действительно впечатляет и оставляет правдивое впечатление о стране. Но когда едешь в первый раз лучше все-таки начать с крупных городов, а углубляться уже в последующие разы. Поэтому в конце я напишу какие города посетить в первую очередь, а какие в последующие разы.

Итак, маршрут при первом приближении: Лагуш (6 ночей на пляжный отдых) — Лиссабон (7 ночей на осмотр окрестностей) — Баталья — Буссако (ночь) — Порту (6 ночей на осмотр окрестностей).

Как видно в Португалии нет больших расстояний, весь маршрут между основными точками занимает 6 часов 41 минут по платным скоростным дорогам. В среднем 2 часа с небольшим между местам ночевки. Его можно начать с юга (пляжный отдых) а закончить на севере (осмотр достопримечательностей, прогулки по большому городу), либо наоборот. Но я начал с юга на север, потому что на юге машина будет полезна каждый день, а, доехав до Порту, машину можно почти сразу сдать. Где и как бронировать машину и на что нужно обратить внимание во время путешествия на машине я описал в предыдущем . Рассчитан данный маршрут на три недели: неделя на юг, неделя на центральную часть, неделя на север. Этого вполне достаточно, чтобы и отдохнуть и составить полноценное впечатление о стране. Но если сроки у Вас меньше, а интересы больше в сторону историко-архитектурных достопримечательностей (или наоборот, в сторону природно-пляжных мест), то мое описание ниже поможет скорректировать маршрут.

Как уже написал, маршрут условно поделен на три части: север, центральная часть и юг Португалии. В общем смысле: север более интересен в плане истории, когда как на юге смотреть практически нечего, кроме океана. А центр — это что-то посередине, здесь можно найти и непревзойденные дворцы с парками и потрясающие мысы и пляжи.

1. Юг.

В плане познания страны юг скучноват, курорт — он и есть курорт. Поэтому единственное, чем он хорош — это пляжным отдыхом. Так что, если вам это неинтересно — смело выкидывайте эту часть маршрута: на океан, пляжи, мысы можно посмотреть и в центральной части. Да, водичка здесь теплее, но ненамного.

Все дворцы, музеи, монастыри, замки работают в основном с 10 утра до 17:30\18:00, но перед посещением лучше уточняйте время работы через Интернет.

Кстати говоря, если поедете из Синтры до Мыса Рока или наоборот, проедьте по N247. На мой взгляд, это очень красивая дорога вдоль речки и железнодорожных путей, особенно на закате.

Ещё один семейный ресторан с грилем есть недалеко от Синтры, добраться до него можно только на машине, т.к. работает он с 7 вечера, то лучше после Синтры сразу ехать туда, а потом вернуться в Лиссабон уже. Называется Moinho Iberico и находится по адресу: Avenida Moinhos Arneiro, 110/112 | Magoito, Синтра. Не пугайтесь малолюдности и почти пустой дороги до него, у ресторана всегда будет много машин и много народу внутри, его легко опознать по мельнице (Moinho с португальского - мельница), работает как и все с 19 до 23, кроме вторника. Забронировать столик можно по телефону +351 916 343 970 или по почте [email protected], там хоязин уже мужчина со своей сестрой, всегда общается с гостями, и такого типа заведений в России пока нет.

Если после всего этого захочется ещё больше музеев, то маршрут можно скорректировать:
1) Съездить одним днем в Томар (Tomar), с возвращением обратно в Лиссабон: посмотреть замок и монастырь Христа, который включает примеры самых разных архитектурных стилей, в том числе и мануэлино.
2) Потратить на промежуток между Лиссабоном-Порто не сутки, а двое (отобрав при этом эти сутки либо у Порто, либо у Лиссабона), посетив Баталью (монастырь Санта-Мария да Витория), Алкобасу (монастырь Санта Мария де Алкобаса), Лейрию (замок-крепость на холме) и Коимбру (университет Universidade de Coimbra и парк «Маленькая Португалия» , кстати действительно очень интересный). Дополнительно остановиться можно в одном из этих городов, например, в Лейрие. И хотя монастырь в Баталье оставляет одно из самых сильных архитектурных впечатлений наравне с дворцами Синтры, у меня было ощущение, что я уже все это видел, поэтому и исключил этот город из основного списка.
3) Тоже самое, что и 2 — только захватить ещё и Томар, за двое суток получится очень интенсивное путешествие. Переночевать можно в Лейрие.

Место для ночлега перед поездкой в Порто — Bussaco — гостиница-замок с потрясающем садом. И ещё, когда будете выбирать отели в других местах, помните что очень много различных замков-гостиниц, кинт, поместей (винодельческих), где можно остановиться. Все это гораздо больше погружает в мир Португалии, дает больше колорита, чем современные гостиницы.

3. Север

В первую очередь, это конечно город Порту (Porto), здесь очень много всего, просто концентрат Португалии: город, в котором на небольшом пространстве можно увидеть многое из того, что присуще этой замечательной стране: церкви, башни, дворцы, крепостные стены и средневековые соборы, ажурные мосты и тут же бедные заброшенные скошенные дома с заколоченными окнами. Как и вся Португалия, Порту вроде бы очень живописный при поверхностном взгляде, пугающий неопрятностью и бедностью при приближении, и в конечном счете удивительный и не оставляющий равнодушным город. В Порту в кайф отправиться на набережную Рибейру, проитись по Мосту Луиша, заглянуть в винные подвалы. Стоит сразу сказать, что и летом, в отличии от центральной части, погода здесь может быть совсем не солнечной. Здесь много хороших ресторанов местной кухни, достаточно открыть TripAdvisor, но я хочу посоветовать один достаточно интересный ресторан Palco при отеле Teatro (который кстати также достаточно интересный и удобно расположен). Адрес: Rua de Sa da Bandeira 84, Порту 4000 -427. Забронировать столик: +351 220 409 620 или почта [email protected]. Этот ресторан в отличии от всех других, что я советовал, совсем другой категории, отмечен мишленовскими звездами, внутри утонченная атмосфера. Здесь советую не отдельное блюдо заказывать, а брать «тур», т.е. вам принесут 4-5 блюд (небольшие порции, но в сумме будет очень сытно) и соответственно 5 вин к нему. Очень недорого, но при это получается некое такое гастронимческое путешествие по блюдам Португалии в изысканной форме.

Даже для тех, кто не очень любит архитектуру, рекомендую проехать по однодневному маршруту Гимарайнш (Guimaraes)-Бом Жесус (Bom Jesus)-Брага (Braga).

Есть еще недалеко от Браги и рядом с Fafe забавный домик «Флинстоунов» , его координаты: 41.488202°, −8.067809° (напоминает деревню Монсанту, которую я не включил в маршрут, т.к. она находится у восточной испанской границы, о нем я расскажу ещё в самом конце и если у вас получится вставить это местечко в маршрут — обязательно сделайте это, т.к. это одно из самых интересных мест португальской глубинки) и дорога туда выразительная.

А для тех, кому не хватило океана в Лиссабоне или на юге, посоветую съездить в один из этих городов: Вила ду Конди (Vila do Conde), Виана ду Каштелу (Viana do Castelo), Кошта Нову (Costa Nova do Prado). В первом пляжи самые широкие и песчаные, тянущиеся на несколько километров — одни из самых известных в северной Португалии. И погулять там тоже можно. В Виана ду Каштелу больше исторического центра и можно подняться на фуникулере наверх к базилике, откуда открываются потрясающие виды на речку Лиму, город и океан. В Кошта Нову кроме океана могут быть интересные полосатые домики, которые раньше так красили, чтобы рыбаки могли видеть свой дом издалека и причаливать с уловом поближе к дому.

Теперь список мест в Португалии отсортированный туристической значимости (* - must see, ** - можно посмотреть во второй приезд или при наличии времени, *** - при желании углубляться)

*: Лиссабон и окрестности (4-7 дней и больше), Синтра (2 дня), Буссако (переночевать и пол дня), Порту (3-4 дня и больше), Брага (Бом-Жезуш), Гимарайнш (за один день Гимарайнш и Бом-Жезуш, хотя в Гимарайнш можно и день провести).
**: (прибрежный городок с пляжем, пол дня), Монсараш (маленький городок, 3 часа), Марвао (город-грепость, 3 часао), Монсанту (крутой город, пол дня), Сортелья (деревушка, пол дня), Каштелу-Родригу (деревушка и замок, 3 часа), Пенедону (замок, 3 часа).

Ламего (Lamego), Шавеш (Chaves), Амаранте (Amarante), Барселуш (Barcelos), Понте де Лима (Ponte de Lima) — малоизведанные уголки северной Португалии. В Ламего (Lamego) построена лестница и церковь наподобие Бом Жезуша. Шавеш (Chaves) — очаровательный древний городок, сонный и тихий, с массой интересных, но не великих достопримечательностей. Интересный Понте де Лима (Ponte de Lima) с его огромным рынком на берегу реки, а также длинючий римско-средневековый мост.

И вот по этим северным малоизведанным городам могу предложить такой маршрут с возвращением в Порту: Porto — Amarante —Lamego — Chaves (ночевка) — Nationa Park Peneda-Geres (но многого от него ждать не стоит) — Ponte de Lima — Viana do Castelo (ночевка, там кстати доступно для ночевки много кинт, различных поместей с прекрасном видом и т.д.) — Braga — Bom Jesus - Guimaraes — Porto. Получается трое суток, но при желании в Viana do Castelo можно остаться и на две ночи.

В принципе маршрут можно и развить в сторону Испанской Галиссии, доехать через Santiago и другие города до A Coruna, посмотреть океанскую мощь на мысах (Cabo Finisterre, Cabo Esata de Bares и т.д.), но это уже совсем другая история.

Ещё остались города восточной «средневековой» Португалии: Монсараш (Monsaraz), Марвао (Marvao), Монсанту (Monsanto), Сортелья (Sortelha), Каштелу-Родригу (Castelo Rodrigo), Пенедону (Penedono). Это ещё более малоизведенные города (а некоторые просто поселки), все достопримечательности внутри этих городов бесплатны и открыты круглосуточно, включая замки. Там просто нет смотрителей, как и нет туристов. Иногда это оставляет впечатление недолговечности, т.к. никто не ухаживает и не поддерживает. Монсараш (Monsaraz) — маленький городок на холме. Тихие улочки за мощными стенами, белёные стены домов, небольшой замок в уголке, отличный вид на окрестности, засаженные пробковыми дубами. Марвао (Marvao) — довольно интересный город-крепость, обнесен мощной стеной по периметру. Монсанту (Monsanto) — жемчужина Португальской глубинки, там очень красиво. Сортелья (Sortelha) — ещё одна душевная и колоритная средневековая деревенька. Каштелу-Родригу (Castelo Rodrigo) — здесь красивые панорамные виды. Пенедоно (Penedono) — не самый очаровательный поселок, но зато с аутентичным замком.

Соответственно проехать по этим городам можно вдоль восточной границы от Лиссабона к Порту, либо наобоот, на обратном пути.

Вот собственно и все. На основе всех представленных мною маршрутных модулей можно легко составить свой маршрут как для первой поездки по Португалии, так и для второй. Так что всем желаю хорошего путешествия!

P.S. Говорят самый лучший путеводитель по Португалии —

Португалия - удивительная страна на самом краю Европы, славящаяся неповторимыми видами и своей особой атмосферой, которой можно насладиться в полной мере только знакомясь с местным колоритом самостоятельно, без гида и шумной толпы, успевая прочувствовать каждый миг и рассмотреть каждую деталь. Проще и удобнее всего сделать это, путешествуя по Португалии на машине. Ведь эта страна богата на всевозможные красоты и развлечения, расположенные не только близ крупных городов, но и в уединенных местах, куда общественный транспорт зачастую не ходит, а такси стоит очень дорого. Поэтому успеть прогуляться по прекрасным лимонным и апельсиновым садам, отдохнуть на лучших пляжах, посетить популярные аквапарки и полюбоваться живописными утесами за одну поездку можно, лишь самостоятельно выбрав маршрут по Португалии и арендовав автомобиль.

Путешествие по Португалии на машине поможет существенно сэкономить силы, время и деньги, а также получить максимум впечатлений. Территория этой страны невелика. При наличии авто ее легко проехать с севера на юг за 6-7 часов, благодаря чему можно смело планировать сложный маршрут по Португалии, включающий несколько городов и даже регионов, и на сравнительно небольшой отпуск. Также машина может пригодится при отдыхе в рамках одного города, ведь она позволяет с комфортом добраться куда угодно в любое время независимо от расписания городского транспорта.

Аренда машины в Португалии

Самый удобный и выгодный способ арендовать машину в Португалии - найти хорошую прокатную фирму в одном из крупнейших аэропортов, таком как аэропорты Лиссабона, Фару и Порту. Здесь выбор арендных компаний и предложений особенно широк, поэтому найти идеальный вариант несложно. Также преимуществом аренды авто в аэропортах Португалии стало удобное расположение офисов.

Многие из них находятся непосредственно в терминале, что существенно упрощает поиск и экономит время. Парковка у таких фирм, как правило, располагается у самого терминала, поэтому турист может уехать из аэропорта на арендованной машине сразу после заполнения необходимых документов. Однако самые дешевые авто в Португалии обычно предлагают прокаты, офисы которых находятся в 5-10 минутах езды на бесплатном фирменном автобусе. Поскольку такое расположение менее затратно, чем содержание офиса в аэропорту, подобные компании в большинстве своем отличаются очень умеренными ценами, особенно зимой. При этом необязательно начинать путешествие по Португалии на машине с хождения из офиса в офис в надежде найти лучшие условия. На нашем сайте можно найти и забронировать подходящий вариант заранее на русском языке .

В Португалии, как и по всей Европе, для получения авто понадобятся лишь заграничный паспорт, водительское удостоверение на пластиковой основе и кредитная карта на имя водителя с суммой, необходимой для внесения залога. Депозит замораживается на счету на время аренды. Если

Все для самостоятельных маршрутов по Португалии: особенности вождения и дорог

Автомобильное движение в Португалии практически ничем не отличается от российского. Манера вождения у португальцев довольно спокойная, не агрессивная. Перемещаться по Португалии на машине легко и приятно и многие туристы предпочитают осматривать страну именно на авто. Нередко в высокий сезон на дорогах отдыхающих даже больше, чем португальцев. Впрочем, это ничуть не помешает насладиться ездой по Португалии на машине. Ведь сеть автомобильных дорог в этой стране хорошо развита. Ее протяженность составляет порядка 80000 км. Покрытие дорог отличается высоким качеством, независимо от того, платные они или нет.

Обдумывая перед отправлением в Португалию маршруты самостоятельного тура, особенно пролегающего близ Лиссабона, важно помнить, что не везде можно проехать бесплатно. Помимо обычных дорог со свободным проездом, здесь встречаются и автобаны или хайвеи, обозначающиеся в Португалии как autoestradas или просто А. Эти скоростные трассы с идеально ровным покрытием отлично оснащены. Понятные указатели, четкая разметка, катафоты, разделительные барьеры и многочисленные придорожные кафе, заправки и магазины делают передвижение по Португалии на машине простым и комфортным, но в то же время быстрым. На автострадах разрешена скорость до 120 км/ч.

Как и все удобное и современное, скоростные магистрали стоят денег. Тарифы проезда преимущественно умеренные и варьируются в зависимости от конкретной дороги и класса автомобиля. Оплатить использование автострады можно как наличными, так и картой. Тем не менее рекомендуем взять в путешествие не только виртуальные, но и реальные деньги. От сбоев пластиковых карт не застрахован никто. В этом случае автомобилист получает чек, который нужно будет оплатить на почте. При продолжительных поездках по Португалии на машине оптимально использовать Via Verde - компактный прибор для моментальной бесконтактной оплаты проезда, который сдается в аренду в ряде фирм проката авто и на некоторых станциях технического сервиса, продается в специализированных центрах. Прибор позволяет ехать по выделенной полосе без остановок и шлагбаумов, ведь оплата считывается автоматически при въезде под ворота Electronic Toll, отмеченные зеленым знаком V.

Также, знакомясь с Португалией на машине, стоит обратить внимание на кольцевые перекрестки. Здесь приоритет у тех, кто едет по кругу. Благодаря этому правилу перекресток регулируется без участия светофора.

Португалия на машине: где остановиться

Выбор размещения в Португалии велик, а стоимость разнообразна. Зимой цены на апартаменты с кухней начинаются с 10 евро за ночь. Летом проживание в гостевых квартирах и отелях стоит несколько дороже, но благодаря многообразию вариантов удачное предложение найдется в любой сезон, если начать поиск заблаговременно.

Куда поехать в Португалии. Лиссабон самостоятельно

Лиссабон - столица Португалии, куда прилетает основная масса туристов. Современный город с многовековой историей будет интересен как ценителям архитектуры и древних артефактов, так и любителям шоппинга, бурной ночной жизни и ленивого отдыха на пляже. Ведь здесь старинные замки, соборы, музеи и археологические раскопки гармонично сочетаются с торговыми центрами, известными бутиками, рынками, атмосферными барами, клубами и пляжами. Чтобы посмотреть все эти популярные места Лиссабона самостоятельно, несомненно понадобится машина. В особенности когда этот город - лишь часть маршрута по Португалии.

Однако, останавливаясь в Лиссабоне всего на несколько дней, можно обойтись и без нее. Если автомобиль нужен, только чтобы добраться от аэропорта, его легко заменит трансфер. Эта услуга включает в себя встречу по прилету и доставку туриста до дверей отеля. Цена вопроса буквально 10 евро.

Маршрут по Португалии из Лиссабона в Алгарве

Лучшие самостоятельные маршруты на север Португалии

После отдыха в Алгарве самое время отправиться в северные регионы. Это наиболее длинный маршрут по Португалии, а значит, не лишним будет отдохнуть , который по совместительству является винным домом и знаменитым рестораном. В магазине при этом любопытном заведении продается вино местного производства, которое станет отличным подарком родным и друзьям.

Север Португалии притягивает путешественников красивейшими городами. Порту, Коимбра и другие значимые места туризма и отдыха никого не оставят равнодушным. Останавливаясь в старинных городах, помните, что их центр довольно тесен и не богат на парковки. Посещая эти населенные пункты Португалии на машине удобнее поселиться на окраине города. Если же хочется по-настоящему прикоснуться к природе и традициям виноделия, стоит отправиться в долину Дауро - винную «столицу» Португалии, регион, раскинувшийся на обширной территории.

Путешествие на автомобиле по Португалии даст вам много интересных моментов, роскошных пляжей, где приятно провожать закат, возможностей открывать новые города и неизведанные уголки этой чудесной страны. . Отмечайте любимые типы отдыха и комфортную погоду, знакомьтесь с подходящими регионами и отдыхайте в Португалии самостоятельно по собственному маршруту.